Меню статьи:
Два капитана: главные герои романа Вениамина Каверина
Вениамину Каверину принадлежит, возможно, один из ключевых романов приключенческого жанра, которым зачитывались дети советской эпохи. Роман был написан в 1940-е годы, но популярность и актуальность романа не проходит и сегодня. Речь идет о культовой вещи – о романе «Два капитана», главные герои которого – сложные и живые образы.
«Бороться и искать, найти и не сдаваться”
Эти слова, словно вырезанные из поэмы Альфреда Теннисона «Уллис» (Одиссей), – девиз романа Каверина. Начинается произведение удивительно: не своей памятью, но памятью чужой. В городе Энске, находящемся на периферии России, нашли тело умершего почтальона. При нем была сумка, а в сумке – письма. Главный герой живет на первых страницах романа этими письмами, а особенно юноше запоминаются строки, связанные с полярными экспедициями, с путешествиями на север… И сам роман «Два капитана», главные герои которого борются, ищут, находят и не сдаются, пропитан духом приключений. Поэтому произведение, как и морские романы Фенимора Купера и Рафаэля Сабатини, занимает на полке юных читателей одно из основных мест.
Раз уж вы у нас, предлагаем ознакомиться с Вениамина Каверина.
Любопытно, что строки, которые писатель сделал девизом романа, одновременно взяты эпитафией. Слова выгравированы на кресте, поставленном в память о полярной экспедиции Роберта Фолкона Скотта, которая так и не вернулась домой.
Таким образом, произведение Вениамина Каверина посвящается теме поисков. Если у французского писателя Марселя Пруста герои ищут потерянное время, то здесь – герои заняты поисками потерянной полярной экспедиции… и любви.
Герои романа «Два капитана»
Классификация персонажей произведения – традиционная: здесь выделяются фигуры первого плана и фигуры второго плана, герои главные и, соответственно, герои второстепенные. Сначала поговорим о том, кто играет главную роль на этой литературной сцене.
Главные герои
Александр Григорьев
Имя Александра в романе чаще всего предстает в ласковой форме – Саня. Безусловно, Саня – персонаж положительный. Юноше, как и другим героям первого плана, выпадает нелегкая судьба и множество испытаний. Первое испытание юноши носит физиологический характер – это немота. Однажды отца Сани обвиняют в убийстве и берут под арест. Малыш Саня – единственный, кому известно имя настоящего преступника, однако мальчик не может сообщить имя, так как не умеет говорить. В дальнейшем, Саня излечится от странного звукового недуга, однако отец к тому времени уже умрет в заключении.
Мать Сани снова выйдет замуж, а отчим, как и полагается сюжету в произведениях такого рода, окажется человеком нехорошим – жестким, черствым, подлым и эгоистичным. Позже Саня переживает и смерть матери. У него остается тетя Даша – та самая, которая читала мальчику письма из сумки умершего почтальона. Но тетя принимает решение, что Сане вместе с сестрой следует жить в приюте. Тогда Саня и близкий друг мальчика (Петр) бегут – сначала в Москву, а потом – в Туркестан. Начинаются приключения в столице… Москва одаривает друзей отнюдь не подарками, но очередными жестокостями «взрослой» жизни.
Убегая в Москву, Саня планирует остановиться на первое время у дяди своего друга, однако родственник Пети, как оказалось, призван на фронт. Юных ребят ожидает неблагодарный труд и игра в прятки с проверками в столице. Во время одной из таких проверок Сане не удается скрыться, и мальчика отправляют в школу для беспризорников…
Роман охватывает много лет, и эти годы во всех описанных в романе ситуациях Саня предстает человеком благородным, целеустремленным, сильным – духом и телом. Когда, в гостях у подруги, по вине Сани случайно ломается лактометр – прибор для того, чтобы проверять состав молока, – Катя, подруга юноши, хочет защитить товарища, но Саня не дает девушке взять вину на себя. В этом случае герой проявляет благородство. Александру близка борьба за справедливость, юноша также мужественный и гордый. Однако гордыня персонажу не свойственна. Саня искренне верит в свои идеалы и следует принципам. Он верный и способный отчаянно любить. Между тем, юноше не чужда и рациональность: во многих ситуациях Саня проявляет настоящее аналитическое мышление.
После размолвки с Катей – уже во время юношеских лет – Саня учится в летней школе и готовится исполнить детскую мечту – узнать, что же случилось с полярной экспедицией, о которой он читал в детстве, в странных, наполовину испорченных морской водой письмах.
Екатерина Татаринова
Катя – подруга Сани, о которой мы уже говорили выше. Дом ее родителей становится для Сани целым «дивным новым миром», похожим на пещеру Али-Бабы. Квартира кажется герою странным миром, полным загадок и опасностей.
Катя – дочка капитана Татаринова. Однако историю этого капитана Саня услышит от подруги не сейчас, а спустя 4 года. Тогда герои снова встретятся, узнают друг друга. Саня расскажет Кате, что собирается стать летчиком, а Катя поведает ему историю своей семьи.
В 1912 году, в июне капитан Татаринов уехал в экспедицию (из Петербурга капитан ехал во Владивосток) на корабле «Святая Мария», но перед этим он приехал ненадолго в уже знакомый нам Энск, чтобы проститься с родными. После этого капитан и экспедиция пропали. Жена капитана неоднократно обращалась к императору с просьбой о помощи в поиске мужа, однако считалось, что капитан мог погибнуть: если это так, и Татаринов погиб, то только по причине собственной неосторожности и небрежности в отношении государственного имущества.
Как-то раз Саня снова получил возможность перечитать те письма, которые в детстве слышал от тетки. Вдруг юноша осознал: эти письма – о капитане Татаринове и экспедиции.
Николай Антонович Татаринов
В его квартире (а он был заведующим школой, куда отдали Саню в Москве) и жила семья Татариновых, в том числе и Катя – подруга Сани. Николай приходился Кате двоюродным дядей. Мужчина не испытывал привязанности и симпатии к отцу девочки, то есть к двоюродному брату, так как, во-первых, был влюблен в жену брата – Марью Васильевну, а во-вторых, считал того неблагодарным.
Николая Антоновича Саня рассматривал как главную «опасность» квартиры Татариновых. Однажды Николай поступает подло: Марья Васильевна не испытывала взаимности к нему, но женщине был, между тем, симпатичен учитель географии – некий Кораблев. Иногда тот приходил к в гости, а в один день – сделал предложение руки и сердца. Марья отказала. Но, несмотря на это, в уме Николая Антоновича все равно зародился коварный план – сделать так, чтобы Кораблев больше не приходил, а для этого – помешать его работе, чтобы тот был ограничен в преподавании географии. Саня рассказал обо всем учителю, и поэтому Николай выгнал юношу из дому. Катя, не поверив Сане и его рассказу о подлости дяди, надолго обижается на друга.
Однако это был не самый подлый поступок Николая Антоновича. Самое ужасное было в том, что экспедиция пропала именно по его вине – по большей части. Николай был ответственен за снаряжение отправившихся в экспедицию полярников, и по его вине это снаряжение было совершенно непригодным. Саня не может доказать это, ведь факты унесла соленая вода, размывшая слова в письмах. Но юноша помнит то, что было там написано.
Впоследствии Катя становится возлюбленной Сани. Осознав правду, девушка уйдет из дома Татариновых: в то время Катя уже будет уважаемым человеком, геологом, начальником экспедиции. Николай же Антонович получит свое: подлеца обличат, и тот будет вынужден уйти, опозоренным и униженным.
И хотя Николай Антонович – скорее персонаж второстепенный, мы ввели его в это описание, чтобы придать характеристике целостности. А теперь, однако, перейдем к следующим фигурам романа.
Герои второго плана
Марья Васильевна Татаринова
Мы уже начали рассказ о Марье Васильевне. Женщина очень несчастна: во-первых, Марья теряет мужа, во-вторых, героиня лишается компании симпатичного ей Кораблева, а в-третьих, – вынуждена выйти замуж за человека, которого не любит.
Как можно догадаться, Марья Васильевна становится женой Николая Антоновича. Все потому, что женщина чувствовала вину и то, что якобы была обязана Николаю за оказанную ей, матери и дочери заботу. Но однажды Марья Васильевна узнает от Сани о том, каким «страшным человеком» был Николай Антонович. Юноше не было известно, что последний уже стал мужем бедной женщины.
Марья Васильевна чувствовала вину перед мужем (капитаном), ощущала себя предательницей. В конце концов, героиня не выдерживает и совершает самоубийство: женщина отравилась, и врачи не смогли оказать ей помощь вовремя и спасти.
Здесь читатель снова сталкивается с драмой в отношениях Сани и Кати: на похоронах матери Катя не хочет разговаривать с Саней, ведь Николаю удалось убедить девушку, что именно Саня виноват в смерти Марьи Васильевны, а в письмах речь шла совсем о другом человеке.
Николая Антоновича в итоге все равно разоблачат. Сделает это Саня, но уже лишь после окончания войны.
Ромашов / Ромашка
С этим героем мы сталкиваемся, когда, читая книгу, доходим до истории с Кораблевым. Ведь Григорьев рассказал юноше о том, что слышал от Николая Татаринова, а потом счел Кораблева предателем, который все доложил Татаринову.
Но предателем в этой ситуации оказался вовсе не Кораблев, а Ромашов – по прозвищу Ромашка.
Ромашка – исключительно и полностью отрицательный герой. Подлый, трусливый, способен только на низкие и гнусные поступки. С детства Ромашку интересует собственная выгода, и ради нее герой может пойти даже на шантаж друзей и близких.
Самое страшное, что однажды Саня узнает: Ромашка вошел в дом Татариновых, втерся в доверие и, кажется, еще чуть-чуть и женится на Кате. Девушка не сразу поняла, что Ромашка знаком только с предательством, а сам – двуличный и морально грязный человек. Именно Ромашка будет пособником Николая в очернении имени Сани Григорьева, когда Саня захочет представить материалы о судьбе капитана пропавшей экспедиции…
Однако влюбленность в Катю сыграет с Ромашкой злую шутку: тот предложит Сане услуги в обличении вины Николая. Плата – отказ Сани от стремления быть с Катей. Однако Григорьев оказался благороднее: Саня рассказывает о предложении Ромашки Николаю Антоновичу. Впрочем, тот уже не мог играть против бывшего пособника.
Когда поездка Сани и Кати на север для поиска пропавшей экспедиции провалится, а Саня отправится на фронт – на войну с Испанией, Катя снова встретит старого «друга». Ромашка станет убеждать девушку, что спасал Саню, получившего ранение, но Григорьев трагически погиб. Однако теперь девушка не поверит. Ромашка, и правда, соврал: Ромашов вовсе не спасал Александра, а предал, отобрав вещи. В итоге, справедливость восторжествует, и Ромашка будет осужден.
Иван Павлович Кораблев
Мы снова возвращаемся назад, чтобы детальнее изучить уже знакомую личность учителя географии. Часто Иван занимает именно позицию жертвы, ведь Кораблева несправедливо мучают в школе – из-за любви к Марье Васильевне, его обвиняет Саня в том, что тот предал его доверие…
На самом деле, Кораблев воплощает такие черты, как доброта, искренность, наивность и простота, честность, открытость и справедливость. Учитель любит свое дело, работу, волнуется о детях, которых учит.
Иван Павлович сыграет важную роль в отношениях Сани и Кати: Кораблев будет много раз помогать влюбленным.
Валентин (Валя) Жуков
Как нам известно, тема дружбы занимает особенно важное место в романе «Два капитана», главные герои произведения постоянно попадают в ситуации, где дружба и предательство сталкиваются друг с другом в неравной борьбе. По законам жанра сначала читателю будет казаться, что побеждает зло, но потом обязательно верх возьмет добро.
Итак, Валя Жуков – это товарищ Сани. Сначала Саня также дружил с Петей (Петром Сковородниковым). Вместе мальчики бежали в столицу, но потом их пути разошлись. Пете удалось сбежать во время проверки, и впоследствии Григорьев узнал, что Петр по-прежнему в Москве и занимается искусством. Также в стенах Академии художеств обучалась и Александра (Саша) Григорьева – сестра Сани, которая в итоге стала женой Пети.
Валя Жуков и Ромашка – это товарищи, которые появились у Сани во время учебы в школе для детей-беспризорников. Валя – антипод Ромашки. Валя умный, честный, справедливый, ответственный и надежный, прекрасный и верный друг. Жуков становится мужем лучшей подруги Кати – Киры, а также юношу ждет карьера крупного ученого.
Саша Григорьева
Сестра Сани – художница и жена его друга Пети. События развиваются, и позже Сане удастся опубликовать статью о полярной экспедиции и о капитане Татаринове… Саша к тому времени будет жить в Москве, воспитывать сына. Но потом девушку источит болезнь. Вылечиться не удается: Саша умрет.
Нина Капитоновна
Для Григорьева старушка была в «пещере Али-Бабы» сокровищем, ведь всегда угощала его вкусностями. Нина Капитоновна вводит Саню в круг семьи Татариновых: как-то раз, Саня помог женщине донести тяжелые сумки… Нина приходится Марье Васильевне матерью.
Иван Иванович
Это врач, который смог излечить Саню от немоты. Но это была не единственная встреча наших персонажей. Далее судьба их сталкивает в то время, когда Сане удалось добиться, чтобы ему дали назначение на Север. Здесь, в Заполярном крае, Иван Иванович дает Сане записки штурмана корабля «Святая Мария». Штурман, как оказалось, скончался в 1914 году, но из тех писем Саня узнал о том, какая судьба постигла пропавшего капитана.
Расшифровка писем, любовь
Юноша, увлеченный идеями отыскать полярников, обучается в ленинградской летней школе, читая и разбирая трудные записи писем. Усердный юноша узнает, что капитан, отец Кати, отпустил сотоварищей, чтобы те искали новую землю и осваивали ее. Сам же капитан, Катин отец, не покинул корабль. Земля Марии – место, на которое указывает расследование Сани, здесь могут быть следы потерянной экспедиции.
Григорьев добьется больших успехов в этом начинании. Позже, желание найти следы экспедиции вновь сводит юношу с Катей. Однако экспедиция в этот раз не состоится….
Читатель вновь столкнется с персонажами, когда для них продет 5 лет: Саня возвращается, сумев спастись после войны с Испанией, но Катя уже не в Москве…
Мы видим, как сильно бросает героев судьба. Теперь Саня вынужден ехать в личную «экспедицию» – на поиски пропавшей любви. Григорьев ищет жену в Москве, потом едет в Ярославль, а потом – в Новосибирск… Во время путешествий Сане удается – по чистой случайности (из-за необходимости совершить аварийную посадку) – найти остатки корабля «Святая Мария», тело погибшего капитана и его записи. В Полярном – городке неподалеку от этого места – Саня встречается и Катю.
Мальчик по имени Саня Григорьев проживает в небольшом городке под названием Энск вместе с родителями и сестрой. Однажды недалеко от берега реки обнаруживается умерший почтальон и сумка, наполненная письмами, которые охотно читает вслух соседка Григорьевых Дарья. В то же время отцу Сани ошибочно предъявляют обвинение в убийстве, а мальчику известна правда, но ему не под силу открыть ее окружающим в связи с его немотой.
Несколько позднее некий добросердечный доктор, встретившийся на пути Сани, помогает ему овладеть речью, но старший Григорьев умирает в заключении, не дождавшись справедливости. Мать немедленно снова вступает в брак, отчим оказывается бессовестным и бессердечным человеком, издевающимся над членами своей новой семьи.
Мать Сани, не выдержав ужасного существования с ее вторым мужем, также вскоре уходит из жизни. Соседи намереваются отправить мальчика и его сестру Сашу в приют, однако Саня и его ближайший товарищ Петька успевают убежать в Москву. Там ребята в течение некоторого времени находятся без надзора, но затем Саню задерживают, и таким образом он оказывается в недавно открывшейся школе, предназначенной для ребят, лишившихся родителей.
Мальчик с энтузиазмом берется за учебу и находит общий язык с одноклассниками. Однажды он по стечению обстоятельств попадает в квартиру, где проживает Николай Антонович Татаринов, находящийся на должности заведующего школой. В жизнь Сани входит его ровесница Катя, активная, эмоциональная и достаточно начитанная девочка, и ее мать Марья Васильевна, почти постоянно находящаяся в унылом и подавленном состоянии.
Паренек начинает постоянно бывать у Татариновых, ему уже давно известно о том, что двоюродный брат Николая Антоновича был мужем Марьи Васильевны и отцом юной Екатерины. Отплыв в экспедицию к отдаленным северным землям, капитан Татаринов исчез навсегда, а заведующий школой не устает подчеркивать, как много он сумел сделать для своего покойного брата, хотя точных сведений о судьбе отца Кати нет и сейчас, жена и дочь не знают, жив ли он или давно погиб.
В семнадцатилетнем возрасте Саня снова встречается с Катей, до этого он в течение нескольких лет не появлялся у Татариновых, ему категорически запретил приходить к ним рассердившийся на подростка Николай Антонович. Девушка рассказывает другу детства историю своего отца, выясняется, что в 1912 году он простился с семьей, проживающей в Энске, и отплыл во Владивосток на шхуне «Святая Мария». В дальнейшем близкие никогда более не встречались с ним, и все просьбы Марьи Васильевны о помощи в розысках капитана на имя царя остались без ответа.
Один из товарищей Александра, хитрый и изворотливый Ромашов или Ромашка, как его именовали в школе, который к тому же неравнодушен к Кате, докладывает ее двоюродному дяде о том, что девушка часто общается с Григорьевым. Екатерину тут же отправляют в Энск к ее тетке, Саня уезжает в этот же город, предварительно жестоко избив Ромашку.
Прибыв на родину, Григорьев после многолетнего перерыва вновь видит свою повзрослевшую сестру Сашу, от которой узнает, что и его давний друг Петька находится в Москве и собирается изучать изобразительное искусство. Юноша еще раз читает старые письма, которые произвели на него столь огромное впечатление в детские годы, и вдруг осознает, что речь в них идет именно об экспедиции, возглавляемой пропавшим Татариновым.
Внимательно вчитываясь в каждую строчку, Саня понимает, что именно отец Кати дал Северной земле имя Марии в честь своей жены, а почти все снаряжение для экспедиции оказалось совершенно негодным благодаря его двоюродному брату, взявшему на себя ответственность за хозяйственную часть. Парень немедленно рассказывает обо всем Екатерине, и девушка без колебаний верит его словам.
Саня сообщает правду и Марье Васильевне, настаивая на том, чтобы она обвинила Николая Антоновича фактически в убийстве двоюродного брата и членов его экипажа. Лишь позднее юноша понимает, что истина буквально убила мать Кати, ведь к этому времени она уже успела стать женой Николая Антоновича. Женщина, которой не хватило душевных сил для столь чудовищного открытия, заканчивает жизнь самоубийством.
После похорон Николай Антонович умело убеждает людей, в том числе и племянницу, в том, что в письмах его погибшего родственника речь шла о совершенно другом человеке. Парень видит, что все вокруг считают именно его виновником трагической кончины Марьи Васильевны, и он собирается непременно отыскать экспедицию и доказать, что вовсе не лгал и не клеветал относительно заведующего школой.
Григорьев учится в летной школе, расположенной в Ленинграде, тогда как его сестра Саша и ее супруг Петя готовятся стать художниками. По окончании обучения Саня становится полярным летчиком, а при встрече со старым товарищем Валей Жуковым он узнает о том, что Ромашка теперь регулярно бывает у Татариновых и, судя по всему, планирует заключить брак с Екатериной.
Саня не перестает думать об этой девушке и решает отправиться в Москву. Но прежде ему удается обнаружить останки шхуны, на которой отплыл капитан Татаринов, и молодой летчик собирается выступить с соответствующим докладом и открыть всю правду об исчезнувшей экспедиции.
Однако Николай Антонович успевает опередить Саню, он сам публикует в прессе статью, посвященную покойному Татаринову и его открытию, и в то же время размещает повсеместно клевету на Григорьева, в результате чего намеченный доклад отменяется. Кораблев, преподающий географию в школе, где ранее учился Саня, приходит на помощь юноше, и именно благодаря ему парень снова достигает взаимопонимания с Катей и доверия с ее стороны. Девушка наотрез отказывается выходить замуж за Ромашку, как желают ее родственники, и уезжает из дома, ведь она приобрела профессию геолога и становится руководителем экспедиции.
Ромашка не сдается, он сообщает Сане о том, что обладает некими материалами, уличающими Николая Антоновича, однако взамен тот должен разорвать отношения с Катей. Но Григорьеву все же удается получить разрешение на путешествие, посвященное раскрытию тайны отца Екатерины. Молодые люди, испытывающие безоглядную взаимную влюбленность, чувствуют себя счастливыми, но в это время сестра Григорьева Саша рожает сына, но сама вскоре умирает из-за возникших осложнений.
Проходит около пяти лет. Александр и Екатерина, ставшая его женой, постоянно перемещаются между дальневосточным регионом, Москвой и Крымом. Затем они решают поселиться в Ленинграде, но вскоре Саня вынужден отправиться воевать на испанской территории, а затем и сражаться с врагом в воздухе после нападения Германии на СССР.
При встрече с Ромашкой он сообщает Кате, как он якобы пытался спасти раненого Александра, но потерпел неудачу. Молодая женщина абсолютно ему не верит, и в реальности он действительно бросил на произвол судьбы беспомощного Григорьева, лишив его документов и имеющегося при нем оружия. Но Саня все же выживает и после лечения в госпитале торопится в голодающий Ленинград, намереваясь найти Катю.
Жены Григорьева в этом городе уже нет, и все поиски Александра оказываются напрасными. Но в ходе одного из боевых вылетов его экипаж обнаруживает следы пребывания в этих местах экспедиции Татаринова, тело самого капитана, а также все его письма к родственникам и отчеты. Вскоре Саня обнаруживает супругу у своего давнего знакомого доктора Павлова, который когда-то и научил его говорить.
В 1944 году Григорьевы снова попадают в Москву, где встречают многих дорогих для них друзей, которых они уже считали погибшими. Саня открывает всю подлость и беспринципность Ромашки, находящегося под судом, а затем делает подробный доклад для ученых-географов, где разоблачает все тайны, касающиеся путешествия Татаринова.
После слов Григорьева ни у кого уже не остается сомнений в том, по чьей вине погиб весь экипаж «Святой Марии». Николай Антонович вынужден с позором покинуть зал, где проходит торжественное заседание, и всем ясно, что его карьера навсегда завершена и ему уже никогда не удастся восстановить свое доброе имя.
Саня и Катя отправляются в Энск, и пожилой судья Сковородников, отец Петра, друга Александра с детских лет, в своей речи проводит знак равенства между погибшим Татариновым и Григорьевым. Он утверждает, что именно такие капитаны становятся источником движения вперед как для научной мысли, так и для всего человечества.
Режиссер: Евгений Карелов
Сценаристы: Евгений Карелов, Вениамин Каверин
СССР. Производство: Мосфильм, 1976 г.
Шестисерийный приключенческий фильм режиссёра Евгения Карелова – экранизация одноимённого романа Вениамина Каверина. Увлекательная картина повествует о судьбе Сани Григорьева, посвятившего свою жизнь поискам пропавшей экспедиции капитана Татаринова. Это фильм о героизме и отваге, любви и верности, чести и преданности идеалам.
Главные герои:
Александр Григорьев (Борис Токарев)
Саня Григорьев в детстве (Серёжа Кудрявцев)
Екатерина Татаринова (Елена Прудникова)
Катя Татаринова в детстве (Лена Лобкина)
Михаил Ромашов (Юрий Богатырёв)
Ромашов в детстве (Алёша Сенчев)
Николай Антонович Татаринов (Николай Гриценко)
Мария Васильевна Татаринова (Ирина Печерникова), мама Кати
Иван Павлович Кораблёв (Георгий Куликов), учитель Сани
Нина Капитоновна (Вера Кузнецова)
Иван Иваныч (Владимир Заманский), доктор
Бороться и искать, найти и не сдаваться
Работу над своим знаменитым романом «Два капитана» писатель Вениамин Каверин завершил в 1944 году. Книга сразу же стала невероятно популярной среди молодежи. Неудивительно, ведь сюжет, взятый из современной жизни, был наполнен духом приключений и отваги, героизма и самоотверженности, высокой, чистой любви и преданности. И все это подавалось без грамма излишнего пафоса и фальши.
Первую попытку экранизировать «Двух капитанов» предпринял в 1955 году режиссер Владимир Венгеров. Фильм получился хорошим, однако в полной мере отразить дух книги он не смог. Сказались и недостаточный хронометраж, и типичные для 50-х годов штампы в изображении героев.
В 1976 году за новую экранизацию романа взялся режиссер Евгений Карелов. На главную роль Саши Григорьева он утвердил молодого, но уже популярного, а главное – обладающего положительной харизмой актера Бориса Токарева. К тому времени в активе Токарева уже было два десятка ролей, в том числе полюбившиеся зрителям лейтенант Осянин в военной драме «А зори здесь тихие…» и лейтенант Николай Кузнецов в военном фильме «Горячий снег».
Сам Борис Токарев признавался, что был рад этой роли, ведь и книга Каверина с детства была в числе его самых любимых, а картину Венгерова с участием Александра Михайлова и Евгения Лебедева он просмотрел не менее двух десятков раз и помнил ее покадрово. И вот такой случай самому сыграть в новой экранизации, да еще и главную роль!
Саня Григорьев в исполнении Бориса Токарева получился «по-каверински» мужественным и бескомпромиссным, возможно иногда через чур прямолинейным. Но эта прямолинейность шла от несгибаемого характера, чуждого малейшим проявлениям изворотливости и приспособленчества. При этом актеру, при создании своего героя, удалось не уйти в «монумент героизму», оставшись живым человеком.
Роль Сани Григорьева в детстве замечательно сыграл юный актер Сережа Кудрявцев, который очень органично существовал в кадре. Стоит отметить и то, что вместе с Борисом Токаревым им удалось создать единую убедительную линию своего персонажа. Образ Сани Григорьева не распадается на временные куски, он последователен в своем внутреннем мире, да и внешне чувствуется некоторое сходство между актерами.
Великолепным оказался выбор и остальных героев. Очаровательная, жизнелюбивая верная в своей любви Катя Татаринова в исполнении Елены Прудниковой – именно такой, наверное, и представляли себе героиню романа многочисленные его читатели. Так же как и маму Кати – красивую, грустную женщину трагической судьбы, как ее и сыграла Ирина Печерникова. А какой домашней, доброй, теплой получилась Нина Капитоновна в исполнении Веры Кузнецовой.
Ну и конечно особый блеск картине придали отрицательные герои просто гениально сыгранные мастерами отечественного и мирового кинематографа Николаем Гриценко и Юрием Богатыревым. Первый создал образ Николая Антоновича Татаринова, человека отправившего на смерть своего брата, а затем спекулирующего его памятью, создавая на его имени свою карьеру. Второй же сыграл роль лживого, хитрого и очень осторожного Михаила Ромашова по прозвищу Ромашка, который, обуреваемый страстью к Кате Татариновой, готов был пойти на любые подлости. Сыграть так, чтобы твоего персонажа буквально возненавидела вся страна! Именно это с блеском удалось Николаю Гриценко и Юрию Богатыреву. У зрителей в ярости сжимались кулаки при виде самодовольного и самоуверенного Николая Антоновича, а мерзавца Ромашку просто хотелось придушить!
Очень яркими получились персонажи второго плана. Это и мудрый учитель Иван Павлович Кораблёв (Георгий Куликов), и пытавшаяся найти свое счастье мама Сани Аксинья Федоровна (Зинаида Кириенко), и верный друг Сани Пётр Сковородников (Юрий Кузьменков), и жестокий отчим Сани Гаер Кулий (Михаил Пуговкин), и доктор Иван Иваныч (Владимир Заманский), сыгравший в судьбе Сани важнейшую роли. Каждый из персонажей выписан тщательно, потому и образы получились полнокровными.
Весомый вклад в общий успех фильма внесло музыкальное сопровождение. Отдельный поклон композитору Евгению Птичкину за феноменальную увертюру, предваряющую каждую серию, отражающую общий настрой картины, душевный порыв героев. Замечательны и песни на его музыку, звучащие в картине: «Письмо домой», «Север – северок» и «Финальная песня».
Едва выйдя на экраны, картина тут же стала культовой, стала гимном мужества, преданности, самоотверженности, а ее девиз «Бороться и искать, найти и не сдаваться» еще долго волновал сердца миллионов мальчишек на всем просторе Советского Союза. Борис Токарев так сформулировал рецепт успеха фильма:
«Есть фильмы, которые угадывают время и состояние зрителя. И попадают в вечность. В «Двух капитанах» угадана потребность в романтической любви, удивительном упорстве и человеческом характере».
Первая серия
Детство героя протекает в городе Энске — в маленьком убогом домике у реки.
Однажды в реке утонул почтальон. Письма из сумки взяла себе тетя Даша и читала их вслух всему двору.
Особенно запомнилось герою письмо, обращенное к некой Марии Васильевне. В нем говорилось о шхуне «Святая Мария», которая замерзла в Карском море. Адрес был размыт водой.
Мальчик, от лица которого ведется рассказ, живет с отцом, матерью и маленькой сестренкой. Постепенно выясняется, что мальчик немой — он не может говорить.
Однако он живет обычной мальчишеской жизнью: отправляется ночью ловить голубых раков. На реке он становится свидетелем страшного события: какой-то человек убил сторожа!
Убегая в страхе, мальчик (Саня) потерял отцовский нож, на котором была вырезана его фамилия — Григорьев.
Городовые (полиция) за убийство сторожа арестовали отца Сани. Неопровержимым доказательством для них был тот самый нож, который потерял мальчик. А он, свидетель, не мог ничего рассказать!
Оставшись без кормильца, семья стала голодать.
Мать отвезла детей в деревню, где они жили одни в маленькой избушке (наследство отца). Присматривала за ними бабка Петровна. Мальчик очень привязался к своей сестре — белоголовой смешливой и разговорчивой девчушке, которую тоже звали Саша. Как ловко хозяйничала она в свои семь лет!
Однажды ночью в страшный мороз дети впустили в избушку бородатого человека, который еле двигался от усталости. Звали его Иваном Иванычем. Он скрывался от полиции и просил никому о нем не рассказывать.
Это был необыкновенный человек: он показывал фокусы, часто говорил стихами, мастерил забавных зверюшек из подручного материала и к тому же оказался доктором.
Это был волшебный доктор! Он стал учить Саню говорить. А потом таинственно исчез. Мальчик продолжал учиться говорить сам. И выучился!
Но рассказывать, как он потерял нож, было уже ни к чему: отец умер в тюрьме.
Научившись говорить, Саня стал более общительным. Он подружился с соседом Петькой Сковородниковым, который приохотил его к чтению.
Мальчишки читают книги (выясняется, что у Сани очень хорошая память), торгуют папиросами, ловят раков...
Но в жизни Сани появляется страшный человек. Сам себя он называет: «я бедный Гаер Кулий».
Мать мальчика полюбила этого неприятного самодовольного типа, глупого и жестокого. Он учит Сашу жить и писать, причем только палочки: «пока они не будут «попиндикулярны», дальше двигаться ни в коем случае нельзя».
Мать выходит замуж, отчим настолько отвратителен мальчику, что тот мечтает его убить. Однажды «этот подлец Гаер избил ее (сестру Сашу) до полусмерти за то, что она пролила рюмку постного масла».
Саня спасается от ненавистного отчима у тети Даши, которая продолжает читать письма из сумки утонувшего почтальона. Одно письмо кажется мальчику чем-то связанным с письмом о замерзшей во льдах шхуне «Святая Мария».
Там есть такие строчки: «...Молю тебя об одном: не верь этому человеку! Можно смело сказать, что всеми нашими неудачами мы обязаны только ему. Достаточно, что из шестидесяти собак, которых он продал нам в Архангельске, большую часть еще на Новой Земле пришлось пристрелить. Вот как дорого обошлась нам эта услуга. Не только я один — вся экспедиция шлет ему проклятия» .
Письмо, где упоминается девочка Катюшка, очевидно дочка писавшего, представляло подробный отчет о судне, продвигающемся на север.
Мать мальчика заболела и умерла — виной тому был отчим. Вдовая тетя Даша выходит замуж за вдовца «старика Сковородникова».
Все действия происходят во время революции. Выстрелы, пожары... Военно-революционный комитет объявил в городе советскую власть.
Брата и сестру — Саню и Сашу — решено отдать в приют. «Мы знали приютских. Это были бледные ребята в серых курточках, в измятых серых штанах. Они здорово били птиц из рогаток, а потом жарили их у себя в саду и ели. Вот как их кормили в приюте! Вообще они были «арестанты», и мы с ними дрались...»
Петька Сковородников и Саня решаются бежать — сначала в Москву, а потом в Ташкент. Мальчики дают друг другу клятву: «Кто изменит этому честному слову, — не получит пощады, пока не сосчитает, сколько в море песку, сколько листьев в лесу, сколько с неба падает дождевых капель. Захочет идти вперед — посылай назад, захочет идти налево — посылай направо. Как я ударяю моей шапкой о землю, так гром поразит того, кто нарушит это честное слово. Бороться и искать, найти и не сдаваться» .
Беспризорничая, беглецы добрались до Москвы, но до Ташкента добираться было слишком сложно.
В Москве мальчики многого натерпелись. По случайности они расстались и не смогли найти друг друга.
Саня попал в школу-коммуну. Директором ее был Николай Антонович. Ему предстояло сыграть важную роль в жизни Сани Григорьева.
Саня в детском доме стал учиться. У него появились товарищи: Ромашов по кличке Ромашка и Валька Жуков, который очень любил животных, особенно собак.
Симпатии Сани вызывает учитель географии по фамилии Кораблев.
Однажды мальчик помог незнакомой старушке донести сумки до дому. Оказалось, что в квартире, где обитает старушка, живет Николай Антонович. Там мальчик познакомился со своей ровесницей Катень-кой — очень симпатичной, но страшной задавакой.
Оказывается, старушка — родом из Энска. Оттуда же, откуда и Саня! Дочь старушки — мама девочки — давно уже потеряла мужа. Он был капитаном корабля, отправился в экспедицию и пропал без вести. Николай Антонович Татаринов — двоюродный брат этого капитана.
Саня начинает часто навещать Татариновых. Он восхищен атмосферой дома, где много книг и картин.
Мальчик помогает Катиной бабушке по хозяйству: принести воды, нарубить дров. К Татариновым часто приходит учитель Кораблев. Заметно, что между географом и Катиной мамой существует сильная симпатия.
Кораблев устроил в детском доме театр. На главные роли он приглашал, как ни странно, хулиганов. И они после этого начинали вести себя гораздо лучше.
Географа в школе начинают уважать и любить. И это не нравится директору — Николаю Антоновичу, ведь он как бы отодвинут на второй план.
А тут еще Кораблев сделал Катиной маме, Марье Васильевне, предложение. Но та не согласилась стать женой учителя. А Николай Антонович после этого предпринял наступление на Ивана Павловича (Кораблева) — собрал совет с требованием выгнать географа из школы.
Саня подслушал заседание совета и рассказал об этом Кораблеву и некоторым своим друзьям.
Николай Антонович вызвал мальчика к себе, обозвал его доносчиком и запретил посещать дом. Саня ужасно расстроился: получается, Кораблев сообщил о разговоре директору школы?
Значит, нет смысла в дальнейшем пребывании в школе, раз даже любимый Иван Павлович — предатель!
Саня убежал из школы, попытался продать на базаре курточку... Тут его и свалила жестокая болезнь — грипп, потом менингит. Очнулся он в больнице, где над ним склонилось знакомое лицо — тот самый Иван Иванович, который когда-то учил его говорить!
Посещает Сашу в больнице и Кораблев — становится ясно, что учитель вовсе не предатель, как думал мальчик. После выписки герой возвращается в школу, ему тут же поручают нарисовать плакат для комсомольской ячейки (у мальчика хорошие художественные способности). Он с жаром принимается за работу. Плакат зовет всех вступать в «Общество друзей воздушного флота».
У Сани зарождается мечта стать летчиком.
Он начинает закалять волю. Делает гимнастику при открытом окне зимой, обливается ледяной водой, старается быть смелым и решительным, читает книги о покорении Севера — крепко засела у него в голове шхуна «Святая Мария».
Вот уже Сане семнадцать лет. Он давно не видел Катю (Николай Антонович запретил ему посещать свой дом). И вдруг на странном общественном мероприятии — «Суд над Евгением Онегиным» (такие были популярны в двадцатые годы) — Саня видит Катю. Она изменилась, повзрослела — но нос у нее по-прежнему такой же «решительный» и надо лбом — все те же колечки.
Катя и Саня возобновляют отношения, девушка рассказывает будущему летчику о своем отце — оказывается, он был капитаном судна «Святая Мария», которое погибло, затертое льдами. Какое невероятное совпадение!
Экспедицию снаряжал Николай Антонович — по его словам, все было организовано безупречно: и запасы, и собаки. А если его брат и погиб, то исключительно по своей вине: слишком уж был легкомыслен.
Саня мечтает о покорении полюса.
Во время школьного бала Катя и Саня уединяются в пустом классе. Саня делает то, чего ему давно уже хотелось: целует Катю.
Девушка сначала возмущается: дескать, ее старый товарищ сделал это под влиянием момента, а вовсе не потому, что любит ее. Но потом верит: чувства Григорьева — искренние. Неожиданно выясняется, что класс вовсе не пустой: за влюбленными подглядывал Ромашка — отвратительный, подлый тип.
На следующий день Саня ждет Катю на улице в страшный мороз. А она не приходит! Саня не сердится на Катю: он по-настоящему влюблен. Раньше он мог сказать: «Катька — дура», а теперь может думать о ней только с нежностью.
Саня звонит Кате, но неудачно попадает на Николая Антоновича. Тот отказывается звать девушку к телефону.
От Катиной бабушки, которую Саня встретил на рынке, он узнает, что ему запрещено появляться у них дома. Да в чем же дело? Школьный товарищ Валька рассказывает, что доносчиком был Ромашов. Он все «недозволенное» записывал в книжечку и докладывал Николаю Антоновичу.
Катю отправили в Энск — якобы к заболевшей тете.
Саня собирается тоже поехать в город своего детства, чтобы объясниться с Катей. Однако перед отъездом он совершает непоправимый поступок: застав Ромашку за тем, что этот «стукач» копается в его, Сани, ящике, Григорьев бьет его ногой по лицу.
Теперь возврата в школу нет. Герой в страшном волнении едет в поезде — и вот родной город! За столько лет произошло много перемен. «Старик Сковородников» стал судьей. Он живет в красивом доме со своей женой — тетей Дашей и Саниной сестрой (как вы помните, тоже Сашей).
Беленькая разговорчивая сестренка превратилась в смуглую хорошенькую девушку с черными волосами, расчесанными на прямой пробор. Брат и сестра встречаются радостно, о многом разговаривают. Петька Сковородников, оказывается, живет в Москве.
Саня Григорьев через сестру посылает Кате записку с просьбой о встрече.
В сундучке у тети Даши Саня находит старые письма от отца Кати из экспедиции — часть из них утрачена, но он вспоминает ключевые слова: «привет от Монтигомо Ястребиный Коготь... невероятно жалею, что снаряжение экспедиции я поручил Николаю...» Так ведь это Николай Антонович сорвал экспедицию! И наверняка нарочно!
Письма эти, прочитанные Кате во время свидания, очень огорчают ее — и еще больше они бы огорчили Марию Васильевну. Для Сани оказывается неожиданностью, что Николай Антонович давно влюблен в Марию Васильевну, и недавно она стала его женой.
Одним поездом с Катей Саня возвращается в Москву. Кораблев ошеломляет юношу известием, что ему грозит исключение из школы: за избиение Ромашки и за побег на девять дней. Иван Павлович заступился за Саню, добился разбирательства его «дела» на педагогическом совете. Нужно будет извиниться перед Ромашкой!
Извиниться? Ни за что! Ромашов ведь доносчик! Он доносил не только на Саню, но и на всех остальных ребят! Стоит кому-то что-то сказать против Николая Антоновича — тут же в книжечку запишет и донесет.
На педагогическом совете Саня произносит обличительную речь против Ромашова и Николая Антоновича. У директора школы случился сердечный приступ.
Саню из школы не исключают, обходятся строгим выговором по комсомольской линии.
Григорьев становится героем школы. Его разыскивает Петька Сковородников — веселый, с пышной рыжей шевелюрой. Ему удалось побывать в Ташкенте, но он решил возвратиться в Москву. В отличие от Сани, Петька Энска не забывал. Он прекрасно рисует и собирается поступить в Академию художеств.
Катя сообщает Сане, что она отдала письма отца своей матери. Мария Васильевна пришла к Кораблеву и долго говорила с географом и Саней. Ей не хотелось верить, что она вышла замуж за фактического убийцу своего мужа.
Этот визит Марии Васильевны к Ивану Павловичу, который так любил ее, был прощальным: несчастная женщина отравилась и умерла в больнице. Катя не хочет разговаривать с Саней — это он подтолкнул ее мать к самоубийству!
Только мечта о летной школе поддерживает юношу — он прекрасно сдает выпускные экзамены.
Кораблев вызывает к себе Саню и говорит, что Николай Антонович предъявил географу доказательства своей невиновности: экспедицию подвел совсем другой Николай. Катя и ее бабушка отказываются общаться с Саней, в школе от него отворачиваются — он остается практически в одиночестве. Тем важнее для него цель: стать полярным летчиком и найти шхуну «Святая Мария», экспедицию капитана Татаринова, разобраться в том, кто действительно виноват.
Перед отъездом в летную школу Саня прощается с Катей — она считает его виноватым. Однако все-таки Саня и Катя любят друг друга, хотя прощаются, как им кажется, навсегда.
Проходят годы. Саня оканчивает летную школу и воплощает свою мечту в жизнь. Он не только становится полярным летчиком, но и занимается поисками пропавшей экспедиции. Ему удалось расшифровать дневники штурмана и найти багор со шхуны «Святая Мария».
Саня приезжает в Москву, чтобы предоставить доклад в «Главсевморпуть» и, конечно, для того, чтобы увидеть Катю. Глаза у Кати стали грустные. Она не позволяет плохо говорить о Николае Антоновиче и часто общается с Ромашовым. Встреча с Катей у Большого театра очень расстраивает Саню. Он думает, что Катя его разлюбила. Вот разве что приятная новость — Петька Сковородников стал театральным художником, его имя на афише.
Саня приехал с Крайнего Севера в Москву как раз к юбилею любимого учителя — Ивана Павловича Кораблева. Съехалось множество учеников, все несли букеты цветов, и сколько прекрасных слов прозвучало!
Однако для Сани вечер был испорчен встречей с Николаем Антоновичем и Ромашовым. Они тоже явились приветствовать юбиляра. Каким благообразным, каким преуспевающим стал Ромашов! Он пишет диссертацию под руководством Николая Антоновича и шантажирует его бумагами, которые он раздобыл путем обмана — бумагами, свидетельствующими о подлой роли Николая Антоновича в судьбе капитана Татаринова. Николай Антонович не только женился на вдове Татаринова (о чем давно мечтал), но и нагрел руки на поставке некачественных продуктов и негодных ездовых собак.
От Кораблева Саня узнает, что Катя любит его по-прежнему, он знает о его любви из переписки с сестрой Григорьева.
После серьезного разговора с Кораблевым Катя, не желая больше общаться с Николаем Антоновичем, переезжает к своей подруге Кире (Кирен), которая живет в Сивцевом Вражке (московская улица) вместе с мамой. Катя стала прекрасным специалистом-геологом (ездит в экспедиции), ее фотографии занимают первые места на выставках. Как мало в последние годы Саня знал о Кате!
Ромашов строит интриги — он знает много дурного о своем учителе. Но скрывает это, требуя одного: пусть Николай Антонович уговорит Катю выйти замуж за своего верного ученика.
Николай Антонович при помощи Ромашова чернит имя летчика Григорьева в прессе, подрывая к Сане доверие. Однако летчик Григорьев находит честных и смелых людей, которые готовы его понять и защитить. В газете «Правда» выходит статья Александра Григорьева о поисках экспедиции Татаринова.
Саня вновь улетает в Заполярье — и Катя обещает к нему приехать.
Катя и Саня стали мужем и женой. Жизнь у них была непростая. Летчику приходится перебираться с одного аэродрома на другой, менять место жительства, а жена должна ждать и волноваться. Бабушка Кати после долгих душевных колебаний оставляет Николая Антоновича и переезжает к внучке и ее молодому мужу.
Одна из частей произведения написана от лица Кати (все остальные — от лица Сани Григорьева). Молодая жена капитана рассказывает о смерти его сестры Саши — она вышла замуж за Петьку Сковороднико-ва, родила сынишку. И вдруг тяжело заболела воспалением легких. Долго врачи боролись за ее жизнь, но сестра Сани умирает. Мальчика Петеньку берется опекать Катя, она вывозит малыша на дачу под Ленинградом — и тут начинается война... Совсем маленького ребенка вывозят из Ленинграда.
В годы Великой Отечественной войны Саня и Катя потеряли друг друга. Изредка только доходили слухи: «Катя жива!»; «Саня жив!»
Капитан Григорьев служит на Севере и топит фашистские суда. Там он опять встречается с доктором Иваном Ивановичем, который все еще служит медицине и людям.
Дело жизни капитана Григорьева — поиски экспедиции капитана Татаринова — увенчалось успехом. Она найдена! Найдено и замерзшее во льдах тело самого Татаринова — в почтовой сумке сохранились письма. Некоторые из них адресованы дочери Кате — с верой, что она когда-либо прочтет их.
Александр доказал вину Николая Антоновича и разоблачил многие гнусные дела Ромашова.
Ромашова арестовали и осудили на десять лет.
А Сане и Кате удается наконец встретиться. Война окончена. Оставшиеся в живых могут соединиться: Катя, Петька Сковородников, его сын и стойкая Нина Капитоновна (бабушка Кати) будут теперь жить в одной квартире.
И ждать возвращения капитана Григорьева из дальних полетов...
«Два капитана» — пожалуй, самый известный советский приключенческий роман для юношества. Он многократно переиздавался, входил в знаменитую «Библиотеку приключений», был дважды экранизирован — в 1955 и в 1976 го--ду В 1992 году Сергей Дебижев снял абсурди---ст-скую музыкальную пародию «Два капи--тана — 2», в сюжете не имевшую ничего об-щего с ро-маном Каверина, но эксплуатиро-вавшую его название как общеизвестное. . Уже в XXI веке роман стал литературной основой мюзикла «Норд-Ост» и пред-метом специальной музейной экспозиции в Пскове, родном городе авто-ра.- Героям «Двух капитанов» ставят памятники и называют их именами пло-щади и улицы. В чем же секрет литературной удачи Каверина?
Приключенческий роман и документальное расследование
Обложка книги «Два капитана». Москва, 1940 год «Детиздат ЦК ВЛКСМ»На первый взгляд, роман выглядит просто соцреалистическим опусом, хотя и с тщательно проработанным сюжетом и использованием неко-то-рых не слиш-ком привычных для соцреалистической литературы модернист-ских приемов, например таких, как смена повествователя (две из десяти частей романа напи-саны от лица Кати). Это не так.--
К моменту начала работы над «Двумя капитанами» Каверин был уже довольно опытным литератором, и в романе ему удалось соединить несколько жанров: приключенческий роман-путешествие, роман воспитания, советский истори-ческий роман о недавнем прошлом (так называемый роман с ключом) и, нако-нец, военную мелодраму. Каждый из этих жанров имеет свою логику и свои механизмы удержания читательского внимания. Каверин — внимательный читатель работ формалистов Формалисты — ученые, представлявшие так называемую формальную школу в литерату-роведении, возникшую вокруг Общества изу-чения поэтического языка (ОПОЯЗа) в 1916 го--ду и просуществовавшую до конца 1920-х. Формальная школа объединяла тео-ретиков и историков литературы, стиховедов, лин-гвистов. Самыми известными ее предста-ви--телями были Юрий Тынянов, Борис Эй-хен---баум и Виктор Шкловский. — много размышлял о том, возможно ли жан-ро-вое новаторство в истории литературы. Роман «Два капитана» можно счи-тать результатом этих размышлений.
Киностудия «Мосфильм»
Сюжетную канву путешествия-расследования по следам писем капитана Тата-ринова, о судьбе экспедиции которого много лет никто ничего не знает, Каве-рин заимствовал из известного романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Как и у французского писателя, текст писем капитана сохранился не полно-стью и место последней стоянки его экспедиции становится загадкой, которую на протяжении долгого времени отгадывают герои. Каверин, однако, усиливает эту документальную линию. Теперь речь идет не об одном письме, по следам которого ведутся поиски, а о целой серии документов, которые постепенно попадают в руки к Сане Григорьеву В раннем детстве он по многу раз читает выброшенные на берег в 1913 году письма капитана и штурмана «Святой Марии» и бук-вально выучивает их наизусть, еще не зная, что письма, найденные на берегу в сумке уто-нувшего почтальона, рассказы-вают об одной и той же экспедиции. Потом Саня знакомится с семьей капитана Татари-нова, получает до-ступ к его книгам и разби-рает заметки на по-лях о перспективах поляр-ных исследо-ваний в России и мире. Во время учебы в Ленин-граде Григорьев тща-тельно штуди-рует прес-су 1912 года, чтобы узнать, что писали в это время об экспедиции «Свя-той Марии». Сле-дующий этап — находка и кро-потливая расшифровка дневника того самого штурма-на, которому принадлежало одно из энских писем. Наконец, в самых по-след-них главах главный герой становится облада-телем предсмертных писем капитана и вах-тен-ного журнала судна. .
«Дети капитана Гранта» — роман о поисках экипажа морского судна, история спасательной экспедиции. В «Двух капитанах» Саня и дочь Татаринова, Катя, ищут свидетельства гибели Татаринова, чтобы восстановить добрую память об этом человеке, когда-то не оцененном современниками, а потом и вовсе забытом. Взявшись за реконструкцию истории экспедиции Татаринова, Григо-рьев принимает на себя обязательство публично разоблачить Николая Антоно-вича, кузена капитана, а впоследствии — Катиного отчима. Сане удается дока-зать его пагубную роль в снаряжении экспедиции. Так Григорьев становится как бы живым заместителем погибшего Татаринова (не без аллюзий к исто-рии принца Гамлета). Из расследования Александра Григорьева следует еще один неожи-данный вывод: письма и дневники нужно писать и хранить, поско-льку это способ не только собрать и сберечь информацию, но еще и рассказать потом-кам о том, что от тебя пока не готовы выслушать современники. Харак-тер-но, что сам Григорьев на последних этапах поисков начинает вести днев-ник — или, точнее, создавать и хранить серию неотправленных писем к Кате Тата-риновой.
Здесь и заключено глубокое «подрывное» значение «Двух капитанов». Роман утверждал важность старых личных документов в эпоху, когда личные архивы либо изымались при обысках, либо их уничтожали сами владельцы, опасаясь, что их дневники и письма попадут в руки НКВД.
Американская славистка Катерина Кларк назвала свою книгу о соцреалистиче-ском романе «История как ритуал». Во времена, когда история представала на страницах бесчисленных романов ритуалом и мифом, Каверин изобразил в своей книге романтического героя, восстанавливающего исто-рию как вечно ускользающую тайну, которую нужно расшифровать, наделить личным смы-слом. Вероятно, эта двойная перспектива стала еще одной причи-ной, по кото-рой роман Каверина сохранял свою популярность на протяжении всего ХХ века.
Роман воспитания
Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»
Вторая жанровая модель, использованная в «Двух капитанах», — роман воспи-тания, жанр, возникший во второй половине XVIII века и бурно развивавшийся в XIX и XX столетии. В фокусе романа воспитания всегда история взросления героя, формирование его характера и мировоззрения. «Два капитана» примы-кают к той разновидности жанра, которая рассказывает о биографии героя-сиро-ты: образцами явно стали «История Тома Джонса, найденыша» Генри Филдин-га и, конечно, романы Чарльза Диккенса, прежде всего «Приключе-ния Оли-ве-ра Твиста» и «Жизнь Дэвида Копперфильда».
По-видимому, последний роман имел решающее значение для «Двух капита-нов»: впервые увидев однокашника Сани — Михаила Ромашова, Катя Татари-нова, как будто предчувствуя его зловещую роль в своей и Саниной судьбе, говорит о том, что он страшен и похож на Урию Хипа — главного злодея из «Жиз-ни Дэвида Копперфильда». К роману Диккенса ведут и другие сюжет-ные парал-лели: деспотичный отчим; самостоятельное долгое путешествие в другой город, навстречу лучшей жизни; изобличение «бумажных» махина-ций злодея.
Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»
Впрочем, в истории взросления Григорьева появляются мотивы, не свойствен-ные литературе XVIII и XIX века. Личностное становление Сани — это процесс постепенного накапливания и концентрации воли. Всё начинается с преодоле-ния немоты Из-за перенесенной в раннем детстве болез-ни Саня потерял способность гово-рить. Немота фактически становится причи-ной гибели Саниного отца: мальчик не может рассказать, кто на самом деле убил сторожа и почему нож отца оказался на месте пре-ступления. Саня обретает речь благодаря чудесному доктору — беглому каторжнику Ивану Ивановичу: буквально за несколько сеансов он показывает своему пациенту пер-вые и самые главные упражнения для трени-ровки произнесения гласных и коротких слов. Потом Иван Иванович исчезает, и даль-нейший путь к обретению речи Саня проде-лывает сам. , а после этого первого впечатляющего волевого акта Григорьев предпринимает и другие. Еще учась в школе, он решает стать летчиком и начи-нает систематически закаляться и заниматься спортом, а также читать книги, имеющие прямое или косвенное отношение к авиации и самолетостроению. Одновременно он тренирует способности к самообладанию, так как слишком импульсивен и впечатлителен, а это очень мешает в публичных выступлениях и при общении с чиновниками и начальниками.
Авиационная биография Григорьева демонстрирует еще большую решимость и концентрацию воли. Сперва обучение в летном училище — в начале 1930-х, при нехватке оборудования, инструкторов, летных часов и просто денег на жизнь и еду. Потом долгое и терпеливое ожидание назначения на Север. Затем работа в гражданской авиации за полярным кругом. Наконец, в заключи-тельных частях романа молодой капитан борется и с внешними врагами (фа-ши---стами), и с предателем Ромашовым, и с болезнью и смертью, и с тоской разлуки. В конце концов он выходит из всех испытаний победителем: возвра-ща-ется к профессии, находит место последней стоянки капитана Татаринова, а потом и затерявшуюся в эвакуационных пертурбациях Катю. Ромашов разоб-лачен и арестован, а лучшие друзья — доктор Иван Иванович, учитель Кораб-лев, друг Петька — снова рядом.
Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»
За всей этой эпопеей становления человеческой воли прочитывается серьезное влияние философии Фридриха Ницше, усвоенной Кавериным из оригинала и из косвенных источников — сочинений авторов, ранее испытавших воздей-ствие Ницше, например Джека Лондона и Максима Горького. В этом же воле-вом ницшеанском ключе переосмысляется и главный девиз романа, позаим-ствованный из стихотворения английского поэта Альфреда Теннисона «Улисс». Если у Теннисона строки «бороться и искать, найти и не сдаваться» В оригинале — «to strive, to seek, to find, and not to yield». описы-вают вечного странника, романтического путешественника, то у Каверина они пре-вращаются в кредо несгибаемого и постоянно воспитывающего себя воина.
Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»
Действие «Двух капитанов» начинается накануне революции 1917 года, а за-канчивается в те же дни и месяцы, когда пишутся последние главы романа (1944 год). Таким образом, перед нами не только история жизни Сани Григорь-ева, но и история страны, проходящей те же стадии становления, что и герой. Каверин пытается показать, как после забитости и «немоты», хаоса начала 1920-х и героических трудовых порывов начала 1930-х к концу войны она начи--нает уверенно двигаться к светлому будущему, строить которое пред-стоит Григорь-еву, Кате, их близким друзьям и другим безымянным героям с та-ким же запа-сом воли и терпения.
В эксперименте Каверина не было ничего удивительного и особенно новатор-ского: революция и Гражданская война довольно рано стали предметом исто-ризирующих описаний в сложных синтетических жанрах, соединявших в себе, с одной стороны, черты исторической хроники, а с другой — семейной саги или даже квазифольклорного эпоса. Процесс включения событий конца 1910-х — на-чала 1920-х годов в исторические художественные повествования начался уже во второй половине 1920-х Например, «Россия, кровью умытая» Артема Веселого (1927-1928), «Хождение по мукам» Алексея Толстого (1921-1941) или «Тихий Дон» Шолохова (1926-1932). . Из жанра исторической семейной саги конца 1920-х Каверин заимствует, например, мотив разделения семьи по идеологи-чес-ким (или этическим) причинам.
Но самый интересный исторический пласт в «Двух капитанах», пожалуй, свя-зан не с описанием революционного Энска (под этим названием Каверин изо-бразил свой родной Псков) или Москвы периода Гражданской войны. Интерес-нее здесь более поздние фрагменты, описывающие Москву и Ленинград конца 1920-х и 1930-х годов. И в этих фрагментах проявляются черты еще одного прозаического жанра — так называемого романа с ключом.
Роман с ключом
Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»
Этот старинный жанр, возникший еще во Франции XVI века для осмеяния при-дворных кланов и группировок, вдруг оказался востребованным в советской литературе 1920-30-х годов. Главный принцип roman à clef состоит в том, что реальные лица и события кодируются в нем и выводятся под другими (но часто узнаваемыми) именами, что позволяет сделать прозу одновременно и хрони-каль-ной, и памфлетной, но при этом привлечь внимание читателя к тому, какие трансформации переживает «реальная жизнь» в писа-тель-ском воображе-нии. Как правило, разгадать прототипы романа с ключом могут совсем немно-гие — те, кто очно или заочно знаком с этими реальными лицами.
«Козлиная песнь» Константина Вагинова (1928), «Сумасшедший корабль» Ольги Форш (1930), «Театральный роман» Михаила Булгакова (1936), наконец, ранний роман самого Каверина «Скандалист, или Вечера на Васильев-ском острове» (1928) — все эти произведения представляли современные события и реальных лиц действующими в вымышленных литературных мирах. Неслу-чайно большинство этих романов посвящены людям искусства и их кол-леги-альному и дружескому общению. В «Двух капитанах» основные принципы романа с ключом не выдерживаются последовательно — однако, изображая жизнь литераторов, художников или актеров, Каверин смело пользуется прие-мами из арсенала знакомого ему жанра.
Помните сцену свадьбы Пети и Саши (сестры Григорьева) в Ленинграде, где упоминается художник Филиппов, который «расчертил [корову] на маленькие квадратики и каждый квадратик пишет отдельно»? В Филиппове мы без труда узнаем и его «аналитический метод». Саша берет заказы в ле-нин-градском отделении «Детгиза» — это значит, что она сотрудничает с леген-дар-ной маршаковской редакцией, трагически разгромленной в 1937 году Каверин явно рисковал: он начал писать свой роман в 1938-м, уже после того, как редакция была распущена, а некоторые ее сотрудники арестованы. . Интересны и подтексты театральных сцен — с посещением разных (реальных и полувымышленных) спектаклей.
О романе с ключом применительно к «Двум капитанам» можно говорить весь-ма условно: это не полномасштабное использование жанровой модели, но пе-ре--не-сение лишь некоторых приемов; большинство героев «Двух капитанов» не являются зашифрованными историческими лицами. Тем не менее ответить на вопрос о том, зачем в «Двух капитанах» понадобились такие герои и фраг-мен-ты, очень важно. Жанр романа с ключом предполагает разделе-ние чита-тель-ской аудитории на тех, кто способен, и тех, кто не способен подо-брать нужный ключ, то есть на посвященных и воспринимающих повество-ва-ние как таковое, без восстановления реальной подоплеки. В «артистических» эпизодах «Двух капитанов» мы можем наблюдать нечто подобное.
Производственный роман
Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»
В «Двух капитанах» есть герой, фамилия которого зашифрована только ини-циа-лом, но разгадать ее с легкостью мог любой советский читатель, и никакого ключа для этого не требовалось. Летчик Ч., за успехами которого с замиранием сердца наблюдает Григорьев, а потом с некоторой робостью обращается к нему за помощью, — это, конечно, Валерий Чкалов. Без труда расшифровывались и другие «авиационные» инициалы: Л. — Сигизмунд Леваневский, А. — Алек-сандр Анисимов, С. — Маврикий Слепнёв. Начатый в 1938 году, роман должен был подвести предварительный итог бурной советской арктической эпопее 1930-х, где в равной степени проявляли себя полярники (наземные и морские) и летчики.
Кратко восстановим хронологию:
1932 год — ледокол «Александр Сибиряков», первое плавание по Север-ному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию.
1933-1934 годы — знаменитая челюскинская эпопея, попытка плавания из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, с гибелью корабля, высадкой на льдине, а затем спасением всего экипажа и пассажиров с помощью лучших пилотов страны: спустя еще много лет имена этих пилотов мог перечислить наизусть любой советский школьник.
1937 год — первая дрейфующая полярная станция Ивана Папанина и первый беспосадочный перелет Валерия Чкалова на североамериканс-кий континент.
Полярники и летчики были в 1930-е главными героями современности, и то, что Саня Григорьев не просто выбрал авиационную профессию, но захотел связать свою судьбу с Арктикой, сразу же сообщало его образу романтический ореол и большую привлекательность.
Между тем если отдельно рассмотреть профессиональную биографию Григорь-ева и его неуклонные попытки добиться посылки экспедиции по поиску экипа-жа капитана Татаринова, то станет понятно, что «Два капитана» заключают в себе черты еще одного типа романа — производственного, получившего ши-ро--кое распространение в литературе социалистического реализма в конце 1920-х годов, с началом индустриализации. В одной из разновидностей такого романа в центре оказывался молодой герой-энтузиаст, любящий свою работу и страну больше самого себя, готовый на самопожертвование и одержимый идеей «прорыва». В его стремлении совершить «прорыв» (внедрить какое-то техническое новшество или просто неустанно работать) ему обязательно будет чинить препятствия герой-вредитель В роли такого вредителя может выступать руководитель-бюрократ (конечно, по натуре консерватор) или несколько таких руково-дителей. . Наступает момент, когда главный герой терпит поражение и его дело, как кажется, почти проиграно, но все-таки силы разума и добра побеждают, государство в лице самых разумных своих представителей вмешивается в конфликт, поощряет новатора и наказывает консерватора.
«Два капитана» близки этой модели производственного романа, наиболее памятной советским читателям по знаменитой книге Дудинцева «Не хлебом единым» (1956). Антагонист и завистник Григорьева Ромашов рассылает по всем инстанциям письма и распространяет ложные слухи — результатом его деятельности становится внезапная отмена поисковой операции в 1935 году и изгнание Григорьева с любимого им Севера.
Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»
Пожалуй, самая интересная сегодня линия в романе — это превращение гра-ждан-ского летчика Григорьева в летчика военного, а мирных исследователь-ских интересов к Арктике — в интересы военные и стратегические. Впервые такое развитие событий предсказывает посетивший Саню в ленинградской гостинице в 1935 году безымянный моряк. Потом, после долгой «ссылки» в поволжскую мелиоративную авиацию, Григорьев решает собственными силами изменить свою судьбу и уходит добровольцем на испанскую войну. Оттуда он возвращается уже военным летчиком, и дальше вся его биография, как и история освоения Севера, показана как военная, тесно связанная с безо-пасностью и стратегическими интересами страны. Неслучайно и Ромашов оказывается не просто вредителем и предателем, но и военным преступником: события Отечественной войны становятся последним и предельным испыта-нием и для героев, и для антигероев.
Военная мелодрама
Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм»
Последний жанр, который воплотился в «Двух капитанах», — это жанр военной мелодрамы, которая в годы войны могла реализовываться как на театральной сцене, так и в кино. Пожалуй, самый близкий аналог романа — пьеса Констан-тина Симонова «Жди меня» и снятый на ее основе одноименный кино-фильм (1943 год). Действие последних частей романа разворачивается как будто бы вослед сюжетной канве этой мелодрамы.
В самые первые дни войны самолет бывалого летчика сбивают, он оказывается на оккупированной территории, а потом при невыясненных обстоятельствах надолго пропадает. Его жена не хочет верить в то, что он погиб. Она меняет старую гражданскую профессию, связанную с интеллектуальной деятельно-стью, на простую тыловую и отказывается эвакуироваться. Бомбежки, рытье окопов на подступах к городу — все эти испытания она переживает с достоин-ством, не переставая надеяться, что ее муж жив, и в конце концов дожидает-ся его. Это описание вполне применимо и к фильму «Жди меня», и к роману «Два капитана» Конечно, есть и различия: Катя Татаринова в июне 1941-го живет не в Москве, как си-моновская Лиза, а в Ленинграде; ей прихо-дится пройти через все испытания блокады, и уже после ее эвакуации на Большую землю Григорьев не может выйти на ее след. .
Последние части романа Каверина, написанные попеременно то от лица Кати, то от лица Сани, успешно используют все приемы военной мелодрамы. И по-скольку этот жанр продолжал эксплуатироваться и в послевоенной литературе, театре и кино, «Два капитана» еще долгое время точно попадали в горизонт читательских и зрительских ожиданий Горизонт ожидания (нем. Erwartungs-horizont) — термин немецкого историка и тео-ре-тика литературы Ханса-Роберта Яусса, комплекс эстетических, социально-политиче-ских, психологических и прочих представле-ний, определяющих отношение автора к об-ще-ству, а также отношение читателя к про-из-ведению. . Юношеская любовь, зародившаяся в испытаниях и конфликтах 1920-30-х, прошла последнюю и самую серьезную проверку войной.