» » Условия успешной подготовки ребенка к школьному обучению. Как подготовить ребенка к школе, и где это можно сделать? Современная подготовка детей к школе

Условия успешной подготовки ребенка к школьному обучению. Как подготовить ребенка к школе, и где это можно сделать? Современная подготовка детей к школе

Ребенок в системе «детский сад - школа»

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети образовательных учреждений, системы органов управления.

Учитывая непрерывный характер образования, важно подготовить ребенка к школе, к переходу в новую «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выготский), к тем трудностям, которые ожидают ребенка, в виде личностного новообразования «кризиса 7 лет».

Цель системы «детский сад - школа» - обеспечить дальнейшее гармоническое развитие личности ребенка в статусе школьника.

Результатом подготовки является готовность ребенка к школе - как внутренняя позиция, направленная на овладение достижениями, присущими школьникам. Различные специалисты в теории и практике используют определенную терминологию.

Так психологи оперируют термином «психологическая готовность», включая сюда интеллектуальную, социальную, мотивационную, нравственно-волевую, личностную («внутренняя позиция школьника»), а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Врачи, гигиенисты, нейропсихологи рассматривают «школьную зрелость» как уровень морфофункциональных систем, развитие глазомера, руки, что немаловажно при обучении письму. Шестилетний возраст представляет собой важный переломный период в морфофункциональном развитии головного мозга, характеризующийся сложной перестройкой мозговой активности, проявлениями электрофизиологического феномена в мозгу - так называемой «волны ожидания».

Данные убеждают о том, что достаточно высокий уровень «школьной зрелости» отражает своеобразную готовность мозговых структур к сложной деятельности, необходимой для эффективного обучения, усвоения новых знаний, овладения учебными навыками и умениями.

Педагоги используют термин «готовность к школе», связывая уровень развития ребенка с процессом подготовки. Вводятся два понятия - общая и специальная готовность.

Общая готовность понимается как всесторонняя: умственная, физическая, нравственная, трудовая, эстетическая. Специальная готовность включает развитие речи, подготовку к грамоте, формирование начал математики, подготовку к письму, формирование представлений об окружающем.

Таким образом, готовность ребенка к школьному обучению многогранное явление и определяется целым рядом биологических, социальных, психолого-педагогических причин.

Педагогические условия подготовки детей к школе

Гуманизация педагогического процесса охватывает все его звенья, в том числе обучение детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется как период становления ребенка как субъекта познания и деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.). Если игра является деятельностью, внутри которой дети усваивают мораль, мотивы, нормы отношений между людьми, то учебная деятельность способствует усвоению общественно выработанных способов действий с предметами и эталонов. На этой основе формируются интеллектуально-познавательные силы ребенка.

Развивая учебно-познавательную деятельность ребенка, педагог должен помнить, что ребенок начинает познавать мир не с теоретического его рассмотрения, а с практических действий. А.В. Запорожец установил, что центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные действия. Педагог создает в ДОУ такие условия, которые специально «строят» ориентировочную часть деятельности.

Знание психологических основ организации учебно-познавательной деятельности позволяет педагогу профессионально организовывать процесс обучения. В дошкольной педагогике формирование ориентировочных действий (восприятие) рассматривается в сенсорном воспитании, развитие высших форм психического развития - в умственном (мышление, воображение, память и т.п.). Таким образом, предметом сенсорного воспитания является восприятие, а предметом умственного - высшие психические формы психики. Сенсорное воспитание является частью умственного, его основой.

В альтернативных программах нового поколения («Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки») методологические основы познавательного развития четей базируются на современных психологических положениях. Так, в программе «Радуга» подчеркивается важность формирования у ребенка образа мира - как сложной, целостной, не застывшей системы знаний. Образ мира включает познания ребенка о себе, о других людях, о своей деятельности, о мире вообще. Образ мира, по мнению Т.И. Гризик, зарождается, развивается и формируется благодаря познавательной сфере ребенка.

Процесс познания ребенком обусловлен его познавательными интересами, потребностями, способностями. Ребенка дошкольника интересует как мир предметов и объектов, так и мир событий и явлений. Человек, как «носитель» представлений и норм морали, интересует ребенка с различных позиций: что делает, что говорит, как относится к кому или чему-либо. В ДОУ важно правильно определить педагогическую позицию взрослого, чтобы не погасить познавательную активность, интересы, развить умственные способности детей, активно-положительное, заинтересованное отношение к миру. Главная задача педагога - развить устойчивую интеллектуальную активность детей.

В статье Т.И. Гризик «Программа «Радуга»: методологические основы познавательного развития детей» познавательная сфера рассматривается как сложное образование, в котором можно выделить три компонента - психические (познавательные) процессы; информация; отношение к информации.

Педагогическими условиями, обеспечивающими подготовку детей к школе называют постепенное наполнение предметно-развивающей среды; широкое использование игровых упражнений для развития психических процессов (типа «Найди по описанию», «Составь по описанию» и т.д.), дидактических игр, экскурсий, рассказов воспитателя; использование познавательных сказок, реалистических рассказов из опыта воспитателя, введение сказочных персонажей (гномы, лесовички и т.п.), «очеловеченные» реальные предметы, объекты, явления нашего мира, наглядное экспериментирование - все это придает познавательной деятельности обучающий характер, позволяет формировать различные виды мотивации (игровую, личностную, общественную, познавательную и т.д.), «проживать» детям содержание тех или иных занятий.

В целом, педагогические условия позволяют развить у детей познавательное, эстетически бережное, эмоциональное, преобразовательное отношение к миру. В предметно-развивающей среде («Библиотека умных книг», изготовление коллекций, материалов к речевым играм) создаются условия для активного, заинтересованного отношения к предметам живой и неживой природы, к явлениям социальной жизни. Организованный воспитателем художественно-продуктивный труд (изготовление индивидуальных игрушек длительного пользования, поделки из бумаги, бросового материала, изготовление открыток, пригласительных билетов и т.п.) способствует закреплению различных способов их выполнения, формирует элементы мотивации сотрудничества со взрослыми, эмоционально-чувственный опыт восприятия мира.

Умственное развитие обеспечивается только систематическим и Целенаправленным обучением, носящим развивающий характер. Обучение - процесс взаимодействия педагога с детьми, направленный на усвоение познавательной информации различного уровня, формирование умственных их способностей, выработку положительного отношения к процессу мотания. Развивающее обучение ориентируется на потенциальные возможности ребенка и на их реализацию. Ребенок рассматривается как объект обучения, имеющий определенный уровень личного (эмпирического) опыта, желания, интереса, потребности.

Основной формой обучения являются занятия - как регламентированная деятельность, направленная на решение задач умственного развития детей.

Основным признаком занятия является наличие дидактических принципов; компонентов учебной деятельности; обязательный (регламентированный) характер; взаимообучаемость и т.п.

Задачи и содержание обучения детей до семи лет отражены в образовательных программах. Методы обучения направлены на реализацию трёх сфер познавательной деятельности детей. Выбор методов обусловлен возрастом детей, зоной их ближайшего умственного развития, содержанием, уровнем подготовки каждого ребенка. В связи с этим поставлена задача дифференциации и индивидуализации в дошкольном обучении. Формы организации обучения (фронтальные, групповые, индивидуальные) зависят от типа объединения детей, позиции педагога.

Современные принципы построения занятий раскрыты в работах Т.А. Куликовой, Н.Ф. Виноградовой, Р.С. Буре, С.А. Козловой, Л.М. Клариной и др. Авторы называют такие дидактические принципы, которые имеют характер обязательных, необходимых требований:

* принцип «через - себя - понимание»;

* принцип приоритетности старта (у каждого ребенка своя зона ближайшего развития, начинать с того уровня, что есть у детей);

* принцип развития ассоциативных связен;

* принцип фиксации успеха на всех этапах занятия;

* принцип параллелизма, т.е. аккомпанирования.

* принцип синтеза, интеллекта, аффекта и действия;

* этапности и учета возрастных особенностей;

* преемственности и непрерывности образования в детском саду, дома и в школе.

Для реализации обозначенных принципов должны быть созданы соответствующая образовательная среда. Под образовательной средой Л.М. Кларина понимает совокупность отношений между участниками образовательного процесса, дидактических и предметно-материальных условий, необходимых для адекватного его протекания.

Для организации такого образовательного процесса отношения между субъектами образовательного процесса должны представлять собой детско-взрослое сообщество, для которого характерны партнерские отношения, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности.

В работах современных исследователей раскрывается когнитивная (Познавательная) модель развития дошкольника (Т.А. Куликова, Л.М. Кларина, Н.Я Михайленко). Внимание педагогов направляется на создание условий, способствующих овладению детьми средствами и. способами познания и Описания окружающей действительности. Базисными средствами познания и описания называются сенсорные эталоны, эталоны разных мер, нравственно-этические эталоны, модели, речь, «язык чувств». В соответствии с этим, способы познания включают - наблюдение, обследование объектов, сравнение, сопоставление, классификацию и вариацию, силлогизмы (умозаключения), рассматривание и моделирование.

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста подразумевает развитие интеллектуальных эмоции, которые возникают в ходе познания и способствуют его протеканию (эмоции удивления, интереса, радости открытия, успеха, раздумий, сомнения, уверенности, догадки). Развитие детской компетентности посредством знакомства детей с разными сферами действительности должно лежать в сфере субъектного опыта ребенка, быть интересным для дошкольника. Содержание познания включает четыре сферы («Природа», «Рукотворный мир», «Другие», «Я сам»).

В современных исследованиях основным принципом организации познавательной деятельности провозглашается интеграция (Л.М. Кларина, Г.М. Киселева, Ю.Б. Рюмина и др.).

Суть интеграции во взаимосвязи фундаментальных и прикладных целей познавательного развития; сочетании личного (житейского) и теоретического опыта (как присвоение социокультурного наследия); проектировании образовательных тем, являющихся стержнем для создания детско-взрослого сообщества; рассматривании разнообразных аспектов каждой из четырех сфер действительности (естественнонаучные,

Методические подходы организации познавательно-речевой деятельности, развитие интеллекта детей тесно связывают с формированием познавательного интереса, мотивации и потребности в познавательно-интеллектуальной деятельности.

Технология организации познавательно-речевой деятельности направлена на задействование познавательно-практического и эмоционально-ценностного направлений. В основе технологии лежит триадность: познание - преобразование - общение. Задача педагогов - развивать у ребенка позицию субъекта деятельности, активность, самостоятельность, инициативность и творчество. Механизм личностно-ориентированного взаимодействия предполагает центрированность обучения на ребенке, стимулирование и повышение субъектности ребенка, дифференциацию и индивидуализацию, гибкость и дозированность индивидуального и группового обучения, организацию педагогической поддержки, диалогизацию обучения.

Авторский подход в организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста предлагает Н.А. Короткова. Автор выступает против «функционального» подхода в познавательно-интеллектуальной деятельности, когда через использование парциальных программ у ребенка у ребенка развивают отдельные познавательные функции (памяти, внимания, логического мышления). По мнению исследователя, формирование ребенка, как субъекта познания, лучше протекает в партнерской деятельности взрослого с детьми. Занятия познавательного цикла целесообразно проводить один раз в неделю.

Важность поисковой, исследовательской деятельности отмечается в исследовании Е. Евдокимовой. Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет, по мнению автора, эффективно решать задачи развития творческих способностей. Поисковая деятельность - это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Творческий проект, суть которого - свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе как удержания деятельности, так и средств решения проблемы. Проективная деятельность дошкольника развивается поэтапно (подражательно-исполнительский - развивающий - творческий уровни) при непосредственном участии и поддержке взрослого. Задача педагога -- сформировать потребность в саморазвитии, личностные качества, позволяющий ощущать себя членом соо6щества.

Итак, познавательное развитие ребенка предполагает усвоение средств и способов познания, задействование всех трех форм мышления дошкольника (суть саморазвития детского мышления составляет взаимопереход ясных и неясных знаний ребенка.

На всех занятиях педагоги способствуют овладению детьми предпосылками учебной деятельности. В книге «Обучение в детском саду» Л.П. Усовой подробно освещается данная деятельность, её структура, особенности. Необходимо помнить, что учебная деятельность не является ведущей в дошкольном возрасте, она динамично и содержательно изменяется от возраста к возрасту. Ее цель - решение задач формирования учебно-познавательной деятельности. Однако в альтернативных программах («Развитие», «Истоки», «Радуга» и др.) обращается внимание на развитие умственных способностей как основного содержания учебно-познавательной деятельности. А.П. Усова называет три компонента учебной деятельности: принятие и понимание учебной задачи; умение действовать в дидактически заданном направлении; самоконтроль и самопроверка.

Педагогическими условиями для формирования предпосылок учебной деятельности в школе у детей будут являться:

Применение различных видов мотивации (игровой, практический, познавательный, учебный, личностный, сравнительный и т.п.);

Использование игровых тренингов для развития произвольности поведения, игры и этюды для психомышечной тренировка и для обучения приемам саморасслабления детей;

Расширение видов оценки результатов детской деятельности (оценка педагога, оценка детям, самооценка, игровая форма оценки, взаимооценки и т.п.);

Внесение многообразных методов обучения (проблемные вопросы, моделирование, экспериментирование и т.п.);

Задействование различных средств умственного развития и обучения (организация активной деятельности ребенка, развивающие игры, конструирование, изобразительная, театрализованная деятельность, практическая деятельность, обучение и т.п., современные технические средства); - наличие определенной позиции у педагога.

Позиция педагога направлена как на стимулирование познавательной активности детей, так и на поддержку собственной активности ребенка.

В работах Н.Н. Поддьякова. С.Л. Новоселовой собственная активность четей рассматривается как условие проявления детского экспериментирования.

Для детей должны быть созданы условия, в которых они имели бы возможность широкого экспериментирования с только что усвоенным материалом. Важно, чтобы ребенок поэкспериментировал с учебным материалом до обучения или в самом начале процесса обучения.

Таким образом, учебно-познавательная деятельность имеет свою структуру, особенности, является средством воспитания личностных качеств личности (активности, самостоятельности, ответственности). Психолого-педагогические условия направлены на установление взаимосвязи, как механизма формирования самой деятельности, так и личности ребенка.

гармонический педагогический дошкольный школа

  • фамилию, имя и отчество (свои и родителей), день своего рождения и домашний адрес;
  • названия дней недели и месяцев; времена года, природные и погодные явления;
  • названия животных, птиц, рыб; приводит примеры различий (животные ходят, у них 4 лапы; птицы летают, у них 2 лапы, 2 крыла, клюв; рыбы плавают, у них нет лап и крыльев, есть плавники); понимает, чем различаются домашние и дикие животные, зимующие и перелетные птицы;
  • наименования растений, фруктов, овощей, грибов, ягод; приводит примеры лесных, садовых, полевых цветов;
  • название своего населенного пункта, столицы страны, разных государств;
  • наиболее известные профессии и род деятельности своих родителей;
  • цвета и оттенки;
  • известных писателей и поэтов; названия праздников и время, когда они отмечаются; несколько видов спорта;
  • виды транспорта (наземный, водный, воздушный);
  • элементарные правила дорожного движения для пешеходов и водителей.

Хорошо, если будущий первоклассник умеет:

  • различать вчера-сегодня-завтра, давно-недавно;
  • правильно определять положение предмета в пространстве: справа/слева, вверху/внизу, спереди/сзади;
  • сопоставлять «больше/меньше»;
  • различать геометрические фигуры;
  • определять лишний предмет или слово;
  • писать в клеточках;
  • обводить по контуру;
  • копировать рисунок и простое предложение;
  • находить слова на предложенную букву;
  • читать слоги и простые слова;
  • считать до 10 в прямом и обратном порядке, знать состав чисел;
  • рассказывать наизусть стихи;
  • придумывать истории и сказки;
  • описывать картинку, составлять по ней историю;
  • излагать услышанное;
  • отвечать на вопросы;
  • описывать предметы и события по памяти;
  • заканчивать предложения;
  • знать буквы, отличать их от звуков;
  • понимать, какой звук в слове первый и последний;
  • правильно держать ручку/карандаш.

Сколько всего ожидается от малыша. Но ведь ему интересно играть, творить, дружить, исследовать мир! Если взрослые загрузят дошкольника академической подготовкой к школе, он рискует остаться без детства! Именно поэтому учебники системы не требуют глубокой подготовки к школьному обучению. Её программу освоит ребенок любого уровня готовности к школе.

В любой школе малышу пригодится и умение влиться в коллектив, налаживать отношения с ровесниками и взрослыми, высказывать свою точку зрения. Работая с пособием , вы обсудите с малышом вопросы общения и дружбы с детьми и взрослыми. Грамотно подобранные задания помогут будущему школьнику подготовиться к социальной адаптации в классе. А знакомство со Стёпой - героем книги «Психология для детей: дома, в школе, в путешествии» поможет заинтересоваться учебой, научиться управлять своими эмоциями и безболезненно справляться с трудностями.

Занятия для дошкольников при подготовке к школе можно организовать в разных форматах.

Это могут быть школьные подготовительные курсы. Их плюсы: ребенок видит настоящий учебный класс с настоящей школьной мебелью, там звенит настоящий школьный звонок, который наверняка будет звучать также до конца 11-го класса, и высока вероятность, что одна из учительниц станет его классным руководителем.

Кроме школы ребенок может посещать групповые занятия в бюджетных и коммерческих организациях дополнительного образования. По сравнению с традиционными школами здесь более демократичный подход к детям. Обычно в таких учреждениях в рамках образовательного курса проводятся занятия психолога по развитию коммуникативной и эмоционально-личностной сферы или обучение иностранным языкам.

Некоторые родители предпочитают индивидуальный подход в образовании и обращаются к услугам дошкольного репетитора. Индивидуальная подготовка к школе для дошкольников осуществляется по программе, согласованной с родителями, и знания при соответствующей квалификации педагога будут более разносторонними и глубокими.

Подготовка дошкольника к школе: с чего начинать?

Дошкольник осваивает мир через игры и сказки. Выполняйте с ним пальчиковую гимнастику, заучивайте простые стихи (например, Агнии Барто), воспроизводите движения и звуки животных. Малыш с удовольствием выполнит эти задания, забавляя вас своей старательностью. Обязательно давайте ему возможность заниматься творчеством. Да, рисунки будут, на ваш взгляд, неаккуратными: сначала грубые штрихи, потом головоноги... Но малыш ведь знает, что это солнышко, а это травка, а это любимая мамочка! С какой искренней любовью он будет дарить вам свои рисунки! Вывешивайте их на видное место, чтобы кроха знал, что его «работу» ценят. А в развитии художественных навыков и мелкой моторики поможет рабочая тетрадь . Статья познакомит с интересными нетрадиционными способами рисования и забавными идеями - обязательно реализуйте их.

Для развития двигательного самоконтроля прекрасно подходят популярные прятки (ведь как тяжело сидеть молча и не шевелясь, когда тебя ищут!), игры «Море волнуется раз...», «Молчалки, шепталки, кричалки». Суть последней сводится к тому, что по команде взрослого малыш должен определенное время молчать, говорить шепотом или кричать. Через крики ребенок выплескивает эмоциональное напряжение. Когда же он молчит или разговаривает только шепотом в течение трех минут, у него развиваются волевые процессы.

Подготовка к школе для дошкольника: развивающие занятия дома

Домашние занятия расширяют и закрепляют знания и умения ребенка. Они должны быть систематическими и интересными для малыша. Считайте и сравнивайте с ним различные предметы: игрушки, посуду, книги, предметы мебели. Пусть ребенок учится понимать, что такое больше/меньше. Играйте с ним в математические игры. Например, спросите, какое число стоит между тройкой и пятеркой, семеркой и девяткой. Предложите разложить карточки с цифрами в порядке возрастания/убывания. Пусть дошкольник определит, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2, 1 и 6 и т.п. Ребенок с удовольствием разгадает математические загадки. Например, такие:

Мы дали Лариске
Четыре сосиски.
Еще три сосиски
Мы дали Бориске.
Так сколько всего сосисок
У Бори и у Лариски?

У курочки три цыпленка.
У уточки два утенка.
- Три плюс два,-
Спросил Егорка,-
Вместе это будет сколько?

Изучайте с ребенком буквы, звуки, слоги и слова. Отличной подмогой в этом станет пособие «Азбука для дошкольников». При выполнении игровых заданий в тетради ребенок поймет, чем различаются гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки русского языка. Работая с частью , вы заложите фундамент навыков чтения и письма. Занятия по этому пособию помогут вашему крохе почувствовать и полюбить язык.

Для расширения кругозора, развития внимания, логики и словарного запаса используйте несложные игры:

«Птица - рыба - зверь».

Вы по очереди просите друг друга назвать птицу, рыбу или животное. Следите за тем, чтобы слова не повторялись!

«Один - много»

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок должен назвать слово во множественном. Например: стол - столы, стул - стулья, мяч - мячи, окно - окна и т.п. Постепенно задание усложняется: можно называть растения, животных, птиц.

«Кто где живет?»

Родитель предлагает ребенку правильно назвать жилища разных животных, птиц и насекомых: собаки, скворца, медведя, муравья, лисы, пчелы.

«Мама и детеныш». Вы называете маму-животное, а малыш должен правильно назвать ее детеныша. Если с кошкой, козой и уткой всё просто, то с коровой, собакой и овцой не сразу будет легко! А если спросить, как называется мама гусенка или папа утенка, то наверняка вы услышите самые невероятные варианты!

Какие затруднения могут возникнуть при подготовке к школе?

Наибольшие проблемы вызывает выполнение графических упражнений. Это связано с незаинтересованностью ребенка или недостаточной сформированностью тонких движений. Справиться с такими сложностями можно в процессе выполнения игровых развивающих упражнений: лабиринты, рисование по точкам и контурам, штриховка, дорисовывание элементов, графический диктант.

Часто среди детей встречается неусидчивость. Но повышенная активность во время занятий обусловлена разными причинами:

  • Возрастные особенности ребенка . Вряд ли шестилетка будет спокойно и терпеливо выполнять все задания. Для поддержания интереса важно устраивать переменки, физкультминутки и включать сюрпризные моменты. Например, придумайте, как может «вырасти» необычный цветок с ободряющими словами и фразами на лепестке и листьях.
  • Потакание ребенку . Малыш не приучен доводить начатое до конца, капризничает и отказывается выполнять сложное задание. Сердобольные взрослые жалеют дошкольника и разрешают ему заниматься более интересными делами, а не учебными занятиями. Подумайте: стоит ли родителям быть такими снисходительными? Замотивируйте ребенка - объясните, что трудные задачи в будущем станет решать легче, если сейчас уделить внимание одной из них. И, конечно, дайте понять малышу, что вы вместе с ним и готовы поддержать его, помочь преодолеть учебные трудности.
  • Гиперактивность . Если кроха постоянно отвлекается, задает много вопросов и не выслушивает ответы, хватает предметы без разбора, не может сконцентрироваться на задании, то стоит проконсультироваться с неврологом и нейропсихологом. Указанные признаки могут быть симптомами синдрома гиперактивности или дефицита внимания. Требуется тщательная диагностика для выявления причин подобного поведения и последующая коррекция.
  • Неготовность ребенка к школьному обучению. Далеко не все семилетние дети способны усвоить учебный материал и правильно выполнять задания, высиживать все уроки. В таких случаях требуется психолого-педагогическое (иногда медицинское) обследование для дальнейшего выстраивания образовательного маршрута. Возможно, специалист порекомендует вам пойти в первый класс на год позже. В этом нет ничего страшного. Пусть малыш начнет обучение в 8 лет и усвоит школьную программу, сохранив адекватную самооценку. Это лучше, чем если у него будут пробелы в знаниях, высокий уровень тревожности и неуверенность в своих силах.

    Подготовка к школьному обучению - процесс длительный, требующий усердия и терпения. Для того, чтобы он протекал увлекательно, помните слова отечественного педагога В. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества» . Пусть этот рецепт помогает вам заниматься с будущим школьником и сохранит ваши отношения дружными!

    Педагог-психолог Ольга Иванова

    Елена Полушкина
    Особенности организации процесса подготовки к школе в детском саду

    Какие задачи решает процесс подготовки ребенка к школе ?

    Подготовка к школе в детском саду - это содержательный, индивидуально ориентированный процесс , который решает задачи становления у старших дошкольников основных компонентов школьной готовности . Процесс подготовки к школе состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста , а прежде всего в создании для каждого дошкольника условий наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей . Подготовка к школе обеспечивает необходимый уровень развития и перспективу дальнейшего успешного продвижения ребенка в образовании.

    Недопустимо ограничивать подготовку к школе только интеллектуальной стороной, умножением знаний детей, подготовкой к будущим учебным предметам, как это нередко все еще наблюдается на практике. Знания являются не столько самоцелью, сколько одним из средств общего развития ребенка и становления его отношения к миру. Если ребенок обладает многими знаниями, но при этом не умеет общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, не способен самостоятельно решать доступные возрасту практические вопросы, не проявляет эмоциональной отзывчивости к окружающим, его могут ожидать серьезные личностные проблемы в школе .

    В детском саду подготовка к школе осуществляется на протяжении всего дошкольного детства и завершается в старшем дошкольном возрасте . Особую роль в этом выполняют старшая и особенно подготовительная группа , в которой процесс подготовки к школе разворачивается наиболее полно.

    Подготовка к школе является частью общей цели воспитания целостной личности ребенка в дошкольном детстве . Она направлена на стимуляцию познавательной активности, коммуникативных умений, формирование детской самостоятельности , инициативы, воображения и творчества, укрепление физического и психического здоровья, а также развитие стремления к школе

    Процесс подготовки к школе отвечает общим требованиям организации современного образовательного процесса в дошкольном учреждении , но вместе с тем требует особых акцентов в отборе содержания, педагогических методов, средств, условий деятельности в целях реализации готовности к школе в полном объеме .

    Образовательный процесс в группах детей пред школьного возраста ориентирован на перспективу предстоящего обучения в школе . В связи с этим решаются задачи развития у старших дошкольников интереса к школе ; обогащения представлений о школе и жизни школьников , воспитания стремления детей к новой социальной роли и позиции школьника .

    Необходимость постановки и решения данных задач определяется логикой личностного развития. Психологические данные показывают, что личностная организация человека формируется как способ овладения будущим . Настроенность сознания, чувств, воображения личности на протекание будущих действий и отношений.

    Поэтому необходимо формировать у старших дошкольников образ школы как образ желаемого будущего, тем самым обогатить детские представления и снять присутствующую у части детей неуверенность и настороженность по поводу предстоящего обучения в школе .

    Формирование положительного образа ближайшего будущего у старшего дошкольника должно осознаваться взрослыми (педагогами и родителями) как особая задача подготовки к школе , требующая определенных средств и методов и решаемая комплексно в единстве развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и поведенческих сторон личности будущего школьника .

    Для этого в детском саду используются экскурсии в школу , встречи с учителем и школьниками , песни о школе , музыкальные, литературные произведения, игры на школьную тему , рассказы воспитателя о школьных годах , совместные со школьниками праздники , встречи с учителем и пр. Целесообразно в группе выделить учебную зону, где следует поместить школьные принадлежности , атрибуты для игр в школу , повесить рабочие тетради, школьную доску и пр .

    Главное, чтобы в развитии интереса детей к школе не было формализма , чтобы школьная перспектива , входя в содержание образовательного процесса , связывалась в первую очередь с увлекательными делами детей, с переживанием ими ощущения своего взросления, возрастания самостоятельности, с развитием уверенности в себе, стремлением к школьному обучению .

    Переход в старший возраст связан с изменением статуса дошкольников в детском саду . В общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Воспитатель помогает детям осознать и эмоционально прочувствовать свое новое положение, вовлечь детей в новые коллективные дела, важные для их личностного развития, расширить сферу социального поведения. Старшие дошкольники участвуют в оформлении детского сада к праздникам , становятся помощниками воспитателя в группе, проявляют заботу о детях младшего возраста.

    Задача воспитателя - обеспечить условия для развития у старших дошкольников широкой самостоятельности, интереса к познанию и творчеству, гуманных чувств, ценностных ориентаций, стремления к школе , к новой социальной роли ученика.

    Сущность адекватно построенного процесса подготовки к школе состоит в создании условий, в которых у ребенка в разнообразной деятельности накапливается, расширяется, осмысливается личный субъектный опыт, насыщенный средствами и способами активного взаимодействия с миром. Старшие дошкольники осваивают разные способы самостоятельного познания : наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Будущие школьники практическим путем овладевают средствами самостоятельного выражения эмоционально-ценностного отношения к миру и установления контактов с людьми (речь, невербальные средства выражения социальных эмоций, моральные и эстетические нормы культуры общения и отношений, умения взаимодействия и сотрудничества).В разных видах деятельности дети осваивают соответствующие умения : познавательные, трудовые, изобразительные, коммуникативные, игровые, конструктивные. Все это пополняет субъектный опыт детей и возможность творческого самовыражения.

    Особое внимание уделяется освоению детьми универсальных умений : принять цель деятельности, элементарно спланировать, подобрать в соответствии с целью необходимые материалы, получить результат и выразить к нему свое отношение. В разных видах деятельности создаются условия для развития у детей способности сознавать свой замысел, находить для его осуществления средства и способы , сравнивать затем полученный результат с первоначальной идеей, осуществлять элементарный самоконтроль. При этом воспитатель учит детей пользоваться наглядными средствами,помогающими планомерно двигаться к поставленной цели : опорными схемами, моделями, пооперационными картами.

    Развитие субъектной позиции, а именно детской самостоятельности , инициативы, творчества у старших дошкольников решается воспитателем широко, во всех формах образовательного процесса . Это достигается на основе интеграции образовательного содержания, взаимосвязи и взаимодополняемости разных видов детской деятельности , их единой направленности на развитие познавательной активности, самостоятельности, общения, социальных чувств и стремления к будущей позиции школьника .

    Вместе с тем следует подчеркнуть, что дети нередко испытывают неуверенность в осуществлении своих замыслов, им необходима поддержка со стороны взрослых. Ребенок должен быть уверен, что его поймут и помогут при любом исходе его попыток решить возникшую перед ним задачу. Создать для каждого ребенка ситуацию успеха в самостоятельной деятельности - важнейшая задача подготовки к школе .

    Каковы условия подготовки ребенка к школе ?

    Условием формирования готовности к школе выступает развивающее педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми.

    Единицей развивающего педагогического взаимодействия в подготовке к школе выступает проблемная образовательная ситуация, которая разрешается ребенком в вариативном сотрудничестве с воспитателем. При этом позиция воспитателя динамично меняется от активного содействия и партнерства к роли советчика и заинтересованного наблюдателя, что открывает простор для детской инициативы и творчества.

    Событийный сценарий жизни детей пред школьного возраста в детском саду выстраивается как система решения разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных ситуаций и задач, побуждающих старших дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творческому самовыражению. Воспитатель создает творческие ситуации в игровой, познавательной, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в общении со сверстниками, в ручном труде. Поддерживает творческие инициативы детей, атмосферу сотрудничества в коллективной творческой деятельности по интересам.

    Образовательные ситуации конструируются воспитателем как ситуации накопления и применения практического и игрового опыта, сотрудничества и взаимодействия, познания и экспериментирования, индивидуального и совместного со сверстниками творческого решения задач. Многие образовательные и воспитательные задачи решаются в рамках совместных детских проектов , которые объединяют детей решением общей,увлекательной задачи : организация театральной студии , выпуск иллюстрированной детьми книги «Любимые сказки» , подготовка праздника «Наши домашние питомцы» и пр.

    В процессе взаимодействия с дошкольниками воспитатель побуждает их к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, выдвижение гипотез, задает вопросы, вовлекает в коллективное обсуждение.Используются разные формы общения с детьми : познавательное, деловое, произвольно-контекстное, вне ситуативно-личностное, при этом учитывается уровень коммуникативных умений и коммуникативной культуры каждого ребенка.

    Продолжается воспитание доброжелательных и дружеских взаимоотношений детей. Под руководством воспитателя эти отношения становятся более устойчивыми, формируются избирательные отношения, основанные на взаимной симпатии детей и общих интересах. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым в детском обществе . Это дает ему необходимое для полноценного личностного развития ощущение уверенности и защищенности. Воспитателю необходимо хорошо знать, как складывается система межличностных отношений в группе, и своевременно оказывать помощь в преодолении трудностей общении детей со сверстниками.

    Своим поведением воспитатель всегда показывает детям пример доброго, заботливого отношения к людям, ко всему живому. Он привлекает внимание детей к внешним признакам выражения эмоционального и физического состояния людей, учит «прочитывать эмоции» , активно проявлять сочувствие и готовность помочь.Расширяется область применения детьми правил культуры поведения и общения : поведение на улице, в общественных местах, в транспорте, правила безопасного поведения, общения с незнакомыми людьми и пр. Все это составляет необходимую часть социальной готовности ребенка к школе .

    В подготовке к школе воспитатель постоянно опирается на растущую самостоятельность и достижения детей. Это выражается в постановке перед детьми новых, более сложных задач; в повышении требований к организованности и целенаправленности поведения и деятельности детей; в развитии умений самоконтроля и самооценки результатов; в постепенном формировании у детей воли, чувства личной ответственности за действия и поступки. В педагогическом процессе детского сада необходимо предусмотреть условия для разно темпового продвижения с учетом возможностей детей, сохраняя тем самым естественный ход детского развития .

    Предметом особого внимания воспитателя являются охрана и укрепление физического и психического здоровья будущих школьников , развитие двигательной деятельности и активности, воспитание гигиенической культуры, приобщение к ценностям здорового образа жизни.

    Между 6 и 7 годами происходит активное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствуются двигательные качества. Но организм ребенка чувствителен к деформирующим воздействиям. Необходим постоянный контроль позы и осанки детей, использование общеразвивающих физических упражнений, укрепляющих мышечную систему, а также специальные меры для предупреждения развития плоскостопия и функциональных отклонений осанки.

    Игровая деятельность сохраняет свое развивающее и образовательное значение в подготовке старших дошкольников к школе . В разно образных сюжетных и творческих играх продолжают кристаллизоваться социальные навыки и умения, общение, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание. Фантазия и воображение ребенка особенно выпукло раскрываются в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам.

    В играх с правилами у будущих школьников складываются ценные механизмы правило сообразного поведения, предпосылки учебной деятельности. Игра органично вплетается педагогом в непосредственно образовательную деятельность. Обучение старших дошкольников строится как увлекательная проблемно-познавательная деятельность.Ребенок овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Игровая основа при этом сохраняется. Подбор разнообразных развивающих игр - способствующих развитию памяти , внимания, речи, способов мышления , коммуникативных умений - служит становлению всех видов готовности к школе (интеллектуальной, речевой, социальной, волевой и пр.) .

    Специальная готовность к школе - развитие математических представлений, родного языка, обучение началам грамоты - включается в общее содержание образовательного процесса . С этой целью используются игровые формы обучения, рабочие тетради, логические блоки, предметные и графические модели. Необходимы также печатные буквы, трафареты букв, вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон буквы (для обследования пальцами, кубики со слогами, картинки, подписанные печатными буквами, настольно-печатные игры с буквами, цифрами, тетради, ручки и пр. Дети сами составляют из букв свои имена, приклеивают их на шкафчики с одеждой, на свои рисунки. В подготовительной группе можно прикреплять к предметам интерьера «этикетки» ,написанные печатными буквами : «стол» , «стул» , «картина» , «рама» и пр. Это помогает в овладении чтением.

    Особое внимание уделяется развитию мелких мышц кисти рук, что подготавливает ребенка к освоению письма. С этой целью воспитатель проводит пальчиковую гимнастику,графические упражнения : штриховки и закрашивание контурных изображений, обведение трафаретов, рисование и копирование узоров и орнаментов, рукоделие, силуэтное вырезание ножницами и пр. Эти упражнения включаются в занятия, а также становятся частью игр детей «в школу » .

    Предметно-образовательная среда в старших группах проектируется с учетом задач активизации разных видов деятельности, развития детского сотрудничества и дружеских взаимоотношений, творчества и поисковой активности. В подборе материалов учитываются интересы и мальчиков, и девочек. В предметной среде обязательными являются материалы,активизирующие познавательную деятельность детей : развивающие игры, ребусы, кроссворды, технические игрушки и устройства, конструкторы, модели.Большой выбор предметов для развития исследовательской активности и экспериментирования : магниты, лупы, весы, мензурки, фильтры, микроскопы, электрические фонарики и т. п. Детские энциклопедии , иллюстрированные альбомы, проспекты обогащают представления о мире и расширяют общий кругозор, необходимый будущему школьнику . Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников . Воспитатель инициирует и поддерживает обсуждение интересующих детей проблем, вовлекает их в совместные проекты и мини-исследования.

    Процесс формирования школьной готовности предполагает систематическое отслеживание хода развития детей в образовательном процессе . Педагогическая диагностика - необходимый инструмент современного компетентного воспитателя. Промежуточная педагогическая диагностика позволяет своевременно учесть проблемы в становлении основных компонентов готовности к школе и осуществить эффективный индивидуальный подход к ребенку.

    Условием эффективной подготовки детей к школе является взаимодействие детского сада и семьи . Их взаимодействие определяется единым пониманием сущности готовности к школе , содержания, форм

    иметодов подготовки к школьному обучению в детском саду и семье . Взаимодействие воспитателей и родителей, их двустороннее доверие

    исотрудничество обеспечивают согласованное сопровождение подготовки ребенка к школе с учетом его индивидуальности и темпов развития.

    Вцелом процесс подготовки к школе строится на основе «открывающейся перспективы» , которая постепенно личностно принимается ребенком, эмоционально и практически переживается им как ощущение нарастающей самостоятельности и уверенности в успешном решении будущих задач.

    Какие изменения происходят с ребенком в процессе подготовки к школе ?

    В результате подготовки к школе в развитии ребенка происходят следующие важные изменения.

    Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста . Подняв правую руку вверх, через голову ребенок может кистью правой руки перекрыть левую ушную раковину (филиппинский тест) . Идет смена молочных зубов на постоянные. Повышается интеллектуальная и физическая работоспособность ребенка . Эти позитивные изменения являются маркерами биологической зрелости ребенка, необходимой для начала школьного обучения .

    Говоря о физическом развитии будущего школьника , следует отметить успехи в освоении движений. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Он самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры , соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развиваются кисть, мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.

    Сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения . Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира.Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей : временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.

    За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные

    ивторостепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач.

    Уребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Он приобрел ценное умение - принять от взрослого или выдвинуть самостоятельно простую познавательную задачу, воспользоваться для ее решения рекомендациями педагога или разрешить ее самостоятельно на основе известных ему способов (сравнение, анализ, измерение и т. п., понятно выразить в речи итог познания. Главное, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи

    иправила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения воспитателя. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками.

    Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности и сформированы необходимые для того умения и навыки. Он приобрел опыт успешной самостоятельной деятельности, и это придало ему уверенности в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Он способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности ). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли - ученика.

    Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения и общения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение .

    Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выказывает живой интерес к общему результату.В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления : он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольника они еще только складываются,и подходить с высокими требованиями к произвольному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно.

    В поведении и отношении к окружающему у ребенка проявляются социально ценные черты. Он доброжелателен, выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь, проявляет уважение к старшим, бережно относится к животным, растениям. Его чувства приобретают социально нравственную окраску, становятся более устойчивыми.

    Развивается самосознание ребенка, его представления о себе, формируется положительный образ «Я» . Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. Ему хочется стать школьником , получить новый социальный статус.

    Все эти достижения в развитии ребенка на пороге школы свидетельствуют об успешном становлении готовности к началу школьного обучения .

    Условием формирования готовности к школе выступает развивающее педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми.

    Единицей развивающего педагогического взаимодействия в подготовке к школе выступает проблемная образовательная ситуация, которая разрешается ребенком в вариативном сотрудничестве с воспитателем. При этом позиция воспитателя динамично меняется от активного содействия и партнерства к роли советчика и заинтересованного наблюдателя, что открывает простор для детской инициативы и творчества.

    Событийный сценарий жизни детей предшкольного возраста в детском саду выстраивается как система решения разнообразных, постепенно усложняющихся, отвечающих актуальным детским потребностям и интересам проблемных ситуаций и задач, побуждающих старших дошкольников к проявлению самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, творческому самовыражению. Воспитатель создает творческие ситуации в игровой, познавательной, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в общении со сверстниками, в ручном труде. Поддерживает творческие инициативы детей, атмосферу сотрудничества в коллективной творческой деятельности по интересам.

    Образовательные ситуации конструируются воспитателем как ситуации накопления и применения практического и игрового опыта, сотрудничества и взаимодействия, познания и экспериментирования, индивидуального и совместного со сверстниками творческого решения задач. Многие образовательные и воспитательные задачи решаются в рамках совместных детских проектов, которые объединяют детей решением общей, увлекательной задачи: организация театральной студии, выпуск иллюстрированной детьми книги «Любимые сказки», подготовка праздника «Наши домашние питомцы» и пр.

    В процессе взаимодействия с дошкольниками воспитатель побуждает их к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, выдвижение гипотез, задаст вопросы, вовлекает в коллективное обсуждение. Используются разные формы общения с детьми: познавательное, деловое, произвольно-контекстное, внеситуативно-личностное, при этом учитывается уровень коммуникативных умений и коммуникативной культуры каждого ребенка.

    Продолжается воспитание доброжелательных и дружеских взаимоотношений детей. Под руководством воспитателя эти отношения становятся более устойчивыми, формируются избирательные отношения, основанные на взаимной симпатии детей и общих интересах. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым в детском обществе. Это дает ему необходимое для полноценного личностного развития ощущение уверенности и защищенности. Воспитателю необходимо хорошо знать, как складывается система межличностных отношений в группе, и своевременно оказывать помощь в преодолении трудностей в общении детей со сверстниками.

    Своим поведением воспитатель всегда показывает детям пример доброго, заботливого отношения к людям, ко всему живому. Он привлекает внимание детей к внешним признакам выражения эмоционального и физического состояния людей, учит «прочитывать эмоции», активно проявлять сочувствие и готовность помочь. Расширяется область применения детьми правил культуры поведения и общения: поведение на улице, в общественных местах, в транспорте, правила безопасного поведения, общения с незнакомыми людьми и пр. Все это составляет необходимую часть социальной готовности ребенка к школе.

    В подготовке к школе воспитатель постоянно опирается на растущую самостоятельность и достижения детей. Это выражается в постановке перед детьми новых, более сложных задач; в повышении требований к организованности и целенаправленности поведения и деятельности детей; в развитии умений самоконтроля и самооценки результатов; в постепенном формировании у детей воли, чувства личной ответственности за действия и поступки. В педагогическом процессе детского сада необходимо предусмотреть условия для разнотемпового продвижения с учетом возможностей детей, сохраняя тем самым естественный ход детского развития.

    Предметом особого внимания воспитателя являются охрана и укрепление физического и психического здоровья будущих школьников, развитие двигательной деятельности и активности, воспитание гигиенической культуры, приобщение к ценностям здорового образа жизни. Между 6 и 7 годами происходит активное развитие опорно-двигательного аппарата, совершенствуются двигательные качества. Но организм ребенка чувствителен к деформирующим воздействиям. Необходим постоянный контроль позы и осанки детей, использование общеразвивающих физических упражнений, укрепляющих мышечную систему, а также специальные меры для предупреждения развития плоскостопия и функциональных отклонений осанки.

    Игровая деятельность сохраняет свое развивающее и образовательное значение в подготовке старших дошкольников к школе. В разнообразных сюжетных и творческих играх продолжают кристаллизоваться социальные навыки и умения, общение, дружеские взаимоотношения, взаимопонимание. Фантазия и воображение ребенка особенно выпукло раскрываются в ролевой и режиссерской игре, которая к концу дошкольного периода характеризуется наличием оригинального замысла, гибкостью развертывания сюжетной линии сообразно условиям и обстоятельствам.

    В играх с правилами у будущих школьников складываются ценные механизмы правилосообразного поведения, предпосылки учебной деятельности. Школьная жизнь связана с соблюдением различных правил и норм поведения. Регулярность и точность приобретают особое значение. Если ребенок не привык к тому, что в социальной жизни нужно соблюдать известные нормы и правила, ему будет трудно освоиться в школьной жизни. Если дома нет порядка, которого придерживаются все члены семьи, то в школе у ребенка могут возникнуть проблемы.

    Игра органично вплетается педагогом в непосредственно образовательную деятельность. Обучение старших дошкольников строится как увлекательная проблемно-познавательная деятельность. Ребенок овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Игровая основа при этом сохраняется. Подбор разнообразных развивающих игр (способствующих развитию памяти, внимания, речи, способов мышления, коммуникативных умений) служит становлению всех видов готовности к школе (интеллектуальной, речевой, социальной, волевой и пр.).

    Специальная готовность к школе - развитие математических представлений, родного языка, обучение началам грамоты -- включается в общее содержание образовательного процесса. С этой целью используются игровые формы обучения, рабочие тетради, логические блоки, предметные и графические модели. Необходимы также печатные буквы, трафареты букв, вырезанные из наждачной бумаги и наклеенные на картон буквы (для обследования пальцами), кубики со слогами, картинки, подписанные печатными буквами, настольно-печатные игры с буквами, цифрами, тетради, ручки и пр. Дети сами составляют из букв свои имена, приклеивают их на шкафчики с одеждой, на свои рисунки. В подготовительной группе можно прикреплять к предметам интерьера «этикетки», написанные печатными буквами: «стол», «стул», «картина», «рама» и пр. Это помогает в овладении чтением.

    Особое внимание уделяется развитию мелких мышц кисти рук, что подготавливает ребенка к освоению письма. С этой целью воспитатель проводит пальчиковую гимнастику, графические упражнения: штриховки и закрашивание контурных изображений, обведение трафаретов, рисование и копирование узоров и орнаментов, рукоделие, силуэтное вырезание ножницами и пр. Эти упражнения включаются в занятия, а также становятся частью игр детей «в школу».

    Предметно-образовательная среда в старших группах проектируется с учетом задач активизации разных видов деятельности, развития детского сотрудничества и дружеских взаимоотношений, творчества и поисковой активности. В подборе материалов учитываются интересы и мальчиков, и девочек. В предметной среде обязательными являются материалы, активизирующие познавательную деятельность детей: развивающие игры, ребусы, кроссворды, технические игрушки и устройства, конструкторы, модели. Большой выбор предметов для развития исследовательской активности и экспериментирования: магниты, лупы, весы, мензурки, фильтры, микроскопы, электрические фонарики и т. п. Детские энциклопедии, иллюстрированные альбомы, проспекты обогащают представления о мире и расширяют общий кругозор, необходимый будущему школьнику. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников. Воспитатель инициирует и поддерживает обсуждение интересующих детей проблем, вовлекает их в совместные проекты и мини-исследования.

    Процесс формирования школьной готовности предполагает систематическое отслеживание хода развития детей в образовательном процессе. Педагогическая диагностика - необходимый инструмент современного компетентного воспитателя. Промежуточная педагогическая диагностика позволяет своевременно учесть проблемы в становлении основных компонентов готовности к школе и осуществить эффективный индивидуальный подход к ребенку.

    Условием эффективной подготовки детей к школе является взаимодействие детского сада и семьи. Их взаимодействие определяется единым пониманием сущности готовности к школе, содержания, форм и методов подготовки к школьному обучению в детском саду и семье. Взаимодействие воспитателей и родителей, их двустороннее доверие и сотрудничество обеспечивают согласованное сопровождение подготовки ребенка к школе с учетом его индивидуальности и темпов развития.

    В целом процесс подготовки к школе строится на основе «открывающейся перспективы», которая постепенно личностно принимается ребенком, эмоционально и практически переживается им как ощущение нарастающей самостоятельности и уверенности в успешном решении будущих задач.

    Родители будущих первоклассников найдут ответы на следующие вопросы:

    Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»

    Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу.

    Как правильно подготовить ребёнка к школе.

    Надо ли обучать ребёнка чтению до поступления в школу.

    С помощью предложенного теста «Готов ли ребёнок идти в школу» родители смогут определить уровень готовности к школе своего ребёнка.Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подска­жет вам темы дальнейших занятий с будущим школьником.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Как правильно подготовить ребёнка к школе?

    Раньше готовым к школе считался ребёнок, обладающий определённым запасом знаний. Сейчас психологи и педагоги утверждают, что знания — это не цель, а средство развития ребёнка.

    Главное — это не само знание, а умение им пользоваться, самостоятельно его добывать, анализировать.

    Поэтому самым важным элементом подготовки ребёнка к школе является формирование умения учиться. Учите ребёнка сознательно подчинять свои действия общему правилу (например, читать книгу сидя, соблюдая расстояние от глаз до книги 25—30 см), внимательно слушать говорящего и точно выполнять данное задание, проявлять самостоятельность, инициативу, творчество в любом виде деятельности.

    Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире. Если вы не будете отмахиваться от возникающих у ребёнка вопросов, не будете отгораживать его от окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.

    Развивайте устную речь будущего школьника. Как можно чаще читайте своему ребёнку детскую литературу; беседуйте с ним о прочитанных произведениях; чаще просите ребёнка пересказать только что услышанную им сказку или рассказать о том, что интересного он увидел во время прогулки.

    Чаще превращайте повседневные просьбы в развивающие задания. Например, для лучшего ориентирования ребёнка в пространстве эффективны следующие задания:

    Подай, пожалуйста, чашку, которая стоит справа от тарелки.

    Найди на верхней полке третью книгу, считая справа налево.

    Скажи, что находится в комнате за комодом, между стулом и диваном, за телевизором.

    Развивайте мелкую моторику с помощью лепки, рисования, штриховки, конструирования из различных дета

    лей. Чем лучше развита рука, тем легче ребёнку научиться писать, тем быстрее развивается его интеллект.

    Приучайте будущего первоклассника к школьному режиму — рано ложиться спать и рано вставать. Прививайте ему привычку соблюдать элементарные санитарно-гигиенические навыки: пользоваться общественным туалетом; мыть руки перед едой и др. Учите его самостоятельно одеваться, аккуратно складывать свои вещи, соблюдать порядок.

    Воспитывайте у ребёнка позитивное отношение к школе. Попробуйте создать «романтическую обстановку» вокруг школьной жизни, где будут новые друзья, мудрая учительница и целый набор новых впечатлений и эмоций.

    Никогда не запугивайте ребёнка школой: «Вот пойдёшь в школу, там быстро тебя воспитают!»

    Чтобы у ребёнка возникло ощущение, что он вступает в новую полосу жизни, кардинально измените его жизнь: сделайте перестановку в комнате ребёнка, придумайте ему новые обязанности по дому и т.д.

    Предварительный просмотр:

    Надо ли обучать ребёнка чтению до поступления в школу?

    НАДО! Чем раньше ребёнок начинает читать, тем больше ему нравится это делать и тем лучше он справляется с чтением.

    Учёные приводят ряд причин, по которым следует учить ребёнка читать, начиная даже не с дошкольного возраста, а с самого раннего детства:

    1. Дети гиперактивны, любознательны. Если ребёнку 3—7 лет предоставить возможность утолить жажду знаний, гиперактивность снизится, что предохранит его от травм и позволит изучать окружающий мир более успешно.

    2.Почти все дети в возрасте «от двух до пяти» обладают уникальными способностями, в том числе умением впитывать знания. Всем известна та лёгкость, с какой маленькие дети запоминают новую и порой даже непонятную им информацию.

    3. Научившись читать в раннем возрасте, ребёнок сумеет освоить гораздо больше информации, чем те из его сверстников, кто был лишён такой возможности. Если он рано научился читать, то в 1-м классе ему по силам будет тот материал, который обычно дают детям в возрасте 8—12 лет.

    4. У детей, научившихся рано читать, способность к пониманию развита гораздо лучше. Они к моменту поступления в школу читают уже не по слогам, не понимая смысла прочитанного, а выразительно, целыми словами.

    5. Тот ребёнок, который научился рано читать, любит чтение. Многие родители считают, что детям, которые уже умеют читать, в 1-м классе будет скучно. Утверждать, что чем больше дети знают, тем больше они будут скучать, — то же самое, что утверждать, будто дети, которые ничего не знают, будут всем интересоваться и забудут о скуке. Если в классе неинтересно, то скучать будут все. Если же интересно, то заскучают лишь те, кто не способен ничего понять.

    И ещё один любопытный факт: когда ребёнка учат читать в домашних условиях, успех — стопроцентный, вне зависимости от использованной методики.

    Предварительный просмотр:

    Тест «Готов ли ребёнок идти в школу?»

    Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребёнка к школе.

    Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребёнок к школе.

    1. Может ли ваш ребёнок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25—30 минут (например, собирать пазлы)?

    2.Говорит ли ваш ребёнок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдёт новых друзей?

    3.Может ли ваш ребёнок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

    4.Знает ли ваш ребёнок наизусть несколько стихотворений?

    5.Верно ли, что ваш ребёнок в присутствии незнакомых людей ведёт себя непринуждённо, не стесняется?

    6.Умеет ли ваш ребёнок изменять имя существительное по числам (например: рама — рамы, ухо — уши, человек — люди, ребёнок — дети)!

    9.Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

    10.Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: «В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?»; «В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?»)?

    11.Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк!»)?

    12.Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

    13.Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

    14.Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом (а именно: мебель) стол, диван, стул, кресло)?

    15.Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

    16.Знает ли ваш ребёнок названия времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

    17.Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

    Оценка результата.

    15 — 17 вопросов, можете считать, что ваги ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

    Если вы утвердительно ответили на 10 — 14 вопросов, значит ваш ребёнок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

    Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

    Предварительный просмотр:

    Что должен знать и уметь ребёнок, поступающий в школу?

    Предлагаем примерный перечень знаний и умений будущего первоклассника.

    Ребёнок должен знать:

    Своё имя, отчество, фамилию;

    Свой возраст и дату рождения;

    Свой домашний адрес и номер телефона;

    Название своего города, его главные достопримечательности;

    Название страны, в которой он живёт;

    Фамилии, имена, отчества родителей, их профессии;

    Названия времён года и месяцев (их последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);

    Названия домашних животных и их детёнышей;

    Названия некоторых диких животных и их детёнышей;

    Названия зимующих и перелётных птиц;

    Названия овощей, фруктов и ягод;

    Названия средств транспорта: наземного, водного, воздушного.

    Ребёнок должен уметь:

    Различать предметы одежды, обувь и головные уборы;

    Пересказывать русские народные сказки;

    Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

    Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая-левая сторона, верх-низ и т. д.);

    Полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составлять (придумывать) рассказ по картинке;

    Запомнить и назвать 6—10 предметов, слов;

    Различать гласные и согласные звуки;

    Разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;

    Определять количество и последовательность звуков в словах типа мак, дом, кит;

    Хорошо владеть ножницами (вырезать из бумаги полоски, квадраты, круги, прямоугольники, вырезать по контуру фигуры);

    Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; --рисовать геометрические фигуры; аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов;

    внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут);

    Сохранять прямую, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

    Предварительный просмотр:

    Что означает понятие «готовность ребёнка к школе»?

    Детские психологи выделяют несколько критериев готовности ребёнка к школе.

    Физическая готовность. Обучение в школе связано с большими физическими и психологическими нагрузками. Заполняя медицинскую карту ребёнка перед поступлением в школу, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить консультацию у врачей-специалистов. Если у ребёнка есть серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения или специальная школа, не пренебрегайте советами врачей.

    Интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, воспроизводить данный образец; развитие мелкой моторики; концентрация внимания и др.). Интеллектуальная готовность — это не только умение читать и писать, но и развитие речи (умение ответить на вопрос, задать вопрос, пересказать текст), умение рассуждать и мыслить логически.

    Социальная готовность. Это потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

    Психологическая готовность. С этой точки зрения готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не только внешней стороной (замечательный ранец, красивая ученическая форма), но и возможностью получать новые знания и умения. Ребёнок, готовый к школе, желает учиться и потому, что ему хочется занять определённую позицию в обществе, открывающую доступ в мир взрослых, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома.