Социальный педагог
Сегодня во многих школах, больницах, реабилитационных центрах, детских домах, социальных службах, интернатах работают социальные педагоги. В их обязанности входит работа с проблемными и трудными детьми, с детьми из неблагополучных семей, с инвалидами, с пережившими психологическую травму. В школе социальный педагог следит за учебой подопечных, проводит с ними воспитательную работу, помогает освоиться в обществе, понять его законы, принять их и соблюдать.
История появления профессии Социальный педагогКак возникла профессия? Как развивалась профессия?
Профессия социального педагога сравнительно молода. Но по своей сути она не является новой. Социальная помощь подразумевает взаимопомощь и сострадание, а это на Руси всегда было неотъемлемой чертой личности. Издавна существовали благотворительные организации, вкладывающие финансы в строительство приютов для сирот и бездомных детей. Многие сострадательные люди помогали этому делу своими капиталами.
Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии
Работа, которую ведет социальный педагог, очень важна для общества: он старается помочь детям найти свой путь в жизни, стать полноценными гражданами. Не получая от родителей должного воспитания, многие проблемные дети находят поддержку в лице социального педагога, который должен выявить потребности и проблемы ребенка, особенности его личности, проанализировать отклонения в поведении. На основе этих данных он оказывает социальную помощь, помогает детям реализовать их права, усвоить обязанности, предупредить противоправное и антиобщественное их поведение.
Особенности профессии Социальный педагогУникальность и перспективность профессии
Очень часто обычная работа с ребенком оказывается невозможной и неэффективной. В таких случаях в дело вступает социальный педагог. В его обязанности входит проведение индивидуальной воспитательной работы, посещение семей, разъяснительная работа с родителями, контроль посещения детьми учебных занятий, успеваемости, помощь в выборе кружков. Тесно сотрудничая с органами социальной защиты, милицией, опекунским советом, социальный педагог при необходимости ищет помощи в этих организациях. Он всегда защищает интересы детей: в различных комиссиях, государственных учреждениях, административных органах.
"Подводные камни" профессии Социальный педагогВсе за и против профессии. Сложности и особенности.
Социальный педагог отдает много своих душевных сил своей работе. Ему приходится сталкиваться с черствостью, невоспитанностью и равнодушием. Нелегко бывает достучаться и до своих подопечных, ведь они часто бывают озлоблены, не верят никому. Но если социальному педагогу удастся оказать конкретную помощь ребенку, это дает большое чувство удовлетворения.
Где и как получить профессию Социальный педагогГде обучают профессии?
Специальность социального педагога можно получить в любом педагогическом институте, где изучают не только педагогику, но и социологию. Но последующее постоянное самообразование для данного специалиста - обязательно, ведь он должен знать нормативные акты, законодательство, социальное и экономическое положение региона.
Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. это деятельность классных руководителей и завучей по воспитательной работе, на которых возлагались и задачи социальной работы и социальной педагогики. Но изменились условия жизни в стране, отношение к учителю и в новых условиях решать социальные проблемы стало необходимо на качественно новом уровне – профессионально. Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (социолог и психолог) и прикладной работы (соц. работник и соц. педагог). Возникла необходимость в специальной социальной службе школы. Что в идеале должна представлять собой такая служба? Общее руководство деятельностью соц. службы школы осуществляет директор через своих заместителей по соц. защите и охране детства и учебно-воспитательной работе. Он определяет общую стратегию деятельности всей соц. службы, контролирует и направляет ход ее реализации. Зам. Директора по соц. защите и охране детства руководит соц. – пед. деятельностью воспитателей групп продленного дня, кл. руководителей, кл. воспитателей и соц. педагогом, психологом, социологом, соц. работником. Должностей социолога и соц. работника в школе пока нет, поэтому функции социолога выполняет психолог, а обязанности соц. работника – соц. педагог (разница в словах – соц. работник и соц. педагог).
Соц. работник – это человек, призванный непосредственно выполнять функции соц. защиты прав ученика, решение его соц. проблем, а при необходимости и соц. защиты учителя.
Главная функция психолога школы - изучение и диагностика различных школьных проблем.
Соц. педагога с учетом диагностики, проделанной психологом, должен определить возможности реализации знания объекта (ученика, группы, учителя),разработать методические рекомендации для реализации полученных знаний,пед. грамотно строить свою работу с отдельным учеником, родителями, учителями, семьями и.т.д. Например, все три работника имеют дело с семьей. Но соц. работник имеет дело с семьей школьника, нуждающегося в соц. защите, а психолог и соц. педагог работают с родителями, имеющими проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком. Только психолог диагностирует отклонения в отношениях, а соц. педагог разрабатывает конкретную программу действий по преодолению данного недостатка. Объекты работы более схожи у психолога и соц. педагога, но основные направления работы различны. Например, объект работы – классный коллектив. У психолога направление работы будет – выявление психологических отклонений в личности школьника, а у соц. педагога – организация досуговой деятельности.
Итак, чем же занимается соц. педагог в школе? (Чаще всего ему отводят роль воспитателя, который занимается культурно-досуговой деятельностью со школьникам во внеурочное время, раньше такой работой занимался пионервожатый). Социальный педагог имеет три основные направления деятельности:
С учителями
С учениками
С родителями.
Он может помочь учителю:
Разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию;
Оказать помощь в разработке методики взаимоотношений с отдельными родителями;
В разрешении конфликтов: учитель – ученик; учитель – класс; учитель- родитель и т.д.;
В организации и проведении школьных праздников, вечеров, КВН;
В подготовке и проведении классных досуговых мероприятий;
Взаимодействие с различными досуговыми культурными центрами города;
В организации кружков художественной самодеятельности;
В организации досуга учителей;
В организации профориентационной работы.
В организации взаимодействия с местными органами, центрами соц. обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними;
В организации взаимодействия с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными, туристическими учреждениями по организации соц. пед. работы со школьниками.
Он может помочь ученику:
В преодолении конфликтных ситуаций в классе, с родителями, с учителями;
В работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;
Облегчить период адаптации в различные периоды его жизни в школе;
В выборе различных форм досуговой активности;
В выборе будущей специальности;
В приобщении к здоровому образу жизни.
Работа с родителями заключается в основном в консультировании, совете, методической помощи:
В налаживании взаимоотношений с ребенком;
В урегулировании конфликтов с учителями
Оказание всех видов социальной помощи семье.
В целом, социальный педагог, объединяясь с другими специалистами социальной сферы, становится организатором внеучебного времени школьников, координирует работу пед. коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона.
Также, соц. педагог работает с детьми в микрорайоне. Он составляет единый план воспитательной работы в микрорайоне и школе, который объединяет школу и все соц. службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. (внешкольные детские учреждения – дворовые клубы, дома творчества, воспитатели групп продленного дня, кл. руководители).
Эксперимент по созданию соц – пед комплексов в России начат еще в 70 – е годы. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества.
Например, в Свердловске территорию района города, который участвовал в эксперименте, разделили на микрорайоны, в которые входили 2-3 школы. Комплексом руководил Совет, который координировал работу всех предприятий, учебных заведений, организаций, вовлеченных в воспитание детей. Производственные коллективы вели трудовое и экономическое воспитание школьников, профориентационную работу. Члены депутаткой комиссии райсовета помогали в решении организационных вопросов. Идейно-политическим, нравственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские организации предприятий. Учреждения культуры (Дворцы культуры, кинотеатры, клубы, библиотеки) вели воспитательную работу совместно со школой. Преподаватели и студенты вузов занимались созданием и подготовкой пед. отрядов. Сотрудники больниц и поликлиник оказывали мед помощь, занимались мед просвещением, пропагандой здорового образа жизни. Военкомат привлек к работе в комплексе офицеров запаса, демобилизованных солдат, которые готовили подростков к службе в армии, проводили военно-спортивные игры – «Зарницу», «Орленок». Жилищно-коммунальные управления участвовали в создании материальной базы воспитательной работы с детьми по месту жительства, в клубах, детских и спортивных площадка. Были привлечены работники ГАИ, пожарной части, отдел по работе с несовершеннолетним правонарушителями. Работа комплекса давала хорошие результаты.
По-другому направлению пошли педагоги 59 школы г. Ярославля. В школе 50 –60 классов – 1600-188 детей. В школе работает 8 заместителей директора, 25 соц. педагогов, 17 педагогов доп. Образования, 3 психолога, 3 педагога- организатора. Цель – превратить школу в воспитательный центр. Соц. служба комплекса состоит из нескольких подразделений:
Территориальная соц. служба, которую осуществляют «уличные социальные педагоги»;
Внутришкольная служба социальной заботы о детях (кл. руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы);
Психологическая служба (психологи, логопеды);
Мед. служба (врач, медсестры).
На современном рынке труда профессия педагог пользуется достаточно высоким спросом. Сегодня университеты выпускают большое количество специалистов, не смотря на это, грамотные профессионалы востребованы во многих областях.
В педагогике сформировалось множество систем и направлений работы с детьми. Она включает следующие специальности: учитель, воспитатель, преподаватель, психолог. Все они направлены на обучение детей, формирование знаний в определенной области. Работа с юными подопечными так же предполагает воспитание.
Описание профессии педагог
Профессия педагог требует очень большого терпения. Без лояльности к детям завоевать их доверие крайне сложно. Важно учитывать возрастные особенности, находить индивидуальный подход к каждому ребенку. В обязанности специалиста так же входит обучение правильному поведению в социуме.
Нельзя забывать, что от методов подачи материала зависит интерес ребенка к восприятию информации. Вспомните себя в школе, когда нудный учитель мог напрочь развеять интерес даже к самым интересным дисциплинам.
Основная задача педагога - разработка и внедрение методов образовательного процесса. Для этого важно знать особенности характера каждого ребенка и учитывать их при построении взаимоотношений. Так же специалист наблюдает, как дети ведут себя по отношению друг к другу, их социализацией. Важно вовремя выявлять отклонения и работать над их устранением.
В зависимости от специализации педагога, в его обязанности входит:
- образовательный процесс (подготовка к занятиям, их проведение);
- постановка домашних заданий для самостоятельного обучения;
- оценка качества усвоенного материала;
- проведение контрольных работ и экзаменов;
- психологическая работа с детьми и их родителями.
Педагог - это не машина, которая выдает информацию и следит за успеваемостью. В первую очередь, специалист должен любить детей, уметь находить к ним подход.
Профессия предполагает предполагает отличную память, организационные навыки, грамотно поставленную речь, умение интересно доносить информацию. Нужно понимать, что педагогика - это призвание. Заниматься профессиональной деятельностью придется не только в рабочее время.
Не пропустите:
Плюсы и минусы профессии педагог
Преимущества:
- высокая социальная значимость профессии педагога;
- хорошая оплата труда в частных заведениях;
- востребованность в грамотных кадрах;
- возможность дополнительного заработка за счет частного преподавания (репетиторство).
Недостатки:
- низкая зарплата в государственных учреждениях;
- ответственность за успеваемостью детей. Нередко жалобы родителей незаслуженно «сыпятся» на учителя.
Для профессиональной деятельности необходимо получить диплом о высшем образовании. Выучиться на педагога можно в следующих ВУЗах:
- Московский государственный университет;
- Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
- Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина;
- Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова.
10.09.2012 г.
Есть разные люди: есть слишком простые
И есть слишком сложные на Земле,
Есть инвалиды, есть очень больные,
Есть те, у которых не сладко в семье.
И им подарить и тепло, и заботу
Не каждый захочет, не каждый поймет.
А соцпедагог, выполняя работу,
На помощь в любую минуту придет.
Но это не все, это самая малость,
Он совершает огромнейший труд:
Он смотрит за тем, чтоб семья не распалась, –
Семья, где, наверное, счастья не ждут.
Он защищает права молодежи,
Приходит ко всем, кому так нужен друг.
Он выслушает, он обнадежит
И сердце избавит от внутренних мук.
Да, человек этот мудр по природе:
Ведь к каждой проблеме отдельный подход.
На просьбу ответит, на помощь приходит
И каждому нужное слово найдет...
Все о профессии "Социальный педагог"
01.09.2012 г.
Краткое описание : Социальный педагог – это человек, работающий в школах, больницах, реабилитационных центрах, детских домах, интернатах, в социальных службах. Его обязанность – работа с трудными, проблемными детьми из неблагополучных семей, с инвалидами, с отстающими в учебе, с теми, кто пережил душевную травму. Социальный педагог контролирует процесс учебы, проводит воспитательную и разъяснительную работу, помогает освоиться в коллективе, понять и принять законы цивилизованного общества. Он формирует общую культуру личности и направляет процесс адаптации в нужное русло.
История профессии : Эта профессия появилась совсем недавно, однако, по сути, новой она не является. На Руси социальная помощь была, практически, всегда, ведь сострадание и взаимопомощь – неотъемлемая черта славянского народа. Благотворительные организации и сострадательные люди финансировали и строили приюты для бездомных детей и сирот, нанимали педагогов для воспитания подрастающего поколения. Социальный педагог имеет много общего с профессией социальный работник.
Социальная значимость профессии в обществе : Работа социального педагога важна для общества, т.к. он помогает детям найти свое место в жизни, стать полно-ценным гражданином. Многие проблемные, безнадзорные дети не получают от родителей необходимого воспитания. Социальный педагог призван восполнить этот пробел и предупредить антиобщественное и противоправное поведение ребенка. Он выявляет проблемы, потребности подопечных, особенности личности и характера, отклонения в поведении, и на основе этого осуществляет социальную помощь, помогая ребенку в реализации его прав, усвоении его обязанностей.
Массовость и уникальность профессии : Социальный педагог работает с детьми в тех случаях, когда обычный подход к ним неэффективен. Он проводит индивидуальную воспитательную работу, посещает семьи, ведет разъяснительную работу с родителями, контролирует явку детей на занятия, помогает в выборе кружков, увлечений. Социальный педагог тесно сотрудничает с органами социальной защиты, опекунским советом, милицией и, в случае необходимости, обращается к ним за помощью. Социальный педагог всегда и везде представляет и защищает интересы ребенка в государственных учреждениях, комиссиях, административных органах.
Риски профессии: Работу социального педагога легкой не назовешь, ведь она требует много душевных сил. Он часто сталкивается с равнодушием и невоспитанностью неблагополучных родителей, с черствым отношением окружающих к проблемам детей. К тому же, достучаться в души своих подопечных бывает очень нелегко – трудные дети часто бывают озлобленными, никому не верят. Зато сколько позитивных чувств получает социальный педагог, когда ему удается реально помочь ребенку стать на путь исправления и вырасти полноценным членом общества.
_________________________________________________________________
Материал подготовлен ассистентом кафедры педагогики Н.Н. Зенько
Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.)(3).
В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.
Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности.
В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут быть:
социально-педагогические службы образовательных учреждений в (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных коррекционных образовательных учреждениях, лицеях, гимназиях, школах - интернатов, детских домах, средних специальных учебных заведений, вузов);
социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);
службы муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).
Профессия социального педагога имеет ряд специализаций. Специализация может определяться, типом и видом учреждения в котором осуществляет свою деятельность социальный педагог, потребностями конкретного социума (города, района, села).
По профилю деятельности социального педагога различают следующие специализации:
социальный педагог по работе с семьей;
социальный педагог - руководитель детских объединений и организаций;
социальный педагог - организатор культурно-досуговой деятельности и др.
В настоящее время различают только одну специализацию «социальный педагог по работе с семьей».
По другим данным основанием для определения специализации может служить определенная категория людей, на работу, с которой сориентирован социальный педагог. В соответствии с этим существуют следующие специализации:
социальный педагог по работе с подростками-девиантами;
социальный педагог по работе с инвалидами;
социальный педагог по работе с сиротами;
социальный педагог по работе с беженцами;
социальный педагог - геронтолог и др.
В реальной практике социальный педагог не работает ни с беженцами, ни с безработными и с пожилыми людьми. Этими категориями занимается специалист по социальной работе.
Специализация может быть связана также с местом работы. В зависимости от этого определяют специализации: школьный социальный педагог; социальный педагог учреждения дополнительного образования; социальный педагог в детском доме и т. д. Данный подход наиболее характерен для современной ситуации.
Рассматривая деятельность социального педагога, в первую очередь, стоит обратить внимание на то, что в настоящее время происходит существенное недопонимание отличия функционала социального педагога от специалиста по социальной работе и социального работника.
Социальный работник (специалист по социальной работе) – специалист, выполняющий социальную работу как профессионал, (…) применяющий свои знаний и умения для социального обслуживания инвалидов, семей, групп, общин, организаций и социума в целом .
Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения процесса социализации.
Области деятельности социального педагога и социального работника пересекаются, так как помощь обоих специалистов направлена на человека, как члена общества. Но, важно обратить внимание, что на первое место в работе социального педагога выходит психолого-педагогический компонент деятельности, а основным методом решения проблем взаимодействия и взаимоотношений в системе «социиум-человек» является социальное воспитание .
Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания ребенка и создания условий для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения процесса социализации. В идеале социальный педагог способствует формированию гуманных отношения в микросоциуме (семья, воспитательная организация, трудовой коллектив). Цель его деятельности - организация микросоциума для наиболее оптимального прохождения ребенком процесса позитивной социализации. Но в своей непосредственной деятельности социальному педагогу часто приходится совмещать как функционал собственно социального педагога, так и специалиста по социальной работе, которого нет в штате учреждений, подчиняющихся Министерству образования и науки РФ.
Литература:
Бочарова В. Г. Социальный работник// Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т./ под. Ред. С.Я.Батышева. –М., 1999
Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики. –М., 2002
Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. –М., 1999
Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учеб. пособие для студентов социал. фак. и вузов / Моск. гос. социал. ун-т и др. - М., 2000