“Развитие навыков должно предшествовать развитию ума.”
Аристотель“Научись сперва добрым нравам,
а затем мудрости, ибо без первых
трудно научиться последней”.
Сенека
Задачи формирования универсальных учебных действия (далее – УУД) поставлены в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, принятой в конце 2009 года. Данная концепция ставит перед школой главную цель: “Воспитание высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России”. Формирование личности и её становление происходит на всех возрастных этапах. Для благополучного развития личности важно расширение её социальных связей в процессе взросления, идентификация её с различными социальными структурами. Главная роль при этом отводится семье и школе.
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона “Об образовании”, Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года.
Новые жизненные условия выдвинули перед системой образования задачи формирования, в первую очередь, людей инициативных, самостоятельных, мыслящих, и, конечно, знающих. Система образования - один из основных социальных институтов, который играет важную роль в становлении личности; исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений. Именно система образования отвечает за подготовку к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности будущих специалистов и удовлетворяет их индивидуальным образовательным потребностям.
Способствовать реализации эти задач, должна по решению Минобрнауки концепция формирования УУД.
В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Основными функциями УУД являются:
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Наиболее интересным для меня является показатель личностных УУД именно потому, что одной из основных задач образовательного процесса стало изменение ключевой парадигмы школы – ученик из объекта образовательного процесса становится его активным субъектом. Личностные УУД выражаются формулами “Я и природа”, “Я и другие люди”, “Я и общество”, “Я и познание”, “Я и Я”, что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. То есть возможность обеспечить учащегося такими способами деятельности, через которые он сможет реализовать себя, самосовершенствоваться.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, иначе, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
В процессе учебных занятий должны быть сформированы такие личностные результаты, как социальная ответственность, нравственность, экологическая культура, патриотизм, гражданская ответственность.
Для формирования указанных выше УУД предлагается много вариантов образовательных технологий, таких как: участие в проектах, подведение итогов урока, творческие задания, зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки, мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, самооценка события, происшествия, дневники достижений.
Таким образом, получается, что целью развития УУД является формирование разумного человека, умеющего принимать правильные решения в сложных ситуациях. Для достижения этого результата в человеке должны быть в равной степени быть развиты такие качества, как нравственность, мышление, система знаний.
У В.Н. Зайцева в его работе “Практическая дидактика” это триединство наглядно представлено в виде изображение куба в трехмерной системе координат. При этом, при отсутствии одной из составляющих результат достигнут не будет, такая личность будет не только бедой отдельного индивидуума. Получается, что весь образовательный процесс где бы он не происходил есть совокупность трех факторов: нравственное воспитание, развитие мышления, обучение системы знаний.
Развитие УУД в школе достигается через:
1. Учебная деятельность учащихся и учителя на уроке.
2. Внеклассная работа.
3.Внеурочная деятельность.
Хочу представить свое видение и опыт реализации личностных УУД через внеурочную деятельностью .
Внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей) (до завершения получения ребенком основного общего образования), а также с учетом имеющихся кадровых, материально- технических и иных условий. Она должна быть направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Кроме того, внеурочная деятельность позволяет: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296).
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО, п.18.2.2) или основной образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО, п. 18.2.2).
Как практик, я исхожу из того, что приоритетом в процессе обучения (формирования УУД) является формирование нравственности, воспитанности учащегося. Какие же признаки воспитанной личности востребованы обществу? Так: доброта, культура общения, трудолюбие, нравственность. Причем эти качества воспитываются в личности последовательно. Каждое из вышеназванных качеств требует определенной целенаправленной деятельности педагога, ведь не существует отработанной технологии воспитательной работы, да и не может быть – каждый ребенок отдельная личность. Именно поэтому в 90-х годах и вводились личностно-ориентированные методы образования.
Особенностью нашей школы является специфический контингент учащихся – их высокая мотивированность на спортивный результат. При общении с детьми сразу видна взаимосвязь физического здоровья с умственными способностями. Усиленные физические нагрузки способствуют развитию высших психических функций – памяти, мышления, речи и восприятия. Наша направленность - волейбол, который характеризуется большим многообразием игровых ситуаций, необходимостью быстрого реагирования на них. Кроме того, в психоэмоциональной области развивается упорство, настойчивость, умение работать в команде, ответственность.
Кружок “Учимся экспериментировать” создан на базе 7-х классов.
Основными задачами программы кружка являются подготовка учащихся к восприятию и осмыслению физических процессов, изучаемых в старших классах, объяснению детям, что практически все явления окружающие нас, основаны на физических законах и объяснимы с точки зрения физики, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях.
Формирование у детей способности к самостоятельности в принятии решений, инициативности, способностями к творческому мышлению было одной из главных наших целей.
Изначально при организации кружка встала проблема: как заинтересовать детей, как привлечь их внимание к занятиям, как создать мотивацию на совместную работу? Было принято решение, что наглядное проведение опытов привлечет их внимание: “Услышал - и забыл, увидел - и запомнил, сделал - и понял”.
После просмотра видеофрагмента о сталактитах и сталагмитах в пещерах мы провели обсуждение того, как можно провести этот эксперимент в “домашних” условиях, определили план действий и приступили к реализации намеченного. Таким образом, работа кружка началась с постановки опыта по выращиванию кристаллов из солевого раствора. Процесс требовал аккуратности и настойчивости – килограмм соли не желал быстро растворяться в 1,5 литрах воды. Обсуждение явления растворимости и диффузии дало возможность высказать свое мнение каждому, задать вопросы не только мне, как преподавателю, но и обсудить с одноклассниками. Роль учителя в этом процессе в корне изменилась – “с детьми на равных”. Более живое общение с учащимися, не навязывание им готовых решений проблемы и не руководство их действиями, а возможность самим искать решение, добывать знание.
Стоит отметить, что у наших детей в связи с ориентацией на волейбол выработался инстинкт быстрого принятия решений и получения результата. Смысл деятельности понятен, а вот реализация требует усилий. По очереди трудились все, и, в конечном итоге, дело было сделано. Вожделенная “бусинка” была погружена в раствор – вот только вместо шелковой нити обычная. Уже позже, через 5 месяцев, будет видно к чему приведет этот опыт и это станет вопросом для обсуждения. Зато пока, на целых 5 месяцев внимание к лаборантской, где на шкаф были водружены опытные образцы, было обеспечено. Практически каждый день по очереди учащиеся просили разрешения посмотреть как там “растет” наш кристалл. Объяснение с молекулярно-кинетической точки зрения скорости этого процесса, практический опыт по определению размеров и скорости движения молекул, примеры по тысячелетнему росту сталактитов и сталагмитов оказались не столь убедительны, как наглядная реализация. Паломничество в лаборантскую не прерывалось. Это был целый обряд: взять стул, снять обувь, встать на стул и заглянуть в банку. Это уже позже, спустя почти полгода, они увидят к чему приведет постоянное сотрясение ими банок с опытным образцом. А пока каждую неделю “кружковцы” собираются за “круглым столом” (“Как рыцари” - шутят девочки) и мы проводим очередное занятие.
Эксперимент – наблюдение – обсуждение. Не навязываю готовый сценарий, это невозможно сейчас, не руковожу процессом, а направляю их деятельность. Дети каждый раз приходят с тренировки уставшие, внимание рассредоточено. Нужна разрядка – дело, активность, а не слушание.
Наблюдая за тем, как проходит эксперимент, осуществляя его своими руками, дети получают опыт самостоятельного мышления и получения знаний. И эти опыты они точно будут помнить, потому что увидели, сделали, получили сами, да и сам предмет “физика” уже не вызывает страх.
Наиболее трудоемким, а по результативности наиболее значимым для развития личности детей стала подготовка и проведение в рамках месячника естественно-математических наук открытого занятия для учащихся 5-6 классов. Проведение этого праздника потребовало длительной подготовки, как для учителя, так и для обучающихся. План мероприятия был непростым: семь ведущих, заменяя друг друга, рассказывали и показывали физические опыты, в том числе было много и поэзии. Родителям кружковцев так же пришлось подключиться к этому делу.
Следует отметить, что много проблем с подготовкой к проведению мероприятия возникало у мальчиков-экспериментаторов. Большинство из них стали пропускать репетиции, что, в прочем, вполне объяснимо: спортивный уклон школы, многочисленные тренировки и соревнования. Встала проблема срыва мероприятия. В какой-то момент девочки взяли дело в свои руки и высказали пожелание отстранить мальчишек и взять их выступления на себя. Дело требовала значительное количество времени, этот ценный ресурс необходимо было правильно рассчитать, распределить так, чтобы хватило времени и на спорт, и на уроки. Нельзя не подчеркнуть как важно это умение для развития самостоятельной личности. Перед мальчиками встали вопросы по формированию личности: “Какое значение имеет для меня это мероприятие?”. И второй, наверное, более важный для будущих мужчин вопрос самооценки: “Могут ли меня заменить девчонки?!”. То, что решение для мальчиков “шаг-поступок”, формирующее их личность, было принято, хорошо стало видно, когда, открыв дверь в кабинет физики, они убедительно попросили доверить им роль экспериментаторов. Больше проблем с их посещаемостью на репетиции не возникало.
Особенно хочется отметить, что в процессе подготовки к мероприятию в кружок записались и другие дети, которым стало интересно принять участие в празднике. Однако, роли были распределены. При этом одна из новеньких девочек стала активно участвовать во всех делах, предлагать свою помощь, хотя не всегда эта помощь была уместна и целесообразна. Но важно сказать о том, что другие дети не показывали ей свое отношение, не говорили, что она больше мешает, чем помогает. Общая работа, одна цель сплотила детей, проявилось такое человеческое качество, как поддержка и деликатность. В итоге детьми принято решение, что пусть девочке не достанется ни слов, ни опытов, но она получит роль организатора фронтальных опытов со зрителями, будет выносить необходимое оборудование. Ее помощь оказалась незаменимой. Таким образом, ребенок через трудности и страстное желание принять участие в мероприятии одержал победу, так как добился своей цели – быть полезным, социально значимым, что благоприятно сказалось и на самооценке личности.
Для всех ребят подготовка и проведение праздника стало примером того, как упорная индивидуальная и совместная работа дает свои плоды, воплощается в жизнь. Они увидели и остались довольны результатом собственного труда, достижением планируемого результата. Кроме того, это дало возможность лучше и глубже узнать предмет "физика", найти в нем для себя что-то новое и неожиданное. Для личности, которая только формируется, нет ничего более ценного, чем понимание того, что ты имеешь в своей жизни то, что стало результатом твоего труда, тех приложенных усилий по достижению желаемого. Но чтобы достичь результата, необходима самодисциплина и стремление довести дело до конца. В процессе общей работы: формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры.
За этот учебный год на занятиях кружка было проделано много опытов и наблюдений: инерции и оптике, механическом и воздушном движении, деформации и силе атмосферного давления. В следующем году мы продолжим эту работу: через возможности предмета формировать позитивные качества личности или личностные УУД.
Каждое время диктует свои правила. И то, что сейчас мы называем личностным универсальным учебным действием раньше решалось как вопросы нравственно-этического воспитания. Хочу закончить цитатой из концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России: “Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться - важнейшее условие успешного развития России”.
Формирование УУД во внеурочной деятельности
Человек, который почувствовал ветер перемен, должен
строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.
Стивен Кинг
Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Новые стандарты поднимают много проблем. Что должно стать главным результатом обучения в школе? Как построить систему обучения, чтобы выпускник мог легко адаптироваться в реальном мире? Главный ответ на многие из этих вопросов – применение знаний и умений в реальной жизни. Кто может их применить? Только тот ученик, который владеет универсальным средством – УУД.
Главное условие для успешного формирования УУД –
включение обучающихся в активную внеурочную деятельность .
Опираясь на потребность и готовность школьников к овладению знаниями, организую внеурочную деятельность (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция).
Как же я это делаю?
- не преподношу ученикам новое знание в готовом виде, а организую
процесс так, чтобы они добывали это знание в собственной учебно -
- учитываю возрастные психологические особенности развития детей;
- создаю доброжелательную атмосферу ;
- формирую у учащихся способность к аналитическому выбору и
адекватному принятию решения в ситуации выбора;
- создаю условия для приобретения учащимися опыта творческой
деятельности .
- обучаю работе с дополнительной литературой: словарями, энциклопедиями, справочниками.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
Работу в группах я начала с выработки основных правил. Мы с моими учениками пришли к выводу, что должно достигаться:
полное внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие:
никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Все учащиеся принимали активное участие в обсуждении этих правил. В процессе выполнения этого задания, у учащихся формировались универсальные учебные действия в личностных сферах (базовые ценности: терпение, добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (отвечали на простые вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.
- Применяю ИКТ, что позволяет сделать внеурочную деятельность для детей более увлекательной и интересной. Ребята получают больше возможностей для развития логического и алгоритмического мышления, воображения и познания мира.
Лично стные УУД формирую задавая вопро сы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос, направленный непосредственно на формирование интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
Стараюсь способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме следующими вопросами: «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога дети формулируют тему и цель занятия.
Задания для формирования познавательных универсальных учебных действий:
- "найди отличия"
- "на что похоже?";
- поиск лишнего;
-"лабиринты";
- упорядочивание;
- "цепочки";
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями;
Познавате льные УУД формирую, побуждая учащихся к
действию: «Под ума йте », «Выполни те задание »,
«Проана лизируйте», «Сделайте вывод..»
Работая над формированием рег уля тивных УУД , учу конкретным спо собам действия: планировать, ставить це ль, использовать алгоритм решения какой -либо задачи.
Задания для формирования регулятивных универсальных учебных действий:
- "преднамеренные ошибки";
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- "найди ошибки"
Задания для формирования коммуникативных универсальных учебных действий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- "отгадай, о ком говорим";
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.
Я занимаюсь с детьми 1 класса. Уровень подготовленности на
момент поступления в школу был различный: были дети читающие, знающие просто буквы, пытающиеся складывать слоги.
Наблюдая за первоклассниками, я отметила, что многим ребятам
трудно вежливо общаться друг с другом, они не умеют правильно
обращаться за помощью к ребятам и взрослым. Порой просто требуют, чтобы им помогли, сделали за них работу, не умеют благодарить. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя, поэтому уделяю большое внимание формированию коммуникативных навыков.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на занятии идёт формирование всех четырех видов универсальны х учебных действий.
С первой минуты занятия учащиеся включаются в организацию своей учебной деятельности (регулятивные УУД) . К ним относятся:
целеполагание, как постановка учебной задачи (-Каким бы вы хотели видеть занятие? Какие качества нужно проявить, чтобы занятие получилось таким?). Далее учащиеся, разгадав ребусы, самостоятельно формулируют тему занятия.
Проводя занятие кружка «Наша планета» по теме «Почему идёт дождь?» перед ребятами ставится проблема.
- А почему дождь идёт на Земле? Каждый из ребят думает по – разному, но опыт помогает нам выбрать правильный ответ (проводится опыт с комментированием).
- Что я делаю? (нагреваю воду)
- А что в природе нагревает воду? (солнце)
- Солнце - самый сильный источник тепла в природе.
- Как вы думаете, что будет, если пар соприкоснется с холодным предметом?
- Проверим, так ли это? (показываю)
- Почему образовались капельки?
- Почему же идёт дождь?
Таким образом, ребята самостоятельно сделали вывод и сравнили его с выводом учёных (чтение вывода в тетради). Ребята принимали активное участие в проведении опыта. На этом этапе занятия развивались УУД во всех сферах:
- личностные (формирование интереса)
- регулятивные (использование простейших предметов для проведения опыта)
- познавательные (наблюдали и делали выводы, работали с текстом в тетради)
- коммуникативные (участвовали в диалоге, отвечали на вопросы, слушали и понимали речь других)
Важно отметить такое универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
- Возьмите свою капельку и поселите её на чёрную тучку, если вам было скучно на занятии.
- А, если вам было интересно сегодня на занятии, поселите свою капельку на голубую тучку.
«Интеллектуальные витаминки» - рабочие тетради по внеурочной деятельности, которые содержат задания на развитие: продуктивности мышления, пространственного мышления, числовых навыков, системного анализа, словесной гибкости, способности к рассуждению, вербального восприятия, умений работать с информацией, представленной разными способами.
Для формирования УУД во внеурочной деятельности использую следующие виды работ:
«Соревнование».
Каждая группа получает листок с заданиями. Задания выполняются на
ватмане. Результаты фиксируются на доске.
« Задания для девочек и мальчиков».
На доске варианты текстовых задач отдельно для девочек и мальчиков.
Каждое задание имеет определённый балл. По сумме баллов определяют, кто одержал победу.
Карточки с заданиями.
Каждая группа получает карточки с заданиями. На обсуждение и
выполнение задания даётся время. Затем проверяем работы. Ответы групп выслушиваются, ошибки исправляются.
Работа с карточками разных цветов и формы.
Инсценировка сказок.
Конкурс чтецов.
Творческие задания.
Задания творческого характера направлены на развитие у учащихся
познавательных УУД и творческих способностей.
Ребята с удовольствием выполняют такие работы как:
Придумай свои правила поведения в школе, на природе, на экскурсии, в парке, при общении с незнакомыми людьми.
Придумай свои знаки поведения, рисунки.
Разгадывание кроссвордов.
Викторины по пройденной теме.
Сочини стих, небылицу.
Выполни иллюстрацию к сказке.
Игровые занятия.
Для анализа своих успехов пользуемся «Лесенкой достижений» с тремя ступеньками.
Её можно использовать на разных этапах внеурочной деятельности.
1ступенька – всё понял, могу помочь другим.
2 ступен ька – понял, но нужно ещё поработать.
3 ступен ька – не понял, нужна помощь.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это
фундамент для формирования ключевых компетенций
обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя
равноправными участниками образовате льного проце сса. Они сами
себя стараются научить, самостоятельно добыва я знания, учат
других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения
учитель может им помочь, направить и х действия. Главным во
внеурочной деятельности становится сотрудниче ство, возникает
взаимопонимание между всеми участниками, повышается
работоспособность и мотивация к учению.
Конечно, я, учитель начальных классов, не могу говорить о том, что у моих выпускников полностью сформированы все компоненты учебной
деятельности. Но при такой организации учебно-воспитательного процесса у них закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в обществе.
В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеурочной деятельности. Главное в работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно использовать потенциал внеурочной деятельности.
Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельностиВыполнила: учитель начальных классов
Наприенко О.А.
2012 год
Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной и внеучебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные, 3) познавательные; 4) коммуникативные действия.
Цели универсальных учебных действий:
Воспитывать культуру общения;
Воспитывать любовь и уважение к окружающим;
Сблизить и сплотить детский коллектив;
Развивать адекватную самооценку у школьников;
Научить анализу собственных действий и поступков;
Научить планированию действий;
Развивать устную речь учащихся;
Развивать творческие способности;
Привить интерес к чтению дополнительной литературы и публикаций
Согласно требованиям ФГОС начального общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Для организации внеурочной деятельности могут быть использованы формы, отличные от учебных занятий
- Студия
- Секция
- Клуб
- Объединение
- Факультатив
- Научное общество
- Конференция
- Слет
- Игра
- Соревнование
- Турнир
- Встреча
- Концерт
- Спектакль
- Практика (полевая, социальная)
- Экскурсия
- Культпоход
- Туристический поход
- Субботник
- Десант
- другие формы
В том числе внеурочная деятельность может включать индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий и т.д.
Следует рассматривать направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любую из предлагаемых видов и форм деятельности в отдельности и комплексно (возможно комбинирование всех компонентов при разработке конкретной программы внеурочной деятельности).
Конкретные программы внеурочной деятельности являются составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения. Структура программ включает: цели и задачи, ожидаемые результаты, ресурсное обеспечение, содержание работы, план мероприятий, сроки и формы контроля.
Самостоятельно составленные педагогами программы внеурочной деятельности должны быть представлены в письменном виде, приняты решением педагогического совета образовательного учреждения.
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочной деятельности.
Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе.
Виды и направления внеучебной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеучебной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеучебных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеучебной деятельности, как социальное творчество и трудовая деятельность. Следовательно, все направления внеучебной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир.
Одним из основных направлений и ценностных основ воспитания и социализации учащихся является воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде – экологическое воспитание. На котором я бы хотела остановиться. От состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека. Экологическое образование и воспитание начальных форм экологической культуры детей начинается с понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Воспитание экологической культуры – это прямая связь с предметом окружающий мир, что способствует формированию метапредметных результатов.
Участие в различных экологических мероприятиях способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), т.е. способствует саморазвитию и самосовершенствованию ребенка путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Экологические акции («Покормите птиц»; «В защиту зеленого друга»; «Чистый берег», и др.) способствуют формированию:
Личностных УУД, т.е. формируют умения оценивать жизненные ситуации, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить. Например, отношение человека к нашей зеленой лесной красавице, к соучастию и посильной помощи в подкормке птиц, изготовлении скворечников, сохранению редких растений и т.д.
Регулятивных УУД (целеполагание, планирование, саморегуляция). Это постановка учебной задачи, составление плана действий, преодоление препятствий.
Познавательных общеучебных УУД: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Например, дети уже знают, что птицы нуждаются в зимней подкормке, но не всегда знают, какой корм необходим тем или иным видам птиц.
Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение современными средствами коммуникации, умение донести свою позицию до других, умение договариваться и уважительно относится к позиции другого. Например, при совместном планировании, подготовке выступлений, изготовлении плакатов и др.
Творческие экологические конкурсы способствуют формированию:
Познавательных логических УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей; преобразование информации из одной формы в другую. Например, чтобы нарисовать животное или написать про него рассказ, сказку, необходимо знать его внешний вид, особенности жизни, повадки, отличия от других и т.д.
Коммуникативных УУД - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Экологические кукольные спектакли способствуют формированию:
Познавательных общеучебных УУД: умение моделировать, смысловое чтение.
Логических УУД: обобщение, сравнение.
Коммуникативных УУД - умение выполнять разные социальные роли.
Здесь важно вживание в роль, передача особенностей персонажа голосом, жестами, поведением, взаимодействием с другими и т.п. Кукольные спектакли способствуют приобретению основных знаний по экологии в простой ненавязчивой форме. Это обеспечивает общение между детьми, вызывает положительные эмоции, стимулирует активность ребенка.
Исследовательская деятельность способствует приобщению школьников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному отношению с объектами и явлениями окружающего мира и т.д.
Проектная деятельность. Метод проектов в экологическом образовании открывает новые возможности переноса образовательного процесса в реальную среду жизнедеятельности социума. Так, в сотрудничестве, мечте и практике развивается экологическая культура и социальная активность подрастающего поколения.
Эти виды деятельности позволяют формировать и личностные, и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные универсальные учебные действия. В их основе лежит способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом.
Уважение к природе складывается из мелочей, из повседневного с ней общения и даже самый маленький гражданин должен осознать ответственность за свое отношение к природе.
Таким образом, мы можем сказать, что формирование учебных универсальных действий может проходить и через внеурочную деятельность.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Внеурочная деятельность как аспект формирования универсальных учебных действий школьников
Аннотация. Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС начального, основного общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной деятельности, и направленная на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы. Внеурочная деятельность в школе реализует воспитательные цели, использует формы и методы воспитательной работы с обучающимися, решает проблемы социализации личности и является составляющей воспитательной системы школы. Внеурочная деятельность организуется в 1-4, 5-7 классах в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального, основного общего образования .
В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Ключевые слова: внеурочная деятельность, универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, информационные и коммуникационные технологий (ИКТ).
Личностными универсальными учебными действиями называют действия, позволяющие личности выделять социально востребованные задачи как значимые.
Личностные УУД разделяют на 3 составляющие блока:
Первый блок - самоопределение.
Формирование личностных универсальных действий у школьника происходит путём становления ряда задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».
Одним из направлений в самоопределении личности ученика является самооценка, которая должна быть сформирована к моменту поступления в школу и диагностируется при определении индивидуальной готовности к школьному обучению.
Следующим направлением в личностном определении являются действия, которые связанны с формированием идентичности личности школьника. Внутренняя позиция ученика является одним из проявлений идентичности, принятием новой роли, нового статуса, позитивного отношения к школе и к изменениям внешней окружающей среды.
Второй блок - смыслообразование.
Смысл и мотивы учения имеют огромное значение. Одними из важнейших задач школы являются формирование и развитие у обучающегося умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения. Этому способствуют беседы о школе, успехи в учебе и широкое применение ИКТ.
Третий блок - нравственно-этическое оценивание.
Личностные УУД способствуют развитию умения сопоставлять свои поступки с этическими и моральными нормами, принятыми в современном обществе, развитию умения оценивать свое поведение и поступки, способствуют пониманию норм морали: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Задание № 1 «Стул для самоанализа»
При выполнении заданий развивается внимание и наблюдательность. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать и быть терпимее по отношению друг к другу. Выполнение данного задания позволяет каждому ученику сопоставить, насколько представление одноклассников о нём, совпадает с его собственным мнением о себе.
Возраст: 10-15 лет.
Материал: листы для письма, ручки.
Описание задания: На первом этапе выполнения задания учитель рекомендует учащимся составить короткие фразы на листке бумаги, характеризующие самого себя. Перед классной доской находится «стул для самоанализа». Каждый учащийся, соблюдая очередность, занимает место на стуле. Одноклассники дают сидящему на стуле свою характеристику, а тот, в свою очередь проверяет, насколько его мнение о себе совпадает либо не совпадает с мнением одноклассников.
Анализ занятия. Учащиеся отвечают на вопросы: что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого труднее оценивать - себя или других? Узнали о себе(о своем однокласснике) что-то новое?
Домашнее задание. Выполнить дома рисунок «Мои лучи». Нарисовать солнце с множеством лучей. Каждый солнечный луч на рисунке - отражение определенной характеристики учащегося.
Задание № 2 «Шкатулка будущего»
Цель: осознание учащимися своих качеств и мотивов, формирование личностной и коммуникативной рефлексии.
При выполнении заданий развивается внимание и наблюдательность. Ребята учатся анализировать ситуацию, сравнивать, доказывать, убеждать и быть терпимее по отношению друг к другу.
Возраст: 10-15 лет.
Форма выполнения задания: групповая игра учащихся под руководством учителя.
Материал: конверты, листы для письма, ручки.
Описание задания: один из учеников выходит из класса. Оставшиеся одноклассники называют положительные качества вышедшего ученика, которые помогают ему в общении с другими людьми, и отрицательные качества, которые мешают ему строить дружеские отношения, над которыми ему надо работать, чтобы от них избавиться. На доске записываются качества в 2 столбика. Затем приглашают вышедшего ученика и знакомят его с написанным на доске. Ученик, проанализировав мнение одноклассников, дает свою оценку и отвечает на вопрос: Что ты хотел бы изменить в себе по итогам работы в группе? Каким образом ты собираешься это сделать? Ответы на эти вопросы ученик записывает на листе бумаги и помещает его в конверт. Конверты с ответами подписываются и отправляются в «Шкатулку будущего». Через определенный промежуток времени (от 1 до 6 месяцев) «Шкатулка будущего» распаковывается и проводится анализ запланированных действий и совершенных учащимися за данное время.
Организацию учебной деятельности учащихся обеспечивают регулятивные действия . К таким относят:
1. Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, усвоено, и того, что еще неизвестно учащимся.
2. Планирование - составление плана и последовательности действий; определение очередности промежуточных целей, учитывая конечный результат.
3. Прогнозирование результата, уровня усвоения знаний и временных его характеристик.
4. Контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном для выявления отклонений и отличий от эталона.
5. Коррекция - внесение необходимых изменений в план и способ действия в том случае, если обнаруживаются отличия от эталона, реального действия и результата.
6. Оценка - осознание качества и уровня усвоения знаний.
7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению трудностей.
Задание № 1 «Отгадай определение».
Возраст: 10-15 лет.
Описание задания: учащимся предлагается угадать слово по его описанию. Необходимым условием является объяснение хода выполнения задания.
Состояние организма, все функциональные системы которого в полной степени выполняют свои функции (Здоровье)
Поведение человека, направленное на укрепление иммунитета, профилактику заболеваний и формирование удовлетворительного самочувствия (Здоровый образ жизни).
Система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания (Безопасность жизнедеятельности).
Задание №2 «Определи пословицу»
Цель: обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя речи.
Возраст: 10-15 лет.
Форма выполнения задания: фронтальная или индивидуальная под руководством учителя.
Описание задания: Какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.
Подарок не обсуждают, а принимают то, что дарят.
(Дарёному коню в зубы не смотрят)
В любом коллективе не могут быть все хорошими, обязательно найдётся плохой человек.
(В семье не без урода)
Учиться нужно в течение всей жизни, приобретая новые знания, жизненный опыт и мудрость.
(Век живи - век учись)
Если человек экономит там, где этого делать не следует, то впоследствии такая экономия обойдётся ему намного дороже.
(Скупой платит дважды)
В любом деле, если хочешь получить желаемый результат, нужно обязательно стараться и прилагать усилия (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
1. Универсальные общеучебные действия, которые разделяют на:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов поиска информации, также с использованием ИКТ:
- изменение объекта из чувственной формы в модель, с выделением главных характеристик объекта и преобразование модели с целью определения общих законов, которые выделяют данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- смысловое чтение как понятие и принятие цели чтения и выбор вида чтения в соответствующей зависимости от цели; выбор информации из прослушанных текстов различных жанров; выделение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
2. Универсальные логические действия, включающие:
- анализ объектов с целью выделения главных и второстепенных признаков;
- синтез как составление целого из нескольких частей;
- выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- нахождение причинно-следственных связей,
- построение логической связи рассуждений,
Доказательство;
- постановка гипотез и их обоснование.
3. Действия постановки и решения проблем.
Задание № 1 «Выбор экскурсии»
Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование. Возраст: 11-15 лет.
Описание задания: учащимся предлагается выбрать экскурсию во время каникул. Проблема - выбор интересной для всех экскурсии. Подготовительный этап - организация сбора информации, выбор основных источников информации о различных видах экскурсии в городе. Основной этап - сбор информации о разных видах экскурсий с разных позиций (стоимость, время экскурсии, расписание - время начала, окончания и др.). Сравнение видов экскурсии по разным показателям с выбором наиболее подходящих вариантов. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.
Задание № 2 «Люди рядом с тобой».
Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование.
Возраст: 12-13 лет.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4-5 человек.
Описание задания: Учащимся предлагается провести анализ «соседствующего» окружения людей, используя вопросы следующего плана: сколько в их доме (подъезде) проживает детей, взрослых, детей дошкольного и школьного возраста, количество женщин и мужчин, работающих и неработающих, пенсионеров и студентов, а также профессии работающих людей. На основном этапе осуществляется сбор информации и её анализ по показателям, отражённым в вопросах, сравнение с данными, полученными в других местах проведения. Обсуждение. Подведение итогов. Формулирование выводов.
Коммуникативные универсальные учебные действия выражают социальную компетентность и учет позиции другого человека, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, более успешно войти в среду сверстников и строить конструктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Формирование коммуникативных умений и навыков взаимодействия у школьников ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
В контексте универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав которой входят:
· потребность ученика в общении со взрослыми и сверстниками;
· владение вербальными и невербальными средствами общения;
· положительное отношение к процессу взаимодействия;
· ориентация на собеседника;
· умение слушать партнера по общению.
Коммуникативные универсальные учебные действия рассматривают с нескольких позиций:
- Коммуникация как взаимодействие подразумевает общение с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, а также способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.
- Коммуникация как кооперация представляет собой организацию и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, работу в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы) и следование морально-этическим и психологическим типам общения и сотрудничества.
- Коммуникация как условие интериоризации указывает на речевые действия как на средства регуляции собственной деятельности.
Задание № 1 «Строим будущее вместе».
Цель: формирование умения принимать решения и отвечать за них, прислушиваться к мнениям других, анализировать их, менять свою точку зрения, если это необходимо.
Возраст: 10-15 лет.
Форма выполнения задания: фронтальная под руководством учителя.
Описание задания: учащимся предлагается объединиться в группы по 5-6 человек и создать проект, в котором каждый может обладать неограниченными возможностями, властью и финансированием. Группа ищет ответы на следующие вопросы: «Улучшение жизни человечества», «спасение окружающей среды от воздействия цивилизации». На выполнение задания дается определенное количество времени. В процессе занятия нужно уважать мнение собеседника. Если человек использует свой опыт, приводя какие-то примеры, необходимо дать ему возможность почувствовать, что он прав, стараться посмотреть на мир его глазами. Если кто-то не согласен с собеседником, так как считает, что у него есть лучшее решение этого вопроса, то надо постараться договориться, прийти к единому мнению.
Задание № 2 «Путешествуя по странам».
Цель: формирование умения критически мыслить и решать проблемы.
Возраст: 10-15 лет.
Форма выполнения задания: фронтальная под руководством учителя.
Описание задания: выполнение данного задания способствует пониманию духовных ценностей и культур различных национальностей. Ребята учатся влиять на образ мыслей своих одноклассников, оценивают важность многообразия идей и подходов к решению проблем, постепенно овладевают навыками эффективного взаимодействия. Класс делится на несколько команд, каждая из которых представляет выбранную ими определенную страну. В команде учащиеся получают отличную возможность высказывать различные мнения, участвовать в дискуссиях. Каждая команда старается показать особенность, самобытность той страны и того народа, который она представляет, отразить её неповторимость и своеобразие. Другие команды стараются понять причины именно таких условий жизни и особенности данной национальности. Каждое выступление команд рассматривается с нескольких позиций. Затем особенности каждой страны записываются в таблицу. Позже, когда таблицы каждой страны заполнены и ответы представителей стран выслушаны, участники пытаются найти те ценности, которые неизменны и не зависят от страны, от национальности. Следующий этап игры - дискуссия. Свобода самовыражения создаёт атмосферу, необходимую для успешных занятий. В результате ребята лучше узнают друг друга и себя.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. N373«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
Формирование личностных учебных действий (УУД)
во внеурочной деятельности
Макарова Л.И.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №21»
Одна из приоритетных задач начального образования - задача «научить учиться». Это значит, что школа должна научить детей способам учебной деятельности, которые обеспечивают успешный процесс обучения. Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных), обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня является фундаментом для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна научить соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, моральными нормами. Научить осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. В своем выступлении я бы хотела рассказать об одном из аспектов формирования личностных УУД, сущность которых заключается не только в готовности ребенка к обучению в школе, но и в осознании себя учеником. Ребенок должен научиться понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», эмоционально оценивать события. При этом ребенок учится выполнять разные социальные роли: ученик, одноклассник, пешеход, собеседник, гражданин и другие. Одним из эффективных методов формирования личностных УУД играют внеурочная деятельность и внеклассные мероприятия.
У младших школьников необходимо сформировать личностные универсальные учебные действия, включающие в себя три основных блока:
1 блок: самоопределение – сформированность внутренней позиции школьника – принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
т.е. положительное отношение к учению , к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
2 блок: смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю» и того «что я не знаю» и стремления к преодолению этого разрыва;
3 блок нравственно-этического оценивания – линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
Необходимо учить оценивать и объяснять простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью и к природе, отделять оценку поступка от оценки самого человека, стремление к красоте , готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Условием эффективного формирования личностных УУД является умение учителя видеть в ребенке различные стороны его личности – не только лишь недостатки, но также его положительные качества.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Отсюда возникает вопрос: Как сформировать личностные УУД во внеурочной деятельности и возможно ли это?
Для этого нужно:
Создание оптимальных условий для каждого обучающегося.
Предоставление детям права выбора.
Привитие навыков самоуправления (в третьем классе дети способны собрать спортивную команду, выбрать капитана, внести или не внести в список команды себя)
Обеспечение развития положительных качеств неуверенных в себе детей.
Эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявления творчества учащихся.
Привитие духовных традиций нашего народа – уважение к труду, творчество и созидание.
Приобщение детей к культуре. Наши традиционные провода масленицы, поздравления мальчикам от девочек, девочкам от мальчиков. Участие в общественной жизни школы.
Создание условий для формирования толерантности.
И как всякая деятельность, деятельность по формированию личностных УУД должна приносить плоды.
Каков же портрет ученика со сформированными личностными УУД.
1.Ученик осознаёт смысл учения и понимает личную ответственность за результат.
2.Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.
3.Ученик понимает, кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься.
4.У ребёнка развита рефлексия. Он уже понимает, что умеет, чего ещё нужно добиться и как.
5.У ребёнка сформирована мотивация.
6.Сформирована адекватная самооценка.
Одним из направлений внеурочной деятельности в нашей школе является -спортивно-оздоровительное. Сегодня одно из занятий программы клуба «Уроки здоровья», нам показала Мухина Ирина Анатольевна.
Тема занятия «Я-хозяин своего здоровья»
Цели: Сформировать представления о здоровом образе жизни.
Занятие состояло из нескольких этапов и на каждом из них Ирина Анатольевна развивала личностные УУД.
На первом этапе Смыслообразование - дети получили возможность оценивать в предложенных ситуациях конкретные поступки; объяснили, почему те или иные поступки оцениваются именно так; произошло развитие мотивации деятельности и личностного смысла учения. Они понимают чувства других людей и сопереживают им.
На втором этапе - Самоопределение, - дети получили возможность самостоятельно определять и объяснять смысл общих для всех людей правил поведения, гигиены; они приняли установку на здоровый образ жизни и обогатили свой жизненный опыт.
На третьем этапе ребята работали в группах. На этом этапе Ирина Анатольевна развивала сотрудничество со сверстниками и прививала навыки самоуправления. Ребята осознавали личную ответственность за результат деятельности.
Дети понимают роль здорового образа жизни и необходимость правильного питания; на этом этапе происходит развитие рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими; осознание себя, как субъекта, в целостном восприятии окружающего мира, умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровью.
Еще одно занятие общеинтеллектуального направления по курсу внеурочной деятельности «Юным умникам и умницам» нам показала Петрова Ольга Алексеевна.
Целью данного кружка является: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, формирование мыслительных операций, логического мышления, развития познавательного интереса.
Это занятие проводилось в виде игры «Хочу всё знать!» и на каждом этапе были поставлены личностные универсальные учебные действия.
На первом этапе -Самоопределение к деятельности Ольга Алексеевна формировала положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
На этапе актуализации знаний , а это был блиц – турнир, учитель хотел, чтобы дети определили границы собственного знания и незнания и проявили желание принять участие в игре.
Затем по теме занятия они работали в группах. На этом этапе Ольга Алексеевна развивала сотрудничество со сверстниками и прививала навыки самоуправления. Ребята осознавали личную ответственность за результат деятельности и связывали свои успехи с усилиями и трудолюбием.
На этапе итога занятия и рефлексии происходит развитие рефлексивной самооценки, умения анализировать свои действия и управлять ими; на протяжении всего занятия дети выражали положительное отношение к процессу познания: проявляли внимание, терпимость друг к другу, желание больше узнать.
Занятие этого же направления показала Новикова Светлана Петровна по курсу внеурочной деятельности «Наглядная геометрия»
Тема занятия: Геометрические фигуры.
Цель: продолжить работу с многоугольниками, закрепить знания о квадрате-подмножестве многоугольников, развивать внимание, воображение, речь, умение работать со схемой, воспитывать аккуратность и добросовестное отношение к работе.
На своем занятии Светлана Петровна так же на каждом этапе формировала личностные универсальные учебные действия.
На первом этапе занятия – формировала личностный смысл учения. Желание приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся.
На этапе сообщения темы занятия
На втором этапе развивала самостоятельность и личную ответственность при работе в парах. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор. При поддержке других участников группы и педагога.
На этапе итога занятия и рефлексии происходит развитие рефлексивной самооценки.
Еще одним из направлений внеурочной деятельности в нашей школе является –духовно-нравственное. Сегодня мы посмотрели занятие по курсу кружка «Азбука нравственности», которое нам показала Остапчук Анна Александровна.
Тема занятия «Добро творит чудеса!»
Цели:
способствовать эмоционально-эстетическому, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.
на примерах, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»;
воспитывать у детей положительные качества характера;
способствовать сплочению коллектива;
мотивировать детей на совершение добрых поступков;
воспитывать способность к совершению добрых дел во благо других людей;
учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
Анна Александровна на своем занятии формировала следующие Личностные Универсальные Учебные действия:
ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей ;
развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения;
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) ;
Формирование моральной самооценки;
проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, взаимопомощи.
На внеурочных занятиях нет оценок. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
И в заключении хочу сказать, что формирование личностных УУД являет собой только часть, пусть очень важную, но часть становления современного человека. И личностные УУД – это часть открытой системы, которая подчиняется запросам общества и влиянию времени. Может через некоторое время нам нужно будет пересмотреть эту позицию. Но на данный момент формирование личностных универсальных учебных действий – это необходимость, потребность современного общества.