» » Внимание человека — особенности развития. Сущность,функции и виды внимания Внимание его психологическая сущность свойства и виды

Внимание человека — особенности развития. Сущность,функции и виды внимания Внимание его психологическая сущность свойства и виды

Внимание - это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления (рис. 3.12).

Физиологические основы внимания

Внимание не имеет такого специального нервного центра, как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга.

Рис. 3.12.

Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых шовных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то определенном участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие - заторможенными.

Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате чего и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

  • точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);
  • прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратковременной и оперативной памяти);
  • направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимательный человек достигает в жизни большего, чем невнимательный.

Основные функции внимания:

  • отбор значимых (т.е. соответствующих потребностям данной деятельности) воздействий и игнорирование других - несущественных, побочных, конкурирующих;
  • удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятельности, достижения поставленной цели;
  • регуляция и контроль за протеканием деятельности.

Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Эта связь

раскрывается в наиболее известных психологических теориях внимания.

Согласно моторной теории Т. Рибо интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Состояние внимания всегда сопровождается не только эмоциональными переживаниями, но и определенными изменениями состояния организма.

В соответствии с теорией Л.Л. Ухтомского физиологической основой внимания является доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей.

Согласно концепции внимания П.Я. Гальперина внимание является одним из составляющих ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой контроль за содержанием образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. Этот контроль осуществляется при помощи заранее составленного критерия, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.

Свойства внимания (рис. 3.13):

концентрация внимания - это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи;


Рис. 3.13.

избирательность внимания - это его сосредоточение на наиболее важных предметах. Она играет важную роль в правоприменительной деятельности;

распределение внимания - это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояний человека. При утомлении область его распределения значительно сужается.

Объем внимания характеризуется количеством объектов или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчетливости в один момент.

Численная характеристика среднего объема внимания - 5-7 единиц информации.

Интенсивность внимания характеризуется относительно большей затратой нервной энергии на выполнение данного вида деятельности, в связи с чем участвующие в этой деятельности психические процессы протекают с большей ясностью, четкостью и быстротой.

Устойчивость внимания - это его способность задерживаться на восприятии данного объекта.

Устойчивость внимания определяется различными причинами:

  • индивидуальными физиологическими особенностями организма (свойствами нервной системы и общим состоянием организма в данный момент);
  • психическим состоянием (возбужденностью, заторможенностью и т.д.);
  • мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности);
  • внешними обстоятельствами при осуществлении деятельности.

Общая устойчивость внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов.

Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Сосредоточенность внимания - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания зависит от возраста и опыта работы (с годами незначительно повышается), а также от состояния нервной системы (при небольшой нервно-психической напряженности несколько повышается, а при высокой - понижается).

Переключаемость внимания - способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Переключаемость внимания зависит от подвижности нервной системы, и, следовательно, она выше у людей более молодого возраста. В состоянии нервно-психического напряжения этот показатель снижается за счет повышения устойчивости и сосредоточенности.

Различные свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга. Так, высокая сосредоточенность может сочетаться со слабой переключаемостью.

Внимание может быть преднамеренным, сосредоточенным и непреднамеренным. Каждый из видов внимания зависит в то же время от ряда условий, в которых он осуществляется (рис. 3.14).


Рис. 3.14.

Преднамеренное (произвольное) внимание - это внимание, которое возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.

Целенаправленность определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой в данный момент; из многих объектов выбираются те, которые необходимы при выполнении данного вида деятельности.

Организованность преднамеренного внимания означает, что мы заранее готовимся быть внимательными к тому или другому предмету, сознательно направляем на него свое внимание, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психические процессы.

Повышенная устойчивость преднамеренного внимания позволяет организовать работу на протяжении более или менее долгого времени. Она связана с планированием этой работы.

Сосредоточенное внимание - это внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает динамическим и статическим.

Динамическим называется такое внимание, которое в начале работы характеризуется малой интенсивностью, и только с помощью больших усилий человек повышает его интенсивность.

Статическое внимание - это такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени его выполнения.

Непреднамеренное (непроизвольное) внимание - это внимание, вызываемое внешними причинами - теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть и интенсивность раздражения, и новизна, и необычность объекта, и его динамичность.

Интенсивность раздражения заключается в более сильном действии объекта (например, более сильный звук, более яркий план), который привлекает к себе внимание.

Новизна и необычность объекта, даже если он и не выделяется интенсивностью своего действия, также становится стимулом внимания.

Резкая смена, динамичность объекта , наблюдающаяся при сложных и длительных действиях (например, при наблюдении за спортивными состязаниями, восприятии кинокартины и т.п.), также всегда вызывает особое внимание.

Внимание является одной из наиболее важных психических функций и оказывает существенное влияние на психические процессы, обеспечивая целенаправленность и сосредоточенность познавательной деятельности человека, усиливая восприятие и память, активизируя мышление.

Как развивать внимание?

  • 1. Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека:
    • правильный распорядок дня, полноценные питание и отдых;
    • своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов;
    • учет дневного ритма работоспособности (пик нашей активности приходится на 5 и 16, 20 и 24 ч);
    • чередование умственных и физических занятий.
  • 2. Создание благоприятной рабочей обстановки:
    • отсутствие сильных внешних раздражителей - обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности), перенос других дел на иное время;
    • обеспечение гигиенических условий работы (чистый воздух, комфортная температура воздуха);
    • оптимальный физический фактор (поза, при которой ничто не отвлекает, отсутствие лишних движений);
    • привычные условия работы.
  • 3. Поиск путей появления интереса к задаче: следует обратить внимание на любопытные и необычные детали, взглянуть на происходящее по-новому.
  • 4. Организация деятельности:
    • установить приоритеты (определить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному);
    • поставить конкретные задачи (определить, что необходимо сделать для решения того или иного вопроса);
    • определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения.
  • 5. Воспитание критического отношения к себе и работе: после завершения деятельности необходимо проанализировать, достигнута ли поставленная цель, что способствовало ее достижению, а что мешало.
  • 6. Развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.

Внимание - это сложная, многогранная психическая функция. Оно характеризует состояние психических процессов и является одной из сторон психической деятельности. Внимание характеризует общий склад личности, социальную направленность человека. Оно может выражаться в наблюдательности (интеллектуальное качество) и внимательности (нравственное свойство личности, которое проявляется в чуткости, отзывчивости, понимании другого человека). Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности. Изменения внимания зависят от индивидуальнотипологических, возрастных и других характеристик человека.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте.

Если человек не мобилизует своего внимания, то в работе неизбежны ошибки, а в восприятии - неточности и пробелы. Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении рассмотрения которого среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что исследования ведутся уже давно. Нельзя быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в определенных конкретных психических процессах: мы всматриваемся, вслушиваемся, принюхиваемся, мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете, пишем сочинение. Внимание не только создает наилучшие условия для психической деятельности, но и помогает человеку своевременно реагировать на различные изменения в окружающей среде и в собственном организме.

Различают внимание внешнее и внутреннее.

Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее – на собственные мысли, чувства и переживания.

Когда человек во что-то внимательно вглядывается , он весь как бы подается к объекту восприятия, глаза широко раскрываются. Остальные движения затормаживаются. Когда человека что-то изумляет, это опять-таки четко выражается в мимике внимания. Все это признаки проявления внешнего внимания. Совсем иначе выражается внимание, направленное на собственные мысли и переживания: брови чуть сдвинуты, веки опущены - человек как бы всматривается внутрь себя, как говорят, "погружен в себя", - все это проявления внутреннего внимания.

Внимание развивается постепенно и на определенном уровне своего развития становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью . Внимательный человек - это человек наблюдательный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности. Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми.

Виды внимания. Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).

Непроизвольное внимание не зависит от нашего желания, от нашей воли или намерений. яркие световые явления (молния, красочная реклама, света);

· неожиданные вкусовые ощущения (горечь, незнакомый вкус);

· что-то новое (проехавшая машина новой марки, изменившийся цвет и выражение лица человека, с которым только что разговаривали и пр.);

· предметы и явления, вызывающие эмоции (картины художников, музыка, различные проявления природы: закат или восход солнца, живописные берега реки, ласковый штиль или грозный шторм на море и пр.)

Непроизвольное внимание может быть вызвано и внутреннимсостоянием организма . Человек, испытывающий чувство голода, не может не обратить внимание на запах пищи, на звон ложек и вилок, на вид тарелки с едой. Когда речь идет о непроизвольном внимании, можно сказать, что мы не обращаем внимание на те или иные объекты, а они сами завладевают нашим вниманием. Но иногда, и весьма часто, приходится делать над собой усилие - оторваться от интересной книги и начать делать что-то иное, намеренно переключить свое внимание на другой объект. Здесь мы имеем дело уже с произвольным (преднамеренным) вниманием , когда человек ставит себе определенную цель и прилагает старания для ее достижения. Иными словами, у человека есть определенные намерения, и он прилагает усилия это намерение осуществить.

Произвольное внимание возникает на основе усилия воли. Поскольку оно требует усилий от человека, то является утомительным.. Основные виды внимания - непроизвольное и произвольное - тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга.

Основные сво-ва внимания и их развитие.

Различают пять свойств внимания:

–сосредоточенность,

–устойчивость,

–объем,

–распределение

–переключение .

Сосредоточенность - это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности. Устойчивость - это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым называется внимание, способное в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Внимание не может долго задерживаться на неподвижном объекте, если мы не можем его рассматривать с разных сторон. Чем богаче различными своими свойствами объект, тем легче сосредоточить внимание на нем в течение длительного времени.

Объем – это количество объектов, которые охватываются вниманием одновременно. Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, бросив мимолетный взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Распределение внимания – это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя б одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Переключение - это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета на другие. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии.

Память, ее виды и сво-ва

Память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. А память немыслима вне других психических процессов. Связи, которые лежат в основе деятельности памяти, называются ассоциациями. Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из этих представлений вызывает другое.

Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках, компьютеры помогают человеку помнить, но главное - это его собственная память. Качества памяти. Прежде всего, что такое "хорошая" и "плохая" память? Этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.

Итак, качества памяти:

быстрота запоминания.

прочность сохранения ;

точность памяти. Отсутствие искажений, пропусков существенного;

готовность памяти. Умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент.

Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты и пр.

Характеристика процессов памяти . В качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти. К процессам памяти относятся:

–запоминание

–воспроизведение

–сохранение

–узнавание

–забывание

Запоминание это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее . Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что вызывает у нас интерес и эмоции. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импринтинг . Состояние импринтинга возникает у человека в момент высокого эмоционального напряжения.

Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Если основным условием механического запоминания является повторение, то условием смыслового - понимание.

Если запоминание имеет характер специально организованной работы, то оно называется заучиванием. Заучивание зависит, во-первых, от характера деятельности; во-вторых, от установки. Очень важно активное отношение к процессу заучивания.

Виды памяти . Все виды памяти можно условно разделить на три группы:

1.что запоминает человек (предмет и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую иобразную память; 2.как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную инепроизвольную. 3. как долго сохраняется запомненное.

Это кратковременная, долговременная иоперативная память.

Двигательная (или моторная) память позволяет запоминать умения, навыки, различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку всякий раз приходилось заново учиться ходить, писать, выполнять разнообразную деятельность.

Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания, которые мы испытывали в тех или иных ситуациях. Смысловая, или словесно-логическоая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок.

Образная память - память на представления. Уровень ее развития может быть неодинаков. Выделяют 5 подвидов образной памяти:

зрительную;

–слуховую ;

–обонятельную;

–осязательную ;

вкусовую . Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память. Преобладание у человека одного из названных видом образной памяти легко прослеживается в обучении феноменальная память - результат некоторых врожденных особенностей мозга. Но это обязательно и систематические упражнения в избранной специальности, упорная многолетняя тренировка. Произвольная и непроизвольная память. Если не ставится специально цель запомнить или припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без волевых усилий, то это память непроизвольная . Если ставят специальную цель запомнить, производят волевые усилия, то это память произвольная .

Осуществление любой деятельности требует от человека внимания. Даже в игре дети постоянно должны удерживать в сфере своего внимания соответствующие правила, происходящие события и их динамику. Часто они до такой степени сосредоточены на этом, что им трудно переключить внимание на что-либо иное. Устойчивого внимания требуют все виды труда. Неспособность удержания внимания на объекте трудовой деятельности приводит к снижению качества производимого продукта. Без сосредоточенного внимания невозможно достижение высоких результатов в искусстве, спорте и учении. Если ученик не будет сосредоточен на восприятии учебного материала, он не сумеет его понять, выделить в нем главное и запомнить. Призывы: "Будьте внимательны!" способны удержать внимание только в течение короткого времени, после чего многие дети (и взрослые) снова и неизбежно отвлекаются. Управление вниманием учащихся является одной из важных задач, которую так или иначе решает учитель в процессе урока.

В каждый данный момент наше сознание направлено на тот или иной конкретный объект. Человек или воспринимает что-то, или думает о чем-то, что-то вспоминает или воображает.

Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте, имеющем для личности устойчивую или ситуативную значимость, при одновременном отвлечении от других объектов.

Внимание может быть направлено как на внешние объекты действительности (внешнее внимание), так и на свой внутренний мир (внутреннее внимание).

Проявляется внимание как особое состояние всего организма, при котором изменяется внутренняя психическая деятельность, внешняя двигательная активность, а также активность работы мозга (физиологический уровень внимания). Психическая деятельность фокусируется на объекте. Двигательная сторона внимания проявляется в специфических позах внимания. При внешнем и внутреннем внимании позы различаются. Для внешнего внимания характерен поворот головы и взгляд, сосредоточенный на объекте, возможна задержка дыхания. При внутреннем внимании человек часто закрывает глаза или его взгляд витает, ни на чем не сосредоточиваясь. Учитель по этим характерным признакам может определить, направлено ли внимание ученика на содержание урока или он думает о чем-то своем.

На физиологическом уровне внимание обеспечивается возбуждением ретикулярной формации как механизма активации мозговой деятельности; индукцией нервных процессов и возникновением доминанты.

Понятие индукции широко использовалось И. П. Павловым для объяснения закономерностей высшей нервной деятельности.

Индукция проявляется в том, что процесс возбуждения, возникающий в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях.

Доминантой называется временно господствующий в коре головного мозга очаг возбуждения, тормозящий другие рефлексы и усиливающийся при действии любых стимулов.

Явление доминанты было открыто российским физиологом А. А. Ухтомским (1875–1942).

Функции внимания. Основной функцией внимания является установление психологической связи субъекта с объектом, на который в данный момент направлено его сознание, и обеспечение ясности и четкости отражения объекта.

пример

Если ученик при выполнении домашнего задания будет отвлекаться, представляя себе, например, предстоящие спортивные соревнования, он может допускать ошибки, делать пропуски, не замечать детали. В результате его деятельность окажется малоэффективной, а задание будет выполнено некачественно.

Вторая функция внимания проявляется в том, что оно осуществляет селекцию и систематизацию перцептивных данных. Внешний мир бесконечен, а сознание человека ограничено. Внимание подобно фильтру пропускает в сознание только наиболее важную информацию, поэтому процесс внимания часто сравнивают с воронкой или бутылочным горлышком.

Еще одной важной функцией внимания принято считать улучшение качества той деятельности, на которую оно направлено. Однако возможно, что участие внимания воздействует на деятельность разрушающе, если подключается к деятельности, ранее уже автоматизированной, закрепленной.

Внимание функционирует в различных сферах человеческого сознания: чувственной, мнемической, интеллектуальной. Собственного продукта внимание не имеет. На этом основании некоторые психологи считали целесообразным вообще не использовать понятие "внимание". Датский психолог Э. Рубин даже написал научную статью, которую озаглавил "Несуществование внимания". С такой "трактовкой" внимания можно не согласиться, если признать, что его специфическим продуктом является улучшение результата деятельности. Внимание обеспечивает полноту и глубину восприятия, памяти, мышления и воображения и таким образом выступает как условие успеха познания окружающей действительности. В этом смысле К. Д. Ушинский называл внимание дверью, через которую проходят все знания и впечатления из внешнего мира. Чем отчетливее выступает объект в сознании человека, тем активнее и продуктивнее становится его деятельность с ним, что, в свою очередь, обеспечивает его более глубокое познание.

Установление связи между сознанием человека и отражаемым объектом – двусторонний, взаимообусловленный процесс. С одной стороны, объект привлекает к себе внимание, с другой – внимание направляется на объект. Соответственно факторами возникновения и удержания внимания на объекте могут быть как свойства самого объекта, так и особенности субъекта. Одни люди в большей степени подчиняются непосредственным влияниям окружающей среды и проявляют пассивность в выборе объектов внимания, другие более активны в этом отношении. В зависимости от соотношения таких факторов роль личности в регуляции внимания может быть различной: от почти полной пассивности до полной сознательности и самоорганизации. Данные отличия выражены в классификации видов внимания.

Виды внимания. Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и постпроизвольное.

Непроизвольное , или непреднамеренное , внимание – это направленность сознания на предмет или явление в силу каких-то их особенностей. Способность к такому вниманию является у человека врожденной, в связи с чем Л. С. Выготский именовал его натуральным. Этот вид внимания присущ и человеку, и животным. Мы можем наблюдать у последних позы внимания, например, при добывании пищи или защите от врагов.

Механизм непроизвольного внимания – ориентировочный рефлекс. И. П. Павлов обозначил его как "что такое?", потому что он проявляется как первоначальная реакция на новый стимул, позволяя настроить органы чувствительности на восприятие нового объекта и принять решение относительно его полезности или опасности для организма.

Непроизвольное внимание может возникать при различной степени пассивности человека. При крайней степени пассивности оно называется вынужденным. Н. Ф. Добрынин (1890–1981) указывал, что индивидуальность и своеобразие личности оказывают определенное влияние даже в ситуациях возникновения вынужденного внимания. Факторы, обусловливающие непроизвольное внимание, подразделяются на две группы:

  • первую группу составляют свойства и особенности раздражителей. Прежде всего это новые интенсивные раздражители. Новое строение, новая вещь, новая реклама всегда привлекают наше внимание. Громкий звук, яркая вспышка, сильный толчок также заставят обратить на себя внимание. Другими факторами в этой группе являются длительность действия раздражителя, его движение, контрастность по сравнению с фоном. Изменение характеристик действующих раздражителей, например силы или длительности, начало и конец действия, также вызывает внимание;
  • вторую группу раздражителей, вызывающих непроизвольное внимание, характеризует их связь с потребностями и интересами субъекта. Если для человека что-то является особо значимым, это будет в сфере его внимания. Например, коллекционер никогда не пройдет мимо предметов своего увлечения, в то время как другие люди останутся к ним равнодушны.

пример

Факторы, вызывающие непроизвольное внимание, учитываются в архитектуре, строительстве, рекламе, полиграфии и других областях. Большую роль они играют и в организации учебно-познавательной деятельности учащихся, например в подборе и представлении учебного материала таким образом, чтобы направить внимание на нужные объекты и нс отвлекать от основного содержания урока. Интерес к учебному предмету способен длительное время поддерживать высокий уровень непроизвольного внимания. Яркий, эмоционально насыщенный материал всегда вызывает у учащихся непроизвольное внимание. Это особенно важно для начальной школы, так как у младших школьников произвольные познавательные процессы (восприятие, внимание, память) находятся еще в стадии формирования.

По мере расширения учебных предметов и усложнения учебного материала опоры на непроизвольное внимание становится недостаточно для эффективной организации процессов усвоения знаний. Далеко не все предметы вызывают у учащихся интерес. У многих из них возникают значительные трудности, связанные с пониманием материала и выполнением учебных заданий. Их преодоление требует от учащихся воли и произвольного внимания.

Произвольное внимание – это организованная направленность сознания на объект или явление. Произвольное внимание возникло в процессе труда при необходимости сосредоточиваться не на том, что приятно или интересно, а на том, что в данный момент необходимо делать; что является важным для успешного выполнения действия. Л. С. Выготский показал, что произвольное внимание, которое он называл культурным , в отличие от непроизвольного – процесс опосредствованный, т.е. осуществляемый с помощью средств: знаков, речи, поставленной задачи. Овладеть данными средствами ребенок может только в социуме, в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми. Произвольное внимание, так же как произвольное восприятие, произвольная память, словесно-логическое мышление, относится к высшим психическим функциям человека.

пример

В онтогенезе развитие произвольного внимания осуществляется постепенно. Сначала взрослые с помощью речевой инструкции, указания на нужный объект и постановки перед ребенком познавательной или практической задачи организуют его внимание и деятельность. Затем он овладевает умением самостоятельно ставить перед собой задачу и направлять внимание на нужный объект. Удержание внимания на предмете или действиях с ним, определяемых поставленной задачей, требует волевых усилий и активности личности, так как человек сознательно принимает решение и исполняет его. Хорошо известно, как трудно бывает удерживать внимание при изучении сложного и непонятного материала или в условиях осуществления однообразной и монотонной деятельности. В таких ситуациях человек не только прикладывает усилия, чтобы удержать предмет внимания, но еще и переживает эти усилия. Такое внутреннее переживание усилий Л. С. Выготский связывал с процессом овладения человеком своим вниманием, своего рода борьбы и победы над теми факторами и раздражителями, которые направляют внимание на другие объекты. Существуют определенные приемы в организации деятельности, которые могут облегчить учащимся этот процесс, например чередование различных видов деятельности, дозированная помощь, активный отдых.

Психологическое содержание произвольного внимания было раскрыто П. Я. Гальпериным, автором теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий. Он показал, что умственные действия являются результатом интериоризации, обобщения и сокращения. Управление действием на основе образа требует контроля: постоянного сопоставления задания с его исполнением. В начальных формах контроль осуществляется как развернутое предметное действие. Превращение контроля в умственное и сокращенное действие изменяет его природу и функции. Умственный контроль за ходом деятельности обеспечивает направленность и сосредоточенность сознания на ее выполнении и результате, т.е. является вниманием. Такой контроль уже не просто оценивает деятельность и ее результат (как это происходит при внешнем развернутом контроле), но и улучшает их. Это объясняется тем, что внимание как

действие психического контроля осуществляется на основе сформированных ранее критериев, образов и понятий, к которым приравниваются выполняемые действия, поскольку человек понимает, как следует действовать в данной ситуации и планомерно осуществляет требуемые действия. Внешний контроль посредством речи переходит в умственный план и, сократившись, становится вниманием.

пример

Учитель может целенаправленно обучать ребенка вниманию. Для этого наряду с основными заданиями учащимся следует давать специальные упражнения на проверку выполненной работы, указывая критерии, образцы, общий план и последовательность конкретных действий.

Постпроизвольное внимание возникает, когда в процессе первоначально непривлекательной деятельности человек заинтересовывается работой. Волевые усилия для ее продолжения уже не требуются, что сближает постпроизвольное внимание с непроизвольным. Однако в отличие от непроизвольного внимания постпроизвольное регулируется сознательно поставленной целью и осуществляется планомерно, играя важную роль как фактор, способствующий выполнению учащимися трудных заданий в течение длительного времени. При этом они не испытывают утомления ввиду отсутствия необходимости волевых усилий. Утомление сменяется чувством удовлетворения и радостью познания. Причиной такого психологического переустройства личности и деятельности является комплексный феномен сдвига мотива на цель (см. § 7.1).

При организации учебной деятельности важно опираться на все три вида внимания, управляя их динамикой и используя преимущества каждого вида.

Курсовая работа

Общая психология

Психологическая сущность внимания и его свойства


Горошков Сергей Евгеньевич



Введение

Понятие о внимании

1 Внимание и сознание

2 Физиологические механизмы внимания

3 Ориентировочный рефлекс

5 Развитие внимания

Основные виды

1 Виды внимания

2 Основные свойства

3 Рассеянность

4 Психолог в классах КРО

Заключение

Глоссарий

Приложение


Введение


Тема данной курсовой работы сущность внимания и его свойства.

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении или деятельности. Внимание можно представить как когнитивный процесс, обеспечивающий упорядочивание поступающей извне информации в зависимости от первичности и важности, стоящих перед человеком задач.

Уже из данного определения внимание следует, что оно характеризуется направленностью на то, чем занято сознание, и сосредоточенностью сознания на чем-то требующим особой осознанности.

В жизни любого человека могут быть случаи, когда что-то лучше выполнить при рассредоточенном внимании, а иногда от человека требуется четкая концентрация внимания на определенный предмет.

Рассредоточенное внимание также обязательно человеку в том случае, когда он необходим выполнить одновременно несколько действий. Больше трудности при выполнении сложных заданий уменьшаются в случае постоянных тренировок внимания, и выполнение этих заданий становится привычным. Человек достигает автоматизма, то есть происходит автоматическая обработка информации, следовательно, требуется меньше когнитивных ресурсов для выполнения этих заданий.

В современной психологии исследования внимания входят наряду с общей психологией в инженерную психологию и психологию труда, нейропсихологию и медицинскую психологию, возрастную и педагогическую психологию.

Цель исследования выявить сущность внимания и рассмотреть его свойства.

Задачи исследования:

выяснить что такое внимание;

рассмотреть теории внимания;

выявить свойства внимания;

определить основные виды внимания;

рассмотреть развитие и дефекты внимания.

Объектом данной курсовой работы является внимание в психологии, а предметом психологическая сущность внимания и его свойства.

При написании курсовой работы были использованы идеи таких авторов как М.М.Иванова, А.Н.Леонтьева, Р.С.Немова, В.С.Романова и другие.


Основная часть

внимание рассеянность

1 Понятие о внимание


1.1 Внимание и сознание


Если выделить то общее, что стоит за всеми примерами связи внимания и памяти, то нельзя обойтись без сознания. Внимание необходимо для того, чтобы удержать в сознании сиюминутную воспринятое, преходящее - иначе оно не сможет стать достоянием памяти. Еще внимание нужно для того чтобы воспоминание вновь оказалось в сознании, поднялось из глубин памяти. Удержание образа и мысли в сознании стоит за совместным функционированием внимания и восприятия, внимания и мышления.

Проблема связи внимания и сознания начала разрабатываться в рамка хвосточной философии. В восточной философии традиции имеет особое место внимания как «концентрации», так и «правильного видения», «проникновения» в достижении просветления, истинной божественной мудрости. Без внимания невозможно «просветленное сознание». Неслучайно практика и техника медитации, основанной на предельной концентрации сознания, определяется в восточной религиозно-философской традиции.

Во второй половине XIX века начинает активно развиваться в психологии линия исследования, которая отмечает связь между вниманием и сознанием. Первое направление классическая психология сознания, в рамках которого началось систематическое экспериментальное изучение внимания. С этих пор в психологии сложился целый ряд разнообразных представлений о соотношении внимания и сознания, в которых вниманию отводятся разные роли.

Наиболее распространенное представление о внимание в современной психологии внимании трактовка его как механизма доступа в сознание, который определяет, что из воспринимаемого и переживаемого нами в данный момент достигает сознание и повлияет на наше поведение. Этот процесс можно представить по-разному. Например, как своего рода лаз, подобный тому, через который кэрролловская Алиса пыталась, пройти в волшебный сад в Стране Чудес, но никак не помещалась полностью. От суда следует вопрос: что и почему остается за пределами сознания, занимает немаловажное место в современной психологии внимания.

В классической психологии сознания было выявлено еще несколько подходов к рассмотрению соотношения внимания и сознания. Сознание престает как структура, подобная зрительному полю с фокусом и периферией, а внимание как часть сознания, его фокус, зона, которая наибольшей ясности и отчетности содержаний сознания. Однако здесь встает вопрос: как именно отдельные составляющие индивидуального опыта оказываются в этой зоне? Для ответа на этот вопрос внимание должно быть представлено как особый процесс перевода определенного содержания сознания, или его элемента в центральную его часть.

Внимание так же может рассматриваться в качестве одного из свойств сознания или присущих ему особенностей. Это свойство степень субъективной ясности находящихся в сознании впечатлений, которые в случае недостатка внимания оказываются смутными, а в случае предельного внимания предстают перед нами наиболее ясно.

На начальном этапе разговора о внимании связь между вниманием и сознанием позволит подойти к описанию субъективных явлений внимания и выполнению критериев наличия этого неуловимого.

Сознание - это способность дать отчет о себе, и поэтому, именно благодаря сознанию мы можем узнать, что значит «быть внимательным» или «быть невнимательным».


1.2 Физиологические механизмы внимания


Большое значение имеют работы выдающихся русских физиологов А.А.Ухтомского и И.П.Павлова для понимания физиологических основ внимания. В выдвинутом И.П.Павловым представления об особых реакциях неровной системы ориентировочных рефлексов уже содержалось предложение о рефлекторной природе непроизвольного внимания. «Мы вглядываемся в появляющийся образ, прислушиваемся к возникающим звукам; усиленно втягиваем коснувшийся нас запах…» - писал И.П.Павлов. Ориентировочные реакции очень сложны по современным данным. Они связанны с активностью значительной части организма. В ориентировочный комплекс входят как внешние движения (например, головы в сторону звука), так и изменения чувствительности определенных анализаторов; изменяется характер обмена веществ; изменяются дыхания; сердечно-сосудистые и кожно-гальванические реакции, то есть происходят вегетативные изменения; возникают одновременно и изменения электрической активности мозга. Согласно идеям И.П.Павлова и А.А.Ухтомского, явления внимания связаны с повышением возбудимости определенных мозговых структур в результате взаимодействия процессов возбуждения и торможения. И.П.Павлов считал, что в каждый момент времени в коре имеется какой-либо участок, характеризующийся наиболее благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения. Именно этот участок возникает по закону индукции нервных процессов, в соответствии с которым нервные процессы, концентрирующие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других областях и наоборот. В очаге возбуждения легко образуются новые условные рефлексы, успешно вырабатываются дифференцировке, это в данный момент - «творческий отдел больших полушарий». Очаг оптимальной возбудимости динамичен. «Если бы можно было видеть сквозь черепную коробку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимости светилось, то мы бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся по форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью» - писал И.П.Павлов. Это соответствует очагу оптимального возбуждения, его «перемещение» - физическое условие динамичности внимания. Положение И.П.Павлова о движении очагов возбуждения по коре головного мозга подтверждается современными экспериментальными исследованиями (данные Н.М.Ливанова). Важное значение для понимания физиологических механизмов внимания имеет принцип доминанта. В мозгу всегда доминирующий, господствующий очаг возбуждения по А.А.Ухтомскому. А.А.Ухтомский характеризует доминанту как констелляцию «центров с повышенной возбудимости». Особенностью доминанты как господствующего очага является то, что она не только подавляет вновь возникающие очаги возбуждения, но и способна притягивать к себе слабые возбуждения, благодаря этому усиливаться за счет, еще больше доминировать над ними. Доминанта является устойчивым очагом возбуждения. «Под именем «доминанты» понимается более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости…» - писал А.А.Ухтомский. представления А.А.Ухтомского о доминанте позволяют понять нервный механизм длительного интенсивного внимания. Высокую эффективность всех познавательных процессов при направленном сосредоточении определяют возникающие в центрах с повышенной возбудимостью наиболее благоприятные условия для мозговой деятельности. В последние годы в исследованиях советских и зарубежных ученых получены новые результаты, раскрывающие нейрофизиологические механизмы внимания. Внимание возникает на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Если активное внимание возможно при состоянии оптимального бодрствования, то трудности сосредоточения возникают как на фоне расслабленного, диффузного, так и на фоне чрезмерного бодрствования. Переход от пассивного к активному вниманию обеспечивает общая активация мозга. При определенном уровне активности мозга возможно внимание. В настоящее время психофизиология располагает анатомическими, физиологическими и клиническими данными, свидетельствующими о непосредственном отношении к явлениям внимания различных структур неспецифической системы мозга (ретикулярная формация, диффузная таламическая система, гипоталамическая структура, гиппокамп и другое). Главной физиологической функцией неспецифической системы регуляция различных форм неспецифической активации мозга (кратковременных и длительных, общих, глобальных и локальных, ограниченных). Предполагается, что непроизвольное внимание связано, прежде всего, с общими, генерализованными формами неспецифической активации мозга. Произвольное внимание связано как с увеличением общего уровня активации мозга, так и со значительными локальными сдвигами активности определенных мозговых структур.

В последние годы большую роль начинают представления о ведущей роли коры больших полушарий в системе нейрофизиологических механизмов внимания. На уровне коры больших полушарий с процессами внимания связывают наличие особого типа нейронов (нейроны внимания - детекторы новизны и клетки установки - клетки ожидания).

Выявлено, что у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях мозга. У больных с поражениями с помощью речевой инструкции вызвать устойчивое произвольное внимание. Одновременно со слабостью произвольного внимания при поражении лобных долей мозга отмечается патологическое усиление непроизвольных форм внимания. Таким образом, внимание с деятельностью ряда мозговых структур, но их роль в регуляции различных форм и видов внимания различна.

1.3 Ориентировочный рефлекс


Ратикулярная формация - это скопление нервных клеток, расположенное в стволовой части мозга и представляющее собой след нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга. Именно благодаря ратикулярной формации человек может настораживаться, реагировать на малейшие изменения в окружающей среде. Она так же обеспечивает возникновении ориентировочного рефлекса. С ее восходящими и нисходящими волокнами является нейрофизиологическим аппаратом, обеспечивающим одну из наиболее важных форм рефлекторной деятельности, известную под названием ориентировочного рефлекса. Для понимания физиологических основ внимания его значение особо велико.

Каждый безусловный рефлекс, имеющий в своей основе какое-либо биологически важное для животного воздействие, вызывает избирательную систему ответов на раздражителя с одновременным торможением всех реакций на побочные. Такой же характер носят и условные рефлексы. При них одна система реакций, которая подкрепляется безусловным раздражителем, доминирует, в то время как все остальные побочные реакции тормозятся. Как безусловные, так и сформированные на их основе условные рефлексы создают известный доминирующий очаг возбуждения, протекание которое подчиняется доминанте.

Ориентировочный рефлекс проявляется в ряде отчетливых электрофизиологических, двигательных и сосудистых реакций, появляющихся каждый раз, когда в обстановке, окружающей животное, возникает что-нибудь необычное или существенное. К таким реакциям относятся: поворот глаз и головы в сторону нового объекта; реакция настораживания и прислушивания.

У человека появление кожно-гальванической реакции, сосудистые реакции, изменение дыхания, и возникновение явлений «десинхронизации» в биоэлектрических реакциях мозга, выражающихся в депрессии «альфа ритма». Все эти явления мы наблюдаем каждый раз, когда реакция настораживания, или ориентировочный рефлекс, вызываемый появлением нового или обычного для субъекта раздражителя.

Среди ученых нет еще определенного ответа на вопрос, является ли ориентировочный рефлекс безусловной или условной реакцией. По своему врожденному характеру ориентировочный рефлекс можно отнести к числу безусловных рефлексов. Животное отвечает реакцией настораживанием на любые новые или обычные раздражители без всякого обучения, по этому признаку ориентировочный рефлекс относится к числу безусловных, врожденных реакций организма. Наличие определенных нейронов, которые отвечают разрядами на каждое изменение ситуации, указывает на то, что в его основе лежит действие особых нервных приборов. С другой стороны, ориентировочный рефлекс обнаруживает ряд признаков, существенно отличающих его от обычных безусловных рефлексов: при неоднократном использовании одного и того же раздражителя явление ориентировочного рефлекса скоро угасают, организм привыкает к этому раздражителю, и его предъявления перестают вызывать описанные реакции - это исчезновение ориентировочного рефлекса на повторяющиеся раздражители называется привыканием.


4 Классификация теорий внимания


Одним из этого направления выступил Н.Н.Ланге. Он предложил моторную теорию внимания - феномена, в котором внутренняя активность и избирательность сознания выступают в концентрированном виде.

Моторная теория внимания Ланге являлась антиподом трактовки внимания, которая запечатлена в вундтовском понятии об апперцепции. Согласно Ланге, начальным фундаментальным является непроизвольное поведение организма, имеющее биологический смысл, который заключается в том, что посредством мышечных движений организм занимает наиболее выгодную позицию по отношению к внешним объектам с тем, чтобы воспринять их возможно яснее и отчетливее.

Предметом специального экспериментального изучения Ланге сделал непроизвольные колебания внимания при слуховом и зрительном восприятии.

Этот феномен и его объяснение, предложенное Ланге, вызвали в психологической литературе оживленную дискуссию, в которую были вовлечены лидеры западной психологии - В.Вундт, У.Джемс, Т.Рибо, Дж.Болдуин, Г.Мюнстерберг и другие.

Моторная теория внимания Т.Рибо. он полагал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены продолжительностью и интенсивностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания.

В реории Рибо изучению семейного древа человека уделяется важное внимание. С помощью генеалогического древа Рибо исследовал свойства внимания, характера, памяти и так далее нескольких поколений одной семьи. Благодаря генограмме, установил, что случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения.

Т.Рибо определяет внимание как «умственный моноидеизм», сопровождаемый естественным или искусственным приспособлением индивида.

Внимание является определенное психофизиологическое сочетание, для которого двигательные и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. Внимание - это психологическая неподвижность, которая противоречит нормальному течению жизненных процессов.

С учетом значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний для изучения механизмов внимания Р.С.Немов предлагает называть концентрацию Т.Рибо психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, двигательных, дыхательных и других произвольных и непроизвольных реакций.

Интеллектуальное внимание тоже сопровождается усилием кровообращением в органах, обеспечивающих процессы мышления. По мнению Т.Рибо двигательный эффект внимания, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность вследствие того, что двигательная активность оказывается сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением ими. В умении управлять движениями как раз и заключается секрет произвольного внимания.

По мнению П.Я.Гальперина, когда внимание отрицают вместе с другими психическими функциями, это не затрагивает его в частности. А когда внимение отождествляют с другими психическими явлениями, то в этом уже проступают реальные трудности проблемы внимания, невозможность его выделения. Анализ таких трудностей приводит к заключению, что в основе самых разных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта.

Первый из них. Внимание нигде не является как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, поэтому, только как сторона или свойство этой деятельности.

Второй факт. Внимание не имеет своего отдельного продукта. Его итогом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем, именно наличие характерного продукта является главным доказательством наличия соответствующей функции. У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности.

Нельзя отрицать значения таких фактов и правомерности вытекающего из них и столь обескураживающего вывода. У нас всегда остается какое0то внутреннее несогласие с ним, и в пользу такого несогласия можно было бы привести ряд соображений о странном и тяжелом положении, в которое ставит нас такое понимание внимания. Но, пока соображениям противостоят факты, а у психологии нет других источников фактов, кроме наблюдения, указанные выше факты сохраняют абсолютное значение и отрицание внимание как отдельной формы психической деятельности представляется и неизбежным, и оправданным.

Отметим, что это исчезновение ориентировочного рефлекса по мере привыкания может быть временным явлением, и достаточного малейшее изменения в раздражителе, чтобы ориентировочная реакция снова возникла. Это явление возникновение ориентировочного рефлекса при небольшом изменении раздражения иногда называется реакцией «пробуждения». Характерно, что такое появление ориентировочного рефлекса, может иметь не только при усилении, но и при ослаблении привычного раздражителя и даже при его исчезновении. Так, достаточно сначала «угасить» ориентировочные рефлексы на ритмически предъявляемые раздражители, а потом, после того как ориентировочные реакции на каждое раздражение угасли в результате привыкания, пропустить одни из ритмически предъявляемых раздражителей. В этом случае отсутствие ожидаемого раздражителя вызовет появление ориентировочного рефлекса.


5 Развитие внимания


Культурное развитие внимание называется то, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), с помощью которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.

А.Н.Леонтьев представил процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С.Выготского. с возрастом внимание ребенка улучшается, но развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие целиком, тем более натурального внимания.

В школьном возрасте наступает перелом в развитии. Он характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимание занимает, вероятно, основное место среди всех видов.

Различие в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают, это начинается с дошкольного возраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Связано это с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.

Малыша с пеленок окружают неизвестные предметы, привлекающие его внимание своей яркостью или необычным видом, он также обращает внимание на своих родных, радуясь их появлению в поле зрения или, начиная плакать, чтобы они взяли его на руки.

Близкие люди, произносят слова, смысл которых ребенок постепенно постигает, они руководят им, направляют его непроизвольное внимание. То есть его внимание с раннего возраста направляется с помощью специальных слов-стимулов.

Постигая активную речь, ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним в нужную сторону, а затем - и в соотношении самого себя.

Вначале процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка процессами его внешнего дисциплины, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.

Последовательность основных этапов развития детского внимания:

первые недели - месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка;

конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания;

начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания пол влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет;

второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания;

четыре-пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого;

пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции;

школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.


2 Основные виды


2.1 Виды внимания


Непроизвольное внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает никакого участие, и произвольное, возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилий. Поэтому, само запоминается то, на что направленно непроизвольное внимание, то, что, надо запомнить, необходимо в произвольном внимании(см.Приложение А).

Непроизвольное внимание - низкая форма внимание, которое возникает в результате воздействия раздражителя на любой из анализаторов. Оно появляется по закону ориентировочного рефлекса общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, и обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психологическому состоянию человека.

Непроизвольное внимание может быть полезным в работе, в быту. Оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры.

В тоже время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом.

Причинами возникновения непроизвольного могут быть:

неожиданность раздражителя;

относительная сила раздражителя;

новизна раздражителя;

движущиеся предметы (Т.Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации вижений происходит концентрация и усиление внимания на предмете);

контрастность предметов или явлений;

внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т.Рибо полагал, что характер непроизвольного внимания происходит в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основывается на этом признаке, можно вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий.

Произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения конкретной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по сабе интересно, но ито, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели.

Фзиологичесикм механизмом произвольного внимания служит начало оптимального возбуждения в коре мозга, который поддерживается сигналами, которые идут от второй сигнальной системы. Из этого видна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего и меньшего волевого усилия, напряжение, причем длительное поддержание произвольного внимания вызывает усталость, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно менять сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Люди прилагают значительные усилия воли, концентрирует свое внимание, понимают содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следят за изучаемым материалом.

Это внимание становится теперь вторично непроизвольным, или послепроизвольным. Оно будет намного облегчать процесс условия знаний, и предупреждать развитие утомления.

Послепроизвольное внимание - это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, которое не требует волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К.Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа человека настолько поглощает его, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться. Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.

Н.Ф.Добрынин утверждает, что в указанном случае сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует сознательных умственных усилий и ограничено во времени лишь истощением ресурсов организма.

Но не все психологи считают послепроизвольное внимание самостоятельным видом, так как механизму возникновения оно напоминает произвольное, а по способу функционирования - непроизвольное внимание.


2 Основные свойства


К основным свойства внимания относятся: концентрация, устойчивость, интенсивность, объем, переключение, распределение(см.Приложение Б).

Концентрация внимания или сосредоточение - это выделение сознанием объекта и направление на него внимание. Роль концентрированного внимания различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного исследования того или иного объекта, а с другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания - это продолжительность времени, в течении которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Опытами установлено, что интенсивное сорокаминутное внимание может сохраниться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений. В дальнейшем интенсивность внимание сжижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем меньше устойчиво его внимание.

Одно из важных значений для достижения успеха в любой деятельности имеет сосредоточенность и устойчивость внимания, которые характеризуют глубину, длительность и интенсивность психической деятельности человека. Именно они отличают людей, страстно увлеченных делом, умеющих ради основного отключиться от многочисленных побочных раздражителей.

Даже при очень устойчивом и сосредоточенном внимании всегда есть кратковременные непроизвольные изменения степени его интенсивности, напряженности - это колебание внимания.

Можно заставить себя несколько раз внимательно прочитать один и тот же текст, если перед каждым повтором чтением ставит новые задачи.

Объем внимания - это количество объектов, которое человек может одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно осознать 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. И вниманием они неодинаково охватываются. Многое зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимание, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.

Для некоторых профессий высокая интенсивность и большой объем внимания необходимы почти во все время трудовой деятельности, а двигательные навыки имеют гораздо меньшее значение. Эти профессии относится к психологии труда.

Высокая интенсивность концентрированного внимания для других профессий нужна лишь в некоторых моменты работы.

это способность одновременно выполнять несколько действий. Распределение зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

Способность человека удержать в центре внимания определенное число разных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.

В.Вундтом было показано, что человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предельных раздражителей. Но иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, то совмещение деятельности невозможно.

Большая группа профессий связанная с управлением движущимися механизмами называется в психологии труда водительскими. Для них такие качества внимания, как широкое распределение и быстрое переключение, определяющие успешность управления механизмами в условиях многопланового воздействия в условиях внешнего мира.

Физиологический механизм распределения внимания связан с тем, что привычные действия, не вызывающие никаких затруднений вследствие уже выработанных прочных систем временных связей, могут управляться участками коры, находящимися вне оптимального возбуждения.

Динамика любой работы приводит к необходимости постоянно менять объекты, на которые человек обращает внимание. Это выражается в переключении внимания.

Переключение - это сознательный процесс внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение внимания называется отвлечением внимания.

Физиологически произвольное переключение внимания объясняется перемещением по коре головного мозга участка с оптимальной возбудимостью. Высокая подвижность нервных процессов как индивидуальная черта темперамента позволяет быстро переходить от одного объекта к другому. В таких случаях это подвижное внимание.

Допустим, если у человека недостаточная подвижность нервных волокон, то этот переход происходит усилием, трудно и медленно. Такое внимание называется инертным. Когда у человека вообще плохая переключаемость - это липкое внимание. Иногда плохая переключаемость у человека связана из-за плохой подготовленности к работе.


3 Рассеянность


Рассеянность - это неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.

Встречается два вида рассеянности мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, которая вызвана крайне сосредоточенностью его внимание на каком-то предмете.

Мнимая рассеянность - результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют «профессорской», так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не обращает ни на что внимание.

Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности не причиняет большого вреда делу, но затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Намного хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого типа, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется намного больше волевых усилий, чем человеку нерассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека очень неустойчиво и легко отвлекаемо.

Причины подлинно рассеянного внимания очень различные. Причины подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы, малокровие, болезни носоглотки, затрудняющие поступления воздуха в легких. Иногда рассеянность появляется в результате физического и умственного утомления и переутомления, каких-либо тяжелых переживаний.

Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка большим количеством впечатлений. Поэтому не следует в учебное время часто отпускать детей в кино, театр, водить в гости, разрешать ежедневно смотреть телевизор. Разбросанность в интересах также может привести к подлинной рассеянности.

Многие ученики записываются сразу в несколько кружков, берут книги из многих библиотек, увлекаются коллекционированием и при этом не чем серьезно не занимаются. Причиной подлинной рассеянности так же может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, выполнение всех его прихотей и другое. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжение воли - один из источников рассеянности внимания учащихся.


4 Психолог в классах КРО


Концентрация коррекционно-развивающего обучения (КРО) в школах, которая включает принцип комплексной диагностики, коррекции и реабилитации детей со стойкими трудностями обучении, разработана в ИКП РАО и утверждена МО РФ в 1994 году. Система КРО - это форма дифференциации, позволяющая решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

Одно из главных мест в системе КРО отводится психологу. Работе психолога в системе КРО, это не просто проводить психологическую помощь, поддержку детей, испытывающих трудности в обучении. Это психологическое сопровождение детей на всей этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные и профессиональные аспекты.

Производя психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в системе КРО, психолог проводит индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную работу с обучающимися; экспертную, консультативную, просветительскую работу с педагогами и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в общеобразовательном учреждении; участвует в работе психолого-медико-педагогического консилиума общеобразовательного учреждения.

Работа психолога в системе КРО не может протекать изолированно от работы других специалистов общеобразовательного учреждения. Коллегиальное обсуждение результатов обследование всеми специалистами ПМПк позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить его дефекты в развитии.


Заключение


Итак, с помощью нашего исследования мы выяснили, что внимание - это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения. Круг проблем изучения внимания выделился в результате дифференциации более широкого философского понятия апперцепции. В разработках Вундта это понятие было отнесено к процессам, посредством которых осуществляется отчетливое осознание содержания воспринимаемого и его интеграция в целостную структуру прошлого опыта. Значительный вклад в развитие представлений о внимании был внесен русским психологом Ланге, который разработал теорию волевого внимания. Подобно французскому психологу Рибо, он связал внимание с регуляцией идеомоторных движений.

Выделяют три вида внимания. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер. Физиологическим проявлением этого вила внимания, является ориентировочная реакция. Если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий, то говорят о произвольном внимание. По мере развития операционально-технической стороны в связи с ее автоматизацией и переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации возможно появление так называемого постпроизвольное внимание.

К числу характеристик внимания, определяемых путем экспериментальных исследований, относятся избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключаемость.

В современной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программ их осуществления (П.Я.Гальперин). Развитие подобного контроля улучшает результативность любой деятельности, в частности ее планомерное формирование, позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например рассеянность.


Глоссарий


№ п/пПонятиеОпределение1Вниманиесосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-нибудь реальном или идеальном объекте2Концентрация внимания <#"justify">Список использованных источников


1Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания, - М.: ЧеРо, 2001, 858 с.

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание, - М.: Педагогика, 2002, 600с.

Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания, - М.: Просвещение, 2005, 765с.

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания: онтогенетическое исследование, - СПб.: Академия, 2005, 469с.

5Иванов М.М. Техника эффективного запоминания, -М.: Просвещение, 2003, 308с.

Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию, -СПб.: Академия, 2002, 402с.

Немов Р.С. Психология, -М.: Просвещение, 2006, 378с.

Петровский А.В. Введение в психологию, -М: Просвещение, 2004, 346с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека, -М: Сфера, 2005, 367с.

10Рогов И. Е. Общая психология (курс лекций), - М.: Владос, 2008, 500с.

11Романов B.C., Петухов Б.М. Психология внимания, - М.: Просвещение, 2006, 630с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Это направленность и сосредоточенность сознания человека на определённых объектах при одновременном отвлечении от других.

Внимание, как психический процесс относится к познавательным процессам. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое, обонятельное внимание), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Функции внимания.

Основные функции внимания – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и её активизации. Благодаря избирательности познавательных процессов человек имеет дело только с той информацией, которая в данный момент времени играет для него наиболее важную роль. Сосредоточивая и удерживая своё внимание на чём–либо, переключая его с одного действия на другое, человек сохраняет и поддерживает целенаправленность своей деятельности. Если ему необходимо в течение длительного времени работать с сохранением высокой работоспособности и качества работы, то человек выбирает определённый уровень активности и поддерживает его.

Под направленностью следует понимать, прежде всего, избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на известный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, надо удержать этот выбор, сохранить его. Сравнительно легко направить внимание на тот или иной предмет или действие, Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.

Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, Оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию -контроль и регуляцию деятельности.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

Виды внимания.

Человек обладает различными видами внимания, каждый из которых ему необходим и каждый из которых играет свою роль в его жизни. В число этих видов входят: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание; непосредственное и опосредствованное внимание; природное и социально обусловленное внимание.

Выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности.

В отличие от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Ещё один вид внимания, который, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Такое внимание было названо послепроизвольным (Н. Ф. Добрыниным). Проявив сначала произвольное внимание и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек скорее заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нём. Внимание из произвольного становится непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на который оно направлено. В этом случае между объектом, привлекающим к себе внимание и самим процессом внимания нет ничего другого, что участвовало бы в его регуляции.

Опосредствованным называют внимание, процессы которого (привлечение внимания, переключение, отвлечение, концентрация, распределение) регулируются с помощью дополнительных, не данных человеку от природы средств. К средствам управления внимания относится речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, например стрелка, указывающая в определённую сторону, жест…

Природным называют внимание, которое дано человеку с рождения, от природы, которое включается в работу рано и постепенно улучшается по мере созревания мозга. Такое внимание практически не зависит от опыта, приобретаемого человеком в процессе жизни, от его обучения и воспитания. Доказано, что уже в конце 1-го месяца жизни ребёнка природное внимание включено в работу, когда ребёнок начинает обращать своё внимание на новые раздражители.

Социально обусловленным называется внимание, которое человек приобретает после рождения и совершенствует в процессе жизни. Это внимание к предметам и явлениям, связанным с культурной жизнью человека (книги, музыка, инструменты, приборы, вещи сделанные руками человека, события происходящие в социуме).

Основные свойства внимания.

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют свойства внимания. К ним относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объём внимания.

Каждое из этих свойств может быть представлено двумя противоположными вариантами его проявления в жизни. Например, внимание может быть устойчивым и неустойчивым, концентрированным и рассеянным, переключаемым и ригидным, с большим и с малым объёмом.

Устойчивость - это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту. Устойчивость может определяться периферическими и центральными факторами. Исследования показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний (по Н. Ланге) равны 2-3 сек, доходя максимум, до 12 сек. Если прислушиваться к тиканью часов и пытаться сосредоточиться на нем, то человек будет то слышать, то не слышать их. Чтобы внимание к какому-либо предмету поддерживалось, его сознание должно быть динамическим процессом. Предмет внимания должен развиваться, обнаруживать перед нами свое новое содержание. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий: особенности материала, степень его трудности, знакомства с ним, отношения к нему со стороны субъекта, а также от индивидуальных особенностей личности.

Концентрацией внимания называется его свойство, благодаря которому человек может сосредоточить его на чём-либо одном, отвлекаясь от всего остального, что он в данный момент времени осознаёт или воспринимает.

Под распределением внимания понимают субъективно переживаемую способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Под переключаемостью понимается его сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств. Ригидность как противоположное свойство переключаемости проявляется в том, что внимание, напротив, с трудом переходит с одного объекта на другой. На это расходуется много времени, причём отвлечение внимания от одного объекта не является полным, так же как и концентрация внимания на новом объекте.

Все указанные свойства внимания (устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение) представляют собой его качественные особенности. Но внимание человека обладает и количественной характеристикой – объёмом.

Под объёмом внимания понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удерживать в сфере своего внимания в один и тот же момент времени. Подсчитано, что средний объём внимания взрослого человека составляет от 3 до 7 объектов (звуков, цифр, простых изображений).

Внимание – важный компонент деятельности человека, требующий организованности и точности. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида.

Внимание не является самостоятельным познавательным процессом, так как оно само по себе ничего не отражает и как отдельно взятое психическое явление не существует. Вместе с тем внимание является одним из важнейших компонентов познавательной деятельности человека, так как оно, возникая на основе познавательных процессов, организует и регулирует их функционирование.