» » Проект "Как сделать перемены интересными?". Сочинение на тему: Какой должна быть школьная перемена и почему? Школьная перемена как провести время с пользой

Проект "Как сделать перемены интересными?". Сочинение на тему: Какой должна быть школьная перемена и почему? Школьная перемена как провести время с пользой

Крутяк! 2

Каждый год я с нетерпением жду 1 сентября. Все думают, что я скучаю по учебе. На самом деле я скучаю по одноклассникам и переменам.

Перемена! Какое классное слово. Как много оно в себя включает. Вот чем отличается перемена от урока? Например, на математике только решаешь, на русском языке пишешь по правилам, на физкультуре бегаешь. А на перемене можно сделать домашнюю работу, выучить правила, побегать по коридорам, постоять в углу, сбегать в столовую и еще много чего интересного.

У меня есть любимые занятия на переменах. На самой большой перемене, которая 20 минут, я люблю бывать в школьной библиотеке. Наш библиотекарь Татьяна Ивановна нас всех приветливо встречает и усаживает за столы. В библиотеке много книг для всех возрастов. Малыши читают тонкие книжки, мне они уже не интересны. Я люблю детские энциклопедии. В энциклопедии можно прочитать обо всем. Мне нравятся энциклопедии о динозаврах, спорте и животных. Когда нам задают дополнительные задания, я всегда хожу в библиотеку. Я беру книги читать домой. Мне кажется, чтение помогает улучшить оценки.

На следующей перемене я обязательно хожу в нашу столовую. Как там вкусно пахнет! Повара все в белых халатах и колпаках. Они быстро всех обслуживают. Дежурные ходят между столами и убирают грязную посуду. Я даже в очереди в столовой люблю стоять. В это время я выбираю, что я буду кушать. Я люблю пирожки с картошкой или яблоками. Пирожки очень вкусные и получаются как у мамы. После того, как я поем, всегда говорю поварам спасибо.

А на маленьких переменах я люблю бегать по коридорам. У нас в школе 3 этажа, но я успеваю везде. Правда, за это наказывают. Меня даже выставляли на линейке. Но я все равно бегаю. Когда на улице тепло мы с мальчишками на перемене выходим на улицу. Осенью собираем желтые листья и шуршим ими. В парке за школой большая аллея. Осенью там столько листьев! Листья разные: круглые, овальные и даже фигурные листья. Получаются красивые букеты. Мы их потом девчонкам дарим. Они очень довольны.

Весной на перемене мы берем в руки почки деревьев. Пальцы потом склеиваются между собой и тетрадные листы прилипают. Зато как пахнет! Будущим летом. Иногда мы даже успеваем нарвать подснежников. Тогда на столе у учителя стоит маленький букетик.
Я очень люблю перемены. В школе без них никак не обойтись. Мне бы хотелось, чтобы перемены были больше, чем уроки. Но я знаю, что так нельзя. В школе нужно учиться. Уроки я тоже люблю, просто с нетерпением жду каждую перемену. Свои перемены я никогда не забуду.

Ещё больше сочинений на тему: «На перемене»

Перемена – это небольшой перерыв между уроками. Она создана для того, чтобы ученики и учителя могли отдохнуть, пообедать восстановить силы и­ могли переключиться на другой предмет.

Все ученики очень любят перемены и иногда на особо скучных уроках считают минуты до начала перемены, чтоб отдохнуть и немного повеселиться. На перемене можно что-то обсудить со своими друзьями, проветрится.

В нашей школе обычно перемены длятся десять минут, но есть две длинные, одна длится пятнадцать минут, а другая двадцать минут. На переменах мы переходим из одного кабинета в другой, на другой урок, а потом идем отдыхать. Ранней осенью, когда еще тепло, или весной, когда уже тепло, можно проводить перемены на улице, наслаждаясь последними теплыми лучами солнца. Мы выходим на улицу, болтаем о том, о сем, дурачимся, в общем, делаем то, что на уроках нельзя. Зимой мы редко выходим в школьный двор, только когда выпадает много снега, мы играем в снежки и играем с одноклассниками в салки по снегу – это очень весело.

На больших переменах мы идем в столовую обедать или в библиотеку за книгами. Некоторые делают домашнее задание, которые задали на следующий день, чтоб не терять время зря, а некоторые списывают домашнее задание на следующий урок, потому что дома не выполнили, бывает и такое. Во время перемены школа наполняется большим количеством звуков: грохотом, хохотом, криком, пением. Малыши куда-то мчатся, врезаясь в высоких старшеклассников, которые объясняют им, что нельзя бегать по школе. Хотя и сами иногда нарушают это правило, поэтому в нашей школе организованно дежурство учителей и учеников старших классов. Они стоят в коридорах на переменах и делают замечания нарушителям. Таким образом, учеников приучают к ответственности и дисциплине. Особо «отличившихся» учеников объявляют на линейке в конце рабочей недели, чтоб им было стыдно.­

Мне больше нравится длинные перемены, потому что можно дольше отдыхать и общаться с друзьями из других классов.

Источник: sdamna5.ru

Перемена ‒ это всего несколько минут, но каких сладких и долгожданных для любого ученика. Это неотъемлемая часть школьной жизни. И за эти короткие мгновения между уроками успевает произойти столько, сколько никогда не произойдет за сорок минут самого насыщенного и интересного урока. Перемена ‒ это маленькая жизнь, которая может многому научить.

Все, что случается на переменках бывает радостным, светлым, добрым, а может быть грустным, обидным, болезненным и даже горьким. Есть случаи смешные, глупые, забавные, а есть очень поучительные и эмоциональные. Даже, если ты предпочел совсем не выходить из класса на перемене, это не значит, что с тобой ничего не произойдет в эти минуты отдыха от занятий. У каждого школьника есть огромная коллекция историй, произошедших с ним и его товарищами на переменах.Я хочу рассказать одну из них.

Прозвенел звонок, домашнее задание мы уже получили, поэтому историк нас задерживать не стал. Толпа моих одноклассников хлынула к выходу, меня этим напором тоже вынесло в школьный холл. Постепенно все это пространство заполнили ученики разных классов, снующие как муравьи. И вот мы с товарищами видим такую картину: один второклассник ударил другого, и тот заплакал. Можно было пройти мимо, знаем как это бывает, сами такими были. Но Ванька не удержался, ему было обидно за маленького мальчика, у него ведь брат такого возраста. И мы подошли к ребятам поговорить. Оказалось, что драчун был обижен не меньше, так как пострадавший отнял у него диск с любимой компьютерной игрой, который он принес в школу, чтобы похвастаться.

Поговорили мы с малышами по душам. Пришлось им объяснять и то, что кулаками спор не решается, и то что хвастаться нехорошо, и то, что чужое без спросу не берут хорошие люди, да и, что вообще ссора ‒ это последнее дело. В общем, помирили. Диск был возращен на родину, точнее к законному владельцу, а среди друзей снова воцарилась гармония. А мы остались очень довольны собой, ведь мы помогли младшим товарищам, пусть даже совсем немного. Быть полезным и чувствовать себя взрослым ‒ это вдвойне приятно.

В качестве заключения я хочу сказать, что на перемене можно не только отдыхать, играть и развлекаться. Нужно быть внимательным друг к другу и младшим ученикам. Ведь кому-то из них может потребоваться твоя помощь, пусть даже самая маленькая.

Источник: ensoch.ru

Какой должна быть школьная перемена и почему? Я думаю, школьная перемена должна быть для всех разной. Один хочет тихо посидеть в кресле и расслабиться, послушать нежную музыку, сопровождаемую шелестом волн и криком чаек. Другому нужно плотно поесть. Третьему - побегать с мячом или поиграть в настольный теннис. Мы все разные и не можем желать одного и того же. Значит, в школе обязательно должна быть комната психологической разгрузки. В ней - тишина, звуки из шумного коридора не будут проникать благодаря хорошей изоляции. Цветы, аквариум, мягкие диваны и кресла, музыкальные центры с наушниками - всё это поможет за несколько минут снять стресс, отдохнуть. Буфет - необходимость для учеников. Причём он должен работать так, чтобы не было очередей. Иначе всю перемену простоишь за булкой и стаканом чая, а потом будешь всё это не прожёвывать, а стремительно проглатывать. Наконец, специальный малый спортзал для желающих активно отдыхать на перемене. Здесь - стол для тенниса, мячи, скакалки, гантельки, простейшие тренажёры типа велосипеда или беговой дорожки. Надеюсь, всё это появится в нашей школе в ближайшее время. Так хочется на переменах не бродить уныло по коридорам и не сидеть в шумном классе!

Перемена предназначена для отдыха, посещения столовой, туалета, а также для подготовки к следующему уроку.

Многие учащиеся считают, что на перемене можно делать всё, что хочется: бегать, прыгать, баловаться, кричать, шуметь.

Нередко школьники забывают, что на перемене и ученики, и учителя должны отдохнуть. Кому-то нужно повторить домашнее задание, чтобы увереннее отвечать на уроке, кто-то хочет спокойно поговорить по телефону, кому-то надо сходить в столовую или библиотеку. Не забывайте, что вы не одни в школе, что вас окружают одноклассники и учителя, относитесь к окружающим с уважением и вниманием.

На перемене постарайтесь хорошо отдохнуть и набраться сил перед следующим уроком.

Во время перемены ведите себя спокойно. Соблюдайте порядок, не кричите и не толкайте друг друга.

Запрещается:

Толкать друг друга;

Употреблять непристойные выражения и жесты;

Бросаться различными предметами;

Драться и применять физическую силу;

Играть в опасные игры, совершать действия, которые могут привести к травмам и порче школьного имущества;

Бегать по коридорам и лестницам, вблизи оконных проёмов, стеклянных витрин и в других местах, не приспособленных для игр;

Перегибаться через перила, съезжать по перилам, толпиться на лестницах;

Грызть семечки;

Слушать плеер.

Кроме того, спускаясь и поднимаясь по лестнице, придерживайтесь правой стороны.

Не обгоняйте учителей или взрослых, идущих по лестнице или по коридору, а если это необходимо сделать, то попросите разрешения пройти.

При встрече с учителями, работниками школы, родителями и другими взрослыми приостановитесь и поздоровайтесь.

Будьте осторожны, когда открываете и закрываете двери; не суйте руки в дверные проёмы, не балуйтесь и не хлопайте дверьми.

Посещая туалет, не задерживайтесь там без надобности; туалет — это не самое подходящее место для разговоров и общения с товарищами.

После посещения туалета не забывайте вымыть руки.

Перемена — это не только время для отдыха, но и возможность подготовиться к другому уроку.

Наведите чистоту и порядок на вашем рабочем месте: достаньте из портфеля всё необходимое для следующего урока, уберите всё лишнее.

Не забывайте заботиться о чистоте в школе. Если вы заметили мусор, уберите его.

Если учитель попросит вас помочь подготовить класс к следующему уроку, не отказывайтесь. Будет очень хорошо и вежливо, если вы сами предложите такую помощь учителю (вытереть доску, раздать тетради, расставить стулья, сходить за книгами в библиотеку и т. п.).

Если ваш класс дежурный, вы должны помочь учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

Во время перемены не бегайте по классу. Если учитель хочет проветрить класс и просит вас выйти, сделайте так, как вам говорят. Вам будет намного легче и приятнее заниматься в только что проветренном классе.

Во время перемены не играйте и не бегайте с острыми предметами: ручками, карандашами, указкой, ножницами. Вы можете случайно поранить себя или одноклассников.

Ни в коем случае не садитесь на подоконник, особенно тогда, когда окно открыто. Любое неосторожное движение может привести к печальным последствиям.

Цель проекта: организация своего отдыха на перемене с учетом индивидуальных интересов. Задачи проекта: o понаблюдать, что делают на переменах ребята; o изучить, от чего зависит их поведение на перемене; o как организовать содержательный отдых на перемене, улучшить дисциплину на переменах, повысить интерес к школе Проблема: мы хотим, чтобы нам было интересно на перемене, но не знаем как. Актуальность: Перемена – это шутки! Перемена – это смех! Перемена – это игры! Перемена – это бег!

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ НИЖНЕВАРТОВСК
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №10

ФЕСТИВАЛЬ
УЧЕНИЧЕСКИХ
ПРОЕКТОВ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

«Как сделать перемены интересными?»

Ученица 4 «В» класса

Руководитель: Скворцова Ирина Петровна,
учитель начальных классов

Нижневартовск

2011

Основная часть 4

Практическая работа 7

Приложение 11

Введение

Цель проекта : организация своего отдыха на перемене с учетом индивидуальных интересов.

Задачи проекта:

  1. понаблюдать, что делают на переменах ребята;
  2. изучить, от чего зависит их поведение на перемене;
  3. как организовать содержательный отдых на перемене, улучшить дисциплину на переменах, повысить интерес к школе

Проблема: мы хотим, чтобы нам было интересно на перемене, но не знаем как.

Актуальность:

Перемена - это шутки!

Перемена - это смех!

Перемена - это игры!

Перемена - это бег!

2. Основная часть

В первую очередь я выяснила, что такое «перемена», оказалось, что в словарях русского языка нет точного определения этого слова. В «Словаре синонимов и антонимов русского языка» я нашла синонимы этого слова - п еремена - изменение, смена, чередование. Я пришла к выводу, что перемена в школе - это смена видов деятельности .

Давайте посмотрим со стороны, как мы ведем себя на переменах:

Кто-то просто ходит по коридору;

Кто-то повторяет домашнее задание по предмету;

Кто-то увлеченно общается с друзьями;

Кто- то спускается в столовую, чтобы перекусить;

Кто-то с друзьями играет в игры;

Кто-то общается по телефону.

Но есть много опасного и нежелательного, что делают дети во время перемены:

На перемене дети дерутся.
Пустяковая ссора по глупому поводу часто перерастает в драку с последствиями для здоровья.

На перемене дети высовываются из окна, толкаются на лестнице, бегают по школьным коридорам.
Баловство до добра не доводит - это известно..

Ведь как бывает: дети и не хотели сделать ничего дурного, просто веселились, толкались, забыли о здравом смысле, а потом кого-то случайно столкнули, задели, и … крик, слёзы, ЧП…

Почему же ребята ведут себя по-разному?

Оказывается, существуют три типа людей по восприятию окружающего мира.

Так, визуал чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы.

Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.

Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".

Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.

О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей играть на перемене в какую-либо игру или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил.

Я провела опрос среди своих сверстников :

Вот какие предложения высказали учащиеся:

Девочки предлагают, чтобы на переменах включали музыку. Мальчики предлагают играть в подвижные игры, но без травм.

Мальчики и девочки предлагают принести настольные игры или можно сочинять шутки, загадки, или, по возможности, повторить уроки, или их сделать.

В коридорах включать спокойную музыку.

Проводить соревнование между классами:

а) «Самый вежливый класс»;

б) «Самый тихий класс».

Проводить игры в спортзале, фойе.

Поставить в фойе теннисные и шахматные столы.

Проводить радиопередачи и радиолинейки, передачи из жизни школы.

Создать в школе комнату психологической разгрузки, в которой ребята смогут отдохнуть, успокоиться, пообщаться с квалифицированным психологом, который поможет решить какие-либо проблемы.

Поиграть: в пазлы, настольные игры, шахматы, поучаствовать в организованных играх.

Помочь учителю: убрать класс, вымыть доску, раздать тетради, полить цветы, подровнять парты.

Сходить в столовую.

После этого опроса я составила таблицу для каждого типа людей и вот что у меня получилось.

Я ещё раз убедилась в том, что каждый из ребят в моём опросе соответствует определённой группе в таблице.

Практическая работа

Я проверила всё перечисленное в таблице в практических ситуациях.

Если в классе звучала музыка, независимо какая по звучанию и содержанию, то на переменках в классе находились одни и те же ребята.

Если я приносила в класс яркие и красочные журналы, то ими интересовались другие ребята.

А если я объявляла о проведении игр в коридоре - то участвовали совсем другие одноклассники.

Я поделилась с одноклассниками интересной информацией, о которой узнала сама. Ребят очень заинтересовало моё исследование и они стали моими помощниками, стали находить разные игры (см. приложение) и интересные материалы.

Например, у нас есть правила поведения на перемене.

1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку).

2. Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.

3. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.

4. Умей уступить, не ссорься.

5. Если кого - то обидел, нечаянно толкнул - извинись.

6. Узнавай новые игры и учи одноклассников.

7. Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.

Игра была спутником человека с незапамятных времен. Назначение древних игр было не развлекательное, а практическое. Действиями игры и словами песни люди пытались обеспечить себе будущий успех в предстоящих работах, а так как человек зависел от природы, и основным предметом изображения в игровых песнях стал животный и растительный мир.

Я узнала, что игры бывают:

  1. подвижными («Пятнашки», «Перестрелка», «Вышибалы»,)
  2. малоподвижными («Колечко», «Цепи кованные»
  3. спортивными («Городки», футбол, волейбол)
  4. дидактическими (игры со словами, на внимание)
  5. настольные
  6. игры-сцеплялки (игры, в которых присутствует построение, сохраняющееся на протяжении всей игры)
  7. игры на реакцию
  8. игры-перетягивания (силовые игры, целью которых необходимость перетянуть противника образом)
  9. догонялки (водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков
  10. игры эстафеты
  11. поисковые игры (игры, в которых нужно искать участников или предметы)
  12. игры с мячом
  13. игры на меткость (различные варианты "войнушки" и стрельбы по мишеням)
  14. игры со скакалкой, резинкой и т.д.

Также я узнала, что существуют ритуалы, сопровождающие игру. К предыгровым ритуалам относятся жеребьевка, для распределения участников по командам и считалки, для выбора водящего.

Кроме этого, по уговору после игры победители могут получать какую-либо награду, или побежденные отбыть определенное наказание.
Например, проигравшая команда катает на своих спинах победителей или проигравший становится водящим и т.д.

Я определила, что для перемен в школе подходят игры малой подвижности, настольные, дидактические, так как они не будут вызывать много шума.

Заключение

В заключение могу сказать, что для себя я открыла много интересного в организации содержательного отдыха на перемене. Собранный материал можно использовать как учителю, так и ребятам.

Выполняя проект, я училась проводить социологический опрос, обрабатывать информацию, работала с интернетом, отбирала материал, необходимый для моего проекта, училась систематизировать, выбирать главное, пополнила свой словарный запас.

Я считаю мой проект очень интересным, увлекательным и полезным для школьников любого возраста.

Литература

  1. Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992
  2. Шмаков С.А. Игры - шутки, игры - минутки М., Новая школа, 1993

Web-сайты:

Приложение

Игра «Молекулы»

Правила игры: Вы двигаетесь по классу, как только я называю цифру молекул, вы должны ее образовать. Та группа, в которой «молекул» меньше выходит из игры.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово "земля", то поймавший мяч должен быстро назвать какое-либо домашние или дикое животное. На слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово "воздух" - названием птиц. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Ошибающийся выходит из круга.

Игра «Горячий мячик»

Играющие встают в круг, ведущий становится спиной к играющим вне круга. По сигналу ведущего играющие передают друг другу мяч (например, по часовой стрелке). Неожиданно ведущий говорит: "Стоп!" Тот, у кого в этот момент оказался мяч, выходит из игры. Наконец остаются только два играющих. Они встают друг перед другом и по сигналу, как и раньше, начинают быстро передавать мяч друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп!", мяч окажется в руках у одного из играющих. При этом считается, что второй победил.

Игра тренирует внимание и скорость движений.

Игра «Чепуха с рисунками»

Чтобы успокоить ребят, играем по рядам в эту игру.

На верхней части листочка каждый игрок за первой партой рисует голову и шею любого существа - человека, птицы, зверя и так далее. Край листка загибается так, чтобы была видна часть шеи. Играющие передают листочки своему соседу по парте, тому нужно продолжить рисунок - пририсовать к шее туловище. Бумага загибается так, чтобы был виден нижний край туловища. К этому краю, после обмена листочками, нужно дорисовать ноги и хвост. А теперь разворачивайте рисунки и любуйтесь на полученные "шедевры"!

Игра «Это я»!

Ребята, я сейчас буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте:
«Это я, это я, это все мои друзья!» или, топая ногами, говорите: «И не я, и не я, и не все мои друзья».

Давайте прорепетируем: Хлопая в ладоши - «Это я, это я, это все мои друзья!»
Топая ногами - «Нет не я, нет, не я, и не все мои друзья!». Итак, начинаем:
Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?! (Это я...)
Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?! (Это я...)
Кто мороза не боится, на коньках бежит как птица?! (Это я...)
Кто из вас такой ловкач, лучше всех бросает мяч?! (Это я...)
Кто из вас, скажите хором, занят в классе разговором?! (Нет, не я...)
Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?! (Это я...)
Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?! (Нет, не я...)
Кто домашний свой урок Выполняет точно в срок?! (Это я...)
Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?! (Нет, не я...)
Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?! (Нет, не я...)
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?! (Нет, не я...)
Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?! (Это я...)
Кто из вас сюда принес песни, шутки, смех до слез?! (Это я...)

Игра «Да - нет»

Друга выручим всегда? Да!
Врать не будем никогда? Да!
В классе списывать ответ? Нет!
Кинуть камень кошке вслед? Нет!
Брать в автобусе билет? Нет!
Ай-ай-ай! Как это "нет"?
Надо брать билет всегда? Да!
Не робеть, когда беда? Да!
Не жалеть для дел труда? Да!
Рук не мыть, когда обед? Нет!
Как же это "не мыть"? Мыть обязательно!
Грязь смывать без следа? Да!
Солнце, воздух и вода? Да!
Мы лентяям шлем привет? Нет!
А тем, кто трудится всегда? Да!

Подписи к слайдам:

Как сделать перемены интересными?выполнила ученица 4 В класса МОСШ № 10Мутовкина Снежана
Цель моего проекта: организация своего отдыха на перемене с учетом индивидуальных интересов. Задачи проекта:понаблюдать, что делают на переменах ребята;изучить, от чего зависит их поведение на перемене;как организовать содержательный отдых на перемене, улучшить дисциплину на переменах, повысить интерес к школе
Визуалы, аудиалы, кинестетики
Визуал
Аудиал
Кинестетики
«Что нужно сделать, чтобы перемены были интересными, и чтобы ученики не бегали по школе?»
«Что нужно сделать, чтобы перемены были интересными, и чтобы ученики не бегали по школе?»
визуалы
любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы, рассматривать картинки в книжке
аудиалы
любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры – обсуждать, доказывать, придумывают различные сказки, игры
кинестетики
любят активные игры, связанные с прыжками, бегом, борьбой, им трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом
Игры бывают:подвижными («Пятнашки», «Перестрелка», «Вышибалы»,)малоподвижными («Колечко», «Цепи кованные»спортивными («Городки», футбол, волейбол)дидактическими (игры со словами, на внимание)настольные игры-сцеплялки (игры, в которых присутствует построение, сохраняющееся на протяжении всей игры) игры на реакцию игры-перетягивания (силовые игры, целью которых необходимость перетянуть противника образом) догонялки (водящему (или водящим) необходимо осалить (коснуться) убегающих игроков игры- эстафеты поисковые игры (игры, в которых нужно искать участников или предметы)игры с мячомигры на меткость (различные варианты "войнушки" и стрельбы по мишеням)игры со скакалкой, резинкой и т.д.
Правила поведения на перемене:1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку).2. Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.3. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.4. Умей уступить, не ссорься.5. Если кого – то обидел, нечаянно толкнул – извинись. 6. Узнавай новые игры и учи одноклассников.7. Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.
Перемена – это шутки! Перемена – это смех! Перемена – это игры! Перемена – это бег!

Чижкова Юлия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 178"г.о.Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: социальный проект
Тема: "Полезная перемена"
Дата публикации: 05.01.2017
Раздел: начальное образование

Задание 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Школа №178»г.о.Самара Социальный проект «Полезная перемена» Автор проекта: Чижкова Ю. В. зам.директора по ВР проект подготовлен в 2016 – 2017 учебном году 2016 год

Аннотация к проекту.
Школа…. Моя школа…. Эти слова отзываются светлым чувством в душе каждого…. Школа – это светлые классы, тишина на уроке, поскрипывание мела по доске и взрывная, звонкая, шумная, звенящая сотнями голосов ПЕРЕМЕНА…. Как здорово звенит школьный звонок с урока! Ура! Книги летят в портфель, как птицы! В коридорах толчея! Двери классов победно гремят салютом! Школьный коридор оглашается радостными криками! Ура! Урок закончился! Озорно и не всегда безопасно протекают школьные перемены… Статистика – наука точная и неподкупная. Несчастные случаи, происходящие с обучающимися в стенах школы и во время учебного процесса, являются причиной почти 15% всех детских травм. При этом до 80% школьников получают травмы на переменах. Поскольку взаимосвязь между возникновением травм и индивидуально-психологическими особенностями детей очевидна, проведенное наблюдение показало, что имеющиеся небольшие затруднения в процессе усвоения учебного материала имели место быть. И это было вызвано не низкой познавательной активностью, а повышенной двигательной расторможенностью и быстрой утомляемостью. Поэтому профилактическую работу в школе целесообразно проводить с учетом этих особенностей. В Законе РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ ст.51 "Об образовании" говорится, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и воспитанников во время образовательного процесса. На первый взгляд, обеспечить безопасность обучающихся и воспитанников не сложно: пространство ограничено, достаточно поставить дежурных в каждую "зону риска" – и все в порядке. Однако на практике получается иначе. Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе
в основном (до 80% случаев) на

переменах,
около
70%
школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% . Риск возникновения травм у детей обусловлен:  их недисциплинированностью;  неумением распознавать травмоопасную ситуацию;  необученностью необходимым навыкам поведения;  недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации;
 физической слабостью;  определенными особенностями развития. В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Систематизируя все полученные данные, был разработан ряд социально-педагогических мероприятий.
Актуальность проекта «Полезная перемена»
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Ян Амос Коменский
Что думают о перемене учащиеся и учителя нашей школы? (Из анкеты)
-Во время перемены можно обсудить все то, что не удалось высказать на уроке. Кроме того, перемена – это возможность подвигаться, что немаловажно для учеников младших классов, которые не могут длительное время находиться в спокойном состоянии. - Себя привести в порядок, чтобы на уроке уже никуда не отпрашиваться. -Перемена – это возможность перекусить, сделать неотложные дела, перейти из кабинета в кабинет, приготовиться к новому уроку. Именно так написано в школьном уставе. -Самые ответственные ученики на перемене повторяют домашние задания, пытаются вспомнить пройденный материал. Но это, скорее исключение из правил, которые соблюдают лишь круглые отличники. Для всех остальных – перемена относится к самому важному времени в школьной жизни. -По социологическим опросам большинство школьников считают, если бы не было перемен, им незачем было бы совсем посещать школу. А уж чем заняться на перемене – придумывать не приходится. Главное, чтобы перемена длилась как можно дольше. - Перемена и для учителя, которому надо хоть немного передохнуть и набраться бодрости и сил для следующего урока.
- Хочется играть и «просто бегать».
Таким образом, перемена нужна обоюдно всем - значит, надо взаимно

уважать те десять минут, что даны для отдыха и передышки каждому в

школе.

Проблема
 Как организовать перемену, чтобы дети не были предоставлены сами себе, не бегали по коридору, по лестнице, чтобы ничто не угрожало их здоровью.  Как, используя перемены, помочь детям с отклонениями в здоровье, как повысить работоспособность школьников, воспитать у них интерес и стремление к физическому совершенствованию, к здоровому образу жизни.  Одним словом, чем заполнить свободное до начала уроков время ребят из интерната, чем занять на переменах школьников? Как сделать перемену полезной и весёлой для каждого учащегося школы?
Цель проекта
- способствовать
сохранению
физического и психического здоровья детей,
развитию
их творческих и коммуникативных способностей,
воспитанию
у школьниковсамоуправления через организацию полезных и весёлых школьных перемен.
Задачи проекта
1. Создание условий для разумного, организованного, полезного отдыха школьников на перемене - подобрать игры, в которые с удовольствием играли бы все ребята. 2. Создание условий для приобретения учащимися-волонтёрами позитивного социального опыта, для формирования и развития у них социальных компетентностей: ответственности, организованности, взаимовыручки.
Тип проекта
: Социальный
Вид проекта:
Долгосрочный (сентябрь-май)
Участники проекта:

Учащиеся начальных классов, 4 класса – 48 человек; - учащиеся – волонтёры 9-11 класса –16 человек; - классные руководители:. Шеломова Г.К., Косицына Н.Н., Чижкова Ю.В.; - дежурные учителя-предметники; - родители.
Руководитель проекта
– Чижкова Ю.В.
Образовательные области:
познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Результаты наблюдения за учащимися во время перемен

1.
В последние годы из практики школы исчезли организованные перемены. Снизилась активность и ответственность дежурных классов. В отчётах по дежурству указывается, в основном, на поддержание чистоты в школе, кабинетах, называются нарушители порядка и дисциплины. После любого урока, где дети сидели без движений, возрастает необходимость в движении. И когда начинается перемена в школе, многие ребята выходят в коридор и … возникает примерная ситуация, описанная в стихотворении Б. В. Заходера: «Перемена, перемена!» - заливается звонок. Первым Вова непременно вылетает за порог. Вылетает за порог – семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, продремавший весь урок? Неужели этот Вова пять минут назад ни слова У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно, с ним бо-о-ольшая перемена! Не угонишься за Вовой! Он гляди, какой бедовый! Он за пять минут успел переделать кучу дел: Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке), Прокатился кувырком, на перила сел верхом, Лихо шлёпнулся с перил, подзатыльник получил, С ходу дал кому-то сдачи, попросил списать задачи,- Словом, сделал всё, что мог! Ну, а тут – опять звонок… Вова в класс плетётся снова. Бедный! Нет лица на нём! - Ничего, - вздыхает Вова,- на уроке отдохнём! Это
одна
сторона естественной школьной жизни. Ведь в урочное время организация двигательной активности не всегда выполнима. А чем полезным и интересным заняться на перемене – дети не знают.
2. Другая сторона
– результаты ежегодных медицинских осмотров. Они не утешительны. Из 36 учащихся здоровыми считаются 5 человек. Среди отклонений в здоровье есть задержки интеллектуального, моторного, речевого развития, невротические проявления, недостаточное физическое развитие. Низкий уровень здоровья детей сказывается на процессах адаптации к учебным нагрузкам и режиму общеобразовательной школы, являясь причиной снижения успеваемости. Необходимы дополнительные возможности восстановления физических функций и работоспособности.
3.
В зависимости от поведения, психологических особенностей и особенностей пола учащиеся делятся на
группы
для совместного времяпровождения.
4.
Дети стремятся к игровой деятельности.
Игра
для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит. Но в школе нет игротеки, которая помогла бы детям узнать игры более содержательные, направленные на развитие двигательной активности, на общение друг с другом.
Из этого следует, что дети на переменах часто предоставлены сами себе и

не всегда умеют самостоятельно организовывать свое свободное время
. Занятия в нашей школе начинаются в 8 часов 00 минут. Продолжительность урока – 45 минут. В графике предусмотрены две большие перемены по 20 минут, после 2 и 3 уроков, остальные перемены – по10 минут. Таким образом,
ежедневно для ученика нашей школы, работающего по расписанию семи уроков,
80 минут
школьного времени отводится на перемены. Это немало! Познакомившись со всеми аспектами анкетирования и наблюдения, появилась
идея
- потребность в создании
проекта «Полезная перемена».

Этапы реализации проекта «Полезная перемена»
Основные мероприятия Содержание деятельности Исполнители Сроки Ожидаемые результаты
Диагностический этап
Наблюдение  Как дети проводят перемену?  Физические и психологичес кие особенности учащихся. Чижкова Ю.В. сентябрь Выявление проблемы Анкетирован ие - Зачем нужна перемена? - Чем занимаетесь на перемене? - Какой видите перемену в нашей школе? В какие игры хотели бы играть? Чижкова Ю.В. сентябрь Изучение литературы по теме «Здоровьесберегающие технологии» Чижкова Ю.В. сентябрь
Приложение

Организационный этап
«Круглый стол» Разработка проекта «Весёлая перемена». Выбор методики работы. 10 класс Чижкова Ю.В. октябрь Правила - для дежурного учителя; - для учащихся-
волонтёров; - поведения на перемене
(при

л. №2).
График работы волонтёров по организации перемен
(прил

. №3).
Банк данных с играми (игрот ека) разноуровнево й подвижности (
прилож. №4
). Совещание учителей «Внедрение проекта «Полезная перемена» Разработка Положения о динамической перемене Администрац ия октябрь Положение о динамической перемене Обсуждение проекта «Полезная перемена» на классных часах; - представление проекта на родительском собрании; - осмотр детей медиком. Чижкова Ю.В., Классные руководители, Родительский комитет, педиатр октябрь Проект одобрен Даны рекомендации медика, классных руководителей
Практический этап
Организованный отдых на переменах - разучивание игр разной подвижности в отдельных классных коллективах; - организация Волонтёры 9- 11 классов, классные руководители Ноябрь- декабрь -Рациональное использование свободного времени учащихся на переменах. - Осознание личной
массового отдыха; ответственнос ти всех участников образовательн ого процесса за поведением и состоянием ребенка во время перемены.
Заключительный этап
Заключительный спортивный праздник для учащихся «Полезная перемена» Сценарий праздника «Полезная перемена» Волонтёры 9- 11классов, классные руководители январь Праздничное настроение, пожелание проводить «весёлые переменки» Педсовет «Итоги проекта «Весёлая перемена» Обсуждение хода проекта, замечания, предложения Администраци я январь Сделать игры на переменах традицией в течение всего учебного года.
Предполагаемый результат
1. На переменах проводятся и разучиваются новые игры, и к ним привлечена большая часть ребят (
фото
). 2. Дети отличаются организованностью, между ними меньше происходит конфликтных ситуаций. 3. Повысилась двигательная активность учащихся. 4. Улучшилась работоспособность на уроке. 5. Наметилось снижение уровня заболеваемости. 6. Участие в проекте способствует личностному развитию как организаторов – волонтёров, так и организуемых школьников. Но к концу учебного года будет проведена диагностика уровня социального развития у учащихся 9-11 классов с использованием теста КОС (коммуникативные и организаторские склонности).

Мониторинг и оценка

Для учащихся
№ п/ п Вопрос Ответ 1. Участвуете ли вы в наших переменках? Да - 80%, иногда – 15%, нет – 5% 2. Как вы считаете, нужны ли разминки на урока х? Да -100% 3. Нужны ли активные перемены? Да -90% 4. Что дают вам наши перемены? Заряд бодрости Хорошее настроение Легче сидеть на уроках Общение во время игры нравится играть в команд е
Для педагога
№ п/п Вопрос Ответ 1. Участвуете ли вы в наших переменках? Да - 100% 2. Как вы считаете, нужны ли разминки на уроках? Да - 100% 3. Нужны ли активные перемены? Да - 100% 4. Что дают вам наши перемены? Заряд бодрости Хорошее настроение Дети легче усваивают материал во время урока, повышается
работоспособность
Для родителей
№ п/п Вопрос Ответ 1. Участвуете ли вы в наших переменках? Нет возможности 2. Как вы считаете, нужны ли разминки на уроках? Да - 100% 3. Нужны ли активные перемены? Да - 100% 4. Что дают детям наши перемены? Хорошее настроение Больше двигаются, снижается утомление. 5 Когда вы учились в школе, были у Вас «весёлые» переменки
?
Да – 30%

Приложение №1

Список

используемой литературы (с методическими рекомендациями, играми):
1. Интернет-ресурсы: ru.wikipedia uchportal 1. Материалы электронных журналов «Здоровье», «Психология», «Классное руководство» за 2012, 2013 год. 2. Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992 3. Безруких М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М., 2004 4. В.Д.Берестов «А в школе – перемена», Владимир, 2008 г. 5. Бескоровайная Л.С. и др. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону “Феникс”, 2002 6. Бриедис А.А. Подвижные игры для 1 – 4 классов Ленинград, 1961 7. Былеева Л. В. Русские народные игры. М., Советская Россия, 1988. 8. Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников Минск, Полымя, 1988 9. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя д/с Под.ред Осокиной Т.И. М. Просвещение, 1989 10.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. “Веко”, 2004 11.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М., Провещение, 1986 12.Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М., просвещение, 1983 13.Семенова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. М., Педагогика, 1991 14.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста, М., Просвещение, 1986 15.Шитик С.М. Подвижные игры М., Физ. и спорт, 1955 16.Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки М., Новая школа, 1993 17.Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию М., Новая школа, 1993
18.Яковлев В.Г. Подвижные игры в 1 – 4 классах Асвета, 1970 19.Яковлев В.Г. и др. Подвижные игры. М., 1977
Приложение №2

Правила для учителя - организатора перемены
1. Учитывать возрастные и психологические особенности детей. 2. Подготовить зоны для активного отдыха детей:  спортзал,  рекреация школы,  школьный коридор,  библиотека,  классная комната,  пришкольный участок. Место проведения нужно подготовить заблаговременно. Оно должно соответствовать санитарным нормам: если это на улице, то поверхность площадки должна быть ровной, с плотным грунтом, на ней не должно быть стекол, кирпичей, камней и т.д. Площадка должна находиться в отдалении от сточных канав, ям и мусорных контейнеров. В тех случаях, если перемена проводится в помещении, то оно должно быть хорошо проветренным, полы до начала занятий необходимо подмести влажным способом. 1. Подвижные перемены проводить после второго урока, при этом необходимо оставить время для пассивного отдыха и подготовки к уроку. 2. Важно во время игр давать детям рекомендации. Подбадривать их. Тогда подвижные занятия будут проходить более эмоционально. 3. Для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, подбирать упражнения с небольшой нагрузкой. 4. Упражнения могут сопровождаться музыкой.
Правила для ведущих – волонтёров
1. Игру надо начинать с хорошим настроением; 2. Самим проявлять активное участие, нечаянно ошибаться, поддаваться - это вносит в игру оживление, всеобщий смех, эмоциональность; 3. Тех, кто не хочет играть, насильно заставлять не надо: дети должны сами захотеть вступить в игру; 4. Ведущий должен ясно представить себе игру, рассказ его должен быть обязательно в увлекательной форме; 5. При объяснении игры обязательно обговорить правила игры и поведения.

Правила поведения детей на перемене.
1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку). 2. Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья. 3. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей. 4. Умей уступить, не ссорься. 5. Если кого – то обидел, нечаянно толкнул – извинись. 6. Узнавай новые игры и учи одноклассников. 7. Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.
Приложение №3

Банк

данных с играми (игротека) разноуровневой подвижности.
Игры Где найти
Упражнения для вводной гимнастики (лечебной физкультуры)
Комплексы упражнений Учебники по физкультуре для всех классов
Подвижные игры
Игры с «кричалками» и «повторялками» Разработки в папке «Школьная игротека» Групповые игры «Разорви цепь», «Воротца», «Западня», «Сторож», «Море волнуется», «Поймай замыкающего», «Свободное место», «Успей занять место», «У медведя во бору», «Обыкновенные жмурки», «Рыбаки и рыбки», «Поезд», «Салки », «Салки с приседанием», «Салки-елочки», «Два стула и веревочка», «Вьюны» Книги: - Былеева Л. В. «Русские народные игры» - Минский Е. М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня» Командные игры Успей взять кеглю Сбей мяч Бег за флажками Перетягивание по кругу Книги: - Былеева Л. В. «Русские народные игры»
Перестрелка Точный удар Игра «Пакет с секретом» Игры – эстафеты Бег по кочкам Эстафета с обручами Посадка овощей Бег сороконожек Скорый поезд Эстафета с мячами Передал – садись Мяч сквозь обруч Рак пятится назад Разработки в папке «Школьная игротека» - Минский Е. М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня» Соревнования – поединки Петушиный бой Не теряй равновесия Перетягивание с верёвкой Эстафета со скакалками Чемпионы скакалки Дружно вместе каждый шаг - Минский Е. М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня» Музыкальные игры, танцы Успей передать Музыкальные змейки Приглашение Найди свою пару Если нравится тебе Ходим кругом
Малоподвижные игры

Настольные игры
Шашки Шахматы «пазлы»

Интеллектуальные игры
Кроссворды, ребусы, шарады, скребол Викторины, конкурсы Школьная библиотека Классные комнаты
Приложение №4

Описание некоторых игр

«Хлопки»

Веселая игра на внимание и реакцию для большой группы детей.
Правила игры
1. Игроки встают в круг. 2. Каждому игроку присваивается порядковый номер. 3. Все вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два - по коленям. 4. Хлопая в ладоши, игрок называет свой номер, а, хлопая по коленям – номер любого другого участника, стоящего в круге. 5. Не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из круга и прекращает игру. 6. Побеждают два последних оставшихся игрока.
«Повтори-ка»
– познавательная игра на развитие у детей памяти и внимательности.
Правила игры
1. Выбирается тема игры, например «Дикие животные» 2. Один из играющих называет какого-либо зверя, допустим льва 3. Второй повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр» 4. Третий игрок - лев, тигр, и прибавляет «носорог» и т. д. 5. Тот, кто не сможет повторить всех животных или перепутает их порядок – выбывает из игры
Примечание
По желанию играющих слова можно подбирать на любые темы, например: домашние животные, птицы, цветы, города и т.д.
«Часы»
- веселая, подвижная игра со скакалкой. Развивает выносливость и внимание.
Правила игры
1. Все хором произносят: «Тик-так, тик-так» 2. Выбирают двух игроков, которые будут вертеть скакалку в том же ритме 3. Остальные по очереди прыгают через скакалку
4. Первый прыгает один раз и встает в конец очереди, второй – два и т.д. 5. Игрок, сбившийся при прыжках или ошибившийся в счете – меняется с одним из игроков, крутящих скакалку.
«Кто больше»
- азартное соревнование, способствующее развитию моторики рук и ловкости.
Правила игры
1. Участникам раздаются веревки длиной около 1 м 2. По сигналу игроки начинают завязывать на веревке узлы 3. Тот, кто за 1 минуту завязал больше узлов - побеждает
Примечание
Игра начинается и прекращается строго по сигналу водящего.
«Хвост дракона»
- веселая и подвижная игра для детей от пяти лет и старше, развивающая внимание, реакцию и ловкость. В нее играют, в основном, в закрытом помещении - в большой комнате, в спортзале или раздевалке. Количество играющих не менее 4 человек (но чем больше, тем интереснее и веселее).
Правила игры
1. Игроки строятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего, образуя дракона. 2. Первый игрок - «голова» пытается поймать последнего-«хвост», при этом остальные не должны расцепляться. 3. Когда первый игрок поймает последнего, пойманный становится «головой». 4. Остальные меняются местами по желанию. 5. Игра начинается сначала.
Примечание
Игра не имеет определенного окончания и победителей.
«Пуговица»
- игра с юмором, в которой как таковых победителей нет. Развивает артистичность, раскрепощённость, фантазию.
Правила игры
1. Участники делятся на команды по 3 человека.
2. Ведущий объявляет начало конкурса, оценочные критерии которого будут объявлены позже. 3. Командами выполняется заданные действия (танец, стихотворение, песня и так далее). 4. В конце конкурса ведущий проходит по командам и считает количество пуговиц у участников. 5. Побеждает команда, у которой больше всех пуговиц.
«Волны по кругу»
- динамичная, веселая игра.
Правила игры
1. В помещении устанавливаются стулья по кругу, в количестве равному количеству игроков. 2. Водящий встает в центр круга. 3. Водящий должен сесть на свободный стул, а остальные игроки должны мешать ему, двигаясь влево и вправо, закрывая собой это место. 4. Ведущий может отдавать команды "Направо", "Налево", "Хаос". 5. При команде "Налево" - каждый игрок перемещаются на соседний стул против часовой стрелки. 6. При команде "Направо" - каждый игрок перемещаются на соседний стул по часовой стрелке. 7. При команде "Хаос" - все игроки меняют свое расположение случайным образом. 8. Если водящий занял стул, то игрок не успевший ему помешать, становится новым водящим. 9. При команде "Хаос" водящим становится тот игрок, кто сел на стул, который до команды был свободным.
Примечания
Можно усложнить игру, разверну стулья наружу. При этом водящий бегает снаружи круга и ему запрещается команда "Хаос".
«Весёлая скакалка»
- Веселая детская игра со скакалкой на выносливость и координацию движений. В нее можно играть очень большой группой (10-20 человек).
Правила игры
1. Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа.
2. Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков. 3. Тот, кто заденет скакалку становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место.
Примечания
Из дополнительных предметов вам понадобится скакалка (можно также использовать веревочку, на конце которой привязан мешочек с песком). Можно использовать другой вариант этой игры, которая будет носить соревновательный характер - задевший веревку игрок выбывает из игры. Победителями становятся 2-3 последних игрока, которые не задели веревочки. «Живое – неживое» Ведущий бросает мяч и называет вперемешку живые и неживые предметы, а дети ловят мяч только на "живое". Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись. «МПС» Игроки становятся в круг. Ведущий сообщает всем: "У каждого из вас есть МПС, у каждого он свой, неповторимый и ваша цель - узнать его". Для этого игроки по очереди задают ведущему вопросы про свой МПС, требующие однозначного, положительного или отрицательного, ответа. Игра ведется до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не догадается, что МПС - это Мой Правый Сосед. (Примеры вопросов, которые могут задавать игроки ведущему: Это одушевленное? Это есть у меня всегда? Это человек? Это мужского рода? У него темные волосы? Меня с ним связывает дружба?)
С бумажными мячами
“Самый меткий, ловкий, быстрый” Каждому ребенку в команде дается лист бумаги. По команде “ногами” они должны смять лист бумаги, превратив его в мяч, и попасть в обруч. Выигрывает та команда, в чьем обруче больше всего мячей. Игра в снежки (Выбивалы) Используются сделанные детьми бумажные мячи. Они будут создавать имитацию снежков. Эстафета
Каждому участнику выдаются два листа бумаги. Он должен пройти расстояние до обруча, перекладывая поочередно листы, наступая на них. Обратно возвращается бегом, эстафету передает следующему в команде

Разделы: Начальная школа

Введение

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнить и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, так как здоровье – это главная человеческая ценность.

Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.

Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют специалистов уже очень давно.

Результаты исследования заболеваемости детей подтверждают подверженность хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния здоровья. И не зря современная педагогика значимое место определяет здоровьесберегающим технологиям на уроке. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке.

Но ведь есть перемены, которые дети проводят по-разному.

Чтобы раскрыть особенности поведения и деятельности ребенка в условиях школьных перемен, а также выявить влияние перемен на работоспособность во время урока, проводилось наблюдение за младшими школьниками на перемене, результаты которого четко фиксировались.

Сбор и обработка полученной информации показали, что не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность – это игра. В шумной возне, в своих играх создают сами себя, строят свои характеры. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети открывают доброту и дружбу, развивают физические способности.

Какие же игры интересуют детей? Наблюдения показывают, что это, прежде всего, зависит от ряда факторов:

  • во-первых, большое значение имеют психологические особенности детей, чем ребенок подвижнее, эмоциональней, он играет в более азартные игры. Спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью;
  • во-вторых – особенности пола;
  • в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность.

Дети играют постоянно в “вольные игры” - игры “в кого-то”, “во что-то”. Источником этих игр в настоящее время является телевидение, компьютер. Получая наглядные зрительные примеры поступков, дети подражают им, интерпретируют их по-своему, порой не всегда положительно. В ходе наблюдения за особенностями поведения детей младшего школьного возраста было выделено 3 группы учащихся:

1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в “догонялки” (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону мальчиков);

2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности . Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону девочек);

3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью . В эту группу входят, практически, только девочки. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны.

Кроме того была проведена анкета, включающая в себя следующие вопросы:

Устраивает ли вас продолжительность перемен? Ответили положительно – 92%. Так же были и отрицательные ответы – 8%. Например, с такой аргументацией: “Нет, потому что после бега нет времени отдышаться”

Чем вы занимаетесь на перемене? Все 100% детей ответили – играем. В какие игры играют дети? Самой распространенной игрой была игра “Стеночки” - 18%. Встречаются такие ответы: “Играю в боевиков”, “в медведя”. Играют в разные игры – 70% ребят.

Чем бы вы хотели заниматься во время перемен? Ответили – “хотели бы играть в подвижные игры” - 62%, в настольные игры – 24%. Были и другие ответы: например такие как: “Сидеть, общаться”, “Читать журналы”, “Слушать музыку”, “Играть в Барби”, “Танцевать”, “Лежать на диване”, “Разгадывать кроссворды, ребусы, загадки”, “Гулять на улице”. Так ответили 14%.

Опираясь на результаты наблюдений и высказывания в анкетах, были сделаны следующие выводы:

  1. Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.
  2. В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало.
  3. В зависимости от поведения учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола.
  4. Наши школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время (таких ребят 49 %).

В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если учитель умело организует игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.

Значит, можно предположить, что если отдых хорошо и грамотно организован, можно:

Прогнозировать положительный эффект;

Используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.

Осознавая то, что некоторые факторы образовательной сферы оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся, появилась необходимость в организации процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен), в двигательном режиме детей (с учетом их возрастных особенностей), так как именно педагог нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся, именно от педагога зависит, на сколько меньше отклонений будет у воспитанников. Среди основных школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, является недостаток их двигательной активности.

Познакомившись со всеми аспектами, появилась потребность в создании программы организации школьных перемен.

ПРОГРАММА

“Современные подходы к проведению школьных перемен”

Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

  • подготовить зоны для активного отдыха детей;
  • создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;
  • научить детей организованно проводить свободное время;
  • организовать сотрудничество педагогов и детей.
Этап Сроки Содержание работы Необходимое обеспечение Ожидаемые результаты Способы контроля и фиксации результатов
I. Диагностический сентябрь - анализ состояния психического и физического здоровья учащихся;

Анализ организации физической активности в школе;

Изучение проведения перемен младшими школьниками через:

  • наблюдение;
  • анкетирование
- данные медицинского осмотра младших школьников;

Данные психолога школы об уровне тревожности, взаимоотношениях в коллективе, дезадаптации первоклассников;

- аналитическая справка;

Выявление проблемы

- сравнительные таблицы;

Письменные описания

II. Прогностический октябрь - разработка развернутой программы - научная и методическая литература - программа - утверждение на совете школы
III. Организационный октябрь ноябрь - разработка положения о проведении активных перемен;

Подготовка учителей к предстоящей работе;

Выбор методики работы

- подбор игр разноуровневой подвижности;

Подготовка помещения;

Подготовка инвентаря

- создание банка данных с играми;

Озеленение;

Приобретение мебели;

Приобретение полового покрытия

- обсуждение программы на классных часах;

Предоставление программы на родительском собрании

IV. Практический ноябрь декабрь - организация активного отдыха учащихся на переменах;

Разучивание игр разной подвижности в отдельных классных коллективах;

Организация массового отдыха;

Структурирование и адаптирование учебного материала по организации двигательной активности

- игры высокой эмоциональной подвижности, средней и малой подвижностью;

Регулярность, систематичность;

Комплектность;

Аналитические материалы

- разработанные методические рекомендации по проведению перемен;

Включенность педагогов в оздоровительную работу;

Осознание личной причастности к состоянию ребенка во время перемены;

Включение в деятельность ученика по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к организации активного отдыха во время перемен

- оформление полученных результатов;

Отчет на методическом объединении

V. Обобщающий январь - обобщение и теоретическое осмысление данных, определение выводов - аналитические материалы - методическое пособие - выход на педагогическую общественность города
VI. Внедренческий февраль - распростронение

Составленная программа должна способствовать принятию детьми правильных решений в отношении сохранения здоровья и поможет:

Проводить воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек;

Научить воспитанников ответственному поведению по отношению к своему здоровью;

Исключить угрозы здоровью.

Литература

  1. Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992
  2. Безруких М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М., 2004
  3. Бескоровайная Л.С. и др. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону “Феникс”, 2002
  4. Бриедис А.А. Подвижные игры для 1 – 4 классов Ленинград, 1961
  5. Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников Минск, Полымя, 1988
  6. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя д/с Под.ред Осокиной Т.И. М. Просвещение, 1989
  7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. “Веко”, 2004
  8. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М., Провещение, 1986
  9. Семенова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. М., Педагогика, 1991
  10. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста, М., Просвещение, 1986
  11. Шитик С.М. Подвижные игры М., Физ. и спорт, 1955
  12. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки М., Новая школа, 1993
  13. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию М., Новая школа, 1993
  14. Яковлев В.Г. Подвижные игры в 1 – 4 классах Асвета, 1970
  15. Яковлев В.Г. и др. Подвижные игры. М., 1977