МОСКВА
БУЙЛОВА Л.Н. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ: ТЕОРИЯ И ОПЫТ -
**************
Буйлова Л.Н.
Рецензенты:
Филиппова Е.А. – директор ЦДЮТ «Бибирево», Заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук
Андрианов П.Н. – доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института общего среднего образования Российской Академии Образования
Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?
На эти и другие вопросы вы найдете ответы в предлагаемой книге. Читатель выберет то, что созвучно его практике и той личной профессиональной концепции, которая у него так или иначе складывается.
Автор анализирует различные подходы ученых и практиков к решению проблемы педагогических технологий, представляет подходы практиков к их отбору и использованию и предлагает конкретные методы и формы, используя которые педагог дополнительного образования может решать задачи видит свои задачи развития творческих способностей детей.
Предложенный проблемно-информационный материал предназначен для творческой деятельности педагога, принявшего образовательные технологии как наиболее перспективное направление развития дополнительного образования детей.
© Буйлова Л.Н., 2002.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ:
ТЕОРИЯ И ОПЫТСодержание
Введение
История становления педагогической технологии
Использование современных педагогических технологий в развитии творческих способностей детей
Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей
Новые информационные технологии обучения в дополнительном образовании детей
Профессиональные умения педагога, применяющего новую технологию на практике.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их. Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности. Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.
Сегодня условно выделяются две основные образовательные философии: Конгнитивная (направленная на развитие интеллектуальных способностей ребенка, селективный отбор многообещающих детей); Личностная (направлена на эмоциональное и социальное развитие ребенка). Это два противоположных направления: с одной стороны, - неличностный подход к ребенку, с другой - вера в человека и интерес к его судьбе. Очевидно, что педагогические поиски сегодня направлены от конгнитивной к личностной философии образования, взят курс на вариативность образования. При этом выделяются две педагогики: поддерживающая (традиционная) и инновационная (современная). Обращаясь к развитию новых дидактических подходов к обучению, рассмотрим, как соотносятся традиции и инновации в педагогике, в каком направлении идут поиски?
Традиционная педагогика
ограничивает свои формы целенаправленным обучением, отводит ребенку роль объекта, которому педагог передает опыт, готовит к жизни (Я.А. Коменский, И. Гербарт). Индивидуализация скорее провозглашается, чем практически реализуется, поскольку личный интерес учащегося до сих пор не стал основополагающим: государство диктует, чему учить.
Целью
педагогической деятельности является достижение дидактической задачи, формирование знаний, умений и навыков, а не системы убеждений и отношений. Педагогические средства строятся на принуждении детей. Стиль общения носит авторитарный характер. Школа поставлена в такие условия, которые вынуждают ее нести ответственность только за обучение в соответствии с госстандартами. А сохранение и развитие целостной, адаптивной образовательной среды зачастую остается красивым лозунгом. Практикоориентированная социализация также загоняет детей в рамки социальных требований, поэтому продуктивность учебы и практической деятельности достигается в школах очень редко. Учащиеся не желают учиться, способны нарушать дисциплину, теряют интерес к учебе. Традиционным является урок
- одновременное занятие с целой группой, когда учитель передает знания и способы действий в готовом виде, ученики воспроизводят, а он оценивает. Можно ли подготовить ребенка к жизни, если все традиционные методы обучения и воспитания заранее зажимают его в тиски запретов? «Общее условие, которое сдерживает развитие образования, - по замечанию Н. Крыловой, - это относительно низкий уровень культуры массовой школы. Массовая школа остается малокультурным, формально действующим учреждением, именно поэтому дети, пришедшие туда учиться, через некоторое время теряют интерес, т.е. то главное, ради чего стоит идти в школу!» В обстановке массовой школы заглушаются такие качества ребенка, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть то, что мы относим к индивидуальности человека. Существующее противоречие можно представить в виде схемы:
Для того чтобы преодолеть это противоречие, необходимо создать оптимальные условия для развития личности ребенка. Но разве традиционное обучение не влекло за собой развитие личности? Нельзя сказать, чтобы школа не ставила перед собой эту цель. Наоборот, подобная цель декларировалась как задача всестороннего, гармонического развития личности, которая понималась, как носитель идеологических образцов, заданных государством. Традиционное обучение строилось, в основном, в соответствии со стандартизированными целями обучения и воспитания. Однако ведущими признавались внешние, социальные воздействия, а собственно психическое развитие происходило стихийно. Традиционные системы обучения и воспитания себя исчерпали на исходе ХХ столетия, подорвав до основания психическую конституцию человека, поэтому сегодня необходимо не усовершенствовать существующие принципы обучения, а радикально их заменять. На смену традиционной педагогике приходит новая, отличающаяся демократическим характером, органической связью с социумом и перспективами развития человека во взаимосвязи с обществом и природной средой. В последние годы обострилось внимание к научно-практическим разработкам идей развивающего образования, когда стало ясно, что школа не может традиционными способами обеспечить ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию, что требуется в новых социально-экономических условиях. Переход к развивающему обучению требует от педагогов осознанного понимания того, на какие психологические закономерности и особенности развития учащихся они должны опираться при обучении. В данном случае целью учебного процесса становится не просто достижение определенного уровня знаний, умений и навыков, а создание условий для осуществления развития психических особенностей детей. Сегодня многие идеи развивающего обучения имеют место в учреждениях дополнительного образования детей. Каждый учебный предмет, направление деятельности несет в себе огромный потенциал для формирования и развития интересов, способностей и личностных качеств детей. Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование этой теории дано в трудах Л.С. Выготского, который в начале 30-х годов выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся. Идеи Л.С. Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др.). В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением, на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В. Занковым, который в 50-60-х гг. разработал систему интенсивного всестороннего развития
для начальной школы. В то время в силу известных обстоятельств она не была внедрена в практику . Дальнейшее развитие и несколько иное направление развивающего обучения в 60-х гг. было воплощено в практике работы экспериментальных школ Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, которые разработали и осуществили на практике технологию содержательных обобщений,
которая стала в последствии называться развивающим обучением. В их технологии обучения ребенок рассматривается не как объект
обучающих воздействий учителя, а как изменяющий себя субъект
учения. Содержательное обобщение понимается как постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Термин "развивающее обучение
" обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, сколько обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений в измененные условия,
т.е. во главу угла ставится развитие личности ребенка, развитие его психологических особенностей (ума, воли, чувств и др.), что позволяет овладеть теоретическим мышлением. Развивающее обучение – это новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену иллюстративно-объяснительному.
Принципы развивающего обучения
(по В.В. Давыдову):
Общее развитие всех учащихся; Обучение на высоком уровне сложности; Ведущая роль теоретических знаний; Изучение учебного материала быстрым темпом; Включение в процесс обучения эмоциональной сферы; Проблематизация содержания учебного материала; Индивидуальный подход; Использование логики теоретического мышления: обобщение, дедукция, рефлексия, др. Модель обучения, как отмечает В. Давыдов, можно считать развивающей, если в ней присутствуют следующие компоненты: Понимание того, что каждому возрасту соответствуют определенные психические новообразования; Организация обучения на основе ведущей деятельности конкретного возраста (игровая, учебная и т.д.); Реализация взаимосвязи с другими видами деятельности (художественной, трудовой и т.д.); Наличие в методическом обеспечении образовательного процесса разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований. Развивающее обучение ценно в настоящее время тем, что создает условия, в которых происходит формирование новых мотивов детей на основе уже имеющихся потребностей и интересов, таких, как: интерес к учению и внеучебному познанию, стремление познать истину, быть милосердным, уметь сострадать. Развивающее обучение охватывает все аспекты становления личности, оно не ограничивается какой-либо из существующих концепций, допускает другие подходы. Приоритетной задачей современной педагогики является развитие обучающегося, взаимодействующего с окружающей средой и стремящегося к саморазвитию. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и способностям ребенка и строится «на представлении о том, что уже в младшем школьном возрасте необходимо пробуждать у ребенка способность быть субъектом учебной деятельности (по Л.В. Занкову). Существенным требованием к постановке и выдвижению образовательных целей в рамках современной педагогики является их конкретность или продуктивность, а также диагностичность. Что означают эти требования? Достижение цели предполагает получение результата с заданными свойствами. Эти свойства должны быть диагностированы и измерены. Важно прогнозировать изменения в учащихся и иметь инструмент, с помощью которого можно определить, что они достигнуты. «Что умеет делать ученик в нетиповой ситуации?» - главный вопрос целеполагания в современной педагогике . Диагностичность цели дает возможность определить с помощью критериев изменения в ученике, которые произошли в результате учебной деятельности. Стремлением к достижению целей развития ребенка продиктовано применение в учебном процессе коллективных форм организации
: парного взаимодействия, малых групп, межгруппового взаимодействия. Методами
преподавания в этом случае являются проблемные: проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские, - их применение меняет позицию ученика и педагога
в учебном процессе. Предполагается субъект - субъектный
характер взаимодействия педагога и ученика, который выражается в реализации педагогом демократического стиля, открытости, диалогичности и рефлексивности своих действий. Ученик становится активным субъектом деятельности, активно решает учебные задачи: объясняет смысл наблюдаемых явлений, определяет способ выполнения деятельности, объясняет причины наблюдаемого явления, исследует зависимость между величинами и др.
Изменяется позиция педагога: он выступает не только как носитель знания, но и как помощник в становлении личности ученика; утверждается позиция сотрудничества, неформального общения. Педагог выполняет функцию консультанта : помогает ученику в учебном процессе найти решение проблемной ситуации. Условиями, при которых обучение становится развивающим, являются: 1) Формирование познавательной мотивации, интереса. 2) Создание ситуации успеха для ученика. 3) Ориентация обучения на перевод учащегося из зоны актуального в зону ближайшего развития. 4) Реализация перехода от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. 5) Реализация принципа успешности обучения. 6) Учет механизма развития способностей. При таких условиях ученик становится субъектом
учебной деятельности, он обучается ради самоизменения, когда его развитие из побочных и случайных факторов становится главной задачей не только для учителя, но и для него самого. Современная педагогика ориентирована не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть на то, что мы относим к индивидуальности человека. Урок превращается в живое, заинтересованное решение проблем, что способствует разнообразию образовательных форм. Но система образования сегодня в целом остается инертной. Одной из главных причин, препятствующих реализации личностно-ориентированного подхода является ориентация современного обучения на передачу определенных знаний, умений и навыков без учета развития личности, несмотря на постоянно провозглашаемые установки на развитие обучающегося, раскрытие его творческих возможностей и способностей. Школа - один из наиболее инерционных социальных институтов, в котором учебный процесс несет следы конвейерной организации труда. Неудивительно, что в таких условиях в решении проблем индивидуализации и дифференциации обучения, самоопределения и самореализации личности, возрастает значение дополнительного образования детей, понятие которого раскрывается как личностно-ориентированная деятельность, направленная на освоение опыта сотрудничества детей и взрослых в интересующем их виде творческой деятельности. Основной «удар» в реализации идей гуманизации образования принимает на себя дополнительное образование, поскольку средняя школа, хотя на словах и исповедует эти идеи, сохранила многие существенные приметы «советского периода». Система дополнительного образования признает важность приобщения ребенка к полноценному творчеству. Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей - такое воспитание ребенка, при котором предмет и дисциплина не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самореализации, другими словами - это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы. Сегодня всех педагогов объединяет общее стремление выйти за рамки традиционного обучения и воспитания, найти новые подходы к организации образовательного процесса, новые методики и новые технологии обучения и воспитания, которые отвечали бы принципу природосообразности и создавали бы благоприятные условия для саморазвития и самореализации школьников. Главное, что объединяет всех, - забота о всестороннем развитии личности ученика. Одна из ошибок общеобразовательной школы заключается в том, что она перегружает головы учеников знаниями, не обращая должного внимания на развитие их способностей: роль знаний преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития. Деятельность детей и способы приобретения ими знаний зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника. Психологи утверждают, что в настоящее время только 15-25 % школьников несут задатки в области интеллектуальной деятельности. Следовательно, только эти дети могут успевать при традиционных технологиях обучения. А остальным 75-85 % современные требования непосильны. Важен тот факт, что подавляющее большинство детей теряет интерес к учению, находится в состоянии умственной перегрузки, чувствует свою неполноценность. Из этого следует педагогический вывод: необходимо реформировать учебный процесс. Основная цель – установить соответствие между возможностями детей и предъявляемыми к ним требованиями. Изменить такое положение может радикальная переориентация образования, поворот от культа знаний к всестороннему развитию личности
. Именно возможность саморазвития и самостоятельного обновления знаний подготавливают молодого человека к жизни в современном мире. Это означает психологизацию образования, построение и контроль образовательного процесса от возможностей и потребностей ученика. Появившиеся в последнее десятилетие в России нетрадиционные системы образования провозгласили основной ценностью развитие личности, что и является сегодня приоритетной задачей педагогики. Поэтому необходимо обратиться к рассмотрению роли личности в образовательном процессе.
Педагогика
- область человеческой деятельности. Следовательно, она включает в свою структуру объекты и субъекты процесса. Академик РАО В.В. Давыдов ввел в науку понятие «содержательное
обобщение»,
в соответствии с которым человек представляет собой совокупность физического и психического содержания. Взаимодействуя с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве, человек проявляет различные качества и свойства, совокупность которых образует личность.
«Личность, - пишет Г.К. Селевко в книге "Современные образовательные технологии" (М.: "Народное образование", 1998), - это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств: Совокупность социально значимых свойств человека; Система отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой; Система деятельности, социальных ролей, поведенческих актов; Осознание окружающего мира и себя в нем; Система потребностей; Совокупность способностей и творческих возможностей; Совокупность реакций на внешние условия и т.д.» (с.5-6). В течение жизни личность претерпевает изменения, которые называют развитием
. Способность к развитию заложена в человеке природой. Рассмотрим, что такое "развитие" вообще и "развитие личности" в частности.
Развитие
- фундаментальное философское и научное понятие. В словарях даются различные толкования этого понятия, которые имеют свои акценты и взаимодополняют друг друга. Наибольшее распространение получили следующие определения этого понятия: 1)."Развитие
- необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры". («Советский энциклопедический словарь», М., «Советская энциклопедия». - 1987, с. 1097) То есть, развитие изменяет объект (в нашем случае - детей, педагогов и родителей), состав и содержание деятельности учреждения дополнительного образования детей. 2)."Развитие
- необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов" («Философский энциклопедический словарь». -М., 1993, с. 561). 3).Развитие
- «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему" («Словарь русского языка» С.И. Ожегова, М., «Русский язык», 1987, с. 558). То есть, в основе развития лежит процесс создания и освоения новшества. 4)."Развитие
- эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности". (Брокгауз и Ефрон. «Энциклопедический словарь», С.-Петербург, 1904, т. 79, с. 135). В этом определении подчеркивается субъективная природа развития социальных субъектов, его идентичность саморазвитию, связь процессов развития с социальными ценностями. 5).Развитие
- процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное: переход от старого состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему. Исходя из этих понятий , конкретизируем понятие "развитие" применительно к личности обучающегося: Развитие - это качественные и количественные изменения, т.е. изменившаяся личность с новыми свойствами эффективнее выполняет свои функции или приобретает новые, не свойственные ей ранее; Развитие – процесс внутреннего и внешнего изменения личности; Развиваться может объект, приобретя субъектные функции, т.е. обучающийся ставит цели своей деятельности, определяет способы их достижения и т.п., одним словом, становится субъектом; Исходя из этого, можно сказать, что развитие личности -
это направленное, закономерное физическое и психическое изменение индивида, происходящее в ходе специально организованного планомерного педагогического процесса, приводящее к качественному и количественному изменению состояния и свойств обучающихся, улучшению их адаптивности к условиям окружающей среды и повышению их социальной ценности. Жизнь опровергла постулаты советской педагогики: "все дети по способностям равны" и "ребенок - чистый лист, на котором можно написать все, что угодно". Учеными доказано: все дети различны по своим качествам и свойствам, поэтому выбор значимых в обучении индивидуальных особенностей для отслеживания изменений в развитии ребенка следует проводить с опорой на категорию «структура личности», отражающей в обобщенном виде все ее стороны.
Структура качеств личности
Опыт
личности
Направленность личности
Задатки,
Национальные, половые, возрастные качества, Характер и др.
Восприятие, Мышление, речь, эмоции, помять, воля, внимание, индивидуальные ощущения
Умения,
привычки
ценностные ориентации интересы, взгляды,
мировоззрение, УДК 374+37.0
Федорова Ирина Аркадьевна.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творческого образования «Престиж»,г. Красноярск, педагог дополнительного образования, [email protected]. Аннотация. В данной статье описываются современные педагогические технологии, существующие в образовании, а также технологии, которые возможно применить в условиях дополнительного образования. Кратко описан опыт работы по взаимодействию общеобразовательных учреждений и учреждения дополнительного образования. Статья будет полезна методистам и педагогам, работающим в сфере дополнительного образования. Ключевые слова: педагогическая технология, дополнительное образование, проектирование. Педагогическая технология –
это специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитания, используемых в образовательном процессе на основе существующих психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения . В современном образовании понятие «педагогическая технология» явление не редкое. Гораздо реже оно звучит в рамках дополнительного образования. На данный момент применяется много педагогических технологий. Как среди них выбрать ту, которая даст возможность показать более высокий результат? Как перенести выбранную педагогическую технологию в условия дополнительного образования? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – это одно из важнейших условий успешной деятельности современного педагога. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться высокого результата, и неважно в основном или дополнительном образовании. В связи с тем, что основные технологии обучения и воспитания были созданы для общего образования, перед дополнительным образованием встает проблема создания новых технологий или же адаптация уже имеющихся. Общеобразовательная школа, в основном, использует информационные, обучающие технологии с опорой на интеллектуальные возможности. Способы деятельности детей, а также их интересы довольно часто остаются вне поля зрения педагога. Школьные задания в большинстве своем носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что ведет к перегрузке памяти и не способствует развитию психических процессов обучающихся. Учреждение дополнительного образования в отличие от общеобразовательной школы должно разделять детей по их индивидуальным особенностям (как психологическим, так и физическим), интересам, причем содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень интеллектуального развития и корректировать в зависимости от конкретных способностей и запросов ребенка. В результате для детей должны создаваться соответствующие условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы (индивидуальные программы, модульное обучение, разноуровневое обучение). Но в действительности это не так. На практике видно, что большинство занятий педагогами дополнительного образования проводятся в традиционной форме по классической классно-урочной схеме (объект-субъектные отношения). Конечно, с введением ФГОС картина постепенно начинает меняться, но появляется другая проблема: формируя метапредметные и личностные результаты детей (на них делается акцент) в школе упускается предметность. Возникает вопрос - что делать? Вероятно, объединять усилия школы и учреждения дополнительного образования, расставляя при этом свои акценты. Школа учит и воспитывает, а дополнительное образование обучает способам добычи этих знаний, учитывая индивидуальные психологические, интеллектуальные и физические особенности каждого. В дополнительном образовании часто используются и показывают неплохие результаты следующие педагогические технологии: В части обеспечения результативности в соответствии с ФГОС учреждения дополнительного образования оказываются сегодня более эффективными, что объясняется изначальными условиями деятельности (вариативность, свобода выбора, необязательный характер образования и пр.). Развитие универсальных учебных действий, развитие базовых компетентностей – то, что требует внеурочных нетрадиционных форм организации учебного процесса. Созданная нами единая комплексная модульная вариативная программа «От пробы - к выбору, от выбора - к успеху», позволяющая решать задачи по Стандарту, ориентирована на метапредметные и личностные результаты и благодаря своей гибкой организационной структуре отвечает запросам разных школ-партнёров. Главной образовательной технологией педагогов нашего учреждения является технология проектирования. Метод учебных проектов дает возможность учащимся выбора и «проб» в собственной о бразовательной практике: Метод настаивает на обязательности самооценки и рефлексии. Обязательным завершением любого проекта является презентация полученного продукта. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции: Все педагогические технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы: разбудить активность детей; продемонстрировать им оптимальные способы осуществления деятельности; подвести эту деятельность к процессу творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей. Итак, современные педагогические технологии могут существенно перестроить процесс обучения. В условиях ДО ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому, внедряя новые педагогические технологии постоянно, а также включая его в активную творческую деятельность, каждый ребенок получает возможность каждому ребенку проявить себя, развить собственные способности. Таким образом, современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем, что накоплено в педагогике в течение долгого времени. Они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для развития современной творческой личности. Библиографический список: Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей: · обновление содержания образования; · внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности. Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образования в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются. Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их. Учреждение дополнительного образования детей - особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения. Технологическое творчество педагога - явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать свою? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре - условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата? Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности. Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей Опыт практического использования современных педагогических технологий в дополнительном образовании детей - это опыт трансформации и адаптации эталонов организации образовательного процесса, разработанных учеными и практиками для применения в средней и высшей школе. Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. Массовая школа в большинстве своем использует информационные, обучающие технологии с опорой на интеллект. Одна из ошибок современной школы заключается в том, что головы учеников перегружаются знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития способностей ребенка. Способы деятельности детей зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника. Учреждение дополнительного образования детей в отличие от массовой школы должно разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень умственного развития и корректировать в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей должны создаваться оптимальные условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы. Но на деле так происходит не всегда. Как показывает проведенный анализ, большинство занятий педагогами дополнительного образования моделируется в традиционной монологической форме по классической классно-урочной схеме. Преобладает тенденция подражания школьному образованию, формальное использование традиционных образовательных технологий. А это необходимо преодолевать, используя преимущества системы дополнительного образования. Деятельность учреждения дополнительного образования детей строится на таких принципах, как: · дифференциация, индивидуализация, вариативность образования; · развитие творческих способностей детей, выражающемся в том, что в организуемой образовательной деятельности доминируют творческие началаи творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе; · учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами; · учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности; · ориентация на потребности общества и личности обучающегося; · возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде. Личностный подход в работе с обучающимися личностный образовательный дополнительный дети Личностный подход к ребенку, заложенный в основу педагогики сотрудничества, ставит в центр дополнительного образования развитие личности ребенка, его внутреннего мира, где скрываются неразвитые способности и возможности, не раскрытые таланты и потенции. Цель дополнительного образования - разбудить эти внутренние силы ребенка и использовать их для более полного развития его личности. Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям, которое включает: Заинтересованность педагога в их судьбе; Сотрудничество, общение, Отсутствие принуждения, наказания, оценивания, запретов, угнетающих личность; Отношение к ребенку как к уникальной личности («в каждом ребенке - чудо»); Терпимость к детским недостаткам, веру в ребенка и в его силы («все дети талантливы»). Педагогика сотрудничества немыслима без демократизации отношений в учреждении дополнительного образования детей, которая утверждает: Право ребенка на свободный выбор направления деятельности, времени занятий, объема и уровня сложности учебного материала, педагога и т.п.; Право каждого участника образовательного процесса на собственную точку зрения; Создание ситуаций успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности («учеба приносит радость»); Неформальный стиль взаимоотношений педагога и детей. Новая трактовка индивидуализации обучения в педагогике сотрудничества заключается в том, чтобы в системе образования идти не от учебного предмета, а от ребенка к учебному предмету, учитывать и развивать его потенциальные возможности учитывать способности детей и конструировать индивидуальные программы их развития. Интересное дело, участником которого становится ребенок, обладает большим социальным значением и оказывает на него влияние, поскольку: Приобретается социальный и эмоциональный опыт; Центрируется внимание на социальном значении происходящего; Высвечивается социально-культурная ценность общего дела; Осуществляется реальное взаимодействие ребенка с другими детьми, которое подкрепляется дружбой, общением; Формируется умение взаимодействовать с людьми. Поэтому педагог в дополнительном образовании имеет более сильное влияние на детей, чем в школе. Отсюда - повышенные требования к личностным качествам педагога. В образовательной специфике дополнительного образования детей заложена парадигма развивающего личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие каждого обучающегося, на гуманизациюотношений между педагогами, детьми и родителями, построенных на общечеловеческих ценностях. Его суть заключается в том, чтобы рассматривать ребенка не средством, а целью образования, т.е. сделать его субъектом обучения, воспитания и развития. Применение индивидуального подхода в современном мире На современном этапе ставит серьезные задачи перед педагогическими коллективами, предопределенные особенностями общественного развития, которое требует современные кадры. В соответствии с этим требования к будущим специалистам возрастает. От него требуется способность быстро адаптироваться к меняющейся обстановке, принимать решения в нестандартной обстановке. В связи с этим, важная роль отводится индивидуальному подходу к обучающимся, который позволяет сформировать активную, инициативную, самостоятельную личность, стремящуюся к повышению своего культурного и профессионального уровня . Индивидуальная учебно-познавательная деятельность должна рассматриваться с учетом ее педагогических закономерностей, структуры и содержания, рациональной организации и повышения качества и доступности обучения. В настоящее время господствующее положение в образовательной деятельности занимает личностно-ориентированный процесс познания, приближенный к потребностям, интересам, склонностям и способностям обучаемых. В современной науке индивидуальный подход рассматривается как средство решение основных противоречий учебного процесса: между общественной формой существования культуры и индивидуальной формой присвоения, между коллективной формой обучения и индивидуальными особенностями познания. Индивидуальный подход в рамкаха традиционного обучения основывается на знании анатомо-физиологических и психологических, возрастных и индивидуальных особенностей: темперамента; характера; состояния здоровья; возрастных особенностях, связанных с естественным развитием организма, а учет этих особенностей в различных видах деятельности. Индивидуальный подход заключается в педагогическом сопровождении развития ученика, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического взаимодействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также творческие одаренные дети. Подобно тому, как дети различаются по своим физическим качествам, так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Немалую роль в реализации индивидуального подхода играет компетентность педагога. Педагогическая профессия, является одновременно преобразующей и управляющей. А для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности педагога, поэтому выражается в единстве ее теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике - нормативной модели компетентности педагога, отражающий научно-обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. В общем виде психолого-педагогические знания определены учебными программами. Заключение Итак, подведём итоги рассмотрения данного вопроса. Индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения. Он, в отличие от других дидактических принципов, подчеркивает необходимость систематического учета не только социально-типического, но и индивидуально-неповторимого в личности каждого обучаемого. Индивидуальный подход является активным, формирующим, развивающим принципом, тем самым предполагается творческое развитие индивидуальности ребенка. В связи с этим, педагог должен учитывать тип темперамента, индивидуальные особенности обучаемых. В процессе индивидуального обучения диагностируются потенциальные возможности, ближайшие перспективы развития личности. Ценностные ориентации, жизненные планы, направленность личности, безусловно, связаны с индивидуальными особенностями. Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на наш взгляд: как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося; каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта. Направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном (субъектном) уровне. Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями. Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. У каждого свой индивидуальный набор способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности. Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы прежде всего должны иметь в виду его саморазвитие. Список используемой литературы 1. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М., 2002. Индивидуальный подход в процессе обучения Е.С. Рабунский. М.: Педагогика, 2000. 2. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения / С.П. Макаров// Педагогический вестник. 1994. №1. 3. Файнберг, С. У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. Файнберг // Дошкольное воспитание. 2010. Размещено на Allbest.ru Принципы управления, регламентация деятельности и компетенция учредителей муниципального учреждения дополнительного образования детей, цель его образовательной деятельности, организация и участники образовательного процесса, их права и обязанности. методичка , добавлен 14.10.2009 Сущность системы дополнительного образования детей и подростков в Астраханской области. Учреждения дополнительного образования России как воспитательные организации. Деятельность Астраханского эколого-биологического центра - образовательного учреждения. курсовая работа , добавлен 11.01.2011 Социально-педагогические функции учреждений дополнительного образования детей. Основные социально-педагогические технологии и методики, реализуемые специалистами учреждений дополнительного образования. Концепция модернизации российской системы обучения. курсовая работа , добавлен 23.06.2015 курсовая работа , добавлен 17.11.2014 Понятие и особенности учреждения дополнительного образования: характеристика видов, история становления и развития. Анализ системы дополнительного образования в постсоветский период, рассмотрение основных социально-педагогических технологий и методик. дипломная работа , добавлен 15.01.2013 Теоретические аспекты функционирования, функции, характеристика становления и анализ современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации. Основные направления деятельности муниципального учреждения дополнительного образования детей. дипломная работа , добавлен 11.09.2010 Изучение функций учреждений дополнительного образования, а также различий школьного и дополнительного образования. Формы организации досуга детей и развития их творческих способностей на примере клубной деятельности внешкольного учреждения г. Мозыря. курсовая работа , добавлен 28.12.2011 Рассмотрение цели деятельности ГОУ "Центр дополнительного образования": создание необходимых условий для личностного развития детей, обобщение передового педагогического опыта. Особенности нормативно-правового регулирования образовательного процесса. контрольная работа , добавлен 05.11.2012 Нормативно-правовая база по организации дополнительного образования детей на базе МОУ "Никифоровская СШ №1". Наиболее востребованные программы занятий. Показатели эффективности работы педагогов. Проблемы и перспективы развития дополнительного образования. статья , добавлен 18.10.2010 Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования. Содержательно-организационная модель интеграции внутри учреждения дополнительного образования детей. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества города Крымска муниципального образования Крымский район
Тема: «
Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей»
Подготовила
педагог дополнительного образования С.И. Черных
г. Крымск
2016 год
Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации. Массовая школа в большинстве своем использует информационные, обучающие технологии с опорой на интеллект. Одна из ошибок современной школы заключается в том, что головы учеников перегружаются знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как самоцель, а не как средство развития способностей ребенка. Способы деятельности детей зачастую остаются вне поля зрения педагога. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника.
Учреждение дополнительного образования детей в отличие от массовой школы должно разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень умственного развития и корректировать в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей должны создаваться оптимальные условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы.
Но на деле так происходит не всегда. Как показывает проведенный анализ, большинство занятий педагогами дополнительного образования моделируется в традиционной монологической форме по классической классно-урочной схеме. Преобладает тенденция подражания школьному образованию, формальное использование традиционных образовательных технологий. А это необходимо преодолевать, используя преимущества системы дополнительного образования.
Деятельность учреждения дополнительного образования детей строится на таких принципах, как:
дифференциация, индивидуализация, вариативность образования;
развитие творческих способностей детей, выражающемся в том, что в организуемой образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;
учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами;
учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
ориентация на потребности общества и личности обучающегося;
возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде.
В своей практике я придерживаюсь следующих «путеводных положений», наиболее отвечающие специфике дополнительного образования детей:
Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.
Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.
Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
В условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?», т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать такие способы организации творческой деятельности и опыта эмоционального отношения к миру, которые обеспечат комфортные условия развития личности обучающегося.
Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом.
По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен прежде всего на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей. Соответственно, достижение учащимися определенного уровня знаний, умений и навыков должно быть не самоцелью построения процесса, а средством многогранного развития ребенка и его способностей.
Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, я исхожу из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.
В настоящее время педагоги учреждений дополнительного образования детей все более осознанно начинают использовать в новые образовательные технологии, рассчитанные на самообразование детей и их максимальную самореализацию в обществе. Поэтому большой интерес для нас представляют
личностно – ориентированные технологии развивающего обучения и воспитания,
в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения личностно-ориентированных технологий в практику их деятельности.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения
(И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка).
Цель
технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Дополнительное образование ничего не должно формировать насильно; напротив, – оно создает условия для включения ребенка в естественные виды деятельности, создает питательную среду для его развития. Содержание, методы и приемы технологии личностно-ориентированного обучения направлены прежде всего на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной деятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части.
Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика. Таким образом, обучение организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета на основе активности, самостоятельности, общения детей и на договорной основе: каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Технология индивидуализации обучения
(адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков). Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.
В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. Поэтому педагог в дополнительном образовании имеет более сильное влияние на детей, чем в школе. Отсюда - повышенные требования к личностным качествам педагога.
Существуют технологии, в которых достижение творческого уровня является приоритетной целью. Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется
Технология коллективной творческой деятельности
(И.П. Волков, И.П. Иванов) которая широко применяется в дополнительном образовании.
В основе технологии лежат организационные принципы:
социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
сотрудничество детей и взрослых;
романтизм и творчество.
Цели технологии:
выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)
воспитания общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Их содержание – забота о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.
Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.
Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.
Возрастные этапы технологии творчества:
Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.
Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.
Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.
Черты технологии творчества:
свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
педагогика сотрудничества, сотворчества;
применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;
стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.
Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде. Технология исследовательского (проблемного) обучения не нова. Она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе и основывается на теоретических положениях американского философа Дж. Дьюи. Большой вклад в ее разработку внесли М. Махмутов, В. Оконь, Н. Никандров, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин.
Игровые технологии
(Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Педагогические возможности игры в жизни коллектива обнаружены давно, о значении игры писали Я.-А. Коменский, Песталоцци. Значительный вклад в теорию игры внесли К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.
Игровые технологии как социально-психологический феномен являются своеобразной техникой освоения культуры человечества.
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Современная педагогика также признает большую роль игры, которая позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. «Игра, по определению Л.С. Выготского, - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок».
Различают следующие классификации педагогических игр:
По видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
По характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
По игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
По игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Основные принципы игровых технологий:
Природо – и культуросообразность;
Умение моделировать, драматизировать;
Свобода деятельности;
Эмоциональная приподнятость;
Равноправие.
Цели образования игровых технологий обширны:
Дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
Воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
Развивающие: развитие качеств и структур личности;
Социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста.
В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом. Тематические игры связанны с изучаемым материалом, например, "Моделирование случаев из жизни", "Стихийное бедствие", "Путешествие во времени" и т.п. Особенностью таких занятий является подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и реальных затруднений. Создается имитация реальной жизненной ситуации, в которой ученику необходимо действовать.
Обычно группу разбивают на подгруппы, каждая из которых самостоятельно работает над каким-либо заданием. Затем итоги деятельности подгрупп обсуждаются, оцениваются, определяются наиболее интересные наработки.
Игровая технология применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития дошкольников используют игровые технологии.
Новые информационные технологии обучения
в дополнительном образовании детей
Заключение
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
Разбудить активность детей;
Вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
Подвести эту деятельность к процессу творчества;
Опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения инновационных технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Изучив и проанализировав существующие в педагогической науке и практике подходы к организации обучения и воспитания, можно утверждать, что научно-педагогической основой организации деятельности учреждения дополнительного образования детей являются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания: с их помощью более активно осуществляется процесс создания для обучающегося возможности самореализоваться, развить индивидуально-творческие способности. В дополнительном образовании в силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные технологии стали его отличительной особенностью. Здесь образование и развитие ближе всего подошли к понятиям «самообразование» и «саморазвитие».
Современные технологии в работе учреждений дополнительного образования детей сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике, они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития.
Современная организация образовательно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную направленность, способствует полноценному развитию тех способностей, которые нужны личности и обществу, которые включают личность в социально-ценностную активность, способствуют ее самоопределению, обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении всей последующей жизни.
Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей строится на основе реализации различных видов деятельности детей; обеспечивается свободный выбор каждому темпов и глубины освоения образовательных программ, осуществляется активное взаимодействие детей разных возрастов в образовательном процессе. Личностно-ориентированные технологии «запускают» внутренние механизмы развития личности.
Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
Но главное – педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить недостатки, определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными профессиональными умениями для этой работы педагога являются аналитические.
Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в образовательный процесс должен уметь:
применять методы и приемы обучения, используемые в данной технологии;
проводить и анализировать учебные занятия, построенные по новой технологии;
научить детей новым методам работы;
оценивать результаты внедрения новой технологии в практику, используя методы педагогической диагностики.
Используемая литература
Анисимов О.С. Учебная и педагогическая деятельность в активных формах обучения. – М., 1989.
Арстанов М.Ж., Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Проблемно-модульное обучение: вопросы теории и технологии. – Алма-Ата: Мектеп, 1980.- 208 с.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 1994.
Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М., 1970.
Беспалько В.П. Элементы теории управления процессом обучения. - М., 1971.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. –с. 5-6.
Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения. //Школьные технологии № 4, 1997.
Симоненко Н.Э. Способы активизации творческой деятельности./ Самоценность детства и детская культура. Материалы Республиканской научно-практической конференции. – Минск, 1999, с. 50-53
Введение
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:
Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.
обновление содержания образования;
внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Научно-методическое обеспечение технологического подхода в дополнительном образовании детей
В основе любой дидактической системы лежит определенная философия образования, которая дает ориентиры для решения конкретных вопросов образовательной политики, помогает определить содержание образования, принципы построения учебного процесса, перспективность нововведений, сравнить образовательные системы и т.п.
Развитие личности и педагогические технологии
Любой технологический процесс начинается с изучения исходного материала, его свойств и пригодности для последующей обработки. То же самое происходит в педагогике.
З
аложено от природы
Индивидуально-типологические особенности
Особенности протекания психических процессов
Формируется социально
Темперамент,
Способности,
Воображение,
Знания,
Навыки,
Потребности,
установки,
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Подобные документы