» » Инновационная образовательная технология «Тико — моделирование» в развитии детей дошкольного возраста. Конструктор и готовая программа занятий с ним для детских садов и родителей. Великий Новгород делится со страной таким опытом вместе с Трансформируемым

Инновационная образовательная технология «Тико — моделирование» в развитии детей дошкольного возраста. Конструктор и готовая программа занятий с ним для детских садов и родителей. Великий Новгород делится со страной таким опытом вместе с Трансформируемым

В 2015 года педагоги образовательного учреждения познакомились с развивающим конструктором «ТИКО» и начали углубленную работу по освоению технологии «ТИКО-моделирования» И.В. Логиновой.

Данная технология привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников.

ТИКО конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур.

Обучение ТИКО-моделированию ведется на основе программы дополнительного образования, автор Логинова И.В.

Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемыйчерез совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,позволяющийпровести интересно и с пользой время в детском саду.

Цель программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.

Программа состоит из двух модулей:

Модуль «Плоскостное моделирование»

Модуль «Объемное моделирование»

Возраст детей , участвующих в реализации программы, 3 - 7 лет.

Формы и режим занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.

Приложение № 3. Диктанты для конструирования.

Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.

Приложение № 5. Логические игры и задания.

Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.

Приложение № 7. Комбинаторные задания.

Приложение № 8. Игры с кругами Эйлера.

Приложение № 9. Конструирование по заданным условиям.

Приложение № 10. Дидактическая сказка «Геометрический лес».

Мультимедийные презентации:

  1. «Периметр».
  2. «Каталог геометрических фигур и тел».
  3. «Объем».
  4. «Многоугольники».
  5. «Симметрия».

Материально-техническое оснащение занятий:

  • Столы, стулья - по количеству детей.
  • Стеллажи для хранения наглядного материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. - СПб.: Речь, 2007.

Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. - М.: Дрофа, 2006.

http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)

Обеспечение качества образовательного процесса в ДОО средствами инновационной технологии ТИКО – моделирования обусловлена требованиями ФГОС ДО (пункт 2.11.2.) к содержательному разделу основной образовательной программы дошкольного образования «Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов».

Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного Моделирования – это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников во многих видах активности детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, развитие логического мышления дошкольников, моделирования математических понятий, формирования математических представлений дошкольников и др.

Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ, обеспечивая высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития.

Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.

Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. В соответствии с ФГОС ДО выделено пять образовательных областей развития ребенка-дошкольника.

Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным — коммуникативным развитием и другими образовательными областями.

ТИКО-моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества.

Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.

Технология ТИКО-моделирования в развитии детей дошкольного возраста

Курс представляет инновационную методику по моделированию из конструкторов ТИКО – полифункциональных трансформируемых игровых тематических наборов. Программа адресована педагогам ДОО и дополнительного образования и разработана в соответствии с ФГОС ДО.

«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в непосредственно образовательной, проектной и самостоятельной деятельности. Конструктор адаптирован для работы в образовательных учреждениях любого типа, прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и педагогов, эффективен в реализации ФГОС ДО. Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют:

  • лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;
  • расширению кругозора ребёнка;
  • расширению знаний в области окружающего мира;
  • созданию психологического комфорта при обучении;
  • развитию фантазии и творческих способностей.

На практических занятиях курса педагоги научатся самостоятельно разрабатывать ТИКО-модели, необходимые им для работы с детьми конкретного возраста и с определенными особенностями в развитии, а также - встраивать и использовать модели в различных педагогических ситуациях.

В ходе обучения по данной программе слушатели освоят следующие темы:

  • Инновационная методика ТИКО-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ.
  • Исследование возможностей методики ТИКО-моделирования в развитии навыков логического мышления.
  • Формирование и развитие элементарных математических представлений посредством применения кинестетического подхода.
  • Развитие и коррекция фонетического и фонематического восприятия с помощью знаково-символьной системы.
  • Применение методики ТИКО-моделирования для интеграции различных образовательных областей в НОД.

Обучение по данной программе заканчивается разработкой и сдачей итогового проекта: авторских методических материалов (описание НОД, сюжетно-ролевой игры, сценарий театрализации, спортивного или развлекательного праздника и т.п.).

Данный курс предназначен для педагогических работников ДОУ: методистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, логопедов.

Продолжительность обучения: 18 академических часов.

Стоимость обучения: 2 750 рублей.

Слушателям, проходившим обучение в ЦПК «Образовательные технологии» или в ОЦ «ИНТОКС», предоставляется скидка 150 руб.

При проведении занятий на базе образовательного учреждения стоимость обучения слушателя увеличивается (сумма увеличения зависит от удаленности ОУ от Санкт-Петербурга, подготовительных работ по настройке оборудования).

Веснина Ольга Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО Дом детского творчества г. Тобольска
Населённый пункт: город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационная технология ТИКО - моделирования как вид деятельности для развития конструктивного мышления детей младшего школьного возраста"
Дата публикации: 13.12.2017
Раздел: дополнительное образование

Тема: «Инновационная технология ТИКО - моделирования как вид деятельности для

развития конструктивного мышления детей младшего школьного возраста»

Веснина Ольга Николаевна,

педагог дополнительного образования,

МАУ ДО «Дом детского творчества г.Тобольска»

Формирование мотивации развития и обучения младших школьников, а также

творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня

перед педагогом в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов,

концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие

компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных

сферах дальнейшей жизни. Активность ребенка признается главной основой его развития

– знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной

деятельности,

организуемой

педагогом.

Образовательная

заключается

организации

провоцирующих

действие.

огромное

значение отводится продуктивным видам детской деятельности, к которым относится

конструктивно-модельная деятельность.

Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы,

деятельности,

способствующий

развитию

исследовательской

деятельности,

творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый

ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков

исследовательской,

творческой

деятельности,

технического

творчества,

развития

конструктивного мышления.

Введение и реализация ФГОС требует от педагогов организации инновационной

развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом

конструктивно-модельная

деятельность

является

идеальной

которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре,

посредством

образовательных

конструкторов

значительно

разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.

Поиск эффективных инновационных технологий, направленных на развитие

конструкторско-модельной

деятельности

школьников,

позволил

познакомиться с уникальным опытом работы с образовательным конструктором ТИКО

(Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения) педагогов г. Великий Новгород.

Логинова

программы

внеурочной

деятельности

Геометрика»,

руководитель

городского

«ТИКО-мастера»

детского

(юношеского)

творчества

Голикова

В.Новгород,

аспирант

Санкт-Петербургской

академии

постдипломного педагогического образования начала знакомить педагогов В. Новгорода и

С-Петербурга с образовательным конструктором ТИКО в 2010 году. Менее чем за полгода

этот конструктор обрел статус эффективного педагогического

инструмента в глазах

педагогов дошкольных учреждений и школ.

Образовательный конструктор нового поколения для 3D-моделирования ТИКО - это

развивающий

материал,

позволяющий разнообразить процесс обучения,

замечательный

инструмент

научно-технического

моделирования

(конструирования).

В основе нашего инновационного проекта: идея внедрить технологию ТИКО-

моделирования

образовательный

учреждения

дополнительного

образования,

ТИКО-конструкторами

целенаправленным

процессом,

внедрения

конструкторов

поколения,

привлечь

родителей

совместному техническому творчеству.

Цель проекта: создание современной образовательной среды, способствующей

развитию творческих способностей, конструктивного мышления у младших школьников,

применение

технологии

ТИКО-моделирования

интеграции

образовательных

областей.

Задачи проекта:

Разработать методические и содержательные аспекты педагогической технологии работы

конструктором

ориентированной

мотивационно-деятельностный

характер

взаимодействия взрослых с детьми: системность, интегрированность, единство познания и

деятельности;

психолого-педагогические

способствующие

интеграции

образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса,

направленного

развитие

творческих

способностей,

конструктивного

мышления

воспитанников посредством технологии ТИКО-моделирования;

Разработать и апробировать на практике дополнительную образовательную программу

конструкторско-модельной направленности «ТИКО-моделирование»

с использованием

конструкторов ТИКО для детей начиная со старшего дошкольного возраста;

разработать

диагностический

инструментарий,

позволяющий

определить

сформированности

конструктивного

мышления

младшего

школьного

возраста;

повысить

родителей

ТИКО-конструированию

организацию

активных

форм работы с родителями и детьми.

Актуальность технологии ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, т.к.

является великолепным средством для интеллектуального развития младших школьников,

обеспечивающих

интеграцию

образовательных

областей;

познавательное

развитие:

техническое

конструирование,

воплощение

ТИКО-конструктора;

художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из

ТИКО-конструктора;

физическое

развитие:

координация

движения,

моторика рук; социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка

взрослыми,

становление

самостоятельности,

целенаправленности

саморегуляции

собственных действий; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие

школьников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), т.к. процесс конструирования

часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом

многих игр; формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-

активной

личности,

формирует

сотворчества;

объединяет

исследовательской

экспериментальной

деятельностью,

предоставляют

возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

Мастер-класс «Конструктор ТИКО – развиваемся играя»


Цель:
Дать представление о конструкторе ТИКО, как о средстве развития ребенка через конструкторскую деятельность.

Задачи: Познакомить с особенностями конструктора «ТИКО». Способствовать развитию интереса к жизни детей в детском саду. Повысить педагогические компетенции родителей в вопросах конструкторской деятельности детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации. Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления. Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) в дошкольном образовании должны быть обеспечены условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов через создание предметно-пространственной среды, образовательных ситуаций и средств педагогической поддержки ребенка.
Совершенно недавно в моей педагогической деятельности произошло знакомство с трансформируемым игровым конструктором «Тико». Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков

моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.

Дети с первых минут знакомства с конструктором активно включаются в работу, проявляют познавательный интерес. Яркие и разнообразные по форме детали, необычное крепление, возможность создания объемных конструкций – все эти особенности позволяют без труда организовать работу с «Тико». Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.

Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. В соответствии с ФГОС ДО выделено пять образовательных областей развития ребенка-дошкольника.

Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным - коммуникативным развитием и другими образовательными областями. ТИКО-моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества.

Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.