» » Неадекватная самооценка. Адекватная самооценка — ключ к успеху Как же узнать, какова самооценка вашего ребенка на данный момент

Неадекватная самооценка. Адекватная самооценка — ключ к успеху Как же узнать, какова самооценка вашего ребенка на данный момент

Самооценка бывает адекватной или нет. Адекватность – это соответствие требованиям ситуации и ожиданиям людей. Если люди верят, что человек может с задачами справиться, а он не верит в свои силы, говорится о заниженной самооценке. Если человек заявляет о планах нереалистичных, говорят о его завышенной самооценке. Самый главный критерий адекватности самооценки – исполнимость планов человека.

Адекватность частной и конкретно-ситуативной самооценки

Конкретно-ситуативная самооценка может быть достаточно объективно оценена как адекватная либо, например, заниженная: если опыт показывает, что человек на самом деле справляется с задачами, на которые внутренне долго не мог решиться – значит, у него самооценка объективно заниженная. Как правило, адекватность самооценки подтверждается не только практикой (результаты которой можно по-разному интерпретировать), но и мнением авторитетов: специалистов в той области, где человек заявляет о своих притязаниях. Адекватность конкретно-ситуативной самооценки обычно выравнивается с опытом. См.→

Как оценить адекватность личностной самооценки?

Адекватная личностная самооценка – соответствующая реальным результатам и фактам, ожиданиям референтной группы людей, не завышенная и не заниженная оценка своих возможностей, своих ограничений и своего места среди людей (шире – своего места в жизни). Самооценка незрелой личности обычно зависит от оценок окружающих, которые сами не всегда бывают адекватными. Чем личность более зрелая, тем более адекватна ее личностная самооценка. И наоборот, чем более адекватна самооценка личности, тем более это говорит о ее зрелости. См.→

Неадекватная самооценка как рабочая задача и как психотерапевтическая проблема

Неадекватную самооценку бывает нужно менять (например, делать более адекватной), но к этому конкретный человек может отнестись и как к рабочей задаче, и как к личностной, психотерапевтической проблеме. Задачу он будет решать (определил контекст, конкретизировал цель, сформировал пункты плана, начал работать), проблему чаще люди переживают. И обращаются к психологам и психотерапевтам.

Конкретно-ситуативная самооценка чаще ставится как рабочая задача, личностная самооценка чаще переживается как личностная, психотерапевтическая проблема. Смотри Перевод проблемы в задачу

Зачем нужно разбираться, адекватная самооценка или нет?

Определение адекватности самооценки дает возможность:


Самоучитель по психологии Образцова Людмила Николаевна

Неадекватная самооценка

Неадекватная самооценка

Как мы с вами уже установили, неадекватная самооценка может быть как заниженной, так и завышенной. Некоторые психологи (Л. Н. Корнеева, 1984) описывают не две разновидности нереалистичной самооценки, а несколько больше. Давайте познакомимся с ними.

1. Заниженная самооценка: постоянное использование механизмов психологической защиты, неуверенность в себе. Человек с заниженной самооценкой предпочитает вести себя в соответствии со стратегией «гарантированного успеха», т. е. выбирает лишь такие цели, которых заведомо может достичь, без риска неудачи – и очень часто эти цели оказываются ниже его настоящих возможностей. И в учебе, и в работе такие люди ведут себя пассивно, держатся в тени – не потому, что и в самом деле ни на что не способны, а потому, что слишком боятся допустить какой-нибудь промах. Уровень успешности обычно ниже среднего, но в целом стабилен: вполне постоянное «посредственно».

2. Неустойчивая, преимущественно заниженная самооценка: активизированные механизмы психологической защиты. Предпочтение отдается таким способам поведения, которые поддерживают стратегию «обесценивания неудачи», вроде как «не удалось достичь желаемого – ну и ладно, не больно-то и хотелось». Люди с таким типом самооценки обладают завышенным уровнем притязаний и, поставив перед собой слишком сложную задачу, не прикладывают целенаправленных усилий к тому, чтобы ее решить.

Впрочем, встречаются и упрямцы, которые пытаются допрыгнуть до установленной слишком высоко планки; но делают они это без всякой предварительной подготовки, без опоры на свои возможности и способности – в этом и проявляется заниженность самооценки: эти люди не видят и не ценят своих сильных сторон и выбирают цели более или менее наугад. Успехи, которых удается достичь в учебе или в профессиональной деятельности, незначительны и нестабильны. При этом свои неудачи человек с неустойчиво-заниженной самооценкой объясняет сторонними причинами, несправедливостью начальства и т. п.

3. Завышенная самооценка: основное стремление – любой ценой уберечься от неудачи, и потому люди с такой самооценкой, подобно первому типу, всеми силами стремятся избегать целей, достижение которых не гарантировано на 100%. Это уже знакомая нам стратегия «гарантированного успеха». Такие люди стремятся скрыть даже от самих себя тот факт, что их возможности ниже притязаний, и потому уклоняются от любых ситуаций, в которых могло бы выявиться это несоответствие. В результате – деятельность этих людей может быть даже и довольно успешной (причем стабильно), но все же ниже их реальных возможностей.

4. Устойчивая завышенная самооценка: необоснованная уверенность в собственных способностях, возможностях, дарованиях. Часто такая самооценка формируется у людей, действительно обладающих значительными способностями в каком-то одном виде деятельности: например, успехи в спорте человек может «автоматически» переносить и на сферу бизнеса, полагая, что в предпринимательстве он непременно добьется таких же успехов, как на беговой дорожке. При этом он не отдает себе отчета в том, что качествами, необходимыми для эффективной предпринимательской деятельности, он вовсе не обладает, а его победы в беге на короткую дистанцию – отнюдь не гарантия больших достижений в неизвестной ему сфере.

Человек с устойчиво завышенной самооценкой «с разгона» ставит перед собой сложные, труднодостижимые цели в плохо знакомых областях деятельности, первые неудачи игнорирует и приписывает их случайности. Но повторение неудач приводит к очень сильным переживаниям, к настоящей эмоциональной буре.

Изначально самооценка формируется у ребенка при получении опыта достижений и неудач: совершая первые шаги (как в прямом, так и в переносном смысле), взаимодействуя с окружающим миром, он начинает осознавать свои возможности, выяснять, что он может сделать, а что – нет, к каким результатам приводят те или иные его действия. И конечно, очень мощным источником для формирования самооценки является отношение к ребенку взрослых – прежде всего родителей, затем воспитателей, учителей, а с наступлением подросткового возраста огромное значение приобретает и мнение сверстников.

Да и в зрелом возрасте наше отношение к себе, безусловно, в изрядной степени зависит от мнения других людей – но, конечно, уже совсем не так сильно, как в детстве. Но если самооценка у человека отклоняется от адекватной, это всегда проявляется и в том, что он чрезмерно полагается на отношение к нему окружающих: знание самого себя развито недостаточно, и постоянно требуется «зеркало».

Проблема заключается в том, что если в определении своей значимости человек целиком полагается на одобрение окружающих, он обречен на весьма неприятные переживания, когда его перестанут хвалить или даже начнут критиковать (пусть даже эта критика будет вполне конструктивной). Если другие люди не будут поддерживать самооценку такого человека на высоте, он неминуемо начнет ощущать себя безнадежным неудачником.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Как научиться жить на полную мощность автора Доббс Мэри Лу

Самооценка В иерархии потребностей Маслоу самооценка помещена следом за потребностью в любви и душевной близости. Однако самооценка труднодостижима. Вы не можете пойти и купить ее. Она не разливается по бутылкам и не производится искусственным способом. Самооценка

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

Самооценка Тему самооценки как составляющей Я-концепции, мы уже затронули в предыдущем разделе; теперь рассмотрим эту важнейшую структуру более подробно.В процессе изучения самооценки психологи часто просят испытуемых изобразить ее наглядно – в виде точки на

Из книги Осмельтесь преуспеть автора Кэнфилд Джек

Самооценка Однако потребность человека любить и быть любимым не снижается по мере его взросления. Более того, с возрастом эта потребность только увеличивается, так как сознание взрослого человека неразрывно связывает такие понятия, как "любовь" и "самооценка". Иными

Из книги Занимательная физика отношений автора Гагин Тимур Владимирович

Самооценка Самооценка - очень многогранная потребность. Она может проявляться по-разному. Но есть два основных ее вида: самооценка вида «вот я молодец и остальные зрители», и самооценка вида «он(а) молодец, и при этом со мной, а потому и я молодец». Любимое кино - Здесь

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Самооценка Джерри очень аргументировано общался со своими внутренними частями, но, несмотря на это, ответы не возникали. Я заметила, что Джерри все время уходил в себя, чтобы задать вопрос, в это время он хмурился, и появлялось сердитое выражение лица. После этого он сказал

автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Здоровый ребенок обладает чувством самоуважения, самостоятельностью, верой в свои силы. Он хочет сам принимать решения, он видит цель и готов прилагать усилия для ее достижения.Ребенок–циклотимик пытается построить отношения со взрослыми на принципах

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Подростка–циклотимика отличают прекрасное расположение духа, любовь к жизни, которые сочетаются с его высокой самооценкой, чувством самоуважения, уверенности в своих

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Циклотимика отличает нормальная самооценка, высокая степень самопринятия, чувство самоуважения. Его великолепный дар верного тестирования реальности не подводит его при оценке своего внутреннего мира. Он легко подмечает свои сильные и слабые стороны и

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Здоровый ребенок. С самого раннего детства видна высокая самооценка ребенка–эпилептоида. Едва вступив в этот мир, он уже хочет, чтобы огромная Вселенная работала в соответствии с его представлениями и чертежами.Он не скрывает своего желания контролировать

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА В толпе подростков эпилептоид заметен сразу: громкий голос, высоко поднятая голова, спортивная фигура, накачанные мышцы. Он излучает силу и уверенность в себе.Однако напряженная поза, повышенный тонус мышц выдают его готовность проявить

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Эпилептоиду присущи необычайно высокая самооценка, вера в свою исключительность, непогрешимость. Он не способен признать свои ошибки и просчеты, не может раскаяться в содеянном.Люди этого характера обладают комплексом царя Ми–даса и считают, что все, к чему

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Легко угадывается высокая самооценка ребенка, построенная на силе его нервной системы, высоком интеллекте, которыми восхищаются старшие. Впрочем, похоже, что их мнению его волнует

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Самооценка завышена, и чем более невротизирован подросток, тем более ненасытной становится его жажда внимания со стороны

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

САМООЦЕНКА Именно эта черта - желание постоянно обращать на себя внимание - является стержнем личности, на который нанизаны все остальные поведенческие реакции.«Основа их личности - беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к себе, восхищения,

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

Самооценка Методики измерения самооценки в среднем детстве и подростковом возрасте многочисленны и разнообразны (Coopersmith, 1967; Harter, 1985; March, 1988; Piers & Harris, 1969; Rosenberg, 1979). Несмотря на это разнообразие, они имеют ряд общих особенностей. Во-первых, самое очевидное, это то, на что

Из книги Как стать настоящей женщиной автора Еникеева Диля

САМООЦЕНКА Настоящая женщина должна знать себе цену. Но не называть ее мужчине.Д.Е.А теперь поговорим о том, без чего невозможно стать Настоящей Женщиной, - о самооценке.Самооценка - это то, что ты думаешь о самой себе, то, как ты себя ценишь. Иными словами, если взять

Психология определяет самооценку как совокупность понимания человеком своих возможностей и перспектив. Он оценивает себя, сопоставляя с окружением, как бы наблюдая со стороны за собой и примечая способности и недостатки, формируя мнение об истинном «Я», в течении всей жизни.

Сравнение с другими идет на уровне «похуже», «получше», «обычный» - все происходит инстинктивно, если даже человек не хочет себя сопоставлять другим. На первое место выходят качества, которые ценятся в современном социуме.

В 19 веке юноша дворянского происхождения мог похвалиться тем, что он лучше, чем князь Волконский, бьется на шпагах. Он сравнивал себя с человеком своего сословия и замечал, что превосходит его, тем самым повышая самооценку. Такое качество было актуальным для 19 века, в современном мире свои приоритеты, и никто не станет самоутверждаться за счет фехтования.

Этот пример нам показывает, что оценка своих способностей и недостатков зависит от приоритетов общества. Ценности, которые культивирует социум, в котором существует человек, являются мерилом для самооценки.

Самооценкой человек занимается постоянно: то он доволен и готов похвалить себя, гордиться своими поступками, то напротив, недоволен и переживает за свои действия, ругает себя за какой-либо проступок. Оценка своей личности дает человеку понять себя, пусть она меняется в зависимости от ситуации, но именно она регулирует и выстраивает мнение о себе.

Рассмотрим два варианта оценки своего какого-то действия людьми с разной самооценкой:

1. Совершив ошибку, человек с высокой самооценкой признается себе: «Тут я был не прав, но как же это получилось, ведь я всегда поступал правильно» и тут же забудет неприятный инцидент и пойдет дальше.

2. Человек с низкой самооценкой может зациклиться на своей ошибке, будет долго вспоминать свои действия, корить себя, даже может решить, что он ни на что не способен, как всегда, у него все выходит не так.

Виды и уровни самооценки

Психологи отмечают два вида самооценки:

· адекватная;

· неадекватная.

Также можно услышать и другую классификацию: оптимальная и неоптимальная, когда речь идет о чуть завышенной самооценке, что само по себе не критично. Вот только грань, где заканчивается оптимальная и начинается неоптимальная, очень тонка.

Адекватная самооценка

Когда самооценка у человека адекватная, он видит себя со стороны и оценивает свои возможности почти так, как есть на самом деле. Идеальных людей, наверное, не бывает и каждый по-своему воспринимает себя в этом мире и в социуме.

Характеризуя себя, кто-то завышает возможности, а кто-то недооценивает. Когда погрешности по сравнению с реальностью немного, самооценку называют адекватной.

Если человек признается, что его руки растут не с того места, он не страдает заниженной самооценкой, просто он хочет сказать, что не любит или не умеет что-то делать своими руками.

Адекватная самооценка показывает, что индивид может разумно оценивать свое и чужое поведение, взгляды.

Человек с такой самооценкой воспринимает мир следующим образом:

1. Его «хочу» и «могу» соответствуют возможностям.

2. Дает себе правильные и достижимые установки, не витая в облаках на счет своего потенциала.

3. Может критически оценить себя, убирая «розовые шторы» с глаз.

4. Он знает, к чему приведут его действия.

Кто готов трезво посмотреть на себя, не будет против услышать и чужое мнение о себе любимом. Его не покоробит точка зрения других, ведь он сам прекрасно знает свои плюсы и минусы, и не зацикливается на мнении со стороны.

Неадекватная самооценка

Отличают два вида неадекватной самооценки: завышенная и заниженная. Они, в свою очередь, различаются по степени неадекватности. Если человек оценивает себя немного пониже нормы, или повыше – это никак не отражается на его характере и повадках, он нормально общается с окружением, у него не возникает проблем с адаптацией и нормами социума.

Неадекватную самооценку, чуть превышающую средний показатель, невозможно выявить без психологического тестирования человека. Немного завышенная самооценка даже не требует корректировки, это всего лишь чувство собственного достоинства, которое помогает человеку жить и ценить собственные достижения.

Другое дело, если самооценка зашкаливает в ту или иную сторону. Это сразу видно по поведению человека, она мешает жить, создает проблемы в социализации личности, приводит к конфликтным ситуациям.

Индивидуальные особенности людей с завышенной самооценкой

Если самооценка завышена, человек постоянно старается выделиться, он несколько заносчив, всегда высказывается по любому поводу, даже если не компетентен в вопросе, ставит себя выше других и пытается командовать.

Отличительные черты таких людей:

· У них на первом месте собственное «Я», придают большое значение своей персоне.

· Неадекватно реагируют на замечания со стороны, им не понравится мнение, отличающееся от их собственного.

· Не приемлют помощи со стороны, отвергая его, даже если нуждаются в ней.

· По их мнению, у них нет слабостей, свои отрицательные качества видят в положительном свете, пытаются выдать за достоинства.

· Эгоцентричны, самолюбивы, думают только о себе, забывая о других.

· У них проявляется манерность в поведении, нарочито поступают во многих случаях.

Иногда можно услышать, что завышенная самооценка лучше, чем заниженная. Это утверждение не всегда верно характеризует ситуацию, общаться и существовать рядом с человеком, у которого слишком завышенная самооценка, не всегда приятно и комфортно.

Заниженная самооценка

Люди с заниженной самооценкой не любят выделяться, они существуют в своем тихом мире и стараются вести себя так, чтобы их не заметили.

На первый взгляд, они просто скромны и деликатны, но если узнать их получше, выявятся черты, не совсем пригодные для нормального существования:

· Бесконечные колебания по любому поводу, нерешительность.

· Они постоянно оборачиваются на других, не могут брать инициативу в свои руки.

· Не любят брать обязательства, стараются переложить риски на других.

· Не видят в себе перспективы, чувствительны, уязвимы, не могут найти точки соприкосновения с окружением или не хотят.

· Дотошны и капризны, стремятся к безупречному поведению и от других требуют того же.

· Щепетильны, злопамятны, ревнивы.

· Их поступки иногда невозможно понять, они стремятся всем доказать свою значимость, и это выливается в ненормальные выходки.

Люди с сильно неадекватной самооценкой со знаком минус, также являются эгоцентричными, но уже по другому поводу. Они могут не обращать внимание на окружающих, полностью уйти в свою проблему. От этого проигрывают близкие, ведь за своими «страданиями» человек не замечает тех, кто рядом. Среди них есть те, кто ни разу в жизни не любил серьезно, у них нет ощущения уважения к другим, зацикленность на себе мешает этим чувствам.

Перед тем, как написать статью о самооценке личности, я заглянула в поисковик и ужаснулась…. от количества сайтов, которые предлагают волшебные способы повысить самооценку. «Приобрести уверенность в себе за 3 простых шага», «12 способов как повысить самооценку», «Высокая самооценка — это путь к успеху» и т. п. БРЕД. Простите меня, конечно, но разумный человек, должен понимать, что самооценка, и отношение к самому себе не возникает в одночасье. И тем более за каких — то 3 шага повысить свою самооценку просто не реально.

Начать менять свое отношение к себе ВОЗМОЖНО за три шага, или сформировать уверенность в себе с помощью 12 способов. Но не повысить свою самооценку!

Значит ли это что без высокой самооценки мы не будем успешны? Так ли это на самом деле? Что думают об этом психологи? И в чем секрет самооценки личности? Давайте разбираться.

Понятие самооценки в психологии

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Такая способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Формирование адекватной самооценки ребёнка

Она начинает формироваться в нашем детстве, к сожалению, под влиянием нашего воспитания. Окружение ребенка, а это в первую очередь наши родители, закладывают фундамент нашей самооценки. Ребенок не может сформировать сам своего отношения к себе в силу недостаточного самосознания

Родители препятствуют нормальному развитию самооценки ребёнка тогда когда:

— часто наказывают ребенка без объяснений причины наказания, и когда наказывают за проявление «неприемлемых» чувств;
— насмехаются над чувствами ребенка и его мыслями, недооценивая их;
— контролируют его с помощью чувства вины или стыда;
— в семье не существует правил, или они достаточно противоречивы (у папы одни, а у мамы другие, противоположные);
— отрицают детское восприятие реальности и неявно способствуют сомнениям ребенка в своем здравомыслии;
— когда родители применяют физическое насилие по отношению к своему ребенку. Вдобавок к этому не верят в него, всячески порицая и недооценивая.

Конечно же, при таких условиях воспитания, может сформироваться патологическая личность, не говоря уже про её здоровую адекватную самооценку или любовь к самому себе.

Что влияет на формирование адекватной самооценки взрослого?

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем человеком, каким он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании адекватной самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем хуже мнение человека о самом себе.

Существенное влияние на формирование адекватной и здоровой самооценки оказывает отношение к человеку окружающих. Особое значение для формирования здоровой самооценки всё также как и в детстве имеют значение мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на формирование адекватной самооценки. Чем выше личностные успехи и достижения, тем лучшего мнения о себе человек.

Самооценка личности есть отношение к самому себе посредством мнения о себе значимых людей и реальных достижений. Самооценка не может быть завышенной или заниженной. Самооценка может быть только оптимальной или неоптимальной. Самооценка здоровой личности должна быть адекватная его реальным результатам!

Человек с адекватной самооценкой

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

К оценке достигнутого человек подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: коллеги и другие значимые люди. Адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной здоровой оценки, т. е. без переоценки своих достижений, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является здоровой и адекватной.

Особенности здоровой адекватной самооценки

  • Здоровая самооценка личности позволяет обращаться к другим с уважением и добрыми намерениями;
  • Человек со здоровой самооценкой открыт для критики и признает свои ошибки. Ведь здоровая самооценка предусматривает наличие в человеке как достоинств так и недостатков.
  • Уверенный в себе человек открыт и любопытен по отношению к новым идеям, новому опыту, новым возможностям в жизни.
  • Человек со здоровой самооценкой доверяет себе и тем самым реагирует гибко и даже изобретательно на всевозможные жизненные ситуации.
  • Утверждающее (не агрессивное) поведение, свое и других, воспринимается с комфортом — критерии здоровой самооценки.
  • В условиях стресса человек со здоровой самооценкой умеет сохранять гармоничность и достоинство.

Почему возникает такой вопрос «Как повысить свою самооценку»? Зачем ее повышать и кто определил, что она у вас занижена?

Общая психология говорит о том, что гармоничность личности или комфорт человека зависит от того, как он относиться к самому себе. То есть, если у человека, по вашему мнению или наблюдению, занижена самооценка, то он ни успешен, ни уверен в себе.

На самом же деле этому человеку достаточно комфортно жить со своей возможной заниженной самооценкой. С другой стороны, это ваша оценка личности другого человека. И она не имеет никакого отношения к самооценке этого конкретного человека. С завышенной самооценкой дело обстоит так же.

Вред неадекватной самооценки

Низкий уровень самооценки или завышенная самооценка причиняет вред только тогда, когда человеку испытывает внутренний дискомфорт.

А именно, когда заниженная самооценка превращается в:

— неуверенность в себе, вплоть до недоверия себе,
— болезненность восприятия критики
— неумение принимать решения и брать на себя ответственность за результаты своих решений и действий.

А завышенная самооценка трансформируется в:

— самолюбие и самовосхваление, что приводит к возникновению гордыни, равнодушия по отношению к близким,
— критичность и необоснованная требовательность к другим, злоба.

Формируйте здоровую адекватную самооценку

  1. Саморазвитие — это работа над своей самооценкой. Запомните, что ваша самооценка не должна быть завязана на мнении окружающих, на их комментариях и словах. На то она и ваша — «САМОоценка»!
  2. Старайтесь ставить перед собой достаточно реальные и достижимые цели, так как от их достижения зависит ваша самооценка.
  3. Формируйте здоровую самооценку, правильное (адекватное) отношение к себе, верьте в себя и не позволяйте никому сомневаться в вас

Для человека самооценка — это инструмент для осознания себя, своих сил, своих умственных способностей, поступков и поведения. Основной смысл самооценки - самоконтроль.

По видам самооценку подразделяют на общую и парциальную. Когда кто-либо считает себя хорошим человеком, это заключение принято считать общей самооценкой. Парциальная самооценка это оценка в отдельных видах деятельности.

Кроме того, самооценка может быть актуальной (оценка уже достигнутого) и потенциальной. Потенциальную самооценку принято считать уровнем притязаний.

Самооценка т.ж. может быть адекватной, — то есть действительно соответствующей возможностям и достижениям человека, и неадекватной.

При самооценке человек может использовать высокую планку оценки, среднюю и низкую.

Выделяют три типа самооценки:

  • адекватная самооценка;
  • заниженная самооценка;
  • завышенная самооценка;

Люди с заниженной самооценкой, как правило, сосредотачивают внимание на собственных недостатках и неудачах. Заниженная самооценка удел человека робкого, неуверенного в себе, не умеющего принимать ответственные решения.

Такие люди не стремятся быть на виду. Они нерешительны и осторожны, нуждаются в поддержке, легко меняют своё мнение под воздействием значимых для них людей. Предпочитают пристраиваться за лидером, что дает им уверенность в действиях и, как они полагают, иммунитет от ответственности. Чрезвычайно зависимы от мнения окружающих, для них очень важны их поддержка и одобрение.

Заниженная самооценка — это комплекс неполноценности; такие прелестные качества, как обидчивость, ранимость, неуживчивость, завистливость мстительность, — его атрибуты. Кроме того, эти ребята очень требовательны к окружающим и себе — нелюбимым.

Нагло ведущий себя хам, - почти гарантированно имеет низкую самооценку. Человеку, уважающему себя, имеющему адекватную самооценку, уверенному в своих силах, нет нужды, что то доказывать, кому бы то ни было.

Завышенная самооценка – атрибут уверенности в себе, успешности. Если вы повстречаете человека, который постоянно стремится быть в центре внимания, старается всем руководить и раздает советы как семечки, — перед вами человек с завышенной самооценкой. Охотно критикуя чужие действия, в свой адрес критику он воспринимает в штыки. Вообще, чужое мнение его раздражает, если оно отлично от его мнения. Он всегда уверен в свой правоте и непогрешимости, а если в его действиях вылазит “косяк”, он объясняет его, как следствие форс-мажора, или старается переложить его на кого то другого.

Ещё для людей с завышенным типом самооценки характерны: высокомерие, эгоизм, пренебрежение к окружающим. Они уверены в своём превосходстве, не критичны к своим слабостям.

Заниженная и завышенная самооценки могут стать причиной внутренних конфликтов личности и источником проблем.

Адекватная самооценка – качество, позволяющее человеку ставить разумные цели и успешно достигать их.

У Абрахама Маслоу, в его знаменитой пирамиде базовых потребностей, значатся среди прочих: потребность в самоактуализации, потребность в уважении (почитании), но не прописана потребность в адекватной самооценке. Между тем, людям навязчиво свойственно создавать образ собственной значимости и соответствовать ему.

Мы конструируем эталон собственной значимости, отражающий наше представление о том, какими мы себя представляем, какими мы хотим быть, как мы хотим выглядеть в глазах окружающих. Ну а дальше мы занимаемся мониторингом, - мы сравниваем эталон, и то, что мы имеем в реальности. Этот процесс — есть ни что иное, как аналоговая самооценка.

Если то, что мы имеем на самом деле, не совпадает с созданным нами эталоном, возникает когнитивный диссонанс, выйти из которого можно двумя путями:

  • Форсировать работу над собственной значимостью (т.е. реально поднять её);
  • Снизить планку эталона;

Двигаться по первому пути - хлопотно, трудно и лениво. Второй путь - проще и комфортнее. Но, нужно помнить о том, что если вы по нему пойдёте, то неизбежно заработаете какой-либо комплекс, — для человека снижение уровня самооценки - чревато.

Набросаем абрис двух (из многочисленного ряда) типов людей.

Тип первый.

Люди, озабоченные обустройством только собственной жизни и жизни близких им людей. Они никогда не пойдут против существующих на данный момент общественных тенденций, и, если это им выгодно (или противодействие представляет опасность), всегда найдут возможность компромисса с любой мерзостью в рамках дозволенного (ненаказуемого). Они активно создают для себя и своих близких финансовую подушку и удобный ареал обитания. Если встает вопрос выбора между общественным благом и личной выгодой, они ни минуты не колеблются.

Как правило, все они лживы и, за редким исключением, примитивны. Единственное, что во всех в них непонятно, — когда же они нажрутся деньгами и возможно ли это вообще. Примеров - не счесть, - это практически все госчиновники.

Большинство из нас оценивает таких людей, как практичных и дальновидных негодяев. Некоторые, в глубине души, завидуют им.

Тип второй.

Градация людей, строго соблюдающих моральные каноны и чтущих общечеловеческие ценности. Они озабочены тем, как их воспринимают окружающие, что думают о них. Эти великолепные люди, воистину «соль Земли», движители прогресса, хранители общечеловеческих традиций и морали. Они, как правило, не останавливаются, покуда не сожгут себя дотла на благо людей. Эти люди, презирая опасность, выполняют свой долг так, как они его понимают, рискуя разрушить своё будущее, но понимая, что оставят добрую память в сердцах людей и это для них важнее.

Ольга Ли, симпатичная молодая женщина, рискуя не только карьерой, но и жизнью, не побоялась напомнить нашему президенту, что он является гарантом порядка и законности в возглавляемой им стране. Тот, как обычно, ничего вразумительного не ответил, зато система “прессанула” женщину со всей своей дурью. Такая вот гарантированная гарантом демократия.

Что движет людьми? Почему мы поступаем тем или иным способом? От чего зависит наш выбор?

Ответов на эти вопросы, вероятно, столько, сколько людей. Можно ответить и так:

Человек, создав образ себя и своего жизненного сценария, упорно следует ему. Он вынужден делать это. Для него это – потребность. А варианты его поступков определяет его багаж: ценности, приоритеты, мораль, значимость (которую ему необходимо сохранять и увеличивать), образ себя, самооценка (мы обязаны быть на уровне, который сами для себя наметили). Другими словами, мы выполняем предназначение свыше, которое создали себе сами.

Общепринято под самооценкой понимать оценку самого себя любимого, своих недостатков и достоинств, своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и своего бессилия.

Понятно, что оценка таких составляющих нашей личности как воля, решительность, энергичность, харизма, порядочность, честность, нравственность, совесть, долг и т.д. — вещи постоянные, общечеловеческие. Сила воли – она и в Африке — сила воли. Но вот морально – этическое их применение трактуется по-разному.

У некоторых народов мужчину оценивают по тому, каков он добытчик. Моральный аспект способа добычи в расчет не принимается. К примеру, если мужик притащил домой мешок с деньгами, его семью и родственников совершенно не волнует, где он взял его. Главное - притаранил. Это - менталитет, и, понятно, что он cформирует активную жизненную позицию и моральные нормы. Как следствие, искаженная мораль порождает искаженную самооценку.

Примеров в нашей стране - море. Для цивилизованных народов - это не совсем приемлемо.

Критерии оценки морали (принятых в социуме представлениях о том, что есть хорошо и что такое плохо) и этики (представлениях о нравственности и морали) различны не только для этнических групп, но и для социальных слоев.

Например, некоего мужчину:

  • на производстве считают великолепным работником;
  • друзья считают его хорошим другом;
  • жена считает его никудышным мужем;
  • его дети хотели бы, чтобы их отец был другим;

Какой же он на самом деле, этот мужик с парциальной самооценкой?

Критериями моральной самооценки человека у нас в стране на данный момент являются моральные постулаты, которые ему в голову заложили родители и появившиеся в результате воспитания (семья, школа, среда, телевизор). Они, конечно, могут меняться, но происходит это, как правило, болезненно, их корректирование всегда вызывает сопротивление.

Одним из глобальных значений религии является то, что она предоставила человечеству универсальный критерий самооценки, где чётко расписано, как поступать – грешно, а как - угодно Богу.

Ребята – коммунисты поломали это, но понимая, что для формирования человека определённого, нужного им, типа, необходимо заложить ему в голову подходящие критерии для самооценки, поэтому они создали так называемый «Моральный кодекс строителя коммунизма», который вяло просуществовал 70 лет и благополучно отошел в историю.

На сегодняшний день, на мой взгляд, у нас в стране не существует внятной доктрины формирования нужного обществу типа человека. Наверное, это происходит потому, что покуда непонятно, куда мы идём.

Проблема воспитания переложена на семью, интернет и телевизор. От последнего - волосы встают дыбом: ложь, насилие и «Дом-2».

Интересная деталь: создательница «Дом-2» нынче баллотируется в президенты. Представляете, что если вдруг её выберут!

Прямо, Папуа - Новая Гвинея какая-то (там, кстати, все еще практикуют каннибализм)! Или бордель.

Моя бабушка, царство ей небесное, было по-своему очень мудрой женщиной. Когда ей излагали нечто путанное, она обычно говорила:

Ну-ка, милок, давай от печки, и попроще.

Итак. Если нас попросят охарактеризовать какого-либо человека, мы обязательно придём его значимость (важность, значительность). Уровень оценки значимости человека зависит от многих факторов, а именно:

В какой социальной среде он находится;

С каких позиций мы его оцениваем;

Причина, для которой делается это оценка;

Оценка человека с различных позиций, — различна, по причине различия оценочных критериев. Абсолютно то — же самое при самооценке: одно и то же свойства или качество можно трактовать полярно. Вопрос в использовании критериев.

Я - прагматик. Я убеждён, что всё, что делает человек, он делает для удовлетворения своих потребностей.

Могу сказать железно, что тщательно исследовав себя, вы уясните тот факт, что всё, что вы делаете, вы делаете только для себя. Подлость, стяжательство, порочность, или, напротив, яркие примеры служения обществу, объясняются только жизненным кредо человека, обусловленным воспитанием и набором критериев оценки.

Если покопаться в бездонной истории человечества, найти можно всё, что угодно.

И в заключение, если вы хотите повысить самооценку, предлагаю вам следующие приёмы:

Используйте формулы самовнушения.

Они очень эффективны, если использовать этот метод регулярно. Необходимо, однако, следить за адекватностью формул самовнушения: если, к примеру, ваша самооценка ну очень занижена, то формула самовнушения «Я добьюсь колоссального успеха !» только навредит, поскольку будет противоречить вашим внутренним убеждениям. В этом случае лучше пользоваться формулой: «Я очень активно развиваюсь и результаты уже ясно видны ».

Развивайте свои сильные стороны.

Самооценка это производное ваших реальных успехов. Определитесь, в каких областях вы являетесь экспертом и погрузитесь туда. Там – вы авторитет. Там вас уважают, и, следовательно, вы уважаете себя.

Если, к примеру, вы впадаете в ступор при знакомстве с девушкой, и на футбольном поле вы - никакой; но вы - сильный программист, вас так и будут воспринимать: хиляк, с девчонкой познакомиться для него проблема, но программист - от бога. Именно здесь ваша ниша. Здесь вас будут уважать окружающие, здесь вы будете уважать себя, здесь вы добьетесь всего, на что хватит ваших талантов.

Перестаньте себя критиковать.

От самокритики самооценка только падает.

Возьмите себе за правило: неудача - не повод для самокритики или сострадания к себе нелюбимому, а руководство к действию. Просто скажите себе: «Здесь я действительно ослаб. Мне нужно научиться этому». И действуйте, действуйте.