» » Греческий язык. Греческий язык Планируемые образовательные результаты

Греческий язык. Греческий язык Планируемые образовательные результаты

В какой стране говорят на греческом языке? Что знаете об этой стране? (Олимпийские игры, 21 зимние игры проходят в Ванкувере)

Работа в группах по карточкам.

Решите анаграмму: кшлоа

Какое слово получилось? Определим значение этого слова? Что нам в этом поможет?

Объясните лексическое значение слова школа своими словами.

Дифференцированное задание

Базовый уровень-

Подберите слова, которые сочетаются со словом школа.

Повышенный уровень-

Записать в тетрадях все слова-ассоциации, связанные со словом «школа» индивидуально (кластер).

Обсудить записанное в группах и дополнить записи другой пастой.

Составлении общего кластера на доске с комментированием орфограмм и лексического значения отдельных слов.

здание опыт направление упражнения

Учебник стр.17-этимологическая справка к слову школа

1. Учебно-воспитательное учреждение, а также здание такого учреждения. Средняя музыкальная школа

2.Выучка, достигнутый в чем-н. опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт. У этого актера хорошая школа

3. Направление в области науки, искусства.

Создать свою школу в науке.

4. Система обязательных упражнений (в фигурном катании на коньках и некоторых других видах спорта).

Быть лучшим и в школе, и в произвольной программе.

Школяр-см. словарь по русскому языку с.267

V . Рефлексия деятельности (итог урока), дом. задание.

- 5мин

Зафиксировать содержание урока;

Организовать рефлексию, самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Мы переходим к последнему этапу.

Итак, чтобы знанья были впрок,

Следует кратко повторить урок.

Исследование какой темы вели на уроке?

Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит цель урока достигнута.

Для этого я вам предлагаю отметить шкалу:

1синий цвет: Вы все поняли и можете использовать свои знания в дальнейшем.

2 зелёный цвет: - было не очень трудно. Вы все поняли, но еще необходима помощь учителя в работе.

3 красный цвет : - остались вопросы, не всё понятно.

Я вижу, что зелёного и синего цветов очень много. Спасибо, что вам понятно, вы были внимательны, активны.

Домашнее задание .

1 уровень-Стр.18 упражнение 1

2 уровень - стр.17 №4

3 уровень - стр.16 №3

От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость.

Окончен урок и вас ждёт перемена

И шум в коридорах опять.

Но хочется мне успеть непременно

Вам доброе слово сказать!

= Спасибо за работу! Урок окончен.

доброе, хорошее

пронзает, лечит, учит

Слово не стрела, да острее стрелы.

Уметь прогова-ривать последовательность действий на уроке;

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Способность к самооценке.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Самоанализ урока русского языка

Тема урока: «Как сочетаются словаками».

Образовательные :

Развивающие:

1. Развивать орфографическую зоркость, развивать умение делать выводы, умозаключения

Воспитывающие:

Воспитывать активность учащихся, умение высказываться самим и слушать других.

Характеристика деятельности учащихся : Наблюдать за ошибками, связанными со значением слова. Осуществлять поиск необходимой информации в толковом словарике учебника. Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре). Наблюдать за словами, сходными по звучанию, но разными по значению. Высказывать предположение о причинах несочетаемости приведённых в задании слов. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. Выбирать слова по заданному основанию. Составлять сочетания слов с указанным значением. Исправлять допущенные ошибки и аргументировать свой ответ

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Регулятивные: Способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные: практическое освоение методов познания, использование общеучебных умений.

Коммуникативные: Умение работать в группе. Практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, употребление слов в соответствии с лексическим значением.

Практическое освоение методов познания, использование общеучебных умений.

Урок по теме « Как сочетаются слова» в системе уроков (урок 92) по теме (разделу) «Как устроен наш язык» по УМК « Начальная школа 21 века»

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию . На уроке использовались технологии личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология.

На уроке использовались следующие методы обучения:

1.Частично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности (анализ текста, составление окончания текста).

2.Метод генерации идей – обучающиеся высказывают свои идеи решения поставленной проблемы.

Технологии обучения:

1.ИКТ – презентация, прослушивание музыки, экскурсия по сайту класса, просмотр видеоролика.

2.Проблемного диалога – мозговая атака, работа в группах и парах.

3.Игровая технология – ролевая игра, игра-головоломка.

Используя физминутку, как элемент урока, я применяла здоровьесберегающую технологию.

Работа с карточками для групповой работы носила частично-исследовательский характер.

На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.

Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ТСО была направлена на достижение поставленных целей.

В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как

 Коммуникативная и информационная (умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),

 личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)

Использовалось оборудование: компьютерная презентация, мультимедийное пособие, задания для работы в группах, в паре, индивидуальная работа, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе.

На уроке поставлена цель:

1. Наблюдать за сочетаемостью слов.

2. Анализировать лексическое значение слов.

3. Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.

1 этап – организационный момент с целью положительного настроя на урок и формирования познавательного интереса к новому материалу.

2 этап подготовка обучающихся к активному и осознанному усвоению учебного материала с целью формирования интереса и мотивации к уроку, стремления к сотрудничеству и совместной деятельности. Этап осуществлялся через выполнение задания и тематические вопросы.

3 этап постановка познавательной задачи, с целью самостоятельного определения учащимися темы и основных задач урока, умения принимать и сохранять учебную задачу. Данный этап осуществлялся через использование технологии проблемного диалога и игровой технологии, приёма работы в группе. Тип деятельности учащихся носил проблемный характер. Использовалась работа с толковыми словарями.

4 этап - повторение и углубление темы . Предлагались задания разного типа и уровня сложности. Проводились разные формы работы: коллективная работа, работа в парах и группах. Тип деятельности учащихся носил проблемный, продуктивный и творческий характер.

5 этап - закрепление и контроль полученных знаний осуществляется через индивидуальную работу по карточкам, работы в паре. Тип деятельности – проблемный, продуктивный и творческий. Использовались ИКТ, проблемная и игровая технологии, технология, основанная на создании учебной ситуации и технология критического мышления.

6 этап подведение итогов и рефлексия через творческое задание (« Синквейн»), самооценку и просмотр видеоролика о дружбе.

В начале урока была создана мотивация предстоящей учащимися деятельности в виде стихотворения. Таким образом, у детей был разбужен интерес, возникло желание овладеть новыми универсальными учебными действиями, продвинуться в развитии.

Этап актуализации знаний включил в себя проведение словарной работы, индивидуальной деятельности, что способствовало подведению детей к знакомству с новой темой. На данном этапе удалось вовлечь в работу всех учащихся. Здесь использовался познавательный и занимательный материал, прошла фронтальная работа с классом, где были обобщены знания о слове и его лексическом значении.

Основной этап - работа по теме урока, содержала в себе большую самостоятельную деятельность учащихся. Новый материал начат с проблемного вопроса, и учащиеся включились в поисковую работу в группах. Здесь были использованы методы развивающего обучения: частично-поисковый, проблемный, что позволило активизировать познавательную активность детей. Класс работает в быстром темпе, на достаточно высоком уровне сложности. Дети с увлечением обсуждают задания в группах, делают выводы, умозаключение. Виды деятельности, применяемые на этом этапе: самостоятельная работа по учебнику и самостоятельная работа в группах.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ученик успешен в своем мнении, он не боится высказываться.

В конце урока подведен итог и проведена рефлексия. Данная работа проводится в системе, дети умеют высказывать свое мнение об уроке. Ребята наглядно показали уровень усвоения нового материала через выполнение различных заданий.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Отобранное содержание, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательный интерес учащихся к предмету. Использование презентации позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и привить любовь к предмету, дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Время целесообразно распределено по этапам урока. На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», т. е. каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

В начале урока была создана проблемная ситуация, для решения которой необходимо было открыть новые знания. Дети умело вывели тему урока и правильно поставили цель для дальнейшей работы. Вся работа была направлена на достижение поставленной цели. В конце урока ученики сделали вывод, что заявленная цель была достигнута.

Оценивание на уроке проходило на всем протяжении. Были использованы приемы самопроверки, взаимооценки. Это говорит о том, что дети доброжелательно относятся друг к другу и умеют серьезно оценить работу товарища.

Учащиеся много работают самостоятельно, что говорит о хорошей степени практической направленности обучения. Царит доверительная атмосфера сотрудничества в совместной работе. Считаю, что правильно поставленная и систематическая работа не только укрепляет знания учеников, приобретенные на уроке, но и расширяет кругозор, развивает информационную компетенцию ученика, формирует исследовательские умения. Для этого используется целесообразное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации деятельности на уроке. Стараюсь толерантно, гуманно относиться к каждому из своих воспитанников, даже самого неуверенного в себе ученика ставить в ситуацию успеха. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала оцениваю как хороший.

Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовало достижению образовательных целей, выработке универсальных компетентностей, умению анализировать и оценивать информацию, делать самостоятельные выводы, отстаивать собственное мнение.

Показателем эффективности усвоения новых знаний явилась активная познавательная деятельность учащихся в течение всего урока. Считаю, что познавательный, развивающий и воспитательный аспекты целей урока достигнуты.

Домашнее задание было выдано в конце урока и направлено на последующую работу по закреплению изученной темы, дифференцированно . Проведена рефлексия.

На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи достигнуты.

Единственная греческая школа уже 20 лет существует в Ставрополе. При этом в городе не самая большая греческая община. Всего около двух с половиной тысяч человек. Основатель учебного учреждения Николай Мацукатидис пытался открыть школу для греческих детей еще в 1981 году, организовав курсы греческого языка. Но долго они не просуществовали, были закрыты по приказу горкома компартии. В начале девяностых ставропольские греки создали ассоциацию учителей новогреческого языка и учредили воскресную школу. 1 января 2014 года она стала муниципальной.

Дети в этой школе учатся совершенно бесплатно. Это полноценная программа дополнительного образования, рассчитанная на 8 лет. Уроки проводят раз в неделю, по субботам. Преподаватели считают, что этого крайне мало для полноценного овладения греческим языком. Тем не менее на международных олимпиадах по греческому языку, истории и культуре, которые проводятся в школе раз в два года, ставропольские ребята показывают хорошие результаты.

И это при том, что им приходится чаще всего соревноваться не со школьниками, а со студентами языковых факультетов вузов России и Украины. Школу, подобную ставропольской, недавно организовали во Владикавказе, но срок обучения в ней всего 4 года.

Многие дети ходят в греческую школу, не для того, чтобы выучить язык, а чтобы его не забыть.

— Я родилась на Кипре, и поэтому я должна учить греческий язык, — рассказала ученица греческой школы Валентина. - Там я ходила в школу три года. Приехала в Россию, и живу здесь уже два года. Сейчас я в пятом классе. Папа мой грек, мама русская. Мама греческий язык знает. Папа мой тоже учит русский. С папой я разговариваю по-гречески, а с мамой по-русски.

Из-за кризиса в Греции в Ставрополе стало больше греков, а соответственно учеников в греческой школе заметно прибавилось.

— Они помогают русскоязычным учащимся овладеть разговорной речью. С нею бывают сложности и у педагогов, ведь большинство местных греков выучили язык самостоятельно по книгам. Раньше Греция присылала в помощь школе своих специалистов, которые учили детей и повышали квалификацию местных кадров. Теперь эти ставки сокращены, и греки приезжают в Россию читать лекции только в специализированные вузы, — рассказывает директор школы Ирина Алепова.

До кризиса греческое правительство поставляло в школу учебники, которые печатают специально для греков, живущих в других государствах. Сейчас новых поступлений нет. В России такие учебники не издаются, а канадские и американские не всегда подходят.

В основном в греческую школу ходят чтобы не забывать роднойть язык, есть и те, кто собирается уезжать на постоянное место жительство. Взрослых с дипломом об окончании ставропольской греческой школы охотнее берут на работу, им проще получить вид на жительство.

Но в школе учатся не только греки, есть русские, и кавказцы. Многие из них просто интересуются историей и культурой Древней Эллады. На занятия ходят не только дети, но и молодежь. Для них работает вечернее отделение. Кроме языка, в школе изучают страноведение — историю, танцы, изобразительное и театральное искусство Древней Греции. Знакомятся с мифами, поют на греческом языке, рисуют ставропольские пейзажи в стиле греческих мастеров.

Недавно труппа кукольного театра на международном фестивале на Крите получила золотую медаль за представление по мотивам русской народной сказки «Теремок» на греческом языке. Сейчас репетируют «Трех поросят».

Есть в школе и проблемы. Здание, в котором она располагается, нуждается в ремонте. Классы не оснащены лингафонной системой. Затрудняет работу отсутствие в стране единой программы преподавания греческого языка и учебника по истории понтийского эллинизма.

Впрочем, все это разрешимо. Было бы желание у самих российских греков хранить и передавать по наследству любовь к культуре, традициям и обычаям предков.

Ставропольской греческой школе в этом году исполнилось 20 лет. Подобных муниципальных школ в России больше нет. Здесь учат не только греческому языку, но и театральному и изобразительному искусству, истории и танцам. Обращаются сюда за знаниями и греки, которым важно не потерять связь с исторической родиной и своими конями, и представители других национальностей, которые осознают, насколько велик вклад Греции в развитие современной цивилизации.

От гонений до достояния России

В Ставрополе живет не самая большая греческая община - менее двух с половиной тысяч человек, но она располагает уникальным учебным заведением - муниципальной греческой школой.

Это учреждение дополнительного образования в 2009 году удостоилось Большой медали «Национальное достояние» III степени Всемирного общественного благотворительного движения «Добрые люди мира».

Таких школ в России больше нет. И не было бы вовсе, если бы не пыл ее основателя - Николая Константиновича Мацукатидиса.

На фото: Директор школы Ирина Алепова

Возродить греческое образование, которое существовало в Ставрополе до 1937, он впервые попытался в 1981 году, открыв курсы греческого языка. Но вскоре горком компартии их запретил, а организатора подверг обструкции.

Лишь через 10 лет ставропольские греки создали ассоциацию учителей новогреческого языка и учредили воскресную греческую школу. Благодаря содействию тогдашнего мэра города Михаила Кузьмина с 1 января 2014 года она стала муниципальной.

Дети обучаются в ней совершенно бесплатно. Это не просто курсы греческого языка, которые нередко факультативно вводят в школах населенных пунктов с компактным проживанием греков, а полноценная программа дополнительного образования, рассчитанная на 8 лет.

Интернациональный язык

Шестиклассница Марина честно сообщает, что пришла в греческую школу шесть лет назад только из-за подружки, с которой она не разлей вода.

«Но я еще плохо знаю язык, неудобно на нем говорить, я все-таки русская», - смущенно признается она.

Владе, той самой однокласснице, что привела Марину, греческий дается легче.

«Я его учу, потому что сама гречанка по национальности. Ну и вообще, язык интересный по произношению. Читать по-гречески иногда тяжело, иногда не очень. Я сама захотела выучить язык. Дома у меня больше разговаривают на греческом, но чаще на старом, понтийском», - отмечает она.

Обе девочки учат еще и английский в общеобразовательной школе. В школьном расписании он бывает два-три раза в неделю.

Сюда же, в здание бывшей гостиницы Найтаки на проспекте Карла Маркса, они приходят лишь по субботам. Преподаватель сетует, что этого очень мало для полноценного освоения иностранного языка.

Тем не менее на международных олимпиадах по греческому языку, истории и культуре, которые проводятся в школе раз в два года, ставропольские ребята показывают хорошие результаты.

И это при том, что им приходится чаще всего соревноваться не со школьниками, а со студентами языковых факультетов вузов России и Украины. Школу, подобную ставропольской, недавно организовали во Владикавказе, но срок обучения в ней всего 4 года.

С одной стороны, греческий язык выучить сложно, поскольку он не относится к группе индо-европейских. С другой стороны, в нем много знакомых слов из области техники, медицины, биологии, географии.

«Можно сказать, база для изучения греческого есть у многих людей на всем пространстве бывшего Советского Союза», - отмечает преподаватель Федор Павлов, или точнее Теодорос Павливис. Сам он с детства разговаривал по-гречески, потому что родители владели этим языком, а потом закончил эту же школу, чтобы выучить грамматику.

Последствия кризиса

Кудрявая смуглая Валя ходит в греческую школу не для того, чтобы научиться читать и говорить, а чтобы не забыть язык и выучить его грамматику.

«Я родилась на Кипре, и поэтому я должна учить греческий язык, - медленно, но без ошибок выговаривает она русские слова. - Там я ходила в школу три года. Приехала в Россию, и живу здесь уже два года. Сейчас я в пятом классе. Папа мой грек, мама русская. Мама греческий язык знает. Папа мой тоже учит русский. С папой я разговариваю по-гречески, а с мамой по-русски».

В последнее время из-за кризиса в Греции грекоязычных учеников в ставропольской греческой школе становится больше, отмечает директор школы Ирина Алепова.

Они помогают русскоязычным учащимся овладеть разговорной речью. С нею бывают сложности и у педагогов, ведь большинство местных греков выучили язык самостоятельно по книгам.

Раньше Греция присылала в помощь школе своих специалистов, которые учили детей и повышали квалификацию местных кадров. Теперь эти ставки сокращены, и греки приезжают в Россию читать лекции только в специализированные вузы.

Сказались экономические проблемы и на обеспечении учебниками.

До кризиса греческое правительство регулярно снабжало школу учебными комплектами, выпускаемыми специально для других государств. Сейчас новых поступлений нет. В России такие учебники не издаются, а канадские и американские не всегда подходят.

Магия Эллады

Основной контингент учащихся в школе - это дети ставропольских греков. Родители считают, что молодежь должна знать родной язык, даже если взрослые в семье его не знают. Есть и те, кто собирается эмигрировать, и тогда этот курс им очень хорошо помогает интегрироваться в греческое общество.

Иностранных учеников без языковой подготовки в школах Греции сажают на класс ниже. А дети, проучившиеся здесь хотя бы год, время потом не теряют.

Взрослых с дипломом об окончании ставропольской греческой школы охотнее берут на работу, им проще получить вид на жительство.

На фото: Награды школы

Но есть среди учеников и русские, и кавказцы. Студент исторического факультета СКФУ Марк интересуется греческой историей и культурой Древней Эллады, и поэтому записался в молодежную группу школы. Для таких, как он, в будни работает вечернее отделение.

Помимо греческого языка, в школе изучают страноведение - историю, танцы, изобразительное и театральное искусство Древней Греции. Дети знакомятся с мифами, осваивают сиртаки, поют на греческом языке, рисуют ставропольские пейзажи в стиле греческих мастеров.

Недавно труппа кукольного театра на международном фестивале на Крите получила золотую медаль за представление по мотивам русской народной сказки «Теремок» на греческом языке. Сейчас ребята репетируют «Трех поросят».

К своему 20-летию школа заработала множество наград на конкурсах и фестивалях, выпустила десятки талантливых учеников, часть из которых поступила в университеты Греции.

В то же время у нее есть и нерешенные проблемы.

Здание, в котором она располагается, нуждается в ремонте. Классы не оснащены лингафонной системой. Затрудняет работу отсутствие в стране единой программы преподавания греческого языка и учебника по истории понтийского эллинизма.

Впрочем, все это разрешимо. Было бы желание у самих российских греков хранить и передавать по наследству любовь к культуре, традициям и обычаям предков.

0

Урок русского языка во 2 классе по УМК «Начальная школа 21 века»

по теме «Как сочетаются слова», учитель Кубрякова Н.С.

Тема урока: «Как сочетаются слова»

Место в структуре учебной программы : данный урок проводится в 3 учебной четверти при рассмотрении блока « Как устроен наш язык» (согласно тематическому планированию).

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема

«Как сочетаются слова»

Цель темы

Образовательные :

2. Анализировать лексическое значение слов .

3. Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.

Развивающие:

Воспитывающие:

Ресурсы:

-основные

- дополнительные

Оборудование урока:

Мультимедийная презентация

Наглядный материал и раздаточный материал(карточки для работы).

словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, карточки для самооценки, презентация

Рабочая тетрадь «Пишем грамотно» 2класс, автор М.И.Кузнецова.

Организация прост ранства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Предметные

Метапредметные

Личностные

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование

Электронный Вики-словарь

«Толковый словарь» Ожегова;

«Толковый словарь» В.И. Даля;

«Школьный толковый словарь».

Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 2 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений /М.И. Кузнецова. - 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Компьютер, мультимедийный проектор.

Основные понятия

Слово, лексическое значение, толковый словарь, однокоренные слова.

Форма проведения урока

Урок - практикум.

Технологическая карта урока

Этап урока

(название, время, цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I . Мотивация к учебной деятельности

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; установить тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Продолжительность:2 мин.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Прозвенел звонок веселый –

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Владение ключевыми понятиями.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, уметь свои мысли вслух.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

На доске: воробей, город, слово, дорога

Какое слово из этой цепочки по- вашему лишнее? Почему?

Что общего между словами воробей, город, дорога

Слово

Пропишем сочетание ОРО

Слово имеет следующее значение: исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь

Работа в группах

Составьте из отдельных частей пословицы

Ветер горы не стрела,
да острее стрелы.
Слово разрушает –
слово народы поднимает.

Как вы понимаете эти пословицы?

Что необходимо было сделать, чтобы получить пословицы?

А сочетались ли слова первоначально?

Итак, ребята, вы уже догадались, о чем сегодня на уроке мы с вами будем говорить?

(о словах)

Верно. В центре нашего внимания СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.

Тема нашего урока: Как сочетаются слова

-Какова главная цель урока? (наблюдать как сочетаются слова)

Сегодня на уроке мы будем учиться правильно говорить и выбирать нужное значение слов

-Какова задача урока ? (Научиться определять ЛЗ слова, расширить свой словарный запас.

Ребята послушайте стихотворение.

(учитель читает стихотворение В. Шефнера)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести...

В русском языке есть слова, значение которых нам неизвестно. Как можно это узнать?

Мы сегодня представим себя в роли лингвистов.

Если вы не уверены

    в своём умении анализировать лексическое значение слова,

    правильно сочетать слова,

    правильно использовать слова в речи

предлагаю принять участие

в проекте « Как сочетаются слова»

Ветер горы разрушает - слово народы поднимает.

II . Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: организовать актуализацию умений работать со словарями, организовать выполнение учащимися учебного задания.

Продолжительность: 7 мин.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

С чего же начать наш проект?

Одна из самых больных тем - произношение определённых слов в русском языке.

Вспомните, как маленькие дети разговаривают и подумайте, почему маленькие дети говорят так:

«кусарики» «колоток » «улиционер» «мокресс»

Соотнесите сова друг с другом

сухарики молоток милиционер компресс

Почему они так говорят?

Можно ли детские слова назвать настоящими словами? Почему?

Работа в группах:

Кусарики-сухарики-то,что кусают

Колоток-молоток-то,чем колотят

Улиционер-милиционер-стоит на улице

Мокресс-компресс-потому что мокрый

Вывод: подобные слова появляются из-за того,что значение слова соединяется с близким ребенку действием.

Исправляют ошибки.

Слушают стихотворение, определяют тему, цель, задачи урока..

Компресс-см мультимедийное пособие-словарь

Знать, какие существуют словари, уметь с ними работать.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

III . Решение учебной задачи (проблемной задачи)

Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы в группе;

организовать самопроверку и самооценку;

организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Продолжительность:10 мин.

Деление класса на группы;

определение задач для каждой группы;

организует работу со справочником.

Можно ли объяснить значение слова, зная, из каких частей состоит и какое значение имеют эти части, запишите по образцу.

Какие слова вызвали затруднение?

IV . Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

20мин.

Организация работы с учебником,

Организация работы в парах и группах,

Упражнение №1 стр.15-в парах по рядам

1вариант-подснежник, подсвечник

2вариант-подберезовик, подосиновик

3вариант - ельник, голубика

Что можете сказать о способе образования этих слов? Составьте с одним из слов предложение. Запишите. А кто может для нашего проекта придумать по одному такому слову?

Черника,осинник,земляника

Вывод: не всегда толкование, выводимые из состава слова совпадают с объяснениями в толковом словаре

Работают с материалом учебника

Подсвечник-подставка под свечу

Ельник-еловый лес

Голубика-лесная ягода голубого цвета

Закрепление умения пользоваться основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

V. Повторение изученного материала

Работа в группах.

Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах.

У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. (Слайд 17)

Задание.

1.Соедини значение и слово.

2.Для этого из карточки слов выберите карточку со словом по его лексическому значению.

Таблица

Начинающий стареть, немолодой- (какой?)…

Любящий трудиться, усердный- (какой?)…

Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- (что делать?)…

Перевёртываться через голову- (что делать?)…

Карточка со словами

пожилой

ленивый

кувыркаться

прыгать

баловаться

трудолюбивый

жизнерадостный

угрюмый

гостить

Проверка

План отчёта группы № 1

1. Наша группа соединила карточки со словами

с их лексическим значением.

2. Вот что у нас получилось (прочитать пары значений и слов).

3. Мы сформулировали вывод:

По значению можно______________________________

Работа в парах:

Стр.15 №2

Мой папа знает (грецкий, греческий) язык

В новой квартире просторная и светлая (гостиная, гостиница)

Мама купила моё любимое (сливовое, сливочное)мороженое.

Я люблю смотреть,как крутится и переливается (волчок,волчонок)

Вывод: слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом. Это зависит от того, есть ли между значениями что-то общее, то, что их объединяет.

Проверка по мультимедийному пособию

Слова схожие по звучанию.но разные по значению-паронимы

В какой стране говорят на греческом языке? Что знаете об этой стране? (Олимпийские игры, 21 зимние игры проходят в Ванкувере)

Работа в группах по карточкам.

Группа1.

Выбери подходящие по смыслу слова

Отметь +

включить

Костёр

Телевизор

свечку


Решите анаграмму: кшлоа

Какое слово получилось? Определим значение этого слова? Что нам в этом поможет?

Объясните лексическое значение слова школа своими словами.

Дифференцированное задание

Базовый уровень-

Подберите слова, которые сочетаются со словом школа.

Повышенный уровень-

Записать в тетрадях все слова-ассоциации, связанные со словом «школа» индивидуально (кластер).

Обсудить записанное в группах и дополнить записи другой пастой.

Составлении общего кластера на доске с комментированием орфограмм и лексического значения отдельных слов.

школа

здание опыт направление упражнения

Учебник стр.17-этимологическая справка к слову школа

1. Учебно-воспитательное учреждение, а также здание такого учреждения. Средняя ш. Музыкальная

2.Выучка, достигнутый в чем-н. опыт, а также то, что дает такую выучку, опыт. У этого актера хорошая школа

3. Направление в области науки, искусства.

Создать свою школу в науке.

4. Система обязательных упражнений (в фигурном катании на коньках и некоторых других видах спорта).

Быть лучшим и в школе, и в произвольной программе.

Школяр-см. словарь по русскому языку с.267

V . Рефлексия деятельности (итог урока), дом. задание.

- 5мин

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Мы переходим к последнему этапу.

Итак, чтобы знанья были впрок,

Следует кратко повторить урок.

-Исследование какой темы вели на уроке?

Какую цель мы ставили? Поняли мы это? Хорошо, значит цель урока достигнута.

Для этого я вам предлагаю слепить снеговика из снежинок.

1ком-низший-основа-вы все поняли и можете использовать свои знания в дальнейшем.

2 ком - было трудно, вы все поняли,но еще необходима помощь учителя в работе

3 ком- остались вопросы, не всё понятно

Мне сегодня тоже понравилось, было легко работать, потому что вы были внимательны, активны.

Домашнее задание .

1 уровень-Стр.18 упражнение 1

2 уровень - стр.17№4

3 уровень - стр.16 №3

От того, как вы произносите любое слово, зависит отношение к вам окружающих. Я желаю, чтобы каждое слово, сказанное вами, несло радость. Благодарю за урок!

Синквейн

Слово

доброе,хорошее

пронзает, лечит,учит

Слово не стрела, да острее стрелы.

лексика

Оценивают деятельность на уроке.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Способность к самооценке.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Самоанализ урока русского языка

Тема урока: «Как сочетаются словаками».

Образовательные :

1. Наблюдать за сочетаемостью слов.

Развивающие:

1. Развивать орфографическую зоркость, развивать умение делать выводы, умозаключения

Воспитывающие:

Воспитывать активность учащихся, умение высказываться самим и слушать других.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Овладение основными стилистическими ресурсами лексики русского языка, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.

Регулятивные: Способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия,как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Познавательные: практическое освоение методов познания, использование общеучебных умений.

Коммуникативные: Умение работать в группе. Практическое освоение морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, употребление слов в соответствии с лексическим значением.

Практическое освоение методов познания, использование общеучебных умений.

Урок по теме « Как сочетаются слова» в системе уроков по теме (разделу) «Как устроен наш язык» по УМК « Начальная школа 21 века»

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию. На уроке использовались технологии личностно-ориентированного обучения, развивающего обучения, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология.

На уроке использовались следующие методы обучения:

1.Частично-поисковый - знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под моим руководством самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал проблемный и творческий характер познавательной деятельности (анализ текста, составление окончания текста).

2.Метод генерации идей – обучающиеся высказывают свои идеи решения поставленной проблемы.

Технологии обучения:

1.ИКТ – презентация, прослушивание музыки, экскурсия по сайту класса, просмотр видеоролика.

2.Проблемного диалога – мозговая атака, работа в группах и парах.

3.Игровая технология – ролевая игра, игра-головоломка.

Используя физминутку, как элемент урока, я применяла здоровьесберегающую технологию.

Работа с карточками для групповой работы носила частично-исследовательский характер.

На мой взгляд, время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально, темп урока сохранялся на протяжении всей деятельности. Все этапы урока были связаны между собой и работали на главную цель.

Весь дидактический материал готовился исходя из целей урока и возрастных особенностей учащихся. Работа с дидактическим материалом и ТСО была направлена на достижение поставленных целей.

В ходе урока формировались такие базовые компетенции, как

Коммуникативная и информационная (умение понять текст, высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией),

умение работать в коллективе для достижения поставленной цели,

личностная (рефлексия собственной деятельности, самооценка)

Использовалось оборудование: компьютерная презентация, мультимедийное пособие, задания для работы в группах, в паре,индивидуальная работа,учебник, рабочая тетрадь на печатной основе.

На уроке поставлена цель:

1. Наблюдать за сочетаемостью слов.

2. Анализировать лексическое значение слов.

3. Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.

1 этап – организационный момент с целью положительного настроя на урок и формирования познавательного интереса к новому материалу.

2 этап подготовка обучащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала с целью формирования интереса и мотивации к уроку, стремления к сотрудничеству и совместной деятельности. Этап осуществлялся через выполнение задания и тематические вопросы.

3 этап постановка познавательной задачи, с целью самостоятельного определения учащимися темы и основных задач урока, умения принимать и сохранять учебную задачу. Данный этап осуществлялся через использование технологии проблемного диалога и игровой технологии, приёма работы в группе. Тип деятельности учащихся носил проблемный характер. Использовалась работа с толковыми словарями.

4 этап - повторение и углубление темы . Предлагались задания разного типа и уровня сложности. Проводились разные формы работы: коллективная работа, работа в парах и группах. Тип деятельности учащихся носил проблемный, продуктивный и творческий характер.

5 этап - закрепление и контроль полученных знаний осуществляется через индивидуальную работу по карточкам, работы в паре. Тип деятельности – проблемный, продуктивный и творческий. Использовались ИКТ, проблемная и игровая технологии, технология, основанная на создании учебной ситуации и технология критического мышления.

6 этап подведение итогов и рефлексия через творческое задание (« Синквейн»), самооценку и просмотр видеоролика о дружбе.

В начале урока была создана мотивация предстоящей учащимися деятельности в виде стихотворения. Таким образом, у детей был разбужен интерес, возникло желание овладеть новыми универсальными учебными действиями, продвинуться в развитии.

Этап актуализации знаний включил в себя проведение словарной работы, индивидуальной деятельности, что способствовало подведению детей к знакомству с новой темой. На данном этапе удалось вовлечь в работу всех учащихся. Здесь использовался познавательный и занимательный материал, прошла фронтальная работа с классом, где были обобщены знания о слове и его лексическом значении.

Основной этап - работа по теме урока, содержала в себе большую самостоятельную деятельность учащихся. Новый материал начат с проблемного вопроса, и учащиеся включились в поисковую работу в группах. Здесь были использованы методы развивающего обучения: частично-поисковый, проблемный, что позволило активизировать познавательную активность детей. Класс работает в быстром темпе, на достаточно высоком уровне сложности. Дети с увлечением обсуждают задания в группах, делают выводы, умозаключение. Виды деятельности, применяемые на этом этапе: самостоятельная работа по учебнику и самостоятельная работа в группах.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ученик успешен в своем мнении, он не боится высказываться.

В конце урока подведен итог и проведена рефлексия. Данная работа проводится в системе, дети умеют высказывать свое мнение об уроке. Ребята наглядно показали уровень усвоения нового материала через выполнение различных заданий.

Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Отобранное содержание, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательный интерес учащихся к предмету. Использование презентации позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и привить любовь к предмету, дало возможность для целостного восприятия детьми нового материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

Время целесообразно распределено по этапам урока. На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», т.е. каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

В начале урока была создана проблемная ситуация, для решения которой необходимо было открыть новые знания. Дети умело вывели тему урока и правильно поставили цель для дальнейшей работы. Вся работа была направлена на достижение поставленной цели. В конце урока ученики сделали вывод, что заявленная цель была достигнута.

Оценивание на уроке проходило на всем протяжении. Были использованы приемы самопроверки, взаимооценки. Это говорит о том, что дети доброжелательно относятся друг к другу и умеют серьезно оценить работу товарища.

Учащиеся много работают самостоятельно, что говорит о хорошей степени практической направленности обучения. Царит доверительная атмосфера сотрудничества в совместной работе. Считаю, что правильно поставленная и систематическая работа не только укрепляет знания учеников, приобретенные на уроке, но и расширяет кругозор, развивает информационную компетенцию ученика, формирует исследовательские умения. Для этого используется целесообразное сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации деятельности на уроке. Стараюсь толерантно, гуманно относиться к каждому из своих воспитанников, даже самого неуверенного в себе ученика ставить в ситуацию успеха. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и первичного закрепления нового материала оцениваю как хороший.

Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовало достижению образовательных целей, выработке универсальных компетентностей, умению анализировать и оценивать информацию, делать самостоятельные выводы, отстаивать собственное мнение.

Показателем эффективности усвоения новых знаний явилась активная познавательная деятельность учащихся в течение всего урока. Считаю, что познавательный, развивающий и воспитательный аспекты целей урока достигнуты.

Домашнее задание было выдано в конце урока и направлено на последующую работу по закреплению изученной темы, дифференцированно. Проведена рефлексия.

На мой взгляд, урок прошел успешно, интересно и плодотворно. Все, поставленные мной, цели и задачи достигнуты.

Древние эллины, как мы знаем, анекдоты передавали из уст в уста. Их анекдоты не только были поучительны и смешны, но и выражали греческий дух в самой веселой форме и образе. Они не записаны в определенном тексте, а разбросаны в произведениях Плутарха, в биографиях Диогена, в шутках Иероклиса и т.д. Так, Древние греки старались даже в серьезных вещах и событиях найти то смешное, которое их сопровождало. Вот некоторые из них, которые по крупицам были собраны греческими учеными и лингвистами:

    Философ Фалис ( Φαλής ) говорил друзьям, что смерть ничем не отличается от жизни. Один из них спросил его: « Если так оно и есть, то почему ты не предпочитаешь смерть?» Тогда философ ответил: «Как раз потому, что она не отличается от жизни!».

    Однажды, когда один афинянин жаловался, что жизнь плоха, циничный Диоген ( Διογένης ) ответил ему: «Жизнь не плоха. Плоха плохая жизнь».

    Один болтливый цирюльник спросил у царя Македонии Архелаоса ( Αρχέλαος ): «Как ты хочешь, чтобы я тебя постриг?» Архелаос ответил: «Молча».

    У Фемистокла ( Θεμιστοκλής ) спросили: «Кем бы ты хотел быть: Ахиллесом ( Αχιλλέας ) или Гомером ( Όμηρος ) ?» Фемистокл ответил: « Ты кем хотел бы быть: победителем Олимпийских игр или тем, кто называет имена победителей?»

    Демосфен ( Δημοσθένης ) поймал одного вора, который хотел его обокрасть. Вор старался оправдаться: «Я не знал, что это принадлежит тебе…» На что Демосфен ответил: «Тем не менее ты очень хорошо знал, что оно и тебе не принадлежало!»

    Один злой человек хотел уберечь свой дом от всего плохого. Так, он прибил к входной двери табличку, на которой было написано: «Чтобы плохое не вошло в этот дом». Диоген, прочтя табличку, заметил: «А откуда войдет сам хозяин дома?»

    Когда Диоген увидел, что государственные казначеи поймали вора за то, что он украл одну бутылку, то сказал: «Большие воры поймали маленького».

    Аристида ( Αριστείδης ) и Фемистокла ( Θεμιστοκλής ), двух политических соперников, отправили послами в другое царство. У границы Аристид сказал Фемистоклу: «Давай оставим нашу вражду у границ нашей страны? И если ты будешь считать это необходимым, то продолжим ее как только вернемся на родину».

    Пошел Диоген к Платону домой и стал грязными ногами топтать дорогой постеленный на полу ковер, приговаривая: «Я топчу высокомерность Платона!» Тогда Платон спросил его: «А разве то, что ты сейчас делаешь, не является высокомерием?»

    Однажды Филипп ( Φίλιππος ), царь Македонии, ссорился со своей женой Олимпиадой ( Ολυμπιάδα ). Так, родители Александра Македонского и не заметили вошедшего посланника из Коринфа, Димаратоса. На вопрос царя Филиппа «Спокойно ли в Афинах?» посланник ответил: «Ты больше интересуешься спокойствием в Афинах, в то время как у тебя дома спокойствие отсутствует.»

    Диоген заметил, что маленький мальчик пил воду из источника, протянув ладошку. Тогда философ выбросил свой стакан, сказав: «Этот малыш победил меня в простоте.»

    У Аристотеля спросили: «Что получают те, что лжет?» Философ ответил: «То, чтоим никто не верит даже тогда, когда они говорят правду».

    Сын одной гетеры бросал камни в прохожих. Диоген сказал ему: «Будь осторожен, может среди тех, в кого ты попадаешь, будет и твой отец, которого ты не знаешь».

    У Диогена спросили, как должны вести себя родители и дети между собой. Он ответил: «Так, чтобы одни не ждали, что у них что-то попросят другие, а другие не предлагали первыми что-либо, пока их не попросят».

    Александр Македонский ( Μέγας Αλέξανδρος ) послал Фокиону ( Φωκίωνας ) 100 талантов (монет). Афинский политик спросил: «Почему Александр выбрал меня среди всех афинян и подарил столько денег?». Посланники ответили: «Потому что он считает тебя честным человеком.» Фокион отказался принять деньги, сказав: «Так, и у меня будет возможность считать себя честным».

    Как-то Диоген просил пощады у статуи. Когда его спросили, почему он это делает, то он ответил: «Упражняюсь, чтобы не разочаровываться от бесчувственности людей.»

    Когда царь Македонии Филипп был на Олимпийских играх, то жители Пелопоннеса, несмотря на то, что были у него в милости, освистали его. Друзья царя посоветовали Филиппу наказать жителей, но царь сказал: «Если они у меня в милости и так реагируют, представьте себе, что они будут делать, если я причиню им зло?»

    Когда Диоген увидел одного неуклюжего лучника, то стал около мишени и сказал: «Это единственное место, куда он не попадет».

    Однажды у Эмпедоклиса ( Εμπεδοκλής ) спросили, почему он так реагирует, когда его ругают. Философ ответил: «Если я не буду возмущаться, когда меня ругают, как я смогу радоваться, когда меня будут хвалить?»

    Афиняне услышали Диогена, который кричал: «Люди! Люди! Идите сюда!», и побежали к нему. Когда вокруг старца собралась толпа, он схватил палку и стал кричать: «Я людей позвал, а не нечисть!»

    Спросили у Дионисия ( Διονύσης ), почему его отец смог, будучи простым гражданином, взять власть в свои руки, а он сам, его сын, потерял ее. Дионисий ответил: «Мой отец сделал это тогда, когда демократия вызывала ненависть, а я потерял ее тогда, когда тирания управлялась завистью».

    Диоген возвращался с Олимпийских игр. У него спросили: «Много было народу на играх?»Диоген ответил: «Народу было много, людей мало».

    Эпаминондас ( Επαμεινώνδας ), увидя войско, которое не имело хорошего предводителя, сказал: «Большой зверь без головы!»

    У Аристида ( Αριστείδης ), находившегося в ссылке, спросили, что его больше всего беспокоит. «Плохой авторитет моей родины. Все о ней плохо отзываются из-за того, что меня отправили в ссылку.»

    Один лысый обругал Диогена. Философ повернулся и ответил: «Я не отвечу тебе руганью, а похвалю твои волосы, которые избавились от такой безмозглой головы!»

    Один из афинских аристократов постоянно напоминал Сократу о его низком происхождении. Однажды философ ему ответил: «Если я должен стесняться своих незнатных предков, то твоим знатным предкам должно быть стыдно за тебя, такого недостойного потомка».

    Как-то Диогену сказали: «Твои сограждане осудили тебя и отправляют в ссылку». Философ ответил: «Это я их осудил, чтобы они жили там, где живут».

    Диоген, видя, что один из афинян показывал, что влюблен в богатую старуху, сказал: «Он вцепился в нее не только взглядом, но и зубами».

    Как-то Диоген увидел женщину, которая, молясь, очень сильно нагибалась перед статуей богов. Тогда Диоген подошел к ней и сказал: «Не надо там сильно нагибаться, а то придет в какой-то момент бог, станет за тобой и … увидит некрасивые вещи.»

    Некоторые хвалили человека, который помог Диогену. Сам философ возмутился; «Почему вы меня не хвалите за то, что я оказал ему честь, приняв помощь?»

    Диоген лежал и грелся на солнце, когда к нему подошел Александр Македонский и сказал: «Диоген, проси у меня все, что хочешь!» Философ ответил: «Я хочу, чтобы ты отошел в сторону, потому что твоя тень загораживает мне солнце».

    К Аристиппу пришел родитель с просьбой записать к нему в ученики своего сына. Философ попросил за это 500 драхм. Отцу эта сумма показалась очень большой. «Да я за такие деньги куплю животное!» «Купи, - сказал Аристипп, - тогда у тебя их будет два.»

    Аристотелю сказали, что кто-то сильно ругал его. На это философ спокойно ответил: «Меня это совершенно не волнует. Когда я отсутствую, то могут меня и плетьми бить!»

    Диоген увидел, что Демосфен ест в дешевой харчевне. Как только увидел его Демосфен, то со стыда встал и стал отступать назад в глубь харчевни. А Диоген ему крикнул: «Чем дальше ты отступаешь, тем больше заходить в глубь харчевни».

    Аристиппу сказали, что его жена, Лаида, не любит его, а только притворяется. Он ответил: «Ничего страшного, и вино с рыбой меня не любят, но это не мешает мне наслаждаться ими.»

    Диоген вошел в класс одного учителя и увидел много картин и статуй муз, но мало учеников, и заметил: «Если посчитать и музы, то у тебя много учеников!»

    Перед Агисомхвалили судей Олимпийских игр. Он не выдержал и возмутился: «Ну что удивительного в том, что раз в четыре года они бывают справедливы!»

    Некоторые приближенные царя Македонии Филиппа старались убедить его в изгнании из царства жителя, который всегда плохо о нем отзывался. «Вы что, с ума сошли! – крикнул Филипп. – Вы хотите, чтобы я его отправил в другие места, чтобы он и там меня ругал, где меня не знают?»

    Диоген спросил Сократа, что лучше сделать мужчине – жениться или остаться холостяком? Сократ ответил: «И в одном, и в другом случае он будет сожалеть о сделанном».

В древнегреческих анекдотах мы видим как исторические лица, так и простых эллинов, но красной нитью в них проходит юмор древних греков, образность речи,эрудиция и гениальность. Греки остры на язык, но не теряют никогда гордость, честь и свои принципы. Вся прелесть, вся соль их вопросов и ответов настолько лаконична, проста и многозначна одновременно, что ничего не остается, как преклониться перед этим разумом.