Глобальные проблемы: признаки, сущность, содержание
Особенностью современного этапа истории человечества является то, что все большее число основных проблем общественного развития, ранее имевших место и носивших локальный характер, приобретает глобальные масштабы. Глобальные проблемы не возникают где-то рядом с ранее существующими, а вырастают из них. И их решения в той или иной стране или регионе уже недостаточно, так как оно тесно связано с тем, как эти проблемы решаются в других странах и регионах, а также в мире в целом. Глобальные проблемы образуют систему, в рамках которой наблюдается диалектическая взаимосвязь и взаимозависимость компонентов, их иерархическая соподчиненность, зависимость от целого. Характерной особенностью этой системы является то, что она обладает чрезвычайной сложностью. Система глобальных проблем представлена следующей структурой:
1. интерсоциальные проблемы, относящиеся к взаимодействию государств, различных общественно-экономических систем (проблемы мира и разоружения, мирового социально-экономического развития, преодоления отсталости стран и регионов и пр.)
2. антропосоциальные проблемы, связанные с отношениями между человеком и обществом (проблемы научно-технического процесса, образования и культуры, роста народонаселения, здравоохранения, биосоциальной адаптации человека и его будущего)
3. природно-социальные глобальные проблемы, существующие во взаимодействии человека и общества с природой (экологическая проблема, проблема ресурсов, энергетики, продовольствия)
Указанные проблемы в той или иной степени оказывают влияние на будущее человеческой цивилизации, причем зачастую самое непосредственное, не дающее никаких временных интервалов для ослабления угроз, никаких отсрочек. В чем же заключаются эти угрозы? И как их преодолеть?
Пожалуй, первая из них все еще сохраняющаяся – угроза термоядерного пожара. Призрак «судного дня», «омницида», глобального уничтожения всех и вся все еще бродит по планете. Возможности возникновения «всесжигающего пламени» и последующей «ядерной зимы» отнюдь не абстрактны, у них есть зримые черты .
Еще 38 сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила подготовку и развязывание ядерной войны величайшим преступлением перед человечеством. В Декларации ООН 1981 г. о предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами человеческой морали и высокими идеалами Устава ООН несовместимы любые действия, подталкивающие мир к ядерной катастрофе. Тем не менее, ядерное вооружение не прекратилось. Мораторий на подземные ядерные испытания то и дело нарушатся, то Китаем, то Францией, то другими членами «ядерного клуба».
Джонатан Шелл, автор знаменитой книги «Судьба Земли» с горечью говорил: «Мы сидим за столом, спокойно пьем кофе и читаем газеты, а в следующее мгновенье можем оказаться внутри огненного шара с температурой в десятки тысяч градусов» . И заветы, ценности, идеалы, тонкие движения души все окажется бессильным перед разверстой пастью атомного чудовища. И это не мультипликационные «ужастики», не сказки-страшилки, а трезвая оценка наличного положения вещей.
Действительно, ряд договоров о сокращении стратегических ядерных арсеналов подписаны, пока они молчаливо соблюдаются, но еще не приобрели статуса действующего закона. Реально пока что уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Процесс ядерного разоружения может растянуться на неопределенно длительный срок. А только на территории США и бывшего СССР к середине 1995 года насчитывалось около 25 тысяч ядерных боеприпасов. А сколько сегодня, вряд ли кто точно скажет.
Сейчас вроде бы уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных «сверхдержав», но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности «чернобыльского варианта». До сих пор не известны твердо установленные причины катастрофы на Припяти. Есть, немало версий, но версии еще не истина. Любая техника, как свидетельствует история, когда-нибудь ломаемся. И абсолютной гарантии от повторения Чернобыля или еще более ужасающей трагедии никто не дает. Нельзя забывать, что на планете сейчас работает более 430 атомных электростанций. И их количество умножается.
К тому же идет расползание атомной технологии. Уже производят ядерное оружие Индия, Пакистан, готовы к этому ЮАР, Израиль и ряд других государств. Нарастает опасность попадания ядерного оружия в руки безответственных политических авантюристов и даже криминальных элементов.
Конечно, нельзя не сказать, что ядерное оружие последние полстолетия было серьезным фактором сдерживания и в условиях достигнутого паритета помешало прямому столкновению двух главных военно-стратегических блоков – НАТО и Варшавского договора. И все же оно не помешало неугасающим очагам локальных войн, каждая из которых может стать запалом для всемирной войны, в которой не будет победителя. Б.Рассел (1872 - 1970) писал: «человечество стоит перед альтернативой, никогда ранее не возникавшей в истории: или от войны следует отказаться, или ты должны ожидать уничтожения человеческого рода. Об этой опасности говорили многие выдающиеся ученые и военные авторитеты. Никто из них не стал бы утверждать, что теперь уже невозможно победить ни одной из сторон – победить в том смысле, как это до сих пор понималось; и если битва между учеными не будет остановлена, та после следующей войны, скорее всего, никого не останется в живых. Следовательно, единственные возможность человечества – это либо мир, достигнутый с помощью соглашений, либо царство смерти» .
Вторая угроза – надвигающаяся близость экологической катастрофы. На протяжении многих веков человек использует природу, извлекает из ее недр ресурсы, не заботясь об их восполнении. Прогресс в науке и технике вызвал интерес к компьютерам, к использованию космического пространства, но в то же самое время человек забыл о биологических основах своего бытия, называемых «земля», «вода», «воздух», которые имеют важнейшее значение для сохранения жизни и выживания человечества. Отравление воды, воздуха, кислотные дожди, опустошительная эксплуатация земель, приведшая к их опустыниванию, вырубка лесов и эрозия почвы, утеря уникальных биологических видов – все это создало угрозу для самой человеческой жизни.
В чем же сущность экологической проблемы? Обобщенно говоря – в отчетливо обнаружившемся углубляющемся противоречии между производительной деятельностью человека и стабильностью природной среды его обитания. Масса всех искусственно созданных человеком неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты ученых показывают, что техномасса, производимая человечеством за один год, составляет 1013 - 10 14, а биомасса, производимая на суше, - 10 23. Искусственная среда постепенно и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее. Особую остроту для людей приобретает проблема загрязнения окружающей среды, в том числе вредными выбросами производства. В год на каждого жителя Земли сейчас приходится более 30 т промышленных и других отходов. В атмосферу ежегодно попадает более 200 млн. т окислов серы и азота.
Сейчас человеку ясно, что всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Человек – это биологический вид, хотя и более универсальный, чем любой другой. Его биологическая организация позволяет приспособиться к широкому спектру условий. Однако его возможности далеко не безграничны. Существуют такие пороговые значения внешних условий, за пределами которых биологическая организация не выдерживает и человечеству угрожает гибель. В условиях современной техногенной цивилизации возможности приспособления человеческого организма к условиям внешней среды близки к исчерпыванию. При этом следует иметь в виду не только физические факторы, связанные с загрязнением среды обитания, но и психологические.
Еще одной немаловажной угрозой является демографическая ситуация. Человек появился на Земле более 3,5 млн. лет назад. Однако в течение длительного времени количество населения оставалось небольшим и стабильным. Естественный его прирост составлял 0,004%. По приблизительным подсчетам, в начале новой эры на Земле проживало 250 – 270 млн. человек, к 1000 г. население планеты составляло 265 млн. человек. Медленный рост был обусловлен высокой смертностью, эпидемиями и войнами. В последующие 650 лет население увеличилось да 545 млн. человек. Если с 1750 по 1850 г. население увеличилось на 61%, то в течении XX века – на 115%. Темпы удвоения количества населения возрастают: если в далеком прошлом на это требовалось 2 тыс. и более лет, позже – 200 и 80 лет, то сейчас – 37 лет. Такие темпы обусловлены, прежде всего, демографическими изменениями в развивающихся странах особенно начиная с 60-х годов XX века. С 1970 по 1993 г. население планеты увеличилось на 1,6 млрд. человек. Если сохранятся такие темпы роста, то к 2030 году население увеличится до 10,0 млрд. человек. Причем очень быстрыми темпами увеличивается население развивающихся стран. Если в 1950 году соотношение численности населения развитых и развивающихся стран было 1:2, то в 1985 году оно составило 1:3. Однако «демографический взрыв», начавшийся в 60-е года, к середине 80-х годов упал до 17%. Объяснение этому явлению дает теория демографического перехода, согласно которой уровни рождаемости и смертности обусловлены не биологическими, а социально-экономическими факторами.
Демографический переход означает процесс последовательных изменений естественного прироста населения по мере социально-экономического развития стран. Выделяют три фазы этого перехода:
1. высокая рождаемость – высокая смертность
2. высокая рождаемость – снизившая смертность
3. низкая рождаемость – низкая смертность
Неограниченный рост населения приводит к тяжелым последствиям: загрязнению окружающей среды, скоплению гигантского числа людей в больших городах, увеличению социально-экономической отсталости развивающихся стран.
В высоко развитых странах прирост населения сильно сократился, а в некоторых – вообще прекратился. В отдельных странах (Германия, Австрия) наблюдается демографический кризис (рождаемость ниже смертности). Снижение рождаемости и естественного прироста населения во многих странах Европы обусловлено прежде всего увеличением числа пожилых людей и снижением количества детей. На этот процесс большое влияние оказывают экономические и социальные факторы. В связи с этим увеличивается и количество разводов . Таким образом, решение демографической проблемы становится предметом заботы всего человечества.
Четвертая угроза – опасность, нависшая над человеческой телесностью. Под дамокловым мечем находится не только «внешняя» природа, та экологическая ниша, в которой мы живем, но и наша «внутренняя» природа: наш организм, плоть, человеческая телесность. Как только не оценивали его в долгой человеческой истории от древнекитайских философов – даосов «данный нам природный чехол» и до отечественного поэта Осипа Мандельштама: «Дано мне тело. Что мне делать с ним, Таким единым, И таким моим?» . Да, мы духовны. У нас есть разум. И, как уверяют теологи – дух и душа. И духовность возвышает человечество над всеми иными природными феноменами. Не все повторяют, что личность человеческая есть телесно-духовное единство. Тело – вещь не шутейная. Мы с ним приходим в этот наличный мир и оставляем наши бренные телесные останки, покидая его. Тело доставляет огромные радости и жестоко терзает нас хворями и недугами. Телесное здоровье всегда на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.
И тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности. Это только первые напоминания о грозящих бедах.
Биологические варианты «призрака Франкенштейна» звучат все настойчивее. Опасаются выхода из-под контроля «мутантных генов», могущих исказить эволюционные приспособления человека в непредсказуемом направлении; не исключена возможность ломки основного генетического кода в результате непродуманных вмешательств в его структуру. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций. Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под воздействием ксенобиотиков и многочисленных социальных и личных стрессов.
Есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово «СПИД» все чаще вторгается в человеческую жизнь. Эта беда, постигшая человечество, есть первая в истории глобальная пандемия, сеющая смерть, которую пока что никто и ничто не в состоянии остановить. Ряд исследователей полагает, что это не просто болезнь, а некоторый этап в биологическом существовании рода людей. Связан он же с необузданным массовым вторжением людей в природные основы их собственного бытию. СПИД сегодня – это уже не узкомедицинская, а подлинно общечеловеческая проблема.
Океан химических веществ, в который ныне погружена наша повседневная жизнь, изломы политики и зигзаги экономики – все это действует на нервную систему, воспроизводительные способности и соматические проявления миллионов. Налицо признаки физического вырождения в ряде регионов, неудержимое, подлинно эпидемическое расползание наркомании, алкоголизма.
Данный список может продолжиться до бесконечности. Только в период между 1971 и 1981 гг. было сформулировано около десятка крупномасштабных глобальных проблем. Эти угрозы реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в беспросветный пессимизм, отчаиваться и жестоко драматизировать все и всю. Есть угрозы, но есть и надежды. Можно уверенно указать на определенные и основательные предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.
Первая такая предпосылка – это развертывание информационной (компьютерной), революции как технико-технологической основы возможного выхода из ситуации «выживания», преодоления преград к объединению человечества. Создание на ее основе некой новой цивилизации пока еще выявляется на уровне предпосылок. Контуры такой цивилизации еще плохо различимы. Но налицо реальные тенденции к развертыванию более гуманизированного и благополучного мирового сообщества в обозримом будущем.
Вторая предпосылка – это возможность утверждения в качестве доминирующего типа мирового хозяйства – смешанной рыночной и, как правило, социальной защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Это форма экономических отношений сможет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Третья предпосылка – становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренне политике, в групповых и межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь пронизывают все значимые события, проникают все родовое бытие людей. Ф.Ницше, высокомерно именуя человека «супершимпанзе», полагал, что насилие – это органичный для людей способ общения. Зигмунд Фрейд считал агрессивность неустранимым моментом человеческого поведения.
Вместе с тем многие масштабные мыслители от М.Ганди и Л.Толстого до Эриха Фромана и Папы Римского Иоанна-Павла II полагали, что агрессия, насилие, деструкция отнюдь не вечны и не обязательно играют ведущую роль в человеческих мотивациях.
Четвертая предпосылка – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жизни на фоне обеспечения самобытности всех участников этого процесса. Резко расширяются международные, экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние довлеют над заскорузлой замкнутостью.
Наряду с данными предпосылками также необходимо конструирования глобальной этики, универсальных нравственных принципов, укрепляющих всечеловеческую солидарность. Мудрость и совесть выше прямолинейных истин, сухого рационального знания. Знание, не облагороженное вечными ценностями, не помноженное на идею благо, не утверждающее справедливость может привести к всеобщей погибели. Так В.С.Семенов в своей статье «О перспективах человека в XXI столетии » выделил главные направления развития человека. И одним из этих направлений, по его мнению, является «развитие и возвышение человека с упором и приоритетом на социальность, социально справедливые отношения между людьми, на развитие между ними отношений социального равенства, человеческого и товарищеского братства, на инициацию социальной и активной деятельности людей, их общностей и организаций» . Без этики человеческой солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться. Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.
Философские основания информационного общества
В повседневный словарь академической и популярной прессы прочно вошли такие термины, как информация, информационное общества, глобализация. Они используются для описания контекста, в рамках которого структурируется социальная жизнь. Несомненно, в характеристике современной цивилизации одним из ключевых, фундаментальных понятий является понятие «информация». Информация (от лат. informatio) – понятие, используемое в философии с давних времен и получившее в последнее время новое, более широкое значение благодаря развитию кибернетики, где оно выступает как одна из центральных категорий наряду с понятием связи и управления. Понятие информации стало общим для всех частных наук, а информационный подход, включивший в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования. Первоначальное понимание информации как сведений сохранилось вплоть до сер.XX в. В связи с развитием коммуникационных средств были предприняты попытки измерения количества информации с использованием вероятностных методов. Позднее появились другие варианты математической теории информации – топологический, комбинаторный и пр. – получившие общее название синтаксических теорий. Содержательный и аксиологический аспекты информации исследуются в рамках семантической и прагматической теорий. Развитие понятия информации в современной науке привело к появлению ее различных мировоззренческих, в особенности философских, интерпретаций .
Что же собой представляет информационное общество? В 50-70-е годы человечество вступило в новую стадию своего развития – стадию построения информационного общества (ИО), дорогу к которой проложило бурное развитие техники и, в первую очередь, компьютеров, и НТР в целом. Предчувствие и осмысление неизбежности крутого поворота в исторических судьбах человечества, связанного с переходом к новой цивилизации, заметно уже в трудах мыслителей первой половины века. Раньше других это выразил О.Шпенглер, еще в 20-е гг. провозгласивший закат нынешней индустриальной цивилизации, но еще не обозначивший контуры и содержание новой, идущее на смену. В 40-е гг. австралийский экономист К. Кларк уже вполне определенно говорил о наступлении общества информации и услуг, общества с новой экономикой и технологией. В конце 50-х гг. американский экономист Ф. Махлуп выдвинул тезис о наступлении информационной экономики и превращении информации в важнейший товар . Ни один из философов, писавших о данной проблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества в рамках этой новой формации, но большинство из них анализировали проблему односторонне, будь то с политической, экономической или социальной точки зрения. Это породили огромное количество разнообразных названий и определений. Любопытно заметить, что почти все предложенные названия имеют латинскую приставку “пост-”, т.е. “после-”, словно их создатели ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра, новая эпоха, возникнет новое общество. Именно поэтому было так важно найти принципиально новое название, одновременно показывающее преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало придуманное Тоффлером “информационное общество”.
В настоящее время большое развитие получила философская концепции постиндустриального или информационного общества – сформулирована в работах А. Белла, А. Тоффлера, И. Масуды и др. В ней рассматриваются перспективы развития современной цивилизации в условиях существования глобальных проблем и формировании информационного общества. К тому же она претендует на роль общефилософской теории поступательного развития человечества.
Концепция постиндустриализма исходит из того, что в современном обществе преобладает не первичная сфера экономики (сельское хозяйство), не вторичная (промышленность), а третичная (сфера услуг), в которой определяющую роль играет информация. Утверждается что микроэлектронная революция, которая разворачивается в постиндустриальном общества, делает именно информацию, а не труд, фундаментальным социальным фактором, лежащим в основе развития общества.
Информационное общество возникает на гребне третьей волны человеческой цивилизации, когда на смену индустриальному обществу, в котором главным фактором являются труд, сырье, капитал, приходит такое, в котором увеличение прибылей достигается не тем, что производители работают тяжелее, а тем, что они работают быстрее. Значимость и удовлетворенность трудом приобретают большую ценность, чем его производительность. Соответственно информационное общество бросает вызов человеку, его нравственным и творческим силам, его приспособляемости к новому типу социальной коммуникации. А это способствует формированию совершенно иного мирового сообщества, которое отличается другой системой ценностей, новыми формами поведения и социальными институтами. Тоффлер, характеризуя информационное общество, писал: “Многое в этой возникающей цивилизации противоречит традиционной индустриальной цивилизации. Это в одно и то же время и в высшей степени технически развитая, и антииндустриальная цивилизация. “Третья волна” несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на какой-то новой (“ненуклеарной”) семье; на новом институте, который мог бы быть назван “электронным коттеджем”; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии, денежных средств и власти”.
Образование, по мнению А. Тоффлера, будет «одной из самых крупных отраслей третьей волны. Оно далее станет важной экспортной отраслью». Образование должно быть фундаментальным и вместе с тем разнообразным. Его необходимо максимально индивидуализировать. Этого можно достичь, конечно, только на основе современных интенсивных технологий обучения с использование видеооборудования и компьютера.
Новая экономика требует не только умения логично мыслить, легко оперировать абстракциями, но и быть свободным в мире образов и символов. Она приведет к повышению статуса широко образованных и культурных людей, которые будут постоянно воспроизводить и приумножать культурные ценности. Как отмечает А. Тоффлер «мы вступаем в период, когда культура имеет значение больше, чем когда-либо. Культура не является чем-то окаменевшим в янтаре, это то, что мы создаем заново каждый день».
Новое общество, опираясь на высокопроизводительный труд, сможет, наконец, сфокусировать свое внимание на проблемах воспитания детей, здоровья людей, их образования. Старость и одиночество станут предметом особой его заботы. Это будет, по мнению А. Тоффлера, общество подлинной свободы личности, в котором человек станет гармонично взаимодействовать с природой .
Таким образом, “информационное общество” - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая “информацией”, обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социо-культурную жизнь человека и его материальное бытие.
Общество, возникающее в результате информационной революции, существенно отличается тем, что информация, и особенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особое место. Т. Стоуньер писал:
“… инструменты и машины, будучи овеществленным трудом, в то же время овеществленная информация. Эта идея справедлива по отношению к капиталу, земле и любому другому фактору экономики, в котором овеществлен труд. Нет ни одного способа производительного приложения труда, который в то же самое время не был бы приложением информации. Более того, информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы - его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства.
Важно понимать, что информация имеет некоторые специфические свойства. Если у меня есть 1000 акров земли, и я из них отдам кому-нибудь 500 акров, у меня останется лишь половина первоначальной площади. Но если у меня есть некоторая сумма информации, и ее половину я отдам другому человеку, у меня останется все что было. Если я разрешу кому-нибудь использовать мою информацию, резонно полагать, что и он поделится со мной чем-нибудь полезным. Так что, в то время как сделки по поводу материальных вещей ведут к конкуренции, информационный обмен ведет к сотрудничеству. Информация, таким образом, - это ресурс, которым можно без сожаления делиться. Другая специфическая черта потребления информации заключается в том, что в отличие от потребления материалов или энергии, ведущего к увеличению энтропии во Вселенной, использование информации приводит к противоположному эффекту - оно увеличивает знания человека, повышает организованность в окружающей среде и уменьшает энтропию”. Тем самым Т. Стоуньер демонстрирует принципиальное отличие информации, от иных видов экономических и социальных ценностей, выделяет ее особенность и ценность.
Информатизация общества, интегрируя, синтезируя и аккумулируя в себе ряд технических и технологических подпроцессов, перерастает рамки технологической проблемы. Она выступает как процесс, реализующий происходящую на наших глазах социально-технологическую информационную революцию. И сам этот процесс, и его результат – информационное общество не только перемещаются в фокус философских исследований, но постепенно занимают, так сказать, все поле философского зрения, ибо, по сути дела, речь идет об изменениях структуры и сущности человеческого бытия, системы личностных и безличностных отношений, уровня человеческого самопостижения и возможности проникновения в таинственные глубины человеческого мышления, в тайны творчества, тысячелетиями составлявшие главную загадку всякой серьезной философии.
Человечество перед историческим выбором
В начале XXI века перед человечеством острее, чем когда-либо встали грозные вопросы: куда мы идем? что нас ждет впереди? выживем ли мы? ситуация во всех сферах человеческой жизнедеятельности давно уже стала критической. Над планетой висит дамоклов меч самоуничтожения в случае ядерной войны. Все сильнее в мире обостряются экологические проблемы, приобретающие поистине планетарное значение. Человечество разорвано имущественной поляризацией на страны «золотого миллиарда» и «непривилегированные» страны, на богатый, могущественный Запад и слабые, бедные Восток и Юг. Всюду царит насилие, которое прославляет массовая культура. Кажутся непобедимыми преступность, наркомания, СПИД. Всему человечеству угрожают бездуховность, деморализация, цинизм, конформизм и культ потребительства. Агрессивность на государственном уровне становится доминирующей тенденцией мирового развития. В результате огромное большинство людей планеты погружаются в отчаяние, пессимизм и апокалиптические настроения. Картины будущего, которые рисуют футурологи чаще всего выдержаны в мрачных танах: всемирная война, медленная гибель от истощения ресурсов, духовное одичание, распад мира на ряд перманентно враждующих цивилизаций.
Безусловно, будущее человечества покрыто тайной. Оно неведомо и непредсказуемо, поэтому так страшно заглядывать в него. Оно пугает и манит. Прошлое уже свершилось. Его можно интерпретировать, переосмысливать. Но то, что было не изменишь. А будущее никем не запрограммировано. Оно – открытая страница, истекшие годы, дела нынешние создают лишь те рамки, в которых поколения наступившего XXI века впишут свои строки.
Сможет ли человечество в один прекрасный день рассеять все нависшие над ним угрозы и беды и создать зрелое общество, которое мудро управляло бы и разумно распоряжалось своей земной средой? Сможет ли это новое общество покончить с нынешним расколом и создать действительно глобальную, стабильную цивилизацию? Или, чтобы избежать более тяжелых кризисов, человечество предпочтет еще в большей степени доверить свою судьбу технике, развивая, как-то с надеждой предсказывают абсолютизирующие роль науки футурологи, «постиндустриальные» или «информационные» модели общества? Окажется ли этот путь чудотворным выходом из нынешнего тупика и не погибнет ли окончательно человек со всеми своими ограниченными возможностями, слабостями, стремлениями и духовностью в системе, которая будет далека и чужда его природе? Не приведет ли, в конечном счете, этот выбор к созданию чисто технократического, авторитарного режима, где работа, закон, организация общества и даже информация, мнения, мысли и досуг будут жестко регламентироваться центральной властью?
Или человечество окажется настолько подавленным собственной сложностью и неуправляемостью, что для него станет реальной перспектива окончательного распада и гибели?
Можно нарисовать бесконечное множество различных сценариев будущего, более или менее правдоподобных, но, разумеется, ни один из них не сможет претендовать на абсолютный. Напряженная ситуация, в которой оказались живущие ныне на Земле, является прямым следствием того, что делали и чего не делали в предшествующие годы наши предки и даже мы сами. В исторической перспективе не так уж важно, как распространены среди людей те тли иные достоинства и недостатки. И даже если кто-то когда-то в будущем понесет ответственность за что-то, сделанное или не сделанное в прошлом, от этого будет немного пользы. Важнее всего глубоко задуматься сегодня, что будет с миллиардным населением, планеты завтра – а это почти исключительно зависит от того, что мы все вместе отныне будем или не будем делать (А. Печчеи) .
Сейчас формулируются концепции «устойчивого развития», то, что академик Никита Моисеев назвал стратегией человечества. В ракурсе построения этой глобальной стратегии идет прогнозный поиск. В центре его находятся те действия, которые люди Земли должны предпринять для обеспечения и сопряженного развития Человека и Природы. Биосфера планеты уже пришла в неравновесное состояние и эта ее нестабильность все более и более усугубляется. Как восстановить паритет общества и биосферы? Как соотнести экологические, технологические и социальные программы, дабы гармонизировать их в целостном единстве? И как, наконец, утвердить мир и спокойствие на планете и в каждой стране? Как умерить или вовсе снять социальную напряженность? Уже ясно, что людям придется оптимизировать свои потребительские аппетиты. И в первую очередь – чрезмерную гордыню и изнеженную комфортность господствующих элит. Нравится это благоденствующим верхам или нет, но без утверждения справедливости покоя не будет.
В конечном счете, от деятельности ныне живущих поколений зависит, станет ли начало нового тысячелетия всемирной истории ее трагическим эпилогом или вдохновляющим прологом общечеловеческой солидарности. Никогда в прошлом исторический выбор, стоящий перед человеком, не был столь ясен и однозначен, столь настоятелен и категоричен. Но никогда он не был и столь труден. Неисчислимые препятствия стоят на пути движения человечества в будущее. И многие из них коренятся в сознании людей. Вот почему такое значение имеет развитие и распространении нового мышления, которое может обеспечить выход человечества из эпохального кризиса. Еще много лет тому назад А.Эйнштейн указывал, что новая эра нуждается в новых путях мышления. Он говорил, что высвобождение атомной энергии изменило все таким образом, что наши старые пути мышления устарели. Люди столкнулись с катастрофическими событиями, небывалыми в прошлые времена. Если человечество хочет выжить, то оно нуждается в совершенно новых путях мышления.
В современных условиях на первом месте на пути формирования нового стиля мышления стоит, прежде всего, императив выбора глобального сознания и полного осознания того факта, что наш мир представляет единую целостность, и все мы должны жить вместе на одной планете. Прогресс в науке и технике делает мир все меньшим и меньшим, и скоро он станет так называемой мировой деревней. Идея единства, взаимной зависимости и взаимной помощи должна заменить эгоизм, взаимную подозрительность, обман и стать фундаментальным принципом отношений между людьми. Глобальные проблемы могут быть решены только путем совместных усилий людей. Выдающий советский педагог и писатель А.С. Макаренко писал: «Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, то может представляться сильным, но он не вызывает у нас ощущения красоты личности и ее настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше» .
Необходимо изменить и подход к природе. Мы не можем больше расточительно извлекать из нее ресурсы. Вместо этого необходимо установить более гармоничные отношения между человеком и природой.
Человек подчинил себе планету и теперь должен научиться управлять ею, постигнуть непростое искусство быть лидером на Земле. Если он найдет в себе силы полностью и до конца осознать всю сложность и неустойчивость своего нынешнего положения и принять на себя определенную ответственность, если он сможет достичь того уровня культурной зрелости, который позволит выполнить эту нелегкую миссию, тогда будущее принадлежит ему. Если же он падет жертвой собственного внутреннего кризиса и не справится с высокой ролью защитника и главного арбитра жизни на планете, что ж, тогда человеку суждено стать свидетелем того, как станет резко сокращаться число ему подобных, а уровень жизни вновь скатится до отметки, пройденной несколько веков назад (А. Пччеи) .
Не стоит забывать и о том, что: «Создание нового общества и нового Человека возможно только в том случае, если на смену старым мотивациям извлечения прибыли и завоевания власти придет новая, а именно – быть, отдавать и понимать; если на смену рыночному характеру придет характер продуктивный, любящий, а на смену кибернетической религии – новый, радикально гуманистических дух» (Э. Фромм) . Если в новых условиях сохранятся старые принципы погони за прибылью, то расширится в мировом масштабе регион эксплуатации развивающихся стран лидерами сверхскоростной цивилизации и это может привести к глобальному расчленению человека.
При всей той важной роли, какую играют в жизни современного обществ вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человекам техники не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет, и не будет ему спасения, пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения. Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решении должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого (А. Печчеи) Гуревич И.С., Столяров В.И. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 1991. С.562 - 563
Семенов В.С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. 2005 № 9. С.31
Гуревич И.С., Столяров В.И. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 1991. С.568
Семенов В.С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. 2005 № 9. С.29
Гуревич И.С., Столяров В.И. Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. Человек. Общество. Культура. – М.: Политиздат, 1991. С.560
Шакиров Владислав, консультант: Козлова Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы
Современному обществу требуются люди самостоятельные, способные принимать ответственность за свое будущее, творческие, относящиеся к собственному развитию как ценности. Все пристальнее вглядываются молодые люди в мир, все напряженнее их внутренняя работа в поисках самоопределения: «Что ждёт меня в будущем? Кем я стану, когда вырасту?» Чем старше наши дети становятся, тем чаще задумываются над этими вопросами. В их сознании рождаются удивительные мечты о лёгкой и беззаботной жизни. Но вскоре они осознают, что эта взрослая жизнь не такая уж и простая, ведь она полна забот, проблем и требует от них ответственности в принятии самостоятельных решений. Именно от этих решений и твёрдых действий зависит их будущее.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шакиров Владислав МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3»
Эссе
Будущее России зависит от меня
Современному обществу требуются люди самостоятельные, способные принимать ответственность за свое будущее, творческие, относящиеся к собственному развитию как ценности. Все пристальнее вглядываются молодые люди в мир, все напряженнее их внутренняя работа в поисках самоопределения: «Что ждёт меня в будущем? Кем я стану, когда вырасту?» Чем старше наши дети становятся, тем чаще задумываются над этими вопросами. В их сознании рождаются удивительные мечты о лёгкой и беззаботной жизни. Но вскоре они осознают, что эта взрослая жизнь не такая уж и простая, ведь она полна забот, проблем и требует от них ответственности в принятии самостоятельных решений. Именно от этих решений и твёрдых действий зависит их будущее.
А будущее начинается сегодня.
России нужны широкообразованные люди, миропонимание которых соответствует современным достижениям науки. Это требования современного общества к личности. А каковы потребности самой личности современного ребенка? И какой она должна быть?
Помните доброе детское кино про мальчика-робота? Электроник стал прототипом ребенка будущего, обладавшего безграничными возможностями памяти, неординарным мышлением, множеством талантов, но при этом не лишенного простых человеческих чувств: любви, доброты, отзывчивости, понимания, сострадания, справедливости. Именно такими обществу представлялись дети XXI века. И, наверное, много усилий было приложено со стороны людей, двигающих педагогический прогресс, чтобы достичь заветной цели.
А кто он, этот современный молодой человек? Что ценит он больше всего в жизни?
Мой современник, прежде всего, разнообразен. В нём не найти идеалов добра, да и ошибок он избежать не может. Если он решает какую-либо задачу, то нередко совершает много ошибок. Многие, сами того не подозревая, ограничивают свою свободу – и это их главная ошибка. Потому что всё, что дороже любых слов, любых понятий и взглядов – это жизнь и свобода.
Мой современник не может решить всех проблем, не совершив ни одной ошибки, он не идеален, но его интересует будущее.
Николенька Иртеньев в произведении Л.Н.Толстого «Юность» пишет «Правила жизни». Он пытается совершить нравственный скачок, но у него не получается, и Николенька забывает об этих правилах. Однако, совершив большую ошибку в своей жизни, он вновь возвращается к ним, так как осознаёт важность нравственного развития в жизни молодого человека.
Мой современник – это, прежде всего, личность. И эта личность индивидуальна, и она не стоит на месте. Душа современника постоянно стремится к развитию. Молодой человек сегодняшнего времени индивидуален. Он не подражает кому-либо, а в первую очередь, хочет проявить своё «я».
Известный психолог Виктор Франкл выделил три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Этим ценностям соответствуют три основных пути, которым человек не может найти смысл в жизни. Первый - что он дает миру в своих творениях; второй – что он берет от мира в своих встречах, переживаниях; третий – это позиция, которую он занимает по отношению к своему положению (если он не может изменить свою судьбу).
Взрослые, как мне кажется, много придумали себе проблем, которых бы можно было избежать. Они зависимы от чужого мнения, зависти, постороннего вмешательства в их проблемы. Им нужно быть чуть свободнее и независимее. Может, я и не прав, подрасту, окунусь в мир социальных условностей и стану «серой мышкой». Но я буду стараться отстаивать свою точку зрения всегда, отступать могут слабые и бездарные. Хотя о бездарности тоже можно поспорить!
И что же могу предложить лично я, какими возможностями обладаю, чтобы сделать «завтрашний день» моей страны хоть немного лучше? Я – школьник, соответственно мое, да и каждого жителя нашей страны, мировоззрение формируется именно школой. Это ступень нашей жизни, когда мы понимаем, осознаем: что лучше, что хуже, и при этом, можем дать трезвую оценку многим окружающим нас вещам. Поэтому я, в первую очередь, предлагаю рассмотреть школу, как главный «двигатель» любой страны мира.
Что же такое «школа», и какие мы в ней?
«Мы в школе как единая команда….», - а ведь удивительно правильно в нашей песне поется: школа, действительно, прочно вошла в мою жизнь. А почему? Потому что я прихожу сюда не только за знаниями, я учусь здесь быть активным гражданином своей страны. Да! Наша школа – открытая школа, она и общественная и активная. А школа – это мы. Мы делаем ее лицо. Вот оно весело улыбается – в школе очередной День рождения детско-юношеской организации «Вместе». Все ребята наши по очереди заявляют о себе, о своих победах, талантах.
У нас, школьников, есть главное – у нас есть ученическое братство. Мы как дети из одной семьи. Нас и много и мало. Нас мало, когда по весне мы очищаем «планету» от мусора, приводим в порядок все вокруг: школьный двор, длинную дорогу в школу и место наших школьных мероприятий – поляна возле озера Безымянное. Это нелегко. Все становятся усердными, и лицо нашей школы принимает выражение сосредоточенное. Но мы делаем доброе дело! И таких дел у нас на счету очень много. Мы проводим акции «Помоги детям собраться в школу», «Помоги ветеранам войны». Мы приносим в школу разные вещи, и с такими вот подарками едем в ДДТ «Радуга» к инвалидам детства. А еще привозим им в подарок свои песни, стихи, танцы. В такие минуты мы все трудимся душой, а такое умение очень важно для всех нас. С таким умением, я думаю, мы научимся не оставлять в беде никого никогда.
В школе произошли существенные изменения с тех пор, как она встала на путь реализации проекта «Открытая школа – взаимодействие ради будущего». У нас активнее стало работать классное и общешкольное самоуправление. Мы, ученики, стали более самостоятельными. Когда нам предоставили определённую свободу действий, мы даже не ожидали, к каким результатам придём. Оказалось, что самостоятельность вырабатывает ответственность, самодисциплину, взаимовыручку, товарищество. Наши классы стали более сплочёнными.
В рамках школьного самоуправления, у нас много обязанностей. И главная – забота об окружающих нас людях, забота об окружающей нас природе. Мы шефствуем над начальным звеном, например, помогаем организовывать и проводить для них праздники. Проводим акции «Спеши делать добро», «Ветеран» и др. Вокруг нас столько людей, которые нуждаются в нашей помощи. Иногда, человеку хочется, чтобы его просто выслушали, а иногда кому-то надо помочь делом. Мы часто общаемся с ветеранами Великой отечественной войны, с Ветеранами труда. Пожилым людям особенно необходимо наше внимание и участие. Мы всегда выслушаем их, окажем помощь. В праздники мы организуем для них концерты. А в нашем школьном музее «Наследие веков» проводим для них посиделки с чаепитием. И очень отрадно, когда слышишь от людей лишь слова благодарности. Сразу ощущаешь свою значимость и серьёзность своего дела. Да и наши ветераны с радостью приходят к нам на классные часы, мероприятия, рассказывают нам о Великой Отечественной войне, о своей жизни в трудные послевоенные годы, беседуют с нами на разные темы.
Так я и мои одноклассники помогаем жить в ладу и гармонии внутри страны, обеспечивая, таким образом, самую благоприятнейшую атмосферу для каких-либо изменений. Потому что духовное согласие жителей страны – один из важнейших пунктов счастливого будущего страны.
И так, рассмотрев школу как один из факторов, формирующих будущее страны, подойдем с другой точки - более политической и имеющей уже несколько отдаленный от школьных установок характер.
С молодёжью связаны надежды любого государства. «Сегодня России остро необходимы хорошо образованные, энергичные люди, умеющие принимать яркие, интересные решения. От активности молодого поколения, их искреннего желания принести пользу своему Отечеству во многом зависят и личные профессиональные достижения юношей и девушек, и уверенное будущее России», - говорил Президент России Д.А. Медведев на встрече со студентами.
Сегодня в нашей республике насчитывается большое количество молодёжных общественных объединений, инициативных групп. Молодые активисты принимают участие в общественной, политической жизни страны. У нас в стране проходят различные молодёжные и детские фестивали, конкурсы, олимпиады, смотры, акции, спортивные праздники. Уже много лет подряд проходит традиционная акция «Молодёжь против наркотиков». Ежегодно 27 июня в России отмечается День молодёжи.
Мы первые начинаем использовать новейшие технологии, чтобы стать основой взаимодействия политически активной молодёжи страны. Мы, молодёжные парламенты и прочие объединения, повышаем эффективность участия молодёжи в жизни страны, региона, муниципалитета. Это позволяет формулировать и доводить проблемы молодёжи до власти, предлагать механизмы их решения и решать их. Я считаю, что благодаря существованию молодёжного парламента будет налажено эффективное взаимодействие «молодеешь - власть» и «власть - молодежь» в нашей стране. Благодаря молодёжным объединениям и парламентариям увеличится количество молодёжи в органах власти. Политические партии и органы власти смогут замещать вакантные должности из числа перспективных молодёжных депутатов. Поэтому молодёжные парламенты уже сегодня считаются кадровым ресурсом современной молодёжи.
Привлекая молодёжь в процесс принятия важных для нашей страны решений, мы усиливаем политический строй развития страны. Я думаю, что молодёжь обязана высказывать свои идеи, потому что некоторая часть из них, обязательно найдёт свою потребность в политике России.
На данный момент наша страна находится на ступени модернизации, за которой непременно последуют новые люди в политике. Мне кажется, что наша страна очень сильно изменилась бы, если за стол Президента и на места депутатов были бы посажены не люди высоких чинов, а школьники или студенты. Появилось бы много интересных идей и предложений, которые наверняка заинтересовали бы десятки тысяч людей.
А что бы я сделал, если бы имел такую возможность?
Во-первых, я постарался бы прекратить социальное расслоение.
Во-вторых, я бы постарался выделить средства для социального развития прогресса в науке и спорте. Почему я сделал акцент именно на этих сферах деятельности? Факты говорят сами за себя... Каждый раз в газетах или по телевизору сообщают о новом открытии, сделанным русским учёным, но, к сожалению, не в России, а в Китае, США или какой-нибудь другой стране. Почему кубки, медали и другие премии присуждаются именно тем странам? Ответ прост: они не скупятся, а наоборот стараются собрать как можно больше денежных средств, и направить их в деятельность науки.
Также я хотел бы провести множество акций, целью которых было бы предоставление мест работы для молодёжи и лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Плюсом ко всему этому было бы увеличение количества социальных классов и открытие новых направлений в сфере обслуживания. Мне кажется, что такое предложение пришлось бы по душе многим.
Вот такая небольшая оценка деятельности современной молодежи и мои представления о «лучшей» жизни, которую можно сотворить лишь несколькими простыми и незатейливыми шагами для государства. Хотя, я могу быть не прав, и это личные «рисунки» моего воображения…
Сколько планов, сколько надежд и все ложится на плечи молодежи. И не надо ее жалеть, она должна привыкать ко всем тяготам и стремиться сделать все «самое-самое» для своей страны.
Так устроена жизнь, что поколения сменяются новыми молодыми ростками. Они, безусловно, двигают прогресс. Что-то теряется в этом стремительном беге, но есть ведь и положительные перемены.
«Старики» вечно были недовольны молодежью, считали ее более свободной от моральных ценностей, замененных материальными. Наше время в этом плане не исключение. Все так же старшие ужасаются смене, идущей им вслед. А жизнь продолжается. Мы тоже когда-нибудь станем стариками, и с грустью будем смотреть на молодых, найдем, чем быть недовольными. И все же лишь бы жизнь существовала, рождались бы все новые и новые поколения, ведущие страну к прогрессу - я верю в это.
Будущее испытало на себе всякое - и оптимизм, и безрассудную слепую надежду, и безысходное отчаяние. Ему угрожали, его пытались отравить и попросту уничтожить, повернуть вспять, вернуть в пещеры. Оно выжило. Появилась возможность серьезного, вдумчивого изучения его. Сейчас, может быть как никогда еще в истории, человечества, будущее зависит от настоящего и требует нового подхода к себе.
Богом быть трудно. Практически невозможно. Как, впрочем, немыслимо сложно заглянуть в будущее и узнать, что там происходит на нашей Земле, такой маленькой и беззащитной перед Вселенной. Ничто так сильно не интересует человека, как будущее его семьи, детей, страны, цивилизации. Наверное, поэтому так увлекательна и многочисленна научно-фантастическая литература. Писатели-фантасты придумывают разное будущее, из многих вариантов которого нам только остается выбрать тот, который больше понравился. Я выбираю братьев Стругацких.
Один из них - астроном, другой - востоковед-японист. Наверное, поэтому их фантазии обращены к звездам и земной мудрости. Они с изрядной долей сарказма по отношению к настоящему (почти как Салтыков-Щедрин) придумали свое будущее. Интересно, что в шестидесятые-восьмидесятые годы в кругах интеллигентов их произведения считались едкой социальной сатирой на социалистический образ жизни. Для меня же их книги - фантастика, но фантастика предостерегающая: «Берегись, в будущем вырастает то, что ты посадил сегодня».
Земля новой эры Стругацких - высокоразвитая цивилизация. Усовершенствованы квартиры, люди работают в свое удовольствие, и вообще все счастливы. Главная проблема новой счастливой эры человечества - уважение суверенитета: нельзя вмешиваться в естественный ход развития цивилизации.
Стругацкие показывают опасность чужеродных инъекций с двух сторон: вторжение землян в жизнь и историю других планет («Трудно быть Богом», «Обитаемый остров») и присутствие на Земле иной цивилизации, то есть Странников («Жук в муравейнике», «Волны гасят ветер»).
В первом случае благие начинания землян оборачиваются трагедией и для них самих, и для тех, кому эта помощь была предназначена. Попытка цивилизации высокого уровня искусственным путем поднять до себя цивилизацию неразвитую оборачивается бедой. Об этом идет разговор между двумя умными людьми в книге «Трудно быть Богом». Один из них, Румата, - прогрессивный человек из будущего - говорит Будаху - мудрецу из рыцарских времен: «Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим?» На что Будах говорит: «Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново, более совершенными... или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой». Румата, посланный спасать чужую цивилизацию от невежества, отвечает: «Сердце мое полно жалости. Я не могу этого сделать».
Получается, умники из будущего не могли понять, что для того, чтобы цивилизация существовала, ей необходима история, состоящая из историй каждого отдельного поколения и индивидуума. Земля многое испытала на себе до сегодняшнего дня: природные катаклизмы, кровавые войны и революции, научно-технический прогресс, обернувшийся огромной озоновой дырой в атмосфере. Много пришлось испытать и человеку. Но мы живем, ощущаем себя землянами и гордимся этим перед Вселенной, о чем готовы сказать любому встречному инопланетянину.
Кстати, о пришельцах. Более умные, чем люди, Странники в своих целях используют Землю и ее население. Не из злых побуждений, а совершенно не задумываясь о реакции нормальных людей, они занимаются своими делами, но несколько необычным образом. Это сеет неразбериху и путаницу, люди теряют способность контролировать происходящее. Странники порядком навредили землянам, правда сообщив, что они всегда готовы прийти на помощь. Неизвестно, была бы их помощь полезной.
«А муравьи-то перепуганы, а муравьи-то суетятся, переживают, жизнь готовы отдать за родимую кучу, и невдомек им, беднягам, что жук сползет в конце концов с муравейника и убредет своей дорогой, не причинив никому никакого вреда... А если это не «Жук в муравейнике»? А если это «Хорек в курятнике»?..» - говорит еще один умный человек по поводу вторжения Странников.
Если не брать масштабов Вселенной, то примеров вторжения инородцев в менее цивилизованную среду на Земле можно вспомнить много. Открытие Америки, повлекшее за собой истребление коренного населения. Аборигены Миклухо-Маклая, не сумевшие справиться с плугом. Гуманитарная помощь отсталым странам, спровоцировавшая спекуляцию. Значит, люди были не готовы принять чужую цивилизацию. Их уровень развития, нравственные устои диктовали им собственный путь. Генетически в человека заложено усваивать то, что достигнуто своим трудом. Только в этом случае он растет и совершенствуется. Человек сам должен управлять своим настоящим, радоваться новому достигнутому уровню. Строить свою историю. Человек будущего появится не с помощью НТР. Как сказали Стругацкие: «Новый человек может быть сформирован только новой педагогикой, а прорывы в нее пока удручающе редки и неуверенны, и их без труда, почти автоматически душит непроворотная толща педагогики старой». Самовоспитание - начало новой педагогики. А воспитать в себе нового человека можно и без постороннего вмешательства.
Будущее. Что оно для писателя-фантаста? Это то, что вырастает из сегодняшнего дня под влиянием прогресса.
Для обычного человека будущее - это любое завтра. Для мировой истории будущим был каждый день. Я живу днем сегодняшним, обычным для мировой истории, наверное, не очень интересным для писателя-фантаста. Но я знаю, что все, совершенное сегодня, вчера для. меня было будущим, а завтра я испытаю последствия вчерашнего будущего. И моя маленькая история сложится с историей Земли. Мой скромный сегодняшний день станет земным Настоящим. Вместе со всем человечеством я попытаюсь заглянуть в наше Будущее, жизнь в котором зависит от того, что мы для него сделаем.
Богом быть трудно. Так «оставь нас и дай нам идти своей дорогой».
Эссе «Будущее человечества».Выполнила студентка гр. 017-13
Лавренюк Татьяна.
Люди современного мира, живя своей маленькой жизнью, бегут по улочкам больших городов, спешат по своим делам, редко смотря по сторонам, гадая и заглядывая лишь в недалекое будущее, касающееся только их семей и близких людей, и постоянно оглядываются назад. И так ежедневно они совершают множество ненужных, вредных для окружающего мира и других людей поступков, уничтожая не только то, что за сотни тысяч лет создала природа, но и культуру своего народа, такую близкую, родную и неповторимую. Выходит серьезно задумываются о будущем человечества лишь единицы.
Вопрос о будущем вызывает у людей разную реакцию, некоторых откровенно ставя в тупик, кого-то, заставляя рассуждать о техническом развитии мира или же наводя мысли о конце света. Всё зависит от системы ценностей человека, его образования, интересов и других мелких факторов. Для меня более важен вопрос об отношениях между людьми, о том, как изменится поведение человека как единицы и человека среди группы людей. Важно, какой станет сама человеческая сущность и будет ли она зависеть от государства. Останется ли семья ячейкой общества или же её сменит "свободное общество".
Рассуждая на тему "Будущее человечества", я пришла к выводу, что существует несколько вариантов развития и становления общества и окружающего его мира.
Первый путь - это путь глобализации. В силу сложившейся политики возможен приход новой культуры, представляющей собой более развитую усовершенствованную европейскую культуру, но не столь удобную для других жителей земного шара. Глобализация, скорее всего не выровняет положение среди людей всего мира, а лишь подчеркнет уровень развития передовых стран Европы и отсталость стран развивающихся и стран третьего мира. Вековые же наследия различных народов будут утеряны вероятно навсегда.
В другом пути развития мира мне видится его распад, локализация определенных участков Земли, непрерывные войны, ядерные взрывы. И в итоге уничтожение всего человечества.
Возможно также мирное сосуществование уже имеющихся государств при ожесточении контроля над ввозом оружия, отношениями между конфликтующими странами, и введение каких-либо новых мер безопасности. Однако не все стремятся к мирной жизни, о чем свидетельствуют недавние события в Южной Осетии, случившиеся во время проведения олимпийских игр, хотя издавна все войны прекращались в это время. И как же горько слышать о том, что где-то в горячих точках погибают молодые парни, особенно если и твои близкие могут оказаться там.
Общество же часто в таких ситуациях становится жертвой информационных войн, не имея возможности получить достоверной информации. В связи с развитием технологий становится возможной фальсификация фактов, чего не заметит рядовой человек, смотрящий новости по телевизору или в Интернете. Но тут можно и поставить вопрос, нужно ли это тому человеку? Или же ему хочется быть обманутым.
Что же можно сказать об изменении психологии человека?
Уже глядя на современное общество, можно говорить о его деградации. Как бы ни страшно было бы смотреть на то, что место женщинам с детьми уступают женщины, как несовершеннолетним продают пиво в магазинах. Как ни противно смотреть на курящих детей. Это лишь малая часть и этого уже не изменишь.
Однако не всё общество таково. Есть и люди, которые имеют хорошее воспитание и также воспитывают своих детей. Последнее время становиться популярным здоровое питание, занятия физической культурой, ведение здорового образа жизни, но только среди определенного слоя людей.
В последнее время очень серьёзно развивается Интернет, что влияет на информированность, поведение, круг общения людей. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным, ведь, как известно из собственной практики, Интернет затягивает и порой отрывает от реальной жизни.
Хотя у людей и меняется система ценностей, все же, как приятно смотреть на народ, объединенный чем-то общим, например, как русские болеют за своих на олимпийских играх или же, как горстка фанатов заглушает весь остальной стадион своими зарядами на чемпионате Европы по футболу. Такие положительные моменты в жизни говорят о том, что не всё еще потеряно. Стоит только надеяться и вносить свой маленький вклад в развитие общества.
Остается вопрос о том, в чем людям искать правду. Стоит ли им верить в Бога или можно просто мечтать об этом непредсказуемом, таинственном, прекрасном или ужасающем будущем.
Итак, будущее зависит целиком и полностью от каждого человека взятого в отдельности, но его роль настолько мала, что порой кажется жалкой.
Будущее зависит от нас
«Радость видеть и понимать
есть самый прекрасный дар природы»
А. Энштейн.
Я учусь в 10 классе. На уроках обществознания мы много говорим о человеке и природе, об их взаимодействии. Казалось бы, всё уже давным - давно знакомо. С раннего детства мы слышим слово «природа», воспринимая значение ее как естественной среды обитания человека. Конечно, можно предположить и такую фантастическую ситуацию, когда люди будут вынуждены создать и жить в некоем искусственном подземном или инопланетном мире, где с помощью сложнейшей техники будут созданы необходимые условия человеческого существования: нужная температура, давление, циркуляция воздуха и т.д. И даже если представить себе, что люди смогут приспособиться к этим условиям и их род не оборвётся, то, очевидно, нечто существенное будет утрачено. О неодолимой тяге к краскам земли, к теплу солнца у детей, вывезенных родителями на дождливую Венеру и вынужденных почти все время проводить в убежищах, мы читаем в рассказе американского писателя Р. Брэдбери «Все лето в один день». В короткий промежуток между дождями, в тот редкий час, когда появляется солнце, дети покинули свой подвал. «Ребята со смехом кидались на сплошную поросль, точно на живой, упругий матрац…Они носились меж деревьев, скользили и падали, толкались, играли в прятки и салки, но главное- опять и опять хмурясь, глядели на солнце, пока не потекут слезы, и тянули руки к золотому сиянию и к невиданной синеве, и вдыхали эту удивительную свежесть… И вдруг…Редкие холодные капли упали на нос, на щеки и на губы. Солнце затянула туманная дымка. Подул холодный ветер. Ребята повернулись и пошли к своему дому- подвалу, руки их вяло повисли, они больше не улыбались».
Это, конечно же, фантастика. На самом деле природа- это огромная (до недавнего времени, казалось, неисчерпаемая) кладовая тех ресурсов, которые необходимы человеку в производственной деятельности и в повседневной жизни. Действующие водопады, судоходные реки, лес, руда, металлы, уголь- все это активно используется людьми. Откажется сейчас человек от использования, например, ископаемых углеводородов - нефти, угля - и цивилизация рухнет. Мы снова вернемся в каменный век.
Какое же место занял появившийся человек в мире природы? Древние китайцы располагали все живые существа в виде лестницы: растения внизу, рыбы повыше, звери ещё выше и человек, конечно, на вершине. С тех пор наука ушла далеко вперёд. Однако общие представления людей об эволюции как лестнице, на вершине которой стоит человек, почти не изменились. Человек- царь природы. Её венец. Так сами люди определили свое место под солнцем. И долгое время ничто не могло поколебать эти представления. Напротив, приводились новые подтверждения.
Во – первых, человек наделен разумом. Это позволило ему сделать огромный скачок в освоении мира.
Во – вторых, умение накапливать информацию о многих конкретных явлениях, обобщать ее открыло человеку возможность создавать нечто не существующее в природе. Эта созданная знаниями и трудом людей «вторая природа», по мысли М.Горького, есть «культура в точном и подлинном смысле слова».
В – третьих, возникшее человеческое общество стало подчиняться своим собственным законам, среди которых на первое место вышли требования морали. Это был огромный шаг в развитии человечества. Нормы морали стали регулировать отношения людей. Это значит, что человечество поднялось на новую ступень развития - от первобытного стада к общественной организации людей.
Таким образом, могущество человеческого разума, избавление от законов дикой природы, создание грандиозного здания культуры привели многих к выводу, что человек – существо высшее и живёт по собственным законам, а природа – это источник ресурсов для жизнедеятельности человека.
С развитием человечества увеличиваются потребности людей, в результате чего человек стал хищнически относиться к природе, думая, что «на наш век хватит». В настоящее время ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню огромное количество плодородных земель, вырубается и погибает от пожаров и вредных воздействий более 10 млн. га лесов. Увеличивается число свалок. Стремительно стало увеличиваться число видов растений, заносимых в Красную книгу. Уже сами люди становятся жертвами своих необдуманных действий. Вот один факт. В мире растет число детей, рожденных неполноценными из-за неблагоприятных природных условий.
Словом, ХХ век сокрушил державшиеся тысячелетиями представления о незыблемости природы. Все громче звучат слова об экологическом кризисе, даже о нависшей над миром экологической катастрофе.
Я хочу жить на чистой планете, хочу обладать высокой экологической культурой. Соблюдая конституционную и моральную обязанность беречь природу, стараюсь не мусорить, не организовывать свалки и многое другое делаю для защиты окружающей среды.
Остановись! Ты - Человек!»
Кругом бутылки и объедки,
Везде заводов черный дым,
Сливаются отходы в реки,
И мир всем кажется пустым!
Куда пропала зелень леса?
Ежа шуршание в траве?
Все съела едкая завеса,
Ее создатель- человек!
Ты сам же от себя страдаешь!
Вот от чего болеешь ты?
Ведь в загрязненной атмосфере,
Не будут легкие чисты!
И все грязнее год от года
Озера, реки и моря.
Уже кричит тебе природа:
«Остановись! Прошу тебя!»
Ведь ты живешь с одним суждением:
«Пожалуй, хватит на мой век».
Не хватит! Я прошу! Опомнись!
Остановись! Ведь Ты же - ЧЕЛОВЕК!»
Я очень надеюсь, что человечество всей планеты сумеет договориться о совместных способах решения глобальных проблем.