Изучение иностранных языков имеет огромное значение для интеллекта человека. Иностранный язык – это не только дополнительное средство коммуникации. Изучение нового языка стимулирует развитие памяти, расширяет кругозор и улучшает показатель IQ. Даже во времена царской России дети на ряду со взрослыми изучали мертвые языки – латынь и древнегреческий не для того, чтобы использовать эти языки в быту, а чтобы дать интеллекту мощный стимул для развития.
Немецкий – первый второй иностранный
Сегодня в России принят ряд законопроектов, позволяющих школам вводить в программу обучения с 5го класса второй иностранный язык. По мнению Министерства Образования, такой шаг даст возможность детям получать более эффективное обучение еще в школе.Каким будет второй иностранный в российских школах?
Еще в 2015 году правительством России была рекомендована реформа в сфере школьного образования. Было предложено поэтапно вводить изучение второго иностранного языка, начиная с 5 класса. И у немецкого есть отличные шансы стать вторым иностранным языком для миллионов школьников. Ведь знание языка стран-партнеров существенно увеличивает шансы на рынке труда. Планируется, что к 2020 году школы полностью перейдут на обязательное изучение второго иностранного языка, однако это очень беспокоит родителей. Безусловно, и без того большие нагрузки снова увеличатся, но ряд преимуществ, которые дает изучение второго иностранного перевешивают на чаше весов «за» и «против». Такая реформа является бесспорным плюсом как для учеников, так и для преподавателей. К сожалению, в нашей стране ученик не может выбрать направление обучения, задав таким образом направление для своей будущей профессии, как, например, в Германии, где ребенок уже с 5 класса отправляется в школу, которая ближе к его будущей профессионально деятельности.Что дает второй язык
Предлагая ученикам изучать любой иностранный язык, школы обычно поддерживают взаимоотношения по обмену с соответствующими странами, устраивая международные конференции, семинары по обмену опытом. Польза для страны очевидна, а для ученика, в свою очередь, открывается ряд возможностей и перспектив по обустройству своей дальнейшей жизни и карьеры. И поскольку позволит не только освоить новое средство коммуникации, а также и познакомит с культурой, традициями и расширит кругозор, то даже если в дальнейшим знание языка не пригодиться, эта информация будет очень полезна для общего развития. На сегодняшний день важность знания немецкого языка не вызывает никаких вопросов. Это один из лидирующих языков в международном бизнесе и политике, культуре и в сфере развлечений.Второй язык: легче или сложнее
При изучении первого иностранного языка трудности возникают всегда. А вот при изучении второго иностранного некоторые проблемы можно избежать, поэтому многим кажется, что второй язык учить гораздо проще. Единственное правило, которым следует руководствоваться при изучении второго иностранного – это не начинать изучение двух новых языков параллельно, как это практикуют некоторые элитные гимназии. Для того, чтобы было проще адаптироваться к новому языку, предыдущий иностранный должен быть уже изучен на каком-либо уровне и закреплен в сознании. Самая популярная схема на сегодня – изучение одного языка, и затем изучение второго иностранного из той же языковой группы с опорой на первый выученный. Такая схема идеально подходит как для взрослых, так и для детей.Эффективное изучение второго иностранного
Для того, чтобы один язык не накладывался на второй, а грамматические конструкции из немецкого не кочевали, например, в английский, необходимо построить свои занятия правильно. В борьбе за скоростью обычно теряется качество, но это именно тот случай, когда качество стоит превыше всего. Для того, чтобы изучение немецкого языка в качестве второго иностранного было эффективным, необходимо запомнить несколько простых постулатов.Использование контрастивных учебников дает возможность тренировать первый язык параллельно изучению второго. Будут ли там пояснений к упражнениям на английском, если вы учите второй немецкий, или просто сравнения двух языков – не важно. Важно, чтобы в авторском составе был хотя бы один носитель языка. А также очень важным нюансом, на который не все обращают внимание, является то, что учебник должен быть ориентирован не на туристическую составляющую, как это часто бывает, а на познание культуры и специфики менталитета народа. Хороший учебник обязательно должен быть издан в России, поскольку учебники немецкого издательства могут быть бедны в фонетическом плане. Ведь у русскоговорящих, как правило, возникают одни и те же проблемы с изучением немецкого. Поэтому немецкие учебники российского издательства призваны освещать такие проблемы наиболее полно.
Интересные уроки – то, что может мотивировать к изучению. Те, кто не видят для себя никакой пользы от изучения языка, с удовольствием посещают уроки если они интересны и познавательны. Но эта забота больше относится к преподавателям. Так должны быть поощрения языка во время школьных мероприятий, концертных выступлений, а уроки по книгам должны быть дополнены журналами и интерактивными играми. Кроме того, упор на немецкий именно в школе даст возможность школьнику если не изучить, то хотя бы познакомиться со вторым иностранным языком как можно раньше. Многие родители оберегают своих детей от чрезмерной нагрузки, однако мы способны недооценивать способности детского мозга. Доказано, что самый большой показатель усвоения знаний приходится на первые 10-15 лет жизни. Поэтому, чем раньше приступить к изучению немецкого, тем лучше.
Актуальные проблемы германистики и русскоязычного населения имеют огромное значение. Сегодня очень большое внимание уделяется иностранным языкам, ведь любой из нас хочет начать создавать для себя хорошее будущее как можно раньше. Время изучать языки и стать полиглотом настало!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 61ИМЕНИ М.И.НЕДЕЛИНА
Г.ЛИПЕЦКА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
5 класс: 1-й год обучения (ФГОС)
(УМК «Горизонты» М.М. Аверин, Ф. Джин, Л. Рорман, М. Збранкова)
(2017-2018 гг.)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____
от ______________ 2017 г.
Рабочая программа учебного курса «Второй иностранный язык (немецкий)» разработана для 5 классов (1-й год обучения) основной общеобразовательной школы с предоставлением платных услуг. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основании примерной программы основного общего образования по второму иностранному языку.
Изучение курса ориентировано на использование учебников УМК «Горизонты» М.М. Аверина, Ф. Джина, Л. Рормана, М. Збранковой.
Изучение иностранного языка в целом и немецкого в частности в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
2) развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
3) содействие осознанному выбору будущей профессиональной деятельности в области филологии;
4) содействие расширению кругозора и развитию толерантности;
5) содействие развитию лингвистических компетенций, осознанному применению языковых знаний, умений и навыков.
Уровень обучения – базовый.
Планируемые результаты освоения курса «Второй иностранный язык (немецкий)»
Предметные:
Развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
Овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
Приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
Развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
В результате изучения курса немецкого языка как второго иностранного в 5 классе:
Обучающийся научится:
Раздел «Коммуникативные умения»
Говорение. Диалогическая речь
вести диалог (диалог этикетного характера, диалог – расспрос) в стандартных ситуациях неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Обучающийся
вести диалог-обмен мнениями;
брать и давать интервью.
Говорение. Монологическая речь
Обучающийся научится:
строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в рамках освоенной тематики;
описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);
давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
передавать основное содержание прочитанного текста с опорой на текст, ключевые слова/ план/ вопросы;
описывать картинку/ фото с опорой на ключевые слова/ план/ вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;
кратко высказываться с предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;
кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы, расписание и т.п.)
кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Обучающийся научится:
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных языковых явлений;
воспринимать на слух и понимать нужную/интересующую/ запрашиваемую информацию в аутентичных текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое количество неизученных языковых явлений.
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;
использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий, изложенных в несложном аутентичном тексте;
восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Обучающийся научится:
заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения (имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т.д.);
писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка, выражать пожелания.
писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу;
писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец/ план.
Обучающийся получит возможность научиться:
делать краткие выписки из текста с целью их использования в собственных устных высказываниях;
писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на электронное письмо-стимул
составлять план/ тезисы устного или письменного сообщения;
писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный текст (таблицы, диаграммы и т.п.).
Раздел «Языковые навыки и средства оперирования ими»
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
правильно писать изученные слова;
правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце вопросительного предложения, восклицательный знак в конце восклицательного предложения;
расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Обучающийся научится:
соблюдать правильное ударение в изученных словах;
различать коммуникативные типы предложений по их интонации.
Обучающийся получит возможность научиться:
выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации.
Лексическая сторона речи
Обучающийся научится:
узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные в пределах тематики основной школы;
употреблять в устной и письменной речи в их основном изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
распознавать и образовывать родственные слова с использованием аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей:
глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими словами в функции приставок типа: fern sehen;
имена существительные при помощи суффиксов -ung (die Ordnung), -heit (die Freiheit), -keit (die Sauberkeit), -schaft (die Freundschaft), -or (der Proffessor), -um (das Datum), -ik (die Musik);
именасуществительные и прилагательные с префиксом un- (das Unglück, unglücklich);
имена прилагательные при помощи аффиксов -ig (richtig), -lich (fröhlich), -isch (typisch), -los (fehlerlos);
имена числительные при помощи суффиксов -zig, -βig.
Обучающийся получит возможность научиться:
распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;
использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования (догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с русским/ родным языком, по словообразовательным элементам.
Грамматическая сторона речи
Обучающийся научится:
распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные;
распознавать и употреблять в речи нераспространенные и распространенные предложения;
распознавать и употреблять в речи безличные предложения;
распознавать и употреблять в речи имена существительные в единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и исключения;
распознавать и употреблять в речи существительные с определенным/ неопределенным/ нулевым артиклем;
распознавать и употреблять в речи местоимения: личные, притяжательные;
распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в положительной степени;
распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия и слова, выражающие количество viele, einige, wenige ;
распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые числительные;
распознавать и употреблять в речи слабые и сильные глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens;
распознавать и употреблять в речи модальные глаголы в Präsens;
распознавать и употреблять в речи предлоги.
Обучающийся получит возможность научиться:
распознавать в речи словосочетания «Прилагательное +существительное» разных видов склонения (ein kleines Kind, das kleine Kind, kleines Kind).
Социокультурные знания и умения
Обучающийся научится:
употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка;
представлять родную страну и культуру на немецком языке;
понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
находить сходство и различие в традициях родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Обучающийся научится:
выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать переспрос при говорении.
Обучающийся получит возможность научиться:
использовать перифраз, синонимические и антонимические средства при говорении;
пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и чтении.
Освоение предмета «Иностранный язык (второй)» в основной школе предполагает применение коммуникативного подхода в обучении иностранному языку.
Учебный предмет «Иностранный язык (второй)» обеспечивает формирование и развитие иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков, которые необходимы обучающимся для продолжения образования в школе или в системе среднего профессионального образования.
Освоение учебного предмета «Иностранный язык (второй)» направлено на достижение обучающимися допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции, позволяющем общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в пределах тематики и языкового материала основной школы как с носителями иностранного языка, так и с представителями других стран, которые используют иностранный язык как средство межличностного и межкультурного общения.
Изучение предмета «Иностранный язык (второй)» в части формирования навыков и развития умений обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт основано на межпредметных связях с предметами «Русский язык», «Литература», «История», «География», «Физика», «Музыка», «Изобразительное искусство» и др.
Предметное содержание речи
Моя семья. Взаимоотношения в семье. Конфликтные ситуации и способы их решения.
Мои друзья. Лучший друг/подруга. Внешность и черты характера. Межличностные взаимоотношения с друзьями и в школе.
Свободное время. Досуг и увлечения (музыка, чтение; посещение театра, кинотеатра, музея, выставки). Виды отдыха. Поход по магазинам. Карманные деньги. Молодежная мода.
Здоровый образ жизни. Режим труда и отдыха, занятия спортом, здоровое питание, отказ от вредных привычек.
Спорт. Виды спорта. Спортивные игры. Спортивные соревнования.
Школа. Школьная жизнь. Правила поведения в школе. Изучаемые предметы и отношения к ним. Внеклассные мероприятия. Кружки. Школьная форма. Каникулы. Переписка с зарубежными сверстниками.
Выбор профессии. Мир профессий. Проблема выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Путешествия. Путешествия по России и странам изучаемого языка. Транспорт.
Окружающий мир
Природа: растения и животные. Погода. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Жизнь в городе/ в сельской местности
Средства массовой информации
Роль средств массовой информации в жизни общества. Средства массовой информации: пресса, телевидение, радио, Интернет.
Страны изучаемого языка и родная страна
Страны, столицы, крупные города. Государственные символы. Географическое положение. Климат. Население. Достопримечательности. Культурные особенности: национальные праздники, памятные даты, исторические события, традиции и обычаи. Выдающиеся люди и их вклад в науку и мировую культуру.
1-й год обучения
1. Знакомство/Kennenlernen (12 ч)
Обучающийся научится: приветствовать людей; представляться и говорить, где живут; заполнять анкету; произносить имя по буквам; говорить, что они любят, называть место жительства.
Грамматика: личные местоимения: ich, du, Sie ; глаголы: heißen, wohnen, mögen, sein; вопросы с вопросительным словом (wie, was, wo, woher) и ответы на них; порядок слов; интонация простого предложения.
Ведут этикетный диалог в ситуации бытового общения (приветствуют, прощаются, узнают, как дела, знакомятся, расспрашивают о возрасте); воспроизводят графически и каллиграфически корректно все буквы немецкого алфавита и основные буквосочетания; различают на слух и адекватно произносят все звуки немецкого языка; соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом; употребляют глаголы heißen, wohnen, mögen, sein в утвердительных и вопросительных предложениях в первом, втором лице и вежливой форме; заполняют анкету; читают и пишут по образцу сообщения в чате; знакомятся с достопримечательностями и формулами приветствия немецкоязычных стран.
2. Мой класс/Meine Klasse (9 ч)
Обучающийся научится: называть числа от 0 до 1000; диктовать телефонные номера; говорить о людях и предметах; говорить, что они любят, а что нет.
личные местоимения: er/sie, wir, ihr; г лаголы: kommen, heißen, mögen , sein; о пределённый и неопределённый артикли: der, das, die, ein, eine; притяжательные местоимения: mein, dein; предлоги: in, auf; числа; школьные принадлежности; названия некоторых школьных предметов; ударение в предложении; интонация; вопросительного предложения; словарное ударение.
Чтение, говорение, аудирование, письмо: ведут диалог-расспрос (о том, какие школьные предметы нравятся, какие нет); рассказывают о своём друге/своей подруге; оперируют активной лексикой в процессе общения; воспроизводят наизусть тексты рифмовок; понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудио записи, построенные на изученном языковом материале: краткие диалоги, рифмовки, песни; вербально или невербально реагируют на услышанное; понимают на слух и произносят цифры и группы цифр; называют телефонные номера; произносят имена и фамилии по буквам; выразительно читают вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; пишут небольшой рассказ о себе, своём друге/своей подруге с опорой на образец; соблюдают правильное ударение в словах и фразах, интонацию в целом; употребляют спряжение известных глаголов в утвердительных и вопросительных предложениях, определённые и неопределённые артикли в ед. числе, притяжательные местоимения mein, dein , числительные (количественные от 1 до 1000) .
3. Животные/Tiere (11 ч)
Обучающийся научится: говорить о животных; проводить интервью в классе; понимать текст о животных; описывать животных; называть цвета, называть животных.
Грамматика, лексика, фонетика: спряжение глаголов haben, sein ; вопросы без вопросительного слова; винительный падеж; множественное число существительных; названия животных, цветов, континентов и частей света; словарное ударение, краткие и долгие гласные.
Чтение, говорение, аудирование, письмо: ведут диалог-расспрос (о животных); рассказывают (о своих животных); оперируют активной лексикой в процессе общения; понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи; выразительно читают вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; пишут небольшой рассказ о себе, своих игрушках, о том, что они умеют делать, с опорой на образец; соблюдают правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом; проводят интервью о любимых животных и сообщения на основе собранного материала; употребляют винительный падеж и множественное число существительных, вопросы без вопросительного слова.
Маленькая перемена/Kleine Pause (1 ч). Повторение.
Делают учебные плакаты.
Составляют диалоги, оперируют активной лексикой в процессе общения.
Читают и воспроизводят стихотворение.
Играют в грамматические игры.
4. Мой день в школе/Mein Schultag (9 ч)
Обучающийся научится: называть дни недели и время суток; описывать свой распорядок дня; понимать и составлять тексты о школе.
Грамматика, лексика, фонетика: у казание времени; порядок слов в предложениях с указанием времени; предлоги: um, von ... bis, am ; названия часов, времени суток, дней недели, школьных предметов; краткая и долгая гласная.
Чтение, говорение, аудирование, письмо: рассказывают о себе, включая информацию о школьных уроках, с указанием времени; оперируют активной лексикой в процессе общения; пишут электронное письмо о себе по образцу; читают, понимают и составляют своё расписание уроков с указанием дней недели и времени; понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале, находят запрашиваемую информацию; вербально или невербально реагируют на услышанное; соблюдают правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом; слушают и выразительно читают стихотворение; потребляют предложения с указанием времени, соблюдая правильный порядок слов и временные предлоги; рассказывают о распорядке дня; знакомятся со страноведческой информацией о школе в немецкоязычных странах.
5. Хобби/Hobbys (8 ч)
Обучающийся научится: говорить о хобби; договариваться о встрече; говорить, что они умеют, а что нет; спрашивать разрешения; читать и описывать статистические данные.
Грамматика, лексика, фонетика: глаголы с изменяемой корневой гласной: fahren, lesen, sehen; м одальный глагол können; глаголы с отделяемой приставкой, рамочная конструкция; к раткая и долгая гласная.
Чтение, говорение, аудирование, письмо: ведут диалоги о своём хобби, о том, что умеют и не умеют делать; рассказывают о своём хобби, оперируют активной лексикой в процессе общения; договариваются о встрече; спрашивают разрешения, используя модальные глаголы; понимают на слух речь учителя, высказывания одноклассников; читают предложения с правильным фразовым и логическим ударением; соблюдают правильное ударение в словах и предложениях, интонацию в целом; читают и описывают статистическую информацию; употребляют глаголы с отделяемыми приставками, соблюдая рамочную конструкцию.
6. Моя семья /Meine Familie (7 ч )
Обучающийся научится: описывать картинку; рассказывать о семье; понимать текст о семье; говорить о профессиях.
Грамматика, лексика, фонетика: притяжательные местоимения sein, ihr, unser; профессии мужского и женского рода, слова, обозначающие родство; произношение окончаний -er, -e.
Чтение, говорение, аудирование, письмо: рассказывают о своей семье, используя в том числе и названия профессий; описывают картинки; ведут диалоги о семье, составляют мини-диалоги по образцу; читают и понимают небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале; употребляют притяжательные местоимения; читают предложения с правильным фразовым и логическим ударением; понимают на слух речь учителя, одноклассников и небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале; читают и описывают статистическую информацию; знакомятся со страноведческой информацией о семьях в Германии.
7. Сколько это стоит?/Was kostet das? (12 ч)
Обучающийся научится: называть цену; говорить, что они хотели бы купить; рассказывать о том, что им нравится, а что нет; находить информацию в тексте.
Грамматика, лексика, фонетика: с пряжение глаголов essen, treffen, möchten , порядок слов в предложении: рамочная конструкция; словосочетания, дифтонги ei, au, e.
Чтение, говорение, аудирование, письмо: ведут диалоги на основе изученного языкового материала (называют цену, спрашивают, сколько стоит, говорят, что нравится, что нет, что бы они хотели купить, говорят о деньгах на карманные расходы); знакомятся с немецкой традицией составления списка подарков ко дню рождения и пишут аналогичные списки; обсуждают подарки друзьям ко дню рождения, учитывая их стоимость и пожелания друзей; читают тексты и находят запрашиваемую информацию; читают тексты с полным пониманием, используя словарь.
Большая перемена/Große Pause (1 ч) Повторение.
Грамматический аспект в обучении:
Обучающиеся овладевают грамматическим материалом в единстве с фонетикой и лексикой. Активный грамматический минимум составляют следующие грамматические явления: личные местоимения и притяжательные местоимения; глагол haben в Präsen s, глагол sein в Präsens, слабые глаголы wohnen, basteln, sammeln и др. в Präsens, глаголы с отделяемыми приставками в Präsens, модальный глагол können в Präsens, глагол machen в Präsens ; существительные с определённым артиклем, с неопределённым артиклем, с нулевым артиклем (употребление названий профессий), с отрицательным артиклем, множественное число существительных, существительные в винительном падеже (Akkusativ) ; количественные числительные; предлоги um, von ... bis, am . Словообразование: имена существительные для обозначения профессий мужского и женского рода. Синтаксис: порядок слов в повествовательном предложении, порядок слов в вопросительном предложении (вопросительные слова), формы отрицания в предложении, формы утверждения в предложении. Принципиальным в организации работы со структурами является их функциональное применение. Работа над грамматикой вписывается в контекст коммуникативной деятельности учащихся и подчиняется решению речевых задач.
Тематическое планирование курса «Второй иностранный язык (немецкий)»
5 класс (1-й год обучения)
Количество часов: всего 35 часов, в неделю – 1 час
Учебник: «Горизонты» М.М. Аверина, Ф. Джина, Л. Рормана, М. Збранковой.
№ п/п | Тема (предметное содержание речи) | Раздел учебника | Кол-во часов |
Страны изучаемого языка | Знакомство | ||
Мой класс | |||
Окружающий мир | Животные | ||
Мой день в школе | |||
Свободное время | |||
Моя семья | Моя семья | ||
Свободное время | Сколько это стоит? | ||
Всего |
Календарно-тематическое планирование курса «Второй иностранный язык (немецкий)» 5 класс (1-й год обучения)
№ урока | Тема урока | Дата |
||||
в году | в теме | план. | факт. |
|||
1. Знакомство (6 ч ) | ||||||
Как тебя зовут? | ||||||
Что ты любишь делать? | ||||||
Приветствуем друг друга. | ||||||
Спряжение глаголов. | ||||||
2. Мой класс (4 ч ) | ||||||
Новенькая. | ||||||
Мои друзья | ||||||
Школьные предметы и принадлежности. | ||||||
3. Животные (5 ч ) | ||||||
Животные. | ||||||
Любимое животное. | ||||||
Множественное число. | ||||||
Животные Германии. | ||||||
Животные России | ||||||
4. Мой день в школе(5 ч) | ||||||
Время суток | ||||||
Расписание уроков | ||||||
W- вопросы. Мой день в школе | ||||||
Школьный день в России и Германии | ||||||
5. Хобби (4 ч ) | ||||||
Свободное время | ||||||
Что ты любишь делать? | ||||||
Это я умею. | ||||||
У кого какие хобби? | ||||||
6. Моя семья (5 ч ) | ||||||
Описание семьи | ||||||
Притяжательные местоимения. | ||||||
Семья в Германии | ||||||
Профессии. | ||||||
Семьи России. | ||||||
7. Сколько это стоит?( (6 ч ) | ||||||
Называние цены | ||||||
Пожелания | ||||||
Покупки в киоске | ||||||
Карманные деньги | ||||||
Зарабатывать, но как? | ||||||
Подарки ко дню рождения | ||||||
Итого: 35 ч |
Статья о преподавании иностранного языка(немецкий язык) как второго иностранного. Пути решения некоторых проблем, связанных с обучением учащихся второму иностранному языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Немецкий язык в школе
как второй иностранный.
Изменения в социально-экономической и культурной жизни России отражаются как на языковой политике, так и на языковом образовании в нашей стране. Популярным стало раннее изучение иностранных языков, всё большее распространение получает тенденция овладения несколькими иностранными языками. Первым иностранным языком, в большинстве случаев, является английский язык, на базе которого дети начинают изучение другого европейского языка.
В нашей школе с углублённым изучением английского языка накоплен уже достаточно большой опыт по преподаванию немецкого языка как второго иностранного и первый наш опыт был на основе УМК «Шаги» И.Л.Бим. Но трудности в том, что учебное пособие рассчитано на 3 часа в неделю, а для второго иностранного языка отводилось 2 часа в неделю. Учителю приходилось перерабатывать учебник, перестраивать, что-то убирать и так далее. Но, несмотря на все трудности, выпускники, которые закончили данный курс имели хорошие знания по второму иностранному языку, многие из них поступили в лингвистический институт, где им очень помогло изучение немецкого языка в школе. После выхода серии «Горизонты» специально для второго языка, начиная с 5 класса мы работаем по нему уже 5 лет. Каждый учитель, который преподаёт иностранный язык, замечает разницу в изучении первого и второго иностранного языков. Практика показывает, что трудности овладения вторым иностранным языкам убывают примерно вдвое по сравнению с усилиями, затраченными на изучение первого иностранного языка. Новые задачи, которые стоят перед преподавателем иностранного языка, предполагают изменение в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля.
Преподавание немецкого языка, как второго иностранного, осуществляется на
известных принципах обучения иностранным языкам в современной методике:
- учёта знаний, умений и навыков в первом
иностранном языке, а так же в родном языке; - сознательности;
- интенсификации;
- коммуникативности;
- коллективного речевого
взаимодействия; - параллельного развития всех видов
речевой деятельности.
Среди названных принципов особо важен первый принцип, который выполним при сопоставлении языковых систем, путём введения всевозможных опорных пунктов, облегчающих и ускоряющих процесс запоминания, процесс овладения вторым
иностранным языком.
Этими опорными пунктами являются:
- латинский шрифт;
- лексика, имеющая сходство на уровне произношения, значения, написания,
словообразования: tanzen – to dance/ der Elefant – the elephant/
beginnen – to begin/ die Hausarbeit – the homework; - наличие определённого и неопределённого артиклей и схожесть правил по их употреблению: Das ist ein Mann. Der Mann ist gut./ This is a man. The man is good;
- похожие структуры предложений: Er ist gut / He is good. Sie kann tanzen/She can dance;
- образование временных форм (от трех основных форм глагола и использование вспомогательногог лагола haben = to have в перфекте): kommen – kam – gekommen/ come –came – come, bringen – brachte-gebracht/ bring – brought – brought;
- модальные глаголы: mussen – must /konnen – can;
- повелительное наклонение: Lesen Sie den Text!!/ Read the text!
Все названные пункты могут служить опорой при овладении немецким языком как вторым иностранным, особенно на начальном этапе обучения. Процесс овладения вторым иностранным языком может быть более интенсивен, так как вхождение в этот процесс облегчено за счёт указанных выше принципов. Самое начало обучения второму иностранному языку позволяют сделать более интенсивным ряд факторов:
- владение латинским шрифтом, поэтому период изучения алфавита может быть предельно сокращён и сведён к разъяснению и усвоению различий
звукобуквенных соответствий, графического образа слов; - наличие большого потенциального словарного запаса (слова английского языка, имеющие сходство с немецким языком, прямые заимствования из английского языка, интернационализмы), что обучает обучение чтению и пониманию читаемого.
Ввиду владения учащимися латинским алфавитом, время работы с алфавитом и отработкой правописания немецких букв, сокращено до минимума. При параллельном
обучении устной речи, чтению и письму осуществляется главный подход в современном
языковом образовании: развитие языковой и коммуникативной компетенций. Изучение немецкого языка пойдет быстрее и легче если:
- опираться на сходство с – английским, а также находить опоры в родном языке;
- пользоваться языковой догадкой (о значении слова, грамматической формы), опираясь на контекст, на знакомые части слова;
- замечать различия в языковых явлениях и способах выражения мысли;
- переносить на новый язык умение работать (находить значение слова в словаре, пользоваться перефразом, выполнять различные упражнения и тому подобное).
- считать овладение новым языком средством для приобщения к иной культуре, к культуре народов, говорящих на немецком языке (при непосредственном контакте с носителем языка, при переписке).
Изучение каждого нового иностранного языка - это и множество трудностей, например, при обучении немецкому языку на базе английского языка учащиеся испытывают затруднения:
- в произношении;
- в правилах чтения;
- в интонации;
- некоторые слова в английском и немецком языках выглядят и произносятся похоже, но имеют разные значения, являются, так называемыми, "ложными друзьями переводчика";
- в порядке слов;
- в склонении артиклей;
- в спряжении глаголов;
- в сложных грамматических конструкциях и т.д.
Известно, что грамматика немецкого языка гораздо сложнее грамматики других германских языков.Склонение имен прилагательных доставило классику американской литературы Марку Твену массу хлопот: он попробовал просклонять “мой хороший друг” (“mein guter Freund”) и пришёл к выводу:“В Германии лучше вовсе не иметь друзей, чем столько с ними возиться”.Исходя из вышеизложенного, при изучении немецкого языка как второго иностранного языка необходимо учитывать:
- Степень влияния (как положительного, так и отрицательного) со стороны английского языка.
- При соответствующем уровне сформированности навыков в английском языке вероятность переноса их из этого языка увеличивается, а влияние родного языка ослабевает.
- Влияние родного языка и английского языка по-разному появляется на разных языковых уровнях и в разных видах речевой деятельности.
- При изучении грамматики и при постановке произношения чаще проявляется как положительный, так и отрицательный перенос со стороны английского языка, хотя влияние родного языка также значительно. Взаимодействие языков при этом зависит не только от степени сформированности умений и навыков в английском языке, но и от сложности сопоставляемых явлений.
- С целью усиления положительного влияния со стороны немецкого языка и предотвращения интерференции со стороны родного языка на грамматическом и лексическом уровнях, необходимо направлять внимание учащихся на нахождение совпадений и различий в тех языках.
- При работе над фонетикой, для преодоления интерференции со стороны английского языка необходимы дифференцированные упражнения, сопровождающиеся разъяснением о различиях артикуляции сопоставляющихся звуков.
Если говорить о практической значимости обучения второму языку, то нужно указать на повышение значимости первого языка за счет изучения второго, на шанс использования учащимися имеющиеся у них из области первого языка знания грамматических конструкций, общеучебных умений и навыков, то есть шанс использования лингвистического опыта.
Лингвистический опыт характеризуется синтезом знаний, навыков и умений не только в родном языке, но и в первом иностранном языке. Лингвистический опыт оказывает положительное влияние на усвоение второго языка, несмотря на интерферирующее действие первого иностранного языка, позволяет быстро и осознанно овладевать понятиями и терминами.
Наличие подобного опыта облегчает овладение основными видами речевой деятельности, помогает освоить навыки межкультурной коммуникации. Осваивая виды речевой деятельности во втором языке, ученик непроизвольно расширяет свой лингвистический опыт. Но в этом важная роль отводится учителю, который будет направлять процесс расширения лингвистического опыта. Большое значение при этом имеет выбранный учебник, ведь важно:
Позволяет ли учебник активизировать имеющийся лингвистический опыт школьника;
Стимулирует ли интерес к изучению нового языка и культуры;
Соответствуют ли материалы социальному опыту учащихся;
Разнообразны ли задания и упражнения, возможно ли с их помощью сравнивать языковые культуры, расширять лингвострановедческий опыт учащегося. Главное при этом не ставить перед собой недостижимых целей. Во - первых, мы считаемся с возможностями базисного учебного плана, поэтому объем языкового материала определяем как минимальный. Во-вторых, в силу ограниченности времени содержание направляем на овладение основ речевой деятельности на втором иностранном языке.