» » Как общение влияет на психическое развитие человека на ранних возрастных этапах. Методы влияния при общении Влияние общения на поведение людей

Как общение влияет на психическое развитие человека на ранних возрастных этапах. Методы влияния при общении Влияние общения на поведение людей

Это влияние может быть большее или меньшее скрытое или явное положительное дружеское доброжелательное или отрицательное конфликтное враждебное. Виды общения: 1 по положение коммуникантов в пространстве и времени – контактное и дистантное общение; 2 по наличию или отсутствию какоголибо опосредующего аппарата непосредственное контакти опосредованное косвенное; 3 по форме языка – устное и письменное; 4 с точки зрения позиции яговорящего и тыслушающего – диалогическое и монологическое; 5 с точки зрения количества участников...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Реферат

Психология общения и методы влияния людей друг на друга. Механизмы социально-психологического воздействия

Необходимо уяснить само понятие «общение» и найти многообразие его определений. Общение – сложный, многогранный процесс, выступающий одновременно как процесс информационный, взаимодействие и отношение людей друг к другу, как процесс взаимовлияния друг на друга и процесс сопереживания и взаимопонимания. Общение - намеренное взаимовоздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности партнера, в ходе общения возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимопереживании, взаимовлиянии, взаимопонимании и т.д.

Основные функции общения: 1) информационно-коммуникативные (связанные с приемом и передачей информации, познанием людьми друг друга); 2) регуляционно-коммуникативные (регуляция людьми поведения друг друга, организация совместной деятельности); 3) аффективно-коммуникативные (определяют эмоциональную сферу человека). В реальном акте общения все функции переплетаются. Общение всегда – это процесс взаимовлияния. Это влияние может быть большее или меньшее, скрытое или явное, положительное (дружеское, доброжелательное) или отрицательное (конфликтное, враждебное). Сила его зависит от духовного богатства личности, а также от личностных качеств человека.

Следует определить стороны и виды общения. Так, при анализе сторон общения важно отметить трехстороннюю модель: коммуникция – обмен информацией между участниками общения в совместной деятельности с помощью вербальных и невербальных средств; интеракция – взаимодействие общающихся, обмен поступками, действиями; перцепция – восприятие общающимися друг друга.

Виды общения: 1) по положение коммуникантов в пространстве и времени – контактное и дистантное общение;

2) по наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата» - непосредственное (контакт)и опосредованное (косвенное);

3) по форме языка – устное и письменное;

4) с точки зрения позиции я-говорящего и ты-слушающего – диалогическое и монологическое;

5) с точки зрения количества участников – межличностное, групповое, массовое;

6) с точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся – частное и официальное;

7) по использованию или неиспользованию средств языка – вербальное (речевое, словесное), невербальное (бессловесное с использованием мимики, жестов, позы).

Рассматривая уровни общения, следует выделить три:

1) внутриличностный уровень – общение человека с самим собой, когда он развивает идеи, планы, готовится к общению с кем-то;

2) межличностный – общение между двумя и более людьми;

3) общественный – общение с большой аудиторией.

Важнейшая цель и итог общения – удовлетворение своих биологических, социальных и духовных потребностей.

Явления общения:

А) Эмоциональное переживание в общении составляет основу дружбы и любви. Положительная эмоциональная связь в общении возникает, когда установки и ожидания людей реализуются в процессе общения.

Б) Формирование картины мира – при сопоставлении представлений окружающих со своими, человек осознает, каков окружающий его мир и каков он сам в мире, формируется образ собственного Я.

В) Изменение человека в процессе общения: а) естественное (как результат общения); б) направленное (в процессе формирования личности: учитель-ученик).

Г) Совместная работа – узловой момент общения. Она зависит от лидера (руководителя группы), социальных, политических, государственных установок. В результате могут сформироваться конструктивные и иные формы отношений.

Формы отношений:

Дружеская кооперация – партнеры доверяют друг другу, готовы оказать помощь при разрешении задач группы;

Антагонистическое соперничество – основано на отсутствии доверия, уважения друг к другу, каждый стремится доказать свое превосходство;

- дружеское соревнование – партнеры положительно относятся друг к другу, хотя и проявляют здоровое соперничество.

Примитивный уровень общения – самый низкий. Для человека, общающегося на этом уровне, собеседник воспринимается как предмет, нужный для слушания его речи или мешающий ему. Руководствуется эгоистическими потребностями. Окружающие оцениваются по чисто внешним качествам: сильный-слабый, старый-молодой.

Манипулятивный уровень общения – использование партнера в своих целях. Субъект для такого воспринимается как соперник в игре, которого надо обыграть. Выигрыш имеет для него материальную, житейскую или психологическую выгоду. В процессе общения «манипулятор» стремится выявить у партнера не его особенности, которые могут быть использованы как слабые места для оказания сильного воздействия. Предпринимаются различные ходы, чтобы обмануть собеседника, скрыть собственное истинное лицо.

Контакт масок характеризует ситуацию, когда у людей нет подлинного желания контакта или готовности к нему. Человек, общающийся на этом уровне, в зависимости от направленности общения выбирает ту или иную маску – доброты, агрессии, безразличия, простодушия. В процессе общения подчеркивается стремление к скорейшему его прекращению.

Игровой уровень общения свойственен людям, знающим друг друга и проявляющим взаимный интерес. Общение строится на стремлении обоих принести радость друг другу, пользу, на взаимообогащении. Партнеры равны между собой, доверяют друг другу, ценят достоинства и прощают недостатки.

Деловой уровень общения – общающиеся стремятся разрешить деловые вопросы, затрагивающие интересы каждого из них, коллектива, общества в целом.

Духовный уровень общения является наивысшим. Партнер воспринимается как носитель духовных ценностей, которые вызывают у вас чувства, родственные благоговению, восторгу, обожанию.

Стиль общения – это структурное единство выразительных средств, применяемых коммуникаторами в общении и создающих, во-первых, семиотическое (знаковое) и семантическое (смысловое) поле коммуникаций, а также, во-вторых, определяющих меру совместимости коммуникативных ценностей и харизматических качеств общающихся.

В теории управления выделяют 3 стиля общения , которые в меньшей степени обнаруживают источники и особенности стилизации общения : авторитарный, демократический , либеральный .

Необходимо понять, что такое влияние с точки зрения психологии. Психологическое влияние – воздействие на психологическое состояние, мысли, чувства, поступки партнера по общению с целью изменения его поведения. Средства влияния :

  1. вербальные - (7%);
  2. невербальные – (55%);
  3. паралингвистические (тон, звуки речи) – (38%).

Анализируя пятый вопрос, необходимо различать основные механизмы социально-психологического воздействия: заражение, подражание, внушение, убеждение и др. формы и механизмы влияния людей друг на друга в практике общения.

Заражение – бессознательная, невольная и спонтанная передача эмоционального состояния одного человека другому. Человек здесь не испытывает организованного, преднамеренного давления, но неосознанно усваивает образцы чужого поведения, лишь подчиняясь ему. «Заражение» происходит вследствие психического воздействия на человека эмоционального заряда, чувств и страстей другого человека в условиях непосредственного контакта. Заражение может осуществляться как вербально, так и невербально. Средства: артистизм, экспрессия, постепенное вовлечение партнера в выполнение некоторых действий; интимный взгляд; телесный контакт (прикосновение, объятие); искренность.

Подражание – воспроизводство человеком определенных образцов поведения, манеры говорить, способа мышления другого человека. Это следование общим примерам, эталонам, стереотипам, одно из явлений групповой интеграции. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Подражанию поддаются дети, впечатлительные, не умеющие самостоятельно мыслить или слабовольные люди. Средства: известность, компетентность, призыв, демонстрация модного поведения. Законы подражания: а) подражание от внутреннего к внешнему (духу религии подражают раньше, чем обрядам); б) низшие подражают высшим (провинция – городу, дворянство – королевскому роду).

Внушение – сознательное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу, имеющее целью изменение его состояния или отношения к чему-либо. Активное воздействие, осуществляемое вербально, но адресуемое не логике, а эмоциональному миру человека. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритическом восприятии. Эффект внушения зависит от возраста. Так, дети более внушаемы, чем взрослые. Также более внушаемы люди утомленные и ослабленные физически. Однако эффект воздействия внушения тем выше, чем выше авторитет и престиж менеджера, а также доверие к нему. Особенно высокий эффект от внушения достигается тогда, когда подчиненный возбужден и срочно ищет выход из создавшегося положения. В этот момент он готов следовать любому совету менеджера. Средства: личные магнетизм, личный авторитет, использование средств обстановки, усиливающее воздействие (приглушенный свет, тихая музыка, речь); выбор легко внушаемых партнеров; уверенное поведение.

Убеждение – сознательно аргументированное воздействие на человека, имеющее целью изменение его решения или мнения. Процесс и результат целенаправленного воздействия с помощью системы рациональных аргументов, ориентированных на критически настроенную личность. Убеждения – активная жизненная позиция человека. Оно построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию (в отличие от внушения, при котором достигается не согласие, а просто принятие информации в готовом виде). Убеждение – интеллектуальное воздействие, а внушение – эмоционально-волевое. Поэтому убеждение имеет более медленное воздействие. Средства : представление аргументов, открытое признание как сильных, так и слабых сторон, получение согласия на каждом этапе обсуждения.

Психологическая совместимость. Психология конфликта и основные стилевые методы его разрешения

При рассмотрении понятия психологической совместимости, необходимо дать трактовку межличностной совместимости и обозначить уровни совместимости. Межличностная совместимость – это приятие партнеров по общению в совместной деятельности. Приятие основано на оптимальном сочетании значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик партнеров по общению (ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов и т.п.). Индивидуально-психологические характеристики не существуют сами по себе, они проявляются в поведении и поступках человека.

Межличностная совместимость сопровождается положительными эмоциями: возникновением взаимной симпатии, уважением, уверенностью в благополучном исходе будущих контактов, переговоров между партнерами.

Различают 4 уровня совместимости :

  1. Психофизиологический уровень совместимости основывается на взаимодействии темпераментов, потребностей и других психофизиологических характеристик.
  2. Психологический уровень включает сочетаемость характеров и стереотипов поведения.
  3. Социально-психологический уровень совместимости предполагает согласование функционально-ролевых ожиданий и действий.
  4. Социологический уровень предполагает совпадение или сходство интересов, ценностных ориентаций партнеров в совместной деятельности.

Психологическая совместимость (ПС) в деловом общении определяется доминирующей установкой на совместное решение деловых задач при условии взаимного принятия людей, согласования их интересов и мотиваций, а также функционально-ролевых ожиданий: человек должен соответствовать тому, что от него ожидают в соответствии с его возрастом, полом и квалификацией.

Психологическая совместимость требует: взаимной симпатии, отсутствия эгоцентрических установок, готовности и способности ужиться с другим человеком. В противном случае возникает конфликт.

Особое внимание следует обратить на различные точки зрения и подходы в отношении феномена конфликта, знать основные стадии развития конфликта, а также его положительные и отрицательные функции. Конфликт – (от лат. столкновение) – столкновение, протвобороство противоположно направленных, не совместимых друг с другом сил, тенденций; противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия.

Конфликт возникает с предконфликтной ситуации , т.е. с роста напряженности в отношениях между потенциальными субъектами конфликта вследствие определенных противоречий. Также для предконфликтной ситуации характерен рост недоверия, предъявление претензий, уменьшение контактов, накопление обид. В дальнейшем может произойти разрушение прежних структур взаимодействия, переход от взаимных обвинений к угрозам, рост агрессивности, формирование «образа врага» и установка на борьбу с ним. Предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт, но для этого нужен инцидент .

Инцидент – это пусковой механизм для конфликта. Инцидентом может стать грубая фраза, игнорирование вопроса коллеги или пациента, отсутствие тепла в палате и т.д. Инцидент может быть случайным, закономерным или спровоцированным одной из сторон.

Причины конфликтов:

1. Противоречивость потребностей, желаний, интересов, целей или ценностей отдельных личностей.

2. Взаимосвязь обязанностей. Когда 1 человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы, всегда есть вероятность конфликта.

3. Неудовлетворительная коммуникация. Плохая передача информации: не услышал, тихо сказал и т.д.

4. Слабая эргономичность рабочих мест. Эта причина вызывает конфликт, когда должностная функция не подкреплена в полной мере нужными средствами для ее выполнения: нет необходимой техники, недостаточное количество пространства теснота, шум, жара, холод. Вследствие этого повышается утомляемость, раздражительность, возникают головные боли, стресс, агрессия.

5. Различия в манере поведения и жизненном опыте.

6. Недостаточный уровень профессионализма.

Конфликт чаще всего ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. Но это явление имеет и положительные функции: полностью или частично устраняет противоречия; уменьшает степень слепой покорности; способствует становлению групповой солидарности; высвечивает слабые места и нерешенные вопросы; позволяет ослабить эмоциональную напряженность; проявляет психологическую устойчивость к стрессам; служит одним из средств самоутверждения личности.

Отрицательные функции конфликта: может приводить к заболеваниям; может сопровождаться стрессом или насилием; часто разрушает систему межличностных отношений; формирует образ «врага», предвзятость; может ухудшить качество работы/учебы; подрывает доверие; ведет к меньшей степени сотрудничества в будущем.

Динамика конфликта включает в себя следующие стадии: 1) предконфликтная ситуация; 2) конфликтное взаимодействие; 3) разрешение конфликта.

Можно условно выделить несколько уровней проявления конфликта в сфере сервисных услуг:

  1. между клиентом и менеджером;
  2. между сотрудниками учреждения;
  3. между клиентами.

При рассмотрении третьего вопроса следует рассмотреть различные классификации конфликтов.

Конструктивные конфликты, не разрушительные, имеющие положительные стороны и функции, повышающие деятельность.

Деструктивные – приводящие к разрушительным действиям, резкому снижению эффективности деятельности.

Конфликты: скрытые и явные.

Существуют 4 основных типа конфликта :

Межличностный – столкновение людей с различными интересами, ценностями, темпераментом, характером, манерами поведения.

Конфликт между личностью и группой возникает, если личность займет позицию, отличную от позиции группы или норм группового поведения.

Межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт возникает, если к человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или требования, не согласующиеся с его личными ценностями.

Внутриличностные конфликты проявляются в кризисах – событиях с неопределенным исходом и опасностью потерь. Кризис – внутреннее состояние человека, оказавшегося в тупиковой, с его точки зрения, ситуации. Существуют основные типы кризиса: кризисы развития , требующие поддержки и специальных способов разрешения; кризис лишения относится к утрате человека;

Раскрывая третий вопрос, касающийся стилей разрешения конфликта, важно отразить все многообразие способов разрешения конфликтов и конфликтных ситуаций. Существует 5 основных стилей разрешения конфликта – по системе Томаса-Килменна. Эта система позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль разрешения конфликтной ситуации. Ваш стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально).

1. Стиль конкуренции . Человек, использующий конкуренцию (соперничество) весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта. своим путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и способен на волевые решения. В стиле конкуренции человек старается удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других людей.

Этот стиль эффективен, когда:

Вы обладаете определенной властью, авторитетом для принятия решения;

Вы знаете, что ваше решение или подход в данной ситуации правильны, и вы имеете возможность настаивать на них;

Исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение проблемы;

Вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять.

Стиль неэффективен:

В личных и семейных отношениях;

Вы хотите ладить с людьми.

2. Стиль уклонения реализуется, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем или просто уклоняетесь от разрешения конфликта, Вы не делаете попыток удовлетворить свои или чьи-то интересы. Вы игнорируете проблему, перекладывая ответственность за ее решение на другого человека.

Стиль эффективен, если:

Затрагиваемая проблема не столь важна для вас, и вы не хотите тратить на нее силы;

Когда чувствуете, что находитесь в безнадежном положении;

Чувствуете себя неправым;

Оппонент обладает большей властью, с ним нельзя спорить;

Вы не владеете информацией в полной мере;

Вы хотите получить отсрочку для решения проблемы, хотите выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-то поддержкой;

Эмоциональная напряженность очень высока, и вы чувствуете, что нельзя подливать «масла в огонь».

Стиль неэффективен когда:

Необходимо удовлетворять свои интересы или интересы других людей;

Не хотите уходить от ответственности и «убегать» от проблемы.

3. Стиль приспособления означает то, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Стиль немного схож со стилем уклонения, но основное отличие в том, что вы действуете, участвуете в ситуации и соглашаетесь с тем, чего хочет другой. В уклонении же вы не делаете ничего для удовлетворения интересов другого человека.

Исход очень важен для другого, но не существенен для вас;

Вы не можете одержать верх, т.к. другой обладает большей властью;

Понимаете, что правда не на вашей стороне;

Вы хотите дать кому-то полезный урок, считая, что он ошибается.

Стиль неэффективен:

Не хотите приспосабливаться к кому-то;

Чувствуете, что другой человек не собирается потом уступить вам, не оценит вашей жертвы;

Исход очень важен для вас.

4. Стиль сотрудничества. Вы активно участвуете в разрешении проблемы и отстаиваете свои интересы, принимая интересы другого человека. Этот стиль требует длительной работы по сравнению с другими подходами к конфликтам, т.к. вы открыто «выкладываете на стол» нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их.

Стиль эффективен, если:

Стороны имеют скрытые нужды;

В семейных отношениях существует недопонимание;

Решение проблемы важно для обеих сторон, и никто не хочет от него устраниться;

Есть время и желание поработать над возникшей проблемой;

Оба способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга.

Отсутствие одного из этих элементов делает такой подход неэффективным. Стиль сотрудничества является наиболее трудным, но он позволяет выработать удовлетворяющее обе стороны решение в сложных ситуациях конфликта.

5. Стиль компромисса характеризуется тем, что вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Т.е. вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы делаете это, обмениваясь уступками и взвешивая все для разработки компромиссного решения, которое устроило бы обоих. Отличие от сотрудничества: компромисс достигается на более поверхностном уровне; вы уступаете и другой уступает в чем-то, и, в результате, вы можете прийти к общему решению; вы не ищете скрытые нужды и интересы, говорите только о желаниях.

Стиль эффективен, когда:

Обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

Вас устраивает временное решение;

Вы хотите решить что-то быстро, у вас нет времени для сотрудничества;

Другие подходы оказались неэффективными;

Литература.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2013.
    1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М., 2012.
    2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2010.
    3. Психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2004.
    4. Рамендик Д.М. Управленческая психология. М., 2006.
    5. Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. Киев, 1999.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

4643. Средства и методы информационно-психологического воздействия в сети Интернет 979.65 KB
И прежде чем каклибо пытаться решить проблему нужно сначала взглянуть в ее корни: любое влияние со стороны средств массовой информации обычно происходит в одностороннем порядке и зачастую и вовсе помимо воли объекта который ее получает. Например индивидуум заходит на интернетстраничку и помимо основной информации по поисковому запросу сайт отображает всякий информационный мусор: рекламу новости и т. К сожалению при этом он каклибо повлиять на каналы распространения информации не может поэтому ему ничего не остается как...
8864. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 189.55 KB
Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции отечественного деятельностного подхода, общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий
20109. 45.41 KB
Гражданское общество является средой реализации творческих инициатив граждан в решении социальных, экономических, культурных проблем. Роль инструмента в этом процессе, с помощью которого осуществляется взаимодействие между социально активными гражданами и обществом, играют средства массовой информации. Значение средств массовой информации для общества и функционирования государства трудно переоценить. Основная задача СМИ заключается в информировании людей по различным вопросам жизнедеятельности государства и общества
1292. Изучение социально-психологического климата 597.7 KB
Цель практики: приобретение практических навыков работы психолога детского дошкольного учреждения (ДОУ) по изучению и гармонизации социально-психологического климата в коллективе....
20570. Анализ социально – психологического климата в трудовом коллективе 270.2 KB
Понятие трудового коллектива и его характеристики. Характеристика трудового коллектива. Производственно-хозяйственная деятельность трудового коллектива. Совершенствование межличностных отношений трудового коллектива СПК Гридино.
10872. Профессиональные ситуации общения, их речевое оформление (цели, условия общения, участники общения) 8.94 KB
Цели условия и участники общения. Проблема этики речевого общения – широко изучаемая область знания в сфере коммуникации объект исследования различных наук. Конкретная ситуация общения связана с понятиями замысла и речевой воли говорящего определяющими объем и границы высказывания.
19190. Практические основы исследование роли PR-специалиста в формировании положительного социально-психологического климата в коллективе ООО «Графика-Спектр» 75.7 KB
С ходом современного научно-технического и социального прогресса с его противоречащими социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально- психологического климата коллектива. Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за рост производительности труда и качество выпускаемой продукции. Формирование благоприятного социально-психологического климата СПК трудового коллектива...
13083. Барьеры общения и методы их преодоления 40.85 KB
Психологические барьеры создаются угнетенностью жизненными проблемами что отвлекает слушателей; отсутствием настроения; сопротивлением контакту при отсутствии настроенности на восприятие речи страхом если силен то занимает большую часть сознания человека; застенчивостью мешает задавать вопросы в случае непонимания а следовательно понимать последующий материал; агрессией; разницей в статусе; убеждением о том что информация давно известна; что слишком поздно учиться. Обычный человек может сконцентрироваться на том что ему говорят...
6798. Социально-психологический климат в коллективе Социальная психология, Управление персоналом (HR) 9.71 KB
Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д
18064. Методы педагогического воздействия в процессе художественного труда 284.72 KB
Выявить социально-педагогические условия для развития художественного и декоративно-прикладного творчества в процессе трудовой подготовки. Для воинов мастера изготавливали оружие военное снаряжение: копья сабли секиры мечи и т. Ювелиры изготовляли различные украшения: серьги браслеты кулоны подвески талисманы украшения для женской одежды кос и т. Кереге и уыки для юрты изготавливались в большинстве своем из различных пород деревьев растущих по берегам рек.

Введение

1. Понятие общения и межличностных отношений

1.1. Общение

1.2. Перцепция

1.3. Рефлексия

2. Качества личности, влияющие на процессы общения

2.1. Психологический облик человека

2.2. Особенности личностных типов

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В психологии под общением понимается установление и поддержание целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении.

Существенным в данном определении является утверждение социальной природы общения. Процесс установления и поддержания контакта между людьми творится всеми его участниками. Их активность и заинтересованность в успехе контакта может быть различной, но каждый участник общения является его субъектом. Продуктивность общения, таким образом, зависит не только от его инициатора. «Общение - это не сложение, не накладывание одна на другую параллельно развивающихся деятельностей, а именно взаимодействие субъектов, вступающих в него как партнеры» 2 .

Феномен общения существует в целостном виде, детерминируется ценностями и качествами субъектов общения и имеет нормативный характер. Основой данного принципа является «закон трехмерности человеческого бытия», суть которого характеризуется единством, взаимосвязью и взаимообусловленностью аксиологических, антропологических и нормативных измерений.

В общении между этими сферами существуют отношения гармонического соответствия, суть которых заключается во внутреннем (внутри элементов сферы) и во внешнем (между элементами сфер) их созвучии.

Объединяющим все сферы общения фактором является нравственный: именно он определяет меру гармоничности их соответствия.

Моральный выбор ценностей общения предполагает наличие у субъектов общения соответствующих нравственных качеств и следование таким нормам, которые не могли бы противоречить этому выбору.

Уровень культуры и этики общения характеризуются степенью совершенства и гармоничности сфер и составляющих их элементов.

Если нет гармонии между ценностями, нормами и качествами субъектов общения, то существует потенциальная возможность возникновения конфликтных ситуаций.

1. Понятие общения и межличностных отношений

1.1. Общение

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985). Из определения общения вытекает, что это сложный процесс, в который входят три составляющие:

· коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

· интерактивная состоит в организации взаимодействия между людьми (например, нужно согласовывать действия, распределять функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника);

· перцептивная сторона общения состоит в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни означает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигнуто взаимопонимание, коммуникация не состоялась. Чтобы добиться успеха в коммуникации, необходимо иметь обратную связь (как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме).

Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Причиной плохой коммуникации могут быть:

· стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций; в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем;

· «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, все, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»). Мы редко осознаем, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и наше собственное;

· плохие отношения между людьми, поскольку, если отношение человека враждебно, трудно его убедить в справедливости нашего взгляда;

· отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

· пренебрежение фактами, то есть, привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;

· ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность общения, слабая убедительность, нелогичность;

· неверный выбор стратегии и тактики общения.

Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем. Обычно различают вербальную (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (различные неречевые знаковые системы) коммуникацию.

В структуру речевого общения входят:

· значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играют важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации;

· речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая и низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи;

· характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи, а также разделительные звуки (покашливание); нулевые звуки – паузы.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53%.

В свою очередь, невербальная коммуникация также имеет несколько форм: кинетику (оптико-кинетическая система, включающая в себя жесты, мимику, пантомиму); паралингвистику (система вокализации голоса, паузы, покашливания и прочее); проксемику (нормы организации пространства и времени в общении); визуальное общение (система контакта глазами).

Информацию о том, что переживает человек, может дать мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние. Мимические выражения несут более 70% информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Много информации при общении несут жесты, в языке жестов, как и в речи, есть слова, предложения.

Интерактивная сторона общения – это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной деятельности.

Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Корме кооперации и конкуренции говорят также о согласии и конфликте, приспособленчестве и оппозиции, ассоциации и диссоциации. За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствие.

1.2. Перцепция

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения: во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид; во-вторых, потому, чтоот меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полно становится и представление о самом себе. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и построение стратегии своего поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другими осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Термин «идентификация» имеет в социальной психологии несколько значений. В проблематике общения идентификация – это мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления.

Под эмпатией также понимается мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека. Слово «понимание» здесь используется в метафорическом смысле – эмпатия есть «аффективное понимание».

Как видно из определений, идентификация и эмпатия очень близки по содержанию и часто в психологической литературе термин «эмпатия» имеет расширительное толкование – в него включаются процессы понимания как мыслей, так и чувств партнера по общению. При этом, говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и, безусловно, положительное отношение к личности.

Это означает два момента: а) принятия личности человека в целостности; б) собственная эмоциональная нейтральность, отсутствие оценочных суждений о воспринимаемом.

1.3. Рефлексия

Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходе взаимного отражения участников общения рефлексия является своеобразной обратной связью, которая способствует формированию и стратегии поведения субъектов общения, коррекции их понимания особенностей внутреннего мира друг друга.

Как отмечалось ранее, содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что всякое восприятие есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему поведения. Если бы каждый человек всегда располагал полной информацией о людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы строить тактику взаимодействия с ними достаточно точно. Однако в повседневной жизни индивид, как правило, не имеет подобной точной информации, что вынуждает его приписывать другим причины их действий и поступков. Причинное объяснение поступков другого человека путем «приписывания» ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения, называется каузальной атрибуцией (от лат. «кауза» – причина, «атрибуцио» – приписывание). «Приписывание» осуществляется на основе сходства поведения с какими-то другими образцами, имевшимися в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации).

2. Качества личности, влияющие на процессы общения

2.3. Психологический облик человека

Процессы общения невозможны без участия человека, так как именно человек является главным и основным субъектом общения. И этот фактор существеннейшим образом определяет форму и содержание общения. Как сделала человека природа, и что сделал он сам с этой природой - все это, можно сказать, и определяет «человеческие» измерения общения. От того, какой человек вступает в общение зависит очень многое: мотивы общения, восприятие партнера, выбор стиля общения и т.д.

Процесс общения регулируется, в первую очередь, нравственными ценностями, идеалами, принципами и нормами. Правовая регуляция не может охватить все тонкости, все нюансы, все многообразие, всю глубину этого загадочного «мира общения». Несомненно, общение детерминируется и регулируется не только нравственными императивами, но и психологическими, социальными, эстетическими и даже физиологическими и медицинскими факторами. Однако, как свидетельствует опыт, именно нравственные начала, в конечном счете, определяют направленность, духовную окрашенность, ценностную ориентацию всех реальных аспектов в сфере общения: невозможно представить ни одного феномена общения без «нравственной составляющей».

Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, ее способности, предпочтительная сфера деятельности.

В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, тип личности, темперамент, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении большое значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.

2.4. Особенности личностных типов

Практически любая из известных личностных типологий включает и такие особенности личностных типов, которые проявляются в общении.

Так, люди отличаются друг от друга по силе реагирования на окружающие воздействия, в том числе и на обращения к ним других людей, по проявляемой ими энергии, по темпу, быстроте психических процессов. Такие психические различия, выступающие и при прочих равных условиях, образуют индивидуально своеобразную, биологически обусловленную совокупность динамических и эмоциональных проявлений психики, которая называется темпераментом.

Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

Сангвиник жизнерадостен, энергичен, инициативен, восприимчив к новому, быстро сходится с людьми. Легко контролирует свои эмоции и переключается с одного вида деятельности на другой.

Флегматик уравновешен, медлителен, тяжело приспосабливается к новым видам деятельности и новой обстановке. Долго обдумывает новое дело, но начав его выполнение, обычно доводит до конца. Настроение, как правило, ровное, спокойное.

Холерик активен, предприимчив, отличается большой работоспособностью, упорством в преодолении трудностей, однако подвержен резким сменам настроения, эмоциональным срывам, депрессии. В общении бывает резок, не сдержан в выражениях.

Меланхолик впечатлителен, повышенно эмоционален, при этом больше подвержен отрицательным эмоциям. В сложных ситуациях склонен проявлять растерянность, терять самообладание. Мало предрасположен к активному общению. В благоприятной обстановке может хорошо справляться со своими обязанностями.

В 20 – 30-е годы XX века получило более полное обоснование учение о типах нервной системы. И. П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Сила нервной системы – самый важный показатель типа: от этого свойства зависит работоспособность клеток коры головного мозга, их выносливость. Подвижность – скорость смены одного нервного процесса другим. Уравновешенность – степень уравновешенности между возбудительным и тормозным процессами. Каждый тип включает компоненты, которым И. П. Павлов давал следующую характеристику.

Сильный. Человек сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливает силу. В сложной, неожиданной обстановке держит себя в руках, не теряет бодрости, эмоционального тонуса. Не обращает внимания на мелкие, отвлекающие воздействия, не раним.

Уравновешенный. Этот человек ведет себя спокойно и собранно в самой возбуждающей обстановке. Без труда подавляет ненужные и неадекватные желания, изгоняет посторонние мысли. Работает равномерно, без случайных взлетов и падений.

Подвижный. Человек обладает способностью быстро и адекватно реагировать на изменения в ситуации, легко отказывается от выработанных, но уже негодных стереотипов и быстро приобретает новые навыки, привычки к новым условиям и людям. Без труда переходит от покоя к деятельности и от одной деятельности к другой. Быстро возникают и ярко проявляются эмоции. Способен к мгновенному запоминанию, ускоренному темпу деятельности и речи.

Сочетание указанных свойств личности служит объяснением той классификации темпераментов, которая известна с глубокой древности. А именно: сангвиническому темпераменту соответствует сильный, уравновешенный, быстрый тип нервной системы; флегматическому темпераменту – сильный, уравновешенный, медленный тип; холерическому темпераменту – сильный, неуравновешенный, подвижный тип; меланхолическому темпераменту – слабый тип нервной системы.

Швейцарский психолог Карл Юнг разделил личности на экстравертов и интровертов. Для экстравентированного типа людей характерны направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, импульсивность, общительность. Интроверты, наоборот, ориентированы на свой внутренний мир и склонны к самоанализу, замкнутости, для них характерны заторможенность движений, речи.

Личностная типология, разработанная О. Крегером и М. Тьюсоном в русле соционики, рассматривает следующие типы.

Интроверт. Продумывает то, что хочет сказать, и ждет этого от других, любит быть предоставленным самому себе, считается «хорошим слушателем», не любит прерывать других и чтобы его прерывали в разговоре, склонен побыть в одиночестве и т.д.

Сенсорный. Предпочитает точные ответы и точные вопросы, концентрируется на данном моменте, любит иметь дело с цифрами и фактами и четкими инструкциями, легче воспринимает детали, чем картину в целом, понимает все очень буквально и т. д.

Интуитивный. Имеет обыкновение думать сразу о нескольких вещах и может считаться рассеянным; пренебрегает деталями, предпочитая общую картину, фантазирует, мотивом многих действий является чистое любопытство.

Мыслительный. Не теряет самообладания в сложных ситуациях, в споре ищет истину, гордится своей объективностью, легче запоминает номера и цифры, чем лица и имена.

Чувствующий. Считает хорошим решением то, которое принимает во внимание чувства других людей, склонен помогать другим даже в ущерб себе, не терпит конфликтов и стремится их уладить.

Решающий. Аккуратен и никогда не опаздывает, планирует свой день и ждет этого от других, не любит сюрпризов и дает это понять остальным, обязательно доводит работу до конца.

Воспринимающий. Рассеян, легко может заблудиться, не ставит перед собой задач и ждет, когда все станет ясно, непосредственность и творчество предпочитает аккуратности, не любит, когда его обязывают, не имеет ничего против неопределенности.

Наиболее распространенной формой делового общения является диалоговое общение, т.е. такое речевое общение, при котором наиболее полно проявляются моральные качества личности и черты характера, по которым тот или иной индивид соотносится с определенным типом темперамента.

Поведение представителей любого из приведенных типов в процессе общения, если типологические черты имеют крайнюю форму выражения, может привести к затруднениям во взаимопонимании.При общении нужно учитывать не только сильные стороны каждого типа, но и стремиться уравновесить его крайние проявления, присматриваясь к качествам своих антиподов и демонстрируя поведение противоположного типа.

Заключение

Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении как физических, так и психологических характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны – они объясняются физиологическими особенностями функционированиянервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью – важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида, его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.

Знание индивидуальных личностных особенностей, скрытых от внешнего наблюдения, педагогов, менеджеров, консультантов, имеет большое значение для успешности обучения, воспитания и профессиональной деятельности.

В зависимости от типа темперамента, характера протекания нервных процессов, акцентуаций характера, уровня тревожности и психоэмоциональной устойчивости по-разному, подчас противоположными методами, должна строиться практика общения или организация труда.

Не менее важен учет индивидуальных личностных особенностей для оптимизации профессиональной деятельности. Знание индивидуальных личностных особенностей имеетбольшое влияние на эффективность делового общения и общения вообще.

Список литературы

1. Андреева И. В. Этика деловых отношений. – Спб.: Вектор, 2006. – 160 с.

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования, М., 1984.

3. Кроник А.А. Межличностное оценивание в группах. Киев, 1982.

4. Масляев О. Психология личности. – Донецк, 1997.

5. Общая психология / под ред. В. В. Богословского, А. Г. Ковалёва, А. А. Степанова. – М., 1981.

В процессе делового общения используются самые различные приемы, помогающие убедить партнера в чем-либо, добиться его согласия, побудить к определенным действиям. Все многообразие этих тактик опирается на фундаментальные психологические принципы, лежащие в основе человеческого поведения. Кратко охарактеризуем эти принципы.

1. Принцип контраста. Суть его заключается в том, что если второй предмет явно отличается от первого, мы будем склонны преувеличивать их различие. Этот принцип практически применим ко всем видам восприятия.

В психологических лабораториях иногда проводится следующая демонстрация контраста восприятия. Каждый студент по очереди садится перед тремя ведрами с водой - одно холодное, другое с водой комнатной температуры и третье горячее. После того, как студент опустил руку в холодную воду, а другую - в горячую, ему предлагают одновременно поместить обе руки в воду комнатной температуры. Взгляд, выражающий изумленное замешательство, говорит сам за себя: хотя обе руки находятся в одном и том же ведре, рука, которая была до этого в холодной воде, ощущается так, точно она теперь в горячей воде, в то время как рука, что была в горячей воде, ощущается как находящаяся теперь в холодной воде. Дело в том, что одна и та же вещь - в данном случае вода комнатной температуры - может казаться разной в зависимости от предшествующей ситуации.

Значительное преимущество данного принципа состоит в том, что его применение практически не поддается обнаружению. Поэтому им довольно охотно пользуются продавцы различных товаров (предлагают покупателю сначала очень дорогие товары, а затем те, которые реально планируют продать; сначала крупные вещи, например, костюм, пальто, а затем аксессуары к ним), агенты по недвижимости (показ потенциальных покупок начинают с пары неподходящих домов с явно завышенной ценой), автомобильные дилеры (они вначале договариваются относительно цены на новую машину, и только после этого предлагают на выбор дополнительные предметы) и др.

2. Принцип взаимного обмена. Люди обычно стараются отплатить за то, что предоставил им другой человек. Если они этого не делают, то могут вызвать общественное неодобрение, навлечь на себя социальные санкции (например, ярлыки негативного характера - неблагодарный, жадный, прижимистый и др.) Поэтому многие стараются избежать ситуации, в которой их могли бы посчитать неблагодарными. Этим и пользуются «профессионалы уступчивости», тактика которых заключается в том, чтобы дать человеку что-нибудь перед тем, как попросить его об ответной услуге.

Это правило является универсальным, его влияние часто превосходит влияние других факторов, которые обычно определяют уступчивость (например, чувство симпатии).

Люди, которые нам не нравятся, - непривлекательные или навязчивые торговцы, знакомые с тяжелым характером, представители странных или непопулярных организаций - могут вынудить нас делать то, что им хочется, просто оказав нам небольшую любезность до того, как они обратятся со своими просьбами, притязаниями.

Широкое применение правило взаимного обмена находит в самых различных сферах жизни общества, в том числе и в торговой области. Примером может служить предоставление бесплатных образцов продукции. Опытные презентаторы предлагают потенциальным покупателям попробовать продукт, примерить товар, попользоваться им какое-то время, вручают им в качестве подарка пробные варианты и т. п. В результате многие люди чувствуют себя обязанными что-то приобрести.

Правило взаимного обмена действует и тогда, когда нам оказывают непрошеную услугу. На этом основана методика сбора пожертвований многих благотворительных организаций. Присылается поздравительная открытка, преподносится небольшой сувенир, а затем следует просьба сделать соответствующий взнос на те или иные цели.

Правило взаимного обмена может спровоцировать и неравноценный обмен. Чтобы не чувствовать себя обязанным кому-либо, человек идет на более серьезную услугу, чем та, которую оказали ему.

«Для того, чтобы наилучшим образом защититься от давления правила взаимного обмена, вовсе не следует систематически отказываться от предложений, сделанных другими людьми, - писал Роберт Чалдини. - Необходимо принимать услуги или уступки других с искренней благодарностью, но при этом быть готовыми расценить их как ловкие трюки, если они покажутся таковыми позднее. Коль скоро уступки или услуги будут определены таким образом, мы больше не будем считать себя обязанными отвечать на них собственной услугой или уступкой».

3. Принцип социального доказательства. Согласно этому принципу, люди, определяя для себя, как действовать в данной ситуации, ориентируются на поведение других людей в подобных обстоятельствах. Поэтому, чтобы добиться согласия человека, побудить его к выполнению требований, применяют принцип социального доказательства - сообщают ему, что многие известные люди (называются конкретные имена) уже согласились с выдвинутым требованием, будут принимать участие в чем-либо и т. д. При проведении выборной кампании обязательно называются влиятельные лица, поддерживающие выдвинутую кандидатуру. Во время благотворительных акций непременно перечисляются люди, которые уже сделали крупные вклады. На презентациях стараются подчеркнуть, кто постоянно пользуется услугами данной фирмы, демонстрируемыми товарами и т. д.

Принцип социального доказательства работает лучше всего при наличии двух факторов. Одним из них считается неуверенность. Когда люди сомневаются в чем-то, когда ситуация представляется им непонятной и неопределенной, они склонны обращать внимание на поведение других людей и считать его правильным. Интересно объяснение причин апатии у сторонних наблюдателей несчастного случая. По мнению исследователей, наблюдатели не помогают скорее потому, что они не уверены в необходимости оказания помощи, а не потому, что они черствы по своей природе. Люди не помогают так как не знают, действительно ли нужна их помощь и нужно ли им что-то предпринимать. Когда же люди чувствуют ответственность за происходящее, они становятся очень отзывчивыми.

Второй фактор, при наличии которого принцип социального доказательства оказывает наибольшее влияние, это сходство. Люди склонны следовать примеру похожих на них индивидов.

Роберт Чалдини описывает случай из своей жизни: «Мы с водителем попали в серьезную аварию. Мы оба получили тяжелые травмы: водитель потерял сознание, а я, весь в крови, сумел вылезти из машины. Это случилось на перекрестке, у светофора, на виду у нескольких человек. Машины ехали, водители глазели на меня, но никто не останавливался.

Помнится, я подумал: «О да: все так, как в исследованиях. Они все проезжают мимо!» К счастью, как социальный психолог, я знал, что надо делать. Вытянувшись, чтобы меня было лучше видно, я указал рукой на водителя одной из машин и поручил ему: «Вызовите полицию!». Второму и третьему водителям, также указывая прямо на них, я сказал: «Подъезжайте к краю дороги, нам нужна ваша помощь». Реакция этих людей была мгновенной. Они немедленно позвонили в полицию и скорую помощь, они своими носовыми платками стерли кровь с моего лица, они подложили мне под голову пиджак, они вызвались дать показания в полиции, а один из них даже предложил поехать со мной в больницу.

Помощь была оказана мне быстро и заботливо. Кроме того, она оказалась «заразительной». После того, как водители, ехавшие в другом направлении, увидели остановившиеся из-за меня машины, они также остановились и начали заботиться о другом пострадавшем. Теперь принцип социального доказательства работал на нас. Как только реакция началась, я расслабился и позволил искренне озабоченным свидетелям происшествия и естественному движущему моменту социального доказательства доделать остальное».

4. Принцип благорасположения. Люди охотнее соглашаются выполнить требование тех, кто им знаком и кто им нравится. Многочисленные исследования позволили выделить основные факторы, влияющие на отношение окружающих к индивиду. Это прежде всего физическая привлекательность. Эксперименты показали, что мы автоматически приписываем индивидам, имеющим приятную внешность, такие положительные качества, как талант, доброта, честность, ум. Внешне привлекательные люди кажутся более убедительными. Им требуется затрачивать меньше сил для того, чтобы изменить мнение других людей и получить желаемый результат. Поэтому на работу в модные магазины, кафе, рестораны стараются брать симпатичных молодых людей, торговых агентов учат хорошо одеваться и правильно себя вести, проведение презентаций нередко предлагают провести людям с привлекательной внешностью и т. д.

Чтобы добиться расположения, той или иной уступки, используют и такой фактор, как сходство (сходство происхождения, стилей жизни, мнений, взглядов, убеждений, личностных качеств и т. п.) Искушенные коммуникаторы обязательно намекают на какое-либо сходство с собеседником (учились в одной школе, увлекаются тем же видом спорта, посетили одинаковые страны и др.)

Ученые отмечают, что наше благорасположение довольно часто вызывают люди, расточающие нам похвалы. Мы любим комплименты и поддаемся их влиянию. Этим пользуются и те, кто желает чего-либо добиться от нас. На расположение людей друг к другу могут оказывать влияние и ассоциации с чем-то плохим или хорошим. Нередко мы начинаем испытывать недобрые чувства к человеку, сообщившему нам неприятную информацию. И наоборот: положительные ассоциации помогают расположить людей к себе и побудить их пойти на уступки.

Мы обращаемся к принципу ассоциации в основном тогда, когда нашему социальному имиджу наносится урон, мы испытываем повышенное желание восстановить свой авторитет посредством демонстрации своих связей с преуспевающими членами общества. В то же самое время мы стремимся скрыть свои связи с людьми, потерпевшими неудачу.

Интерес вызывает еще один аспект, связанный с правилом ассоциации. В 1930-х гг. известный психолог Грегори Разран разработал так называемую ланчевую методику. Он обнаружил, что во время еды у испытуемых улучшалось отношение к собеседникам и к тому, что они говорили. Поэтому во время проведения различных мероприятий, на которых должны приниматься важные решения, организаторы обязательно предусматривают прием пищи, ланч на природе, ужин или фуршет и т. п. Местом деловых встреч нередко являются кафе, рестораны, загородные дачи. Используя благодушное настроение во время еды, деловые партнеры могут быстрее прийти к согласию.

5. Принцип авторитета. Во многих людях глубоко укоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам. Такое поведение по сложившейся традиции считается правильным и часто представляется людям рациональным способом решения проблем. Действительно, следуя указаниям авторитетных лиц, мы получаем реальные практические преимущества - позволяем себе быть автоматически послушными и механически, не задумываясь, выполнять требования авторитета (начальника, шефа, руководителя, родителей, старшего товарища, признанного знатока, ученого и т. п.).

Во многих ситуациях не имеет смысла сопротивляться мнению авторитетного лица, особенно если он на самом деле является специалистом в какой-либо области. Опасность же такого поведения состоит в том, что в большинстве случаев люди не способны критически оценивать распоряжения признанных авторитетов, не подвергают сомнению явно ошибочные приказы, начинают слепо выполнять то, что от них требуют. Часто реагируют не на авторитет как таковой, а на его символы, которыми считаются титулы, одежда, личные вещи, марка автомобиля и т. п. Окружающие, как правило, с большим почтением относятся к лицам, обладающим каким-либо символом авторитета, хотя и не имеющим никаких преимуществ.

В пяти классах австралийского колледжа проводили такой эксперимент. Некоего человека представили как гостя из Англии, работающего в Кембриджском университете. Но его статус в каждом классе был представлен по-разному. В одном классе его назвали студентом, в другом классе - лаборантом, в третьем классе лектором, в четвертом классе - старшим лектором и, наконец, в пятом классе - профессором. После того, как человек покидал учебную аудиторию, учащихся просили оценить его рост. Было выяснено, что при каждом повышении статуса «английский гость» вырастал в глазах студентов в среднем на полдюйма, так что в качестве «профессора» он выглядел на два с половиной дюйма выше, чем в качестве «студента».

Исследователи советуют в сложных ситуациях задавать себе два вопроса: «Действительно ли этот авторитет является специалистом в данной области?» и «Насколько правдивым будет, по нашему мнению, этот авторитет в данном конкретном случае?»Понятно, что даже самый авторитетный и уважаемый человек не может быть специалистом во всех областях знания и разбираться в тонкостях любого дела.

1 -1

Лекция 4 Место общения в ряду других социально-психологических явлений

в одной из своих работ А.А. Леонтьев писал: “Общение следует понимать как социальный феномен; субъектом его следует рассматривать не изолированного индивида, а социальную группу или общество в целом” . Анализируя эту точку зрения, Б.Ф. Ломов отмечал: “По нашему мнению, противопоставление социального и интериндивидуального неправомерно, отношение между ними – это отношение явления и сущности, единичного и общего. Социальная сущность общения как всеобщей формы взаимосвязей между людьми проявляется (наряду с другими формами) в отдельных, единичных межличностных взаимодействиях. Более того, психологию (в отличие, например, от социологии) именно эта форма проявления общения интересует прежде всего. Она рассматривает общение на уровне индивидуального бытия человека” . Поэтому проанализируем различные виды взаимодействий как относительно самостоятельные виды общения в его целостной структуре.

Общение и личность

А – безличное функционально-ролевое общение, массовое общение.

Б – межличностное общение, коммуникативное состояние и коммуникативная деятельность личности.

В – психические свойства, процессы и состояния личности.

Зона А. Здесь очевидны специфические компоненты понятия “общение”, которые не входят в содержание феномена личности. Они связаны с такими формами общения, которые носят преимущественно безличный или надличный характер (деловое, функционально-ролевое взаимодействие людей), т. е. общающиеся воспринимают друг друга в роли носителей определенных функций. Например, пассажиру важны не личные качества водителя, а только его профессионализм.

Зона Б. Тут налицо совпадение содержания общения с жизнедеятельностью личности. Общение проявляется в форме межличностного контакта и взаимодействия, а также в многообразных формах коммуникативной активности личности (коммуникативное поведение, коммуникативная деятельность, психическое состояние в ситуации общения, различные варианты лидерских ролей). Здесь же правомерно говорить о различных индивидуальных особенностях (например темпераменте), психических состояниях и поведении человека в ситуации как межперсонального, так и группового общения.

Зона В. Эта часть содержания понятия личности выходит за рамки общения, если это не непосредственно коммуникативные по характеру виды деятельности, психические состояния, сознание и переживание своей сопричастности с той или иной общностью.

Таким образом, общение и личность могут рассматриваться по отношению друг к другу как взаимовлияющие факторы.

Влияние общения на личность

Общение – это потребность личности, через которую она самореализуется, самовыражается и самоутверждается. Необходимым условием является внимание других людей, их понимание и поддержка инициативности и активности. Степень значимости общения для каждого различна; она обусловлена уровнем интровертированности и экстравертированности, степенью психологической герметичности (закрытости) личности (аутизм) и т. д. Недостаток общения является отрицательным фактором, но может компенсироваться и более мощным развитием внутреннего диалога как формы общения .

Общение и особенности человеческого поведения. Кроме того, что общение определяет природу человека, его становление, историческое развитие и условия бытия, оно еще оказывает огромное влияние на особенности повседневного поведения человека. Находясь среди людей (в большой массе или малой группе), человек чувствует, воспринимает, переживает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой, следовательно, проявляются такие стороны нервно-психической деятельности, которые не обнаруживаются в индивидуальной жизни. И здесь мы подходим к еще одной особенности, или стороне, общения.

Ситуативность в общении и поведении людей. Диапазон отклонений, характеризующих поведение индивида в группе, достаточно велик. Он колеблется в зависимости от конкретных особенностей групповых отношений и ситуации, в которой находится человек (на лекции, митинге, концерте, в театре, на стадионе). На лекции - сдержанная, корректная реакция. В театре зрители проявляют себя более активно (эмоциональная реакция). У спортивных болельщиков наблюдается эффект психологического заражения (повышенная нервная реактивность).

Но независимо от различий в особенностях поведения существуют и закономерности поведения в обстановке коллективной деятельности: среди единомышленников или друзей человек чувствует себя более уверенно, испытывает подъем.

Противоречивость поведенческих эффектов под влиянием группового общения. совместная групповая деятельность оказывает тонизирующее влияние на психические свойства и способности индивида: активизируются процессы мышления и воли, обостряются ощущения и восприятие (позитивное влияние). Если ценностные ориентации личности и группы не совпадают, то коллектив нередко подавляет или парализует инициативу и волю личности. Но и в случае совпадения ценностных ориентаций могут сказываться такие механизмы социально-психологического взаимодействия, которые, по существу, направлены против индивидуальности и самостоятельности личности. Это ложное ощущение коллективной ответственности, атмосфера взаимного взвинчивания (компания подростков), т. е. конформистское поведение.

По своей природе механизм конформистского поведения связан с эффектом группового давления, в том числе и через санкции отрицательного эмоционального отношения . Этот эффект чрезвычайно действен, поскольку человек склонен так или иначе переживать нерасположение или отрицательное отношение к себе со стороны других людей. Эффект конформизма был установлен и описан в экспериментах американского социального психолога С. Аша.

Следует различать конформизм как стратегическую (в отличие от тактической) линию поведения, которая является доминантой в структуре ценностных ориентаций личности и жестко запрограммирована в поведении. В этом случае конформизм выступает в качестве типа социальной ориентации личности и чаще всего носит некритический характер. Но конформизм может носить и менее глобальный характер и проявляться в отдельных, не столь существенных для индивида моментах, ради которых не стоит идти на обострение отношений с референтной группой.

В таких случаях конформное поведение сопровождается критическим отношением личности к ситуации, где это поведение имеет место.