» » Направления деятельности учителя- дефектолога. Самоанализ профессиональной деятельности учителя — дефектолога Профессиональная деятельность специалиста дефектолога

Направления деятельности учителя- дефектолога. Самоанализ профессиональной деятельности учителя — дефектолога Профессиональная деятельность специалиста дефектолога
  • III. Анализ результатов психологического анализа 1 и 2 периодов деятельности привел к следующему пониманию обобщенной структуры состояния психологической готовности.
  • III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  • IV. Особенности правового регулирования труда беременных женщин
  • IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года
  • VII. Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля своей педагогической деятельности (А.К. Маркова)
  • «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя», – писал в начале ХХ века известный немецкий педагог-дефектолог П.Шуман. Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только специально подготовленный педагог-дефектолог. Для успешной педагогической деятельности в структуре специального образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели – содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. Сфера профессиональной деятельности педагога-дефектолога такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

    Педагог-дефектолог проводит работу в тесной связи с медицинским персоналом, реализуя комплексный медико-педагогический подход к устранению нарушений у лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности и проводя коррекцию патологии на благоприятном фоне. Учитывая необходимость участия в коррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития учителей, воспитателей и родителей, педагог-дефектолог уделяет большое внимание работе с педагогическим коллективом школы и родителями по пропаганде специальных знаний.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога относится к числу тех, которые сопряжены с профессиональными вредностями, оказывающими отрицательное влияние на состояние здоровья. В связи с этим существуют противопоказания к данному виду труда для тех, кто имеет отклонения в состоянии здоровья и значительное несоответствие личной психограммы профессиональной психограмме педагога-дефектолога. Труд педагога-дефектолога предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем. Необходимы физическая выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивое психическое здоровье. Специалистам и, безусловно логопедам, необходимо иметь правильную речь и бездефектное произношение звуков.

    Педагог-дефектолог – это человек с особым складом души. Важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога – доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, увлеченность своей работой, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Для него характерна гуманная оценка человека в современном мире, в том числе и человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

    Немного найдется профессий, результаты деятельности которых приравнивались бы к чуду. Когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной детской жизнью – играть и учиться, общаться с родителями и дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовиться быть взрослым, нужным своей стране человеком.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога сродни тому чуду, о котором написано в Новом Завете:

    «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку.

    Иисус, отведши его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его;

    И воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть «отверзись».

    И тотчас отверзся у него слух, и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто...

    И чрезвычайно дивились и говорили: все хорошо делает:

    И глухих делает слышащими и немых – говорящими» (Новый Завет // От Марка, гл. 7; ст. 32, 33, 34, 35, 37).

    Контрольные вопросы и задания

    1. В чем сущность образования как общественного явления?

    2. Какова роль образования в обществе и его развитии?

    3. Раскройте смысл основных функций современного образования.

    4. Дайте определение понятия «образование».

    5. Что представляет собой основное звено образовательно-педагогического процесса, каковы его педагогические составляющие и в чем проявляется их взаимодействие?

    6. Каковы конституционные и законодательные положения об образовании?

    7. В чем специфика понимания образования как системы? Дайте общую характеристику системы образования в современной Беларуси.

    8. Какими общими и профессиональными характеристиками должен обладать выпускник образовательного учреждения?

    9. Составьте «Памятку начинающему учителю-дефектологу»: напишите 10 – 15 проблем, которые затрудняют профессиональную педагогическую деятельность начинающему специалисту. Затем оцените по шкале потребностей А.Маслоу, к какому уровню относится каждая из проблем. Какой уровень преобладает? Как вы объясняете такое распределение?

    10. Составьте терминологический словарик по теме лекции, постарайтесь дать краткие, четкие, ясные определения понятиям, приведенным в лекции.


    | | | 4 | | | | | | |

    Подобные документы

      Анализ критериев и уровней сформированности компетентности взаимодействия с ребенком с отклонениями в развитии у будущего педагога-дефектолога. Разработка и структура соответствующей, экспериментальное исследование влияющих на ее эффективность условий.

      Понятие компетентности, её обязательные компоненты. Проблема готовности учителя-дефектолога к профессиональной деятельности. Структура профессиональной компетентности. Удовлетворённость качеством обучения в процессе подготовки студента-дефектолога.

      статья, добавлен 10.01.2018

      Понятие и структура, основные компоненты профессиональной компетентности педагога. Содержание и составляющие его практической и теоретической готовности. Оценка сформированности аналитических умений как один из критериев педагогического мастерства.

      реферат, добавлен 02.01.2013

      Опыт компетентности педагога-дефектолога как компонент содержания педагогического образования. Показатели значимости профессионально-педагогической компетентности. Статус преподавателя, его образовательные функции, требования к уровню профессионализма.

      статья, добавлен 15.09.2016

      Основные функции (коммуникативная, организационная, педагогическая и психологическая) профессиональной компетентности социального педагога, принципы ее диагностики. Этапы социально-педагогической диагностики профессиональной компетентности педагога.

      лекция, добавлен 01.09.2017

      реферат, добавлен 13.11.2010

      Аналіз організації корекційно-розвивальної та корекційно-виховної роботи в спеціальній школі. Характеристика діяльності педагога-дефектолога в закладі щодо здійснення корекційної роботи. Характеристика специфіки педагогічної роботи з аномальними дітьми.

      статья, добавлен 06.02.2019

      Определение сущностных и формальных характеристик профессиональной компетентности педагога дополнительного образования. Проведение опытно-поисковой работы по проверке эффективности акмеологической модели развития профессиональной компетентности педагога.

      Изучение проблем педагогической деонтологии. Структура профессиональной компетентности. Анализ соотношения профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителя. Специальная, социальная, личностная, индивидуальная компетентность педагога.

      реферат, добавлен 12.11.2013

      Теоретические подходы к определению сущности понятия "профессиональная компетентность педагога". Характеристика структуры профессиональной компетентности педагога с учетом изучения подходов разных научных школ. Профессионально важные личностные качества.

    Основные направления коррекционно-развивающей работы: -сенсорное и сенсомоторное развитие; -формирование пространственно-временных отношений; -умственное развитие -нормализация ведущей деятельности возраста -формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности - обогащение словаря развитие связной речи коррекция звукопроизношения Нет единой уникально успешной методики приема или формы работы с учащимися и их родителями. Учащиеся имеют следующие нарушения речевого развития: Четыре ученика первых...


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

    КОМПЕТЕНТНОСТЬ

    ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

    Построение педагогического процесса как диалога между участниками образовательного пространства предполагает высокий уровень профессиональной компетентности педагога, поэтому особую ценность приобретает компетентностный подход в образовании.

    Осуществление педагогической практики связано с выделением и содержательным описанием компетентности педагога как совокупности личностных и профессиональных качеств, позволяющих ему успешно решать задачи, связанные с организацией обучения и воспитания детей, в том числе детей с особенностями психо - физического развития, с учетом специфики их образовательных потребностей.

    Компетенции педагога - дефектолога выступают средством и условием развития компетенций его учеников. Это особенно значимо в связи с проблемами личностного и профессионального становления людей с ОПФР, вопросами качества их жизни, развития, последующего трудоустройства.

    Направления работы педагога-дефектолога:

    1. Диагностическое направление.

    Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем.

    Диагностическая деятельность включает:

    Изучение личных дел учащихся (это: педагогическая характеристика, заключение о нервно - психическом состоянии школьника, заключение комиссии дефектологов Витебского Городского Центра коррекции, изучение речевых карт ребенка из ДОУ);

    Установление контакта с родителями ребенка, изучение условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка;

    Наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время;

    Изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок);

    Использование стандартизированных методик.

    2.Коррекционное направление.

    Представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ОПФР в динамике учебно-воспитательного процесса.

    Основные направления коррекционно-развивающей работы:

    Сенсорное и сенсомоторное развитие;

    Формирование пространственно-временных отношений;

    Умственное развитие

    Нормализация ведущей деятельности возраста

    Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности

    Обогащение словаря, развитие связной речи, коррекция звукопроизношения

    Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с учащимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

    3.Аналитическое направление.

    Включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности.

    Необходимость этого направления работы обусловлена потребностью в комплексном подходе к проблемам ребенка, который предполагает:

    Системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

    Создание комплексных индивидуальных коррекционно – развивающих программ, нацеленных на развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

    Профилактику перегрузок учащихся;

    Взаимодействие специалистов в рамках школьного ПКПП

    Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

    Консультации проводятся для оказания помощи родителям и учителям в вопросах обучения и воспитания детей с ОПФР.

    Задачи направления:

    Профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка, перегрузок учащихся, выбор адекватного режима труда и отдыха в школе и дома;

    Повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение знаний в вопросах обучения детей с отклонениями в развитии;

    Оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

    Подготовка и включение педагогов и родителей в решении коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.

    Формы работы:

    Систематическое выступление на родительских собраниях, педагогических советах школы, методических объединениях учителей-дефектологов;

    Анкетирование родителей;

    Индивидуальное консультирование учителей и родителей по запросам;

    Консультирование учителей и родителей по результатам по итогам обследования;

    Обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционно - развивающих заданий, игр, упражнений);

    Этапное консультирование учителей и родителей (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений об учащемся).

    4.Организационно-методическое направление.

    Включает подготовку и участие в консилиумах, МО, педагогических советах, оформление документации.

    Таким образом, в своей работе педагог-дефектолог, работающий с детьми с ОПФР, активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях взаимодействия специалистов,совместно с ними разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами и родителями.

    Наш пункт существует пятый год. Я работаю на пункте третий год. Общее количество учащихся, получающих помощь на пункте в этом году, составляет 22 человека. Трое учащихся получают помощь консультативно.

    Учащиеся имеют следующие нарушения речевого развития:

    Четыре ученика первых классов имеют заключение «Нерезко выраженное общее недоразвитие речи».

    В логопедии понятие «общее недоразвитие речи» (ОНР) применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т.е. отмечается позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования.

    Под указанным видом недоразвития понимается недостаточное по тем или иным причинам развитие лексики, грамматического строя и фонетической стороны речи.

    Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. Вне такой помощи они не только испытывают затруднения в процессе общения, но и оказываются в числе стойко неуспевающих.

    Общие направления работы с детьми с НВ ОНР включает в себя:

    1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивости внимания; наблюдательности (особенно к языковым явлениям); способности к запоминанию; способности к переключению; навыков и приемов самоконтроля; познавательной активности; произвольности общения и поведения.

    2. Формирование полноценных учебных умений: планирование предстоящей деятельности, контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля); работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.); применение знаний в новых ситуациях; анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

    3. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению: умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям; умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме; умение целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

    4. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности: ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием; ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии; применение инструкции (алгоритма); употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях.

    Три ученика первых классов имеют речевое нарушение «Стертая форма дизартрии»

    Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.

    Это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

    При минимальных дизартрических расстройствах наблюдается недостаточная подвижность отдельных мышечных групп речевого аппарата (губ, мягкого неба, языка), общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. Сегодня можно считать доказанным, что помимо специфических нарушений устной речи имеются отклонения в развитии ряда высших психических функции и процессов, отвечающих за становление письменной речи, а также ослабление общей и мелкой моторики.

    Изучая анамнез детей со стертой дизартрией, выявляются факторы неблагоприятного течения беременности и родов, асфиксия, низкий оценочный балл по шкале Апгар при рождении, наличие у подавляющего большинства детей в первый год жизни диагноза ПЭП – перинатальной энцефалопатии.

    Для осуществления успешной коррекционной работы с детьми со стертой формой дизартрии необходимо выделить основные аспекты:

    Осуществление дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусе.

    Формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.

    Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.

    Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.

    Еще три ученика первых классов имеют заключение дислалия (различных форм). Это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, наиболее распространенное нарушение среди нарушений произносительной стороны речи.

    Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков, и – реже - их пропусках.

    Причины различных форм дислалии могут быть связаны с патологиями речевого аппарата либо особенностями речевого воспитания ребенка. Если речь идет о физиологической форме заболевания, то в ее основе лежит возрастная недоразвитость органических структур, которая корректируется по мере взросления.

    Механическая дислалия является следствием генетически-обусловленных приобретенных или врожденных аномалий органов, ответственных за речь. Одной из частых причин механического типа болезни является укороченная подъязычная уздечка, затрудняющая движение языка. Правильная артикуляция может быть затруднена и при непропорциональных размерах самого языка. В ряде случаев факторами, способствующими возникновению дислалии, являются различные аномалии в строении зубочелюстного аппарата: сильно выступающая верхняя или нижняя челюсть, промежутки в зубном ряду, аномальное строение неба, расщепление неба, слишком короткая уздечка верхней губы.

    Основная работа по преодолению дислалии - коррекция звукопроизношения, т.е формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. При правильной организации логопедической работы положительный эффект достигается при всех видах дислалий. При механической дислалии в ряде случаев успех достигается в результате совместного логопедического и медицинского воздействия.

    Предпосылкой успеха в работе с учениками с перечисленными нарушениями является создание благоприятных условий: эмоционального контакта логопеда с ребенком, интересной формы организации занятий, сочетания приемов работы, позволяющих избежать переутомления ребенка.

    Учителя-дефектологи младшего школьного отделения применяют фонетическую ритмику . Это система двигательных упражнений, которая направлена на формирование фонетически правильно оформленной речи. Фонетическая ритмика помогает ребёнку нормализовать речевое дыхание, менять высоту и силу голоса, воспринимать, различать, воспроизводить различные ритмы, выражать эмоции с помощью различных интонационных средств.

    Упражнения по развитию мелкой моторики рук . Тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений. В своей работе я применяю пальчиковые игры, графические диктанты по лексическим темам, обводку шаблонов и штриховку изображений, различные задания с раздаточным материалом, СУ-ДЖОК и т.д.

    Артикуляционная гимнастика , которая является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. С детьми младшего школьного возраста артикуляционная гимнастика проводится по подражанию с опорой на картинки.

    Дыхательная гимнастика. Индивидуальное занятие с младшим школьником начинается с упражнений на активизацию дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. На практике используем разнообразные игры на развитие дыхания, например, «Ветерок», «Листопад», «Вертушка» и тд.

    Остальные 12 учащихся с 3-го по 5-тый класс имеют в заключении нарушения письменной речи, а именно различные виды дисграфий, один ученик имеет заключение – дислексия (помимо дисграфии).

    Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Дислексия - нарушение способности к овладению навыком чтения.

    Дисграфия у детей является заболеванием, выражающимся в нарушениях освоения письменной речи. Очень часто родители даже не подозревают, что это заболевание присутствует у ребенка. Появление дисграфии обусловлено несформированностью некоторых психических функций, из-за которых и происходит частичное нарушение самого процесса написания слов. Дисграфия у младших школьников может проявляться в наличии стойких или часто повторяющихся ошибок. Проблема никак не связана с незнанием орфографических правил ребенком. Заболевание проявляется примерно у 30% детей школьного возраста, обычно выявляется у второклассников. Многие родители считают, что в этой проблеме виноваты различные новые системы образования, вызывающие у школьников проблемы с обучением из-за перегрузки мозга. Но это не верно, как и то, что это заболевание является следствием умственной отсталости малыша. Задержка умственного развития или нарушение данной функции никак не связаны с возникновением у школьников дисграфии.

    Нарушение процесса письма не может возникнуть без причин и редко существует само по себе. Как правило, проблема отражается и на: лексико-грамматической стороне речи, звукопроизношении, связности речи, фонематическом восприятии.

    Поэтому очень часто функциональные и органические причины дисграфии совпадают с причинами появления таких расстройств, как: дизартрия и дислалия. Дисграфия у ребенка может появиться и в том случае, если у него имеются энцефалиты, родовые травмы или была асфиксия в родах.

    Симптомы дисграфии в школьном возрасте, как и симптомы дислексии, могут появиться и при поражении головного мозга или его недоразвитии в период беременности.

    Виды дисграфии и их особенности:

    В целом, дисграфию подразделяют на 5 основных видов, но я кратко скажу о двух видах, встречающихся у моих учеников.

    Это акустическая форма дисграфии. Отклонения выражаются в замене правильных букв на те, которые соответствуют близким им звукам. К заменяемым парам можно отнести: глухие и звонкие звуки — П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; шипящие и свистящие — Ж-З, Ш-С, а также пары звуков С-Ц, Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.

    И вторая форма- это дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Поскольку эта форма встречается наиболее часто, ее обычно называют моторной. Моторная форма дисграфии обычно выражается в появлении специфических ошибок.

    Например: ребенок пропускает в словах буквы или целые слоги, не дописывает слова, переставляет в словах слоги или буквы, добавляет в слова лишние буквы, повторяет в слове какую-либо букву или слог, соединяет в одном слове слоги совершенно разных слов, отделяет от слов приставки, а предлоги пишет со словами слитно.

    Основная работа по преодолению дисграфии у младших школьников направлена на дифференциацию фонетически сходных звуков, развитие слогового и фонематического анализа и синтеза.

    Логопед не дублер учителя и, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т.е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой – закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом.
    Основная задача - воспитание у детей языкового чутья.

    Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися материала по родному языку в целом.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    13390. Профессиональная компетентность психолога 11.8 KB
    В словаре иностранных языков понятие компетентность раскрывается как обладающей компетенцией – кругом полномочий какоголибо учреждения лица или круга лиц вопросов подлежащих чьему либо ведению. Понятие компетентность применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки используется относительно недавно. Даль под компетентностью понимает полноправность и использует её в основном в юридической сфере: Компетентный судья кто может и вправе судить о ком о чём или коголибо судья полноправный.
    7400. Коммуникативная компетентность детей старшего дошкольного возраста, как условие личностной и социально – психологической готовности к обучению в школе 326.73 KB
    Личностная и социально-психологическая готовность к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Актуальность обусловлена стремительностью развития становления личности детей в социальных условиях в связи с динамическими преобразованиями которые происходят в современном обществе. В современной действительности закономерно возрастает интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста.
    20079. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА 54.38 KB
    Аксиология как учение о ценностях. КОДЕКСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ Сущность и содержания управленческой этики как теории и социальной практики. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ профессиональный ЭТИКЕТ Этикет и его содержание Стиль руководства как отражение профессионального этикета.
    3926. Профессиональная деятельность психолога 21.04 KB
    Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога.
    19504. Профессиональная этика аудитора 40.66 KB
    Сущность аудиторской деятельности. Разработка внутренних стандартов аудиторской фирмы. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам действующим в Российской Федерации. Важным аспектом аудиторской деятельности является ответственность аудитора как субъекта профессиональной деятельности.
    1277. Медицинская, профессиональная и социальная реабилитация 765.3 KB
    Комплекс реабилитационных мероприятий инвалидов. В период перехода к рыночным отношениям в нашей стране с появлением экономической нестабильности инфляции обнищания усилением расслоения общества ростом числа безработных беженцев вынужденных переселенцев лиц без определенного места жительства очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Кроме того актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества России значительного количества...
    2725. Профессиональная социальная сеть «Сообщество пользователей уникальным научным оборудованием» 15.48 KB
    В 2009 году с целью реализации инновационноориентированного сценария развития Юга России исполнительной дирекцией Программы развития Южного федерального университета была создана профессиональная социальная сеть ученых и исследователей Южного федерального округа: Сетевое сообщество пользователей уникальным научным оборудованием. Основной целью портала Сетевого сообщества пользователей является организация процессов взаимодействия и кооперации ученых исследователей инженеров Южного федерального университета Ассоциации Высокие...
    21053. Изменение социального статуса и деформация российской интеллигенции, её профессиональная дифференциация 20.94 KB
    Многие современные западные интеллектуалы порой выносят категорические суждения о роли интеллигенции в российском обществе. Так, английский исследователь венгерского происхождения, длительное время живший в СССР, а теперь являющийся преподавателем кафедры политических наук Редингтонского университета Тибор Самуэли доказывал, что «русская интеллигенция была орудием разрушения...».
    6739. ТЕХНОЛОГИЯ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА 25.66 KB
    В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания и саморазвития. Что является компонентами саморазвития составными частями профессионального самовоспитания Каковы пути средства и методы овладения процессом самовоспитания Изучение жизни и деятельности великих людей убеждает нас в том что критическое отношение к себе к результатам своей деятельности более всего стимулирует человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Следующим шагом самовоспитания является формулирование целей то есть...
    2360. Формы работы социального педагога 11.69 KB
    Форма Плюсы Минусы Родительские собрания классные Занимают мало времени; Охват большого числа родителей одновременно; Много готовых разработок проведения родительских собраний; Оперативное донесение информации Нет индивидуального подхода; Родительские собрания общешкольные Лекции Работа с активом класса Родительские конференции В наше время можно выделить 3 вида образования: Формальное –образование приобретаемое обучающимся в специально предназначенном для обучения учреждении специально подготовленными специалистами....

    МИР ПРОФЕССИИ

    ДЕФЕКТОЛОГ
    Содержание труда.

    Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология {лат. defektus недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенно­сти развития детей с физическими и психическими недостат­ками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог -спе­циалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особен­ностей развитие и адаптация в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и пр. сферах.

    Существует несколько дефектологических специальнос­тей - сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедаго­гика, логопедия.

    Сурдопедагог обучает детей с недостатками слуха, от со­вершенно глухих до слабослышащих; олигофренопедагог обучает детей с недостатками умственного развития; тифлопе­дагог - с недостатками зрения. Логопед - специалист ши­рокого профиля, работающий со всеми видами речевых на­рушений.
    Условия труда.

    Дефектолог работает в условиях высокой психологической и коммуникативной нагрузки. Общение в труде интенсивно.
    Области применения:

    дефектологи работают в специаль­ных школах и интернатах, медико-психологических центрах, центрах развития, медицинских учреждениях, специальных учреждениях и социальных службах в образовании и т. д.
    Доминирующая профессиональная направленность - на работу с людьми.

    Профессиональный тип личности

    Социальный, иссле­довательский.
    Доминирующие интересы -

    педагогика, психология, медицина;

    сопутствующие - экономика, право.
    Необходимые качества .

    Специалист должен обладать терпением, состраданием, иметь выраженную гуманистическую направленность. Необходимы эмоциональная устойчивость, наблюдательность, такт, умение анализировать, настойчивость,

    нацеленность на результат.

    Требуются хорошие знания по педагогике, психологии, спе­циальной и возрастной педагогике и психологии, по разделам медицины в области имеющихся нарушений, по социальным, правовым вопросам, по профессиональной ориентации, социальной адаптации и перспективам трудоустройства.
    Перспективы профессионального роста - научно-методи­ческая работа, административное продвижение.

    Профессия дефектолога востребована на рынке труда. В дальнейшем предполагается высокий устойчивый спрос на специалистов данного профиля.
    Профессию дефектолога можно получить в следующих

    высших педагогических учебных заведениях:


    • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, факультет коррекционной педагоги­ки (специальности: сурдопедагогика, тифлопедагогика, оли­гофренопедагогика, логопедия). Санкт-Петербург, наб.
      р. Мойки, д. 48. Тел. 314-69-84;

    • Ленинградский государственный областной университет им. А. С. Пушкина, факультет коррекционной педагогики и спе­циальной психологии (специальности: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия), г. Пуш­кин, Петербургское шоссе, д. 10. Тел. 465-66-99, 466-05-07;

    • Институт специальной педагогики и психологии междуна­родного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга (специальности: логопедия, специальная дошкольная педа­гогика и психология, олигофренопедагогика). Санкт-Петер­бург, ул. Воронежская, д. 42. Тел. 325-57-12, 325-57-13.

    МИР ПРОФЕССИИ

    лингвист
    Содержание труда.

    Лингвист всесторонне изучает язык, его природу, функции и внутреннюю структуру, историческое развитие и классификацию. Языкознание делится на общее и частное, теоретическое и прикладное. Общее языкознание собирает универсальные данные по всем языкам, а частное - это наука об одном языке. Прикладное языкознание - это приме­нение лингвистических знаний на практике. Например, препо­давание языка, создание учебников и словарей, перевод с одного языка на другой. Одним из перспективных прикладных (направлений является применение математического аппарата;при описании языка для создания специальных компьютерных программ.
    Области применения.

    Работает в научно-исследовательс­ких институтах, учебных заведениях, в редакциях и библиоте­ках, а также в различных общественных, культурных и произ­водственных организациях, в качестве преподавателя, научно-ro сотрудника, литературного редактора или переводчика.

    Доминирующие интересы - русский язык и литература, иностранный язык;

    сопутствующие интересы - история, право, журналистика.

    Профессиональная направленность на работу со знаковы­ми системами, текстами.

    Необходимые качества : грамотная, четкая устная и письменная речь, хороший слух и память, терпение и усидчивость. Препятствовать успешной работе будут такие качества, как невнимательность.

    Родственные профессии : учитель русского языка и литературы, учитель иностранного языка, редактор.

    Карьерные перспективы зависят от выбранной специаль­ности. Например, для переводчика они могут быть связаны с работой по художественному переводу литературы.

    Постоянный, устойчивый спрос на рынке труда.

    Образование можно получить:
    Санкт-Петербургский государственный университет, фило­логический факультет. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9. Тел. 328-20-00;


    • Невский институт языка и культуры. Санкт-Петербург,
      ул. Б. Разночинная, 27. Тел. 230-38-44;

    • Высшая административная школа правительства Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, пр. Вознесенский, 5. Тел. 312-31-75,314-83-97;

    • МГУ, филологический факультет. Москва, Ленинские горы.Тел. 939-32-76;

    • Институт иностранных языков Российского университета Дружбы народов. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 9. Тел. 434-71-60,432-75-08;

    • Российский государственный гуманитарный университет. Москва, ул. Миусская, 6; ул. Чаянова, 15. Тел. 250-61-18;

    • Ярославский государственный университет им. П. Г. Деми­дова, г. Ярославль, ул. Кирова, 8/10. Тел. 30-32-10;

    • Поморский государственный университет им. М. В. Ломо­носова, г. Архангельск, пр. Ломоносова,4. Тел. 44-20-56;

    • Калининградский государственный университет, г. Кали­нинград, ул. А. Невского, 14. Тел. 43-64-32, 46-59-17;

    • Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41. Тел. 2-04-57, 2-72-44.
    Полный список высших учебных заведений смотрите в спе­циальных справочниках.



    МИР ПРОФЕССИИ

    «Дефектолог»


    Наименование профессии

    дефектолог

    Доминирующий способ мышления

    адаптация - анализ

    Область базовых знаний № 1 и их уровень

    медицина, уровень 3, высокий (теоретический)

    Область базовых знаний № 2 и их уровень

    педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

    Профессиональная область

    педагогика

    Межличностное взаимодействие

    частое по типу «рядом»

    Доминирующий интерес

    социальный

    Дополнительный интерес

    исследовательский

    Условия работы

    в помещении, сидячий

    • воспитание и обучение детей, имеющих физические и умственные
      недостатки: олигофренопедагогика - воспитание и обучение умствен­но отсталых детей, сурдопедагогика - работа с глухими и слабо­
      слышащими детьми, тифлопедагогика - работа со слепыми и слабо­
      видящими детьми, логопедия - постановка правильной и устной
      речи, исправление ее недостатков.

    • работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
      по предупреждению и коррекции отдельных нарушений;

    • отбор детей в специальные группы с учетом их отклонений;

    • диагностика и последующая коррекция имеющихся нарушений
      у детей;

    ♦ составление программ деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений;

    ♦ организация деятельности учебно-воспитательных учреждений для детей с физическими и умственными недостатками;

    ♦ адаптация (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе; разработка различных программ адаптации детей с отклонениями; подготовка детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.


    СПОСО6НОСТИ:

    ♦ умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способно­сти);

    ♦ навыки общения и взаимодей­ствия с людьми;

    ♦ ораторские способности;

    ♦ хороший слух (способность улавливать мельчайшие изме­нения и особенности произно­шения различных звуков);

    ♦хорошее владение артикуля­цией (способность правильно показать мимикой способы и особенности произношения слов и звуков);
    ♦ хорошее развитие кратковре­менной и долговременной па­мяти;

    ♦ высокий уровень концентра­ции и переключения внима­ния (способность в течение длительного времени сосредо­точиваться на одном предмете при одновременном отключе­нии от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой); логическое мышление;

    ♦ высокий уровень развития творческого мышления.

    ♦ умение слушать и понимать дру­гих людей;

    ♦ тактичность;

    ♦ доброжелательность, этичность;

    ♦ бескорыстность;

    ♦ терпимость к недостаткам лю­дей;

    ♦внимательностьотзывчивость;

    ♦ чуткость;

    ♦ креативность (творческое начало)


    • дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии;

    • необщительность;

    • отсутствие склонности к работе с детьми;

    • эмоциональная неуравновешенность;

    • агрессивность;

    • ригидность мышления (неспособность корректировать программу
      деятельности в соответствии с требованиями ситуации).

    • поликлиники;

    • детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады и школы
      интернаты);

    • специализированные детские сады для детей с недостатками раз
      вития;

    • специальные школы для детей с различными нарушениями;

    • частная практика.
    История профессии

    Понятие «дефект» произошло от латинского слова defectus , что означает изъян, недостаток. В свою очередь, слово «дефектология» содержит в себе две части («дефект» и «логия») - это педагогическая наука изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя логопедию, олигофренопедагогику, сурдо­педагогику и тифлопедагогику.

    Изучением детей с нарушениями развития занимаются медицина педагогика и психология. Среди известных психологов, посвятившго часть своей деятельности данной проблеме, можно назвать Л. С. Выгот­ского, Г. Е. Сухареву, В. В. Лебединского. Особенностями развития обучения и воспитания аномальных детей начали активно заниматься еще в начале XX века, так как только своевременная диагностика может помочь ребенку с нарушениями развиваться практически так же, как и обычному. Дефектолог с помощью специальных средств, коррекционной работы может достигнуть значительной компенсации - восставления или замещения нарушенной у ребенка функции.

    Учебные заведения, обучающие данной профессии:

    Профессию дефектолога можно получить в следующих высших учебных заведениях педагогического профиля.

    1. Московский государственный педагогический университет им. В. И. Ле­нина. Москва, ул. Кибальчича, 16. Тел. 245-03-10, 246-81-63.

    2. Московский государственный заочный педагогический институт. 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 18. Тел. 376-32-21.

    3. Московский городской педагогический университет. Москва, проезд 2-й Сельскохозяйственный, д. 4. Тел. 181-77-21.

    4. Московский педагогический государственный университет. 119435, Москва, ул. М. Пироговская, 1. Тел. 932-47-53, 246-60-11.

    МИР ПРОФЕССИИ




    Социальный

    педагог


    Доминирующие виды деятельности:

    работа с трудными детьми и подростками;


    • постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, под­ростка;

    • выяснение причины отклоняющегося поведения;

    • беседы с классным руководителем;

    • беседы с ребенком, подростком;

    • поддержание связи с детской комнатой милиции;

    • беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка с целью разрешения вопроса снятия с учета;

    • поддержание связи со школьным психологом (работа с ребенком,
      подростком на основе психологического обследования);

    • работа с родителями;

    • выяснение причины создавшейся ситуации;

    • консультации родителей;

    • организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных
      детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря);

    • беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья,
      родственники, знакомые).


    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

    СПОСО6НОСТИ:

    любовь к детям; развитые коммуникативные способности (навыки обще­ния с людьми); развитые вербальные способ­ности (умение говорить чет­ко, ясно, выразительно); хорошая память; психическая и эмоциональ­ная уравновешенность;


    • развитые организаторские спо­
      собности;

    • способность к сопереживанию;

    • гибкость поведения;

    • умение держать дистанцию;

    • преподавательские способности;

    • высокий уровень распределе­
      ния внимания (способность
      уделять внимание нескольким
      объектам одновременно).

    Личностные качества, интересы и склонности:


    склонность к работе с детьми; умение повести за собой; высокая степень личной от­ветственности;

    самоконтроль и уравновешен­ность;

    терпимость;

    безоценочное отношение к лю­дям;


    • интерес и уважение к другому
      человеку;

    • настойчивость;

    • коммуникабельность;

    • эмпатия;

    • активность;

    • тактичность;

    • требовательность к себе и другим;

    • наблюдательность.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


    • агрессивность;

    • брезгливость;

    • эгоистичность;

    • отсутствие организаторских способностей;

    • отсутствие любви к детям;

    • психическая и эмоциональная неуравновешенность;

    • неспособность к сопереживанию;

    • безответственность;

    • ригидность мышления (неспособность изменять способы решения
      задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).
    Области применения профессиональных знаний:

    • образовательные учреждения (школы, техникумы, колледжи, ПТУ,
      вузы);

    • детские лагеря;

    • детские турбазы;

    • детские военные учреждения;

    • детские колонии;

    • социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские
      центры творчества и досуга);

    • городские и муниципальные учебно-методические центры.
    История профессии

    Педагогика в виде правил и наставлений взрослым по уходу за детьми появилась очень давно. Первые системы педагогического воспитания зародились в Древней Греции (IV-V века до н. э.).

    В Европе в средние века, в новое время и в эпоху Возрождения появляется большое количество различных педагогических теорий. Наиболее известными педагогами того времени являются Песталоцци, Дж. Локк, Руссо и др. В России большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и др.

    Должность «социальный педагог» была введена в 2000 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступ­ности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.


    Учебные заведения, обучающие данной профессии:

    Профессию социального педагога можно получить в средних специаль­ных или высших учебных заведениях.

    Средние специальные учебные заведения:


    1. Московский государственный профессионально-педагогический
      колледж. 109382, Москва, ул. Люблинская, 56/2. Тел. 351-39-12.

    2. Московский учебно-педагогический комплекс «Педагогическое
      училище-лицей № 1 им. К. Д. Ушинского». 113095, Москва, ул. Б. Ор­
      дынка, 47. Тел. 959-17-33.

    3. Московский педагогический колледж № 3.103051, Москва, ул. Са­
      довая-Самотечная, 8. Тел. 299-04-72, 202-69-73.

    4. Университетский педагогический колледж №5. 123022, Москва,
      пер. Столярный, 16. Тел. 255-02-27, 253-50-79.

    5. Учебно-педагогический комплекс «Педагогический колледж-лицей
      № 10». 109457, Москва, ул. Федора Полетаева, 2, корп. 7. Тел. 175-42-54.

    6. Московский учебно-педагогический комплекс «Педагогический кол­
      ледж-лицей №13». 125183, Москва, ул. Б. Академическая, 77а.
      Тел. 482-98-28.

    Высшие учебные заведения:


    1. Российский университет дружбы народов. 117198, Москва, ул. Мик­
      лухо-Маклая, б. Тел. 433-40-29.

    2. Московский государственный открытый педагогический университет
      им. М. А. Шолохова. 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16/18.
      Тел.376-16-68.

    3. Московский педагогический государственный университет. 119882,
      Москва, пер. М. Сухаревский, 6. Тел. 207-00-97.

    4. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Москва,
      ул. Новокузнецкая, 236. Тел. 951-67-84.

    Спасибо

    Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

    Записаться к Дефектологу

    Чтобы записаться на прием к врачу или диагностику, Вам достаточно позвонить по единому номеру телефона
    +7 495 488-20-52 в Москве

    Или

    +7 812 416-38-96 в Санкт-Петербурге

    Оператор Вас выслушает и перенаправит звонок в нужную клинику, либо примет заказ на запись к необходимому Вам специалисту.

    Или же можно нажать зеленую кнопку «Записаться Онлайн» и оставить свой телефон. Оператор перезвонит Вам в течение 15-ти минут и подберет Вам специалиста, соответствующего Вашему запросу.

    В данный момент запись ведется к специалистам и в клиники в Москве и Санкт-Петербурге.

    Кто такой дефектолог?

    Дефектолог – это специалист, обладающий профессиональной подготовкой в такой области как дефектология (также называется коррекционной педагогикой ). Следует отметить, что дефектолог не является врачом, но эта специальность находится на пересечении медицины и педагогики. Дефектология занимается особенностями развития детей с недостатками со стороны психического или физического здоровья. Также эта отрасль специализируется на разработке и внедрении принципов воспитания и обучения таких детей. Соответственно, дефектолог – это специалист, в компетенцию которого входит работа с детьми, обладающими теми или иными психическими или физическими недостатками.

    Чтобы работать дефектологом, необходимо получить высшее педагогическое образование по специализации «дефектология». Во время обучения будущие дефектологи кроме педагогических дисциплин получают подготовку в психологии и некоторых сферах медицины. Специалист с таким образованием может работать в учреждении как обучающего (детские сады, школы ), так и лечебного (поликлиники, больницы ) профиля. Также дефектологи могут состоять в штате различных реабилитационных заведений, центров социальной защиты и психологической помощи.

    Учитель-(педагог )-дефектолог

    Учитель-дефектолог – это специалист, который состоит в штате учебного учреждения (детского сада, школы ) общего или специального профиля. Работать такой педагог может как с отдельными пациентами, у которых присутствуют те или иные проблемы, так и со всеми воспитанниками или учащимися (например, в профильных учреждениях для детей с нарушениями зрения или слуха ).

    Основной задачей этого специалиста является коррекция и компенсация недостатков, которые существуют у ребенка. Под коррекцией подразумевается исправление проблемы, которая нарушает нормальное восприятие окружающего мира. Компенсация – это возмещение существующего недостатка за счет развития других, аналогичных возможностей и навыков у малыша.

    Эта специальность объединяет много направлений, так как принцип работы с ребенком, который обладает проблемами со слухом, отличается от подхода к малышу с отклонениями в умственном развитии. На сегодняшний день существует 4 основные направления в дефектологии.

    Дефектолог может обладать одной из следующих специализаций:

    • Сурдопедагогика. Этот специалист работает с теми детьми, у которых в той или иной степени страдает (от слабых проблем до полного отсутствия ) слух и/или речь с рождения или вследствие перенесенных заболеваний, травм. Сурдопедагог обучает ребенка жестовому и тактильному языку, развивает остаточный слух и навыки, необходимые для лучшей адаптации к окружающим условиям. При операциях на уши сурдопедагог занимается послеоперационной реабилитацией ребенка.
    • Тифлопедагогика. Этот специалист работает со слепыми или плохо видящими детьми. В задачи тифлопедагога входит улучшение (по возможности ) остаточной функции зрения, а также развитие других навыков, которые помогут ребенку стать полноценной личностью при существующей проблеме. В своей работе дефектолог использует специальные технические приспособления, при помощи которых проводятся манипуляции по коррекции зрения .
    • Логопедия. Логопед работает с теми пациентами, у которых присутствуют проблемы в целом с речью или с произношением конкретных звуков. Под компетенцию логопеда попадают дети с такими проблемами как заикание , задержка развития речи, дислексия (трудности с чтением ), дизартрия (неясная, смазанная речь ), афазия (утрата речи по причине поражения головного мозга ). Дефектолог исправляет существующие недостатки (по возможности ), а при полном отсутствии речи у больного стимулирует ее развитие. Он работает не только над постановкой речи, но и обучает пациента правильно пользоваться интонацией, логично отвечать на вопросы, составлять правильные предложения.
    • Олигофренопедагогика. Представитель этой профессии занимается детьми, у которых диагностирована задержка развития, умственная отсталость (олигофрения ), аутизм (психическое расстройство ). Также он работает с теми пациентами, у которых присутствует не одно, а несколько нарушений со стороны умственного развития, речи и/или слуха. Кроме этого олигофренопедагог оказывает помощь детям, которые не страдают какими-либо психическими заболеваниями, но испытывают трудности с адаптацией в коллективе. Этот специалист по коррекции работает над развитием интеллектуальных навыков (при необходимости ), учит пациента выражать свои эмоции и желания (особенно важно в случаях, когда у больного присутствуют проблемы с речью ), помогает находить общий язык со сверстниками.

    Работа дефектолога с детьми

    Характер работы дефектолога с детьми во многом зависит от направления, в котором он специализируется. В то же время, существуют и общие принципы, на которые опирается коррекционный педагог в своей практике, вне зависимости от его специализации. Так, единой целью для всех дефектологов является мотивация детей к обучению (как по общеобразовательной программе, так и отдельно с дефектологом ). У многих детей с нарушениями слуха, зрения или умственного развития отсутствует стремление к обучению (например, из-за явной разницы между успехами сверстников и личными достижениями в учебе ). В задачу дефектолога входит объяснить ребенку важность обучения и сделать все возможное, для того чтобы стимулировать интерес и уменьшить трудности, которые испытывает малыш.

    Работа педагога по коррекции начинается с обследования учащихся с целью выявления детей с теми или иными проблемами. Затем проводится идентификация (по виду, по степени выраженности ) дефектов и последующее объединение детей со схожими нарушениями в группы. Впоследствии дефектолог проводит как индивидуальные, так и групповые занятия. Работа строится на основе различных современных методик, выбор которых зависит от типа отклонений у учащихся.

    Всю работу с детьми, которую проводит дефектолог, можно условно разделить на несколько этапов, последовательность выполнения которых определяется самим специалистом.

    Существуют следующие этапы в работе дефектолога с детьми:

    • Ознакомление с окружающим миром. Эта ступень необходима, для того чтобы у ребенка сформировалось максимально полное восприятие окружающей его действительности. Такие занятия расширяют детский кругозор, учат быть внимательным и нести ответственность за свои действия (например, если не воспользовался зонтом под дождем – промокнешь ).
    • Обучение математике. На таких занятиях дети учатся различать формы и величину предметов, их цвет, количество и другие характеристики. Они сравнивают и классифицируют разнообразные предметы или события, устанавливая те или иные закономерности, причинно-следственные связи.
    • Сенсомоторное развитие. Базовым элементом таких занятий являются различные игры, направленные на совершенствование мелкой моторики (пальцев рук ). Дети выполняют разные действия руками (рисуют, лепят, конструируют ), повторяют за педагогом упражнения для кистей, пальцев. Большое внимание уделяется выполнению различных действий (чистке зубов, расчесыванию ), целью которых является соблюдение личной гигиены .
    • Обучение игре. Часто дети с нарушениями в психическом развитии не владеют навыками командной или любой другой игры. На таких занятиях дефектолог организовывает разнообразные игры, объясняя детям их правила и принципы. Обучение игре помогает ребенку познавать окружающий мир и находить общий язык со сверстниками.
    На таких занятиях ребенок получает знания общего характера, поэтому чаще всего они проводятся групповым образом. На индивидуальных уроках дефектолог работает более основательно над развитием и совершенствованием тех навыков и функций, которые актуальны для конкретного случая. Так, если у ребенка полностью утрачен слух, нет смысла работать над его улучшением. В данном случае специалист по коррекции направляет усилия на то, чтобы обучить ребенка, например, тактильному общению. Также на индивидуальных занятиях закрепляются полученные в ходе группового обучения знания, стимулируется познавательная активность (стремление к учебе ), отрабатывается пропущенный материал.

    Большим значением в профессиональной деятельности этого специалиста является консультирование родителей. Помощь дефектолога направлена на то, чтобы научить взрослых создавать и поддерживать здоровую внутрисемейную атмосферу. Часто дефектолог проводит занятия, на которые приглашаются не только дети, но и их родители.

    В чем заключается разница между дефектологом и логопедом?

    Разница между логопедом и дефектологом, который специализируется на работе с детьми, обладающими дефектами речи, заключается в целевой аудитории и целях проводимых занятий. Так, если к логопеду направляются дети без отклонений в психическом или физическом развитии, то дефектолог работает с пациентами, которые обладают теми или иными нарушениями. Работа обычного логопеда сводится к тому, чтобы устранить существующие нарушения речи (неправильное произношение звуков, слов ). В цели же дефектолога-логопеда входит обучить ребенка высказывать свои мысли и восстановить пробелы в знаниях, провоцирующие сложности в общении. Наглядно объясняет разницу между этими специалистами следующий пример. Так, пациентом логопеда может быть ребенок, который неправильно произносит слово «коробка» из-за неверного произношения звука р. К дефектологу-логопеду же направляют ребенка, который не только не умеет произносить, но и неуместно использует слово «коробка» из-за того, что не знает его значения.

    Врач-дефектолог

    Как было сказано выше, дефектолог не является врачом, так как не обладает медицинским образованием. В то же время, такой специалист может работать в штате поликлиники, больницы или другого лечебного учреждения, чаще всего детского профиля. Причинной для посещения дефектолога могут быть подозрения на отклонения в психическом или физическом развитии ребенка. Этот специалист проведет диагностический тест, который подтвердит или опровергнет предположение об отставании ребенка.

    Диагностика (анализы ) дефектолога

    Дефектолог не проводит и не назначает какие-либо лабораторные исследования (типа анализа крови или анализа мочи ). Этот специалист использует диагностический тест, который позволяет оценить уровень развития ребенка как в целом, так и отдельных его навыков. Для этого дефектолог задает вопросы, просит выполнить некоторые действия, а также оценивает внешний вид ребенка. Иногда он специально делает положительные или отрицательные замечания, для того чтобы оценить детскую реакцию на негатив или одобрение. Также могут быть искусственно смоделированы обстоятельства, позволяющие определить отношение ребенка и его поведение в сложных, нетипичных ситуациях. Для более полной оценки могут быть опрошены родители, а также использованы документы, показывающие успеваемость ребенка в школе или дошкольном учреждении. В некоторых случаях может быть использована диагностическая карта, которая предварительно разрабатывается дефектологом.

    Диагностическая карта дефектолога содержит следующие рубрики:
    • данные о ребенке и родителях (возраст, фамилия/имя/отчество и другие сведения );
    • заболевания родителей и близких родственников, в том числе и те, которые передаются по наследству;
    • данные о рождении ребенка (какая беременность по счету, были ли осложнения при вынашивании или рождении ребенка, на каком сроке родился малыш );
    • информация о раннем развитии (когда ребенок начал самостоятельно держать голову, сидеть, ходить );
    • как развивались речевые навыки (когда появился первый лепет, первые слова, первые фразы );
    • перенесенные ребенком болезни и тяжелые состояния;
    • занимался ли малыш с другими специалистами, и каковы были результаты;
    • выражает ли ребенок интерес к игре, к обучению.

    Справка (заключение ) дефектолога

    Заключение дефектолога – это подтвержденный документально вердикт, который выносит этот специалист после обследования ребенка. Следует уточнить, что дефектолог не делает заключение о наличии каких-либо конкретных психических или физических отклонений, а лишь предоставляет оценку тех или иных навыков ребенка. Другими словами, этот специалист не ставит диагноз, а только описывает состояние малыша.
    Характер данных, которые указываются в справке дефектолога, зависит от возраста и проблемы ребенка. Но существуют также и общие характеристики, указывающиеся во всех заключениях, которые выносит дефектолог.

    В справке дефектолога указываются следующие данные о ребенке:

    • каким образом ребенок предоставляет сведения о себе (быстро или после нескольких просьб, в развернутом виде или называет только имя );
    • умение идти на визуальный, тактильный, словесный контакт (насколько быстро и непринужденно контактирует ребенок с окружением, испытывает ли он при этом интерес );
    • характер общей деятельности ребенка (присутствует ли мотивация, устойчивость и сохранение желания заниматься каким-нибудь видом занятий длительное время );
    • адекватен ли подход к игровой деятельности, к игрушкам (использует ли ребенок игрушки по назначению, разбирается ли в правилах самых простых игр, испытывает ли интерес к такой деятельности );
    • как ребенок реагирует на одобрение, похвалу, замечание, собственные неудачи;
    • оценка таких детских качеств как внимание, зрительное восприятие, память, мышление;
    • понимает ли ребенок картины/выражения со скрытым смыслом, выявляет ли бессмысленные/нелепые сюжеты;
    • насколько развита и согласована у него двигательная активность рук;
    • насколько скоординирована у ребенка походка, движения всего тела;
    • соответствуют ли учебные навыки (письмо, чтение ) требованиям программы и возрасту;
    • различает ли ребенок предметы в соответствии с их цветом, размером и другими характеристиками;
    • ориентируется ли он в пространстве и времени.
    Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.