» » Официальные сокращения учёных степеней. Т.п. гаврилова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики пгпу V. Развитие мелкой моторики

Официальные сокращения учёных степеней. Т.п. гаврилова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики пгпу V. Развитие мелкой моторики

Обложка диплома кандидата наук (советского образца)

Профессиональный портрет кандидата наук [ | ]

Кандидаты наук - высококвалифицированные специалисты с профессиональным опытом, накопленным в течение хотя бы трёх-четырёх лет после окончания вуза (магистратуры или специалитета). Чаще всего ими становятся лица в возрасте чуть моложе тридцати, склонные к исследовательской работе и обязательно имеющие опубликованные научные труды . Большинство таких специалистов являются сотрудниками различных (академических, промышленных) или преподавателями вузов.

Обычно претендент на учёную степень нацелен на дальнейшую научно-педагогическую карьеру. Получение степени кандидата наук (или её иностранных эквивалентов) в значительной мере способствует должностному росту и в РФ, и за рубежом. В России обладание этой степенью облегчает занятие позиции доцента в вузе или старшего научного сотрудника в НИИ, а также принимается во внимание вне научно-образовательной сферы . Наличие степени абсолютно необходимо для получения учёного звания доцента . Носитель учёной степени кандидата наук в России, продолжающий активную исследовательскую деятельность, в будущем может стать доктором наук и профессором.

Учёные со статусом, эквивалентным кандидату наук, составляют основу кадрового состава многих научных организаций и университетов в мире. Согласно переписи 2010 года , в России насчитывалось 595 526 лиц , имевших степень кандидата наук :Т. 3. 550 . Наибольшее их количество проживало в Москве (197897 человек) :Т. 3. 571 .

История степени «кандидат» в России [ | ]

Непосредственно после Октябрьской революции 1917 года все степени, чины и звания были отменены. Степень кандидата наук - уже в современном понимании - учреждена вместе с другими учёными степенями и званиями Совнаркома СССР от 13 января 1934 года и унаследована РФ в постсоветский период.

Порядок присуждения степени кандидата наук в РФ [ | ]

Основные моменты [ | ]

В России учёная степень кандидата наук присуждается диссертационным советом , состоящим из докторов наук по данной специальности и действующим при университете или научно-исследовательском институте, по итогам публичной защиты кандидатской диссертации .

Важнейшим требованием предзащитной подготовки является наличие опубликованных в рецензируемых журналах из списка ВАК («ВАК» = Высшая аттестационная комиссия) научных статей, содержащих результаты изысканий диссертанта и отражающих научную новизну исследования.

Диссертационное исследование выполняется соискателем под руководством научного руководителя, имеющего учёную степень доктора или кандидата наук по данной специальности, обычно (но не обязательно) во время учёбы в аспирантуре (адъюнктуре).

Типичный объём текста кандидатской диссертации - около 150 страниц, но жёстких границ нет.

Диссертация и ее автореферат пишутся на русском языке, сама защита также проходит на русском языке (при необходимости защита может проходить на иностранном языке, но с обеспечением перевода на русский язык). В июне 2017 года иностранным гражданам было разрешено представлять диссертацию и ее автореферат одновременно на русском и иностранном языках .

Процедура защиты диссертации [ | ]

До защиты соискатель степени должен сдать ряд экзаменов (так называемый кандидатский минимум): по истории и философии науки, иностранному языку и специальности.

Соискателем публикуется автореферат диссертации (тиражом около 100 экз.), который за месяц до защиты рассылается по крупным научным библиотекам и вузам России, а также членам диссертационного совета и специалистам в данной отрасли науки. Кроме этого, тексты диссертации и автореферата размещаются на сайте организации, при которой создан диссертационный совет, принявший диссертацию к защите.

Сама диссертация - также за месяц - передаётся в свободный доступ в библиотеку учреждения, где будет происходить защита, и двум официальным оппонентам, которые предварительно пишут, а в день защиты оглашают свой отзыв. Оппоненты не могут быть связаны соавторством или местом работы с соискателем; один из них обязательно должен быть доктором наук.

Во время защиты диссертант делает сообщение по результатам диссертационной работы, отвечает на вопросы членов диссертационного совета по своему докладу, диссертации и автореферату. Далее зачитываются отзывы ведущей организации, а также отзывы, поступившие на автореферат. Соискатель отвечает на замечания, содержащиеся в этих отзывах. Вслед за этим выступают официальные оппоненты и следуют ответы на вопросы из отзывов оппонентов. Завершающая часть защиты - свободная дискуссия, выступить в ходе которой вправе любой присутствующий. Затем соискатель отвечает на вопросы и замечания, прозвучавшие в ходе этой дискуссии, вслед за чем переходят к тайному голосованию, в котором принимают участие только члены диссертационного совета.

Приблизительно такой же порядок присуждения степени существовал в СССР и продолжает существовать в некоторых странах СНГ.

Оформление документа о степени [ | ]

Диплом кандидата наук нового российского образца

В случае положительного итога голосования документы (т. наз. «аттестационное дело») направляются в ВАК , где принимается решение о выдаче диплома кандидата наук. Обычно рассмотрение дела в ВАК занимает несколько месяцев.

С 1 сентября 2016 года два российских вуза - МГУ и СПбГУ - были наделены полномочиями присуждать учёные степени без последующего взаимодействия с ВАК , а в перспективе список учреждений, автономных от ВАК, планировалось расширить . С 1 сентября 2017 года аналогичные полномочия получили ещё 19 вузов и 4 научные организации РФ согласно перечню . Юридической базой нововведения стал Федеральный закон ФЗ-148 , которым внесены соответствующие изменения в статью 4 ФЗ-127 «О науке и государственной научно-технической политике»; при этом оговорено, что учёные степени, полученные в упомянутых организациях, дают обладателям те же права, что и степени, утверждённые в ВАК .

Лишение степени [ | ]

Лица, которым учёные степени присуждены с нарушением установленного порядка, могут быть лишены этих степеней ВАК, как правило, на основании ходатайств диссертационных советов, на заседании которых состоялась защита диссертаций .

Разновидности кандидатской степени по отраслям науки [ | ]

В зависимости от специальности, по которой происходит защита кандидатской диссертации, соискателю в России присуждается одна из следующих учёных степеней :

Существует, но в настоящее время не присуждается степень кандидата военно-морских наук (присуждалась с 1930-х до конца 1970-х). Некоторое время (в 1940-х годах) учёная степень кандидата искусствоведения называлась «кандидат искусствоведческих наук». Учёная степень кандидата политических наук существовала в 1940-х гг., затем была отменена, в 1990-х гг. вновь введена.

В педагогических науках до 1950 года к наименованию ученой степени обязательно добавлялось описание узкой специализации («… по методике истории», «… по физической культуре» и т.п.). Спорадически в названии научной специальности подобные уточнения присутствовали до конца 1960-х годов. Учёная степень по психологическим наукам начала присуждаться с 1968 года . До этого (с 1953 года) присуждалась ученая степень «кандидат педагогических наук (по психологии)».

25 сентября 2015 года Высшей аттестационной комиссией был утвержден паспорт новой научной специальности «Теология ». Теперь по этой специальности можно защищать диссертационные работы и получать учёные степени кандидата и доктора наук .

Многие специальности допускают присуждение соискателям учёной степени по нескольким вариантам отраслей наук в зависимости от преобладающей предметной области конкретной диссертации. Например, по специальности 02.00.04 (физическая химия) могут быть присуждены степени кандидата физико-математических, технических или химических наук. При этом, однако, соблюдается принцип «одна диссертация - одна отрасль наук» независимо от количества специальностей диссертации и отраслей наук специальности. Также конкретный диссертационный совет может быть ограничен в номенклатуре присуждаемых степеней, в зависимости от отрасли.

Украина [ | ]

Список степеней, присуждаемых украинским учёным , в основном повторяет российский, за следующими исключениями:

  • Геолого-минералогические науки в названиях степеней заменены на геологические науки;
  • Введены степени кандидата наук по физическому воспитанию и спорту, кандидата наук по государственному управлению, кандидата наук по социальным коммуникациям. Выделяется также отрасль наук «Национальная безопасность», однако по ней присуждаются степени кандидатов военных, технических, юридических и других наук - степени кандидата наук по национальной безопасности нет.

Международные аспекты [ | ]

Аналоги степени кандидата наук за рубежом [ | ]

Наиболее распространённым аналогом [ ] советской и российской степени кандидата наук является степень доктора философии (Ph.D.). Такая степень существует в США, Канаде и других государствах.

В Германии аналогом российской кандидатской степени выступает степень доктора (нем. Doktor ), несмотря на её название.

Во многих европейских странах ранее присуждалась степень, наименование которой на местном языке содержало понятие «кандидат», упразднённая в ходе Болонского процесса . При этом упразднение означает не ликвидацию соответствующего уровня, а замену наименования на Ph.D. Так произошло в ряде стран СЭВ - Болгарии (болг. Кандидат на науките , упразднена в середине 1990-х), Чехословакии (чеш. Kandidát věd , словацк. Kandidát vied , упразднена в Чехии в 1998, в Словакии в 1996). В 2014 году , с принятием нового Закона Украины «О высшем образовании» , степень кандидата наук там тоже упразднена и приравнена к степени доктора философии . Подобная степень, предшествующая степени доктора наук и называемая по-латыни лат. candidatus/candidata с добавлением названия науки, существовала также в Дании, Норвегии, Исландии. В Югославии степени кандидата наук отвечала степень магистра наук (Magister Scientiæ, mr. sci, ныне упразднена), как это было в Российской империи в XIX веке.

Германия

Министерство образования и науки Российской Федерации (функционировавшее в 2004-2018 гг.), в компетенцию которого входили академические квалификации, приняло решение о признании германской академической квалификации «Habilitation » на уровне российской учёной степени «доктор наук», а германской академической степени «Doktor» на уровне российской учёной степени «кандидат наук». В Федеративной Республике Германия признание входит в компетенцию министерств земель, когда речь идёт о выдаче разрешения на использование учёных степеней в обществе, и в компетенцию высших учебных заведений, когда речь идёт об академическом поприще, включая научно-исследовательскую деятельность . Эти органы признают российскую учёную степень «доктор наук» на уровне германской академической квалификации «Habilitation», а российскую учёную степень «кандидат наук» на уровне германской академической степени «Doktor».

См. также [ | ]

Примечания [ | ]

  1. Кандидат наук / М. Н. Волков // Италия - Кваркуш. - М. : Советская энциклопедия, 1973. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 11).
  2. Пересмотр Международной стандартной классификации образования (МСКО) (неопр.) . UNESCO (5 сентября 2011). Архивировано 15 июля 2013 года.
  3. Степень не заменит опыта (неопр.) . Российская Газета (6 марта 2012). - «[но]... большинство работодателей подтверждают, что наличие ученой степени является плюсом к резюме соискателя». Проверено 12 июня 2017.

Слово "chair ", часто используемое в российских переводах в значение "кафедра", такого значения не имеет, а означает руководящую ("заведующий") или профессорскую должность в университете.

Вот определение словаря "Macmillan": "CHAIR - the position or job of being a professor in a university - He held the Chair of Botany at Cambridge for 30 years" - Что можно перевести: "Он 30 лет был главным специалистом по ботанике в Кембридже").

Ещё один пример, где говориться, что "chair" - это титул, звание ("title"): "University Research Chairs: The University of Waterloo owes much of its reputation and stature to the quality of its professors and their scholarly accomplishments. University of Waterloo recognizes exceptional achievement and pre-eminence in a particular field of knowledge through the designation "University Research Chair" - a title which may be held for up to seven years, with the possibility of a re-nomination. A faculty member with this title will receive either a teaching reduction of one course per year or an annual stipend of $10,000, which will be allocated to the Department/School if teaching reduction is chosen. The University Research Chair title and benefits will be relinquished if a Canada Research Chair or other major research chair is awarded."

Из следующего примера видно, что должность "Department Chair" примерно соответствует должности заведующего кафедрой: "What a Department Chair Can-and Can"t-Do: The responsibilities and limits of power for heads of college departments vary greatly. Every department at a college has one: a chair who, typically, is a faculty member in that department, assigned by the dean to manage the department."

Обязанности "Department Chair" (зав. кафедрой) описаны на сайте Висконсинского университета: "Department Chair Role and Responsibilities: The chair is responsible for facilitating the operation of a department, the fundamental academic unit within the university. Description of the chair"s roles and responsibilities must be understood in the overall context of responsibility and accountability. ... The chair facilitates the management of the department. To carry out this responsibility, the chair oversees, directly or indirectly, the daily progress toward achieving teaching, research, and service goals as set out in the department"s plan. With the Chair"s leadership and facilitation, faculty members provide students the educational opportunity necessary to be prepared for meaningful personal and professional lives. To this end, the chair plays an important role in providing the dean/provost, through the budget and planning process, with class schedules, program plans and estimates of resources needed to carry out department functions."

Таким образом, все приведенные примеры доказывают, что "chair" в контексте высшего образование относится к должности или званию человека и не может переводиться на русский язык как "кафедра" (department).

кафедры педагогики ПГПУ



Изучение нравственных ценностей и

Познай себя

Методика "Самый-самый"

Инструкция: Перед тобой три (четыре, пять), вертикальные линии, каждая из них обозначает какое-либо свойство личности. На каждой линии найди себя, обозначь точкой, а затем соедини точки одной линией.

Обработка результатов: линия посередине или выше середины говорит о нормальной самооценке, слишком высокая линия – завышенная самооценка, слитком низкая – заниженная.

Анкета "Самооценка"

1. За что тебя хвалят воспитатели?

2. За что тебя любят родители?

3. Что нравится в людях тебе и твоим товарищам?

4. Какие положительные качества присущи тебе?

5. Какие недостатки отмечают у тебя товарищи?

6. На какие недостатки указывают воспитатели?

7. На какие недостатки обращают внимание родители?

8. Какие недостатки, на твой взгляд, у тебя есть?

Анкета "Кто ты?"

Инструкция:

Отвечай, "да" или "нет" на следующие вопросы.

1. Уважаешь ли ты дружбу?

2. Привлекает ли тебя что-то новое?

3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой?

4. Менял ли ты в детстве более трех раз профессию, которую собираешься выбрать?

5. Теряешь ли уверенность в себе, когда тебе предстоит решить трудную задачу?

6. Коллекционируешь ли что-нибудь?

7. Часто ли бывает так, что ты притворяешься довольным безо всякой причины?

8. Часто ли меняешь свои планы в последний момент?

Запиши себе по 1 очку за ответ "да" на вопросы 1, 2, 6.

Столько же - за ответ "нет" на вопросы 2, 4, 5, 7, 8.

Теперь подсчитай набранные очки и смотри результаты теста.



Свыше 6 очков:

Ты уравновешенный человек. У тебя легкий, хороший характер.

От 3 до 6 очков:

Твой характер не назовешь легким. Твое хорошее настроение может легко превратиться в плохое. А это отражается на твоих отношениях с друзьями. Решительность в делах тебе бы не помешала.

Менее 3 очков:

Почему ты не веришь в свои силы? Надо больше доверять людям, искать друзей среди тех, кто тебя окружает.

Рисуночный тест "Какой я?"

Инструкция: Из этих фигур выберите ту, которая вам больше понравилась.


Интерпретация результатов:

· квадрат - трудолюбивый, упорный, педантичный;

· прямоугольник - любознательный, интересующийся всем новым;

· треугольник - целеустремленная сильная личность, лидер;

· круг - доброжелательный, сочувствующий другим людям;

· зигзаг - творческий.

РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (основной период)

Мониторинг – карта

Заполни карту:

Корабль ______________________ дата 2002 год

1. Что случилось? (положительное). 2. Что не получилось? (негатив).

3. Предложение. 4. Настроение.

5. Выводы.

Выносим благодарность:

Условная оценка степени развития коллектива на сегодня по мониторингу: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел".

Мишень настроения


Заполняется членами отряда ежедневно после отрядных "Огоньков".

Методика "Эмоциональная цветопись"

Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в различных зонах жизнедеятельности в лагере предлагаем модификацию методики цветописи (по А.Н. Лутошкину). Она основана на использовании языка цветовой символики, учитывающей некоторые устойчивые аналогии между чувством, настроением и определенным цветом. Преимуществом данной методики является то, что цвет - невербальное (неязыковое) выражение эмоционального состояния. Его использование опирается во многом на интуитивное, неосознаваемое личностью обобщение своего внутреннего состояния, поэтому цвет может стать наиболее доступной, посильной и во многом эмоционально приятной формой выражения настроения.

При помощи данной методики можно выявить эмоциональные переживания ребенком таких зон, как отряд, отрядные дела, режим дня, отношения с вожатым, я один, занят своим делом, купание, посещение столовой, кружок и так далее. Вожатый может сам составить список этих зон. Оформление бланка опроса зависит от фантазии и выдумки самого вожатого. Мы предлагаем использовать бланк в виде "ромашки" (рис. 2).

Инструкция: вожатый предлагает детям игру-задание "Какое у меня настроение". Сначала вместе с детьми обсуждается, какое у человека может быть настроение, записываются оттенки настроения. Затем предлагается обозначить настроение цветом, например:

радостное - красный;

безразличное - белый;

спокойное - зеленый;

скучное - серый.

Схема кодировки настроения цветом также записывается. Далее детям предлагается вставить в прорези ромашки цветные полоски, причем для отражения богатства эмоциональных переживаний, возможно, вставлять в одну прорезь-зону две полоски разного цвета.

Обработка результатов. Для анализа эмоционального состояния ребенка достаточно записать цвета, выбранные им для каждой зоны. Для составления обобщенной картины эмоционального поля отряда возможны два варианта обработки.

Количественный: каждой цветополоске присваивается один балл, подсчитывается, сколько баллов набрал отряд по каждому оттенку настроения в каждой зоне.


Качественный: каждая зона представлена в виде поля, на которое наклеиваются цветополоски, определенные отрядом для данной зоны. В итоге получается эмоциональный ковер - образ лагерной жизни. Очень важно не эпизодически, а ежедневно иметь представление о настроении ребенка, о том, что влияло на его самочувствие.

Предлагаем еще один вариант цветописи. У каждого ребенка есть личная карточка. В ней он перед сном фиксирует преобладающее сегодня настроение через цвет. Красный - восторженное, оранжевый - радостное, желтый - спокойное, зеленый - уравновешенное, синий - грустное, фиолетовый - тревожное, черный - унылое. Но главное не цвет настроения, а что повлияло на него, насколько оно стабильно.

Что же может повлиять?


1. Состояние здоровья.

2. Очень личное.

3. Погода.

4. Жизнь дома.

5. Жизнь группы (семьи).

6. Мастерская.

7. Общеколлективное дело.

8. Отношения с детьми.

9. Отношения с взрослыми.

10. Успехи (неуспехи).


11. Не было ничего нового.

12. Не было свободы и раскованности.

13. Просто устал.

14. Скучаю по дому.

15. Недовольство собой.

16. Мне здесь интересно.

17. Чему-то научился, узнал новое.

18. Походы, спорт.

19. Хорошо (плохо) кормят.

20. Что еще?


Технология проста. День обозначается в цвете (некоторые дети модифицировали наш вариант и заполняли его в несколько цветов), на цвете ставится цифра (одна или несколько) - обозначение причин, повлиявших на настроение. Вожатый переносит данные в сводную карточку отряда, и утром на планерке уже имеет картину по всему отряду.

Следует обращать внимание как на детей, обозначающих день черным или фиолетовым цветом, так и на тех, у кого преобладает красный цвет.

Цветопись - это материал к размышлению, это своеобразная рефлексия дня.

Методика "Градусник"

С помощью "градусника" состояний осуществляется экспресс-оценка эмоциональных состояний ребенка. "Градусник" представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).

Ребенку предъявляется данная шкала, он должен сделать на ней отметку уровня того состояния, которое он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели:

1) самочувствие, 2) настроение, 3) отношения с товарищами, 4) отношения с вожатыми, 5) желание участвовать в отрядных делах.

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любое состояние ребенка.

Рисунок - образ

Какой образ возникает у тебя, когда ты думаешь о своем коллективе.

Нарисуй (или опишисловами), что представляет собой ваш коллектив.

Рисунок - символ

"Когда я думаю о моем отряде, выражение моего лица становится ________ __________________________ таким ________________________________" (нарисовать).

Методика "Аналогия"

Для определения характеристики детского коллектива много может дать игра в аналогии. Группа сравнивает себя с каким-либо предметом (корабль, школьный звонок, дерево и т. д.)

Например: "Это красивый корабль, он идет верным курсом";

"Это ненадежный звонок. Он звонит то тихо, то громко и чаще всего не вовремя".

Организаторы игры заранее подбирают небольшое количество "подсказок" - составляют список предметов и их описание в распространенном "художественном", образном варианте.

Для успеха и результативности этой игры важно учитывать поведение, настрой, скорость реакции, творческое воображение организаторов и ведущего.

РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (заключительный период)

Форма индивидуального соревнования, где каждый не столько сравнивается с другими участниками, сколько работает на развитие собственной личности. Рейтинг определяется ежедневно на вечернем круге, где каждому члену группы выставляется не более трех и не менее одного знака - символа (кружок или квадрат) по итогам работы дня.

· желтый – лидерство;

· красный – активность;

· зеленый – творчество;

· оранжевый – инициатор идей;

· синий – трудолюбие, дисциплинированность;

· черный – нарушение законов жизни в лагере.

I ступень - "Искатель"

II ступень - "Исследователь"

III ступень - "Первооткрыватель"

Каждая ступень роста предполагает определенную степень поощрения участников группы.

Методика "Согласен – не согласен"

Задание: подчеркни те варианты ответов, которые совпадают с твоим мнением.

Мне понравилось в моем отряде, потому что:

· здесь мои друзья;

· мы организовывали различные полезные дела;

· у нас был хороший руководитель;

· в отряде каждого уважали и ценили;

· у нас была красивая форма и интересные значки;

· мы помогали младшим и старшим;

· в отряде никого не обижали;

· здесь я многое узнал(а), многому научился(ась).

Обработка: качественный анализ ответов поможет определить степень удовлетворенности каждого ребенка пребыванием в лагере в составе данного отряда.

Методика "Поляна цветов"

(разработана в ДОЛ "Дружба")

В отрядном уголке крепятся кружки с именами и фамилиями детей. За каждое участие в жизни лагеря или отряда ребенок награждается одним лепестком, который крепится к кружочку. Таким образом, к концу смены в уголке вырастает поляна цветов.

Ребенок, у которого в цветке окажется больше всего лепестков, выдвигается на торжественное награждение на лагерной линейке в конце смены.

Дети, имеющие меньшее количество заработанных лепестков, награждаются поощрительными грамотами и подарками внутри отряда.

Методика "Строим дом"

(разработана в ДОЛ "Дружба")

В течение 1 й смены за определенные дела (уборка корпуса и территории, дежурство отряда, помощь младшим отрядам, участие в оформлении лагерных мероприятий, оформление отряда и другие) отряд получает баллы. В конце первой смены на "Аукционе желаний" каждый отряд на заработанные баллы может выкупить какое-либо желание (дискотеку допоздна, купание в тихий час и так далее).

Во 2 ю смену отряды с помощью этих баллов "строят свои дома" (1 кирпич = 5 баллам). Нарисованные макеты домов вывешиваются в начале смены на видном месте, а затем постепенно закрашиваются каждый день на сумму заработанных баллов. Количество закрашенных "кирпичей" показывает активность участия детского коллектива в отрядных и лагерных мероприятиях. Отряду, первому "построившему" свой дом, вручается приз.

В 3 ю смену баллы переводятся в "деньги", которые используются в ходе экономической игры.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Американская программа "Большие Братья / Большие Сестры" в России. Сборник документов и материалов / Под ред. Л.У. Звонаревой. – М.: "ACADEMIA" – "Рандеву-АМ", 1999. – 48 с.

2. Бедерханова В.П. Летний дом: Концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение. – Краснодар, 1993. – 64 с.

  1. Волохов А.В., Ершова Л.В., Журавлев М.И. Фантазия + творчество = каникулы. – М.: Научно- практический центр СПО-ФДО, 1994.- 192 с.
  2. Диагностика развития психики школьников / Под ред. И.А. Чурикова. – Чебоксары - Й-Ола, 1998. – 69 с.
  3. Карпова Г.А., Брагина Т.А. Педагогическая диагностика личности ребенка в детском оздоровительном лагере: Метод. рекоменд. – Екатеринбург, 1996. – 42 с.
  4. Косолапова Л.А. Экспериментально-аналитическое изучение педагогики. Программа и метод. рекомендации. – Пермь, 1996.- 112 с.
  5. Методики психодиагностики в спорте: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2114 "Физ. воспитание" / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.
  6. Познай себя. / Под руководством М.И. Рожкова, А.В. Волохова. – М., 1993.
  7. Рожков М.И., Волохов А.В. Детские организации: возможности выбора. – М.: НПЦ Совета СПО//ФДО, 1996. – 111 с.
  8. Сборник в помощь вожатому / Сост. М.В. Телеусова, А.А. Харин. – Ижевск: Госкомитет по делам молодежи, 1998. – 95 с.
  9. Сергеев В.М. Методики социально-психологической диагностики подростковой группы. – Н.Новгород: ППМЦ, 1994. – 27 с.
  10. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.

Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. / М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999. – 160 с.

Т.П. Гаврилова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ПГПУ

Т.Я. Шихова, канд. пед. наук, доцент

кафедры педагогики ПГПУ

Современная педагогика личностно ориентирована. Личностный подход - базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребенком и коллективом.

Пребывание ребенка в детских летних объединениях, в частности в детском оздоровительном лагере, может и должно быть организовано как этап его жизнедеятельности, на котором будут созданы условия не только для физического оздоровления подростка, но и для раскрытия и реализации его духовного потенциала, его возможностей, становления самосознания, для осуществления его самоопределения и самоутверждения. Создать такие условия может только тот педагог, который владеет различными методиками изучения личности ребенка и коллектива, имеет постоянную текущую информацию о психическом состоянии и нравственных ценностях воспитанника, о динамике его личностного роста.

Представленные в пособии диагностические методики распределены по трем разделам. В первом разделе содержатся материалы, которые помогут педагогу собрать информацию об индивидуальных особенностях каждого ребенка, узнать его желания, познакомиться с его ожиданиями. Эту диагностику рекомендуется провести в течение первых трех-четырех дней пребывания ребенка в лагере, то есть в организационный период.

Во второй раздел включены методики для изучения текущего эмоционально-психического состояния воспитанников, их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

В третьем разделе даны методики, позволяющие узнать, насколько ребенок удовлетворен пребыванием в лагере, насколько реализовались его ожидания.

При подборе диагностических методик мы соблюдали следующие условия:

¨ методики должны быть просты и процедурно доступны каждому педагогу-практику, независимо от его опыта работы;

¨ методики должны быть краткими по времени, не утомительны для детей;

¨ методики должны быть занимательны и интересны, по возможности с игровыми элементами.

В данный раздел включены лучшие (с позиции авторов-составителей) методики, разработанные современными учеными и методистами, а также модифицированы и авторские методики. Разнообразие представленных методик позволит педагогам выбирать их для диагностики личности детей и подростков, детских объединений в соответствии с конкретными условиями и учетом особенностей развития коллектива.

Обложка диплома кандидата наук (советского образца)

Профессиональный портрет кандидата наук

Кандидаты наук - высококвалифицированные специалисты с профессиональным опытом, накопленным в течение хотя бы трёх-четырёх лет после окончания вуза (магистратуры или специалитета). Чаще всего ими становятся лица в возрасте чуть моложе тридцати, склонные к исследовательской работе и обязательно имеющие опубликованные научные труды . Большинство таких специалистов являются сотрудниками различных (академических, промышленных) или преподавателями вузов.

Обычно претендент на учёную степень нацелен на дальнейшую научно-педагогическую карьеру. Получение степени кандидата наук (или её иностранных эквивалентов) в значительной мере способствует должностному росту и в РФ, и за рубежом. В России обладание этой степенью облегчает занятие позиции доцента в вузе или старшего научного сотрудника в НИИ, а также принимается во внимание вне научно-образовательной сферы . Наличие степени абсолютно необходимо для получения учёного звания доцента . Носитель учёной степени кандидата наук в России, продолжающий активную исследовательскую деятельность, в будущем может стать доктором наук и профессором.

Учёные со статусом, эквивалентным кандидату наук, составляют основу кадрового состава многих научных организаций и университетов в мире. Согласно переписи 2010 года , в России насчитывалось 595 526 лиц , имевших степень кандидата наук :Т. 3. 550 . Наибольшее их количество проживало в Москве (197 897 человек ) :Т. 3. 571 .

История степени «кандидат» в России

Непосредственно после Октябрьской революции 1917 года все степени, чины и звания были отменены. Степень кандидата наук - уже в современном понимании - учреждена вместе с другими учёными степенями и званиями Совнаркома СССР от 13 января 1934 года и унаследована РФ в постсоветский период.

Порядок присуждения степени кандидата наук в РФ

Основные моменты

Важнейшим требованием предзащитной подготовки является наличие опубликованных в рецензируемых журналах из списка ВАК (Высшей аттестационной комиссии) научных статей, содержащих результаты изысканий диссертанта и отражающих научную новизну исследования.

Диссертационное исследование выполняется соискателем под руководством научного руководителя, имеющего учёную степень доктора или кандидата наук по данной специальности, обычно (но не обязательно) во время учёбы в аспирантуре (адъюнктуре).

Типичный объём текста кандидатской диссертации - около 150 страниц, но жёстких границ нет.

Диссертация и ее автореферат пишутся на русском языке, сама защита также проходит на русском языке (при необходимости защита может проходить на иностранном языке, но с обеспечением перевода на русский язык). В июне 2017 года иностранным гражданам было разрешено представлять диссертацию и ее автореферат одновременно на русском и иностранном языках .

Процедура защиты диссертации

До защиты соискатель степени должен сдать ряд экзаменов (так называемый кандидатский минимум): по истории и философии науки, иностранному языку и специальности.

Соискателем публикуется автореферат диссертации (тиражом около 100 экз.), который за месяц до защиты рассылается по крупным научным библиотекам и вузам России, а также членам диссертационного совета и специалистам в данной отрасли науки. Кроме этого, тексты диссертации и автореферата размещаются на сайте организации, при которой создан диссертационный совет, принявший диссертацию к защите.

Сама диссертация - также за месяц - передаётся в свободный доступ в библиотеку учреждения, где будет происходить защита, и двум официальным оппонентам, которые предварительно пишут, а в день защиты оглашают свой отзыв. Оппоненты не могут быть связаны соавторством или местом работы с соискателем; один из них обязательно должен быть доктором наук.

Во время защиты диссертант делает сообщение по результатам диссертационной работы, отвечает на вопросы членов диссертационного совета по своему докладу, диссертации и автореферату. Далее зачитываются отзывы ведущей организации, а также отзывы, поступившие на автореферат. Соискатель отвечает на замечания, содержащиеся в этих отзывах. Вслед за этим выступают официальные оппоненты и следуют ответы на вопросы из отзывов оппонентов. Завершающая часть защиты - свободная дискуссия, выступить в ходе которой вправе любой присутствующий. Затем соискатель отвечает на вопросы и замечания, прозвучавшие в ходе этой дискуссии, вслед за чем переходят к тайному голосованию, в котором принимают участие только члены диссертационного совета.

Приблизительно такой же порядок присуждения степени существовал в СССР и продолжает существовать в некоторых странах СНГ.

Оформление документа о степени

Диплом кандидата наук нового российского образца

В случае положительного итога голосования документы (т. наз. «аттестационное дело») направляются в ВАК , где принимается решение о выдаче диплома кандидата наук. Обычно рассмотрение дела в ВАК занимает несколько месяцев, однако в качестве даты присуждения степени в выдаваемом на руки дипломе указывается дата защиты диссертации.

С 1 сентября 2016 года два российских вуза - МГУ и СПбГУ - были наделены полномочиями присуждать учёные степени без последующего взаимодействия с ВАК , а в перспективе список учреждений, автономных от ВАК, планировалось расширить . С 1 сентября 2017 года аналогичные полномочия получили ещё 19 вузов и 4 научные организации РФ согласно перечню . Юридической базой нововведения стал Федеральный закон ФЗ-148 , которым внесены соответствующие изменения в статью 4 ФЗ-127 «О науке и государственной научно-технической политике»; при этом оговорено, что учёные степени, полученные в упомянутых организациях, дают обладателям те же права, что и степени, утверждённые в ВАК .

Лишение степени

Лица, которым учёные степени присуждены с нарушением установленного порядка, могут быть лишены этих степеней ВАК, как правило, на основании ходатайств диссертационных советов, на заседании которых состоялась защита диссертаций .

Разновидности кандидатской степени по отраслям науки

В зависимости от специальности, по которой происходит защита кандидатской диссертации, соискателю в России присуждается одна из следующих учёных степеней :

Существует, но в настоящее время не присуждается степень кандидата военно-морских наук (присуждалась с 1930-х до конца 1970-х). Некоторое время (в 1940-х годах) учёная степень кандидата искусствоведения называлась «кандидат искусствоведческих наук». Учёная степень кандидата политических наук существовала в 1940-х гг., затем была отменена, в 1990-х гг. вновь введена.

В педагогических науках до 1950 года к наименованию ученой степени обязательно добавлялось описание узкой специализации («… по методике истории», «… по физической культуре» и т. п.). Спорадически в названии научной специальности подобные уточнения присутствовали до конца 1960-х годов. Учёная степень по психологическим наукам начала присуждаться с 1968 года . До этого (с 1953 года) присуждалась ученая степень «кандидат педагогических наук (по психологии)».

25 сентября 2015 года Высшей аттестационной комиссией был утвержден паспорт новой научной специальности «Теология ». Теперь по этой специальности можно защищать диссертационные работы и получать учёные степени кандидата и доктора наук .

Многие специальности допускают присуждение соискателям учёной степени по нескольким вариантам отраслей наук в зависимости от преобладающей предметной области конкретной диссертации. Например, по специальности 02.00.04 (физическая химия) могут быть присуждены степени кандидата физико-математических, технических или химических наук. При этом, однако, соблюдается принцип «одна диссертация - одна отрасль наук» независимо от количества специальностей диссертации и отраслей наук специальности. Также конкретный диссертационный совет может быть ограничен в номенклатуре присуждаемых степеней, в зависимости от отрасли.

Украина

Список степеней, присуждаемых украинским учёным , в основном повторяет российский, за следующими исключениями:

  • Геолого-минералогические науки в названиях степеней заменены на геологические науки;
  • Введены степени кандидата наук по физическому воспитанию и спорту, кандидата наук по государственному управлению, кандидата наук по социальным коммуникациям. Выделяется также отрасль наук «Национальная безопасность», однако по ней присуждаются степени кандидатов военных, технических, юридических и других наук - степени кандидата наук по национальной безопасности нет.

Международные аспекты

Аналоги степени кандидата наук за рубежом

Наиболее распространённым аналогом [ ] советской и российской степени кандидата наук является степень доктора философии (Ph.D.). Такая степень существует в США, Канаде и других государствах.

В Германии аналогом российской кандидатской степени выступает степень доктора (нем. Doktor ), несмотря на её название.

Во многих европейских странах ранее присуждалась степень, наименование которой на местном языке содержало понятие «кандидат», упразднённая в ходе Болонского процесса . При этом упразднение означает не ликвидацию соответствующего уровня, а замену наименования на Ph.D. Так произошло в ряде стран СЭВ - Болгарии (болг. Кандидат на науките , упразднена в середине 1990-х), Чехословакии (чеш. Kandidát věd , словацк. Kandidát vied , упразднена в Чехии в 1998, в Словакии в 1996). В 2014 году , с принятием нового Закона Украины «О высшем образовании» , степень кандидата наук там тоже упразднена и приравнена к степени доктора философии . Подобная степень, предшествующая степени доктора наук и называемая по-латыни лат. candidatus/candidata с добавлением названия науки, существовала также в Дании, Норвегии, Исландии. В Югославии степени кандидата наук отвечала степень магистра наук (Magister Scientiæ, mr. sci, ныне упразднена), как это было в Российской империи в XIX веке.

Германия

Министерство образования и науки Российской Федерации (функционировавшее в 2004-2018 гг.), в компетенцию которого входили академические квалификации, приняло решение о признании германской академической квалификации «Habilitation » на уровне российской учёной степени «доктор наук», а германской академической степени «Doktor» на уровне российской учёной степени «кандидат наук». В Федеративной Республике Германия признание входит в компетенцию министерств земель, когда речь идёт о выдаче разрешения на использование учёных степеней в обществе, и в компетенцию высших учебных заведений, когда речь идёт об академическом поприще, включая научно-исследовательскую деятельность . Эти органы признают российскую учёную степень «доктор наук» на уровне германской академической квалификации «Habilitation», а российскую учёную степень «кандидат наук» на уровне германской академической степени «Doktor».

См. также

Примечания

  1. Кандидат наук / М. Н. Волков // Италия - Кваркуш. - М. : Советская энциклопедия, 1973. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 11).
  2. Пересмотр Международной стандартной классификации образования (МСКО) (неопр.) . UNESCO (5 сентября 2011). Архивировано 15 июля 2013 года.
  3. Степень не заменит опыта (неопр.) . Российская Газета (6 марта 2012). - «[но]... большинство работодателей подтверждают, что наличие ученой степени является плюсом к резюме соискателя». Дата обращения 12 июня 2017.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. N 1139 г. Москва «О порядке присвоения ученых званий» [см. п. 10б ] (неопр.) . Российская Газета . Дата обращения 12 декабря 2013.
  5. ВПН-2010 (неопр.) . Федеральная служба государственной статистики . Дата обращения 5 декабря 2017.
  6. Требование публичности защиты отменяется лишь для секретных исследований.
  7. Иностранцам разрешено защищать диссертации в России на родном языке , ИА REGNUM . Дата обращения 30 октября 2018.
  8. (неопр.) . Российская газета (25 мая 2016). Дата обращения 1 октября 2017.

Кандидат педагогических наук - престижная ученая степень, котирующаяся в пределах образовательных систем стран бывшего СНГ. Для получения этого звания необходимо провести самостоятельное диссертационное исследование и успешно защитить свою кандидатскую диссертацию перед квалификационным советом.

В целом, требования к аспирантам, занимающимся соискательством ученой степени в сфере педагогики, такие же, как и к претендентам на звание кандидата в других отраслях науки. Различие лишь в дисциплинах, которые необходимо изучить. Требования же ВАК и законодательной системы РФ к уровню подготовки аспирантов и к вузовским образовательным программам едины для всех сфер науки.

Звание «кандидат педагогических наук» сокращается, как «канд. пед. наук». На английский эта ученая степень в данной отрасли науки переводится так: Candidate of Pedagogic Sciences. Хотя, в действительности, в Европе и США градация ученых званий выглядит иначе и аналогов научным степеням советского формата, нет.

Вузы

В РФ сегодня есть множество вузов педагогического направления. При этом, даже в учебных заведениях другой направленности или многовекторного профиля, можно получить педагогическое образование и защитить кандидатскую диссертацию, пройдя обучение на педагогическом факультете (при наличии такового) или же, на кафедре педагогики, которая может входить в структуру филфака либо факультета психологии, например.

В данный момент, тройку лучших педагогических вузов РФ составляют:

  1. МПГУ (Москва). Этот педагогический университет представляет собой крупнейший в России центр подготовки кадров наивысшей квалификации для системы образования РФ. В структуре МПГУ 18 факультетов, где на дневном и заочном отделениях проходит обучение более 14 000 студентов ежегодно. Выпускники этого университета становятся руководителями вузов, детсадов, техникумов, школ всех уровней, главами органов министерства образования, а также преподавателями абсолютно любых предметов. Данное учебное заведение уже подарило мировой науке сотни профессиональных методистов, социологов, детских психологов и специалистов по другим педагогическим направлениям. Аспиранты Московского Педагогического Государственного Университета досконально изучают один иностранный язык, участвуют в научных конференциях, проходят полные курсы по философии и истории науки, изучают общенаучные дисциплины, монографии, статьи на иностранных языках, научную периодику. Кроме специальных Стипендий Правительства РФ и Президента, аспиранты этого вуза могут претендовать на получение Стипендий им. К.Д. Ушинского, им. А.Ф. Лосева, им. П.С. Новикова и Стипендии Ученого совета МПГУ;
  2. РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Данный вуз в нынешнем виде появился в 1991 году. Фактически, это переаттестованный Ленинградский государственный пединститут. Сегодня РГПУ - один из самых крупных вузов РФ. В его структуре находятся институты естествознания, довузовской переподготовки и повышения квалификации, а также НИИ непрерывного педагогического образования и несколько административных Центров педагогического профиля. 20 факультетов, состоящих, в общей сложности, ровно из ста кафедр. Кроме того, в состав данного вуза входит 27 (из них 13 - по присвоению кандидатской степени) диссертационных советов по 59 специализациям. Исследования, проводимые в этом вузе, способствовали развитию таких научных направлений и школ: сурдопедагогика, этнокультурология, психология человеческих возможностей, русская философская мысль, музейная педагогика, прикладная лингвистика, история православия, проблемы внешней политики и истории США и многих других.
  3. ТГПУ (Томск). Структура этого вуза состоит из 12 факультетов, института прикладной информатики и образовательного центра «Факультет дополнительных профессий», обширная научная библиотека и музейный комплекс. Степень кандидата наук в ТГПУ получают по 12 направлениям подготовки. По педагогическим наукам это такие специализации: история образования и педагогики, общая педагогика, методика и теория профобразования, методология и теория физвоспитания, теория и методика воспитания и обучения. Кроме того, схожие специализации могут быть различны по видам дисциплин, в сфере которых будет преподавать будущий педагог-кандидат наук.