» » Самые сложные литературные произведения мира: а вам слабо? «Самое сложное — заслужить доверие музыкантов Сложные произведения для чтения

Самые сложные литературные произведения мира: а вам слабо? «Самое сложное — заслужить доверие музыкантов Сложные произведения для чтения

02 февраля 1882 года родился маэстро модернизма – ирландский писатель и поэт Джеймс Джойс , перу которого принадлежат такие культовые вещи как «Улисс», «Дублинцы» и «Портрет художника в юности». Как и любой неоднозначный автор, он имеет и море поклонников, и такое же море противников. Кто-то читает его книги взахлеб (насколько это возможно) и уверяет, что образованный человек, не читавший «Улисс» - это нонсенс. Кто-то бросает роман, не дочитав и ста страниц, и утверждается во мнении: ерунда полная.

В любом случае, в честь именинника – пять книг, которые также трудно покорить, как Эверест.

Без него любой подобные список не имеет смысла по умолчанию. Хотя некоторые читатели считают, что и вся эта огромная, практически неподъемная книга также не блещет смыслами. Это, конечно, не так. Но сложно поспорить с тем фактом, что далеко не каждый способен осилить «Улисс», не говоря уж про «Поминки по Финнегану». Да, это литература не для всех. Да, это звучит так, словно мы тут все снобы, но с фактами не поспоришь. Блумсдэй – именно так можно вкратце охарактеризовать сюжет романа «Улисс». Хотя, конечно, один день из жизни Блума все-таки не самое главное в книге. А что действительно важно, это каждый должен решить для себя сам. В крайнем случае, всегда можно обратиться к подробным комментариям, сопровождающим многие издания.

Недоброжелатели частенько утверждают, будто бы Умберто Эко не дает покоя слава Джеймса Джойса. Мол, именно этим вызвано желание использовать в своих произведениях богатейшие метафоры, сложные конструкции, нелинейные формы и оригинальную стилистику. Право же, это нелепость. Хотя книги Эко действительно обладают всем вышеперечисленным. «Маятник Фуко» имеет в своей основе подробную исследовательскую работу по таким темам, как теории заговора, эзотерика, религия и прочее, прочее, прочее. Чтобы достойно разобраться со всем этим, нужно либо обладать интеллектом сеньора Эко, либо постоянно держать под рукой Гугл, чтобы наводить справки о незнакомых понятиях и гипотезах.

Елинек – весьма своеобразная писательница. За свое своеобразие она даже получила Нобелевскую премию по литературе. Но если большая часть её книг все-таки вполне успешно читаема, то «Дети мертвых» - это что-то с чем-то. Ни «Пианистка», ни «Похоть» не отличаются настолько плотным и сложным текстом, как этот концептуальный роман. Сюжет в нем всегда мелькает где-то на периферии, не более того. А на передний план неизменно выходит смысловое полотно а-ля очень большое и политематичное эссе. Именно здесь Эльфрида Елинек нещадно жонглирует новаторскими стилистическими находками, создавая кружевное полотно без диалогов, пауз и плавных сюжетных переходов. Магический язык, который не так-то легко осилить.

Один из лучших романов своего времени нещадно нарушает границы жанра, за что и попадает в этот список. Конечно, его все-таки не так трудно читать, как «Улисс» или «Детей мертвых». Роман имеет внятный и даже захватывающий сюжет, несколько вполне прозрачных идей, доступных даже неопытным читателям, которые решили сразу взяться за что-то мощное и масштабное. Погоня за Белым Китом – это уже нарицательное для мира литературы. Знакомо даже тем, кто роман никогда не читал. Сложность же его состоит в том, что книга имеет множество ответвлений от основного сюжета – и «китовая энциклопедия», и рассуждения, и полуфантастические факты дезориентируют читателя. Но если настроиться на вдумчивую мыслительную работу – удовольствие от чтения не заставит себя ждать.

Говорим: «постмодернизм» - думаем о Гессе. Говорим: «Игра в бисер» - думаем о постмодернизме. Времена в романе смешались, но если вкратце, то речь идет о некоем будущем и некоем же ордене интеллектуалов из вымышленной провинции, которая затем становится страной. Суть той самой «игры в бисер», которой заняты герои и которая вынесена в заглавие романа – универсальное искусство. Создание метатекста, синтезирующего все ответвления арт-мира в одно цельное колдовское варево. Объяснить в нескольких словах идею и сюжет романа также нелегко, как и прочесть его, не имея достаточного читательского опыта за спиной. Безусловно, это не та книга, за которую стоит браться в игривом настроении или от нечего делать. Но сама по себе она из разряда must read.

Если вы читали одну или несколько книг из этого списка – делитесь впечатлениями в комментариях!

Наверняка вам попадались книги, которые хочется бросить через несколько страниц, потому что в них ничего не понятно. Именно такие и нужно читать, чтобы развиваться. Воспринимайте свой мозг как мышцу, которую можно накачать. Для этого «поднимайте тяжести» - читайте сложные книги.

1. До начала чтения

Избавьтесь от школьного мышления

В школе мы читаем, чтобы ответить на вопросы учителя. Результаты контрольных подтверждают, что мы ознакомились с материалом, и ничего больше. Избавьтесь от такого подхода к чтению. Помните, что теперь вы читаете не для учителя, а для себя.

Допустим, вы читаете книгу о Пелопоннесской войне. Не так важно запомнить, что когда-то был конфликт между Коринфом и Корсикой. Обратите внимание на стратегии противоборствующих сторон. Оба города боролись за поддержку Афин. Но одни высокомерно заявили, что Афины перед ними в долгу, а другие перечислили все плюсы сотрудничества с ними. Угадайте, кто выиграл?

Места, имена, даты - всё это не так важно. Важны уроки.

Загляните в конец

Цель читателя - понять, почему что-то произошло. А что именно произошло, не так уж и важно. Поэтому полезно заранее узнать финал книги или основные суждения автора. Тогда во время вы сосредоточитесь на двух вопросах:

  • Что это значит?
  • Согласен ли я с этим?

Обычно первые 50 страниц мы только разбираемся, что автор хочет сказать. Зная это заранее, вы сразу перейдёте к более важному этапу - попыткам понять, прав ли автор и как применить полученные знания с пользой для себя. К тому же вы с первого прочтения заметите основные зацепки, которые упустили бы без предварительных знаний о книге.

Посмотрите, что в этой книге показалось важным другим читателям. Определите по отзывам её культурную ценность. Подумайте, какое значение она имела для других людей. Составьте по отзывам представление об основных темах.

2. В процессе чтения

Прочитайте введение

Его так и хочется пропустить, но не делайте этого. Иначе упустите много важного и придётся перечитывать всё заново. Обязательно прочитывайте вступительные статьи, комментарии переводчика, примечания и сноски. Всё это поможет понять идеи автора и подготовит к восприятию книги.

Не отказывайтесь от такой помощи. Она вам понадобится, когда вы читаете что-то сложное.

Уточняйте непонятное

Не притворяйтесь, что вам всё ясно. Ищите информацию о том, что не поняли. Например, когда вы читаете о военной истории, важно представлять поле сражения. Посмотрите карты местности, ознакомьтесь с дополнительной информацией. Только не зацикливайтесь на деталях. Не забывайте, что в первую очередь вам нужно усвоить основные уроки.

Помечайте интересные места

Выделяйте все места, которые вас заинтересовали и заставили думать. Если под рукой нет закладок или маркера, загибайте уголки страниц.

Записывайте на полях мысли, чувства и ассоциации, вызванные каким-то отрывком. Делайте это сразу, пока помните и пока есть вдохновение. Не бойтесь испортить книгу. С такими пометками она принесёт вам больше пользы.

3. После прочтения

Делайте выписки

Через неделю-две после прочтения вернитесь к книге. Пролистайте её и все помеченные места на карточки. Разложите такие карточки по темам. Это очень удобная система хранения важных мыслей. К ним можно обратиться в любой ситуации: когда пишете статью, решаете рабочую проблему или испытываете жизненные трудности.

Если не хотите возиться с бумажными карточками, сохраняйте записи в цифровом виде.

Выбирайте следующую книгу из библиографии предыдущей

Просматривайте сноски и библиографию в конце книги, чтобы найти следующую. Так вы укрепите свои знания в одной области.

Применяйте прочитанное на практике

Вы не зря помечали интересные фразы. Употребляйте их в разговорах и . Используйте их на работе и в повседневной жизни. Обращайтесь к ним за утешением и вдохновением.

Не забывайте, зачем вы читали - чтобы извлечь из книги нравственные и практические уроки. Но одного чтения мало. Чтобы развиваться, применяйте прочитанное на практике.

Чем больше удовлетворения вы получаете от применения приобретённых знаний, тем больше захотите развиваться дальше.

Литературный интернет-журнал The Millions составил список из 10 самых трудночитаемых книг в истории. Cоставители рейтинга не поскупились на такие эпитеты как «10 литературных Эверестов, покорив которые, вы тут же почувствуете свое интеллектуальное превосходство над среднестатистическим homo sapiens».

К чтению книг из данного списка составители рекомендуют подходить с осторожностью, напоминая смелому читателю о том, что восприятие этих произведений может оказаться достаточно затруднительным. Сложности у современного читателя может вызвать чрезмерный объем некоторых из этих произведений, необычный синтаксис и оригинальная структура текста. Также в числе подстерегающих читателя трудностей был назван слишком сложный стиль написания, экспериментальная работа авторов с языком и просто абстрактность текста.

Составленный сайтом ТОП-10 самых сложных книг выглядит следующим образом:

1. «Найтвуд» Джуна Барнс;
2. «Сказка бочки» Джонатан Свифт;
3. «Феноменология духа» Георг Гегель;
4. «На маяк» Вирджиния Вулф;
5. «Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов» Сэмюэл Ричардсон
6. «Поминки по Финнегану» Джеймс Джойс
7. «Бытие и время» Мартин Хайдеггер
8. «Становление американцев» Гертруда Стайн
9. «Королева фей» Эдмунд Спенсер
10. «Женщины и мужчины» Джозеф Макэлрой.


Однако нашего читателя (да и переводчиков) всеми этими страшилками не напугать. Большая часть этих книг доступна нашему читателю. Не переведены пока «Найтвуд» Джуны Барнс, «Становление американцев» Гертруды Стайн, да постмодернист Джозем Макэлрой с его «Женщинами и мужчинами».

Частично переведены «Королева фей» Эдмунда Спенсера и «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса - вероятно, самая сложная для перевода из всех представленных в списке книг.

Сам же список вероятно призван заинтересовать читателя методом «от противного». Если данная книга сложна - отчего бы и не осилить? Хотя бы для самого себя. Да и привычные рейтинги уровня «что прочесть, чтобы выглядеть начитанным» уже набили оскомину. Список конечно далеко неполон, да и составлялся для англоязычного читателя. Вероятно, вскорости следует ждать и других списков самых сложных для восприятия книг. Прежде всего - русских…

См. также:
* 39 книг, которые объяснили Россию
* Сто книг для тульских школьников
*

Вам дали пожизненный срок и в камере есть только фортепиано? Тогда у нас для вас кое-что есть… От Листа до Скрябина - 10 самых технически сложных произведений, когда-либо написанных для фортепиано.

1.Франц Лист - La Companella

Произведение La Campanella, что в переводе с итальянского означает «колокольчик», является фортепианной транскрипцией одноимённой скрипичной пьесы Никколо Паганини. Этюд считается одним из самых сложных сочинений, когда либо написанных для фортепиано. Фактура «Кампанеллы» включает в себя огромные скачки в левой руке, а правой достаются сложные пассажи в очень быстром темпе.

В этом видео пианист-виртуоз Лан Лан играет это произведение так легко, словно оно не сильно сложнее «Танца маленьких утят».

  1. Морис Равель - «Ночной Гаспар» («Ночные видения»)

Когда Равель работал над сюитой Gaspard de la Nuit, он намеренно хотел сделать ее самым технически трудным произведением фортепианного репертуара. Он говорил, что при написании ориентировался на «Исламей» Балакирева, желая превзойти его в сложности. Один из ведущих пианистов сказал, что играть эту пьесу «все равно что решать бесконечные квадратные уравнения в моей голове».

  1. Кайхосру Сорабджи - Opus Сlavicembalisticum

Сыграть это произведение еще сложнее, чем произнести его название. Opus Clavicembalisticum состоит из 12 действий общей продолжительностью более 4-х часов. Сам композитор следующим образом охарактеризовал свое сочинение: «Последние 4 страницы так же катастрофичны, как и все, что я когда-либо делал - гармония жалит, как азотная кислота, а контрапункт размалывает, словно мельницы Бога».

  1. Конлон Нанкарроу - «Этюды для механического пианино»

Произведения американского композитора Конлона Нанкарроу для механического пианино являются одними из самых преднамеренно сложных, безумных музыкальных произведений в фортепианном репертуаре. Они созданы для воспроизведения на механическом инструменте, а не исполнения живыми пианистами. Но это не значит, что никто не пытался…

  1. Фридерик Шопен - Этюд Op. 10 No. 4

В отличие от нежных ноктюрнов Шопена, этот этюд не оставляет пианисту возможности передохнуть. Отмеченный presto con fuoco (быстро, с жаром), он требует чрезвычайно быстрого темпа и постоянной подвижности в обеих руках.

Дарья, педагог Jam`s cool по фортепиано:

«Самым сложным в исполнении этого произведения для меня была кода, после которой идет безумный пассаж по всей клавиатуре вверх, а затем вниз. К концу произведения обычно ты уже выдохся, а здесь кульминация приходится на последнюю страницу. Ну и, конечно, как и любой этюд, №4 потребовал много времени для нарабатывания необходимых технических навыков».

  1. Шарль Валентин Алкан - Концерт для соло фортепиано

Концерт Алкана крайне редко звучит вживую, и на то есть веские причины. Эпическая 50-минутная работа требует беспрецедентной техники и физической выносливости. Мелодии Алкана не такие приятные и запоминающиеся, как у Шопена или Листа, но он, несомненно, знает, как наилучшим образом продемонстрировать виртуозную технику.

  1. Александр Николаевич Скрябин - Соната для фортепиано №5

Пятая соната Александра Скрябина максимально задействует технические возможности обеих рук, однако основная нагрузка приходится на мозг пианиста. Многими современниками соната была воспринята с недоумением. Для некоторых из них она стала той гранью, начиная с которой они отказывались принимать творчество композитора.

  1. Игорь Федорович Стравинский - 3 фрагмента из «Петрушки» для фортепиано

3 фрагмента из «Петрушки» называют одним из самых сложных фортепианных сочинений. Все части включают в себя многочисленные глиссандо, тремоло и быстрые переносы через 2 октавы. Как говорится, произведение не для слабонервных.

  1. Сергей Сергеевич Прокофьев - Концерт №2 для фортепиано

Второй фортепианный концерт - это самое драматичное произведение Прокофьева. Особую сложность представляет каденция первой части, которая состоит из трех станов и требует от пианиста частых и широких скачков обеими руками. И да, это длится целых 5 минут, за которыми следуют еще 2 напряженных части.

  1. Дьердь Лигети - «Лестница дьявола»

Ну и какой же список самых сложных произведения для фортепиано без Лигети. Этюдами этого венгерского композитора пугают начинающих пианистов. Особый ужас вызывает «Лестница дьявола», и вовсе не из-за названия. Произведение представляет собой шедевр динамики, который развивается от пианиссимо к 8(!) forte.

Публикации раздела Музыка

«Самое сложное - заслужить доверие музыкантов»

«Культура.РФ» публикует эксклюзивное интервью с шестью дирижерами - Петром Гладышем и Дмитрием Матвиенко, Арифом Дадашевым и Арсентием Ткаченко, Александром Хумалой и Сергеем Акимовым. Они рассказали читателям портала о своем призвании, о качествах, которыми должен обладать руководитель оркестра, и о сложностях профессии.

Петр Гладыш

Как виолончелист я работал в разных оркестрах со многими дирижерами разного уровня, разных возрастов и национальностей. Но было одно дирижерское качество, которое всегда сразу располагало к себе. При его проявлении всегда хотелось пойти навстречу, выложиться на сто процентов. Это качество - солидарность. Это когда дирижер ощущает себя частью коллектива, понимает специфику инструментов и технические сложности, которые могут быть с ними связаны, сопереживает музыкантам, беспокоится об их физическом состоянии, не доводит на репетициях оркестр до изнеможения и в нужный момент дает музыкантам возможность поберечь себя, чтобы сохранить силы для выступления. Когда он не формально, а искренне сочувствует, что у кого-то болит зуб, а у кого-то ребенок заболел, и понимает, что все мы живые люди и все «в одной лодке». Вот такого дирижера примут в любом коллективе. Подобное отношение нельзя изобразить или попытаться скопировать: музыканты очень хорошо чувствуют лицемерие и сразу это раскусят.

Я счастлив, мне действительно повезло в жизни: я работаю с таким дирижером, который не делит оркестр на начальников и подчиненных и с искренним уважением и интересом относится к каждому оркестранту. А поддержка, которую дает оркестр в свою очередь, - это действительно дорогого стоит. Такое чувство локтя - большая редкость как в музыкальном коллективе, так и в любом другом.

В те приятные моменты, когда дирижируешь такие жемчужины классической музыки, как, например, Адажиетто из пятой симфонии Малера, или третью часть струнной серенады Чайковского , или третью часть из «Шехерезады» Римского-Корсакова , ты начинаешь ощущать этот невыразимо красивый звук. Он осязаем, ты чувствуешь, как мягкое и теплое звучание оркестра струится под пальцами, и физически ощущаешь его плотность. В такие моменты палочка автоматически отправляется на пульт.

Третья часть Четвертой симфонии Малера.

Сложность для начинающего дирижера, на мой взгляд, состоит в следующем. Обучение в учебном заведении - это домашние занятия с партитурой перед зеркалом и дирижирование в классе с двумя концертмейстерами. И вот, значит, ты так долго занимался, добился «идеального жеста» и наконец-то впервые в жизни с нетерпением вышел к оркестру! И... понимаешь, что пиццикато у струнных по твоему показу были сыграны не вместе, вступления духовых получаются вместе не всегда, а блестящие аччелерандо, которые были так убедительны в воображении дома перед зеркалом, - здесь вообще исполняются очень неохотно и стоят тебе больших усилий. То есть для более слаженных действий в большом коллективе дирижеру нужны какие-то иные средства.

Как сказал один великий дирижер, «дирижирование - это опыт» . Обучение - это и бессонные ночи с партитурами перед зеркалом, и занятия в классе с профессором и концертмейстерами, и дирижирование струнным оркестром, и, наконец, работа с большим симфоническим оркестром. Сложность в том, что между этими ступенями пролегает целая пропасть - и начинающий дирижер должен быть готов туда шагнуть.

Через этот этап, конечно, проходят все. Главное - в нужный момент не поддаваться излишней рефлексии и шаг за шагом приближаться к высотам в этой очень непростой, но безумно интересной профессии.

Дмитрий Матвиенко

- Какими качествами должен обладать дирижер?

Есть очевидные качества, которыми должен обладать любой человек, ведущий за собой группу людей, - воля, харизма, дипломатия. В случае с дирижерской профессией сложно перечислить все.

Чтобы лучше понимать музыку, дирижер должен быть фанатиком своего дела, иметь широкий кругозор, знать иностранные языки. А еще обязательный компонент - удачливость. За последнее десятилетие конкуренция значительно выросла, о чем можно судить хотя бы по количеству заявок на дирижерские конкурсы. Очень важно попасть в нужное место в нужное время и проявить себя по максимуму.

- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?

Я думаю, что нет особой разницы между управлением палочкой и без нее. Не принципиально, каким именно образом и с помощью чего ты воздействуешь на музыкантов. Важно, чтобы они тебя чувствовали, дышали вместе с тобой, тогда можно и вовсе не дирижировать. Должна возникнуть особая взаимосвязь, тот незримый контакт, который бывает у самых близких людей, когда не нужно ничего говорить, а все понятно.

- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

Нет в этой профессии деления на простые произведения и сложные. Однако многие дирижеры считают самым сложным произведением то, которое у них сейчас в работе. И я их понимаю. Заниматься симфониями венских классиков можно так же бесконечно долго, как и работами композиторов любого стиля, будь то Брукнер, Дебюсси или Штокхаузен.

Если же мы говорим о технической стороне вопроса, то здесь тоже не будет как такового деления: начало Пятой симфонии Бетховена ничуть не проще начала Шестой симфонии Чайковского или военного Реквиема Бриттена.

- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

В профессии любого музыканта, а дирижера в особенности, самая сложная задача - реализация своих амбиций и идей.

Сейчас такое время, когда крайне трудно идти по пути истинного художника. Из оркестров стараются выжать как можно больше концертов и спектаклей в сезоне, поэтому даже дирижерам первой величины редко дают больше трех-четырех репетиций на программу. Хотя оркестранты и могут быстро выучить нотный материал, для глубокого погружения в музыку этого недостаточно. И часто приходится задавать себе вопрос, который профессор Московской консерватории Геннадий Рождественский задает абитуриентам: «А зачем ты хочешь этим заниматься?»

Ариф Дадашев

- Какими качествами должен обладать дирижер?

Музыкальный вкус, порядочность, воля, объективность, чувство юмора.

- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?

Мне кажется, руки в целом более выразительный инструмент для контакта с оркестром.

- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

На этот вопрос не могу ответить однозначно. Каждое музыкальное произведение сложно по-своему. Исполнение любого сочинения - это совместный творческий поиск дирижера и музыкантов оркестра.

- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

Самое сложное - заслужить профессиональное доверие музыкантов, ведь в процессе исполнения дирижер и оркестр должны быть единым целым. Именно в этот момент совершается чудо - рождение музыки.

Арсентий Ткаченко

- Какими качествами должен обладать дирижер?

Безусловно, нужно быть лидером и обладать харизмой, чтобы заинтересовать артистов оркестра. И конечно, нужно очень много знать - ведь очень важно завоевать уважение и профессиональное доверие музыкантов.

- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?

В любом случае палочка является продолжением руки - они, можно сказать, одно целое. Однако дирижирование палочкой делает жесты более разнообразными и четкими, особенно в подвижных темпах.

- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

Все зависит от класса оркестра и дирижера. Думаю, что с Национальным филармоническим оркестром России самое сложное произведение превратится в интереснейшую подготовку к концерту. И результат будет блестящим.

- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

Мое кредо - это донести до публики наши с оркестром музыкальные идеи и эмоции, связанные с произведением. Слушатели в зале не должны остаться равнодушными. В этом случае происходит чудо по имени Музыка - когда без слов мы можем испытать самые глубокие чувства.

Александр Хумала

Терпение, трудолюбие, твердость характера.

- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?

Думаю, что наличие или отсутствие палочки у дирижера не принципиально для музыкантов оркестра. А вот если он дирижирует без головы - без понятия о том, что делает, - для музыкантов это довольно трудно. Так что я выбираю голову.

- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

Для меня самое сложное для дирижирования - это музыка Моцарта. И «Весна священная» Стравинского - технически непростое произведение.

- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

Наверное, самое сложное в профессии дирижера - это понимать, что невозможно исполнить произведение именно так, как задумал его композитор. И при этом стремиться к этому идеалу ценой всей своей жизни.

Сергей Акимов

- Какими личностными качествами должен обладать дирижер?

Умением любить и безупречным чувством ритма.

- Чем лично вы предпочитаете дирижировать - руками или палочкой?

Прекрасно понимаю людей, которые предпочитают дирижировать без палочки. Однако для меня палочка является не только продолжением руки, но и «волшебным пером», которым я иллюстрирую произведения.

- Самое сложное произведение для исполнения с оркестром, по вашему мнению?

Оно еще не написано.

- Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?

Быть самим собой.

Фотографии предоставлены Московской государственной академической филармонией.