» » Расстройство речевой артикуляции. F80.0. Специфическое расстройство речевой артикуляции Нарушение артикуляции речи у детей

Расстройство речевой артикуляции. F80.0. Специфическое расстройство речевой артикуляции Нарушение артикуляции речи у детей

Это расстройство, связанное с развитием, проявляется в том, что употребление ребенком речевых звуков находится на более низком уровне, чем это ожидается по его возрасту, но уровень языковых навыков ребенка нормален.

Это довольно частое явление у детей младшего возраста. Его называют картавостью, шепелявостью, младенческой речью, лепетанием, дислалией, ленивой речью, неаккуратной речью.

В большинстве случаев интеллект не нарушен.

В тяжелых случаях расстройство артикуляции обнаруживается в возрасте 3 лет. В более легких случаях нарушение может быть не явным до 6 лет.

Артикуляция у таких детей значительно отличается от артикуляции их ровесников. Особенно трудно даются детям такие звуки, как «в», «л», «р», «ч», «ш», «ф», «ц», «б», «т», все или некоторые из них. Иногда может нарушаться произношение только одного звука.

Ребенок с нарушением артикуляции не может произносить определенные звуки правильно, искажает их, заменяет другими или пропускает, если он не может их правильно произнести.

Искажение - наиболее легкий вариант нарушения артикуляции. При искажении ребенок произносит примерно правильные звуки, но в целом произнесение неправильное, чтобы облегчить произнесение трудных звуков, между согласными ребенок может добавлять гласные, например, «палыка» вместо «палка», «вазял» вместо «взял».

При замещении трудные звуки заменяются на неправильные, например, «лабота» вместо «»работа», «холосый» вместо «хороший».

Наиболее серьезным нарушением артикуляции являются пропуски трудных звуков и слогов, например, «боно» вместо «больно», «гаовка» вместо «головка», «какотик» вместо «колокольчик». Пропуски чаще всего свойственны детям младшего возраста.

Речь ребенка может быть понятной, частично понятной или непонятной (или понятной только его родителям). В тяжелых случаях речь ребенка совершенно непонятна и родителям, и окружающим и требуется длительное лечение.

Частота этого расстройства у детей до 8 лет составляет 10% , а у детей старше 8 лет - 5%. В большинстве легких случаев у детей до 8 лет происходит выздоровление без лечения. Но у детей старше 8 лет само по себе это расстройство обычно не проходит, и требуется квалифицированное лечение.

Хотя это нарушение артикуляции больше имеет отношение к логопедии, но психиатрам нередко приходится встречаться с последствиями нелеченного расстройства, особенно в подростковом и более старшем возрасте, когда из-за сохранении дефекта речи возникают нарушения поведения и социальная дезадаптация.

Дети и подростки могут стесняться своего недостатка, стать объектом насмешек сверстников, из-за этого у них развивается комплекс неполноценности, они могут отказываться посещать занятия в школе, общаться с ровесниками и проявлять протестные реакции.

У взрослых дефект речи ограничивает их возможности в профессиональной деятельности.

Поэтому расстройство артикуляции надо лечить с малых лет, когда лечение гораздо более успешно, чем у взрослых.

Специфическое расстройство развития, при котором использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

Диагностические указания:

Возраст приобретения ребенком речевых звуков и порядок, в котором они развиваются, подвержены значительным индивидуальным колебаниям.

Нормальное развитие. В возрасте 4-х лет ошибки в произнесении звуков речи являются общими, но ребенок легко может быть понят незнакомыми людьми. Большинство речевых звуков приобретается к возрасту 6-7 лет. Хотя могут оставаться трудности в определенных звуковых комбинациях, они не ведут к проблемам общения. К возрасту 11-12 лет почти все речевые звуки должны быть приобретены.

Патологическое развитие. Имеет место, когда приобретение ребенком звуков речи эадержано и/или отклоняется, приводя к: дизартикуляции с соответствующими трудностями для других в понимании его речи; пропускам, искажениям или заменам речевых звуков; изменению в произношении звуков в зависимости от их сочетания, (то есть в некоторых словах ребенок может произносить фонемы правильно, а в других - нет).

Диагноз может быть поставлен только тогда, когда тяжесть нарушения артикуляции находится за пределами границ нормальных вариаций, соответствующих умственному возрасту ребенка; невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы; навыки экспрессивной и рецептивной речи в пределах нормы; патология артикуляции не может быть объяснена сенсорной, анатомической или невротической аномалией; неправильное произношение является несомненно аномальным, исходя из особенностей употребления речи в субкультуральных условиях, в которых находится ребенок.

Включаются:

Связанное с развитием физиологическое расстройство;

Расстройство развития артикуляции;

Функциональное расстройство артикуляции;

Лепет (детская форма речи);

Дислалия (косноязычие);

Расстройство фонологического развития.

Исключаются:

Афазия БДУ (R47.0);

Дизартрия (R47.1);

Апраксия (R48.2);

Нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F80.1);

Нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития рецептивной речи (F80.2);

Расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35 - Q38);

Расстройство артикуляции вследствие потери слуха (H90 - H91);

Расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 - F79).

Другие новости по теме:

  • (Грамматически о гласном): обоюдный, т.е. тот, который может быть и долгим и кратким
  • F81.9 Расстройство развития учебных навыков неуточненное
  • F81.9 Расстройство развития школьных навыков, неуточненное.
  • F82 Специфическое расстройство развития моторных функций
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • Благодаря способности воспроизводить и понимать речь мы можем нормально общаться друг с другом, обмениваться опытом и информацией, и строить свою жизнь. Поэтому любые нарушения речи отрицательно сказываются на качестве жизнедеятельности. Людям, которые не могут полноценно выражать свои мысли, с трудом удается выстроить карьеру или наладить личную жизнь. Диагностикой и лечением нарушений речи лучше заниматься в детском возрасте, не дожидаясь, пока такие патологии станут запущенными и перейдут во взрослую жизнь. Итак, темой нашего сегодняшнего разговора на www..

    Что такое артикуляция?

    Под термином артикуляция специалисты логопеды подразумевают работу речевого аппарата, которая обеспечивает правильное создание звука. Артикуляция приводит к четкому расчленению звуков, которые может слышать человеческое ухо.

    Правильная артикуляция обеспечивает правильное произношение звуков. И важную роль при этом играют не голосовые связи, а органы произношения – активные либо пассивные. К первым относят язык и губы, а ко вторым – зубы, мягкое и твердое небо, а также десны.

    Причины расстройств артикуляции

    Расстройства речевой артикуляции у взрослых и у детей могут провоцироваться механическими причинами, которые представлены аномалиями прикуса, слишком короткой уздечкой языка и прочими патологическими состояниями. Если же у пациента не обнаружено никаких проблем в строении речевого аппарата, доктора говорят о функциональном нарушении – о дискоординированности этих органов.

    У детей нарушения артикуляции обычно объясняются генетической предрасположенностью, перинатальными патологиями и минимальными органическими поражениями речевой зоны коры. Также такие проблемы могут быть спровоцированы неблагоприятным социальным окружением, неправильным произношением звуков у ближайших родственников, а еще двуязычием в семье. В ряде случаев нарушения артикуляции появляются при физической ослабленности на фоне частых инфекционных и хронических недугов, а еще при недоразвитии фонематического слуха.

    Кроме всего прочего, логопеды утверждают, что дети не могут правильно произносить все звуки до пятилетнего возраста. Это физиологическое нарушение артикуляции, которое является вариантом нормы.

    Коррекция расстройств артикуляции у детей и у взрослых

    Нарушения артикуляции требуют своевременного лечения. Лучше всего диагностировать и устранить их еще в раннем детстве. Если же не справиться с такими проблемами, они останутся на всю жизнь.

    В ряде случаев для успешного устранения нарушений артикуляции нужно обращаться за помощью к стоматологу, к примеру, для коррекции неправильного прикуса или короткой уздечки. С проблемой короткой уздечки можно справиться также путем систематичного проведения ряда упражнений.

    Если нарушения артикуляции вызваны дискоординированностью органов речи, то устранить такую проблему можно лишь при помощи регулярных занятий с логопедом либо самостоятельных тренировок.

    Артикуляционные упражнения для детей

    Дети должны выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом. Заниматься этим можно, начиная с трехлетнего возраста.

    Упражнения:

    - «окошко» - ребенок должен широко открыть рот (жара), после закрыть его (холод);
    - «чистим зубы» кроха улыбается, открывая рот, кончиком языка чистит нижние и верхние зубы поочередно;
    - «месим тесто» ребенок улыбается, после шлепает языком между зубами – «пя-пя-пя», затем – кусает кончик языка зубками;
    - «чашечка» - кроха улыбается, широко раскрывает рот, высовывает широкий язык и формирует из него «чашечку» (приподнимает кончик);
    - «дудочка» - ребенок должен вытянуть вперед напряженные губы, сомкнув при этом зубы;
    - «заборчик» - малышу нужно улыбнуться, далее обнажить с напряжением сомкнутые зубы;
    - «маляр» - ребенок улыбается, приоткрывает рот и кончиком языка гладит (красит) небо;
    - «грибочки» - малышу нужно улыбнуться, после поцокать языком (как будто едет на лошадке) и присосаться широким языком к небу;
    - «кошечка» - кроха улыбается пошире, открыв рот. Кончик его языка должен упереться в нижние зубы, язык при этом следует выгнуть горкой так, чтобы он уперся кончиком в нижние зубки;
    - «качели» - ребенок улыбается, открывает рот, кончик его языка заходит то за верхние зубы, то за нижние зубы.

    Это лишь несколько артикуляционных упражнений, которые можно выполнять с ребенком в домашних условиях.

    Упражнения для взрослых

    Упражнения:

    Для разработки мягкого неба совершайте зевки с закрытым ртом;
    - «покрасьте» языком верхний свод внутри рта – от мягкого неба и вплоть до основания верхних зубов;
    - произносите гласные звуки, позевывая;
    - имитируйте полоскание горла;
    - разрабатывайте нижнюю челюсть, двигая ней взад-вперед, а также из стороны в сторону;
    - опускайте челюсти книзу с сопротивлением;
    - разрабатывайте щеки, поочередно втягивая либо надувая их;
    - перекатывайте «воздушный шарик» со щеки до щеки;
    - втяните обе щеки так, чтобы сформировался «рыбий рот» и подвигайте губами;
    - пофыркайте как лошадка;
    - аккуратно пожуйте губы;
    - вытяните язык с острым кончиком посильнее, после положите его расслабленным на нижнюю губу.

    Нарушение артикуляции речи у взрослых также поправимо как и у детей. А именно, систематическое выполнение артикуляционных упражнений поможет избавиться от артикуляционных нарушений в разном возрасте.

    Большинство речевых звуков приобретается к 6-7 годам, к 11 годам все звуки должны быть приобретены.

    Включает три стадии:

    Дизартрия

    Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

    Дизартрия

    Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии. В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

    Причины дизартрии

    Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, хронические соматические заболевания матери, патологическое течение родов, родовые травмы, асфиксия при рождении, ядерная желтуха новорожденных, недоношенность и др. Степень выраженности дизартрии тесно связана с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

    В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелых интоксикаций.

    Классификация дизартрии

    В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

    • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
    • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
    • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
    • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
    • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

    В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

    Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

    1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.

    2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.

    3 степень - понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.

    4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

    Симптомы дизартрии

    Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

    Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

    Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

    Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

    Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

    Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

    Характеристика клинических форм дизартрии

    Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

    При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

    Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

    При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

    Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

    Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

    Диагностика дизартрии

    Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии, электромиографии, электронейрографии), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.

    Логопедическое обследование при дизартрии включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

    На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

    Коррекция дизартрии

    Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

    На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика); физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика), голоса (ортофонические упражнения); коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

    Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

    Прогноз и профилактика дизартрии

    Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

    При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

    При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

    Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

    Нарушение артикуляции у детей и взрослых

    - «чистим зубы» кроха улыбается, открывая рот, кончиком языка чистит нижние и верхние зубы поочередно;

    - «месим тесто» ребенок улыбается, после шлепает языком между зубами – «пя-пя-пя», затем – кусает кончик языка зубками;

    - «чашечка» - кроха улыбается, широко раскрывает рот, высовывает широкий язык и формирует из него «чашечку» (приподнимает кончик);

    - «дудочка» - ребенок должен вытянуть вперед напряженные губы, сомкнув при этом зубы;

    - «маляр» - ребенок улыбается, приоткрывает рот и кончиком языка гладит (красит) небо;

    - «грибочки» - малышу нужно улыбнуться, после поцокать языком (как будто едет на лошадке) и присосаться широким языком к небу;

    - «кошечка» - кроха улыбается пошире, открыв рот. Кончик его языка должен упереться в нижние зубы, язык при этом следует выгнуть горкой так, чтобы он уперся кончиком в нижние зубки;

    - «качели» - ребенок улыбается, открывает рот, кончик его языка заходит то за верхние зубы, то за нижние зубы.

    - «покрасьте» языком верхний свод внутри рта – от мягкого неба и вплоть до основания верхних зубов;

    Произносите гласные звуки, позевывая;

    Имитируйте полоскание горла;

    Разрабатывайте нижнюю челюсть, двигая ней взад-вперед, а также из стороны в сторону;

    Опускайте челюсти книзу с сопротивлением;

    Разрабатывайте щеки, поочередно втягивая либо надувая их;

    Перекатывайте «воздушный шарик» со щеки до щеки;

    Втяните обе щеки так, чтобы сформировался «рыбий рот» и подвигайте губами;

    Пофыркайте как лошадка;

    Аккуратно пожуйте губы;

    Вытяните язык с острым кончиком посильнее, после положите его расслабленным на нижнюю губу.

    Специфические расстройства речевой артикуляции (дислалия) у детей

    Группа специфических расстройств развития речи и языка (дислалия) представлена нарушениями, в которых ведущий симптом - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата.

    Частота расстройств артикуляции установлена у 10% детей младше 8 лет и у 5% детей старше 8 лет. У мальчиков встречают в 2-3 раза чаще, чем у девочек.

    Функциональная дислалия - дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушение1 в строении артикуляционного аппарата.

    Механическая дислалия - нарушения звукопроизношения, обусловленные анатомическими дефектами периферического аппарата речи (неправильный прикус, толстый язык, короткая уздечка и т.п.).

    Причины и патогенез дислалии

    Причина расстройств артикуляции до конца не известна. Предположительно в основе нарушений лежит задержка созревания нейрональных связей, обусловленная органическим поражением речевых зон коры. Имеются данные о значительной роли генетических факторов. Определённое значение имеет неблагоприятное социальное окружение, подражание неправильным образцам речи.

    Нарушения артикуляции выражены в устойчивой неспособности применять в соответствии с ожидаемым уровнем развития звуки речи, включая неверное воспроизведение. пропуски, замены на неверные или вставление лишних фонем.

    В основе дефекта артикуляции лежит неспособность произвольно принимать и удерживать определённые позиции языка, нёба, губ, необходимых для произнесения звуков. Интеллектуальное и психическое развитие детей соответствует возрасту. Можно наблюдать сопутствующие расстройства в виде нарушений внимания, поведения и другие феномены.

    Установление анатомических дефектов, которые могли бы обусловить нарушение произношения, в связи с чем необходима консультация ортодонта.

    Дифференциацию от вторичных расстройств, обусловленных глухотой, базируют на данных аудиометрического исследования и наличии качественных патологических признаков патологии речи.

    Дифференциацию от нарушений артикуляции, обусловленных неврологической патологией (дизартрия), основывают на следующих признаках:

    • для дизартрии характерны малая скорость речи, наличие нарушений жевательной и сосательной функций;
    • расстройство касается всех фонем, включая гласные.

    В сомнительных случаях для проведения дифференциальной диагностики и установления анатомического очага поражения проводят инструментальные исследования: ЭЭГ, эхоэнцефалография (ЭхоЭГ), МРТ головного мозга, КТ головного мозга.

    Не отличается от профилактики других видов нарушений речевого развития и языка.

    Расстройство развития артикуляции

    характеризуется частым и повторяющимся нарушением звуков речи, в результате чего речь становится патологической. Развитие в области языка в пределах нормы. Для обозначения этих явлений применяется ряд терминов: младенческая речь, лепетанье, дислалия, функциональные расстройства речи, инфантильная персеверация, инфантильная артикуляция, задержанная речь, шепелявость, неточность устной речи, ленивая речь, специфическое нарушение развития речи, а также неаккуратная речь. В большинстве легких случаев интеллект сильно не нарушен, и возможно спонтанное выздоровление. В тяжелых случаях может быть полностью непонятная речь, что требует длительного и интенсивного лечения.

    Определение

    Расстройство артикуляции определяется как значительное нарушение овладения нормальной артикуляцией звуков речи в соответствующем возрасте. Это состояние не может быть обусловлено первазивным расстройством развития, умственной отсталостью, нарушением механизмов внутренней речи или же неврологическими, интеллектуальными нарушениями и нарушениями способности слышать. Расстройство, проявляющееся частым неправильным произношением звуков, заменой или пропуском их создает впечатление «младенческой речи».

    Ниже приведены диагностические критерии для расстройства развития, артикуляции.

    • А. Значительное нарушение способности правильно использовать звуки речи, которые должны были бы уже развиться в соответствующем возрасте. Например, у трехлетнего ребенка неспособность произнести звуки п, б и т, а у 6-летнего - р, ш, ч, ф, ц.
    • Б. Не связано с первазивными расстройствами развития, умственной отсталостью, нарушением способности слышать, расстройством механизма устной речи или неврологическим расстройством.

    Это расстройство не связано с какими-либо анатомическими структурами, слуховыми, физиологическими или неврологическими нарушениями. Это расстройство относится к ряду различных нарушений артикуляции, варьирующих от легких до тяжелых форм. Речь может быть полностью понятной, частично понятной или непонятной. Иногда нарушено произношение только одного звука речи или фонемы (наименьший объем звука) или же поражаются многие звуки речи.

    Эпидемиология

    Частота расстройств развития артикуляции установлена приблизительно у 10% детей младше 8 лет и приблизительно у 5% детей старше 8 лет. Это расстройство в 2-3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

    Этиология

    Причина расстройств развития артикуляции неизвестна. Обычно полагают, что простая задержка развития или задержка в созревании неврологических процессов, а не органическая дисфункция лежит в основе нарушения речи.

    Непропорционально высокий уровень расстройств артикуляции обнаружен среди детей из больших семей и низких социоэкономических классов, что может указывать на одну из возможных причин - неправильная речь дома, и подкрепление недостатка со стороны этих семей.

    Конституциональные факторы больше, чем факторы окружающей среды оказывают влияние на то, что ребенок будет или не будет страдать расстройством артикуляции. Высокий процент детей с этим расстройством, у которых многие родственники страдают сходными расстройствами, может указывать на наличие генетического компонента. Как было показано, плохая моторная координация, слабая латерализация и право- или леворукость не имеют отношения к расстройству развития артикуляции.

    Клинические особенности

    В тяжелых случаях это расстройство распознается впервые в возрасте около 3 лет. В менее тяжелых случаях расстройство может быть неочевидным до 6-летнего возраста. Существенные особенности расстройства развития артикуляции включают артикуляцию, которая оценивается как дефектная при сравнении с говором детей того же самого возраста и которая не может быть объяснена за счет патологии интеллекта, слуха или физиологии речевых механизмов. В очень легких случаях может быть нарушение артикуляции только одной фонемы. Обычно нарушаются одиночные фонемы, те, которые осваиваются в более старшем возрасте, в процессе нормального овладения языком.

    Речевые звуки, которые наиболее часто неправильно произносятся, являются наиболее поздними в последовательности осваиваемых звуков (р, ш, ц, ж, з, ч). Но в более тяжелых случаях или у маленьких детей может быть нарушение произношения таких звуков, как л, б, м, т, д, н, х. Может нарушаться произношение одного или более речевых звуков, но никогда не нарушается произношение гласных.

    Ребенок с нарушением развития артикуляции не может произносить определенные фонемы правильно и может искажать, заменять или даже пропускать фонемы, которые он не может правильно произнести. При пропускании фонемы отсутствуют полностью-например, «гоой» вместо «голубой». При замещении трудные фонемы заменяются на неправильные-например, «кволик» вместо «кролик». При искажении подбираются примерно правильные фонемы, но произношение их неправильное. Изредка к фонемам что-то добавляется, обычно гласные.

    Пропуски наиболее часто обнаруживаются в речи у маленьких детей и появляются в конце слов или кластеров согласных. Искажения, которые обнаруживаются в основном у старших детей, выражаются в звуках, которые не являются частью речевого диалекта. Искажения могут быть последним типом нарушения артикуляции, сохранившимся в речи детей, у которых нарушения артикуляции уже почти исчезли. Наиболее частым типом искажения является «латеральное ускользание», при котором ребенок произносит звуки с потоком воздуха, проходящим через язык, что производит свистящий эффект, а также «шепелявость», при которой формирование звука происходит при очень близком расположении языка к небу, что производит шипящий эффект. Эти нарушения часто непостоянны и случайны. Фонема в одной ситуации может произноситься правильно, а в другой - неправильно. Нарушения артикуляции особенно часто имеют место в конце слов, в длинных синтаксических комплексах и предложениях и во время быстрой речи. Пропуски, искажения и замены также появляются у нормальных детей, обучающихся говорить, если нормальные дети быстро исправляют свое произношение, дети с расстройством развития артикуляции-нет. Даже по мере роста и развития ребенка, когда произношение фонем улучшается и становится правильным, это иногда касается только вновь познанных слов, тогда как ранее выученные неправильно слова могут по-прежнему произноситься с ошибкой.

    К третьему классу дети иногда преодолевают расстройство артикуляции. Однако после четвертого класса, если ранее недостаток не был преодолен, спонтанное излечение от него маловероятно, поэтому особенно важно произвести коррекцию расстройства до развития осложнений.

    В большинстве легких случаев восстановление от расстройств развития артикуляции спонтанное, и часто ему способствует поступление ребенка в детский сад или школу. Этим детям полностью показаны занятия с логопедом, направленные на постановку звуков речи, если у них нет спонтанного улучшения к шести годам. Для детей со значительными нарушениями произношения, с непонятной речью и особенно для тех из них, кто сильно переживает свой дефект, надо обеспечить раннее начало занятий.

    Обычно имеют место и другие специфические расстройства развития, включая расстройство развития экспрессивной речи, расстройство развития рецептивной речи, расстройство чтения и расстройство развития координации. Может также быть функциональный энурез.

    Задержка в развитии речи, достижения в этом развитии определенной вехи, например, произнесение первого слова и первого предложения, также отмечается у некоторых детей с расстройством развития артикуляции, но большинство детей начинает говорить в обычном возрасте.

    Дети с нарушением развития артикуляции могут обнаруживать множество сопутствующих расстройств социального, эмоционального и поведенческого характера. Приблизительно у ‘/з из этих детей отмечается наличие психического расстройства, например, гиперреактивность с расстройством внимания, расстройство в виде тревожности при разлуке с близкими, расстройство в виде избегания, нарушение адаптации и депрессия. Те дети, у которых отмечается тяжело выраженное расстройство артикуляции, или те, у которых расстройство протекает хронически, без ремиссий или повторно, составляют группу риска в отношении развития психических заболеваний.

    Дифференциальный диагноз

    Дифференциальный диагноз расстройства развития артикуляции включает три стадии: во-первых, необходимо определить, что нарушение артикуляции является достаточно серьезным, чтобы считаться патологическим, и исключает нормальное нарушение произношения у маленьких детей; во-вторых, следует отметить отсутствие физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения и исключить дизартрию, нарушения слуха или умственную отсталость; в-третьих, надо установить, что экспрессивный язык выражен в пределах нормы и исключить расстройство развития языка и первазивные расстройства развития. Приблизительно можно руководствоваться тем, что 3-летний ребенок в норме правильно произносит м. н, б, п, в, ф, г, х, т, к, д;, а нормальный 5-летний ребенок правильно произносит все звуки.

    Для исключения факторов физического характера, которые могли бы обусловить некоторые типы нарушения артикуляции, надо произвести неврологический, структурный и аудиометрический методы обследования.

    Дети с дизартрией, у которых расстройство артикуляции обусловлено структурной или неврологической патологией, отличаются от детей с расстройством развития артикуляции в том, что дизартрия крайне трудно поддается коррекции, а иногда и не поддается совсем. Бессмысленная болтовня, медленное и некоординированное двигательное поведение, нарушение жевания и глотания, а также стесненное и замедленное высовывание и втягивание языка являются признаками дизартрии. Малая скорость речи является другим признаком дизартрии.

    Прогноз

    Выздоровление часто спонтанное, особенно у детей, у которых нарушение артикуляции включает только несколько фонем. Спонтанное выздоровление редко наступает в возрасте старше 8 лет.

    Лечение

    Логопедическая коррекция считается успешной для большинства ошибок артикуляции. Коррекционные занятия показаны, когда артикуляция у ребенка такова, что речь его непонятна, когда ребенок, страдающий нарушением артикуляции, старше 6 лет, когда речевые трудности явно вызывают осложнения в обращении со сверстниками, трудности в учебе и отрицательно влияют на формирование собственного образа, когда нарушения артикуляции настолько тяжелы, что неправильно произносится много согласных, и когда ошибки включают пропуски и замены фонем, а не искажения.

    Список литературы

    Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия, Т. 2, – М., Медицина, 2002

    Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10, – М., Смысл, Академия, 2008

    Что такое Специфическое расстройство артикуляции речи -

    В большинстве случаев невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы.

    Частота расстройств развития артикуляции установлена у 10% детей младше 8 лет и у 5% детей старше 8 лет. Это расстройство встречается в 2-3 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

    Что провоцирует / Причины Специфического расстройства артикуляции речи:

    Причина расстройств развития артикуляции неизвестна. Предположительно, в основе нарушения речи лежит задержка развития или созревания нейрональных связей и неврологических процессов, а не органическая дисфункция. Высокий процент детей с данным расстройством, у которых многие родственники страдают сходными расстройствами, указывает на генетический компонент. При данном расстройстве нет тонкой дифференциации моторных кинестетических поз языка, неба, губ; мозговая основа - активность постцентральных отделов левого полушария головного мозга.

    Симптомы Специфического расстройства артикуляции речи:

    Существенной особенностью является дефект артикуляции, с устойчивой неспособностью применять в соответствии с ожидаемым уровнем развития звуки речи, включая пропуски, замены и искажение фонем. Это расстройство не может быть вызвано структурной или неврологической патологией и сопровождается нормальным развитием языковой сферы.

    В более тяжелых случаях расстройство распознается в возрасте около 3 лет. В более легких случаях клинические проявления могут не распознаваться до 6 лет. Существенными особенностями расстройства артикуляции речи является нарушение приобретения ребенком звуков речи, приводящее к дизартикуляции с трудностями для других понимания его речи. Речь может оцениваться как дефектная при сравнении с говором детей того же самого возраста и которая не может быть объяснена за счет патологии интеллекта, слуха или физиологии речевых механизмов. Часто нарушается произношение речевых звуков, которые наиболее поздно появляются в онтогенезе, но никогда не нарушается произношение гласных звуков. Наиболее тяжелый тип нарушений - пропуски звуков. Замены и искажения - менее тяжелый тип нарушений. Дети с расстройством развития артикуляции могут обнаруживать сопутствующие расстройства социального, эмоционального и поведенческого характера. У 1/3 этих детей отмечается наличие психического расстройства.

    Диагностика Специфического расстройства артикуляции речи:

    Включает три стадии:

    • 1. Выделение степени выраженности расстройства артикуляции.
    • 2. Исключение физической патологии, которая могла бы обусловить нарушение произношения, дизартрии, нарушения слуха или умственной отсталости.
    • 3. Исключение расстройства развития экспрессивной речи, общего расстройства развития.

    Для нарушений артикуляции, обусловленных структурной или неврологической патологией (дизартрия) характерны малая скорость речи, некоординированное двигательное поведение, расстройства вегетативных функций, например жевательной, сосательной. Возможны патология губ, языка, неба, мышечная слабость. Расстройство касается всех фонем, включая гласные.

    Лечение Специфического расстройства артикуляции речи:

    Наиболее успешна речевая терапия для большинства ошибок артикуляции.

    Медикаментозное лечение показано при наличии сопутствующих проблем эмоционального и поведенческого характера.

    К каким докторам следует обращаться если у Вас Специфическое расстройство артикуляции речи:

    Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Специфического расстройства артикуляции речи, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

    Телефон нашей клиники в Киеве: (+3(многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

    Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

    У Вас? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

    Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

    Специфическое расстройство артикуляции речи

    Что такое Специфическое расстройство артикуляции речи

    Характеризуется частым и повторяющимся нарушением звуков речи. Использование ребенком звуков ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту - то есть приобретение ребенком звуков речи, либо задержано, либо отклоняется, приводя к дизартикуляции с трудностями в понимании его речи, пропускам, заменам, искажениям речевых звуков, изменениям в зависимости от их сочетания (то говорит правильно, то нет). Большинство речевых звуков приобретается к 6-7 годам, к 11 годам все звуки должны быть приобретены.

    В большинстве случаев невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы.

    Частота расстройств развития артикуляции установлена у 10% детей младше 8 лет и у 5% детей старше 8 лет. Это расстройство встречается в 2-3 раза чаще у мальчиков, чем у девочек.

    Что провоцирует Специфическое расстройство артикуляции речи:

    Причина расстройств развития артикуляции неизвестна. Предположительно, в основе нарушения речи лежит задержка развития или созревания нейрональных связей и неврологических процессов, а не органическая дисфункция. Высокий процент детей с данным расстройством, у которых многие родственники страдают сходными расстройствами, указывает на генетический компонент. При данном расстройстве нет тонкой дифференциации моторных кинестетических поз языка, неба, губ; мозговая основа - активность постцентральных отделов левого полушария головного мозга.

    Симптомы Специфического расстройства артикуляции речи:

    Существенной особенностью является дефект артикуляции, с устойчивой неспособностью применять в соответствии с ожидаемым уровнем развития звуки речи, включая пропуски, замены и искажение фонем. Это расстройство не может быть вызвано структурной или неврологической патологией и сопровождается нормальным развитием языковой сферы.

    В более тяжелых случаях расстройство распознается в возрасте около 3 лет. В более легких случаях клинические проявления могут не распознаваться до 6 лет. Существенными особенностями расстройства артикуляции речи является нарушение приобретения ребенком звуков речи, приводящее к дизартикуляции с трудностями для других понимания его речи. Речь может оцениваться как дефектная при сравнении с говором детей того же самого возраста и которая не может быть объяснена за счет патологии интеллекта, слуха или физиологии речевых механизмов. Часто нарушается произношение речевых звуков, которые наиболее поздно появляются в онтогенезе, но никогда не нарушается произношение гласных звуков. Наиболее тяжелый тип нарушений - пропуски звуков. Замены и искажения - менее тяжелый тип нарушений. Дети с расстройством развития артикуляции могут обнаруживать сопутствующие расстройства социального, эмоционального и поведенческого характера. У 1/3 этих детей отмечается наличие психического расстройства.

    Диагностика Специфического расстройства артикуляции речи:

    Включает три стадии:

    • 1. Выделение степени выраженности расстройства артикуляции.

    Для нарушений артикуляции, обусловленных структурной или неврологической патологией (дизартрия) характерны малая скорость речи, некоординированное двигательное поведение, расстройства вегетативных функций, например жевательной, сосательной. Возможны патология губ, языка, неба, мышечная слабость. Расстройство касается всех фонем, включая гласные.

    Лечение Специфического расстройства артикуляции речи:

    Наиболее успешна речевая терапия для большинства ошибок артикуляции.

    Медикаментозное лечение показано при наличии сопутствующих проблем эмоционального и поведенческого характера.

    F80.0. Специфическое расстройство речевой артикуляции

    Специфическое расстройство развития, при котором использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков. Диагноз может быть поставлен только тогда, когда тяжесть нарушения артикуляции находится за пределами границ нормальных вариаций, соответствующих умственному возрасту ребенка; невербальный интеллектуальный уровень в пределах нормы; навыки экспрессивной и рецептивной речи в пределах нормы; патология артикуляции не может быть объяснена сенсорной, анатомической или невротической аномалией; неправильное произношение является несомненно аномальным, исходя из особенностей употребления речи в субкультуральных условиях, в которых находится ребенок.

    Связанное с развитием физиологическое расстройство;

    Расстройство развития артикуляции;

    Функциональное расстройство артикуляции;

    Лепет (детская форма речи);

    Расстройство фонологического развития.

    F80.1. Расстройство экспрессивной речи

    Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

    Часто недостаточность разговорной речи сопровождается задержкой или нарушением словесно-звукового произношения. Диагноз должен быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии экспрессивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка; навыки рецептивной речи в нормальных пределах для умственного возраста ребенка (хотя часто она может быть немного ниже среднего уровня). Нарушение разговорной речи становится очевидным с младенчества без какой-либо длительной отчетливой фазы нормального пользования речью. Однако нередко встречается явно нормальное вначале использование нескольких отдельных слов, сопровождаемое речевым регрессом или отсутствием прогресса.Часто подобные речевые расстройства экспрессивного вида наблюдаются у взрослых, они всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены.

    Задержки речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I-III уровней;

    Связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;

    Связанная с развитием афазия экспрессивного типа.

    F80.2. Расстройство рецептивной речи

    Специфическое нарушение развития, при котором понимание ребенком речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту. Во всех случаях экспансивная речь также заметно нарушена и нередким является дефект словесно-звукового произношения.

    Диагноз может быть установлен только тогда, когда тяжесть задержки в развитии рецептивной речи выходит за пределы нормальных вариаций для умственного возраста ребенка и когда нет критериев общего расстройства развития. Почти во всех случаях развитие экспрессивной речи также серьезно задержано и часто встречаются нарушения словесно-звукового произношения. Из всех вариантов специфических нарушений развития речи при данном варианте отмечается наиболее высокий уровень сопутствующих социо-эмоционально-поведенческих расстройств. Эти расстройства не имеют каких-либо специфических проявлений, но гиперактивность и невнимательность, социальная непри-

    способленность и изоляция от сверстников, тревога, чувствительность или чрезмерная застенчивость встречаются достаточно часто. У детей с более тяжелыми формами нарушения рецептивной речи может отмечаться довольно выраженная задержка в социальном развитии; возможна подражательная речь с непониманием ее смысла и может проявляться ограничение интересов. Аналогичные речевые расстройства рецептивного (сенсорного) вида наблюдаются у взрослых, которые всегда сопровождаются психическим расстройством и органически обусловлены.

    Структура речевых расстройств указывается вторым кодом R47.0.

    Дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

    Афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

    расстройство артикуляции речи

    Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011 .

    Смотреть что такое «расстройство артикуляции речи» в других словарях:

    F80.1 Расстройство экспрессивной речи - Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    Расстройство речевого или языкового развития - Расстройства, характеризующиеся, прежде всего, серьезными нарушениями развития речи или освоения языка (синтаксиса или семантики), которые нельзя объяснить общей задержкой интеллектуального развития. Чаще всего имеет место задержка в развитии… … Большая психологическая энциклопедия

    Речи нарушения - разл. отклонения от нормы в процессе формирования речевой функции, либо распад уже сложившейся речи. Р.н. возникают под влиянием многообразных причин органического и/или функц. характера, имеющих врожденную или приобретенную природу и связанных с … Психология общения. Энциклопедический словарь

    F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции - Специфическое расстройство развития, при котором использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков. Диагностические указания: Возраст приобретения… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    Афазия у детей (расстройства развития речи) - нарушения формирования механизмов речи у детей, обусловленные задержкой или повреждением развития речевой функции. Предполагается, что упомянутые нарушения вызваны задержанным биологическим созреванием головного мозга в дородовом периоде жизни,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Речевое расстройство - – общее название различных нарушений речи. Пока нет ясности в том, какие именно нарушения речи следует обозначать этим термином. Некоторые авторы проводят различие между функциональными (психогенными) расстройствами речи, например, заиканием, и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    «F80» Специфические расстройства развития речи и языка - Это расстройства, при которых нормальное речевое развитие нарушено на ранних этапах. Состояния нельзя объяснить неврологическим или речевым механизмом патологии, сенсорными повреждениями, умственной отсталостью или средовыми факторами. Ребенок… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции. - Примечание. Это расстройство называется также специфическим фонологическим расстройством речи. А. Артикуляционные (фонологические) навыки, определяемые по стандартизированным тестам, ниже 2 стандартных отклонений для возраста ребенка. Б.… … Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. Исследовательские диагностические критерии

    Список кодов МКБ-9 - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Переходная таблица: от МКБ 9 (глава V, Психические расстройства) к МКБ 10 (раздел V, Психические расстройства) (адаптированный русскоязычный вариант)… … Википедия

    Дислалия (Dyslalia) - расстройство артикуляции, при котором больной правильно использует словарный запас, но неверно произносит некоторые звуки (косноязычие). Дислалия является характерным симптомом дефекта речи, приобретенного детьми, которые с детства страдают… … Медицинские термины

    дизартрия - расстройство артикуляции с неясностью произношения (особенно согласных звуков), замедленностью и прерывистостью речи.

      Рекомендуется тщательный сбор жалоб и анамнеза заболевания, учитывая опрос родителей. .

     Комментарий. Осмотр делится на несколько этапов. К ним относятся выяснение жалоб, уточнение истории настоящего заболевания, особенностей жизни пациента.

    2,2 Физикальное обследование.

      Рекомендуется консультация врача-невролога .
     Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
      Рекомендуется логопедическое обследование ребенка .
     Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
     Комментарий. Логопедическое обследование должно быть комплексным, целостным и динамическим, а также иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения. Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.
      Рекомендуется оценивать показатели развития речи: речевая активность, звукопроизношение, понимание обращенной речи, активный словарь, развернутость фразы, лексико-грамматический строй речи. Под речевой активностью подразумевается стремление использовать речь для общения, активность в использова­нии средств языка .
     Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
     Комментарий. Оценивается уровень звукопроизношения, его соответствие или степень не­соответствия возрасту ребенка. Для оценки понимания обращенной речи ребен­ку предлагается с помощью только речевой инструкции, показать на картинке предметы, выполнить те или иные действия, постепенно усложняя задания. При наличии понимания речи на бытовом уровне следует выявить по­нимание смысла предлогов, различий во времени, числе, падеже.
     Объем активного словаря оценивается по количеству используемых в речи существительных, глаголов, прилагательных. Чем шире активный словарь, тем больше признаков одного предмета может назвать ребенок, более точно опреде­лить действие, передать смысловые оттенки.
     Оценка лексико-грамматического строя речи осуществляется на основании правильности употребления ребенком в речи рода, числа, падежа, предлогов, вре­мен глаголов, навыков словообразования. При психологическом обследовании в первую очередь оцениваются такие показатели, как коммуникации ребенка, эмо­циональный фон, психическое развитие (преимущественно невербальный интел­лект) .
      Рекомендуется патопсихологическое (экспериментально-психологическое) исследование .

     Комментарий. Патопсихологическое исследование включает в себя - беседу с больным, эксперимент, наблюдение за поведением пациента во время проведения исследования, сбор и анализ анамнеза, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого. Под экспериментами в современной психологии понимается использование любой диагностической процедуры для моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и особенностей личности.
      Рекомендуется консультация врача-психиатра (по показаниям) .
     Уровень убедительности рекомендаций С, уровень достоверности доказательств III.
      Рекомендуется консультация врача-сурдолога (по показаниям) .
     Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
     Комментарий. При расстройствах речи необходимо комплексное обследование, включающее консультацию сурдолога, который оценивает слух и выявляет его проблемы, при необходимости может быть проведена аудиография.

    2,3 Инструментальная диагностика.

      Рекомендуется проведение ЭЭГ .
     Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
     Комментарий. Электроэнцефалография применяется при всех неврологических, психических и речевых расстройствах.
      Рекомендуется проведение МРТ головного мозга .
     Уровень убедительности рекомендаций В, уровень достоверности доказательств II.
     Комментарий. С помощью МРТ могут быть получены трехмерные изображения головы, черепа, мозга, позвоночника. Магнитно-резонансная томография, выполненная в сосудистом режиме, позволяет получить изображение сосудов, кровоснабжающих мозг. МРТ позволяет улавливать изменения в мозге, связанные с его физиологической активностью. Так, с помощью МРТ может быть определено положение у больного двигательных, зрительных или речевых центров мозга, их отношение к патологическому очагу – опухоли, гематоме (так называемая функциональная МРТ).

    2,4 Дифференциальный диагноз.

     Умственная отсталость.
     Дети с СРР неудовлетворительно выполняют невербальные тесты и задания, у них недостаточно выражены познава­тельный интерес и стремление к общению, не проявляется активность в использовании жестов и в поддержании игр.
     Аутизм.
     При аутизме нарушаются потребность в общении и способность к социальному взаимодействию, и они тоже могут обуславливать нарушение речевого развития. Речь не используется в коммуникативных целях или используется недостаточно. Отмечается неравномерность и асинхронность темпов речевого развития. Фразовая речь может формироваться с задержкой, часто без предшествующего лепетного периода. Характерны эхолалия, фразы-штампы, ис­пользование глаголов в неопределенной форме или в повелительном наклонении, длительное отсутствие в речи местоимения «я», в речи отсутствуют экспрессия, жестикуляция, наблюдается неспособность к диалогу, дети не задают вопросов. Нарушены произношение звуков, мелодика речи, ритм, темп.