» » Роль учителя в развитии опыта творческой деятельности учащихся. Развитие креативности учащихся в учебном процессе Роль учителя в развитии способностей учащихся

Роль учителя в развитии опыта творческой деятельности учащихся. Развитие креативности учащихся в учебном процессе Роль учителя в развитии способностей учащихся

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В РАСКРЫТИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Е.И. Долян, заместитель директора по УВР, учитель начальных классов высшей кв. категории,

МБОУ «СОШ № 26», г. Абакан

Заслуженный учитель РХ

Аннотация.

Автор статьи «Роль учителя в раскрытии творческого потенциала учащихся» проанализировала мнения ученых по данному вопросу, раскрыла проблему творческого развития младших школьников, предложила конкретные рекомендации своим коллегам, привела примеры собственного педагогического опыта по описываемой проблеме на примере учебно-исследователской и проектной деятельности с младшими школьниками.

Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает исключительную актуальность в связи с тем, что, по мнению многих учёных, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.

Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством. Ромен Ролан писал: «Радость – солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет, - божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…»

Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах.

К сожалению, чаще всего развивается в детях только одна сторона – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и беда, особенно теперь, когда требуется все больше могучих творческих умов.

В разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, вложили много труда такие выдающиеся исследователи как Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, П.Эдвардс. В настоящее время исследованием этих проблем занимаются также Г.В.Ковалева, Н.Ф.Вишнякова, Н.А.Терентьева. Творить, по определению К.Станиславского, означает “страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче…”

Что мы понимаем под творчеством? Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. Ребенок не пустой сосуд, который педагог призван заполнить знаниями

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если рассмотреть поведение человека, его деятельность, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью, и его сущность заключается в том. Что человек воспроизводит или повторяют уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Понятие детского творчества означает деятельность ребенка, создающего “нечто новое” и не связано с возрастными ограничениями. Детское творчество тесно связано с игрой, и грань между ними, не всегда правда отчетливая, прокладывается целевой установкой – в творчестве поиск и сознание нового обычно осмысленны как цель, игра же изначально таковой не предполагает. В личностном плане детское творчество не столько основано на имеющихся задатках, знаниях, умениях, навыках, сколько развивает их, способствуя становлению личности, созиданию самого себя, оно более средство саморазвития, нежели самореализации. Один из сущностных признаков детского творчества – его синкретичная природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда “отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны”. Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли . Главное в творчестве – осознание ребенком себя как “нового открытия”, как активного преобразующего начала, строителя мира. Как правило, замечает В.В. Давыдов “нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности, и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться“. Каждый способен творить, но часто мы не видим их потенциальных возможностей, и “художник” умирает. Помочь “не умереть” – задача педагога.

Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ученика он сможет внести. Работа педагога специфична в виду и индивидуальности ее реализации и импровизированности. Такой квалифицированный специалист видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать.

Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного “выращивания” и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативной конгруэнтности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.

В процессе взаимодействия педагога и обучающегося прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, сотворческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам. Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо по словам И.Г. Песталоцци “Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать”. Тем самым объект познания актуализируется, то есть приближается к человеку, превращая, по терминологии А. Леонтьева, общественный опыт или объективно существующее “значение” в “знание для меня” или “личностный смысл”. Так, творческая деятельность способствует разрушению стены равнодушия, вызывая у учащихся положительные эмоции и стимулируя увлеченность школьника.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко…

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы они могли проявлять свои дарования, нужна умная поддержка со стороны взрослых. Задачи педагога состоят в том, чтобы используя разнообразные методы обучения и воспитания:

Систематически и целенаправленно развивать подвижность т гибкость мышления;

Стимулировать процессы переключения поисковой активности;

Учить детей рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы;

Находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Увидеть что-то по-новому не так, как все, и не так, как раньше – очень непростая задача. Но этому можно научиться, если направить процесс обучения на развитие и усовершенствование творческого задатка и способностей учащихся. Задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников должно соответствовать условиям.

Первое важное условие успешного развития творческих способностей – раннее начало.

Второе условие эффективного развития способностей – окружение детей творческой атмосферой с самого детства.

Третье требует максимального напряжения сил.

Четвертое – ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка – распространенная форма «помощи» детям, но она только вредит делу! .

Советы по развитию творческих способностей и стимулирования творческой активности:

    Уважение к личности и интересам ребенка – основа его развития.

    Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

    Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегать критику – как бы ни были они неудачны.

    Использовать личный пример творческого подхода.

    Вовлекать детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, помогать осваивать способы реализации замыслов.

    Поддерживать их инициативу, самостоятельному воплощению художественных замыслов.

    Предоставлять детям, активно задавать вопросы.

    Обогащать окружающую среду ребенка разнообразным материалом с целью развития любознательности.

    Использовать творческие задания.

    Активная родительская поддержка.

    Обеспечивать благоприятную атмосферу.

Рассмотрим как исследовательская и проектная работа способствует развитию у учащихся опыта творческой деятельности, способности к сотрудничеству и взаимодействию, мотивирует на последующее самообразование. Наше желание заниматься исследовательской деятельностью возникло не случайно - осознание того, что необходимо изменить отношение учащихся к предмету подтолкнуло на поиск новых форм и методов преподавания. Не только учителя, но и школьники, зажатые в рамках традиционного урока, не могут реализовать свой творческий потенциал. Такую возможность даёт проектно-исследовательская работа.

Руководствуясь научными положениями и методическими разработками А.И. Савенкова, организацию учебных исследований с младшими школьниками следует рассматривать как особое направление, прежде всего, внеклассной работы . Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований - развитие исследовательской, творческой активности детей. Эта работа на данном этапе проводится индивидуально - только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.

Вместе с тем, возможна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, мы целенаправленно обучаем школьников использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса. Так, на одном из интегрированных уроков окружающего мира и художественного труда ученикам было предложено систематизировать учебную информацию по теме «Лесное сообщество», используются приемы работы с дидактическим материалом, заданиями проблемного характера, предполагающими анализ сложного состава лесного сообщества (деревья, травы, насекомые, птицы и звери), сложных взаимоотношений между отдельными компонентами лесного сообщества. При правильном ведении учителем беседы, постановке проблемных вопросов, проблемном изложении учебной информации (следует ли взять домой птенцов из гнезда? следует ли порвать паутинку, сплетенную паучком, чтобы спасти бабочку?) у школьников могут быть успешно сформированы представления о гармоничности и устойчивости естественных связей в живой природе, а также о том, что нарушает эти связи, главным образом, человек. Именно он, а значит и каждый из них, в ответе за то, что происходит в окружающем природном мире; только человек может, как разрушить, так и спасти природу. После такой работы на уроке ученики более осознанно оценивают рассказанную учителем сказку о сгоревшем лесе и целенаправленно включаются в работу по созданию на месте «сгоревшей полянки» нового леса, новой поляны, «засаженной» вырезанными детьми из бумаги деревьями.

Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегрированные уроки, предполагающие коллективное выполнение учащимися исследовательских и проектных заданий, дали вполне конкретные результаты, а именно: 1) повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений; 2) изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию, а не как то, что требует запомнить учитель; 3) использовании учениками в процессе выполнения исследовательских заданий произведений музыки, изобразительного искусства, художественной литературы способствовало эмоционально-нравственному развитию младших школьников; 4) стали ярче проявляться познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; 5) школьники стали активно участвовать в творческой проектной деятельности, результатом которой стали их рисунки, поделки, сочинения, стихотворения, в которых нашло отражение личностное отношение к тем или иным явлениям и процессам окружающего мира.

Например, в 2011-2012 учебном году учениками нашего класса было представлено 11 проектов на Всероссийском фестивале творческих и исследовательских работ «Портфолио», в финале Всероссийского конкурса «Я – исследователь», конкурсе исследовательских работ им. В.И.Вернадского. Весь класс принял участие (более 70 работ) во Всероссийском конкурсе «Леса России», 15 проектов прошли в финал, а две работы стали победителями (1 и 2 места). В городских и республиканских научно-практических конференциях ребята всегда показывают хорошие результаты, количество победителей и призеров ежегодно увеличивается.

Проведенный устный опрос учащихся позволил выявить их выраженное позитивное отношение к организации исследовательской работы в целом и к работе над творческими проектами по итогам проведенных исследований. Отмечая свою заинтересованность (100%) такой организацией обучения, школьники, в частности, указали, что работа над исследованием «помогает лучше учиться, потому что помогает разобраться во всем» (72%), «учит дружить и помогать друг другу» (81,3%), позволяет «показать, что ты умеешь делать» (59,4%), «заинтересовать других тем, что тебе интересно» (53,1%), «проверить свои силы» (34,4%), а также «подружиться с ребятами из других классов, городов, стран» (28,1%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильном методическом обеспечении этого компонента учебной работы школьников можно способствовать их личностному росту, развитию их интеллектуально-творческого потенциала. Мы считаем, что творчество школьника – это создание им оригинального продукта, произведения и т.д., в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи. «Кем бы вы не стали в этой жизни, вам всегда будут нужны знания, память, сообразительность, настойчивость и аккуратность, наблюдательность, фантазия, воображение, внимательность, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять, обобщать».

Самым важным результатом, осуществления творческой деятельности является дальнейшая успешность учеников: большинство школьников поверило в свои силы, занимаясь самообразованием, и продолжили учебно - исследовательскую и проектную деятельность.

Список литературы

1. Астахов А.И. Воспитание творчеством. – М.: Просвещение, 1986. – 154 с.

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов выс. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 240 с.

3. Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Просвещение, 2009.-167 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Псих. очерк: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

5. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. –М.: Педагогика, 2004. -160 с.

6. Педагогический поиск / сост. Баженова И.Н. – М.: Педагогика, 1989.- 560 с.

7. Психологическое исследование творческой деятельности //под ред. Тихомирова А.И. – М.: Наука, 2005. -45 с.

9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996. – 143 с.

10. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. -240 с.

11. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Пособие для учителя. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -320 с.

12. Школа сотрудничества / Адамский А.И. – М.: Первое сентября, 2000.-272 с.

13. Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие школьника: Игры и занятия. – М.: АРКТИ, 2007. – 256 с.

14. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: «Пеленг», 1993.-56 с.

15. Вохмянина Л.А. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы, (Система Д.Б. Эльконина –В.В.Давыдова) – М.: Вита- Пресс, 2001.- 263 с.

Профессиональная готовность педагога к работе с одаренными детьми и успешность его взаимодействия с ними во многом зависит от определенного уровня его креативности, способности к активному и творческому вхождению в социально-педагогическую среду.

Креативность является важнейшей характеристикой профессиональной деятельности учителя. В отечественной психологии креативность рассматривается как «творческость», творческие возможности человека как устойчивая особенность человека, проявляющаяся в его социально значимой творческой активности (Н.М. Гнатко). По мнению Э. Фромма, «Творчество - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта».

Характеристики креативности учителя таковы:

  • - продуцирование большого числа решений в процессе взаимодействия с одаренными детьми (вариативность педагогической деятельности);
  • - независимость суждений (открытость в выражении собственного мнения);
  • - развитость фантазии, воображения (интеллектуальная легкость в обращении с идеями);
  • - способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления;
  • - готовность и стремление к риску, апробации нового;
  • - чувствительность к проблемам в педагогической деятельности;
  • - критичность мышления, способность к оценочным суждениям;
  • - способность к самоанализу, рефлексии;
  • - высокая работоспособность в творческой деятельности;
  • - убежденность в социальной значимости творческой деятельности.

Необходимость максимального стимулирования творческих способностей каждого учителя, работающего с одаренными детьми, очевидна. Вместе с тем традиционные методы обучения в школе, институте игнорируют эту задачу (перегруженность интеллектуальным анализом, неоправданное увеличение теоретических курсов, рост математизации и алгоритмизации материала, преподнесение учащимся не столько фактов, сколько догм, устоявшихся мнений, теорий, неудовлетворение жажды деятельности молодежи) и, следовательно, не способствуют формированию готовности учителя к работе с одаренными детьми.

В соответствии с этим значимым становится вопрос о развитии таких характеристик в поведении учителя, благодаря которым обеспечивался бы эффект в развитии креативности и одаренности учащихся. Позитивно влияют на развитие креативности детей признание ценности творческого мышления, поощрение чувствительности детей к стимулам окружения, умение конструктивно информировать о творческом процессе, внушение самоуважения и уверенности в себе.

Негативное воздействие на креативность учащихся и их одаренность оказывают следующие характеристики в поведении педагога: авторитарные установки и властное поведение, вынуждение к конформизму, ригидность мышления, жесткость и категоричность оценок, враждебность и агрессивность по отношению к личностям с нестандартным мышлением и независимостью суждений.

Процесс формирования креативности учителя как важного фактора конструктивного взаимодействия с одаренными детьми состоит из ряда этапов и сопровождается овладением инновационной деятельностью путем «подражания образцам» творческого поведения (последовательное убывание удельного веса подражательного компонента и, следовательно, возрастание удельного веса творческого компонента в педагогической деятельности).

В психолого-педагогической литературе (А.К. Маркова и др.) есть указания на так называемые барьеры творчества:

  • - склонность к конформизму, которая выражается в стремлении быть похожим на других людей, не слишком сильно отличаться от них в своих суждениях и поступках, соответствовать ожиданиям педагогического сообщества;
  • - боязнь оказаться «белой вороной» среди других коллег, непринятым или/и отвергнутым другими, не найти поддержки своим творческим суждениям и поведению у разных участников образовательного процесса, приспособление к культуре педагогического сообщества;
  • - опасение вызвать у человека, чье поведение или деятельность критикуется, агрессивную ответную реакцию;
  • - личностная тревожность, неуверенность в себе, негативное самовосприятие и заниженная самооценка собственной личности;
  • - ригидность мышления как затрудненность использовать те или иные знания в иных ситуациях во всем их разнообразии, воспринимать новые идеи и изменяться в соответствии с изменяющейся средой.

Если педагог не находит в себе силы осознать и избавиться от названных психологических барьеров и комплексов, то происходит постепенная стандартизация поведения и даже внутреннего мира педагога, накопление все большего количества безличных готовых образцов педагогической деятельности, значительное снижение уровня креативности.

Создание творческой обстановки в педагогической деятельности и в ходе образовательного процесса с целью развития творческой познавательной и профессиональной активности и успешности учителя возможно при соблюдении следующих рекомендаций:

  • - содействовать устранению внутренних препятствий творческим проявлениям (помочь обрести уверенность во взаимоотношениях со всеми участниками образовательного процесса, избавиться от боязни сделать ошибку, натолкнуться на критику окружающих и т.д.);
  • - воздерживаться от категоричности и оценок, не препятствуя тем самым свободному размышлению над какой-либо проблемой;
  • - поддерживать живость воображения и в то же время «дисциплинировать» его, обсуждая новые предложения;
  • - повышать возможности новых ассоциаций и связей в творческом процессе (использование неочевидных сравнений и сопоставлений, поддержка спонтанности в создании образов и целенаправленности в их осмыслении и др.);
  • - создание условий для умственной разминки (совместный групповой поиск решений, выполнение упражнений по освоению новой непривычной ситуации);
  • - помогать видеть смысл, общую направленность собственной и совместной с кем-либо творческой деятельности, принимать творческую деятельность (решение творческих задач) как развитие собственных способностей, потенциальных внутренних резервов (открытости, восприимчивости, чувствительности, широты и насыщенности восприятия всего окружающего и т.д.).

На технологическом уровне это можно обеспечить с помощью:

  • - заданий практикума, которые обладали бы креативной ценностью (например, постановка проблемы, предполагающей множественность решений; решение неожиданно, оригинально и не имеет аналогов; решение предполагает продолжение какой-либо концепции или педагогического подхода и др.);
  • - создания ситуаций сотрудничества на разных этапах обучения;
  • - вовлечения педагогов в исследовательскую работу на экспериментальной площадке и апробацию своей авторской программы, оценку ее целесообразности и эффективности.

Особая роль в развитии креативности принадлежит рефлексивно-инновационным технологиям (В.А. Сластенин), к числу которых следует отнести: организационно-деятельностные игры, рефлексивно-инновационный практикум, изучение авторских концепций, разработку авторских программ, практическую работу в инновационных типах учебных заведений, участие в различных формах повышения квалификации, которые личностно ориентированы на активные технологии обучения; педагогические мастерские, тренинги.

Назовем различные приемы, с помощью которых на групповых занятиях можно способствовать повышению яркости образов интенсивности эмоциональных переживаний, чувствительности, преодолению барьеров психологической защиты, раскрепощению интеллектуальных возможностей и поддерживать творческую направленность.

«Мозговая атака» как способ продуцирования новых идей без давления критики и самокритики позволяет освободиться от психологической защиты, особенно успешно тогда, когда группа разнородна по составу и широк круг профессиональных интересов участников. В рамках метода мозговой атаки следует для активизации мышления использовать такие приемы, как список контрольных вопросов (наводящие вопросы, заставляющие рассматривать задачу с самых разных сторон, менять ракурс взгляда на задачу), расчленение (переконструирование материала с целью разрушения старых связей, обсуждение возможности изменения каждого компонента в функционирующей системе), изложение задачи неспециалисту.

Метод «синектики» предполагает расположенность к импровизации, освобождение задачи от контекста, использование аналогий, что позволяет извлекать информацию из разных источников. Например, прямые аналогии находят часто искомые элементы в биологических системах. Субъективные аналогии особое внимание обращают на двигательные ощущения. Фантастические аналогии требуют представить вещи такими, какими их хотелось бы видеть, игнорируя любые законы. Аналогии являются средством смещения процесса поиска с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности.

Деловые игры - еще один достаточно известный пример группового развития творческих способностей.

Принятие на себя какой-либо роли (лучше, если непривычной) и дух соревнования способствуют нахождению оригинальных решений. При этом происходит формирование иной точки зрения на ситуацию, переосмысление происходящего, некоторое эмоциональное отчуждение от единственной, обычно принимаемой на себя роли. Важный момент в деловых играх - возможность исполнения различных ролей, что исключает полную идентификацию с какой-либо из них и позволяет, отстранившись от своего привычного взгляда, смотреть на проблему беспристрастно.

Создание рефлексивной среды, которая характеризуется прежде всего наличием условий для изменения учителем представлений о себе и переосмысления личностных стереотипов, позволяет моделировать особые, уникальные по отношению к учителю проблемные ситуации, когда его личностный профессиональный и интеллектуальный опыт не только актуализируется, востребуется, но и осознается как недостаточный в достижении какой-либо конкретной педагогической цели. Возникающее противоречие между ресурсами своего «Я» и уникальностью ситуации разрешается в поиске иных, нестереотипных, инновационных способов действия. Творческий потенциал учителя развивается как способность к созданию новшеств в педагогической деятельности, а также как своеобразная способность творчески относиться к себе, своему труду, к взаимодействию с одаренными школьниками, к решению проблемных ситуаций. С помощью рефлексивно-инновационных технологий достигается достаточно высокий уровень адаптации педагога к быстро меняющимся условиям. Кроме того, применение рефлексивно-инновационных технологий способствует созданию творческой образовательной среды. Основные позиции:

  • 1. Побуждение учащихся к творчеству в познавательной деятельности начинается с формирования эмоционально-ценностного отношения к предлагаемому содержанию или действиям.
  • 2. Выстраивание отношений диалога, субъект-субъектного взаимодействия.
  • 3. Обеспечение в образовательном процессе контекста поиска и открытия, а не «риторики утверждений».
  • 4. Основные линии поведения учителя: постановка проблем, создание условий для совместного построения знаний, поддержка учащихся в самостоятельных действиях.
  • 5. Предложение учащимся преимущественно таких видов действий, как: сравните, докажите, сделайте выбор, аргументируйте, предъявите и обоснуйте свой вариант.
  • 6. Основные формы организации занятий: проведение исследований, экспериментов; решение проблемных задач и ситуаций, защита проектов.

Итак, для развития креативных способностей учителя необходимо осуществлять системное формирующее воздействие через определенный комплекс условий образовательной микросреды. В образовательной практике и в профессиональной деятельности самого учителя желательно осуществить перенос акцента с обучающей деятельности на преобразовательную, добиться реализации открытости педагога культуре диалогизма, полифонии педагогической деятельности.


Козострига Татьяна Михайловна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ "Темп"
Населённый пункт: г.Амурск Хабаровский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль педагога в развитии творческих способностей и одаренности детей"
Дата публикации: 09.03.2016
Раздел: дополнительное образование

Роль педагога в развитии творческих способностей

и одаренности детей
Козострига Татьяна Михайловна, педагог дополнительного образования МБУ «Темп», г. Амурск Одной из актуальных задач дополнительного образования, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей и одаренности детей. Учащиеся обладают разнообразными потенциальными способностями. Способности у каждого ребенка развиваются по-разному, в зависимости от базы, как полученных знаний, так и природных данных. Особенность дополнительного образования – выявить и развить способности и одаренность в доступной и интересной детям деятельности. Трудно определить, кто из детей одарен. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем. Кого считают одаренным? Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными: - дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность); - дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность); - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми; - дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность). Согласно определению одаренности, индивиды могут отличаться актуальными и потенциальными возможностями в разных сферах деятельности, одна из которых творческая. Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкциями, на которых базируется само понимание творчество. Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Педагог, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. В число важнейших задач дополнительного образования входит подготовка обучающихся к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе. Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В законе РФ “Об образовании” указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса. Говоря о развитии творческой одаренности детей, необходимо еще раз подчеркнуть значимую роль дополнительного образования. Слишком узкие рамки учебного времени, уменьшение количества часов по предмету привели к тому, что многие модули и блоки учебного материала были исключены из существующих программ. Компенсировать эти изменения, “добрать” недостающие знания и умения можно через внеурочную
деятельность. Кроме того, участие детей в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха в нем и на этой основе повысить самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятия в объединении дополнительного образования дают возможность учащемуся проявить себя, пережить ситуацию успеха. А это важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Более того, занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений. Необходимо отметить и то, что у детей и подростков развиваются коммуникативные способности учащихся, а это немаловажно для их дальнейшей социальной адаптации в современном мире. На протяжении 20 лет я являюсь руководителем детского творческого объединения “Домашний дизайн”, на занятиях которого учащимся предоставляется возможность проявить свои умения, показать неповторимость своего изделия и технику его выполнения, активизируется развитие индивидуальных способностей детей. Для меня очень важно выявлять их склонности и, учитывая уровень подготовки, предлагать им выбор изделия и технологию изготовления. Такая последовательность работы повышает творческий потенциал ребенка, позволяет ему экспериментировать, вносить новшества, тем самым достигать успеха. Задачи моей работы: - использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей и одаренности учащихся; - использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средства стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на занятиях; - развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержание его индивидуальности. Существует большое количество форм работы с одарёнными детьми с целью развития их творчества, неординарности мышления. При работе с творчески одаренными детьми я, прежде всего, делаю акцент на формирование умения учиться. На занятиях объединения использую творческие задания, учу детей самостоятельно находить нужную информацию, формирую у них желание работать самостоятельно. Учеба должна приносить ребенку удовольствие, способствовать повышению самооценки. В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся работаю над развитием способностей, склонностей, интересов каждого учащегося с учетом их возможностей, приемами осознанного решения различных творческих задач, направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность. Детское объединение «Домашний дизайн» - это объединение, на занятиях которого обучающиеся учатся видеть своеобразие и красоту в окружающей их повседневности, развивают фантазию и образное мышление, овладевают изобразительными и техническими навыками, чувством композиционного равновесия и цветовой гармонии. Декоративно – прикладное творчество объединяет огромное разнообразие художественных видов работ и техник ее исполнения. Одной из задач работы объединения является развитие природных задатков и способностей детей, формирование высокого интеллекта духовности через мастерство. Этому способствует ряд специальных заданий
на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование. Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей одаренных детей – это индивидуальный подход к каждому ребенку. В своей работе я использую различные приемы и методы: дидактические игры, игры и задания с основами моделирования, решение занимательных задач, работа в парах, конкурс, викторина, нестандартное творческое задание. Индивидуальные творческие способности – понятие широкое. Оно заключает в себе умение ребёнком своеобразно, по-своему выполнить задание педагога, проявить свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть инструментами и материалом. Воспитание осуществляется одинаково для всех детей, но в зависимости от его индивидуальности, оно воспринимается по-разному. Такой подход к проведению занятий по декоративно – прикладному творчеству позволяет избежать штампов и шаблонов при выполнении заданий и способствует развитию творческих способностей и одаренности детей. Одним из перспективных инновационных методов, способствующих развитию мышления, помогающих ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, стал метод проектной деятельности. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности. Вместе с детьми мы реализовали проекты «Цветы для мамы», «Подушка - игрушка», «Сказка в лоскутках», «Подарок ветеранам». Один их этапов работы с одарёнными и способными детьми – создание мотивации и условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для создания мотивации использую следующие приёмы: - рейтинг учащихся; - персональная выставка работ; - беседы по самоопределению; - создание портфолио с последующей презентацией. Важным результатом своей работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности в совершенствовании умений, участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях, выставках. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность. Как опыт, посредством которого учащийся осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть. Мое педагогическое кредо: «Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому, что они в большей мере сумели реализовать себя». И здесь для педагога предоставляется огромная возможность в развитии творческих способностей и одаренности - помочь ребенку сделать уверенные шаги по ступенькам творчества.

« Вы хотите, чтобы ваши дети были способными

И талантливыми? Тогда помогите им сделать

Первые шаги по ступенькам творчества,

Но… не опоздайте и, помогая … думайте сами.»

Б.П.Никитин.

Введение.

Начальное общее образование – первая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих основных целей:

Развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;

- освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

Воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка.

Таким образом, учителя начальной школы получили чётко сформулированные требования и обоснованный социальный заказ. Современному обществу нужны люди образованные, нравственные, творческие, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения. Соответственно, педагоги среднего и старшего звена школы ждут у себя учащихся, которые умеют самостоятельно добывать и применять новые знания из разных источников, творчески подходят к решению проблем и не боятся трудностей.

Чтобы ребёнок стал именно таким, важна роль первого учителя, который сам должен быть человеком творческим, постоянно ищущим новые подходы в обучении и желающий воспитать в каждом ребенке самостоятельную личность, творческую, коммуникабельную, умеющую вступать в дискуссию, самосовершенствоваться и умеющую находить эффективные способы решения проблем.

Рефлексия опыта основана на работе по УМК «ГАРМОНИЯ».

Глава 1.

1.1.Что такое креативные способности человека?

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психологический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе её анализа и синтеза. Оно возникает на основе практической деятельности и из чувственного познания.

В психологии мыслительной деятельности выделяют различные её виды – наглядно-действенное, наглядно-образное, отвлечённое мышление.

Однако названными тремя видами не ограничивается многообразие форм мыслительной деятельности. Человеческое мышление может быть и творческим. Творческими, или креативными, способностями называют особый тип интеллектуальных способностей, проявляющийся в использовании данной в задаче информации разными способами и в быстром темпе. Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Иначе можно сказать, что творчество-это внутренняя активность человека.

Благодаря креативным способностям становятся возможными творческие достижения личности.

К творческим достижениям ребёнка можно отнести всё, что ранее он никогда не делал: сочинения, рисунки, поделки, исследовательские работы и многое другое.

1.2.Значение творчества в жизни ребёнка.

Итак, мы выяснили, творчество – это внутренняя активность человека, связанная с особенностями характера, интересами, способностями личности. Творчество ребёнка- это рождение в его внутреннем мире желания созидать, сочинять, творить новое.

Когда ребёнок создаёт то, чего ранее никогда не делал, у него рождаются новые эмоции. Его чувства приобретают новые оттенки. Дети, в отличие от взрослых, способны не бояться «трудностей» в созидании нового. Младшие школьники искренне стараются проявить себя в творческой деятельности: любят сочинять, драматизировать, выступать на сцене, участвовать в концертах, конкурсах, викторинах, выставках, олимпиадах, придумывать что-то. Возраст младших школьников считается сензетивным, тоесть наиболее благоприятным для развития творческих способностей.

Творческая деятельность способствует развитию в младших школьниках и высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание, что влияет на освоение системой знаний, умений и навыков, получаемых на уроках.

Наконец, важно то, что ребёнок, справившись с заданием творческого характера, становится успешным. Он осознаёт свою значимость и старается каждый раз более, глубоко, выполнять творческое задание, искать новые способы работы в процессе создания чего-то нового. Исходя из этого, можно утверждать, что в ребёнке развивается и эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру.

Любопытство, желание создавать - целенаправленно ведёт ученика к реальному осуществлению его замысла. Интерес к поставленной творческой задаче расширяет жизненный опыт ребёнка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует и развивает различные его способности, а это также является одной из поставленных целей государственного стандарта начального образования.

Творческая деятельность развивает и эстетическое чувство ребёнка, что важно, на мой, взгляд, именно в настоящее время.

Необходимо сказать и о желании детей делиться своими открытиями, ведь это является развитием желания вступать в диалог с другими людьми, доверять им то, что значимо, что волнует его душу и занимает мысли, это развитие коммуникабельности, которое является необходимостью в современном мире.

Богатая работа воображения, что обязательно в творческой деятельности, часто связана с развитием такой важной личностной черты, как оптимизм. Особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта – образ желаемого будущего. Ребёнок мечтает о том, что доставляет ему радость, что удовлетворяет его самые сокровенные желания и потребности. В мечтах он строит желаемую программу своих действий, поступков, пристрастий, раскрывая в ней основной жизненный смысл. Тема мечты становится реально значимой, необходимой для исследования, для детского творчества. В мечте заложено активное начало для развития личности ребёнка.

Изучив литературу, узнав природу детского творчества, его значение для наших учеников, можно сделать вывод о том, что данный процесс необходимо и нужно развивать. Наиболее сензетивным для развития творческих способностей, как мы уже выяснили, является период обучения в начальной школе, и именно учитель начальных классов должен стать для ребёнка путеводителем в мире творческой деятельности.

1.3.Учебный процесс – среда для развития креативности учащихся.

Учебный процесс – это процесс собственной деятельности учащегося, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретённого опыта у него возникают новые знания, умения, формы деятельности и поведения, совершенствуются ранее приобретённые. В современной школе, ребёнок в учебном процессе выступает как субъект учения, общения, организации, сотрудничающий с учителем. Это и есть личностно-ориентированное обучение, которое, на мой взгляд, и является средой для развития креативности учащихся. Именно в учебном процессе педагог должен, во-первых, сделать ставку на полноценное формирование и развитие творческих способностей учащихся, поскольку именно творческая деятельность позволяет ребёнку занять позицию активного участника процесса обучения, даёт возможность реализовать собственные жизненные замыслы.

От ученика это требует анализа, планирования и рефлексии учебной деятельности, что также стимулирует развитие его творческого потенциала. Учитель должен организовать такую учебную и внеучебную деятельность, при которой учение превращается в творчество, исследовательскую деятельность ребенка. При этом педагогу следует внимательно и чутко относится ко всем проявлениям творческой активности детей; стремиться помогать каждому ребёнку, понять самого себя; всячески поощрять в детях стремление высказывать и обсуждать с товарищами свои креативные идеи, отмечать и поддерживать оригинальные мысли и действия ребёнка.

1.4. Трудности, возникающие на пути творчества.

Первый шаг в этом деле, как и во многих других, - самый трудный. Возникает множество проблем и трудностей. Причиной трудностей может послужить небольшой жизненный опыт ребенка, недоразвитие внимания и воображения. Ещё одна причина, не умения творчески подходить к решению учебной задачи, обусловлена тем, что не каждый ребёнок, пришедший в школу, открыт и доверяет педагогу.

Чтобы скорректировать эти недостатки и активизировать работу всех детей (даже самых слабых), стараюсь, прежде всего, наладить доверительный, доброжелательный контакт с учащимися. Далее пытаюсь вводить в уроки такие формы работы, которые бы не только развивали мышление и воображение, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому.

На объяснение первых заданий уходит много времени, в результате надо сделать так, чтобы многим учащимся захотелось попробовать свои силы в творчестве. Для этого важно уметь учитывать интересы, склонности и способности детей.

После первых выполненных учащимися заданий, идет следующий шаг – это демонстрация достижений. Здесь, главное одобрить успехи и в тактичной форме обратить внимание на то, что не получилось, тоесть объективно оценить работу. Отличные результаты не так часты, но редкие светлые минуты помогают преодолевать рутину повседневности педагогического труда.

Глава 2.

Развитие креативности младших школьников в учебном процессе: рефлексия педагогического опыта работы по умк «Гармония».

В настоящее время учителю дана замечательная возможность сориентироваться в разнообразии школьных программ и выбрать именно те учебники, методические комплекты, с помощью которых на его взгляд, можно максимально приблизиться к реализации данных стандартом требований.

Одним из таких умк является умк «Гармония», по которому в нашей школе начали работать в 2002 году.

Такие методы обучения как: проблемный, частично-поисковый, исследовательский, метод познавательных игр - являются методами, на которые авторы программы рекомендуют учителям сделать акцент при обучении детей.

Данный комплект призван обеспечить выполнение основных целей стандарта, и является замечательной средой для развития креативности учащихся в учебном процессе.

Для начала остановимся на уроках литературного чтения (автор учебников О.В. Кубасова), на которых желание автора программы привить интерес, потребность к чтению проходит именно через задания творческого характера.

Итак, 2 класс, изучаемое произведение В.Авдеенко « Маленькая Баба Яга». Начало урока идёт через прогнозирование, предвосхищение школьниками содержания изучаемого произведения, что вообще является особенностью учебников Кубасовой. В ходе работы над сказкой учащиеся получают задание: « Придумать или вспомнить любую сказку, в которую можно отправить главную героиню истории для перевоспитания». Такое задание заинтересовывает детей и заставляет проявить как фантазию, сообразительность так и умение показать, применить свои знания, вспомнить, сориентироваться в ранее изученных произведениях.

Вот один из результатов творчества учащихся: «… Я бы отправил девочку, маленькую Бабу Ягу в сказку о Золотой Рыбке (А.С.Пушкин), к бабушке и дедушке. У бабушки с дедушкой не было детей. Дедушка постоянно работал, а бабушка сидела дома одна, поэтому стала злой. Бабушка, увидев внучку, обрадуется и станет доброй. Девочка Яга будет помогать бабушке и дедушке по хозяйству, а вредить ей будет некогда». Не менее интересный вариант предлагает другой ребёнок: «…Позвонили

Хрюшка и Каркуша в сказочное бюро добрых услуг. Прилетели Гуси-Лебеди. Посадили гуси Бабу – Ягу на крылья и унесли к бабуле Ягуле…»

Ещё одно задание творческого характера, которое вызвало интерес учащихся и заставило открыть энциклопедии, прочесть другие книги о природе, задание по произведению М.Пришвина «Ёж». Главный герой этой истории не мог понять, чем он полезен окружающим. Дети получают задание: написать письмо главному герою, и рассказать какую – же пользу он приносит. Вот какими получились письма: «Здравствуй Ежик! Я хочу рассказать, чем ты полезен. Ты, Ёжик, животное ночное. Ты ешь рыбу, жуков, уничтожаешь вредных личинок и насекомых. Ты являешься санитаром леса…» или « …Я прочитал в книге, какую пользу ты приносишь окружающей среде. Ты очищаешь лес от падали. Уничтожая саранчу, ты спасаешь урожай и посевы. Съедая других вредных насекомых, спасаешь деревья от гибели. Тебя не зря называют «зверь - собирала». Спасибо тебе, Ёжик!»

Аналогичное задание, только связанное с развитием умения сочувствовать, сопереживать, относиться к окружающим терпимо, было дано по произведению, изучаемому в 3 классе: Б.Заходер «Серая Звёздочка». В этом задании школьники получили возможность самостоятельно выбрать того героя, которому можно написать письмо. В письме дети высказывали свою точку зрения о поступках, совершенных выбранным героем. Вот некоторые письма детей: «Здравствуй, глупый мальчишка! Отчего ты такой злой? Зачем ты обижаешь лягушку? Лягушки не ядовитые и даже приносят пользу растениям – поедают вредителей цветов. Пожалуйста, не обижай жабу!». А это письмо было написано главной героине истории: « Привет, Серая Звездочка! Не надо плакать. Я понимаю, что тебе обидно, ведь мальчишка обзывает тебя. Но, ведь дело не в красоте, а в твоей душе! Прислушайся к своему сердцу, оно подскажет, что тебе делать…»

Для данной программы по литературному чтению, характерно и то, что автор позволяет учителю что-то исключать из предложенных вопросов и заданий над изучаемым произведением, чем-то дополнять и изменять их, руководствуясь своим литературным вкусом и пониманием методики. Учебник же рекомендуется брать за основу для освоения образовательного стандарта по чтению, что весьма важно для дальнейшего образования младших школьников.

В связи с этим, учитель получает возможность проявить свою инициативу, своё творчество для того, чтобы увлечь детей данным предметом. Например, неотъемлемой частью уроков литературного чтения в первом и втором классах стало разгадывание кроссвордов по изученному произведению или разделу. Причём кроссворды обычно носят поучительный характер, например, разгадав кроссворд по произведению В.Голявкина «В шкафу», дети узнают, какая черта характера подвела мальчика. Закрепляя раздел о сказках, и разгадав кроссворд, дети читают получившееся слово: «Молодец», что повышает самооценку ребёнка и придаёт веру в свои силы. А в третьем и четвёртом классах дети сами по желанию могут придумывать свои кроссворды.

Вошло в практику наших уроков и создание книжек по изученному разделу. Изучив в 3 классе раздел «Снег летает и сверкает…», дети получили возможность придумать стихи, рассказы и загадки о зиме, оформив данный материал именно в книжки-самоделки. Вот что получилось:

«Пошёл я на прогулку,

А там снежок идёт.

Снежинка на руку упала и

И потерялась вдруг»

Или:

« Мы нарядили ёлку

Зажгли на ней огни.

И дружно возле ёлки

Сфотографировались мы» а вот ещё один вариант:

«… На санках можно покататься

И на коньках побегать по реке,

В снежки сыграть с друзьями…

Все игры эти только, при

Матушке-Зиме!» и другие.

Раздел «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Обобщающий урок также закончился данным заданием, и учащиеся получили возможность фантазировать, искать, вспоминать любимые пословицы, стихи о семье; писать сочинения о своих родителях, рисовать рисунки.

Изучив сказку Г.Цыферова «Как цыпленок впервые сочинил сказку», у детей в очередной раз появляется выбор творческого задания. Заключается это в самостоятельном придумывании сказки для цыплёнка или изображение иллюстрации к сказке, которую придумал сам Цыплёнок. Кто-то рисовал, были и сочинённые сказки. Вот, пожалуй, самое весёлое и интересное произведение ребёнка: «Сказка обо мне и акуле. Нырнул я как-то в море и встретил там акулу. Она меня увидела, сморщила брови и поплыла за мной! Я напугался и запрятался в караловых кустиках. Акула проплыла мимо, а у меня только коленки задрожали! Я не знал, что она хитрая – развернулась и подплыла ко мне с другой стороны. Открыла свой страшный рот, как щёлкнет зубами и заохала: «Ох, ох, помогите!» Я смотрю, у неё зуб больной! Как дам по больному зубу - он и выпал! Так, акула радостная домой уплыла». Ещё одно задание творческого характера можно предложить детям, изучая итальянскую сказку « Дары феи Кренского озера». Сама сказка оказалась трудной для анализа и вообще для восприятия детьми, и на работу с ней отводилось несколько уроков. Чтобы разнообразить учебный процесс, школьники получили задание изобразить фею прямо на уроке и написать те свои желания, которые они загадали бы фее при встрече. Таким образом, на уроке литературного чтения, кроме развития креативных способностей я узнала ценностные направленности моих подопечных. Традиционное иллюстрирование прочитанных произведений также является любимым элементом уроков литературного чтения.

Кроме заданий, которые отражены в данном реферате, множество другой работы предлагается учебниками Кубасовой. Впрочем, все эти задания творческого характера, давно используют учителя начальных классов. К таким заданиям относится и чтение по ролям, и инсценирование отрывков прочитанных произведений; пересказы от лица героев сказок, рассказов; придумывание продолжения прочитанной на уроке истории; рассуждения учащихся на тему «как-бы я поступил, будучи на месте героя рассказа»; чтение названия произведения и придумывание своего названия; конкурсное чтение стихотворений и многие другие задания.

Анализируя работу по программе Кубасовой. Не могу не отметить такие положительные результаты, как: осознанное, глубокое понимание читаемого детьми текста, умение ребят определять тему и главную мысль не только на уроках литературного чтения, но и других школьных предметов, что не маловажно для последующего обучения. Развитие фантазии, творческих способностей детей, интереса к учению; воспитание нравственных чувств.

Составной частью умк «Гармония» являются и учебники, рабочие тетради по математике, автор Истомина. Бесценную помощь в решении вопроса развития креативности учащихся оказывают они.

К примеру, свою роль играют задания повышенной трудности, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение. Данные задания можно найти в рабочих тетрадях, причём эти задания носят дифференцированный характер.

Среди задач особую трудность, но и интерес у учеников вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения. Это позволяет каждому школьнику проявить себя и предложить свой, отличный от других вариантов решения – ответ. Рассмотрим одну из задач в сборнике «Учимся решать задачи», для 3 класса. Содержание задачи: «На ремонт двух помещений израсходовали 6 банок краски, по 3 кг в каждой. На первое помещение ушло 2 банки. Сколько килограммов краски осталось на ремонт второго помещения?» Со временем задание можно усложнить и предложить не просто решить задачу своим способом, а выбрать цепочку действий, ведущую наиболее быстро и экономично к ожидаемому результату. Возможно, одни школьники решат задачу так:1) 3*6= 18(кг)

2) 3*2=6(кг)

3) 18-6=12(кг).

А вот другие дети, рассуждают более рационально: 1) 6-2=4(б)

2) 3*4=12(кг).

Автор программы предлагает обсудить оба способа решения задачи, чем мы и занимаемся на уроке, выбирая наиболее быстрый способ. Аналогичные задания можно встретить не только в сборнике задач, а и в рабочих тетрадях по математике, в учебниках.

Изучение темы «Порядок выполнения действий в выражениях» мне захотелось закончить нетрадиционным заданием, которое заключалось вот в чём: «Представьте, дети, что вы – математическое выражение 5* (9-6)+14:2.К вам приехал журналист и хочет взять у вас интервью. Что вы можете о себе ему рассказать?» Интересные и неожиданные работы получились у детей, к примеру, эта: «…Меня зовут математическое выражение 5*(9-6)+14:2.

    9 -6 =3 – мне 9 лет, в 6 лет я пошёл в школу, я учусь в 3 классе.

    5 * 3 =15 я получаю 5 -ки, бывают и 3- ки, всего во второй четверти я получил 15 оценок.

    14 :2 = 7 – я плохо знаю таблицу умножения на 7 , но я выучу!7 *2 =14.

    15 +7 =22 на день рождения мне подарили 7 книг, а 15 уже было! Теперь в моей библиотеке 22 книги. До свидания». Ещё один вариант: «Меня зовут математическое выражение 5*(9-6)+14:2=22.Журналист берёт у меня интервью. Я ему рассказываю, что у меня есть друзья: умножение, деление, сложение, вычитание. Во мне 4 действия.1) 9-6=3, 2) 14:2=7, 3) 5*3=15 и 4) 15+7=22.Изучают меня в 3 классе». Одновременно дети смогли повторить правила о порядке выполнения действий в выражениях интересным, необычным способом, проявив свои индивидуальные способности.

Сложная для запоминания, но необходимая в математике тема «Табличные случаи умножения». Чтобы ученикам легче запоминалась таблица умножения, даю задание: «Выполните рисунок, с помощью которого можно запомнить тот или иной случай умножения». По рисункам могу судить о том, понял ли ребёнок смысл действия умножения и тем, кто не понял, вновь, индивидуально помогаю разобраться в теме. Заканчиваю тему на внеклассном занятии «Знатоки таблицы умножения», к которому ребята должны придумать советы «Как быстрее и лучше выучить таблицу умножения». Вот некоторые варианты советов: «Хочешь, если ты на 5 математику узнать, сядь дружок ты в уголок, возьми тетрадь наоборот. Там есть табличка одна, ты должен знать её как «а». Учи её, пока тебе не будет сниться она во сне!» или «Надо часто повторять, надо много умножать, постоянно писать. Мы таблицу учим, учим, и быть может, 5 получим!» А вот какой вывод придумала одна ученица: «Жаль, что не всегда со мной таблицы эти под рукой. Не с собой же их таскать?! Надо, что-то предпринять! Мы совет дадим простой: их запомни и не ной!»

Кроме описанных заданий, взяв в руки учебник и тетради Истоминой, можно лично убедиться в том, что данный комплект развивает пытливость ума, мышление, внимание и, конечно же, творческие способности учащихся.

Использование уроков русского языка для развития творческости в детях начальной школы, также предусмотрено авторами программы по русскому языку, в умк «Гармония» авторы: Соловейчик, Кузьменко. Многие задания из учебников несут в себе огромный эмоциональный заряд, решают не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывают качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Подробнее хочется остановиться на тех заданиях, которые могут стать для любого учителя интересной находкой, а для учащихся замечательной возможностью проявить свои творческие способности.

Педагоги, работающие в начальном звене школы, знают, что словарные слова трудно запоминаются детям и поэтому в них часты ошибки. Детям легче запомнится непроверяемая буква, если они получат задание: «Выполните рисунок к слову, чтобы запомнить его правописание».

Изучив очередную тему по русскому языку, для закрепления, предлагаю детям составить кроссворд по изученному материалу. Ошибки в кроссвордах не редкость, так как мы только учимся выполнять данный вид работы, но результат на лицо: школьники повторяют в очередной раз пройденное, закрепляют знания и умения и одновременно делают это не путём зазубривания, а путём закрепления умений работать с книгой, задавать вопросы и отвечать на них и путём развития творческих способностей.

Ещё один вариант закрепления изученного материала по русскому языку. Тема урока: «Части речи». Задание: «Представьте, что вы попали в страну «Части Речи», что или кого вы там встретили? По желанию – нарисуйте эту страну». Вот отрывок из работы, которая получилась у одного моего ученика: « Я попал в страну, которая называется Части Речи. Увидел я в этой стране 2 города: город Самостоятельный и город Служебный. В Самостоятельном городе есть улицы: Существительная, Прилагательная, Числительная, Глагольная, Улица Местоимений. Захотелось мне побывать и в городе Служебном. В этом городе я познакомился с человечками, у которых смешные имена: Союзики, Предлоги и Частицы….»

Изучая тему части слова, в учебнике можно найти такое задание: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, но что бы в его названии было два корня, приставка - по - и др. аналогичные варианты.

Развивать речевой навык помогают такие задания, как: «Напиши письмо учителю». Дети с удовольствием пишут письма, а мне, конечно, приходится искать время для написания ответов.

Данные задания не редкость для многих учителей начальной школы, но в этом комплекте на развитие креативности учащихся сделан особый акцент.

В процессе изучения такого предмета как «окружающий мир», школьники добывают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать роль человека в мире; начинают осознавать, что мир красив, многообразен, един, изменчив; приобретают разнообразные навыки и умения: наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду; приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.

Творческие тетради (так мы с учащимися называем рабочие тетради по предмету) интересны своими заданиями, практическими, исследовательскими работами для школьников. Подробнее остановлюсь на заданиях исследовательского характера. Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматривается как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребенка. Зная это, автор программы О.В.Поглазова предоставляет возможность учащимся проявить свои способности в исследовательской деятельности, а чтобы дети смогли это сделать, в тетрадях и учебниках даются консультации, целые планы действий, направленные на развитие исследовательских умений. Результаты данного вида творчества можно наблюдать как на уроках, так и на научно-практических конференциях «Шаг в науку», для учащихся начальной школы, которые стали устраивать для детей в районе.

В развитии креативности учащихся заметное место занимает предмет, традиционно именуемый в школе трудовым обучением. Автор учебника «Технология» в данном комплекте, Н.М..Конышева- доктор педагогических наук, профессор. Особенностью данного курса является то, что система учебных заданий сориентирована на активную работу ученика как целостной личности. Это достигается заданиями, на самостоятельную разработку вариантов поделок, а также задания построены на основе проектной художественно-конструкторской деятельностью.

Итак, одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов, приёмов, форм организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные условия для развития ребёнка в процессе усвоения знаний, умений и навыков в частности, развитие креативности учащихся, самостоятельной их деятельности.

Заключение.

Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – несомненно, будет возрастать и дальше по мере совершенствования социально- экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в которых каждый учебный предмет будет выполнять развивающую функцию. В этом состоит одно из важных направлений развития общеобразовательной школы, «модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей».

Именно на тезисе активности детей, развития его творческости, принятия ученика как целостной личности основаны современные идеи гуманизации и гуманитаризации образования, его дифференциации и интеграции, преемственности и непрерывности.

Развитие креативности учащихся в учебном процессе и есть то направление, при котором ребенок останется активным, творческим и свободно мыслящим человеком. УМК «Гармония», как и все существующие сегодня в начальной школе учебно-методические комплекты учитывают данный фактор.

Список литературы:

    Гамезо М. В. «Возрастная и педагогическая психология» - Педагогическое общество России, Москва, 2010.

    Казанская В.Г « Личность ученика и учителя в начальной школе», Каро, Санкт-Петербург, 2011.

    Матвеева Е.И, «Литературное чтение - учим младших школьников» - Эксмо, Москва, 2010.

    Подласый И.П. «Педагогика- 100 вопросов, 100 ответов», Владос-Пресс, Москва, 2006.

    Тугушев Р.Х «Общая психология», Эксмо, Москва, 2006.

    Сарапулов В.А. «Дидактика: теория и практика обучения», ЗабГГПУ, Чита, 2001.

    Сборник нормативных документов (начальная школа). – Москва: Дрофа, 2010.

    Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония».- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2011.

Особенности творческого урока и роль учителя в развитии креативности школьников. Каждый педагог обязан осознать, какую лепту в личностное становление ученика он сможет внести.

Необходимо приблизиться к творчеству, наполнить им общение. Педагог является в креативной практике сценаристом, режиссером и актером-исполнителем, а не летчиком- испытателем в проблемной или деструктивной ситуации. Работа педагога-мастера специфична в виду индивидуальности ее реализации и импровизированности.

Такой квалифицированный специалист видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать в креативной практике. Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного выращивания и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее самоактуализации. Особую важность приообретает достижение гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий. Педагог должен знать, что креативный процесс развития происходит по принципу спирали, так как прошлое и будущее располагается спирально, пронизывая и обуславливая очередной виток развития.

Но повторяемость в развитии не означает тождественность тех или иных моментов. На каждом новом витке появляются новые качества, но вместе с тем воспроизводятся и старые. Креативное развитие представляет собой систему необратимых качественных изменений личности. Креативность как динамически развивающаяся структура личности характеризуется своеобразием и целостной совокупностью следующих личностных особенностей творческим потенциалом, творческой активностью, творческой направленностью, творческой индивидуальностью, инициативностью, импровизированностью, способствующих в процессе самоактуализации формированию творческой зрелости. В процессе взаимодействия педагога и обучающегося прослеживается закономерная связь между творческим общением при косвенном управлении в процессе сотворческой деятельности и творческим отношением личности к ее направленности и эффективности протекания, а также между воспитательным, сотворческим взаимодействием творческой активностью личности и ее отношением к этим процессам.

Взаимосвязь всех компонентов творческого процесса обеспечивает продуктивно-созидательный результат обучения и самовоспитания, что способствует самовыражению творческого потенциала и самоактуализации творческой индивидуальности личности. 4.3 Деонтология Педагогу важно иметь понятие о деонтологии.

Деонтология - это наука о долге, морали, обязанности и профессиональной этике.

В креативной акмеологии деонтологию можно трактовать как совокупность принципов целесообразного конгруэнтного и конструктивного поведения специалиста, а именно быть духовно богатой личностью быть творческой индивидуальностью обладать профессиональной компетентностью, личным авторитетом и имиджем владеть всем арсеналом традиционной и инновационной психолого-педагогической и специальной технологией быть творческим специалистом, эмпатийным и обаятельным в общении с партнером учеником быть способным к глубокому анализу и самоанализу, рефлексии и идентификации в процессе самоактуализации быть открытым к новому, инициативным и проницательным соблюдать этические нормы взаимоотношений при реализации конфиденциального принципа, создавая атмосферу доверия осознавать глубокий смысл профессиональной жизнедеятельности.

Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям.

Поэтому учитель, работающий с одаренными детьми должен обладать следующими качествами. Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми. критерии американской программы Astor Учитель должен 1. быть доброжелательным и чутким 2. разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы 3. иметь высокий уровень интеллектуального развития 4. иметь широкий круг интересов и умений 5. иметь помимо педагогического еще какое-либо образование 6. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей 7. иметь живой и активный характер 8. обладать чувством юмора но без склонности к сарказму 9. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию 10. иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение 11. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью 12. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.

Наряду с положительными принципами целесообразного поведения педагог должен в совершенстве владеть не только знаниями и умениями своей профессии, но и психологическими знаниями, и педагогическим мастерством.

Если учитель, продумывая урок, не берет в качестве материала самого себя, свои чувства, мысли, опыт, то как ему обрести грань между внешним - холодным, равнодушным, и внутренним - глубоко пережитым, прочувствованным? Всякая художественно-педагогическая задача, идея урока должна быть органична для учителя, глубоко им пережита и, самое главное, отождествлена со своим я. Этот процесс сложен, но лишь его наличие превращает урок в настоящую правду искусства.

Недаром К.Станиславский, резко отделявший правду искусства от фальши, писал Нет ничего мучительнее обязанности во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее. Естественно, в художественном творчестве ценно только то, что подсказано процессом подлинного переживания, и только тогда может возникнуть искусство.

Это в полной мере следует отнести к педагогическому процессу на уроке. Истинное погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных. Для урока искусства психологическая, техническая, интеллектуальная, профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к уроку еще и эмоционально.

Особенно важно в эмоциональной стороне профессионального мастерства учителя умение найти верный тон урока. Термин задать тон беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом уроке одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время. Соотношение внешнего и внутреннего в искусстве ведения урока может успешно решаться через формирование у учителя актерского мастерства.

В учениках важно возбудить ощущение идеи, но для этого необходимы средства, воздействующие не столько на разум, сколько на чувства. Актерское мастерство в этом отношении обладает богатейшими возможностями. Необходимо глубже осмыслить метод К.Станиславского и применять его в формировании педагогического мастерства. Полезным может быть один из известных в театральной педагогике приемов, получивший название прием отождествления, то есть слияние своего Я с образом, мыслью, которую необходимо раскрыть в исполняемом произведении.

Этот прием предполагает не только большую предварительную работу знание эпохи, истории создания, художественного и мировоззренческого контекстов и т.д но и естественное органическое проживание педагогом художественного образа. Только тогда возможно истинное общение между детьми и учителем. Творить, по определению К.Станиславского, означает страстно, стремительно, интенсивно, продуктивно, целесообразно и оправданно идти к сверхзадаче - постижению и раскрытию художественного образа произведения.

С педагогической точки зрения в подготовке учителя важна та часть наследия К.Станиславского, которая тесно связана с искусством переживания. Переживания как органического единства интеллектуального и эмоционального в человеке. Для педагога чрезвычайно важно научиться сознательно управлять подсознательной творческой активностью своей психики, так как многие процессы в искусстве и в художественном развитии ребенка связаны с подсознанием, с интуитивным, но адекватным постижением прекрасного, вне его разложения на отдельные элементы.

Учитель должен уметь быть выразительным во всех своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то, что трудноуловимо в произведении искусства - его красоту, тончайшее кружево его образов. Например, речь учителя должна быть вдохновенной и архивыразительной.

При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить художественный материал. Эмоциональное начало должно органично соединиться в мастерстве учителя с аналитическими способностями. Ибо в основе всякого творческого процесса заложено увлечение, что, конечно, не исключает огромной работы разума. Но разве нельзя мыслить не холодно, а горячо? К. Станиславский Многообразная палитра взаимоотношений предстает на уроке между учителем и учениками между детьми в коллективных формах деятельности.

Мудрость творчества заключается в том, что не надо торопить чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок. Учитель на уроке - посредник, проводник ребят в мир переживаний. Для него важны некоторые методические принципы.

Первым важнейшим методическим принципом является средство эмоционального и рационального начал в работе школьника на уроке при общей повышенной эмоциональности содержательности занятия. Вторым определяющим принципом служит сюжетно-тематическое построение всей системы уроков. Именно тематический принцип позволяет объединить в единое целое. Третьим принципом мы выделяем игровой метод обучения как фактор заинтересованной, непринужденной обстановки на уроке творческого типа. Четвертый принцип связан с эмоциональной драматургией, которая создает логическую и эмоциональную целостность урока.

Занятие строится как цельное, законченное произведение совместной учитель - ученики деятельности. Особое значение игровая деятельность приобретает в художественном обучении и воспитании, а для уроков творческого типа игровая ситуация становится одним из важнейших методических принципов проведения занятий. Итак, процесс активизации творчества на уроке искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности.

Комплексное освоение искусства способствует как более полному выявлению творческих сил человека, развитию его фантазии, воображения, артистизма, эмоций, интеллекта, то есть развитию универсальных человеческих способностей, важных для любых сфер деятельности, развитию креативности. 4.4 РО Ребенок субъект творчества, маленький художник. Никто, кроме него, не знает верного решения стоящей перед ним творческой задачи.

И первое дело учителя постараться, чтобы перед ребенком всегда стояла именно творческая задача А.А. Мелик Пашаев Система развивающего обучения РО, которая в построении и организации учебного процесса учитывает потребность и возможности ребенка и не отвергает детей, как неспособных к тому или иному виду деятельности, дает шанс ребенку попробовать свои силы в основных видах деятельности триада сочинение, исполнение, восприятие. Участие активное ребенка в различных видах деятельности помогает выявить и развить специальные способности, необходимые для полного восприятия деятельности.

Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в деятельности было ребенку по силам. Основой содержания начального обучения является включение учеников под руководством педагога в ведущие виды деятельности. Активное восприятие слушание материала на первый взгляд должно стоять на первом месте по значимости, так как наша задача - научить ребенка вслушиваться и понимать, но не менее важной на первом этапе является исполнительская и сочинительская деятельность. В основе построения занятий творческого типа лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни.

К определяющим принципам занятий творческого типа мы относим следующие Продуктивное развитие способности эстетического постижения действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного общения с эстетически преображенным и этически содержательным миром человеческих чувств, эмоций жизненных реалий.

Направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности. Оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности. Развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства.

Создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. Воспитание навыков импровизации как основы ля формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру. Импровизация - первооснова художественного творчества детей. Обращение к детском творчеству как к методу воспитания - характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и репродуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Способность и одаренность.Креативность, дивергентное мышление

На свет человек появляется без психологических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате их взаимодействия с действительностью и активной.. В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: