» » Теоретические аспекты управления конфликтами. Аспекты конфликта Некоторые методологические основания изучения конфликта в социальной психологии

Теоретические аспекты управления конфликтами. Аспекты конфликта Некоторые методологические основания изучения конфликта в социальной психологии

Конфликт можно условно расчленить на две составляющие: внешнюю (объективную) и внутреннюю (субъективную, психологическую). Анализ конфликта мы начнем с рассмотрения его психологической стороны, очертив ее важнейшие составляющие. О некоторых существенных субъективных моментах мы уже сказали ранее, затронув проблему интересов и потребностей, а также восприятия конфликтной ситуации и эмоциональной напряженности. Теперь же остановимся на некоторых психологических коррелятах самого конфликтного процесса.

Субъективная сторона конфликта представлена множеством психологических элементов, участвующих в любой человеческой деятельности. Это аналитические действия и процесс принятия решения, эмоции и память, социальные установки и ценностные ориентации, внутренние нормативные механизмы и многое другое. Поведение в конфликте, однако, – это довольно специфический вид индивидуальной, групповой или массовой активности, требующий особой функциональной ориентации различных субъективных процессов.

Прежде всего поведение в конфликте часто сопряжено с сильнейшей фрустрацией, стрессом, возникающим из-за действий другой стороны. Это накладывает определенный отпечаток на протекание иных субъективных процессов и характер действий субъекта. В ситуации сильного напряжения могут совершаться поступки, для них в обыденных ситуациях невероятные как в смысле высокой эффективности действий, так и в смысле их полной неадекватности, ошибочности. Люди, вступая в конфликт, редко остаются хладнокровными, их поведением руководят сильнейшие негативные эмоции: гнев, ярость и т.п., подчас доходящие до полного аффекта. Серьезные искажения в связи с этими обстоятельствами могут происходить в субъективных образах происходящего противоборства, складывающихся у каждого из его участников. Эти искажения в восприятии касаются намерений и целей противника, результатов его действий, деструктивная сила которых может значительно преувеличиваться.

В конфликте, затрагивающем жизненно важные интересы субъекта, мобилизуются все его внутренние ресурсы. В группах и крупных социальных общностях, государствах в таких случаях обычно устанавливаются соответствующий порядок и особые нормы поведения. Как известно, наличие внешнего врага способствует сплочению членов сообщества. Индивид по возможности максимально полно использует свои интеллектуальные или физические ресурсы в зависимости от того, какой характер принимает борьба. Субъекты, желающие достичь победы, максимально используют свои знания, умения и навыки. Во многих случаях важна скорость реакции или, для групп и крупных сообществ, скорость реагирования. В конфликте, как – опять подчеркнем – ситуации стрессовой и требующей немедленных действий, зачастую реализуются привычные, стереотипные, бессознательные реакции.

Субъект, участвующий в конфликте, как правило, находится в ситуации выбора, часто сопряженного с риском. Не следует думать, что выбор осуществляется всегда рационально, продуманно, со взвешиванием всех возможностей. Решение часто надо принять немедленно, кроме того, сторона может быть не в состоянии трезво оценить альтернативы поведения. Не все альтернативы могут осознаваться, круг выбора может быть заметно сужен, и это одна из причин неадекватных действий в конфликте, ведущих к ухудшению ситуации.

Но так или иначе – осознанно или неосознанно – определенный выбор осуществляется. Наиболее общие и типичные дилеммы, возникающие перед субъектом, вынужденным сделать выбор, описаны в работах К. Левина и его последователей. Это дилеммы «стремление – стремление», «избегание – избегание», «стремление – избегание» и «двойные стремление – избегание». Первый случай «стремление – стремление», когда субъект должен выбрать между двумя привлекательными альтернативами, как мы полагаем, не типичен для ситуации конфликта, обычно сопряженного с максимальным ограничением всех позитивных альтернатив и постоянным присутствием альтернатив нежелательных. Поэтому мы остановимся на рассмотрении трех других случаев.

1. Дилемма «избегание – избегание». Это ситуация, когда приходится выбирать «из двух зол», ничего не приобретая. Внутренняя проблема здесь по сути состоит в том, какое решение позволит понести меньшие потери и с большей вероятностью сохранит имеющийся потенциал, энергетические ресурсы и т.п. (в том числе и необходимые для продолжения борьбы). Классическая фраза при нападении разбойника: «Кошелек или жизнь?» характеризует этот случай. В такую ситуацию обычно государство-агрессор ставит более слабое государство, предпочитающее нередко платить дань, нежели потерять политическую независимость. При массированном военном наступлении противника отступающая сторона также делает подобный выбор, как это сделал, например, известный военный совет в Филях, решивший сохранить армию ценой сдачи и разграбления Москвы.

2. Дилемма «стремление – избегание»: в этой ситуации одно и то же одновременно притягивает и отталкивает, как, например, это может быть в случае попыток применения насилия в межличностном или межгосударственном противоборстве. С одной стороны, эти действия достаточно эффективны и могут принести быструю победу, но, с другой стороны, они могут вызвать столь же массивную ответную реакцию и, кроме того, возможно, будут оценены как противоправные. Этот пример, кстати, показывает, что проблема выбора в конфликте тесно связана с действием социально-нормативных механизмов.

3. Дилемма «двойных стремления – избегания». Это дилемма, на наш взгляд, наиболее типична для конфликта. Она связана с комплексом противоречивых оценок ситуации, когда не в одной, а в двух (а в реальности – в нескольких) альтернативах усматриваются и позитивные, и негативные стороны. Именно эта проблема встает перед субъектом, выбирающим, например, между прямой атакой и обходным маневром, позволяющим застигнуть противника врасплох. Каждый вариант сулит свои выгоды, но каждый чреват потерями: в первом случае – в силах, во втором – во времени.

Как же осуществляется выбор решения при этих комбинациях? Согласно психологическим исследованиям, величина поведенческой тенденции (силы выбора) зависит одновременно от двух переменных: величины валентности цели (т.е. ее ценности, притягательности ее для субъекта) и расстояния до цели, которое субъекту предстоит преодолеть. Понятно, что психологическое расстояние до цели не сводится к пространственной удаленности. Это может быть дистанция во времени, количество необходимых промежуточных действий или их сложность, требующаяся для этого затрата сил и т.д. Да и притягательность цели – величина непостоянная и неоднозначная.

Н. Миллер выдвинул ряд гипотез, касающихся особенностей разрешения внутренних противоречий в рассматриваемых случаях: 1) тенденция стремления тем сильнее, чем ближе цель (градиент стремления); 2) тенденция избегания тем сильнее, чем ближе внушающий опасение объект (градиент избегания); 3) градиент избегания растет быстрее градиента стремления (это означает, что опасность воспринимается сильнее, чем выгоды от возможного противостояния); 4) в случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более сильная; 5) сила подкрепляемой тенденции реагирования возрастает вместе с количеством подкреплений (иными словами, повторяемость эпизодов конфликта существенно влияет на поведение участников).

Эти наблюдения позволяют в некоторых случаях объяснить выбор сторонами своей линии поведения в конфликте. Разумеется, этот выбор зависит от множества и других психологических факторов: интеллектуальных, эмоциональных, волевых, а также от совокупности внешних (в том числе и совершенно случайных) обстоятельств. Он может быть случайным, нетрадиционным, даже парадоксальным. Действительное решение подчас предсказать довольно трудно. Но если исходить из того, что все-таки это решение должно быть в достаточной мере рациональным, то некоторый свет на эту сторону вопроса проливают исследования по теории игр. Остановимся на них немного подробнее.

Эмоциональные аспекты конфликтных ситуаций.

Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспекте

На какой бы почве не возник конфликт, он всегда протекает «в следующей последовательности:

а) Постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;

б) Увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

в) Повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта, в сторону его ужесточения, вовлечения в конфликт новых лиц;

г) Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта;

д) Изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом». В основе различных типологий и классификаций конфликтного взаимодействия лежат различные основания.

Но любая типология дает возможность «развернуть» эмоциональную динамику участников конфликта по напряженности повторяющую сам конфликт. Приводим типологию, в которой как раз развитие эмоций выступает системообразующим фактором.

На основе социально-психологических описаний различных конфликтов, возникающих между разными людьми в специфических ситуациях их взаимодействия, можно выделить в качестве наиболее распространенных, чаще встречающихся, следующие типы межлич-ностных конфликтов.

Наиболее распространенным является чувственно-аффективный тип межличностного конфликта. Он характеризуется тем, что конфликтное взаимодействие между двумя субъектами начинается с довольно острого, эмоционально окрашенного и неприятного для партнера вопроса, обращенного одним из них к другому. Второй партнер, испытывая неприязненные, а порой и враждебные чувства к первому, стремится игнорировать все, что связано с мнениями, оценками, вкусами, предпочтениями первого из них, не отвечает на его вопросы, игнорируя его, избегает дружеского взаимопонимания с партнером, сводя свое общение с ним до минимума, необходимого и формального. В возникающем вследствие этого конфликте выявляются две особенности.

Первая из них заключается в том, что конфликтная ситуация разворачивается постепенно, раздражение и озлобленность нагнетаются как бы исподволь, не сразу приводя к конфликтному взаимодействию.

Вторая особенность состоит в том, что конфликтное взаимодействие в данном случае выражает разную направленность позиций соперников. Первый из них, стремящийся получить ответы на свои вопросы и не получающий их, начинает раздражаться, злиться и выражать все более неприязненные отношения ко второму, вступает в состояние, не позволяющее ему контролировать свои слова и поступки. Второй же, напротив, стремится всячески уйти от непосредственного взаимодействия с первым, игнорируя его слова, чувства, эмоции. Его игнорирующая позиция усиливает отрицательную эмоциональную реакцию партнера и провоцирует тем самым возникновение межличностного конфликтного взаимодействия.

Бескомпромиссный тип межличностного конфликта характеризуется тем, что он начинается со взаимных замечаний, упреков, претензий друг к другу. В ходе перерастания конфликтной ситуации в реальное конфликтное взаимодействие обе стороны в данном случае продолжают высказывать друг другу свое недовольство, выдвигают все новые претензии и обвинения в адрес партнера. В таком конфликте его деструктивная функция, как правило, по мере развертывания взаимодействия между враждующими партнерами усиливается, а соперники делают все назло друг другу.

Эмоционально невыдержанный тип межличностных конфликтов начинается с эмоциональной агрессивности одного из субъектов взаимодействия. Для него характерно эмоциональное недовольство и неудовлетворенность партнеров друг другом, высказываемые откровенно, порой в резкой форме в процессе конфликтного общения. Начинающийся конфликт характеризуется, как правило, отсутствием стремления спокойно разобраться в причинах возникшего недоброжелательства и нежеланием понять своего партнера. Его стремление обидеть, унизить партнера проявляется в демонстративном и деструктивном поведении, которое, к тому же, часто не контролируется с его стороны. Для его партнера, вступившего с ним в конфликтное взаимодействие, свойственно непонимание причин конфликта и оценка поведения другого как неправильного. Такой конфликт носит затяжной характер и приводит к взаимной формализации межличностного взаимодействия, которое характеризуется свернутостью процесса общения до минимально необходимого.

Вежливо-обидчивый тип межличностного конфликта характеризуется тем, что начинается он с выражения одним из партнеров несогласия с точкой зрения другого или же с оценкой последним того или иного явления, человека, его поступков и т.п. Для него специфично использование вежливой формы обращения к сопернику (иногда даже подчеркнуто вежливого), а также чувства недовольства собой за вступление в конфликтное взаимодействие. В таком случае у обоих партнеров чаще всего проявляется обоюдная готовность к примирению, которая может без труда реализоваться, нередко со взаимными извинениями.

Агрессивный тип межличностного конфликтного взаимодействия отличается тем, что для обоих его участников характерно деструктивное поведение, в котором эмоции подавляют рассудок. В связи с тем, что один из конфликтующих не в состоянии контролировать свои слова и поступки, а другого переполняют отрицательные эмоции, их взаимодействие нередко сопровождается взаимными оскорблениями, доходящими до острой стычки - в форме словесной перебранки, истерики, а иногда и драки.

Роль эмоций в конфликтной ситуации

В конфликтной ситуации эмоции играют значительную роль. Порой эмоции способны заставить действовать нерационально. Искусство управления собственными эмоциями состоит в умении направлять их в нужное русло. Реакции, основанные на эмоциях, часто приводят к конфликтам, а в конфликтной ситуации приводят к эскалации противодействия. Такое развитие событий негативно как для самих оппонентов, так и для коллектива. Обратимся к некоторым особенностям эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.

Тревога - психическое состояние беспокойства, испытываемое человеком без ясного осознания его источника. Это эмоциональное состояние характеризуется напряжением, ожиданием неблагополучного развития событий. Оно включает комплекс эмоций: страх, горе, стыд, вину, интерес и возбуждение.

Тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги: может стать устойчивой чертой личности - воспринимать угрозы своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением тревоги. В конфликтной ситуации тревожность такой личности обусловливает определенные реакции: всяческие попытки ухода от опасной ситуации - как в виде вербальной или физической агрессии, так и в виде ступора, оцепенения, неспособности к анализу.

Тревожная личность воспринимает мир как несущий потенциальную опасность и любой ценой стремится к спокойствию, избегая конфликтов и не отстаивая своих интересов. Тревожность может стать причиной повышенной конфликтности личности. Повышенный уровень тревоги ведет к появлению защитных механизмов, которые помогают избавиться от тревоги.

Эмоциональная ригидность выражается в заторможенности, косности эмоциональных откликов на меняющийся объект. Мысли, действия, эмоции текущего конфликта возникают не только под воздействием происходящего в данный момент, но и под влиянием глубинных подсознательных процессов. Если мы ограничиваем выражение таких эмоций, как страх, гнев, то снижаем нашу способность адекватно воспринимать действительность.

Контроль эмоций осуществляется большей частью неосознанно. Люди с повышенным контролем за отрицательными эмоциями и люди с пониженным или нормальным контролем будут по-разному выражать их (эмоции) в ситуации конфликта. И внешние выражения эмоции (экспрессии) будут различными, и это не способствует конструктивному разрешению конфликта.

Психологические аспекты основных видов межличностных конфликтов

Межличностные конфликты мы рассматриваем как состояние взаимодействия субъектов общения, воспринимаемое и переживаемое как значимая социально-психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая соответствующую активность сторон. Конфликтное межличностное взаимодействие характеризуется:

 наличием дисгармонии, дисбаланса в отношениях субъектов;

блокированием идей или интересов партнера по общению;

 столкновениями по поводу несовпадения или невозможности реализации ценностей, целей, потребностей;

претензиями агрессора на индивидуальность оппонента посредством подавления, игнорирования, обесценивания его достоинств;

Целенаправленным воздействием на внутренний мир другого с целью порабощения и угнетения;

наличием претензий на исключительность, оригинальность, на истину в последней инстанции, на повышенный контроль над всеми и вся;

отягощенностью взаимодействия отрицательными эмоциями и отношением.

Межличностные конфликты реализуются преимущественно на психологическом и социально-психологическом уровнях функциональных систем.

Конфликты психологического уровня могут быть следующих видов.

Личностные конфликты – это чисто психологические, чаще эмоциональные конфликты, связанные с личностным восприятием, с эмоциональной реакцией на поведение и действия других людей, с расхождением во взглядах и т.п. Подобные конфликты обусловлены: излишней зависимостью, ролевой напряженностью, чувствами зависти, враждебности, антипатии; быстрой реакцией субъекта на ущемление его интересов; внутриличностными проблемами и личностными особенности субъектов.

Основные типы личностных конфликтов:

конфликт требований, характеризующийся несопоставимостью требований к себе и возможностей человека;

конфликт долга и личных мотивов;

конфликт деморализации – это ситуация, когда человек признает требования, но отвергает нравственные нормы.

Потребностные конфликты обусловлены противоречием между желанием и действительностью из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей (например, рождение ребенка и его материальная и духовная обеспеченность). Подобные конфликты проявляются в форме:

нереализованного желания в ситуациях выбора:

– между инстинктами и чувствами нравственного порядка (ответственности, собственного достоинства);

– между удовлетворением запретного желания и угрозой наказания;

– между взаимоисключающими друг друга желаниями;

– между двумя опасностями и др.

переживания (страдания) по поводу невозможности реализации жизненно важных потребностей: самоутверждения, признания, единства «я» и др.

Для профилактики этого наиболее распространенного вида конфликтов важно создавать условия жизнедеятельности, где жизненно важные потребности могут быть удовлетворены, в противном случае возникает эффект: подавляемая потребность уходит в режим накопления, а затем реализуется, но уже насильственным путем.

Конфликты интересов характеризуются стремлением че­го-то достичь, что-то изменить или сохранить в своем поведении и жизни. Осуществляются подобные конфликты посредством перехода активности в некоторый объектив­ный результат. Предметом социально-психологического интереса в конфликте является возможность получения одобрения, признания, власти, богатства, престижа и др. Например, это может быть стремление человека выделиться в общей массе, во чтобы то ни стало самоутвердиться в позиции превосходства над окружающими. Таким образом, основным интересом здесь является акт самоутверждения за счет другого.

Конфликты отношений , возникающие на базе противоречий между формами единения: с природой, с людьми, которые определяют потенциал жизненной энергии человека. При конструктивном единении потенциал возрастает, при негативном варианте отмечается снижение жизненных сил и возникает депрессивное состояние. Здесь можно выделить:

Конфликты безысходности , характеризующиеся тем, что отношения и обра ­ щение оппонентов друг к другу явно не совпадают, т.е. один относится поло­жительно, а другой отрицательно и оба не хотят изменить свое отношение.

Конфликт неопределенности возможен в двух вариантах: когда один из оппонентов относится к другому положительно, а второй неопределенно; когда один относится негативно, а второй неопределенно.

Конфликт влечения – боязни характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное и отрицательное от­ношение, всякое движение, направленное на сближение с одновременно привлекательным и непривлекательным объектом, тормозится на определенном психологическом расстоянии, уравновешивающем стремления сблизиться и отдалиться.

Конфликты предвзятости , характеризующиеся восприятием человека в соответствии со стереотипом: ребенок, старый человек, представитель определенной профессии, представитель определенной национальности. Символами предвзятости отношения являются следующие речевые высказывания: «я давно знаю», «я давно хотел сказать» и т.д.

Мотивационные конфликты , имеющие в своей основе бессознательные стремления и к обладанию, и к безопасности. Подобные конфликты обусловлены противоречиями:

между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла);

между равно непривлекательными, но взаимоисключающими возможностями (выбор из двух зол);

между равнозначно привлекательными и непривлекательными возможностями (есть много «за», но и много «против»).

В подобных случаях чем ближе человек к выбранной цели, тем больше возрастает ее привлекательность, и наоборот, уменьшается привлекательность цели, от которой человек удаляется. Также возможно и обратное: при приближении к выбранному объекту возникает реакция отторжения избранного, а отвергнутый объект становится все более привлекательным, что побуждает человека вернуться в исходное состояние.

Когнитивный конфликт обусловлен познавательным диссо­нансом взаимодействующих сторон. Например, когда один из оппонентов опери­рует системой понятий, недоступной другому; или в ситуации, когда содержание взаимодействия имеет эмоциональную окраску, воспринимаемую оппонентом как агрессивную, несущую интервен­цию; или когда оппонент интуитивно осознает собственную познавательную ущербность по сравнению с оппонентом.

Эмоциональный конфликт характеризуется преимущественно эмоциональным содержанием. Подобные конфликты имеют внутриличностные эмоциональные проблемы, комплексы, амбиции, нереализованные потребности и желания, создающие помехи процессу взаимодействия. Также основой подобных конфликтов является отсутствие или недостаточность эмпатии (сопереживания другому человеку), негативное отношение к себе, другим, к миру. По степени эмоциональной насыщенности различают следующие виды конфликтов:

эмоционально насыщенные, позиционно разнонаправленные, акцентированные на игнорирование оппонентов;

эмоционально невыдержанные, характеризующиеся активно противоборствующими позициями сторон, агрессивно насыщенным, бескомпромиссным поведением сторон;

Эмоционально сдержанные, вежливые, позиционно не фиксированные, характеризующиеся компромиссными формами поведения.

Конфликты реакции на препятствия по достижению целей профессионального и личностного развития; на нарушения социальных норм; в ситуации, когда индивидуальные особенности работников влияют на их деловые контакты с выше- или нижестоящими должностными лицами; когда есть конкурирующие группы и подгруппы; в ситуациях установления групповой иерархии и распределения вознаграждений.

Конфликты социально-психологического уровня могут быть следующих видов.

Коммуникационные конфликты в своей основе имеют особенности коммуникативного процесса, они могут быть ориентированы на кооперацию или конкуренцию во взаимодействии; на восприятие сходств или различий конфликтующих с интерпретацией, соответствующей установкам по отношению друг к другу. Важным моментом здесь также является мотивация сторон и их ориентация либо на задачу – это напористость в решении проблемы: либо на личность – это решение своих задач, часто за счет другого человека.

Деятельностные конфликты базируются на несовпадении процессуального и мотивационного аспектов деятельности, например, внеш­не требуется четкое исполнение каких-либо действий, а во внутренних процессах преобладает ориентация на мотивацию творчества. Тогда вовне проявляется противоборство требованиям и продуцируется профессиональная несостоятельность.

Адаптационные конфликты. Это конфликты между требованиями действительности и возможностями человека (физическими, психологическими, профессиональными). Подобные конфликты обусловлены: усвоением внутриорганизационных норм; навыками адаптации; реакциями участников трудового коллектива на структурные изменения и нововведения.

В адаптивном, конструктивном варианте они имеют направленность на реальные изменения личности посредством анализа ситуации и поиска конструктивных решений.

В дезадаптивном, защитном варианте отмечается направленность на убеждение других в том, что человека необходимо воспринимать в ином виде.

Внешне это проявляется в отсутствии способности к выработке определенной жизненной позиции, в депрессивных симптомах; в активном сопротивлении любого рода воздействиям и взаимодействиям; в сохранении статус-кво как важнейшей жизненной задачи.

Морально-нравственные конфликты , являющиеся неотъемлемой частью любого другого конфликта и обозначающиеся противоборством:

между желанием и долгом,

Между моральными принципами и личностными привязанностями (В.С. Мерлин),

между стремлением действовать и социальными воздействиями;

между социально необходимыми личностными качествами и их выраженностью.

Подобные конфликты проявляются в противоборстве стремлений к положительной самооценке и оценке окружающих.

Ролевые конфликты , содержащие в своей основе противоборство между ролевым поведением и деятельностью человека. Например, директор школы требует и ожидает одной линии поведения, а коллеги учителя совершенно иной, даже противоположной по отношению к этим ожиданиям. Их осуществление характеризуется диссонансом профессиональных притязаний и реальных возможностей человека. Подобные конфликты выражаются в следующих основных формах:

конфликт «я и роль» как переживание невозможности выполнения роли, которое может быть осознанным, и тогда оно стимулируется развитием способностей; или же неосознанным, но интуитивно ощущаемым, тогда человек уходит в защитные формы и взращивает свой комплекс профессиональной некомпетентности;

«межролевой конфликт» возникает, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т.п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя обязывает его задерживаться на работе;

конфликт «роль и я» как переживание погруженности в роль и затруднение условий для ее реализации. Например, на производстве перегруженность работой или, напротив, отсутст­ вие работы при необходимости находиться на рабочем месте.

Поведенческие конфликты в своей основе имеют импульсивный, инстинктивный, эмоционально насыщенный характер реакций на взаимодействие (например, не осознавая своего поведения, человек проявляет базовый инстинкт собственничества на все, что попадает в его обзор, при этом другие люди, оказавшиеся в этой зоне, воспринимаются как инородное тело, которое необходимо удалить, иногда любыми способами); использование стратегии соперничества, чрезмерной демонстрации состояний собственного внутреннего мира безотносительно к ситуации; эгоизм, отсутствие должной культуры поведения. Это наиболее яркая сторона конфликта, это то, на что в большей степени обращают внимание все участники конфликтных действий.

Конфликт ответственности – предметом спора яв­ляются ответственность или самостоятельность. Это случаи с недостаточ­ной или чрезмерной ответственностью или же ситуации, когда люди из-за взаимного непонимания (из-за различных точек зрения) обвиняют друг друга в недостаточной или чрезмерной ответственности. Это ловушка ответственности, выбраться из которой можно при условии выработки единой точ­ки зрения на данную проблему. То есть основанием для разрешения конфликта служит призна­ние обвинений, если они объективны, а в случае когда вас обвиняют в том, чего вы не совершали, попытайтесь понять, почему вас считают виновным.

Человек, принимающий чрезмерную ответственность, властвует над тем, кто эту ответственность уступает, и, если уступающий действует вопреки своему желанию, у него возникает чувство унижения, обиды, враждебность. В свою очередь первый также чувствует недовольство, поскольку ответственность ложится на него тяжким бременем.

Данный конфликт имеет свои особенности возникновения:

в семье, где он обусловлен: отсутствием знаний о необходимости такой ответствен­ности; различными приоритетами в жизни; отсутствием потребности в подобных знаниях, т.е. человек не подозревает о необходимости ответственности, поскольку это делает первый; наличием разных представлений о некоторых тривиальных моментах жизни (уборка квар ­ тиры, ремонт и пр.);

В ситуации сотрудничества в условиях производственной деятельности чрезмерная ответственность возникает при условии, когда один испытывает потребность в этом и, сам того не желая, занимает лидирующее положение; а также в ситуациях, когда нет веры в силы и способности сотрудников; в подобных ситуациях первый обижен одиночеством и чрезмерной нагрузкой, а второй – чувством зависимости и утратой идентичности.

В зависимости от возрастного этапа конфликтующих и от сферы возникновения межличностные конфликты могут быть следующих видов.

Конфликты возрастного развития : детские, подростковые, юношеские, конфликты молодости, взрослой жизни, зрелого возраста, старости.

Семейные : супружеские, противоборство родитель – ребенок, ребенок – ребенок.

Производственные :

в образовательной среде: учитель – учитель, администратор – учитель, учитель – родитель; ученик – учитель, ученик – ученик и др.

в сфере здравоохранения: врач – администратор, врач – врач, и т.д.

в сфере промышленности и торговли,

В сфере транспортных услуг и др.

Итак, межличностные конфликты – это действительно «болезнь» и социального пространства, и индивида, включающего в свою жизнедеятельность лицемерие, жадность, зависть и пр. В числе основных профилактических мер деструктивных межличностных отношений можно отметить:

осознание и структурирование различного рода проблемных зон межличностных отношений, их переориентация в позитивном ключе;

Воспитание культуры эмоционального поведения посредством обучения правилам поведения в конфликте;

формирование коммуникативной компетентности;

знакомство с теорией психического развития человека;

обучение умениям работать с информацией в ситуации конфликта;

работа над формированием мотивационной сферы субъекта;

психологическая и организационная поддержка в реализации запросов человека; и др.

У А. Шопенгауэра есть прекрасное высказывание о том, что целостный, конструктивный человек, подобно успешному государству, не нуждающемуся во внешних заимствованиях, не нуждается во внешних завоеваниях и самоутверждении за счет других. Поэтому основным средством профилактики межличностных конфликтов является работа над формированием гармонично развитой личности. Особенно актуально это сегодня в условиях построения нового, гуманистически ориентированного общества.

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системе связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus -- столкновение) -- столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение -- противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами.

Конфликт -- это факт человеческого существования. Многие люди воспринимают историю человечества как бесконечную повесть конфликтов и борьбы. Нигде конфликты не проявляются так очевидно, как в мире бизнеса. Существуют конфликты между фирмами, компаниями, ассоциациями, в пределах одной организации и т.п. Конфликт, возникающий в организации, называют организационным. Это, в частности, конфронтации, противоречия и т.п.

Организационный конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа организационного конфликта, менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им. Некоторые фирмы вводят в штатное расписание должность менеджера по отношениям с сотрудниками (конфликтолог).

Когда конфликт в организации неуправляем, это может привести к конфронтации (структурные подразделения организации или члены микро- или макроколлектива перестают сотрудничать и общаться друг с другом). В конечном итоге подобная ситуация разобщения приведет к деградации коллектива и организации в целом.

Большинство ассоциируют конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной и т.п. Бытует мнение, что конфликта по возможности необходимо избегать или немедленно разрешать его, как только он возникнет. Однако следует иметь в виду, что конфликт наряду с проблемами может приносить организации и пользу. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию, которая «загнивает». Считается, что если в организации, трудовом коллективе нет конфликтов, то там что-то не в порядке. В жизни не бывает бесконфликтных организаций: важно, чтобы конфликт не был разрушительным. Задача менеджера -- спроектировать конструктивный, разрешаемый конфликт. Чтобы извлечь выгоду из него, нужна открытая, невраждебная, полная поддержки окружающая среда. Если такая среда есть, то организация от наличия конфликтов становится только лучше, поскольку разнообразие точек зрения дает дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив или проблем.

Однако не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что отдельные, чаще всего межличностные конфликты носят разрушительный характер. Об этом также должен знать менеджер, так как в совместной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера и темперамента и т.п. Эти различия неизбежно накладывают свой отпечаток на оценки и мнения по значимым для личности и организации вопросам, порой порождают противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением и часто перерастает в конфликт. В некоторых случаях столкновения оценок и мнений заходят так далеко, что интересы дела отходят на задний план: все мысли конфликтующих направлены на борьбу, которая становится самоцелью, что отрицательно сказывается на развитии организации. Модель конфликта показана на рис. 1.

Рис.1.

Какова же природа конфликта? В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-то вопросу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, обязательно включает в себя объекты и субъекты конфликта. Это и есть база конфликта.

Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать так, что ущемляет интересы другой. Инцидент может возникнуть как по инициативе субъектов конфликта (оппонентов), так и независимо от их воли и желания -- вследствие объективных обстоятельств или случайности.

Конфликтные ситуации также могут возникнуть по инициативе оппонентов либо объективно. Кроме того, конфликтная ситуация может передаваться «по наследству», переходить к новым оппонентам. Она может создаваться оппонентами намеренно -- ради достижения определенных целей в будущем, но может быть порождена хотя и намеренно, но без определенной цели, а иногда и во вред себе. То же самое относится и к инциденту.

В развитии каждого конфликта можно фиксировать возникновение новой конфликтной ситуации, ее исчезновение и прекращение инцидента. Любое изменение конфликтной ситуации приводит к прекращению данного конфликта, а, возможно, и к началу нового.

Из графика (рис. 2) видно, что бесконфликтность (безразличие всех ко всему) и очень высокая конфликтность обусловливают снижение эффективности деятельности организации. Таким образом, существует оптимальный уровень конфликтности (зона от точки А до точки В), обеспечивающий нормальное функционирование организации.


Рис. 2.

Если конфликтная ситуация находится под контролем руководства, то такие конфликты называют функциональными. Они оказывают положительное воздействие на эффективность организации и полезны для нее (диапазон АВ). Функциональные конфликты могут возникать на совещаниях, советах, в деловой полемике и т.д. Участвующие в них стороны обычно контролируют себя и ситуацию.

Если ситуация выходит из-под контроля руководства, конфликт принимает дисфункциональный характер. Дисфункциональный конфликт приводит к снижению личной удовлетворенности сотрудников, эффективности группового сотрудничества, ведет к враждебности в отношениях, к несправедливости в распределении ресурсов, вынуждает поступать против своей воли в пользу одной из сторон.

Последствия конфликта зависят в основном от того, насколько эффективно управляет им менеджер. В связи с этим нужно знать не только природу, но типы конфликтов.

Даже более того. Гармоничная натальная карта не несет в себе закрытых конфликтными аспектами энергетических ресурсов. Если аспект гармоничен, человеку в той сфере, к которой относится этот аспект хорошо и комфортно, он будет довольно удачлив. Но человек с конфликтным аспектом, проработав его, откроет закрытый в этом конфликте энергоресурс и добьется в данной сфере успеха большего, чем человек с изначально гармоничным аспектом.

Когда-то я вообще была с астрологией далеко на Вы, совсем ее не воспринимала. Но мне повезло с приятельницей, хорошим астрологом. И пока я грузила ее мозг своими наработками из экстрасенсорики,отвечала на ее вопросы, она параллельно грузила меня астрологией. "Ругалась" разными словами мне не понятными, говорила массу теории, которую мой мозг отказывался воспринимать в принципе. Но однажды мой мозг сдался.
Дело было у нее в гостях в Киеве, в свободное от прогулок по городу время я с ней работала как парапсихолог, она же, с свободное от этого время, грузила меня астрологией, но уже сидя со мной рядом и показывая натальные карты множества разных людей. Мой блок в мозгу не выдержал такого мощного натиска и отвалился. В какой-то момент, сидя рядом с ней, я вдруг увидела чью-то натальную карту объемно и внезапно стала понимать ее напрямую. Мы офигели, и тут же стали применять эту новую возможность. Приятельница показывала мне карту кого-то из своих знакомых, я говорила то, что по ней вижу. У кого-то видела изначальное предназначение, конфликты личности, какие трансформации от человека ожидались. У кого-то больше по работе, личной жизни и толстому плану.
Было очень интересно с одной картой: я рассмотрела ее и выдала информацию. Что де,это видимо, мужчина, человек довольно проблемный в плане раздолбайства, выпивки, смены работ, склонный к депрессиях, самобичеванию, унынию. Поэтому бухает. Еще сказала, что возможно у него есть ребенок, дочь, рожденная от него в молодости.
В ответ приятельница рассказала об этом человеке. Да, это мужчина, о ребенка она ничего мне сказать не смогла, т.к. сама не имела такой информации. Да, в прошлом этот человек был склонен к унынию, депрессиям, смене работ, бухал, был довольно необязателен. Потом на какое-то время он устранился от мира, уехал куда-то кажется на восток, увлекся ведами. Сейчас спокоен, светел, ведет здоровый образ жизни, довольно уравновешен и светится изнутри. Показала фото. Открытая анахата, полная света, счастья, радость и гармония шли от этого человека.
Т.е., читая его натал, я прочитала данность, предрасположенность этого мужчины, и его конфликтные аспекты. Трансформировав их ему доступным способом, с помощью ведизма и поиска внутреннего света, человек изменился. Наверняка, будет меняться и далее.

Приведу еще один пример. На приеме молодая женщина, у нее постоянные разрывы с партнерами. Причем она стремится к ним, стремится в отношения, замуж, строит планы, но вступив в отношения с мужчиной,она очень быстро из счастливой самодостаточной женщины превращается в что-то депрессивное, несчастное, ей хочется все разрушить, она стремиться вырваться из этих отношений. И так с ней каждый раз, без исключений. Мужчины, что к ней приходят - исключительно хорошие, остается даже удивляться,откуда мир ей таких хороших мужиков подбирает. Но результат: депрессия, разрыв. Что в натале? Венера в соединении с Ураном в Скорпионе, и в конфликте с Юпитером. И Солнце в 1 доме. Начинаем смотреть это все изнутри по натальной расстановке, как это все работает.
Венера в Скорпионе - со сниженной энергетикой, но когда у девушки нет отношений, ее питает Юпитер. Она счастлива и хорошо себя чувствует. Происходит встреча с мужчиной, и очень быстро девушка отвлекается от себя, от развития (от Солнца в 1 доме), начинает воспринимать мир через призму "мы", вить гнездо и отходит от своей основной задачи. На это Юпитер снимает Венеру с обеспечения энергией, потому как это ее действия - гнездоваться и отвлекаться от себя. И,оказавшись почти без энергии, Венера падает (энергетически) - результат: депрессия, уныние... Тут Уран, который в соединении, берет Венеру за руку и говорит ей "пошли ка а", она тут же соглашается и делает все, чтобы союз разрушить. Можно это все трансформировать? Конечно можно. Убедив эту молодую женщину всегда оставаться собой и,в первую очередь, реализовывать задачи своего Солнца в 1 доме. На гнездование же уделять внимание дозировано, ровно столько, сколько требуется, а не вбухиваться в это всей собой.
Я часто встречаю в наталах людей квадраты Венеры и Урана, либо их соединение. Да,это аспект разрыва отношений. Но на его закрутку всегда есть причины, которые просматриваются и затем прорабатываются человеком.