на тему «Педагогическое мастерство воспитателя»
«Умение воспитывать - это все – таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере. Как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом».
А. С. Макаренко.
Дошкольный период в жизни человека является очень важным, и воспитатель несет весьма немалую ответственность за воспитание подрастающего поколения. Воспитатель – это самый первый учитель, которого встречает ребенок после мамы и папы. Хороший воспитатель будет отдавать детям только самые лучшие знания и умения, вкладывать в них свою душу. Это весьма нелегкий труд, отнимающий массу не только душевных, но и физических сил. А главной наградой для воспитателя является результат его трудов, счастливые дети и довольные родители.
Выпускники педагогических вузов начиная работать с детьми, очень часто испытывают трудности с проведением воспитательной работы в детском коллективе. Мастерство воспитателя оказывается весьма нелегким процессом, нежели мастерство обучения, которое выступает одним из средств воспитания личности, развития его интеллектуального потенциала, нравственного совершенства, эстетической чуткости и образованности, трудолюбия и умения трудиться.
Современное дошкольное образование довольно быстро развивается и совершенствуется, в связи с чем, и воспитатель обязать постоянно поддерживать свои профессиональные навыки, развивая педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство - это самый высокий уровень педагогической деятельности, который проявляет себя в творчестве воспитателя, в его постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем. В каждом отельном случае мастерство воспитателя и есть творчество. Каждый педагог ищет свои способы воздействия на детей в той или иной ситуации. В работе с детьми не может быть шаблоном и однообразия. Творческий характер педагогической деятельности побуждает педагога к изучению и заимствованию передового опыта коллег, делает его чувствительным к инновациям в области образования. Отсутствие творчества воспитателя негативно сказывается на развитие детей.
А.С.Макаренко, рассматривая работу воспитателя, говорил, что деятельность воспитателя есть, в сущности, деятельность организатора. И мастерство воспитателя не что иное, как мастерство организатора жизни детей. Мастерство – это умение создавать педагогические ситуации, стимулирующие эффективное развитие детей. Не сиюминутное решение вопросов в паре «воспитатель-ребенок», а организация творческой коллективной деятельности способны создавать условия для воспитательного воздействия на коллектив и каждую личность.
Педагогическое мастерство – это высокое искусство воспитания и обучения детей. Знания и основанные на них умения – это основа содержания мастерства воспитателя. К важным умениям воспитателя относятся: «умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение анализировать соотношение «цель- средства - результат» применительно к ситуации; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородным приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями».(Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн.для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. – С. 418-419.)
Воспитатель обязан быть внимателен к окружающей обстановке, предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей. Педагог должен быть тактичным, соблюдать меры приличия, уметь держать себя подобающим образом, не ввязываться в ссоры с родителями, следить за своей речью, так как дети способны подражанию, не ущемлять детей, их родителей. Воспитатель должен уметь видеть, слушать, чувствовать детей, понимать их психическое состояние, переключать с одного вида деятельности на другую. Оптимизм весьма важен в работе воспитателем. Столкнувшись с трудностями педагогического процесса, он не опускает руки, а ищет способы их решения. Никогда не следует плохо отзываться о ребенке, жаловаться родителям, чтобы они принимали необходимые меры, а наоборот, верить в возможности каждого воспитанника, подбадривать и поощрять ребенка в его стремлении быть хорошим. В этом мудрость воспитания.
Педагогическая деятельность воспитателя является достаточно многогранной и интересной, а для развития своего мастерства требуется постоянное совершенствование различных умений и навыков в работе с детьми. Эти умения можно условно поделить на конструктивные, коммуникативные, гностические, организаторские и специальные.
Конструктивная и проектированная деятельность предполагает прогнозирование развития ребенка в условиях дошкольного учреждения, подбор индивидуальных методов работы с ним.
Коммуникативные умения – это способность воспитателя находить быстрый контакт как с детьми, так и с родителями.
Гностические умения – это умения, с помощью которых воспитатель изучает ребенка и весь детский коллектив. Изучение ребенка необходимо для более углубленного знания его внутреннего мира и возможностей в целом, что является весьма важным в решении возникших проблем воспитания и развития воспитанника.
Организаторские умения предусматривают систему действий воспитателя и воспитанников по выполнению разнообразных видов деятельности.
Аналитическая деятельность – это анализ проделанной работы, с целью корректировки дальнейшего учебно-воспитательного процесса.
К специальным умениям воспитателя относятся: способность к пению, чтению стихов, актерское мастерство и навыки садовника по выращиванию растений, а также масса других интересных занятий.
Многогранно развитый воспитатель всегда вызывает только восхищение, как у детей, так и у родителей.
Каждый педагог должен обладать уникальными умениями передачи своих знаний детям. Воспитатель должен заниматься самообразованием, интеллектуально развиваться, постоянно использовать новые технологии в своей работе с детьми. Мастерство воспитателя в каждом отдельном случае есть творчество. Педагог ищет и находит творческие решения в подходе к детям, в выборе средств воздействия на воспитанников.
Тема “Педагогическое мастерство воспитателя”
Дата проведения: сентябрь 2013 год
Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности воспитателей; показать свои знания в области дошкольной педагогики, психологии, методиках дошкольного образования и воспитания; развивать творческое воображение, сплоченность; формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей; вызвать интерес к здоровому соперничеству.
Мастерство - это то, чего можно добиться, и как могут быть
известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач,
так должен и может быть прекрасным мастером педагог.
А. С. Макаренко
Ведущий .: Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребенка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров.
К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Воспитатель - не только профессия. Это высокая миссия, предназначение которой - формирование личности маленького человека.
Ведь именно воспитатель детского сада изо дня в день раскрывает дошкольникам секреты окружающего мира, учит любить и беречь свою семью, близких людей, Родину, вместе с воспитанниками переживает их неудачи и радуется новым открытиям. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.
И вот, в связи с решением одной из задач нашего годового плана (которая звучит так: способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов) сегодня на базе нашего учреждения проводится 1 педагогический совет в виде ВИКТОРИНЫ на тему “Педагогическое мастерство воспитателя” .
Давайте разделимся на две команды. Соревноваться будут две команды воспитателей. Придумайте название команды. Итак, Уважаемые коллеги поприветствуем команду Дружба и ее участников и команду - соперница Улыбка и ее участников.
1 задание: игра “Аббревиатуры”. Данная игра поможет вам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет ваше воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и интеллектуальное развитие (предлагаю участникам расшифровать ряд распространенных аббревиатур):
I-ая команда |
II-ая команда |
РФ - Российская Федерация |
СНГ - Союз независимых государств |
МЧС - Министерство чрезвычайных ситуаций |
МВД - Министерство внутренних дел |
КЗОТ - кодекс законов о труде |
ГОСТ - государственный общесоюзный стандарт |
МХАТ - Московский художественный академический театр (им. М.Горького) |
НИИ - Научный институт исследования |
ДДВ - детский дошкольный возраст |
ДДМШВ - дети дошкольного и младшего школьного возраста |
УВР - учебно-воспитательная работа |
ДОУ - Дошкольное образовательное учреждение |
ООН - Организация объединенных наций |
АН - академия наук |
ЛОР - Отоларингология |
ОРЗ - острое респираторное заболевание |
КГБ - Комитет государственной безопасности |
НЛО - неопознанный летающий объект |
2-е задание: предлагаю воспитателям названия образовательных программ, они должны определить комплексные и парциальные программы и направление работы по ним:
Направление |
|
“От звука к букве” Е.В. Колесникова |
Парциальная - подготовка к обучению грамоте |
“Конструирование и художественный труд в детском саду” Л.В. Куцакова |
Парциальная |
“Кроха” Г.Г. Григорьева |
Комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста |
“Математические ступеньки” Е.В. Колесникова |
Парциальная - формирование математических представлений у детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет |
Программа развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе “Школа 2100” (“Детский сад 2100”) |
Комплексная |
“Истоки” Л.А. Парамонова |
Комплексная |
“Цветные ладошки” И.А. Лыкова |
Парциальная - художественно-творческое развитие |
“Гармония” К.В. Тарасова |
Парциальная - музыкальное развитие ребенка в дошкольном детстве |
“Детство” В.И. Логинова |
Комплексная |
“Музыкальные шедевры О.П. Радынова |
Парциальная - формирование основ музыкальной культуры |
“Одаренный ребенок” Л.А. Венгер |
Комплексная |
“Ладушки” И.М. Каплунова |
Парциальная - музыкальное воспитание |
“Развитие” Л.А. Венгер |
Комплексная |
“Мы” Н.Н. Кондратьева |
|
“Радуга” Т.Н. Доронова |
Комплексная |
“Программа воспитания и обучения в детском саду” М.А. Васильевой |
Комплексная |
“Планета - наш дом” И.Г. Белавина |
Парциальная - экологическое образование |
3-е задание «Пятью пять» .
В данном случае это означает, что обсуждаемых проблем – пять и в ответах (словах) на все вопросы данного тура (игры) тоже пять букв. Вот и получается шуточная закономерность – «пятью пять».
На листе ватмана пишутся темы (сектора) для обсуждения в данной игре:
а).Развитие речи;
б).Искусство;
в).Физическое воспитание;
г).Математика;
д).Окружающий мир.
Развитие речи
Вопросы:
- 1. Сказка о пользе коллективного труда? («Репка»)
- 2. Стихотворение, которое может тягаться с романом? (Поэма)
- 3. Сказочная соседка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда)
- 4. Сброшюрованный листы печатного материала? (Книга)
- 5. «Подворотный» язык или специфический говор? (Сленг)
- Искусство /
- 1. Танец на пальцах? (Балет)
- 2. Небольшое музыкально-поэтическое произведение? (Песня)
- 3. Духовой клавишный музыкальный инструмент древнего происхождения, издающий «Громовые» звуки? (Орган)
- 4. Театральное представление, находящееся в промежутке между комедией и трагедией? (Драма)
- 5. Скоростной просмотр фотографий? (Фильм)
Физическое воспитание
- 1. Беготня на природе? (Кросс)
- 2. Спортивный конец? (Финиш)
- 3. Выбивание ковра с помощью человеческих лопаток? (Самбо)
- 4. Водяная палка – черпалка? (Весло)
- 5. Очень гладкое место для «коровьего танца»? (Каток)
Математика
- 1. Результат сложения / сумма/
- 2. Графическое выражение числа /цифра/
- 3. Математический знак при вычитании /минус/
- 4. Цифра из 5 букв / шесть/
- 5. Основное понятие математики – величина при помощи которой производится счёт /число/
Ознакомление с окружающим
- 1. Самая большая лужа? (Океан)
- 2. Черное золото? (Уголь)
- 3. Одним словом все растения – это /флора/
- 4. Ячейка общества /семья/
- 5. Населённый пункт / город/
Разминка для снятия эмоционального напряжения участников упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
4-е задание: угадать из какого произведения строки и кто является автором, в какой возрастной группе используется.
Для команды “Дружба”:
1. Зима недаром злиться,
Прошла ее пора,
Весна в окно стучится
И гонит со двора... (Федор Иванович Тютчев “Зима недаром злится...”, старшая группа )
2. ... Побежала мышка- мать,
Стала утку в няньки звать:
Приходи к нам тетя утка,
Нашу детку покачать... (Самуил Яковлевич Маршак “Сказка о глупом мышонке” I -ая младшая группа )
3. У старой медведицы было два сына... Решили они пойти по белу свету счастья искать... Наконец все припасы у них кончились... Набрели на большую круглую головку сыра... (“Два жадных медвежонка” венгерская сказка, II -ая младшая группа ).
Для команды “Улыбка”:
1. Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка... (Сергей Есенин “Поет зима - аукает...”, средняя группа )
2. Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю! (Корней Иванович Чуковский “Путаница”, I -ая младшая группа )
3. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый раз они ходили за водой... Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги... Бабка охает... Внучка плачет... Курочка на печке кудахчет... Мышка из под печки пищит... Верно говорят: “... чего нет, и то видят” (“У страха глаза велики” русская народная сказка, II -ая младшая группа )
- 5-е задание: Дружеский шарж (минутка шалости)
Уважаемые игроки, сейчас я попрошу вас изобразить с помощью мимики и жестов педагога из другой команды, которого они должны угадать.
6-е задание : Для выполнения следующего задания я приглашаю по одному участнику с каждой команды. Задание на развитие выразительной речи воспитателя. Вам необходимо произнести слово “ОГУРЕЦ” и “ПОМИДОР” с разными интонациями: тихо, громко, нежно, удивленно, иронично, восторженно, ласково, требовательно, таинственно.
7-е задание: Педагог-искусствовед. Поочередно каждой команде показываю репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада. Необходимо назвать автора и название картины.
И.И. Шишкин “Утро в сосновом лесу”
В.М. Васнецов “Аленушка”
В.М. Васнецов “Три богатыря”
А.К. Саврасов “Грачи прилетели”
И.И. Левитан “Золотая осень”
В.М. Васнецов “Иван-царевич на сером волке”
8-е задание: “Угадай мелодию” Предлагаю командам прослушать отрывки музыкальных произведений, определить название, автора, в какой возрастной группе используется.
9-е задание “Дальше... дальше...» :
1. Средство общения. (Язык).
- 2.Что такое ТРИЗ. (Теория развития изобразительных задач).
- 3.Признак, присущий от рождения. (Врожденный).
- 4.Растительный мир. (Флора).
- 5.Восхваление лучших черт человека. (Комплимент).
- 6.Свободное от работы время. (Досуг).
- 7.Неприязнь к другому, вызванная его преимуществом. (Зависть).
- 8.Партнер в диалоге. (Собеседник).
- 9.Стремление сознательно искажать истину. (Лживость).
- 10.Речь одного человека. (Монолог).
- 11.(Творческий).
- 12.(Пессимист).
- 13.Человек, трезво смотрящий на жизнь. (Реалист).
- 14.(Заповедник)
10 задание – Психологическое
Задание: по описанию определить тип темперамента ребёнка.
- 1.Высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, низкая работоспособность, мнительность, ранимость. /меланхолик/
- 2.Мобильный, жизнерадостный, успешный в делах, трудоспособный, но склонный к зазнайству, легкомысленен, делит работу на интересную и неинтересную. /сангвиник/.
- 3.Энергичный, увлечённый, трудоспособный, целеустремлённый, горячий, нетерпеливый. / холерик/.
- 4.Терпеливый, надёжный, устойчивый, постоянный, медлительный, невыразительный. /флегматик/
Вывод: Современный воспитатель – это, прежде всего грамотный и эрудированный специалист, /как вы сегодня себя показали / который прекрасно разбирается в многообразии программ и технологий. Также современный педагог должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. И хороший педагог – это ещё и чуткий педагог, умеющий работать в коллективе и вовремя откликнуться на просьбу коллег. Также профессионал своего дела должен постоянно заниматься самообразованием, искать новые пути и методы работы с детьми и при этом стараться использовать лучший педагогический опыт. И если всё это у нас будет и мы будем соответствовать всем вышеперечисленным требованиям, то мы достойны звания современного профессионального педагога. И сможем гордиться этим.
Ведь Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и чуткими, способными сострадать и помочь ближнему .
Ведущий: Воспитатель – профессия наша,
И порою без званий, наград
Все равно свою любим работу
И торопимся все в детский сад.
Год за годом проходит в заботах.
Все для них – для родных малышей
Изучаем, внедряем в работу
Инновации нынешних дней.
И в потоке жизни текущей
Не забыть нам о мире души,
Чтобы чуткими, добрыми, смелыми
Выходили в свет малыши.
Утверждение годового плана, учебного плана, циклограммы образовательной деятельности
Проект решения педсовета.
Виктория Волгина
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
на тему «Педагогическое мастерство воспитателя»
1. Актуальность, цели, задачи семинара
Одна из главных задач современной системы дошкольного образования - повышение качества учебно-воспитательного процесса, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ДОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. Набор качеств педагога-профессионала, помогающий ему обеспечивать учебно-воспитательный процесс на высоком творческом уровне, достаточно обширен. Важнейшими из них являются гражданственность и патриотизм, гуманизм и интеллигентность, высокая духовная культура и ответственность, трудолюбие и работоспособность. Главные качества педагога-мастера - человеколюбие и умение общаться с людьми. Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность. Важнейшей частью педагогического мастерства также являются профессиональные знания и умения.
Цель: выявить уровень профессиональной подготовки педагогов.
1) развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
2) совершенствовать мастерство педагогов;
3) систематизировать знания педагогов и дать возможность осмыслить собственные подходы к работе.
Длительность проведения: 90 минут
Предварительная работа: знакомство с литературой по теме
педагогическое мастерство, подборка заданий, кроссворда,
анкет, сертификатов.
Организаторы:воспитатели Волгина Виктория Николаевна,
Степанова Татьяна Викторовна
Участники: заместитель директора по дошкольному отделению,
воспитатели, музыкальный руководитель.
Перед началом каждому педагогу раздается деталь разрезной
картинки для объединения педагогов в две команды.
Предварительное задание: придумать название
команды, девиз и представить команду.
Задание 1 «Аббревиатуры»
Цель: настроить педагогов на работу, упражнять в воображении,
продемонстрировать знания окружающей реальности и свое
интеллектуальное развитие.
Задание 2. Блиц-опрос
Цель: проверить уровень осведомленности и заинтересованности
в учреждении и коллективе детского сада.
Задание 3. Психологический ринг.
Цель: определить уровень знаний психологических терминов.
Задание 4. Закончите стихотворение
Цель: определить уровень владения стихотворной формой.
Задание 5. Театрализация
Цель: проверить уровень владения театрализацией
Задание 6. Скороговорки
Цель: развивать дикцию и четкость произношения фраз воспитателей.
Задание 7. «Молодец»
Цель: проверить выразительность речи воспитателей.
Задание 8. ИЗО-кроссворд
Цель: проверить уровень знаний в области художественно-эстетического
развития.
Задание 9. Зашифрованные картинки
Цель: проверить уровень внимательности, зрительного восприятия
воспитателей.
Задание 10. Креативность
Цель: проверить креативность (уровень нестандартного мышления)
воспитателей.
Подведение итогов.
Подсчет баллов. Заключительное слово жюри. Анкетирование.
Вручение сертификатов.
Отрывок из сказки «Теремок»
Герои: Медведь, мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, рассказчик
Медведь лезет в теремок. Дом начинает шататься и падает.
Жители теремка плачут на развалинах.
Что ж ты, Мишка, натворил?
Мы ж предупреждали.
Теремок наш развалил!
Без угла оставил!
Ну, простите вы меня,
Я ведь не нарочно.
Хоть упал ваш домик с пня,
В нем и так жить можно.
Где же подпол, чтоб хранить
На зиму запасы,
Жарким летом – холодить
Бочку с мятным квасом?
Где же мой большой чулан,
Мокрый, с комарами?
И светелка, чтобы там
Прясть мне вечерами?
Где крылечко в огород?
И сторожка рядом –
Вдруг без спроса кто придет,
А ему не рады?
Да-а! И печки нет, чтоб греть
Мне зимою спину…
Ах, зачем же ты, медведь,
Домик опрокинул?
Жить теперь-то будем как?
Не могу представить!
Лягушка (Медведю)
Если сделал что не так,
То сумей исправить!
Хоть и виноват медведь,
Мы ему поможем!
Чем о домике жалеть,
Лучше новый сложим!
Медведь ставит новый теремок на место старого. Все кричат ура. Конец.
Отрывок из сказки «Зимовье зверей»
Герои: рассказчик, старый волк, второй волк, баран, петух, кот, бык, свинья
Рассказчик
Но однажды волчья стая,
Мимо дома пробегая,
Свет в окошке увидала
И неподалеку встала.
Тут промолвил Старый волк:
Старый волк. Не возьму никак я в толк.
Не видал зимовья летом.
Кто живет в домишке этом?
Второй волк. Дом в лесу увидишь редко.
Ты сходи-ка на разведку.
Старый волк. Коли стану я кричать.
Прибегайте выручать.
Старый волк заходит в избу.
Ведущий. В избу Волк вошел и прямо,
Угодил он на Барана.
Наш Баран забился в угол,
Баран. Бэ-э-э! -
Вот сейчас задам тебе!
Ведущий. Петушок увидел Волка -
Петух. Ку-ка-ре-ку! Прочь, нахал!
Ведущий. Кот мяукнул:
Котофеич. Мяу, мя-y-y!
Я добавлю, если мало!
Бык. Я тебя рогами в бок,
У-у-убирайся, Серый волк!
Ведущий. Услыхала шум Свинья.
Хавронья.
К вам спешу на помощь я!
Кто чужой в зимовье есть?
Хрю, хрю, хрю! Кого тут съесть?
Ведущий. Тут Волчище задрожал,
Хвост поджал и убежал.
Анкета
для оценки качества проведения семинара-практикума
Организаторы: Степанова Татьяна Викторовна, Волгина Виктория Николаевна
Тема семинара: «Педагогическое мастерство воспитателя»
Дата проведения: «_20_»___ мая 2015 г.
№ п/п Вопросы Да Нет Затрудняюсь с ответом
1 Почерпнули ли Вы для себя что-то новое и полезное?
2 Показались ли Вам практические задания интересными?
3 Чувствовали ли Вы себя комфортно?
4 Какие задания вызвали у Вас затруднения?
5 Как Вы оцениваете организацию семинара (по пятибалльной шкале) 1 2 3 4 5
6. Ваши замечания и предложения ___
Спасибо! Ваше мнение важно для нас!
Миркина Инна
Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога
Что такое педагогическое мастерство ? Тысячи педагогов дадут своё определение. Начинающие свой педагогический путь за основу формирования педагогического мастерства принимают научно- теоретические знания, практические знания и умения и навыки, усвоенные в педагогических учебных заведениях , внутреннюю мотивацию и активную творческую деятельность. Когда молодой педагог стремится ко всему новому, самостоятельно пополняет запас своих знаний, настойчиво овладевает новыми достижениями педагогики и методик , анализирует свою деятельность. Для тех. у кого за плечами большой опыт, мастерство воспринимается более конкретно- это то, чего педагогу недостаёт , по его мнению. Но каждый понимает, что мастерство-это определённая педагогическая вершина к которой он стремится.
Мастерство для педагога - определённая педагогическая вершина , к которой он стремится. «Мастер » (начальник, учитель) человек, достигший в своём деле высокого уровня творчества и совершенства.
Мастерство - высший уровень профессионализма , индивидуальный творческий процесс, комплекс качеств личности, которые предопределяют высокий уровень профессиональной педагогической деятельности .
Общие компоненты педагогического мастерства :
1. Личностные качества педагога : ответственность, трудолюбие, высокий моральный облик, педагогическая справедливость , любовь к детям, терпение, оптимизм, чувство юмора,педагогические способности и профессиональная направленность .
2. Профессиональные знания : знания методики педагогики , психологии, умение решать педагогические задачи , углубленные знания в области преподаваемого предмета.
3. Профессиональная педагогическая техника- умения навыки и приёмы помогающие управлять процессом воспитания.
Умение педагога управлять своим поведением, саморегуляция как организованный психический процесс управления всеми формами и видами активности, направленной на достижение выбранной цели.
Педагогическая техника как умения и саморегуляция (управление эмоциями и настроением) мимика, жесты, пантомимика -как средства общения с воспитанниками, их родителями, коллегами, техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи, умение воздействовать на личность и коллектив.
4. Социально - перцептивные способности- способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия (внимание, наблюдательность, воображение) .
5. Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога (личностное развитие, совершенствование личности воспитателя, самовоспитание- формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью (самопознание, самонаблюдение, самооценка, достижение цели,самопобуждение, самоорганизация, самоконтроль).
Делаем вывод :
Основой развития педагогического мастерства являются знания профессиональной направленности и личность педагога , а условием успешности педагога являются педагогические способности и умения в области педагогической техники .
Публикации по теме:
Деловая игра «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности» СЛАЙД 1. Тема: «Педагогическое мастерство - высший уровень педагогической деятельности». Цели: выявить уровень профессиональной подготовленности.
Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности» Карта анализа «Профессиональное мастерство воспитателя по театрализованной деятельности»1. Умение педагога мотивировать на театрализованную.
Деловая игра «Педагогическое мастерство» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «Педагогическое мастерство» Форма проведения: Деловая игра Цель педсовета: выявить уровень профессиональной.
Педагогическое мастерство –высший уровень педагогической деятельности в связи с введением ФГОС. Что же такое педагогическое мастерство? Это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном.
Педагогическое эссе «Миссия педагога» ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА - 2015 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ «Миссия педагога» Машарова Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 113».
Профессиональное здоровье педагога: как его сохранить и укрепить? Быть здоровым - Это значит производительно и творчески работать, обладать способностью самому находить в себе резервы эффективной жизнедеятельности.
Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности Профессиональный стандарт педагога как способ повышения его профессиональной компетентности. «20 сентября 2013 года, Советом по профессиональным.
Конспект «Педагогическое мастерство»
Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.
В ДОУ проводятся разные виды педсоветов: инструктивные, проблемные, оперативные, тематические, итоговые.
Опыт показывает целесообразность традиционных педсоветов, на которых обычно решаются текущие вопросы, подводятся итоги, обсуждается состояние работы с детьми и т.д. Но в то же время интересны и новые формы проведения педагогических советов.
Удачно, с нашей точки зрения, проходят педсоветы в формах:
Деловой игры
Аукционов
Обмена мнениями
Экскурсий, путешествий
Мозговой атаки
Семинара - практикума
Совет педагогов - семинар-практикум
(сценарий)
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.
Цель:
выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Длительность проведения данного Совета педагогов от 2 часов до 2 часов 20 минут. В случае необходимости отдельные задания могут быть заменены на дополнительные. Все зависит от предварительной подготовки ведущего и членов жюри (карточки с заданиями разложить последовательно, задания должны быть четкими, сетки кроссворда рисуются заранее и т.п.).
Предварительная работа
:
- знакомство с литературой по теме Совета педагогов.
Методические рекомендации: Совет педагогов такой формы целесообразно проводить в начале учебного года c целью корректировки работы дошкольного учреждения. Помимо этого методическая и психологическая служба увидят проблемы отдельных педагогов, над которыми необходимо работать индивидуально. В некоторых случаях может быть выявлена тема обобщения передового педагогического опыта или необходимость работы над интегрированной программой.
Необходимо обратить внимание на то, что члены команды совместно должны выбирать педагога для выполнения заданий. Это важно еще и потому, что в данном случае коллеги ближе узнают не только внутренний потенциал, но и духовные качества друг друга.
По данной теме могут быть проведены два совета педагогов - основной и внеочередной. В этом случае на очередном Совете проходит теоретические знакомство с проблемами педагогического мастерства, а на внеочередном - практические выполнение заданий.
ЛИТЕРАТУРА:
Программа развития и воспитания детей в детском саду "Детство".С.Птб.Акцидент. 1997
Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск.1990.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. М. Academia .1996.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах.М.Сфера.2001
Стрельченко Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ.//Дошкольное воспитание.2003.N11.С.66-68
Ход проведения «Совета педагогов».
Игра "Аббревиатуры"
(5-6 минут).
Ведущий (это может быть председатель Совета) предлагает всем участникам прочесть полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, УО, СССР, ЮАР, ФСБ: После того, как распространенные аббревиатуры расшифрованы участниками, предлагается составить (и расшифровать) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию.
Данная игра помогает педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие.
1 задание
(6-7 минут).
Каждый педагог вытаскивает из пачки билетов с вопросами один, на который отвечает письменно. Ответы сдаются в жюри (администрация ДОУ).
Вопросы следующего содержания:
Напишите имена и отчества родителей детей, посещающих Вашу группу (сколько помните).
Напишите структуру занятия по математике в подготовительной группе детского сада.
Напишите имена и отчества всех педагогов, работающих в нашем детском саду.
Напишите программное содержание физкультурного занятия в подготовительной группе детского сада.
Напишите названия и авторов книг, которыми Вы пользовались в этом учебном году при подготовке к занятиям.
Напишите расписание занятий группы, в которой Вы работаете.
Перечислите художественные произведения и стихотворения об осени, которые Вы изучали с детьми своей группы в этом учебном году.
Напишите имена и отчества технического персонала нашего детского сада.
Перечислите задачи годового плана ДОУ, над которыми работает коллектив.
Напишите все учреждения науки и образования (не только Магадана), с которыми сотрудничает наше дошкольное учреждение.
Напишите название эксперимента, который проходит в нашем ДОУ и его основные цели и задачи. и т.п.
После этого педагоги делятся на команды путем собирания разрезной картинки. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.
2 задание.
Психологический ринг.(7-8 минут).
Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и та, которая дала правильный ответ, получает фишку.
устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения - ЛИЧНОСТЬ.
систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов - НАБЛЮДЕНИЕ.
психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта - ПАМЯТЬ.
у этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные - громким плачем. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы. Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Поскольку чувствительность к раздражителю у них понижена, они не реагируют на замечания, сделанные тихим голосом. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Определите тип темперамента. ДЕТИ-САНГВИНИКИ.
у этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный протест. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ХОЛЕРИКИ.
дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для них характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность дошкольники выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить и понять, что от них требуется. Эти дети легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение и устоявшихся стереотипов. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. Определите тип темперамента. ДЕТИ-ФЛЕГМАТИКИ.
3 задание.
(5-6 минут).
От каждой команды приглашается по одному педагогу, которые получают карточки со следующими заданиями:
- закончите стихотворение, которое написано в карточке (предлагаются отрывки из стихотворений, изучаемых в детском саду, например, С.Есенин "Береза" и т.п.).
За правильный ответ - фишка.
4 задание
. "Проверь себя" (4-5 минут).
От каждой команды приглашаются по одному педагогу. На доске для каждого написано по одному математическому примеру.
Педагоги должны самостоятельно решить пример, в то время как ведущий читает какое-либо произведение или звучит детская песня (магнитофон) - отвлекающий момент. Побеждает та команда, чей представитель решит пример первым.
Игра-упражнение "Одновременность"
(5 минут).
Всем участникам Совета педагогов дается время, за которое они должны собраться и без всяких команд с чьей-либо стороны одновременно хлопнуть в ладоши, а через какую-то паузу (например, 3 секунды - это определяется в момент обсуждения и подготовки) снова хлопнуть и т.д. Игра считается хорошо выполненной, когда ее условия выполняются всеми участниками одновременно (нет рикошета в хлопках или разнобоя в движениях).
В дальнейшем эту игру педагоги могут использовать в работе с детьми 4-7 лет. Одновременность - высокий показатель согласованности действий в группе, коллективе. Упражнение "Одновременность" тренирует подчинение общему ритму, т.к. научиться действовать одновременно с другими - важный навык для ребенка пред школьного возраста. Работая в данном направлении, педагог постепенно сможет добиться того, что к моменту поступления в школу в группе не будет (или останется малое количество детей) тех, кто выполняет любое учебное задание быстрее или медленнее других (единый темпоритм детского коллектива).
5 задание
. Определить в какой возрастной группе изучаются названные произведения (7 минут).
Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны 3-4 названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ - фишка.
6 задание.
Дружеский шарж (9-10 минут).
Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды (не более 1 минуты). В случае, если педагоги узнали коллегу (на обсуждение дается не более 2 минут) - они получают фишку.
7 задание
. Решение кроссворда по изобразительному искусству (8-9 минут).
Схема кроссворда заранее нарисована на доске. Ведущий задает вопросы, на которые необходимо ответить и сам вписывает их в клетки кроссворда.
Узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий - ОРНАМЕНТ.
Произведения искусства, выполненные любыми красками - ЖИВОПИСЬ.
Рисунки, иллюстрировавшие страницы старинных рукописных книг - МИНИАТЮРА.
Белорусский художник, иллюстратор детских книг САВИЧ.
Вид народного орнамента, древнейший способ художественного оформления изделий из войлока, кожи, меха, бумаги, сукна - АППЛИКАЦИЯ.
Линия, передающая внешние очертания человека, животного, предмета - КОНТУР.
Изображение людей по грудь в мраморе, бронзе, дереве - БЮСТ.
Произведение монументальной живописи, украшающее внутренние и внешние стены здания - ПАННО.
Вид краски для рисования - ГУАШЬ.
За правильные ответы команда получает фишки.
8 задание.
Деловая игра (8-10 минут) .
Назвать как можно больше параметров содержания педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста в разделе "Приобщение к труду" программы "Детство". Команды поочередно называют по одному пункту.
Каждый правильный ответ поощряется фишкой.
9 задание. Развитие выразительной речи воспитателя (4-5 минут).
Командам дается задание:
произнесите слово "МОЛОДЕЦ!" :
тихо
1 команда
громко нежно-удивленно
2 команда иронично восторженно ласково
3 команда требовательно таинственно
10 задание.
В начале Совета педагогов каждой команде дается задание, результаты которого подводятся жюри в конце заседания:
письменно составить краткий перспективный план раздела "Развитие речи детей" (подготовительная группа) программы "Детство";
письменно составить краткий перспективный план раздела "Первые шаги в математику" (старшая группа) программы "Детство";
письменно составить краткий перспективный план раздела "Первые шаги в математику" (средняя группа) программы "Детство".
Члены команды выбирают педагога, который сможет справиться с данным заданием. В случае необходимости он может обратиться за советом к коллегам. Команда, наиболее правильно выполнившая задание, поощряется фишкой.
Дополнительные задания:
Педагог-художник (4 - 5 минут).
Ведущий показывает репродукции картин известных художников, которые используются в учебном процессе детского сада, за 30 секунд команде необходимо определить автора и название картины. За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Художественное чтение (12-14 минут).
От каждой команды приглашается по одному участнику, которым предлагается следующее задание:
- используя выразительные средства речи, прочитать предложенный отрывок (например: Н.Носов. "Живая шляпа").
Желательно, чтобы в данном конкурсе принимали участие те педагоги, которые не слишком эмоциональны или говорят очень тихо.
В завершении Совета педагогов жюри подсчитывает фишки и оглашает результат. Все члены команды-победителя получают какие-либо сувениры: ручки, тетради и т.д. Помимо этого совместно определяются педагоги, принимавшие наиболее активное участие в проведении Совета, для того, чтобы отразить это в экране творческой активности (находится в методическом кабинете) и на основе данных которого в конце учебного года проводится поощрение сотрудников.
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
Разработать карты-диагностики для взаимодействия с педагогами, испытывающими трудности в работе по программе "Детство".
Создать временные творческие коллективы для корректировки перспективных планов по всем разделам программы "Детство".
Оборудовать во всех возрастных группах стенды "Давайте познакомимся!" (на стенде помещаются имена и отчества родителей детей, посещающих группу, воспитателей группы и всех специалистов, работающих с детьми данной группы).
10 заповедей
Заповедь 1. Прежде чем приступить к работе с детьми, оставьте все свои проблемы, обиды, ссоры, освободите от себя все свои плохие, негативные чувства.
Заповедь 2. Дайте ребенку немного расслабиться (можно немного с ним поговорить, посмеяться на какую-нибудь общую тему доступную для ребенка и его возраста).
Заповедь 3. Нельзя говорить с ребенком без улыбки.
Заповедь 4. Ребенка нужно спрашивать, что он понял, из пройденного материала.
Заповедь 5. Воспитывать ребенка нужно в справедливости, и быть строгим в меру.
Заповедь 6. Вести с ребенком демократический стиль общения.
Заповедь 7. Оценивать в ребенке качество трудолюбия, поступки, взаимодействия со сверстниками и воспитателями.
Заповедь 8. Никогда нельзя смеяться над ребенком, и нельзя допускать, чтобы сверстники смеялись над кем-нибудь.
Заповедь 9. Любое начатое дело, доводить до конца.
Заповедь 10. Относитесь к ребенку уважительно.