Фото: Морское сражение египтян с «народами моря». Художник Дж. Рава.
Катастрофа бронзового века
В XII веке до н. э. произошла так называемая катастрофа бронзового века. Многие античные цивилизации рухнули. В прошлом осталась микенская культура, центром которой были Эгейские острова. Снизилась грамотность, угасли прежние торговые пути. В этих обстоятельствах народы моря двинулись на юг и стали представлять для Египта серьезную опасность.
Орды, которые покинули сумрачный север, превращали в руины все, что попадалось на их пути. Великолепие и богатство античных городов привлекали мародеров и варваров. Порядок сменился хаосом, нужда и обнищание пришли на место изобилия. Общее брожение, вызванное миграционными волнами, привело к знаменитой Троянской войне. Ее события до сих пор известны по полумифологическим и полуреальным источникам. Если, например, народы Балтийского моря и другие жители тогдашней Европы нам практически неизвестны, то о египтянах и их соседях по Средиземноморью мы можем судить по богатому историческому материалу.
фото: Керстиан де Кейнинк (1560-1632) - "Пожар Трои".
Приближение чужестранцев
Смертельный удар народами моря был нанесен Хеттскому царству, существовавшему в Анатолии. Первое, что сделали пришельцы – перерезали северо-западные торговые пути. Они двигались вниз по эгейским берегам на юг вдоль средиземноморского побережья. По пути было сметено еще одно древнее царство, долго враждовавшее с хеттами, – Арцава. Его столицей был нынешний Эфес. Затем пала Киликия. Египет был все ближе. Орды иноземцев шли туда, где море. Мало народа Кипра пережило нашествие. После него на острове прекратилась добыча медной руды. Катастрофа бронзового века вообще характеризовалась уничтожением любой инфраструктуры. То же самое случилось с Северной Сирией – она была разорена.
После этого оказалась перерезанной еще одна важная экономическая артерия хеттов. Их древняя столица Хаттус, ослабленная изоляцией, не смогла отразить несколько нападений вездесущих народов моря. Вскоре город был сожжен дотла. Его руины археологи обнаружили только в начале XX века. До того момента когда-то процветающая столица на протяжении многих столетий была предана забвению.
Империя хеттов являлась ведущей державой Ближнего Востока на протяжении 250 лет. Она долго и много воевала с Египтом. Один из дипломатических договоров двух стран стал самым древним обнаруженным документом этого типа в истории человечества. Однако ни сила, ни авторитет хеттов не смогли ничего противопоставить неизвестным варварам.
фото: сражение египтян с «народами моря» на суше. Художник Дж. Рава.
Тем временем в Египте
Всего через несколько лет после Троянской войны и падения хеттской державы на рубеже XIII-XII вв. до н. э. египтяне впервые столкнулись со своими новыми противниками, которыми оказались народы моря. Кто они для жителей долины Нила? Незнакомые орды. Египтяне плохо представляли себе чужаков.
В то время фараоном был Рамзес III. Исследователи считают его последним великим египетским правителем императорской эпохи до прихода туда войск Александра Македонского и эллинизации страны. Рамзес принадлежал к двадцатой династии. Она точно так же, как восемнадцатая и девятнадцатая, пережила свой упадок и апогей. На рубеж XIII-XII вв. до н. э. пришелся ее расцвет. Рамзес начал царствовать приблизительно в 1185 г. до н. э. Главным событием его правления стало нашествие народов моря.
Во все античные времена Египет считался заветной целью любых завоевателей. Эту страну пытались покорить перс Камбиз, ассириец Ассурбанипал, Александр Македонский, римлянин Помпей. Позже туда вторгался осман Селим и француз Наполеон. Рвались в Египет и народы моря. Бронзовый век приближался к концу, и прежде чем перейти к железу, Средиземноморью пришлось пережить немало потрясений. Война египтян с северными чужаками, подгоняемыми победным пылом, была одним из них.
фото: казнь одного из вождей «народов моря» и конвоирование пленных; египетский воин справа с отрубленной рукой убитого лично им воина «народов моря»
Свидетельства войны
Древняя история народов моря известна нам благодаря многочисленными высеченным в камне иллюстрациям и историческим текстам, сохранившимся до XX века в египетских храмах и гробницах, когда их расшифровали современные археологи и лингвисты. Эти источники повествуют о великой войне и конечной победе Рамзеса III. А вот свидетельств о кровопролитии на Ближнем Востоке или в Греции почти не сохранилось. Только по косвенным данным ученые сделали вывод, что народы моря уничтожили не только микенскую культуру, но еще и Хеттскую империю, а также множество других мелких царств.
Самое удивительное, что там, где прошли странствующие завоеватели, жизнь как будто бы вовсе исчезла. Например, о Греции и Крите нет никаких данных в период 1200-750 гг. до н. э. После падения Трои история этих земель была вычеркнута из всех свидетельств на несколько столетий. Историки назвали их «темными веками». Этот период стал ступенькой перехода от древности к классической античности, когда Эллада вступила в свой культурный и политический зенит.
фото: Барельеф на стене в храме в Мединет-Абу. рельеф с изображением подсчета трофеев - отрубленных рук.
Победа египтян
В войне северян против Египта важна была не только армия, но и корабли народов моря. Сухопутные силы завоевателей стояли лагерем в Акко. Флот должен был направиться в дельту Нила. Рамзес также готовился к войне. Он укрепил восточные границы, где построил несколько новых крепостей. Египетский флот был распределен по северным гаваням и ждал неприятеля. В устье Нила возвели «башни» – необычные инженерные сооружения, подобных которым еще не знала античная эпоха.
Народы моря возлагали на свой флот большие надежды. Сперва они планировали, что корабли пройдут по Пелусианскому устью. Однако, поняв его неприступность, захватчики направились в другую сторону. Своей окончательной целью они выбрали другое, Мендусское устье. Суда прорвались через египетский заслон. Высадившийся на берегу трехтысячный десант захватил крепость, располагавшуюся в дельте Нила. Вскоре туда подоспела египетская конница. Завязался жаркий бой.
Нашествие народов моря на Египет изображено на нескольких барельефах эпохи Рамзеса III. Противники египтян в морском сражении изображены на них в коронообразных тиарах и рогатых шлемах. Один из барельефов показывает, как в обозе войска народов моря были повозки, заполненные наложницами. Женщинам крайне не повезло оказаться в самой гуще войны. На изображении они поднимают руки, молят о пощаде, а одна из девушек даже пытается бежать, но падает.
Захватив первую крепость, интервенты не смогли развить свой успех. Между их лидерами возникли споры о стратегии. Одни хотели идти на Мемфис, другие ждали подкреплений. Меж тем Рамзес не терял времени и с восточных границ двинулся наперерез неприятелям. Он настиг противников и разбил их. Чужеземцам не повезло еще и в том смысле, что они захватили крепость на берегу Нила накануне разлива реки. Из-за организованного отпора и разлада в собственных рядах потерпели поражение народы моря. Доспехи и оружие не помогли им. Рамзес III подтвердил свой статус великого монарха и до конца жизни уверенно правил страной.
Конечно, загадочные северяне не исчезли. Не сумев преодолеть египетскую границу, они осели в Палестине. Некоторые из них присоединились к ливийцам, жившим к западу от страны фараонов. Эти соседи вместе с авантюристами народов моря также беспокоили Египет. Через несколько лет после сражения в дельте они захватили крепость Хачо. Рамзес и на этот раз повел армию отражать очередное нашествие. Ливийцы и их союзники - выходцы из народов моря - потерпели поражение и потеряли убитыми около двух тысяч человек.
фото: Барельеф на стене в храме в Мединет-Абу.
Версия о греках
Плохо изученная история народов моря до сих пор привлекает исследователей и историков. Это был сложный конгломерат племен и о его точном составе продолжаются споры и дискуссии. Египетские барельефы, на которых изображены эти чужестранцы, находятся в погребальном храме Рамзеса III. Он называется Мединет-Абу. Захватчики на его рисунках внешне очень напоминают греков. Есть еще несколько аргументов в пользу того, что непрошенные гости, пытавшиеся ворваться в Египет, были эллинами. Например, сам Рамзес называл их не только народами моря, но и народами островов. Это может свидетельствовать о том, что интервенты приплыли с Эгейских островов, Крита или Кипра.
Против греческой версии выступает тот факт, что народ, живущий между двумя морями, у египтян изображен безбородым. Это противоречит знаниям историков об эллинах. Древнегреческие мужчины отращивали длинные бороды вплоть до IV в. до н. э. Об этом свидетельствуют в том числе и изображения на микенских вазах того периода.
фото: конвоирование пленных воинов «народов моря». Художник Дж. Рава.Шекелеш
Теория о греках в войске народов моря спорна. Но есть этнические группы, в которых уверены все историки. Одна из них – шекелеш. Этот народ описывается во множестве источников Древнего Египта периода Нового царства. Упоминания о нем есть в таких важных местах, как Карнакский храм и Атрибис. Впервые эти надписи на стенах появились еще при предшественнике Рамзеса III Мернептахе, правившем в 1213-1203 гг. до н. э.
Шекелеш были союзниками ливийских князей. На египетских барельефах они изображены в панцирях с копьями, мечами, дротиками и круглыми щитами. Шекелеш приплыли в Египет на парусниках с изображениями птичьих голов на носовой части и корме. В XI в. до н. э. они вместе с филистимлянами обосновались в Палестине. Шекелеш упоминаются в «Путешествии Уну-Амона» – иератическом папирусе XXI династии. Сейчас этот артефакт принадлежит Московскому Музею изобразительных искусств имени Пушкина. Шекелеш промышляли пиратством. В Палестине они захватили Кармальское побережье – узкую прибрежную полосу между горным массивом Кармель и Средиземным морем, а также равнину Шарон.
фото: Папирус Уну-Амона (в книге: M. Коростовцев. Путешecтвиe Ун-Амуна в Библ. 1960)Шерданы
Шерданы – важная часть того конгломерата, который образовали народы моря. Кто они? Как и шекелеш, эти мореплаватели были грозными пиратами. Многие историки считают их предками современных сардинцев. По другой версии этот народ моря был родственен дарданам – жителям Трои и всей северо-западной Анатолии.
Столицей шерданов считался палестинский город Ахват, который, помимо всего прочего, упоминался в «Книге Судей Израилевых». Первые сведения о них относятся к дипломатическим глиняным табличкам, принадлежащим важному для египтологов Тель-Эль-Амарнскому архиву. Этот народ, живущий между двумя морями, упоминается Риб-Адди – правителем города Библоса.
Шерданы зарекомендовали себя не только как морские разбойники, но и как надежные наемники. Они стали появляться в египетской армии во времена XVIII династии. Рамзес II разбил этих чужестранцев, после чего они еще больше стали поступать на службу к фараонам. Наемники сражались плечом к плечу с египтянами во время их последующих военных кампаний в Палестине и Сирии. При Рамзесе III шерданы были "расколоты". Во время самой главной войны египтян против народов моря часть из них сражалась на стороне фараона, часть – против него. Классический шерданский меч – длинный и прямой. Жители Нильской долины использовали серповидные клинки.
Тевкры
В древней Трое жили не только дарданы и шерданы. Их соседями были тевкры – еще один народ моря. Они не были греками, хотя их знать владела греческим языком. Тевкры, как и другие народы моря в истории Египта, не принадлежали к индоевропейской группе народов, позже занявших доминирующее положение в Средиземноморье. Хотя это известно в точности, более подробный этногенез так и не выяснен.
По одной из неподтвержденных версий, тевкры родственны этрускам из Италии (интересно, что античные авторы считали прародиной этрусков именно Малую Азию). Другая теория связывает тевкров с мисийцами. Столицей племени был город Дор, расположенный в Палестине на берегу Средиземного моря на территории современного Израиля. За XII век до н. э. тевкры развили это крохотное поселение в крупный и богатый порт. Город был разрушен финикийцами. Известно только одно имя правителя тевкров. Это был Бедер. Информация о нем содержится во все том же «Путешествии Уну-Амона».
Филистимляне
Происхождение филистимлян в точности неизвестно. Прародиной этого народа моря, осевшего в Палестине, может быть Греция или Западная Малая Азия. В Библии ею называется Крит. В храме Рамзеса III филистимляне изображены в эгейской одежде и шлемах, украшенных перьями. Аналогичные рисунки эпохи поздней бронзы найдены на Кипре. Боевые колесницы филистимлян не выделялись ничем примечательным, а вот корабли отличались необычной формой. Уникальной у них была еще и керамика, а также антропоидные саркофаги.
Первоначальный язык филистимлян историкам неизвестен. С приходом в Израиль этот народ моря принял диалект Ханаана (западной части Плодородного полумесяца). Даже филистимские божества остались в хрониках под семитскими именами.
Почти все народы моря в истории древнего Египта так и остались малоизученными из-за недостатка источников. Исключением в этом правиле остаются филистимляне. Во-первых, они отличались многочисленностью благодаря чему в античную эпоху ассимилировали сразу несколько малых народов. Во-вторых, о филистимлянах есть множество свидетельств (особенно выделяется Библия). У них не было централизованного государства. Вместо него в Палестине существовало 5 городов-полисов. Все они (Ашдод, Ашкелон, Газа, Гати), кроме Экрона, были филистимлянами завоеваны. Об этом свидетельствуют археологические слои, не принадлежащие к их культуре. Полисы управлялись старейшинами, составлявшими совет. Библейская победа Давида над филистимлянами положила конец этому порядку.
фото: Примерно так могли выглядеть воины «народов моря» 1150 г. до н.э. на земле и на море Художник Дж. Рава.Народы, живущие на море, постепенно исчезли. Даже египтяне после смерти Рамзеса III вступили в период длительного убытка. Филистимляне же, наоборот, продолжали жить в благополучии и довольствии. Как уже говорилось выше, после катастрофы бронзового века человечество постепенно освоило железо. Филистимляне сделали это одними из первых. Обладание уникальными технологиями и секретами выплавки железных кинжалов, мечей, серпов и элементов плуга сделало их на долгое время неуязвимыми для противников, застрявших в бронзовом веке. Армия этого народа состояла из трех костяков: тяжеловооруженной пехоты, лучников и боевых колесниц.
Поначалу культура филистимлян носила в себе некоторые крито-микенские черты, так как те поддерживали стабильные контакты с Грецией. Ярко эта взаимосвязь прослеживается на стиле керамики. Родственность начинает угасать приблизительно после 1150 года до н. э. Именно тогда керамика филистимлян приобретает первые отличные от микенской традиции черты. Любимым напитком филистимлян было пиво. На раскопках археологи нашли множество характерных кувшинов, особенность которых заключается в фильтре для шелухи ячменя. Спустя 200 лет после переселения в Палестину филистимляне окончательно теряют связь с греческим прошлым. В их культуре становилось все больше местных семитских и египетских особенностей.
Конец народов моря
После поражения в войне против Рамзеса III народы моря осели в Палестине и полностью подчинили себе южное побережье Ханаана. В середине XII в. до н. э. были завоеваны крупные города Лахиш, Мегиддо, Гезер, Бетель. Под контроль филистимлян попала долина Иордана и Нижняя Галилея. Города сначала разрушались, а затем отстраивались на свой лад – так было легче установить власть на новом месте.
В XI веке до н. э. ключевым центром Филистии стал Ашдод. Он постоянно расширялся и укреплялся. Торговля с Египтом и другими соседями приносила большую прибыль. Филистимлянам удалось закрепиться в стратегически важном регионе, где пересекалось множество купеческих путей. В Ашдоде появилась Тель-Мор – крепость, вокруг которой вырос порт.
фото: Эдвард Джон Пойнтер. Евреи в Египте 1867
Главным противником филистимлян, кроме египтян, были евреи. Их конфликт продолжался несколько столетий. В 1066 г. до н. э. произошла битва при Авен-Езере, во время которой филистимляне захватили Ковчег Завета (главную реликвию израильтян). Артефакт был перенесен в храм Дагона. Это божество народа моря изображалось в виде полурыбы-получеловека (оно покровительствовало земледелию и рыболовству). Эпизод с Ковчегом фигурирует в Библии. В ней рассказывается, что филистимляне были наказаны Господом за свой проступок. В их стране началась загадочная болезнь – люди покрывались язвами. По совету жрецов народ моря избавился от Ковчега. Во время другого конфликта с израильтянами в 770 г. до н. э. царь Иудеи Азария объявил войну филистимлянам. Он взял приступом Ашдод и уничтожил его укрепления.
Филистимляне постепенно теряли территории, хотя сохраняли свою культуру и самобытность. Самый страшный удар по этому народу был нанесен ассирийцами, захватившими Палестину в VII в. до н. э. Окончательно он исчез во времена Александра Македонского. Этот великий полководец подчинил не только Палестину, но и сам Египет. В результате и жители Нильской долины, и народы моря подверглись значительной эллинизации и потеряли свои уникальные национальные черты, которые были им свойственны во время достопомятной войны Рамзеса III с северными чужестранцами.
Термин «народы моря» появился в древнеегипетском языке в XIV в. до н. э. Так жители берегов Нила называли чужестранцев, живших на западе Малой Азии и на Балканах. Это были тевкры, шерданы, шекелеш и филистимляне. Некоторые современные исследователи отождествляют их с греками. Народами моря они считались из-за того, что между ними и египтянами находилась Средиземное море. Термин был восстановлен и введен в современный научный язык французским ученым Гастоном Масперо.
Катастрофа бронзового века
В XII веке до н. э. произошла так называемая катастрофа бронзового века. Многие античные цивилизации рухнули. В прошлом осталась микенская культура, центром которой были Снизилась грамотность, угасли прежние торговые пути. В этих обстоятельствах народы моря двинулись на юг и стали представлять для Египта серьезную опасность.
Орды, которые покинули сумрачный север, превращали в руины все, что попадалось на их пути. Великолепие и богатство античных городов привлекали мародеров и варваров. Порядок сменился хаосом, нужда и обнищание пришли на место изобилия. Общее брожение, вызванное миграционными волнами, привело к знаменитой Троянской войне. Ее события до сих пор известны по полумифологическим и полуреальным источникам. Если, например, народы Балтийского моря и другие жители тогдашней Европы нам практически неизвестны, то о египтянах и их соседях по Средиземноморью мы можем судить по богатому историческому материалу.
Приближение чужестранцев
Смертельный удар народами моря был нанесен Хеттскому царству, существовавшему в Анатолии. Первое, что сделали пришельцы - перерезали северо-западные торговые пути. Они двигались вниз по эгейским берегам на юг вдоль средиземноморского побережья. По пути было сметено еще одно древнее царство, долго враждовавшее с хеттами, - Арцава. Его столицей был нынешний Эфес. Затем пала Киликия. Египет был все ближе. Орды иноземцев шли туда, где море. Мало народа Кипра пережило нашествие. После него на острове прекратилась добыча медной руды. Катастрофа бронзового века вообще характеризовалась уничтожением любой инфраструктуры. То же самое случилось с Северной Сирией - она была разорена.
После этого оказалась перерезанной еще одна важная экономическая артерия хеттов. Их древняя столица Хаттус, ослабленная изоляцией, не смогла отразить несколько нападений вездесущих народов моря. Вскоре город был сожжен дотла. Его руины археологи обнаружили только в начале XX века. До того момента когда-то процветающая столица на протяжении многих столетий была предана забвению.
Империя хеттов являлась ведущей державой Ближнего Востока на протяжении 250 лет. Она долго и много воевала с Египтом. Один из дипломатических договоров двух стран стал самым древним обнаруженным документом этого типа в истории человечества. Однако ни сила, ни авторитет хеттов не смогли ничего противопоставить неизвестным варварам.
Тем временем в Египте
Всего через несколько лет после Троянской войны и падения хеттской державы на рубеже XIII-XII вв. до н. э. египтяне впервые столкнулись со своими новыми противниками, которыми оказались народы моря. Кто они для жителей долины Нила? Незнакомые орды. Египтяне плохо представляли себе чужаков.
В то время фараоном был Рамзес III. Исследователи считают его последним великим египетским правителем императорской эпохи до прихода туда войск Александра Македонского и эллинизации страны. Рамзес принадлежал к двадцатой династии. Она точно так же, как восемнадцатая и девятнадцатая, пережила свой упадок и апогей. На рубеж XIII-XII вв. до н. э. пришелся ее расцвет. Рамзес начал царствовать приблизительно в 1185 г. до н. э. Главным событием его правления стало нашествие народов моря.
Во все античные времена Египет считался заветной целью любых завоевателей. Эту страну пытались покорить перс Камбиз, ассириец Ассурбанипал, Александр Македонский, римлянин Помпей. Позже туда вторгался осман Селим и француз Наполеон. Рвались в Египет и народы моря. Бронзовый век приближался к концу, и прежде чем перейти к железу, Средиземноморью пришлось пережить немало потрясений. Война египтян с северными чужаками, подгоняемыми победным пылом, была одним из них.
Свидетельства войны
Древняя история народов моря известна нам благодаря многочисленными высеченным в камне иллюстрациям и историческим текстам, сохранившимся до XX века в египетских храмах и гробницах, когда их расшифровали современные археологи и лингвисты. Эти источники повествуют о великой войне и конечной победе Рамзеса III. А вот свидетельств о кровопролитии на Ближнем Востоке или в Греции почти не сохранилось. Только по косвенным данным ученые сделали вывод, что народы моря уничтожили не только микенскую культуру, но еще и Хеттскую империю, а также множество других мелких царств.
Самое удивительное, что там, где прошли странствующие завоеватели, жизнь как будто бы вовсе исчезла. Например, о Греции и Крите нет никаких данных в период 1200-750 гг. до н. э. После падения Трои история этих земель была вычеркнута из всех свидетельств на несколько столетий. Историки назвали их «темными веками». Этот период стал ступенькой перехода от древности к классической античности, когда Эллада вступила в свой культурный и политический зенит.
Победа египтян
В войне северян против Египта важна была не только армия, но и корабли народов моря. Сухопутные силы завоевателей стояли лагерем в Акко. Флот должен был направиться в дельту Нила. Рамзес также готовился к войне. Он укрепил восточные границы, где построил несколько новых крепостей. Египетский флот был распределен по северным гаваням и ждал неприятеля. В устье Нила возвели «башни» - необычные инженерные сооружения, подобных которым еще не знала античная эпоха.
Народы моря возлагали на свой флот большие надежды. Сперва они планировали, что корабли пройдут по Пелусианскому устью. Однако, поняв его неприступность, захватчики направились в другую сторону. Своей окончательной целью они выбрали другое, Мендусское устье. Суда прорвались через египетский заслон. Высадившийся на берегу трехтысячный десант захватил крепость, располагавшуюся в дельте Нила. Вскоре туда подоспела египетская конница. Завязался жаркий бой.
Нашествие народов моря на Египет изображено на нескольких барельефах эпохи Рамзеса III. Противники египтян в морском сражении изображены на них в коронообразных тиарах и рогатых шлемах. Один из барельефов показывает, как в обозе войска народов моря были повозки, заполненные наложницами. Женщинам крайне не повезло оказаться в самой гуще войны. На изображении они поднимают руки, молят о пощаде, а одна из девушек даже пытается бежать, но падает.
Захватив первую крепость, интервенты не смогли развить свой успех. Между их лидерами возникли споры о стратегии. Одни хотели идти на Мемфис, другие ждали подкреплений. Меж тем Рамзес не терял времени и с восточных границ двинулся наперерез неприятелям. Он настиг противников и разбил их. Чужеземцам не повезло еще и в том смысле, что они захватили крепость на берегу Нила накануне разлива реки. Из-за организованного отпора и разлада в собственных рядах потерпели поражение народы моря. Доспехи и оружие не помогли им. Рамзес III подтвердил свой статус великого монарха и до конца жизни уверенно правил страной.
Конечно, загадочные северяне не исчезли. Не сумев преодолеть египетскую границу, они осели в Палестине. Некоторые из них присоединились к ливийцам, жившим к западу от страны фараонов. Эти соседи вместе с авантюристами народов моря также беспокоили Египет. Через несколько лет после сражения в дельте они захватили крепость Хачо. Рамзес и на этот раз повел армию отражать очередное нашествие. Ливийцы и их союзники - выходцы из народов моря - потерпели поражение и потеряли убитыми около двух тысяч человек.
Версия о греках
Плохо изученная история народов моря до сих пор привлекает исследователей и историков. Это был сложный конгломерат племен и о его точном составе продолжаются споры и дискуссии. Египетские барельефы, на которых изображены эти чужестранцы, находятся в погребальном храме Рамзеса III. Он называется Мединет-Абу. Захватчики на его рисунках внешне очень напоминают греков. Есть еще несколько аргументов в пользу того, что непрошенные гости, пытавшиеся ворваться в Египет, были эллинами. Например, сам Рамзес называл их не только народами моря, но и народами островов. Это может свидетельствовать о том, что интервенты приплыли с Эгейских островов, Крита или Кипра.
Против греческой версии выступает тот факт, что народ, живущий между двумя морями, у египтян изображен безбородым. Это противоречит знаниям историков об эллинах. Древнегреческие мужчины отращивали длинные бороды вплоть до IV в. до н. э. Об этом свидетельствуют в том числе и изображения на микенских вазах того периода.
Шекелеш
Теория о греках в войске народов моря спорна. Но есть этнические группы, в которых уверены все историки. Одна из них - шекелеш. Этот народ описывается во множестве источников Нового царства. Упоминания о нем есть в таких важных местах, как и Атрибис. Впервые эти надписи на стенах появились еще при предшественнике Рамзеса III Мернептахе, правившем в 1213-1203 гг. до н. э.
Шекелеш были союзниками ливийских князей. На египетских барельефах они изображены в панцирях с копьями, мечами, дротиками и круглыми щитами. Шекелеш приплыли в Египет на парусниках с изображениями птичьих голов на носовой части и корме. В XI в. до н. э. они вместе с филистимлянами обосновались в Палестине. Шекелеш упоминаются в «Путешествии Уну-Амона» - иератическом папирусе XXI династии. Сейчас этот артефакт принадлежит Московскому Музею изобразительных искусств имени Пушкина. Шекелеш промышляли пиратством. В Палестине они захватили Кармальское побережье - узкую прибрежную полосу между горным массивом Кармель и Средиземным морем, а также равнину Шарон.
Шерданы
Шерданы - важная часть того конгломерата, который образовали народы моря. Кто они? Как и шекелеш, эти мореплаватели были грозными пиратами. Многие историки считают их предками современных сардинцев. По другой версии этот народ моря был родственен дарданам - жителям Трои и всей северо-западной Анатолии.
Столицей шерданов считался палестинский город Ахват, который, помимо всего прочего, упоминался в «Книге Судей Израилевых». Первые сведения о них относятся к дипломатическим глиняным табличкам, принадлежащим важному для египтологов Тель-Эль-Амарнскому архиву. Этот народ, живущий между двумя морями, упоминается Риб-Адди - правителем города Библоса.
Шерданы зарекомендовали себя не только как морские разбойники, но и как надежные наемники. Они стали появляться в египетской армии во времена XVIII династии. Рамзес II разбил этих чужестранцев, после чего они еще больше стали поступать на службу к фараонам. Наемники сражались плечом к плечу с египтянами во время их последующих военных кампаний в Палестине и Сирии. При Рамзесе III шерданы были "расколоты". Во время самой главной войны египтян против народов моря часть из них сражалась на стороне фараона, часть - против него. Классический шерданский меч - длинный и прямой. Жители Нильской долины использовали серповидные клинки.
Тевкры
В древней Трое жили не только дарданы и шерданы. Их соседями были тевкры - еще один народ моря. Они не были греками, хотя их знать владела греческим языком. Тевкры, как и другие народы моря в истории Египта, не принадлежали к индоевропейской группе народов, позже занявших доминирующее положение в Средиземноморье. Хотя это известно в точности, более подробный этногенез так и не выяснен.
По одной из неподтвержденных версий, тевкры родственны этрускам из Италии (интересно, что античные авторы считали прародиной этрусков именно Малую Азию). Другая теория связывает тевкров с мисийцами. Столицей племени был город Дор, расположенный в Палестине на берегу Средиземного моря на территории современного Израиля. За XII век до н. э. тевкры развили это крохотное поселение в крупный и богатый порт. Город был разрушен финикийцами. Известно только одно имя правителя тевкров. Это был Бедер. Информация о нем содержится во все том же «Путешествии Уну-Амона».
Филистимляне
Происхождение филистимлян в точности неизвестно. Прародиной этого народа моря, осевшего в Палестине, может быть Греция или Западная В Библии ею называется Крит. В храме Рамзеса III филистимляне изображены в эгейской одежде и шлемах, украшенных перьями. Аналогичные рисунки эпохи поздней бронзы найдены на Кипре. Боевые колесницы филистимлян не выделялись ничем примечательным, а вот корабли отличались необычной формой. Уникальной у них была еще и керамика, а также антропоидные саркофаги.
Первоначальный язык филистимлян историкам неизвестен. С приходом в Израиль этот народ моря принял диалект Ханаана (западной части Даже филистимские божества остались в хрониках под семитскими именами.
Почти все народы моря в истории древнего Египта так и остались малоизученными из-за недостатка источников. Исключением в этом правиле остаются филистимляне. Во-первых, они отличались многочисленностью благодаря чему в античную эпоху ассимилировали сразу несколько малых народов. Во-вторых, о филистимлянах есть множество свидетельств (особенно выделяется Библия). У них не было Вместо него в Палестине существовало 5 городов-полисов. Все они (Ашдод, Ашкелон, Газа, Гати), кроме Экрона, были филистимлянами завоеваны. Об этом свидетельствуют археологические слои, не принадлежащие к их культуре. Полисы управлялись старейшинами, составлявшими совет. Библейская победа Давида над филистимлянами положила конец этому порядку.
Народы, живущие на море, постепенно исчезли. Даже египтяне после смерти Рамзеса III вступили в период длительного убытка. Филистимляне же, наоборот, продолжали жить в благополучии и довольствии. Как уже говорилось выше, после катастрофы бронзового века человечество постепенно освоило железо. Филистимляне сделали это одними из первых. Обладание уникальными технологиями и секретами выплавки железных кинжалов, мечей, серпов и элементов плуга сделало их на долгое время неуязвимыми для противников, застрявших в бронзовом веке. Армия этого народа состояла из трех костяков: тяжеловооруженной пехоты, лучников и боевых колесниц.
Поначалу культура филистимлян носила в себе некоторые крито-микенские черты, так как те поддерживали стабильные контакты с Грецией. Ярко эта взаимосвязь прослеживается на стиле керамики. Родственность начинает угасать приблизительно после 1150 года до н. э. Именно тогда керамика филистимлян приобретает первые отличные от микенской традиции черты. Любимым напитком филистимлян было пиво. На раскопках археологи нашли множество характерных кувшинов, особенность которых заключается в фильтре для шелухи ячменя. Спустя 200 лет после переселения в Палестину филистимляне окончательно теряют связь с греческим прошлым. В их культуре становилось все больше местных семитских и египетских особенностей.
Конец народов моря
После поражения в войне против Рамзеса III народы моря осели в Палестине и полностью подчинили себе южное побережье Ханаана. В середине XII в. до н. э. были завоеваны крупные города Лахиш, Мегиддо, Гезер, Бетель. Под контроль филистимлян попала долина Иордана и Нижняя Галилея. Города сначала разрушались, а затем отстраивались на свой лад - так было легче установить власть на новом месте.
В XI веке до н. э. ключевым центром Филистии стал Ашдод. Он постоянно расширялся и укреплялся. Торговля с Египтом и другими соседями приносила большую прибыль. Филистимлянам удалось закрепиться в стратегически важном регионе, где пересекалось множество купеческих путей. В Ашдоде появилась Тель-Мор - крепость, вокруг которой вырос порт.
Главным противником филистимлян, кроме египтян, были евреи. Их конфликт продолжался несколько столетий. В 1066 г. до н. э. произошла битва при Авен-Езере, во время которой филистимляне захватили (главную реликвию израильтян). Артефакт был перенесен в храм Дагона. Это божество народа моря изображалось в виде полурыбы-получеловека (оно покровительствовало земледелию и рыболовству). Эпизод с Ковчегом фигурирует в Библии. В ней рассказывается, что филистимляне были наказаны Господом за свой проступок. В их стране началась загадочная болезнь - люди покрывались язвами. По совету жрецов народ моря избавился от Ковчега. Во время другого конфликта с израильтянами в 770 г. до н. э. царь Иудеи Азария объявил войну филистимлянам. Он взял приступом Ашдод и уничтожил его укрепления.
Филистимляне постепенно теряли территории, хотя сохраняли свою культуру и самобытность. Самый страшный удар по этому народу был нанесен ассирийцами, захватившими Палестину в VII в. до н. э. Окончательно он исчез во времена Александра Македонского. Этот великий полководец подчинил не только Палестину, но и сам Египет. В результате и жители Нильской долины, и народы моря подверглись значительной эллинизации и потеряли свои уникальные национальные черты, которые были им свойственны во время достопомятной войны Рамзеса III с северными чужестранцами.
Гибель крито-минойской цивилизации совпала по времени с новой волной переселения индоевропейских народов. В XIII-XII вв. до н.э. Ближний Восток потрясали неслыханные по своим масштабам события. Одна за другой погибают дворцовые культуры Крита, Месопотамии и Ханаана. Рухнула империя хеттов; некогда могущественный Египет из последних сил отражал набеги варварских племен. Эгейский мир переживал период бурных исторических перемен; пало множество малоазийских городов, включая Трою, один за другим погибали города ахейцев в Аттике, и много лет понадобилось для того, чтобы в Грецию вернулся относительный мир.
Хотя причин этих поистине революционных потрясений было несколько и не все пока ясно в этом калейдоскопе событий, одним из главных факторов стали миграции так называемых народов моря. Эти миграции связаны с несколькими волнами переселения народов, в XIII столетии до н.э.
двинувшихся из Эгеиды на юг и юго-восток и в итоге полностью видоизменивших ситуацию в Малой Азии и на Ближнем Востоке. А вскоре волна этих завоеваний докатилась и до Египта.
Египетские источники сообщают о двух крупных нападениях на Египет конфедерации народов, за которыми в исторической науке закрепилось название «народов моря». Сами египтяне этот термин не используют. Они описывают вторгшихся в Дельту Нила захватчиков как конфедерацию племен, «иностранцев с моря», приходивших из «северных стран» или с «островов моря» (имеется в виду Средиземное море).
Первое вторжение народов моря (в союзе с ливийцами) имело место на пятом году царствования фараона XIX династии Мернептаха (1224-1214 гг. до н.э.). Об этом повествуют тексты, высеченные на стене храма Амона в Карна- ке и текст стелы из заупокойного храма Мернептаха (так называемая Израильская стела). Мернептах успешно отразил нападение «народов моря» и их союзников, убив 6000 и изгнав остальных.
В текстах Карнака называются пять народов, принимавших участие в этом нашествии:
- A-qi-ya-wa-sa (A-qi-wa-sa) - аки ваша.
- Ta-ru-sa (Tw-rw-s’/ Tw-ry-s’) - турша.
- Rw-ku (Rw-kw) - рукка/лукка.
- Sa-ra-d-n (Sa-ar-di-na) - сарды, шардана.
- Sa-k(a) -ru-su (S’-r -rw-s) - шеклеш, шекелеша.
Второе нападение «народов моря», на этот раз одновременно с суши и с моря, произошло в восьмой год (ок. 1175 до н.э.) царствования фараона Рамсеса III (1182-1151 гг. до н.э.). К этому времени «народы моря» уже, вероятно, захватили сирийские города Угарит и Алалах. Чтобы отразить вторжение, Рамсес III использовал военные корабли, войска и колесницы. Разгром «народов моря» был полным. Рамсес III хвалился, что он не только победил и рассеял «народы моря», но и заставил их покориться египетскому владыке. Смилостивившись над побежденными, фараон поселил остатки «народов моря» в палестинских крепостях с тем, чтобы они охраняли северные границы Египта. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что все могло быть как раз наоборот: потерпев поражение, «народы моря» отошли в Палестину и заняли ее, ликвидировав египетское господство в этой области. Воспрепятствовать этому Рамсес III был не в состоянии.
Как бы то ни было, победа в дельте Нила защитила Египет от вторжений с севера, но не смогла воспрепятствовать коварному проникновению ливийских (берберских) народов с запада. Результат нападения «народов моря» стал бедственен для Египта: страна погрузилась в своего рода «темные века».
Тексты, посвященные победе Рамсеса III над «народами моря», проиллюстрированные рельефными изображениями сцен сражения, высечены на одном из пилонов храма Меди- нет-Абу близ Фив. В этих текстах, наряду с уже известными, упоминаются и другие «народы моря»:
- Pe-ra-sa-ta (Pw-r-s-ty) - пелесет.
- Tjikar (T-k-k [-г)] - чикар.
- Sa-k (a) -ru-su - шеклеш.
- Danuna (D-y-n-yw-n) - дануна, дана.
- Wasasa (W-s-s) - вашаша.
побережье в Доре, к югу от горы Кармил. Третий народ, шеклеш - сикулы, уже известен нам по списку Мернептаха; это единственный из «народов моря», который упомянут в обоих записях. Четвертыми в списке идут знакомые по поэмам Гомера греки-данайцы, пятыми - вашаша, предположительно, малоазийский народ критского происхождения; возможно, речь идет о карийцах, жителях западной Анатолии.
Помимо храма Мединет-Абу, о нападении «народов моря» при Рамсесе III упоминается и в так называемом Большом папирусе Харриса и в списке храмовых доходов, полученных в царствование Рамсеса III (1184-1153)[†††††††††]
Письменные источники и изображения на египетских рельефах свидетельствуют о том, что «народы моря» прибыли в Египет вместе с семействами, со скотом и имуществом, погруженном на корабли и в запряженные волами телеги. Следовательно, эти нападения были явной попыткой насильственного захвата чужих земель с тем, чтобы поселиться на них. Все указывает на то, что «народы моря» стремились не просто к грабежу - они планировали осваивать области, которые собирались завоевать. Подобное поведение могло быть вызвано результатом крупномасштабного голода на «островах моря». Действительно, в XIII и XII столетиях до н.э. в северном и восточном Средиземноморье зафиксирован ряд
больших неурожаев. Эта катастрофа даже вынудила фараона Мернептаха послать зерно пораженным голодом хеттам (уже находившимся в упадке). Возможно, именно голод вызывал масштабные перемещения народов через Анатолию и Левант в Сиро- Палестину и Египет.
Все «народы моря», судя по всему, были хорошо знакомы египтянам и раньше. Египтяне, несомненно, знали и то, что эти народы связаны между собой географически и отчасти политически (какими-то союзническими обязательствами?) и пришли в дельту Нила с севера - с островов Эгейского моря и Малой Азии.
О том, что «народы моря» не были неизвестны египтянам, свидетельствуют и два более ранних источника: египетский список союзников хетгского царя, противостоявших фараону Рамсесу II (1279-1213) в битве при Кадеше (1285 г. до Р.Х.), и хеттский документ, перечисляющий народы, входившие в лигу Аххиява (Западная Анатолия), войска которой нападали на империю хеттов. Яблоком раздора служили западные области Малой Азии и остров Кипр, причем борьба велась как на суше, так и на море. В итоге Аххиявский союз был около 1250 до Р.Х. разгромлен, а хетты ненадолго овладели Кипром.
В списке Рамесеса II названы следующие племена:
- Pi-da-sa.
- Da-ar-d (а) -ап-уа.
- Ma-sa.
- Qa-r (a) -qi-sa.
- Ru-ka.
- Arzawa.
(филистимляне) в египетском документе называются и в числе наемников, сражавшихся в войсках Рамсеса II в битве при Кадеше.
Рельефы на стенах храма Мединет-Абу дают нам превосходные изображения этнического облика «народов моря», их одежды, вооружения, колесниц и кораблей. Эти изображения имеют много общего с описаниями эгейских народов в других источниках. Например, воины «народов моря» - высокие, стройные люди, живо напоминающие античных греков - на рельефах Мединет-Абу изображены в шлемах с плоским перьевым султаном, очень похожим на тот, что изображен на знаменитом Фестском диске.
Перьевой султан, согласно Геродоту, а также одному позднему ассирийскому тексту, является типичным для Ка- рии и Ликии в эпоху бронзы. Позднее его переняли соседи карийцев. Такой тип плоского перьевого султана можно видеть на ассирийском рельефе, изображающем ионийских и карийских воинов, его носили и ликийские наемники во флоте Ксеркса. По свидетельству Геродота, «карийцы изобрели три вещи, которые впоследствии переняли у них эллины. Так, они научили эллинов прикреплять к своим шлемам султаны, изображать на щитах эмблемы и первыми стали приделывать ручки на щитах (до тех пор все народы носили щиты без ручек и пользовались ими с помощью кожаных перевязей, надевая их на шею и на левое плечо)» (Геродот, I, 171).
Гомер в «Илиаде» довольно подробно описывает различные типы шлемов, однако он не упоминает о шлемах с плоским перьевым султаном, которые носили «народы моря» или часть их. Зато изображение подобного султана можно видеть на керамической антропоидной урне, найденной при раскопках в Бет-Шине (Беф-Сане). На стене этого города, как известно по Библии (1-я Цар., 31, 10), филистимляне повесили обезглавленное тело Саула. Урна приблизительно может быть датирована 1040 годом до Р.Х. - временем царствования Саула. Подобные антропоидные урны были найдены и в других областях, на которое распространялось египетское владыче
ство, в том числе в Ханаане и в самом Египте. Кроме того, плоский перьевой султан можно видеть на воинах «народов моря», изображенных на ларце из слоновой кости (XII в. до н.э.) и на печати с Кипра. Из всего сказанного вытекает, что плоский перьевой султан на шлеме - отличительная черта «народов моря», карийцев и филистимлян в частности.
Фестский диск, помимо перьевого султана, содержит и другие параллели, связывающие Крит и Анатолию. Среди пиктограмм на диске можно видеть некие сооружения, напоминающие ульи - вероятно, хижины Эти ульеподобные хижины находят близкие аналоги в архитектуре ликийцев, живших на юго-западе Анатолии. Мапоазийские аналоги имеет и тип лука, изображенного на Фестском диске. По всей видимости, критско-анатолийские связи играли важную роль в раннеминойский (до 2000 г. до Р.Х.) и среднеминойский (2000-1800 гг. до Р.Х.) периоды. Почти пять сотен лет отделяют фестский диск от рельефов в Мединет-Абу, что указывает на весьма давние связи между Критом и Анатолией.
Другое вооружение «народов моря», которое можно видеть на рельефах Мединет-Абу, - длинные, сужающиеся к концу мечи, копья, щиты и доспехи - находит близкие аналоги в тексте «Илиады». Несмотря на различия в деталях, вооружение ахейцев весьма близко вооружению филистимлян и шардана (сардинцев). Плиссированные «юбки», в которые облачены воины «народов моря», изображенные на рельефах Мединет-Абу, имеют анатолийское происхождение. Корабли «народов моря» и их характерный «горбатый» рогатый скот также явно происходят из Анатолии. Кстати, корабли «народов моря», изображенные на рельефах храма Мединет-Абу, схожи с аналогичными изображениями на Фестском диске и на микенской вазе, найденной на острове Скирос. Любопытно, что экипажи боевых колесниц «народов моря» состоят из трех человек, вооруженных копьями - это тоже малоазийская, а точнее, хеттская, традиция. На египетских колесницах имелось только по два воина.
Ученые находят множество других параллелей между «народами моря», изображенными на рельефах Мединет-Абу,
и микенскими греками-ахейцами и анатолийскими племенами. Из этого, конечно, нельзя сделать вполне однозначный вывод о том, что «народы моря» вышли непосредственно из Анатолии и Эгеиды - детали одежды и вооружения они могли перенять у анатолийцев, крито-минойцев и микенцев благодаря культурным контактам. Однако, несомненно, что «народы моря» имели много общего с крито- микенским миром и Анатолией, особенно ее западной и юго-западной частью. Большинство исследователей сегодня согласно с тем, что «народы моря» пришли в Египет из Эгеиды и Анатолии.
Изучение названий малоазийских племен в египетских и хетгских источниках показало, что различные группы «народов моря» могут быть связаны или с их прародиной, или по крайней мере с теми местностями, где они поселились в результате миграции. Мы уже говорили о том, что наименования акиваша («Ekwesh») и дана («Denen»), по всей видимости, можно отнести к грекам-ахейцам и ірекам-данайцам, известным по «Илиаде». Народ «Lukka», возможно, происходил из Ликии (Анатолия), шардана («Sherden») - из Сардинии, а «пелесет» однозначно связывается с библейскими филистимлянами, по имени которых была названа Палестина. Шекелеша («Shekelesh») и турши («Teresh») могут быть связаны с жителями Сицилии и Этрурии.
Первоначально все эти параллели были установлены по данным этимологии и филологии, но в последние годы появились серьезные археологические свидетельства связей между западным и восточным Средиземноморье, существовавших в эпоху поздней бронзы[‡‡‡‡‡‡‡‡‡]. Данные археологии свидетельствуют о том, что в конце бронзового века восточное Средиземноморьем вошло в контакт с несколькими культурными центрами на западе, и эта связь сохранялась даже после разрушений, которым подверглась материковая Греция, Анатолия и Левант. Мы уже знаем, что практически весь
запад Средиземоморья был населен иберо-ливийцами, а из египетских текстов следует, что по крайней мере два из «народов моря» имели иберо-ливийское происхождение - шардана (сардинцы) и шекелеша (сикулы). По всей видимости, в крито-минойский период во всем Средиземноморье начала складываться некая культурная общность, объединенная цепью средиземноморских островов, стержнем которой являлся Крит. На ее крайнем полюсе находился мберо-ливийский Тартес, имевший тесные экономические связи с Британией и атлантическим побережьем Франции, на другом - легендарная Троя и древние доиндоевропейские культуры Малой Азии. По мнению австрийского ученого Д. Вёльфеля, все страны Средиземноморья, включая Северную Африку и Пиренейский полуостров, уже в эпоху неолита представляли собой тесно спаянное культурно-историческое единство с сильно развитыми этнокультурными связями. Кажется вероятным, что в это время на едином «евроафриканском» языке говорили в Иберии, Южной Франции, на Севере Африки и на юге Италии.
Катастрофа, вызванная взрывом вулкана Санторин, крах крито-минойской цивилизации, гибель Трои и движение индоевропейских народов, случившиеся в очень короткий исторический период, положили конец этой культурной общности. Потомки строителей мегалитов, оставивших на островах Средиземного моря колоссальные, до сих пор во многом загадочные сооружения, неожиданно покинули свои острова и были в буквальном смысле слова «рассеяны по лицу земли». «Доисторическая» иберо-ливийская Европа в одночасье прекратила свое существование, оставив, впрочем, после себя множество памятников столь выдающихся, что даже всемогущее время бессильно перед ними. Стоунхендж и мегалиты Британских островов, каменные рады Карнака и Ле-Менека во Франции, Филитоса на Корсике, гигантские мегалитические храмы Мальты, талайоты Балеар и нураги Сардинии и, наконец, величественный Кносский дворец на Крите - наглядные тому свидетельства.
Ответ от ЀОшАН[гуру]
Источник:
Ответ от Віта марченко
[гуру]
Народы моря - группа народов-беженцев из Малоазиатского, Эгейского и Балканского регионов, проводивших свои набеги на цивилизованные регионы Средиземноморья, в том числе Хеттское и Египетское государства. Этническая принадлежность «народов моря» достоверно не установлена. В состав народов моря египетские надписи включают PLST (пеласги= филистимляне?) , "KWS (ахейцы?) , RK (ликийцы?) , SRDN (сардины?) , TKR (тевкры=троянцы?) , TRS (тирсены=этруски?) , SKLS (сикулы?) , DNWN (данайцы?) , WSS (?).
Первые упоминания о них относятся к временам Аменхотепа III, а первые крупные столкновения -- при Мернептахе. Египтяне назвали их «народами моря» , поскольку они пришли с северных морей и были искусными мореходами. В XIII в. до н. э. «народы моря» начали массовую эмиграцию из своих родных земель. По пути эти племена безжалостно грабили занятые ими территории. В 50-е XIII до н. э. было уничтожено государство Амурру. Многие историки считают, что именно стремление ахейцев-микенцев, входящих в состав «народов моря» , захватить ресурсы богатой Трои, а не поэтизированный рассказ величайшего поэта древности Гомера, стало реальной причиной Троянской войны. Около 1190 до н. э. именно «народы моря» сокрушили Новое царство хеттов.
Разбитые фараоном Рамзесом III в наземной и морской битве (1173 до н. э.) , «народы моря» разделились на несколько групп племен, которые заселили неосвоенные земли Средиземноморского побережья. Племя пеласгов или филистимлян, известное своим умением воевать на суше, осело на средиземноморском побережье в Ханаане, который стал называться (от названия племени) Палестиной, должно быть, с разрешения фараона. Они долгое время держали за собой торговлю железом и служили у фараонов наемниками, пока израильтяне не установили полный контроль над регионом. Шерданы, которые формировали личную гвардию египетских фараонов, осели в Сардинии. Сицилия предположительно называется так из-за племени SKLS (шекелеш) , также бывшего частью «народов моря». Современные историки предполагают, что тирсены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков, до 510/509 г. до н. э. владевшего и Римом. Этруски оставили множество следов высокоразвитой культуры (так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога) , так, что, вероятно, они имели сильный фундамент для построения такой культуры. Племя чьекеров (тевкры?) прибыло к горе Кармель и поселилось в городе Дер (были вскоре ассимилированы филистимлянами) , а другая часть обосновалась на Кипре (см. Этеокипрский язык) .
Этническая принадлежность
Основную массу «народов моря» составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники (ахейцы, в более поздних источниках они именуются данайцами). Следует обратить внимание на то, что по данным лингвистики, языки этрусков (TRS), пеласгов (PLST) и, видимо, также тевкров (TKR, см. Этеокипрский язык) находились в близком родстве. А. И. Немировский предполагал, что в эту же языковую группу следует включить сардинцев (SRDN).
"...Следует отметить также, что египетские источники называли "народы моря" гитами (гетами) , а это имя издревле было одним из самых распространенных в скифской среде; так, во времена Геродота "геты" жили на Дунае, "фисса-геты" на Волге и "масса-геты" - в Средней Азии... Судя по изображениям, эти древние скифы-геты были удивительно похожи на средневековых казаков. Не оттого ли казачьи руководители носили титул "гетман"?...
Ответ от ВАНО
[гуру]
«Народы моря» - группа средиземноморских народов, двинувшаяся в XIII веке до н. э. к границам Египта и государства хетов предположительно с региона Эгейского моря (Балканы и Малая Азия ). Этнографическими следами их миграций считают гарамантов , сикулов, филистимлян , фригийцев и этрусков . Троянскую войну также считают эпизодом переселений народов моря .
Родиной народов моря часто называют регион Микенской цивилизации , которая на тот момент гибла под ударами дорийцев
Основную массу «народов моря» составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники (ахейцы, в более поздних источниках они именуются данайцами). Следует обратить внимание на то, что по данным лингвистики, языки этрусков (TRS), пеласгов (PLST) и, видимо, также тевкров (TKR, см. Этеокипрский язык) находились в близком родстве. А. И. Немировский предполагал, что в эту же языковую группу следует включить сардинцев (SRDN). Л. А. Гиндин и В. Л. Цымбурский, в книге «Гомер и история Восточного Средиземноморья» , высказывают мнение, что «народы моря» , в основном, это выходцы с севера Балканского п-ова, родственные протофракийским племенам.
Народы моря впервые достигли границ Египта в 1243 году до н. э. в царствование фараона Мернептаха. В числе их были племена шерданов, шакалаша, турша и акайваша. «Народы моря» выступили в союзе с ливийцами, поддержав последних во время их нападения на Дельту в 1219 до н. э. , но были отражены престарелым Мернептахом у мыса Мигдол.
Около 1200 года до н. э. народы моря стерли с лица земли Угарит . Около 1190 до н. э. именно «народы моря» сокрушили Новое царство хеттов.
Разбитые фараоном Рамсесом III в наземной и морской битве (состоявшейся в 1173 до н. э. по «краткой хронологии») , «народы моря» разделились на несколько групп племен, которые заселили неосвоенные земли Средиземноморского побережья. Племя пеласгов или филистимлян, известное своим умением воевать на суше, осело на средиземноморском побережье в Ханаане, который стал называться (от названия племени) Палестиной, должно быть, с разрешения фараона. Они долгое время держали за собой торговлю железом и служили у фараонов наемниками, пока израильтяне не установили полный контроль над регионом. Шерданы, которые формировали личную гвардию египетских фараонов, осели в Сардинии.
Сицилия предположительно называется так из-за племени SKLS (шекелеш) , также бывшего частью «народов моря». Современные историки предполагают, что тирсены были умелыми мореплавателями и достигли Северной и Центральной Италии, где дали начало племени этрусков, до 510/509 г. до н. э. владевшего и Римом. Этруски оставили множество следов высокоразвитой культуры (так, в их городах была канализация, и именно этруски дали римлянам такой вид одежды, как тога) , так, что, вероятно, они имели сильный фундамент для построения такой культуры. Племя чьекеров (тевкры?) прибыло к горе Кармель и поселилось в городе Дер (были вскоре ассимилированы филистимлянами) , а другая часть обосновалась на Кипре (см. Этеокипрский язык) .
Захваченные в битвах Народов Моря
Ответ от Ирина Головач
[гуру]
Народы моря» - группа средиземноморских народов, двинувшаяся в XIII веке до н. э. к границам Египта и государства хетов предположительно с региона Эгейского моря (Балканы и Малая Азия). Этнографическими следами их миграций считают гарамантов, сикулов, филистимлян, фригийцев и этрусков. Троянскую войну также считают эпизодом переселений народов моря.
Родиной народов моря часто называют регион Микенской цивилизации , которая на тот момент гибла под ударами дорийцев. Основную массу «народов моря» составляло древнее доиндоевропейское население запада и юго-запада Малой Азии, а также их греческие союзники (ахейцы, в более поздних источниках они именуются данайцами). Следует обратить внимание на то, что по данным лингвистики, языки этрусков (TRS), пеласгов (PLST) и, видимо, также тевкров (TKR, см. Этеокипрский язык) находились в близком родстве.
Ответ от Justpretty
[активный]
"Ни одна страна не устояла перед десницей их, начиная от Хатти. Кеде, Каркемиш, Арцава, Аласия были уничтожены. Они разбили лагерь посреди Амурру, они погубили его людей, как если бы те (никогда) не существовали. Они надвинулись на Египет... В союзниках объединены были среди них прст, чкр, шкрш, дйнй и вшш. Они наложили руки на страны до края земли, сердца их были полны упования и говорили они: "Преуспеют наши замыслы"..." Так говорит одна из египетских хроник, начертанная на стенах храма Meдинет-Хабу, повествующая о нашествии "народов моря".
Кеде – это Кицуватна, страна в Малой Азии, в горах Килийского Тавра (впоследствии провинция Катаония). Каркемиш – столица Хеттского государства, могучей державы Хатти, соперницы Египта и Вавилона. Арцава – это союз rocyдарств лувийцев (народа, родственного хеттам) , бывший то вассалом, то союзником, то врагом державы Хатти и располагавшийся на западе Малой Азии. Аласия – это остров Кипр, страна Амурру – нынешняя Сирия. Все это расшифровать нетрудно. Но вот прочтение названий "народов моря", сокрушивших державу хеттов и ряд других государств восточного Средиземноморья и едва не покоривших Египет, требует, особого подхода.
Дело в том, что в письменах египтян не передавались гласные звуки, и узнать, какие именно народы скрываются за набором согласных звуков вроде прст, чкр и т. п. , не так-то уж легко. Тем более, что есть и восточный, малоазиатский вариант этих народов, и западный, средиземноморский. Возьмем, например, название шкрш. Это могут быть и сикулы, древние жители Сицилии, от которых остров получил свое название, и жители области Сагаласс в Малой Азии. Египетские источники упоминают народ шрдн. Однако это могут быть как сарды, жители острова Сардиния, так и сарды, обитатели малоазийского царства Лидия. В египетских текстах есть народ трш. Безусловно, под ним подразумеваются предки этрусков – тирсены. Но, они могли двигаться на Египет как с запада, со стороны Апеннинского полуострова, так и с востока, со стороны Малой Азии (ибо, согласно показаниям ряда античных авторов, прародиной этрусков была не Италия, а Малая Азия) .
И к счастью, не только египетские хроники, но и другие письменные источники говорят о "народах моря": это архивы хеттских царей и Библия. Надписи Мединет-Хабу упоминают народ прст. Библия говорит о филистимлянах, захвативших приморскую полосу Южной Сирии, которая получила наименование Палестина, сохранившееся с тех пор по сей день. Филистимляне и есть народ прет. Библия говорит о нем как о могущественном народе, ведущем постоянные войны. Филистимляне "сорок лет" властвовали над народом израильским. Есть в Библии и указание на место, откуда пришли филистимляне в Палестину.
"Не я ли вывел народ Израиля из земли египетской и филистимлян из Кафтора? " – говорит Иегова. Кафтором же древние иудеи именовали остров Крит. Знаменательно, что и на таинственном диске из Феста самый частый знак изображает голову воина в уборе из перьев (воиы точно в таких же шлемах запечатлены на египетских фресках, изображающих битву с "народами моря").
О филистимлянах в Палестине говорят не только древние тексты. Археологи нашли в земле Палестины образцы керамики, принесенной сюда филистимлянами. Она резко отличалась от керамики более древних жителей этой земли, но была идентична керамике острова Кипр, культура которого испытывала сильное влияние минойского Крита, и сходна с керамикой греческой провинции Аргос, относимой к позднемикенскому времени.
В библейской "Книге Иеремии" говорится о приходе филистимлян с Крита. Южные филистимляне именуются "крэти" филистимлянские наемники в Израиле носят название "крэти" и "плэти", во второй "Книге Самуила" речь идет о "керефеях и фелефеях". Все это указывает на то, что филистимляне пришли в Палестину с запада, со стороны Кипра и Крита. Видимо, тем же путем шли и другие "народы моря". Тем более, что наступали они на Египет в союзе с ливийцами, чьи земли также находились к западу от долины Нила.
Многие исследователи; связывают ф
Одна из величайших загадок древнего мира – таинственные народы моря. О них практически ничего неизвестно. Первые упоминания относятся примерно ко времени правления Рамзеса III. Однако ко времени вступления этого египетского владыки на престол, народы моря уже 40 лет выжигали соседние земли и уничтожали великие государства Средиземноморья.
Одним из первых пало Хеттское царство. Города были уничтожены, сожжены. Не осталось ни следа былой культуры. А через некоторое время на их месте поселились племена, во многом превосходящие хеттов по уровню развития. Нашими современниками в недавнем времени высоко в горах острова Крита было найдено около 80 деревень-убежищ. По данным историков, это коренные жители острова спасались от безжалостных могущественных захватчиков, прибывших к берегам на многочисленных военных кораблях. К укреплениям ведут довольно узкие тропы, по которым не могло бы пройти более 2-х человек одновременно. Высоко в горах даже небольшая группа мужчин могла сдерживать натиск целого войска в течение долгого времени, сбрасывая на вражеских захватчиков тяжелые камни или осыпая их градом стрел.Судя по находкам археологов, исконное население Крита пряталось в деревеньках долгие годы, сумев обустроить в гористой местности довольно приличный быт. Хуже приходилось тем, кто не сумел укрыться в недоступных горах. Народы моря проявляли нечеловеческую жестокость, практически начисто выжигая города, в которые вторгались. Они, как настоящая машины убийств, неожиданно высаживались на берег. После них оставались лишь пепелища и груды костей. Первое появление народов моря у границы египетских земель отмечено во время правления фараона XIX династии Мернептаха (приблизительно в 1203 году до н.э.). Со стороны финикийской земли показалось бесчисленное число военных судов. Но фараону удалось собрать многочисленное войско и расположить его вдоль побережья. Возможно, именно по этой причины таинственные захватчики не стали вступать в бой. Вся их неистовость обрушилась на город Угарит, что располагался на территории современной Сирии. Варвары уничтожили город, сожгли ценнейшую библиотеку, разрушили святилища и храмы. Часть жителей увели в плен, остальных просто убили. Цветущий Угарит был превращен в руины. Не избежал трагической участи и другой величайший город, сравнимый по своей мощи с Римом – Анатолия (Малая Азия). Народы моря сеяли смерть и разрушения, целая культура была превращена в прах. Нападения их длились в течение долгих двадцать лет. По одной из версий, великая Троя пала именно от рук этого загадочного народа. Хотя здесь нет однозначного ответа: не привела ли к уничтожению города междоусобная распря задолго до вторжения морских завоевателей.
В начале XII века до н.э.пришла очередь ослабевшего Египта испытать все зверства и жестокость, безжалостность и мощь непобедимого народа. Войска прибывали в несметном количестве. Часть высаживались на берег, другие передвигалась сушей. Жены и дети ехали на телегах вместе с ними. Достоверно неизвестно, всегда ли в походах воинов народа моря сопровождали их семьи. Однако Рамзес III собрал мощное войско против наступающих захватчиков. Решающая битва состоялась в 1777 году до н.э., в котором народы моря потерпели сокрушительное поражение. Египтяне безжалостно убивали поверженных захватчиков. Кровь лилась рекой. К побежденным не было ни пощады, ни милости.
Народы моря бесследно исчезли. Однако, по приказу Рамзеса, на территории Средиземноморья осели племена, которые стали называть себя филистимлянами. Являлись ли они потомками народа, склонившего головы перед силой победителя – не известно. Существует и другая версия. Некоторые ученые считают, что народами моря являлись племена тирсенов. Они были предками этрусков и населяли территорию Апеннинского полуострова до прихода римлян. Тирсены научили жителей могущественной империи строить дороги, возводить уникальные города и вести гладиаторские бои.
Но никто и не исключает того, что некогда могущественным народом могли быть и племена тевкров, населявших таинственно уничтоженную Трою. Собрав «охотников за удачей», тевкры вполне могли превратиться в безжалостных убийц, терроризирующих побережье всего Средиземноморья. Существует и еще одна версия. Считается, что народами моря могли быть некогда наемные войска, которые служили в высокоразвитых странах древнего мира. После того, как воинское дело стало занятием элиты, плебеи-наемники остались не у дел. Организовавшись в сплоченную группу, они составили мощное войско. Город за городом покоряли они. Многочисленные слабые племена присоединялись к могущественным и безжалостным войнам. Неподготовленное к войне население больших и богатых городов оказалось неспособным дать отпор закаленным в боях завоевателям. И целые культуры превращались в пепел под воинственным мечом захватчиков. Пока сами они не были уничтожены достойным соперником. Рамзес третий, сплотивший египетский народ, быть может, спас не одну культуру от полного разорения и уничтожения. Сегодня версий о том, кем же были народы моря – бесчисленное множество. И хотя есть доказательства и факты в пользу каждой, невозможно точно сказать, какая же верна. Эта мистическая загадка пока останется неразрешенной тайной древнего мира.