» » Управленческая деятельность в образовательном учреждении, функции управления. Основные функции управления внутри образовательной организации Организация как функция управления в системе образования

Управленческая деятельность в образовательном учреждении, функции управления. Основные функции управления внутри образовательной организации Организация как функция управления в системе образования

Лариса Яковлева
Организация как функция управления образовательной системой

1.1Организация - это группа людей , деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Основная задача организации - предотвращать отклонения от целей управления путем передачи информации и обеспечения ее адекватного восприятия.

Управление - это процесс планирования, организации , мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации .

Управление - это элемент функции организованных систем различной природы , обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализация программ и целей.

В процессе управления выделяют 4 вида деятельности :

Планирование (вид деятельности руководителя по разработке и принятию развернутого управленческого решения на основе анализа среды);

Организация (вид деятельности руководителя по определению объема работы, дроблению ее на участки, координации усилий сотрудников);

Мотивация (вид деятельности руководителя по побуждению сотрудников к достижению цели);

Контроль (вид деятельности руководителя по установлению стандартов, измерению и сравнению с ними достигнутого, принятия корректирующего действия).

Систему , где присутствует управление , можно разделить на две подсистемы : управляющую и управляемую . Две системы взаимодействуют между собой - обмениваются информацией. Орган управления , получив информацию о деятельности управляемой подсистемы , выдает потом иную информацию, переработанную. Таким образом управление как процесс по форме является сбором, переработкой и выдачей информации. Причем этот процесс является циклическим. Управленческий цикл предполагает повторяемость действий, но не информации. В рамках информационного подхода под функцией управления понимают звенья управленческого цикла или действия субъекта управления , соответствующие сменяющимся стадиям обработки информации :

К (контроль сбор информации) – А (анализ выделение причинно-следственных связей)

Ц (цели принятие управленческих решений , стратегическое планирование) -

П (планирование разработка конкретной программы) - О (организация предотвращение отклонений от курса путем передачи информации.

В этом цикле нельзя убрать ни один компонент, все взаимосвязано.

Организация как функция управления может быть представлена как поток информации от управляющей подсистемы к управляемой , а потому основными механизмами реализации этой функции является информирование работников, их инструктаж, регламентирование деятельности, обеспечение четкого понимания педагогами общих и непосредственно их задач.

При организации передачи информации руководитель должен учитывать :

Особенности восприятия информации субъектом - приемником;

Особенности объекта коммуникации (информации) ;

Особенности субъекта - источника.

Иными словами, в процессе организации важно обеспечить восприятие информации.

1.2. Соотношение регулирования и других функций управления

Качество построения и осуществления всех функций управления - целеполагание ,

планирование, организация , контроль, анализ - самым существенным образом влияют на необходимость осуществления коррекции деятельности управляемой подсистемой , т. е. чем лучше организована работа педагогического коллектива, тем меньше усилий приходится тратить на регулирование и корректирование.

Данная функция отражает динамику процессов в системе и представляет собой вложенные в основной цикл меньшие управленческие циклы : получая информацию об отклонениях от целей управления и анализируя ее , руководитель не ждет начала нового управленческого цикла , чтобы откорректировать, если это необходимо, цели, заново спланировать и организовать работу - чаще всего он вмешивается в деятельность, чтобы устранить отклонения. Необходимость вмешательства зачастую вызвана недостатками в самой управленческой деятельности , однако, даже в случае безошибочного осуществления предыдущих функций управления , жизнь все равно требует внесения определенных корректив в деятельность.

Функция контроля тесно связана с регулированием целостного педагогического процесса. Это обусловлено тем, что целостный педагогический процесс, как любая система , характеризуется стремлением к организации , направляемой деятельностью педагогов, с другой стороны к дезорганизации , в силу воздействия на нее различных внешних и внутренних факторов. С целью устранения противоречия между организацией и дезорганизацией и противодействия случайным факторам и возникает необходимость в регулировании педагогической системы . Причинами дезорганизации педагогического процесса может быть привнесение в его структуру нового содержания, форм, методов, что вызывает нарушение устоявшегося порядка, требует изменения условий, типа мышления субъекта и объекта управления . Необходимость в регулировании возникает также в силу постоянного изменения, развития компонентов системы . Изменяющийся уровень профессионально - педагогической культуры педагогов, изменение ценностных ориентаций и многое другое, требует со стороны управляющей системы обоснованного регулирования. Такое регулирование возможно на объективных данных контроля и педагогического анализа.

1.3. Соотношение организации и регулирования как функций управления .

Регулирование и организация взаимозависимы друг от друга, так как главная задача функции организации - предотвратить возможные отклонения от целей управления , а регулирования - исправить уже возникшие отклонения. Не случайно то, что инструментами регулирования и корригирования являются, как в случае организации , регламентация деятельности исполнителей. Другое дело, что доведение необходимой для целесообразного построения деятельности исполнителей информации и обеспечение ее восприятия работниками на этапе организации могут в значительной степени снизить количество отклонений и соответственно новой передачи практически той же информации (теперь уже имеющий характер корректирующей) .

Таким образом , потребность в коррекции обратна качеству организации (при условии качественного целеполагания и планирования) .

II.Организаторская роль руководителя

Руководитель - должностное лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности . Работа руководителя с людьми - это управление отдельными лицами и небольшими группами в рамках трудового процесса посредством формальных и неформальных взаимоотношений.

Роль является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

необходимое действие, как оценка хода и результатов конкретного дела.

Классификация ролей в рамках трех крупных категорий :

1. Межличностная роль - вытекает из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывает сферу его взаимодействий с людьми. Руководитель способен играть роль, связанную с принятием решений : распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации , ведение переговоров от имени организации .

2. Информационная роль - сбор разнообразной информации (в основном текущей) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации , которую использует в интересах своего дела; выступает как центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию . Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации . Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов , политики, действий, результатов работы организации , действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

3. Роль по принятию решений - определяет направление роста организации . При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации , так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, руководитель отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации , представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.

Роли взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого.

Руководитель - лидер (ведущий, первый, идущий вперед) - лицо в какой либо группе (организации , пользующееся большим, признанным авторитетом,

обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия .

Основная задача руководителя - повышение качества жизнедеятельности организации , систематическое наблюдение , анализ поведения персонала, направление на дальнейшее развитие организации в условиях изменяющейся среды.

Важна социально - психологическая компетентность руководителя, компонент его эмоционального интеллекта, саногенное (позитивное) социальное мышление.

Формула успешного руководителя = стратегия (35%) +команда (40%) +контроль(25%)

Важны постановка задачи, ориентир на результат, получение обратной связи (понимание, принятие информации, требования к персоналу.

Графически функциональный состав управления, построенного на традиционном подходе, представлен на рис. 3.

В данную классификационную систему включены такие функ­ции педагогического управления, как педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Они представляют собой циклично повторяющуюся «це­почку» реализуемого процесса управления образовательными си­стемами. Ниже содержательно представлена каждая из выделен­ных функций.

Рис. 3. Функциональный состав управления образовательными системами (традиционный функциональный цикл)

Педагогический анализ. В научной литературе педагогическим анализом информации называется функция управления, направ­ленная на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств и действий по до­стижению целей, на объективную оценку результатов педагоги­ческого процесса и выработку регулирующих механизмов по пе­реводу системы в новое качественное состояние.

Цель педагогического анализа как функции управ­ления состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих различные явления и факты, соста­вить общую картину процесса, выявить присущие ему закономер­ности и тенденции.

Анализ - это обработка информации, но на более высоком уровне, когда еще до принятия решения формулируется пробле­ма, ставится задача. Анализ служит целям обоснования решений .

Задача педагогического анализа в общей системе управления общеобразовательным учреждением - формирование ответов на три основных вопроса: «Почему это произошло?», «Как ликвидировать причину данного негативного явления?», «Каким способом развивать данное положительное явление?».

В процессе осуществления педагогического анализа использу­ются такие специфические методы, как:

анализ - мысленное или реальное расчленение объекта на эле­менты;

синтез - соединение (мысленное или реальное) элементов в единое целое;

аналогия - соответствие, сходство предметов, явлений. Умо­заключение по аналогии предполагает, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект;

декомпозиция - расчленение задачи для анализа на части;

установление причинной связи - определение факторов взаимо­влияния и взаимообусловленности явлений;

группировка - метод обработки статистических данных, когда изучаемая совокупность явлений расчленяется на однородные по отдельным признакам группы и подгруппы, и каждая из них ха­рактеризуется системой статистических показателей (например, группировка учителей по устойчивости показателей обученности школьников; группировка учащихся по предъявленным образова­тельным потребностям, группировка воспитателей по результа­там аттестации и т.д.);

сравнение - сопоставление явлений, объектов, установление адекватности. Также к методам педагогического анализа относят­ся изучение документации образовательного учреждения, анализ продуктов учебной деятельности обучающихся и т.п.

По мнению ряда исследователей, функция педагогического анализа включает три вида анализа: оперативный, тематический и итоговый .

Под оперативным анализом следует понимать такой вид педа­гогического анализа, посредством которого ежедневно изучаются и оцениваются основные показатели учебно-воспитательного про­цесса, вскрываются причины нарушения его хода и рациональ­ной организации, вырабатываются рекомендации по устранению этих причин (например, анализ состояния дисциплины учащихся за день, неделю, месяц; анализ санитарного состояния школы за эти же сроки; ежедневный анализ посещаемости учебных занятий учащимися и т.д.).

Тематический анализ позволяет более глубоко изучить те или иные положительные или отрицательные явления педагогическо­го процесса и вскрыть причины их возникновения (например, изучение системы работы воспитателя по сохранению здоровья детей, системы работы учителя по формированию познаватель­ных интересов учащихся, качества знаний школьников по отдель­ным предметам, состояния правового/патриотического/трудово­го/эстетического и т.д. воспитания учащихся и др.).

Итоговый анализ проводится при завершении какого-либо от­четного периода жизнедеятельности образовательного учрежде­ния (четверть, полугодие, год) и направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на результаты функционирова­ние образовательного учреждения, и причин, их вызвавших.

В современной научной литературе }