» » Активизация познавательной деятельности учащихся. Познавательная активность учащихся Развитие познавательной активности учащихся

Активизация познавательной деятельности учащихся. Познавательная активность учащихся Развитие познавательной активности учащихся

Обзор материала

Учение, лишённое всякого интереса

и взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к

овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению –

гораздо более достойная задача,

чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Вопросы учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности обучающихся . Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний обучающихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных теоретических знаний от умения применить их на практике.

В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Активизация познавательной деятельности учащихся

В современном образовательном процессе на первый план выступает не просто овладение учащимися предметными знаниями, умениями и навыками, объём которых постоянно растёт, а сама личность ученика как активного деятеля, имеющего соответствующую структуру потребностно-мотивационной сферы. Именно характер потребностей, мотивов, интересов, лежащих в основе деятельности, определяет направление и содержание активности каждой личности. При этом вовлечённость в познавательную деятельность, активность, инициативность в ней, удовлетворённость собой и своим результатом обеспечивают переживание осмысленности, значимости происходящего, являются основой для дальнейшего самосовершенствования и самореализации человека.

Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку, учебно-познавательной деятельности или учении.

Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (обучения, освоения, содержания) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность , которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные учащиеся, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.

Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

Отстаивать свое мнение;

Принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

Ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

Рецензировать ответы товарищей;

Оценивать ответы и письменные работы товарищей;

Заниматься обучением отстающих;

Объяснять более слабым учащимся непонятный материал;

Самостоятельно выбирать посильное задание;

Находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

Создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

Решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо прежде всего стремится к продуктивному результату. При этом от учащегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности учащегося.

Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.

Все это требует применять такие формы и методы обучения, которые по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.

Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.

Активность как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место отводится мотивации учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, также как и выбор методов обучения, должны определятся с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы преподавателя, что бы активизировать деятельность учащихся.

В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно выделить:

Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими однокурсниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, проводимых в игровой форме.

Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор профессионального интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащегося. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

Учитывая перечисленные факторы, мастер может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный, это прежде всего у учащихся вызовет интерес к занятиям, учащиеся будут с радостью идти на занятия, так как предугадать мастера не возможно.

Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на обучающегося оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и профессиональный интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включится в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение.

Широкое использование в современной жизни обуславливает их активное внедрение в образование. Применение компьютеров на уроках значительно повышает интенсивность учебного процесса. Персональный компьютер является уникальным средством обучения благодаря своим функциональным возможностям. Использование современных компьютерных технологий в учебном процессе является необходимым условием модернизации образования.

Необходимо отметить, что этап активизации познавательной деятельности обучающихся в данном случае увеличивается . Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Проблемное обучение

В обучении активную роль играют учебные проблемы, сущность которых состоит в преодолении практических и теоретических препятствий в создании таких ситуаций в процессе учебной деятельности, которые приводят учащихся к индивидуальной поисково-исследовательской деятельности.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством мастера самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания, умения, навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностные качества. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача - направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания.

П роблемное обучение осуществляется в трех основных формах:

1. Проблемное изложение . Преподаватель ставит проблему и вскрывает пути её решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляя их следить за ходом движения мысли к истине, делает учащихся как бы соучастником научного поиска.

2. Частично–поисковая деятельность . Работа учащихся направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответов на отдельную часть проблемы.

3. Исследовательская деятельность . Самостоятельный поиск учеником решения проблемы.

Сущность проблемного обучения заключается в столкновении учащихся с учебными и производственными ситуациями и постановка их в этих ситуациях в положение «первооткрывателей», «исследователей».

При подготовке к уроку необходимо моделировать разные варианты отдельных моментов урока, направленных на оформление мысленной деятельности учащихся. В исследовании и формировании мышления особенно велико значение моделей-эталонов, пользуясь которыми мастер может прогнозировать различные ситуации, например, такие, как модель качества знаний в их взаимосвязи с уровнями и этапами мысленной деятельности. Они помогают при планировании целей и задач урока. Мастер, подготавливаясь к занятиям, обдумывает, какие возможности представляет учебный материал для развития мышления учащихся и как на этом уроке они могут быть реализованы. Например, сталкивая и сравнивая противоречивые мнения, мастер создает проблемную ситуацию. Возникает положительный мотивационный фон, это заставляет учащихся сравнивать, доказывать, отстаивать свою позицию.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую . Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.

Методические приемы создания проблемных ситуаций :

- подвести учащихся к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;

- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предложить учащимся рассмотреть явление с различных позиций (например, руководителя, секретаря, юриста);

- побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения);

- определить проблемные теоретические и практические задания;

- ставить проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения).

Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

- мастерство и личностный подход мастера производственного обучения, способные вызвать активную познавательную деятельность учащихся.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов мастера, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении закреплении, контроле. Создавая проблемную ситуацию мастер направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Деловая игра

Главная цель производственного обучения – практическое обучение учащихся профессиональному производительному труду, т.е. целесообразной деятельности человека по созданию материальных ценностей. Качественная профессиональная подготовка молодых специалистов в современных рыночных условиях является одним из важнейших факторов, обеспечивающих ускорение экономического развития страны.

Располагать знаниями – это еще не значит уметь их использовать. Разрыв между теорией и практикой возникает в силу того, что учебный процесс в основном ориентирован на накоплении информации. В связи с этим и необходимы активные методы обучения, которые бы давали возможность научить практической работе еще до того, как наступит реальная ситуация, научить такому опыту, который нельзя передать словами и который приобретается в процессе действия, участия, принятия решений, дискуссий.

Чтобы привлечь учащихся к работе, заинтересовать их, необходимо активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся. В решении задач по формированию личности, отвечающей требованиям сегодняшнего дня, помогают активные, нестандартные формы и методы проведения урока. Нестандартный, или инновационный, урок – это занятие, имеющее нетрадиционную, гибкую структуру и ориентированное, главным образом, на повышение интереса учащихся к обучению посредством новой формы организации их учебной деятельности.

По форме проведения можно выделить следующие группы нетрадиционных уроков:

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, интервью, репортаж;

- уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, дискуссия, телемост, диалог, «живая газета»;

- уроки-фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз;

- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, ученый совет.

В процессе подготовки специалистов, в том числе секретарей, эффективность обучения значительно повышается при использовании деловых игр. Игры позволяют внести разнообразие, влияют на развитие творческого потенциала обучающегося.

Существуют следующие виды игр:

а) Организационно – деятельностные.

Предусматривают коллективную мыслительную деятельность на основе развёртывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе их анализа. Обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения, учащиеся предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.

б) Ролевые игры.

Характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками её решения, т.е. это создание ситуации при которой участники берут на себя определённую роль.

в) Деловые игры.

Представляют собой имитационное моделирование реальной деятельности, например, профессиональной, политической, социальной, технической и т.д.

г) Познавательно – дидактические игры.

В них создают ситуации, включающие учащегося в необычную игровую ситуацию, в «проживание» ситуации.

Так что же такое игра? Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Наряду с трудом и ученьем игра – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игровая деятельность выполняет следующие функции:

- развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

Деловые игры в производственном обучении (игры учебно-производственного характера) – метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих и конкретных практических задач, максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры воспроизводят действия участников, стремящихся найти наиболее оптимальные пути решения производственно-технических, социально-экономических, управленческих проблем.

Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Использование игровых форм обучения позволяет существенно пересмотреть процедуру контроля знаний. Игровые ситуации вырабатывают у учащихся способность к критической оценке другого, действующего производства, умения находить решения по его совершенствованию и являются стимулом активизации самостоятельной работы учащихся по приобретению профессиональных знаний, умений, навыков. И в этой связи следует не забывать о том, что очень важно мастеру производственного обучения в процессе игры помогать общению между учащимися.

Мастер производственного обучения является организатором игровых ситуаций, и тут должны проявляться его организаторское мастерство и способность уметь направлять игру в нужное русло, придав ей азарт, интерес и помочь учащимся правильно разрешить сиюминутную ситуацию. Игровой темп также зависит от мастера. Он должен уметь четко и понятно изложить условия игры, организовать быструю раздачу игрового оснащения.

Для меня наиболее интересно проводить различные конкурсы между учащимися, разделенными на команды. Работая в команде, каждый учащийся чувствует ответственность за выполнение своей работы, т.к. при подсчете баллов учитывается результат каждого члена команды. Учащиеся стараются выразить себя, показать свою манеру мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Уроки-соревнования помогают развивать внимание, память, речь, мышление; позволяют сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развивают творческие способности, умение находить оптимальные решения; развивать мотивацию учебной деятельности. При проведении соревнований у учащихся происходит формирование определенных подходов к выполнению заданий; воспитывается самостоятельность, воля к победе; происходит воспитание сотрудничества, общительности, коммуникабельности, умение работать в команде, уважение к сопернику.

Известно, что любому соревнованию присущи элементы состязательности, поэтому необходимо уметь правильно развивать и поддерживать дух соревнований. Это во многом определяет результат игры, которая должна быть направлена на коллективное, а не на индивидуальное соревнование.

Использование информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательной деятельности учащихся

Применение новейших средств информационно-коммуникационных технологий в образовании приобретают в настоящее время всё большую актуальность. Данные технологии обладают большим спектром возможностей, позволяющих стимулировать познавательный интерес учащихся, а, значит, повысить эффективность процесса обучения.

Таким образом, практический опыт по реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения является востребованным и перспективным.

ИКТ определяются как «совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей».

Современные информационные средства играют роль каналов передачи обучаемым мыслей, чувств, эмоций их создателей и служат обучаемым каналами презентаций собственных суждений, реализации продуктов своей созидательной деятельности.

Работая в дидактической информационной среде, ученик заинтересован не только в конечных результатах деятельности, но и в самой деятельности. Высшая форма развития познавательного интереса при обучении с использованием электронных средств обучения - это интерес к продуктивной деятельности, самостоятельному творчеству. Такой интерес формируется целенаправленно в совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса.

Выделяются следующие возможности ИКТ, способствующие развитию познавательного интереса учащихся:

Психофизиологически ориентированное обучение, при котором ИКТ обеспечивают множественные каналы подачи информации и создают условия, способствующие её восприятию и запоминанию;

- наглядное представление различного рода процессов, явлений, событий, зависимостей, теоретических понятий;

Моделирование с помощью ИКТ позволяет изучать объект или явление в различных условиях, с разных точек зрения, воздействуя на все органы чувств человека и формируя красочный, объёмный образ изучаемого объекта, ассоциативные связи, способствующие лучшему усвоению материала;

Возможность повысить степень учёта эргономических требований к учебным материалам: можно выбрать размер, тип шрифта, разместить в тексте не только рисунки, но и звуковые фрагменты, видео;

Интерактивность;

Личностно-ориентированное обучение: учащийся может пересоздавать любой текст из сети, отбирая нужные аргументы, выстраивая их в определённую логику доказательности, отражающую его собственную точку зрения, образ его мыслей;

Ориентация на индивидуализацию обучения в условиях коллективной деятельности;

Оптимальный темп обучения, контроль и корректировка хода усвоения учащимися учебного материала. Результат работы виден непосредственно на уроке, ученик получает возможность реализовать собственные методы и приёмы работы;

Воспитательные возможности: приучают к аккуратности, вниманию, чёткости, развивают умение планировать свою деятельность, принимать ответственные решения;

Ориентация на познавательные мотивы обучаемых (в отличие от традиционной мотивации достижения);

Позволяет концентрировать внимание на усвоении наиболее сложных тем и понятий.

Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда в нем есть действительная необходимость.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин "мультимедиа" означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными.

Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

- образовательный аспект : восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения;

- развивающий аспект : развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся;

- воспитательный аспект : воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Работа в компьютерной сети, приводит к расширению контактов, возможностей обмена социокультурными ценностями, развитию процессов воображения, интенсивному изучению иностранных языков, преодолению коммуникативного дефицита, обмена ситуативными эмоциональными состояниями и ряду других позитивных эффектов.

Другим примером применения компьютера является контроль полученных знаний. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:

Быстрое получение результатов;

Объективность в оценке знаний; - развивать творческий подход к окружающему миру,

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, новые информационные технологии , применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся , что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Заключение

На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение , которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

Методы активизации познавательной деятельности : вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес); выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

Скачать материал

Педагогическая статья на тему: «Формирование познавательной активности младших школьников».


Проблема формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения является одной из важнейших в современной педагогической науке, т.к. от ее разрешения во многом зависит повышение качества обучения, мотивация обучающихся к достижению учебных и творческих результатов. Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает как часть общей проблемы воспитания и развития. Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение к жизни. Познавательная активность – это активная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности (И.В.Метельский). Познавательная активность – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями (Г.И.Щукина).
Уровни познавательной активности учащихся.



Нулевой уровень – учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога.

Низкий уровень – воспроизводящая активность.
Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствием вопросов типа: «Почему?»
Средний уровень – интерпретирующая активность.
Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Высокий уровень – творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
В основе структуры общего интеллектуального развития детей младшего школьного возраста можно выделить определенные принципы успешной реализации познавательной активности:
- принцип субъектности - максимальное содействие педагога развитию способности ребенка к осознанию собственного «Я» во взаимоотношении с другими субъектами сообщества и миром в целом;
- принцип самостоятельности, обусловленный формой активного отношения к изучаемому материалу. Познавательная самостоятельность младшего школьника представляет собой комплекс следующих качеств: интерес к познавательной деятельности, эмоционально-волевая направленность, развитость познавательной деятельности, умение анализировать и корректировать работу, умение использовать имеющиеся знания и умения в новой ситуации, умение найти дополнительную информацию и т.д.;
- принцип креативности, помогающий не только активному восприятию учащимися учебного материала в процессе его изложения учителем, но и его творческому преображению.
- принцип ориентации на самореализацию, включающий обеспечение психологического комфорта на уроке; создание диалоговых отношений учитель-ученик; опора на личный опыт обучаемых как одного из источников активизации познавательной деятельности; индивидуализация и дифференциация обучения; учет эмоций и ценностных ориентаций учеников; постоянное стимулирование познавательной активности и творческой самостоятельности и др.
- принцип педагогической поддержки - особая система педагогической деятельности, раскрывающей индивидуальный потенциал каждого школьника как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
У младших школьников формированию и развитию познавательной активности благоприятствуют следующие условия: разнообразие, эмоциональность, яркость учебного материала, его посильность и целесообразность, связь с ранее усвоенными знаниями, частая проверка и оценка работы школьников, их вовлечение в процесс самостоятельного поиска, решение задач проблемного характера и др.
Под познавательной активностью традиционно понимаются все виды активного отношения к учению как к познанию; наличие значимости для ребенка учения как познания; все виды познавательных мотивов (стремление к новым знаниям, средствам их приобретения, влечение к самообразованию); реализующие эти познавательные мотивы и обслуживающие их эмоции цели.
Изучив проблему активизации познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе на основании теоретических фактов и результатов их применения на практике, мы убедились в том,что данная проблема является актуальной в современной школе. Наиболее эффективными путями и средствами по развитию познавательной активности являются занимательные упражнения. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.
Познавательная активность направлена не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. познавательная активность – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. При учете педагогом типа темперамента у школьника более развивается познавательная активность и, как следствие происходит более продуктивное усвоение материала.

Развитие познавательной активности учащихся

Повышение качества знаний учащихся - одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Для успешного овладения учащимися знаниями, умениями и навыками необходимо повышать уровень активности ученика в процессе обучения.

Еще Я. А. Коменский писал: «...всеми возможными способами нужно воспламенить в детях горячее стремление к знанию и учению». К. Д. Ушинский предостерегал, что «учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не пойдет». Что же подразумевается под активностью учащихся? Т.И Шамова даёт следующее определение: «Познавательная активность - это качество деятельности личности, которое проявляется в отношении ученика к содержанию и процессу деятельности, в стремлении его к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей».

Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. По мнению С.Л.Рубинштейна, познавательные способности детей могут развиваться только в том случае, если знания будут активно добываться самим учеником, а не будут даваться в готовом виде.

Конечной целью провозглашается развитие познавательной активности младших школьников, приоритет личности ученика.

Основные направления развития познавательной активности младших школьников нашли отражение в концепциях и теориях 60-80-х годов XX век:

  1. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина - Н.Ф.Талызиной (характеризует умственное развитие младших школьников и ориентирует их на инвариант (неизменную часть) системы, что способствует самостоятельному анализу, решению задач самим учеником, минуя при этом изучение каждого элемента системы)
  2. Концепция развивающего обучения Л.В.Занкова (направлена на ранее интенсифицированное общее психологическое развитие личности)
  3. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова (направлена на развитие теоретического сознания и мышления)
  4. Образовательная система И.С.Якиманской (направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью)

Основными характеристиками познавательной активности являются:

  1. естественное стремление школьника к познанию;
  2. положительное отношение к учебе;
  3. активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата.

Большинство современных психолого-педагогических концепций рассматривают активность как многоуровневое явление. Выделяют следующие уровни познавательной активности учащихся.

  1. Воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

  1. Интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

  1. Творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.

Управлять познавательной деятельностью учащихся позволяют следующие

приемы :

  1. На этапе восприятия изучаемого материала:

а ) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;

б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;

в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;

г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его ценностью

2. На этапе усвоения изучаемого материала.

а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.

б) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.

3. На этапе воспроизведения полученных знаний.

Прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.

Способы и условия, способствующие развитию познавательной

активности младшего школьника на уроках:

Обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться.

Исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

Комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия

Обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;

Обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

Эмоциональная насыщенность занятия, создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников.

Стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

На каждом занятие ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

Организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;

Занятия целесообразно строить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения.

В настоящее время в школах целесообразно применять ряд активных методов обучения, активизирующих деятельность обучаемых. Среди них выделяют следующие:

1. Проблемное обучение (проблемный метод)

2. Игровые формы обучения (игровой метод)

3. Дискуссия (метод дискуссии)

  1. Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности.

Возникновение проблемных ситуаций и поисковой деятельности учащихся на занятиях возможно не в любой ситуации. Оно, как правило, возможно в таких видах учебно-познавательной деятельности учащихся, как: решение готовых нетиповых заданий; составление заданий и их выполнение; логический анализ текста; ученическое исследование; сочинение и др. Поэтому создание преподавателем цепи проблемных ситуаций в различных видах учебной деятельности учащихся и управление их мыслительной (поисковой) деятельностью по усвоению новых знаний путем самостоятельного (или коллективного) решения учебных проблем составляет сущность проблемного обучения. Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями.

1. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения.

2. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала.

3. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

  1. Игровой метод обучения

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве ее средства;
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  1. Дискуссия как метод активного обучения

Дискуссия - это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций.

Принципами организации дискуссии являются содействие возникновению альтернативных мнений, путей решения проблемы, конструктивность критики, обеспечение психологической защищенности участников.

Чтобы дискуссия была эффективной, участникам необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, или полученные ранее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала занятия, или опирающиеся на информацию, изложенную во время занятий.

Преимущества дискуссий:

  1. дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний;
  2. может иметь гораздо более долгосрочный эффект, особенно в случаях, когда обсуждаемый материал идет вразрез с установками некоторых членов группы либо включает неприятные или спорные вопросы;
  3. активное, заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, может заставить ребёнка задуматься, изменить или пересмотреть свои установки;
  4. во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся.
  5. активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе;
  6. дискуссия обеспечивает видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые вопросы, и не требует применения более формальных методов оценки; она также предоставляет членам группы шанс проверить свои убеждения и установки, подвергая их испытанию.

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Каждый тип вопросов играет важную роль в дискуссии, и каждый имеет свои особенности. Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позицию выступающего, направить обсуждение в нужном направлении, активизировать внимание.

Итак, отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой, эмоциональной установки на обучение в процессе коллективного творческого труда.

Выводы:

  1. Эффективное развитие творческой познавательной активности учащихся обеспечивается их совместной с учителем деятельностью в ходе учебного процесса.
  2. Активизация учебного процесса предполагает участие всех учащихся в процессе обучения, который должен быть мотивированным и достаточно интересным.
  3. Активные методы обучения позволяют усилить процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний. Среди них выделяют проблемный метод, игровой метод, метод дискуссии.
  4. На уроках с использованием активных методов учащийся становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Овладев этими приемами, учащиеся становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний, применения этих знаний в жизни.

Литература:

  1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов-на-Дону, 2000.- 505 с.
  2. Ильина Т. А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед.ин- тов.- М.: Просвещение, 1984
  3. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2001. - 85 с.
  4. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Воронеж, 1998. - 226 с.
  5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.
  6. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К - М.: Просвещение, 1988.
  7. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. “ Педагогика и методика нач. классов”/С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др.; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина,- 2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1986.-336 с.
«Формирование познавательной активности учащихся на уроках».

Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Познавательная активность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому, работая над её формированием и развитием у учащихся, мною были изучены и проанализированы условия, способствующие её развитию и активизации у младшего школьника:

Обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться;

Исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

Комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;

Обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;

Обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

Эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога (создание доброжелательного и эмоционального фона в работе педагога и учеников; положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность);

Стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

На каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии) для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

Организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.

Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.


Технологии, используемые в работе:
- технология проблемного обучения;
- игровая технология;
- ИКТ;
- здоровьесберегающие технологии.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- проблемное изложение;
- поисковый
- метод проекта.
Формы работы:
- общеклассная;
- парная;
- индивидуальная.
Средства деятельности:
- словари и энциклопедии;
- технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
- раздаточный и дидактический материал;
- печатные пособия;
- икт презентации.

Проблема развития познавательной активности в различных аспектах рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Она нашла свое отражение в трудах Б.В.Ананьева, А.Л.Леонтьева, Л.И.Божович, Г.И.Щукиной, Н.Г.Морозовой, В.А.Крутецкого.

Наиболее полное освещение имеющиеся подходы к проблеме формирования познавательной активности получили в трудах Г.И.Щукиной, где проблема исследовалась в общедидактическом масштабе, и Шамовой Т.И.

В трудах ученых-педагогов была рассмотрена структура познавательной деятельности школьника, ее функции, методы и приемы активации, критерии и уровни познавательной активности и самостоятельности.

С целью развития познавательной активности младшего школьника можно использовать средства.

1.Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы учащихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование индивидуальной, парной, фронтальной форм обучения

2. Игровая технология. Ведь переход от игровой деятельности, к учебной происходит очень болезненно. Детям тяжело сконцентрировать свое внимание, у них еще нет целенаправленной деятельности к учению, а утомляемость повышается. В своей практике использую разнообразные предметные дидактические игры: например, «Рассели животных в домики», «Чьи детёныши?», «Рыболов», «Веселый счет», «Какое слово лишнее?», “Цепочка слов”, «Назови одним словом»,

Для развития познавательного интереса у учащихся можно использовать занимательный материал: загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, задачи в стихах, головоломки, задания на сообразительность, логику. Дети с удовольствием решают эти творческие задания. Расширяется кругозор, развивается и обогащается речь детей.

3. Современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения считаю использование Информационно - коммуникационных технологий. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний учащимися, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения учащихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. В результате на уроках я использую разные формы применения ИКТ:· презентации;· тренажёры;· физминутки;· тесты;· развивающие игры ;· музыкальное сопровождение уроков;· использование возможностей Интернет сообществ;

4. Помимо информационно-коммуникационных технологий на каждом своем уроке не забываю применять элементы здоровьесберегающих технологий: это снижение нагрузок на уроках, дозированные домашние задания, физкультминутки, смена позиций учащихся, динамические паузы, беседы и КВН на валеологические темы.

5. Ещё одним современным и развивающим средством познавательной активности считаю коллективные способы обучения. КСО - такая организация учебного процесса, при котором обучение осуществляется путем общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого. Активное взаимодействие учащихся с учителем и друг с другом облегчает усвоение материала.

Проблема развития познавательной активности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Так, например, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Вклад в её изучение внесли: П. Я.Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А.Венгер, Д. Б.Эльконин, В. В.Давыдов и др. Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л. В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников. Идея заключается в развитии познавательной активности учащихся на уроках средствами развивающих упражнений, использованием игровых моментов. Вовлечение в активную работу всех учащихся происходит путём развития познавательных функций. Методы и приёмы обучения, средства, которые развивают познавательный интерес у учащихся с отклонениями в умственном развитии на уроке и во внеурочной деятельности:

Принцип преемственности;

Работа в парах;

Использование задач практического содержания;

Проблемное обучение

Дифференцированный подход;

Использование занимательного материала;

Дидактические игры;

Использование ИКТ;

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

Игровая деятельность;

Создание положительных эмоциональных ситуаций;

Проблемное обучение.

Развитие познавательной активности учащихся – важная задача учителя.

Винницкая Тамара Григорьевна,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ№5,

Ноябрьск, ЯНАО

Проблема познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок учился с охотой и желанием?». Каждая эпоха в силу своих социокультурных особенностей предлагала свой путь решения. В русле современных решений этой проблемы выделяется уровневый подход к обучению.

Познавательную активность как педагогическое явление я рассматриваю как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой – результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом конечный результат усилия педагога заключается в формировании и становлении собственной активности (учебной, познавательной, творческой, социальной и т.д.) учащегося.

Не секрет, что для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Однако учителю нужно работать с тем школьником, который пассивно принимает знания, и с таким, который «включается» в учебный процесс время от времени в зависимости от учебной ситуации, и тем, для кого активная позиция в учебном процессе стала привычкой.

Опытный учитель с первых же уроков в новом классе может мысленно разделить учащихся по степени познавательной активности. Но существуют и объективные показатели уровня познавательной активности. К ним относятся: стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д.

Все это даёт возможность выделить следующие уровни проявления активности: 1) нулевой, 2) относительно-активный, 3) исполнительно-активный, 4) творческий.
Степень проявления активности учащегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя, воспитателя и педагога помочь учащемуся перейти с нулевого уровня на относительно- активный и далее – на исполнительно-активный. И во многом от педагога зависит, дойдет ли воспитанник до творческого уровня или предпочтет отсидеться на «Камчатке».

I. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня познавательной активности направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости – отсутствие страха – чувство уверенности – ожидание встречи с данным педагогом – ожидание уроков, которые ведёт этот учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень.

II. Для учащихся с относительно-активным уровнем познавательной активности характерна заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой (содержанием) урока или необычными приёмами преподавания. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но и не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями.
Необходимо отметить, что этим учащимся зачастую присуща торопливость. Поэтому они нуждаются в умении использовать план ответа, рисунки-подсказки (шпаргалки), таблицы, опираться на опорные сигналы, создавать алгоритмы того или иного учебного действия и пр. Причем учащиеся охотнее пользуются теми схемами, которые они делали сами (или совместно с педагогом).

III. Учащиеся с исполнительно-активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает им педагог. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно. Главные достоинства этих учащихся – в стабильности и постоянстве.

Однако у этих учащихся есть свои проблемы. Их называют «зубрилками» за усидчивость и за прилежание. Многим кажется, что детям с активным познавательным уровнем учеба дается легко. Также кажущаяся лёгкость – результат более ранних усилий ученика: умение сосредотачиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант, а при необходимости повторять всю эту цепочку. В эту группу входят и те, кто мыслит «инсайтами», озарениями.

Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна.

IV. Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, отличается от всего вышесказанного.
Общеизвестно, что особые способности или одаренность, зависят от врожденных задатков. Проблема состоит не только в том, чтобы выделить этих способных учащихся (кстати, психологи утверждают, что на этот случай так и не создано универсальной методики), но и в том, чтобы помочь остальным ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее и не подозревали. Поэтому педагогическая работа с этими учащимися ориентирована на специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность учащихся в целом.

Созданию творческой атмосферы на уроке помогают специальные педагогические приемы. Важным приемом (и одновременно условием) творческой деятельности является создание чувства удивления, новизны, а также готовности принять нестандартный вопрос, нестандартное решение.
Чтобы заинтересовать учащихся, я использую на уроках русского языка занимательный материал из книг В. Волиной «Веселая грамматика», Т.Ю. Угроватовой «Подсказки на каждый день», С.М. Бондаренко «Секреты орфографии», из журналов «Русский язык в школе». Задания носят игровой, творческий характер. Грамматические сказки, веселые стихи, загадки, головоломки помогают научить детей любить и чувствовать родной язык.

Я заметила, что грамматические сказки, например, интересно слушать как ученикам первых, так и четвёртых классов. Рассказывала такие сказки, как «Глагол – часть страны Речь», «Как причастия появились», «Как причастия с прилагательными подружились», «Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях» и многие другие.
Прослушав эти сказки, ребята захотели написать свои.

Очень любят ученики составлять кроссворды и по русскому языку, и литературному чтению, и окружающему миру, с удовольствием участвуют в КВН, увлекаются инсценированием рассказов, басен, сказок на уроках литературного чтения.

В этих мероприятиях принимают участие все ученики без исключения, всем находится дело.

Те, у кого знания слабее, учатся у товарищей, а сильные ученики, окрыленные успехом, с еще большим удовольствием роются в словарях, читают дополнительную литературу, создают презентации, активно пользуются интернетом, пополняя свои знания.

Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным.

Когда учиться интересно, легко учиться, хочется учиться, радостно учиться. А счастливого ребенка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал, растить творца.