» » Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов в школе. Отчет о реализации стратегии

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов в школе. Отчет о реализации стратегии

«Воспитательная система в классе» - Цели воспитательной системы класса. Качественная оценка. Виды и формы воспитывающей деятельности. Моделирование воспитательной системы класса. Формы реализации: Тренинги общения, ролевые игры. ТВОРЧЕСТВО Цель: развитие творческой активности. Формирование творческой личности учащихся, обладающей интеллектуальной, этической культурой.

«Расширение бренда» - Какие у вас возникают ассоциации с брендом LG и какие, с брендом BOSCH? Является одной из частей бренда или суб-бренда. Материнский бренд. Линейные расширения по отдушке. Типы расширений брендов. Зонтичный бренд. Суб-бренды. Низкая степень разобщения. Суб-бренд по названию, бренд по содержанию. Бренд (брэнд, brand)-- торговая марка, обладающая устойчивыми ассоциациями (имиджем).

«Воспитательная система» - Творчество Цель: Развитие творческой активности. Развитость креативных способностей учащихся. Степень организованности, спаянности и сплоченности классного коллектива. Диогностико-аналитический компонент: Перспективы жизнедеятельности классного сообщества. Классный руководитель. Нормы, ценности группы, наличие традиций в коллективе.

«Воспитательная система школы» - Блок деятельности. Воспитательная система школы как органическая целостность педагогических компонентов. Блок целеполагания. Среда воспитания. Анализ практики воспитания. Сопоставление целей и результатов. Блок отношений. Воспитательная система школы. Воспитательное пространство. Создание необходимых структур общественного самоуправления.

«Учебно-воспитательная работа» - теория самоопределения, становления и самореализации личности, разработанная С.Н.Чистяковой, Н.С.Пряжниковым, Е.А.Климовым и другими. Основа воспитательной работы школы. Критерии определения результативности деятельности классных руководителей. Программа воспитательной работы школы. Основа модели воспитательной работы.

«Анализ воспитательной работы» - Схема анализа ВР. Анализ. Выявление и оценка отрицательных тенденций. Мотивация деятельности. динамика показателей личностного роста учащихся. Постановка целей и задач на новый учебный год. 3-я группа Исследование самочувствия педагогов в школе. Методика подготовки и проведения коллективного анализа ВР.

Информация

по реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации

на период до 2025 года» в МБОУ «Седельниковская СШ №2»

за 2015-2016 учебный год

Стратегия развития воспитания в РФ определяет основные направления развития воспитания, в соответствии с которыми, образовательное учреждение планирует и реализует свою воспитательную деятельность. Воспитательные задачи реализуются как в урочной, так и во внеурочной деятельности, включая участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях, конференциях различного уровня.

Стратегия развития воспитания предполагает работу в нескольких направлениях: Поддержка семейного воспитания. В целях создания условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности нашего учреждения, в первой четверти учебного года было проведено анкетирование родителей на предмет заинтересованности и готовности к участию в воспитательном процессе, По результатам анкетирования 90% родителей согласны, что именно им принадлежит приоритетное право в воспитании детей, 75 % желают более активно участвовать в воспитательной деятельности школы, а посещать родительский клуб или объединение согласны лишь 40%. Основным вопросом для нас является организация родительского общественного объединения. На данный момент, мы ищем пути решения данной проблемы и видим их в создании виртуального сообщества родителей с помощью Интернет-ресурсов. В этом году особое внимание уделяется мероприятиям с участием родителей (проведено 23 мероприятия с привлечением родителей). Для просвещения и консультирования родителей по психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания, создана служба консультации психолога (рассмотрено 2 проблемных ситуации). Школьный психолог оказывает консультативную помощь не только детям, но и родителям (63 консультаций с родителями детей, находящимися в социально опасном положении и 4 консультации с родителями, которые испытывают трудности в общении с детьми).

Привлекаются родители для подготовки и участия детей в различных мероприятиях, конкурсах, фестивалях различного уровня.

Для развития воспитания в системе образования в нашей школе идет непрерывный процесс развития форм включения детей в различные виды деятельности, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования. В этом году для обучающихся д ействует 78 различных кружков и секций. Из них 43 кружка ведут педагоги нашей школы и 35 - специалисты ДДТ, ДШИ, ДЮЦ и ДЮФПК и специалисты ДЦ «Светоч». Для повышения у детей уровня владения русским языком прошли такие мероприятия, как «Всероссийский словарный урок» и «Живая классика», приняли участие во Всероссийском конкурсе сочинений. Воспитательный потенциал учебных дисциплин, в том числе лучшие образцы мировой и отечественной культуры, являются основой для театральных постановок и культурно-досуговых мероприятий. Такие формы работы как - «Интеллектуалы», НОУ «Поиск», кружки: «Знатоки Омского Прииртышья», «Умники и умницы», «Занимательный английский» - направлены на совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей. Кружки «В мире книг» начиная с 1 класса, позволяют использовать чтение для познания мира и формирования личности. Каждый классный руководитель строит свою деятельность в соответствии с разработанной и утвержденной воспитательной программой классного коллектива, в которой отражены циклы мероприятий по каждому направлению Стратегии развития воспитания.

Расширение воспитательных возможностей происходит за счет информационных ресурсов таких, как Дневник.ру, сайт школы, где отражаются все события школьной жизни, в том числе и в системе воспитания. Информационное освещение воспитательной работы происходит через страницу «Школьный остров» в районной газете «Сибирский труженик», а также через TV-монитор, который установлен в фойе школы. Каждый день на экран выводятся основные события школьной жизни и поздравления для именинников. Наряду с этим, транслируется информация о проектах и акциях: ГТО, Год Российского кино и другие. У частие в дистанционных творческих конкурсах; ведение сайта классного руководителя; дистанционная неделя русского языка, онлайн тестирование - способствуют расширению воспитательных возможностей. В рамках инновационного комплекса «Школа - территория здоровья», проходит ежегодная Всероссийская сетевая информационно-просветительская компания «Здоровье - путь к успеху». В связи с тем, что Интернет несет не только благо, в течении года проводились беседы и классные часы «Безопасный Интернет», дискуссия с родителями «Интернет-зависимость», Всероссийский урок безопасности в сети Интернет».

Для обеспечения безопасности, в школе введено ограничение доступа к вредоносным и непроверенным сайтам.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает поддержку ученического самоуправления и общественных объединений. В нашей школе успешно действует ОО «Тройственный союз». Значимыми мероприятиями стали школьные выборы Президента школьной думы, плановые заседания думы по текущим вопросам, проблемам и планам, Посвящение первоклассников в члены ОО «Тройственный союз», посвящение в пятиклассники. Активисты объединения активно участвуют в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах. Примером могут стать: разработка социального проекта «Школьная газета», реализация которого осуществляется на основе партнерства с редакцией районной газеты «Сибирский труженик». Необходимо отметить участие в Форуме лидеров «Ради мира на Земле, с любовью к России», районном конкурсе «Ученик года - 2016». В школе приветствуются творческие инициативы обучающихся. Успешно прошли следующие мероприятия: «Ура, каникулы», «Осенний бал», акция вожатых «Умеешь сам - научи другого», «Приходи к нам, Дедушка Мороз», «Сказка в зимнем лесу»; Новогодний вечер отдыха, Зимняя и весенняя неделя добра. С 1 января 2016 года возобновило свою деятельность волонтерское движение.

Гражданское воспитание подразумевает создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, развитие правовой и политической культуры, формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности. Этому способствуют такие мероприятия как: « День солидарности в борьбе с терроризмом», Всероссийский урок «Готов к труду и обороне», встреча старшеклассников с представителями пенсионного фонда «Формы государственной поддержки», конкурс, организованный территориальной избирательной комиссией «Мы выбираем»; В рамках патриотической акция «Долг» прошел цикл мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества (оборонно-спортивный турнир «Орлята России», конкурсные программы, посвященные 23 февраля конкурсная программа «Привет, солдат» - 21 мероприятие). Ряд мероприятий посвящен событиям 1986 года - «Чернобыль: 30 лет спустя». Для противостояния дискриминации организованы классные часы, посвященные толерантности. На правовую и социальную адаптацию направлены уроки обществознания и ОБЖ, а также занятия кружков «Я - гражданин России», «Юный патриот», «Моя гражданская позиция», «Пресс-центр».

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности, наряду с другими направлениями отражено в программе воспитания и социализации обучающихся.Прежде всего, стоит отметить, что такие предметы как история и обществознание преподаются в нашей школе на очень высоком уровне. И в этом несомненная заслуга учителя – Л.П. Ибрагимовой, которая учит детей через осмысление истории, ориентироваться в современных общественно-политических процессах.

На формирование патриотизма и чувства гордости за свою Родину направлены многие мероприятия в рамках внеурочной деятельности: Всероссийская акция «Я – гражданин России»; участие в торжественном открытии волейбольной площадки на стадионе «Сибиряк»; День памяти жертв фашизма, викторина; посвященная 645-летию Куликовской битвы, участие в церемонии открытия Доски памяти Героя СССР М.А. Макарова; экскурсия в музей «Солдатские письма - свидетели войны»; День неизвестного героя; видео-занятие «Неизвестные герои России»; «Какого цвета мое право»; участие в проведении Дня Российского флага. Особого внимания заслуживает акция «», посвященная Дню Победы в В.О.В. 1941-1945. В рамках данной акции проходит большой цикли мероприятий.

Для развития у подрастающего поколения уважения к символам государства и к историческим памятникам Отечества, в школе имеются символы нашего государства, как в рекреации, так и в каждом учебном кабинете. Также, ежегодно проводятся мероприятия, посвященные Дню Российского флага, а обучающиеся систематически ухаживают за памятником воинам-комсомольцам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны. Помимо этого, наша школа имеет свой гимн, герб и флаг. Гимн традиционно исполняется на Последнем звонке, на мероприятии, посвященном окончанию начальной школы, на выпускном вечере. Мы планируем ввести обязательное голосовое исполнение всеми обучающимися и педагогами школы гимна Российской Федерации при проведении торжественных мероприятий. Не первый год работают кружки патриотической направленности – «С чего начинается Родина», «Школьный музей», «Юный патриот».

Духовное и нравственное воспитание осуществляется на основе российских традиционных ценностей. В образовательном учреждении разработана Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального образования. Для среднего звена, данное направление деятельности включено в программу воспитания и социализации. В рамках реализации Программ, были организованы и проведены следующие мероприятия: видеолекторий о вредных привычках; цикл уроков в рамках предмета ОБЖ, посвященных 83 годовщине ГО; дискуссия «Наркомания - шаг в бездну»; круглые столы «СПИД - миф или реальность»; тематический вечер «Суд над наркоманией» и многие другие. Особого внимание заслуживают традиционные «Зимняя и Весенняя неделя добра», в рамках которых проходят как традиционные благотворительные мероприятия, так и разовые акции добра. В нашей школе организовано шефство над ветеранами педагогического труда, ветеранами В.О.В., тружениками тыла и просто пожилыми людьми. С 2013 г. в нашей школе действовал проект «Тимуровский отряд – «Неугомон», в рамках которого, обучающиеся поздравляют подшефных с праздниками, приглашают на школьные мероприятия, а также оказывают посильную помощь. В 2015 г. проект завершился, но работа в данном направлении продолжается и планируется возобновить деятельность этого проект, в основу которого положены добро и милосердие.

Приобщение к культурному наследию предполагает проведение культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей. Одним из таких мероприятий стал Фольклорный фестиваль детских этнографических коллективов «Рождественские вечерки». «Посвящение в читатели», прошедшее в районной библиотеке, а также, смотр-конкурс «Литературный венок России», способствовали приобщению детей к произведениям отечественной и мировой литературы. Несмотря на отдаленность нашего района, были организованы поездки в ТЮЗ г. Омск и в Северный драматический театр им. Ульянова г. Тара. В своей деятельности мы сотрудничаем с МУК МСКДЦ «Светоч». Были организованы кинопоказы для различных возрастных категорий: «В гостях у сказки», «Битва за Севастополь» и проведен КВН «Союзмультфильм» с показом мультипликационных фильмов. С целью приобщения детей к классическим и современным произведениям литературы, возобновлено общешкольное чтение художественной литературы, систематически проводятся библиотечные уроки и выставки художественной литературы. В этом году начата работа по созданию «копилки» видеороликов, снятых обучающимися о школьной жизни, об учителях. Эффективному использованию уникального российского культурного наследия, в том числе музыкального, художественного и театрального, способствует работа в кружках: «Театр и зрители», «Петрушка», «Актерское мастерство», «Фантазия искусства», «Акварель» и др.

Популяризация научных знаний среди детей проводится через урочную и внеурочную деятельность. Поддержке научно-технического творчества способствую такие клубы по интересам, как «Юный техник», «Лего-конструирование». «Интеллект», «Юный исследователь», «Узнаем сами» - эти кружки способствуют повышению привлекательности науки. Решение данной воспитательной задачи происходит и в процессе подготовки исследовательских проектов: «Какие названия носят улицы моего села», «Легендарный 34-й». В этом году, на базе нашей школы, было проведена программа, содержащая ряд ярких и увлекательных физических экспериментов «Тесла-Шоу», которая вызвала огромный интерес к физике, как к науке.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья формируется не только в рамках урочной деятельности по физической культуре и охране безопасности жизнедеятельности, но и через работу кружков и секций. В нашей школе действует 10 кружков спортивно оздоровительной направленности. Из них 5 спортивных секций и 5 общеоздоровительной направленности. В организации внеурочной деятельности для физического воспитания обучающихся мы сотрудничаем со специалистами ДЮЦ и ДЮСШ с. Седельниково. Для профилактики асоциального поведения, к занятиям физической культурой и спортом активно привлекаются дети группы риска. Обучающиеся являются постоянными участниками массовых общественно-спортивных мероприятий, таких как: Малые Олимпийские игры, «Праздник Севера Седельниково-2016», районные кроссы, посвященные различным датам или памяти значимых личностей;соревнования по разным видам спорта. За истекший период учебного года было проведено 16 мероприятий, среди которых школьные и межшкольные товарищеские встречи по различным видам спорта. Традиционными стали: «Веселые старты», однодневный общешкольный поход, Дни здоровья и пр. В нашей школе с 2007 года создан и работает физкультурно – спортивный клуб «Олимп», в который входят учителя физической культуры, педагоги, обучающиеся, родители регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Наша школа не один год работает в направлении здоровьесбережения, в рамках инновационного комплекса ИНКО «Школа – территория здоровья» и каждый год занимает лидерские позиции как по методической работе, так и по другим направлениям. Педагоги нашей школы Бастрон Е.Г., Хорошавина И.А. вошли в авторскую группу по разработке учебного пособия «Дневник здоровья». Ежегодно, по результатам работы, наше ОУ входит в десятку лучших в Омской области. В целях формирования культуры здорового питания, в школе организовано горячее питание для всех обучающихся,

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. С первых дней ребенка в школе педагоги способствуют формированию у детей умений и навыков самообслуживания. В рамках урочной и внеурочной деятельности развиваются навыки совместной (групповой) работы и умение работать самостоятельно. Добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам деятельности развивается в процессе подготовки и проведения таких мероприятий как: День самоуправления, мероприятий, посвященных Дню учителя. В течение всего учебного года проходят трудовые десанты, ведется работа на учебно-опытном участке и в теплице. Формированию полезных навыков способствуют творческие объединения: «Умелые ручки», «Фантазия искусства», «Макраме», «Акварель» и другие. В целях содействия профессиональному самоопределению и осмысленного выбора профессии действует клуб «Мои профессиональные намерения», организуются встречи с представителями ВУЗов и СУЗов, проводится информационно-просветительская работа с выпускниками.

Экологическое воспитание. Развитие у детей экологической культуры и бережного отношения к родной земле начинается с малого.

Прежде всего, это озеленение своего класса и школы, а также, пришкольной территории. Стоит сказать, что экологическое воспитание прививается подрастающему поколению не только в рамках учебных предметов, но и во внеурочной деятельности. Участники кружка «В мире цветов» являются активистами во всех мероприятиях данного направления. Начиная с 5 класса, обучающиеся знакомятся с овощеводством на пришкольном участке. Ежегодно принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках эколого-патриотическая акция «Живи Земля» и выставке «Урожай». На защиту окружающей среды направлены проекты «Село без мусора», «Березкины слезки», Инициативная группа детей сотрудничает с Лесным хозяйством. Это и посадка саженцев, и размещение плакатов по охране окружающей среды, и рейды по спасению берез в период сокодвижения. Воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, навыки разумного природопользования развиваются в процессе таких занятий как: «Урок энергосбережения», Всероссийский тематический урок «Свет в нашей жизни», «Там, где была тайга».

1. Развитие социальных институтов воспитания

Поддержка семейного воспитания включает:

содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:

создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;

информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:

улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;

поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;

поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;

привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;

расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций

Гражданское воспитание включает:

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

развитие культуры межнационального общения;

формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;

содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;

развитие музейной и театральной педагогики;

поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;

повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;

создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;

использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;

содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологическое воспитание включает:

развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

Выступление на педагогическом совете школы (март 2013)

Подготовила: заместитель

директора по ВР Каргина И.С.

2013

«Использование информационных технологий в воспитательной работе».

«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество»

(Из Концепции долгосрочного социально-экономического раз-вития Российской Федерации на период до 2020 года)

На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Ведущей целью информатизации системы образования является пре-вращение современных информационных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий в ресурс образовательного процесса, обеспечивающий формирование качественно новых результатов образования.

Появление информационно-коммуникационных технологий не могло не повлиять на изменение стратегии управления образовательным учреждением. Это означает, что необходимы организационные изменения по всем направлениям деятельности образовательного учреждения, обеспечивающие использование ИК Т- ресурсов, введение современных технологий в систему учебной, воспитательной, методической и управленческой деятельности, формирование информационной образовательной среды учреждения.

В условиях активного внедрения современных информационных технологий актуальной потребностью является формирование ИКТ - компетенции всех педагогических работников, в том числе занятых в сфере воспитания. Это позволяет эффективно решать вопросы обновления форм и методов воспитательной деятельности, учитывая тенденции развития информационного общества, интересы и потребности современных детей и подростков. Эффективность использования ИКТ зависит от четкого представления о роли и месте, которое они могут и должны занимать в системе воспитательной деятельности.

Современное компьютерное оборудование выступает как средство организации и оснащения воспитательного процесса:

Как средство для создания информационно-методических материалов и документов (планов, конспектов, методических разработок и пр.);

Как средство обеспечения наглядности (презентации, видеоролики, видеофильмы и другие демонстрационные формы);

Как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио);

Как средство обработки информации (фото и видеоизображений, текстовой, статистической информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в воспитательной деятельности);

Как средство хранения информации (базы данных, методические разработки и коллекции, фото- и видеоархивы, электронные хранилища);

Как средство коммуникации (сайт, электронная почта, форумы, чаты и т.п.).

Диапазон использования ИКТ в воспитательном процессе достаточно широк:

ИКТ как средство наглядного оформления (визуальный ряд) и информационного сопровождения воспитательных мероприятий (презентационные иллюстративные материалы для классных часов и школьных мероприятий, анкетирование, тестирование, видео сопровождение концертов, вечеров, праздников и пр.).

Организация деятельности современного пресс-центра, где компьютерное оборудование выступает:

а) как технический ресурс (компьютерная верстка макетов журналов и газет и их тиражирование, создание электронных вариантов газет и журналов;

б) как средство развития творческих способностей учащихся и их подготовки к выбору профессии журналиста.

Создание и организация деятельности компьютерных клубов по интересам, где школьники приобретают навыки работы с компьютерным оборудованием, осваивают технологии программирования, выполняют творческие проекты по разработке новых электронных ресурсов, занимаются исследовательской деятельностью.

Создание интернет-клубов, интернет - кафе и сетевых объединений, в программе деятельности которых диспуты и обсуждения материалов сети Интернет, тренинги, деловые игры, участие в сетевые конференциях, форумах, чатах с целью удовлетворения интеллектуальных и творческих потребностей, формирования информационной культуры, ценностных ориентаций школьников.

Создание классных (школьных) мультимедийных библиотек (медиа-тек) для сопровождения и организации различных воспитательных мероприятий (презентаций, обзоров, круглых столов, дискуссий, встреч коллекционеров и др.)

Создание и организация деятельности мультимедийных лабораторий, основным назначением которых является изготовление мультимедийной продукции для нужд класса, школы: оцифровка музейных фондов и исторических архивов ОУ; разработка авторских программных продуктов, мультимедийных ресурсов для воспитательных мероприятий и учебных занятий.

Организация конкурсов: проектов, творческих работ с использованием ИКТ.

Организация исследовательской деятельности с использованием ИКТ.

Участие в телекоммуникационных сетевых проектах и олимпиадах по различным направлениям и областям знаний.

Создание сайтов, web-страничек, блогов детских объединений, творческих коллективов и использование их возможностей в системе воспитательной деятельности. Многофункциональность информационных технологий обеспечивает их эффективное использование и в системе управления воспитательным процессом: Вариативность использования ИКТ в управлении воспитательным процессом

Создание коллекций мультимедийных библиотек, электронных ресурсов в помощь классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Использование готовых ресурсов: программных продуктов для организации системы управления ВП, электронных журналов, газет, сайтов, справочников, мультимедийных библиотек и пр.

Организация электронного документооборота в соответствии с требованиями к воспитательной документации (планирование, пакеты распорядительной документации, электронные архивы, базы данных).

Организация единой информационной, воспитательной среды ОУ (локальная сеть, сайт ОУ, база электронных воспитательных ресурсов, единая база нормативной, аналитической и текущей документации, обмен информацией и др.).

Автоматизация процессов мониторинга воспитательного деятельности: компьютерное тестирование, обработка результатов диагностики с помощью компьютера; создание баз данных по результатам мониторинга.

Использование сетевых технологий (интернет - конференции, чаты, форумы, блоги) в системе методической деятельности классных руководителей, педагогов дополнительного образования, в организации деятельности детских коллективов.

Достоинства ИКТ.

1. Делают воспитательный процесс более современным, разнообразным, насыщенным.

2. Значительно расширяют возможности предъявления воспитательной информации. Оказывают комплексное воздействие на разные каналы восприятия, на различные виды памяти, обеспечивают оперирование большими объемами информации.

3. Обеспечивают наглядность, красоту, эстетику оформления воспитательных мероприятий.

4. Делают процесс воспитания более привлекательным для детей, повышают интерес к мероприятиям.

5. Способствуют адаптации ребенка в современном информационном пространстве и формированию информационной культуры.

6. Используются в различных формах воспитательных мероприятий и сочетаются с различными информационными источниками и педагогическими технологиями.

7. Позволяют более качественно осуществлять систему диагностики и мониторинга воспитательного процесса.

8. Повышают качество педагогического труда.

9. Способствуют эффективности воспитательных мероприятий. Грамотное, системное использование информационно коммуникационных и коммуникативных технологий могут и должны стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного


Методическая копилка Сервис Google Earth тесно сотрудничает с другим сервисом Google – Панорамио (www.panoramio.com), который собирает и систематизирует фото достопримечательностей со всего мира, и затем привязывает из к месту съемки на карте Google. http://earth.google.com – интернет­сервис, позволяющий увидеть практически любой уголок земного шара из космоса. Содержит справочно­географические карты в сочетании с космическими снимками. В коллекции имеются как снимки среднего и низкого пространственного разрешения, так и снимки высокого разрешения крупных городов мира. Социальный сервис ВикиВики в учебном процессе может применяться в различных вариантах. Представление, расширение, аннотирование учебных материалов. Учащиеся могут оставлять заметки на полях лекции или документа, обсуждать материал. Совместное создание виртуальных краеведческих и экологических экскурсий. Коллективное создание творческих работ. Коллективное создание энциклопедий В настоящее время увеличивается количество Вики­сервисов. Еще два года назад количество учебных Вики­сервисов можно было пересчитать по пальцам (Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница), Летописи и др.). Один из крупных сайтов, на которых можно размещать сетевые проекты – Летописи.ру (www.letopisi.ru). Здесь организуются проекты самой разнообразной тематики – от учебных до социальных и краеведческих. Методические объединения учителей. (http://festival.1september.ru) Электронные дневники и журналы Обеспечивают контроль и самоконтроль учебной деятельности, в том числе с возможностью назначения учителем для учащихся индивидуальных заданий и формирования индивидуальных образовательных траекторий. При этом визуальное представление информации в электронном «Журнале» эквивалентно структуре обычного «бумажного» классного журнала. (http://dnevnik.ru) Использование интерактивных обучающих программ и программ­тренажеров ­ это очень мощное средство в создании положительной мотивации на учебу. Как правило, учащиеся до 7­го класса воспринимают эти программы, как игры и относятся к выполнению заданий со всей своей детской серьезностью, ответственностью и собранностью. “Мне компьютер поставил пятерку!” ­ нет лучшей награды. (www.runetica.com) Многие образовательные серверы содержат специальную моделирующую среду – On­Line лаборатория. Что позволяет создавать и исследовать модели, опыты. Подобная лаборатория разработана на сервере проекта «Открытый колледж» http://college.ru/matematika/ Подготовка к ЕГЭ Выйдя на официальный сайт Министерства образования, посвященный ЕГЭ, выпускники могут проверить и оценить свои возможности, выполняя задания демонстрационного варианта в интерактивном режиме (http://www1.ege.edu.ru) Онлайн подготовка к ЕГЭ ­ http://college.ru/ Предметные олимпиады, конкурсы, викторины, on­line и off­line тесты Для итогового контроля знания по русскому языку можно также использовать на своих уроках тесты и интерактивные диктанты. К примеру, с сайта www.gramota.ru. На сайте даётся теория по разным орфографическим и пунктуационным правилам, а затем предлагается интерактивный текст, который дети выполняют online, и тут же компьютер оценивает правильность работы, выделяя красным те слова или пункты теста, в которых были сделаны ошибки. Нажав на появившуюся после окончания работы надпись: «Правильное написание» ­ дети видят, в чём ошибка, и тут же могут прочитать правило, на которое эта ошибка допущена. Много полезной информации могут получить учителя математики с Российского образовательного портала (www.school.edu.ru) , крупнейшего в данный момент в России сайта, посвященного математическому образованию школьников. Этот сайт создан сотрудниками факультета педагогического образования МГУ и компании МЕДИА­ХАУЗ. В разделе, посвященном математике, собрана вся информация, относящаяся к школьной математике. www.englishforkids.ru содержит массу материалов: сказки, стихи, комиксы, песни (в формате mp3, караоке версии). В разделе Weekly Lesson можно каждую неделю проходить новый урок на изучение какой­то из сторон речи. www.starfall.com отзыв об этом сайте: «Один из лучших сайтов по обучению чтению от алфавита до больших текстов. Только в алфавит можно играть несколько часов, а уж чтение буквосочетаний и целых слов и текстов ­ ещё десятки часов игр». www.freeclassicaudiobooks.com , www.storynory.com На этих сайтах размещены ролики для аудирования, в качестве которых взяты произведения классические детские произведения (Алиса в стране чудес, Гекльберри Финн и др.). Эти ролики можно слушать прямо с сайта или бесплатно скачивать. Виртуальные библиотеки (www.gpntb.ru) Прекрасную возможность отработать письменную речь и найти новых иностранных друзей предоставляет электронная почта. Адреса для переписки можно найти с помощью поисковой системы (написать в строке, например, find penfriends). Один из таких сервисов: www.penfriends.com Виртуальные консультационные центры (для школьников, учителей, родителей).