» » Скачать научно педагогическая деятельность преподавателя в вузе. Профессиональная деятельность преподавателя вуза. Данные диагностики и анализа деятельности преподавателя…………

Скачать научно педагогическая деятельность преподавателя в вузе. Профессиональная деятельность преподавателя вуза. Данные диагностики и анализа деятельности преподавателя…………

Министерство науки и высшего образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Иркутский национальный исследовательский технический университет»

Кафедра машиностроительных технологий и материалов

ОТЧЁТ

По педагогической практике

на кафедре машиностроительных технологий и материалов ИРНИТУ

(наименование предприятия)

Студента гр. СПм-16-1

Терпугова А.В.

(Ф.И.О., группа, подпись)

Руководитель практики

Тютрин Н.О., доцент каф. МТМ

(Ф.И.О., должность, подпись)

Допущен к защите

Тютрин Н.О.

(Ф.И.О., подпись, дата)

Оценка по практике _____________________________________________

(зачтено, не зачтено)

Тютрин Н.О.

(Ф.И.О., подпись, дата)

Иркутск 2018 г.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРАКТИКУ

Вид практики: производственная

Тип практики: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (педагогическая практика)

студенту ________________________

группы _____________ курса 2

направление подготовки ________________________________________ программа ________________________________________________________

1.1. Изучить основные тенденции развития высшего образования, Ознакомиться с основными направлениями педагогической деятельности в ВУЗе. Дать понятие ФГОС, отразить его цели и структуру. Изучить основные нормативные документы, используемые для организации учебного процесса (ООП, учебный план, РПД, ФОС, паспорт компетенций). Дать понятие о современных обучающих технологиях.

1.2. Дать краткую характеристику рассматриваемой дисциплины. Подготовить учебно-методические материалы. Составить план занятия. Провести аудиторное занятие совместно с преподавателем. Подготовить выводы по результатам самоанализа проведённого занятия.

Краткие указания к выполнению задания

2.1. Подготовить Отчёт о выполненном задании с учётом требований, предъявляемых к текстам профессионального назначения и в соответствии с внутренними нормативными документами ИРНИТУ.

2.3. В Отчёт включить иллюстративные материалы – эскизы, фотографии, схемы, графики и прочие материалы, необходимые для полного представления выполненного задания.

2.4. При подготовке отчёта использовать литературные и электронные источники

Руководитель практики от кафедры

______________________ / Тютрин Н.О. /

Согласовано:

Заведующий кафедрой ________________

_____________________ / Зайдес С.А. /


Введение 4
1. Основы педагогической работы в высшем учебном заведении....... 5
1.1 Определение и назначение педагогической деятельности ……....... 5
1.2 Особенности педагогической деятельности в вузе ……………… 5
1.3 Требования к профессиональным качествам преподавателя ……... 8
2. Нормативное обеспечение обучения в высшем учебном заведении 11
2.1 Высшее образование в Российской Федерации. Краткие сведения 11
2.2 Федеральные государственные образовательные стандарты …... 13
2.3 Реализация ФГОС в образовательном процессе вуза. Рабочая документация ……………………………………………………… 14
3. Основные виды учебных занятий (формы учебного процесса), самостоятельная работа студентов ……………………….……...... 15
3.1. Понятие учебного занятия………………………………………....... 15
3.2 Лекция ……………………………………………………………........ 15
3.3 Семинар ……………………………………………………………….. 16
3.4 Коллоквиум ………………………………………………………….... 17
3.5 Практическое занятие ………………………………….…………….. 17
3.6 Лабораторное занятие ……………………………….……………….. 18
3.7 Практика …………………………………………………………......... 19
3.8 Консультация ………………………………………………….......….. 19
3.9 Самостоятельная работа студентов ………………………...……….. 19
4. Краткая характеристика дисциплины «Основы проектирования сварных конструкций» …………………………………………..….. 20
4.1 Цель и задачи изучения дисциплины……………………….……….. 20
4.2 Место дисциплины в учебном плане…………………….………….. 21
4.3 Содержание и структура учебного предмета ………………………. 21
5. Разработка материалов к проведению аудиторного занятия ……… 22
5.1 План проведения занятия ……………………………………………. 22
5.2 Конспект лекции по теме «Проработка вопросов технологичности на стадии проектирования конструкции» …………………………. 22
5.3 Контрольные вопросы и задания ……………………….………….... 33
5.4 Задание для самостоятельной работы студентов …………………… 34
5.5 Самоанализ проведённого занятия …………………….………..….... 35
Заключение…………………….……………………………………...... 37
Список использованных источников …………………….…………. 38
Приложение 1. Дидактический материал ……………….…………. 40
Приложение 2. Дневник практики ……………………….………….
Приложение 3. Характеристика ……………………….....………….

Введение

Актуальность педагогической практики состоит в том, что студенты-магистранты знакомятся с логикой и содержанием образовательного процесса в высшем учебном заведении, научно- и учебно-методической работой в вузе, с особенностями педагогической деятельности преподавателя, с инновационными технологиями обучения, изучают специфику воспитательной работы со студентами, особенности развития своих профессиональных качеств.

На кафедре машиностроительных технологий и материалов (МТМ) Иркутского государственного университета в соответствии с ФГОС ВО (Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования) по направлению подготовки 15.04.01 машиностроиение (уровень магистратуры) производится подготовка студентов-магистрантов к видам деятельности научно-исследовательской и педагогической. Следовательно, педагогическая практика занимает важное место в учебном процессе подготовки магистров машиностроения.

Продолжительность проводимой практики – шесть недель. Педпрактика проводится на втором курсе магистратуры в четвёртом семестре. Практика проводится стационарно (т.е. не является выездной). Место проведения - кафедра МТМ.

В ходе практики осуществляеся закрепление компетенций осваиваемых при изучении дисциплин магистерского курса, таких как «Психология и педагогика», «Менеджмент и маркетинг», «Развитие творческих способностей».

Цель педагогической практики - формирование практических навыков, связанных с педагогической деятельностью, отработка на практике теоретических знаний, полученных в этой области.

Задачи педагогической практики состоят в следующем:

Формирование представлений о содержании и документах планирования учебного процесса в высшем учебном заведении (теретическая часть);

Получение навыков разработки методического обеспечения учебных дисциплин (методическая работа);

Отработка практических навыков педагогической деятельности (учебная [аудиторная] работа).

Для студента высшего учебного заведения педагогическая практика является самым эффективным средством получения навыков поиска, анализа, систематизации информации, а также ее дальнейшего предоставления группе. Так она воспитывает навыки эффективного общения, ораторские, организаторские способности. Это особенно важно для управленцев, которые должны уметь активизировать силы своей команды, создать комфортную атмосферу для работы и выполнения производственных задач.

Педагогическая деятельность в вузе

1.1 Обязанности научно-педагогических работников высшей школы

К непосредственным функциональным обязанностям научно-педагогических работников высшей школы относятся:

Подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео, компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки;

Создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в частности компьютерных;

Чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и т.п.;

Организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении;

Поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;

Консультационная и другая индивидуальная работа со студентами;

Поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок;

Планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок;

Подготовка научных, научно-популярных и других материалов;

Подготовка патентуемых разработок;

Реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной рбботы со студентами, во время неформального общения с ними;

Непрерывное профессиональное развитие, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации;

Владение различными профессионально необходимыми навыками.

1.2. Педагог вуза - организатор творческой научно-исследовательской работы студентов

В системе открытого и гибкого образования особое внимание уделяется подготовленности педагогов к следующим видам деятельности:

Организации обучения на базе практики через действия и анализ этих действий;

Формированию исследовательских и творческих умений;

Формированию у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;

Выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

Организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

Поддержки социальной интеграции студенческого коллектива, применение эффективных методик предотвращения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

Организации индивидуализированного обучения в группах, коммуникация с обратной связью;

Организации самообучения студентов, в частности подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и за текстовыми источниками информации;

Выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

Формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к меняющимся условиям труда;

Практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов.

Для успешного выполнения своих обязанностей научно-педагогический работник должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентных специалистом в своей области, эрудитом в других отраслях с знаний. Также научно-педагогический работник должен иметь талант, природные способности. От него требуют значительных умственных, физических, временных и эмоционально-волевых затрат. Научно-педагогический работник должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.

Педагог должен владеть знаниями и навыками по реализации нижеприведённых видов профессиональной деятельности (Рис.1). Качественно осуществлять педагогическую деятельность может лишь тот работник высшей школы который владеет всеми указанными видами работы в профессиональной сфере.

Рис. 1 Виды профессиональной деятельности педагога

Одним из центральных фигур в вузе является преподаватель, именно ему принадлежит главенствующая роль в подготовке студента как будущего профессионала, в развитии его личности. Современная педагогическая практика перешла на новый уровень межличностных отношений, т.е. учебно-воспитательный процесс превратился во взаимодействие на основе диалога, что является источником личностного роста, как студента, так и преподавателя. Об этой проблеме и пойдет речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Профессионализм педагога вуза как условие развития личности студента»

Одним из центральных фигур в вузе является преподаватель, именно ему принадлежит главенствующая роль в подготовке студента как будущего профессионала, в развитии его личности.

Современная педагогическая практика перешла на новый уровень межличностных отношений, т.е. учебно-воспитательный процесс превратился во взаимодействие на основе диалога, что является источником личностного роста, как студента, так и преподавателя.

Основным средством воздействия педагога является он сам как личность, а не только как грамотный специалист, который владеет необходимыми знаниями и умениями. Именно человеческие качества, требовательность не только к окружающим, но и, прежде всего к самому себе играют решающую роль в эффективности деятельности педагога.

Исследования Грановской Р.М. о современных представлениях студентов об авторитетном преподавателе и об источниках этого авторитета выявили следующие изменения: возросла значимость личностных свойств и соответственно уменьшилась значимость других («инструментальных») качеств, которые являются необходимыми для преподавателя.

Сами преподаватели считают объективными трудностями укрепления своего авторитета и решения других профессиональных задач недостаток знаний по педагогике и психологии.

Цели всякой педагогической деятельности многофункциональны. Они не могут быть решены только средствами педагогики, психологии или с помощью методики преподавания конкретных наук. Здесь предполагается осуществление педагогом своеобразного синтеза знаний из различных областей при выработке конкретных программ подготовки специалистов, при анализе степени готовности студентов к усвоению знаний, при стимулировании и активизации их учебной деятельности и т.д.

Основными функциями вузовского преподавателя являются: обучающая, воспитательная, организаторская, исследовательская, которые должны проявляться в единстве. Хотя часто на практике у многих преподавателей происходит доминирование одной или нескольких функций над другими.

По данным исследования Барабанщикова А.В., преподавателей вуза можно разделить на три группы: 1) преподаватели с преобладанием педагогической направленности (2/5 от общего числа); 2) с преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5); 3) с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (1/3).

Большинство исследователей данной проблемы считают ведущей при определении профессионального мастерства преподавателя именно педагогическую. Однако не подкрепленный исследовательской деятельностью профессионализм склонен к угасанию. Этим объясняется более ранний срок достижения высшего уровня педагогического мастерства преподавателя вузов(16-20 лет) по сравнению с учителями средних школ (21-25 лет). Эти данные опубликованы Есаревой З.Ф.

Умение видеть, формулировать педагогические задачи на основе анализа своеобразной, а иногда и быстро меняющейся педагогической ситуации, находить оптимальные пути и способы ее решения – вот составляющие профессионализма педагога вуза. Важной характеристикой деятельности педагога высшего учебного заведения является творчество. Об этом не раз упоминал в работах В.Кан-Калик.

А для этого необходимы специальные (педагогические) способности и продолжительный период для их становления и развития в процессе педагогической деятельности.

В структуре педагогических способностей выделяют компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный (Кузьмина Н.В., Есарева З.Ф.).

Гностический компонент – это система знаний и умений преподавателя, которая составляет основу его профессиональной деятельности.

Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровень и уровень специальных знаний.

Мировоззренческие знания тесно связаны с общей направленностью личности самого педагога. Это проявляется в системе отношений к миру, людям и к самому себе, в жизненной позиции. Часто для студентов важнее отношение преподавателя к проблеме, чем ее суть.

Низкий уровень развития общекультурных знаний преподавателя приводит к односторонности личности педагога, а это, в свою очередь, ограничивает возможности воспитательного воздействия на студентов. Во многих исследованиях подтвержден факт недооценивания значения общекультурного компонента современными преподавателями вуза.

Специальные знания включают в себя знания предмета, знания по педагогике, психологии, методике преподавания. Предметные знания оцениваются самими преподавателями и их коллегами высоко, и поэтому, как правило, педагоги стремятся к росту в данном направлении. Что касается знаний по педагогике, психологии и методике преподавания в высшей школе, то, по данным различных исследований, хотя сами педагоги понимают недостаточный уровень подготовленности в этих вопросах, только малая их часть занимается психолого-педагогическим самообразованием.

К данному компоненту относятся также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность (умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты).

Центральным звеном гностического компонента педагогических способностей выступают знания и умения, представляющие собой основу познавательной деятельности (деятельности по приобретению новых знаний). Исследователями констатируется высокий в целом уровень развития познавательной способности преподавателей российской высшей школы не зависимо от возраста, должности и стажа. Данный факт позволяет надеяться на возможность повышения уровня психолого-педагогического и общекультурного образования преподавателей высшей школы.

Эффективность использования имеющихся у преподавателя знаний зависит от наличия у него конструктивных и проектировочных способностей. Этим определяется достижение высокого уровня педагогического мастерства. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса.

Проектировочные способности проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, планировать курс в соответствии с его местом в учебном плане, устанавливать взаимосвязи с другими дисциплинами и т.д. Данные способности обычно достигают высокого уровня после многолетней практики.

Конструктивные способности включаются в процессе структурирования курса, при подборе конкретного содержания для отдельных разделов, при выборе форм проведения занятий. Решать проблемы конструирования приходится ежедневно каждому педагогу-практику. Исследования проблем конструирования воспитательно-образовательного процесса в вузе (Д.Аллен, К.Райн) позволили построить микросхему педагогического мастерства:

1. Варьирование стимуляции учащегося.

2. Индуцирование установки учащегося на восприятие и усвоение материала.

3. Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части.

4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации.

5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений.

6. Постановка наводящих вопросов проверочного характера.

7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала.

8. Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности.

9. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности студента в умственную работу по внешним признакам его поведения.

10. Использование иллюстраций и примеров.

11. Мастерское чтение лекций.

12. Использование приема повторения.

Организаторские способности помогают упорядочению процесса обучения студентов, а также самоорганизации деятельности преподавателя в вузе. Установлено, что организаторские способности, в отличие от гностических и конструктивных, снижаются с возрастом. Поэтому в современном мире актуальным является проблема привлечения в высшую школу молодых преподавателей.

На современном этапе также возрастает роль коммуникативного компонента педагогической деятельности. От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит умение установить контакт преподавателя со студентами и коллегами, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Это объясняется тем, что у человека существует особая потребность в общении. Необходимость удовлетворения данной потребности оказывается достаточным стимулом к общению даже без расчета на познавательный результат. Поэтому важнейшей составляющей профессиональных способностей педагога является способность удовлетворять не только познавательную потребность студентов, но и потребность в личностном общении.

Поскольку общение играет важную роль на самых ранних этапах зарождения личности (социализация младенца начинается с комплекса оживления на знакомого ему человека, т.е. так начинается общение) и является важным условием на протяжении всей жизни, то ясным становится ключевая роль общения и в воспитании студентов. На современном этапе развития образования получил распространение термин педагогическое общение, который появился, по свидетельству А.А.Леонтьева, в 70-х годах. Под этим термином понимается профессиональное общение преподавателя с учащимися, направленное на создание наилучших условий для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности; на создание благоприятного эмоционального климата в коллективе; на обеспечение эффективного управления социально-психологическими процессами и максимального использования личностных особенностей в обучении. Особо важная роль отводится именно педагогу на начальном этапе формирования межличностных отношений в студенческой группе. По данным авторов Бордовской Н.В. и Реан А.А., в структуре общения преподавателей высокого уровня на первом месте стоят воздействия организующего характера, а у преподавателей низкого уровня – дисциплинирующего.

В процессе педагогической деятельности возникают трудности в общении (так называемые «барьеры общения»). И.А.Зимняя выделяет следующие комплексы трудностей в общения: этносоциокультурный; статусно-позиционно-ролевой; возрастной; индивидуально-психологические затруднения; трудности, связанные со спецификой самой педагогической деятельности.

В.А. Кан-Калик приводит следующие причины барьеров педагогического общения: несовпадение установок, боязнь аудитории, отсутствие контакта, сужение функций общения, негативная установка на группу, боязнь педагогических ошибок, подражание.

Для преодоления данных барьеров необходима выработка собственного стиля педагогической деятельности. Многое приходит с опытом стихийно, но чаще всего требуется специальная рефлексия и последующая корректировка собственной педагогической деятельности.

Коммуникативные способности преподавателя и их компетентность в общении особенно ценятся студентами младших курсов. В модели «хорошего» преподавателя на первое место они ставят понимание студента преподавателем, сочувствие ему. Начиная с третьего курса главным в преподавателе студенты считают компетентность. А к концу обучения в вузе вновь возрастает ценность личностных качеств преподавателя. Исследователи объясняют такую тенденцию ростом потребности в личных контактах с преподавателем.

Современные студенты ценят в преподавателе, прежде всего широкий кругозор, увлеченность преподаваемым предметом и знание его, интерес к личности студента, уважение, терпимость, понимание, доброжелательность, справедливость. Отвергают такие качества как низкий уровень культуры, невежество, нетерпимость, фальшь, унижение достоинства студента, высокомерие, жестокость, злость, агрессивность.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность педагогического общения, является тип установки педагога (имеется в виду готовность реагировать определенным образом в однотипной ситуации).

Исследователи выделяют два типа доминирующих установок у преподавателей к студентам: позитивная и негативная.

Реализуя свою установку по отношению к «хорошим» и «плохим» студентам, педагог без специального намерения оказывает сильное влияние на их личность, тем самым как бы определяя программу ее дальнейшего развития.

В зависимости от особенностей характера и черт личности преподавателя вуза он взаимодействует со студентами, используя индивидуальный стиль общения. Традиционно выделяются три основных стиля общения: авторитарный, либеральный и демократический.

Педагог с авторитарным стилем общения осуществляет функционально-деловой подход к студенту, при котором он исходит из усредненного представления о студенте и абстрактных требований к нему. При этом недооцениваются самостоятельность, инициативность студентов.

Педагог с либеральным стилем общения склонен к фамильярности, анархии. Это порождает неопределенность ожиданий студентов, что в свою очередь вызывает у них чувство напряженности и тревоги.

Демократический стиль общения преподавателя предполагает учет индивидуальных особенностей студентов, их личный опыт, специфику их потребностей и возможностей. При этом педагог не проявляет негативных установок, объективен в оценках, разносторонен и активен в контактах.

Специальные исследования и педагогическая практика убедительно свидетельствуют, что наиболее вредный для дела и разрушительный - либеральный стиль. Авторитарному стилю в целом можно дать негативную оценку, но некоторые задачи могут быть решены лишь с использованием данного стиля (например, на начальном этапе формирования студенческих групп). Демократический стиль можно охарактеризовать как личностный, который наиболее эффективно позволяет решать педагогические задачи.

Конкретный преподаватель вуза вряд ли может быть однозначно отнесен к отдельно взятому стилю. При этом возможно доминирование одного из стилей. Замечено, что в разных педагогических ситуациях, по отношению к разным студентам и коллегам преподаватель может проявлять себя в различных стилях общения. Этот факт убедительно говорит о возможности работы над своим стилем общения, что особенно актуально для молодых преподавателей вуза.

Несмотря на общее в стилях общения, у каждого преподавателя с опытом складывается свой оптимальный индивидуальный стиль. Именно он позволяет максимально полно использовать сильные стороны преподавателя, компенсировать слабые стороны его личности. Успех при выработке индивидуального стиля способствует профессиональному становлению преподавателя, росту его мастерства, результативности деятельности, что, в конечном счете, приводит к удовлетворенности своим трудом.

Таким образом, несмотря на то, что проблема взаимодействия преподавателя и студента вуза для развития их личностей на данный момент находится в процессе глубокого психологического анализа, существование данного факта и его огромный потенциал не вызывает сомнений. На современном этапе в системе высшего образования наметилась тенденция смещения центра тяжести с деятельностно-ориентировочной педагогики на педагогику личностно ориентированную. То есть высшая школа уходит от начального этапа простой передачи знаний педагога студентам, к уровню равноправного сотрудничества и глубоко личного общения людей, объединенных стремлением к познанию истины.

Подготовлен Бочаровой Л.А.


В современной социально-экономической ситуации в России успеха может добиться человек, вооруженный знаниями и способный адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Именно в этом на сегодняшний день и заключается цель российской высшей школы. Достичь цели невозможно без соответствующего методического и кадрового обеспечения, а значит, требуется специальная подготовка преподавателей высших учебных заведений.

Профессия педагога, в том числе и преподавателя вуза, относится к типу «Человек - Человек», по классификации профессий, предложенной Е.А. Климовым (по предмету труда) . Предметом труда в данной группе профессий является взаимодействие с другим человеком. К этой группе можно отнести профессии менеджера, педагога, психолога, продавца.

Педагогическую деятельность можно определить как целенаправленный процесс решения целей и задач обучения и, кроме того, развития обучаемых. Положительные изменения в личностном развитии обучаемых происходят только в том случае, когда их цели совпадают с целями деятельности педагога.

Содержанием педагогической деятельности являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Отличительная особенность педагогической деятельности - ее совместный характер: работа педагога немыслима без тех, на кого направлено его обучающее, развивающее и воспитательное воздействие. Педагогическая деятельность отличается от других видов деятельности тем, что самореализация преподавателя заключается в положительном влиянии на воспитанника. При этом обучающиеся также могут влиять на педагога, на виды и формы его деятельности.

Особенность деятельности преподавателя высшей школы заключается в том, что она является сложноорганизованной и направлена на решение множества взаимосвязанных задач. Реализуя различные цели, преподаватель вуза осуществляет различные виды деятельности: педагогическую (учебную и методическую), научно-исследовательскую, организационно-управленческую и воспитательную. Только сочетание педагогической и научной деятельности для преподавателя высшей школы является продуктивным. Ведущую роль в деятельности преподавателя вуза играет именно педагогическая деятельность, а другие виды деятельности ею интегрируются и проявляются в ней .

Можно сформулировать определенные критерии для оценки уровней научно-исследовательской, профессиональной, управленческой и общественной деятельности преподавателя высшей школы. Относительно педагогической деятельности можно принять классификацию Н.В. Кузьминой, согласно которой устанавливается пять уровней ее продуктивности :

Репродуктивный, когда педагог умеет пересказать другим то,

что знает сам;

  • адаптивный, при котором педагог в состоянии приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
  • локально-моделирующий знания учащихся, когда педагог владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, позволяющими определить педагогическую цель, поставить задачи, разработать алгоритм их решений и использовать педагогические средства включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;
  • системно-моделирующий знания учащихся, когда педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков по дисциплине в целом;
  • системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся, при котором педагог умеет превратить свою дисциплину в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

В процессе обучения преподаватель решает задачи обучения и развития студентов, что и определяет основные функции его деятельности.

  • 1. Получение и накопление новых знаний в области как предмета преподавания, так и форм, приемов и методов преподавания. Реализация этой функции предполагает наличие способности овладевать специальными знаниями, знаниями по педагогике, психологии и т.д., а также творчески использовать накопленные знания. Не секрет, что уровень специальных знаний преподавателя вуза значительно выше знаний методики преподавания, и это большая проблема высшей школы.
  • 2. Проектирование процесса обучения. Исходя из целей изучения дисциплины, преподаватель разрабатывает программу, структуру курса, выбирает методику и технологию преподавания. Умение планировать изучение целого курса и каждое отдельное занятие, соотносить содержание отдельных тем с общими целями учебной дисциплины, знание возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей обучаемых - необходимые составляющие деятельности преподавателя. При проектировании учебного процесса педагог творчески подходит к использованию уже разработанных технологий, методов, приемов обучения или предлагает оригинальные, собственные.
  • 3. Отбор и структурирование содержания учебного занятия. Исходя из знания особенностей аудитории, собственной подготовки, преподаватель конструирует каждое занятие. Отметим, что одна тема может быть преподнесена разным группам студентов по-разному: отобран другой материал, иначе распределено время на изучение отдельных вопросов, использованы иные методы и приемы преподавания.
  • 4. Организация учебно-воспитательного процесса. Речь идет не только об организации деятельности студентов, но и об умении преподавателя организовать себя, свою работу по достижению целей обучения.
  • 5. Установление коммуникативных связей, без которых не представляется возможным личностное развитие. Важное значение в профессиональной деятельности преподавателя имеют его взаимоотношения с коллегами, со студентами, так как они становятся источником и катализатором процесса обогащения знаниями, условием совершенствования профессионализма, средством воспитательного воздействия на студентов.

Эффективность коммуникативных связей обусловливается рядом позиций:

  • объективное восприятие человека в процессе общения с ним;
  • взаимное доверие в совместной деятельности;
  • взаимообмен информацией;
  • исключение конфликтов;
  • справедливая, но тактичная критика;
  • изменение при необходимости собственного поведения по отношению к партнеру.
  • 6. Воспитательное воздействие на обучаемых. Формирование личности учащегося - процесс многогранный: помимо передачи знаний и выработки определенных умений преподаватель влияет на социально-нравственную сферу воспитанника. Положительное воздействие возможно только при эмоциональной гармонии со студентами и совместной целенаправленной деятельности с ними. Учет состояния, настроения, мотивов воспитанников, тактичность в общении с ними значительно повышают эффективность педагогического воздействия, обусловливают позитивную динамику в личностном развитии обучаемых.

Сущность деятельности преподавателя можно определить следующими ее составляющими: во-первых, передача знаний, умений, навыков (преподаватель обучает, сообщает, передает систематические сведения по какому-нибудь предмету); во-вторых, это воспитательное воздействие; в-третьих, оценка и контроль результатов обучения.

Без самообразования и саморазвития деятельность преподавателя не мыслится: это не только проведение научных исследований, но и обогащение методической базы. Кроме того, преподавателю необходимо развивать в себе профессионально важные качества. Обязательным в деятельности преподавателя является межличностное взаимодействие: общение с коллегами, заведующим кафедрой, руководством вуза, а также взаимодействие с обучающимися.

В современных условиях обучение приобретает характер обмена мнениями. Преподаватель перестает быть хранителем и передатчиком научных знаний, он помогает студенту ориентироваться в мире научной информации. Равноправное общение становится обязательным условием подлинных субъектных отношений, необходимых для творческого самораскрытия студента. Деятельность преподавателя направлена на активизацию творческого потенциала студентов, стимулирование их самостоятельности в поиске решений учебных и научных проблем.

Преподаватели кафедры непосредственно обучают и воспитывают студентов, разрабатывают учебные программы по закрепленным за ней дисциплинам, определяют целесообразные формы и методы их преподавания, готовят учебные и методические материалы, проводят предусмотренные учебным планом занятия и несут полную ответственность за подготовку студентов по своему профилю.

Под руководством лектора разрабатывается методическое обеспечение учебных занятий по дисциплине, преподаватели конкретных курсов определяют уровень знаний студентов, поэтому лектор контролирует качество проводимых преподавателями занятий и уровень освоения студентами учебного материала.

Учебную работу в вузе нередко называют учебно-воспитательной. Разумеется, есть чисто воспитательные мероприятия: культурно- массовая работа, спортивная работа, деятельность преподавателей- кураторов студенческих групп, работа со студентами, проживающими в общежитиях, работа с родителями студентов, профилактика нарушений учебной дисциплины и др.

Но, общаясь со студентами на обычных учебных занятиях, консультируя их курсовое и дипломное проектирование, принимая зачеты и экзамены, привлекая к научно-исследовательской работе, не нужно забывать о необходимости постоянного воспитательного воздействия на культуру и нравственность молодых людей, формирование их жизненных ценностей.

Преподаватель допустит серьезную ошибку, если будет считать, что воспитательный аспект обучения студентов - не его дело. Любой преподаватель, как и руководитель, как и родитель, должен принимать и воспринимать своего студента со всем комплексом его проблем - и образовательных, и нравственных, ведь все это будет влиять на конечный жизненный успех вузовских воспитанников.

Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава находится в прямой зависимости от уровня педагогического и методического мастерства преподавателей. При его формировании необходимо обратить внимание на два аспекта.

С одной стороны, особенность педагогической деятельности, связанной со спецификой ее объекта, которым является человек (он же субъект деятельности), постоянная изменчивость педагогических ситуаций не позволяют педагогу использовать какую-то одну, раз и навсегда усвоенную систему действий. С другой стороны, при разработке методологических основ оптимизации учебного процесса возникает проблема соотношения творчества педагога и определенного алгоритма действий, которые преподавателю надо постоянно осуществлять .

Основными целями методической работы являются:

  • систематическое совершенствование методики обучения и воспитания студентов;
  • повышение педагогического мастерства преподавателей;
  • разработка новых эффективных методов организации и ведения учебного процесса;
  • обобщение и распространение передового опыта обучения и воспитания студентов.

Главные задачи методической работы:

  • разработка методик преподавания дисциплин, закрепленных за кафедрой;
  • совершенствование существующих и создание новых, наиболее эффективных методов, приемов, способов и форм обучения и воспитания студентов;
  • разработка и совершенствование учебно-методических материалов по учебным дисциплинам кафедры;
  • обеспечение тесной связи теоретического обучения студентов с практической деятельностью выпускников для совершенствования учебных программ и методики обучения;
  • систематическое обобщение и распространение передового опыта обучения и воспитания студентов. Организационно-методическая работа включает несколько направлений работы со студентами. Это прежде всего организация работы на младших курсах, культурно-массовая работа, воспитательная работа в общежитии. Высокий уровень организации работы по этим направлениям способствует повышению культурного уровня студентов, помогает выдвижению студенческих лидеров.

Организационно-методическая работа охватывает также комплекс вопросов, связанных с организацией делопроизводства, составлением и реализацией планов, составлением и оформлением планов и отчетов кафедры.

В обобщенном виде сферы деятельности преподавателя вуза представлены на рис. 1.1 и в табл. 1.1.

Основные сферы деятельности преподавателя современного вуза

Таблица 1.1

Сферы деятельности

Ведение учебного процесса

  • 1) Проведение занятий в аудитории: лекционных, семинарских, лабораторных, практических;
  • 2) руководство курсовым проектированием;
  • 3) руководство учебными и производственными практиками;
  • 4) консультации студентов;
  • 5) рецензирование контрольных работ;
  • 6) прием экзаменов, зачетов;
  • 7) тестирование знаний студентов;
  • 8) руководство дипломным проектированием;
  • 9) руководство научными студенческими кружками;
  • 10) подготовка студентов к участию в олимпиадах и конкурсах

Методическая работа и повышение квалификации

  • 1) Составление и корректировка рабочих программ учебных дисциплин;
  • 2) подготовка к учебным занятиям;
  • 3) подготовка учебных пособий, методических разработок, конспектов лекций, практикумов и др.;
  • 4) редактирование учебно-методических материалов;
  • 5) разработка учебно-методических комплексов;
  • 6) доклады на учебно-методических конференциях;
  • 7) разработка новых технологий, методов, приемов обучения;
  • 8) участие в организации семинаров кафедры, факультета, вуза;
  • 9) участие в работе научно-методических советов факультета, вуза и их комиссиях

Воспитательная работа среди студентов

  • 1) Работа в качестве куратора студенческой группы;
  • 2) организация студенческих экскурсий, встреч с производственниками, выставок;
  • 3) воспитательный процесс в период проведения аудиторных занятий;
  • 4) воспитательный процесс в период проведения внеаудиторных занятий;
  • 5) воспитательный процесс в рамках неформальных встреч;
  • 6) работа со студенческим активом;
  • 7) работа с родителями (участие в собраниях, встречах)

Окончание табл. 1.1

Сферы деятельности

Научная работа

  • 1) Подготовка и зашита диссертации;
  • 2) участие в конкурсах программ и грантов;
  • 3) подготовка и реализация заявок на гранты;
  • 4) выполнение научно-исследовательских работ;
  • 5) подготовка монографий, научных статей;
  • 6) доклады на научных конференциях и семинарах;
  • 7) подготовка и оформление заявок на патент;
  • 8) рецензирование и оппонирование диссертаций, авторефератов, научных статей и др.;
  • 9) консультации и договорные работы по заказам производства;
  • 10) руководство аспирантами;
  • 11) участие в работе научно-технического и диссертационного советов и их комиссиях

Участие в управлении кафедрой, вузом

и другая организаторская деятельность

1) Выполнение общекафедральных поручений

в системе управления кафедрой, факультетом, вузом;

  • 2) работа на заседаниях кафедры;
  • 3) работа по профориентации молодежи (в школах, техникумах);
  • 4) налаживание контактов с работодателями;
  • 5) участие и организация спортивных, культурно- массовых мероприятий;
  • 6) установление и поддержание сотрудничества с отечественными и зарубежными вузами, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и учреждениями

Личная жизнедеятельность

  • 1) Организация личной работы;
  • 2) планирование деятельности преподавателя на учебный год;
  • 3) планирование жизни, профессиональной карьеры, времени;
  • 4) организация семейной жизни и домашнего хозяйства;
  • 5) организация личного здоровья и сохранение работоспособности

Сферы деятельности преподавателя определяют модель его качеств, необходимых для успешной деятельности в вузе.

К непосредственных функциональных обязанностей научно-педагогических работников высшей школы относятся:

Подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео * компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки;

Создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в частности компьютерных;

Чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и т.п.;

Организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении;

Поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;

Консультационная и другая индивидуальная работа со студентами;

Поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок;

Планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок;

Подготовка научных, научно-популярных и других материалов;

Подготовка разработок, которые патентуют;

Реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной рбботы со студентами, во время неформального общения с ними;

Непрерывный особистиший и профессиональное развитие, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации;

Владение различными профессионально необходимыми навыками

В системе открытой и гибкой образования особое внимание уделяется подготовленности педагогов к:

Организации обучения на базе практики через действия и анализ этих действий;

Формирование исследовательских и творческих умений;

Формирование у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;

Выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

Организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

Поддержки социальной интеграции студенческого коллектива, применение эффективных методик предотвращения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

Организации индивидуализированного обучения в группах, коммуникация с обратной связью);

Организации самообучения студентов, в частности подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и за текстовыми источниками информации;

Выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

Формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к меняющимся условиям труда; умственного конструирования через операции сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционного ко онструювання согласно аналитическим, операционными и синтетическими стадиями поведения при решении проблемоблем;

Практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов

Для успешного выполнения своих обязанностей научно-педагогический работник должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентных специалистом в своей области, эрудитом в других отраслях с знаний. Также научно-педагогический работник должен иметь талант, природные способности. От него требуют значительных умственных, физических, временных и эмоционально-волевых затрат. Научно-педагогический работник. В. НЗ должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личностьсть.

Научно-педагогический работник высшего учебного заведения свою педагогическую деятельность осуществляет в направлениях: учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности

Определяющим задачей научно-педагогического работника является учебная деятельность, направленная на организацию процесса обучения в соответствии с нормативными документами. Она сочетает теоретическую составляющую, связанных. ЗАНУ с раскрытием сущности науки, новых закономерностей, и практическую, которая направлена??на решение педагогических задач. Научно-педагогический работник определяет цели и задачи обучения по конкретному предмета во взаимосвязи с другими дисциплинами; обдумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента, формы контроллю.

Основные виды этой деятельности - лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, рецензирование, организация защиты курсовых работ и проектов, руководство практикой и учебно-исследовательской работой студентов, руководство дипломными работами тощ.

С учебной работой тесно связана методическая деятельность по подготовке учебного процесса, его обеспечения и совершенствования. К ней относится: подготовка к лекционных, лабораторных, практических, это еминарських занятий, учебной практики; разработка и подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов, методических материалов по курсовых и дипломных работ; п окруженный работа по повышению педагогической квалификации (чтение методической и учебной, научно-методической литературы), изучение передового опыта с предоставлением отчетности и рецензирование конспектов лек этой, сборников задач и лабораторных практикумов, составление методических разработок, заданий, экзаменационных билетов, тематики курсовых работ; разработка графиков самостоятельной работы студентов тощо.

В процессе методической работы повышается уровень мастерства научно-педагогического работника, поскольку он усваивает содержание новых учебных программ, технологий и реализует их; постоянно знакомится с достижениями психолого-педагогических наук и методик преподавания учебных дисциплин; изучает и внедряет передовой педагогический опыт; совершенствует собственные навыки самообразования тощ.

Педагогическая деятельность научно-педагогического работника обязательно сопряжена с научно-исследовательской деятельностью, обогащает внутренний мир, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знания нь. А педагогическая деятельность побуждает к глубоким обобщениям и систематизации материала, к более совершенному формулировки идей, выводов и новых гипотезаз.

Педагогическая наука может развиваться только при условии обогащение ее новыми фактами, добытыми в процессе научно-исследовательской работы. Научно-педагогический работник, чтобы лучше и глубже овладеть учебным пред дуете, знакомится с новой научной литературой, следит за развитием этой науки за рубежом, анализирует основную методическую литературу, внимательно прорабатывает научно-методические журналы по своему предмету изучает опыт учебно-воспитательной работы коллег по специальности, экспериментально проверяет целесообразность внедрения в собственную практику педагогических новацийй.

Работая над научным материалом, научно-педагогическом пращивнику следует его переосмыслить, выявить то, что целесообразно применить в своей учебно-воспитательной деятельности

Воспитательную деятельность научно-педагогический работник осуществляет прежде всего в процессе обучения, используя потенциальные возможности учебных дисциплин, а также во время общения в позалекцийний время коже ен научно-педагогический работник должен осознать важность своего воспитательного воздействия на будущих специалистов и реализовать эту функцию не только через собеседования, кураторскую работу, руководителя клубов, работу в общежитиях, проведение вечеров, экскурсий и т.п., но и на собственном примері.

Контрольные вопросы и задания:

Опишите непосредственные функциональные обязанности научно-педагогического работника

По каким направлениям осуществляет свою педагогическую деятельность научно-педагогический работник?

Охарактеризуйте учебную деятельность научно-педагогического работника

В чем проявляется методическая деятельность научно * педагога?

Почему научно-педагогическому работнику необходимо заниматься научно-исследовательской деятельностью?

Вся история обучения и воспитания, кроме самых первых этапов развития человечества и редких счастливых исключений, как-вот Афинская система образования, обозначенная авторитарностью, недемократичностью, жестокостью. Это имеет глубокие корни. В древней Спарте воспитание было государственным делом и неуклонно контролировалось государством. Новорожденных детей осматривали уполномоченные государством лица. Здоровых возвращали родителям, с нарушениями и отклонениями выбрасывали в пропасть. В государственных учебно-воспитательных заведениях мальчиков приучали терпеть холод, голод, жару. После каждого года обучения проводились публичные испытания, в том числе избиением. Смерть от пыток считалась достоинством питомца, отчаяние и плач - позором для родителей и воспитателей Украинском студенту Падуанского университета Григорию Скибінському в конце XVII в. отрубили руку только за то, что он, будучи православным, ради получения высокой образования принял униатство, посмел изучать науку в католическом учебном заведении, не принадлежа к католической церкви. Против фамилии студента-украинца Павла Скопа, видимо, оттого, что был беден, в списках того же университета сделана пометка "быдло рогатое".

Поэтому создание современной гуманистической педагогики требует и соответствующего нового образа преподавателя. Каким видится преподаватель высшей школы, в чем заключается его миссия, какие требования предъявляет общество к нему? Эти вопросы не случайно находятся в поле зрения современной научной мысли и общественности. Ведь от их решения в определенной мере зависит конечный результат реформирования высшего образования в Украине.

Как известно, преподаватели ВУЗОВ относятся к основным социально-профессиональных групп, на которые общество положило чрезвычайно важные задачи: сохранение и приумножение культурных достояний общества и цивилизации в целом; социализацию личности на важном этапе ее формирования, связанном с профессиональной подготовкой.

Напомним, что процесс подготовки специалистов с высшим образованием составляет высокоразвитую багатоаспектну систему, основными функциями которой являются:

  • 1) выработки знаний - научные исследования, внедрение их в практику, экспертиза; разработка новых учебных дисциплин, образовательных программ, научно-методического сопровождения;
  • 2) передача знаний - учебный процесс в разнообразии форм, методов, средств и образовательных технологий;
  • 3) распространение знаний - издание учебных пособий, научных монографий, статей; выступления перед общественностью, участие в научных, учебно-методических и культурно-просветительских мероприятиях регионального, всеукраинского и международного уровней;
  • 4) формирование у того, кто учится, умения и осознание необходимости учиться на протяжении всей жизни.

Этими функциями определяются главные составляющие преподавательской деятельности: научно-предметная, психолого-педагогическая, культурно-просветительская.

Преподаватель высшей школы должен удовлетворять такие требования: высокая профессиональная компетентность - глубокие знания и широкая эрудиция в научно-предметной области, нестандартное мышление, креативность, владение инновационной тактикой и стратегией, методами решения творческих задач;

педагогическая компетентность - основательные знания педагогики и психологии, в частности андрагогики, медико-биологических аспектов интеллектуальной деятельности, владение современными формами, методами, средствами и технологиями обучения;

социально-экономическая компетентность - знание глобальных процессов развития цивилизации и функционирования современного общества, а также основ социологии, экономики, менеджмента и права;

коммуникативная компетентность - культура устной и письменной форм литературного языка, владение иностранными языками, современными информационными технологиями, эффективными методами и приемами межличностного общения.

К этому следует добавить и высокий уровень общей культуры - сформировано научное мировоззрение, устойчивая система национальных и общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

В системе открытой и гибкой образования особое внимание уделяется подготовленности преподавателя:

  • - к организации обучения на базе практики через действия и анализ этих действий;
  • - формирование исследовательских и творческих умений;
  • - формирование у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;
  • - выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;
  • - организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;
  • - поддержки социальной интеграции студенческого коллектива;
  • - применение эффективных методик предупреждения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;
  • - организации индивидуализированного обучения (работа на "уровнях" в группах, ыравнивающие занятия, коммуникация с обратной связью);
  • - организации самообучения студентов, в частности, подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и позатекстовими источниками информации;
  • - выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;
  • - формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к меняющимся условиям труда; умственного конструирования через операции сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционного конструирования согласно аналитическим, операционными и синтетическими стадиями поведения при решении проблем;
  • - практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов.

Для успешного выполнения своих функций преподаватель должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, висококомпетентним специалистом в своей области, эрудитом в других отраслях знаний. Также преподаватель должен иметь талант, природные способности. От него требуются большие умственные, физические, временные и эмоционально-волевые затраты. Преподаватель ВУЗА должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личность.