Прием - составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении детей используются разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.
Приемы должны соответствовать программному содержанию двигательного материала, возрастным и типологическим особенностям, стеᴨȇни владения движениями, общему развитию ребенка. Целесообразный подбор приемов позволяет воздействовать на все анализаторные системы, активизировать сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.
В теории и методике физического воспитания используются общедидактические приемы.
Приемы наглядного метода разнообразны. Так, наглядно-зрительные приемы обеспечивают: правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование кино-, видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач и т.д.
Приемы, предполагающие тактильно-мышечную наглядность , основаны на непосредственной помощи воспитателя, который прикосновением к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей тела. Например, чтобы ребенок перестал сутулиться и принял правильное физиологичное положение тела, воспитатель проводит рукой по спине; или если ребенок затрудняется сделать наклон вперед, воспитатель поможет ребенку наклониться пониже. Использование этого приема должно быть кратковременным. В противном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремится к самостоятельному качественному выполнению движения.
Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о выполнении движения. Этот прием способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т.д.
Наглядно-слуховые приемы способствуют звуковой регуляции движений. Они осуществляются под музыку, песни, ритм бубна, барабана, сопровождаются прибаутками, чтением стихотворений. Например, ребенок с удовольствием ходит под ритмичные стихотворения типа:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Топ, топ, топ, топ -
Шагают наши ножки.
Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, желание выполнять движения.
Используются приемы краткого одновременного описания и объяснения физических упражнений. Они опираются на двигательный и жизненный опыт ребенка, его представления. Это пояснения, сопровождающие конкретный показ движения или его отдельных элементов; указания о выполнении движения; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточняющая сюжет подвижной игры или последовательность двигательных действий и т.п.; вопросы, которые воспитатель задает ребенку до начала выполнения физических упражнений, чтобы выяснить, насколько он осознал последовательность выполнения двигательных действий, или проверить имеющиеся представления об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнить игровые правила.
Методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:
1) Метод непосредственной наглядности – показ упражнений преподавателем или его помощником. Этот метод предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия. Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При этом необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра или маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т. п.), повторность демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражая структуру действия.
2) Методы опосредованной наглядности . Они создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация иллюстративного материала (наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, киноциклограмм и т. п.), макетной демонстрации игровой площадки, слаломной трассы, рисунки фломастером на специальной доске.
С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.
Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений а также тактических действий в игровых видах спорта .
Немаловажную роль в обеспечении наглядности во время выполнения упражнений играет введение в обстановку действия наглядных ориентиров(флажков, разграничительных линий, щитов с разметкой, которые указывают направление, амплитуду и форму траектории движений, точки приложения усилий).
3) Методы направленного прочувствования движений – направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:
Направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающегося при обучении финальному усилию в метаниях малого мяча);
Выполнение упражнений в замедленном темпе;
Фиксация положения тела или отдельных его частей в определённые моменты двигательного действия;
Использование специальных тренажёрных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.
4) Методы срочной информации. Эти методы предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств срочной информации по ходу или после выполнения двигательных действий с целью их коррекции, либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и др.). Например: различные тренажёрные устройства (велоэргометры, беговые дорожки (тредбаны), гребные тренажёры, оборудованные встроенными компьютерами), которые позволяют управлять системой регулирования нагрузки, а также тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры.
Наглядность как один из важнейших дидактических принципов разрабатывается и реализуется в теории и практике преподавания русского языка на всех этапах развития школьного образования. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядные материалы могут принести пользу только в том случае, если они органически связаны с содержанием урока в целом, со всеми его компонентами и заданиями. Приступая к использованию средств наглядности, учитель должен осознать, с какой целью он это делает, определить, на каком этапе урока провести с ними работу, как связать данный этап с другими частями урока.
Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация. Таким образом, средства наглядности используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале).
Средства наглядности по способу восприятия делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую.
Средства зрительной наглядности . Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, репродукции картин, раздаточный материал) и экранные средства (диафильмы, диапозитивы и слайды, транспаранты).
Наиболее распространенным и традиционным средством зрительной наглядности на уроках русского языка являются таблицы . Основная дидактическая функция таблиц - вооружение учащихся ориентиром применения правила, раскрытие закономерности, лежащей в основе правила или понятия, облегчение запоминания конкретного языкового материала. В связи с этим они делятся на языковые и речевые. В языковых таблицах отражена закономерность, сущность какого-либо правила или понятия, что способствует наиболее быстрому усвоению этого понятия, запоминанию правила, определенной нормы и т.п. Можно в таблице поместить слова с данной орфограммой, проиллюстрировав каждый из корней с чередованием е-и соответствующими примерами. Но можно поступить и по-другому. В таблице зафиксировать только корни, для которых характерно чередование букв е-и (-бер бир-, -дер дир-). Выделить суффикс -а-, служащий условием выбора правильного написания. Ввести соответствующие условные обозначения, использовать цвет для показа разного написания корней. В данном случае в таблице будет представлена модель орфографического правила, его структура, отражающая закономерность выбора правильного написания. Такая таблица не иллюстрирует явление, а помогает осознать его сущность, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся, развитию у них логического и абстрактного мышления. Словесные пояснения в таблицах подобного характера либо отсутствуют, либо используются как дополнительный прием.
Речевые таблицы содержат конкретный речевой материал (слова, словосочетания), который требуется запомнить. Примером подобной таблицы является подбор слов (на полях учебника, на специальном стенде, на переносной доске) и предъявление их учащимся с целью уточнения или разъяснения их значений, а также для запоминания их орфографического облика. Другими словами, с помощью речевых таблиц организуется работа по обогащению словарного запаса учащихся и повышению их орфографической грамотности. Одним из способов предъявления подобного речевого материала служат специально разработанные демонстрационные карточки. Это динамичные, подвижные пособия, из которых формируются таблицы. Содержание таблиц - слова (и словосочетания), правописание и произношение которых не регулируются четкими правилами. Демонстрационные карточки объединяются в таблицу, вмещающую не более 6 слов, связанных по тематическому или какому-либо другому принципу.
Таблицы могут быть использованы на этапе осознания, осмысления правил, определений, понятий, на этапе закрепления изученного, при повторении и систематизации материала. Учащимся могут быть предложены следующие виды заданий: ответы на вопросы учителя, с помощью которых учащиеся осознают сущность понятия или правила; составление алгоритма применения правила; грамматическое конструирование по заданной модели; самостоятельное составление таблиц; составление связного высказывания на лингвистическую тему и др.
Картина (репродукция, иллюстрация) служит источником высказываний учащихся при обучении разным видам сочинений: описание внешности человека, описание животного, описание местности. В методике определены принципы отбора картин (репродукций) для работы на уроке: высокое художественное мастерство, доступность для учащихся данного класса, несложность композиции, четкость авторского замысла, соответствие задачам развития речи учащихся, учет материала уроков литературы.
Методика работы с картиной как источником высказывания учащихся варьируется в зависимости от уровня развития и возможностей разных классов, конкретных задач урока, характера высказывания. При этом картину (репродукцию) следует, прежде всего, анализировать как произведение искусства, не забывая о тех специфических способах отражения действительности, которые свойственны живописи или графике.
Картина (репродукция) используется и в процессе обучения школьников составлению предложений (на заданную тему, по опорным словам и т.п.), а также при написании творческих диктантов. Но и в этих случаях ее методические возможности направлены на то, чтобы помочь учащимся в подборе необходимых речевых компонентов при оформлении высказывания. Правильно подобранная и методически верно примененная картина (репродукция, иллюстрация) помогает учителю решить целый комплекс учебных задач: ввести и актуализировать определенную лексику; активизировать грамматические формы и конструкции, изучаемые в данное время; научить оформлять специфическое речевое высказывание, в основе которого лежит анализ и описание произведения живописи.
В помощь учителю и учащимся создаются специальные пособия, в которых представлены репродукции картин, изображений произведений скульптуры и архитектуры. Они могут быть использованы для решения перечисленных задач, и, прежде всего, задач, связанных с развитием речи школьников, с подготовкой их к устным и письменным высказываниям (описание картины, осмысление впечатлений о картине, рассказ о картине в ходе экскурсии, в рамках сообщения или доклада и т.п.).
Как средство обучения применяется на уроках русского языка раздаточный изобразительный материал , основу которого составляют рисунки (в том числе и сюжетные), помещенные на специальных карточках. Рисунки помогают наглядно комментировать значения слов, стимулируют учащихся к употреблению изученной лексики, дают материал для отработки норм русского литературного языка. Все это позволяет формирование правописных и речевых навыков учащихся проводить в тесном единстве: орфографические задания включаются в задания, связанные с составлением предложений и небольших по объему высказываний на основе изобразительного материала.
Достоинством заданий по карточкам является наличие в раздаточном материале упражнений различной степени трудности, что способствует реализации принципа дифференцированного обучения. Раздаточный материал предусматривает:
- 1) задания на обогащение словарного запаса учащихся (объяснить значение слова, установить разницу в значении слов, подобрать синонимы, антонимы, родственные слова и т.п.);
- 2) задания, связанные с обучением школьников точному, правильному употреблению изученной лексики (выбрать из ряда возможных тот вариант, который соответствует в большей степени задаче высказывания);
- 3) задания, направленные на предупреждение грамматических ошибок (нарушение норм русского литературного языка): образовать те или иные формы, составить словосочетания и предложения, исправить ошибки; составление небольших связных высказываний (сделать подписи к рисункам, выбрать заголовок из ряда возможных, устно описать рисунок и т.п.).
Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:
- · Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы.
- · При использовании раздаточного материала необходимо, прежде всего, активизировать творческую деятельность учащихся.
- · Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы с учащимися.
Работа с карточками занимает 6-8 мин учебного времени.
Создан также раздаточный изобразительный материал, предназначенный прежде всего для уроков развития речи.
В пособиях содержится материал по нескольким наиболее важным разделам программы по развитию речи: тема и основная мысль высказывания; диалог и речевой этикет; письмо; описание; рассказ; рассуждение; официально-деловой стиль речи; описание помещения и т.п. Представлены и рисунки , на которых изображены герои популярных мультфильмов. Рисунок в данном случае становится эффективным речевым стимулом. Раздаточный материал не копирует кадры мультфильмов, а видоизменяет их, показывает героев в новых ситуациях, в незнакомых обстоятельствах. Задания, которые предлагаются учащимся в процессе работы с карточками, стимулируют их речевую активность: школьники общаются с героями мультфильмов, вступают с ними в диалог, пишут от их имени письма и т.п.
Основные виды заданий, которые содержатся в карточках:
- - описать и прокомментировать рисунок;
- - "озвучить" рисунок;
- - домыслить изображенное художником;
- - предложить свой вариант рисунка.
Каждый рисунок может быть использован при изучении одной или двух тем программы по развитию речи; задания к ним дифференцированы по степени трудности, носят вариативный характер.
К средствам зрительной наглядности относятся также диапозитивы (или слайды), диафильмы, транспаранты . Они приводятся в действие с помощью технических средств (графопроектора или кодоскопа, диапроектора, фильмоскопа и т.п.) и воспроизводятся на экране. Эти средства обучения называют экранными средствами зрительной наглядности.
Транспаранты - один из видов подвижных таблиц, обеспечивающих порционную подачу материала, дающих возможность показать изображение в динамике. Содержание проецируемого на экран материала наносится на пленку, которая демонстрируется с помощью графопроектора (кодоскопа). Наложение прозрачных пленок друг на друга позволяет создавать на уроке в процессе работы с учащимися динамичные таблицы и таким образом демонстрировать сам ход рассуждений при освоении нового правила. Сначала предъявляется языковой материал, затем - графические обозначения, поясняющие условия выбора написания или знаков препинания, следовательно, раскрывается та закономерность, которая лежит в основе правила.
Транспаранты могут быть использованы и на этапе формирования навыков, закрепления изученного. С их помощью выполняются задания на группировку и классификацию языкового материала, подбор примеров на изученное правило, подбор проверочных слов, определение правильных написаний. Проецирование подобных упражнений на доску-экран ускорит выполнение заданий и их проверку.
В настоящее время издана серия транспарантов по русскому языку для V класса. По образцу разработанных транспарантов учитель может сам создавать подобные наглядные пособия с учетом работы в каждом конкретном классе.
Диафильмы, которые используются на уроках русского языка, можно разделить на две группы : диафильмы, дающие разъяснение, описание языковых фактов и понятий, и диафильмы, предназначенные для развития и совершенствования речевых навыков учащихся. Содержанием диафильмов первого типа является материал (эпизоды, сюжетные рисунки, фотографии, репродукции, иллюстрации и т.п.), с помощью которого происходит уточнение, расширение, разъяснение, обобщение и закрепление изученных сведений по лексике и грамматике. Это, например, диафильмы: "Знаменательные части речи" (автор М.Горбачевская); "Из жизни слова" (автор Л.М.Зельманова); "Диалектные и профессиональные слова" (автор Н.Ф.Онуфриева).
Просмотр диафильмов подобного характера сопровождается предъявлением учащимся серии специальных заданий, которые выполняются как в процессе просмотра диафильма (составить подписи к кадрам без субтитров, описать то, что изображено в кадре диафильма, найти недочеты в речи героя диафильма, объяснить значение слова на основе рисунка, прокомментировать содержание кадра и т.п.), так и после просмотра диафильма. Использование диафильмов в данном случае стимулирует самостоятельную работу учащихся: чтение и анализ научно-популярной литературы, анализ речи окружающих, лексико-стилистический анализ произведений художественной литературы.
Диафильмы позволяют учителю более эффективно и методически целесообразно подготовить учащихся к написанию сочинений и изложений различных жанров. Они содержат интересный документальный и фактический материал, красочные иллюстрации к литературным произведениям, сюжетные рисунки. Все это создает прочную базу для выполнения того или иного задания: материалы диафильма проясняют речевую ситуацию, дают богатый фактический материал, ориентируют учащихся в выборе языковых средств.
Диафильмы помогают учителю решить задачи, связанные с формированием у школьников необходимых специальных и общеучебных умений. Вот некоторые методические рекомендации по использованию диафильмов на уроках русского языка.
- 1. Приступая к работе с диафильмом, учитель должен четко определить цель его демонстрации на уроке и также четко поставить эту цель перед учащимися.
- 2. Необходимо определить место диафильма в структуре урока, органично связать его со всеми остальными частями урока.
- 3. Анализируя содержание диафильма до урока, учитель должен определить характер заданий к фрагментам диафильма, к отдельным его кадрам, к диафильму в целом, соотнести их с теми заданиями и вопросами, которые включены в кадры.
- 4. Организуя работу по диафильмам, учитель должен учитывать специфику их построения (фрагмента) и особенности использования изобразительного материала (иллюстрации, кадры из мультфильмов, рисунки и т.п.). Так как диафильмы строятся фрагментарно, можно на одном уроке обсудить только определенное количество кадров, а не весь диафильм в целом. Следовательно, разные фрагменты одного диафильма могут быть использованы на разных уроках в зависимости от характера учебных задач, стоящих перед учителем.
Анализируя изобразительный материал, учащиеся уточняют и комментируют значения слов и фразеологических оборотов, постигают характеры героев литературных произведений, получают фактические данные о тех или иных событиях, развивают наблюдательность и эмоциональную зоркость.
5. И наконец, учитель должен тщательно проанализировать характер субтитров, продумать систему дополнительных заданий к кадрам диафильма, имеющих целью разъяснить или прокомментировать уже имеющиеся в содержании диафильма, нацелить учащихся на выразительное и внимательное чтение субтитров.
Диапозитивы (или слайды) по своим методическим возможностям близки к диафильмам: статичное изображение в кадре, во многом аналогичный изобразительный материал. Однако есть и существенные различия между этими экранными пособиями. Кадры диапозитива не смонтированы на одной ленте, поэтому они легко варьируются при предъявлении их учащимся. Учитель в зависимости от учебной задачи может менять количество используемых кадров и их последовательность. Кроме того, диа-кадр при необходимости легче воспроизвести повторно, чем кадр диафильма. И наконец, на диапозитивах обеспечивается четкое, красочное изображение, что прежде всего необходимо при предъявлении репродукций, фотоснимков, иллюстраций.
Таким образом, диапозитивы позволяют учителю обеспечить урок более совершенным изобразительным материалом по сравнению с диафильмами. Этим и определяются возможности применения диапозитивов, прежде всего, на уроках развития речи. Используя диапозитивы с репродукциями картин, фоторепродукции памятников архитектуры, документальный материал (фотографии, запечатлевшие литературные места), учитель значительно расширяет сферу эмоционального воздействия на учащихся, помогает создать содержательную основу будущего речевого произведения.
Особо следует отметить еще одну особенность учебных диапозитивов: они позволяют научить школьников описывать увиденное под определенным углом зрения, видеть точку обзора, позицию, с которой ведется наблюдение. Это достигается тем, что в серии диапозитивов кадры подобраны таким образом, что один и тот же объект (улица, площадь, местность) показан с разных позиций. Очевидно, что диасерии с таким изобразительным материалом полезно использовать при обучении описанию различных объектов.
Диапозитивы, основанные на документальных материалах, помогают подготовить учащихся к написанию сочинений публицистического характера. Цель подобных диапозитивов - обогатить жизненный опыт учащихся, расширить их кругозор, раскрыть сущность таких нравственных категорий, как гуманизм, чувство долга, патриотизм.
Все созданные в учебных целях диапозитивы снабжены сопроводительным текстом, который помогает объединить диакадры в тематические группы, определить последовательность работы.
Диапозитивы могут быть использованы и на уроках изучения лексики и грамматики русского языка. В данном случае они выполняют иную функцию: это своеобразный картинный словарь русского языка с наглядной семантизацией слов, пояснением и разграничением их значений.
Методика использования диапозитивов определяется задачами, решаемыми учителем на уроке. Характер изобразительного материала позволяет учителю расширить круг заданий для учащихся, которые выполняются после просмотра диапозитивов и ответов на вопросы, предусмотренные авторами диасерий и включенные в сопроводительный текст. Это могут быть задания типа: подготовка учащимися самостоятельных сообщений на основе определенной учителем группы кадров, создание сопроводительного текста к серии диа-кадров, написание текстов в газетных жанрах (очерк, репортаж, интервью), создание комментария к диапозитивам, создание текстов для проведения экскурсии по диапозитивам и т.п.
Средства слуховой наглядности. Основными способами реализации слуховой наглядности являются грампластинки и магнитофонная запись. Звукозапись в данном случае выполняет особую дидактическую функцию. Она представляет собой образцы звучащей речи и служит средством формирования культуры устной речи учащихся. Звучащий образец помогает сформировать навыки правильного литературного произношения, ударения, интонирования, а также навыки построения устного связного высказывания. Следовательно, звучащие образцы - это записанная на пластинку или магнитофонную пленку эталонная речь, демонстрирующая нормы русского литературного языка, и устные высказывания различного характера (рассказ, доклад, описание, диалог, телефонный разговор и т.п.). К учебникам авторского коллектива Т. А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др. было создано звуковое пособие, задания которого дополняют упражнения учебников по русскому языку. Основу этого пособия составляют грампластинки с образцами звучащей речи. Звуковое пособие содержит материалы для отработки норм русского литературного языка, определенных и выделенных специально программой для общеобразовательной школы. Следовательно, материалы звукового пособия соотносятся с материалами школьного учебника: те упражнения, с помощью которых усваиваются и запоминаются трудные в орфоэпическом отношении слова, озвучены. Как правило, это тексты, прозаические и стихотворные, слушая которые ученик соотносит написанное и услышанное, мысленно воспроизводит звучание слов, подлежащих усвоению. Имеется в пособии и негативный материал: слушая его, школьник учится фиксировать ошибки в произношении, исправлять их.
Кроме того, в пособии содержится материал для развития устной речи: это, во-первых, такие тексты из учебника, по которым учащиеся готовятся к написанию изложении, во-вторых, это озвученные тексты из литературных произведений, изучаемых в школе. И наконец, это дополнительные тексты, демонстрирующие образцы устных высказываний: рассказы в исполнении Е. Ауэрбах, И. Андроникова, выразительно прочитанные отрывки из произведений детской литературы, диалоги и монологи любимых литературных героев школьников. Многие тексты читаются на музыкальном фоне, предъявляются с музыкальным сопровождением, что создает особый эмоциональный настрой.
Применение звукового пособия на уроке потребует от учителя выполнения ряда специальных методических условий. Особое внимание следует уделить подготовительному этапу, предваряющему прослушивание грампластинки. На этом этапе необходимо поставить перед учащимися задачу работы, ориентировать их на то, что они должны услышать, указать, на что обратить внимание, заставить задуматься, почему данное упражнение рассчитано на прослушивание звучащего текста. Другими словами, учитель должен организовать целенаправленное, осознанное прослушивание, предварить его специальными заданиями, настроить учащихся на необычную работу.
Во время прослушивания важно не нарушить звучание текста замечаниями, комментариями и другими действиями, выраженными словесно. Ученик должен слушать, не отвлекаясь, сверяя звучащий текст с письменным, если работа соотносится с материалами учебника. Если в учебнике нет письменного аналога, звучащего текста, полезно научить школьников делать необходимые записи в процессе прослушивания: составлять план, выделять те или иные части текста, записывать слова и словосочетания, необходимые для дальнейшей работы, составлять интонационные схемы отдельных предложений. Кроме того, необходимо в ряде случаев (как предусмотрено заданием учебника) во время прослушивания подготовить школьников к выразительному чтению текста учебника, организовать наблюдение над манерой чтения текста диктором: определить общий эмоциональный настрой читающего, проанализировать, где и почему делаются паузы, меняется тон диктора, какие слова и как выделяются при чтении и т.п.
На заключительном этапе, после прослушивания, учащиеся отвечают на все вопросы, заранее поставленные учителем, выполняют новые задания, упражняются в выразительном чтении прослушанного текста, дают свои варианты прочтения тех или иных его частей. Если текст рассчитан на подготовку учащихся к самостоятельному составлению речевых произведений, то соответственно заключительным этапом работы будет задание подготовить устное высказывание на определенную тему.
Зрительно-слуховые средства обучения. Экранно-звуковые средства обучения представлены диафильмами со звуковым сопровождением, кинофильмами и кинофрагментами.
Диафильмы со звуковым сопровождением дают возможность дополнить изобразительный материал дикторским текстом. Соединение изображения и слова позволяет более полно предъявить учащимся ту ситуацию, на базе которой они будут выполнять самостоятельное задание. Звуковое сопровождение можно использовать в различных вариантах: подключать и выключать, применять выборочно, воспроизводить повторно и т.п. Все это обеспечивает использование подобных диафильмов на новом методическом уровне.
Дикторский текст в диафильмах часто сопровождается музыкой, что усиливает эмоциональное воздействие на учащихся. Диафильмы со звуковым сопровождением предназначены, прежде всего, для уроков развития речи. В них используются различные сюжеты, подготавливающие учащихся к написанию сочинений-описаний, рассказов, к устным высказываниям-докладам на лингвистическую тему, сообщениям, рассуждениям дискуссионного характера.
Работа над диафильмами со звуковым сопровождением определяется в основном теми же методическими принципами, которые реализуются и в работе с обычными диафильмами. Однако следует учитывать ряд обстоятельств. Сопроводительный текст, прочитанный опытными дикторами и школьниками, выполняет особую методическую задачу: он позволяет познакомить учащихся с особенностями устных высказываний-репортажей, докладов, выступлений дискуссионного характера.
Хотя с помощью диафильмов со звуковым сопровождением можно работать и над развитием письменной речи, но в первую очередь необходимо использовать возможность работы по развитию устной речи детей, так как этой форме речевой деятельности не уделяется еще должного внимания. В связи с этим в поле зрения учителя и учащихся должны быть специфические приемы построения устных речевых произведений: композиция; интонация; речевой этикет; средства, позволяющие привлечь внимание слушателей, построить высказывание логично и доказательно.
В ряде случаев работа над диафильмами потребует довольно значительной предварительной подготовки: чтение литературных произведений, просмотр кинофильмов, анализ научно-популярной литературы, чтение газетных публикаций и т.п. Так, например, работа над диафильмом "Мнения разделились" (автор Л.М. Зельманова) потребует от учащихся чтения повести В. Железникова "Чучело"; работа над диафильмом "Слово предоставляется докладчику" (автор Л.М. Зельманова) связана с изучением материалов о мировом значении русского языка.
Кроме того, следует учитывать, что дикторский текст (доклад, выступление, сочинение) может служить для учащихся не только образцом при создании собственного высказывания, но и контрольным текстом, позволяющим определить, верно ли выполнено речевое задание. С учетом этого обстоятельства и строится диафильм со звуковым сопровождением: он складывается из нескольких фрагментов, каждый из которых выполняет свою функцию. Сначала в ряде случаев даются фрагменты без звукового сопровождения (фотографии, игровой материал), разъясняющие теми или иными средствами правила построения нужного текста, предупреждающие наиболее типичные ошибки учащихся. Далее следуют фрагменты с образцами текстов, озвученных дикторами. Именно эти фрагменты могут быть использованы либо как образцы (они воспроизводятся и анализируются до выполнения школьниками самостоятельных заданий), либо как контрольные тексты (они анализируются после выполнения учащимися предложенных учителем заданий). На разных этапах обучения учитель определяет методику работы с учетом целого ряда объективных и субъективных обстоятельств.
Необходимо учитывать и другие особенности диафильмов со звуковым сопровождением. Их использование потребует от учителя серьезной предварительной подготовки: он должен освоить указания, когда включается и отключается звукозапись (они даны в субтитрах и дикторском тексте), чтобы добиться соответствия звука и изображения; продумать, кто из учащихся будет читать субтитры, и подготовить их к этой работе; определить, как будут выполнены задания дикторов; подготовиться к записи ответов учащихся на магнитофонную пленку; разработать задания, учитывающие специфику работы в каждом конкретном классе.
В отличие от всех остальных средств наглядности кинофильмы и кинофрагменты обеспечивают динамику изображения, синхронную подачу звука и изобразительного материала, что и определяет их методические возможности. Целостные учебные фильмы, состоящие подчас из нескольких частей (продолжительность каждой части 10 мин), и кинофрагменты, демонстрация которых занимает от 3 до 5 мин, применяются для решения учебных задач различного характера. Как и все остальные наглядные пособия, кинофильмы и кинофрагменты используются и на уроках русского языка, и на уроках развития речи.
Кинофильмы на уроках русского языка дополняют материалы учебника, помогают учащимся более глубоко разобраться в сущности языковых явлений, освоить способ применения правил на практике. Для этой цели используется различный изобразительный материал: рисунки, таблицы, мультфильмы, игровые и видовые ситуации, документальный материал и т.п. Дикторский текст обеспечивает звуковой комментарий к изобразительному материалу, рассказ, деловые инструкции, вопросы, использование отрывков из художественных произведений.
Для уроков русского языка созданы специальные учебные кинофильмы, такие, как "Мир родной речи", "Живой как жизнь", "Если вы вежливы" и др. Их демонстрация сочетается с изучением лексических и грамматических тем по учебнику. Следовательно, учитель должен определить то место, которое займет фильм в системе изучения темы в целом; составить вопросы и задания, позволяющие соотнести материал учебника с содержанием фильма; подготовить учащихся к выводам и обобщениям, которые необходимо сделать после просмотра фильма; помочь включить сведения, которые даны в фильме, в рассказ о том или ином явлении и т.п.
На уроках развития речи кино применяется более широко, так как с его помощью интенсивно вводятся самые различные ситуации, стимулирующие речевую деятельность учащихся. В учебных фильмах с этой целью используются сюжетный и видовой материалы. Возможности кино позволяют предъявить видовые сюжеты в динамике, в разных ракурсах. Кинокамера организует и направляет внимание зрителя, заставляет его увидеть то, что необходимо для решения учебной задачи, помогает увидеть предмет близко и на расстоянии, с разных точек зрения. Все это облегчает сбор материала к будущему высказыванию. Очевидно в связи с этим, что кинофильмы можно использовать для работы над различного рода описаниями. Именно для этого созданы такие фильмы, как "Памятник", "Лесное озеро", "Медвежонок" и др.
Используются кинофильмы и для обучения рассказу. С помощью кинофильма можно наглядно показать учащимся композиционные особенности повествовательного жанра. Для этой цели применяются такие специфические приемы, как показ серии основных эпизодов экранизированного рассказа в конце фильма (они восстанавливаются с помощью стоп-кадра); анализ эпизодов, связанных с развитием действия рассказа; развитие сюжета по началу или концовке рассказа; анализ дикторского текста, его дополнение и трансформация; анализ музыки фильма и т.п. Некоторые фильмы помогают подготовить учащихся к устным высказываниям. В основе таких фильмов - образец устного рассказа. Работа по фильму потребует от учащихся выполнения ряда специальных заданий: проследить за тоном речи рассказчика; определить, как он передает свои чувства и свое настроение, как держится; подумать над тем, почему рассказ получился интересным, почему его легко слушать. Для работы над рассказом созданы такие учебные фильмы, как "История маленького рысенка", "Высота 136", "Как я однажды".
Некоторые фильмы ("Берегите книгу") используются для работы над рассуждением. Дикторский текст помогает определить правила построения текстов подобного характера, научить вводить аргументы при доказательстве основного тезиса, использовать необходимую лексику и т.п.
Для того чтобы были решены все задачи, обусловленные характером учебных фильмов, необходимо соблюдать следующие методические рекомендации.
- · Продумывая цели и задачи использования учебного кинофильма (или кинофрагмента) на уроке, учитель должен определить этап, на котором будет демонстрироваться фильм, приемы соотнесения работы по фильму с содержанием всего урока.
- · Особое внимание следует уделить подготовке учащихся к восприятию фильма: сформулировать задачи работы, ориентировать школьников на фиксирование определенных деталей при просмотре фильма, рассказать о создателях, героях и актерах (если они есть) и т.п. Другими словами, подготовительная работа должна способствовать тому, чтобы уже с первых минут просмотра киноленты учащиеся не отвлекались от решения основной задачи данного этапа урока.
- · После просмотра кинофильма полезно выяснить общее впечатление, которое он на них произвел: что запомнилось, что понравилось и т.п. Это позволит определить, кто из учащихся был внимателен при просмотре фильма, кто из них более полно осознал его содержание. Следовательно, и дальнейшая беседа с учащимися будет более плодотворной.
В ходе выполнения специальных заданий, направленных на познание языковых явлений или на развитие речи, учитель подводит учащихся к необходимым выводам. Во время беседы со школьниками полезно научить их делать записи, которые впоследствии облегчат выполнение заданий, связанных с просмотром фильма: наброски плана или композиционной схемы будущего высказывания, лексику, новую для учащихся и необходимую для будущей работы, начерно оформленные фрагменты текста и т.п.
Работа по кинофильму заканчивается, как правило, выполнением самостоятельных заданий (домашних или классных), обусловленных содержанием фильма и его назначением: подготовкой устных и письменных высказываний разных жанров. Современные технические средства позволяют использовать в качестве наглядных пособий видеофильмы, которые демонстрируются с помощью видеомагнитофона. В настоящее время для уроков русского языка создан видеофильм "Русский язык с помощью сказки", в который вошли учебные фильмы "Если вы вежливы", "Пес Мартын пишет объявление", "Берегите книгу" и др. (автор Л.М. Зельманова). Создание учебных видеофильмов по русскому языку находится в начальной стадии, поэтому специфика их использования еще не определена.
В настоящее время арсенал средств наглядности расширяется и пополняется. Так, на уроках русского языка в учебных целях используются радио- и телепередачи, компьютерная и лингафонная техника. Рассмотрим использование компьютерных технологий подробнее.
План.
1. Основные понятия: метод, методический приём, методика обучения.
2. Требования, предъявляемые к методам обучения.
3. Классификация методов обучения.
4. Специфические - практические методы.
5. Методы словесного воздействия.
6. Методы наглядного восприятия.
*1. Специальные знания и двигательные действия как предметы обучения в физическом воспитании требуют от учителя владения определенными способами преподавания, а от учеников - способов учения. Как вести учеников от незнания к знанию, от неумения к умению - это одна из стержневых задач конструктивной деятельности учителя. Способов обучения много, но ни один из них не является универсальным. Знание характеристик методов обучения позволит правильно ориентироваться в многообразии этих способов и отбирать наиболее эффективные для решения учебных задач.
Метод физического воспитания - способ применения физических упражнений.
Метод обучения (по Б.А.Ашмарину) - это система действий учителя в процессе преподавания, а ученика при усвоении учебного материала.
В соответствии с дидактической задачей и условиями обучения каждый метод реализуется с помощью методических приемов, входящих в состав данного метода. Например, метод показа может осуществляться разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в необходимом темпе или замедленно и т п.
Методический прием - это способ реализации метода в соответствии с конкретной задачей обучения.
Прием позволяет применить соответствующий метод в конкретных условиях. При одном и том же методе реализация его может осуществляться разными приемами. Именно поэтому тот или иной метод используется при решении самых разнообразных дидактических задач на любом этапе обучения и при работе с любыми контингентами детей.
Обучение - процесс двусторонний: учитель учит, ученики учатся. Поэтому и примененный учителем метод обучения (а следовательно, и его методические приемы) - это не только способ преподавания, выполняющий информативную и управляющую функции (учитель объясняет, показывает, командует и т, п.), но и способ учения ребенка (ученик слушает, наблюдает, выполняет упражнение). Ведущая роль учителя и ведомая ученика всегда взаимосвязаны. Но эта связь гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. По внешним признакам действия ученика, как правило, тождественны требованиям учителя. Например, учитель объясняет и показывает упражнение, ученик стремится его выполнить. Но есть еще одна сторона в действиях ученика, скрытая от взгляда наблюдателя,- это процесс усвоения полученной учеником информации, степень познавательной активности, мотив, побуждающий к учению, и пр .
Методика – система средств и методов, направленных на достижение определённого результата в процессе физического воспитания.
В этом смысле можно говорить, например, о методике обучения какому-то двигательному действию или о методике воспитания силовых способностей.
*2. Требования к методам обучения:
Научная обоснованность метода , обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.
Соответствие поставленной задаче обучения . Отсутствие конкретных задач урока не позволяет правильно подобрать и методы обучения. (Если, к примеру, поставлена задача обучить прыжку в длину с разбега способом согнув ноги, то определить методы окажется невозможным, так как при такой общей формулировке можно в равной мере использовать и метод разучивания в целом, и метод разучивания по частям. При более конкретной задаче, например обучить разбегу для прыжка в длину, возникнет необходимость применения метода разучивания по частям.)
Обеспечение воспитывающего характера обучения . Каждый выбранный метод должен обеспечивать не только эффективность обучения, но и воспитание познавательной активности ученика. Поэтому недопустимы методы, которые сковывают инициативу ребенка, требуют лишь механического воспроизведения движений.
Соответствие принципам обучения . Метод обучения обязан опираться на реализацию всей системы принципов. Недопустимо односторонне толковать связь метода с отдельно взятым принципом. Например, было бы неверно считать, что, если учитель использует метод показа, значит, он полностью реализует принцип наглядности. Как известно, этот принцип реализуется через систему методов.
Соответствие специфике учебного материала . Методы обучения одинаковы для всех видов физических упражнений. Вместе с тем каждое из них в соответствии со своими характеристиками и сложностью требует специфических способов обучения. При обучении, например, некоторым общеразвивающим упражнениям ограничиваются методами слова, при обучении легкоатлетическим придется использовать и метод показа; при освоении простых упражнений применяют метод разучивания в целом, а при, освоении сложных не обойтись без подводящих упражнений.
Соответствие индивидуальной и групповой подготовленности учеников . Учитывая возрастные закономерности восприятия учебного материала, для дошкольников наиболее приемлем метод разучивания в целом, но с последовательным акцентированием их внимания на отдельных элементах. Физически слабо подготовленному школьнику придется чаще предлагать метод разучивания по частям. При хорошей общеобразовательной подготовке учеников можно будет использовать для реализации межпредметных связей не только объяснение, но и беседу.
Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям учителя . Разумеется, каждый педагог должен владеть всеми методами обучения в полном объеме. Тем не менее по целому ряду причин одни учителя лучше владеют одними методами, другие- другими. И эти особенности нельзя не учитывать. Если в конкретном случае от двух методов ожидается примерно одинаковый результат, то разумнее использовать тот метод, которым учитель владеет лучше. Кроме того, неизбежное возрастное снижение физических возможностей учителя приводит к перестройке его педагогических умений (а следовательно, и применяемых им методов), позволяющей сохранить качество преподавания при меньшей личной двигательной активности на уроке,
Соответствие условиям занятий . Располагая, например, нестандартным оборудованием, возможно достичь оптимальной моторной плотности урока и при методе разучивания в целом. Если же в зале, предположим, всего два-три каната, то, обучая лазанью, целесообразно применять подводящие упражнения, позволяющие фронтальным способом изучать основные элементы лазанья. Учитель должен продумать и применение методов слова в зависимости от акустических свойств зала, размеров площадки.
Разнообразие методов. Ни один из методов не может быть признан единственным и основным. При разнообразных методах достигается больший успех в обучении. Следует помнить, что не существует плохих методов. Каждый метод по-своему хорош. Делают же их плохими неграмотные учителя. То, что эффективно действует в одних педагогических ситуациях, может оказаться совершенно бесполезным, даже вредным в других. Вот почему в педагогическом процессе необходимо применять системы методов обучения. В этих системах должны максимально использоваться сильные стороны методов и нейтрализоваться слабые. Это положение находит подтверждение в практике учительской деятельности, когда показ сочетается с объяснением, а объяснение включает описание, указание и т. д. Методов, одинаково пригодных для всех учеников и для всех условий работы, не существует. Возведение какого-либо метода в универсальный ограничивает творческую инициативу учителя, не позволяет использовать все возможности детей. Эта мысль образно выражена П. Ф. Лесгафтом: «Можно сказать: «Метод - это я». Способ заключается в том, что образованный и понимающий педагог сам вносит в свое дело».
Результативность метода оценивается прежде всего прочностью овладения учебным материалом при одновременном содействии оздоровлению и воспитанию учеников.
*3. Методы физического воспитания
Специфические – практические методы | Неспецифические – общепедагогические методы |
Методы строго регламентированного упражнения | Методы частичного регламентированного упражнения | Методы использования слова | Методы наглядного восприятия | |||||||
По Б.А. Ашмарину, 1990г. | ||||||||||
Метод разучивания по частям | Метод разучивания в целом | Метод принудительно-облегчающего разучивания | игровой | соревновательный | Информационные : 1. Рассказ. 2. Объяснение. 3. Описание. 4. Беседа. 5. Срочное сообщение. 6. Лекция. 7. Инструктирование. Управляющие 8. Команда. 9. Распоряжения 10. Самоприказ 11. Подсчёт 12. Указание. 13. Задание. Методы анализа и самооценки 14. Разбор 15. Оценка. 16. Беседа. 17. Самоотчёт. 18.Поощрение. 19.Порицание. 20. Самооценка. | 1. Показ. 2. Демонстрация наглядных пособий. 3. Плакаты. 4. Рисунки мелом на доске. 5. Зарисовки 6. Предметные пособия. 7. Кинофильм. 8. Звуковая и световая сигнализация. | ||||
По Ж.К.Холодову, В.С. Кузнецову, 2001 | ||||||||||
Методы воспитания физических качеств | ||||||||||
1.Целостно-конструктивного упражнения. 2.расчленённо-конструктивного упражнения 3.Сопряжён ного воздействия. | Методы стандартного упражнения | Методы переменного упражнения | ||||||||
1.стандартно-непрерывного упражнения. 2. Стандартно-интервального упражнения | 1.переменно-непрерывного упражнения. 2. переменно-интервального упражнения. | |||||||||
Круговой метод | ||||||||||
*4. Практические методы основаны на активной двигательной деятельности учеников. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения эти методы разделяются на две группы: методы строго регламентированного упражнения и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Основным методическим направлением являются методы строго регламентированного упражнения. Момент регламентации имеется в любом методе. Различны лишь степень и характер регламентации. При известных условиях два метода из разных групп могут совмещаться: одно и то же действие может одновременно изучаться, например, методом разучивания по частям и соревновательным методом .
Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т. п.
Метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в необходимое целое.
Полноценная реализация этого метода во многом зависит от понимания возможности и необходимости расчленения двигательного действия, а также от практического умения его осуществлять в соответствии с задачей обучения.
Педагогические преимущества метода разучивания по частям:
1. Облегчается процесс усвоения действия. К намеченной цели ученик подходит постепенно, накапливая частные двигательные умения, из которых и формируется нужное действие.
2. Разучивание по частям делает процесс обучения на каждом занятии более конкретным, а следовательно, и мотивированным, ибо успехи учеников в овладении даже одним элементом доставляют удовлетворение.
3. От богатства подводящих упражнений уроки становятся более разнообразными, а сам процесс обучения более интересным.
4. Большой запас двигательных умений, создаваемый разучиванием по частям, позволяет успешнее решать задачу обогащения двигательного опыта детей.
7. Применение метода разучивания по частям содействует быстрому восстановлению утраченных навыков.
8. Он незаменим при изучении сложно-координационных действий, при необходимости воздействия на отдельные суставы и мышечные группы.
Таким образом, метод разучивания по частям помогает творчески подходить к анализу изучаемых действий, не позволяет воспринимать действие лишь в его внешней форме.
Метод разучивания в целом предусматривает изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения.
Этот метод применяется на любом этапе обучения. При сравнительно простом упражнении и достаточно высоком уровне подготовленности учеников отпадает необходимость в подводящих упражнениях и метод разучивания в целом может использоваться на первых этапах обучения. На заключительном этапе разучивание в целом применяется при изучении любого действия.
Метод принудительно - облегчающего разучивания основан на теоретической концепции «искусственной управляющей среды» (И. П. Ратов). Его можно рассматривать вариантом метода разучивания в целом, но с использованием тренажеров, т. е. технических устройств, обеспечивающих возможность воспроизведения изучаемого упражнения (или его элемента) в искусственно созданных и строго регламентируемых условиях.
По Ж.К.Холодову, В.С. Кузнецову, 2001. Методы обучения двигательным действиям :
1) Целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения). Применяется на любом этапе обучения. Позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, простые прыжки и др.).
2) Расчленённо-конструктивный . Применяется на начальном этапе обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой).
При применении следует необходимо соблюдать следующие правила:
Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения;
Расчленять упражнение таким образом, чтобы выделенные элементы элементы были относительно были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.
Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединяет их.
Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах
3) Сопряжённого воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий. Сущность в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличение физических усилий (например, спортсмен на тренировках метает утяжелённое копьё или диск, прыгает в длину с утяжелённым поясом и т.п.)
Методы воспитания физических качеств:
Методы стандартного упражнения. Направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме
1. Стандартно-непрерывного упражнения. Представляет непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности. Разновидности: а) равномерное упражнение; (бег, плавание и т.д.); б) стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).
2.Стандартно-интервального упражнения – повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка.
Методы переменного упражнения. Характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. Применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Упражнения с прогрессирующей нагрузкой – ведут к повышению функциональных возможностей организма.
Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров».
Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объёмов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.
1. Метод переменно-непрерывного упражнения. Характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемый в режиме с изменяющейся интенсивностью. Разновидности метода:
Переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижения с меняющейся скоростью);
Переменное поточное упражнение – серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.
2. Метод переменно-интервального упражнения . Характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Разновидности метода:
Прогрессирующие упражнения (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг. и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами);
Варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется 60-70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин.
Нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке – 800+400+200+100м. с жёсткими интервалами отдыха между ними).
Круговой метод – последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.
Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». На каждой из них занимающиеся выполняют одно упражнение (например, подтягивание, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.). На каждой станции даётся ограничение по времени, затем переход на следующую станцию по кругу, либо по количеству выполнения упражнения. Проходить задания по кругу можно от 1 и более раз.
Методы частично регламентированного упражнения допускают относительно свободный выбор действий учеником для решения поставленной задачи. Эти методы, как правило, используются на этапе совершенствования, когда ученики уже обладают достаточным объемом знаний и умений. Входящие в данную подгруппу методы, обладая различными признаками, имеют сходство в одном: при использовании их всегда присутствует элемент соперничества между учениками, стремление к утверждению превосходства в том или ином действии.
Игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.
Характерные признаки игрового метода:
1. Ярко выраженное соперничество и эмоциональность в игровых действиях требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает эффективным методом воспитания физических способностей.
2. Чрезвычайная изменчивость условий борьбы, условий выполнения двигательных действий.
3. Высокие требования к творческой инициативе в действиях. Вариативность игровых ситуаций требует самостоятельности в выборе наиболее результативных физических упражнений.
4. Отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке.
5. Обеспечивает всестороннее комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков.
6. Во многих случаях взаимоотношения между играющими осуществляются через какие-либо предметы, например мячи.
7. Соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства даёт возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательности, дисциплинированности, волю, коллективизм и др.
Соревновательный метод – способ выполнения упражнений в форме соревнования. В практике он проявляется: 1) в виде официальных соревнований различного уровня; 2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая спортивные тренировки.
Характерные признаки соревновательного метода:
1. Подчинение всей деятельности задаче победить.
2. Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения.
3. Ограниченные возможности управления учениками, в регулировании их нагрузки. Этот метод требует большой самостоятельности в решении возникающих по ходу выполнения действия задач.
Следовательно, соревновательный метод наиболее эффективен при совершенствовании действия, но не при первоначальном его разучивании; требует достаточно высокого уровня развития физических качеств.
*5. Методы словесного воздействия служат при осуществлении многих функций в педагогической деятельности (конструктивной, организаторской, исследовательской и др.).
Слово активизирует весь процесс обучения, так как способствует формированию более полных и отчетливых представлений, помогает глубже осмыслить, активнее воспринять учебную задачу. Метод слова имеет двойную эффективность:
- смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала
- эмоциональную , позволяющую воздействовать на чувства ученика.
Требования к использованию словесного метода:
1. Смысловое содержание слова должно соответствовать особенностям учеников и задачам обучения.
2. Пользуясь словом, необходимо подчеркивать эффективность изучаемого действия.
3. Слово должно помогать выявлению взаимосвязи между отдельными движениями в двигательном действии.
4. Большое значение придается слову учителя в понимании учениками основы техники физического упражнения, в понимании момента приложения главных усилий. С этой целью часто используют инструктирование подсказки в виде отдельных слов («руки!», «голова!» и др.).
5. Слово должно быть образным.
6. Говорить ученикам о движениях, которые выполняются автоматизировано, нецелесообразно (за исключением тех случаев, когда требуются исправления).
Важная задача в физическом воспитании – овладение терминологии. Терминология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Это позволяет ученикам различать знакомые понятия, а учителю уточнять объяснения общепринятыми словами-терминами. В итоге между учителем и учениками возникает взаимопонимание на основе очень кратких, но емких по смыслу слов.
Эмоциональная функция слова способствует решению и учебных, и воспитательных задач. Эмоциональность речи усиливает значение слов и помогает понять их смысл. Она показывает отношение учителя к предмету изучения, к самим ученикам, что, естественно, стимулирует их интерес, уверенность в своем успехе, желание преодолеть трудности и т. п.
Рассказ - повествовательная форма изложения - чаще всего применяется учителем при организации игровой деятельности учеников.
Описание - это способ создания у ребенка представления о действии.
Объяснение - важнейший способ развития сознательного отношения к действиям, так как призвано вскрывать основу техники, отвечать на главный вопрос: «Почему?»
Беседа помогает, с одной стороны, повысить активность, развить умение высказывать свои мысли, а с другой-узнать учителю своих учеников, оценить проделанную работу.
Разбор отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания (например, игры).
Задание предусматривает постановку задачи перед уроком или частных задач по ходу урока.
Указание (или распоряжение) отличается краткостью и требует безоговорочного исполнения. Это акцентирует внимание учеников на необходимости выполнения задачи и одновременно повышает уверенность в возможности ее выполнения.
Оценка является результатом анализа выполнения действия. Критерии оценки зависят от задач учебного процесса, а поэтому имеют несколько разновидностей:
Категории оценки выражаются в различного рода замечаниях учителя, отражающих его одобрение или неодобрение: «хорошо», «правильно», «так», «плохо», «неправильно», «не так», а также в форме инструктивных указаний: «выше ноги», «не сгибать руки» и т. п.
Команда - специфический и наиболее распространенный метод использования слова в физическом воспитании. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окончанию или к изменению темпа движений. Применяются строевые команды, принятые в армии, и специальные - в виде судейских реплик, стартовых команд и т. п. При работе с детьми дошкольного возраста команда не применяется, а при работе с детьми младшего школьного возраста используется с ограничениями. На эффективность команды влияют: умение правильно и с необходимыми ударениями произносить слова, развитое чувство ритма речи и движений учеников, способность изменять силу и тон голоса, красивая осанка и умеренная жестикуляция, высокий уровень дисциплинированности учеников.
Подсчет позволяет задавать ученикам необходимый темп выполнения движений. Осуществляется он несколькими приемами: голосом с применением счета («раз-два-три-четыре!»), счетом в сочетании с односложными указаниями («раз-два-выдох-выдох!»), только односложными указаниями («вдох-вдох-выдох-выдох!») и, наконец, различными сочетаниями счета, постукивания, похлопывания и т. п.
Лекция – системное, всестороннее, последовательное освещение определённой темы (проблемы).
Инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.
Страница 2 из 2
Методы обеспечения наглядности
В физическом воспитании методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию занимающимися выполняемых заданий. К ним относятся:
1) метод непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся);
2) методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.);
3) методы направленного прочувствования двигательного действия;
4) методы срочной информации. Рассмотрим основные особенности этих методов.
Метод непосредственной наглядности
Предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполнения двигательного действия (упражнения). Непосредственный показ (демонстрация) движений преподавателем или одним из занимающихся всегда должен сочетаться с методами использования слова, что позволяет исключить слепое, механическое подражание. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние между демонстрантом и занимающимися, плоскость основных движений (например, стоя к занимающимся в профиль легче показать технику бега с высоким подниманием бедра, маховые движения в прыжках в высоту с разбега и т.п.), повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.
Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебных видео- и кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, зарисовки, выполняемые занимающимися, использование различных муляжей (уменьшенных макетов человеческого тела) и др.
Наглядные пособия позволяют акцентировать внимание занимающихся на статических положениях и последовательной смене фаз движений.
С помощью видеофильмов демонстрируемое движение можно замедлить, остановить в любой фазе и прокомментировать, а также многократно повторить.
Рисунки фломастером на специальной доске являются оперативным методом демонстрации отдельных элементов техники физических упражнений и тактических действий в игровых видах спорта.
Зарисовки, выполняемые занимающимися в виде фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры двигательного действия.
Муляжи (макеты человеческого тела) позволяют преподавателю продемонстрировать занимающимся особенности техники двигательного действия (например, техники бега на различные дистанции, техники перехода через планку в прыжках в высоту с разбега, техники приземления в прыжках в длину с разбега и т.п.).
Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся:
1) направляющая помощь преподавателя при выполнении двигательного действия (например, проведение преподавателем руки занимающихся при обучении финальному усилию в метании малого мяча на дальность);
2) выполнение упражнений в замедленном темпе;
3) фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (например, фиксация положения звеньев тела перед выполнением финального усилия в метаниях);
4) использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.
Методы срочной информации
Методы срочной информации предназначены для получения преподавателем и занимающимися с помощью различных технических устройств (тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектронные устройства, свето- и звуколидеры, электромишени и др.) срочной и преламинарной информации после или по ходу выполнения двигательных действий соответственно с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.). Так, например, в настоящее время в физическом воспитании и спорте широко применяются различные тренажерные устройства (велоэргометры, беговые дорожки, гребной тренажер и др.), оборудованные встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки (рис. 6).
Рис. 6. Использование метода срочной информации: автоматизированный тредбан с компьютерным программированием режима тренировки
Компьютер показывает значения пульса, скорости, времени, длину дистанции, расход калорий и др. Профиль нагрузки графически отображается на дисплее.
В заключение следует отметить, что, готовясь к занятию и выбирая оптимальные для того или иного этапа методы, преподаватель должен предусматривать, какова должна быть их структура, чтобы усилить, например, мотивационную или воспитательную, образовательную или развивающую функцию.
Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. Глава 4. Средства и методы физического воспитания. - С. 32-52.