» » Эссе «Профессия дефектолог-это…. Портфолио профессиональной деятельности учителя-дефектолога методическая разработка по коррекционной педагогике на тему Описание профессиональной деятельности учителя дефектолога доу

Эссе «Профессия дефектолог-это…. Портфолио профессиональной деятельности учителя-дефектолога методическая разработка по коррекционной педагогике на тему Описание профессиональной деятельности учителя дефектолога доу

Подобные документы

    Анализ критериев и уровней сформированности компетентности взаимодействия с ребенком с отклонениями в развитии у будущего педагога-дефектолога. Разработка и структура соответствующей, экспериментальное исследование влияющих на ее эффективность условий.

    Понятие компетентности, её обязательные компоненты. Проблема готовности учителя-дефектолога к профессиональной деятельности. Структура профессиональной компетентности. Удовлетворённость качеством обучения в процессе подготовки студента-дефектолога.

    статья, добавлен 10.01.2018

    Понятие и структура, основные компоненты профессиональной компетентности педагога. Содержание и составляющие его практической и теоретической готовности. Оценка сформированности аналитических умений как один из критериев педагогического мастерства.

    реферат, добавлен 02.01.2013

    Опыт компетентности педагога-дефектолога как компонент содержания педагогического образования. Показатели значимости профессионально-педагогической компетентности. Статус преподавателя, его образовательные функции, требования к уровню профессионализма.

    статья, добавлен 15.09.2016

    Основные функции (коммуникативная, организационная, педагогическая и психологическая) профессиональной компетентности социального педагога, принципы ее диагностики. Этапы социально-педагогической диагностики профессиональной компетентности педагога.

    лекция, добавлен 01.09.2017

    реферат, добавлен 13.11.2010

    Аналіз організації корекційно-розвивальної та корекційно-виховної роботи в спеціальній школі. Характеристика діяльності педагога-дефектолога в закладі щодо здійснення корекційної роботи. Характеристика специфіки педагогічної роботи з аномальними дітьми.

    статья, добавлен 06.02.2019

    Определение сущностных и формальных характеристик профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Проведение опытно-поисковой работы по проверке эффективности акмеологической модели развития профессиональной компетентности педагога.

    Изучение проблем педагогической деонтологии. Структура профессиональной компетентности. Анализ соотношения профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителя. Специальная, социальная, личностная, индивидуальная компетентность педагога.

    реферат, добавлен 12.11.2013

    Теоретические подходы к определению сущности понятия "профессиональная компетентность педагога". Характеристика структуры профессиональной компетентности педагога с учетом изучения подходов разных научных школ. Профессионально важные личностные качества.

Анна Дорошенко
Самоанализ профессиональной деятельности учителя - дефектолога

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Сузунского района

«Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

633623, р. п. Сузун, Партизанская, 213.

Тел. (838346) 2-14-17, 2-25-77, факс (838346) 2-25-77

Электронный адрес : [email protected]

[email protected]

Самоанализ

учителя – дефектолога

Выполнила : учитель – дефектолог

МКОУ «Сузунская ОШ – И»

Дорошенко Анна Александровна

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно

любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В. Ю. Ключевский

«Все профессии хороши – выбирай на вкус» . Под таким призывом всегда неизменно вставал вопрос о выборе будущей профессии , пожалуй, перед каждым выпускником школы. Профессия – учитель , таков был мой выбор. Это сложная и ответственная профессия , не для равнодушных людей, так как требует много душевных и эмоциональных затрат. Быть учителем – это значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы каждый день. Быть учителем для меня – это значит, достучаться до каждого ученика, думать над тем, что значит учение для конкретного ребенка, и что я могу дать этому ученику. Быть учителем – это быть с детьми такой, какая я есть, но в душе остающейся немного ребенком : часто чего-то не знающим, колеблющимся, ошибающимся, ищущим. Учить и учиться все время , решать, создавать, творить вместе с детьми. Ведь учитель учит до тех пор , пока сам учится . Учитель должен идти в ногу со временем : использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но любовь и доверие детей невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками. Профессия учителя – это и труд , и призвание.

В настоящее время работаю в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении Сузунского района «Сузунская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» в должности учитель – дефектолог . В нашей школе обучаются дети с умственной отсталостью разной степени тяжести и обучающиеся с ЗПР.

Темой моего самообразования является адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Цель моей работы - своевременное выявление и оказание помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, имеющим трудности в усвоении программного материала.

Задачи :

1. Выявление обучающихся, испытывающих трудности в овладении школьной программой в условиях коррекционного обучения.

2. Динамическое изучение уровня умственного развития обучающихся и результатов коррекционного воздействия.

3. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность обучающихся .

4. Консультация педагогов, родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, выбору оптимальных форм, методов, приёмов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.

Основными направлениями моей деятельности , как учителя- дефектолога являются :

- диагностическое направление : выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития обучающихся с ОВЗ с целью определения перспектив обучения и воспитания, динамическое наблюдение за развитием обучающихся; распределение обучающихся на группы по ведущему дефекту ; определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на каждого обучающегося;

- коррекционное направление : преодоление и компенсация отклонений в развитии, преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации комплексных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно - образовательного процесса;

- аналитическое направление : сравнение и обработка результатов успешности усвоения программ коррекционных занятий, с учётом анализа результатов;

Консультативно - просветительское и профилактическое направление : оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально-типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно - образовательный процесс;

Организационно - методическое направление : участие в подготовке и проведении ШПМПк, методических объединений, семинаров, педагогических советов, научных конференций, оформление документации учителя- дефектолога .

В своей коррекционно - педагогической деятельности , как учитель- дефектолог руководствуюсь следующими принципами :

Развивающего обучения, направленного на развитие личности обучающегося, его потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях;

Воспитывающего обучения, способствующего развитию в ребёнке с ОВЗ необходимых моральных и волевых качеств, с целью формирования его характера;

Систематичности и системности в обучении, предполагающем концентрический принцип изучения материала;

Доступности, позволяющий раскрыть содержание материала на доступном для ребенка с ОВЗ уровне;

Дифференцированного подхода, позволяющий осуществлять обучение детей по подгруппам в зависимости от их потенциальных возможностей;

- деятельностного подхода , определяющий подходы к содержанию и построению обучения с учётом ведущей для каждого возрастного периода деятельности ;

Индивидуализации обучения, позволяющий осуществлять индивидуальный подход в обучении каждого ребёнка в зависимости от его психофизических характеристик.

По роду своей деятельности я работаю с обучающимися начальных классов, имеющих умеренную и тяжёлую степень умственной отсталости, сочетанную с различными физическими и психическими нарушениями.

У данной категории детей статические и локомоторные функции развиваются со значительной задержкой и недостаточно диф-ференцируются, нарушена координация, точность и темп движений. У одних двигательное недоразвитие проявляется однообразием движений, замедленностью их темпа, вялостью, неловкостью. У других повышенная подвижность сочетается с нецеленаправленностью, беспорядочностью, некоординированностью движений. Грубые дефекты моторного недоразвития оказывают влияние на формирование навыков самообслуживания , требующих тонких движений пальцев. У всех нарушено внимание. Крайне слабое активное внимание препятствует достижению поставленной цели.

Сенсорная сфера (ощущения, восприятия, как правило, значительно нарушена. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного и других анализаторов. Имеются грубые аномалии зрения и слуха. Однако и при их сохранности многие не умеют ими пользоваться для более полной ориентировки в происходящем. Плохо перерабатываются даже получаемые сведения, поступающие в большем количестве. Коррекция формирующихся способностей сенсорной сферы позволяет улучшить абилитацию этих детей.

У данной категории детей запас сведений и представлений весьма ограничен. Они с трудом оперируют имеющимися представлениями. Мышление у них конкретное, непоследовательное, тугоподвижное. Страдает развитие даже наглядного мышления.

У этих обучающихся медленно, запаздывая на 3-5 лет, развиваются понимание и использование речи. Словарный запас беден, он состоит из наиболее часто употребляемых в быту слов и выражений.

Память развита недостаточно. Ее объем мал. С трудом освоенные знания обычно применяются механически, как заученные штампы. Наиболее типичные особенности личности таких субъектов - отсутствие инициативы, самостоятельности , косность психики, склонность к подражанию другим, сочетание внушаемости с негативизмом, неустойчивость в деятельности , сочетающаяся с инертностью и тугоподвижностью.

Планирование коррекционно - педагогической деятельности и ее содержательная направленность определяется, прежде всего, психолого-педагогическими особенностями данной категории обучающихся, структурой дефекта , степенью его выраженности, возрастом обучающихся.

Для работы с обучающимися, имеющими интеллектуальные нарушения мною разработаны программы : «Особый ребёнок» 1 – 4 класс (ФГОС О УО (ИН, «Особый ребёнок» 1 (дополнительный) класс (ФГОС О УО (ИН, «Мы познаём мир» для работы с обучающимися, имеющими умеренную степень умственной отсталости первого (дополнительного) – девятого года обучения (http://s_intern.suz.edu54.ru/p56aa1.html) . Данные программы были составлены на основе : «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой, программы «Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью» авторского коллектива Л. Б. Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарина, Н. Д. Соколовой. Кроме того, мною используются практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии Н. В. Верещагиной «Особый ребенок в детском саду» , методические пособия Т. П. Медведевой, И. А. Панфиловой, Е. В. Поле «Комплексное развитие детей с синдромом Дауна : групповые и индивидуальные занятия», О. А. Чистовой, «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» Е. А. Стребелевой др.

В процессе реализации коррекционно – развивающих программ, в своей практической деятельности использую разнообразные технологии :

технология коррекции сенсорного, сенсомоторного и психомоторного процессов;

технология коррекции познавательных процессов и высших психических функций;

здоровьесберегающие технологии;

образовательные технологии;

технология диагностического обследования детей с интеллектуальными нарушениями;

технология анализа развития ребёнка;

игровые технологии;

ИКТ технологии;

технология формирования лексико – грамматического строя речи;

цифровые образовательные ресурсы.

Применение вышеперечисленных технологий способствует укреплению здоровья, максимально возможной коррекции интеллектуальной недостаточности и оказывает положительное влияние на различные стороны психического и соматического развития обучающихся.

Имеется отдельный кабинет для работы учителя – дефектолога (Приложение 1) . Кабинет представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы. Он состоит из одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета создаёт для обучающихся атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, оснащен пособиями, играми, тренажерами. Родители имеют свободный доступ к кабинету.

Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам, которые решаю в процессе своей профессиональной деятельности . Кабинет соответствует критериям, по которым происходит организация рабочего пространства :

Научность – обеспечение методической базы, соблюдение квалификационных и методических требований;

Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа;

Соответствие возрасту ребенка - обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям обучающихся;

Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния.

Созданы рабочие зоны :

по отношению к детям (в соответствии с видами работ с обучающихся)

Учебная зона;

Двигательная зона;

Игровая зона;

По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя- дефектолога )

Диагностическая зона;

Коррекционно-развивающая зона;

Консультативная зона;

Методическая зона (пособия, программы, монографии и документация специалиста) .

Структура дефектологических занятий интересна и разнообразна. Набор развивающих игр настолько велик, что дети, с большим интересом занимаясь, не замечают, что чему-то целенаправленно учатся. Каждое занятие представляет собой целый комплекс по развитию познавательной деятельности , моторики, речи, фонетического слуха и др. (Приложение 2) . На занятиях дети рисуют, лепят, на ощупь угадывают предметы и определяют материалы, работают с крупами (Приложение3) .

Используя разнообразные формы проведения занятий (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, целевые экскурсии и прогулки, опираюсь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и детской гигиены, обеспечиваю охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса (провожу разнообразные, в том числе и музыкальные, физкультминутки, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику и т. д.)

В процессе работы добиваюсь эффективной положительной мотивации обучающихся к исправлению дефектов развития . В этом мне помогают :

опора на положительное;

создание благоприятной психологической атмосферы;

знание психосоматических особенностей обучающихся;

разнообразное построение образовательной деятельности , максимальное включение анализаторов, использование различной наглядности, мультимедийных презентаций;

применение различных методов оценивания.

Результативность моей работы, как учителя- дефектолога , определяется успешностью усвоения, сроками прохождения программного материала, положительной динамикой в развитии личности обучающегося в целом (Приложение 4) . За период моей работы можно выделить обучающихся, образовательный уровень которых (труд, продуктивные виды деятельности , коммуникация, социализация, сенсорное развитие, развитие мыслительных процессов, ФЭМП, ознакомление с окружающим и социальное развитие, игра) повысился :

от низкого уровня до среднего : Кирилл П., Андрей П., Дмитрий Р., Эдуард Г. ;

от низкого уровня до уровня ниже среднего : Ирина Г., Вероника А. ;

от уровня ниже среднего до уровня выше среднего : Валентина Н., Светлана Д., Кирилл М., Софья А. ;

уровень остался прежним : Анна Т., Егор Н., Владимир Е., Алина С.

Одним из важнейших направлений в коррекционно – педагогической деятельности учителя – дефектолога является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации обучающегося, имеющего интеллектуальные нарушения. Для того чтобы работа с родителями осуществлялась конструктивно, привлекаю их к активному участию в педагогическом процессе. Моя задача, как учителя - дефектолога – ориентировать родителей на социальное благополучие своих детей, которое предусматривает раскрытие и развитие возможностей ребенка, обеспечение помощи ребенку в социальной адаптации, формирование социальных и учебных компетенций.

Система работы с родителями включает в себя :

Информационно – аналитическую часть : сбор сведений (анкетирование, опросы) о родителях, уровне образования, наличие или отсутствие специальных знаний, отношение в семье к детям с ОВЗ, потребность родителей в психолого – педагогической информации и помощи;

- познавательную часть : совместная работа с родителями (домашние задания, открытые занятия, родительские собрания, консультации, посещение родителями индивидуальных занятий);

Наглядно – информационную часть : ознакомление родителей с особенностями коррекционно - образовательного процесса (буклеты, стенд, индивидуальные консультации) ;

Сложившаяся система работы позволяет не только оказывать педагогическую поддержку родителям обучающихся, но и привлекать к коррекционно – педагогической деятельности всю семью ребенка .

Формы работы с родителями, которые я использую в своей работе :

Классные часы;

Круглые столы;

Индивидуальные консультации;

Родительские собрания (Приложение 5) .

В целях повышения профессионального роста с 2016 года являюсь участником «Ассоциации дефектологов Новосибирской области» .

Являюсь оператором по заполнению Единой базы учёта детей с ОВЗ и детей инвалидов в школе – интернате (Приказ №221 от 31.08.2015года) .

Принимаю активное участие в работе конференций, семинаров

Уровень и название конференции, семинара и др. Форма участия Тема выступления Дата

Областная научно – практическая конференция «Внедрение ФГОС» слушатель 2014

Районная научно – практическая конференция, организованная совместно с НИПКиПРО «Современные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями интеллекта» (Приложение 6) стендовый доклад

Сенсорное развитие детей с нарушениями интеллекта 2014

Районная научно – практическая конференция «Образовательное пространство Сузунского района. Инновационные подходы как фактор обеспечения нового качества образования» (Приложение 7) доклад

Психолого – педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе 2016

Являюсь членом ШПМПк с 2014 года. Принимаю активное участие в проведении консилиумов внутри учреждения : по определению уровня готовности первоклассников к школьному обучению, по уточнению, изменению образовательного маршрута и т. д., посещаю семинары и практикумы, проходящие в Сузунском филиале ГБОУ для детей, нуждающихся в психолого – педагогической медико-социальной помощи, Новосибирской области «Областной центр диагностики и консультирования» .

В рамках работы над темой самообразования были проведены

год Наименование темы

Результаты работы

2015-2016гг. «Сравнительный анализ психического развития детей школьного возраста с легкой и умеренной степенью умственной отсталости». Выступление с докладом - презентацией на спецсеминаре, посвященном проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выступление с докладом – презентацией на методическом объединении воспитателей внутри ОУ.

«Использование электронных презентаций на занятиях по социальной адаптации». Подбор компьютерных игр и презентаций по основным образовательным областям.

Выступление с отчетом – презентацией «Психологические аспекты использования информационных технологий в образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ » на МО учителей начальных классов внутри ОУ.

Обобщение и распространение опыта

Форма Уровень Тема Дата проведения

Открытое занятие Внутри учреждения для педагогов Образовательная область : познание (сенсорное развитие)

«Фрукты - яблоко»

октябрь 2016г.

В настоящее время первый год работаю в классе для обучающихся со сложными дефектами (умеренная и тяжёлая умственная отсталость, осложненная соматическими и неврологическими заболеваниями (гидроцефалия, атрофия головного мозга, РДА, ДЦП, гиперкинетический синдром и др.)

Принимаю активное участие в творческой жизни педагогического коллектива. Оказываю помощь коллегам в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, выставок, творческих вечеров. Принимаю участие в районных и областных мероприятиях.

Являлась классным руководителем обучающихся с 2014 по 2015 учебный год. Классный коллектив состоял из 9 человек – 5 мальчиков, 4 девочки. При работе с классом пользовалась программой воспитательной работы «Взросление» , которая включала в себя следующие разделы :

Патриотическое воспитание – «Моя Родина Россия» ;

Здоровьесберегающий - «ЗОЖ» ;

- профориентационный - «Все профессии важны » ;

Нравственное воспитание - «Толерантность» .

Все выпускники после окончания МКОУ «Сузунская ОШ – И» поступили в ПУ, успешно адаптировались в новом коллективе. На данный момент успешно осваивают профессии швеи , штукатура – маляра, принимают активное участие в творческой и спортивной жизни ПУ.

Наряду с профессиональной деятельностью , принимаю активное участие во многих мероприятиях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях школы, поселка, области, стараюсь помочь там, где нужен мой опыт, знания. С огромным вниманием отношусь к проектам, направленным на улучшение жизни людей, всегда открыта для содействия им. Очень точно и метко написал об учителе известный писатель Соловейчик : «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе ». Стараюсь личным примером заразить своих учеников, коллег, привлечь их к занятию социально полезной деятельностью (Приложение 8) .

Другой, не менее актуальной проблемой является работа с родителями обучающихся. Не все родители обучались в ОУ, некоторые не умеют писать, читать, что значительно осложняет сбор информации, нет возможности применять наглядно – информационные материалы. Ведущую роль в данной ситуации отводится индивидуальным беседам, консультациям, разъяснениям. Зачастую родители не желают становиться участниками образовательного процесса, не понимают всю значимость необходимости выполнения домашних заданий, направленных на повторение, закрепление материала, что значительно усложняет закрепление и применение на практике полученных ЗУН.

Перспективные направления работы

Разработка программы обучения начальным навыкам пользования компьютером детей со сложными дефектами ;

Разработка дополнительных параметров к критериям психолого - педагогической диагностики младших школьников с нарушением интеллекта в зависимости от года обучения по утвержденной образовательной программе;

Разработка стандартного перспективно – тематического планирования по годам обучения, согласно образовательной программе;

Изготовление и приобретение пособий, дидактического материала для детей со сложными дефектами ;

Учитель – дефектолог

МКОУ «Сузунская ОШ-И» Дорошенко А. А.

Серьезную тревогу сегодня вызывают проблемы здоровья дошкольников и младших школьников. По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» 20 % дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья, а в начальных классах этот процент увеличивается до 50%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, растет число детей с близорукостью, нервно -психическими расстройствами, нарушениями осанки и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на тему «Компетенции дефектолога в профилактике нарушений развития ребёнка»

Введение

Серьезную тревогу сегодня вызывают проблемы здоровья дошкольников и младших школьников. По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» 20 % дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья, а в начальных классах этот процент увеличивается до 50%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, растет число детей с близорукостью, нервно -психическими расстройствами, нарушениями осанки и т.д.

Причины нарушения развития детей во все времена интересовали человечество. Вопрос систематизации этих сведений до сих пор незаслуженно оставался без должного внимания. В настоящее время большая часть этих причин установлена и отражена в медицинской литературе. Но до сих пор нет единого мнения о том, на каком этапе развития индивида и какие причины (или их группы) доминируют. Например, когда речи идёт о нарушениях интеллекта, 90% случаев приписывают пренатальным проблемам, 3% - перинатальным и 7% - постнатальным.

Спектр нарушений развития очень широк. Для биологической полноценности индивида существенны социально - психологические факторы, а с психолого-социальной точки зрения для полноценно развивающейся личности существенны и биологические факторы .

Проблема здоровья детей на сегодняшний день как никогда актуальна. Мы, взрослые, привыкли считать, что для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом. Очевидно, что только медицинские нововведения не могут в полной мере обеспечить существенного улучшения детского здоровья, если не произойдут определенные изменения на уровне образовательных учреждений в организации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто свою деятельность педагог должен построить так, чтобы обучение и воспитание детей в учреждении не наносило ущерба здоровью. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть образовательной программой. А нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в классе, в группе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма обучающихся, воспитанников.

В настоящее время учитель-дефектолог не может быть просто источником знаний, т.к. запросы современного общества идут в разрез с тем академическим образованием, которое даёт школа. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело, и прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. А чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знания компетентностей. У профессионального педагога должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. Одним из главных качеств учителя - дефектолога является готовность помочь. Одним из неотъемлемых качеств является и его профессионализм. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания. Образовательная деятельность становится ярче, живее и интереснее, если мимика и пантомимика педагога показывают, что он сам заинтересован в образовательном процессе. Дети чувствуют, что в них заинтересованы. Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм является - самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Технологии должны способствовать развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей: способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.

Компетентностный подход – относительно новый ракурс исследования проблем образования. Понятия «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход» как системно-образовательные и педагогические категории вошли интенсивно в понятийный аппарат наук об образовании.

Профессиональная компетентность педагога-дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и межличностном контексте, следовательно, педагог-дефектолог должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу, как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую связана со способностями педагога-дефектолога строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированности у дефектолога социальной компетентности .

  1. Направления работы дефектолога

Диагностическое направление. Диагностическая работа педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем. Диагностическая деятельность включает: изучение личных дел учащихся (педагогическая характеристика, заключение о нервно-психическом состоянии школьника); посещение семьи (установление контакта с родителями ребенка, изучению условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка); наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время; изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок); использование стандартизированных методик. Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются: Первичная диагностика учащихся. Цель: определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Динамическое изучение учащихся. Цель: отслеживание динамики развития ребенка, определение соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения и воспитания уровню развития учащегося (2 раза в год).

Этапная диагностика. Цель: констатация результативности и определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познава-тельной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Текущая диагностика. Цель: обследование учащихся по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума (по мере необходимости).

Коррекционное направление. Представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ОВЗ в динамике учено-воспитательного процесса. Основные направления коррекционно-развивающей работы: сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный компонент, операционный и регуляционный компоненты); нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи. Ориентировочные формы и методы работы могут быть следующими: индивидуальные и групповые коррекционные занятия, беседы; социально-психологический тренинг межличностного общения; имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии; вовлечение детей в творческие объединения по интересам; вовлечение родителей в работу с детьми. Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с учащимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы дефектолога проводятся для оказания помощи родителям, педагогам ДОУ в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями .

Принципы работы дефектолога:

1) Использование комплексного подхода к мониторингу, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Мониторинг является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.

2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития церебрально-органического генеза приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе учителя-дефектолога по преодолению трудностей воспитанников.

3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание образовательной деятельности строится в рамках ведущей деятельности дошкольного возраста, на материале, соответствующем требованиям дошкольной программы. Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения воспитанниками, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях широко используются различные виды помощи – от минимальной до максимальной.

4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексного мониторинга выявляются стороны ребенка, нуждающиеся в коррекции, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, суммарную нагрузку на воспитанника, рекомендации педагогу и родителям.

5) Организация динамического наблюдения за развитием детей, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития.

6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.

  1. Содержание и уровни овладения компетенциями

Способность проектировать профилактические и коррекционно-развива-ющие программы для детей с разными типами ОВЗ;

Знание основных принципов разработки профилактических и коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ;

Понимание сущности, задач, методов профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми с разными типами ОВЗ;

Умение проектировать программы деятельности на основе современных научных подходов к профилактической и коррекционно-развивающей деятельности, отслеживать результаты реализации профилактических и коррекционно-развивающих программ;

Готовность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков с ОВЗ;

Иметь представление об особенностях работы с детьми с нарушениями развития дефектологов, социальных работников, социальных педагогов, психологов, учителей ИЗО, физкультуры и др. Знание основ психологии группового взаимодействия. Понимание специфики работы педагога-психолога в общей команде специалистов;

Умение организовать взаимодействие специалистов в вопросах развития способностей детей и подростков с ОВЗ, отслеживать эффективность взаимодействия специалистов и вносить соответствующие коррективы;

Знание структуры образовательной среды, методов диагностики компонентов образовательной среды, способов выявления нарушений в поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ. Понимание взаимосвязей между особенностями функционирования образовательной среды и затруднений, возникающих у субъектов образования нарушений в поведении и обучении детей и подростков с ОВЗ;

умение проводить мониторинг образовательной среды, анализировать результаты диагностики, выявлять и объяснять причины затруднений в обучении детей и подростков с ОВЗ;

умение оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса в коррекционных образовательных учреждениях;

Умение оказывать психологическую поддержку участникам педагогического процесса, проводить обсуждение и анализ существующих проблем для решения задач оптимизации педагогического процесса;

Способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников / обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях:

Знание основ психологического консультирования;

Понимание взаимосвязей использования способов учебно-воспитательного процесса и механизмов учебно-познавательной деятельности ребенка;

Умение подбирать приемы взаимодействия со специалистами, родителями, детьми в ходе консультирования, отслеживать эффективность проводимой работы.

В течение последних десятилетий нарастают негативные явления в состоянии здоровья детей. При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста могут возникнуть выраженные нарушения, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, в наиболее тяжелых случаях приводящие к социальной недостаточности. В литературе отмечена высокая распространенность нарушений развития у детей. Этот процент без существенных изменений отмечается по всей протяженности раннего и дошкольного возраста – в среднем по всем параметрам – 65%. Расстройства развития у детей раннего возраста влияют на дальнейшее психическое и интеллектуальное формирование, и проблема приобретает не только медицинскую и педагогическую, но и социальную значимость. Проблема интеграции детей с расстройствами развития в общеразвивающую среду ставит перед специалистами задачу – поиск новых, целостных форм ранней профилактики, одновременно предупреждающей усугубление общего недоразвития и способствующей формированию развивающейся личности человека во всех проявлениях.

В основу концепции профилактики нарушений развития у детей положен принцип дифференцированного подхода с учетом состояния здоровья, комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации с использованием всех возможностей, то есть создание общего коррекционного пространства. Предлагаемая нами система ранней комплексной профилактики структурно является медико-психолого-педагогической. Приступать к комплексной профилактической работе, по нашему мнению, нужно уже в женской консультации, где наблюдается будущая мама. Учитывая ограниченные возможности женских консультаций, отсутствие в этих учреждениях неонатологов–педиатров, неврологов, дефектологов, психологов и детских психиатров необходимо использовать наглядно-стендовые формы просвещения, просветительские буклеты для будущих родителей о нормальном развитии ребенка и возможных отклонениях. Эти стенды и буклеты в доступной форме могут помочь разобраться родителям в следующих вопросах: в чем проявляются отклонения в развитии, почему ребенок может попасть в группу риска, как и когда надо начинать общаться с младенцем, как семейная ситуация может влиять на развитие. Кроме того, они могут выполнять координационную, диспетчерскую функцию и сформировать у взрослых установку на необходимость своевременного обращения к специалистам – логопеду, психологу, психиатру, неврологу , что дает возможность конкретизировать ранние формы абилитации. Чрезвычайно важной задачей в этом плане является предупреждение эмоциональной и сенсорной деприваций.

Вместе с тем, положительные результаты комплексного коррекционного воздействия непосредственно связаны с правильной организацией коррекционного воздействия в домашних условиях. В первую очередь – это налаживание под руководством специалистов партнерских отношений: врач – родители, коррекционный педагог – родители, психолог – родители, с целью активного участия родителей в активизации психического и общего развития ребенка . Во-вторых, комплексность и целостность воздействия позволяют стимулировать, «наблюдать» и направлять развитие ребенка не только в организованной форме, но и в естественных, домашних условиях. Разработанная, апробированная в различных организационных формах система и методологические подходы разрешают не только получать адекватную адаптацию, коррекционный эффект, но, что особенно важно – устранять диагностические ошибки в оценках познавательной деятельности, приводящие к ограничению социальной перспективы ребенка и его семьи. При этом фармакологическое воздействие и психотерапевтическая поддержка, – необходимые звенья общей коррекционной программы, способствующей восстановлению или улучшению состояния речевой деятельности, коммуникативной сферы, нервно-психических процессов, эмоциональных и поведенческих реакций.

Поведенческие трудности у детей этой группы связаны с нарушениями нервной системы и высших психических функций, с имеющимся эмоциональным дискомфортом. Неправильный стереотип поведения ребенка закрепляется неправильным и неадекватным отношением взрослых к нему. Родителям необходимо понять, почему ребенок развивается нетипично, отличается от остальных детей поведением, отставанием в развитии. Такие дети доставляют своим поведением много неприятностей взрослым. Родители, как правило, тяжело переживают негативную реакцию окружающих на поведение своих детей. Они испытывают чувство беспомощности, растерянности, стыда за своего ребенка. Это оборачивается раздражением против ребенка, приводит к конфликтам в семье на почве воспитания. Каждый член семьи начинает обвинять других в баловстве, излишней строгости и т.д. В дальнейшем это приводит к неровному поведению взрослых по отношению к ребенку, что усугубляет ситуацию и пагубно сказывается на состоянии ребенка, приводя к закреплению патологических поведенческих реакций. Именно поэтому психотерапевтическая поддержка требуется как перестройка, реконструкция факторов риска у ребенка, как воссоздание гармоничных отношений в семье. Психотерапевтической поддержке подвергаются все составляющие факторов риска и связи между ними; нормализуется психологический климат семьи, реконструируются родительские позиции в отношении к детям, расширяется осознание родителями мотивов семейного воспитания, происходит гармонизация самого хода психического развития детей в семье, развиваются и гармонизуются самосознание и самооценка ребенка.

В свою очередь, оригинальная коррекционно-педагогическая программа структурно включает две части: 1 – подготовка родителей к сотрудничеству со специалистами; 2 – непосредственные (с коррекционным педагогом) и опосредованные (с родителями) занятия с ребенком.

Работа с родителями условно делится на пропедевтический и основной периоды. Цель пропедевтического периода не только в подготовке ребенка к новым формам воспитания, обучения и интеграции (полной, неполной или частичной) в социальную среду, но и адаптация родителей к состоянию ребенка. Воздействие родителей на ребенка в основной период может иметь опережающий, параллельный и закрепляющий характер. В связи с этим разработка содержания программы комплексного медико-психолого-педагогического воздействия включает моделирование адекватного социального и ролевого поведения, как взрослого, так и ребенка; обучение новому модусу интрапсихических, межличностных и коммуникативных взаимоотношений. Оригинальность программы заключается в том, что вся жизнедеятельность ребенка с отклоняющимся развитием охвачена стимулированием появления речи, развитием развернутого высказывания, языкового чутья, языковой компетенции, формирования творческих форм речевой и познавательной деятельности. Важная особенность программы – стимулирование появления речи у детей путем обучения чтению.

Программа построена из взаимодополняющих методических блоков, построенных по концентрическому принципу. Содержание блоков динамично, что позволяет включать не только постепенное усложнение материала, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка и когнитивный стиль восприятия, осознания и усвоения информации. Каждый блок предполагает параллельность работы логопеда, других специалистов и родителей. Эффективность и оптимальность применения предложенных подходов подтверждена положительными результатами нашей работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями развития: расстройствами развития экспрессивной и импрессивной речи, задержками темпов речевого и интеллектуального развития, задержками психического развития.

Для предупреждения нарушений развития у детей специалистам и особенно будущим родителям следует знать основные направления профилактики данного феномена.

При планировании семьи полезны генетические консультации. Такие консультации необходимы родителям, входящим в так называемые группы риска. Факторы, обуславливающие риск:

Наследственные заболевания у родителей или у членов их семей;

Врожденная умственная отсталость;

Врожденные нарушения слуха или зрения;

Нарушения физического развития: деформации костей, изменения подвижности суставов;

Первичное бесплодие или аменорея (отсутствие месячных);

Два или больше выкидышей;

Хотя бы одна беременность была прервана из-за нарушения развития плода;

Внезапная смерть младенца из-за неясных причин;

Возраст матери свыше 35 лет;

Кровные браки и др.

Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические консультации, специалисты которых информируют их о возможностях рождения детей с наследственными нарушениями развития, а также о рисках рождения детей с патологией развития.

Всем женщинам необходимо пройти пренатальную диагностику, которая имеет важнейшее значение для решения проблемы планирования семьи.

По возможности беременным женщинам целесообразно посещать прена- тальные центры по психологическому сопровождению беременности.

Весьма важное значение имеет иммунопрофилактика детей. Своевременная иммунизация детей предупреждает опасные инфекционные заболевания, приводящие к нарушению развития.

Одна из немногих причин нарушения развития, предупреждение которой прямо зависит от родителей и педагогов, - это травмы детей. Опасными являются все виды травм, как бытовые, так и уличные, и спортивные. Самые опасные - открытые и закрытые травмы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров (зрения, речи и т.п.), из-за чего могут быть нарушены определенные функции. Семьям, имеющим маленьких детей, мы посоветовали бы не приобретать двухэтажных детских кроваток. В таких кроватках не должны спать дети до 6 лет. Дети этого возраста еще спят неспокойно, поэтому могут упасть с кровати. Шотландские врачи-травматологи отмечают, что в течение месяцев в этой стране их пациентами стали 85 тыс. малышей, из которых лишь 85 получили легкие ушибы, остальные оказались в больнице из-за сотрясения мозга, переломов костей или других ранений. Половина пострадавших детей были младше лет. Даже если дошкольник и не спит на втором ярусе, такая мебель остается фактором риска, так как она очень привлекательна для игры. Даже в обыкновенную детскую кроватку не следует класть большие игрушки и подушки, так как, встав на них, малыши могут выпасть.

Когда малыши начинают ходить, во избежание несчастных случаев, родителям следует продумать безопасность каждого жилого помещения, так как дети этого возраста становятся настоящими исследователями.

Лишь при рациональном подходе к профилактике причин нарушения развития родителями и воспитателями детских учреждений удастся свести к минимуму часть приобретенных нарушений развития у детей .

Заключение

Первоначальной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой государственной системы профилактики раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.

Список используемой литературы

  1. Аксёнова, Л.И., Архипов, Б.А., Белякова, Л.И. Специальная педагогика: Уч. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипова, Л.И. Белякова и др.: Под ред. Н.М. Назаровой. – 2 –е изд.,- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-400с.
  2. Байденко, В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. − М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. Борытко, Н. М. Человек как предмет воспитания: современные подходы // Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст. Материалы Межд. науч. конф. (Москва, 30 сентября–2 октября 2002 г.) / Сост. В. Г. Безрогов − М.: Изд-во УРАО, 2002. − С. 40−43.
  3. Гудонис, В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. [Тест] / В.П. Гаврилов // Дефектология. – 2004. №4. – с. 16-17.
  4. Сунцова, А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Удмуртский университет, 2013.
  5. Профессиональный стандарт педагога. − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от «18» октября 2013 г.
  6. Профилактика, диагностика и коррекция нарушений развития / Под ред. Лынской М.И., Покровской Ю.А. – М.: ЛОГОМАГ, 2012. – 284 с.
  7. К.п.н., доцент МПГУ, Давидович, Л.Р . Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста [Текст] / Л.Р. Давидович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pik100.ucoz.ru/konf/patologia/davidovich.htm

Ольга Стукалова
Эссе «Профессия дефектолог-это…»

Как представители профессии типа «человек-человек» дефектологи , чтобы быть профессионально успешными , должны развить в себе такие профессионально значимые умения и качества личности, как рефлексивность, интерес к другому человеку, стремление к общению, коммуникабельность, доброжелательность, бесконфликтность, эмоциональную устойчивость при длительных контактах с людьми, адаптивность, произвольность поведения, способность оказывать эмоциональное воздействие, отзывчивость, выдержку, собранность, пунктуальность

Личностные качества, необходимые для работы учителем-дефектологом : порядочность, высокая ответственность и моральная устойчивость, честность, способность к сопереживанию, коммуникабельность, аккуратность, организованность, чувство такта, сдержанность, бескорыстие.

Личностные характеристики и успешность деятельности

Чтобы стать хорошим специалистом, требуются высокий интеллект, интуиция, наблюдательность, коммуникативные способности, эмоциональная устойчивость. Он должен быть внимательным, отзывчивым, тактичным, общительным, терпеливым, проявлять склонность к работе с детьми. Для овладения профессией и дальнейшей работы необходимо иметь хорошую память, высокие коммуникативные способности. Нужна грамотная и внятная речь, хорошо поставленный голос, стрессоустойчивость, крепкая нервная система.

Дефектология – наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения. Учитель-дефектолог – педагог , занимающийся обучением и воспитанием детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Дефектология тесно связана с такими науками как : психология, медицина, педагогика и др.

На занятиях дефектолог , дефектолог -логопед осуществляют работу по следующим направлениям :

Развитие и коррекция внимания (зрительное, слуховое) ;

Развитие и коррекция восприятия (зрительное, слуховое, тактильное) ;

Развитие и коррекция памяти (зрительная, слуховая) ;

Развитие и коррекция мышления;

Развитие и коррекция речи (устная, письменная) ;

Развитие и коррекция моторики (моторной функции) ;

Развитие и коррекция зрения;

Развитие и коррекция слуха;

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

Восполнение пробелов в познавательной сфере;

Развитие и формирование элементарных математических представлений;

Развитие и формирование конструктивной деятельности.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности

дефекты речи , слуха у специалиста данной профессии ;

Необщительность;

Отсутствие склонности к работе с детьми;

Эмоциональная неуравновешенность;

Агрессивность;

Корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации

Социальная помощь (по определению Л. И. Аксеновой) - это система гуманитарных услуг (правоохранных здравоохранительных, образовательных, психотерапевтических, реабилитационных, консультационных, благотворительных) представителям экономически не обеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Социально-педагогическая деятельность (по определению В. А. Никитина) состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче ребенку знаний освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования.

Профессиональные и личностные качествам педагога-дефектолога , работающего с детьми

Умение быстро принимать решения;

Организаторские способности;

Практицизм;

Развитая интуиция;

Любовь к детям;

Психологическая устойчивость;

Жизнерадостность;

Высокий уровень культуры;

Активная жизненная позиция.

Публикации по теме:

Я и моя профессия Воспитатель – человек душой размером с океан… Чье сердце в окружении детьми Все начинает биться чаще, В глазах которого лишь доброта Усталость.

Выбор жизненного пути…. На свете есть много различных профессий, И в каждой есть прелесть своя. Но нет благородней, нужней и чудесней Чем.

Моя профессия воспитатель Эссе «Я и моя профессия» Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в.

Моя профессия-воспитатель Почему я выбрала профессию воспитатель? С самого раннего возраста я мечтала заниматься с детьми. Когда мне было 4 года примером для воспитания.

Профессия - военный «Профессия – военный» В. – Дети, что необходимо для того, чтобы люди спокойно жили, трудились, чтобы дети могли спокойно ходить в детский.

Профессия воспитатель В течение всей своей жизни ребенок встречается с множеством людей, которые так или иначе оказывают на него влияние. Что же касается педагогов,.

  • 6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики
  • 7. Отношение к лицам с нарушениями в развитии на разных этапах развития общества
  • От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии.
  • От осознания необходимости призрения лиц с отклонениями до осознания возможности обучения хотя бы части из них.
  • От осознания возможности к осознанию целесообразности обучения трех категорий детей: с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с умственной отсталостью.
  • От осознания необходимости обучения части аномальных детей к пониманию необходимости обучения всех детей.
  • От изоляции к интеграции.
  • 8. История развития специального образования в России
  • 9. История развития специального образования за рубежом
  • Первый период (VIII в. До н. Э. По XII в. Н. Э.)
  • Второй период (XIII – XVIII).
  • Третий период (конец XVIII в. - начало хх в.)
  • Четвертый период (хх в. До 1970-х гг.)
  • Пятый период (с 1970-х гг. По настоящее время).
  • 10. Роль л.С. Выготского в становлении развитии и специальной педагогики
  • 11. Концепция л.С. Выготского о сложной структуре аномального развития
  • 12. Дефект и компенсация при различных нарушениях развития
  • 13. Культурно - историческая концепция развития ребенка л.С. Выготского
  • 14. Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии
  • 15. Учет сензитивных периодов в развитии психических процессов в коррекционной работе с детьми
  • 16. Задачи дошкольного образования детей с отклонениями в развитии
  • 17. Основные коррекционные задачи воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
  • 18. Соотношение общеразвивающих и коррекционных задач в специальной педагогике
  • 19. Характеристика общедидактических принципов специальной педагогики
  • 20. Характеристика специальных принципов специальной педагогики
  • 21. Соотношение общих и специфических методов воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
  • 22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми
  • 23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии
  • 24. Применение технических средств в работе с дошкольниками с отклонениями в развитии
  • 25. Компьютерные технологии обеспечения коррекционного процесса
  • 26. Основные задачи профессиональной деятельности педагога – дефектолога.
  • 27. Требования к профессиональной подготовке дошкольного педагога – дефектолога.
  • 28. Личностные качества педагога - дефектолога для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.
  • 29. Основные направления коррекционно-педагогической работы с умственно отсталыми детьми.
  • 30. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с зпр.
  • 31. Основные направления коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями слуха.
  • 32. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения.
  • 33. Основные направления коррекционно–педагогической работы с детьми с нарушениями речи.
  • 34. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями порно – двигательного аппарата.
  • 35. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения
  • 36. Основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми со сложными нарушениями.
  • 637. Комплексная помощь детям младенческого возраста.
  • 38. Значение раннего выявления отклонений в развитии у детей.
  • 39. Ранняя коррекционная помощь детям с отклонениями в семье.
  • 40. Участие различных специалистов в оказании помощи в семье.
  • 41. Роль пмпк в диагностике нарушений детей.
  • 42. Роль пмпк в правильном комплектовании специальных дошкольных учреждений.
  • 43. Организация помощи детям с отклонениями в развитии в условиях системы образования, здравоохранения и социальной защиты.
  • 44. Система дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида (задачи, направления работы).
  • 45. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях здравоохранения.
  • 46. Основные направления помощи детям с отклонениями в развитии в учреждениях социальной защиты.
  • 47. Цели интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
  • 48. Современные формы интеграции детей в образовательные дошкольные учреждения.
  • 49. Современные приоритеты в развитии системы специального образования.
  • 50. Формирование гуманистического отношения общества к детям с отклонениями в развитии.
  • Основные понятия и категории курса «Специальная педагогика», обязательные для усвоения студентами.
  • 22. Использование практических, наглядных и словесных методов в работе с детьми

    Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить:

      методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.);

      методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.);

      методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)

    Выделение словесных, наглядных и практических методов нельзя считать обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников информации Оно имеет определенное основание и во внутреннем плане через характеристику форм мышления.

    Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивной и дедуктивной, а также репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся.

    Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы, имея в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством учителя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих и поэтому можно говорить об обязательном применении методов в определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной ситуации.

    Основой же коррекционно-воспитательной работы в этот период становятся наглядные и практические методы. Но и здесь дело обстоит непросто, ведь для использования наглядных методов обучения нужен определенный уровень развития восприятия.

    Поскольку внимание у детей непроизвольное, неустойчивое, во время занятий нужно стремиться к тому, чтобы в поле зрения детей находились только те предметы, которые соответствуют цели данного занятия.

    Адекватными для начального периода обучения умственно отсталых детей являются практические методы - организация детской деятельности и детского опыта.

    Более доступным способом передачи ребенку знаний и умений оказывается показ (подражание).

    При показе ребенок видит не только результат действий взрослого, но и все этапы действия, которым он может подражать.

    Напомним, что наглядные и практические методы должны обязательно сочетаться с речью - словесной инструкцией, словесным объяснением задания, словесным описанием, но речь должна включаться постепенно.

    23. Роль и место игры в коррекции отклонений в развитии

    Одной из трудностей, с которой сталкиваются эти особые дети, является трудность усвоения любого образовательного материала, что приводит к снижению интереса к учебе. Поэтому особое значение приобретает вопрос о формировании познавательного интереса, активного деятельностного отношения к образовательному процессу. При этом не менее важным требованием современности является снижение психических и физических перегрузок воспитанников.

    Оптимальные для обучающихся темп и содержательная насыщенность занятий, чередование умственного напряжения и отдыха, ситуации успеха - все это формирует оптимистический настрой на безусловное преодоление трудностей, уверенности в себе, чувство радости и удовлетворения от проделанной работы.

    Игровые приемы работы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают их возрастному стремлению к игре. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто.

    Известные психологи А. Н Грабов, Г. Я. Трошин высоко ценили игру в деле воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Игру они считали точным показателем проявления детских способностей, возможностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха. В игре развивается память, мышление, воображение.

    Широкое использование игр и различных занимательных приемов на занятиях (смешные картинки, шутливая формулировка целей заданий и упражнений, кроссворды, загадки и т. д.) не только предупреждает появление у ребят пассивного отношения, но и способствует активизации интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения.

    Основные требования к подбору игр и игрушек для детей с ОВЗ:

      Соответствие игры возрасту ребенка;

      Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

      Учет структуры дефекта;

      Соответствие коррекционной цели занятия;

      Учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);

      Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

      Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

    Из-за неустойчивого эмоционального состояния детей, недостаточно выбрать один вид игры для поддержания активности детей на занятиях, у педагога должно быть несколько игр разных по корригирующему действию на детей.

    Игра может быть быстрой для стимулирования познавательного интереса, хорошего настроения, развития моторики и подготовки к практической работе, и занимать более продолжительное время при проведении диагностики знаний, практических умений детей.

    Внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности является одной из важных задач коррекции всех психических процессов ребенка. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

    "