» » Информация о предотвращении травматизма в школе. Дипломная работа: Профилактика детского травматизма в школе. Муниципальное общеобразовательное учреждение

Информация о предотвращении травматизма в школе. Дипломная работа: Профилактика детского травматизма в школе. Муниципальное общеобразовательное учреждение

Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32, п. 22).

Несчастные случаи, происходящие с учащимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих.

Причины создания травмоопасных ситуаций

Риск возникновения травм у детей обусловлен:


  • их недисциплинированностью;

  • неумением распознавать травмоопасную ситуацию;

  • необученностью необходимым навыкам поведения;

  • недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;

  • физической слабостью;

  • определенными особенностями развития.
Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (до 80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% .

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:


  • недочеты в организации и методике проведения уроков;

  • неудовлетворительное состояние части спортивных залов и спортивных площадок, оборудования, инвентаря, одежды и обуви;

  • скученность детей во время занятий.
Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.

По мнению большинства авторов работ, посвященных изучению данного вопроса, наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, – это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).

Установлено, что количество случаев детско-подросткового травматизма повышается весной, а также во второй половине дня (с 16 до 20 ч). При этом выявлена определенная зависимость уровня и вида травматизма от времени года и суток: весной, например, преобладает школьный (44%), бытовой (40%) и уличный (31%) травматизм, а летом – спортивный (до 40%), но при этом бытовой и уличный травматизм остаются также на достаточно высоком уровне.

Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей

В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Причем с возрастом количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.

Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.

В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы. Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.

Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей.

Причины детского травматизма

Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:


  1. Поведение самого ребенка, получившего травму.

  2. Действия окружающих сверстников.

  3. Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.
Травмы, обусловленные поведением пострадавшего

Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте.

Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).

С возрастом частота травм по вине самих пострадавших увеличивается, т. к. с развитием ребенка расширяется сфера его самостоятельной деятельности.

Травмы вследствие неправомерных действий сверстников

Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая).

Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.

Травмы вследствие недосмотра взрослых

Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей (около 25% от их общего количества), как отмечалось выше, связана с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей.

В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей, вследствие которой происходит 25% травм, относящихся к данной группе.

Обязанности педагогического коллектива образовательного учреждения по обеспечению безопасных условий учебного процесса.

КЛАССНЫЙ РУЕОВОДИТЕЛЬ, ПЕДАГОГ обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;

оперативно извещает руководство образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи:

вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, воспитанников;

Проводит инструктаж обучающихся, воспитанников по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

организует изучение обучающимися, воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т. д.;

несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса;

Осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций) по охране труда.


Выводы

Основной формой профилактики детского травматизма в школе является инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.

Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.

Определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы.

Осуществление контроля за соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.

С целью профилактики детского травматизма на переменах с учащимися школы первой ступени необходимо организовывать подвижные игры, которые позволят учащимся подвигаться и отдохнуть в приемлемой и безопасной форме. Привлекать к организации данных мероприятий старшеклассников.

Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Следовательно, необходимо обучать учащихся конструктивным навыкам снятия напряжения и преодоления стресса.

В образовательных учреждениях оборудовать уголки по технике безопасности, где размещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности.

Регулярное проведение бесед, инструктажей учащихся с использованием таких наглядных пособий как кинофильмы, телевизионные передачи, встречи с компетентными людьми.

Травматизм является серьезной проблемой общественного здравоохранения, оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы для общественного здравоохранения зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Причины травматизма многогранны и носят взаимосвязанный характер, что требует широкомасштабных стратегических решений.

Среди комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности детей, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм, которые стали одним из главных факторов, угрожающих жизни и здоровью детей.

Травмы являются ведущей причиной смерти детей старше 3 лет. При этом от них погибает или получают серьезные повреждения больше детей, чем от всех заболеваний вместе взятых. Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные или деформированные представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

  • 1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).
  • 2. Коллектив (школа, детское учреждение).
  • 3. Семья. Непосредственно личность.

Наиболее реальной, эффективной и гуманной на данном этапе является вторая подсистема. Именно школа, как наиболее целостная система, может решать задачи, приводящие к собственно первичной профилактике травм и в этом заключается актуальность данной темы "Детский травматизм и его профилактика".

Теоретические основы детского травматизма. Понятие и классификация детского травматизма

Травма (от греч. trauma) - это повреждение организма, вызванное воздействием внешней среды.

Детская травма - это повреждение развивающегося организма человека, который наименее обучен сопротивлению такого рода несчастьям.

Травмами занимается самостоятельная научно-практическая дисциплина - травматология.

Травматизм занимает в нашей области 2-3-е места (вместе с опухолевыми заболеваниями, более 2000 человек в год) после сердечнососудистых заболеваний (около 5500 из 13000 человек) в структуре смертности населения.

Цифры детского травматизма настолько велики, что подобная информация способна нанести психическую травму здоровому взрослому человеку. Например, в целом по России ежегодно только от наездов автомобилей погибает около 10000 детей (45% всех смертельных случаев); тонет в среднем до 3500 детей в год (из них каждый десятый - в ваннах, корытах, тазах, а 7% - в уличных лужах).

Детский травматизм является одной из актуальных проблем здравоохранения и МЧС, занимая значительный (до 25%) удельный вес в общей заболеваемости детей. Ежегодно в детские травматологические пункты за амбулаторной помощью обращается свыше 10000 детей с различными травмами. Причем реальное количество детей с травмами значительно выше. В случае легких травм большинство за помощью не обращаются и поэтому статистически не могут быть учтены.

В нашей стране до сих пор не существует единой классификации детского травматизма. Многие специалисты предлагают классификацию на основе исследования причин травматизма у детей, называя 5 основных:

  • 1. Беспечность взрослых - поведение человека, который предвидит, что может быть несчастье, но ошибочно считает, что оно не произойдет (до 45% всех случаев). В присутствии взрослых произошло 98,7% всех автотравм. В 78,9% случаев ребенок получил травму дома, причем в 44% случаев это произошло в присутствии родственников.23,4% всех случаев бывает у детей в возрасте до года явно из-за беспечности взрослых: аспирация срыгнувшей пищей, прижатие грудного ребенка к телу взрослого во время сна в одной постели, закрытие дыхательных отверстий мягкими игрушками. Халатность взрослых - невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих обязанностей (в среднем 8,5%).
  • 2. Недисциплинированность детей (более 25% случаев).
  • 3. Несчастные случаи - происшествия, вызванные факторами, находящимися вне человеческого контроля, или непредвиденные, в которых никто не виноват (например, удар молнии). К таким ситуациям относится не более 2% случаев.
  • 4. Убийства (примерно 4,5%) - чаще страдают дети до года.
  • 5. Прочие причины (10% случаев).

Итого, в среднем около 20% детей погибают от травм. Из них 73,3% - мальчики, 20,5% - дети до года; 30,8% погибают с 12 до 15 часов дня, когда дети предоставлены сами себе; 34,5% - весной и 14% - в мае. Таким образом, от травм и несчастных случаев погибает больше детей, чем от всех вместе взятых инфекционных заболеваний.

Проведенные социально-психологические исследования детей показали, что смертельные исходы чаще (более 75%) встречаются у детей с низкой успеваемостью, с негативным отношением к учебе и общественной работе, 70% детей имели слабый тип нервной системы, 15% детей - двигательную заторможенность.

Вторая классификация разделяет все случаи в зависимости от места получения травмы:

1. Бытовой, или домашний травматизм (до 60% случаев). В структуру бытового травматизма входят такие причины, как ожоги, убийства, самоубийства, различные травмы опорно-двигательного аппарата (включая выпадение из окон, падение в лестничные пролеты, с крыши, с балконов), отравления, укусы животных и утопления.

В структуре причин первичной инвалидности в детстве бытовой травматизм составляет около 6%. Наиболее частой причиной инвалидности в детстве являются огнестрельные и осколочные ранения (40%), травма глаза (22%). Потеря зрения и пальцев рук явились основанием установления инвалидности в 50% случаев.

  • 2. Уличный травматизм (до 25% случаев). Наиболее частой причиной уличных травм у детей являются падения с высоты (до 28%, включая падения с деревьев, заборов, крыш, гаражей и погребов); на ровном месте - 20%, с ледяной горки - 11%, с качелей - 9,5% и в открытые люки - до 1,5%.
  • 3. Транспортный травматизм составляет до 24,5% от всех причин уличного травматизма. Причиной транспортной травмы в 44% случаев является внезапное появление ребенка на проезжей части перед близко идущим транспортом (недисциплинированность детей), в 10% случаев - недостаточный присмотр со стороны родителей, в 9% - игра на проезжей части дороги, в 5,5% - выпадение из движущегося транспорта и в менее 1% случаев - езда детей на подножках и наружных выступах, около 1% - по вине водителей транспорта.
  • 4. Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) дают до 25% смертельных случаев. При этом в 20% случаев причиной ДТП явился переход ребенка в неположенном месте, в 9% - нарушение водителем правил ДТП, в 4,5% - игра на железнодорожном полотне, в 4,5% - катание на поездах, трамваях, в 2,6% наезд во дворе на коляску и в 2,6% - наезд на своих детей.
  • 5. Дети от ДТП чаще погибали не из-за тяжести повреждений, а из-за несвоевременности оказания первой медицинской помощи. Так, в 67% случаев дети погибали на месте происшествия, 31% - в стационаре и 2% - во время транспортировки. Лишь в 55% была отмечена правильная диагностика состояния ребенка в стационаре. Ошибки в диагностике вели к ошибкам в лечении, что, в свою очередь, обусловило неблагоприятный исход травмы.

Школьный травматизм подразумевает травмы, полученные в спортзале на уроках физической культуры, учебном классе на переменах и на уроках труда, химии, физики (2%). При рассмотрении школьных травм по характеру повреждения оказалось, что больше всего было поверхностных повреждений (ушибов, ссадин, гематом и др.) - 64,7%. Смертельные случаи школьного травматизма крайне редки. И вообще в 77% случаев дети школьного возраста получают травмы за пределами стен школы, например пропуская занятия по болезни; при этом большинство травм было получено на улице (в 93% случаев).

  • 6. Травматизм в дошкольных учреждениях (до 1%).
  • 7. Спортивный травматизм (до 10%).
  • 8. Травматизм в лечебно-оздоровительных учреждениях (в том числе родовой).

Родовая травма в последние годы приобрела угрожающий характер. Ежегодно из 10000 новорожденных более 700 погибают по различным причинам, из них около 480 - мертворожденные, выкидыши, 80 - погибают непосредственно при родах и 170 - в возрасте до года.96% детей при рождении имеют оценку ниже 10 баллов (норма) по Международной шкале Апгара-Аршанского функциональной зрелости ребенка и имеют отклонения в физическом развитии. Многие из тех, кто сумел адаптироваться к своим травмам, все же получают инвалидность с детства (например, дети с детским церебральным параличом, эпилепсией, врожденными формами слепоты, глухоты, немоты, пороками сердца и др.).

9. Прочие причины (около 2% всех случаев) или несчастные случаи (утопления, отравления и др.).

Существует и третья классификация - по характеру повреждения, в которой выделяют следующие виды травм:

  • 1. Утопления (в 47% случаев страдают дети около 11 лет из-за неумения плавать).
  • 2. ДТП (дают 25% всех смертельных случаев).
  • 3. Падение с высоты (в 16,5% случаев страдают дети до 5 лет).
  • 4. Травмы от воздействия температурных факторов (ожоги, обморожения, солнечный и тепловой удар и т.п.).
  • 5. Отравления (лекарствами, угарным газом). Чаще всего дети травятся лекарствами из домашней аптечки (57% всех случаев отравлений), причем в 70% случаев - это дети до 5 лет. Отравление угарным газом по статистике считается самым опасным, так как при этом в 85% наблюдается смертельный исход.
  • 6. Повреждение электрическим током.
  • 7. Огнестрельные ранения.
  • 8. Прочие.

Классификация детского травматизма по типовым ситуациям

Несмотря на разнообразие причин и ситуаций, вызывающих детский травматизм, их можно пересчитать и предусмотреть. Таких стандартных ситуаций примерно полторы сотни. Например, дорожно-транспортную травму можно получить в 17 типовых ситуациях, с качелями связано 4 ситуации, с ожогами - 3 и т.д.

I группа ситуаций, или травмы грудничков, включает следующие группы ситуаций:

  • * Падение с высоты (со стола, невнимательность взрослых).
  • * Падение с медицинских весов (неудачная конструкция).
  • * "Три раза подбросили - два раза поймали", т.е. взрослому человеку не удалось поймать подброшенного вверх малыша.
  • * При подбрасывании малыша вверх взрослый не рассчитал свою силу или высоту потолка, в результате - ребенок ударяется головой о потолок или люстру.
  • * Травма под колыбельную (обычно о косяк, мебель).
  • * Скандал в семье (размахивание руками, разбрасывание предметов).
  • * Ребенок в автомашине (при торможении).
  • * Ребенок в коляске (падение на лестнице, травма при входе в лифт, у стены здания падающим предметом, при переходе улицы, скрытые дождевой водой ямы на дорогах, падающим с балкона окурком, без присмотра питание в коляске (может подавиться пищей). Практически все травмы грудничков - вина родителей.

II группа ситуаций обозначается как зимний травматизм и включает 7 стандартных ситуаций:

  • * Травма глаза. Задача взрослых убедить малыша не бросать снежок в упор и не целить в голову.
  • * Катание со снежных горок. Задача взрослых - не допускать одно временного катания младших и старших детей (съезжание на ногах, с разгона, подсекание и толчки младших).
  • * Несовершенство рукотворных горок (падение с верхней стартовой площадки, лестница без перил, короткая полоса торможения - удар ногами).
  • * Катание с гор на санках, с природных холмов, с трамплинчиков, с насыпей, иногда под колеса автомобилей.
  • * Катание на лыжах с гор, зацеп за сук, удар о дерево. Необходимо учить детей технике катания, безопасного падения.
  • * Катание на коньках. Безопаснее то, что технично!
  • * Обморожения (открытые части тела, температура до +5°С при 100% относительной влажности, холодный ветер, низкая температура, тесная одежда и обувь, нарушение теплоизоляционной способности одежды и обуви). Правильные доврачебные действия: наложение на обморожено (II и III степени) место термоизолирующей повязки (нельзя растирать снегом и шерстью, касаться теплыми руками, опускать конечность в теплую воду); далее согревание изнутри горячим чаем или кофе и обращение к врачу.

III группа включает разнообразные ожоги, которые могут иметь любую этиологию - открытое пламя, кипяток, водяной пар, горячая вода из-под крана, раскаленные предметы, взрыв пороха, сведение в точку солнечных лучей.

Вклад этой группы в общую картину детского травматизма можно проиллюстрировать следующей статистикой: ежегодно в Москве получают ожоги около 6000 детей, 25 из них - погибают (Москва по населению составляют приблизительно 1/17 часть России).

Дети получают ожоги в 6 стандартных случаях:

  • 1. "Елочный" огонь возникает быстро из-за возгорания от открытого пламени свечи, тлеющего воскового огарка, замыкания электрогирлянды, некачественных бенгальских свечей.
  • 2. Горячая пища на столе должна быть недоступна ребенку.
  • 3. Эксперименты с открытым огнем (чаще страдают школьники - бензин в костер, курение возле канистры с бензином).
  • 4. Огнестрельные раны (характерны для энергичных "экспериментаторов").
  • 5. Пиротехнические средства (петарды, факел-свеча, самодельные салюты; нарушение инструкции по использованию или технике безопасности).
  • 6. Брошенные боеприпасы; без присмотра охотничье ружье; взрывные устройства (терроризм).

IV группа включает ушибы, переломы, сотрясения головного мозга - самая распространенная:

  • 1. Падение с высоты (из окна ребенок выпадает сам, обычно из-за любопытства или его выбросили старшие дети; прыжки с большой высоты).
  • 2. Катание на лифте (держась за перекладину под кабиной лифта).
  • 3. Качели "тарзанка".
  • 4. Безудержная беготня на переменах и в подъездах (удар о батарею). Все батареи должны иметь деревянную решетчатую рубашку!
  • 5. Остекленные двери (должны иметь специальное толстое дверное стекленение.
  • 6. Неисправная ступенька (приводит к скольжению, в результате возможен даже перелом позвоночника).
  • 7. Травмы "неосознанного садизма":
    • а) удар портфелем (обычно 3-5 кг) по голове может привести к серьезной черепно-мозговой травме и остаточным явлениям через 2-3 года (падение остроты зрения, шум в ушах, головная боль, снижение памяти и работоспособности);
    • б)"выдергивание стула" (может привести к компрессионному перелому позвоночника, перелому крестца, копчика, потере зрения);
    • в) торчащий гвоздь (3-4 см) или кнопка кверху жалом (может поранить мочеиспускательный канал у мальчика, вплоть до инвалидности);
    • г) половина лезвия бритвы, зафиксированная в перилах (может привести к повреждению сухожилия сгибателей кисти - необходима сложная пластическая операция).

Неосознанный садизм или желание причинять другим вред и боль, безусловно, связаны с началом психического нездоровья ребенка.

8. Избиения, драки (становятся тише, но ожесточеннее), сюда же входят все случаи избиения старшими младших детей.

Таким образом, анализ травм этой группы показал, что специфических школьных травм в природе нет. В школе те же травмы, и в тех же количествах, что и везде. Наиболее опасен возраст младших школьников. На долю 7-11-летних приходится до 32% случаев детского травматизма и свыше 39% летальных исходов. Но ребенок не виноват в том, что он ребенок. Шалости - не порок, а условие детства. Виноваты взрослые, что не уберегли, не предупредили, вовремя не научили. Пока дети не выросли, они живут за счет физических возможностей, опыта, навыков, интеллекта взрослых. Если комбинация "взрослый - ребенок" дает сбой, виноват всегда взрослый (несет ответственность, вплоть до уголовной).

  • 9. Группа травм, связанных с бесконтрольным использованием школьного оборудования, включает все случаи на уроках химии и физики, электрические хлеборезки в школьных столовых, овощерезки, мясорубки и другие приборы в быту.
  • 10. Уроки физической культуры в спортзале (в школе и спортивных секциях). Основной источник опасности - изрядные физические возможности детского организма, не соответствующие интеллектуальным.

Внутренние конфликты (например, обыграть отличника) разрешаются колоссальными выбросами малоконтролируемой физической и эмоциональной энергии (резко растет вероятность травмы).

11. Травма моды (роликовые коньки и другие "экстремальные" виды спорта). Профилактика - защитные атрибуты, отдельные от городского транспорта трассы, соблюдение техники безопасности и правил эксплуатации.

VI группа включает укусы животных.

Только в г. Москве ежегодно фиксируется (далеко не все) до 10000 случаев. Около 45% семей имеют кошку. "Кошачья царапина" опасна группа инфекционных заболеваний. Ребенок может испытать нападение крыс, удары козьих рогов, ожог медузы, наскоки со стороны домашних экзотических животных и в зоопарке. Ребенка обязательно приведут в травмпункт после нападения собак, змей, лисиц - очень боятся заражения, и не без оснований (от бешенства, например, вылечить невозможно).

Среди собак на 1-м месте стоят породистые ротвейлеры, на 2-м - бультерьеры и на 3-м - овчарки. Наиболее безобидны дворняги. Основная причина нападения собак состоит в том, что дети начинают играть с собакой без всяких предосторожностей - таскают ее за хвост, садятся на нее как на коня, лезут к ней в миску, когда животное ест, и собака отвечает агрессией.

В последнее время в нашей стране увеличилось число собак с больной психикой, часто привезенных из-за рубежа, где их обычно отбраковывают и продают очень дешево (для породистых собак), поэтому стали появляться случаи необъяснимой агрессии со стороны собак, от которой страдают и взрослые, и дети.

Редки, но очень опасны случаи укусов гадюк. Известно, что от укусов змей спасают высокие резиновые сапоги и привычка раздвигать кусты и траву палкой.

VII группа - инородные тела, включает следующие ситуации:

  • а) пищевые продукты (орехи, кости, семечки);
  • б) бытовые предметы (пуговицы, монеты, ключи, украшения, карандаши, детали игрушек);
  • в) безоар-конгломерат волос или растительных волокон в желудке (формируется чаще у девочек с расстройствами эмоционального и психического развития). Чаще всего инородные тела попадают в бронхиальное дерево и пищеварительный тракт. Возможно внедрение инородных тел в кожу и мягкие ткани (например, заноза), при этом может происходить инфицирование ребенка. Есть опасность общего заражения крови и гибели ребенка.

VIII группа - водяной травматизм.

В среднем из года в год в нашей стране погибают на воде около 14000 человек, каждый четвертый из них - ребенок! Из них 10% гибнут в домашних ваннах, 7% - в уличных лужах. Когда купаешь ребенка - не отходи, вот и вся профилактика. По данным 63% утонувших детей умели плавать, однако из-за растерянности, по неопытности ребенок может быть унесен течением, брошен на камень прибоем, затянут омутом, водоворотом, попасть под корпус или винт идущего судна, испытать переохлаждение тела, мышечные спазмы, солнечный удар.

IX группа включает отравления ядами (например, марганцовкой - смертельно; уксусной эссенцией, соляной кислотой, тормозной жидкостью и другими жидкими ядовитыми веществами), которые по какой-то причине (халатность взрослых) были легкодоступны. Обычно страдают дошкольники. При отравлении многие медики советуют ничего не делать - довериться врачам, чтобы избежать опасных ошибок при лечении доступными методами. Почти все отравления дети получают дома.

В последнее время участились случаи отравлений среди подростков и старшеклассников алкоголем, наркотиками, парами бензина и другими химическими веществами (среди токсикоманов), а также лекарствами. Алкоголизм, наркомания, токсикомания уже поднялись до ранга национальной проблемы.

И последняя, X группа - жестокость, или синдром избитого ребенка, когда ребенок получает физическую и психическую травму от своих родителей. Жестокость со стороны родителей зависит от уровня культуры, социально-экономического уровня страны, от наличия и эффективности защиты прав ребенка. Каждый ребенок имеет право на счастливое детство. С нарушением прав ребенка борются во всех странах, в том числе и у нас (родителей могут лишить права отцовства или материнства).

Мероприятия, направленные на снижение детского травматизма

детский травматизм недисциплинированность несчастный

Для того, чтобы показать, каким образом первичные и вторичные профилактические мероприятия как по отдельности, так и в комбинации, применяют с целью контроля детского травматизма, имеющиеся фактические данные представлены по следующим разделам:

обучение и выработка соответствующих навыков;

пропаганда использования средств безопасности;

оказание поддержки путем домашних посещений;

коррекция условий окружающей среды;

повышение безопасности предметов потребления;

законодательные и административные меры, а также контроль за их исполнением;

экспериментальные программы на уровне местных сообществ.

Заключение

Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п.

При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.

Выделяют следующие виды детского травматизма:

  • 1) бытовой;
  • 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный);
  • 3) школьный;
  • 4) спортивный;
  • 5) прочий.

К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в школе. Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:

неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;

отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);

недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;

дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.

Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т. ч. музыкальных, спортивных, СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке).

Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них - на перемене.

В работе школы одной из приоритетных задач является формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

Таким образом, по результатам эксперимента можно сказать, что целенаправленная, регулярная профилактика травматизма в начальной школе, с применением различных методов обучения, способствует снижению травматизма у детей.

Детский травматизм в школе занимает почти 15 % от всех травм полученных детьми. Из них 80 % приходится на травмы полученные детьми на перемене. В большинстве случаев травмы в школе происходят из-за недисциплинированности учащихся (падение с подоконников, парт, на лестницах, подножки и т.д.). Также имеют место нарушения санитарно-эпидемиологических норм, халатное отношение к эксплуатации школьных помещений.

Большая доля школьных травм приходится на уроки физкультуры. Чаще это происходит на открытом воздухе и на спортивном оборудовании, которое не соответствует размерам или находится в неисправном состоянии. Также причиной является слабая физическая подготовка учащихся, отсутствие страховки и т.д.

В связи с этим, в целях профилактики преподавателям рекомендуется придерживаться строгой системы в освоении школьной программы. Квалифицированно обучать учащихся физической подготовки. Постепенно увеличивать физическую нагрузку. Осуществлять страховку детей при выполнении физических упражнений. Вести контроль, за учащимися во время занятия спортом [Техника безопасности на уроках физической культуры, 2001, с.23].

В процессе учебно-производственных занятий также случается детский травматизм. По своей природе дети очень любознательны, любят шалости. У них еще мало практического опыта, знаний техники безопасности при работе в лабораторных условиях и мастерских. В зависимости от возрастной группы школьникам присущи разные причины получения травм. Как правило, у младших групп преобладает слабая осведомленность об опасности в той или иной ситуации. Слабо сформированы навыки для безопасности жизнедеятельности.

В связи с этим работа по профилактики детского травматизма должна развиваться в трех основных направлениях:

Необходимо создать безопасную среду от получения травм среди учащихся

Обучать детей безопасному поведению в различных жизненных ситуациях.

Заниматься физической подготовкой детей. Развивать координацию движения и укреплять костно-мышечную систему. Проводить закаливание.

Мероприятия по проведению профилактики детского травматизма необходимо проводить индивидуально в зависимости от возрастной группы. Работы по профилактики школьного травматизма должны быть включены в воспитательную работу, которые координируются заведущим по учебной части, и непосредственно, директором школы. В план необходимо включить весь спектр мероприятий по профилактики всевозможных случаев травматизма [Детский травматизм, 1999, с.44].

Для младших школьников основной аспект составляют знания о мерах безопасности, и на базе этих знаний выработать осознанные навыки поведения. Для их усвоения подходит традиционный способ обучения, основанный на донесении знаний, их запоминании, выполнение упражнений.



Основные мероприятия по предотвращению детского травматизма должны проводиться во внеурочное время. С учащимися младших школьных групп проводят беседы врачи, педагоги, психологи, представители ГИБДД и т.д. Беседы должны проходить в доступной форме не более 30-35 минут. Дети должны быть вовлечены в диалог этого мероприятия, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения. Для таких бесед должны использоваться различные наглядные пособия: плакаты, картинки, книги, мультимедийные средства. Главная цель этих мероприятий, чтобы информация детям была донесена убедительно и доходчиво.

Дети средней школьной группы обладают достаточными знаниями о профилактики травматизма, но зачастую, они скептически относятся к данной информации. С этой категорией детей нужно заниматься не только в пределах школы, но и за ее территорией. Здесь важно сформировать у подростков правильное отношение к опасным ситуациям, сформировать правила поведения, которые помогут избежать возможности травматизма. На таких мероприятиях подробно разбираются варианты поведения пострадавших, причины травм, методы их избежание.

Для школьников старшего возраста профилактические мероприятия практически ни чем не отличаются от обучения взрослых людей. В этих беседах основной акцент необходимо поставить на предупреждении спортивных травм. Анализируя спортивные травмы можно выделить основные причины их получения:

1. Нарушения правил и норм при проведении тренировок и соревнований.

2. Допуск на тренировку и спортивным состязаниям учащихся в болезненном состоянии.

3. Плохое материально-техническое состояние спортивного инвентаря и место проведения спортивных мероприятий.

4. Нарушение санитарно-гигиенических требований, несоответствие проведение спортивных мероприятий с метеорологическими факторами.

5. Нарушение дисциплины при занятии спортом.

Чтобы подобные нарушения были как можно реже необходимо:

Запретить проведения спортивных игр в отсутствии тренера или преподавателя.

Учащиеся должны быть сформированы по возрастным группам, по физической подготовки, по состоянию здоровья.

Не допускать к физической подготовке учащихся, не имеющих медицинское обследование.

Придерживаться требований основной методики при обучении физической подготовки [Техника безопасности на уроках физической культуры, 2001, с.40].

Особую важность проведения профилактики мер безопасности среди старших групп заключается в том, что они являются примером для подражания у младшего поколения. В работе со старшеклассниками можно использовать лекции, беседы. Приводить примеры реальных случаев травматизма. Можно продемонстрировать слайды снятые непосредственно в больнице. Для эффективной борьбы с детским травматизмом необходимо обучать не только учащихся, но и их родителей.

Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях:

1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают дети;

2. Выработка у детей безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;

3. Закаливание и физическое развитие детей, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений.

Работу по профилактике травматизма необходимо проводить дифференцировано, в зависимости от возраста учащихся .

Мероприятия по профилактике травматизма должны включаться в план воспитательной работы, который контролируется директором школы. В планах должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов травматизма.

Планировать работу следует отдельно для учащихся младших, средних и старших классов. Учителям физкультуры, труда необходимо включать элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал. Планированию работы помогает строгий учет травм, возникший у детей на территории школы и вне ее. Анализ этих случаев обсуждается в педагогическом коллективе и служит отправной точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий.

Никакой реальной пользы не будет от бесконечных напоминаний «будь осторожен», «делай аккуратно». Необходимо конкретно объяснять, что именно следует делать и чего делать нельзя. Следует научить его последовательно выполнять ряд действий, объясняя, почему необходимо делать именно так. Действие, которое взрослыми совершается автоматически, ребенку надо объяснить детально.

Когда ребенок впервые отправляется в школу, следует показать ему наиболее короткий и безопасный путь, обучить правилам перехода через улицу. Однако нередко можно видеть, как взрослые сами подают детям пример неправильного поведения на проезжей части улицы. В этом случае никакие дальнейшие наставления родителей о необходимости быть осторожным не будут иметь успеха.

Иногда бывает полезно рассказать школьнику о несчастных случаях, происшедших с другими детьми. Чтобы этот рассказ запомнился ребенку и принес реальную пользу воспитанию навыков правильного поведения, необходимо предоставить ему возможность самому разобраться в причинах несчастья. Ребенок должен понять, как можно было бы в данной ситуации избежать опасности. Именно такой подход убедит его в том, что опасность всегда можно предотвратить.

Ушибы и удары могут быть следствием не только недисциплинированности, но и неловкости. Ребенку необходимо быть физически развитым, такие дети реже падают, более ловки, уверенней выполняют работу по дому. Ловкость, умение ориентироваться в окружающей обстановке прививают ребенку систематические занятия физическими упражнениями, спортом. Уроков физкультуры недостаточно, следует поощрять желание детей заниматься в спортивных секциях. Такие занятия не только физически развивают, но и дисциплинируют детей, являются хорошей разрядкой энергии, отвлекают от рискованных шалостей на крышах, стройках и т. д.

Родители не должны равнодушно проходить мимо небезопасных шалостей детей, их долг предотвратить беду, даже если она угрожает чужому ребенку.

Детский травматизм в школе

Школьный травматизм

Давайте будем предельно точны и под термином «школьный травматизм» станем рассматривать только те случаи, которые происходят с ребенком, перешагнувшим порог школы. На школьную травму приходится около 5% детского травматизма. Мы не включаем сюда повреждения, происшедшие на уроках физкультуры, относя их к спортивной травме. Происшествия чаще всего случаются на переменах. Из уроков наиболее «опасны» (после физкультуры) занятия трудом, физикой и химией. Любопытно, что ребята, помогающие родителям дома по хозяйству, как правило, более аккуратны и внимательны, поэтому у них реже бывают травмы. Имеются в виду ушибы молотком, ссадины и порезы стамеской, напильником. Более серьезные варианты — взрыв колб с химикалиями, электротравмы во время опытов. Иногда виной несчастного случая бывает неисправная аппаратура, электропроводка, инструментарий. Но, повторяю, это случается очень редко.

П еремена: травматическая эпидемия

Настоящая «травматическая эпидемия» начинается во время перемен. Это объяснимо. Ребята на протяжении целого учебного часа вынуждены сидеть на одном месте, лишены физической активности, пружина действия сжата до предела. К тому же волнение перед возможным опросом учителя. Перемена — разрядка, необходимая ребенку.

Как ведут себя дети на переменах? Наиболее спокойны девочки. Солидно держат себя старшеклассники: они уже тренированы долгими годами школьной жизни. А малышей разве остановишь?

Им необходимо движение. Если дежурные не дают побегать по коридору, ребята без всякой нужды стремятся десятки раз подняться и спуститься по лестнице.

Какие же происшествия случаются на перемене!

Миша, 10 лет, быстро шел по коридору. Ему подставили подножку. Он упал, ударился головой о батарею. Доставлен в больницу с диагнозом: «Сотрясение мозга. Ушибленная рана головы». Пролежал 14 дней.

Зина, 12 лет, шла по лестнице. Мальчик толкнул ее в спину. Диагноз: «Перелом обеих костей левой голени», пролежала 6 дней. В школу смогла пойти спустя 2 месяца.

Марк, 8 лет, почувствовал острую боль в области правого глаза. В офтальмологической больнице поставлен диагноз: «Повреждение правого глаза». Из глазного яблока удален кусочек скрепки, которым в него выстрелили из рогатки. Зрение этим глазом в значительной степени утрачено.

Перечисленные случаи — это в основном результат шалостей, недисциплинированности или хулиганства ребят. В связи с этим хочется еще раз напомнить о воспитании в семье.

Правильно воспитанному ребенку гораздо легче привыкнуть к школьной обстановке и подчиниться всем школьным правилам и дисциплине.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Профилактика детского травматизма в школе

Выполнила студентка

Научный руководитель

Мурманск


ВВЕДЕНИЕ

1.1 ВИДЫ, СТАТИСТИКА И ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ШКОЛЬНОГО ТРАВМАТИЗМА

1.2 ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА. СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ

2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ОСНОВНОЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

2.2 ОБУЧЕНИЕ ОХРАНЕ ТРУДА УЧАЩИХСЯ

2.3 СТУПЕНЧАТАЯ СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА В ШКОЛЕ

2.4 МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК МЕТОД ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТРАВМАТИЗМА

2.5 ПРОПАГАНДА БЕЗОПАСНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

3.1 ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ФОРМ И МЕТОДОВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА В ШКОЛЕ

3.2 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА IV. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНСТРУКТАЖА УЧАЩИХСЯ КАК МЕТОДА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА

4.1 ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ

4.2 ОПИСАНИЕ МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ

4.3 ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЖУРНАЛ ИНСТРУКТАЖА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА У РУКОВОДИТЕЛЕЙ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с травмами различной степени тяжести. Такие данные содержатся во «Всемирном докладе ВОЗ и ЮНИСЕФ по профилактике детского травматизма», презентация которого прошла 19 февраля 2009 г. в Москве в рамках Съезда педиатров России.

Уровень детской смертности, связанной с травмами, в России – самый высокий в Европе и составляет более 13 000 детей в год или 35 в день. По данным ВОЗ и ЮНИСЕФ, 5 из 6 несчастных случаев с летальным исходом (или 11 000 в год) можно предотвратить. По данным доклада, несчастные случаи являются основной причиной смерти детей старше 9 лет, 95% из них происходит в развивающихся странах. В последние годы в развитых странах наблюдается значительное повышение эффективности мер по профилактике детского травматизма. Но и там несчастные случаи составляют 40% от всех случаев смерти детей.

Анализ литературных данных показал, что в имеющихся работах по проблеме детского травматизма, в основном находит отражение дорожно-транспортный травматизм. Безусловно, данному аспекту необходимо уделять особое внимание, но, по мнению ряда исследователей, (цит. по Спиридонов, 2007, с.3) данный вид травм составляет в структуре травматизма всего 3-6%, а самыми распространенными среди детей и взрослых являются бытовые и уличные, школьные занимающие в структуре травм от 80% до 86%.

Наиболее неблагоприятная ситуация с травматизмом складывается в крупных городах, где доля детского населения среди пострадавших составляет свыше 40% (там же).

Одновременно с ростом травм среди городского детского населения отмечается тенденция увеличения их тяжести (там же).

Среди населения бытует мнение о том, что лечение повреждений у детей заканчивается благополучно. Это не так. Последствия ряда травм (послеожоговые рубцы, сужение пищевода после химических ожогов, повреждения глаз, повреждения ростковых зон кости) в 18-20% случаев приводят к инвалидности детей. Легкие травмы также нередко вызывают патологические изменения в организме и в той или иной степени ограничивают функциональные возможности ребенка.

Актуальность проблемы усиливает факт того, что высокие показатели распространенности детского травматизма сопровождаются отсутствием современных подходов к профилактике травм.

Организация деятельности образовательного учреждения инновационного по своему замыслу, целевому назначению, характеру и функционированию, должна быть действенной, результативной и БЕЗОПАСНОЙ.

Грамотная организация службы охраны труда в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса.

Цель данной работы : изучение форм и методов профилактики детского травматизма в школе.

Задачами настоящей работы являются:

Проведение анализа литературы по проблеме предупреждения детского травматизма в школе;

Рассмотрение следующих вопросов:

а). статистика и возрастные особенности травм детей в школе;

б). психологические причины травматизма и способов их устранения;

в). особенности организации службы охраны труда в образовательном учреждении;

г). инструктаж, как метод обеспечения безопасности учебного процесса;

Объект исследования: детский травматизм.

Предмет исследования: профилактика и методы предупреждения школьного травматизма.

Методика исследования: анкета, направленная на выявление уровня знаний учащихся в области безопасности жизнедеятельности и анализ литературы.

Этапы исследования:

определение выборки;

Подбор адекватных методов исследования;

Реализация исследования на практике;

Обработка и анализ полученных результатов;

Обобщение полученных результатов;

Теоретическая значимость настоящей работы заключается в актуализации проблемы профилактики детского травматизма в школе.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты работы и выводы, сделанные на основе данных результатов, дают возможность обосновать значимость организации службы охраны труда в образовательном учреждении как основного метода обеспечения безопасности учебного процесса и профилактики детского травматизма в школе.

Исследование проводилось на базе средних школ №31 и №45 г. Мурманска.

В данной работе была выдвинута следующая гипотеза: предполагаем, что создавая систему контроля травматизма в образовательных учреждениях, разрабатывая методы предупреждения травматизма, проводя санитарно-просветительскую работу среди школьников и их родителей вырабатывая навыки безопасности у школьников можно снизить тенденцию школьного травматизма.

Работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, литературы и приложений.


ГЛАВА 1. ШКОЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1 Виды, статистика и возрастная структура школьного травматизма

Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет в ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32, п. 22).

Травмой (греч. trauma - повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.

В соответствии с видом воздействия травмы подразделяют на:

1. механические (ушибы, переломы, раны и др.);

2. тепловые (ожоги, обморожения, тепловые удары);

3. химические (химические ожоги, острое отравление, удушье);

4. электрические, комбинированные и др. (например, вызванные каким-либо излучением) .

Так, по данным ежегодной статистической отчетности о несчастных случаях в Мурманской области, происшедших с обучающимися и воспитанниками во время учебно-воспитательного процесса и проведения мероприятий, в период с 2004 по 2007 год получили травмы 1656 детей, что составляет 0,2% от общего количества обучающихся и воспитанников - (см. рис. 1), в том числе: в 2004 – 446, 2005 – 494, 2006 – 361, 2007 – 355. В тоже время, количество травм, оформленных актом по форме Н-2, соответственно составило: 357 (80%), 337 (68%), 287 (79,5%), 307 (86,5%).

Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев свидетельствует о том, что за последние четыре года в их структуре не произошло никаких изменений. Высоким остается уровень травматизма во время:

– перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия) от 46 до 51%;

– занятий по физической культуре от 20 до 17%; – экскурсий, походов, прогулок, экспедиций от 9,4 до 14%;

– учебных и воспитательных занятий по образовательной программе от 8,7 до 7,9%;

– соревнований, тренировок от 8,3 до 5,4%;

– в остальных местах происшествия несчастного случая количество пострадавших не превышает 1 – 2% от общего количества травмированных.

Абсолютное большинство травм – результат неудовлетворительной организации учебно-воспитательного процесса, трудовой и производственной дисциплины, что нередко является правовым нигилизмом и повсеместным пренебрежением выполнения требований охраны труда. В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11–12 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.