» » Человек соблюдение моральных норм. Моральные нормы в обществе. Зарождение и совершенствование морали произошло только с развитием общества

Человек соблюдение моральных норм. Моральные нормы в обществе. Зарождение и совершенствование морали произошло только с развитием общества

2. Моральная практика

3. Признаки Морали

1. Мораль одновременно является и сферой общественных отношений, и способом регуляции общественных отношений. Она включает в себя моральное сознание (духовная сторона) и мораль­ную практику. Моральное сознание является:

Способом регуляции жизни общества;

Способом социальной преемственности;

Духовной стороной морали (принципы, чувства, пережива­ния и пр.);

Совокупным опытом людей.

Регуляция общественной жизни происходит на двух уровнях: теоретико-рациональном (этика) и эмоциональном, чувственном (мораль­ное сознание человека).

Моральное сознание человека формируетс я в процессе воспитания и самовоспитания и проявляется в поведении человека.

Теоретическим обоснованием морали является этика: совокупность эти­ческих знаний и принципов; субъективные моральные убеждения.

Эмоционально-чувственный и рационально-теоретический уровни мораль­ного сознания:

Являются субъективной стороной нравственности;

Тесно взаимосвязаны (это проявляется в нормативно-оценочных свой­ствах морального сознания);

Формируются исторически;

Постоянно развиваются (иногда регрессируют).

. Моральная практика - деятельность людей, их поведение. Является со­ставной частью всех видов общественных отношений (социальных, по­литических и т. д.).

Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или от­сутствие действия) и совокупности поступков (линии поведения). Дей­ствие считается поступком при наличии мотивов и цели действия.

3. Все составляющие морали содержат:

Цель моральной деятельности;

Мотивы деятельности;

Ориентацию на моральные ценности;

Средства достижения (нравственные нормы);

Оценку результатов деятельности.

Мораль как система характеризуется следующимипризнаками:

гуманизмом (человек - высшая ценность);

наличием идеалов, высших целей деятельности;

избирательностью в выборе средств достижения цели;

нормативной регуляцией отношений между людьми;

добровольным выбором людьми ориентации на добро.

Тема 2. Свойства и функции морали

Вопрос 1. Свойства морали

Вопрос 2. Функции морали

Вопрос 3. Моральная регуляция

Вопрос 4. Противоречия в морали

Литература:

    Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарики, 2003. - 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 176 с

Вопрос 1. Свойства морали

    Императивность морали

2. Нормативность морали

3. Оценочность морали

1. Мораль является одной из форм общественного сознания. Мораль имеет общественное происхождение, ее содержание определено конкретно-историческими условиями, духовными и материальными факторами.

Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного созна­ния (религии, науки и пр.):

Социально-экономическая обусловленность содержания;

Воздействие на процессы, протекающие в обществе;

Взаимодействие с другими формами общественного сознания.

Специфическим свойством морали являетсяимперативность (от лат. imperative - повелевать) - требование определенного поведения, выпол­нения предписаний морали.

И мперативность:

Согласует интересы личности с интересами общества;

Утверждает приоритет общественных интересов;

- в то же время не ограничивает свободу личности (за исключением ее негативных проявлений).

Иммануил Кант (1724 - 1804) первым сформулировалкатегорический императив - всеобщий моральный закон: "...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь по­желать, чтобы она стала всеобщим законом".

Максима - это субъективный принцип воли индивида, его эмпиричес­кий мотив поведения. Категорический императив:

Является врожденным знанием;

Его требования выполняются безусловно и добровольно;

Проявляется в максиме только тогда, когда мотивом поступка является чувство долга;

Выражает соотношение между свободой волеизъявления и моральной необходимостью. ("...Поступай так, чтобы ты всегда относился к челове­честву... как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству". И. Кант.)

2. Нормативность морали. Регулятивная функция морали осуществляется через нормы (правил, заповедей и т. д.), с помощью которых:

Направляется деятельность людей;

Воспроизводятся общественные отношения на основе положительных качеств (честность, взаимопомощь и др.);

Соотносятся нравственные качества индивида с требованиями обще­ства;

Побуждения извне превращаются во внутреннюю установку личности, часть ее духовного мира;

Осуществляются нравственные связи поколений людей.

Существует два типа моральных норм :

запреты, указывающие недопустимые формы поведения (не укради, не убей и т. п.);

образцы - желаемый вариант поведения (будь добрым, будь честным).

3. Оценочное свойство морали. Оценочность морали заключается в само­оценке человека (оценке своих действий, печалей, переживаний), в оценке другими людьми и обществом поведения человека, его мотивов, соответ­ствия нормам морали.

Формы оценочности :

Одобрение, согласие;

Порицание, несогласие.

Важными проблемами этики являются проблемы истинности мораль­ных суждений и моральных оценок.

Объективный критерий истинности в морали - соответствие деятельно­сти человека (или группы) интересам общества.

1. Нормы морали регулируют более широкую область отношений, юридические нормы могут применяться в установленном порядке компетентными лицами и органами, а моральные нормы не нуждаются в каком-либо особом социальном механизме для приведения их в действия

2. Нормы права системны и официально закреплены в НПА, нормы морали содержатся в сознании людей и не требуют официального признания

3. Нормы морали связаны с внутренним самоопределением личности (мотивы и цели), нормы права с внешним действием человека

4. Нормы морали не обладают формальной определённостью, а правовые нормы закреплены в законодательстве в судебных решениях

5. Нормы права предусматривают юридическую ответственность за правонарушение, за нарушение моральных норм предусмотрены меры общественного воздействия в форме общественного порицания или осуждения

6. Моральные принципы и нормы оказывают влияние на развитие права, способствуют укреплению законности и правопорядка, а право оказывает воздействие на укрепление и развитие общественной морали, нравственных взглядов и поведения каждого человека

В процессе регулирования общественных отношений мораль и право системно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга.

К важнейшим ценностям общества наряду с жизнью и здоровьем людей относится мораль и общественная нравственность. В УК РФ содержится ряд статей, защищающих общественную нравственность. К преступлениям, посягающим на общественную нравственность, УК РФ отнес:

«Вовлечение в занятие проституцией» (ст. 240), «Организацию или содержание притонов для занятий проституцией» (ст. 241), «Незаконное распространение порнографических материалов и предметов» (ст. 242), «Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры» (ст. 243), «Надругательство на телами умерших и местами их захоронения» (ст. 244), «Жестокое обращение с животными» (ст. 245).

Непосредственным объектом этих преступлений является общественная нравственность, то есть совокупность общественных отношений, определяющих представление о доброте и зле, о пристойности и непристойности, о гуманном и негуманном, о справедливом и несправедливом.

Такие составы преступлении, как «Клевета» (ст. 129), «Оскорбление» (ст. 130), «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей» (ст. 157), «Хулиганство» (ст. 213) и другие, также предусматривают наказание за нарушение норм общественной нравственности.

Мораль защищают административное и гражданское законодательство России. Такие статьи КоАП РФ, как «Мелкое хулиганство» «Распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде» «Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения» «Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей» «Занятие проституцией» требуют соблюдения норм морали.

В противном случае предусмотрена административная ответственность. Одним из объектов посягательства в этих составах административных правонарушений является общественная нравственность.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо, посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, он вправе требовать по суду денежной компенсации (ст. 151 - «Компенсация морального вреда»). Гражданин имеет право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, распространенных и средствах массовой информации или содержащихся в каких-либо документах (ст. 152 - «Защита чести, достоинства и деловой репутации»). В стадии разработки и обсуждения в Государственной думе находится проект закона о государственной политике в области сексуальной культуры и охраны общественной нравственности.

Проблема моральности права является актуальной и для
уголовного процесса. Главной целью уголовного судопроизводства
является установление объективной истины. Но при этом
безнравственно домогаться показаний обвиняемого насилием. Норма,
регулирующая порядок допроса обвиняемого, требует

совершенствования с точки зрения общечеловеческой морали.

Обеспечение свободы личности, в том числе и в уголовном процессе, связано со свободой вероисповедания. Возможность осуществления свободы вероисповедания можно расценивать как подтверждение реального гуманизма в юридической практике. Согласно Закону РСФСР от 25.10.90 «О свободе вероисповедания», тайна исповеди охраняется законом. Свидетель не может допрашиваться и давать объяснения кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди гражданина (ч. 2 ст. 13).

В Уголовно-процессуальном кодексе (УПК РФ) дается перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля. К этой категории лиц, с учетом определенных обстоятельств, отнесены: судьи, присяжные заседатели - об обстоятельствах обсуждения в совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного решения; защитники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а равно представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с выполнением своих обязанностей по уголовному делу; священнослужители - об обстоятельствах, известных ему из исповеди; лицо, которое и силу своего малолетнего возраста либо психического или физического нарушения развития неспособно правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания; близкие родственники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, если они дали согласие на допрос в качестве свидетеля по данному делу.

Важным является вопрос о соотношении права и закона.

В данном случае признается специфика права как особого, обладающего объективными свойствами социального явления, независимо от воли или произвола законодателя, власти, от переходящего эмпирического содержания текущего нормотворчества и правоприменения.

Ценность права можно рассматривать применительно к обществу, слоям и группам населения и, конечно, применительно к человеку и гражданину. При этом личностная ценность права должна быть приоритетна.


Принципы права - это закрепленные в различных его источниках или выраженные в устойчивой юридической практике общепризнанные основополагающие идеи, адекватно отражающие уровень познания общесоциальных и специфических закономерностей права и служащие для создания внутренне согласованной и эффективной системы юридических норм, а также для непосредственного регулирования общественных отношений в случае их пробельности и противоречивости.


Отличие правовой нормы от других видов социальных норм:

  1. представительно обязывающий характер;
  2. общеобязательное правило поведения;
  3. установление (санкционирование) государством.

Признаки правовой нормы

В мораль входит система норм. В нормах морали проявляется ее регулятивная функция. То, что обозначается словами "нормально", "в норме", мы относим к самой действительности. Мы говорим о нормальном росте, нормальных отношениях с кем-то, психически нормальном человеке, о поведении "в норме" и т. п. Такими высказываниями мы хотим сказать нечто о самих предметах суждений. Термин "норма" происходит от латинского norma, соответствующего словам "правильно", "образец", "мера". Что же является действительно образцовым, нормальным?

Для обыденного сознания личности характерно возведение в ранг образца того, что присуще этой личности: ее привычек, образа действий, привязанностей. Человек, считающий нормой то, как он делает, при условии деспотических психологических установок, навязывает другим свой образ жизни, то, что ему нравится, и преследует то, что отклоняется от ставшего привычным.

Следствием превращения того, что присуще личности, в норму может быть субъективизм в оценке поведения, произвол в принятии решений, в руководстве поведением других людей.

Что ж, может быть, нормой является то, что чаще всего встречается? То, как поступают многие другие? Положительный ответ на эти вопросы можно заметить не только на уровне обыденного сознания, но и в научной литературе. Так, Конгейм писал, что "нормален тот тип, который в значительном числе индивидуумов, повторяется чаще всего. Каждое же значительное уклонение от этого типа мы называем ненормальностью" [См.: Конгейм. Общая патология. Ч. 1. СПб., 1878. - С. 4]. Такой подход к норме приводил и приводит к "усреднению" наблюдаемых фактов поведения, к некоторому среднестатистическому показателю. Следовательно, часто встречающееся, если оно несовершенно, не является еще достаточным основанием для возведения его в ранг нормы. Ссылка на то, что "все так делают", "все так думают", малозначаща в создании норм.

Однако такое основание, как "все так делают", имеет смысл в определенного рода ситуация". Если успех деятельности, имеющей благую цель, зависит от одинаковости действий, то нормой является то, как делают все другие. Но есть обстоятельства, когда "рота идет не в ногу, а лишь один в ногу". Однажды все ученики десятого класса решили уйти с последнего урока. Уйти, как они говорили, "просто так", "потому что хорошая погода. А двое решили остаться, ибо сочли уход безосновательным. Этих двоих одноклассники упрекали в отсутствии "коллективизма", в желании "показать себя" и т.п. Их было двое, но они "шли в ногу", они победили: урок состоялся в присутствии всех.

Определить, что является нормальным в самом общем виде, то есть для всех случаев, - дело чрезвычайно трудное, ибо для этого надо отвлечься в сравниваемых ситуациях от всего, кроме того, что нас интересует, и найти, что с полным правом можно назвать нормальным.

Возьмем для сравнения несколько ситуаций, далеко отстоящих друг от друга. Вот ситуация, в которой говорят: "Освещение нормальное". Что это значит? Достаточное для осуществления определенной операции данным человеком. Нормальное освещение, например, для чистки картофеля, является недостаточным для чтения - приходится добавлять освещение, включив настольную лампу. Близорукий нуждается в лучшем освещении предметов, чем любой другой. Выяснить, что нормально, что ненормально, не уточнив, в каком отношении, не приняв во внимание многих условий и обстоятельств, невозможно. Нормальное не есть некий абсолют, независящий от отношений (обстоятельств, условий).

Нормальное поведение - правильное поведение. Мы не назовем нормальными алкоголизм, лживость, клевету, сексуальную распущенность, трусость, жестокость и т.п. Для характеристики нормального мы используем слова "достаточный" (в мере), "адекватный", "правильный" (при осуществлении определенных положительных в общественном значении функций).

Нормальным является то в системе, что находится в мере оптимального осуществления ею функции при наличии доброй цели. Ненормальным является все то, что не соответствует этой мере. Долг директора, матери, друга может быть выполнен, если действия находятся в мере оптимального осуществления функции, адекватны ситуации и цели. Если цель объективно вредна, то действия субъекта не признаются за нормальные.

Может последовать возражение такого рода: говорят ведь о пороках как о нормальном. Да, говорят. "Ложь стала его нормой", "Нормальным для этого человека стало угодничество", - такие высказывания - не редкость. Дело в том, что, хотя по преимуществу "нормальное", "норма" связывается с хорошим, правильным, оправданным, все же эти термины употребляются и в другом - широком значении. В этом, втором значении, нормальным называют обычное для субъекта, а нормой - все установления, обязательные в данной группе для выполнения, то есть вне отношения к цели. Говорят о нормах поведения в мафии или в другой преступной организации, о нормах фашистского режима и т.п. Правильными называть такие "нормы" нельзя. В первом значении такие "нормы" - псевдонормы. Однако в социологической литературе "нормой" часто именуют и нормы, и псевдонормы, то есть любое групповое установление или обычное для данного субъекта.

Мораль нормативна, то есть содержит нормы. Но какие нормы относятся к морали? Являются ли моральными такие, например, нормы, как "Приходи вовремя на работу", "Приветствуй знакомых", "Мой руки перед едой", "Не воруй". Ответить на этот вопрос можно, если учесть специфику морали, ее отличие от других форм общественного сознания, то есть если принять во внимание ее предмет отражения.

Нормы морали имеют общий признак с другими нормами - они регулируют поведение, но их спецификой является требование делать добро и пресекать зло. К моральным нормам относятся те и только те нормы, в которых предикатом является термин "добро" ("зло") или синоним его, или термины, которые как виды подводятся под термин "добро" ("зло"). Такими нормами, например, являются: "Поступай так, чтобы твоими действиями создавалось благо", "Не вступай в сделку с совестью", "Будь справедлив", "В случае расхождения твоего интереса с общественным подчини свой интерес общественному", "Уважай в людях хорошее, доброе", "Следуй долгу" и т.д. Такие нормы являются собственно моральными нормами. Мораль обращена к любому поведению, она имеет отношение ко всему в жизни людей. Где бы ни работал субъект, с кем бы он ни общался, в каком бы месте он ни находился, везде он должен следовать нормам морали.

Мораль не регулирует непосредственно, например, чистку зубов, перевозку транспортом груза, безопасность на производстве т.п. Существуют санитарно-гигиенические нормы, эстетические, нормы техники безопасности, нормы осуществления профессиональной деятельности, поведения на транспорте и т.д. Все эти нормы не относятся к морали. Но их порой не только неспециалисты по этике, но и специалисты включают в мораль. Это заблуждение возникает потому, что следование таким нормам есть моральная норма. Это значит, что нарушение производственной, например, нормы оценивается в моральном отношении. Мораль не безразлична к отношению субъектов к любым нормам, особенно производственным, политическим, правовым.

В моральной норме указывается то, что обязательно для выполнения. В ней выражены повеление, долг. Не нормы предшествуют добру и злу, а, напротив, осознание того, что есть доброе и злое, предшествует созданию норм.

Нормативность морального сознания обращена к самому себе через веления совести. "Мне совесть велит", - говорим мы, когда хотим сказать, что не можем поступить иначе. Нормативность морального сознания проявляется в повелениях, обращенных к другим лицам или группам. Нормой является то, что регулирует поведение. Но не любое требование к поведению есть норма. Норма имеет форму общего высказывания (предложения), распространяющегося на однородные поступки субъекта (личности, специфической группы, всех людей).

Повеления, не имеющие признака общезначимости, не являются нормами. Сравним императив "Замолчи" с предложением "Не вступай в сделку с совестью!" Если первое предложение является простым повелением, то второе - норма поведения, моральная норма. Ни просьба, ни пожелание, ни мольба, ни императивы типа "Замолчи", ни призывы, ни запреты не являются нормами, но имплицитно, неявно в них может присутствовать норма. Приказ, пожелание и т. д. могут основываться на норме, но норма в них не выражена в явном виде. Повеление "Скажи правду" определяется соответствующей нормой.

По-видимому, нормы образуются из таких вот повелений, пожеланий, запретов и т. п., когда субъект осознает их регулярность, применимость к общему в различных ситуациях. Возникнув, норма может явиться основой для приказа, призыва, запрета.

Каково соотношение правил и норм? По этому вопросу существуют различные взгляды. Одни этики предлагают их не различать, другие считают, что правила шире по объему, чем нормы, третьи - что yже. Заметим, что никто не отрицает связь правил и норм. Связь эта в следующем. Правила всегда есть правила действий. Правила уличного движения, например, - это предписания определенных действий. Грамматические правила или правила поведения в гостях есть положения об обязательных действиях в определенных условиях.

Правило предполагает обязанность и общее. Оно устанавливает связь действий с условиями. Норма в отношении к действиям людей выступает как правило. Исходная норма в какой-то системе правил является принципом. Если норма фиксирует что-то как правильное, как меру без непосредственного обращения к поведению, она является только нормой, а не правилом. Норма освещения, например, просто норма. Вес человека в норме не является правилом, хотя достижение этой нормы может регулироваться правилами.

В структуре морали, как уже было упомянуто, принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Нормы морали, нормы-обычаи, корпоративные и другие нормы взаимодействуют с принципами и нормами права, находят в них одну из необходимых форм своего существования (например, религиозные нормы празднования Рождества Пасхи стали правовыми).

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятою порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или не должном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т.д. действующие в обществе. Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма рассчитана на добровольное исполнение Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция. Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т.д.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Мораль, ее функции и структура

Мораль (от латинского moralis - нравственный; mores - нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т.д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции. Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т.д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т.п.).

Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М.С. Строгович писал: «Нравственное сознание - это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность - это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения».

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т.д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т.д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т.д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека - единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т.д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

мораль общественный сознание

2. Моральные нормы

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т.д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т.д.).

Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм - признание человека высшей ценностью; альтруизм - бескорыстное служение ближнему; милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм - сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность, функции и структура морали как способа нормативного регулирования поведения человека. Основные функции этики: познавательная (гносеологическая) и нормативная. Классификация нравственных отношений. Особенности профессиональной морали юристов.

    контрольная работа , добавлен 14.05.2013

    Мораль как одна из форм общественного сознания. Императивность как специфическая черта морали, ее регулятивная функция. Оценочность морали. Описание основных функций морали. Компоненты системы моральной регуляции. Соотношение ценностей и моральных норм.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Мораль как форма общественного сознания и социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей. Взаимосвязь морали с общественным мнением и совестью. Соотношение морали и религии в социальном управлении. Культура и религия в обществе.

    реферат , добавлен 02.02.2012

    Выявление и анализ содержания особенностей и парадоксов морали как основного способа нормативной регуляции действий человека в обществе. Оценка категорий общественного сознания и общественных отношений в контексте соотношения морали и нравственности.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2011

    Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2009

    Сущность таких фундаментальных понятий как "этика","мораль", "нравственность". Норма-элементарная клеточка нравственности. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. Идеалы и ценности: верхний ярус морального сознания.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2007

    Для чего нужна мораль? Религиозная мораль. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Становление морали и ее развитие. Сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

    реферат , добавлен 03.10.2006

    Этикет как феномен культуры, история его развития и сложившиеся нормы и принципы нравственности. Моральные и культурные ценности, воплощение современных принципов этикета. Особенности нормативной регламентации поведения в обществе культурного человека.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2013

    Сущность понятия "мораль". Перечень услуг, которые предоставляет магазин розничной торговли "Дом книги". Практические рекомендации продавцам и руководителю магазина. Желаемый образ продавца в современное время. Формирование профессионального поведения.

    практическая работа , добавлен 19.01.2010

    История морали и этимология понятия. Основные ориентиры для выработки моральных позиций человека. Сущность оценивающей, регулирующей и воспитывающей функций морали. Понятие совести как осознания своего долга и ответственности, понятие самооценки человека.

Мораль в жизни человека

15.04.2015

Снежана Иванова

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания.

Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать. Моральная сторона в любом деле – это ответственная составляющая, которой нельзя пренебрегать. В нашей стране существует понятие морального ущерба, когда причиненные человеку неудобства измеряются в материальном эквиваленте, чтобы хотя бы частично возместить его переживания.

Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении. Под моралью также понимаются нравственные ценности, устои, порядки и предписания. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными.

Понятие морали очень тесно связано с этикой. Соблюдение этических представлений требует высокого духовного развития. Иногда общественные установки идут вразрез с потребностями самой личности, и тогда возникает конфликт. В этом случае отдельный человек со своей собственной идеологией рискует оказаться непонятым, одиноким среди общества.

Как формируется мораль?

Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.

Функции морали

Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

  • Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
  • Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
  • Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
  • Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
  • Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

Нормы морали

Согласуются с христианскими представлениями о добре и зле и тем, каким должен быть настоящий человек.

  • Благоразумие является неотъемлемым компонентом любого сильного человека. Оно предполагает наличие у индивида способности адекватно воспринимать окружающую реальность, выстраивать гармоничные связи и отношения, принимать разумные решения, действовать конструктивно в сложных ситуациях.
  • Воздержание предполагает запрет засматриваться на лица противоположного пола, которые состоят в браке. Умение справиться со своими желаниями, порывами одобряется обществом, нежелание следовать духовным канонам – порицается.
  • Справедливость всегда подразумевает, что за все деяния, совершенные на этой земле, рано или поздно придет возмездие или какой — либо отклик. Справедливое отношение к другим людям заключается в том, чтобы, в первую очередь, признавать их ценность как значимых единиц человеческого общества. Уважение, внимание к их потребностям также относятся к данному пункту.
  • Стойкость формируется за счет умения переносить удары судьбы, выносить для себя необходимый опыт и конструктивно выходить из кризисного состояния. Стойкость как норма морали подразумевает стремление к тому, чтобы выполнять свое предназначение и идти вперед, несмотря на трудности. Преодолевая преграды, личность становится сильнее и в дальнейшем может помочь другим людям пройти через их индивидуальные испытания.
  • Трудолюбие ценится в любом обществе. Под этим понятием понимается увлеченность человека каким – либо делом, реализация им своего таланта или способностей на благо других людей. Если личность не готова делиться результатами своих наработок, то его нельзя назвать трудолюбивым. То есть, необходимость деятельности должна быть связана не с личным обогащением, а с тем, чтобы служить последствиями своей работы как можно большему числу людей.
  • Смирение достигается путем длительного страдания и покаяния. Умение вовремя остановиться, не прибегать к мести в ситуации, когда сильно обидели, сродни настоящему искусству. Но по- настоящему сильный человек обладает колоссальной свободой выбора: он способен преодолеть разрушительные чувства.
  • Вежливость необходима в процессе взаимодействия людей друг с другом. Благодаря ей становится возможным заключение выгодных для обеих сторон сделок и соглашений. Вежливость характеризует личность с лучшей стороны и помогает ей конструктивно двигаться в направлении заданной цели.

Принципы морали

Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

  • Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.
  • Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.
  • Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.
  • Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.
  • Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.
  • Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

Таким образом, значение морали в жизни человека имеет определяющее значение. Мораль затрагивает все сферы человеческого взаимодействия: религия, искусство, право, традиции и обычаи. В существовании каждого отдельно взятого индивида рано или поздно возникают вопросы: как жить, какому принципу следовать, какой выбор совершить, и он обращается за ответом к собственной совести.