В 2015 года педагоги образовательного учреждения познакомились с развивающим конструктором «ТИКО» и начали углубленную работу по освоению технологии «ТИКО-моделирования» И.В. Логиновой.
Данная технология привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников.
ТИКО конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур.
Обучение ТИКО-моделированию ведется на основе программы дополнительного образования, автор Логинова И.В.
Конструирование в рамках программы - процесс творческий, осуществляемыйчерез совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом,позволяющийпровести интересно и с пользой время в детском саду.
Цель программы - формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире.
Программа состоит из двух модулей:
Модуль «Плоскостное моделирование»
Модуль «Объемное моделирование»
Возраст детей , участвующих в реализации программы, 3 - 7 лет.
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
Приложение № 1. Схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 2. Контурные схемы плоскостных ТИКО-фигур.
Приложение № 3. Диктанты для конструирования.
Приложение № 4. Логические задания на замещение фигур.
Приложение № 5. Логические игры и задания.
Приложение № 6. Правила составления логического квадрата.
Приложение № 7. Комбинаторные задания.
Приложение № 8. Игры с кругами Эйлера.
Приложение № 9. Конструирование по заданным условиям.
Приложение № 10. Дидактическая сказка «Геометрический лес».
Мультимедийные презентации:
- «Периметр».
- «Каталог геометрических фигур и тел».
- «Объем».
- «Многоугольники».
- «Симметрия».
Материально-техническое оснащение занятий:
- Столы, стулья - по количеству детей.
- Стеллажи для хранения наглядного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. - М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. - СПб.: Речь, 2007.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2006.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать геометрические фигуры. - М.: Дрофа, 2006.
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО: программа, тематическое планирование, презентации для занятий, схемы для конструирования и т.д.)
Обеспечение качества образовательного процесса в ДОО средствами инновационной технологии ТИКО – моделирования обусловлена требованиями ФГОС ДО (пункт 2.11.2.) к содержательному разделу основной образовательной программы дошкольного образования «Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов».
Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного Моделирования – это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников во многих видах активности детей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, развитие логического мышления дошкольников, моделирования математических понятий, формирования математических представлений дошкольников и др.
Организация педагогического процесса с использованием конструктора ТИКО соответствует ФГОС ДО и Концепции математического образования в РФ, обеспечивая высокую степень индивидуализации, поддержку детской инициативы, самостоятельности и успешности на данном этапе его развития.
Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. В соответствии с ФГОС ДО выделено пять образовательных областей развития ребенка-дошкольника.
Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным — коммуникативным развитием и другими образовательными областями.
ТИКО-моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества.
Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.
Технология ТИКО-моделирования в развитии детей дошкольного возраста
Курс представляет инновационную методику по моделированию из конструкторов ТИКО – полифункциональных трансформируемых игровых тематических наборов. Программа адресована педагогам ДОО и дополнительного образования и разработана в соответствии с ФГОС ДО.
«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в непосредственно образовательной, проектной и самостоятельной деятельности. Конструктор адаптирован для работы в образовательных учреждениях любого типа, прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и педагогов, эффективен в реализации ФГОС ДО. Совместная деятельность педагога и детей дошкольного возраста с конструктором ТИКО способствуют:
- лучшему восприятию новой информации за счёт тактильных прикосновений;
- расширению кругозора ребёнка;
- расширению знаний в области окружающего мира;
- созданию психологического комфорта при обучении;
- развитию фантазии и творческих способностей.
На практических занятиях курса педагоги научатся самостоятельно разрабатывать ТИКО-модели, необходимые им для работы с детьми конкретного возраста и с определенными особенностями в развитии, а также - встраивать и использовать модели в различных педагогических ситуациях.
В ходе обучения по данной программе слушатели освоят следующие темы:
- Инновационная методика ТИКО-моделирования в реализации ФГОС в ДОУ.
- Исследование возможностей методики ТИКО-моделирования в развитии навыков логического мышления.
- Формирование и развитие элементарных математических представлений посредством применения кинестетического подхода.
- Развитие и коррекция фонетического и фонематического восприятия с помощью знаково-символьной системы.
- Применение методики ТИКО-моделирования для интеграции различных образовательных областей в НОД.
Обучение по данной программе заканчивается разработкой и сдачей итогового проекта: авторских методических материалов (описание НОД, сюжетно-ролевой игры, сценарий театрализации, спортивного или развлекательного праздника и т.п.).
Данный курс предназначен для педагогических работников ДОУ: методистов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, логопедов.
Продолжительность обучения: 18 академических часов.
Стоимость обучения: 2 750 рублей.
Слушателям, проходившим обучение в ЦПК «Образовательные технологии» или в ОЦ «ИНТОКС», предоставляется скидка 150 руб.
При проведении занятий на базе образовательного учреждения стоимость обучения слушателя увеличивается (сумма увеличения зависит от удаленности ОУ от Санкт-Петербурга, подготовительных работ по настройке оборудования).
Веснина Ольга Николаевна
Должность:
педагог дополнительного образования
Учебное заведение:
МАУ ДО Дом детского творчества г. Тобольска
Населённый пункт:
город Тобольск, Тюменская область
Наименование материала:
статья
Тема:
"Инновационная технология ТИКО - моделирования как вид деятельности для развития конструктивного мышления детей младшего школьного возраста"
Дата публикации:
13.12.2017
Раздел:
дополнительное образование
Тема: «Инновационная технология ТИКО - моделирования как вид деятельности для
развития конструктивного мышления детей младшего школьного возраста»
Веснина Ольга Николаевна,
педагог дополнительного образования,
МАУ ДО «Дом детского творчества г.Тобольска»
Формирование мотивации развития и обучения младших школьников, а также
творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня
перед педагогом в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов,
концептуальной основой которых является не насыщение ребенка знаниями, а развитие
компетенций, позволяющих самостоятельно и творчески решать проблемы в различных
сферах дальнейшей жизни. Активность ребенка признается главной основой его развития
– знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной
деятельности,
организуемой
педагогом.
Образовательная
заключается
организации
провоцирующих
действие.
огромное
значение отводится продуктивным видам детской деятельности, к которым относится
конструктивно-модельная деятельность.
Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы,
деятельности,
способствующий
развитию
исследовательской
деятельности,
творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый
ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков
исследовательской,
творческой
деятельности,
технического
творчества,
развития
конструктивного мышления.
Введение и реализация ФГОС требует от педагогов организации инновационной
развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом
конструктивно-модельная
деятельность
является
идеальной
которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре,
посредством
образовательных
конструкторов
значительно
разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
Поиск эффективных инновационных технологий, направленных на развитие
конструкторско-модельной
деятельности
школьников,
позволил
познакомиться с уникальным опытом работы с образовательным конструктором ТИКО
(Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения) педагогов г. Великий Новгород.
Логинова
программы
внеурочной
деятельности
Геометрика»,
руководитель
городского
«ТИКО-мастера»
детского
(юношеского)
творчества
Голикова
В.Новгород,
аспирант
Санкт-Петербургской
академии
постдипломного педагогического образования начала знакомить педагогов В. Новгорода и
С-Петербурга с образовательным конструктором ТИКО в 2010 году. Менее чем за полгода
этот конструктор обрел статус эффективного педагогического
инструмента в глазах
педагогов дошкольных учреждений и школ.
Образовательный конструктор нового поколения для 3D-моделирования ТИКО - это
развивающий
материал,
позволяющий разнообразить процесс обучения,
замечательный
инструмент
научно-технического
моделирования
(конструирования).
В основе нашего инновационного проекта: идея внедрить технологию ТИКО-
моделирования
образовательный
учреждения
дополнительного
образования,
ТИКО-конструкторами
целенаправленным
процессом,
внедрения
конструкторов
поколения,
привлечь
родителей
совместному техническому творчеству.
Цель проекта: создание современной образовательной среды, способствующей
развитию творческих способностей, конструктивного мышления у младших школьников,
применение
технологии
ТИКО-моделирования
интеграции
образовательных
областей.
Задачи проекта:
Разработать методические и содержательные аспекты педагогической технологии работы
конструктором
ориентированной
мотивационно-деятельностный
характер
взаимодействия взрослых с детьми: системность, интегрированность, единство познания и
деятельности;
психолого-педагогические
способствующие
интеграции
образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса,
направленного
развитие
творческих
способностей,
конструктивного
мышления
воспитанников посредством технологии ТИКО-моделирования;
Разработать и апробировать на практике дополнительную образовательную программу
конструкторско-модельной направленности «ТИКО-моделирование»
с использованием
конструкторов ТИКО для детей начиная со старшего дошкольного возраста;
разработать
диагностический
инструментарий,
позволяющий
определить
сформированности
конструктивного
мышления
младшего
школьного
возраста;
повысить
родителей
ТИКО-конструированию
организацию
активных
форм работы с родителями и детьми.
Актуальность технологии ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, т.к.
является великолепным средством для интеллектуального развития младших школьников,
обеспечивающих
интеграцию
образовательных
областей;
познавательное
развитие:
техническое
конструирование,
воплощение
ТИКО-конструктора;
художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из
ТИКО-конструктора;
физическое
развитие:
координация
движения,
моторика рук; социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка
взрослыми,
становление
самостоятельности,
целенаправленности
саморегуляции
собственных действий; позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие
школьников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), т.к. процесс конструирования
часто сопровождается игрой, а выполненные детьми поделки сами становятся предметом
многих игр; формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-
активной
личности,
формирует
сотворчества;
объединяет
исследовательской
экспериментальной
деятельностью,
предоставляют
возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Мастер-класс «Конструктор ТИКО – развиваемся играя»
Цель:
Дать представление о конструкторе ТИКО, как о средстве развития ребенка через конструкторскую деятельность.
Задачи: Познакомить с особенностями конструктора «ТИКО». Способствовать развитию интереса к жизни детей в детском саду. Повысить педагогические компетенции родителей в вопросах конструкторской деятельности детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) устанавливает обязательные нормы и требования к содержанию основной образовательной программы дошкольного образования, к формам и условиям ее реализации. Конструирование в ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующий развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательской, творческой деятельности, технического творчества, развития конструктивного мышления. Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) в дошкольном образовании должны быть обеспечены условия для освоения воспитанниками первичных математических представлений и образов через создание предметно-пространственной среды, образовательных ситуаций и средств педагогической поддержки ребенка.
Совершенно недавно в моей педагогической деятельности произошло знакомство с трансформируемым игровым конструктором «Тико». Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков
моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т. д.
Дети с первых минут знакомства с конструктором активно включаются в работу, проявляют познавательный интерес. Яркие и разнообразные по форме детали, необычное крепление, возможность создания объемных конструкций – все эти особенности позволяют без труда организовать работу с «Тико». Это универсальный помощник в познании основ геометрии, развитии пространственного и логического мышления, воображения, мелкой моторики рук. Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.
Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную. В соответствии с ФГОС ДО выделено пять образовательных областей развития ребенка-дошкольника.
Однако образовательные области не существуют в чистом виде, всегда происходит их интеграция. ТИКО-моделирование легко может интегрировать познавательное развитие с художественно-эстетическим, когда мы говорим о творческом конструировании, социальным - коммуникативным развитием и другими образовательными областями. ТИКО-моделирование помогает формировать у дошкольников элементарные представления о геометрии, развивает логическое мышление, любознательность, учит договариваться со сверстниками. Конструктор помогает формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, форма и способ его мышления, личностные качества.
Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах деятельности.