» » Роль характера в профессиональном самоопределении. "Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении" конструкт урока с использованием проектной технологии с позиции развития УУД обучающихся (9 класс). Человек – знаковая система

Роль характера в профессиональном самоопределении. "Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении" конструкт урока с использованием проектной технологии с позиции развития УУД обучающихся (9 класс). Человек – знаковая система

На успешность овладения профессией большое влияние оказывают особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности. Поэтому при выборе профессии человеку следует учитывать тип темперамента. Игнорирование природных особенностей может привести к потере интереса в работе, к эмоциональным и физическим перегрузкам.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. В «чистом» виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов.

Если о характере человека можно говорить в категориях «хороший» — «плохой», то положительных или отрицательных темпераментов не бывает. Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.

Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Эмоции холерика яркие, сильные, но неустойчивые, у него активная, демонстративная, чрезвычайно выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты. Настроение у него часто резко меняется.

Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность. Характерной манерой преувеличенно на все реагировать холерик заслужил себе славу самого склочного темперамента. Однако это не так. Просто холерический темперамент естественным образом усиливает любые проявления активности человека – и хорошие, и плохие. Поэтому то, что в подаче человека другого темперамента воспринимается нормально, в подаче холерика выглядит преувеличенно ярко.

Сангвинический тип. Быстро приспосабливается к новым условиям, вступает в общение, сходится с людьми. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Этот темперамент обеспечивает уверенный контроль над эмоциями, быструю, отчетливую речь, сопровождаемую выразительными мимикой и жестами. Движения сангвиника сильные, энергичные, уверенные, пластичные.

Сангвиник больше всего известен как активный жизнерадостный и добродушный человек. Ему свойственны открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Это в полной мере отражает действительность. В большинстве своем сангвиник обладает сильными, уравновешенными, но при этом такими же подвижными эмоциями, как и холерик. Оптимизм, жизнерадостность и добродушие, которые излучает сангвиник в любой ситуации, составляют главные отличительные черты представителей этого темперамента. У сангвиника, как правило, преобладает хорошее настроение, которое редко меняется. Его реакции всегда явно выражены, легко и быстро сменяются.

Флегматический тип. Типичный флегматик обычно ровен, спокоен, у него слабые эмоции и устойчивое настроение. Как правило, флегматик редко выходит из себя, уравновешен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие. Людей этого темперамента отличают медлительность, неторопливость, уравновешенность, инертность. В общении с флегматиком легче всего почувствовать позитивные эмоции и умиротворенность. Внешне флегматик невыразителен в чувствах и мимике. В спокойном состоянии его движения вялые, медленные, несколько неуклюжие, но сильные и уверенные. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Думает он также медленно, долго колеблется, принимая решение, но выводы, к которым приходит, трудно поколебать, а решения, которые он принимает, трудно изменить.

Меланхолический тип. Меланхолик обычно имеет неустойчивые эмоции, склонен к необоснованным страхам и беспокойствам, отличается непостоянством, легкой возбудимостью, высокой утомляемостью и нерешительностью. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность. Эти сотрудники крайне эмоциональны и легковозбудимы. Вследствие этого их темп работы сильно зависим от настроения – они могут демонстрировать удивительные результаты, находясь в приподнятом настроении, или впадать в полную апатию в подавленном. К сожалению, настроение у этих работников портится легко – ведь даже незначительные уколы самолюбия способны погрузить их в пучину уныния и отбить все желание работать. Как правило, меланхолики любят работать в одиночку. Проявление эмоций у меланхоликов едва заметно. Чувства его замедленные и неуравновешенные, они внешне невыразительны, обычно сопровождаются не слишком активной мимикой. При этом нервная система меланхолика отличается высокой чувствительностью ко всем раздражителям. Он чрезвычайно восприимчив и податлив по отношению к любым внешним воздействиям. Испортить или наоборот улучшить настроение меланхолика с помощью нескольких минут эмоционально заряженного общения пожалуй легче, чем представителю любого другого темперамента.

Специалисты, обладающие различными темпераментами, могут достигать одинаково высокого уровня профессионального мастерства, только пути достижения у них будут различными.

Холерика целесообразно использовать на работах, где постоянно поступает новая информация, там, где необходимы решительность и инициативность. Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность быстро переключаться, работать динамично, одновременно заниматься несколькими делами, работать в условиях соревнования, дефицита времени и ресурсов, с ориентацией на дело, результат. Стремится к постоянному решению новых задач, к административным постам. Сильные стороны руководителя этого темперамента - умение быстро выдать свежую идею в неожиданно изменившейся ситуации, «зажечь» и повести за собой окружающих, не важно, подчиненный это, клиент или вышестоящий руководитель.

Для холериков при принятии решений на первом месте стоит человеческий фактор, эмоции и отношения. Это делает их очень полезными в сферах, связанным с личным общением, знакомствами и услугами. С другой стороны, переменчивость делает холерика трудно управляемым и непредсказуемым работником.

Работоспособность холерика высокая, но неустойчивая. Ко всему новому холерик привыкает легко и быстро, но устойчивые навыки формируются у него долго и с большим трудом. Ему противопоказана равномерная монотонная работа.

Сангвиник очень продуктивен, если работа ему интересна, т.е. если есть постоянный источник возбуждения. Он успешно и быстро приобретает навыки, поэтому его целесообразно использовать там, где есть изменения. Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность работать продуктивно при динамичной и разнообразной работе, там, где требуется быстрая реакция, а вместе с тем - уравновешенность, ловкость, живость, подвижность. Сангвиник быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Легко управляет своей работоспособностью, которая обычно очень высокая не зависимо от внешних и внутренних причин.

Сангвиники - целеустремленные, надежные и терпеливые сотрудники. Весьма эффективны в работе с людьми - обучение, воспитание, обслуживание клиентов, руководство, предпринимательская деятельность. Могут выбирать и такие профессии, как бухгалтер, экономист, банковский работник, но в этом случае стремятся либо быть руководителями, организаторами, лидерами, либо работать в предпринимательских структурах. Сангвиник является, пожалуй, самым приятным и душевным руководителем с точки зрения подчиненных. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднение. Его сильная черта - уговоры и расположение к себе - не всегда срабатывает в условиях, например, планового производства. Плохо переносят сангвиники монотонный труд, однообразную, рутинную работу, формализованные отношения. В этом случае им становится просто не интересно, теряется весь рабочий запал. Для людей с этим типом темперамента важно постоянно двигаться вперед, расти профессионально, а работа должна постоянно приносить им новые впечатления.

Флегматик эффективен в работе с медленным, равномерным движением, в стабильной, не меняющейся обстановке, там, где нужна большая и длительная выносливость, устойчивое внимание. Способен легко придерживаться определенного распорядка в жизни, системы в работе, не отвлекается по пустякам, в работе любит порядок, выполняет ее спокойно и методично. Флегматика можно назвать рекордсменом по работоспособности и производительности, что делает его незаменимым во всех областях, связанных с производством. При всей внешней ленивости и медлительности флегматик достигает лучших результатов по объему и качеству работы по сравнению с людьми любых других темпераментов в сходных условиях. Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность работать настойчиво и упорно, строго следовать определенному распорядку, системе, там, где необходима равная затрата сил, длительное и методическое напряжение (усидчивость, устойчивость, внимание, терпение). Не любит изменений ни в планах, ни в обстановке. Работать предпочитает в одиночку, много времени уделяет размышлениям. Надежный, обстоятельный, но медлительный сотрудник. Долго «раскачивается», но выполняет всю работу идеально. Для флегматика важно, чтобы его иногда поторапливали, но при этом не лишали самостоятельности.

Флегматики незаменимы в сферах производства, администрирования и везде, где востребовано умение поддерживать текущие процессы в стабильном состоянии.

Меланхолику показана работа монотонная, с периодическим отдыхом, требующая внимания, с принудительным ритмом, работа, где требуется высокая чувствительность и тонкая реакция. В спокойной обстановке может быть хорошим исполнителем. Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность видеть нюансы в явлениях, событиях, глубоко проникать в суть явлений. Меланхоликам рекомендуется, в первую очередь, интеллектуальная сфера деятельности, где они чувствуют себя наиболее уверенно. Это программирование, Интернет, аналитика, конструирование, планирование, работа с большими объемами «виртуальной информации». Наиболее эффективно меланхолики смогут проявить себя в работе, которая требует обстоятельного подхода, умения проработать даже мельчайшие детали. Как правило, меланхолики успешны в сфере искусства, литературы, музыки. Нельзя их использовать в работах, где нужна быстрая реакция и большое напряжение сил.

Екатерина ПАСТУШКОВА, начальник отдела информационного сопровождения учреждения «Городской ресурсный центр»

Разделы: Технология

План урока по теме

Курс Твоя профессиональная карьера
Методы Словесный, практический.
Технические средства: Телевизор, видеомагнитофон.
Триединая цель урока
Обучающий аспект

Познакомить учащихся с понятием “темперамент”, его типами и свойствами. Раскрыть особенности проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности

Развивающий аспект

Формирование у учащихся умения анализировать: психические особенности личности, выделять важные особенности поведения личности в профессиональной деятельности

Воспитательный аспект

Создание психологического комфорта на уроке, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, поддерживать стремление учащихся вносить посильный вклад в получение результата.

Ход урока.

Самое первое и самое главное в жизни – это стараться владеть самим собой.

В.Гумбольдт

Темперамент идет впереди мысли. Это плохо. Надо поставить мысль впереди темперамента.

К.С.Станиславский

1. Организационный момент.

2. Основная часть урока.

Само слово “темперамент” в переводе с латинского языка означает соотношение частей, соразмерность. Впервые это понятие в обиход ввел древнегреческий врач Гиппократ. Он полагал, что различия между людьми объясняются соотношением в их теле жидкостей (кровь, лимфа, желчь). По его убеждению, у сангвиников преобладает кровь (по латыни “сангвис”), у холериков- желтая желчь (“холе”), у флегматиков-слизь, или лимфа (“флегма”), у меланхоликов-черная желчь (“меланхоле”).

Что следует понимать под темпераментом? Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Психологи считают, что в “чистом” виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов. Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности, наиболее устойчивы и постоянны, потому что по сравнению с другими психическими особенностями они в наибольшей степени связаны с особенностями высшей нервной деятельности.

Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.

  • Понятие экставерсии-интроверсии. Психологические различия между экстравертами и интровертами.
  • (Приложение №1 )

Экстравертированный типхарактеризуется обращенностью личности на окружающий мир.

Экстравертам свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.

Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира: необщительность, замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.

Если о характере человека можно говорить в категориях “хороший”, “плохой”, то положительных или отрицательных темпераментов не бывает. Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.

  • Проведение диагностики.
  • (Приложение №2 ) Тест на определение темперамента.
  • Использование видеоматериалов для более яркой характеристики типа темперамента.

Сангвиник - Буратино (фильм “Приключения Буратино”)

Холерик - Карлсон (фильм “Приключения Малыша и Карлсона”)

Флегматик – Кот Матроскин (Мультфильм “Приключения в Простоквашино”

Меланхолик – ослик Иа (мультфильм “Винни-пух и его друзья”)

  • Основные типы темперамента и их свойства

Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность.

Сангвинический тип. Сангвиникбыстро приспосабливается к новым условиям, сходится с людьми, общителен. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Человеку с преобладанием сангвинического темперамента свойственна открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Флегматический тип. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Как правило, флегматик редко выходит из себя, ровен и спокоен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Меланхолический тип. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность, сдержанность и обстоятельность. Проявление эмоций у меланхолика едва заметно. Это, как правило, малообщительные, тревожные люди.

Как видно из описания типов темперамента, каждый тип имеет оттенки положительных и отрицательных характеристик.

Вам уже знакомы биографии Петра I, Наполеона Бонапарта, М И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они выдающиеся полководцы и государственные деятели. Однако Наполеон Бонапарт и Петр I были сангвиниками, М. И. Кутузов - флегматиком, А. В. Суворов - холериком. Каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.

Обратимся еще к одному примеру. Вспомните: И. А. Крылов был флегматиком, Н. В. Гоголь - меланхоликом, А. С. Пушкин - холериком, М. Ю. Лермонтов - сангвиником. Своеобразие творчества этих писателей в определенной степени отражает особенности их темперамента.

Посмотрите на характеристику типов темпераментов и решите, какие профессии подходят представителю вашего типа темперамента, а какие - нет, объясните почему.

  • Проявления темперамента в разных видах профессиональной деятельности

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность (реактивность) сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него смены объектов общения, рода занятий, частого перехода от одного ритма жизни к другому. Может создаться ложное представление, что люди инертные (флегматики) не имеют преимущества ни в каких видах деятельности. Но это неверно: так, именно они особенно легко осуществляют медленные и плавные движения, у них обнаруживается стойкое предпочтение стереотипным способам действия, пунктуальное соблюдение однажды принятого порядка, а несвоевременность своих реакций они восполняют более тщательным планированием действий и педантичным контролем. Они предпочитают упражнения и операции, включающие статические ходы, медленные и плавные элементы, и добиваются в них наибольших успехов.

Как установлено, люди, отличающиеся слабой нервной системой, - меланхолики - сильнее мотивированы на выполнение более простых действий, чем остальные, они меньше устают и раздражаются от их повторения. У таких людей максимум мотивации проявляется в задачах с большой надеждой на успех.

Люди, отличающиеся более сильной нервной системой и высокой реактивностью, - сангвиники не только стремятся к решению задач, превышающих среднюю трудность, но и могут с ними успешно справляться. В целом меланхолики и флегматики характеризуются большим соответствием уровня притязаний уровню реально выполняемых ими задач, т. е. их притязания реалистичнее, чем у сангвиников и холериков, которые чаще их характеризуются нереалистичными (завышенными, заниженными) уровнями притязаний.

  • Учащиеся работают с карточками-заданиями “Проявление темперамента в профессиональных ситуациях”.

Определите тип темперамента, объясните почему.

  1. Светланасчитается лучшим секретарем-референтом в организации. В общении с коллегами и посетителями всегда приветлива, доброжелательна. Уравновешенность характера позволяет ей избежать конфликтных ситуаций. Светлана исполнительна, полученные задания выполняет без суеты и вовремя, так как умеет распределить рабочее время.
  2. Андрей работает программистом. Всевремя спокоен, одинок и пасмурен. Если он обижен, долго сердится. Если поссорится с коллегой, целый день не разговаривает с ним. Предпочитает работать в спокойном темпе, выполнять знакомые операции. Повышена утомляемость - к концу дня работоспособность уменьшается.
  3. Евгений работает чертежником-конструктором. Порученные задания выполняет медленно, но обстоятельно, последовательно, аккуратно. Его трудно рассмешить или рассердить. Молчалив. На рабочем столе всегда порядок, все на своих местах. С товарищами по работе дружен.

На успешность овладения профессией в определенной степени влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности.

3. Закрепление материала.

Определите тип темперамента по карточке, объясните почему. (

Конструкт урока «Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении»

Предмет: технология

Класс: 9 класс

Форма урока: получение новых знаний

Тип урока: комбинированный

Цель: Создание условий для формирования у обучающихся сознательного отношения к выбору своей будущей профессии.

Задачи:

1. Способствовать повышению уровня мотивации к профессиональному самоопределению; развитие у обучающихся психологической готовности к профессиональному самоопределению.

2. Познакомить с понятиями «темперамент» и «характер»; научить определять тип своего темперамента и характерологические особенности и соотносить эти характеристики с личным профессиональным выбором.

3. Способствовать развитию адекватной самооценки и уровня притязаний, развитию рефлексивных навыков и умений.

УМК : Технология 9 класс: учебник для образовательных учреждений: (А.Н.Богатырев, О.П.Очинин, П.С. Самородский; под редакцией В.Д. Симоненко) 2-е издание. - М.: Вентана-граф, 2009.

Оборудование: ПК, проектор с экраном, ноутбуки.

Планируемые результаты:

Понимание понятий «темперамент», «характер».

Умение определять тип темперамента и черты своего характера.

Умение объективно осуществлять самоанализ сформированности личных психологических особенностей и соотношение их требованиям профессий, сфер трудовой деятельности.

Регулятивные

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе уже известного и ещё неизвестного материала).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата)

Познавательные

Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (решать проектные задачи).

Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих.

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Готовность учащихся к уроку

Постановка учебной задачи

Мотивация к учебной деятельности

Постановка проблемного вопроса:

«Понимание того, что все мы – разные, приходит к нам в детстве.

Как вы думаете, почему еще не зная значения слова «характер», мы делим своих знакомых на добрых и злых, веселых и грустных, любимых и не очень?

Поиск решения

Позднее, во взрослой жизни, мы стараемся избегать людей с «тяжелым» характером и, напротив, приближаем к себе тех, с которыми нам легко, приятно и интересно. Так практически на подсознательном уровне мы огораживаем, а иногда и «чистим» пространство вокруг себя, зачастую и не задумываясь над тем, что же именно привлекло или насторожило нас в том или другом человеке.

Ребята, вы уже наверно поняли, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?»

Определение цели и задач урока, настрой на учебную деятельность. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Слушают учителя

Высказывания учащихся

Беседуют с учителем

Формулируют тему, цели урока, определив границы знания и незнания.

Личностные:

имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Пробуждается мыслительная деятельность учащихся.

Учащиеся подведены к формулировке темы урока.

Учащиеся определили тему и цель урока.

Освоение нового материала

«Среди индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее активность, особенное место отводится темпераменту и характеру»

Рассказывает о типах темперамента и классификации черт характера с обращением к материалу учебника и показом мультимедийной презентации.

Используя диагностическую методику Ганса Айзенка и методику К.Леонгарда – Г.Шмишека вы уже определили свой тип темперамента и акцентуации характера.

На основании полученных результатов исследований разделитесь на 4 группы по типу темперамента и выполните следующие упражнения: 1.упражнение «Темперамент и профессия»;

2. упражнение «Девиз»

3. упражнение «Герб моего характера».

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод

Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации.

На основании полученных результатов индивидуального исследования решают проектные задачи:

1. Делятся на четыре группы (по типу темперамента), каждая группа составляет список из 10 профессий, которые будут лучше всего подходить к определенному типу темперамента.

2. Учащиеся определяют/характеризуют профессию людей, живущих под следующими девизами (см. Приложение 1)

3. Составляют и презентуют герб своего характера по основным чертам характера, используя программу PicCollage .

Решают проектные задачи, в сотрудничестве и одноклассниками находят решения учебной задачи; делают вывод; презентуют решение задачи классу.

Формулируют выводы по решаемым проблемам.

Коммуникативные:

обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы, слушать и слышать собеседника.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду

Познавательные:

умеют определять тип темперамента используя диагностическую методику; формулировать выводы, определяют черты характера;

умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять решение 1 проектной задачи на основе анализа, устанавливать причинно-следственные связи, подводить решение под понятие во 2 задаче);

умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Регулятивные:

умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную;

корректируют, вносят необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона с продуктом (профессия человека-девиз)

Коммуникативные:

Выяснение типов темперамента и основных черт характера человека.

Результат решения проектных задач:

1. список профессий, соответствующий определенному типу темперамента.

2. таблица «Девиз»

3. индивидуальный мини-проект «Герб моего характера»

Приходят к выводу, что знание особенностей своего характера и темперамента необходимо при выборе профессиональной деятельности. От личностных характеристик зависит не только ход выполнения какой-либо деятельности, но и конечный результат.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Организовать обсуждение и запись домашнего задания:

информирование учащихся о представлении темы и практической возможности самодиагностики в сети интернет (ссылки на сайты).

Слушают учителя.

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Рефлексия деятельности

В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:

1. Почему люди ведут себя по разному в одинаковых условиях?

2.Как вы думаете, возможно изменение свойств темперамента в течение жизни человека или нет? Почему?

2.Почему при выборе профессии так важно учитывать тип темперамента? и все положительные и отрицательные черты характера?

Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о решенных проектных задачах

Коммуникативные: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Ученики переосмысливают урок и задаются вопросом: какое значение, смысл имел для меня урок, что я узнал на уроке, тем самым подводят итог урока.

Заключение

В результате можно сделать вывод, что смоделированный урок является эффективным инструментом, способствующим:

Решению актуальной для обучающихся проблемы – самоопределение, на основе выявления своих индивидуальных особенностей;

Формированию у детей устойчивой потребности в саморазвитии и реализации своего потенциала в профессиональной деятельности;

Самостоятельной проектно-исследовательской деятельности каждого обучающегося;

Развитию адекватной самооценки и уровня притязаний, развитию рефлексивных навыков и умений.

Список литературы

    Технология. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-граф, 2010.

    Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.

    Дневник профессионального самоопределения старшеклассника. Авторы Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Б. Просихина.

Приложения

Приложение 1

Упражнение «Девиз»

Вам необходимо охарактеризовать профессию людей, живущих под следующими девизами:

- Не верь, не бойся, не проси

Делай, что должен, и будь что будет

Бери от жизни все

Ты этого достоин

Лучше синица в руках, чем журавль в небе

Работа не волк, в лес не убежит

Если ты ничего не можешь, ты ничего не должен хотеть

Не в свои сани не садись

Хочешь жить - умей вертеться

Кто не работает - не ест

Падающего подтолкни

Цель оправдывает средства

Честь превыше прибыли

Матющенко Р.Р., учитель технологии высшей квалификационной категории СОШ № 3 г. Менделеевск Республика Татарстан

Раздел: Профессиональное самоопределение. 8 класс

Тема урока: Значение темперамента в профессиональном самоопределении.

Цели: Ознакомить учащихся с типами темпераментов.

Научить определять тип своего темперамента и использовать его свойства при выборе будущей профессии.

Стимулировать учащихся к изучению своего темперамента в целях более удачного профессионального самоопределения.

Используемые технологии: ИКТ, здоровьесберегающие

Тип урока: освоение новых знаний

Вид урока: беседа с использованием ИКТ

Метод проведения: эвристический и диагностический

Межпредметные связи: биология, история

Материальное оснащение: комп, экран, проектор, карточки-задания

Предварительная работа: профориентационная.

ХОД УРОКА

Организационный момент: приветствие, проверка, психологическая подготовка класса.

Беседа, переходящая на тему урока.

Вопрос: Как вы думаете, что нужно человеку, чтобы быть в жизни успешным, уверенным, обеспеченным.

Ответ: профессия, которая приносит удовлетворение и материальное обеспечение.

Статистика показывает, что 75% россиян не удовлетворены своей работой. Одна из причин – неправильный выбор. Чтобы получить профессию, надо учиться. На это уходит время и немалые материальные затраты. Получив профессию, человек начинает работать и вдруг оказывается, что это не “его”, или, как говорят, душа не лежит к работе.

Каждая профессия предъявляет свои требования к человеку.

Где-то есть спрос на энергичных, подвижных, мобильных сотрудников, а где-то нужны неторопливые, сдержанные, склонные к глубокому анализу люди. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к скорости работы, умению быстро переключаться с одного вида деятельности к другому.

Выбор профессии зависит от многих факторов:

    От востребованности профессии на рынке труда,

    от твоих интересов,

    склонностей и способностей

    и, в большей степени, от психических особенностей нервной системы

    от темперамента.

И так, сегодня мы будем говорить о темпераменте и его значении в жизни и деятельности человека. Запишите тему нашего урока: (слайд 2)

«Значение темперамента в профессиональном самоопределении».

Мы с вами поговорим о типах темперамента и о том, как учитывать его особенности при выборе своей будущей деятельности. (слайд 3)

Что же такое темперамент? (слайд 4)Давайте дадим определение

ТЕМПЕРАМЕНТ – это тип нервной системы, который складывается из общей активности человека, его двигательных проявлений и эмоциональности. (запись)

Что означает активность человека и его двигательные проявления?

Общаясь в кругу семьи или с друзьями, вы наверное замечали: кто-то общительный и подвижный, кто-то очень подвижный, другой всегда спокоен, а кто-то слишком медлителен. То есть, мы все разные.

Это и есть проявление особенностей темперамента каждого человека.

Свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы. Темперамент неизменен, дается человеку с рождения и остается неизменным до конца жизни.

Древнегреческий врач Гиппократ выделил 4 типа темперамента, свойственных человеку. (слайд 5)

ХОЛЕРИК – САНГВИНИК – ФЛЕГМАТИК – МЕЛАНХОЛИК

Значение этих слов таково. Гиппократ считал, что в теле человека присутствуют 4 вида жидкостей: кровь, слизь, желтая и черная желчь, и они влияют на психические процессы, которые происходят в организме человека. Названия этих жидкостей и легли в основу определения типов темпераментов. Однако, в чистом виде типы темпераментов встречаются крайне редко. Но один из типов всегда будет преобладающим. Сейчас я предлагаю определить, какой тип темперамента у каждого из нас. Для этого мы выполним небольшой тест. (слайд 6). Вам предлагается по порядку восемь утверждений. Вы обдумываете эти утверждения на степень согласия с ним.

Знак полного согласия – 10 баллов.

Знак полного несогласия – 0 баллов.

Возможны частичные согласия, которые оцениваются любым баллом от 1 до 9.

Сами утверждения писать не нужно.

Тест Русалова

    Перед каким либо важным событием я начинаю нервничать.

    Я работаю неравномерно, рывками.

    Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

    Если нужно, я могу спокойно ждать.

    Мне нужнысочуствие и поддержка.

    С равными я не сдержан, вспыльчив.

    Мне не трудно сделать выбор.

    Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Номер предложения

Оценочный балл

СФМХ – формула генотипа (пример)

В таблице под номером предложения вы ставите свой оценочный балл.

(Тестирование)

Анализируем результаты.

Находим суммы оценочных баллов по генотипам: М,Х,Ф,С.

(ученики вычисляют свои суммы)

Располагаем суммы в порядке убывания и затем заменяем числа соответствующими символами.

Например, у кого- то получилось СФМХ.

Генотип этого человека можно описать так:

Этот человек является сангвиником, но в нем есть и черты флегматика, меланхолика и, в меньшей степени, холерика.

Итак, каждый из вас получил приоритетную формулу своего генотипа.

Выделите ее, мы к ней еще вернемся, а теперь давайте рассмотрим особенности типов темпераментов. (слайд 7)

ХОЛЕРИК – вспыльчивый, безудержный, подвижный, самоуверенный, суетливый, инициативный, способный отдаваться делу с исключительной страстью, но не уравновешенный, склонный к резким сменам настроения.

САНГВИНИК – уравновешенный, подвижный, увлеченный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

ФЛЕГМАТИК – невозмутимый, спокойный, расчетливый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним проявлением душевных состояний.

МЕЛАНХОЛИК – нерешительный, легко ранимый, чувствительный, предусмотрительный, запасливый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее (слайд 8)

Нет плохих или хороших темпераментов!

Сильным, добрым и вежливым или трусливым, подлым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.

В мире было много гениев, талантливых людей, великих полководцев, знаменитых писателей, художников и музыкантов с разными типами нервной системы. Давайте вспомним некоторых из них.

(слайды 9.10.11.12.)

Х – Пушкин, Менделеев, Петр 1, Ленин.

С – Наполеон, Жуков, Герцен.

Ф – Крылов, Кутузов, Герцен.

М – Лермонтов, Чайковский, Гоголь, Блок.

А теперь, исходя из формулы своего темперамента, попробуйте определить, какие бы профессии вам подошли.

Ответ учащихся

Давайте посмотрим перечень профессий, который подходит к различным типам темперамента.

(слайды 14,15,16,17)

Предлагаю Вам выполнить небольшую практическую работу – установите соответствие типов темперамента к прилагаемым свойствам нервной системы человека.

(слайд 18) проверка

Итак, ребята, наш урок незаметно подошёл к концу.

Что нового для себя вы узнали на этом уроке?

    Что называют темпераментом?

    Типы темперамента?

    Для чего нужно знать свой тип темперамента?

Итак, теперь мы с вами знаем, как важно знать особенности своего темперамента для выбора своей будущей профессии.

(слайд 19)Вашим родителям, вашим близким и мне тоже очень хочется, чтоб каждый из вас нашел свою правильную дорогу в жизни, которая принесет вам благополучие и счастье.

Подведение итогов урока, оценка активным учащимся.

Домашнее задание: выполнить презентацию об одной из рабочих профессий (описание профессии, требования, предъявляемые к человеку, где можно получить профессию). Профессию подобрать с учетом своего темперамента.

И мне хотелось бы закончить урок такими замечательными стихами В.Лифшица «Труд»(слайд 21)

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, ложка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба!

За все, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

При выходе из класса, прикрепите пожалуйста смайлики на магнитную доску.

Урок понравился, все было понятно- улыбающийся смайлик

Урок понравился, но не все было понятно-грустный смайлик

До свидания, ребята