» » Психологическая подготовка ребенка к школе. Психологические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе Подготовка детей к школе занятия по психологии

Психологическая подготовка ребенка к школе. Психологические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе Подготовка детей к школе занятия по психологии

Инга Малюгина
Психологическая подготовка детей к школе

Я,Малюгина Инга Викторовна,воспитатель подготовительной к школе группа . Рада приветствовать вас на своей страничке. Сегодня мы поговорим с вами о готовности детей подготовительной группы к обучению в школе .

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залог успешного обучения в школе . От того,как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития ,будут зависеть успешность его адаптации вхождения в режим школьной жизни ,его учебный успехи,его психологическое самочувствие .

Давайте же с Вами разберемся что такое готовность ребенка к школе .

Составными компонентами психологической готовности к школе являются :

*личностная

*интеллектуальная

*эмоционально-волевая

*физическая.

Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает в себя формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника ,имеющего круг важных обязанностей и прав,занимающего иное по сравнению с дошкольниками в детском обществе .

Принятие позиции школьника- это прежде всего отношение к школе ,к учебной деятельности,к учителю,к самому себе. Умение общаться со взрослыми,со сверстниками,войти в детское общество,действовать совместно с другими.

Интеллектуальная готовность к школе заключается в приобретении определенного кругозора,запаса конкретных знаний,в понимании общих закономерностей,лежащих в основе полученных знаний :

*ориентировка ребенка в окружающем его мире,запас его знаний,усвоенных им в системе,

*желание узнавать новое,

*сенсорное развитие,

развитие образных представлений,

*развитие речи и мышления.

Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает :

*способность соподчинять мотивы,управлять своим поведением,

*умение организовывать свое рабочее место и поддерживать порядок на нем,

*положительное отношение к целям деятельности (учебе,принятие их,

*стремление преодолевать трудности,

*стремление к достижению результата своей деятельности.

Физическая готовность включает в себя :

*состояние здоровья (отсутствие серьезных заболеваний,наследственность и тд.)

*физическое развитие (занятия в спортивных секциях,посещения кружков,

*развитие анализаторных систем,

*развитие мелких групп мышц (рука,пальчики,

*развитие основных движений (бег,прыжки,ходьба,спортивные игры) .

Все психические процессы (внимание,память,мышление,воображение) должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить свое внимание на разной работе,например,написание элементов буквы. Развитие восприятия,мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления,выделять в предметах и явлениях существенные особенности и различия,рассуждать и делать выводы,приходить к определенному результату.

В современном мире очень много разных пособий,упражнений,заданий,игр для всестороннего развития ребенка. Легко и весело можно выполнять со всеми членами семьи,кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При наборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Используйте общеукрепляющие упражнения,полезные для закрепления восприятия,внимания,памяти,моторики рук. Четко произносите трудные слова. Просите их произносить,повторить. Учите много маленьких стишков,читайте ребенку. Разучивайте скороговорки и сочиняйте сказки. Просите их пересказать. Играйте в коллективные игры,они развивают произвольность действий,сосредоточенность,обогащают речевой запас детей ,общительность,вызывают положительные эмоции.

Можно выбрать игры или игрушки,которые станут вам помощниками в подготовке детей к школе (например,любимый сказочный персонаж,в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе . И в ваших интерес сделать это время как можно мягче,интереснее.

Но помните, пожалуйста,несколько простых правил :

*занятия не должны носит насильственный характер,

*продолжительность занятий не должна превышать 35 минут,

*устраивать небольшие физкульт минутки,перерывы,

*занятия должны быть выстроены в систему.

Постарайтесь разбудить мотивацию к занятиям,заинтересовать ребенка (похвала,наклейки за особые успехи,сюрпризные моменты и тд.)

В заключении хочется сказать следующее-какими бы шагами к вершинам знаний не двигался ваш ребенок,ему необходима ваша помощь,любовь,поддержка,вера в свои силы. Создавайте здоровый положительный,доброжелательный настрой перед школой ,при котором он бы стремился овладевать новыми знаниями,навыками,не боялся плохих отметок,проблем с учителями,одноклассниками и был уверен в том,что отличник или двоечник,он для Вас самый любимый и родной!

Успехов Вам,дорогие родители!

Светлана Чуракова
Как психологически подготовить ребёнка к школе

Как .

Для того чтобы обучение в школе приносило ребёнку радость и не тяготило его, необходимо заранее подготовить дошкольника правильно . Особенно важно уделить внимание психологической готовности малыша . О том, как подготовить ребёнка психологически , мы поговорим далее.

Психологическую готовность к обучению определяют несколько важных критериев. Например, наличие внимания, воображения, мышления и памяти у ребёнка , его способность воспринимать информацию на слух. Также дети должны адекватно воспринимать себя в новом статусе, стремиться к знаниям, уметь находить общий язык со сверстниками. Давайте разберёмся в том, что включает в себя психологическая подготовка ребёнка к школе . Как подготовить ребёнка к школе психологически . Чтобы психологически подготовить ребёнка к обучению ,родителям нужно следовать нескольким важным правилам :

1. Развивайте в детях познавательный интерес, мотивируйте ребёнка на получение новых знаний.

2. Вырабатывайте у дошкольника способность преодолевать трудности и завершать любое начатое дело.

3. Подготовьте ребёнка к препятствиям морально, расскажите о том, с чем он может столкнуться в процессе обучения.

4. Развивайте в детях способность анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать. Читайте ребёнку книги , а затем просите, чтобы он рассказал вам то, о чём вы прочитали.

5. Учите детей грамотно строить предложения и отстаивать свою точку зрения.

6. Обязательно сделайте всё для того, чтобы ваш ребёнок общался со сверстниками и умел находить с ними точки соприкосновения.Коммуникативные навыки можно получать абсолютно в любом месте : на детской площадке, в детском саду, в различных кружках.

7. Воспитывайте в ребёнке усидчивость , например, с помощью настольных игр.

Программа психологической подготовки детей к школе

Психологическая программа по подготовке к школе обязательно должна включать в себя обучение ребёнка основным понятиям . Он должен понимать различия между добром и злом, плохими и хорошими поступками. Также важно научить ребёнка правилам поведения в обществе, навыкам самообслуживания. Объясняйте детям то, как проходит обучение в школе , что такое уроки, как выполняются домашние задания, как следует общаться с учителем или одноклассниками. Так ему будет проще адаптироваться в непривычной для него атмосфере.

Развивайте логическое мышление у детей. В этом вам помогут специальные задачи, настольные игры. К тому же, настольные игры помогут развивать усидчивость ребёнка .

Таким образом, задача родителей – подготовить ребёнка к школе психологически . Порой, психологические аспекты имеют гораздо более важное значение, чем какие-либо интеллектуальные навыки у ребёнка . Если дети готовы к школе психологически , им гораздо проще воспринимать новую обстановку. То есть, они быстрее вливаются в учёбу и начинают показывать первые успехи в обучении практически сразу.

Публикации по теме:

Как подготовить ребёнка к экзамену в музыкальную школу Когда сыну или дочке исполняется 5-6 лет, большинство родителей отводят ребёнка в какие-либо кружки, спортивные секции, хореографические.

Воспитатель:Уважаемые родители! Ваши дети стали совсем взрослыми и уже в этом году пойдут в первый класс. Все наши и Ваши усилия направлены.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе» Как подготовить ребенка к школе? Подготовку ребенка к школе нередко понимают как накопление им определенных знаний и потому стараются обучать.

Консультация для родителей «Как подготовить ребёнка ко сну» «Как подготовить ребёнка ко сну» Сколько часов необходимо для сна ребенку дошкольного возраста? Однозначного ответа нет, все зависит от.

Консультация для родителей «Как подготовить руку ребёнка к письму или что такое графомоторные навыки?» Как подготовить руку к письму или что такое графомоторные навыки? Для подготовки к успешному обучению письму в школе у ребёнка должны быть.

Консультация для родителей подготовительной группы «Как подготовить ребенка к школе» Консультация для родителей подготовительной группы. «Как подготовить ребенка к школе» Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует.

Консультация для родителей подготовительной группы «Первый класс, или как подготовить ребенка к школе» Весна - время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Скоро в школу. Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить,.

Как быстро летит время! Еще недавно вы с нетерпением ждали появления на свет вашего малыша, и вот он уже собирается идти в первый класс. Многих родителей волнует вопрос, как подготовить ребенка к школе. Этим действительно стоит озадачиться и не ждать, что в школе все решится само собой. Скорее всего, классы будут переполнены, и учитель просто физически не сможет уделить должного внимания каждому ребенку.

Фото firestock

Подготовка ребенка к школе – это вопрос, который волнует каждого родителя. Готовность определяется как интеллектуальной, так и во многом его психологической базой. Для освоения навыков, необходимых для обучения в школе, достаточно уделять 15−20 минут в день. В помощь придет огромное количество развивающих пособий и подготовительных курсов.

Гораздо труднее бывает подготовить ребенка с психологической точки зрения. Психологическая готовность не возникает сама по себе, а постепенно формируется годами и требует регулярных занятий.

Когда начинать подготовку ребенка к школе и как это правильно делать, мы поинтересовались у медицинского психолога психотерапевтического центра Елены Николаевны Николаевой.

Важно заранее создать в сознании ребенка положительное отношение к школе: рассказывать, что в школе он узнает много интересного, научится хорошо читать и писать, у него появится много новых друзей. Ни в коем случае нельзя пугать ребенка школой, домашними заданиями и отсутствием свободного времени.

Хорошей психологической подготовкой к школе является игра в «школу», где ребенок научится исполнительности, усидчивости, активности, общительности.

Одним из важных аспектов подготовки к школе является крепкое здоровье ребенка. Вот почему закаливание, зарядка, занятия спортом и профилактика простудных заболеваний являются необходимыми мероприятиями.

Для лучшей адаптации в школе ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Должен понимать и признавать авторитет взрослых, адекватно реагировать на замечания сверстников и старших. Понимать и оценивать поступки, знать, что хорошо, а что плохо. Ребенка необходимо научить адекватно оценивать свои возможности, признавать ошибки, уметь проигрывать. Потому родители должны подготовить малыша и объяснить ему правила жизни, которые помогут ему влиться в школьное общество.

Фото firestock

Елена Николаева, медицинский психолог

Такую работу с ребенком необходимо начинать заранее, с трех-четырехлетнего возраста. Залогом дальнейшей безболезненной адаптации малыша в школьном коллективе являются два основных условия: дисциплина и знание правил.

Ребенок должен осознать важность и ответственность процесса обучения и гордиться своим статусом ученика, испытывать желание добиться успехов в учебе. Родители должны показывать, как гордятся своим будущим школьником, это очень важно для психологического формирования образа школы – мнение родителей для детей является важным.

Такие необходимые качества, как аккуратность, ответственность и прилежание, никогда не формируются сразу – на это нужно время, терпение и усилия. Очень часто ребенок нуждается в простой поддержке со стороны близкого взрослого.

Дети всегда имеют право на ошибку, это свойственно всем людям без исключения. Очень важно, чтобы ребенок не боялся ошибиться. Идя в школу, он учится учиться. Многие родители ругают детей за ошибки, плохие отметки, что приводит к понижению самооценки дошкольника и боязни сделать неправильный шаг. Если ребенок допустил промах, на него просто нужно обратить внимание и предложить или помочь исправить.

Обязательным условием в работе над ошибками является похвала. Даже за маленький успех или достижение детей необходимо вознаграждать поощрением.

Вот и незаметно подошло время, когда вашим детям нужно готовиться к своему первому походу в школу. Большинство родителей задается вопросом, как правильнее подготовить ребенка к школе, стоит ли дополнительно заниматься с ним перед учебой или лучше, чтобы это сделали школьные педагоги.

И это только самые распространенные среди огромного множества вопросов, которые возникают у мам и пап будущих учеников. Ответы на некоторые из них будут даны в этой статье.

Стоит ли заниматься с ребенком перед школой?

Уважаемые родители, если вас волнует, нужно ли давать ребенку некоторую интеллектуальную подготовку перед школьными занятиями, то однозначный ответ – да, такие занятия необходимы.

Вспомните старые времена, когда даже в не очень обеспеченных семьях старались нанимать специальных гувернеров, которые обучали детей перед поступлением в гимназию языкам, основам языкознания, арифметики, и прочим наукам.

Если сравнить начальные знания среднего гимназиста XIX века и дошкольника XXI века, то сравнение, к сожалению, не будет в пользу современного подхода. Теперь дети подготовлены к школе намного меньше.

Разумеется, в наши дни многим родителям не по карману нанимать специальных репетиторов для занятий со своими детьми. Впрочем, это и не нужно, ведь сейчас вам на помощь может прийти Интернет, где всегда можно найти множество интересных методик по работе с дошкольниками.

При этом современным родителям совершенно не нужно уподобляться гувернерам прошлого, вполне достаточно заниматься с ребенком 15-20 минут в день, начиная с , причем удобнее облекать эти занятия в привлекательную «обертку» веселой игры.

Например, можно предложить малышу посчитать кубики, машины во дворе или птичек на дереве. С буквами ребенка также нужно знакомить, начиная с 4-5 лет, таким образом, ваше чадо уже будет уметь читать, считать и даже писать, что будет выгодно выделять его среди сверстников в первом классе школы.

Главное, что нужно знать мамам и папам при занятиях с ребенком:

  • Все уроки лучше проводить в игровой форме, можно для этого даже поискать специальные обучающие приложения в Интернете;
  • Заниматься нужно не более получаса, в противном случае ваш малыш просто-напросто устанет;
  • Не нужно превращать уроки в скучную обязаловку типа «каждый день с часа до двух», можно проводить занятия не каждый день, а время лучше выбирать в соответствии с тем, в какие часы ваше чадо лучше усваивает материал;
  • Нужно чередовать занятия с подвижными играми, чтение – с , а музыку – с арифметикой;
  • Практикуйте повторение уже усвоенных уроков;
  • Лучше выбирать материал для обучения по школьной программе, впрочем, если вы обладаете обширными знаниями, можете привнести и что-то свое.

Уроки математики лучше начинать со счета, а затем уже переходить к геометрическим фигурам и так далее. Обучение чтению и письму следует начинать с печатных букв. А уроки творчества можно начать с обыкновенных раскрасок, переходя к лепке пластилином, аппликациям или рисованию красками.

Как научить ребенка самостоятельно адаптироваться к школьному окружению?

Несмотря на то, что ваше чадо очень способное и может даже читать и считать, тем не менее, в школе у него могут возникнуть проблемы. Одной из наиболее распространенных считается неспособность к правильной коммуникации со сверстниками.

Уважаемые мамы и папы, если вы хотите, чтобы ваш ребенок не держался в классе особняком, а сразу же приобрел там друзей, нужно готовить малыша к тому, что в школе вас рядом не будет и многие проблемы ему придется решать самому. В частности, ему придется помогать одноклассникам или же просить их о помощи, правильно действовать и выражать свои мысли, не обижать других детей, но и не позволять, чтобы кто-то обидел его самого.

Для того, чтобы ребенок был готов к школе в коммуникативном и эмоциональном смысле, мало просто учить его на словах, гораздо проще, чтобы он еще перед школой прошел все это на практике. Поэтому так важно организовать малышу посещение или каких-либо развивающих кружков – спортивных, музыкальных, танцевальных и т. д.

Там ваш ребенок будет не только находиться вместе с другими детьми, но и усваивать важные навыки общения, которые очень пригодятся ему в школе. Также ваше чадо будет учиться там правильному поведению со взрослыми – воспитателями и учителями.

Ребенок хорошо усвоит, что перед учителем не следует дерзить, шалить, капризничать и вести себя неподобающим образом. А со сверстниками не стоит враждовать и , а лучше установить доброжелательные и дружеские отношения. Таким образом, ваш отпрыск уже будет полностью готов к школьной жизни. Также посещение детского садика приучит ребенка к некоторой самостоятельности.

Видео как подготовить ребенка к школе

Психологическая подготовка ребенка к школе

Чтобы школа не ассоциировалась у малыша с чем-то плохим или ужасным, нужно создать у него положительное мнение о ней. Как это сделать?

На самом деле все очень просто. Необходимо часто рассказывать ему веселые происшествия из вашего школьного прошлого, объяснять, что в посещении уроков есть много приятных моментов. Сделать упор на том, что он повзрослеет и у него будет много новых хороших друзей.

Чтобы ваш ребенок был эмоционально готов к школьной жизни, не нужно начинать усиленно готовить его летом прямо перед школой. Так учеба у него всегда будет ассоциироваться с излишними нагрузками и дискомфортом. Лучше начинать заниматься с собственным отпрыском заранее – начиная с 4-5 лет. Этим вы не просто будете готовить его к школьной учебе, а наделите его необходимыми для последующей жизни знаниями.

Практические советы, как психологически настроить ребенка к посещению школы:

  • Играйте с ним «в школу», пройдите все важные моменты – вызов к доске, объяснение урока, перемена и так далее;
  • Читайте ему рассказы и повести о школьных годах;
  • Научите ребенка отстаивать свою правоту, показывать характер, если нужно.

А главное, установите для дошкольника правильный режим дня, чтобы он вовремя вставал, ел и занимался своими делами. Этим вы окажете ребенку неоценимую помощь, потому что школьный режим не покажется ему впоследствии очень утомительным и тяжелым.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

Родители всех будущих первоклассников хотят, чтобы их детям было в школе хорошо. Что это значит? Чтобы в классе появились новые друзья, общение с которыми приносит удовольствие. Чтобы в школу ребенок шел в хорошем настроении, и ему нравилось бы учиться и ежедневно узнавать что-то новое. Недостаточно научить дошкольника письму, чтению и счету. Крайне важна и психологическая подготовка, ведь школа — это совершенно новая жизнь, новый мир. Пребывать в статусе школьника предстоит долгие годы. Нужно, чтобы ребенку было в нем комфортно.

Создаем положительный образ школы

Чтобы ребенок хотел пойти в школу, ждал 1 сентября с радостью и нетерпением, родители должны создавать положительный образ учебного заведения.

Говорить о школе можно только в положительном ключе, причем не только в разговорах с ребенком. Дошкольник не должен слышать взрослых разговоров о том, что учителя теперь плохие, дети в школе — невоспитанные чудовища, а домашних заданий задают слишком много. Совершенно недопустимо запугивать ребенка школой, чем, к сожалению, грешат некоторые родители. «Будешь одни двойки получать», «Вот учительница тебе в школе покажет за такое поведение», — ничего подобного из уст родителей дошкольник слышать не должен.

Ребенок должен быть уверен, что в школе ему понравится, учительница окажется приветливой и доброжелательной, а среди одноклассников появятся друзья. Важно не обманывать ребенка, не рассказывать, что школа — это сплошной праздник, ведь это не так. Можно читать детские рассказы о школьниках, смотреть художественные фильмы о них. Тем, кто идет в школу с положительным настроем, вероятнее всего, будет в ней хорошо.

Мотивация должна быть правильной

Формировать у ребенка мотивацию к учебе нужно правильно. У некоторых дошкольников вроде бы присутствует интерес пойти в школу, но он внешний. Такие дети хотят примерить на себе новый статус ученика, ходить с красивым рюкзаком, пользоваться новенькими канцтоварами, быть похожими на старших сестер или братьев. Важно формировать у ребенка желание, страсть, интерес к познавательной деятельности, рассказывать, что учеба — это масса новой информации. Обязательно нужно рассказывать дошкольнику, какие уроки будут в первом классе, что изучают.

Какие навыки нужны первокласснику?

Терпение, самодисциплина, умение слушать, не перебивая, усидчивость — все это понадобится в школе. Психологи считают, что очень хорошо все вышеназванные навыки тренируются в процессе совместных игр. Особенно полезны среди них такие, где есть четко прописанные правила: шашки и шахматы, «ходилки», все остальное, что требует следования правилам. Другая, не менее полезная игра — детская школа. Пусть у ребенка будет возможность и попробовать себя в роли ученика, и побыть учителем.

Очень важен для дошкольника навык самообслуживания. Детям в школе предстоит переодеваться и переобуваться в гардеробе, надевать и снимать физкультурную форму, ловко управляться с содержимым школьного рюкзака — доставать и убирать необходимые вещи. Те, кто делает это слишком медленно, переживают и нервничают, видя более проворных одноклассников. Поэтому самообслуживанию ребенка нужно учить обязательно.

Умения общаться и дружить очень важны!

Кому из детей легче адаптироваться в непривычной школьной обстановке? Ведь школа — это не только уроки, но и внеклассные мероприятия, спортивные соревнования, общение в коллективе. Тем, кто легко находит общий язык с одноклассниками и умеет дружить. Дети любят и ценях в сверстниках доброжелательность, отзывчивость, умение не обижаться по пустякам, не конфликтовать. Еще одно важное качество — умение искать и находить компромиссы в разных ситуациях. Более комфортно себя чувствуют дети в школе, обладающие вышеназванными навыками. Задача родителей — привить их ребенку. Чем раньше, тем лучше.

Особенно сложно может быть тем детям, которые не посещали детский сад, не имеют достаточного опыта общения в коллективах, по характеру застенчивы, с заниженной самооценкой. Взрослые должны помогать детям вливаться в компанию, учить их общаться и дружить.

Знакомимся со школой заранее

Для дошкольника школа — это что-то совершенно новое и непонятное. Большинство детей с тревогой и опасением относятся ко всему незнакомому. Гораздо спокойнее в школу идут дети, которые уже бывали в стенах ее здания, представляют, как выглядят изнутри классы. Сейчас многие учебные заведения предлагают будущим ученикам нечто вроде подготовительных курсов. Если у родителей есть возможность водить туда ребенка, стоит ею воспользоваться. Быть может, ребенок не получит на курсах каких-то принципиально новых знаний. Но он узнает на практике, как проходят уроки в школе, как нужно вести себя во время школы, как отвечать учителю.

На переменах стоит погулять по коридорам, показать ребенку, где находится столовая, спортивный зал, туалет, гардероб. Когда новоиспеченный школьник переступит порог учебного заведения 1 сентября, он будет чувствовать себя гораздо увереннее.