» » Лекции общая характеристика финансов. Общая характеристика финансовой системы РФ Государственные Финансы хоз. Местные Финансы Финансы

Лекции общая характеристика финансов. Общая характеристика финансовой системы РФ Государственные Финансы хоз. Местные Финансы Финансы

Ключевые термины:

Ø финансовая система,

Ø сферы финансовых отношений,

Ø звенья финансовых отношений,

Ø государственные финансы,

Ø финансы предприятий,

Ø страхование,

Ø финансы домохозяйств,

Ø международные финансы,

Ø финансовый рынок,

Ø бюджет государства,

Ø целевые государственные фонды,

Ø государственный кредит,

Ø принципы построения финансовой системы.

2.1. Финансовая система Украины: Понятие, структура и общая характеристика ее сфер и звеньев

Финансовая система существует в каждой государстве независимо от уровня ее экономического развития. Виды финансовых систем приведенные на (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Виды финансовых систем

Финансовые системы государств могут отличаться по своей структуре, поскольку они являются отражением существующей модели экономики. На сегодня в мире насчитывается более 20 различных моделей финансовых систем.

В финансовой системе сосредоточены значительные финансовые ресурсы, составляющие более 80 % от объема ВВП. Структура финансовой системы всегда динамическая. В государствах с переходной экономикой финансовые системы.

Финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений, которые отображают специфические формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП, соответствующую систему финансовых органов и институтов.

Финансовую систему рассматривают двумя категориями: по внутренней структурой и организационной строением.

По внутренней структуре - это совокупность относительно обособленных и взаимосвязанных сфер и звеньев, которые отражают специфические формы и методы финансовых отношений. По организационной строению - это совокупность финансовых органов и институтов, которые управляют денежными потоками в экономике и характеризуют систему управления финансами в стране.

В составе финансовой системы выделяют следующие сферы (рис. 2.2):

централизованные финансы, основу которых составляют государственные финансы;

децентрализованные финансы, включают финансы субъектов хозяйствования (предприятий) и финансы населения;

финансовую инфраструктуру, что включает финансовый рынок и систему органов управления финансами.

Все сферы финансовой системы разделяют на отдельные звенья, имеющие тесные многосторонние взаимосвязи. Каждая сфера и звено финансовой системы занимает определенное место в регулировании финансовых отношений, решительно влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие только ей, функции.


Рис. 2.2. Структура финансовой системы Украины

Централизованные финансы - это сфера финансовых отношений по формированию централизованных денежных фондов, которые сосредотачиваются в институтах и государственных органов власти для выполнения государством своих функций, а именно: административной, военной, социально-экономической и правовой. Это основная сфера перераспределения ВВП. Уровень централизации части ВВП государством, с одной стороны, должен быть достаточным для обеспечения ее определенным объемом финансовых ресурсов, а с другой - достаточным для формирования мощной финансовой базы предприятий для эффективного хозяйствования.

К этой сфере относятся: государственный бюджет, местные бюджеты (финансы местных органов власти), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, финансы государственных и муниципальных предприятий.

Главным звеном централизованных финансов является бюджетная система, организационно зависит от формы государственного устройства и состоит из государственного и местных бюджетов.

Государственный бюджет - это главный централизованный фонд денежных средств государства, основной инструмент перераспределения ВВП. Через него осуществляется перераспределение около 40 % всего ВВП страны.

Главными доходами государственного бюджета являются налоги, которые составляют 70-90 % общей суммы доходов.

К основным налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный сбор, пошлина.

До основных расходов государственного бюджета включают: расходы, связанные с политическими функциями государства (содержание армии, государственного аппарата управления и власти) расходы на социальные нужды (образование, наука, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение); расходы, связанные с экономическими функциями государства (государственные инвестиции в отрасли экономической инфраструктуры, субсидии частному капиталу и государственным корпорациям, расходы на внешнеэкономическую деятельность и др.).

Местные бюджеты (местные финансы) составляют финансовую базу местных органов власти и управления. Они обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах и доходах, их внутренне-территориальное перераспределение. Местные бюджеты имеют полную самостоятельность, собственные и закрепленные доходные источники и право определения направлений их использование. В местных бюджетах большая доля расходов направляется на социальные потребности. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им дополнительные средства в виде субсидий, субвенций, дотаций из государственного бюджета, а также путем выпуска местных займов под определенные государственные обязательства - муниципальных облигаций.

Централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения представляют собой централизацию средств для решения конкретных задач и проблем. их характерным признаком является четко определены источники формирования и направления использования. Создание таких фондов определяется конкретными потребностями, поэтому их состав разнообразен в разных странах и в разные времена. Среди них выделяют такие, которые имеют стабильный характер, например пенсионные фонды и фонды занятости, а также те, что отражают относительно временные потребности.

Государственный кредит является достаточно специфическим звеном государственных финансов, он непосредственно связан с бюджетным дефицитом, являясь источником его покрытия. Это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой; при таких отношениях государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

В децентрализованных принадлежат финансы предприятий и учреждений частной формы собственности. Финансы предприятий и учреждений является базовым звеном всей финансовой системы, поскольку именно здесь образуется значительная часть ВВП, что является объектом распределения через финансовые отношения. Финансы предприятий представляют собой систему денежных фондов, образуются и используются для финансирования производственного процесса, обеспечение расширенного воспроизводства, материального стимулирования и социального обеспечение рабочих.

В зависимости от вида деятельности финансы предприятий подразделяют на финансы коммерческих предприятий, некоммерческих предприятий, общественных организаций.

Особенностью финансов коммерческих предприятий является то, что они работают на принципах коммерческого расчета, предусматривает получение прибыли, возмещение за счет собственных средств всех затрат на основную деятельность, а также на ее расширение и развитие.

К некоммерческим относятся учреждения, которые оказывают услуги или выполняют работы бесплатно или за символическую плату. Это прежде всего, больницы, общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, библиотеки, музеи и т.д. Целью деятельности таких учреждений не является извлечение прибыли. их платежи в бюджет незначительные или вообще их нет. Главным источником финансирование расходов таких учреждений являются бюджетные средства.

Общественные организации и благотворительные фонды также относят к некоммерческих предприятий. Главным источником их функционирования являются вступительные и членские взносы, добровольные и спонсорские пожертвование. Кроме этого, общественные организации могут иметь в собственности коммерческие предприятия, которые направляют им часть полученного дохода.

В зависимости от отраслевой направленности финансы коммерческих предприятий можно разделить на финансы промышленных, транспортных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий.

В зависимости от формы собственности финансы предприятий подразделяют на финансы государственных, муниципальных, коллективных (акционерных, кооперативных, совместных, арендных), частных предприятий.

Финансы населения - это совокупность денежных фондов, которые аккумулируются у населения с таких источников: доходов от трудовой деятельности; доходов от капитала; доходов от движимого и недвижимого имущества; доходов, полученных в виде наследства; доходов из других источников.

Финансовая инфраструктура - это совокупность институтов и элементов, которые создают благоприятные условия для функционирования всей финансовой системы. К ним относятся: система органов управления финансами; нормативно-законодательная база; подготовка специалистов; инфраструктура финансового рынка; специализированное производство (ценных бумаг, денежных банкнот, финансовой документации). Именно финансовая инфраструктура создает благоприятные условия для гармоничного функционирования всей финансовой системы и каждой ее сферы в частности. Финансовый рынок - это подсистема финансового инфраструктуры, специфическая сфера экономических отношений, где формируются и осуществляются отношения между участниками финансового рынка по поводу купли-продажи финансовых фондов. Главной предпосылкой существования финансового рынка является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах того или иного субъекта рыночных отношений с наличием источников удовлетворения таких потребностей. Финансовый рынок опосредует движение финансовых ресурсов между предприятиями, отраслями, сферами экономики, населением, государством. Основная функция финансового рынка - превращение временно свободных денежных средств (накоплений, сбережений) на ссудный капитал для инвестиций в экономику.

Финансовый рынок как сфера финансовой системы включает в себя рынок денег, кредитных ресурсов, ценных бумаг и финансовых услуг и т.д. (рис. 2.3).


Рис. 2.3. Место и роль финансового рынка в финансовой системе

Существование финансовой системы предусматривает решение таких задач:

Ø формирование, концентрация и оптимальное размещение достаточных для производства определенного объема ВВП финансовых ресурсов;

Ø достижения максимальной эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов - максимизация объемов производимого ВВП на основе выбора реальной структуры форм финансового обеспечения;

Ø установление оптимальных пропорций распределения и перераспределения произведенного ВВП с целью полного обеспечения потребностей граждан, предприятий, государства;

Ø всестороннее содействие привлечению всех временно свободных средств и полученных доходов через институты финансового рынка на потребности финансового обеспечения производства ВВП;

Ø формирование страховых фондов с целью обеспечения возмещения потерь финансовых ресурсов и доходов и установления максимальных предпосылок для использования данных средств фондов в кругообороте ресурсов.

Главной задачей построения национальной финансовой системы является обеспечение максимальной мобилизации имеющихся в обществе финансовых ресурсов и привлечения при обоснованных потребностях их извне, установление предпосылок для их эффективного использования и максимизации на этой основе производства ВВП. Движение денежных потоков через звенья и сферы финансовой системы должен способствовать формированию у каждого субъекта доходов, отражают его производительность и являются достаточными для обеспечения потребностей его деятельности.

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения "финансы". Финансы - историческая категория. По своей природе они тесно связаны с государством, которому для выполнения своих функций необходимы денежные средства.

В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы носили преимущественно натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов.

С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита .

В условиях капиталистического способа производства товарно-денежные отношения получают наиболее широкое развитие. Они охватывают все сферы и функции общественного хозяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение стоимости, играют все большую роль в жизнедеятельности государства. По своей сущности финансы - это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода .

Следует отметить, что финансовые отношения - понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.

В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.

Из всего многообразия денежных связей общества система финансовых отношений включает :

  • - денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;
  • - денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней;
  • - денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов;
  • - денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий: во-первых, между предприятием в целом и его структурными подразделениями; во-вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда;
  • - денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.;
  • - денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.

Таким образом, субъектами финансовых отношений выступают государство, предприятия, организации и работники предприятий, граждане. А объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые включают чистый доход, амортизационные отчисления на реновацию, налоги и неналоговые платежи, финансовые резервы, часть средств общественных организаций и пр. Поэтому финансовые отношения выражают процесс распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и на этой основе - формирование денежных средств у участников воспроизводственного процесса: предпринимателей, которые вкладывают капитал в производство и реализуют товары и услуги; трудоспособного населения, которое обладает собственностью на рабочую силу; государства, которое вкладывает природные ресурсы, регулирует экономические процессы.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить государству осуществление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с другой - из финансов частных предприятий, корпораций, монополий .

Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать общенациональные цели (оборону, космос, внешние государственные отношения). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.

Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию называются финансовой политикой. Она включает фискальную политику, т.е. направление деятельности государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения. Финансовая политика осуществляется с помощью различных финансовых инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

Направление финансовой политики зависит от экономического состояния страны. Общей тенденцией сегодня является повышение роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему. Это связано с ростом расходов на поддержание уровня доходов, на программы по социальному обеспечению и т.д.

В эпоху домонополистического капитализма государственная финансовая система имела два звена - государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формировать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производительных сил, глубоких изменений в экономике структура финансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.

На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: государственный бюджет; местные финансы; специальные внебюджетные фонды и финансы государственных предприятий.

Ведущим звеном государственных финансов выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет - основное средство перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении общегосударственные расходы. В нем находят органическую увязку основные финансовые институты - налоги, внутренние займы, расходы .

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, расширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.

Местные финансы охватывают широкую группу второстепенных налогов (в основном поимущественных), систему местного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность.

В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирования хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие экономической и социальной инфраструктуры.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях - и местными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.

Первоначальной задачей этих фондов являлось финансирование отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они приобретают значение резерва, к которому правительства прибегают в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат значительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность правительств в их росте.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ряда стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Австрия) - процессом, который получил наибольшее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству путем сохранения и развития важных отраслей производства, которые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодорожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газовая, угольная промышленности и т.п.). Государственные предприятия, таким образом, представляют собой попытку разрешить противоречие между частнопредпринимательскими интересами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий - это звено финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях .

Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. В зависимости от типа предприятия они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности.

Следует отметить, что с 80-х гг. роль этого звена под влиянием процессов реприватизации значительной части государственного сектора падает. Данная политика преследует цель повышения финансовой эффективности хозяйственных субъектов, находившихся в государственной собственности, поиск более интенсивных методов хозяйствования и управления ими.

Второй сферой финансовой системы развитых зарубежных стран выступают финансы частных предприятий, корпораций, монополий, которые возникают в ходе экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия.

В связи с тем, что деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. В то же время государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирования амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.

Частные предприятия составляют подавляющую часть материального производства, на них приходится главная доля создаваемого валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому государство использует различные методы (в т.ч. финансовые) для стимулирования деятельности этих предприятий, роста их накоплений, различных денежных фондов, связанных с ускорением научно-технического прогресса, созданием резервов, повышением квалификации работающих. Государство устанавливает льготный режим налогообложения прибыли, систему ускоренной амортизации, предоставляет в ряде случаев бюджетные кредиты, оказывает другие формы финансовой поддержки. В свою очередь частные предприятия своими платежами участвуют в формировании доходной базы государственного бюджета, других государственных фондов .

С учетом вышеизложенного можно расширить определение финансовой системы.

Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а эта система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Другими словами, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия — «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы — это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система — это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы — местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги (в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды — это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

2. Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса — это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства.

Снижение их объема ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, влечет за собой сокращение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшение фонда потребления в составе используемого национального дохода, несбалансированность натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорции.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая является чистым доходом.

Важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а также часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года, резервные фонды страховых организаций, средства от продажи части золотого запаса страны, выручка от реализации излишнего имущества и т. д.).

Для формирования финансовых ресурсов используются также заемные и привлеченные средства.

На микроуровне формируются нецентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих.

Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления.

Главные пути решения проблемы изыскания финансовых ресурсов связаны, во-первых, с реализацией принятой программы стабилизации экономики и перехода к рынку, а во-вторых, с осуществлением специально разработанных мер по финансовому оз-14

доровлению экономики и перестройке системы финансовых отношений в стране.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостатке собственных средств предприятие может сократить свои расходы либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование — это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.

На практике необходимо добиться оптимального соотношения между всеми тремя формами финансового обеспечения, а это возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

В условиях перехода к рынку возрастает роль финансовых резервов. Они незаменимы при возникновении огромных потерь или непредвиденных обстоятельствах.

Они могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов, их управленческими структурами, специализированными страховыми организациями и государством.

3. Финансовый механизм

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается с помощью ее регулирования, т. е. изменения темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества.

В условиях рынка регулирование экономики достигается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Регулирование экономики происходит прежде всего посредством саморегулирования, которое обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.

Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику, его необходимость обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества — обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и пр.

Государство вмешивается в экономику посредством использования законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития.

С помощью государственных инвестиций, налоговой политики, деятельности различных государственных структур складывается конкретный механизм влияния на экономику.

Регулирующие возможности финансов предприятий используют в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, регулирующие возможности государственного бюджета — для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно растет значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства.

В перспективе страхование должно возмещать потери от неудавшихся научно-технических разработок и недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок, политических волнений и др.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие в основном государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Следует заметить, что саморегулирование происходит при предоставлении дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формировании и использовании территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита.

Чтобы вывести экономику из кризисного состояния, обеспечить надежными и устойчивыми источниками роста, необходимо использовать финансовые стимулы, при помощи которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций. В составе финансовых стимулов можно выделить:

1) эффективные направления инвестирования финансовых
ресурсов:

а) финансирование технического перевооружения;

б) финансирование затрат, связанных с воспроизводством
рабочей силы, профессиональной подготовкой кадров, по
вышением их квалификации, переориентацией работаю
щих на новые виды производств;

в) последовательная реализация программ, направленных
на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальных
структурах общественного производства, совершенствова
ние хозяйственных пропорций в соответствии с современ
ными потребностями;

2) поощрительные фонды (материального и социального развития);

3) бюджетные методы интенсификации производства;

4) специальные финансовые льготы и санкции.

Малорезультативны сегодня финансовые санкции. Они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно санкции за невыполнение договоров о поставке продукции.

Чтобы финансовые санкции стали реальными и эффективными, необходимо значительное усиление материальной ответственности за невыполнение взаимных обязательств.

Непременным пунктом любого договора должна стать фиксация необходимости определения размера упущенной выгоды в случае нарушений правил поставки продукции.

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения используется финансовый механизм.

Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм состоит из видов, форм и методов организации финансовых отношений, способов их количественного определения.

Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов.

Эта классификация учитывает особенности отдельных подразделений общественного хозяйства и выделения сфер и звеньев финансовых отношений.

Общая структура системы финансов неоднородна по своему составу. Она включает обособленные группы финансовых отношений, разли­чающиеся правовой формой и качественным составом финансовых ре­сурсов. Однако это не нарушает единства системы финансов, так как в ее основе лежат общие для всех ее элементов денежные отношения и про­цессы движения финансовых ресурсов, образования и использования доходов в экономике.

Поскольку эти процессы осуществляются в публично-правовой и частноправовой формах, постольку общая система финансов делится на две большие сферы (отрасли):

1) публичные (государственные и муниципальные) финансы;

2) Частнохозяйственные финансы (финансы организаций и до­машних хозяйств).

Объединяющим началом, первичной основой системы финансов выступает денежная система страны, которая представляет собой орга­низуемую государством систему обращения денег (первичных финансовых ресурсов и инструментов).

Сферы и звенья системы финансов

Бюджет (система бюджетов)

Внебюджетные фонды (система внебюджетных фондов)

Государственный (муниципальный) кредит

Государственные финансовые резервы и резервные фонды

Частнохозяйственные

финансы (финансы организаций и домашних хозяйств)

Финансы коммерческих организаций

Финансы некоммерческих организаций

Финансы домашних хозяйств

Страховой рынок (финансы страховых организаций)

Фондовый рынок(финансы его профессиональных участников)

Кредитный рынок (финансы кредитных организаций)

Публичные (государственные и муниципальные) финансы об­служивают совокупность денежных отношений, возникающих в про­цессе движения финансовых ресурсов в публично-правовой форме, образования и использования доходов органов государственной власти и местного самоуправления.

Основное место в системе публичных финансов занимает бюд­жет. Россия представляет собой федеративное государство, включающее и себя два уровня государственной власти (федеральный и региональ­ный) и два уровня местного самоуправления. Каждый из названных уровней власти и управления имеет свой бюджет. Поэтому в России формируется (по доходам и расходам) система бюджетов, состоящая из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов Россий­ской Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов (по­следние в свою очередь образуют двухуровневую систему).

В федеральном бюджете концентрируются наиболее крупные фе­деральные налоговые и неналоговые государственные доходы и наибо­лее значимые государственные расходы, связанные с финансировани­ем вопросов общегосударственного управления, национальной □бороны, правоохранительной системы, реструктуризации экономики и выравнивания социально-экономического развития регионов. Феде­ральный бюджет выступает основным финансовым инструментом со­циально-экономической политики федерального центра, проводимой в масштабе страны.

В региональных бюджетах аккумулируются региональные и часть федеральных налоговых доходов, средства межбюджетных трансфертов федерального бюджета и неналоговые доходы в объемах, необходимых органам власти субъектов Федерации для развития региональной эко­номики и социальной сферы, финансовой поддержки подведомствен­ных территорий, управления реализацией социально-экономической политики на региональном уровне.

На территориях субъектов РФ формируются и исполняются по доходам и расходам местные бюджеты . Состав системы местных бюджетов зависит от устройства системы местного самоуправления в кон­кретном субъекте Федерации. В зависимости от типов и количества входящих в структуру региона муниципальных образований можно выделить бюджеты муниципальных районов, городских округов, город­ских и сельских поселений. Доходная часть этих бюджетов формиру­ется за счет местных и части региональных налогов, неналоговых до­ходов от муниципальной собственности и межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов. За счет средств местных бюджетов финан­сируются основная масса социальных расходов, расходов на жилищ­но-коммунальное хозяйство (ЖКХ) и решение других вопросов мест­ного значения.

Внебюджетные фонды представлены в России государственны­ми внебюджетными фондами социального назначения федерального и регионального уровней. Они включают: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фон­ды обязательного медицинского страхования. Эти фонды формируют­ся преимущественно за счет поступления страховых взносов и средств бюджетов для финансового обеспечения государствен­ной социальной защиты населения 1 .

Государственный (муниципальный) кредит представляет собой заем средств органами государственной власти или местного самоуп­равления у населения, организаций, международных финансовых орга­низаций и иностранных государств путем выпуска облигаций и полу­чения международных кредитов для покрытия дефицита бюджетов. Государственный (муниципальный) кредит не всегда выделяется в са­мостоятельное звено системы публичных финансов, считаясь частью бюджета.

Государственные финансовые резервы и резервные фонды так­же являются относительно самостоятельным звеном системы публичных финансов. Они выделяются в особую форму государственных фи­нансовых ресурсов, поскольку совершают свое самостоятельное движение, подлежат обособленному учету и управлению, имеют свои методы аккумуляции средств и их расходования как запас государственных доходов и отложенные на время государственные расходы.

В современной России можно выделить два типа государствен­ных резервов и резервных фондов: стратегические и текущие.

К пер­вым относятся золотовалютные резервы, основу которых составляют золотовалютные активы Центрального банка Российской Федерации (далее Банк России).

К категории текущих финансовых активов мож­но отнести Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, формируемые преимущественно за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета. Если Резервный фонд предназначен для финанси­рования нефтегазового дефицита федерального бюджета, то Фонд национального благосостояния наряду с финансированием определен­ных социальных расходов при недостатке бюджетных и внебюджетных средств выполняет также функции стратегического запаса.

Частнохозяйственные финансы - вторая сфера (отрасль) сис­темы финансов, которая обслуживает совокупность денежных отноше­ний, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов в част­ноправовой форме, образования и использования доходов организаций и домашних хозяйств в сфере производства, обмена и потребления то­варов (работ, услуг), распределения финансовых результатов и функ­ционирования финансового рынка. Частнохозяйственные финансы неоднородны по своему составу, что обусловлено спецификой финан­совой деятельности различных групп организаций и домашних хо­зяйств.

Финансы коммерческих организаций - наиболее крупное звено частнохозяйственных финансов. Обслуживая сферу материального производства и товарного обращения, где создается ВВП страны, где формируются и используются первичные доходы в экономике, это зве­но составляет основу всей системы финансов. В результате распреде­ления и перераспределения доходов коммерческих организаций обра­зуется основная масса финансовых ресурсов и доходов других звеньев частнохозяйственных и публичных финансов.

Финансы некоммерческих организаций также неоднородны по своему составу. В зависимости от организационно-правовой формы выделяют финансы бюджетных учреждений, потребительской коопе­рации, общественных и религиозных организаций, некоммерческих фондов и т.д. Характерной особенностью этих организаций является то, что они не преследуют цели получения прибыли, их доходы, как правило, не носят рыночного характера, а расходы осуществляются по сметам на основную деятельность, предусмотренную их уставом. В со­ставе финансов некоммерческих организаций выделяются финансы бюджетных учреждений (организаций), которые призваны обеспечивать бесперебойное финансирование процесса предоставления общественных благ (услуг) в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п.

Домашние хозяйства могут функционировать на коммерческой основе как индивидуальные предприниматели без образования юри­дического лица, быть представлены в качестве наемных работников сферы частного бизнеса и государственных (муниципальных) струк­тур, а также в качестве пенсионеров и лиц, не зарегистрированных как индивидуальные предприниматели, но ведущих деятельность, принося­щую доход. Возможны и смешанные варианты домашних хозяйств. От­сюда - разнообразие форм организации финансов домашних хозяйств. В результате приведения в действие финансовых инструментов и меха­низмов домашние хозяйства получают доходы от предпринимательской деятельности, в виде оплаты труда, пенсий, пособий и др., привлекают и погашают банковские кредиты, вступают во взаимоотношения со стра­ховыми и инвестиционными компаниями, делают личные сбережения, уплачивают налоги и

осуществляют расходы на ведение предпринима­тельской деятельности, на личное потребление и т.д.

Профессиональные участники финансового рынка также явля­ются коммерческими организациями, но их финансы и составляющие части финансового рынка в целом образуют самостоятельное звено системы частнохозяйственных финансов. Страховой, фондовый и кре­дитный рынки опосредуют движение первичных финансовых ресур­сов и производных от них финансовых инструментов, а их профессио­нальные участники сами по себе являются финансовыми организаци­ями, которые аккумулируют временно свободные денежные средства других организаций, государства и домашних хозяйств и направляют их обратно в экономику на производственные и другие финансово-хо­зяйственные и личные цели.

Система финансов страны представляет собой основанную на денежных отношениях упорядоченную совокупность относительно самостоятельных сфер (отраслей) финансов и их звеньев.

Общая структура системы финансов неоднородна по своему составу. Она включает в себя обособеленные группы финансовых отношений, различающиеся правовой формой и качественным составом финансовых ресурсов. Однако это не нарушает единства системы финансов, так как в ее основе лежат общие для всех ее элементов денежные отношения и процессы движения финансовых ресурсов, образования и использования доходов в экономике. Поскольку эти процессы осуществляются в публичноправовой и частноправовой формах, постольку общая система финансов делится на две большие сферы (отрасли):

1) публичные (государственные и муниципальные) финансы;

2) частнохозяйственные финансы (финансы организаций и домашних хозяйств).

Объединяющим началом, первичной основой системы финансов выступает денежная система страны, которая представляет собой организуемую государством систему обращения денег (первичных финансовых ресурсов и инструментов). С одной стороны, денежная система составляет фундамент, на котором строятся публичные и частнохозяйственные финансы, а с другой стороны, ее элементы выступают материальными носителями публичных и частнохозяйственных финансовых ресурсов. Денежная система включает в себя следующие элементы: название денежной единицы, масштаб цен, виды денежных знаков, порядок эмиссии денег, регламентацию безналичных денежного оборота и расчетов, организацию и методы регулирования денежного обращения и валютных отношений, государственные органы, осуществляющие организацию денежного обращения и денежно-кредитное регулирование.

Субъекты каждой сферы (отрасли) системы финансов осуществляют финансовую деятельность. Финансовая деятельность органов публичной власти связана с организацией денежной системы страны, формированием органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих бюджетов, государственных внебюджетных фондов и государственных финансовых резервов путем аккумуляции налоговых и неналоговых доходов и использования механизма государственного кредитования, а также с осуществлением государственных и муниципальных расходов, связанных преимущественно с предоставлением общественных благ (услуг). Финансовой деятельностью организаций и домашних хозяйств является любая деятельность, связанная с извлечением денежных доходов и привлечением внешних источников финансовых ресурсов (кредитов, бюджетных средств), а также с осуществлением текущих и инвестиционных расходов, связанных с функционированием хозяйств и жизнедеятельностью людей, с выполнением налоговых и иных долговых обязательств и денежных операций.


В свою очередь, сферы (отрасли) системы финансов имеют собственную структуру, поскольку включает в себя относительно самостоятельные группы финансовых

отношений (звенья), различающиеся качественным составом финансовых ресурсов, доходов и расходов. Состав системы финансов в разрезе сфер (отраслей) и их звеньев представлен на рис. 1.1.

Система финансов представляет собой основанную на денежных отношениях и денежной системе упорядоченную совокупность публичных и частнохозяйственных финансов и звеньев. Дадим краткую характеристику основных элементов системы финансов.

Публичные (государственные и муниципальные) финансы обслуживают совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов в публично-правовой форме, образования и использования доходов органов государственной власти и местного самоуправления. Публичные финансы имеют свою институциональную структуру, включающую в себя следующие элементы (звенья): бюджет (система бюджетов всех уровней публичной власти); государственные внебюджетные фонды (система внебюджетных фондов различных уровней публичной власти); государственный (муниципальный) кредит; государственные финансовые резервы и резервные фонды.

Основное место в системе публичных финансов занимает бюджет. Россия представляет собой федеративное государство, включающее в себя два уровня государственной власти (федеральный и региональный) и два уровня местного самоуправления. Каждый из названных уровней власти и управления имеет свой бюджет. Поэтому в России формируется (по доходам и расходам) система бюджетов, состоящая из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и местных бюджетов (последние, в свою очередь, образуют двухуровневую систему).

В федеральном бюджете концентрируются наиболее крупные федеральные налоговые и неналоговые государственные доходы и наиболее значимые государственные расходы, связанные с финансированием вопросов общегосударственного управления, национальной обороны, правоохранительной системы, учреждений образования, науки, здравоохранения, культуры федерального уровня, реструктуризации экономики и выравниванием социально-экономического развития регионов. Федеральный бюджет выступает основным финансовым инструментом социально-экономической политики федерального центра, проводимой в масштабе страны.

Рис.1.1 Отрасли и звенья системы финансов

В региональных бюджетах аккумулируются региональные и часть федеральных налоговых доходов, средства межбюджетных трансфертов федерального бюджета и неналоговые доходы в объемах, необходимых органам власти субъектов Федерации для развития региональной экономики и социальной сферы, финансовой поддержки подведомственных территорий, управлении реализации социально-экономической политики на региональном уровне.

На территориях субъектов РФ формируются и исполняются по доходам и расходам местные бюджеты. Состав системы местных бюджетов зависит от устройства системы местного самоуправления в конкретном субъекте Федерации. В зависимости от типов и количества входящих в структуру региона муниципальных образований можно выделить бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений. Доходная часть этих бюджетов формируется за счет местных и части региональных налогов, неналоговых доходов от муниципальной собственности и межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов. За счет средств местных бюджетов финансируется основная масса социальных расходов, расходов на ЖКХ и решение других вопросов местного значения.

Государственные внебюджетные фонды представлены в России государственными внебюджетными фондами социального назначения. Их система представлена федеральными и региональными уровнями, включая в себя: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды формируются преимущественно за счет поступления страховых взносов и средств бюджетов для финансового обеспечения государственной социальной защиты населения.

Самым крупным государственным внебюджетным фондом является Пенсионный фонд РФ. Доходная часть бюджета Пенсионного фонда РФ формируется за счет налоговых доходов, средств федерального бюджета, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и других доходов. Основными расходами фонда являются выплаты пенсий и ряда социальных пособий.

Фонд социального страхования РФ предназначен для финансового обеспечения реализации гражданами социальных прав и гарантий при наступлении временной нетрудоспособности, получении инвалидности, рождении ребенка и наступлении других страховых случаев. Доходными источниками финансирования соответствующих социальных пособий и выплат гражданам (работникам), формирующими доходную часть бюджета Фонда социального страхования РФ, выступают страховые взносы и другие налоги, взимаемые в рамках специальных налоговых режимов, страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, средства федерального бюджета, иные доходы.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования были созданы для финансового обеспечения процесса предоставления населению определенных видов медицинских услуг на бесплатной основе. Финансирование таких услуг осуществляется за счет отчислений от страховых взносов и налогов, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, средств бюджетов и прочих источников.

Государственный (муниципальный) кредит представляет собой заем средств органами государственной власти или органами местного самоуправления у населения, организаций, международных финансовых организаций и иностранных государств, путем выпуска облигаций и получения международных кредитов для покрытия дефицита бюджетов. Государственный (муниципальный) кредит не всегда выделяется в самостоятельное звено системы публичных финансов, считая его частью бюджета. Такая точка зрения справедлива лишь отчасти и в условиях слабого развития государственного и муниципального кредита в современной России. Опыт дореволюционной России (железнодорожный транспорт был создан благодаря облигационным займам) и развитых зарубежных стран показывает, что государственные (муниципальные) займы могут быть важным институциональным звеном системы публичных финансов, имеющим собственную структуру управления и относительно самостоятельное значение как особой (чрезвычайной) формы движения финансовых ресурсов путем аккумуляции кредитными методами денежных средств населения, организаций и правительств других стран на финансирование строго определенных государственных и муниципальных расходов. Сказанное не отвергает связи государственного (муниципального) кредита с бюджетом как самостоятельных звеньев публичных финансов. Перелив средств из одного звена в другое – нормальное явление, обеспечивающее единство системы финансов.

Государственные финансовые ресурсы и резервные фонды также являются относительно самостоятельным звеном системы публичных финансов. Они выделяются в особую форму государственных финансовых ресурсов, поскольку совершают своё самостоятельное движение, подлежат обособленному учету и управлению, имеют свои методы аккумуляции средств и их расходования как запас государственных доходов и отложенные на время государственные расходы.

В современной России можно выделить два типа государственных резервов и резервных фондов: стратегические и текущие. К первым относятся золотовалютные резервы, основу которых составляют золотовалютные активы Банка России. К категории текущих финансовых активов можно отнести Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, формируемые преимущественно за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета. Если Резервный фонд предназначен для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета, то Фонд национального благосостояния, наряду с финансированием определенных социальных расходов при недостатке бюджетных и внебюджетных средств, выполняет также функции стратегического запаса.

Частнохозяйственные финансы – вторая сфера (отрасль) системы финансов, которая обслуживает совокупность денежных отношений, возникающих в процессе движения финансовых ресурсов в частноправовой форме, образования и использования доходов организаций и домашних хозяйств в сфере производства, обмена и потребления товаров (работ, услуг), распределения финансовых результатов и функционирования финансового рынка. Частнохозяйственные финансы неоднородны по своему составу, что обусловлено спецификой финансовой деятельности различных групп организаций и домашних хозяйств.

Одни организации функционируют в сфере товарного производства и обращения на коммерческой основе, целью которых является не просто получение дохода, с извлечением прибыли. Другие организации функционируют в сфере услуг по предоставлению населению различного рода общественных благ (образовательных, медицинских, культурных и др.), финансовая деятельность которых как правило не преследует целей извлечения прибыли, т.е. носит преимущественно некоммерческий характер, но они также формируют и используют свои доходы для осуществления их основной, уставной деятельности. Домашние хозяйства могут осуществлять финансовую деятельность как на коммерческих началах в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, так и получать другие доходы в качестве наемного работника, пенсионера и т.д., используя их на цели потребления и сбережения. Особую группу составляют специализированные организации, функционирующие на финансовом рынке, или профессиональные участники страхового, фондового и кредитного рынков. Их деятельность является чисто коммерческой и связана с аккумуляцией денежных средств и их размещением (вложением) на рынке финансовых ресурсов. Эта специфика обуславливает необходимость выделения названных финансов в самостоятельное звено системы частнохозяйственных финансов.

Таким образом, система частнохозяйственных финансов (финансов организаций и домашних хозяйств) включает в себя следующие относительно самостоятельные звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств, страховой рынок (финансы страховых организаций), фондовый рынок (финансы профессиональных участников рынка ценных бумаг), кредитный рынок (финансы кредитных организаций).

Финансы коммерческих организаций – наиболее крупное звено частнохозяйственных финансов. Обслуживая сферу материального производства и товарного обращения, где создается валовой внутренний продукт страны, формируются и используются первичные доходы в экономике, это звено составляет основу всей системы финансов. В результате распределения и перераспределения доходов коммерческих организаций образуется основная масса финансовых ресурсов и доходов других звеньев частнохозяйственных и публичных финансов.

В свою очередь, коммерческие организации создаются и функционируют в различных организационно-правовых формах, что накладывает специфику на порядок организации финансов, на состав и структуру их финансовых ресурсов, доходов и расходов. По разному формируется уставный капитал, распределятся прибыль, образуются резервы и т.д. у коммерческих организаций, выступающих в форме открытых и закрытых акционерных обществ, хозяйственных товариществ, обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Определенные отличия в организации финансов накладывает и отраслевая принадлежность субъекта хозяйствования. Отраслевые особенности существенно влияют на состав и структуру финансовых ресурсов, оборотного и основного капитала и т.д. Несмотря на различие форм собственности и отраслевую специфику, эти организации объединяются в одно звено системы частнохозяйственных финансов на том основании, что их финансовая деятельность осуществляется на принципах коммерческого расчета: хозяйственно-финансовой самостоятельности и ответственности, самоокупаемости, самофинансирования и рентабельности. Это в равной мере справедливо и по отношению к государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, организация финансов которых в целом мало чем отличается от финансов предприятий, созданных в порядке частной инициативы. Государственные (муниципальные) предприятия получают имущество в бессрочное пользование на правах хозяйственного владения и распоряжения для осуществления уставной деятельности на принципах коммерческого расчета, уплачивая установленные налоги на общих основаниях и выполняя иные финансовые обязательства.

Профессиональные участники финансового рынка также являются коммерческими организациями, но их финансы и составляющие части финансового рынка в целом образуют самостоятельное звено системы частнохозяйственных финансов. Страховой, фондовый и кредитный рынки опосредуют движение первичных финансовых ресурсов и производных от них финансовых инструментов, а их профессиональные участники сами по себе являются финансовыми организациями, которые аккумулируют временно свободные денежные средства других организаций, государства и домашних хозяйств и направляют их обратно в экономику на производственные, другие финансово-хозяйственные и личные цели. На финансовом рынке временно свободные финансовые ресурсы субъектов воспроизводства превращаются в их сбережения и накопления, приносящие доход, а также в доходы и расходы других субъектов экономики и самих профессиональных участников этого рынка.

Финансы некоммерческих организаций также неоднородны по своему составу. В зависимости от организационно-правовой формы выделяют финансы бюджетных учреждений, потребительской кооперации, общественных и религиозных организаций, некоммерческих фондов и т.д. Характерной особенностью этих организаций является то, что они не преследуют цели получения прибыли, их доходы, как правило, не носят рыночного характера, а расходы осуществляются по сметам на основную деятельность, предусмотренную их уставом. В составе финансов некоммерческих организаций выделяются финансы бюджетных учреждений (организаций), которые призваны обеспечивать бесперебойное финансирование процесса предоставления общественных благ (услуг) в сфере образования, здравоохранения, культуры и т.п. Несмотря на то, что основным доходным источником финансирования расходов бюджетных организаций являются бюджетные средства, эти финансовые отношения нельзя относить к системе публичных финансов. В данном случае проявляется типичный случай взаимосвязи сфер и звеньев общей системы финансов, когда расходы одного её звена (бюджета) превращаются в доходы другого звена (бюджетного учреждения). Кроме того, рассматриваемые организации вправе осуществлять отдельные виды деятельности на платной основе и получать небюджетные доходы. Бюджетные организации наделяются правом распоряжения имуществом и его оперативного управления, принимают на себя финансовые обязательства, в том числе, уплачивают определенные налоги. Все вышесказанное дает основания относить финансы бюджетных учреждений к сфере финансов организаций некоммерческого типа.

Домашние хозяйства могут функционировать на коммерческой основе как индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, выступать в качестве наемных работников сферы частного бизнеса и государственных (муниципальных) структур, а также в качестве пенсионеров и лиц, не зарегистрированных как индивидуальные предприниматели, но ведущие деятельность, приносящую доход. Возможны и смешанные варианты домашних хозяйств. Отсюда – разнообразие форм организации финансов домашних хозяйств. В результате приведения в действие финансовых инструментов и механизмов домашние хозяйства получают доходы от предпринимательской деятельности, в виде оплаты труда, пенсий, пособий и др., привлекают и погашают банковские кредиты, вступают во взаимоотношения со страховыми и инвестиционными компаниями, делают личные сбережения, уплачивают налоги и осуществляют расходы на ведение предпринимательской деятельности, на личное потребление и иные расходы.

Сферы и звенья системы финансов тесно взаимосвязаны между собой. Их взаимосвязь и специфика организации финансовых отношений и управления финансами каждого звена будут подробно рассмотрены в соответствующих главах и параграфах.