» » Контрольная работа на тему: «Основные показатели, определяющие готовность ребенка к школе. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет Основные показател

Контрольная работа на тему: «Основные показатели, определяющие готовность ребенка к школе. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе. Кризис семи лет Основные показател

Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальной школе. В связи с этим в современной психолого-педагогической литературе понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная готовность" к обучению в школе. Общая готовность к школе включает в себя: личностное, умственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое развитие, которое создает необходимую основу дли активного вхожде-ния ребенка и новые условия школьного обучения. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которое определяет мотивационную готовность (желание учиться, овладение ребенком элементами учебной деятельности). Личностная готовность детей к школе охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений: отношение с окружающими взрослыми людьми; взаимоотношения со сверстниками; отношение ребенка к самому себе. Нравственно-волевая готовность ребенка к обучению в школе выражается в достижении им к концу дошкольного возраста интереса к знаниям, стремления преодолевать трудности, наличии усидчивости, сдержанности, настойчивости, самостоятельности, организованности и дисциплинированности, умения ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами. В состав нравственно-волевой готовности входит:

  • - овладение дошкольниками необходимыми трудовыми умениями и навыками;
  • - сформированность общественных мотивов поведения;

Умение планировать своп деятельность.

Показатели умственной готовности: хорошо развитое образное и словесно-логическое мышление, необходимый запас знаний об окружающем мире, о предметах, материалах и т.д., развитаясенсорика, общий уровень мыслительной деятельности, умение оперировать знаниями при решении учебных и практических задач, овладение элементами учебной деятельности.

Важно развить эстетические чувства, творческое воображение, умение воспринимать содержание разнообразных картин и т.д. Занятия по рисование, лепке, аппликации, музыке в наибольшей степени способствуют эстетической подготовке детей к школе.

Физическая готовность является одним из важных компонентов общей готовности ребенка к обучению в школе. Физическая готовность ребенка к школе: хорошее состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения различных школьных предметов. Занятия по развитию речи, ФЭМП и др., проводимые в детском саду, обеспечивают необходимый уровень специальной готовности ребенка к школьному обучению.

По данным физиологов, адаптационный период к школьной жизни и деятельности у шестилетних детей длится 3-6 месяцев, у семилетних же - 1-1,5 месяца. Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей:

Незавершенность структурного и функционального развития коры головного мозга;

Тяжелые роды, заболевания на I году жизни;

Дисгармоничность развития интеллектуальных структур;

Несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельности;

Непонимание профессиональной роли учителя и неумение строить отношения в учебной деятельности;

Неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач;

Неспособность к произвольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельности, к сотрудничеству и общению со сверстниками;

Неумение приспособиться к темпу школьной жизни.

Наиболее распространенными причинами школьной дезадаптации являются:

  • - неправильное отношение к ученику;
  • - неправильная организация учебного процесса и учебной деятельности;
  • - неблагоприятные условия организации жизни детей (нарушение режима, плохое питание, переполняемость классов);
  • - неблагоприятная семейная микросреда.

Т.В. Дорожевец выделяет 3 сферы школьной адаптации: академическую, социальную и личностную.

Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребенка в новую социальную группу. Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком самого себя как представителя новойсоциальной общности (Я - школьник).

Школьная дезадаптация выступает как результат преобладания одного из стилей приспособления. В структуре поведения старших дошкольников и первоклассников выделены три дезадаптационных стиля: аккомодационный (отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды), ассимиляционный (отражает стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям), "незрелый" (неспособность ребенка к принятию новой социальной ситуации развития). Повышенные показатели каждого из стилей приспособления ведут к дезадаптации во всех трех сферах школьной адаптации.

Критерии готовности ребенка к школе. Какие требования выдвигает ФГОС?

Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

Какие требования выдвигает ФГОС ДОУ?

Стандарт выдвигает три группы требований:

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования;

Требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Каков должен быть выпускник ДОУ?

Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

Быть готовым к школе – не значит уметь считать , писать и читать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже ) , безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно.

Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе ?

Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

Будут ли учиться дошкольники как в школе?

Ребенок должен учиться через игры. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения. Счета и письма войдут в мир познания ребенка чрез ворота детской игры и другие детские виды деятельности. Через игру и экспериментирование, общение дети знакомятся с окружающим миром. Каково участие родителей? Статья 44 «Закон об образовании в РФ» «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».

Критерии готовности:

1. физическая

2. интеллектуальная

3. социальная

4. мотивационная.

Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребенка в школу. Интеллектуальная готовность - включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.

Социальная готовность - это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок, может быть, внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиям, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.

Мотивационная готовность - предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный.

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть:

К новому педагогу;

К новому коллективу;

К новым требованиям;

К повседневным обязанностям.

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу:

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Будьте внимательны к жалобам ребенка.

Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

Приучайте ребёнка к самостоятельности.

Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его

любознательность.

Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Подготавливая ребёнка к школе , необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо :

уметь чётко произносить все звуки речи;

уметь интонационно выделять звук в словах;

уметь выделять заданный звук в потоке речи;

уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце) ;

уметь произносить слова по слогам;

уметь составлять предложения из 3-5 слов;

уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;

уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные) ;

уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке» , «На детской площадке» , «За грибами» , «Отдых на море» и т. д.)

уметь составлять несколько предложений о предмете;

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня) ;

уметь наизусть читать любимые стихотворения;

уметь последовательно передавать содержание сказки.

К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементы математического представления :

знать цифры от 0 до 9 ;

уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;

уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

знать знаки + , -, =, <, >;

уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)

уметь соотносить цифру и число предметов;

уметь сравнивать две группы предметов ;

уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

уметь сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;

знать названия фигур : треугольник, квадрат, круг;

уметь оперировать понятиями : «налево» , «направо» , «вверх» , «вниз» , «раньше» , «позже» , «перед» , «за» , «между» и т. д. ;

уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо :

уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

уметь различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза) ;

уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока) ;

иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);

знать названия 1-3 комнатных растений;

знать названия 12 месяцев года;

знать названия всех дней недели.

Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать :

в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

знать правила поведения в общественных местах и на улице.

Общий кругозор :

Фамилия, имя.

Дата рождения.

Свой возраст.

Имя и отчество родителей .

Домашний адрес.

В какой стране живет.

Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран) .

Знание растений.

Знание профессий, видов спорта, транспорта.

Быт людей.

- Уметь объяснить закономерности природных явлений.

Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

Мышление :

Определение четвертого лишнего.

Классификация, обобщение.

Сходство/различия.

Умение решать логические задачи.

Сложение фигур из частей.

Сложение из счетных палочек.

Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

Внимание :

Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями) .

Переключение.

Распределение.

Память :

Повтор 10 слов или цифр.

Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.) .

Пересказ текстов.

Речь :

Артикуляция, произношение.

Отвечать на вопросы и задавать их.

Строить рассказы по картинкам.

Сочинять сказки.

Составлять предложения.

Заучивать наизусть стихи, прозу.

Моторика :

Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

- Уметь чертить прямую линию.

Писать печатную букву по образцу.

Вырезать из бумаги.

Аккуратно клеить.

Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.

Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.

Изготавливать аппликации.

Математические знания :

- Знать цифры (от 0 до 9) .

Называть числа в прямом и обратном порядке.

Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.

Соотносить цифру и число предметов.

Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант) .

Я и общество

Дети должны знать :

Название нашей страны и её столицы;

Флаг, герб России;

Название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление :

О всенародных праздниках;

О труде людей в городе и сельской местности.

Дети должны уметь рассказывать о своей семье.

Предметный мир

Дети должны уметь :

Сравнивать, группировать , классифицировать предметы;

Математические знания

Дети должны знать :

Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) ;

Состав чисел из двух меньших.

Количество и счет

Дети должны уметь :

Сравнивать по длине, высоте, ширине;

Ориентироваться на листе бумаги;

Различать форму предметов;

Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

Измерять длину предметов с помощью условной мерки;

Сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

Делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

Предметный мир

Дети должны уметь :

Сравнивать, группировать , классифицировать предметы;

Называть материалы, из которых они изготовлены;

Понимать значение обобщающих слов.

Неживая природа

Дети должны :

Иметь представление о сезонных изменениях в природе;

Определять состояние погоды : солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

Животный мир

Дети должны иметь представление :

О домашних и диких животных;

О перелетных и зимующих птицах;

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир

Дети должны иметь представление :

Об условиях необходимых для роста растений;

О лесных ягодах и грибах;

Об овощах и фруктах;

О деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Крупная моторика

Дети должны уметь :

Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

Точно ловить и кидать мяч;

На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;

Застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Мелкая моторика

Дети должны уметь :

Проводить прямые, не дрожащие линии;

- «видеть» строку и писать в ней;

Видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.

Все родители старших дошкольников с нетерпением ожидают того момента, когда их чада с огромными букетами цветов пойдут в школу, где для них прозвенит первый школьный звонок. Все мамы и папы очень хотят, чтобы их дети быстро и легко адаптировались к школе и стали показывать только высокие показатели в учебной деятельности. Для того чтобы предвидеть успехи или определенные затруднения, которые могут проявиться у первоклассника, нужно знать основные возрастные показатели готовности ребенка к учебной деятельности.

Ниже представлены возрастные показатели для диагностики готовности ребенка старшего дошкольного возраста (6-7 лет) к обучению в школ е.

Возрастные показатели для диагностики готовности ребенка к школе

Уровни сформированности показателей готовности к школьной учебной деятельности обозначаются педагогами и родителями, как низкий, средний и высокий.

1. Показатели интеллектуальной готовности:

  • правильно определяет цветовую гамму окружающих объектов;
  • сосредоточивается на выполнении нужного действия, отвлекаясь от посторонних раздражителей;
  • владеет связной монологической речью, умеет высказывать свои мысли и рассуждения;
  • понимает и запоминает учебный материал; · использует различные (удобные для него) способы запоминания;
  • решая познавательные задачи, применяет мыслительные операции обобщения, классификации, анализа, синтеза, устанавливает причинно-следственные и пространственно-временные связи

2. Показатели волевой готовности (саморегуляции):

  • контролирует свое поведение (двигательную активность);
  • контролирует последовательность выполняемых действий и подчиняет их некому правилу;
  • действует в соответствии с наглядно представленным примером и образцом;
  • действует по инструкции взрослого;
  • действует в соответствии с требованиями взрослого;
  • внимательно и точно выполняет последовательные указания взрослого;
  • осуществляет контроль и самоконтроль над выполняемой деятельностью и ее результатами;
  • оценивает результаты, исходя из предложенных взрослым критериев

3. Показатели личностной готовности:

  • отдает предпочтение игровым и учебным мотивам;
  • положительно относится к школе, к себе как школьнику, к сверстникам, к учителю;
  • ритичен к своим действиям, поступкам и результатам выполняемой деятельности, дает адекватную и объективную оценку;
  • понимает и учитывает при общении желания, поведение, состояния сверстников, которые выступают в качестве партнеров;
  • пользуется доверительным отношением со стороны взрослого

4. Показатели физической готовности:

  • бегает в разных направлениях;
  • прыгает в длину с места (мальчик - 128 см, девочка - 123 см);
  • прыгает в длину с разбега (мальчик - 200 см, девочка - 185 см);
  • метает мяч правой рукой (мальчик - 980 см, девочка - 570 см);
  • метает мяч левой рукой (мальчик - 500 см, девочка - 380 см);
  • плавает любым способом;
  • соблюдает правила личной гигиены;
  • знает значение физических упражнений для укрепления организма человека, способы их использования;
  • знает правила безопасности, которые нужно соблюдать в процессе выполнения физических упражнений;
  • знает строение собственного тела, назначение частей тела и органов для выполнения физических упражнений;
  • знает симптомы плохого состояния здоровья, правила по сохранению и укреплению здоровья;
  • проявляет интерес к выполнению физических упражнений, закаливающих процедур;
  • владеет культурой движений: ловкостью, грациозностью, легкостью, силой, непринужденностью;
  • стремится к более трудным двигательным действиям

5. Показатели речевой готовности (готовности к обучению грамоте):

  • правильно произносит все звуки родного языка;
  • различает на слух и в произношении звуки родного языка;
  • регулирует громкость голоса и темп речи;
  • использует в речи вопросительную, повествовательную и восклицательную интонацию;
  • использует обобщающие слова (овощи, фрукты);
  • употребляет в речи синонимы и антонимы;
  • изменяет слова по формам, согласовывает их в предложении;
  • употребляет существительные во множественном числе и в родительном падеже;
  • образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
  • различает оттенки в значениях существительных (заяц-зайчик-зайчонок), глаголов (бежал - прибежал - убежал), прилагательных;
  • владеет некоторыми способами словообразования;
  • использует в речи распространенные предложения;
  • знает о том, что речь представлена предложениями, предложения - словами, а слова - звуками.
  • проводит звуковой анализ слова

6. Показатели специальной готовности (математической грамотности):

  • классифицирует предметы по двум-трем признакам одновременно;
  • находит «много» и «один» среди окружающих объектов;
  • сравнивает предметы между собой по величине, цвету, форме, используя приемы приложения, наложения, графического соотнесения;
  • считает до 10 туда и обратно (количественный и порядковый счет);
  • знает состав чисел (в пределах пяти),
  • делит целое на части, понимая, что целое состоит из частей, а также что часть меньше целого;
  • использует условную мерку для определения количество жидких и сыпучих веществ;
  • раскладывает предметы в порядке убывания и возрастания в соответствии с их длиной, толщиной, высотой, величиной;
  • знает основные геометрические фигуры и формы;
  • определяет пространственные отношения объектов относительно ребенка,
  • знает части суток, дни недели, месяцы, времена года

7. Показатели специальной готовности (экологической грамотности):

  • различает объекты неживой и живой природы;
  • перечисляет признаки живого;
  • называет условия, которые нужны для роста растений;
  • перечисляет два-три представителя различных классов животных и растений;
  • описывает внешний вид животных, рассказывает об их питании, передвижении, детенышах;
  • перечисляет домашних животных и объясняет, какая от них польза, как о них заботятся

8. Показатели специальной готовности (изобразительной грамотности):

  • знает жанры живописи (портрет, натюрморт, пейзаж) и средства выразительности;
  • знает изобразительные материалы, нужные для рисования, лепки и аппликации;
  • знает все цвета спектра, их оттенки;
  • знает способы лепки и украшения изделий из глины, пластилина;
  • знает приемы и способы вырезания;
  • создает предметные, сюжетные и декоративные изображения;
  • рассказывает о последовательности создания изображения;
  • передает характерные признаки и особенности изображаемых объектов;
  • самостоятельно выбирает способы и средства создания изображения;
  • правильно штрихует и закрашивает изображение;
  • комбинировать приемы и способы создания рисунка, лепки и аппликации;
  • вносит в изображения элементы творчества;
  • анализирует работы сверстников по направляющим вопросам взрослого

9. Показатели специальной готовности (музыкальной грамотности):

  • знает правила поведения в процессе восприятия музыкального произведения и его исполнительства;
  • знает песни, танцы;
  • знает некоторых известных композиторов, названия музыкальных инструментов и произведений;
  • проявляет интерес к музыке;
  • различает вокальную и инструментальную музыку;
  • различает музыкальные жанры (танец, песня, марш);
  • различает выразительные средства музыкального язык: звуки разной высоты, длительность, темп и т.д.
  • поет соло, дуэтом, трио, в хоре с музыкальным сопровождением и без него;
  • фрагментарно аккомпанирует на детском музыкальном инструменте;
  • двигается в одиночку, в паре, в хороводе

Результаты диагностики готовности ребенка к школе:

высокий уровень готовности - ребенок выполняет задание верно, владеет в полном объеме необходимыми знаниями и умениями;

Средний уровень готовности - ребенок испытывает определенные затруднения в выполнении заданий, имеет не полные знания и не совершенные умения;

Низкий уровень готовности - ребенок выполняет задания неверно, не владеет необходимыми знаниями и умениями.

Если у вашего ребенка превалирует низкий уровень готовности к школе, нужно более ответственно отнестись к его обучению и воспитанию, так как отсутствие подготовки к новому виду деятельности - учебной деятельности может привести к негативным последствиям: дискомфорту в коллективе сверстников, низкой успеваемости и т.д.

Средний уровень готовности к обучению в школе также должен вас насторожить. Обратите внимание на западающие компоненты и подтяните ребенка в них.

Если у ребенка наблюдается высокий уровень готовности, следовательно, вы и педагоги постарались на славу. Но не нужно расслабляться. Продолжайте заниматься со своим ребенком, и он обязательно добьется больших успехов в школе!

Проблема готовности к обучению становится особенно острой и практически значимой в связи с тем, что имеется выбор сроков, когда отправлять ребенка в школу, и выбор типа школы, класса и характера образовательных услуг, какие будут ему по силам. Преждевременное включение в школьную жизнь затрудняет адаптацию ребенка к новым условиям и может вызвать нарушения в личностном развитии: неуверенность, тревожность, потерю интереса к учебе, стремление к избеганию неудач вместо усилий к достижению успеха и т. д. Однако запоздалое начало школьной жизни также опасно потерей интереса к учебе (Ш. А. Амонашвили).

Чувство, что хорошо и интересно изучать новые вещи, и что обучение приятное. Способность действовать с определенной целью. Пожелания и способность действовать и действовать неуклонно. Это связано с осознанием собственных способностей. Способность адаптировать и контролировать свое поведение по возрасту, чувство внутреннего самоконтроля.

Способность работать с другими. Эта способность основана на том, как ребенок может быть понят другими и в то же время понимает других. Пожелания и умение обмениваться мыслями, чувствами и идеями через слова. Это свойство тесно связано с доверием ребенка к окружающим его людям и приятными чувствами, связанными с деятельностью, проводимой с другими детьми или со взрослыми.

Готовность к обучению включает как физиологические компоненты - школьную зрелость, так и психологические составляющие. В школе ребенку приходится длительно выдерживать статическую позу при сидении, выполнять напряженную умственную работу; многие учебные действия, особенно письмо, требуют тонких координированных движений пальцев и кисти, в то время как у ребенка развита в основном крупная моторика. Легче приспосабливаются к школьным условиям дети физически крепкие, с достаточно развитыми физиологическими системами.

И найти баланс между своими потребностями и потребностями других в совместных действиях. Какие области важны при оценке зрелости школы? Физическое развитие и состояние здоровья. Уровень познавательной зрелости. Уровень трудоустройства. Уровень зрелости личности.

Источник: Йиржина Беднаржова: зрелость школы. Оценка физического развития и состояния здоровья лежит на медицинском работнике или специалисте. Иногда он недооценивает и реже переоценивает важность факторов, влияющих на раннее развитие ребенка; и влияние некоторых соматических дефектов или хронических заболеваний на школьные способности. В некоторых случаях врачу очень полезно оценивать зрелость школы, чтобы привести к более детальному психологическому, возможно, психиатрическому, неврологическому или другому профессиональному обследованию.

Кора головного мозга достигает уровня физиологической зрелости у большинства детей не к 6, а к 6,5 годам (Л. А. Венгер, А. А. Ибатуллина, 1989), детей моложе 6,5 лет отсылать в школу не рекомендуется. Дети воспринимают строгого учителя с повышенной тревожностью, что вызывает у них болезненные явления (боли в животе, ночной энурез). Причем болезненные симптомы могут наблюдаться даже у хорошо подготовленных шестилеток, которыми учителя довольны.

Физический срок погашения не является и не может быть основным показателем зрелости, но его необходимо принимать во внимание. Меньшая конституция тела может облегчить усталость, снизить сопротивляемость психофизическому стрессу; это также может быть недостатком в коллективе, особенно там, где большинство одноклассников старше или физически зрелы. Слишком маленький ребенок может испытывать чувство слабости, неполноценности, опасности или даже в комбинации.

С забывчивостью или бесстрашием, он может стать объектом насмешек, поднятием более сильных, более агрессивных детей. Следует проявлять осторожность, чтобы начать посещать школу у детей с более значимыми факторами риска во время беременности, родов или после родов.

Показателем зрелости физиологических систем коры выступает устойчивая работоспособность ребенка, координация движений, эмоциональная уравновешенность, спокойная реакция на строгий учительский голос, достаточно быстрая компенсация школьного утомления после уроков.

Психологическую готовность к обучению разделяют на обгиую и специфическую.

Такая же осторожность необходима и при оценке последствий сенсорных и физических дефектов, хронических болезней на психическом состоянии и развитии ребенка. Кроме того, частая заболеваемость является осложнением; если это уже в начале школы, у ребенка возникает возможность постепенной и постепенной адаптации к изменению.

Окружающая среда, затрудняет установление новых отношений, дружбы; болезнь приносит усталость, чувство дискомфорта; Отсутствие в школе ребенка оглушает насчет интерпретации учителя и практики нового вещества вместе с другими. Для борьбы с мелочами важны достаточный уровень интеллекта и единообразия.

Специфическая готовность включает учебные навыки, необходимые для первоначальных школьных успехов: умение читать, писать, считать. Высокие требования в этом плане предъявляют гимназии, элитные учебные заведения, организуя обучение детей до зачисления в школу. Однако для устойчивых школьных успехов важнее общая готовность ребенка к обучению. В ее составе выделяют три компонента: социальную готовность, интеллектуальную и личностную.

Развития в отдельных областях. Необходимо оценить, развивается ли ребенок умеренно или умеренно среди сверстников. У детей, чьи познавательные способности обычно медленнее или что они отстают в развитии. Обычно уместно откладывать посещение школы, и им следует уделять повышенное внимание.

Имеют хороший интеллект, но не только одну из областей. Желательно мотивировать ребенка к действиям, которые они поддерживают, развивать эту область. Решение начать школу или отложить. С другой стороны, дети с необыкновенными талантами и навыками превосходят их возраст.

Социальная готовность к школе выражается в том, что ребенок усваивает внутреннюю позицию школьника. Ему перестают нравиться детские виды деятельности, возникает потребность в таких делах, которые были бы ценными, значимыми в глазах взрослых. В современных условиях таким важным делом является школа, и ребенка все чаще спрашивают даже посторонние люди: «Ну как, скоро в школу?». Школьная жизнь в глазах детей настолько взрослая и важная, что им не нравятся иногда уроки рисования - «Как будто в детском саду !». Нормально развитый ребенок хочет ходить в школу, выполнять задания, получать отметки. К этому его подталкивает социальное окружение.

Они обычно имеют более глубокие интересы и знания. Для этих детей можно начать учебу, прежде чем дойти до них. Основные математические концепции. Источник: Йиржина Беднаржова Зрелость школы. Чтобы полностью использовать свои умственные предположения, тонкие способности и навыки, ребенок должен быть заинтересован в обучении, в желании учиться. Не менее важна способность так называемой преднамеренной концентрации внимания к данной деятельности; возраста разумного чувства долга, ответственности, осознавая, что задача должна быть завершена.

При этом меняется отношение к взрослым, ребенок ждет оценку правильности своих действий. Если действие не было успешным, результативным, его уже не радует и похвала. (Феномен «горькой конфеты» - А. Н. Леонтьев). При этом круг людей, чья оценка важна и значима, существенно расширяется. Ребенок твердо намерен в школе все делать правильно и получать пятерки.

Некоторое время ребенок может сосредоточиться на игре. В этом случае мы говорим о так называемом. Непроизвольное внимание к деятельности, которую ребенок сам выбирает; к стимулу, который его спонтанно привлек. Тем не менее, тот же ребенок быстро устает, теряя интерес, уходит или отказывается продолжать деятельность, требующую преднамеренной концентрации внимания. Некоторые дети даже не выживают в игре, они - эстакада, часто альтернативные виды деятельности. Школьная работа требует всего качества внимания.

Ожидается, что школьник будет иметь достаточную степень автономии при переходе от одной деятельности к другой, когда задание будет выполнено. Способность работать обусловлена ​​созреванием центральной нервной системы, но тесно связана с зрелостью личности и тем, как мы были в курсе последних событий. Очень полезно привести ребенка к соблюдению определенных правил, ограничений и поддержки.

Социальная зрелость выражается и в определенной эрудиции ребенка: он должен знать полное имя и место работы родителей, их профессию, свой домашний адрес, включая улицу, город, страну и т. д.

Интеллектуальная готовность к обучению представлена как достаточный уровень развития познавательных процессов и усвоения элементов учебной деятельности.
Детализированное восприятие, перцептивные действия на основе эталонов, фонематический слух. В тесте «Нарисуй такой же домик» развитые дети тщательно рассматривают образец, просчитывают детали, обводят в воздухе форму (а не ограничиваются беглым взглядом). Умеют сравнивать и находить отличия в деталях объектов.
Сосредоточенное внимание как зрительное (прохождение лабиринтов), так и слуховое - умение слушать рассказы, задания, инструкции.
Память, основанная на логике, последовательности событий, а не набор ярких образов. Цепкое оперативное запоминание предъявляемых картин, цифр, слов (на этом основаны отборочные тесты).
Воображение детализированное и гибкое, позволяющее представить излагаемые события в заданных условиях, а не в стереотипных образах, созданных житейским опытом.
Наглядно-схематическое мышление, с помощью которого дети ведут анализ объектов по заданным признакам и могут результаты обозначить на схеме (например, звуковой состав слова), могут классифицировать, обобщать, выкладывать сериационный ряд.
Достаточное развитие речи, при котором дети свободно понимают несложный текст и могут сами построить сообщение (монолог), могут словами передать эмоции, намерение, признаки предмета. Есть разница в развитии детей, если один при сравнении рисунков говорит «Тут так и тут так», а другой указывает: «У вас труба треугольничком и у меня треугольник».
Управляемый характер познавательной деятельности в целом, элементы произвольных видов в каждом познавательном процессе.
Элементы умения учиться, то есть принимать и понимать учебное задание, стараться воспроизвести заданный способ работы, уметь сравнивать свою работу с образцом, замечать свои ошибки.

Его независимости, предоставляя ему небольшие обязанности. Не оставляйте его скучающим, позволяйте ему играть в насыщении, но также пробуждайте интерес к разнообразным видам деятельности. Постепенно добавляйте забавные задачи, такие как детские журналы, книги для дошкольников, социальные игры. В этом ненасильственном способе мы помогаем ребенку развить целенаправленную концентрацию внимания. Кроме того, при игре с правилами они все еще учатся принимать и уважать определенное достоинство; чтобы справиться с тем фактом, что он не всегда успешно, что он не всегда побеждает, что он должен быть упорным, несмотря на неудачу; что необходимо сотрудничать с другими, чередовать в ряд, рассматривать, разговаривать.

Перечисленные показатели высокого уровня познавательных процессов усваиваются детьми к 6-7 годам при условии правильно организованных детских видов деятельности: продуктивной, трудовой, игровой и учебной. Однако в ряде случаев прибегают и к специальным тренингам, используя популярные в последнее время пособия типа «Развиваем память», «Развиваем внимание» и т. д. Задания в них составлены в расчете на занимательность, но без заинтересованного внимания взрослых, без поощрения успехов ребенок долго заниматься не будет, тренинг требует значительного умственного напряжения.

Личность - эмоциональная - социальная зрелость

Что касается того факта, что каждый ребенок отличается, нам довольно сложно выразить содержание этого критерия. Может ли ребенок хорошо учиться в школе, зависит не только от его / ее диспозиций, но и от того, как мы можем понять его / ее природу, причины его поведения, его / ее потребности и возможности; найти способы соответствующей мотивации. В зрелости личности, после начала школьной посещаемости, требования достаточно высоки, как эмоциональные, так и социальные. Ожидается, что ребенок будет иметь достаточную эмоциональную стабильность, возраст адекватного эмоционального управления, самоконтроль и сопротивление расстройству.

Личностная готовность к школьному обучению выражена как становление самосознания ребенка. Он выделяет себя из семейного окружения, противопоставляет себя товарищам. Из наиболее значимых форм поведения, из оценок окружающих складываются его представления о себе как члене сообщества. Появляется ролевое поведение, то есть система действий социально одобряемых, соответствующих ожиданиям окружающих. Ребенок теряет непосредственность реакций, проявляет манерничание (кризис 7 лет). Складывается образ Я и самооценка, которые в известной мере становятся основой саморегуляции поведения в значимых социальных контактах. Подражание становится в известной мере сознательным, ребенок намеренно перенимает определенные действия и реакции. Начинает видеть себя со стороны, что способствует объективной самооценке.

В этом отношении есть большие различия среди детей. Некоторый ребенок эмоционально уравновешен, радостен, близок с любопытством, уверенностью в себе, бесстрашным, неспособным отговорить его. Другие застенчивы, страшны, озабочены, легко плюют, не могут нанести ему вред, не справиться с ним, уйти в отставку; другие не могут контролировать разочарование, гнев, это проявляется агрессивно.

Помимо возраста адекватной эмоциональной зрелости, социальной зрелости, определенных социальных навыков, приспособляемости одинаково важны. К ним относятся, например, тот факт, что ребенок может быть отделен от семьи в течение определенного периода времени, в другой среде, с другими людьми, уважая иностранные авторитеты. Также важна способность интегрироваться в группу сверстников, чтобы иметь возможность общаться с ними; понимать и уважать правила сосуществования, но в то же время демонстрировать свои потребности.

Важным показателем готовности к школе становятся изменения в общении ребенка со взрослыми. Оценки взрослого начинают восприниматься не с позиции «любит - не любит», а в условном смысле: одобряет ли он способ действий ребенка. Это достаточно сложная перестройка отношений, она зависит также от доброжелательности взрослого. Многие дети даже в школьном возрасте обижаются на замечания, считают, что учитель их не любит.

Способность работать с другими, сотрудничать. Чтобы развивать социальные навыки, важно предоставить ребенку множество возможностей встретиться с другими детьми, содействовать дружбе; наслаждаться радостью радости других и их совместной деятельности. Мы ведем ребенка видеть мир глазами другого; она знала, что не всегда должно быть все, что она хочет и представляет. Мы учим его основным правилам хорошего поведения. Это зависит от того, насколько созреет его или ее автономия, насколько ребенок должен жить вне своей семьи, без поддержки своей матери или отца, как он развил уверенность в себе.

Отношения с товарищами также перестраиваются, приобретают кооперативно-соревновательный характер. Ребенок начинает видеть позицию партнера, удерживает в поле внимания соревновательную задачу и способ ее решения (это особенно заметно в играх с правилами). Появляется мотив быть не хуже других, отвечать раньше и удачнее других, добиваться, чтобы его поделка была на выставке на видном месте и т. д. Состязательность в школе будет мотивом высокой успеваемости.

Их базы построены намного раньше, чем ребенок начинает школу. Это непрерывный процесс от рождения, в котором важно иметь ребенка; обратите внимание на это; получать его; понимать его потребности; оставляя пространство и определяя границы. Источник: Йиржина Беднаржова - зрелость школы.

Школьная готовность - также 6-летние. Школьная готовность обсуждалась очень недавно - особенно в контексте 6-летних. Родители все еще смущаются, когда решают отправить своего ребенка в школу. Неудивительно: родителям нелегко объективно оценивать уровень подготовки собственного ребенка к выполнению школьных обязанностей. Родители также не хотят брать на себя ответственность за решения, что у них недостаточно предварительных условий. Итак, как вы решили отправить своего ребенка в школу или оставить его еще на один год в детском саду?

Личностная зрелость проявляется в механизмах иерархии мотивов, в закреплении ведущего мотива делать правильно, заслужить одобрение взрослых. Если действия ребенка подчинены этому ведущему мотиву, он будет успешно учиться даже при средних способностях. Однако становление такого мотива зависит от обеспечения успеха и признания в учебной деятельности, что, в свою очередь, зависит от методического мастерства и доброжелательности педагогов и родителей.

Специалисты выделяют 5 областей школьной готовности. Это социальные навыки ребенка, его независимость, его уровень мастерства, его познавательные способности и его моторные навыки. Ребенок, полностью подготовленный к тому, чтобы справиться с обязательствами, с которыми сталкивается школа, должен будет достичь соответствующего уровня развития в каждой из упомянутых областей.

Школа не только - как мы часто думаем - учимся читать, писать и считать. Школа является прежде всего науками о жизни, и одной из ее главных задач является оснащение ребенка соответствующей социальной компетентностью. Однако необходимым условием приобретения новых навыков является наличие ключевых компетенций, которые появляются на ранних этапах развития. Итак, ребенок, который начинает школу в школе, должен сначала понять необходимость придерживаться определенных стандартов и правил. И снова - школа - это не место, где есть строгость и военная тренировка.

Ролевая игра подготавливает и развивает у ребенка стремление делать правильно, но уверенность в своих силах и стремление учиться, необходимые школьнику, закладываются в учебной деятельности, даже если она имеет подготовительный характер и оформляется как дидактическая игра. Успех в выполнении именно заданий закрепляет учебную мотивацию.

Ребенок, который понимает необходимость придерживаться определенных правил, отвечает на предупреждение учителя и старается не повторять поведение, которое мешает работе других или создает угрозу безопасности. Он понимает, что в группе существуют разные правила, чем дома, и что наблюдение за ними создает среду и облегчает работу и работу. Не реагирует агрессивно и не проявляет неудовлетворенности в ответ на комментарии учителя. Пытаясь избежать конфликтных ситуаций, не стремится достичь собственного удовольствия за счет других.

Он может ждать своей очереди. Это те навыки, которые решили большинство из шестилетних детей, если они не были диагностированы с нарушениями развития или не подвергались преследованиям в ходе своего образования. Дети, которые начинают учебу, должны также пытаться контролировать свои собственные эмоции, а в ситуациях конфликта должны стремиться к их решению, не должны находиться в сложной ситуации, чтобы оскорблять, убегать, истерику. Нужно понимать необходимость искать компромиссы - хотя никто не ожидает, что 6-летний ребенок останется один, он сможет общаться со своим коллегой в любой ситуации.

Страница обновлена 13.07.2017

Советует психолог

СКОРО В ШКОЛУ

Поступление в школу - важное событие в жизни каждого ребенка. Все первоклассники в первые недели в школе (период адаптации) испытывают определенные трудности.

И это понятно! С началом систематического обучения изменяется весь уклад жизни ребенка, появляются новые для него обязанности, резко возрастают физическая и нервно-психическая нагрузки, значительно увеличивается объем информации, которую надо усвоить, изменяется отношение к ребенку со стороны окружающих - появляются такие требования, которых раньше не было.

Теперь ему необходимо каждый день приходить в класс (даже если хочется остаться дома), в течение 30 - 45 минут сидеть на уроке, быть внимательным, слушать учителя и выполнять его задания (писать палочка, когда хочется просто рисовать), дома надо обязательно выполнять домашнее задание.

А главное - школьник обязан хорошо учиться, именно этого от него ждут окружающие - учителя, родители, близкие. Специалисты отмечают, что в первые недели школьного обучения практически у всех первоклассников наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышенная раздражительность, снижение веса. Это закономерный результат привыкания (адаптации) ребенка к новой для него ситуации и новым нагрузкам. В норме, если ребенок до школы был достаточно подготовлен к систематическому обучению, имел высокий уровень школьной готовности, через 2,5 - 3 месяца негативные симптомы постепенно исчезают.

Школьная готовность: физическая, специальная (педагогическая) и психологическая.

У ребенка начинается новый возрастной период, новый жизненный этап. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в деятельности, общении, отношении с другими людьми, сомоощущении. Ведущей деятельностью становится учение.

Происходят изменения в социально-личностном развитии ребенка.

Школьник - это человек, имеющий неизмеримо высокий статус, чем дошкольник.

Школа - символ дальнейшего развития, она способствует приобретению ребенком нового статуса, освоению новых социальных ролей, изменению семейного положения, приобретению авторитета. Появляются новые обязанности и новые права.

Если будущий школьник не готов к принятию обязанностей, связанных с выполнением новой для него социальной роли, не усвоил новых форм общения и поведения, принятых в ситуации школьного обучения, - даже при условии высокого общего интеллектуального развития он будет испытывать трудности в школе. Эти учащиеся отказываются выполнять малоинтересные для них, трудные задания, обижаются на действия педагога («Я поднимал руку, а она меня не спросила», «Она меня не любит», « Я больше не пойду в школу»). Интерес к учению у них быстро пропадает, формируется устойчивое негативное отношение к школе.

Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе и направленности на обучение?

· Рассказы о своих любимых учителях.

· Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей.

· Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.

· Семейное чтение художественной литературы.

· Участие детей и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

· Никогда не запугивайте детей школой.

Начинать лучше сейчас, а потом нужно будет затратить еще больше сил. Но даже если ребенок не хочет идти в школу, не надо винить его в этом. Лучше помочь обрести ему уверенность в том, что он сможет хорошо выполнить свою работу, что это обязанность каждого современного человека. А интерес, дело наживное.

Психологическая готовность (это те УВК, которые связаны с особенностями учебной деятельности на 1ом этапе обучения, они нужны в начале обучения для успешной деятельности ребенка). Психологическая готовность представляет собой сложное системное образование и охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную сферу, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, познавательные, психомоторные и интегральные способности.

Нужно стремиться развивать общую любознательность ребенка, не отмахиваться от его вопросов, больше разговаривать с ним и проводить время вместе. Но помните! Как только новое и интересное становится обязательным и обременяющим, оно не приносит должного результата.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя в школе комфортно и не испытывал трудностей адаптации, нам нужно заранее, плавно подвести его к новой жизненной ступени. Становясь первоклассником, малыш обретает не только красивый ранец и букет гладиолусов. Он примеряет на себя и новый статус, а на плечи ложится целый список новых обязанностей.

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физиологического, социального и психического развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для здоровья.

Физическая готовность.

Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически крепким и здоровым. Около 25% детей испытывают значительные трудности в обучении именно в связи с состоянием здоровья. Поэтому особого внимания в подготовительный период к школе требует здоровье детей, их закаливание, охрана зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Уверенными, красивыми, ловкими и достаточно разнообразными должны быть их движения.

Психологическая готовность.

Требования, которые предъявляет к ребенку школа, значительно отличаются от тех требований, к которым он привык в детском саду и дома. Эти требования связаны, в первую очередь, с изменением социальной позиции ребенка, с тем новым местом, которое он начинает занимать в обществе с поступлением в школу. Первоклассник должен быть более самостоятельным и организованным (не опаздывать на уроки, выполнять домашнее задание и т. п.), должен уметь управлять своим поведением (не отвлекаться во время урока, не перебивать других, не вставать с места без разрешения, направлять свое внимание на решение учебных задач и т. п.), должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослыми (правильное восприятие учителя, его действий и слов). Этот тип готовности называется личностным. Он выражается в том, как ребенок относится к школе, к учебной деятельности, к учителям и самому себе. Во многом задачу по подготовке к школе можно считать решенной, если у ребенка сформировано положительное отношение к школе, если она привлекает старшего дошкольника, главным образом, новой интересной и серьезной деятельностью, результаты которой важны и для самого ребенка, и для окружающих взрослых.

Интеллектуальная готовность к учению выражается в общем уровне развития познавательной деятельности. Быть готовым к обучению в школе - значит иметь дифференцированное восприятие, творческое воображение, уметь сравнивать, обобщать предметы и явления, владеть анализом, синтезом, умением самостоятельно делать выводы, действовать по намеченному плану, достигать намеченной цели, контролировать свои слова и действия на основе указаний, проявлять активный умственный интерес, инициативу и организованность, достигать определенных результатов в своей работе, действовать самостоятельно (эмоционально-волевая готовность). Обладание этими умениями и обеспечит ребенку высокий уровень обучаемости.

Значимость компонентов психологической готовности к школе

1 место Мотивационная готовность

Желание узнать новое, уверенность в своих силах, стремление освоить роль школьника, принятие системы требований предъявляемых школой.

2 место Интеллектуальная готовность

Наблюдательность, воображение, умение анализировать и сравнивать, память, выполнение словестной инструкции.

3 место Эмоционально - волевая готовность

Умение управлять своим поведением, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция внимания.

4 местоКоммуникативная готовность

Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение "влиться" в детский коллектив.

5 место Педагогическая готовность

Навыки чтения, счета, письма, рисования, чистая речь, общая осведомленность.

Первый Раз в Первый Класс, или как себя вести с ребенком - первоклассником

1.Будите его спокойно. Проснувшись, он должен видеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра и не дергайте по пустякам.

Тем более не стоит сейчас вспоминать вчерашние оплошности.

3. Не отправляйте ребенка в школу голодным: даже если малыш кушает в школе, до школьного завтрака пройдет несколько уроков.

4. Не прощайтесь с ним, предупреждая: «Смотри, не балуйся», «Смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Гораздо полезнее пожелать малышу на прощанье удачи, подбодрить его, найти пару ласковых слов.

6. Интересуйтесь успехами ребенка у учителей, но НЕ в присутствии малыша! А выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Для того, чтобы делать какие-либо выводы, нужно выслушать обе стороны. Учителя иногда бывают субьективны - они тоже люди и не застрахованы от предвзятого отношения к своим ученикам.

7. Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв в 2-3 часа ему просто необходим. А еще лучше, если первоклашка поспит полтора часика - это лучший способ восстановить умственные силы. Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов.

8. Не заставляйте его делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий лучше делать 10-15 минутные «переменки» и лучше, если они будут подвижными.

9.Не сидите над душой, когда ребенок делает домашнее задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна ваша помощь - наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу») и похвала, даже если у него не очень-то получается, жизненно необходимы.

10. Помните, что в течение учебного года есть «критические» периоды, когда учиться становится сложнее, ребенок быстро утомляется, у него снижена работоспособность. Для первоклашки это: первые 4-6 недель, затем - конец 2-ой четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательным к состоянию ребенка.

Готовность ребенка к школьному обучению – способность ребенка выполнять те требования которые школа ему будет представлять. Показателем готовности ребенка к обучению является уровень его умственного развития. Л С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Готовность к школьному обучению – способность ребенка выполнять те требования, кот.школа ему будет представлять. Показателем готовности реб. к обуч. явл. уровень его умств. развития. Л С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к шк. обуч. закл. не столько в колич. запасе представлений, сколько в уровне разв. познав. процессов. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению - значит прежде всего обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н Леонтьев, В.С. Мухина, А.А. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практич., осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.

Готовность к школе и методы ее определения Маркова

Физическая

здоровье (характеризуется на основе изучения мед.карты, внешнего вида реб., особенностей его физич. разв. (вес, рост), мышечный тонус, кожный покров, сост.зрения, слуха,

ловкость движений (наблюдается во время его передвижения по классу, во время к-либо деятельности)

точность (анализ насколько точно реб. копирует изображения в прописях, в тетрадях, бросает мяч в нужное место и др.)

координация движений (наблюдается при физичюдеят-ти а) согласованы ли у реб.разл.виды движений, б) правильно ли выполняет указания учителя, направленные на согласование движений рук, ног, туловища, головы и т.д.)

моторика руки (реб.просят вырезать изображение фигуры при пом.ножниц)

Психическая

1) интеллектуальная – это соответствующая возр. уровню зрелость всех познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление).

Ориентировочный тест шк.зрелости (тест Ирасека – верб.мышл.) (Небо голубое, а трава…? Который час? (показать на бумажных часах) Почему у всех автомобилей есть тормоза?) Изуч.процесса мышления: «Противоположные понятия» (большой - …, громкий - …) изучение кратковрем.памяти (повторить ряд цифр: 3-1-7-5-9) методика для изучения интелл.готовности детей Л.И. Переслени, Л.Ф. Чапрова (1 субтест на осведомленность (назвать месяцы зимы), 2 субтест на классификацию, сформировнность понятий (Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля), 3 субтест на словесно-логическое мышл. (огурец - овощ, гвоздика - …) 4 субтест на обобщающее слово, сформированность понятий (окунь, карась - …) тест Керна-Ирасека (Рисование мужской фигуры – зависимость м\ду изобраз.деят.и 2й сигн.сис-мой, абстр.мышл. Срисовывание точек и копирование фразы - способность произвольного поведения). методика домик

2) личностная готовность - это зрелость системы отнош. : отнош. к взр., отнош. к сверстникам (умение общаться со сверстниками); отнош. к самому себе (отсутствие заниж.самооценки и страха неудачи); отношение к школе и учению. Методики: беседа содержания: Хотел ли ты идти в школу? Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался? изучение общего пониманиясмысла жизн.ситуаций: Определи, глупые фразы или нет: Ты очень хорошо отвечал во время урока, поэтому я ставлю тебе 2. Определение направленности реб. на школу: загадки.

3) Мотивационная - развитие познавательной мотивации и мотивации достижения)

4) Эмоционально-волевая : считают сформированной, если реб. умеет ставить цель, принимать реш., намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия.

5) социальная: коммуникативные навыки - способность адекватно устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.

Уровни: каждый вид готовности оценивается на трех уровнях: низкий, средний, высокий.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:

1) это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме; 2) это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание, Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плача - делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется; 3) формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Можно выделять отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста в стране. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения, формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов в том числе мотивационную готовность, объединяют термином психологическая готовность в отличие от нрав­ственной и физической.

В зависимости от выбора той или иной концепции готовности ребенка к систематическому школьному обучению практический психолог выбирает основные ее критерии и подбирает соответствующие методики для их диагностики.

Например, интеллектуальная подготовленность ребенка к обучению может быть изучена с помощью методик Л А. Венгера и В.В Холмовской, шкалы исследования интеллекта дошкольников и младших школьников Д. Векслера, прогрессивных матриц Дж, Равена (цветной вариант), ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека и В. Тихой, тест школьной зрелости А Керна помогут проверить общую готовность к школе (общее развитие, умение подражать образцу, развитие мелкой моторики руки, координации зрения и движения руки).

В качестве критериев подготовленности ребенка к школе можно принять следующие показатели; 1) нормальное физическое развитие и координация движений. Готовность по первому критерии предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки I выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки I глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой. 2) желание учиться; Второй критерий включает наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным занятиям. 3) управление своим поведением; Содержание третьего критерия включает произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим, организовывать себя на уроке; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений. 4) владение приемами умственной деятельности; В четвертом критерии фигурирует владение приемами умст­венной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владеть логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала 5) проявление самостоятельности; Пятый критерий - проявление самостоятельности - можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи 6) отношение к товарищам и взрослым; Шестой критерий предполагает сформированность у детей желания и привычки трудиться для себя и других, осознания ответственности и важности выполняемого поручения 7) отношение к труду; В содержание седьмого критерия входит умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения со сверстниками и взрослыми. 8) умение ориентироваться в пространстве и тетради. Восьмой критерий связан с ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения, наличием чувственного опыта, глазомера.