» » Урок нравственности "дорогою добра" для детей начальной школы. Формирование нравственных качеств у младших школьников. Конспект игрового занятия во втором классе «Дерево добра Уроки доброты для младших школьников названия

Урок нравственности "дорогою добра" для детей начальной школы. Формирование нравственных качеств у младших школьников. Конспект игрового занятия во втором классе «Дерево добра Уроки доброты для младших школьников названия

Основы духовно-нравственного воспитания

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Пояснительная записка

Современный период в образовании - это время смены ценностных ориентиров. В российском образовании стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного, толерантного социального поведения, выбора жизненных ориентиров, духовно-нравственного поведения.

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему нашей страны.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающихся. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.

Важнейшей задачей современной начальной школы является формирование у детей позитивного отношения к учебной деятельности, в процессе которой в значительной степени осуществляется развитие интеллектуальных и творческих способностей, воспитание нравственных качеств личности, привитие стремления к самосовершенствованию.

Решение этой задачи возможно, если в школе созданы комфортные условия для формирования знаниевых, деятельностных и коммуникативных компетенций школьника. В свою очередь, такие условия определяются наличием в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных образовательных технологий, современного уровня материально-технического обеспечения, атмосферы сотрудничества и взаимопонимания учителя и ученика. Это значит, что обучение, развитие и воспитание младших школьников должно строиться с учётом индивидуальных и возрастных особенностей, с учётом потребностей и устремлений каждого ребёнка.

«Здравствуй, вежливость и доброта!»

(тематическая линейка - урок доброты в начальной школе)

Цель:

  • формирование у младших школьников навыков вежливости и доброты друг к другу, к окружающим людям, уважения старших, навыков культурной речи и употребления в речи вежливых слов;
  • учить детей видеть и чувствовать мир, выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков; развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки; воспитывать нравственность;
  • формирование навыков поведения вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Учитель: Ребята, сегодня все мы собрались, чтобы найти ответы на вопросы, решающие важную роль в жизни каждого человека:

  • Что такое вежливость?
  • Что такое доброта? (заслушиваются мнения детей)

Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

ДОБРОТА – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

ВЕЖЛИВОСТЬ – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

Учитель: Дети, какие нравственные критерии включает в себя это понятие – милосердие и доброта?

Дети отвечают: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память…

Учитель: А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?

Равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово.

Появляются Мальвина и Буратино.

Мальвина: Здравствуй, Буратино!

Буратино: Здравствуй, Мальвина!

Мальвина: Что же это ты невеселый сегодня? Может задание не выполнил?

Буратино: Плохо я справился с заданием.

Мальвина: Почему?

Буратино: (злобно) Потому, что не умею себя сдерживать.

Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?

Буратино: Вот еще. Кто не хочет, пусть и не разговаривает. Плакать не буду.

Мальвина: Постой, постой, Буратино. Каким тоном ты разговариваешь?

Буратино: Что значит, каким тоном? Обыкновенным.

Мальвина: Я заметила, что ты говоришь капризным, недовольным голосом не только с ребятами, но и с папой Карло.

Буратино: Может быть, я и иногда говорю грубо, но зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как хлопнется на землю! Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» А он обиделся и ушел.

Мальвина: Вчера ты снова обидел Пьеро.

Буратино: А что я? Учительница ему поставила двойку за кляксу в тетради. А я чтобы его утешить, спел: «Клякса, вакса, гуталин, на носу горячий блин».

Мальвина: Пьеро сильно расстроился, весь день плакал.

Буратино: Я ведь его развеселить хотел.

Мальвина: Ты поступил плохо. Нужно всегда сначала подумать: не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь.

Учитель: Нужно следить за своими словами. Очень часто мы забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт:

Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.

Учитель: Чтобы человеку остаться человеком, помнить свои корни, жить по-людски, важно иметь и не потерять чувство любви к своим родителям. Об этом говорит и мудрейшая книга “Коран”: “… почитай отца своего и мать”.

Буратино: А разве я один так разговариваю. Вот они на меня нападают, учат, что правильно, а что неправильно. А сами как разговаривают? А, замолчали? Потому, что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие ребята, что даже бранятся, из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей. Да вы послушайте сами.

Частушки:

1. Тетя Зина попросила 2. В поезд входят три юнната

Слазить Витю на чердак. - Ух, народу сколько тут:

Извините, тетя Зина, Занимай места, ребята

Я вам вовсе не батрак. А то бабушки займут.

3. Петя ловко ловит рыбу, 4. Коля ссорится с друзьями,

Может лодки мастерить. В ход пускает кулаки.

Только «здравствуй» и «спасибо» У задиры под глазами

Не умеет говорить. Не проходят синяки.

Мальвина: Да нет, таких ребят в нашей школе № 3 – НЕТ!

Учитель: Давайте ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше ведет себя, а просто станем все добрее и вежливее.

1 ученик: Как бы жизнь не летела,

Дней своих не жалей.

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

2 ученик : Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле.

Делай доброе дело –

тем живем на земле.

3 ученик: Когда по склонам вечной суеты

Бежать от неудач устанешь люто,

Направь шаги тропою доброты,

И радость помоги найти кому-то.

Учитель: Проходила я тут как-то по школе и увидела – хорошие здесь ребята учатся. В школе дежурные есть, за чистотой и порядком следят. Но все ли вы знаете вежливые слова? Сейчас мы и проверим. Я начну, а вы кончайте – хором дружно отвечайте.

  • Растает ледяная глыба

От слова теплого. . . (СПАСИБО)

  • Зеленеет старый пень,

Когда услышишь. . . (ДОБРЫЙ ДЕНЬ)

  • Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы. . . (СПАСИБО)

  • А когда нас бранят за шалости,

Говорим мы. . . (ПРОСТИТЕ ПОЖАЛУЙСТА)

  • Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь, . . . .(ЗДРАВСТВУЙТЕ)

  • И во Франции, и даже в Дании

На прощанье говорят. . . (ДО СВИДАНИЕ)

4 ученик: Слова «До свидания», «Спасибо»,

«Простите», «Пожалуйста», «Здравствуйте»

Щедро дарите.

Дарите прохожим,

друзьям и знакомым,

в троллейбусном парке

и в школе, и дома.

Слова эти очень и очень важны,

Они человеку как воздух нужны.

5 ученик : Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро!

Солнцу и птицам.

– Доброе утро

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Учитель: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки наши, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям. Вы со мной согласны?

Я сейчас проверю: я буду задавать вам вопросы, а вы отвечаете ДА или НЕТ.

Друга выручим всегда?

Врать не будем никогда?

Делать добрые дела?

Взрослым грубый дать ответ?

Кинуть камнем кошке вслед?

Брать в автобусе билет?

Не робеть, когда беда?

Не жалеть для дел труда?

Будем вежливы ВСЕГДА?

Учитель: Мы много сегодня говорили о правилах вежливости. Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, помогать друг другу. И закончим мы наш разговор клятвой вежливости учеников: (я читаю слова клятвы, а вы внимательно слушаете и в конце говорите: КЛЯНЕМСЯ!)

Клянемся вежливыми быть,

Всегда спасибо говорить:

Добрый день, до свидания,

Нет в мире выше признания!

Клянемся вежливыми быть

И лень, и грубость позабыть.

Учиться этикету –

Науку помнить эту.

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Клянемся вежливыми быть,

В борьбе со злом добро добыть.

Невежу разить мечом волшебным

И строгим словом, и целебным.

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Учитель: Дорогие дети!

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! Мы верим, что вы сдержите свое слово, что все ученики школы № 3 будут добрыми и вежливыми. Все в ваших руках. Всего доброго! Творите добро!

Звучит фонограмма песни "Твори добро".

Сегодня, когда в нашем обществе много агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений, построенную на важных принципах толерантности.

Извечные житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия в обществе – далеко не все причины отсутствия толерантности у современных детей. Вряд ли образовательные учреждения смогут устранить эти причины, но не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение к людям и активную преобразующую позицию ребенка по отношению к миру необходимо.

Важным условием успешного формирования толерантных взаимоотношений младших школьников является адекватная самооценка ребенка. Уровень самооценки является показателем, выражающим умение взаимодействовать с другими людьми, т. е. учитывать позицию другого человека, давать адекватную оценку самому себе.

Дети, имеющие заниженную самооценку, не уверены в себе, боятся вступать в отношения с другими, держатся в стороне от общих дел, а при общении проявляют агрессивность. Хорошим способом помочь ребенку реализовать себя, и является организация таких видов деятельности, в которых ребенок может быть успешен.

Был разработан курс специальных занятий, органически вплетающихся в общий педагогический процесс, обеспечивающий последовательное и непрерывное нравственное влияние на учащихся.

Основной задачей «Уроков доброты» является формирование толерантных взаимоотношений детей младшего школьного возраста:

  • создание условий для развития у детей способности чувствовать, понимать, слышать и слушать себя и другого;
  • поддержание благоприятного внутригруппового климата.

В процессе реализации данной программы решаются и такие задачи, как:

  • обеспечение планомерного усвоения учащимися необходимых знаний, связанных с формированием толерантных взаимоотношений;
  • развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувства понимания;
  • формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей;
  • повышение уровня самоконтроля своего эмоционального состояния в ходе взаимодействия;
  • развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия.

«Уроки доброты» строятся в определенной логике.

В первом классе ребенок получает возможность увидеть свой внешний облик, задуматься о своем характере, о тех социальных ролях, которые он выполняет; осознать свои эмоции и попробовать управлять ими; понять свою значимость для других людей. Одновременно он знакомится с другими детьми.

Чем лучше ребенок осознает свою единственность и уникальность, тем легче оказывается ему со временем понять уникальность других людей.

Во втором классе занятия приводят ребенка к открытию, что каждый человек для кого-то свой, что каждый человек для себя является личностью. Ребенок изучает другого, сравнивает его с собой, учится адекватно интерпретировать его личностные проявления.

В 3-4 классах ученик исследует объединения людей, в которые он сам включен, которые для него наиболее значимы.

Значимой для усвоения является мысль, что человеку хорошо в той семье и в том коллективе, где ценность коллектива не подавляет каждого человека, а он, в свою очередь, добровольно ограничивает себя ради других, где люди умеют договариваться между собой.

«Уроки доброты» проходят в увлекательной форме путешествия в сказку, разговора с друзьями на Волшебной поляне, где возможны чудеса и превращения. Форма занятия настраивает детей на волну доброжелательного и откровенного разговора с одноклассниками и учителем.

Между учениками, между учениками и учителем устанавливаются дружеские доверительные отношения. Каждый ученик учится оценивать не только свои действия, но и поступки своих товарищей.

На этих занятиях ответы ребенка и его товарищей способствуют формированию у него положительного образа себя, поддерживают в нем веру в собственные способности и возможности, уверенность в том, что и взрослые и сверстники принимают его таким, какой он есть, уверены в том, что он «самый-самый».

Учитель старается учить детей быть маленькими солнышками, светиться хорошими поступками и согревать окружающих своим теплом.

Дети открыты для общения, легко высказывают свои желания вслух или письменно на листочках, лепестках цветка, осколках зеркала.

При успешной работе дети учатся с взаимным уважением относиться друг к другу, свои взаимоотношения строят не на агрессии и оскорблениях, а стараются внимательно слушать и слышать, используют совет, предложение, согласие, учатся принимать точку зрения других учеников. Если что-то у кого-то не получается, то поддержат, утешат, помогут, стараются быть благожелательными.

Приведу пример одного из таких занятий, проводимого в 1-м классе.

Тема: «Любовь»

Цель занятия:

  • показать детям, что сказка учит быть добрыми и отзывчивыми;
  • учить детей видеть доброе и злое, хорошее и плохое в людях;
  • учить сопереживать и сочувствовать;
  • учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно;
  • воспитывать любовь;
  • развивать мышление.

Оборудование: грамзапись песни из к/ф «Тайна Снежной королевы» «Отворите волшебные двери», «волшебные» (из бумаги) звезды любви, «волшебные» цветы любви, листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски, ножницы, клей.

Ход занятия.

Игра «Фея Любви».

Дети встают в круг и закрывают глаза. Звучит фонограмма песни «Отворите волшебные двери».

Вспомните то, что вы больше всего любите на свете.

Кто-то из учеников получает волшебный цветок любви и рассказывает о том, что он вспомнил. После этого цветок передается дальше по кругу, и каждый рассказывает, что он любит больше всего на свете.

Представьте, что ваши рассказы услышала фея Любви и решила влететь в комнату. Вы должны встретить ее какими-либо подарками.

Дети делятся на пары и придумывают, что они подарят фее.

Беседа.

Что меняется в жизни человека, когда его кто-то любит?

(Ответы учащихся)

Если бы к вам прилетела фея Любви, какой дар любви вы попросили бы у нее?

Вспомните случай из своей жизни, когда чья-то любовь помогла вам стать лучше, расскажите об этом.

Подведение итогов беседы, выводы.

Вы любите сказки? Хотите услышать ещё одну? Сказку «Капелька солнца» поведает нам К. Кыдрева.

Вопросы и задания после прослушивания сказки:

Выберете какое-либо одно хорошее качество Лютика, которому вы хотели бы научиться. Например: доброта, умение прощать, нежность... Расскажите, как вы будете учиться этому качеству.

Как вы думаете, если бы Лютик не ждал Росинку, вернулась бы она к нему?

Творческое задание «Звёзды любви»

Представьте, что фея Любви рассыпала повсюду волшебные звёзды любви.

Расскажите, какие чудеса произойдут в тех местах, куда упали эти звезды.

Рисунок «Дом для феи Любви»

Перечислите качества, которые укрепляют любовь (доброта, внимание, нежность, терпение и др.) Подумайте, каким цветом можно изобразить то или иное качество. Используя эти цвета, нарисуйте волшебный домик для феи Любви.

(Дети рисуют свои домики, и из этих домиков «строится» город Любви).

Подведение итогов занятия

Задание на дом.

Подумайте, что подарила вам любовь мамы (папы, бабушки и др.) и нарисуйте открытку любви для своих близких.

Помните, что сердце мамы и близких тебе людей всегда открыто для своих детей, но с ним нужно обращаться осторожно и нежно.

Урок нравственности для младших классов

УРОК НРАВСТВЕННОСТИ «ДОРОГОЮ ДОБРА»

Цели и задачи: на примере литературных произведений объяснить смысл понятий «добро» и «зло», воспитать стремление «идти дорогою добра», сформировать такие нравственные качества, как доброта, сочувствие, милосердие, развить память, мышление, внимание, речь, творческие способности.

Оборудование: карточки с картинками, карточки с пословицами наоборот, рисунок солнышка, лучики с положительными и отрицательными чертами характера, видеозапись с добрыми поступками и «бумерангом добра», песня «Дорогою добра», альбом, добрые раскраски, цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Ребята, тему сегодняшнего занятия попробуйте расшифровать сами.
- Для этого нужно взять только первую букву каждого слова, обозначающего предмет на картинке.
Дерево
Облако
Рыба
Осы
Гусь
Орех
Юла

Дерево
Олень
Белка
Речка
Арбуз
- Правильно, ребята, тема нашего занятия: «Дорогою добра».
- Итак, сегодня мы поговорим о добре и зле.
- Как вы объясните, что такое «добро»? (Добро- это нечто хорошее, полезное, нужное, приносящее радость)
-А что такое зло? (Зло- вредное, дурное, приносящее несчастье, неприятности)
-Эти понятия несложно различить, поэтому следующее задание не должно вызвать у вас затруднение.
-Я предлагаю вам вспомнить некоторые сказочные ситуации и определить, где добро, а где зло. Если ситуация олицетворяет добро, то вы должны хлопать, а в случае зла топать.
1. Гуси- лебеди унесли мальчика в избушку Бабы Яги.
2. Лиса обманула доверчивого волка, в результате чего он остался без хвоста.
3. Принц женился на бедной Золушке.
4. Айболит приходил на помощь больным зверям по первому зову.
5. Карабас Барабас избивал своих кукол.
6. Жаба хотела насильно выдать замуж Дюймовочку замуж за своего сына.
7. Алёнушка заботилась о своём братце Иванушке.
8. Старуха Шапокляк делала пакости.
9. Крокодил гена, Чебурашка и их друзья построили Дом Дружбы.
10. Королевич Елисей отправился на поиски своей пропавшей невесты.

В сказках очень легко отличить добро от зла, оно всегда торжествует.
-А вот в жизни, к сожалению, всё гораздо сложнее.
-Иногда поступки кажутся на первый взгляд положительными, но при лучшем рассмотрении оказываются отрицательными.
-Послушайте рассказ Э.Шима «Жук на ниточке» .
Майские жуки обгрызают листочки на деревьях. А личинки майских жуков, жирные гусеницы такие, обгрызают у деревьев корни.
В общем, вредят, как могут.
Мы этих майских жуков ловим хитрым способом.

Рано утречком, пока ещё прохладно, жуки не летают. Сидят на молоденьких берёзках, оцепенели.
Тряхнёшь деревцо – и жуки вниз посыплются, только собирай.
Вот мы их собираем в ведро, а один мальчишка взял жука и привязал на ниточку. Поиграть захотел.
Жук согрелся, ожил, попробовал взлететь, а ниточка не пускает.
Крутится жук на ниточке. Мы хохочем, нам весело.
Вдруг дедушка как крикнет:
– Сейчас же бросьте! Нашли забаву!
Мальчишка, который жука привязал, даже обиделся.
– Это же вредитель, – говорит.
– Знаю, что вредитель!
– Чего же вам жалко?
– Мне, – отвечает дедушка, – тебя жалко!
– Меня?!
– Тебя. Хоть ты не жук, а человек.
– Чего же меня жалеть, если я человек?
– А разве будет хороший человек кого-нибудь мучить для забавы? Даже таких вот жуков. Даже вредителей!

Как вы считаете, добрый или злой поступок совершил мальчик?
-Что считал по этому поводу сам мальчик?
-Что сказал ему дедушка?
-Легко ли вам сразу было определить, хорошо или плохо поступил мальчик?
-Из этого поучительного рассказа вы должны запомнить одну очень важную вещь: издеваться нельзя ни над кем, даже над самым заклятым врагом!
-А сейчас ещё одна жизненная ситуация. (В.Осеева «Навестила» )
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю:
– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…
– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
– Да, да, грелка… Муся, у нас на кухне стоит чайник…
– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! – Муся вскочила и подбежала к окну. – Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая калоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.
– Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!

Оказала, ли Муся хоть какую-нибудь помощь Вале?
-Выполнила ли она поручение одноклассниц?
-Можно ли сказать, что Муся сделала доброе дело, навестив больную девочку?
-Да, оказывается совсем не просто быть добрым. Этому необходимо учиться всю жизнь. Можно тысячу раз говорить, что жалко стариков, но никогда не уступать место пожилому человеку; на словах любить природу, но не замечать урны для мусора и мучить животных.
-Путь к доброте нелёгкий. Но дело это стоящее и важное, потому, что, если человек творит добрые дела, то он счастлив, и всем вокруг него хорошо.
-Предлагаю вам посмотреть подборку фотографий добрых поступков по отношению к людям и животным.
-А ещё нужно помнить, что всё то добро, которое вы совершили, обязательно к вам вернётся! Это так называемый «бумеранг добра».
-Об этом есть хорошее стихотворение.
Каждый знает: этот мир
Словно кто-то разделил
На хорошее, плохое-
В нас живут вот эти двое.
Они борются с годами
В сказках, в фильмах и в нас с вами.
Каждый вправе выбирать,
Кому в этом помогать.
Если хочешь в мире тёмном
Обижать людей с порога,
Драться, хмурить свои брови
В царство зла тебе дорога.
Ну а если ты с улыбкой
И хорошим делом тоже
Помогаешь всем на свете,
То добро всегда поможет.
Помни истину простую:
Что от зла добра не ждут.
Только добрые поступки
И к тебе добром придут!
-Предлагаю вам посмотреть видеоролик про это.
-Про добро сложено много пословиц, давайте вспомним некоторые из них.
-Попробуйте догадаться, как нужно читать эти пословицы.
ТЁДЙОП ЕН МУ АН ЕОНРУД – УМОРБОД ЬСИЧУ
ЬСИНОРОТС ОГОДУХ А,ЬСИЖРЕД ОГОРБОД
ТИЧУ И УРБОД КЕВОЛЕЧ ЙЫРБОД
-Добро- как солнышко, согревает, радует и поднимает настроение.
-Давайте создадим наше солнышко, лучиками которого будут добрые слова.
-Выберите из предложенных вам слов нужные и приклейте их вместо лучиков к нашему солнышку добра. (Дружелюбие, грубость, забота, внимание, безразличие, нежность, равнодушие, отзывчивость, сострадание, вежливость, трудолюбие)
-Вот и подходит к концу наше занятие. Пусть каждый из вас продолжит фразу: «Сегодня я понял…»

-Подводя итог , я хочу сказать: «Все мы люди разные, но в каждом из нас заложено зёрнышко добра. У кого-то оно маленькое, у кого-то побольше. Прорастая, это зёрнышко даёт свои добрые плоды, и опять же, у всех они разные. Один человек так и светится добротой, словно солнышко, другой более сдержанный, третий прячет свою доброту и проявляет её лишь изредка. Но не найдётся ни одного человека, кто хоть раз не совершил добрый поступок.»
-Предлагаю вам вспомнить и нарисовать ситуацию, в которой вы сделали что-то хорошее (дарили цветы маме, мыли посуду, мирились с товарищем, кормили бездомное животное). (Под песню Энтина «Дорога добра»)
-А в заключение хочу дать вам напутствие словами Юрия Энтина
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом.
Иди, мой друг, иди всегда дорогою добра!

Ольга Сычёва
Формирование нравственных качеств у младших школьников. Конспект игрового занятия во втором классе «Дерево добра»

Конспект внеурочного занятия

во 2 «Б» классе для детей со сложной структурой дефекта

ГБОУ СКОШИ VIII вида № 81

Подготовила :

воспитатель Сычёва Ольга Валентиновна

Тема : «Дерево добра » .

Цель : воспитание стремления быть добрыми , вежливыми.

Задачи :

Формировать такие нравственные понятия как доброта , вежливость. Учить самостоятельному выполнению заданий;

Развивать фразовую речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением, развивать коммуникативные навыки;

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

Работать над выработкой положительных черт характера.

Ход занятия:

(звучит музыка «Дорогою добра » )

Здравствуйте ребята и гости! Сегодня у нас с вами необычный занятие - урок доброты . Что такое добро ? Что такое зло? Над этими вопросами задумываемся не только мы, задумывались и наши прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы.

Доброта , как солнце, обладает волшебной силой. Прикоснется солнышко к нам своими лучами – и на душе у нас становится тепло. Так бывает и от доброты .

А что такое, по-вашему, доброта ? Как она проявляется?

(мнение детей : отношения к друзьям, семье, к одноклассникам , к пожилым людям, ко всему живому и неживому).

- Доброта – это признак силы , а не слабости. Только сильный человек может дать счастье людям, друг другу.

Понять и исполнить

Желанье другого,

Одно удовольствие –

Честное слово.

А где живёт доброта , ребята?

Доброта живёт там , где живут добрые люди .

В доме добрыми делами занята ,

Тихо ходит по квартире доброта .

Утро доброе у нас

Добрый день и добрый час .

Добрый вечер , ночь добра ,

Было доброе вчера .

И откуда спросишь ты,

В доме столько доброты ?

Когда я была маленькой, мне казалось, что доброта – это такое дерево , на котором растут чудо – плоды, съешь один плод – становишься умным, съешь другой плод – красивым и т. д.

Вот у нас выросло волшебное дерево добра . Посмотрите. Только одно огорчает : дерево стоит одинокое . Чтобы его оживить, чтобы на нем появились плоды, чтобы стало добрым , нам поможет доброта .

Итак, давайте попробуем.

1 задание.

Ребята, какие добрые слова вы знаете ? Давайте вспомним слова, в которых «спряталось добро » .

(добродушный , добродетель , доброжелательный – желает добра , доброкачественный – хорошо сделанный , добронравный , добропорядочный , добросовестный )

Вот сколько слов мы с вами знаем. И вот первый цветок распустился на нашем дереве .

2 задание.

Посмотрите на маленькие облачка, но они не простые, они волшебные. На них написаны пословицы о добре и дружбе (вызывается ребёнок, он снимает облачко и читает пословицу и тут же разбираем).

Человек без друзей – что дерево без корней .

На добрый привет – добрый ответ .

Доброе слово лечит , а злое калечит.

Плохо тому, кто не делает добра никому .

Хлеб да кашу кушай, а добрых людей слушай .

Ребята, о чём эти пословицы?

Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот Вам за это награда – ещё один прекрасный цветок.

А сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры , похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.

Присядьте, пожалуйста, три раза!

Молодцы, какие вы внимательные, ни разу не ошиблись.

3 задание.

Ребята, а вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? Вспомните, какие сказочные герои творили добрые дела , приносили радость окружающим? Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса?

Ответ детей.

Правильно! Тем, что они творят добро , помогают доброму человеку , хорошему делу и мешают злому. Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Вот Вам за это награда.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

4 задание.

А теперь ребята покажут для нас с вами одну сценку. Посмотрим?

Я как - то в дом принёс щенка,

Бездомного бродягу,

Чтоб подкормить его слегка,

Голодного беднягу.

Ну что ж, - сказала мама, -

Пусть он поживёт немножко,

А в глазах его такая грусть

Найдётся супа ложка.

Я во дворе нашёл потом

Котёнка чуть живого,

Его принёс я тоже в дом,

Сказала мама снова :

Ну, что ж – пусть он

Поживёт немножко,

В глазах его такая грусть!

Найдётся каши ложка…

Я под гнездом нашёл птенца,

Над ним вороны вились,

Я спрятал в шапку сорванца,

Мы с ним домой явились.

Ну, что ж, - сказала мама,

Пусть он поживёт немножко

В газах его такая грусть!

Найдётся хлеба крошка…

Сказала мама : - Пусть живут –

В квартире так чудесно,

А если потесниться тут

И нам найдётся место!

Спасибо, вам, ребята! А как вы думаете, можно ли причинять страдания живому существу? Оказывается, наши домашние питомцы могут нас очень многому научить. Животные не умеют говорить на человеческом языке, но они говорят на своем. Понять их может только тот кто наблюдательный, умеет быть внимательным, чувствует животного.

Каким был сын? А какая была мама?

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта , улыбка твоя.

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Вот ещё один чудесный цветок расцвёл на нашем дереве доброты .

5 задание.

Тогда давайте подарим, друг другу улыбки от всей души и почувствуем, как становимся богаче, получая улыбки окружающих, а также от того, что дарим свою улыбку друзьям. Почувствовали?

Звучит музыка Шаинского В. «Улыбка» .

Стук в дверь.

Ребята, к нам в гости пришла улыбка. Она такая добрая , ласковая, весёлая, приветливая. Поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы вы все тоже подружились с улыбой.

Меня зовут улыбка. Здесь живут добрые и вежливые ребята ? Хотите со мной дружить? Тогда вы должны со мной поиграть. Поиграем? Когда я буду называть добрые , хорошие слова, вы будете хлопать, а если отрицательные, злые то топать. Ну что, начинаем?

Добрый

Отзывчивый

Добрый день

Извините

Ласковый

Общительный.

Да, ребята, вы очень внимательны! Я хочу подарить вам свою улыбку. А ты Света подари свою улыбку Лизе, а Лиза Паше и т. д. А теперь все улыбнитесь мне, подарите свою улыбку. Вы мне очень понравились . Я вами очень довольна. И дарю вам цветок на ваше дерево доброты . До свидания, ребята!

Физминутка

Утром бабочка проснулась

Потянулась, улыбнулась,

Раз - росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре – улетела.

6 задание.

Добрым быть совсем не просто Только надо добрым быть

Не зависит доброта от роста И в беде друг друга не забыть

Не зависит доброта от цвета И завертится земля быстрей

Доброта не пряник не конфета. Если будем мы с тобой добрей .

Доброта с годами не стареет

Доброта от холода согреет

Если доброта как солнце светит

Радуются взрослые и дети.

Я раздам вам цветочки. Вы должны написать на цветочке те качества , которыми должны обладать добрые , вежливые люди, делающие мир прекрасным (после того как написали, зачитали и цветочек повесели на дерево доброты ). Если люди обладают этими качествами , то мир становится солнечным и прекрасным.

О доброте говорить можно много и долго. Но вы только посмотрите, какое уже цветущее доброе дерево , у нас получилось. Такое доброе , что даже птицам захотелось поселиться на нашем дереве .

- Доброе утро ! – птицы запели.

- Добрые люди вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и пошло по делам.

Под добрым солнцем , возле доброго дерева шагают добрые люди . Ну а нам остается дождаться плодов с доброго дерева . И это будет зависеть от вас ребята.

Закройте глазки. Мысленно отправьте добрые пожелания своим друзьям, близким, родным. Спасибо. Откройте глазки. Подарите свои улыбки друг другу. Пусть наш мир станет чуть-чуть добрее , и мы вместе будем творить добро каждый день . А я Вам дарю на память о нашей встрече - эти воздушные шары и желаю вам быть добрыми , справедливыми, заботливыми, любить и быть любимыми.

Давайте все вместе послушаем песню «Дорогою добра » .

Внеклассное занятие в начальной школе Урок добра.doc

Внеклассное занятие в начальной школе по теме: "Урок доброты"

Цель : дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.
Оборудование: рисунки учащихся, компьютер для показа презентации, ватман, мелкие игрушки, весы, фломастеры альбомные листы, изображение кота Леопольда.

Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа
.
Уч-ль : сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты.

Что такое добро?

Что такое зло?

Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами.

И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

Мы сегодня на занятии поговорим о добре и зле и научимся отличать добро от зла.
3. Ознакомление с темой.
Уч-ль: Итак, что такое добро?

Где вы его встречали? (Дети отвечают)
Уч-ль: Да, это всё хорошее, доброе, красивое.

Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,….

Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.
- Добрый человек – это тот, кто
любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
любит природу и бережет ее.
вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
любит животных, помогает птицам выжить в зимнюю стужу, подкармливает собак и кошек.
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты также поможешь.

Уч-ль: Что такое зло?

Где вы встречались со злом? (Дети отвечают)
Уч-ль: Это нечто, противоположное добру.

Например, несчастье, беда, война, плохое, дурное.
-Вы любите путешествовать?

Давайте закроем глаза и каждый окажется там, где он захочет….(звучит музыка).
Уч-ль: Итак. Мы с вами оказались в городе Добра.

Что мы здесь увидели?

Давайте пофантазируем. (Дети отвечают)
Уч-ль: А знаете, кто самый главный в этом городе? Кот Леопольд. Помните, какие слова он всё время говорил, обращаясь к мышатам? (Дети отвечают: “Ребята, давайте жить дружно”)
Уч-ль: Жить дружно - это хорошо или плохо?

Дружба- это доброе дело?

Я предлагаю поселить кота Леопольда в вашем классном уголке, чтобы вы в классе жили дружно, ведь только в дружбе рождаются добрые дела.
Уч-ль: А сейчас кот Леопольд приглашает вас послушать одну историю, которая произошла в его городе Добра.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! –крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет,- ответил мальчик.
- Мама?- удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

4. Беседа по рассказу.
Уч-ль: Могла ли эта история произойти с кем-нибудь из вас?

Чему научил вас этот случай? (Дети отвечают).

А теперь вернёмся к нам в школу, чтобы делать добрые дела.
Уч-ль: Прочитайте пословицу на доске. “Доброе слово человеку, как дождь в засуху”.
-Как вы понимаете её смысл? Какие добрые слова знаете? (Дети отвечают)
Уч-ль: Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица “Не одежда красит человека, а его добрые дела”.

Уч-ль: Трудно ли быть добрым? (Ответы детей)
Уч-ль: Для этого надо иметь доброе сердце, добрую душу; пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто “Вовка- добрая душа” СЛАЙД №
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта- не пряник, не конфета..

Уч-ль: Посмотрите на эти фотографии(слайд №
- Если на ней добрый герой, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками.
Дети играют.
Уч-ль: Ну, а я желаю вам быть добрыми, вежливыми и на память о нашей встрече хочу вам подарить блокноты, которые будут вам служить для добрых дел.
5. Физминутка!
6. Продолжение темы.

Уч-ль: Чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут узнать старинные чашечные весы? На одну чашу весов мы будем класть “зло” (таблички- зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь). Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с “добром”. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по игрушке положим на чашу весов с “добром” (дети называют добрый поступок и кладут свою “игрушку” (приготовленные заранее мелкие игрушки на чашу весов).
7. Коллективное составление аппликации .
Уч-ль: Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручеёк в реку, реки- в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если сделал добрые дела»

Уч-ль: Давайте из этих маленьких капель мы сделаем огромную каплю добра.

Какое чувство испытали, делая добро? (Дети отвечают).,
Итог урока.
Уч-ль: Наш урок-Добра подходит к концу. Но это не значит, что на этом занятии мы закончим делать добрые дела. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде, вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро! (Учитель обращается к плакату на доске) Давайте с сегодняшнего дня вы будем записывать все добрые дела в ваши блокнотики «Добрых дел». Постепенно она превратится в “Книгу добрых дел”. Ведь делать добро- это здорово! К сегодняшнему занятию вы приготовили рисунки, на которых вы нарисовали ваши добрые дела. Они и будут первыми страницами в нашей тетради.
Уч-ль: Ребята, вам понравилось занятие? (Ответы детей) Что надо делать, чтобы наша тетрадь пополнялась? (Ответы детей) Ну, а теперь я предлагаю вам спеть песню кота Леопольда “Если добрый ты”. (Исполнение песни детьми)
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

Всем большое СПАСИБО!

Обсуждение материала

Любовь Васильева

Яковлева Светлана

Алиса Балабин

Рецензия

на внеклассное мероприятие «Урок доброты» учителя начальных классов О.Н. Щегловой.

Внеклассное мероприятие предназначено для учащихся начальной школы.

Цель дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развивать самооценку учащихся.
Занятие выстроено методически правильно.

Учащиеся активны на протяжении всего мероприятия.

Следует отметить грамотный подбор заданий, позволяющих творчески подойти к их выполнению, расширяющих кругозор учащихся, развивающих доброжелательность и уважение к окружающим.

Урок способствует развитию творческих способностей, социализации учащихся, развивает уверенность в себе, развитие самооценки.

Ольга Щеглова

Валентина Плохарскаяa

Ольга Щеглова

Александра Александрова

Актуальность работы
Авторская разработка представлена интересным материалом, насыщенным деятельностными формами работы учащихся в группах и индивидуально. Автор выбрал для занятия очень злободневную тему. Личный пример и личный опыт школьников ненавязчиво втягивают присутствующих в суть проблемы. Тем самым вырабатываются чувство ответственности и чувство гордости за своё поведение. Представленная разработка имеет право быть применённой (или взятой за основу) и в других образовательных учреждениях.
Новизна работы
В авторской работе использована, наверное, самая актуальная тема.
Она же является и самой болезненной для всего населения нашей планеты, городских и сельских поселений. Тема добра, любви к окружающим, уважение ближнего –это проблема нашего общества.
Кроме обозначенной проблемы предлагаются и новые пути её решения. Для подрастающего поколения предлагается путь, по которому можно идти с доброй душой.
Практическая значимость


Практическая значимость разработки заключается в её интересной использованной форме.
Разработка достойна для применения другими учителями.
В заявленной разработке в логической последовательности изложены все этапы изучения темы.
Методическая разработка соответствует заявленной автором цели и Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала. Работа написана грамотно, без орфографических, грамматических и речевых ошибок.

размещённую в библиотеке Портала УчМет.ру


Актуальность работы
Представленная О.Н. Щегловой авторская разработка является готовым образовательным материалом для применения в практической деятельности учителями начальной школы. Работа затрагивает очень важную общественную и проблему. Педагог разработал специальные задания для самостоятельной работы учеников. Обозначенная тема для школьников, анализируется и сопровождается собственными умозаключениями. Такой урок позволяет школьникам развивать личностные качества, быть добрее и активнее, выбрать свою жизненную позицию. Выбранный автором методический подход делает урок более интересным и насыщенным.
Новизна работы
В своей работе Ольга Николаевна. предлагает ученикам самостоятельно искать аргументы и факты, подтверждающие актуальность указанной проблемы, из окружающей действительности. При этом немаловажен и метод личного примера.
Практическая значимость
Предложенный урок полностью соответствует заявленной теме. Автор интересно представил ход урока. Практическая значимость разработки заключается в готовности основы этого материала для применения преподавателями других регионов.
Методическая разработка соответствует заявленной автором цели и Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала.
Актуальность работы
Представленный материал очень интересен. Актуален. Является полностью авторским образовательным материалом. Автор умело использует многочисленные источники.
Использованный автором методический приём актуален для школ нашей страны. Он делает факты яркими, легко запоминающимися.

Новизна работы
В предложенном материале автор рассматривает одну из самых острых тем тему Добра, которая ненавязчиво входит в нашу жизнь. Умелое владение инструментами методики преподавания придаёт работе сочность, новизну, эффектность. Здесь для школьников использованы все виды дифференцированной практической деятельности: работа в группах, дискуссия, исследование.

Практическая значимость
Предложенная разработка соответствует заявленной теме. Автор рассмотрел тему с точки зрения современной педагогической науки.
В своей работе автор предлагает детям самостоятельно провести исследование и сделать собственные выводы. В предложенной разработке в чёткой логической последовательности изложены все этапы изучения темы. Умело использованы и мульмедиаресурсы.
Представленный материал полностью соответствует заявленной автором цели и соответствует Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала.


Актуальность работы
Представленная разработка внеклассного мероприятия «Урок доброты» является ярким авторским образовательным материалом, рассчитанным на учителей начальных других регионов. Автор в доступной форме рассматривает очень актуальный вопрос. Практическая деятельность учащихся является подтверждением этому. Задания для школьников, использованные для повышения их инициативности, делают мероприятие интересным и незабываемым. Понятия ДОБРА и ЗЛА - актуальнейшие темы, которым необходимо уделять внимание уже в раннем детстве. И разработанное мероприятие позволяет подойти к процессу усвоения этих понятий легко и непринуждённо.
Выбранный автором методический приём достоин внимания, так как делает мероприятие более увлекательным и незабываемым.

Новизна работы
В предложенной разработке автором раскрываются самые необходимые для понимания ребёнком определения. Учащиеся, имея свой небольшой опыт поведения, самостоятельно развивают ход урока, стараются внести свой вклад в общую копилку знаний.

Практическая значимость
Предложенная разработка полностью соответствует заявленной теме.
Практическая значимость разработки заключается в её удобной для изучения форме.
Опыт автора в данном вопросе может применяться и в других школах страны.
В заявленной разработке в логической последовательности изложены все этапы усвоения темы младшими школьниками.
Методическая разработка соответствует заявленной автором цели и Требованиям к материалам, загружаемым в библиотеку Портала. Работа написана грамотно, без орфографических, грамматических и речевых ошибок.