пути его становления.
“Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации и профессиональной деятельности”.
К таким важным свойствам относятся
1)гуманистическая направленность деятельности личности учителя;
2) профессиональные знания;
3) педагогические способности;
4) педагогическая техника”.
Итак, мастерство зависит от свойств личности педагога, но проявляется оно в практической деятельности.
Педагогическое мастерство – это выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках.
Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов.
Главное в педагогическом мастерстве – эффективное применение психолого-педагогической теории, использование передового опыта, искусное использование различных методик, которые способствуют достижению высоких результатов в обучении и воспитании.
Педагогическое мастерство немыслимо без выработки речевой культуры, мимики, жестов. Приятный, хорошо поставленный тембр голоса, строгая логика и аргументированность суждений, включение в объяснение ярких примеров и фактов, выделение с помощью интонации главных положений все это слагаемые педагогического мастерства.
Педагогическое мастерство во многом связано с педагогической интуицией учителя и с проявлением им определенного такта в разрешении внезапно возникающих конфликтных ситуаций.
Если педагогическая умелость должна охватывать все стороны деятельности учителя, то мастерство вначале проявляется в отдельных видах: одни мастерски проводят уроки, но слабы во внекласной воспитательной работе, другие интересно ведут воспитательную работу, но с меньшим успехом учебные занятия.
Процесс выработки педагогического мастерства длителен, сопряжен с многогранной работой учителя и требует большого упорства и настойчивости.
Педагогическое мастерство- следующая ступень профессионального роста и совершенствования учителя.
Педагогическое творчество – всегда поиск и нахождение нового.
Уровни творчества:
1.Творчество в широком понимании – открытие нового для себя, т.е. обнаружение учителем вариативных нестандартных способов решения пед. задач (они уже известны и описаны, но учитель их открывает для себя).
Учитель переходит от алгоритмов, стереотипов к новому.
Примеры этого уровня творчества:
Выбор оптимального решения из веера возможных;
Использование нового приема в новых изменившихся условиях в ходе импровизации на уроке;
Объяснение причин неудач школьника в себе самом и др. Этот уровень доступен каждому.
2.Творчество в узком понимании – открытие нового для себя и для других – новаторство.
Педагогическое новаторство - высший уровень профессиональной деятельности учителя.
“Новаторство – новое в созидательной деятельности людей”.
Педагогическое новаторство включает в себя выдвижение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения, которые меняют существующий взгляд на имеющийся педагогический опыт.
В отличие от мастерства и творчества, которые могут охватывать довольно широкую сферу деятельности, новаторство чаще относится к решению отдельных узловых проблем. Но решение этих проблем оказывает влияние на всю систему обучения и воспитания.
Компоненты педагогического мастерства:
1. Гуманистическая направленность личности учителя.
Что составляет направленность личности? (Идеалы, интересы, ценностные ориентиры).
Личность учителя, ее ценностные ориентиры, смыслы, идеалы определяют сущность педагогической деятельности и общения: ради чего трудится учитель, какие он ставит цели и задачи, какие выбирает способы и средства достижения целей и решения задач. Личность является центральным фактором в труде учителя.
Свойства личности: педагогические способности, характер и его черты, психические процессы и состояния личности, педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, креативность.
Направленность личности определяет систему базовых отношений человека к миру и самому себе, создает устойчивость личности, является основой профессионализма и нравственности.
Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, ориентация на развитие личности ученика.
Направленность личности учителя проявляется во всей его профессиональной деятельности и в отдельных педагогических ситуациях.
Гуманистическая направленность личности проявляется в потребности учителя заниматься педагогической деятельностью, видеть ее результаты, адекватно их оценивать, в преданности педагогической профессии, в уважении к личности ученика.
Профессионально-педагогическая направленность личности будущего учителя формируется всем укладом жизни педагогического учебного заведения, морально-психологическим климатом в преподавательской и студенческой среде.
2.Профессиональные знания. В основе направленности учителя – мастера две страсти – увлеченность предметом и потребность в общении с детьми. Фундаментальная основа мастерства – профессиональные знания.
Важной особенностью профессионализма является умение синтезировать эти науки: стержень синтеза - решение пед.задач; анализ пед. ситуаций.
Решение каждой отдельной пед. ситуации – активизирует всю систему знаний учителя, которые проявляются как единое целое.
Профессиональные знания учителя должны формироваться сразу на нескольких уровнях:
1. Методологическом (знание закономерностей развития)
2. Теоретическом (законы, принципы пед. и психологической формы деятельности)
3. Методическом (конструирование учебно–воспитательного процесса)
4. Технологическом (решение пед. задач в конкретных условиях)
Но пед. мастерство не всегда приобретается с ростом профессиональных знаний. (Студент – отличник не всегда хороший учитель). Важны способности к педагогической деятельности.
К свойствам личности учителя относят педагогические способности, характер и психические состояния, уровень развития отдельных психических функций (воля, интеллект, речь и др.). Способности обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности. Они обеспечивают скорость совершенствования учителя.
Выделяют 2 группы педагогических способностей :
1.Перцептивно – рефлексивные (перцепция – восприятие) способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя. (профессиональная зоркость, пед. интуиция, эмпатия, рефлексия).
2.Проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.
Ведущие способности без которых учитель как мастер не состоится.
1.Коммуникативность (общительность, доброжелательность).
2.Перцептивные способности (профессиональная зоркость, пед. интуиция, эмпатия, рефлексия).
3.Динамизм личности (волевое воздействие, логическое убеждение, стабильность, способность к убеждению, внушению).
4.Эмоциональная устойчивость (способность владеть собой).
5.Оптимистическое прогнозирование.
6.Креативность (способность к творчеству)
Проверку своих способностей следует начать с коммуникативности. Такой способностью владеет каждый человек, но выражена она по-разному. Для учителя низкий уровень коммуникативности создает преграды, препятствует взаимодействию с учащимися, их родителями, коллективом.
Педагогическая техника
Форма организации поведения учителя.
2 группы умений.
а) техника управления собой: самоконтроль, саморегуляция, самокоррекция (владение телом, речью, эмоциями)
б) умение взаимодействовать в процессе решения пед. задач (дидактические, организаторские) техника контактности. Умение находить оптимальные решения в стандартных и нестандартных пед. ситуациях.
Все четыре элемента в системе педагогического мастерства взаимосвязаны, им свойственно саморазвитие.
Когда можно говорить о мастерстве?
Принято выделять следующие этапы профессионального становления учителя
1.педагогическая умелость.
2.Педагогическое мастерство.
3.Педагогическое творчество.
уровни: а) творчество
Б) новаторство
Выделим самую простую из характеристик, которая по отношению к другим выступает как базовая.
Педагогическая умелость.
Один учитель умеет вести педагогическую работу. Другой же испытывает большие затруднения. Допускает ошибки во взаимоотношениях с учащимися. Ведет обучение на низком профессиональном уровне, т.е. у него недостает необходимой умелости.
Педагогическая умелость – достаточно хорошее владение учителем системой важнейших обучающих и воспитывающих и развивающих умений и навыков, которые в единстве позволяют осуществлять учебно-воспитательную деятельность на грамотном профессиональном уровне.
Педагогическая умелость – это основа профессионализма учителя, без которой невозможно работать в школе.
Она базируется на достойной теоретической и практической подготовке, которая закладывается в учебном заведении и продолжает совершенствоваться в школе.
Учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, уметь сознавать проблемные ситуации, поддерживать внимание и дисциплину учащихся, сочетать различные приемы проверки оценки знаний.
Воспитание ученического коллектива начинается не с призывов и нравоучений, и с организации ярких и увлекательных практических дел. Поэтому важно владеть приемами организации трудовой деятельности, культурно-массовых мероприятий, индивидуальной работы, работы с родителями.
Система этих знаний, умений и навыков определяется курсами психологии, педагогики и частных методик.
Владение этой системой знаний, умений и навыков дает возможность говорить о педагогической умелости.
Педагогическое мастерство и творчество педагога. Опыт творческой деятельности студента – воспитателя. Проблема новаторства в дошкольном воспитании.
Творчество есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Она захватывает не только зрение и слух, но и все пять чувств человека. Она захватывает, кроме того, и тело, и мысль, и ум, и волю, и чувство, и память, и воображение. Вся духовная и физическая природа должна быть устремлена на творчество. К.С. Станиславский
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что многие ученые считают её «проблемой века», и решение её лежит в целом ряде областей, в том числе и в образовательной, т. е. в современной школе. В этой ситуации на первый план выдвигается личность педагога, ведущей профессиональной характеристикой которого является способность к творчеству. Именно педагогическое творчество учителя способно решать проблему функционирования любого общеобразовательного учреждения, удовлетворять потребность общества в высококвалифицированных специалистах, способных эффективно решать поставленные перед ними задачи, нестандартно реагировать на изменения современного техногенного общества.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создаётся совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний. Процесс постоянного творчества - это педагогическая деятельность. В наборе педагогических способностей следует особо выделить «дар слова», который, по выражению методиста-словесника XIX в. В.П. Острогорского, состоит в способности говорить не только связно, плавно и ясно, но красиво и увлекательно. В специальной литературе рассматриваются обычно три самостоятельные сферы речевого искусства: сценическая речь, ораторское мастерство и речь как инструмент педагогического общения. В практике учебно-воспитательной работы эти виды речевой деятельности зачастую выступают в комплексе.
Кроме общепедагогических способностей и умений, работник образовательного учреждения должен владеть разнообразными приемами и средствами личного аудиовизуального воздействия на воспитанников, которые принято объединять термином «педагогическая техника». Предметом особой заботы учителя является главный инструмент общения - голос, который должен быть выразительным, звучным, привлекать внимание, но не раздражать, звать к действию, а не убаюкивать. Экспериментально доказано, что информация, переданная низким голосом, лучше запоминается.
Другим существенным элементом педагогической техники служит мимика - своеобразное искусство выражать мысли, чувства, настроения и состояния движениями мускулов лица. Сочетание этих движений с выразительностью взгляда содействует установлению живого контакта с воспитанниками.
Академик В.А. Энгельгард писал: «…что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной, физиологической потребности, результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно, как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки». И действительно, что человек в любой, даже самый, казалось бы, далекий от творчества труд, не осознавая того сам, вносит элементы творчества. Существует также несколько видов педагогического творчества:
Педагогическое творчество
Моральное- деятельность в сфере морально-этических отношений студентов и педагогов с использованием неповторимых, оригинальных подходов, дающая качественно новый результат. Наибольший эффект дает при проектировании педагогических ситуаций. Моральное творчество - это искусство создания высоконравственных, доброжелательных отношений педагога со студентами.
Дидактическое - деятельность в сфере обучения по изобретению различных способов отбора и структурирования учебного материала, методов его передачи и усвоения студентами. Оно безгранично -комбинирование действий студентами, изобретение новых приемов, использование взаимопереходов, дополнений, фоновой музыки, самооценки, справочных устройств в учебных целях, игровых автоматов, оценка знаний родителями.
Технологическое- деятельность в области педагогической технологии и проектирования, когда осуществляется поиск и создание новых педагогических систем, педагогических процессов и учебных педагогических ситуаций, способствующих повышению результативности обучения студентов. Это самый сложный вид педагогического творчества
Организаторское - творчество в сфере управления и организаторской деятельности по созданию новых способов планирования, контроля, расстановки сил, мобилизации ресурсов, связи со средой, взаимодействия студентов и педагогов и т. д. Оно обеспечивает рациональное использование всех факторов, способствующих достижению цели более экономичным путем.
Проблемы дошкольного образования волнуют сегодня всех, кто искренне верит в свою профессию воспитателя, кто хочет видеть в будущем нашей страны достойных граждан, культурных и образованных. Будущее нашей страны - это наши дети. От того, в чьи руки попадут малыши в первые годы своей жизни, зависит их будущее.
Мне кажется, что все проблемы дошкольного образования начинаются с неправильного отношения общества, правительства, Министерства образования, всех органов управления образованием на местах к дошкольному детству. Все как будто специально забыли, что Личность формируется до пяти лет и что, если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста в детском саду, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.
Мы привыкли любую значимость расценивать с позиции финансов. Сколько же вкладывается в дошкольное детство? Воспитатель с высшим образованием, начинающий, т.е. не имеющий стажа работы, получает 360 руб. в месяц. Разве можно удержать молодого, талантливого, творческого и ищущего специалиста на таком заработке?! Конечно, нет. И коммерческие структуры переманивают их к себе. В детских садах в основном работают стажисты, дорабатывающие до педагогической пенсии или до пенсии по возрасту. Это хорошие воспитатели, но ведь любое дело требует вливания свежих сил, энергии, активности. Кадровая политика - это очень серьезная и больная проблема дошкольного образования.
Если посмотреть дальше на финансовое обеспечение дошкольного учреждения, то мы увидим, что уже давным-давно не выделяются средства на приобретение игрушек, дидактического и развивающего материала, обновление мебели, ремонт зданий, особенно кровли и санитарной техники. Самые новые здания ДОУ стоят уже минимум 10 лет, а остальные - еще более. На питание детей в ДОУ в день уходит сейчас минимум 8-10 руб., что не может обеспечить полноценного рациона, поэтому постоянно растет родительская плата за пребывание ребенка в детском дошкольном учреждении. В последний раз она выросла в 2 раза. Это вызывает отток детей из дошкольных учреждений, сокращение групп и т.д. Ребенок остается дома, часто без присмотра, он не получает необходимого воспитательного воздействия, затормаживается в развитии. Так что, вторая серьезная проблема, на мой взгляд, - это недостаточное, во многом плачевное, финансирование дошкольных учреждений.
Если говорить о проблемах содержательного плана работы ДОУ, то здесь на первый план выходит вопрос приоритетности задач: воспитывать или обучать, подготавливая ребенка к школе? Сегодня многие детские сады под давлением родителей, которые хотят, чтобы их дети поступали в гимназии или лицеи, превратились в мини-школы. Сместились акценты: детям стали давать конкретные знания, а не воспитывать интерес к познанию. Это приводит к серьезным последствиям: ребенок не хочет учиться, идти в школу или учится, но за оценку, за похвалу или в угоду родителям. Дошкольное учреждение призвано воспитывать будущую личность, а оформленные знания ребенок получит в школе, а затем - на протяжении всей своей жизни, если мы воспитаем у него любознательность, интерес к окружающему миру, желание узнать, задавать вопросы.
В дошкольном возрасте развиваются не только все психические процессы, необходимые для обучения, но и складываются, формируются его эмоциональная и нравственная сферы. И это главная задача воспитателя - осуществить нравственное и прежде всего патриотическое воспитание дошкольника. Мы все реже слышим и произносим слово «Родина». Но чтобы говорить, надо это прочувствовать. Мы должны научить ребенка проявлять чувство гордости за свою Родину, за достижения страны, в которой живешь, сопереживать трудностям и испытаниям, которые выпали на долю нашей России, желание стать ее защитником и созидателем. Именно целям нравственного воспитания посвящена комплексная программа «Пою тебя, моя Россия», реализация которой началась еще в 1994 году в детском саду № 174 «Сказка» Дзержинского района г. Новосибирска. В 2000 году программа была удостоена Малой золотой медали Сибирской Ярмарки на выставке «Учсиб-2000». Идея программы достойна всяческой поддержки, и мне интересно работать с Мариной Константиновной Войтенко, заведующей ДОУ «Сказка», руководителем высшей категории, в качестве их научного консультанта. Работа по этой программе продолжается, и мы теперь отслеживаем результаты не только по нравственному воспитанию, но и по влиянию искусства на здоровье детей и на их интеллектуальное развитие.
К сожалению, не в полной мере используют наши ДОУ искусство в воспитании и развитии детей, а возможности здесь открываются неограниченные.
Очень интересной программой по воспитанию любви к родному краю является программа по краеведению, разработанная старшим воспитателем В.Е. Мичковой (г. Куйбышев Новосибирской области). Материал программы не сможет оставить равнодушным ни одного ребенка. Здесь идет разговор о красоте природы родных мест и выездах на природу, сборе целебных трав, рисовании пейзажа с натуры и т.д. В программе - рассказы о талантливых, известных людях Каинска-Куйбышева, встречи с местными поэтами и художниками, музыкантами и фольклорными коллективами. Автор программы заслуженно получила высшую квалификационную категорию. Можно сказать, что есть примеры прекрасно поставленной работы по воспитанию детей в наших дошкольных учреждениях. Но нам хотелось бы, чтобы эта работа продолжалась и закреплялась и в начальной школе.
Преемственность в воспитании от детского сада к школе - также одна из ведущих проблем в дошкольном образовании. Сегодня широкое распространение получили учреждения типа сад-школа, которые призваны осуществлять плавный переход дошкольника в первый класс начальной школы. Но всегда ли этот переход связан с передачей основ воспитания, которые школа обязана проводить параллельно с обучением? Приходится констатировать, что не всегда. Школа должна занять четкую позицию по вопросам воспитания любви к Родине, к родному языку, чувства патриотизма. В решении проблемы преемственности специалисты по дошкольному и школьному образованию просто обязаны найти консенсус.
Хочется надеяться на лучшие времена для системы дошкольного образования, когда самые прекрасные мгновения детства дадут ростки человеку высокой культуры и образованности.
К объективным относятся: технология отношения, личность воспитанника.
К субъективным: педагогическая техника, культура чувств, влияние личности и авторитета педагога. Основные компоненты пед. мастерства :
1.гумманистическая направленность личности педагога будет проявляться в идеалах, интересах, ценностных ориентациях, которые будут обеспечивать гуманистическую направленность всей деят-сти педагога. Гуманизм проявляется в следующих положениях: - опора на все доброе, что есть в воспитаннике; - недопустимость оскорбления или унижения личности; - отсутствие унижающей критики, иронии, грубых оценочных суждений.
2.Профессиональные знания выступают как фундамент пед. мастерства и должны переплетаться со знаниями в смежных областях. Выступают в виде осн. звеньев: - спец. знания; - знания педагогики и психологии; - знание методики изложения материала.
3.Педагогические способности указывают на особенности протекания психологических процессов, которые содействуют успешности пед. деят-сти, умение чувствовать ученика, интуиция и т.д.
4.Педагогическая техника – учение управлять своим поведением, мимика, пантомимика, настроение, культура речи, постановка голоса, красота языка, умение воздействовать на личность и коллектив. Пед. такт позволяет регулировать взаимоотношения людей, мера целесообразности воздействия педагога на своих воспитанников. Стиль общения: демократический, авторитарный, либеральный.
Пути формирования: 1. самообразование, развитие, воспитание. 2. регулярное повышение квалификации.
31. Реализация общепедагогических и специальных способностей педагога-музыканта в различных видах профессиональной деятельности.
Успешность процесса обучения зависит от педагогических способностей педагога. В отличие oт любой деятельности, где человек имеет дело с неживыми объектами, каждый педагог находятся в большой зависимости от объекта своего труда, т.е. обучающихся. Преподавание - сложный психический акт творческого характера. Поэтому во всякой педагогической деятельности всегда можно выделить прямые, непосредственные результаты - то, что усвоил ученик, и отдаленные результаты - то, как процесс обучения и воспитания сказался на формировании личности, ее убеждениях, выборе профессии, самом профессиональном уровне, личной жизни. Виды муз.-пед. деятельности : 1.Педагогическая. 2.Исполнительская. 3.Исследовательская. 4.Музыковедческая. 5.Методическая. 6.Просветительская.
Все эти виды деятельности должны ориентироваться на творческий хар-р осуществления, что связано с пед. одаренностью. Структура пед.одаренности :
1 .Дидактические способности – способность выражающаяся в потребности передать знания другим лицам и нахождения способов их усвоения. Педагогич. одаренность не всегда сочетается с большим исполнительским дарованием и мастерством. Вместе с тем, осмысление своих умений – причина и залог совершенствования собственного исполнительского мастерства. Дидактические способности в муз. педагогике выступают: - в последовательном обобщении теории и практики; - в сложном комплексе педагогических качеств педагога, в который входит умение сочетать в своей речи, показ и объяснении доступность с занимательностью, убедительность с увлеченностью музыкой. 2 .Перцептивные способности – способность педагога воспринимать и понимать психологию уч-ка, которая помогает определить познавательные, эмоциональные, технические и эстрадные его качества. Основой перцептивной способности является: педагогическая наблюдательность – необходимый компонент пед. одаренности. 3 .Конструктивные способности – это способность предвидеть и проектировать развитие уч-ка. Они позволяют планировать и направлять муз.-исполнит. развитие уч-ка. Конструктивные способности сочетаются с такими чертами личности, как самостоятельность и независимость мышления. как и во всех видах творчества в пед. процессе исключительную роль играет интуиция.
4 .Экспресс способности – это способность убеждать и вести за собой уч-ков. С накоплением пед. опыта возникает уверенность в своих действиях, вкус к поискам новых методов обучения и смелость в их осуществлениях. Личные качества педагога, его авторитет – это основа психологического воздействия на уч-ка. почвой, необходимым условием функционирования суттестивных способностей педагога является восприимчивость и внушаемость тех, на кого они направлены. 5 .коммуникативные способности – это способность к общению. Пед. процесс – это процесс двусторонний. Его продуктивность тем выше, чем лучший контакт образуется у педагога с уч-ся. В структуру личности педагога входят и такие противоположные качества как пед. воля и комформизм (уступчивость). При отсутствии педагогической воли самые талантливые замыслы остаются нереализованными. важным компонентом коммуникативный способностей является пед. такт (прикосновения). К пед. способностям относятся и организаторские способности и артистизм педагога. Для успехов в пед. деят-сти необходимо кроме одаренности владеть определенными умениями и навыками. Пассивный путь их приобретения – это накопление пед. опыта.
ГБОУ СПО «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова»
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА НА ПРИМЕРЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Методические рекомендации
Ст. Григорополисская
Сущность педагогического мастерства и его структурные элементы
Основные пути формирования педагогического мастерства преподавателя.
Педагогическое творчество.
Педагогическая техника.
Мастерство общения преподавателя.
Культура педагога.
Становление личности педагога.
Передовой педагогический опыт как фактор развития теории и технологии обучения.
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Основная целевая функция среднего профессионального образования состоит в организации и осуществлении подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена.
Специалистам среднего звена приходится решать интеллектуальные задачи (аналитические, проектировочные, конструкторские, организаторские), которые требуют обоснованного выбора принимаемого решения из возможных вариантов на основе анализа исходных данных и стоящих перед специалистом задач.
В педагогике образование рассматривается, как процесс и результат овладения обучающими системой знаний, умений и навыков, формирование у него системы взглядов, развитие познавательных способностей и личностных качеств.
В процессе обучения реализуется содержание образования, которое выступает одним из основных средств и факторов развития общекультурных и профессиональных качеств обучающихся.
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания. Содержание образования также связано с экономической ситуацией в современном обществе. Меняются установки, ценностная ориентация, психология в студенческой среде.
Для достижения поставленных задач каждому преподавателю необходимо формировать и постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство, которое проявляется в профессиональном умении оптимизировать учебно - воспитательную деятельность , направлять ее на гармоническое развитие и совершенствование личности.
Проблема педагогического мастерства занимает видное место в исследовании советских и зарубежных ученых. В буржуазной педагогике можно встретить немало работ, посвященных эффективности деятельности преподавателя. Однако их анализ не позволяет говорить о подлинно научной разработанности проблемы. Большой вклад в разработку проблем педагогической деятельности и мастерства преподавателей внесли исследования, выполненные под руководством Н.В. Кузьминой, которые позволили выделить ряд закономерностей педагогической деятельности, определить критерии эффективности деятельности преподавателя, уточнить и апробировать теоретическую модель педагогической деятельности.
Повышение педагогического мастерства преподавателя неразрывно связано с совершенствованием его педагогической деятельности согласно педагогической закономерности, цикличности: Основными циклами развития педагога в процессе самостоятельной деятельности являются: освоение профессии; ее совершенствование; утверждение и проверка системы работы; дальнейшее совершенствование; обобщение опыта; передача опыта; подведение итогов. Как не трудно заметить, совершенствование в деятельности занимает важнейшее место в данных циклах. В первую очередь оно связано с поиском нового, с творчеством преподавателя. Связь между творческой активностью педагога и его мастерством подтверждается экспериментально.
Педагогическое мастерство в большой степени зависит от личных качеств педагога, а также от знаний и умений. Каждый учитель - это личность. Мы говорим о формировании личности воспитанника и забываем об учителе. Личность педагога, ее влияние па воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. Л.И. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу и к ученикам он совершенный учитель».
Педагогическая деятельность - сложна и много компонентная. Из всего ее многообразия можно выделить три: содержательный, методический и социально - психологический. Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трех компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы.
Многообразие и сложность задач формирования нового человека - делают проблемы педагогического мастерства, особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Классики русской и советской педагогики всегда ставили проблему формирования педагогического мастерства как одну из важнейших в обучении будущих учителей. Л.С. Макаренко писал: «Я добивался освоение, мастерства: сначала даже не верил, да есть ли такое мастерство, или нужно говорить о так называемом педагогическом таланте. Но разве можем мы положиться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспитателей? И почему должен страдать ребенок, попавший к неталантливом воспитателю, можем ли мы строить воспитание советского детства и юношества в расчете на талант? Нет. Нужно говорить только о мастерстве, то есть о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении».
Формирование педагогического мастерства начинается в процессе обучения педагогической профессии, продолжается и совершенствуется в процессе профессионально-педагогической деятельности педагога. Важное значение в этом процессе играет изучение передового опыта, конкретных примеров проявление педагогического мастерства при осуществлении учебно - воспитательной деятельности. «Ничто так человека не учит, как опыт» - писал А.С. Макаренко.
Цель данной работы рассмотрение сущности и структ\ры педагогического мастерства, характеристика ряда составляющих его элементов, изучение педагогического мастерства преподавателей экономических дисциплин ГБОУ СПО «Григорополисской сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова». При написании работы были изучены литературные источники, материалы обобщения опыта преподавателей техникума, анализ посещенных уроков.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
1.1. Сущность педагогического мастерства и его структурные элементы
В настоящее время в педагогической литературе имеются различные характеристики понятия «педагогическое мастерство», но нет единого определения, точно и полно раскрывающего его содержание и сущности.
Педагогическое мастерство учителя, как источник совершенствования педагогической теории и практики исследовалось многими авторами. Еще А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский разрабатывали методические, организационные и методологические аспекты этой проблемы. В работах М.ЕГ. Дьяченко, А.А. Кандыбовича, В.А. Сластенина, В.И. Загвязинского, Ю.П. Азарова и другие была исследована природа и выявлены основные категории и сущностные характеристики педагогического мастерства. М.И. Дьяченко и Д.А. Кандыбович отмечают: «Педагогическое мастерство - это высокий уровень деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном достижении способов и целей учебно-воспитательной работы. С внутренней стороны педагогическое мастерство - это функционирующая система знаний, умений, навыков, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач».
В.А. Сухомлинский определяет педагогическое мастерство как высшую форму профессиональной направленности личности, а главным показателем мастерства в любой деятельности, по его мнению, является владение специальными обобщенными умениям и.
А.И. Щербаков педагогическое мастерство рассматривает как «синтез знаний, умений и навыков педагогического искусства и личных качеств учителя». Автор придает важное значение личным качествам учителя для становления педагогического мастерства: «Формирование педагогического мастерства есть процесс, имеющий своей предпосылкой и основой формирования личности в целом».
В настоящее время понимание сущности педагогического мастерства происходит с позиции личностно-деятельностного подхода. И.Н. Зязюн характеризует педагогическое мастерство «как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности». К таким важным свойствам он относит: гуманистическую направленность деятельности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику. Профессиональные знания и профессиональная компетентность являются фундаментом развития профессионального мастерства педагога.
Третий элемент структуры педагогического мастерства - способности к педагогической деятельности. Они указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности.
Педагогическая техника четвертый элемент педагогического мастерства представляет совокупность умений и навыков, необходимых для стимулирования активности каждого студента и их коллектива в целом. Педагогическая техника включает 2 группы умений - умение управлять собой и умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
Первая группа умений - владение своим телом, умение снимать мышечное напряжение, эмоциональным состоянием, техникой речи. Вторая дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия и др.
Педагогическая техника, опирается на знания и способности, увязывает все средства воздействия с целью, и тем самым гармонирует структуру педагогической деятельности. Критериями мастерства педагога могут выступать: целесообразность (по направленности), продуктивность (по результату - уровню знаний и воспитанности студентов), оптимальность (в выборе средств), творчество (по содержанию деятельности).
Основы педагогического мастерства закладываются в процессе педагогической подготовки и самостоятельной педагогической деятельности. Сущность педагогического мастерства отражает эти основы и: одновременно содержит то особенное, что характерно для каждой личности.
1.2. Основные пути формирования педагогического мастерства
Проблема становления и совершенствования педагогического мастерства имеет большую историю. О сущности педагогического мастерства и путях его формирования говорили и писали многие выдающиеся представители человечества.
Проблема совершенствования педагогического мастерства является центральной в педагогической теории и практики и, прежде всего - это проблема личности и деятельности педагога, его творчества в обучении и воспитании детей.
Центральным компонентом педагогического мастерства является развитое психолого-педагогическое мышления обуславливающее творчество в педагогической деятельности. Мышление мастера педагогического труда опирается на развитую педагогическую наблюдательность и творческое воображение, являющееся важной основой предвидения, без которого невозможно педагогическое творчество.
В формировании и совершенствовании педагогического мастерства важное место занимает психолого-педагогические знания и умения, которые дают преподавателю возможность изучать студентов, выявлять индивидуальные особенности каждого из них, определять наиболее эффективные меры педагогического воздействия как на отдельного студентам и на коллектив в целом.
Непосредственное педагогическое воздействие на студентов преподаватель осуществляет при помощи многочисленных навыков и умений. Среди умений, входящих в структуру педагогического мастерства и требующих постоянного совершенствования особое место занимает умение точно, ясно, коротко и интересно излагать свои мысли. Преподаватель, стремящийся достигнуть педагогического мастерства должен неустанно развивать и совершенствовать культуру речи, культуру изложения материала студентам.
Педагогическое мастерство формируется в процессе педагогической деятельности и отражает ее особенности. Поэтому структурные компоненты педагогического мастерства общие у всех преподавателей.
В тоже время педагогическое мастерство всегда индивидуально, так как обусловлено индивидуальными особенностями личности того или преподавателя.
Для становления педагогического мастерства, которое во многом складывается из практических умений и навыков, привычных действий, большое значение имеет непосредственное общение с педагогом-мастером, перенимание его живого опыты.
Можно выделить следующие пути совершенствования педагогического мастерства:
Приобретение знаний в различных областях человеческой деятельности и постоянное их совершенствование.
Самосовершенствование различной педагогической деятельности: методической, диагностической, организаторской, проектировочной и др.
Овладение психологическими приемами изучения аудитории и поддержание познавательной активности студентов.
Развитие мышления и речи.
Овладение методикой проведения различных видов занятий с различным контингентом учащихся.
Совершенствование и выработка личностных качеств необходимых педагогу-новатору.
Знание организации учебно-воспитательного процесса, и отдельных занятий.
Изучение передового педагогического опыта и опыта педагогов - новаторов с целью повышения эффективного осуществления учебно - воспитательного процесса.
Педагогическая деятельность, как и любая другая, имеет не только количественную, но и качественную характеристики. Содержание и организацию педагогического труда можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, который отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей. Творческий характер педагогической деятельности поэтому является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу решения вытекающих из них задач.
Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе комбинаций знаний, умений, продуктов.
Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.
В педагогике различают практическую деятельность и научное творчество, которое предполагает, прежде всего, открытие, выявление ранее непознанных закономерностей обучения и воспитания, разработку высокоэффективных теорий и методик, позволяющих решать задачи современной школы, колледжа, прогнозирование тенденций ее развития и т.п.
Согласно С.А. Смирнову творческая педагогическая деятельность складывается из следующих этапов возникновения замысла, его проработка и преобразование в идею-гипотезу, поиск способа воплощения замысла и идеи. Часто сферу проявления творчества педагога, сводят к нестандартному, финансовому решению педагогических задач. Между тем творчество педагога проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.
Творчество в практической деятельности педагога может проявляться в нестандартных подходах к решению проблем: в разработке новых технологий; методов, форм, приемов, средств обучения; в эффективном применении имеющегося опыта в новых условиях; в умении трансформировать методические рекомендации, творческие положения в конкретные педагогические действия.
Педагогическую деятельность издавна квалифицируют, как творческую. Как и в любом виде творчества в педагогической деятельности своеобразно сочетаются действующие нормативные и эвристические элементы.
Особенностью педагогического творчества является сотворчество. Оно связано с творчеством всего педагогического коллектива и каждого студента. Для осуществления творчества в педагогической деятельности необходима сопряженность творчества педагога с творчеством студентов и других педагогов.
Творчество - необходимое условие становления самого педагога, его самопознания, развития и раскрытия как личности. Творчество, развивая способности, формирует педагогическую талантливость учителя.
1.2.2. Педагогическая техника
Одним из средств, повышающих эффективность коммуникативного действия является педагогическая техника, которая представляет собой совокупность умений и навыков необходимых для стимулирования активности как отдельных студентов так и коллектива в целом.
Умения педагогической техники - необходимое условие овладения технологией общения. А.С. Макаренко отмечал, что он сделался настоящим мастером: только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. Из этого признания А.С. Макаренко, очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств : правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи, мимики и жестикуляции.
Педагогическая техника включает в себя умение выбрать правильный стиль и тон в общении со студентами, управлять их вниманием, темпом деятельности, навыки демонстрации своего отношения к поступкам студентов.
Составной элемент педагогической техники - умение педагога управлять своим вниманием и вниманием студентов. Преподаватель должен уметь привлечь внимание к студентам, к себе, к тому материалу, который он излагает, специальными приемами поддерживать их внимание во время учебно - воспитательного процесса. Все это требует специальных психологических знаний и тренировки.
Составная часть педагогической техники - чувство темпа в педагогических действий.
Необходимо соотносить объем и сложности задания со временем, которое педагог отводит студентам для выполнения этого задания. Важным инструментом педагогического общения является умение педагога внешне выразить свои чувства. Выражение им своих эмоций в момент общения со студентами должны быть, прежде всего, педагогически целесообразны.
Педагог стремящийся достичь мастерства в педагогической деятельности должен через систему специальных тренингов выработать умения выразительно демонстрировать студентам свое личное отношение к ним, свои чувства, требования, волю.
1.2.3. Мастерство общения преподавателя
Важным компонентом педагогического процесса является плодотворное общения педагога со студентами.
Под общением в педагогической науке понимают взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информации с помощью различных свойств коммуникации, а результатом - установление взаимоотношений между людьми.
Общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих, перерастают в компоненты профессионально-творческие.
Специфика педагогического общения обусловлена различными социально - ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения преподаватель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
В наши дни выделяют много стилей общения, такие как: авторитарный, попустительский, демократический, общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, общение-дистанция, общение-устрашение, заигрывание.
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
Способность к общению всегда считалось важнейшим человеческим качеством. Оптимальное педагогическое общение преподавателя со студентами в процессе обучения создает наилучшие условия для развития их мотивации и творческого характера учения, для правильного формирования личности студента, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и управления социально-психологическими процессами в коллективах. Неправильное педагогическое общение рождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, нарушение динамики речи и как следствие, появления стереотипных высказываний студентов, ибо у них снижается желание и умение думать самостоятельно.
Педагогическое общение как социально-психологический процесс характеризуется такими функциями: познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, самоутверждение и др.
По В.А. Как-Калику, структура процесса профессионально - педагогического общения включает: 1. Моделирование педагога предстоящего общения с группой (прогностический этап). 2. Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака). 3. Управление общением в ходе педагогического процесса. 4. Анализ осуществленной системы общения и моделирования ее на предстоящую деятельность.
1.2.4. Культура педагога
Под понятием культура педагога подразумевается не только знание своего предмета и широкий культурный кругозор, но и педагогическая техника, внешний вид преподавателя.
Внешний вид преподавателя должен быть эстетически выразителен. Преподаватель должен следить за своим поведением, одеждой, манерами и привычками, которые оказывают определенное влияние на формирование личности студента.
Эстетическая выразительность преподавателя сказывается и в том, насколько приветливое у него выражение лица, в собранности, сдержанности, в движении, в скупом, оправданном жесте, в осанке и в походке.
Культура речи преподавателя не только служит одним из важнейших показателей духовного богатства педагога, его культуры мышления, по одновременно является могучим средством формирования личности. В.А. Сухомлинский называл речевую культуру зеркалом духовной культуры человека и важнейшим средством облагораживания его чувства и мыслей. Это позволяет рассматривать культуру речи педагога в числе важнейших компонентов его профессиональной подготовки. Высокая культура речи заключается в следовании нормам языка, умении точно доходчиво выразить свои мысли.
Педагогическая культура проявляется в широкой образованности, интеллектуальности, высоком чувстве долга и ответственности. В связи с этим педагогическое образование должно быть направлено па широкую общекультурную подготовку.
Преподаватель, стремящийся достигнуть мастерства в своей деятельности должен быть не только высокообразованным в области целого ряда человековедческих дисциплин, но и постоянно углублять эти знания в контексте конкретной профессиональной области знаний.
1.3. Становление личности педагога
Личность преподавателя играет решающую роль в обучении и воспитании. К.Д. Ушинский говорил: «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только у живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспитания...»
Личность педагога выступает и источником развивающего влияния обучения, и образцом, эталоном отношения к делу, преданности идее, и инструментом убеждения и внушения, то есть играет решающую роль в выполнении всех педагогических задач. С личностью педагога теснейшим образом: связана и творческая сторона обучения. Педагогическое творчество немыслимо без широкого кругозора, культуры, без развития способностей и устремленности к поиску более совершенных систем обучения.
Направленность педагога, его личности, определяется, прежде всего, его мировоззрением и нравственными идеалами, которые являются фундаментом таких определяющих способностей педагога, как умение чутко улавливать требования времени, понимать социальный заказ общества, желание искать и находить эффективные пути и средства решения задач, поставленных обществом перед учебным заведением, что, прежде всего, выражается в стремлении ко всестороннему и гармоничному развитию каждого студента в отношении к высшей общественной ценности.
Направленность личности также включает признание к педагогическому труду - систему мотивов, по которой труд признается единственно возможным для данной личности. Мастер педагогического груда может, состоятся только при наличии педагогического призвания.
Личности преподавателя присуща особая педагогическая увлеченность, нацеленность на оптимальные результаты воспитания и обучения, глубокого уважения к личности ребенка, подростка, вера в его возможности.
Педагогическая увлеченность - одна из важнейших предпосылок педагогического мастерства. Важно только, чтобы в поле зрения преподавателя был весь педагогический процесс, чтобы педагог сумел поставить свою увлеченность на службу общему делу.
Обзорный мир искусства, живые впечатления от встреч с людьми, наблюдения, достижения науки и техники - все, что впитывает в себя педагог, становится источником развития воображения, фантазии, конструктивной мысли, превращаясь в строительный материал для будущих занятий. Вот почему становление личности педагога невозможно только в узких предметно - методически х рамках, оно требует широкого общекультурного багажа, непрерывно пополняемого и обогащаемого.
Педагогическая и методическая сторона занятий во многом зависит от степени владения педагогом этой наукой, основы которой она преподает. Педагог должен уметь видеть всю науку и смежные с нею области, должен уметь передать студентам логику ее движения и развития, диалектику изучаемых явлений. Только прочные научные и предметные знания позволяют свободно оперировать учебным материалом, который является источником образованное ли и воспитанности.
Целенаправленно развивать потребность, искать новое, работать сегодня эффективнее, чем вчера, формировать лучшие черты характера и творческие способности, совершенствовать профессиональное мастерство, стремиться обрести свое лицо, свою манеру, свой стиль, идти в ногу со временем, так кратко можно сформулировать смысл требований, обращенных к личности педагога.
1.4. Передовой педагогический опыт как фактор развития теории и технологии обучения
Передовой педагогический опыт, новаторский опыт - это педагогическое творчество практических работников учебных заведений.
Педагогический опыт может быть массовым и передовым. Массовый педагогический опыт - это типичный опыт работы учреждения образования и отдельного педагога, который характеризует достигнутый уровень практического обучения, воспитания и реализации в ней достижений педагогической науки. Слова «передовой педагогический опыт» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле под передовым опытом понимают высокое мастерство педагога. Хотя его опыт может и не содержать в себе чего-то нового, оригинального, но он является образцом для учителей, которые еще не овладели педагогическим мастерством. В этом смысле достигнутое педагогом-мастером представляет собой передовой опыт, достойный распространения.
К передовому опыту в более узком и строгом смысле относят только такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством. Такой педагогический опыт особенно ценен, потому что он открывает новые пути в образовательной практике и педагогической науки. Поэтому именно новаторский опыт подлежит анализу, обобщению и распространению в первую очередь.
Между простым педагогическим мастерством и новаторством часто трудно бывает провести границу, потому что, овладев известными принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя все новые и новые оригинальные приемы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится настоящим новатором.
Совершенствование педагогического мастерства происходит в процессе самообразования педагога, благодаря его усилиям, направленным на повышение культуры труда и в первую очередь, культуры мышления, при условии рефлексивного взгляда на собственный труд.
Изучение передового опыта предполагает сведения в определенную систему эффективных приемов педагогической деятельности, разработку критериев оптимальности результатов обучения, воспитания и развития учащихся, способов контроля и оценки достигнутых результатов в сопоставлении с целями и задачами воспитательно-образовательного процесса.
Но изучение опыта - не самоцель, так как переносится не сам опыт, а мысль, идея, выведенные из опыта. Поэтому изучение практики передового, новаторского опыта - важная, но не единственная задача педагогической науки. Другая важная задача - надежное прогнозирование назревающих тенденций как во внешней по отношению к системе образования и педагогической науки.
При исследование учебного процесса в конкретном учебном заведении надо учитывать то новое, что в науке и в практической деятельности за последнее время складывается, к чему готовятся молодые специалисты:
расширение творческой деятельности людей в различных сферах труда;
расширение связей науки с жизнью, с практикой;
усиление самостоятельности и инициативы людей на своих участках деятельности;
постоянное совершенствование и обновление знаний;
возрастание сознательности людей и снижение роли административного регулирования общественной жизни и трудовой деятельности.
стоящих на позициях прогрессивной современной педагогики. Основными критериями выбора опыта являются:
новизна идей, форм, методов работы педагога или педагогического коллектива;
эффективность опыта (подтверждение положительными результатами в течение нескольких лет);
возможность творческого применения данного опыта другими педагогами и коллективами (в зависимости от их индивидуальных, личностных качеств, от организации учебно-воспитательного процесса).
ЮГО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное
учреждение города Москвы
Лицей № 1561
РЕФЕРАТ
Лезина Екатерина Алексеевна,
Направление подготовки
44.00.00 «Образование и педагогические науки»
Рецензент: Савина М.С., преподаватель высшей школы, д.п.н.
Москва, 2015
1. Введение 3
2.Основная часть. Развитие педагогического мастерства педагога 5
2.2. Основные компоненты педагогического мастерства 6
2.3.Творческий характер педагогической деятельности 7
2.4. Критерии сформированности педагогического мастерства 8
2.5. Формирование и развитие педагогического мастерства 10
3. Заключение 14
4.Список используемой литературы 17
1. Введение
Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. (Лизинский В.М.)
Современная система образования, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к ребёнку, как к главной ценности, на педагогическое творчество, предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессионализма. Сегодня, когда основной задачей в сфере образования и воспитания является обеспечение их качества, ещё больше возросли требования к профессиональной компетентности педагога. Сегодняшний педагог, где бы он ни работал - в детском саду или школе, в лицее, колледже или вузе, выполняет одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую, методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также личностных качеств. Вопросы педагогического мастерства в современной теории и практике занимают важное место, так как формирование совершенного, здорового, всесторонне развитого поколения - процесс сложный, многоплановый, требующий от педагогов не только глубоких знаний, разнообразных способностей, но и творческого подхода, способности управлять этим процессом в постоянно меняющихся условиях. Очевидно, что успешное обучение и воспитание молодёжи в значительной степени связано с идейной убеждённостью, профессиональным мастерством, знаниями и культурой учителя. Современный педагог должен уметь влиять на учащихся, их потребности, интересы. То есть, современной школе нужны педагоги-мастера, высококвалифицированные учителя и воспитатели. Педагогическая биография учителя индивидуальна. Не каждый и не сразу становится мастером. У некоторых на это уходят многие годы. Случается, что отдельные педагоги, к сожалению, так и остаются в разряде посредственных. Чтобы стать мастером, преобразователем, творцом, учителю необходимо овладеть закономерностями и механизмами педагогического процесса. Это позволит ему педагогически мыслить и действовать, т.е. самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленять их на составные элементы, осмысливать каждую часть в связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, принципы, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление - определять, к какой категории психолого-педагогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения. А. С. Макаренко подчёркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства и общения. Он утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, не многословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. "Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации". Важнейшим умением учителя великий педагог считал умение «читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Мастерство воспитателя заключается в постановке голоса, в управлении своим лицом. Педагог должен быть в известной степени артистом, он не может не играть, соединяя с этой игрой любовь к детям, свою «прекрасную личность». Педагог, с точки зрения науки, – это специалист, владеющий на высоком уровне приемами и способами педагогической деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе её осуществления, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в развитие педагогической науки и практики, стимулирующий в обществе интерес к результатам своего труда. Он стремится заявить о себе широкой общественности, публично создать свой профессиональный имидж, который позволит ему претендовать на продвижение по службе и быть успешным.
2. Развитие педагогического мастерства педагога
2.1. История понятия «педагогическое мастерство»
Чтобы работать успешно, каждый учитель должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты труда педагога. Слово «мастерство» в значении «мастер - лучший по профессии» раньше было связано в основном с деятельностью ремесленников, например, мастерство повара, ювелира, сапожника, портного и т.п. С начала XX века понятие «мастерство» всё больше стало связываться с творческими профессиями, например, мастер рифмы - поэт, мастер кисти - художник, мастер сцены - актёр и т. д. С учётом того, что педагогическая деятельность тоже носит творческий характер, естественным стало сочетание «педагог - мастер». Будущие учителя, воспитатели должны иметь достаточно точное представление о сущности педагогического мастерства, его сложности и многоплановости. «Педагогический профессионализм» определяется через понятие «педагогическое мастерство». Педагогическое мастерство рассматривается как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, как важнейшее качество личности преподавателя и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.
Критерии педагогического мастерства: 1. Педагогические критерии успешности учителя : -Уровень обученности наших учеников. -Уровень сформированности общеучебных умений и навыков. -Состояние исследовательской работы, самообразование. -Образование педагогов и повышение квалификации. -Способность к самоанализу, рефлексии. Психологические критерии успешности учителя : -Умение вызвать интерес, повысить мотивацию. -Сознательное обучение ученика. -Взаимоотношения в системе «учитель-ученик». -Учет индивидуальных особенностей ученика. Личностные критерии успешности учителя: -Эмоциональность -Выразительность речи -Творческое начало личности. -Организаторские способности -Чувство юмора -Настойчивость, дисциплинированность
2.2. Основные компоненты педагогического мастерства
Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты: I - Профессионально-педагогическая направленность личности учителя. II - Профессионально значимые знания. III - Профессионально необходимые способности, умения и навыки. IV - Профессиональное творчество.
Как известно из психологии, своё отношение к избранной профессии человек может выразить по-разному. Это касается и педагога. Во-первых, учитель или воспитатель должен положительно относиться к педагогической деятельности в целом и к ученикам - в частности, иначе в его работе возникнут большие трудности. В свою очередь, позитивное отношение перерастает в интерес к профессии, вызывает ответственность за результаты труда и побуждает педагога совершенствовать свои личные качества. Основными из них являются: высокая нравственность, убеждённость, сознание гражданского долга, общественная активность, патриотизм, уважение к другим нациям, трудолюбие, скромность, любовь и доброта к детям, милосердие, гуманизм и др. Во-вторых, чтобы стать высококвалифицированным педагогом, человек должен овладеть профессионально необходимыми знаниями. К примеру, учитель начальных классов проводит уроки не по одному, а по нескольким предметам: родному языку, чтению, математике, труду, природоведению, изобразительному искусству и др. Таким образом, его специальная подготовка включает в себя овладение знаниями по всем вышеназванным предметам. Современный учитель должен свободно мыслить, иметь научное представление о мире, обладать широким кругозором - для этого он обязан овладеть политическими, экономическими, правовыми и другими общественными знаниями. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога. Умение пользоваться достижениями современной науки и техники, способность проводить исследования также являются необходимыми для современного педагога, поэтому ему необходимо также овладеть навыками исследовательской работы. В процессе исследования педагог собирает фактический материал, анализирует его и делает выводы - это помогает ему сравнить свой опыт с опытом других педагогов, а также проверить на практике те или иные научные теории. В-третьих, чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции. В число этих способностей входят следующие: а) организаторские способности - способность организовать и развивать коллектив учащихся, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися; б) коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с учениками, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты; в) дидактические способности - способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их учащимся; способность самостоятельно добывать новейшие знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить школьников самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и защищать его; г) наблюдательские способности - умение изучать и понимать внутренний мир каждого ученика, раскрыть особенности его поведения и характера, «секреты» его духовного мира и направлять развитие личности каждого воспитанника; д) речевые способности - умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить учебный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение учащихся; способность учителя говорить и писать точно, просто (доступно), выразительно, эмоционально, содержательно, образно, без стилистических и грамматических ошибок; е) гностические способности - способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе материалов изучения своих учеников умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных качеств. Эти способности основаны на оптимизме, на вере учителя в своих учеников; ж) способность управлять вниманием учащихся - умение педагога заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Эта способность помогает учителю «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность (учебную, трудовую, общественную) в нужное русло. Все вышеназванные способности в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета. Однако, это невозможно без наличия у него таких личностных качеств, как трудолюбие, терпеливость, требовательность, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за её результаты и др. Ученики уважают тех учителей, которые одинаково справедливо относятся ко всем, не грубят, не оскорбляют их, но они не терпят безвольных, грубых, раздражительных педагогов.
2.3. Творческий характер педагогической деятельности
По своей сущности деятельность педагога носит творческий характер, поскольку она включает в себя множество различных ситуаций, требующих немедленного решения. Как правило, эти ситуации нестандартны, поэтому педагог должен находить различные варианты решения проблем - а это, как известно, требует творческого подхода к своей работе. Особенность педагогического творчества обусловливается особенностями труда педагога: обучение, воспитание и развитие - это процесс, включающий в себя бесчисленное количество педагогических ситуаций, связанных с формированием личности, нравственности, мировоззрения, убеждений, сознания, поведения учащихся. В поиске путей, способов (методов), средств решения этих проблем, в технологии их применения и проявляется творчество педагога. Только творчески работающий учитель может успешно обучать и воспитывать детей, подростков, молодёжь, изучать и использовать передовой педагогический опыт.
2.4. Критерии сформированности педагогического мастерства
В процессе педагогической деятельности очень важно правильно оценивать уровень сформированности педагогического мастерства у того или иного учителя, воспитателя. Критерии этой оценки: 1. разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна; 2. соответствие опыта работы новым достижениям передовой практики; 3. эффективность, актуальность и оптимальность достигнутых результатов, их стабильность на протяжении длительного времени в изменяющихся условиях; 4. умение педагога обобщать свой опыт, обмениваться им с другими педагогами.
Можно выделить три уровня педагогического мастерства: Высокий уровень педагогического мастерства характеризуется способностью учителя к построению педагогического процесса, направленного на создание условий для достижения успеха учащимися, развития их индивидуальных особенностей, и затрагивает перестройку всех компонентов педагогического процесса: цели, содержания, форм, методов и т. д. Средний уровень характеризуется принятием гуманистических ценностей, центрацией на интересах детей, но ограничивается только гуманизацией сферы общения, знанием основных категорий, принципов, технологий, но неспособностью применить их в конкретной педагогической ситуации. Недостаточный уровень . Для этого уровня характерны следующие показатели: деятельность по инструкции, ориентация на четкое исполнение методических рекомендаций; заимствование образцов деятельности у других учителей; акцентирование внимания на собственных действиях, без привлечения к решению педагогических задач учащихся.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать показатели эффективности формирования педагогического мастерства:
Высокая продуктивность педагогической деятельности; -высокий уровень квалификации и профессиональной компетентности; -оптимальная интенсивность и напряженность труда; -высокая организованность; -низкая зависимость от внешних факторов; -владение современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач; -стабильность высоких показателей деятельности; -возможность развития субъекта труда как личности; -направленность на достижение положительных социально–значимых целей.
2.5.Формирование и развитие педагогического мастерства
1. Этапы формирования педагогического мастерства
В ходе аттестации учителей оценивается их способность управлять процессом обучения и воспитания, что требует от них высокой квалификации. Постоянно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего мастерства. Учитывая сложность, многогранность и длительность процесса формирования и развития педмастерства, в нём условно можно выделить следующие этапы: I этап: профессиональное. просвещение; II этап- профотбор и профподготовка; III этап:- профадаптация; IV этап- профессиональный рост;
I этап связан с учёбой в старших классах школы, гимназии, лицея или колледжа. На этом этапе формируется позитивное отношение девушек и юношей к той или иной профессии. Они получают от учителей, родителей, знакомых, из средств массовой информации сведения об интересующих их профессиях и готовятся к поступлению в соответствующие учебные заведения. II этап связан с учёбой в средних и высших специальных учебных заведениях, где студенты овладевают профессионально необходимыми знаниями, умениями, навыками. III этап связан с педагогической практикой студентов, в ходе которой они проверяют верность теоретических положений на практике и укрепляют свои знания, умения и навыки, то есть, происходит своеобразная «примерка» избранной профессии к себе со стороны студентов, в результате которой они делают вывод о верности или неверности своего выбора. IV этап связан с самостоятельной деятельностью молодых специалистов. В ходе своей самостоятельной профессиональной работы они применяют полученные ранее знания, умения и навыки, постепенно развивая своё педагогическое мастерство. Этот этап длительный, его успешность зависит от множества факторов.
2. Технология оценки педагогического мастерства
Учителя периодически проходят аттестацию с целью получения той или иной категории, от которой зависит оплата их труда. Можно ли оценить результаты педагогической деятельности? Оценить труд педагога очень сложно, поскольку его работа многогранна, многопланова, включает в себя различные виды деятельности: учебную, воспитательную, организаторскую, исследовательскую и др. Поэтому здесь необходим комплексный подход. В ходе взаимооценки и самооценки рекомендуется использовать следующую таблицу-тест. Содержание данной таблицы отражает основные компоненты педагогического мастерства, описанные выше. Как видно из таблицы 1, педмастерство включает в себя 4 основных компонента, каждый из которых, в свою очередь, также состоит из 4-х элементов, всего их 16. Если условно оценить каждый элемент 10-ю баллами, то в результате уровень сформированности педмастерства можно оценить в целом 160-ю баллами.
Оценивая себя или друг друга, педагоги выставляют баллы за каждый элемент (по горизонтали), суммируя их по всем четырём структурным компонентам (по вертикали), они получают возможность определить уровень сформированности как отдельных элементов, так и педмастерства в целом: Высокий уровень - 136-160 баллов Хороший уровень - 121-135 баллов Достаточный уровень - 101-120 баллов Низкий уровень - 88-100 баллов
Полученные таким образом данные педагогу необходимо, прежде всего, самому проанализировать их. При этом он может задать себе следующие вопросы: На каком уровне развития мои профессиональные знания, умения, способности? В чём мои сильные и слабые стороны? Что я должен делать, чтобы избавиться от недостатков? Следует подчеркнуть, что если педагог не достиг высшего уровня квалификации, то он должен постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания, способности и личностные качества, повышая тем самым свою квалификацию. При этом недостающие элементы он может временно компенсировать имеющимися, продолжая процесс самообразования и самовоспитания. Этот процесс можно также условно подразделить на несколько этапов. Первые 3-5 лет педагог считается молодым специалистом, за ним по месту работы закрепляется опытный наставник, под руководством которого он изучает массовый опыт и внедряет его в свою практику. На протяжении следующих 5-6 лет молодые учителя закрепляют и развивают свои профессиональные навыки, у них начинает формироваться свой стиль работы. В следующие 5-10 лет среди учителей выделяются педагоги, использующие передовой и новаторский опыт, а также создающий свой оригинальный опыт. Вышеназванные этапы выделены условно, так как процесс становления и развития педагога-мастера индивидуален, его личность неповторима: одни быстро завоёвывают авторитет своей активностью во всех делах, другие - интересными уроками или внеурочными мероприятиями, третьи - внедряя передовые технологии и методы работы.
Совершенствование педагогического мастерства может осуществляться следующими путями.
1. Постоянная работа над собой (чтение специальной литературы, посещение уроков и воспитательных мероприятий опытных педагогов, занятия аутотренингом). 2. Использование средств массовой информации (ТВ-передач, научно-методических журналов, газет), изучение новинок научно педагогической и методической литературы. 3. Использование средств и условий, созданных по месту работы (методические дни, взаимопосещение, методобъединение, педагогические чтения, наставничество, а также межшкольные, городские, областные семинары). 4. Учёба в институте повышения квалификации, а также участие в различных семинарах, организуемых как государственными, так и внегосударственными учреждениями и фондами. 5. Использование современных информационных технологий. Все эти пути и методы взаимосвязаны, ими нужно пользоваться регулярно, непрерывно, целенаправленно.
3.Заключение
Профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены "по полочкам", т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности. Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить и воспитывать. Вместе с тем, отвечая за себя самого, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем, человек должен ясно давать себе отчет в том, что достойное выполнение профессионального педагогического долга потребует от него принятия на себя целого ряда обязательств. Во-первых, будущему учителю, воспитателю следует объективно оценить свои возможности для будущей педагогической деятельности, узнать и проанализировать свои сильные и слабые стороны, ясно представить, какие профессионально значимые качества потребуется сформировать в ходе профессиональной подготовки, а какие - самостоятельно, в процессе реальной профессиональной педагогической деятельности. Во-вторых, будущий педагог должен овладеть общей культурой интеллектуальной деятельности (мышления, памяти, восприятия, представления, внимания), культурой поведения и общения, в том числе и педагогического. В-третьих, обязательной предпосылкой и основой успешной деятельности педагога является понимание ученика как такой же самоценной, равно значимой личности как собственное «Я», знание закономерностей поведения и общения. Ученик, воспитанник, должен быть понят и принят педагогом независимо от того, совпадают ли их ценностные ориентации, модели поведения и оценок.
В-четвертых, педагог является не только организатором учебной деятельности обучаемых, но и вдохновителем сотрудничества участников образовательного процесса, выступает в качестве партнера в деятельности по достижению общих, в известном смысле, целей образования, воспитания и развития. Все это ставит перед педагогом постоянную задачу непрерывного совершенствования своих организаторских, коммуникативных способностей в процессе освоения психолого-педагогических знаний и эффективного применения их в ходе педагогической практики. Какими заповедями психолого-педагогической деятельности мог бы руководствоваться педагог в процессе «сеяния Разумного, Доброго, Вечного»?
Заповеди современного учителя самому себе:
1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью. 2. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные. Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться. 3. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми. 4. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия. 5. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг. Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого. Учителя, мыслящие критически - развиваются профессионально, видят, как и над чем надо работать, как саморазвиваться.
Таким образом, развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: а) организация методических объединений в школах, б) курсы повышения квалификации. 2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя: а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности); в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.
Для достижения целей и педагогического мастерства эти взаимодополняемые направления должны присутствовать в деятельности каждого педагога. Исходя из результатов управленческой деятельности, как работника отдела образования, школьной практики, как учителя, я сделала вывод, что изменения в подходе повышения квалификации учителей – это, прежде всего, требование времени. Внедрение новых технологий в обучение дает возможность развивать критическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности, выявлять одаренных и талантливых детей, планировать дальнейшую работу по развитию этих качеств. Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием. Все мы разные, преподаём разные предметы, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь. Профессия педагога очень важна и значима. И как писал великий чешский ученый Я.А. Коменский: «быть учителем чрезвычайно почетно, ибо учителя поставлены на высоко почётном месте и им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». И как солнце освещает своими лучами землю, так учитель должен освещать собой своих учеников, вот к чему должен стремиться настоящий учитель
4. Список используемой литературы
1. Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков: ПГПИ имени С.М. Кирова, 2004 - 216 с
2. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1956. - С. 203
3. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
4. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
5. Основы педагогического мастерства: учеб. Пособие для педагогических спец. высших учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А.Зязюна. – М: Просвещение, 1989.
6. Педагогика: Учебное пособие для студ. высших педагогических учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
7. Руднева Т.И. Основы педагогической профессии / Т.И. Руднева. – Самара: Самарский институт управления, 1995.
8. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В.А. Сластенин, и др. – М.2007.
7. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. –8. Ушинский К.Д. Из статьи «Проект учительской семинарии» // Избранные педагогические произведения. – М.:Просвещение, 1968.- с.557