Лариса Яковлева
Организация как функция управления образовательной системой
1.1Организация - это группа людей , деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Основная задача организации - предотвращать отклонения от целей управления путем передачи информации и обеспечения ее адекватного восприятия.
Управление - это процесс планирования, организации , мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации .
Управление - это элемент функции организованных систем различной природы , обеспечивающей сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализация программ и целей.
В процессе управления выделяют 4 вида деятельности :
Планирование (вид деятельности руководителя по разработке и принятию развернутого управленческого решения на основе анализа среды);
Организация (вид деятельности руководителя по определению объема работы, дроблению ее на участки, координации усилий сотрудников);
Мотивация (вид деятельности руководителя по побуждению сотрудников к достижению цели);
Контроль (вид деятельности руководителя по установлению стандартов, измерению и сравнению с ними достигнутого, принятия корректирующего действия).
Систему , где присутствует управление , можно разделить на две подсистемы : управляющую и управляемую . Две системы взаимодействуют между собой - обмениваются информацией. Орган управления , получив информацию о деятельности управляемой подсистемы , выдает потом иную информацию, переработанную. Таким образом управление как процесс по форме является сбором, переработкой и выдачей информации. Причем этот процесс является циклическим. Управленческий цикл предполагает повторяемость действий, но не информации. В рамках информационного подхода под функцией управления понимают звенья управленческого цикла или действия субъекта управления , соответствующие сменяющимся стадиям обработки информации :
К (контроль сбор информации) – А (анализ выделение причинно-следственных связей) –
Ц (цели принятие управленческих решений , стратегическое планирование) -
П (планирование разработка конкретной программы) - О (организация предотвращение отклонений от курса путем передачи информации.
В этом цикле нельзя убрать ни один компонент, все взаимосвязано.
Организация как функция управления может быть представлена как поток информации от управляющей подсистемы к управляемой , а потому основными механизмами реализации этой функции является информирование работников, их инструктаж, регламентирование деятельности, обеспечение четкого понимания педагогами общих и непосредственно их задач.
При организации передачи информации руководитель должен учитывать :
Особенности восприятия информации субъектом - приемником;
Особенности объекта коммуникации (информации) ;
Особенности субъекта - источника.
Иными словами, в процессе организации важно обеспечить восприятие информации.
1.2. Соотношение регулирования и других функций управления
Качество построения и осуществления всех функций управления - целеполагание ,
планирование, организация , контроль, анализ - самым существенным образом влияют на необходимость осуществления коррекции деятельности управляемой подсистемой , т. е. чем лучше организована работа педагогического коллектива, тем меньше усилий приходится тратить на регулирование и корректирование.
Данная функция отражает динамику процессов в системе и представляет собой вложенные в основной цикл меньшие управленческие циклы : получая информацию об отклонениях от целей управления и анализируя ее , руководитель не ждет начала нового управленческого цикла , чтобы откорректировать, если это необходимо, цели, заново спланировать и организовать работу - чаще всего он вмешивается в деятельность, чтобы устранить отклонения. Необходимость вмешательства зачастую вызвана недостатками в самой управленческой деятельности , однако, даже в случае безошибочного осуществления предыдущих функций управления , жизнь все равно требует внесения определенных корректив в деятельность.
Функция контроля тесно связана с регулированием целостного педагогического процесса. Это обусловлено тем, что целостный педагогический процесс, как любая система , характеризуется стремлением к организации , направляемой деятельностью педагогов, с другой стороны к дезорганизации , в силу воздействия на нее различных внешних и внутренних факторов. С целью устранения противоречия между организацией и дезорганизацией и противодействия случайным факторам и возникает необходимость в регулировании педагогической системы . Причинами дезорганизации педагогического процесса может быть привнесение в его структуру нового содержания, форм, методов, что вызывает нарушение устоявшегося порядка, требует изменения условий, типа мышления субъекта и объекта управления . Необходимость в регулировании возникает также в силу постоянного изменения, развития компонентов системы . Изменяющийся уровень профессионально - педагогической культуры педагогов, изменение ценностных ориентаций и многое другое, требует со стороны управляющей системы обоснованного регулирования. Такое регулирование возможно на объективных данных контроля и педагогического анализа.
1.3. Соотношение организации и регулирования как функций управления .
Регулирование и организация взаимозависимы друг от друга, так как главная задача функции организации - предотвратить возможные отклонения от целей управления , а регулирования - исправить уже возникшие отклонения. Не случайно то, что инструментами регулирования и корригирования являются, как в случае организации , регламентация деятельности исполнителей. Другое дело, что доведение необходимой для целесообразного построения деятельности исполнителей информации и обеспечение ее восприятия работниками на этапе организации могут в значительной степени снизить количество отклонений и соответственно новой передачи практически той же информации (теперь уже имеющий характер корректирующей) .
Таким образом , потребность в коррекции обратна качеству организации (при условии качественного целеполагания и планирования) .
II.Организаторская роль руководителя
Руководитель - должностное лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности . Работа руководителя с людьми - это управление отдельными лицами и небольшими группами в рамках трудового процесса посредством формальных и неформальных взаимоотношений.
Роль является «набором определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».
необходимое действие, как оценка хода и результатов конкретного дела.
Классификация ролей в рамках трех крупных категорий :
1. Межличностная роль - вытекает из полномочий и статуса руководителя в организации и охватывает сферу его взаимодействий с людьми. Руководитель способен играть роль, связанную с принятием решений : распределение ресурсов, улаживание конфликтов, поиск возможностей для организации , ведение переговоров от имени организации .
2. Информационная роль - сбор разнообразной информации (в основном текущей) специализированного характера о внешней и внутренней среде организации , которую использует в интересах своего дела; выступает как центр внутренней и внешней информации, поступающей в организацию . Распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняет политику и основные цели организации . Передает информацию для внешних контактов организации относительно планов , политики, действий, результатов работы организации , действует как эксперт по вопросам данной отрасли.
3. Роль по принятию решений - определяет направление роста организации . При этом он изыскивает для этого возможности как внутри организации , так и за ее пределами; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию, приносящие изменения; контролирует разработку определенных проектов. Когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями, руководитель отвечает за корректировочные действия. Он отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации , представляет организацию на всех значительных и важных переговорах.
Роли взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого.
Руководитель - лидер (ведущий, первый, идущий вперед) - лицо в какой либо группе (организации , пользующееся большим, признанным авторитетом,
обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия .
Основная задача руководителя - повышение качества жизнедеятельности организации , систематическое наблюдение , анализ поведения персонала, направление на дальнейшее развитие организации в условиях изменяющейся среды.
Важна социально - психологическая компетентность руководителя, компонент его эмоционального интеллекта, саногенное (позитивное) социальное мышление.
Формула успешного руководителя = стратегия (35%) +команда (40%) +контроль(25%)
Важны постановка задачи, ориентир на результат, получение обратной связи (понимание, принятие информации, требования к персоналу.
Графически функциональный состав управления, построенного на традиционном подходе, представлен на рис. 3.
В данную классификационную систему включены такие функции педагогического управления, как педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль. Они представляют собой циклично повторяющуюся «цепочку» реализуемого процесса управления образовательными системами. Ниже содержательно представлена каждая из выделенных функций.
Рис. 3. Функциональный состав управления образовательными системами (традиционный функциональный цикл)
Педагогический анализ. В научной литературе педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств и действий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.
Цель педагогического анализа как функции управления состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих различные явления и факты, составить общую картину процесса, выявить присущие ему закономерности и тенденции.
Анализ - это обработка информации, но на более высоком уровне, когда еще до принятия решения формулируется проблема, ставится задача. Анализ служит целям обоснования решений .
Задача педагогического анализа в общей системе управления общеобразовательным учреждением - формирование ответов на три основных вопроса: «Почему это произошло?», «Как ликвидировать причину данного негативного явления?», «Каким способом развивать данное положительное явление?».
В процессе осуществления педагогического анализа используются такие специфические методы, как:
анализ - мысленное или реальное расчленение объекта на элементы;
синтез - соединение (мысленное или реальное) элементов в единое целое;
аналогия - соответствие, сходство предметов, явлений. Умозаключение по аналогии предполагает, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект;
декомпозиция - расчленение задачи для анализа на части;
установление причинной связи - определение факторов взаимовлияния и взаимообусловленности явлений;
группировка - метод обработки статистических данных, когда изучаемая совокупность явлений расчленяется на однородные по отдельным признакам группы и подгруппы, и каждая из них характеризуется системой статистических показателей (например, группировка учителей по устойчивости показателей обученности школьников; группировка учащихся по предъявленным образовательным потребностям, группировка воспитателей по результатам аттестации и т.д.);
сравнение - сопоставление явлений, объектов, установление адекватности. Также к методам педагогического анализа относятся изучение документации образовательного учреждения, анализ продуктов учебной деятельности обучающихся и т.п.
По мнению ряда исследователей, функция педагогического анализа включает три вида анализа: оперативный, тематический и итоговый .
Под оперативным анализом следует понимать такой вид педагогического анализа, посредством которого ежедневно изучаются и оцениваются основные показатели учебно-воспитательного процесса, вскрываются причины нарушения его хода и рациональной организации, вырабатываются рекомендации по устранению этих причин (например, анализ состояния дисциплины учащихся за день, неделю, месяц; анализ санитарного состояния школы за эти же сроки; ежедневный анализ посещаемости учебных занятий учащимися и т.д.).
Тематический анализ позволяет более глубоко изучить те или иные положительные или отрицательные явления педагогического процесса и вскрыть причины их возникновения (например, изучение системы работы воспитателя по сохранению здоровья детей, системы работы учителя по формированию познавательных интересов учащихся, качества знаний школьников по отдельным предметам, состояния правового/патриотического/трудового/эстетического и т.д. воспитания учащихся и др.).
Итоговый анализ проводится при завершении какого-либо отчетного периода жизнедеятельности образовательного учреждения (четверть, полугодие, год) и направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на результаты функционирование образовательного учреждения, и причин, их вызвавших.
В современной научной литературе }