Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.
Что такое конспект урока?
Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект - это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.
Для чего нужно составлять план урока?
В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.
Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.
Основные требования
Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:
На что еще стоит обратить внимание?
Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.
Как правильно оформить конспект?
Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма - в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.
Пример составления краткого плана-конспекта
Краткий план урока. 5 класс
Предмет: русский язык.
Тема: имя прилагательное.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.
Основные задачи:
- развивать речевые навыки и умения;
- отработать умение согласовывать слова.
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.
Ход урока:
- организационный момент;
- проверка домашнего задания;
- объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
- повторение изученного материала;
- подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
- домашнее задание.
Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.
Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.
Приведем пример еще одного конспекта.
План урока английского языка, 7 класс
Тема : повторение пройденного грамматического материала.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.
Основные задачи:
- развивать коммуникативные умения;
- развивать способность работать в команде;
- формировать умение выделять главное в изученном материале.
Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.
Ход урока:
- организационный момент;
- фонетическая разминка;
- лексическая разминка;
- повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
- проверка домашнего задания;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание.
Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное - не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).
Подводя итоги
Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:
- Предмет/класс.
- Типа урока.
- Тема занятия.
- Цель.
- Основные задачи.
- Оборудование.
- Ход урока:
- оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
- проверка домашнего задания;
- введение нового материала, его отработка;
- закрепление пройденного, повторение.
8. Подведение итогов.
Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.
Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 - не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения - не имеет значения! Возьмите за правило - перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.
Людмила Стремоухова
Конспект урока по математике на тему «Сутки »
с ребёнком с синдромом Дауна , обучающимся в школе-интернате VIII вида №1 г. Красного Сулина
по индивидуальным образовательным программам на дому.
Учитель : Стремоухова Л. Л.
Цели урока .
Формирование представления о сутках и их частях , умения определять разное время суток.
Расширение и активизация словаря.
Развитие коммуникативной функции речи, зрительного и слухового внимания и восприятия.
Привитие интереса к учебной деятельности.
Оборудование :
Карточки с цифрами от 1 до 5 с одной стороны и буквами СУТКИ - с другой (смотри Приложение) .
Табличка – схема «Сутки » (смотри Приложение) .
Набор карточек со словами «день» , «ночь» , «утро» , «вечер» (смотри Приложение) .
Картинки для определения действий людей в разное время суток.
Карточка «Реши задачу» (смотри Приложение) .
Набор картинок с режимом дня школьника.
Счётные палочки. Счёты.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель. Активизация ребёнка , введение его в урок . Коррекция звукопроизношения, моторики. Развитие музыкального слуха.
Физкультурная минутка с речевой разминкой. (Учитель и ученик поют песню, выполняя действия по тексту) .
У оленя дом большой. - Рога оленя – пальцы вверх, крыша дома – кисти углом
Он глядит в своё окно. - Руками показываем окно.
Зайка по лесу бежит, - Руки – лапки зайчика.
В дверь к нему стучится - Стучим кулаком в дверь.
Стук, стук. Дверь открой. - Движение открывание двери.
Там в лесу охотник злой. - Рука в кулак, большим пальцем показываем за спину.
Зайка, зайка, забегай, - Пригласительный тест.
Лапку подавай. - Здороваемся за руку.
II. Повторение.
Цель. Повторение состава чисел. Закрепление умения составлять примеры.
Подготовка к работе по теме урока .
1. Добавь недостающее число. Запиши (схемы подготовлены в тетради ученика)
Вычисления на счетных палочках.
2. Составь примеры на вычитание по схемам. Запиши ответ, не считая.
5 – 2 = 7 – 3 = 10 – 5 =
6– 4 = 2 – 1 =
3. Прочти ответы в примерах.
Выбери карточки с такими же цифрами из числового ряда.
4. Разложи цифры по порядку от 1 до 5 в наборное полотно.
5. Переверни карточки с цифрами.
Что мы видим на карточках? - Буквы.
Прочтём слово (с помощью учителя) . - Сутки .
III. Работа по изучению темы «Сутки » .
Цель. Знакомство с понятием «Сутки » , частями суток. Формирование представления о сутках и их частях , умения определить занятия людей в разное время суток.
1. Сейчас мы поговорим с тобой и узнаем, что такое сутки , из каких частей состоят сутки .
2. Запишем слово «сутки » в тетрадь – тему нашего урока .
3. Разучим поговорку : «День и ночь - сутки прочь » . (Проговорим, повторим, прохлопаем ладонями ритмический рисунок) .
4. Подумай и ответь на вопрос :
Когда на улице светло - это день. Правильно?
Когда на улице темно – это ночь. Правильно?
Ночью на улице темно?
Днём на улице светло?
5. Посмотрим на табличку - схему суток.
а). Сутки состоят из частей
Посчитаем, сколько частей в сутках . (Пальцем касаемся каждой части, считаем 1,2,3,4.)
В сутках 4 части .
Прочтём, как называется каждая часть суток
(утро, день, вечер ночь) .
б) Подумай и скажи :
Почему слово «день» написано на желтой карточке, а слово «ночь» - на черной?
Ответь. - Когда на улице светло? - Днём или ночью?
Когда на улице темно? - Днём или ночью?
в) Разложи карточки по порядку времени суток (утро, день, вечер, ночь) .
г) Прочтём слова : сутки , утро, день, вечер, ночь.
д) Закончи предложение.
За утром наступает …
За вечером наступает …
Физкультурная пауза.
Выполнение динамических упражнений с речевым сопровождением для коррекции моторики и звукопроизношения, активизация ребёнка .
Утром бабочка проснулась, (Присели, руки сзади)
Потянулась, улыбнулась. (Потягиваемся, улыбаемся)
Раз. Росой она умылась. (Пальчики бросили вверх, водичка бежит вниз)
Два. Изящно покружилась. (Кружимся, руки в стороны)
Три. Прогнулась и присела (Прогнулись, крылья назад, присели)
На четыре – улетела. (Машем руками, летим на место)
1. Посмотрим на картинки и продолжим предложения о том, что мы делаем в разное время суток, т. е. о режиме дня.
а) - Читаем слово «утро» на карточке.
Что мы делаем утром? (выбираем на картинках действие и называем его) .
Мы встаём, делаем зарядку, умываемся, завтракаем.
б) - Прочтём слово (ДЕНЬ)
Что мы делаем днём? (найдём картинки)
Мы учимся, обедаем, гуляем, работаем.
в) - Прочтём слово (ВЕЧЕР)
Что мы делаем вечером? (покажи на картинках)
Мы учим уроки , ужинаем, смотрим телевизор, ложимся спать.
г) - Прочтём слово (Ночь)
Что мы делаем ночью?
д) Запомни! Утро, день, вечер, ночь – это сутки .
Покажем пальчиком и назовём части суток.
Как называются эти части одним словом? (Сутки )
6. Сутки – мера времени . Сутками можно измерять время.
Какие еще мы знаем меры времени?
1) Подумай и скажи.
Сколько раз наступит утро за 1 сутки , 2 суток, 5 суток.
Сколько раз наступит день за 1 сутки , 3 суток, 4 суток.
Сколько раз наступит вечер за 1 сутки , 6 суток.
Сколько раз наступит ночь за 1 сутки , 10 суток.
2) Решим задачу.
а) Послушай задачу.
Солдату дали отпуск на 10 суток. Прошло 7 суток отпуска. Сколько еще суток отпуска осталось у солдата?
б) Разберем условие задачи
О ком говорится в задаче?
Сколько суток отпуска дали солдату?
Сколько суток отпуска прошло?
Что нужно узнать в задаче?
На какое действие эта задача?
в) Запишем в тетради решение задачи. Вычислим на счетах. Запишем ответ.
Ответь на вопрос задачи : - Сколько еще суток осталось у солдата?
7. Мы узнали что такое «сутки » , из каких частей состоят сутки , а, также, что сутки - это мера времени .
Физкультурная пауза.
Динамические упражнения с речевым сопровождением для снятия напряжения, усталости и коррекции звукопроизношения, развитие музыкального слуха
Снег, снег кружится. (Вращаем кисти рук, сыплем снег)
Белая вся улица. 2 р.
Мы лопаточки возьмём (Отбрасываем снег с дорожки лопатой)
И дорожки разгребём . 2 р.
Снег, снег кружится. (Сыплем снег по комнате)
Белая вся улица. 2 р.
А мы саночки возьмём (Один сзади другого держит за руки - едет на саночках.)
И друг друга позовём. 2 р.
IV. Закрепление.
Нагулялись, наигрались. Продолжаем заниматься. Вспомним, о чём мы говорили на уроке .
1. Посмотри на схему, назови части суток.
2. Разложи карточки со словами утро, день, вечер, ночь по порядку.
Ответь на вопрос. - Почему карточка со словом «ночь» – чёрная, со словом «день» - жёлтая?
3. Посмотри на картинки. На них девочка занимается разными делами в течение суток, т. е. её режим дня.
Разложи картинки по порядку от утра до вечера.
Скажи, что делает девочка утром, днём, вечером, ночью.
4. Расскажи о своём режиме дня. Чем ты занимаешься утром, днём, вечером, ночью?
V. Подведение итогов урока .
1. Домашнее задание
Уметь называть части суток по порядку.
Выучить поговорку наизусть.
2. Оценивание работы ребёнка на уроке .
3. Краткое повторение изученного материала на уроке .
О чём говорили на уроке .
Прочти слово (сутки ) .
Назови части суток.
Повтори поговорку.
Тема: «Удмуртия на карте России»
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные:
Заложены основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я — гражданин России»: чувства сопричастности к происходящему и осознанной ответственности за общее благополучие, гордость за Родину, народ и историю.
Проявление эмоционально-положительного отношения и познавательного интереса к родной стране, её культуре, истории, традициям
У важительное отношение к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе Удмуртии, её современной жизни. Понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире
Создание основы для самосознания этнической принадлежности. Проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям, объективная адекватная оценка себя и своих возможностей), организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
Заложены основы для формирования внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; расширение мотивационной основы учебной деятельности.
Метапредметные:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи творческой проектной деятельности, осуществлять поиск и выбор эффективных средств её осуществления.
2.Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
3.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, активного и продуктивного использования речевых средств и средств информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач
4.Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять и аргументировать собственную позицию; осуществлять адекватную дифференцированную самооценку на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»
5.Умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Предметные:
находить на карте России Удмуртию, местоположение Ижевска
называть с опорой на карту «соседей» республики, близлежащие крупные города России
определять месторасположение городов Удмуртии на карте республики
выделять особенности природы: рельеф, погода (изменения по временам года), наиболее распространённые полезные ископаемые (нефть, глина, песок, торф), водоёмы (реки, пруды, болота, источники), растения и животные природных сообществ.
План занятия
1.Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна.
1.1 Составь слово, используя шифр: 3а 1б 6в 5в 2а 7б 8а 4в.
(Граждане)
1.2. Объясни или найди в «Толковом словаре» значение слова
(Граждане- люди, которые живут в данном государстве, пользуются его защитой и имеют определенные права и обязанности).
1.3. Что значит слово, которое «спряталось» в филворде? (Россия)
Что называет это слово?
Как вы понимаете значение слова «страна»?
Каким словом еще можно заменить слово «страна»?
Чем интересны слова государство, страна? (Эти слова близки по смыслу.)
1.4.Мы являемся частью народа, жителями огромной и богатой страны. Мы граждане России, россияне. Город, в котором мы живем, - это часть большой страны, а дети, то есть вы, - жители России, граждане страны.
Кто такой гражданин?
(Это житель страны, который признает ее законы (правила поведения), любит свою страну, гордится ею, старается сделать ее сильной и богатой. Ученик - маленький житель большой страны, ее будущее.)
1.5.Слушание рассказа Ушинского «Наше Отечество» (можно дать задание хорошо читающему ученику, можно дать текст на кадре презентации):
Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью - потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов…
Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.
(К. Ушинский)
Обратите внимание, ребята: словом «государство» мы можем назвать любую страну. А что мы называем словом «Родина»?
(Родина - это место, где мы родились, живём сейчас, живут наши родные и близкие, и все мы граждане одной великой страны. Наше государство - Российская Федерация, а наша Родина -Россия.)
Как писатель называет нашу Родину? (Отечество)
Почему мы зовём Россию отечеством?
Как вы думаете, от какого слова произошло слово “отечество”?
-Почему писатель сравнивает Родину с мамой?
1.6.Отыскивание слов в буквенном отрезке:
КЛМНСТУДМУРТИЯКЛРОССИЯТРПИЖЕВСКРОШЕН
Задания для работы с учащимися:
1.Сопоставление слов, нахождение общих признаков и разные способы группировки (Удмуртия, Россия, Ижевск)
2.Какое слово объединит все эти слова в общее понятие? (Родина)
3.Почему мы можем встретить разные варианты написания слова «Родина» и «родина».
Родина бывает большая и малая. Какую Родину называют большой?
А малая родина - это какая?
1.7.Обсудите в паре, группе и приготовьтесь ответить на вопросы:
Можно ли назвать каждого из нас гражданином России, если мы живем в Удмуртии?
Какие гражданские права есть у тебя?
Какие обязанности у тебя как гражданина России?
2. Удмуртия на карте России
2.1.Коллективное отгадывание загадки:
Моря есть - плавать нельзя,
дороги есть - ехать нельзя,
земля есть - пахать нельзя.
Что это? (Карта)
2.2.Работа с картами России и Удмуртии
Нахождение территории Удмуртии на карте России (кадр 2 презентации) Расположена внутри Евроазиатского континента далеко от морей и океанов на востоке Русской равнины, в междуречье Камы и Вятки. Численность населения - около 1,6 млн. человек. В Республике Удмуртия мирно проживают представители более ста национальностей. Основную часть составляют русские, удмурты и татары.
-«соседи» республики (кадр 3 презентации)
Удмуртия граничит на юге с Татарстаном и Башкортостаном, на севере и западе с Кировской областью, а на востоке с Пермским краем.
- близлежащие крупные города и реки рядом (кадр 4 презентации) Крупнейшие реки республики — Кама и Вятка Протяжённость рек республики составляет приблизительно 30 тыс. км, а их количество превышает 7000. Именно благодаря такому большому количеству рек и родников Удмуртию называют «Родниковым Краем».
- нахождение места Ижевска на карте России (кадры 5, 6)
Столицей республики является город Ижевск с населением в 650 тысяч человек. Именно здесь производится более половины всей промышленной продукции Удмуртии. История города берет свое начало с 1760 года, когда граф П. И. Шувалов построил железоделательный завод на реке Иж, а поселок, образовавшийся здесь, был назван Ижевским Заводом. В 1918 году поселок получил статус города.
Районы Удмуртии (показать на карте, но пока акцентировать внимание на их количестве:
В Удмуртской республике 5 городов республиканского подчинения: Ижевск , Воткинск , Глазов , Можга , Сарапул и 25 муниципальных районов: Алнашский , Балезинский , Вавожский , Воткинский , Глазовский , Граховский , Дебёсский , Завьяловский , Игринский , Камбарский , Каракулинский , Кезский , Кизнерский , Киясовский , Красногорский , Малопургинский , Можгинский , Сарапульский , Селтинский , Сюмсинский , Увинский , Шарканский, Юкаменский, Якшур-Бодьинский, Ярский.)
Географически Удмуртия входит в Западное Предуралье, но по рельефу мало напоминает гористый Урал, поскольку на её территории высокие горы отсутствуют. Пять возвышенностей (Верхнекамская, Красногорская, Тыловайская, Можгинская, Сарапульская) имеют наивысшие отметки — 250-300 м над уровнем моря. Самая высокая точка находится на северо-востоке республики в Кезском районе у деревни Лученки — 331 м над уровнем моря. На западе Удмуртии располагается обширная Кильмезская низменность, занимающая территорию, по которой протекают реки Вала и Кильмезь. Значительные пространства приходятся на высоты от 100 до 300 м. И лишь вдоль рек южной половины республики протянулись полосы с отметками менее 100 м. Самые низкая точка (52 м абсолютной высоты) находятся на юго-западе южнее деревни Крымская Слудка
2.4.Особенности погоды в республике (кадры 14, 15)
Климат Удмуртии умеренно-континентальный с холодной многоснежной зимой, теплым летом и хорошо выраженными переходными сезонами года (весной и осенью). Самым холодным месяцем в Удмуртии является январь. Среднеянварская температура равна - 15 . Иногда морозы могут достигать -35 - 40 . Самым теплым месяцем считается июль. Среднеиюльская температура составляет 18 - 19 , но поднимается до 37 - 38. Переходные сезоны отличаются сложностью температурного режима и атмосферной циркуляции. В эти периоды возможны резкие изменения температуры воздуха в течение суток, возвраты тепла и холода, заморозки. Удмуртия не обделена влагой. Здесь за год выпадает 500 - 600 мм осадков. Первый снег обычно выпадает в октябре, постоянный снежный покров образуется в середине ноября и лежит 160 - 180 дней. Его мощность достигает 50 - 60 см. Возможно образование туманов, метелей, выпадение росы и инея.
2.5.полезные ископаемые (кадры16-19)
Удмуртия богата полезными ископаемыми. В ее недрах открыты залежи нефти, азотного газа, каменного и бурого угля, торфа, минеральных вод и рассолов, обогащенных бромом и йодом. Кое-где отмечены рудопроявления железа, меди и марганца. Повсюду встречаются месторождения строительных материалов (песка, глины, песчано-гравийной смеси, известняка).
Кадр 16 : Узнай по подсказкам полезное ископаемое (глина)
Кадр 17: Узнай по подсказкам полезное ископаемое (нефть).
Найдите на карте Удмуртии крупные месторождения нефти.
Кадр 18: Узнай по подсказкам полезное ископаемое
Кадр 19: описание и название полезного ископаемого Название______________________________________________________________(торф)
Описание_____________________________________________________________________
Используется для ________________________________________
(повышения плодородия почвы)
3.Физминутка .
Инструкция:
если то, что я говорю правильно - вы стоите, если не правильно- приседаете: (возможно проведение в виде графического диктанта, тогда учащиеся ставят знак «плюс» или «минус»)
На карте Удмуртии 25 районов +
УР расположена в центре восточной части Русской равнины +
Наиболее близко к границам УР расположен Казахстан -
Киров-крупный город УР
Выбор вариантов ответа
(хлопните в ладоши, услышав правильный вариант ответа):
1.Равнина, на которой расположена территория Удмуртии, называется:
Восточно-Европейская
Приволжская
Западно -Сибирская
Удмуртская
Русская
2 . Большие участки суши, имеющие ровную или почти ровную поверхность, называют:
Холмы
Овраги
Равнины
Горы
Водоемы
4.Работа в группах на карточках с заданием:
Задание 1.
Впиши в текст недостающие слова.
Моя Родина _____________________.
Место моего рождения _______________________________
Мой родной город _________________________________________.
В моём родном крае живут люди таких национальностей
Задание 2.
Прочитай текст. Впиши недостающие данные о твоем крае.
Главный город нашей _____________республики называется ______________ Он расположен в ________________________зоне к _________________от Москвы. (в каком направлении)
Наш город стоит на реке _____________.
Задание 3. «Доскажи словечко»:
Удмуртская республика славится производством……
Наиболее распространённые полезные ископаемые ….(нефть, глина, песок, торф),
На севере УР берет начало река….
Изменения в природе по временам года называются…… (погода)
Реки, пруды, болота одним словом называются…….. (водоёмы)
Задание 4: Подчеркни названия полезных ископаемых, которые добываются в Удмуртии:
Торф, нефть, природный газ, золото, известняк, глина, песок, каменный уголь, бурый уголь, железо, медь, гравий, марганцевая руда,
лечебные грязи, минеральные воды,
5.Проверка правильности выполненного задания в ходе презентации работы группы. Рефлексия:
Какие разногласия возникли при выполнении заданий?
(задание 1- не у всех может быть единое место рождения, название родного города).
Как их можно правильно преодолеть? (в случае расхождения, каждый назовет ответ на вопрос)
Кого и за что можно похвалить?
5.2. Обсуждение возможных вариантов и способов действий для выполнения индивидуальных и групповых проектных творческих работ «Моя Удмуртия»
(индивидуальная или групповая работа по самостоятельному выбору) :
а) Литературные произведения со словом «Удмуртия» (стихи, рассказы)
б) копилка высказываний людей (великих, знакомых, родственников, друзей) об Удмуртии
в) Мифы, легенды, пословицы, поговорки народов Удмуртии о родной земле (создание ситуации затруднения при выполнении задания для стимулирования познавательного интереса и осуществления поиска литературы в домашней, школьной, городской библиотеке, интернете)
г) создание вопросов или тестов для проверки знаний по теме «Удмуртия на карте России»
д) Подбери картинки или рисунки, с помощью которых можно составить слово «Удмуртия» по первым буквам названий предметов.
6. Итог занятия. Обобщение.
Когда вы вырастете, вы сможете сделать много доброго, полезного и красивого, чтобы Россия стала ещё сильнее и краше. Все вы будущие защитники Отечества, нашей большой Родины, которую, в знак любви и уважения, называют по-разному.
Давайте вспомним, как называл нашу Родину К.Д. Ушинский.
(Отечество. Родина. Мать)
Родина бывает большая и малая. Какую Родину называют большой?
А как называется наша малая родина?
Показать на карте России Удмуртию, местоположение Ижевска
Показать на карте и назвать «соседей» республики, близлежащие крупные города России (проверка по кадру 21 )
Показать на карте месторасположение городов Удмуртии (кадр 22)
Перечислить запомнившиеся названия форм рельефа поверхности Удмуртской Республики
Каким словом называются изменения в природе по временам года? (погода)
Что можно рассказать о погоде в Удмуртии?
Назовите самый холодный и самый жаркий месяцы.
Назовите наиболее распространённые полезные -ископаемые (нефть, глина, песок, торф).
Какие виды водоёмов можно увидеть на карте республики?
(реки, пруды, болота, источники)
«Удмуртия – мой край родниковый»
Для детей подготовительной группы
Цель: воспитание у учащихся чувства патриотизма, уважения к национальному искусству, любви к родному краю, городу.
Задачи:
Образовательные – пополнение знаний учащихся об особенностях природы, культуры, традициях удмуртского края.
Воспитательные – воспитание чувства патриотизма, уважения к национальному искусству, любви к родному краю, городу.
Коррекционные – развитие логического, образного мышления через выполнение заданий.
Ход мероприятия:
Ведущий :Здравствуйте ребята! В какой стране мы с вами живём? (Россия)В какой республике? (Удмуртия)Сегодня мы с вами погорим о нашей республике Удмуртия и г. Ижевске.Удмуртия – край прекрасной природы, богатых недр, интересной истории, замечательных тружеников Удмуртию воспевало множество поэтов
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей,
И для меня бы не было России,
Без маленькой Удмуртии моей.
Дети:1 Люблю тебя, Удмуртия моя,
Весь твой народ, как дружная семья,
Твои просторы, как прекрасный сад,
Они чудесной музыкой звучат.
2 Твоя вода, как серебро чиста,
Твоя природа, как сама весна
От соловьёв ночами не до сна
3 Нет дороже мне родного края,
В поле выйдешь- песню запоёшь,
И к берёзке тонкой приникая,
По стволу ладонью проведёшь
4 Люблю твой хлеб, душист и мягок он,
Святую силу чувствуем мы в нём,
Ты им вскормиланас, своих детей
И нет тебя, Удмуртия, родней!
Ведущий: У нашей республики есть свой флаг, посмотрите какой красивый удмуртский флаг
(трое детей выходят с флагом вперёд)
1 реб: Есть три великиз цвета-Красный, Чёрный, Белый
2 реб: Красный -солнце означает
3 реб: Чёрный -цвет земли вещает
4 реб: Ну а белый чистоту, красоту и доброту
Танец " Удмуртия"
Ведущий: Удмуртия -наша малая Родина, она находится на территории большой родины России, друзья, споём о России.
Песня " Моя Россия"
Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном крае, проверим, как вы знаете особенности природы, культуры, традиций удмуртов. Для этого вы разделись на команды,и мы с вами сейчас нашу викторину.За каждый правильный ответ вам будут выдаваться жетоны, и в конце мы посмотрим какая же команда оказалась самой эрудированной
Ребята, вы знаете как называют Удмуртию? Край родниковый – почему его так называли? (Потому что в Удмуртии очень много родников, рек.)
Конкурс «Реки Удмуртии»
Какие реки в Удмуртии вам известны?
команда называет все реки которые знает,восптатель запсывает ответы детей, на столе лежит ручка и лист бумаги, остальные команды добавляют, за каждый правильный ответ выдаётся жетон)
музыка идёт фоном
А теперь узнаем какие же города есть в Удмуртии
музыка фоном
2)Кроссворд «Города Удмуртии»
Каждой команде раздается кроссворд по городам Удмуртии.
1Какой город был назван в честь удмурткого батыра (город на букву « М»)
2Самый северный города Удмуртии,название которого произошло от слова « глаз»
3Купечкский город,основанный на береге реки Кама
4Родина ПИ Чайковского
5Оружейная Столица Удмуртии
6Самый молодой город Удмуртии,военный городок
Ну а теперь назовём свои ответы, внимание на экран
3 конкурс « Собери пазл»
« герб и флаг Удмуртии»
Ребята, у нашей республике и нашего рода Ижевска есть свой герб и флаг Посмортите внимательно на экран, у каждого из этих изображений есть своё описание
Герб Удмуртской республики ·
Является символом земли
Символом и чистоты
· обобщенный образ белого или человека-птицы является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства.
Герб Ижевска: отражает прошлое, настоящее и будущее города, клещи изображают промышленное производство. Клещи разжаты, так как если их сжать поломается рябина, из плодов вытечет сок, природа погибнет, а с природой погибнет и человек .
Флаг Удмуртии
Является символом земли и стабильности;
Цветом солнца и символом жизни;
Символом и чистоты нравственных устоев;
Восьмиконечный солярный - знак- - по преданию оберегает человека от несчастий.
Сейчас мы хотим вам предложить собрать пазл(раздаются пазлы на все команды)
4 конкурс» Памятники и достопримечательности Ижевска»
Ребята, а сейчас мы узнаем кто же знает памятники и достопримечательности Ижевска, в нашем городе их очень много Мы даём вам несколько минут посовещатьсяКоманды по очереди отвечают, за каждый правильный ответ вы получаете жетон А теперь внимание на экран (показ слайдов)
5 конкурс « Национальный костюм»
Ребята,в Удмуртии живёт многонациональный народ, все мы являемся соседями Кто знает какие национальности живут в Удмуртии? (русские, удмурты, татары, марийцы, бессермяне и другие)Правильно, много народов живёт в Удмуртии, каждый народ имеет свою культуру, свой язык,свой костюм. Внимание на экран,сейчас будут появляться изображения людей разных национальностей в своих национальных костюмах, пожалуйста отгадайте костюмы каких народов появляются на экране. (Показ слайдов)
6 конкурс. «Национальные блюда.»
Удмурты славятся своими национальными блюдами. А какие национальные блюда вы знаете? (табани – лепешки, перепечи, шаньги, пельмени,зырет,кыстыбей,саламат,)
7. Конкурс «Удмуртские загадки»
У удмуртского народа очень много загадок.
1) У черной лошади хвост раздвоен. (ласточка)
2) Белая как снег, зеленая как лук, крутится и вертится, повернется и в лес. (сорока)
3) Летом ему дом нужен, а зимой нет. (скворец)
4) На поле серый зипун. (ворона)
8Конкурс «Пословицы»
Соберите пословицы: раздаточный материал
Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
На родной стороне и камешек знаком.
Любовь к Родине – сильнее смерти.
Подведение итогов. Все вы Молодцы! Вы хорошо знаете природные особенности Удмуртии, культуру и традиции удмуртского народа.Мы вас награждаем грамотами об участии в нашей викторине и дарим вам эти сладкие пироги!
Кроссворд « Города Удмуртии»
Какой город был назван в честь удмурткого батыра (город на букву « М»)
Самый северный города Удмуртии,название которого произошло от слова « глаз»
Купечкский город,основанный на береге реки Кама
Родина ПИ Чайковского
Оружейная Столица Удмуртии
Самый молодой город удмуртии, военный городок
"Зажги в огонек в своей душе.." Урок / скачать
"Дружба-чудесное слово!" Урок скачать
"Добро и Зло в христианстве" Урок итоговый по модулю "Основы православной культуры" скачать
"День православной книги" (скачать )
"Православные традиции Светлой Пасхи. Урок скачать
"Православные традиции Светлой Пасхи" Урок скачать
"Рождество Христово. Традиции праздника" Урок скачать
"Рождественская мастерская" Урок скачать
Программа праздничных епархиальных мероприятий по проведению Дня православной книги в Тамбовской епархии 2015 г. (скачать )
Презентация свт. Питирим (скачать)
Презентация Праздничный урок преподобного Сергия (скачать)
Презентация Викторина 100-летие прославления св. Питирима, 700-летие со дня рождения св. преподобного Сергия Радонежского (скачать)
Уроки "День Православной книги" /сост. Р.Х. Лубянкина, А.В. Серегина (скачать)
За нравственный подвиг учителя. Материалы участников Всероссийского конкурса работ в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью./ сост. И.В. Аверина, протоиерей И.Груданов, Ю.Г. Дерябина, Н.Я. Рыбина (скачать)
Инновационная и проектная деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов Центрального федерального округа. Сборник материалов победителей III Межрегионального конкурса "Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи "Вифлеемская звезда" / сост. Т.Н. Глазкова, С.В. Кондратюк, Н.Я. Рыбина (скачать)
Аксиологические основы духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС. Сборник материалов участников межрегиональной конференции/ сост. Г.А. Шешерина, И.В. Аверина, Ю.Г. Дерябина, Н.Я. Рыбина (скачать)
Сборник материалов победителей II Межрегионального конкурса «Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда» " Организационно-методическое обеспечение деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов Центрального федерального округа" / сост.: Глазкова Т.Н., Кондратюк С.В., Рыбина Н.Я (скачать)
Сборник материалов победителей II Межрегионального конкурса «Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи «Вифлеемская звезда» " Инновационная и проектная деятельность в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов Центрального федерального округа" / сост.: Глазкова Т.Н., Кондратюк С.В., Рыбина Н.Я.(скачать)
Пособие «Методические рекомендации по проведению уроков и внеклассных мероприятий, посвященных Дню православной книги»
Творческое содружество школы-интерната и краеведческого музея в духовно-нравственном воспитании школьников (из опыта работы ТОГБОУ "Моршанской общеобразовательной школы-интернат основного образования")
Использование возможностей историко-краеведческого музея в воспитании духовности подрастающего поколения (из опыта работы ТОГБОУ "Моршанской общеобразовательной школы-интернат основного образования")
Сборник материалов "Лучший опыт работы по духовно-нравственному воспитанию интернатных учреждений " (сост.: Глазкова Т.Н., Кондратюк С.В., ТОГБУ "Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия "Преображение") ссылка для скачивания
Формирование системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях интернатного типа : методические рекомендации (авт.-сост. С.В. Кондратюк,ТОГБУ "Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия "Преображение") ссылка для скачивания
Методические рекомендации по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей в образовательных учреждениях , учитывая положительный опыт учреждений-победителей межрегионального конкурса "Лучшее образовательное учреждение по формированию системы духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи "Вифлеемская звезда" ссылка для скачивания
Сборники материалов "Духовно-нравственное воспитание в образовательных учреждениях регионов Центрального федерального округа " ссылка для скачивания
Презентация "Святые места Иерусалима"
Презентация "Храмы города Мичуринска" Скачать презентацию
"Презентация "Как устроен храм внутри?" Авторы: Г.В. Старых, С.Н. Ерошкина, Т.П. Ногтикова, О.А. Коньшина, И.Д. Дорсягаева, О.В. Чивилёва, Т.А. Касторова, Н.И. Филатова, М.А. Уварова. Скачать презентацию
Урок-презентация "Православный храм" Автор: Л.Н. Кумицкая, учитель начальных классов МОУ "Никифоровская СОШ". Скачать презентацию
Программа «Мироведение» для 5 класса
МОУ Жердевская ООШ
Скачать в rtf
Скачать презентацию
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России
Скачать презентацию
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Скачать презентацию
Методическая разработка воспитательного мероприятия для детей разновозрастной группы семейного типа "Праздник "Масленица"
Авторы: воспитатели Г.Н.Кузнецова, М.В.РодионоваТамбовское областное государственное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат г. Котовска»
Скачать в rtf Внеурочное мероприятие для 4 класса в рамках изучения ОПК "Поговорим о мудрости" Шмаровский филиал МОУ «Оборонинская СОШ» Мордовского района Скачать в rtf Внеклассное мероприятие "Покрывает все покровом Богородице сама" п. Первомайский, Тамбовской области. Скачать в rtf Мероприятие «Святыни Тамбовской Епархии» МОУ «Первомайская СОШ № 1 имени Ю.В. Фролова» п. Первомайский,Тамбовской области Скачать в rtf Разработка внеклассного мероприятия по программе духовно-нравственного воспитания с учащимися «Отношение к старшим» Провела: Иванова Т.М. Филиал МОУ Большержаксинская СОШ, с. Семеновка, Ржаксинский район Скачать в rtf Сценарий мероприятия «Мамин день» Филиал МОУ Каменская СОШ, д. Вишнёвка, Ржаксинский район Скачать в rtf Внеклассное мероприятие "Путешествие в Страну добра по дороге нравственности" ПОНЗАРСКИЙ ФИЛИАЛ МОУ САМПУРСКАЯ СОШ Скачать в rtf Сценарий семейного праздника «В тесном семейном кругу» МОУ Вишневская СОШ, Староюрьевский район Скачать в rtf Внеклассное занятие по программе «Основы православной культуры» «Поделки из бумаги к Рождеству» Скачать в rtfСценарий праздника «Покров Пресвятой Богородицы» Скачать в rtf
Внеклассное мероприятие «Вспомним, товарищ, Афганистан…» , посвящённое 21-ой годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана
МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район
Скачать в rtf Сценарий праздника «Кузьминки» МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Внеклассное мероприятие «Наша дружная семья» Филиал МОУ Токаревская СОШ №2 в с. Ивано-Лебедянь Скачать в rtf Литературно-музыкальная композиция «Святая ночь. Рождество» МОУ Троицко-Росляйская СОШ, Токаревский район Скачать в rtf Внеклассное мероприятие «Рождественские звёзды» МОУ Умётская СОШ имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова Скачать в rtf Классный час «Волей Бога защитники» , посвященный Дню защитников Отечества МОУ Жердевская ООШ Скачать в rtf Презентация Классный час «Лучшее слово о дружбе» МОУ «Кулевчинская СОШ»Скачать в rtf Презентация Классный час «День народного единства» Скачать в rtf Классный час « Разговор о любви » МОУ Липовская СОШ, Пичаевский район Скачать в rtf
Классный час «Красота русской природы» Филиал МОУ Б-Ржаксинская СОШ, с. Семёновка, Ржаксинский район Скачать в rtf Классный час «Россия и её символы» Скачать в rtf Классный час «Россия- Родина моя» Филиал МОУ Б-Ржаксинская СОШ в с. Семёновка, Ржаксинский район Скачать в rtf Классный час по нравственному воспитанию «Жизнь дана на добрые дела» МОУ Ивановская СОШ, Сампурский район Скачать в rtf Классный час «Добро и зло» МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать rtf Классный час «История Великой Отечественной войны через историю семьи» МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Классный час "Праздник русской народной игрушки" МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Классный час "Первая христианка Руси" МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Классный час "Милосердия ярчайший образ" , знакомство с православным святым Иосафом Белгородским МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Биография Святителя Иосафа Презентация
Классный час "Первые уроки Библии" МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Классный час "Святой помощник Николай" МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Классный час "Добро победит зло" МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Художественный салон "Русские иконописцы Феофан Грек, прп. Андрей Рублев и Дионисий. Особенности иконотворчества" Д.Ю. Тафинцев, учитель истории и обществознания МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Презентация Классный час "Золотой ключик к сердцу - доброта" МОУ Кузьмино-Гатьевская СОШ, Тамбовский район Скачать в rtf Классный час "Давайте жить дружно"
МОУ Совхозная СОШ, Пос. совхоза «Селезневский» Скачать в rtf
Классный час «Древнерусская икона как самобытное явление художественной культуры»
МОУ Шпикуловская СОШ, Жердевский район
Урок
Александровский филиал МОУ Знаменская СОШ № 1, Знаменский район
Конспект урока "Православныйй храм"
Новознаменский филиал МОУ «Покрово-Марфинская СОШ»
Урок «Колокола и колокольные звоны в русской народной культуре»
МОУ «Караваинская СОШ», Инжавинский район
План-конспект урока "Библия и Евангелие" МОУ СОШ № 1, г. Кирсанов Скачать в rtf Урок "Библия и Евангелие" Авторы: О.Ю. Четверткова, Т.В. Золотова, Е.Ф. Попова, Л.Г. Тарасова г. Мичуринск Скачать в rtf Презентация Урок "Золотое правило этики" г. Мичуринск Скачать в rtf ПрезентацияУрок "Заповеди. Милосердие и сострадание" г. Мичуринск Скачать в rtf Презентация
Урок "Православный календарь. Праздники" г. Мичуринск Скачать в rtf Презентация Урок "Бибилия и Евангелие" МОУ Круглинская СОШ, Мичуринского района Скачать в rtf Презентация
План-конспект открытого урока по основам православной культуры «Храм- дом Божий»
МОУ «СОШ совхоза имени Ленина», Мордовский район
Скачать в
rtf
Презентация
Разработка урока «Христианская семья»
МОУ Кужновская СОШ, Мордовский район
Скачать в
rtf
Презентация
Урок "Христианин в труде"
Лавровский филиал МОУ «Шульгинская ООШ», Мордовский район
Скачать в
rtf
Конспект урока «Всех охраняет Покров Богоматери»
Ярославский филиал МОУ «Никифоровская СОШ №1»
Скачать в
rtf
Урок "Христианская семья. Все начинается с любви"
Авторы: К.В. Дмитриевцева, Г.Н. Проскурякова
МОУ «Никифоровская СОШ №1»
Скачать в
rtf
Урок для 4 класса "Христос и Его крест"
Ярославский филиал МОУ «Никифоровская СОШ № 1»
Скачать в
rtf
Обобщающий урок по основам православной культуры
для 5 класса
МОУ «Никифоровская СОШ №2»
Скачать в
rtf
Презентация "Заседание клуба знакотов
основ православной культуры"
Урок словесности для 10 класса "Роль церковнославянской лексики в романе И.С. Шмелева "Лето Господне"
МОУ «Иловай-Дмитриевская СОШ»
Историко-математическая конференция. «Золотое сечение» в архитектуре русских храмов
МОУ «Иловай-Дмитриевская СОШ», Первомайский район
Интегрированный урок для 7 класса по истории России и краеведению, с использованием программы по дополнительному образованию «Духовное краеведение Тамбовщины» "Россия в XVII веке"
МОУ «Первомайская СОШ», Первомайский район
"Христианская семья"
МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ имени В.В.Гришанова», Первомайский район
Конспект открытого урока по Основам православной культуры для 5 класса "Христианин в труде"
МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ имени В.В.Гришанова», Первомайский район
Скачать в rtf
План-конспект урока «Семья»
МОУ «Хобот-Богоявленская СОШ имени В.В.Гришанова», Первомайский район
Скачать в
rtf
Урок "Православный храм" МОУ Верхнеспасская СОШ, Рассказовский район Скачать в rtf Презентация
Дополнительная образовательная программа по изучению основ православной культуры
для детей младшего школьного возраста
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Избердеевская начальная школа-детский сад», Петровский район
Скачать в
rtf
Урок для детей 8-9 лет "Спеши творить добро"
МОУ Платоновская СОШ, Рассказовский район
Скачать в
rtf
Презентация
Конспект урока "Колокола"
по учебному предмету «Духовное краеведение Тамбовщины»
Авторы: учителя истории и обществознания
МОУ Саюкинская СОШ, Рассказовский район
Скачать в
rtf
Урок по ОРКСЭ для 5 класса "Христианская семья и ее ценности"
МОУ Новоюрьевская СОШ, Староюрьевский район
Скачать в
rtf
План проведения урока "Чудо в жизни христианина"
Филиал МОУ Староюрьевская СОШ, с. Мезинец, Староюрьевский район
Скачать в
Занятие "Чудеса Христовы"
по программе "Основы православной культуры"
ТОГОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
Скачать в
rtf
Урок "Православные храмы"
МОУ Комсомольская СОШ, Тамбовский район
Урок "Добро и зло"
для 4 класса,
модуль "Основы светской этики"
Скачать в
rtf
Презентация "Заочное путешествие по Тамбову"
МОУ Татановская СОШ, Тамбовский район
Система классных часов для обучающихся 10-11 классов. Литературно-музыкальная гостиная
духовному краеведению
МОУ Кужновская Сош, Мордовский район
Скачать в
rtf
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Рабочая программа и структура
Программа «Люблю тебя, мой край родной»
Авторы: И.А. Федотова, Г.И. Щербак
МОУДОД "Дом детского творчества", Мучкапский район
Скачать в
rtf
«Духовное краеведение Тамбовщины»
МОУ Первомайская СОШ, Первомайский район
Скачать в
rtf
Образовательная программа дополнительного образования детей «Истоки нравственности»
для детей 7 - 9 лет
МОУ Сампурская СОШ, Сампурский район
Скачать в
rtf
Программа факультативных занятий по курсу "Основы православной культуры"
Программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Основы православной культуры"
ТОГОУ "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения"
Скачать в
rtf
Презентация "Пасха"
МОУ "Балыклейская ООШ" Инжавинского района
Скачать
Учитель: Т.В. Андрианова
МОУ "Караульская СОШ" Инжавинского района
Скачать презентацию