Добавлен на сайт:
Должностная инструкция руководителя образовательной организации [наименование образовательной организации]
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями , ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Руководитель образовательной организации относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность руководителя образовательной организации принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях - не менее 5 лет.
1.3. На должность руководителя образовательной организации в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
Не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Руководитель образовательной организации должен знать:
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
Конституцию РФ, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка;
Педагогику;
Достижения современной психолого-педагогической науки и практики;
Психологию;
Основы физиологии, гигиены;
Теорию и методы управления образовательными системами;
Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
Основы экономики, социологии;
Способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации;
Гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство в части, касающейся регулирования деятельности образовательных организаций и органов управления образованием различных уровней;
Основы менеджмента, управления персоналом;
Основы управления проектами;
Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
Правила по охране труда и пожарной безопасности;
- [иные знания].
1.5. Руководитель образовательной организации [избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации/назначается на должность учредителем образовательной организации].
2. Должностные обязанности
Руководитель образовательной организации:
2.1. Осуществляет руководство организацией в соответствии с ее Уставом и законодательством Российской Федерации.
2.2. Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и административно-хозяйственную (производственную) работу образовательной организации.
2.3. Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта, федеральных государственных требований.
2.4. Формирует контингенты обучающихся (воспитанников, детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников, детей) и работников образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
2.5. Определяет стратегию, цели и задачи развития образовательной организации, принимает решения о программном планировании ее работы, участии образовательной организации в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности образовательной организации и к качеству образования, непрерывное повышение качества образования в образовательной организации.
2.6. Обеспечивает объективность оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей).
2.7. Совместно с советом образовательной организации и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательной организации, образовательной программы, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, Устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации.
2.8. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование и реализацию инициатив работников, направленных на улучшение работы образовательной организации и повышение качества образования, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе.
2.9. В пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и эффективность их использования.
2.10. В пределах установленных средств формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть.
2.11. Утверждает структуру и штатное расписание образовательной организации.
2.12. Решает кадровые, административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с Уставом образовательной организации.
2.13. Осуществляет подбор и расстановку кадров.
2.14. Создает условия для непрерывного повышения квалификации работников.
2.15. Обеспечивает установление заработной платы работников, в том числе стимулирующей части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам) ставкам заработной платы работников) выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
2.16. Принимает меры по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда.
2.17. Принимает меры по обеспечению образовательной организации квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в образовательной организации.
2.18. Организует и координирует реализацию мер по повышению мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального стимулирования, по повышению престижности труда в образовательной организации, рационализации управления и укреплению дисциплины труда.
2.19. Создает условия, обеспечивающие участие работников в управлении образовательной организации.
2.20. Принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, с учетом мнения представительного органа работников.
2.21. Планирует, координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и других работников образовательной организации.
2.22. Обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их заменяющими), гражданами.
2.23. Представляет образовательную организацию в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях.
2.24. Содействует деятельности учительских (педагогических), психологических организаций и методических объединений, общественных (в том числе детских и молодежных) организаций.
2.25. Обеспечивает учет, сохранность и пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной Уставом образовательной организации дополнительных источников финансовых и материальных средств.
2.26. Обеспечивает представление учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и материальных средств и публичного отчета о деятельности образовательной организации в целом.
2.27. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.28. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Руководитель образовательной организации имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
На ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
На досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
На предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Действовать от имени образовательной организации во взаимоотношениях с иными организациями и органами государственной власти.
3.3. Давать руководителям структурных подразделений и отдельным специалистам указания, обязательные для исполнения.
3.4. Принимать решения о наложении материальных и дисциплинарных взысканий на работников, не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих свои должностные обязанности, и о поощрении отличившихся работников.
3.5. Распоряжаться средствами и имуществом образовательной организации с соблюдением требований соответствующих нормативных актов и устава.
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.7. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.9. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Руководитель образовательной организации несет ответственность:
4.1. За руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.
4.2. За нарушение Устава образовательной организации.
4.3. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
FEATURES OF MANAGEMENT FUNCTIONS OF THE HEAD OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION
Yuliya Yakhina
head of structural unit municipal budget preschool educational institution № 26 "Goldfish",
Russia, Rezh
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены особенности управленческих функций руководителя образовательной организации. Проанализированы управленческие функции руководителя образовательной организации, которые представляют собой основу организации управленческой деятельности, что позволяет руководителю и педагогам развить в детях ценности познания, преобразования, переживания. Была дана характеристика личностных качеств, а также навыками и способностями, которыми должен обладать современный руководитель.
Чтобы успешно руководить коллективом образовательного учреждения, руководителю необходимо повышать уровень своей квалификации в области управленческой деятельности. Современный руководитель образовательной организации – это руководитель с высокой культурой управленческой деятельности.
ABSTRACT
In this article features of administrative functions of the head of the educational organization are considered. The administrative functions of the head of the educational organization, which are the basis of the organization of management, which allows the head and teachers to develop in children the values of knowledge, transformation, experience, are analyzed. The characteristic of personal qualities, and also skills and abilities which the modern head has to possess has been given.
In order to successfully manage the staff of the educational institution, the head must improve the level of Soviets qualification in the field of management. The modern head of the educational organization is the head with high culture of administrative activity.
Общество, в котором живет современное образование – это общество социальных перемен.
В деятельности современного руководителя ведущим направлением является целенаправленная педагогическая деятельность, которая помогает координировать работу педагогов с детьми. Исходя из этого, особую значимость в настоящее время приобретает педагогическая компетентность руководителя.
Под понятием педагогической компетентности понимается «прежде всего человек, профессионально работающий в области педагогики, способный рационально использовать всю совокупность цивилизованного опыта в деле воспитания и обучения, а значит, в достаточной степени владеющий способами и формами педагогической деятельности и отношений». Исходным показателем профессиональной педагогической компетентности является отношение к человеку, так как руководитель образовательного учреждения – это работа в системе «человек-человек». Руководитель должен воспринимать педагогическую реальность и уметь действовать в ней, он должен понимать для какой общей цели работает он.
В управлении образовательным учреждением руководитель должен ориентироваться и иметь такие нормативно-правовые документы, как:
- Трудовой Кодекс РФ;
- лицензию на право ведения образовательной деятельности, выданная государственным органом управления образованием;
- устав образовательного учреждения;
- договоры между образовательным учреждением и родителями;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- план работы образовательной организации на текущий год;
- и пр.
Управленческие функции руководителя образовательной организации представляют собой основу организации управленческой деятельности, которая позволяет руководителю и педагогам развить в детях ценности познания, преобразования, переживания.
Организация управления выполняет функции структурирования педагогического процесса в определенной образовательной организации, а также внедрение программ развития учреждения в соответствии с законом функционирования развития, ценностей, творчества.
Деятельность руководителя: прогнозирующая, планирующая, проектировочная, моделирующая, координирующая - предполагает во всех составляющих педагогической системы наличие развивающих целей.
Планирующая деятельность руководителя проявляется в прогнозировании на всех уровнях педагогической системы иерархии ценностей. Эта функция руководителя в его управленческой деятельности наиболее значима из всех остальных, так как связана с качеством выполняемых действий работников. Результаты планирования могут быть отражены в создании локальных нормативно-правовых документах (устав образовательного учреждения, программы, планы). Вся зафиксированная информация в этих документах выступает как основание для принятия решения, является доказательством его исполнения.
При планировании деятельности учреждения руководитель координирует работу сотрудников, подчиняя их усилия для достижения поставленной цели. Это тоже является функцией управления, которая отражена в системе отношений внутри образовательной организации. Система управления в координации деятельности сотрудников предусматривает различные методы стимулирования деятельности профессионалов.
Контролирующая функция в деятельности руководителя представляется двумя компонентами: административным контролем и самоконтролем. Данная функция управления обеспечивает сбор и анализ информации о состоянии педагогической системы. Основная цель контролирующей функции в обеспечении деятельности учреждения согласно стандарту, созданным программе и плану развития, выявить отклонения в образовательной системе, но наиболее важное – достичь качества в деятельности. При выполнении контроля образовательной системы главное для руководителя, определить с какой целью он осуществляет контроль. Это может быть цель принятия оперативного решения, ориентировки коллектива на успех, на достижение качества или для выявления недостатков, применения административного взыскания.
Таким образом, можно выделить в управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения следующие компоненты:
- качество управления зависит от способов управленческой деятельности;
- наличие достаточной информации;
- наличие обратной связи;
- каналы обратной связи.
Для того чтобы руководитель эффективно управлял образовательной организацией, он должен иметь следующие навыки и способности:
- принятие решений;
- повышение профессиональной компетенции;
- разрешение проблем управленческого характера;
- инновационная деятельность;
- создание условий для повышения квалификации педагогического коллектива;
- формирование сплоченного коллектива;
- грамотная организация делопроизводства.
Руководитель должен помочь педагогам самостоятельно организовывать педагогический процесс, который способствует развитию ребенка в физическом, психическом, эмоциональном, познавательном, волевом плане.
Кроме того, в процессе управления людьми в организации в личности руководителя выделяют две характеристики – это жесткость и твердость. Эти качества личности необходимы управленцу для выполнения сотрудниками общепринятых социальных норм. Не мало важным в личности управленца принадлежит и еще таки характеристикам, как умеренная агрессивность, конфиденциальность, настойчивость. Руководитель независим, ориентирован на достижение цели, профессионально компетентен.
Деятельность руководителя строиться на основе его требований к сотрудникам. Но эти требования по-разному могут реализоваться людьми.
Чтобы успешно руководить коллективом образовательного учреждения, руководителю необходимо повышать уровень своей квалификации в области управленческой деятельности.
Современный руководитель образовательной организации – это руководитель с высокой культурой управленческой деятельности. Ему присущ определенный стиль руководства, под которым подразумевают не только проявление индивидуальных личностных качеств, но и характер осуществления функций управления, способы достижения результатов в образовательном процессе. Он должен уметь решать, управлять, организовывать, планировать и контролироваться деятельность своих сотрудников в организации.
Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития образовательного учреждения, ставить цели на будущее. От этого будет зависеть дальнейшее качественное развитие образовательного учреждения.
Список литературы:
- Настольная книга руководителя образовательного учреждения / Н.Ф. Дик. - Изд.2-е, перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005-384 с.
- Настольная книга руководителя организации. Правовые основы. – М.: Юстиционформ, 2015. -512 с.
- Управление образовательным учреждением в современных условиях: Пособие для руководителей ОУ. - М.: Вентана-Граф, 2007. - 80 с.
- Что должен знать руководитель дошкольного учреждения: метод. Пособие для руководителей и воспитателей дошк. образоват. учреждений: из опыта работы/авт.-сост. И.А. Кутузова. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
Управленческая деятельность в образовательном учреждении, функции управления.
В любом образовательном учреждении центральным звеном выступает конкретный человек со своими самобытными особенностями и в то же время типичными признаками. Это руководитель конкретного учреждения.
Управленческая деятельность представляет собой, с одной стороны, совокупность последовательно выполняемых должностными лицами органов управления работ, объединенных единством цели и общностью решаемых задач по управлению, с другой - совокупность тесно связанных между собой организационных форм работы и управленческих функций.
Управление современным образовательным учреждением - это обоснованное воздействие на педагогический коллектив, обслуживающего персонала, воспитанников, родителей в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Труд руководителя образовательным учреждением включает в себя все компоненты управленческого цикла. Профессиональное, качественное осуществление каждого цикла имеет большое значение в обеспечении эффективности деятельности образовательного учреждения.
Управление современным образовательным учреждением включает в себя правильный обоснованный выбор целей и задач учреждения, изучение и анализа имеющегося уровня воспитательной и образовательной работы, систему планирования; выявления и распространения передового педагогического опыта и использования достижений педагогической науки в подготовке воспитателей к работе с воспитанниками; контроля и проверки исполнения поставленных задач.
Содержание управленческой деятельности по содержанию многопланово. Социально-экономическая ситуация в современном мире предъявляет много требований и к субъекту управления - менеджеру и к объекту управления - каждой личности, группе людей, целой организации. Среди менеджеров образования специалисты, занимающиеся менеджментом в управлении, выделяют три группы.
К первой группе (это высший уровень) относится административный персонал образовательного учреждения и органы управления образованием.
Вторую группу (средний уровень) составляют руководители методических, правовых, финансово-экономических и иных служб системы образования.
Третью ступеньку этой иерархии занимает педагог как организатор управления образовательной деятельностью воспитанников.
Руководить педагогической деятельностью, образовательным процессом - сложная управленческая работа, ведь руководитель выступает, с одной стороны, как исследователь возможностей работающих людей, их опыта, знаний и умений в их профессиональной деятельности, с другой - двигатель передового педагогического опыта работы как своего коллектива, так и коллег других образовательных учреждений, с другой – двигатель достижений педагогической науки и практики.
В современных условиях к управлению именно педагогическим коллективом предъявляются серьезные требования. Руководитель должен проявлять лояльность к работающим сотрудникам; создавать атмосферу, которая будет способствовать раскрытию способностей людей; использовать методы и приемы управленческой деятельности, обеспечивающих удовлетворенность людьми своей работой, обеспечивающими их стремление работать еще лучше, качественнее, повышать результат своей профессиональной деятельности.
Методы управленческой деятельности - это целая система способов и приемов воздействия руководителя учреждения на объект управления для достижения поставленных целей и задач. Многие авторы, изучающие менеджмент управленческой деятельности, говорят о существовании нескольких подходов к классификации методов управления, однако самая распространенная классификация, как они утверждают, включает в себя три группы.
Первую группу составляют экономические методы управления, связанные с социально-экономическими законами и отражают закономерности развития объективного мира - природы, общества; использование этих методов строится на системе экономических интересов личности и коллектива, и всего общества в целом.
Вторая группа - это социально-психологические методы управления. Эти методы основаны на формировании и развитии мнения общества относительно значимых нравственных ценностей - добра и зла, смысла жизни, нравственных устоев в обществе, отношений к личности, к людям, обществу и т. д.
Третья группа, группа, характеризующаяся организационно-распорядительными методами управления, основанными на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования и управления. Данные методы можно назвать административно-хозяйственными методами управления.
Основой административно-хозяйственных методов управления являются отношения внутри учреждения, они включают в себя права и обязанности всех работников образовательного учреждения, их ответственность за выполнение возложенной на них работы.
Управление современными образовательными организациями многими исследователями в области теории управления рассматривается как целостный процесс, так как работа в учреждении идет по одному пути, к одной цели и это не единовременное действие, а непрерывная серия взаимосвязанных действий. Каждое из этих взаимосвязанных действий является процессом и называется функцией управления.
В настоящее время получил большое распространение подход, основанный на объединении всех основных функций, которые применимы ко всем образовательным организациям. Данный подход в процессе управления состоит из взаимосвязанных функций планирования, организации деятельности, мотивации и контроля. Эти четыре функции управления связаны между собой процессами коммуникации и принятия решений и представляют собой управленческий цикл.
Каждое действие в системе управления обязательно начинается с решения руководителя, но эти решения несут и материальную, и юридическую нагрузку, поэтому управленческое решение руководителя должно быть хорошо взвешенным, грамотным. Решения руководитель принимает при возникновении проблемной ситуации, и они выполняют ряд функций: направляющую (какова цель), обеспечивающую (нахождение путей и средств достижения поставленной цели), координирующую и организационную (определение системы контроля и корректировки деятельности работников), стимулирующую (меры поощрения, премирование).
Управленческие решения могут различаться по степени охвата и сложности их реализации, по назначению и месту в функционировании образовательного учреждения, по объему содержащихся в них рекомендаций и указаний.
Выделяются следующие условные группы:
1. Перспективные решения, они определяют пути развития дошкольного учреждения на сравнительно длительный период. К ним относятся нормативно-организационные решения, связанные с уставной деятельностью образовательной организации и локальными актами, регламентирующими деятельность всего учреждения в целом.
2. Текущие решения (на достижение целей, ближайших по времени). К данной группе относятся оперативно-распорядительные решения - распоряжения, приказы, касающиеся образовательной деятельности, а также финансовых и материальных проблем.
При принятии управленческого решения условно можно выделить четыре этапа:
1. Выявление проблем (проблемы) и определение цели (ближайшей, на перспективу и т.д.).
2. Четкое понимание сформулированной цели и задач, доведение цели и задач до правильного понимания коллективом или конкретного человека, разъяснение условий для исполнения целей и задач, четкое определение роли каждого сотрудника при выполнении управленческого решения.
3. Доведение решения до сведения работника (работников), грамотная мотивировка в необходимости его исполнения.
4. Корректировка решения в устной и письменной форме, официальный выход, издание приказа, распоряжения, организация их исполнения.
Решения в современных условиях, требующих творческого подхода руководителя, его видения на перспективу, не могут быть выработаны лично руководителем. Принятие решения - это деятельность, направленная на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них, самой важной и перспективной. Таким образом, принятие правильного решения - это выбор планирования, организации, мотивировки и контролирования всего процесса, на который поставлены цели и задачи учреждения.
B. C. Лазарев рассматривает функции управления как отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определенного действия для обеспечения целее направленности и организованности управляемых процессов.
Т. И. Шамова дает следующее определение управленческих функций - это виды деятельности, которые осуществляет управляющий.
М. М. Поташник отмечает, что различают общие функции управления, называемые еще управленческими действиями (это планирование, организация, руководство, контроль, анализ и др.) и конкретные функции, когда управленческое действие названо не само по себе, а вместе с объектом, на который оно направлено: например, планирование работы с педагогическими кадрами, контроль качества образования и т.д.
В настоящее время многие ученые считают, что содержание и последовательность функций в процессе управления одни и те же для всех управляемых систем. Основные функции управления отвечают на следующие вопросы:
на каком уровне развития находится учреждение в данный момент;
в каком направлении организации следует развиваться в будущем;
как и каким образом будет происходить развитие.
Цель планирования будет заключаться в разработке плана на основе принятого решения.
План - основной документ, на основе которого организуется вся деятельность по достижению цели и поставленных задач.
Организация деятельности - важная функция управления, она предназначена для создания целой системы ресурсов образовательной организации: людских и технических, финансовых, материальных и других. Эта система дает возможность людям эффективно взаимодействовать и работать вместе для достижения поставленных целей и задач.
Функция мотивации состоит в том, чтобы все члены коллектива добросовестно и качественно выполняли возложенную на них работу в соответствии с должностными инструкциями и в соответствии с планом.
Особое положение занимает среди функций управления функция контроля, по его результатам может производиться коррекция деятельности, плана и т.д.
Функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль связаны между собой с помощью информации. Информация играет важную роль в управлении, она необходима для принятия решения и реализации принятого решения.
Коммуникация - это связывающая функция управления. Управление современным образовательным учреждением не может происходить без данной функции, которая предполагает наличие разных видов коммуникации, охватывающих учреждение со всех сторон.
Таким образом, управленческая деятельность – это сложный многоплановый процесс управления организацией, людьми. Она должна быть направлена, прежде всего, на качественное достижение целей и задач образовательного учреждения, на получение конкретных значимых результатов, которые в целом приведут к положительному динамическому развитию образовательной организации, к поднятию спроса на учреждение на рынке образовательных услуг.
Педагогический анализ
По определению Ю.А. Конаржевского, педагогический анализ - этофункция управления школой, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку результата учебно-воспита-тельного процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или перехода ее в более высокое качественное состояние.
Без педагогического анализа невозможно на научной основе определять задачи, планировать, прогнозировать, организовывать, регулировать и контролировать эффективность деятельности педагогического коллектива.
Педагогический анализ способствует развитию педагогического коллектива и методическому совершенствованию деятельности учителя.
Педагогический анализ является также методом контроля, который в свою очередь осуществляется при помощи целенаправленного изучения, наблюдения и оценивания результатов деятельности ее участников.
В школе используются три основных вида педагогического анализа: оперативный, тематический, итоговый.
Оперативный (ежедневный) анализ направлен на сбор информации о состоянии учебно-воспитательного процесса. Завуч на основе оперативного контроля получает информацию о ходе и состоянии дел за день, неделю, месяц. Его содержание строится на основе посещения уроков, внеучебных занятий и включает:
· оценку работы школы, учителя и учащихся;
· выявление причин отклонений в качестве преподавания;
· установление причин отклонения фактического уровня знаний, умений и навыков от требований, сформулированных в учебной программе и т.д.
Тематический анализ предполагает системный подход к изучению учебно-воспитательного процесса (система уроков и внеучебных занятий, вариативных технологий, система деятельности учителя и совокупность необходимых документов). Цель тематического анализа - диагностика тех или иных наиболее значимых сторон педагогического процесса. Установление их взаимосвязей и зависимостей, выработка рекомендаций.
Итоговый анализ проводится по результатам четверти, полугодия, учебного года с целью оценки деятельности школы в целом, выработки на основе выводов рекомендаций по совершенствованию ее дальнейшей работы.
Целью данного вида анализа - подведение итогов деятельности и оценка результатов управляемой системы за истекший период, построение блока целей следующего учебного года, отработка рекомендаций по организации, регулированию, планированию, внутришкольному контролю.
Целеполагание
Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует социально-педагогическую систему во времени и пространстве.
Ее назначение - постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с социальным заказом общества.
Цели - конкретные конечные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Все социально-педагогические системы являются многоцелевыми. Выделяются образовательные, социальные, инновационные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением и структурой деятельности.
Планирование
В научном управлении планирование признается важнейшей функцией. Многие исследования указывают на сильную положительную связь между планированием и успехом организации.
Планы служат основным средством управления деятельностью педагогического коллектива школы.
Базисный учебный план общеобразовательной школы - это государственный нормативный документ, утверждаемый Правительством РФ и являющийся составной частью государственного стандарта образования. Его основное назначение - сохранение единого образовательного пространства в России.
В структуре базисного учебного плана выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
В соответствии с Законом "Об образовании", установление федерального компонента государственного образовательного стандарта относится к компетенции РФ, а установление национально-регионального компонента - к компетенции ее субъектов.
Выделение в базисном учебном плане федерального, национально-регионального и школьного компонентов обусловливает существование в его структуре инвариантной и вариативной частей.
Инвариантная и вариативная части не являются полностью независимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любой школы выделяются три основных типа учебных занятий:
· обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего среднего образования;
· обязательные занятия по выбору учащихся;
· факультативные занятия.
Для успешной организации образовательного процесса в школе важнейшее значение имеет еще один этап планирования - расписания занятий.
В практике школы существуют различные виды расписаний: расписание учебных занятий, занятий ГПД, внеурочных занятий второй половины дня. Они должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом и образовывать целостную систему.
Расписание учебных занятий составляется на основе разработанного учебного плана школы и является инструментом для структурирования времени учебного дня и недели, распределения времени учащихся и педагогов.
Перспективный план развития школы (на 3-5 лет) согласуется с планами муниципалитета и составляются на 1-е января текущего года.
Этот план предусматривает направления деятельности школы с учетом работы органов власти. В нем отражены:
1. Рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование.
2. Потребность в учителях разной квалификации.
3. Перспективный график повышения квалификации учителей через курсы институтов усовершенствования учителей и различные семинары, а также основные темы, направления по педагогике, психологии, над которыми следует работать учителям.
4. Строительно-ремонтные работы, оборудование кабинетов, приобретение наглядных пособий, ТСО, книг, спортивного инвентаря, хозяйственных материалов, школьной мебели, оформительскую работу и благоустройство территории.
5. Финансовую, коммерческую деятельность.
Особое внимание следует уделить системе повышения квалификации учителей: создание методических объединений, лекториев, практикумов, проведение конференций и педагогических чтений в помощь самообразованию.
Годовой общешкольный план составляется в мае-июне, утверждается педсоветом в конце августа (схема 1). О каждом изменении ставится в известность педсовет.
Схема 1
Примерная структура годового общешкольного плана
Организация
Организация как функция менеджмента представляет собой вид действий, способов и средств по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей. Организация формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - это формирование условий устойчивости и гибкости социально-педагогической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.
Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений.
Организация как функция управления в современной школе требует совместной работы многих специалистов и разделения труда между ними.
Под специализацией понимается форма разделения труда соответственно выполняемым видам работ и квалификации работников.
Определение необходимого характера и степени специализации труда - это первая задача организационной деятельности . Она состоит в определении видов работ, которые следует предпринять для достижения целей школы и их рациональном распределении между отдельными сотрудниками и группами соответственно их квалификации.
Разделение труда происходит по двум направлениям: горизонтальному - постадийное распределение работ; и вертикальному - разделение работ по уровням иерархии.
В школе имеют место оба способа специализации. Учителя работают с учащимися разных классов (постадийное распределение). Труд делится на исполнительский и управленческий, т. е. по уровням иерархии. Специализация может быть как узкой, так и широкой. Наиболее широка она у учителя начальной школы. Некоторые учителя специализируются на преподавании предмета только в определенных классах, например, "учитель физкультуры начальной школы". Это пример узкой специализации.
Другой задачей организации как функции управления является группировка различных видов работ (департаментализация).
Смысл ее состоит в том, чтобы закрепить определенные виды специализированных работ за группами специалистов.
Первым основанием для группировки служит наличие связей между отдельными трудовыми процессами. Например, разработка оптимального для учащихся класса варианта учебного плана или расписания занятий, создание системы внеурочной работы по предмету, разработка методики работы с учащимися с низким (высоким) уровнем обучаемости, создание механизма преемственности в обучении иностранному языку и др.
Подразделением школы является относительно самостоятельная структурная единица, объединяющая специалистов, выполняющих взаимозависимые и сходные по характеру профессиональные задачи. Объединения учителей одного класса, параллели, начальной, средней и старшей школы, классных руководителей, социальных педагогов, психологов, педагогов дополнительного образования, учителей, преподающих предметы одной образовательной области, работающих по программам одного образовательного уровня и т.д. - все это структурные подразделения школы.
Как отмечалось выше, специализация работ позволяет значительно увеличить потенциал организации, а группировка их по сходству и взаимозависимости - сделать школу более управляемой. Однако раскрытие этого потенциала невозможно без осуществления интеграции и координации работы структурных подразделений. Благодаря им достигается согласованность действий всех звеньев школы как единого целого. В этом состоит еще одна задача организации.
Обеспечение интеграции осуществляется посредством механизмов координации взаимодействия работников и подразделений. Выделяется пять механизмов координации работ: взаимное согласование, непосредственный контроль, стандартизация результатов, процесса труда и квалификации.
Следующая задача организации - делегирование полномочий , которое непосредственно связано с определением диапазона контроля.
Под диапазоном контроля понимается число лиц, непосредственно подчиненных данному руководителю. Чем больше это число, тем большая нагрузка падает на руководителя. Но, чем оно меньше, тем больше уровней будет в структуре управления. Диапазон контроля зависит от многих факторов: стабильности условий, квалификации подчиненных, интенсивности связей между ними и другие.
Регулирование
Регулирование как функция менеджмента есть вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-педагоги-ческой системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций.
Регулирование как основная функция имеет самостоятельное содержание, и ее нельзя рассматривать как часть системы государственного регулирования. Как функция менеджмента регулирование деятельности в социально-педагогической системе создает условия реализации государственных регуляторов, кроме того, здесь проявляется их результативность. Другими словами, функция регулирования создает условия для обеспечения функционирования управляемых систем в установленных для данной системы параметрах, заданиях, планах, программах, регламентах . Таким образом, через функции проявляется непосредственная связь разных видов социального управления.
Контроль
Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления, изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления. Другими словами, контроль как функция управления есть наблюдение за процессом изменения в системе, сравнение полученных результатов с заданной программой, определение отклонений от программы, их места, причин, времени, различных затрат.
Знание состояния дел в школе обеспечивается за счет реализации функции контроля . Контроль позволяет выявить необходимость принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение дел не соответствует желаемому. В задачи контроля входит, также, формирование информационной базы для оценки работы персонала и побуждения исполнителей к продуктивной работе. Наконец, контроль позволяет выявить наиболее ценный опыт педагогической и управленческой деятельности.
Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов, а также при создании структуры школы. В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, в школе различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль учителей, а также самоконтроль.
Контроль, осуществляемый руководством школы, называют административным.
Контроль, осуществляемый учительским коллективом - коллективный контроль . Это контроль равных по положению учителей, он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе.
Педагоги и руководители школы могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. В этом случае говорят о взаимоконтроле. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации.
Самоконтроль означает работу учителя на доверии. Доверие оказывается лучшим сотрудникам в качестве поощрения за высокие результаты педагогической деятельности. Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления учителем достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами деятельности.
Для контроля за различными объектами и участками работы школы используются разнообразные формы и методы . Можно выделить две основные группы форм контроля. К первой относятся предварительный, текущий и итоговый контроль, используемые для проверки состояния образовательного и других процессов жизнедеятельности школы, а ко второй - специальные формы контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Объектом контроля является материальные и финансовые ресурсы, а также готовность исполнителей.
Текущий контроль проводится в ходе выполнения работ. Объектом контроля является промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, сложившиеся межличностные отношения в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится спустя определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги сделанного. Смысл текущего контроля состоит в выявлении возможных отклонений промежуточных результатов от запланированных.
Заключительный контроль проводится после того, как работа выполнена, например, в конце года. Объектом заключительного контроля являются результаты сделанного, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем.
Выделяется два вида контроля учебно-воспитательного процесса: тематический и фронтальный, каждый из которыхосуществляется в своих формах. Тематический контроль имеет тематически-обобщаю-щую, классно-обобщающую, предметно-обобщающую и персональную формы.
Тематически-обобщающий контроль предназначен для углубленного изучения одного или нескольких аспектов педагогического процесса в разных классах и по разным предметам. Например, может изучаться вопрос формирования общеучебных умений и навыков учащихся, развития познавательных интересов школьников и др.
Классно-обобщающий контроль предполагает изучение состояния учебно-воспитательного процесса в одном классе по конкретному аспекту. В ходе классно-обобщающего контроля может, например, проверяться подготовка учащихся выпускного класса к экзаменам.
Предметно-обобщающий контроль предполагает проверку качества преподавания определенного предмета в разных классах и разными учителями. Эту форму наиболее целесообразно использовать в случаях, когда имеются отклонения от запланированных результатов в успеваемости по определенному предмету.
Персональный контроль - это комплексный контроль работы одного учителя в разных классах. Он проводится в плановом порядке с тем, чтобы оценить качество выполнения учителями своих обязанностей, выявить достижения, способствовать устранению ошибок, оказывать побуждающее влияние.
Фронтальный контроль по форме проведения является комплексно-обобщающим. Он предполагает глубокую всестороннюю проверку деятельности всего или части педагогического коллектива (например, методического объединения) по целому ряду аспектов. Например, может быть проверена деятельность учителей начальной школы по вопросам развития учащихся на уроках и во внеурочной воспитательной деятельности, соблюдения санитарно-гигиенических требований к режиму занятий.
Вопросы для самопроверки
1. Приведите примеры управленческих функций.
2. Охарактеризуйте педагогический анализ как функцию управления? Назовите виды педагогического анализа.
3. В чем сущность целеполагания как функции управления?
4. Каково назначение планирования учебно-воспитательного процесса как функции управления школой?
5. Что такое "базисный учебный план школы"? Каково его назначение и структура?
6. Чьи и какие интересы должны быть обязательно учтены при составлении расписания учебных занятий?
7. Что понимается под специализацией труда в школе?
8. Какие формы специализации труда существуют в школе?
9. Дайте понятие функции регулирования.
10. В чем состоит необходимость контроля за учебно-воспитательным процессом в школе?
11. Какой контроль называют административным?
12. Какой контроль называют предварительным, текущим и итоговым? Приведите примеры данных видов контроля. Как они дополняют друг друга?
13. Какие существуют специальные виды и формы контроля за учебно-воспитательным процессом? Каким целям служит каждая из этих форм?
Список литературы
1. Управление школой: теоретические основы и методы: учеб. пособие / В.С. Лазарев, Ю.С. Алферов, Т.П. Афанасьева и др. ; под ред. В.С.Лазарева. - М. : Центр социал. и эконом. исследований, 1997.
2. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др. ; под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Российское пед. агентство, 1996.
3. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. / В.П. Симонов. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
4. Каспржак, А.Г. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен / А.Г. Каспржак, М.В. Левит. - М., 1994.
5. Шубин, И.А. Внутришкольный контроль: Пособие для руководителей / И.А. Шубин. - М., 1977.
6. Менеджмент (Современный российский менеджмент) : учебник / под ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу. - М. : ФБК-ПРЕСС, 1999.
7. Пятин, В. Управление педагогическим процессом в современной школе (Вопросы теории и методологии) : учеб. пособие / В. Пятин. - М. : МГПИ
им. В.И.Ленина, 1986.
Страница
2
В настоящее время понятие менеджмента из области бизнеса все шире распространяется на различные сферы деятельности людей, в том числе и на образование. Однако понятие менеджмента более узкое, чем понятие управления, так как менеджмент в основном касается различных аспектов деятельности руководителя, тогда как понятие управления охватывает всю область человеческих взаимоотношений в системах "руководители-исполнители". Так, теория управления школой, в частности, педагогическим коллективом существенно дополняется теорией внутришкольного менеджмента .
Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.
Говоря об управлении образовательным учреждением следует иметь в виду систему управления, то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности.
Под системой управления понимается совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Функции управления образовательным учреждением
Основные управленческие функции - это относительно обособленные направления управленческой деятельности .
Функциональные звенья управления рассматриваются как особые, относительно самостоятельные виды деятельности, последовательно взаимосвязанные друг с другом этапы, полный состав которых образует единый управленческий цикл. Завершение одного цикла является началом нового. Таким образом, обеспечивается движение к более высоким качественным состояниям управляемой системы.
Существует несколько функций управления образовательными учреждениями. Лазарев В.С. выделяет среди них планирование, организацию, руководство и контроль . К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование .
А.М. Моисеев, кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, выделяет три большие группы функций управления образовательным учреждением .:
1. Функции управления поддержания стабильного функционирования образовательным учреждением;
2. Функции управления развитием школы и инновационными процессами;
3. Функции управления функционированием и саморазвитием внутришкольного управления включают в себя действия по отношению к самой системе управления образовательным учреждением.
Обобщая взгляды этих ученых, раскроем следующие функции управления образовательным учреждением: анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование.
Анализ - относительно обособленный этап (стадия) познавательной управленческой деятельности, суть которого - творческое изучение, систематизация, обобщение и оценка разнообразной информации о социально-экономических условиях, реализации правовой образовательной политики, удовлетворения общественных потребностей, опыта сложившейся практики управления на всех уровнях. .
На основе анализа индивидуальных, групповых и общественных образовательных запросов населения выделяются важнейшие социальные потребности: социально-экономические, экологические, валеологические, культурные, научные, территориальные, педагогические, бытовые и др., детерминирующие цели и содержание образования, определяется рынок заказчиков и потребителей. К последним относятся органы государственной власти и управления, предприятия и учреждения, общественные организации, активные группы населения, семья, отдельные лица.
Функция педагогического анализа в ее современном понимании введена и разработана в теории внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским . Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.
Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления, по мнению Ю.А. Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы . Эта функция - одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов. В теории и практике внутришкольного управления Ю.А. Конаржевским и Т.И. Шамовой определены основные виды педагогического анализа в зависимости от его содержания: параметрический, тематический, итоговый.
Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его.
Тематический анализ направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогического процесса.
Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом.
Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла.
Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют следующие направления: качество преподавания; выполнение образовательных программ и государственных стандартов; качество знаний, умений, навыков учащихся; уровень воспитанности школьников; состояние и качество методической работы в школе; эффективность работы с родителями и общественностью; состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура; результативность деятельности совета школы, педагогического совета и др.