Классный час на тему: «Мой режим дня»
Цели:
— закрепить знания учащихся о гигиенических нормах и культуре поведения;
— научить детей составлять режим дня;
— развивать кругозор, обогащать словарный запас.
Оборудование:
— толковый словарь;
— плакат-маска;
— карточки со словами;
— модель часов;
— карточка со словом «пиктография» и примеры пиктограмм;
— рисунки дорожных знаков, символы по уходу за одеждой, знаки на упаковке;
— плакат — «напоминашка»
Ход занятия
1. Орг.момент.
Сообщение темы классного часа.
— Сегодня вы узнаете, кто такие «успевашки» и «неуспевашки», как неинтересное дело сделать интересным, что такое «пиктография», и как она может помочь каждому из вас.
Рассказ учителя.
— Среди ваших знакомых, наверняка, есть ребята, которые всё успевают: и уроки сделать и книжку почитать, и поиграть, и любимым делом заняться. Одежда у них всегда в порядке, и комната всегда прибрана, и в школу они никогда не опаздывают и тетрадки не забывают. А есть такие ребята, у которых только обещания: «потом», «не сейчас», «завтра»… «Сейчас пойду погуляю, а уроки потом выучу». «Маме помогу, только сначала поиграю с котёнком». «С завтрашнего дня начну зарядку делать». И получается у них так: пошёл погулять, а про уроки забыл. Собрался маме помочь, а сам заигрался с котёнком. Так за целый день ничего и не успел.
— Итак, кто такие «успевашки», вы поняли? А кого называют «неуспевашками»? (ответы детей). Ну, совсем как в следующем стихотворении.
(Ученик читает стихотворение Олега Орача «Валя-неуспеваля»)
— Валя, вставай, умывайся,
Завтрак готов, хватит спать!..
— Валя, быстрей собирайся,
Ведь опоздаешь опять!
Валя с трудом просыпается,
Нежится, сладко зевает.
Долго с портфелем копается –
Не поспевает.
В школе звонок будет вскоре
На переменку. И вдруг
Ожил весь класс: в коридоре –
Валиных туфелек стук.
Если бы – без опоздания,
Это была бы не Валя!
Классом дано ей прозвание
Неуспеваля.
Учитель: В самом деле, почему одни всё успевают сделать, а другие и одного дела закончить не могут? Может быть, «успевашки» знают какую-то тайну времени, или часы у них по-другому ходят? Оказывается «тайна времени» всё-таки есть. И сейчас мы будем её разгадывать.
(учитель вешает плакат-маску, на котором написаны три предложения, но они закрыты, учитель открывает первую запись)
Учитель: Прочитаем!
Дети: (читают хором) . Взялся за дело – не отвлекайся.
Учитель: Поясните, пожалуйста.
Дети: Если делаешь уроки, не отвлекайся. Пошёл в магазин – иди за покупками, а не стой и не болтай с другом.
(учитель открывает вторую запись)
Учитель: Читаем, поясняем.
Дети: (читают хором) . Делай всё быстро.
Учитель: Посуду можно за три минуты вымыть, а можно и полчаса плескаться, если заодно играть с мыльными пузырями. Утром можно быстро умыться, а если этикетки читать, рассматривать бутылочки-шампуни, то и утра не хватит.
А ведь можно любое, даже неинтересное, дело делать быстро и с интересом. Попробуйте засечь время. Сколько времени ушло на это занятие? Попробуйте ещё раз – теперь уже времени потребуется меньше. Но не забывайте при этом делать не только быстро, но и аккуратно.
А как же не забыть о каких-то делах? Как подсчитать, сколько времени уйдёт на приготовление уроков, а сколько на прогулку? Вот тут-то мы и познакомимся с главной «тайной времени». И называется она…(открываю третью запись) Читаем.
Дети: (читают хором) . Режим дня.
Учитель: Что такое «режим дня»? (ответы детей). Обратимся к умной книге – толковому словарю. (Статья записана на плакате.)
Режим – распорядок дел, действий.
Например, режим дня, режим питания.
А ведь это непросто – научить себя делать всё вовремя. Послушайте стихотворение.
(ученик читает стихотворение Игоря Мазнина «Одно из трудных дел»)
Одно из самых трудных дел –
Не делать сразу двадцать дел.
А что ни час –
Уметь всё время
Иметь на всё свой час и время:
И на веселье,
И на труд.
На шум и шутки
Пять минут.
И на потеху –
Сладкий миг.
И долгий час
На чтенье книг!
Учитель: Сейчас мы попробуем свой день расписать по часам, то есть составить режим дня.
(открываю таблицу «Режим дня»)
Режим дня:
7.00 -…
7.00 – 7.30 — …
7.30 – 7.50 — …
7.50 – 8.30 — …
8.30 – 12.00 — …
12.00 – 12.30 — …
12.30 – 13.00 — …
13 00 – 14.00 — …
14.00 – 15.30 — …
15.30 – 17.00- …
17.00 – 18.00 — …
18.00 – 18.30 — …
18.30 – 20.30 — …
20.30 – 21.00 — …
21.00 — …
(раздаю карточки со словами: «подъём», «зарядка», «дорога в школу», «обед», «отдых», «прогулка» и т. д. Дети должны прикрепить эти карточки напротив соответствующего времени)
Учитель: Итак, проверим, что у вас получилось. 7.00 – подъём. Покажите на модели часов время подъёма.
(идёт обсуждение составленного детьми режима дня, анализ и исправление ошибок и показ времени действия на модели часов)
Учитель: Молодцы! А теперь отдохнём. (Физкультминутка)
Закрепление материала.
Учитель: Чтобы усвоить материал, проведём игру «Закончи предложение»
(учитель читает детям начало предложения, дети заканчивают его)
Чистить зубы надо …(два раза в день, утром и вечером)
Нужно всегда вставать …(в одно и тоже время)
Всегда мыть руки … (с мылом)
Никогда не есть немытые…(овощи и фрукты)
Во время еды нельзя… (разговаривать)
Всегда в одно и тоже время надо…(вставать, ложиться спать, делать уроки)
Учитель: Молодцы! А чтобы не забыть сделать все дела за день, вам придёт на помощь пиктография.
(прикрепляю карточку с данным словом на доску).
Что это такое? Кто читает журналы «Весёлые картинки» или «Мурзилка», тот знает.
(показываю номера журналов, где есть тексты с использованием рисунков)
Пиктография – это древнейшая форма письменности. Древние люди с помощью условных знаков-рисунков изображали предметы, события и действия. (Показываю примеры такого письма) Пиктография была особенно распространена у индейцев Северной Америки. Не исчезла пиктография и в наше время. Посмотрите на дорожные знаки
(учитель показывает несколько рисунков дорожных знаков, например: «Дети», «Пункт питания», «Переход» и другие)
— Где видели эти знаки? О чем знак говорит? О чём предупреждает?
Учитель: Используется пиктография и для маркировки товаров. Например, на новой одежде можно увидеть такие знаки
(показываю несколько знаков-символов по уходу за одеждой, например, «Химическая чистка запрещена», «Изделие не выкручивать» и другие, обсуждение знаков)
Учитель: На картонных коробках для упаковки различных товаров тоже можно встретить знаки.
(учитель показывает некоторые знаки, например, «Не ронять!», «Беречь от влаги!»)
Учитель: Да, если мы присмотримся повнимательнее, то везде найдём какие-нибудь знаки. И все эти знаки мы называем словом, образованным от слова «пиктография». Значит, знаки какие? …(ответы детей) Правильно пиктографические.
Предлагаю и вам воспользоваться этим древнейшим изобретением. Есть дела, которые нужно делать не каждый день, но забывать о них нельзя. А как о них не забыть? Очень просто!
Берём альбомный лист, делим его по вертикали на три колонки. (Показываю) В первой колонке («Дело») рисуем пиктографический знак. Например, веник. Это означает не забыть убраться в квартире.
(Детям раздаю листы бумаги, где уже дана таблица из трёх колонок. Вместе обсуждаем какие ещё нужно нарисовать знаки и какие дела они обозначают.)
(рисунки с изображением веника, продуктов, комнатных цветов) |
Учитель: Напротив дела, которое надо выполнить, во второй колонке («Надо») вставляем спичку. (Показываю на плакате) А сделав дело, переставляем спичку в третью колонку («Есть!»)
Мама тоже может воспользоваться твоей «напоминашкой». Она может, ничего тебе не говоря, воткнуть спичку напротив дела, которое тебе надо сделать. И если ты его выполнил, то смело вставляешь спичку рядом, уже в графу «Есть!». Теперь уж точно ни о чём не забудешь: и самому приятно, и родные будут тобой довольны.
Музыкальная пауза. Частушки.
Мы частушек много знаем – Просыпаюсь по утрам
И хороших и плохих. Я с большим желанием,
Хорошо тому послушать, Зубы чищу и спешу
Кто не знает никаких. Со школой на свидание.
Поленился утром Вова Мальчик Петя поздно встал
Причесаться гребешком. Просыпаться тяжко.
Подошла к нему корова – Умываться он не стал:
Причесала языком. Он ведь замарашка
Если утром ты зарядку Опозданиям причину
Делать очень ленишься, Митя мигом сочинит:
Ты в походе от неё То попал он в паутину,
Никуда не денешься. То нашёл метеорит.
Маша любит наряжаться, Я люблю свою сестричку –
Да не любит умываться. Почемучку-стрекозу.
Хоть и личиком красива, Прочитаю я ей книжку,
Но плаксива и ленива. Утром заплету косу.
Дома я одна бываю, Если хочешь взрослым стать,
Но без дела не скучаю. Надо раньше лечь в кровать.
Мне ведь некогда скучать: Ляжешь после десяти —
Надо маме помогать. Не успеешь подрасти.
Учитель: Спасибо, ребята, за весёлые частушки!
Учитель: Кто такой Мойдодыр, вы, конечно, знаете. Он для вас прислал свои рекомендации. Давайте их прочитаем.
Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.
Утром умывайся, чисть зубы, мой уши и шею.
Приучайся обтираться после зарядки мокрым полотенцем до пояса.
Всегда мой руки перед едой, после прогулки и после посещения туалета.
Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.
Помни твёрдо, что режим
Людям всем необходим!
Итак, что нового мы сегодня узнали? (ответы детей)
6. Подведение итогов.
(Читаю пословицы и поговорки, а дети пытаются их объяснить)
Упустишь минутку – потеряешь час.
Делу – время, а потехе – час.
Кто поздно встаёт, тот дня не видит.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Работаешь сидя – отдыхай стоя.
Кончил дело – гуляй смело.
МБОУ гимназия № 9
Классный час
г. Ставрополь, 2013
Классный час
«Режим дня младшего школьника»
Цели и задачи классного часа:
- познакомить детей младшего школьного возраста с режимом дня, убедить их в необходимости его строго выполнять;
- научить школьников планировать свое личное время, опираясь на собственный режим дня.
Оборудование: презентация, карточки, цветные круги (красный, зеленый, жёлтый)
Ход занятия
Организация класса
Психологическая поддержка.
Учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:
Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
Беседа
Учитель . Жил-был мальчик Алеша Иванов. Были у Алеши папа, две бабушки и тетя. Они его любили-обожали. Поэтому, ложился спать, когда ему хотелось. Спал до полудня. Просыпался, зевал, широко разинув рот. И тетя Лиза тотчас же вливала ему в рот какао. А обе бабушки протягивали ему пирожное. Алешин папа в это время старался развеселить ребенка. А мама бежала в магазин, купить Алеше какой-нибудь подарок.
У этого мальчишки было ужасно много всяких игрушек, альбомов, книжек, красок! Они ему так надоели, что Алеша бросал их из окошка на головы прохожих. А в это время родители делали за него домашнее задание.
В школу Алеша постоянно опаздывал. Но и там ему было скучно. Поэтому, от скуки он дергал за косы девочек, бил малышей, бросал камнями в птиц, толкал прохожих.
Что вы можете сказать об этом мальчике?
Нравится или не нравится вам Алеша Иванов? Если не нравится , то почему?
-
Как вы думаете, почему мальчик постоянно опаздывал в школу?
- Совершенно верно. Алёша не соблюдал режим дня.
III . Сообщение темы и целей занятия
Сегодня мы продолжим учиться умению планировать своё время, опираясь на режим дня.
IV . Беседа
Как вы думаете, что такое режим дня? (Ответы детей)
Почему необходим режим дня? (Ответы детей)
Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и проверим себя.
Режим дня – это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня. Правильная организация режима дня способствует нормальному росту и развитию детей, укреплению их здоровья.
Расскажите о своем режиме дня.
V . Групповая работа по составлению режима дня
Мы уже знакомились с режимом дня на уроках окружающего мира и полученные знания помогут вам справиться с заданием - составить режима дня. Работать в группе будем тихо и дружно. У вас на столе находится белый конверт, в котором лежат карточки с названием режимных моментов. Вам необходимо с помощью этих карточек составить режим дня.
А сейчас представители от каждой группы познакомят нас с результатами работы.
VI . Физминутка
Пришла пора немного отдохнуть.
Давайте вспомним по порядку наше утро
Учитель: Просыпайся!
Дети: Просыпаюсь! (Дети выполняют на месте шаг вперед.)
Учитель: Поднимайся!
Дети: Поднимаюсь! (Руки вверх, потянуться.)
Учитель: Умывайся!
Дети: Умываюсь! (Ладошками дети «умывают» лицо.)
Учитель: Обливайся!
Дети: Обливаюсь! (Встряхивают кистями рук.)
Учитель: Вытирайся!
Дети: Вытираюсь! (Имитация движения «вытирание».)
Учитель: Одевайся!
Дети: Одеваюсь! (Похлопывание себя по плечам.)
Учитель: Собирайся!
Дети: Собираюсь! (Повороты вокруг себя.)
Учитель: И прощайся!
Дети: И прощаюсь! (Прощальные взмахи над головой.)
Учитель: Какие важные моменты режима дня мы пропустили?
Дети: Завтрак и зарядка.
VII . Коллективная работа
Теперь предлагаю вам проверить результат работы в группе.
(На доске идет показ слайдов, учащиеся зачитывают стихотворный текст
режима дня)
6-30 -7-45: Подъём, зарядка, умывание, завтрак, дорога в школу.
Прогоню остатки сна,
Одеяло – в сторону.
Мне гимнастика нужна,
Помогает здорово.
С шумом струйка водяная
На руках дробится,
Никогда не забываю по утрам умыться.
Ребята, зачем нужна утренняя гимнастика? (Она бодрит, заряжает энергией на целый день)
Молодцы! Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и дает заряд бодрости на весь предстоящий день.
8-00 – 12-00: Занятия в школе.
Как пришел ты на урок,
На язык повесь замок,
Далеко не прячь ключи,
Там, где нужно, не молчи.
А известно ли вам, что исследованиями учёных установлено то, что организм ребёнка обладает наивысшей работоспособностью в утренние часы. Поэтому в это время и организованы учебные занятия.
Что вы делаете после школы?
12-00 – 16-00: Обед, отдых, помощь по дому, занятия по интересам, игры на воздухе, полдник.
Ешь спокойно за столом,
Не глотай, как птица.
Это вредно, и потом –
Можно подавиться.
Кончил дело – гуляй смело.
Раз пришел веселый час,
То играют все у нас.
16-00 – 18-00: Приготовление уроков (2 класс с 16.00 – 17.00, 3 класс с 16.00 – 17.30; 4 класс с 16.00 – 18.00)
Лучше нет: в урочный час
Сесть решать задачи,
Чтоб прийти весёлым в класс,
В парту глаз не пряча!
Второй пик работоспособности школьника приходится на период с 16.00 до 18.00. Начинать приготовление уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным занятиям. В первую очередь выполняются задания средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.
А теперь наступает вечер. Расскажите, что вы делаете вечером.
18-00 – 19-00: Занятия по интересам (секции и кружки)
– Многие ребята из нашего класса посещают различные кружки и секции.
19-00 – 21-00: Ужин, игры, чтение, прогулка.
Хорошо, когда готов
Ты к урокам в школе,
Забивай хоть сто голов,
Нагуляйся вволю!
Чтобы ночью крепче спать,
Видеть сон хороший,
Вечером погожим…
21-00: Сон.
Ровно в девять ляжем спать
На любимую кровать.
VIII . Закрепление
- Для восстановления сил и работоспособности организма очень важен нормальный сон. Детям 7-10 лет необходимо спать 10-11 часов.
- Запомните, что надо вставать и ложиться в одно и то же время. В одно и то же время есть, делать уроки, гулять. Как вы думаете, почему?
Если вы будете каждый день ложиться спать в разное время и в разное время вставать, то вы будете или пересыпать или не высыпаться. А как следствие – отсутствие бодрости, быстрое уставание на уроках и т.д.
Для чего надо есть в одно и то же время?
Представьте, у нас внутри живет маленький человечек – желудок. Если вы его будете кормить в разное время, то он будет капризничать и болеть. Но больно будет не только ему, но и вам. Поэтому его нужно приучить к приему пищи в одно и то же время, тогда вы с ним подружитесь.
Режим дня дает пользу тогда, когда все делаем в одно и то же время!
Посмотрите на доске рассыпались пословицы. Давайте соберём пословицы и объясним их значение.
- Молодцы!А мы сейчас давайте поприветствуем наших артистов. Послушаем частушки и подумаем, а не про нас ли они поют?
Частушки:
Мы частушек много знаем –
И хороших и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.
Просыпаюсь по утрам
Я с большим желанием,
Зубы чищу и спешу
Со школой на свидание.
Если утром ты зарядку
Делать очень ленишься,
То в походе от нее
Никуда не денешься.
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова –
Причесала языком.
Мальчик Петя поздно встал:
Просыпаться тяжко.
Умываться он не стал:
Он ведь замарашка.
Дома я одна бываю,
Но без дела не скучаю.
Мне ведь некогда скучать:
Надо маме помогать.
Если хочешь взрослым стать,
Надо раньше лечь в кровать.
Ляжешь после десяти –
Не успеешь подрасти.
- Спасибо нашим артистам, поаплодируем. Никто не узнал себя?
XI . Подведение итогов классного часа
- Сегодня наш разговор подходит к концу, а жизнь продолжается. У каждого на парте конверт жёлтого цвета. Если вы часто нарушаете режим дня, то выберите кружок красного цвета. Если вы нарушаете режим дня по выходным, то выберите кружок жёлтого цвета. Если вы соблюдаете режим дня, то выберите кружок зелёного цвета.
Учитель анализирует результаты и совместно с детьми делает вывод, что режим дня способствует правильному развитию, укреплению здоровья, воспитанию воли, дисциплинированности .
Классный час на тему
«Режим дня школьника»
Цели и задачи классного часа:
Познакомить детей младшего школьного возраста с режимом дня, убедить их в необходимости его строго выполнять;
Научить школьников планировать свое личное время, опираясь на собственный режим дня.
Форма проведения: беседа-диалог
Планируемые результаты:
Развитие коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД;
Формирование личностных качеств, связанных с вопросами личной гигиены, режима дня и необходимости сохранения здоровья.
Оборудование: лист А3 с рисунком Мойдодыра, цветная бумага, инструменты и принадлежности, клей, подборка книг с тематикой время, режим дня, цветные журналы, ряд сюжетных картинок, иллюстрирующий режим дня школьника, подарочные мини-плакаты «Режим дня».
Ход классного часа.
1. Введение в тему занятия.
Ребята, это внеклассное мероприятие посвящаем самому ценному – нашему ЗДОРОВЬЮ.
Давайте порассуждаем – а что такое здоровье?
Важно ли для человека здоровье? Попробуйте не просто дать односложный ответ, а привести аргумент (доказательство) вашего мнения.
2. Актуализация знаний учащихся.
Скажите, какие важные условия должен соблюдать человек, чтобы сохранить своё здоровье.
(Возможные ответы детей: Правильно питаться.
Соблюдать режим дня.
Принимать в пищу овощи и фрукты.
Своевременно ложиться спать.
Бороться с вредными привычками.
Дружить со спортом, чтобы здоровым и сильным.)
Совершенно верно. Молодцы! И это еще далеко не полный список того, что может сделать человек, чтобы сохранить свое здоровье.
3. Погружение в тему занятия.
Сегодня я предлагаю более подробно остановиться лишь на одном показателе здоровья.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение и попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить подробно?
Несколько подготовленных учеников читают стихотворение «Режим дня».
Чтоб прогнать тоску и лень,
Подниматься каждый день
Нужно ровно в семь часов.
Отворив окна засов,
Сделать лёгкую зарядку
И убрать свою кроватку!
Душ принять и завтрак съесть
А потом за парту сесть.
Но запомните, ребята,
Очень важно это знать,
Идя в школу, на дороге
Вы не вздумайте играть!
Опасайтесь вы машин,
Их коварных чёрных шин.
На занятиях сиди
И всё тихо слушай.
За учителем следи,
Навостривши уши.
После школы отдыхай:
Но только не валяйся.
Дома маме помогай,
Гуляй, закаляйся.
Пообедав, можешь сесть
Выполнять задания.
Всё в порядке, если есть
Воля и старание.
Соблюдаем мы всегда
Распорядок строго дня.
В час положенный ложимся,
В час положенный встаём.
Нам болезни ни почём!
Какова же тема нашего сегодняшнего разговора? (Режим дня. )
Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (Порядок, расписание, последовательность и т. п.)
Обратите внимание на запись на доске: « Режим – установленный распорядок жизни (дел, действий)».
Совпало ли ваше предположение о значении слова «режим» с его научным значением? (Да.)
Ребята, а для чего нужен режим дня? Зачем нужно соблюдать такой распорядок дня? (Чтобы все успевать сделать, чтобы на все хватало времени, чтобы правильно распределить свое время не волноваться из-за того, что что-то не успеешь и т. п.)
Действительно, ребята, когда взрослые и дети не соблюдают простейший режим дня, появляется много неприятностей. Они не успевают, опаздывают, забывают в спешке что–то сделать, быстро устают, начинают нервничать, ругаться с окружающими и т.п. И устают то люди не столько от того, что много работают, сколько от того, что неправильно организовывают свою работу, не соблюдают режим дня. Дело в том, что все физиологические процессы в нашем организме совершаются в определённом ритме. И если приучиться к строгому чередованию бодрствования, сна, игр, отдыха, приёма пищи, то можно быть всегда здоровым и добиться успехов в любых занятиях.
4. Беседа по содержанию стихотворения.
Давайте вспомним стихотворение и попробуем восстановить правильную последовательность элементов режима дня. (Одновременно на доску вывешиваются сюжетные картинки, иллюстрирующие элементы режима дня.)
Подъем;
Утренняя гимнастика, утренний туалет, уборка постели;
Завтрак;
Дорога в школу;
Учебные, дополнительные занятия;
Дорога из школы домой;
Обед;
Послеобеденный отдых (сон, чтение книг, настольные игры);
Приготовление уроков;
Пребывание на воздухе: прогулка, подвижные игры и развлечения;
Ужин;
Свободное время, просмотр телепередач;
Приготовление ко сну (проветривание комнаты, приготовление постели);
Сон.
Молодцы! Все хорошо запомнили.
Режим ты этот запиши
И строго время укажи,
Его старайся выполнять,
И будешь ты все успевать.
(Детям раздаются красочные заготовки мини-плакатов «Режим дня», которые они заполнят дома вместе с родителями.)
Ребята, а кто из вас придерживается режима дня?
Расскажите о своем режиме дня? (Краткие рассказы детей.)
Вспомните содержание стихотворения и скажите о каком еще здоровьесберегающем компоненте предупреждал нас автор. (Не играть на дороге по пути в школу и из школы.)
5. Практическая работа с учащимися по группам.
Чтобы лучше усвоить важность соблюдения режима дня для сохранения здоровья, я предлагаю вам творческую работу. Наша работа будет проходить по группам. У каждого из вас есть цветной жетон. Он подскажет вам, как найти тех, с кем вы сейчас будете работать в одной команде.
1 группа (дети с низкими познавательными способностями) попробует составить мини коллаж из картинок предметов, необходимых для выполнения водных процедур. На стеле уже есть несколько журналов из которых вы можете брать иллюстрации. (Чтобы композиции имела законченный вид, этой группе детей заранее предложен лист формата А3 с центральной фигурой – героем книги К. Чуковского «Мойдодыр».)
2 группа (дети с высокими познавательными способностями, с развитой речью) сделает обзор художественной литературы, в которой есть упоминание о времени, о часах или о выполнении или невыполнении героями режима дня. Подборку таких книг можно найти в нашей классной библиотечке. (Классная библиотечка такими книгами пополнена учителем заранее.)
3 группа (дети, имеющие ярко выраженные художественные способности) с помощью цветной бумаги, ножниц и клея сделает самые необходимые дорожные знаки, которые помогают ориентироваться на дорогах. (В помощь учащимся имеется набор дорожных знаков «Юный пешеход»)
6. Творческий отчет каждой группы.
Покажите то, что у вас получилось и прокомментируйте свои работы.
7. Подведение итогов классного часа.
Что такое режим дня? {Распределение по времени действий человека за сутки.)
Почему необходим режим дня? (Для постоянного поддержания здоровья и настроения.)
Совершенно верно. Молодцы! Режим дня способствует правильному развитию, укреплению здоровья, воспитанию воли, дисциплинированности.
8. Рефлексия.
Ребята, кто из вас после сегодняшнего занятия твердо решил для себя ежедневно соблюдать режим дня?
Я рада за вас. Это самое мудрое и правильное решение.
В заключение классного часа мне хотелось сказать вам несколько слов
Режим дня соблюдайте,
Старших уважайте,
Малышей не обижайте –
Вот вам мой совет.
Будете на свете
Жить сто лет!
Классный час для 5-9 класса «Режим дня»
Описание материала: Предлагаю вам конспект классного часа для учащихся среднего звена (5-9 классов) по теме: «Режим дня». Данный материал будет полезен классным руководителям 5-9 классов для проведения классных часов и родительских собраний, а также людям, стремящимся к здоровому образу жизни. Это конспект занятия, направлен на формирование здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся
Классный час на тему: Режим дня
Цель: Формирование знаний о режиме дня;развитие ответственного отношения к своему здоровью; воспитание гармонично развитого молодого поколения.Задачи: создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье; формирование системы знаний о распорядке дня
Когда люди встречаются, то они приветствуют друг друга, произнося слова на разных языках. Смысл слов один – пожелания здоровья. Здоровье – самое главное богатство человека, оно необходимо для осуществления любых планов человека.
Охрана и укрепление здоровья, воспитание гармонично развитого молодого поколения являются одной из важнейших задач. Для решения этой задачи государство делает очень многое, создавая возможности по сохранению и укреплению своего здоровья для каждого человека. Но все ли используют в полной мере предоставленные возможности. В молодости многим кажется, что здоровье будет всегда крепким и не надо прилагать никаких усилий для сохранения здоровья. Медицина утверждает, что здоровье нужно беречь и укреплять смолоду. Здоровье человека зависит не только от общества, состояния здравоохранения, но и от него самого. Важнейшим условием для укрепления здоровья является рациональный режим жизни.
Соблюдение режима в подростковом возрасте – это фундамент здорового образа жизни. Каким будет этот фундамент зависит от самого человека. Можно сделать его прочным и сохранить здоровье на всю жизнь, можно сделать – слабым и неустойчивым, и тогда юношеские мечты могут не воплотиться в жизнь. Правильный режим поможет сберечь не только здоровье, но и время, создаст возможность для интересной, наполненной жизни, для использования всех богатств, которые предоставляет молодежи наше общество. В школе имеются все условия для выполнения рационального режима: гимнастика перед началом занятий, физкультминутки на уроках, активный отдых на переменах, использование спортивных сооружений для занятий физической культуры и спортом, рациональное питание…
Физические основы режима.
Необходимость соблюдения рационального распорядка дня основана на знании физиологических основ и принципов построения режима. Античные философы Гераклит, Аристотель, Платон выдвигали в своё время идею о ритмичности процессов, происходящих в природе и организме. Интерес к этой особенности жизнедеятельности природы и организма человека поддерживался на протяжении веков. В XVIII веке К. Линней предложил ввести «цветочные часы», используя способности цветов раскрываться утром и закрываться вечером. В начале XIXвека медики впервые применили термин «живые часы» для обозначения суточного ритма функций организма, называя сутки «единицей нашей естественной хронологии».
Сейчас для изучения биологических ритмов создана специальная наука – хронобиология. Биологический ритм – это периодическое чередование различных состояний организма и колебаний интенсивности физиологических процессов и реакций. Важная характеристика любого ритма – это период, то есть отрезок времени, по истечении которого происходит повторение состояний организма.
Основным ритмом организма является суточный (циркадный) ритм, продолжительностью около 24 часов с частотой повторяемости один раз в сутки. Циркадный ритм присущ более 300 функциям и процессам организма. Биоритмы – одно из важнейших приспособлений организма к окружающей среде. Это критерий функционального состояния организма, его благополучия. Многие гигиенические рекомендации основаны на знании суточных ритмов. Существуют биоритмы физической и психической деятельности, сезонные, лунные, климатогеографические условия. Наше время предъявляет к организму человека повышенные требования. На биологические ритмы могут оказывать неблагоприятное воздействие различные социальные факторы:
- увеличение времени бодрствования за счет искусственного удлинения светового дня, просмотра телевизора, игры в Интернете, социальные сети;
- увеличение времени напряженного бодрствования, в результате возрастания учебной нагрузки в школе и домашних заданий;
- частые стрессовые нагрузки.
Организм детей и подростков очень чувствителен к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды и особенно нуждается в эффективных средствах защиты. К таким средствам относится рациональный режим дня, который строится с учетом биоритмов, соблюдением часов отхода ко сну и длительности сна, приема пищи, занятий утренней гимнастики. Всё это формирует динамический стереотип нервных процессов. Формирование и закрепление динамического стереотипа вызывает дополнительное напряжение нервной системы, требует времени, поэтому привыкание к новому режиму происходит постепенно, только при повторении его элементов, то есть при строгом соблюдении распорядка дня.
Суточный режим подростка.
Режим – это длительность, организация и распределение в течении суток всех видов деятельности, отдыха и приёмов пищи. У школьников можно выделить следующие виды деятельности: учебная, трудовая, спортивная. Отдых можно разделить на активный и пассивный. По характеру деятельность должна быть посильной и не превышать границ работоспособности человека, а отдых достаточным для полного восстановления всех функций.
Подростковый возраст играет важную роль в физическом развитии, формировании нервной системы и высшей нервной деятельности, в становлении личности. Темп современной жизни очень высок, каждому подростку многое хочется узнать, всему научиться. Кроме того существуют такие увлекательные вещи, как спорт, общение с друзьями, книги, музыка, компьютерные игры… Где найти время для всего этого? Секрет простой: необходимо выделить основные режимные компоненты и правильно распределить между ними суточный бюджет времени.
В режиме дня школьника должны выделяться 6 основных компонентов: сон, пребывание на свежем воздухе, учебная деятельность, отдых, приём пищи, личная гигиена.
Для учащихся среднего звена (11-15 лет) рекомендована следующая продолжительность компонентов режима:
- Учебные занятия в школе, включая факультативы: 5-6 часов,
- Учебные занятия дома, с учетом перерыва: 2,5-4 часа,
- Подвижные игры и спортивные развлечения на открытом воздухе, спорт, дорога в школу и обратно: 3-2,5 часа,
- Внеклассные и внешкольные занятия, в том числе творческая деятельность, общественно-полезный труд, помощь семье, развлечения: 1-2,5 часа,
- Приём пищи, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, туалет: 2,5-2 часа,
- Сон: 9,5-9 часов.
С возрастом увеличивается учебная нагрузка в школе, больше времени отводится на выполнение домашних заданий. Одновременно увеличивается время на внеклассные и внешкольные занятия, которые выбирает сам школьник. Обязательно нужно выделять время для подвижных игр, спортивных занятий на свежем воздухе. Особое внимание следует обратить на продолжительность сна. Во время сна происходит восстановление работоспособности организма. Доказано, что недосыпание школьников на час- полтора, снижает уровень работоспособности на 30%. Рекомендации врачей о просмотре телевизора не больше 2 часов и не чаще 3 раз в неделю и игры-работа на компьютере не более 30 минут в день практически не соблюдаются. Увлечение компьютером «отнимает» время, которое ребёнок должен проводить на свежем воздухе, активно двигаться или, наоборот, спать. При таком «режиме» накапливается утомление, раздражительность, что приводит к печальным результатам.
Соблюдение длительности основных компонентов режима не решает полностью проблему профилактики переутомления. Не менее важно рационально распределять в течении суток компоненты режима, чередовать их. Каждый режимный компонент должен принципиально отличаться от предыдущего по характеру своего воздействия на организм. В этом случае он превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предшествующей работой. И.М. Сеченов, изучая работоспособность руки, доказал, что сила её восстанавливается быстрее не при полном пассивном отдыхе, а когда в период отдыха в работу включается другая рука. То есть для снятия утомления одного органа, в период его отдыха необходимо давать нагрузку на другой орган или функциональную систему. Для школьников – это чередование учебной деятельности с физическими упражнениями и подвижными играми на воздухе, чередование трудного урока с легким, творческой работы с полезным трудом и помощью семье и т.д.
Необходимо учитывать ещё одну особенность. Работа интересная, приносящая чувство удовлетворения утомляет гораздо меньше. Но если заниматься тяжелой работой, которая не представляет большого интереса, но при этом важна и необходима, то преодоление трудностей для достижения цели приносит чувство удовлетворения, вызывает положительные эмоции, которые снимают утомление. Поэтому формирование потребности действовать – одна из важнейших задач. Воспитание этого качества – это основа для полноценного выполнения социальных задач личностью. В правильно построенном режиме заложены возможности для успешного достижения этой цели.
Рассмотрим в качестве примера схему режима дня ученика среднего звена общеобразовательной школы:
Подъём, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, уборка постели, умывание: 6.30-7.00;
Завтрак: 7.00-7.20;
Дорога в школу, прогулка: 7.20-8.00;
Учебные и факультативные занятия в школе: 8.00-14.00;
Дорога из школы домой, прогулка: 14.00-14.30;
Обед: 14.30-15.00;
Прогулка, подвижные игры на воздухе: 15.00-16-30;
Приготовление домашних заданий: 16.30-19.30;
Ужин и занятия по интересам: 19.30-21.30;
Приготовление ко сну: 21.30-22.00.
Каждому ученику необходимо составить себе распорядок дня и строго следить за его выполнением. Выработанная привычка жить по режиму поможет ребёнку одолеть нагрузки, правильно распределить свои силы и время для достижения поставленных целей. Режим не только «дисциплинирует» функции органов и систем организма, но и способствует формированию таких необходимых человеку качеств, как собранность, аккуратность, воля, умение сосредоточиться.