» » Межпредметная интеграция как средство развития. Межпредметная интеграция в преподавании гуманитарных дисциплин как средство повышения мотивации и формирования ууд. Интеграция с иностранным языком

Межпредметная интеграция как средство развития. Межпредметная интеграция в преподавании гуманитарных дисциплин как средство повышения мотивации и формирования ууд. Интеграция с иностранным языком

Тема: «Интеграция учебного процесса на уроках музыки»

План выступления

    Что такое интеграция? Интеграция в образовательной системе. Формы интеграции.

    С какими учебными дисциплинами возможна интеграция на уроке музыки?

    1. Интеграция-соприкосновение (элементы межпредметной интеграции на уроке музыки)

      Интеграция как система работы (с литературой и ИЗО)

    Научное обоснование

    Заключение. Выводы.

Главная задача учителя - помочь ребенку познать мир и познать себя с тем, чтобы найти свое место в мире. Музыка - это не только учебная дисциплина эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации школьных праздников и развлекательных мероприятий, но это и одухотворяющий компонент всей учебной школьной деятельности, который может быть использован в любом школьном уроке. Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.
Что же такое интеграция? Вот как это понятие трактуется в логическом словаре-справочнике Н. И. Кондакова: «Интеграция - это объединение в целом каких-либо частей, элементов». Философский словарь дает следующее определение: «Интеграция - это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов». Однако в приведенных определениях даны лишь общие характеристики понятия, нас же интересует его образовательный аспект, поэтому приведу еще одну цитату: «Интеграция в образовательной системе - это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм на определенной ступени обучения». Применительно к музыкальному обучению понятие «интеграция» может иметь несколько значений:
создание у школьника целостного представления о музыкальном мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения ). Результат такой интеграции - ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое;
нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения ). На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали);
развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция - результат обучения ). Учащийся, сравнивая, делая логические выводы, мыслит данный музыкальный объект в разносторонней сфере представлений и музыкальных понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий.
Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях. Во-первых - это внутрипредметная интеграция, когда исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей. Второй уровень интеграции - межпредметная интеграция. Это объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий.
Для интегрированных уроков характерны следующие формы (по Р. М. Чумичевой и Л. Л. Редько) организации содержания интегрированного блока: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая). Рассмотрю некоторые из них на примере уроков музыки.
Пластообразная форма организации содержания интегрированного блока. Суть данной формы - наслоение различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания. Например, в 5 классе тема урока «Кюй Махамбета Утемисова «Жумыр-Кылыш», образ борьбы раскрывается в музыке через интонации и ритмы кюя; в литературе - с стихах Махамбета; в истории - в жизненном пути Махамбета (история восстания в Букеевской орде 1836г. Махамбет - один из руководителей), изобразительном искусстве тема борьбы раскрывается в образах казахских батыров. Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность каждому ученику быстрее познать изучаемое.
Спиралевидная форма организации содержания интегрированного блока. Особенность данной формы в том, что содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Спираль - это основное понятие, изучаемое на уроке. Например, в 5 классе занятии «Музыка стран Кавказа», оценить красоту кавказских мелодий можно на основе восприятия красоты одного музыкального произведения и прийти к пониманию красоты культуры Кавказа в произведениях музыкального, литературного, изобразительного искусства.
Взаимопроникающая форма организации содержания интегрированного блока. Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и т. д. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т. п. Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Также эта форма используется и при блочной подаче материала.
Интеграция на уроках музыки вносит в музыкальное обучение новизну и оригинальность. Имеет определенные преимущества для учащихся: формирует познавательный интерес, способствует созданию целостной картины мира, позволяет систематизировать знания, способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления учащихся.

Основание для интеграции - это синкретизм человеческого восприятия, ассоциативное свойство человеческой памяти и мышления. Межпредметная интеграция целесообразна для создания целостной картины мира в мировоззрении развивающейся гармоничной личности.

Элементы межпредметной интеграции на уроке музыки. С какими дисциплинами она возможна?

Музыка и физика . Казалось бы, какая тут может быть связь? На самом деле - прямая! Что такое звук? - колебание упругого тела. Что может быть таким упругим телом и как заставить его колебаться? С этими вопросами мы соприкасаемся при знакомстве с устройством и историей развития музыкальных инструментов. Ребята с интересом ищут ответы на них, отождествляя себе с древними учеными, изобретателями. Благодаря каким наблюдениям стало возможно создание щипковых, смычковых, духовых, клавишных инструментов?

Зачем струнным инструментам корпус, почему электронным он не нужен? Отчего звук становится выше или ниже? Почему на струнных смычковых инструментах можно играть без смычка, а на струнных щипковых нельзя играть смычком? Почему у музыкальных инструментов и у людей разные голоса? Почему несколько звуков, взятые одновременно могут «звучать», а могут «резать слух»? Затрагивая эти вопросы, мы имеем дело с физикой.

Чем отличается музыкальный звук от шумового? Чем отличается скрипка, которая стоит миллионы долларов от скрипки, ценой в несколько тысяч тенге? Таких вопросов можно поставить множество. А, главное, что они заставляют детей удивляться, казалось бы, привычным вещам. Кто может удивиться понятию «струнный щипковый музыкальный инструмент »? Его предком был лук со стрелами, созданный человечеством еще в эпоху мезолита (7 тыс. лет до нашей эры). Пуская стрелу, человек заметил, что тетива звучит, но слишком тихо. Так родилась идея музыкального инструмента. Как сделать так, чтоб она звучала громче? Люди знали, что в пещере или пустом доме любой звук становится громче. Прошло еще более тысячелетия, прежде чем люди догадались совместить эти два знания: построить «пустой дом» для струны - корпус. Получился музыкальный инструмент, издающий всего один звук. Необходимо было придумать, как изменять высоту звука? Так появился гриф.

Перед знакомством с органной музыкой Баха, мы подробно изучаем устройство органа. Как накачивается воздух в трубы органа; как влияет размер, форма и материал, из которого изготовлена труба на её тембр; как управляет органист звучанием этого инструмента; почему орган невозможно перевезти на другое место. Изучив устройство этого инструмента, ребята с удивлением понимают, что слушатель в зале филармонии на самом деле находится внутри музыкального инструмента, ведь само здание является резонатором звука, «пустым домом» для органа. И т.д.

Музыка и математика? А вот с математикой музыку связать практически невозможно. Первым, кто пытался это сделать, был Пифагор, но, надо признать, и последним. Его система математического объяснения музыки не выдерживает никакой критики (она несовершенна, не объясняет музыкальных феноменов). Конечно, в музыкальной теории есть своего рода «математика». Но она весьма специфична и не связана с «чистой» математикой школьного учебного цикла. Современные учёные утверждают, что математика и музыка - два полюса человеческой деятельности.

Музыка и история переплетены очень тесно. Нельзя изучать музыкальное произведение в отрыве от эпохи и культуры, в которой оно было создано. Оно будет прослушано, но не услышано. На уроке музыки мы неизменно соприкасаемся и историей мира и историей Казахстана с мыслями и судьбами народов разных времен.

Музыка и география . Плавая в музыкальном океане, учащиеся знакомятся с произведениями народов разных стран. Изучая музыку стран Кавказа, Средней Азии и т.д., мы находим эти страны на карте, размышляем, на каком транспорте и за какое время туда можно довраться. Слушая музыку, мы прикасаемся к мировоззрению других народов, а, следовательно, целесообразно стремление понять, где и в каких экономических и политических условиях они живут и т.д.

Музыка и биология. Связь с биологией возникает на уроках пения. Вокалисты знают, что для постановки голоса необходимо хорошо представлять себе работу голосового аппарата для того, чтобы правильно брать дыхание, держать нужную осанку, ощущать направление звука и т.д.

Музыка и информатика . Возможности информатики обширны. С ней возможна интеграция на любом предмете. Существует масса обучающих программ по музыке, открывающих возможность не только познанию и отработке слуховых навыков, но и творчеству (создание аранжировок, игра на виртуальном синтезаторе). Однако, по техническим причинам такое преподавание музыки в наших условиях пока невозможно.

Музыка и языки (казахский, английский)

На уроке музыки учащиеся обогащают свои знания языков (русского, казахского, конечно, в большей степени, хотя мы соприкасаемся и с английским). В программе по музыке - много казахских музыкальных произведений. Названия произведений требуют перевода на русский язык. Разучивание песен на казахском/английском также сопровождается переводом на русский язык. Во время работы над репертуаром тексты песен на казахском языке, как правило, запоминаются сами собой, что обогащает словарный запас школьников.

Все вышеперечисленные предметы соприкасаются с музыкой лишь частично . Это только моменты урока, вводимые в зависимости от их целесообразности. Наиболее тесная и систематическая взаимосвязь моих уроков прослеживается с литературой и ИЗО. Искусствам свойственно перетекать друг в друга. Человеческое мышление опирается в своей основе на ассоциации. И человеческое восприятие синкретично : звук -цвет -слово -жест.

Музыка + литература + ИЗО

В планировании своих уроков я опираюсь на две аксиомы: «восприятие синкретично» и «восприятие - это сотворчество»

Наукой доказано, что эмоциональный отклик и мыслительные процессы неразрывны

Голос связан с речью, а речь – материальная основа мышления . «Существует известный афоризм: "У хорошего певца хорошая дикция, у плохого певца и дикция плохая". Это указывает на тесную связь дикции с правильным голосообразованием". (Н.Малышева) К.С.Станиславский часто говорил: "Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза - уже речь". Голос и слух едины в совместном развитии. Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов. В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки. Известно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым.
Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.

Доказана связь слуха и зрения биофизиком П.П.Лазоревым в 1905 году. На музыкальное восприятие влияет то, что человек в этот момент воспринимает зрением (образы, освещение). На свету звуки кажутся сильнее. Человек описывает музыку в зрительных образах: светлая, прозрачная, мрачная, солнечная, блестящая, яркая, сильная, темная, тусклая. Известны примеры "цветового" восприятия музыки у великих композиторов: Н.А.Римского-Корсакова, А.Н.Скрябина, когда зрительные впечатления придают слуховым ярко выраженный эмоциональный характер: композитор пишет не только то, что слышит, но и то, что видит.
Творчество невозможно без воображения, а основа воображения - внутренний слух и внутреннее зрение (способность “внутри себя”, “мысленно” увидеть то, чего глазами в данный момент не видишь). Развитие воображения, образного и ассоциативного мышления возможно методом синтеза искусств, перекодирования содержания одного вида искусства в другое:

музыка живопись, дизайн

музыка скульптура

музыка движение, хореография

музыка театр

музыка литература, поэзия и т.д.

Передать настроение музыки предлагаю школьникам в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования, слов, строк, театральной композиции, движения и т.д.

Индивидуально-дифференцированная (творческая) интеграция на уроке музыки.

Восприятие – это сотворчество. И каждый человек индивидуален. Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности учащихся является учет их семантики в процессе познания. Общеизвестно, что внутренний образ обладает особыми возможностями для кодирования/декодирования информации. Поэтому я стремлюсь к доминированию на своих уроках индивидуального творческого отношения ученика к миру. Я не приклеиваю штампа к музыкальному сочинению: «Ребята, здесь композитор хотел выразить то-то и то-то; или, эту музыку следует воспринимать так-то и так-то». Я стараюсь лишь настроить на восприятие, и тогда каждый ребенок услышит в музыке что-то созвучное его индивидуальности. Я не ограничиваю школьников в выборе формы творческого отклика, главное – увлечь их этой работой.

Опираясь на синкретизм восприятия, я стремлюсь на уроке к синтезу искусств. Деятельность учащегося организую как единство слушания музыки, исполнения, создания; выполнение эвристических, творческих заданий-откликов личного музыкального восприятия. Серия творческих заданий включает в себя: рисунки, стихи, сочинения, танцевальные номера, музыкальные кроссворды, рефераты, создание семантических образов и семантически-когнитивных карт с их творческой защитой, музыкальная импровизация и исполнение музыкальных произведений, создание откликов в виде подбора репродукций, фотографий, стихов, слайдов к прослушанной музыке (показываю творческие работы учащихся) .

Даю детям право выбора для создания своего произведения искусства. Я не требую, чтобы это был обязательно шедевр. Главное, отклик должен выражать то, что ученик «услышал». Так, слушая Пятую симфонию Бетховена, один мальчик перечеркал лист бумаги разноцветными карандашами. Показывая свою работу, он сказал: «То, что я нарисовал, было в душе у композитора». Он не смог подобрать слова «смятение» и «напряжение», но его отклик очень точно выражало музыкальный образ.

Рождение творческого отклика может быть индивидуальным и коллективным. Это, сближает ребят, даёт возможность творить, доставляя радость общения и созидания, эстетическое наслаждение в процессе выполнения задания и его представления. С целью углубления музыкального восприятия в пении, дополняю пение движениями: мы поем с ритмическим оформлением, с дирижированием (ребята сами рукой отмечают метрическую сетку песни во время исполнения), поем с выразительными жестами там, где это уместно.

Приобщение к мировым культурным традициям повышает адаптивные возможности человека в нестабильных условиях, способствует успешности его социализации, позволяет творчески подходить к решению проблем. Культура выступает как “фактор творческого жизнеустройства”. Декларируемая в настоящее время идея гуманизации и гуманитаризации образования может быть реализована, на мой взгляд, только посредством глубокого проникновения культуры и искусства в содержание образования. Это повлечёт за собой пересмотр методов и средств решения воспитательно-образовательных задач, расширение прав искусства в школе, предоставление ему достойного места в системе образования.

Интегративный подход к эстетическому воспитанию школьников помогает успешно решить ряд задач обучения и воспитания. Развиваются творческие способности ученика, его воображение, эстетические переживания, фантазия.

Таким образом, интеграция с другими учебными дисциплинами на уроках формируют у ребенка целостное восприятие окружающего мира, обеспечивают прочность и устойчивость знаний на основе расширения ассоциативных связей, развивают духовный мир ребенка, его воображение, эмоциональную сферу, воспитывают у него умение слушать серьезную музыку, воспринимать и понимать произведения искусства.

Литература:
1. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник М.: Наука, 1975.
2. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
3. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока Изд-во Учитель, 2003.
4. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры Ставрополь, 1998.

    Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973 г.

    Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.

    Развивающее обучение: история, теория, практика (Материалы научно-практической конференции, октябрь 1998) М.: Начальная школа, 1998.

    Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.

    Выготский Л.С. Психология искусства.

    Пекерская Е.М. «Вокальный букварь»

    Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.

    Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.

    Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990 г.

    Смирнов М.С. Эмоциональный мир музыки. М., “ Музыка. ” 1990 г.

    Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996 г.

    Усов М.В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.

    "Артпедагогика и арттерапия в образовании".
    Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская.

    Современные технологии музыкотерапии.
    А.Гончаров .

Межпредметная интеграция как условие развития познавательной потребности учащихся в рамках реализации ФГОС.

В законе РФ «Об образовании» особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у школьников адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль мышления и мировоззрения человека. Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях (слайд).

В 1 ступени школы закладывается фундамент для последующих этапов образования. Перед начальной школой стоят предельно точные образовательные цели - задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счёта, грамотного письма, развитой речи, культуры поведения. В этих требованиях подчеркивается важность формирования у школьников навыков рациональной организации учебного труда, учебных навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности школьников. Способствуют приобретению глубоких и прочных знаний.

В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование межпредметных связей. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции. «Межпредметная интеграция является непременным условием процесса обучения» В.Н.Максимова (слайд ). Интеграция в обучении проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на учащихся во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них отдельно, что обеспечивает позитивный результат обучения.

Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути её реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области.

Эффективные пути реализации интеграции:

  • интеграция через поиск межпредметных связей;
  • тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах;
  • разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов (слайд)

Всё это свидетельствует о необычной актуальности самой проблемы интеграции.

Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из разных областей.

Процессы интеграции знаний непрерывно связаны с их дифференциацией (слайд)

Потоки информации и их объёмы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отследить необходимую информацию по любому из направлений научного знания. Большая часть информации остается невостребованной. В связи с этим важно показать пути получения знаний через методологию. Это позволит учащимся самостоятельно оперировать необходимыми в жизни знаниями и консолидировать содержание учебного материала в целое для разрешения проблемной ситуации.

Понятие «система» и «интеграция» близки.

Системный подход является основой интеграции знаний (слайд)

Системный подход в педагогике обеспечивает рассмотрение школьного образования как открытой системы, функционирующей по законам систем. Интеграция знаний может выступать одним из путей мобильности и вариативности содержания образования.

При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём многообразии с привлечением разных знаний: литературы, иностранного языка, музыки, живописи и т.д., что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.

Интегрированный урок – это живое творчество учителя и ученика (слайд).

Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса.

Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности:

Результативность процесса обучения на основе межпредметных связей:

  • знания приобретают качества системности;
  • умения становятся обобщенными, комплексными;
  • усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов;
  • эффективно формируется их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности (слайд)

Вывод : Актуальность проблемы интеграции обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности (слайд).

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Межпредметная интеграция как условие развития познавательной потребности обучающихся в рамках реализации ФГОС. Катаева А.В.,учитель начальных классов

Интеграция – ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях

« Межпредметная интеграция является непременным условием процесса обучения» В. Н. Максимова

Эффективные пути реализации интеграции: интеграция через поиск межпредметных связей; тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах; разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов

Процессы интеграции знаний непрерывно связаны с их дифференциацией

Системный подход является основой интеграции знаний

Интегрированный урок – это живое творчество учителя и ученика

Результативность процесса обучения на основе межпредметных связей: знания приобретают качества системности; умения становятся обобщенными, комплексными; усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов; эффективно формируется их убеждённость и достигается всестороннее развитие личности

Вывод: Актуальность проблемы интеграции обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности


А.В. Анисимова,
учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 24» города Смоленска

«Больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти сторон, чем обучение десяти различным предметам с одной стороны».
немецкий педагог А. Дистервег.

Государство и общество ставит перед школой и нами учителями новые образовательные задачи.

Как отмечается в Концепции модернизации российского образования, «школа должна формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также обобщённые способы учебной деятельности, обобщённые способы познания…».

В связи с новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартом общего образования интегративные цели обучения доминируют над предметными. Ведущим принципом является целостное восприятие мира, согласно которому, основным в содержании обучения становится не набор и даже не система отдельных знаний ученика, а обобщённое, целостное представление о мире.

В связи с этим нам предстоит решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и как следствие, учебных предметов. Помочь решить эту проблему должен метапредметный подход, который лег в основу образовательных стандартов.

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.

Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребёнка.

А метапредметность невозможна без формирования универсальных учебных действий (УУД), потому, что она предполагает не только междисциплинарную интеграцию, а формирование свойств личности учащегося, позволяющих управлять собственной познавательной деятельностью, осуществлять его познавательное развитие.

В настоящее время определяющая тенденция познавательного процесса - интеграция, так как именно она позволяет создать условия для формирования метапредметных компетенций обучающегося.

Интеграция в обучении — процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определённой системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребёнка.

Это далеко не новое явление. В конце XX - начале XXI веков в отечественном образовании начали интенсивно развиваться разные направления интегративной работы.

Наша школа не была исключением. Над вопросами интеграции мы начали работу еще в 90-х годах. Нами проделан путь от эффективного использования межпредметных связей на уроках до разработки и проведения интегрированных уроков, бинарных уроков. Уже тогда между учителями истории и литературы наладилось прочное сотрудничество по вопросам интеграции.

Сегодняшний день и перспективы дальнейшего развития гуманитарного образования побуждают нас к продолжению этой работы.

Главными идеями интеграции сегодня являются:

  • личностная направленность обучения (Человек- главная ценность образовательного процесса);
  • формирование обобщённых предметных структур и способов деятельности (Усвоение знаний на основе осознания закономерностей);
  • приоритет смыслообразующих мотивов в обучении (побуждающие, внутренние, внешние и организующие);
  • системность в обучении (осознание связей внутри научной теории);
  • проблемность обучения;
  • рефлексия деятельности;
  • диалогичность (Истина рождается в процессе диалогического общения).

Другими словами, сегодня перед нами стоит задача перейти к новому типу интеграции - метапредметной интеграции, которая имеет свои особенности. .

Метапредметная интеграция подразумевает обязательную работа с деятельностью учащегося, передачу учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. Именно такая интеграция позволяет создать условия для формирования УУД. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.

Другими словами классический интегрированный урок должен превратиться в метопредметное занятие.

Давайте попытаемся сравнить метапредметный интегрированный урок с интегрированным уроком (по целям, содержанию, формам социальной организации учащихся, методам и т.п.)

Метапредметный интегрированный урок

Интегрированный урок

цель: личностное совершенствование учащегося через его познавательное развитие.

цель: глубокое усвоение знаний за счёт обобщения, систематизации ЗУНов по нескольким предметным областям(реализация межпредметных связей)

формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.

создание целостной картины восприятия проблемы урока за счет систематизации знаний.

Метапредметный урок предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленным на добывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.

Интегрированный урок позволяет конкретизировать общеучебные знания, умения и навыки и применять их на практике. Это урок, для достижения целей которого отобрано содержание, базирующееся на межпредметном материале.

Применение полученных знаний и умений на других уроках.

Ученик учится сам и учит других.

Умение добывать информацию из различных источников.

Учитель не источник информации, а навигатор деятельности.

Обогащение жизненного опыта

развитие мышления и профессионализма учителя,

задать новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни

рассмотрение (изучение) учебного материала со стороны двух или более предметных областей

развитие потенциала учащегося

формирование мыслящего человека как учителя, так и ученика.

На метапредметном уроке должны формироваться универсальные действия, необходимые для процесса познания в принципе.

понимание взаимосвязи и неразрывности знаний различных областей науки

Итак, урок с метапредметной интеграцией -это урок , целью которого является:

  • обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;
  • активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;
  • подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы;
  • формирование ключевых компетенций: ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой и компетенции личностного самосовершенствования;
  • формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании;
  • ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся;
  • получение учащимися знаний, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях;
  • необходимые знания используются не только для запоминания, но и как знания для осмысленного использования является создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса;
  • формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности является формирование в каждый момент урока у ученика понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.

Структурные элементы такого урока.

  • Мобилизующий этап - включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание - формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить - узнать - уметь.
  • Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия - осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

Требования к заданиям на уроке

  • Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

Требование к учителю

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Способность к импровизации.
  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
  • Учитель не актёр, а режиссёр!

Переход к метапредметной интеграции был бы невозможен без накопленного нами опыта интегрировании в обучении. Интеграция проходит по нескольким направлениям и на разных уровнях.

Прежде всего, это внутрипредметная и межпредметная интеграция.

1. Внутрипредметная - интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;

Примером внутрипредметной интеграции является систематизирование знаний внутри определённой дисциплины - переход разрозненных фактов к их системе. Она направлена на «спрессовывание» материала в крупные блоки. Познание изучаемого материала может осуществляться от частного к общему (целому) или от общего к частному. (Рассмотрение однотипных тем по истории России и Всеобщей истории: революция, развитие культуры и т.д.). Например «Буржуазные революции XVII - XVIII веков в Европе», «Великая Отечественная война как составляющая Второй мировой войны».

2. Межпредметная - синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании материала одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществлённая на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату как формирование целостной картины изучаемого объекта в сознании учащихся.

Используются различные варианты интеграции.

В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Интегрированный урок может проводиться как одним учителем, так и двумя. Тогда речь идет о бинарном уроке.

Интегрировать на уроке можно любые компоненты педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. Когда берется, например, содержание, то для интегрирования в нем может выделяться любой его компонент: понятия, законы, принципы, определения, признаки, явления, гипотезы, события, факты, идеи, проблемы и т. д. .

Можно также интегрировать такие составляющие содержания, как интеллектуальные и практические навыки и умения. Эти компоненты из разных дисциплин, объединяемые в одном уроке, становятся системообразующими, вокруг них собирается и проводится в новую систему учебный материал. Системообразующий фактор является главным в организации урока, поскольку разрабатываемая далее методика и технология его построения будут им определяться. Чтобы интегрировать, т. е. правильно соединить объединяемые компоненты учебного процесса, надо совершить определенные действия, которые изначально носят творческий характер.

Мной и моими коллегами было разработано и проведено уже довольно много интегрированных уроков. В основном это бинарные уроки. Вот темы некоторых из них:

  1. Финикийские мореплаватели интегрированный урок географии и истории. 5 класс. Тип урока - комбинированный. Форма: урок - путешествие.
  2. Труд и творчество. 5 класс. Обществознание и изобразительное искусство. Тип урока: урок формирования новых знаний. Форма урока - творческая мастерская.
  3. Личность Петра I в истории и литературе. 7 класс. Интегрированный урок истории и литературы. Тип урока: урок углубления и применения знаний. Форма урока - лабораторная работа.
  4. Северная война. Полтавская битва в истории и литературе. 7 класс. Интегрированный урок истории и литературы. Тип урока: комбинированный урок. Форма урока - урок исследование.
  5. Мифы Древней Греции. 5 класс. История и литература. Тип урока - урок формирования новых знаний.
  6. Древнегреческий театр. 5 класс. История и литература. Тип урока - урок формирования новых знаний.
  7. Роман Е. Замятина «Мы» - зеркало тоталитарного режима. 10 класс. История, обществознание и литература.
  8. Глобальные проблемы современности. 11 класс. Обществознание и география.
  9. Великие географические открытия. 8 класс. История и география.
  10. Информационное общество - путь к несвободе? 11 класс. Обществознание и литература. Урок - рассуждение.
  11. Бородинское сражение. Интегрированный урок истории и литературы.8 класс.
  12. Крымская война на страницах «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. Интегрированный урок истории и литературы. 8 класс.
  13. Отечественная война 1812 года на страницах литературных произведений. Интегрированный урок литературы и истории. 8 класс.

Типы уроков носят традиционный характер: комбинированный урок, урок формирования новых знаний, урок применения знаний и т. д.

А вот формы уроков чаще всего используются нестандартные:

  • Урок-путешествие
  • Урок-экспедиция
  • Урок-исследование
  • Урок инсценировка
  • Учебная конференция
  • Урок-экскурсия
  • Урок - спектакль

При планировании интегрированных уроков учитывается следующее:

  • объединяются блоки знаний, поэтому важно правильно определить главную цель урока;
  • из содержания предметов берутся те сведения, которые необходимы для реализации цели;
  • устанавливается большое количество связей в содержании учебного материала;
  • части интегрированного содержания планируются так, чтобы стали необходимым звеном урока и получили окончательное завершение;
  • требуются тщательный выбор методов и средств обучения и определение нагрузки учащихся на уроке

Используются и другие варианты интеграции:

  • создание интегрированных курсов Всеобщей истории и истории России в 9 - 11 классах;
  • создание циклов уроков, объединяющих материал одного или нескольких предметов с сохранением их независимого существования;
  • введение спецкурсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов; (элективный интегрированный курс истории и литературы «Литературные образы через призму истории» 7 класс).

Элективный курс интегрирует и литературе и ликвидирует разрыв в изучении образовательных дисциплин, что помогает формировать разносторонне развитую личность, что актуально не только для школы в частности, но и для системы образования РФ в целом.

Данный курс, позволяет углублённо изучать две дисциплины в их взаимосвязи. 7 класс также подходит для выбора тематики курса. Это та параллель, когда учащиеся уже получили первичное представление о предметах, но не могут пока связать их воедино. Кроме того, программа по литературе под редакцией Коровиной для 7 класса нацелена на изучение литературы через призму истории. Поэтому данный элективный курс расширяет знания учащихся, получаемые на уроках.

Цели курса:

  1. Интегрировать и расширить знания по курсу 7 класса по истории и литературе
  2. Стимулировать интерес к изучению истории и литературы
  3. Расширить кругозор учащихся по изучаемым предметам
  4. Активизировать познавательную активность через ролевые игры и выполнение мини-проектов

Задачи:

  1. Сформировать навыки работы с историческими документами
  2. Сформировать навыки работы в группе
  3. Развивать навыки анализа литературного текста
  4. Развивать умения различать литературный вымысел и историческую действительность
  5. Научить выделять и аргументировать разные точки зрения на одну историческую личность

В основу представленного элективного курса заложена идея воспитания и развития гармонично развитой личности, способной глубоко и нестандартно мыслить, связывать воедино полученные знания, ориентироваться в историческом процессе и в истории литературы.

Программа рассчитана на 35 часов

Интеграция - это определенная система моей работы, у которой имеется результат:

  • в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении различных видов искусства;
  • в повышении уровня знаний по предмету;
  • в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
  • в росте познавательного мышления школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  • во включении учащихся в творческую, исследовательскую деятельность, результатом которой могут быть их собственные произведения и проекты;
  • в воспитании настоящего гражданина своего Отечества.

Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно- познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской).

Конечный результат технологии интегрированного урока Знания приобретают качества системности. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

Список используемой литературы

  1. Игнатьев В.И., Розанов Ф.И. Образование в информационную эпоху. // Философия образования. - 2008. - №2 (23).
  2. Ливанский В. М. Ресурсный подход становления интегрированного школьного и внешкольного образовательного пространства// Завуч- 2006- №5.- с.118.

Критерии межпредметной интеграции как показатели формирования профессиональных компетенций студентов.

Преподаватель Сергеева Л.Ю.

Современное общество испытывает потребность в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нем человека и обладающих творческим, системным стилем мышления. Ознакомление студентов с результатами интеграции наук стало насущной задачей учебного заведения, не менее важной, чем приобщение их к конкретным знаниям. Интеграция усиливает развивающее влияние на личность каждого студента.

В истории научного естествознания несколько столетий господствовала тенденция дифференциации наук, предметы научных исследований были разграничены, это позволяло каждой науке изучить их достаточно детально. Таким образом, был создан мощный фундамент для дальнейшего развития естествознания, но вместе с тем это породило объективные предпосылки интеграции наук и привело в конечном итоге к появлению таких наук, как физическая химия, химическая физика, биохимия, геохимия и т.д.

Такое соединение – не просто сочетание двух наук, а по – новому систематизированное их внутреннее слияние, способствующее углубленному познанию закономерностей природы, подъему научных знаний на более высокий теоретический уровень нескольких ведущих отраслей научного естествознания. Таким образом, появление так называемых «мостиковых» или «гибридных» наук – ярко выраженный вариант интегративного подхода к научному знанию.

Изучение естественных дисциплин должно способствовать формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, гуманистических отношений, готовности к труду. Кроме того, недостаточно механически перенести в обучение основные направления интеграции наук, необходимо построить эффективную дидактическую систему межпредметных связей. Без этого трудно убедить учащихся в том, что многие процессы и явления, изучаемые, различными предметами, едины по своей природе; сформировать у них представления о системах понятий, универсальных законах, общих теориях и комплексных проблемах.

Под интегративным подходом к обучению следует понимать особый тип взаимодействия преподавателя и студента, при котором преподаватель организует и направляет деятельность студента на обобщение знаний, полученных из курсов различных дисциплин, при этом реализуются межпредметные связи этих курсов в конкретной исследовательской работе (теоретической, практической).

В условиях интегративного подхода ведущими становятся следующие принципы организации и функционирования процесса обучения:

Принцип межпредметной интеграции, предполагающий систематическую и целенаправленную реализацию межпредметных связей как основного механизма знаний и способов действий в обучении, а также ведущего способа создания проблемных ситуаций, постановки и решения межпредметных учебных проблем;

Принцип единства внутри и межпредметной интеграции знаний и способов действий, отражающих диалектическое единство и взаимосвязь внутри- и межпредметных связей в обучении химии и других естественных дисциплин;

Принцип горизонтальной и вертикальной динамики и координации познавательной деятельности учащихся, определяющей динамику развития познавательной деятельности студента в течение каждого учебного года (т.е. по горизонтали) и ее преемственность (скоординированность) при переходе от одного года обучения к другому (т.е. по вертикали).

Межпредметная проблемная ситуация и межпредметная учебная проблема являются основой вовлечения студентов в процесс самостоятельной проблемно-поисковой деятельности, а также важнейшим средством ее направленной мотивации и управления.

Межпредметная проблемная ситуация- это создание преподавателем состояния интеллектуального затруднения студента, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутри- и межпредметной интеграции.

В процессе обучения любая межпредметная проблемная ситуация реализуется в виде конкретной межпредметной учебной проблемы.

Под межпредметной учебной проблемой понимается форма практической реализации возникающей в предметном обучении проблемной ситуации межпредметного характера.

Таким образом, при интегративном подходе в обучении дисциплинам естественно-экологического цикла обязательным условием является раскрытие перед учащимися межпредметного характера решаемых учебных проблем как основы мотивации и управления их познавательной деятельностью.

В последнее время интенсивно обсуждается проблема интегрированных курсов взамен предметного обучения, особенно по основам наук. Сторонники интегрированных курсов считают, что с их помощью мы избавимся от перегрузки учащихся, а главное – создадим у них целостное представление о науке. Наиболее органично создание интегрированных курсов на основе того, что уже интегрировано в науке с позиции общих идей. Целостность интегрированного курса возможна при взаимопроникновении наук в учебном предмете. При создании интегрированного курса должно учитываться такое дидактическое условие его усвоения, как степень новизны информации: первичное ее предъявление или предъявление на базе пропедевтических или систематических знаний.

Интегрированный курс призван рассматривать один сложный объект с точки зрения разных наук или разные объекты на основе общего подхода.

Курсы интегративные:

    курс «Естествознание для гуманитариев» - ставит своей задачей передать содержание естественнонаучных дисциплин в объеме программы 10-11 классов.

    В целом объект один – основы наук, но они освещаются с позиций истории, философии, художественной литературы, даже религиозных воззрений.

В указанной дисциплине реализован междисциплинарный синтез (включены в единстве вопросы физики, биологии, экологии, астрономии), единство философского, методологического и историко- научного знания (есть вопросы, касающиеся разных методов познания), единство исторического и современного знания (включены, например, вопросы физики Аристотеля и квантовой механики, учение о ноосфере В.Н. Вернадского); отношение научного и религиозного знания (говорится о возникновении христианства и ислама); соотношение художественного и научного восприятия мира (сопоставляется «Божественная комедия Данте Алигьери и «Диалог о двух главенствующих системах мира»); соотношение философского и художественного осмысления действительности (в поэме Лукреция «О природе вещей»). Курс содержит задания на выделение разных методов познания, сравнение их, обобщающие уроки, посвященные картины мира в разные исторические периоды.

Однако для первичного предъявления информации курс сложен. Ему свойственна определенная клочковатость из-за нарушения некоторых необходимых связей между знаниями. Поэтому целостного курса не получилось. Но все-таки это один из интереснейших интегрированных курсов.

Другие интегрированные курсы рассматривают разные объекты, на основе единого подхода – синергетического. Элементы синергетики вводятся во все преподаваемые дисциплины и, кроме того, есть интегрированный курс. Цель последнего – создание у учащегося современной картины мира – естественнонаучной и социальной.

В концепции школьного естественнонаучного образования говорится о том, что формирование гуманистических и экологических представлений является одной из важнейших задач (курса химии) современной школы. Межпредметные связи (химии с другими учебными дисциплинами) должны строиться на основе материала, отражающего отношение (химии) к человеку, к природе.

И действительно, воспитание у учащихся гуманистических норм и принципов отношения к природе очень важно в условиях прогрессирующего воздействия человека на окружающую среду, которое достигло уже такого размаха, что естественные механизмы природы часто не в состоянии нейтрализовать нежелательные и вредные (воздействия) последствия производственной деятельности человека.

Поэтому изучаемые на уроках химии, физики, биологии законы и явления природы, основные направления научно-технического прогресса, необходимо рассматривать во взаимосвязи с экологическими проблемами.

Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы.

Трудность в формировании экологической культуры у учащихся обусловлено многоаспектностью экологического образования. Оно носит междисциплинарный характер, поэтому раскрытие соответствующих аспектов экологического образования через интегративный подход (в том числе на интегрированных уроках) должно стать приоритетным.

Для нашего времени характерно проникновение в науку идеи всеобщей связи явлений. Мир, как и в древние времена, - это единое органическое целое. Только теперь такое представление базируется не на интуиции и наглядных умозаключениях, а на научных теориях. В естествознание чувство единства принесли идеи Вернадского, квантовая механика, теория относительности Эйнштейна. Во время утверждения в науке этих идей и теорий близкий друг К.Э. Циолковского биолог А.Л.Чижевский писал: «Теперь мы можем сказать, что в науках о природе идея о единстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неделимого целого никогда не достигали той ясности и глубины, какой они мало-помалу достигают в наши дни».

У любого преподавателя рано или поздно возникает потребность в осуществлении межпредметных связей с другими дисциплинами, так как он начинает чувствовать, что иначе невозможно сформировать у студентов всестороннюю научную картину мира.

Для того, чтобы в полной мере реализовать весь потенциал, заложенный в изучаемом материале, необходима система межпредметных связей, интегративный подход к обучению студентов. Важнейшая составная часть интегративного подхода к обучению химии – специально организуемые интегрированные уроки.

В отличие от уроков, на которых для установления межпредметных связей материал по химии иллюстрируется сведениями из других предметов, на интегрированных уроках обозначенная тема или проблема рассматривается с разных точек зрения средствами нескольких предметов. Такие уроки преподаватели естественнонаучных дисциплин готовят и проводят совместно. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

В этом направлении предстоит еще обновить тематику интегрированных уроков, разнообразить формы и методы этих уроков, сильнее опираться на межпредметные связи, экологизацию естественнонаучных дисциплин.

Муниципальное образовательное учреждение

«Ясногорская средняя общеобразовательная школа Кемеровского района Кемеровской области »

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЦЕЛОСТНОЙ

КАРТИНЫ МИРА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

учитель высшей

квалификационной

почётный работник

общего образования

Кемеровский район

Введение…………………………………………………. 3

Межпредметная интеграция………………….…………..5

Психологические основы интеграции…………………9

Особенности организации учебного процесса

на интегрированной основе……………………………..11

Анализ интегрированных уроков………………..…….12

Критерии анализа интегрированного урока…………14

Заключение………………...……………………………...16

Список литературы…………………………..…………..18

Приложение………………………………………………...19

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена и в разных странах школьное образо­вание подвергалось критике со стороны

общественности, семьи, педагогов. Это объективное явле­ние показывает, что по сравнению с растущими требова­ниями общества к уровню образованности подрастающего поколения школа несёт на себе элементы консерватизма, не успевает корректировать

педагогический процесс согласно возрастающим общест­венным потребностям. С этой точки зрения можно при­знать критику школьной системы справедливой.

Если произвести анализ исторического пути развития начальной школы, то становится очевидным, что, цели как компонент методической системы менее всего подверга­лись изменениям и корректировкам. Они оставались прак­тически неизменными со времён первых народных школ, когда в результате обучения, ребёнок должен был приобре­сти умения и навыки чтения, письма, счёта, ориентировки в окружающем мире. Такая приоритетная цель начального обучения была оправдана, так как значительная часть насе­ления на этом завершало своё образование.


Переход школы на семилетнее образование внес корректировку в цели обучения, определив их как гар­моническое развитие личности школьника. Но эти цели не были подвержены соответствующим изменениям в содержании и методах обучения, остались на декларатив­ном уровне. Массовая школа продолжала работать по ста­ринке, делая основной упор на формирование предметных знаний-умений-навыков.

Сейчас абсолютно очевидно, что начальная школа должна реализовать следующие приоритетные цели:

Целостное гармоничное развитие личности, т. е. раз­витие ребёнка, как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее: формирование учебной само­стоятельности – желание и умение учиться в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каж­дого ребёнка.

Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельно­сти: умением принимать учебную задачу, определять учеб­ные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Смена приоритетов в целях начального образова­ния создаёт основы для разработки новых предметов.

Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует новые требования.

Важнейшим требованием к отбору содержания обра­зования становится интеграция.

Проблема изучения и практического применения интегра­ции в процессе обучения младших школьников в общей системе дидактики и методики предполагают осмысление её функций в свете общего развития ребёнка, формирова­ние всесторонне развитой личности,

что является актуальным на современном этапе развития общества.

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

В словаре иностранных слов термин интеграция (латинское – integration – восстановление, восполнение или integer – целый) переводится, как объединение в единое целое каких – либо частей, элементов.

Интеграция в современном начальном образовании – явление довольно «модное».

Вместе с тем интеграция рассматривается, как установ­ление устойчивых связей между разными учебными пред­метами, при этом «изолированность» каждого из них не исчезает.

В этом случае основой интеграции является общее содер­жание разных образовательных областей.

Термин «интеграция» следует понимать как тенден­цию взаимопроникновения идей, понятий, принципов, подходов в развивающем обучении при решении дидакти­ческих задач в школе.

Следовательно, для педагогики данная проблема не нова. Идеи интеграции в обучении берут свои начала в трудах великого дидакта, утверждающего:

«Всё, что связано между собой, должно быть связано по­стоянно и распределено пропорционально между разумом, память и языком».

Массовый российский учитель узнал о возможности интеграции отдельных предметных дисциплин после июля 1991 года, когда завершила работу Международная кон­ференция преподавателей, проходившая в течении десяти дней на базе МГУ. В конференции приняли участие амери­канские и российские педагоги. Российские педагоги были удивлены отсутствием в США государственного стандарта на со­держание образования и наличием в аттестатах американских выпускников школ 15 – 16 дисциплин (по сравнению с 22 – 24 дисциплинами в наших аттестатах зрелости).


Таким образом, уменьшение количества дисциплин в зарубежных школах достигается за счёт интегрированных курсов и предметов.

В основе интегрированных курсов лежит интен­сивное использование межпредметных связей (как по конечным целям, так и по со­держанию, методам и приёмам работы).

Однако в современной школе обучение не соответ­ствует динамике развития общества. Поэтому и возникла идея, использовать в обучении детей нетрадиционную, ин­тегрированную систему.

Межпредметные связи – не постоянная, целостная система, а важная ступенька к интеграции. Они могут быть использованы по желанию учителя при изучении от­дельных тем учебного материала.

Межпредметные связи – не являются системой, а интеграция – это система, предлагающая объединение, соединение учебного материала отдельных родственных предметов в единое целое.

Соединяться, объединяться могут не только пред­метные области внутри образовательных областей, но и сами образовательные области. Например , литература, ис­тория,

и музыка. В результате может появиться интегрированный курс. (см. рис. 1)

https://pandia.ru/text/78/254/images/image002_145.gif" width="182" height="182">

Интегрированный курс создается из содержа­ния дисциплин, входящих в различные, но близкие обра­зовательные области и выступающих « на равных».

Например, интегрированный курс в начальной школе «Изобразительное искусство и художественный труд» ав­тор. (см. рис. 3).

Интегрированный курс создается на основе дисциплин из близких образовательных областей, но один предмет сохраняет свою специфику, а другие вы­ступают в качестве вспомогательной основы. Например, интегрируются три предмета «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство» двух образова­тельных областей. Стержневым предметом является ли­тературное чтение, учебный материал которого перепле­тается с изобразительным искусством и музыкой.

(см. рис. 4).

Интегрированное обучение является одновре­менно и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает школьникам целостно воспринимать мир, познавать кра­соту окружающей действительности во всём её разно­образии.

Интеграция как средство обучения способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных знаний.

Как единая , целостная система интеграция яв­ляется эффективным средством обучения детей на ос­нове, более современных методов, приёмов, форм и но­вых технологий в образовательном процессе. Эта сис­тема включает в себя элементы различных предметов, со­единение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствует эффективной реализации триединой дидактической цели.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ

В качестве психологических основ процесса инте­грации могут быть использованы

идеи психолога об ассоциативном мыш­лении. Суть этих идей состоит

в том, что любое знание есть ассоциация. классифицирует уровни умственной деятельности в зави­симости от характера объединения ассоциаций в системы соответствующего уровня и выделяет следующие виды ассоциаций.

Простейшей, нервной связью, образующей элементар­ные знания о предмете или явлении, являются локальные ассоциации. Эта связь относительно изолирована, поэтому может обеспечить лишь элементарную умственную дея­тельность, она характерна для младшего школьного воз­раста.

Частносистемные ассоциации . Это простейшая сис­тема ассоциаций. Они возникают при изучении отдель­ной темы или какого-либо предмета, явления, сопровож­даются отбором новых фактов, понятий, сравнение их с имеющимися. Происходит простейшее обобщение знаний. На этом уровне возникает аналитико-синтетическая дея­тельность.

Внутрисистемные ассоциации обеспечивают позна­ние обучающимися целостных систем знаний. Обеспе­чивают причинно-следственные, временные, пространст­венные, количественные и другие связи.

Межпредметные ассоциации являются высшей ступенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность понять явления или процесс в его многообразии.

Таким образом, интеграция в начальной школе должна носить количественный характер « немного обо всём».

На основании выше изложенного в педагогиче­ской науке выделяют четыре уровня интеграции:

1- соблюдение единых требований к выработке общеучебных умений и навыков.

2- объединение понятийно-информационной сферы учебных предметов для заполнения каких-либо фактов и сведений, сопутствующего повторения, введение в урок дополнительного материала и т. п.

3- связан с задачами сравнительно-обобщающего изучения материала и выражается

в умении учащихся сопоставлять и противопоставлять явления и объекты.

4- проявляется в деятельности обучающихся, когда они сами начинают сопоставлять факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливать связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА НА ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОСНОВЕ

Интегрирование на межпредметной основе в началь­ной школе предполагает адекватность действий учителя (обучающая) и действий учеников (учебно-познаватель­ная). Обе деятельности имеют общую структуру: цели, мотивы, содержание, средства, результат, контроль. По содержанию деятельности учителя и обучающихся имеют различия.

На целевом этапе - учитель ставит межпредмет­ную цель обучающиеся под руководством учи­теля должны осознать межпредметную сущность, осуществить отбор

необходимых знаний из различных предметов, на­править внимание, мысль не только на усвоение обобщенных знаний, но и на развитие умений и синтеза, качеств личности, способностей и инте­ресов.

На мотивационном этапе учитель стимулирует обу­чающихся к мировоззренческим знаниям, к обобщению понятий из различных предметов. Обу­чающиеся мобилизируют волевые усилия, направ­ляя их на познавательный интерес к обобщенным знаниям.

3. На этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, одно­временно привлекая опорные знания из других предметов. Обучающиеся усваивают общепред­метные понятия, проблемы на уровне обобщенных знаний.

На этапе выбора средств учитель определяет на­глядные пособия, учебники, таблицы, схемы, во­просники, задания. Обучающиеся выполняют дей­ствия переноса, синтеза, обобщения при решении интегрированных задач с помощью наглядности. Следующий этап - результативный. Учитель при­меняет педагогические умения.

Обучающиеся, используя системность знаний, уме­ние обобщать, применяют это на практике.

6. На этапе контроля учитель осуществляет взаи­мооценку, взаимоконтроль подготовленности обу­чающихся, оценивает качество усвоения. Обучаю­щиеся проявляют самооценку знаний и самокон­троль.

АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ

Интегрированные уроки дают ученику достаточное широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимосвязях явлений и предметов, о взаимопомощи , о существовании многообразного мира материальной и художественной куль-

Преимущество интегрированных уроков заключа­ется в том, что они:

Способствуют повышению мотивации учения, фор­мированию познавательного интереса обучающихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явлений с нескольких сторон;

В большей степени, чем обычные уроки, способст­вуют развитию речи, формированию умения обу­чающихся сравнивать, обобщать, делать выводы, ин­тенсификации учебно-воспитательного процесса, сни­мают перенапряжение, перегрузку;

Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формирова­нию разносторонне развитой, гармонически и интел­лектуально развитой личности;

Интеграция является источником нахождения но­вых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения обучающихся в различных предметах.

Структура интегрированных уроков отличается чёткостью, компактностью, сжатостью, логичностью взаимообусловленностью учебного материала на ка­ждом этапе урока, большой информативной ёмко­стью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки,

на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важ­ные для двух или нескольких предметов.

Закономерности интегрированного урока:

Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

Урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого;

Этапы и фрагменты урока находятся в логико­структорной зависимости;

Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;

Цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает

структурную, но и смысловую связанность;

Связанность структуры достигается последова­тельностью, но не исключает

параллельную связь (в первом случае соблюда­ется очередность действий,

во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

Соблюдение указанных закономерностей позво­ляет рассматривать урок как научное – деловое по­строение, в котором, с точки зрения содержания важны:

Комплекс знаний и умений и свободное опери­рование ими;

Соотношение изученного и изучаемого;

Соединение отдельных зачетов в одно общее;

Предупреждение недочетов.

КРИТЕРИИ АНАЛИЗА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

Объект интеграции (культура, наука, природа, краеведение, человек, технология и др.) Направление и объём интегрированных предме­тов , в чём он выражается:

в создании нового учебного предмета; в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегрированных уроков?

4. Уровень (стадия) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная но­вая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения мате­риала к целостной новой структуре?

5. Тема интегрированного урока, проблема, цель . Уровень новизны. Достигнута ли систематизация зна­ний обучающихся, формирование целостного взгляда на предмет?

6. Деятельность учителя и учащихся по подготовке к интегрированному уроку.

Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учи­теля? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнять до урока; её цель, объём, характер? Облегчают ли уроки условия

обучения или они затрудняют их жизнь?

Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителя и

учеников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к по­ставленной цели?

Результаты деятельности обучающихся на ин­тегрированном уроке. Создалось ли единое (ин­тегрированное) представление о проблеме; ши­рота их кругозора; культура суждений, их аргу­ментация; степень убежденности в итогах обсуж­дения проблемы; культура речи ; эмоциональная вовлеченность в проблему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод что, отличительной особенностью современной педагогики является превращение интеграции в ве­дущую закономерность.

Данный факт получает отражение в проекте « Государственных образовательных стандартов », « Концепции модернизации образования до 2010 года ».

Базисный учебный план предусматривает новое дидактическое понятие-«образовательная об­ласть». Образовательная область – это общность не­скольких учебных предметов, практиковавшихся ра­нее независимо друг от друга. Таким образом, инте­грация становится одним из важнейших и первосте­пеннейших методических направлений в процессе модернизации начального образования.

В настоящее время накоплен интересный опыт по реализации на практике идей интеграции в начальной школе.

Например, разработана программа четырёх­летней начальной школы под руководством профес­сора Натальи Фёдоровны Виноградовой «Начальная школа 21века».

В проекте «Начальная школа 21 века» интеграция яв­ляется его существенной характеристикой, то есть её применение связано с существенными особенностями концептуальных и методических подходов. В эту зону попадают и связи разных образовательных об­ластей, изучаемых ребёнком, например естествознания и обществознания, истории и географии и др. Эта по­зиция стала основной разработкой интегрированного курса «Окружающий мир», интегрированного пред­мета «Грамота», «Чтение и письмо». Интеграция обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и кон­кретной практической деятельность обучающегося.

Заслуживает внимания интегрированный эсте­тический курс для начальной школы автора Ильенко Людмилы Петровны. Она разработала и предлагает те­матическое планирование эстетического курса, который интегрирует литературное чтение, изобразительное ис­кусство и музыку, составлено для обучающихся 1 -4 классов из расчета 4-х часов в неделю. Конструирую­щим, стержневым предметом в предлагаемом курсе яв­ляется литературное чтение, учебный материал кото­рого взаимопереплетается на каждом этапе урока с изо­бразительным искусством и музыкой, усиливая реали­зацию дидактической цели: образовательной, разви­вающей, воспитывающей.

В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги начальных классов не должны с опаской относиться к интегрированным урокам, они должны осваивать, владеть и использовать на практике методику проведения таких уроков. Бес­спорно, такие уроки имеют определённые преимуще­ства, развивают целостную картину мира младших школьников и способствуют повышению профессио­нального мастерства учителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бахарева учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. – 1991. - № 3. Ильенко интегрированного обучения в начальных классах // Начальная школа. – 1998. - № 9. Ильина в начальной школе // Сборник научно - практической конференции / Под ред. К., 2006. Конышева – конструкторская деятельность младших школьников в системе интегрированной педагогики // Начальная школа. –

Лакоценина интегрированного урока // Практическое пособие / Под ред. . – Р., 2003. , Довыдов четырехлетнего начального образования // Начальная школа. – 1993. - № 7. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении // Начальная школа. – 1999. - № 5. Спиркин иностранных слов. – М., 1987. – Изд.: 14.

9. На пути обновления начальной школы // Начальная школа. -1989. - № 7.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Интегрированный урок литературного чтения и русского языка по теме

«Главные и второстепенные члены предложения на произведении Г. Скребиткого Раненые деревья.»

2. Интегрированный урок литературного чтения, русского языка, краеведения

по теме « Наша Родина - Россия. Главные и второстепенные члены предложения на произведении Г. Снегирёва. Енисей – струна Сибири ».

3. Интегрированный урок литературного чтения, истории, русского языка по теме « Наша Родина - Россия. Обобщение знаний и подготовка к диктанту

на произведении Москва – столица ».

Приложение 1.

Интегрированный урок литературного чтения, русского языка, музыки по теме « Главные и второстепенные члены предложе­ния. Весна в природе ». На произведении Г. Скребитского « Раненые деревья ».

ТЕМА: Г. Скребитский « Раненые деревья ». Главные и второстепенные члены предложения.

ЦЕЛИ: Развивать умение и навыки разбора предложения по членам, определяя при этом роль существительного, его склонение и падеж.

Развивать внимание, память, мышление, речь.

Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, окружающей действительности на основе экологических факторов.

ХОД УРОКА

1. Повторение домашнего задания .

* Просмотр иллюстраций тайги.

* Выяснение представления обучающихся о фразе

« Тайга никогда не бывает мёртвой ».

*Проверка текста о тайге из домашнего задания.

Какие фразы, слова помогли вам легко понять смысл текста о тайге?

Почему мы так много знаем о тайге?

А какие природные зоны вы ещё знаете?

Перечислите особенности нашего климата.

Какие породы деревьев встречаются в тайге?

* Работа с гербарием.

Рассмотрите сосну и кедр. Какие вы обнаружили схожие и

отличительные признаки?

2. Минутка чистописания .

* Прочитайте текст.

Тайга сибирская, непроходимая.

Ты сердцу близкая, ты сердцу милая.

Сосна зеленая стоит, кудрявится.

Её иголочки все к небу тянутся.

*Определи рифму четверостишия.

* Какие части речи использует поэт, чтобы передать красоту сибирской тайги?

* Укажите соединения букв трудные для написания.

* Спишите текст, укажите падеж имен прилагательных и выделите окончания.

*Проверка написания. Вывод об окончании имен прилагательных.

3. Письмо по памяти .

По методике зрительных диктантов.

Жемчужиной кузбасских лесов считается кедр. Синяя лента Томи искусно

вплетается в зеленые косы тайги и лесов. Томь несёт чистые, прозрачные

родниковые воды.

А наша Томь река, река – красавица!

Ни Кама, ни Ока - с ней не сравняются.

* Выполняются задания.

В первом предложении определить части речи, разобрать по членам

Во втором предложении найди наречия, определи разряд, подбери

синонимы.

Назови имена собственные. Что они называют?

Какие ещё сибирские реки вы знаете? Что их отличает от других рек?

(Суровые холодные бурные могучие пороговые и т. д.)

4. Работа по учебнику .

Г. Снегирёв « Енисей – струна Сибири ».

* Сравните два предложения Енисей – струна Сибири.

Томь - голубой проспект Кузбасса.

* Работа над текстом.

Читает учитель.

Повторное чтение и выбор задания о значении Енисея.

(Делит Сибирь на Западную и Восточную, запас электроэнергии,

средство передвижения груза и людей, соединяет Сибирь и Заполярье)

Обмен мнениями о прочитанном.

* Рассказы учеников о городах Сибири, расположенных на Енисее, их

особенность, отличие.

* Обзор литературы о Сибири, Кемерово, тайге.

5. Развитие письменной речи .

* Письмо под диктовку.

На берегу таинственной речки стояла избушка охотников. Справа от

избушки зеленел молоденький кедрач. В реке виднелись жирные хариусы.

Издалека добирались охотники к сторожке на ночлег.

* Найдите в тексте обстоятельства места. Какими частями речи они выражены?

* Сделайте общий вывод. Сравните его с правилом в учебнике.

6. Самостоятельная работа .

* Упражнение из учебника по вариантам.

* Индивидуальные карточки, задания в пособии по русскому языку.

* Чтение статьи по чтению « Об озере Байкал ».

7. Итог урока, домашнее задание .

Приложение 3

Интегрированный урок литературного чтения, истории, русского языка

по теме « Наша Родина - Россия. Обобщение знаний, подготовка

к диктанту » на произведении « Москва – столица ».

ТЕМА Закрепление изученных орфограмм. Наша Родина - Россия.

Москва - столица.

ЦЕЛИ Развивать и совершенствовать технику чтения, память, мышление.

Закрепление умений находить в тексте изученные орфограммы, проверять их при написании.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, гордости за прошлую историю земли русской.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания .

М. Исаковский « Здесь похоронен солдат »

* С каким чувством поэт пишет о герое?

* Почему он назвал героя твоим другом?

* Что значит фраза « Всем сердцем поклонись »?

* С каким призывом обращается поэт к вам?

2. Орфографическая минутка.

* Прочитайте пословицы, объясните смысл, её понятие.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

Велика святорусская земля, а везде солнышко.

* Разбор элементов букв, соединений.

* После записи разбор по составу слова «святорусская»

3. Работа по учебнику « Живое слово »

* Вступительное слово учителя.

Испокон века нашу Родину называют святорусская, великорусская,

святоглавая, златоглавая земля. Это потому, что свято любит и хранит

русский человек свою Родину - Русь.

* Прочитайте. На какой вопрос должны ответить после работы над

* Работа над статьёй по абзацам. Выписывание в тетрадь и на доску

опорных слов с выделением корня в них

1 абзац: Русь, русло, русалка.

2 абзац: Русские, россы.

3 абзац: Руса, русый.

4 абзац: Россияне, Россия.

* Так откуда взялось название нашего государства? С какого века оно

так называется? Докажите.

4. Письмо по памяти .

По методики зрительных диктантов.

Родимая земля, земля моих отцов.

Одна ты мне и помощь, и отрада.

Наверно земли есть и краше, и милей.

Конечно есть, но мне туда не надо.

* Что значит слово « отрада »?

* Какие орфограммы встретились? Объясните правило проверки.

* Определите логическое ударение в четверостишии, рифму, темп,

тон, тембр чтения. Потренируйся в чтении.

* Выразительное чтение отрывка.

5. Работа над статьёй « Москва - столица ».

* Чтение 1 и 2 абзаца самостоятельно.

Кого из героев защищавших нашу столицу от поляков, немцев,

французов вы знаете?

* Чтение 2 абзаца вслух, цепочкой.

От какого села произошло название нашей столицы.

Какой князь считается основателем Москвы?

Что обозначает слово « основатель »?

Найдите отрывок о том, как строилась Москва. Зачитайте.

* Вывод о названии страны, народа, столицы.

6. Самостоятельная работа .

* 1 группа (средний уровень) выполняет упражнение по учебнику

русского языка, пособию, карточкам и т. д.

* 2 группа (высокий уровень) редактируют текст по правилам редактирования

(раскройте скобки, вставьте пропущенные орфограммы, исправьте ошибки,

озаглавить текст, закончить 2 -3 предложения)

(На) каникулах мы решили с..ездить (в)(М, м,)оскву. (На)зеленом х..лме над Москвой -

р..кой высится древний Кремл.. . (В, в) Кремле много пам..тников ру….кой ст..рины.

Нам об…явили о (по)ездк… во Дворец с..ездов. Во дв..рцах и соборах теперь

устроены музе.. . А всех интереснее на Красн… плош..д……………………………….

…………………………………………………………………………………………………..

7. Итог урока, оценивание работы обучающихся, домашнее задание .