Формой существования и развития науки является научное исследование. В ст. 2 Федерального закона РФ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» дано следующее определение: научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний .
В общем случае под научным исследованием обычно понимается деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Любое научное исследование должно иметь свой предмет и объект, которые и задают область исследования.
Объектом научного исследования выступает материальная или идеальная система, а в качестве предмета может быть структура этой системы, закономерности взаимодействия и развития ее элементов и т.п.
Научное исследование отличается целенаправленностью, поэтому каждый исследователь должен четко сформулировать цель своего исследования. Целью научного исследования является проектируемый результат исследовательской работы. Это может быть всестороннее изучение какого-либо процесса или явления, связей и отношений с использованием разработанных в науке принципов и методов познания, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
По источнику финансирования различают :
Научные исследования бюджетные,
Хоздоговорные
И нефинансируемые.
Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или бюджетов субъектов РФ. Хоздоговорные исследования финансируются организациями-заказчиками по хозяйственным договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.
В нормативных актах о науке научные исследования делят по целевому назначению на:
Фундаментальные,
Прикладные.
В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» даны понятия фундаментальных и прикладных научных исследований.
Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Например, к числу фундаментальных можно отнести исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, региональных и российских экономических тенденциях.
Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей. Например, как прикладные можно рассматривать работы о методике оценки инвестиционных проектов в зависимости от их видов или работы, связанные с маркетинговыми исследованиями.
Поисковыми называют научные исследования, направленные на определение перспективности работы над темой, отыскание путей решения научных задач.
Разработкой называют исследование, которое направлено на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
По срокам выполнения научные исследования можно разделить на:
Долгосрочные,
Краткосрочные
И экспресс-исследования.
В зависимости от форм и методов исследования некоторые авторы выделяют экспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа.
В теории познания выделяют два уровня исследования : теоретический и эмпирический.
Теоретический уровень исследования характеризуется преобладанием логических методов познания. На этом уровне полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления.
Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств (эмпирия) может присутствовать, но оно является подчиненным.
Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
Проблема - это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают проблемы неразвитые (предпроблемы) и развитые.
Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:
1) они возникли на базе определенной теории, концепции;
2) это трудные, нестандартные задачи;
3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;
4) пути решения проблемы не известны. Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.
Гипотеза есть требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенное следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов.
Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:
1) релевантности, т.е. относимости к фактам, на которые она опирается;
2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента (исключение составляют непроверяемые гипотезы);
3) совместимости с существующим научным знанием;
4) обладания объяснительной силой, т.е. из гипотезы должно выводиться некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий.
Большей объяснительной силой будет обладать та гипотеза, из которой выводится наибольшее количество фактов;
5) простоты, т.е. она не должна содержать никаких произвольных допущений, субъективистских наслоений.
Различают гипотезы описательные, объяснительные и прогнозные.
Описательная гипотеза - это предположение о существенных свойствах объектов, характере связей между отдельными элементами изучаемого объекта.
Объяснительная гипотеза - это предположение о причинно-следственных зависимостях.
Прогнозная гипотеза - это предположение о тенденциях и законномерностях развития объекта исследования.
Теория - это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определенную область действительности.
Она обладает следующими свойствами:
1. Теория представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности.
2. Теория - это целостная система достоверных знаний.
3. Она не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. выявляет происхождение и развитие явлений и процессов, их внутренние и внешние связи, причинные и иные зависимости и т.д.
Теории классифицируют по предмету исследования. По этому основанию различают социальные, математические, физические, химические, психологические, экономические и прочие теории. Существуют и другие классификации теорий.
В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории:
1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.);
2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов;
3) логику теории - совокупность определенных правил и способов доказывания;
4) философские установки и социальные ценности;
5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.
Структуру теории образуют понятия, суждения, законы, научные положения, учения, идеи и другие элементы.
Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений.
Категория - общее, фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов и явлений. Категории бывают философскими, общенаучными и относящимися к отдельной отрасли науки. Примеры категорий в юридических науках: право, правонарушение, юридическая ответственность, государство, государственный строй, преступность.
Научный термин - это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке.
Совокупность понятий (терминов), которые используются в определенной науке, образует ее понятийный аппарат .
Суждение - это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Принцип - это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.
Аксиома - это положение, которое является исходным, недоказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Закон - это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия - всеобщие, общие и частные.
Закономерность - это:
1) совокупность действия многих законов;
2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе:
1) ее абсолютный и относительный рост;
2) отставание социального контроля над нею.
Положение - научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Идея - это:
1) новое интуитивное объяснение события или явления;
2) определяющее стержневое положение в теории.
Концепция - это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.
Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.
Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что:
1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы;
2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;
3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;
4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией. Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).
Понятие «факт » употребляется в нескольких значениях:
1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания);
2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина);
3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.
Эмпирическое обобщение - это система определенных научных фактов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной категории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить типичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний.
Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.
ВВЕДЕНИЕ
Тема работы и обоснование выбора темы
Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …
Актуальность
… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …
Новизна
На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
Цель работы
Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …
Задачи
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …
ГЛАВЫ
Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса
Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …
Вторая глава – описание исследования
Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …
ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы по главам
На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …
Заключение
Перспективы дальнейшего исследования
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …
Назначение работы
Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …
Что дала работа самому исследователю
В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …
культура школы – это системное явление, содержательно представляющее собой воспитывающую среду образовательного учреждения, обеспечивающую личностное развитие учащихся школы, которая проявляется во взаимодействии и взаимовлиянии материального, социального и духовного компонентов школы, представленных внешними, внутренними, специфическими и интегративным показателями;
процесс формирования культуры школы определяется комплексом педагогических условий:
Наличие лидерской позиции директора школы в едином воспитательном коллективе;
Наличие сформированности ценносто-ориентационного единства педагогического коллектива, основанного на существовании ценностного ядра организационной культуры и проявляющегося в реализации педагогической идеи и педагогической веры как основы формирования интегративного показателя культуры школы – духа школы;
Осуществление педагогической деятельности как ценностно-ориентированной, направленной на формирование ценностных ориентаций воспитанников школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
Культурологический и культуротворческий подходы философии гуманитарного образования (Б.С. Гершунский, А.П. Валицкая, Н.Б. Крылова и др.).
Системный подход в понимании культуры как научной категории, выражающей особую область действительности, присущей человеческому обществу и имеющей собственные законы функционирования и развития (П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, М.С. Каган, Л. Уайт и др.).
Взгляд на культуру как на мир воплощенных ценностей и качественное своеобразие конкретных проявлений жизнедеятельности человека в процессе формирования культурной среды (В.И. Корнев, Н.З. Чавчавадзе, О. А. Шкилева и др.).
Философский подход в понимании культуры русскими мыслителями (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, П. Флоренский и др.).
Положения культурно-исторической педагогики (М.В. Левит, М.М. Поташник, Е.А. Ямбург и др.).
Идеи гуманистической педагогики и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс); положения о гуманистических принципах организации жизнедеятельности с целью личностного развития воспитанников.
Методы исследования:
Теоретические:
анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической литературы, а также литературы по теории управления в рамках темы исследования, направленной на изучение феномена культуры в целом, организационной культуры и культуры школы;
применение системного метода исследования для моделирования представления о культуре школы как явлении педагогической практики и разработки диагностического инструментария по определению состояния культуры школы как воспитывающей среды образовательного учреждения;
использование сравнительного метода с целью изучения исторического опыта образовательных учреждений России XIX века.
Практические:
констатирующий эксперимент, направленный на выявление педагогических условий и закономерностей формирования культуры школы;
анализ деятельности субъектов образовательного процесса по формированию культуры школы;
тестирование и анкетирование руководителей, педагогов, учащихся и родителей школ Владимира и Владимирской области;
ретроспективный анализ опыта работы соискателя по формированию культуры школы в качестве заместителя директора школы по воспитательной работе и педагога-психолога.
База исследования
Материалами исследования служили: историко-педагогическая литература, архивные источники, отражающие исторический опыт отечественных образовательных учреждений со сложившейся культурой: Царскосельский лицей, Московский лицей памяти цесаревича Николая (Катковский Лицей), мужская губернская гимназия г. Владимира, Муромское реальное училище, также результаты непосредственного опыта, приобретенного в условиях педагогического эксперимента с 1995 г. по 2003 г. на базе школ г. Владимира (СШ № 16, № 37, школа-интернат № 1) и Владимирской области (СОШ № 9 г. Коврова, СШ № 16 г. Мурома).
Этапы исследования
Настоящее исследование проводилось в течение 1995 – 2004 гг. в несколько этапов.
Iэтап (1995 – 1997 гг.) – анализ философской, культурологической, социологической, психолого-педагогической научной литературы с целью формирования концептуальных подходов в организации опытно-экспериментальной работы.
На IIэтапе (1997 – 2002 гг.) проводился констатирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялся сбор и накопление материалов, подтверждающих эффективность процесса формирования культуры школы путем организационно-педагогической и диагностико-аналитической деятельности, изучались архивные материалы, и осуществлялся анализ исторического опыта образовательных учрежденийXIXвека.
IIIэтап (2002–2004 гг.) включал теоретическое осмысление данных исследования, их педагогический анализ и обобщение результатов.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем с позиций системного и средового подхода представлена управленческо-педагогическая интерпретация понятия «культура школы» применительно к школе как учебно-воспитательному учреждению. Разработана иконическая модель культуры школы как теоретическое основание для анализа состояния развития воспитывающей среды образовательного учреждения. Разработаны показатели сформированности культуры школы как качественной характеристики ее развития.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширило теоретические представления о культуре школы как о воспитывающей среде образовательного учреждения. Определены педагогические условия, влияющие на процесс формирования культуры школы в контексте развития образовательного учреждения. Расширено представление о возможностях диагностики состояния культуры школы, позволяющей определять уровень развития культуры школы и степень ее гармоничности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в системе повышения квалификации в подготовке руководителей и педагогов образовательных учреждений по освоению основ культуры школы как феномена педагогической теории и практики.
Ценность иконической модели культуры школы и диагностического инструментария для руководителей образовательных учреждений заключается в возможности повышения эффективности целенаправленного управления процессом развития культуры школы, обеспечивающей условия для личностного развития воспитанников.
Положения, выносимые на защиту:
Культура школы – это особым образом педагогически целесообразно организованная воспитывающая среда образовательного учреждения, основанная на единстве ценностного, традиционного и символического компонентов в материальном, социальном и духовном предъявлениях, в совокупности своей представляющая систему, направленную на обеспечение личностного развития учащихся, интегративным показателем которой является дух школы.
Иконическая модель культуры школы как результат системного и средового подхода в исследовании данного феномена и описании его состояния в процессе анализа развития школы как учебно-воспитательного учреждения включает в себя совокупность структурных, функциональных и системообразующего компонентов во взаимосвязи и взаимовлиянии, показатели сформированности и педагогические условия формирования и развития культуры школы.
Педагогические условия формирования культуры школы, включающие наличие специфики позиции директора школы, выраженной в генерировании и активной реализации культурных потребностей в условиях школы; наличие базовой системы ценностей, разделяемой большинством членов педагогического коллектива; сформированность ценносто-ориентационного единства педагогического коллектива, проявляющегося в реализации педагогической идеи и веры в среде педагогов и воспитателей; осуществление педагогической деятельности с позиций осознания ее как ценностно-ориентированной, направленной на личностное развитие учащихся школы; понимание роли традиций в создании воспитывающей среды образовательного учреждения; сформированность духа образовательного учреждения как показателя качественного состояния его культуры, являются детерминантами возникновения в педагогической практике данного феномена и выступают внутренними факторами его развития.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась исходными теоретико-методологическими позициями; системным подходом к исследованию заявленной проблемы; реализацией комплекса теоретических и практических методов, соответствующих поставленным цели и задачам.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования докладывались на ежегодных научно-практичеких конференциях с 2000 по 2003 гг. в г. Владимире, на Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание как научная категория и феномен социальной практики» в 2001 г. (г. Владимир), на Международной конференции памяти И.Я. Лернера в 2002 г., 2004 г. (г. Владимир), на Международной научно-практической конференции «Формирование эстетического опыта учащихся в условиях образовательной среды школы и вуза» в 2003 г. (г. Москва).
Промежуточные результаты исследования обсуждались на заседаниях Ученого совета Владимирского областного института усовершенствования учителей, кафедр педагогики и психологии, теории и методики воспитания, лаборатории воспитательных систем Владимирского областного института усовершенствования учителей, кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного педагогического университета.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, иллюстрирующих и детализирующих процесс опытно-экспериментальной работы, списка использованной литературы.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании положения и выводы позволяют углубить научные знания о субъективных позициях государства в гражданско-правовых отношениях и могут быть использованы в качестве исходного материала для дальнейшего изучения правовых проблем в данной сфере, а также в процессе совершенствования законодательной базы Российской Федерации.
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий и в процессе преподавания учебных и специальных курсов по гражданскому праву.
Апробация результатов исследования
Материалы также использованы в преподавательской деятельности автора в Российском государственном гуманитарном институте.
Структура диссертации
Структура диссертации обусловлена целью и вытекающими из неё задачами. Работа состоят из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.
В общем случае, государственно-правовое регулирование – распространенный правовой механизм (система), реализуемый на основании выражения характерных особенностей реализации прав и обязанностей участника гражданско-правовых отношений: государством в масштабе территориального влияния осуществляется порядок внедрения правовых технологий организации социально-экономических процессов доступными методами.
Интеграция (от лат. integrum - целое ) - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение.
См. публичный интерес Ю.А. Тихомиров Публичное право, Учебник.- М.: Издательство БЕК, 1995, стр. 55.
Они широко известны в настоящее время в научных кругах: принцип социального (общественного) строительства; принципы устройства и организации государственной системы; принцип выражения интересов граждан посредством своего политического участия в системе государства; принцип принятия решений «большинством голосов» присутствующих и др.
В функциональном смысле правовое регулирование есть целенаправленный процесс результативного воздействия правовых норм на урегулированные посредством этих норм общественные отношения. В зависимости от реализуемой функции права процесс правового регулирования может носить как собственно регулятивный (направленный на поддержание сложившегося правопорядка и внесение в него позитивных изменений), так и охранительный (направленный на предотвращение, выявление, пресечение и расследование правонарушений; определение и осуществление мер юридической ответственности в отношении правонарушителей) характер.// См. подроб. Борченко В.А. «Объект частноправового регулирования» автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Санкт-Петербург, 2006.
Практическая значимость исследования явным образом отражается выражением участия государства в гражданско-правовых отношениях как носителя интереса. Ряд исследователей в своих трудах делали явный акцент на значение государственного интереса как в общественных отношениях, так и в гражданско-правовых отношениях в частности. См. например В. П. Грибанов, Интерес в гражданском праве // Советское государство и право, 1967 и др. Однако, разделяя в абсолюте отношения согласно Римской традиции цивильного civil law на публичное (public) и частные (edu), стоит отметить, что субъективная роль государства в общем случае не изменится, а лишь останется подвержена изменению согласно реализации принципов глобализационного интеграционного характера (процесса отношений). В таком случае исполнение гражданско-правового устройства общества, суверенного правового государства будет определено развитием системы бюджетного регулирования системы гражданско-правовых отношений, основанной (системы) на административном и конституционном, а в ряде случаев международным правом. Исполнение обязательственных отношений государства посредством доминирования-централизации (нормативной) ставит интересы государственного (общественного) характера под угрозу, выявляя соблазн иностранного элемента к активному вмешательству во внутренние дела государства и общества.
См. ГК РФ, Гл. 19.
«Суперкорпорацию», имеющую свое влияние не только на процессы посредством представления интересов участников, но и реализующую свои полномочия согласно «конституционным интересам» общества.
См. ГК РФ часть 4.
Согласно принципам, указанным в главе 1 параграфе 3 настоящей работы.
Такие циклы хорошо известны системным администраторам или модераторам любой интерактивной сети, работа которых представляет: исходя из субъективных суждений, определить категорию информации пользователя сети, в ряде случаев операции свести к автоматическому (алгоритмическому) представлению результатов (данных), их анализ. Отрасли народного хозяйства, представляющие собой совокупность производственных циклов, основанных при эксплуатации и использовании на нематериальных благах, которые должны включать в свой состав признанных авторов трудов, исследователей в областях научного создания коммуникационных сред взаимодействия субъектов гражданско-правовых отношений.
«МЕТОДЫ КРИТИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СМИ Ложкина А.И. Новизна исследования заключается в том, что автор впервые выявляет основные методы отражения и критики асоциальных...»
© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал),
Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013
www.sisp.nkras.ru
DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-22
УДК 159.9.072.5
МЕТОДЫ КРИТИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В СМИ
Ложкина А.И.
Новизна исследования заключается в том, что автор впервые выявляет
основные методы отражения и критики асоциальных явлений в журналистике.
Дается определение вводимому понятию «методы критического отражения».
Описываются возможности их применения. Предметом исследования являются методы репрезентации реальности в содержании периодических изданий. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о методах, характеру и способу отображения существующей объективной, социальной реальности в средствах массовой информации. Апробация данных производилась на примере материалов российской общественно-политической и деловой газеты "Известия" за три исторических периода. Предпринята попытка сравнить предложенные методы, отражающие асоциальные явления, которые происходили в обществе в разные периоды истории страны. Результаты данного исследования могут прояснить границ асоциальности журналистики и позиции в освещении асоциальных явлений.
Ключевые слова: методы; критическое отражение; общественное мнение; манипуляция сознанием; асоциальные явления.
© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru
THE METODS OF ASOCIAL PHENOMENA CRITICAL
REFLECTION IN MASS MEDIA
Lozhkina A.I.The novelty of the study is that the author first identifies the main methods of reflection and criticism of asocial phenomena in journalism. The introduced concept of “the methods of critical reflection” is identified." The features of method’s application are described. The subject of study is the method of representation of reality in the content of periodicals. The theoretical value of the study is to increase understanding of the methods, the nature and method of displaying the existing objective social reality in the media. Testing was performed on the data sample materials of the Russian socio-political and business newspaper "Izvestia" three historical periods. An attempt was made to compare the proposed methods, reflecting asocial phenomena that have occurred in society in different periods of history. The results of this study may clarify the boundaries of asociality of journalism and position in light of asocial phenomena.
Keywords: methods; critical reflection; public opinion; manipulation of social consciousness; asocial phenomena.
Введение СМИ играют немаловажную роль в жизни социума, отражая особенности социальных процессов, проблем и явлений, происходящих в нем. Одновременно с этим пресса внедряет в массовое сознание оценки сложившейся ситуации, которые формируют общественное мнение. В последние годы все острее звучит проблема ограничения некоторых методов в деятельности средств массовой информации, методов, позволяющих журналистам излишне увлекаться одними темами в ущерб другим. В своем арсенале журналистика имеют разнообразные © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru методы отражения социальной реальности. Мы будем рассматривать методы отражения асоциальных явлений в СМИ.
Методы критического отражения - это приемы, используемые (сознательно или бессознательно) авторами публикаций при отборе, обобщении и интерпретации фактов описываемой реальности, в зависимости от целей, стоящих перед ними. Это приемы, при помощи которых в тексте выражается оценка асоциальных явлений средствами художественной выразительности.
Материалы и методы Среди ученых нет единства в том, какие методы эмпирического уровня следует считать методами критического отражения асоциальных явлений, поэтому они сформулированы и конкретизированы автором работы самостоятельно. Основания к формулировке некоторых методов, их описанию и типологизации были взяты у таких исследователей, как В.П. Кохановский , Е.Е.
Пронина , Л.С. Салемгареева , М. Григорьев и А.А. Тертычный.
Для более детального и наглядного рассмотрения методов критического отражения асоциальных явлений средствами массовой информации мы проанализировали российскую газету «Известия» методом контент-анализа. Сопоставив печатные материалы, опубликованные за три периода существования издания: с января по декабрь 1975-го, с января по декабрь 1991 и 2009гг.
В своем исследовании мы рассматривали те асоциальные явления, которые были описаны нами ранее в магистерской диссертации «Публичная сфера асоциального:
методы критического отражения в средствах массовой информации (на примере газеты «Известия»)».
–  –  –
Агрессии. Метод эмоционального воздействия на аудиторию посредством концентрации фактов насилия (сцен стрельбы, убийств, крови и т.п.), доходящей до информационного садизма. Метод основан на принципе фрейдизма, объясняющем подсознательный комплекс Танатоса (инстинкт смерти), в соответствии с которым сильнее всего привлечь внимание и интерес аудитории может зрелище смерти. 18 сентября 2002 года во время «Круглого стола» на тему «Специфика освещения российскими СМИ кризисных ситуаций. Пропаганда насилия», участники обсуждения заявили, что "российские СМИ превратили действительность в сериал ужасов" .
Геббельса. Метод основанный на многократном повторении лжи для внедрения ее в массовое сознание в качестве непреложной истины. Этим же методом внушения пользуется и подавляющее большинство рекламных компаний многих бульварных газет.
Гедонический. Метод, в основе которого лежит удовольствие как высшая цель жизни (гедонизм – от латинского «наслаждение», «удовольствие») и осознанное отрицание ответственности, долга, запретов, идеалов . Функция гедонического текста – удовольствие, развлечение, десакрализация ценностей и глумливость. Гедонистический текст запускает драйв-мышление, которое впоследствии приводит духовную сферу индивида и общества в целом к состоянию изначального хаоса.
Метод усиления выразительности посредством Гиперболический.
явного и намеренного преувеличения. Применение гиперболы часто сочетается с такими стилистическими приёмами, как метафоры, сравнения и т.п.
Дедукции. Основывается на принципе процесса познания от общего к единичному. Характерной особенностью дедуктивного метода отражения реальности в журналистском тексте является то, что от истинных посылок автор идет не к вероятностному, а к истинному, достоверному заключению.
Дедуктивные умозаключения позволяют из уже имеющегося знания получать © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru новые истины с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п.
Игнорирования. Метод, в основе которого лежит строгий контроль информации. Журналист оставляет без внимания важные или значимые события и факты, он просто избегает ситуаций, способных вызвать реакцию аудитории.
Индукции. Основывается на принципе процесса познания от частного (опыта, фактов) к общему (к обобщению в выводах). Так как опыт по сути своей является неполным и поэтому бесконечным, то выводы, основанные на умозаключениях и интуиции, всегда имеют вероятностный (проблематичный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как эмпирические законы (опытные истины). Перенос частного факта в сферу общего. К примеру, рассказывая об убийстве студента, выражавшего антифашистские взгляды, автор публикации обвиняет во всем неонацистов (русских фашистов).
Утверждая это, он тем самым, вольно или невольно, свидетельствуют о существовании в стране организованного движения под названием «русский фашизм».
Коллажа. Данный метод основывается на применении технического приёма, используемого в изобразительном искусстве, при котором на подложку наклеиваются предметы и материалы, отличающиеся от основы по цвету и фактуре (коллаж от фр. Collage – наклеивание). Включая в публикацию разнородные материалы, автор достигает эффекта неожиданности, а также эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Критический. Данный метод построен на выявлении и осуждении негативных фактов и явлений жизни общества и является разновидностью публицистического жанра. Число критических статей резко увеличилось с © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru началом демократизации. Многие публикации, анализируя события прошлого, содержат резкие, зачастую охаивающие интонации.
Преуменьшения, литоты (от др.-греч. – простота, малость, умеренность).
Метод заведомого преуменьшения значения, величины или силы изображаемого события или явления. Автор публикации сопоставляет два разнородных явления на основании какого-либо общего признака, но этот признак представлен в явлении-средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении-объекте сопоставления.
– благожелательное и корректное отображение Лояльности происходящих событий, соблюдение (порой только внешнее, формальное) действующих законов, постановлений органов власти. Принципы лояльности:
не подвергать сомнению решения руководства страны, правящей партии;
не высмеивать, не отзываться уничижительно о политике и действиях первых лиц страны и госчиновников.
не распространять слухи и сплетни о правительстве и руководстве;
не обсуждать в публикациях внутреннее устройство правительства, их методы работы и т.д.
Метод маскировки применяется в журналистских материалах для того, чтобы ввести в заблуждение сторонников противоположного мнения по поводу реальных намерений автора публикации. Маскировка, несмотря на свою кажущуюся простоту, является важным инструментом журналиста. Факт использования данного метода в тексте удается далеко не всегда, т.к. его суть – утаивать истинные мотивы.
Мистификации. Метод, при котором автор публикации выдает за действительное событие, которого на самом деле не было, лжесобытие. На использовании данного метода построена работа бульварной прессы. К примеру, «свидетельства» о сатанистских оргиях и жестоких ритуалах с © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru кровавыми жертвоприношениями давно набили оскомину и ничего, кроме отвращения или гнева в адрес авторов подобных публикаций, не вызывают.
Мифологичности. Метод использования в публикациях разного рода домыслов и слухов, ориентирующийся, прежде всего, на иррациональную сторону человеческой психики: когда ищут не информации, а надежды; не фактов, а оценок; не логики, а исхода чувствам; не обоснованности, а панацеи от своих бед; не объективности, а поддержки и т. д. Характерной чертой мифологического текста является поэтизация. Мифологические тексты массовой коммуникации играют важную роль в поддержании системы духовных ценностей путем воспроизведения и обновления коллективных символов.
Нейтральности. Это метод отражения конфликта, не дающий каких-либо преимуществ ни одной из сторон конфликта. Данного метода придерживается в основном западная журналистика. По мнению Эрика Фихтелиуса, одного из самых известных и опытных репортеров Швеции, «журналист – не судья, облеченный полномочиями решать, кто прав, кто виноват, и не пророк, предрекающий простым смертным будущее» .
Профанации. Метод намеренного искажения фактов, опошления какихлибо идей, «осквернение святыни». Считается, что профанация – это естественный процесс, связанный с особенностями человеческой психики.
Самым ярким примером профанации XX века стала предложенная В.И.
Лениным идея создания социалистического государства, которую в ходе истории неоднократно интерпретировали правящие структуры, в зависимости от политических тенденций.
Метод правдивого, объективного отражения Реалистический.
социальной действительности и личности человека в его нерасторжимом единстве с общественными отношениями, располагающий необычайным многообразием способов подхода к действительности, способов обобщения, стилистических форм и приёмов.
© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru Метод восстановления картины произошедшего Реконструкции.
события, действия, явления. Данный метод применяется при подготовке материалов как информационных, так и аналитических и художественнопублицистических жанров. При этом следует иметь в виду, что реконструкция предполагает перестраивание, новую организацию, реставрацию отображаемых событий в зависимости от целей авторов публикации . Журналистская реконструкция может быть оперативной, используемой для восстановления картины актуальных событий, и исторической, применяемой для изображения и анализа событий, ставших фактами истории.
Сатирический. Метод обличения асоциальных явлений посредством различных комических средств: пародии, иронии, сарказма, гротеска, аллегории, гиперболы и др. В сатирических публикациях высмеиваются явления жизни, представляющиеся автору порочными: индивидуальные или социальные сумасбродства и злоупотребления. Современная публицистика пользуется такими приемами обличения, как инвектива, пародия и др. К примеру, в резюме гардеробщика, ищущего работу в консерватории, значится "менеджмент в области учета и хранения материальных ценностей в сфере шоу-бизнеса", а уборщицы – "менеджер по освобождению офиса от добровольного отчуждения собственности". В сатирических публикациях широко используется юмор с целью «разбавления» прямой критики, и придания ей большей привлекательности.
Известинцы Р. Арифджанов и С. Мостовщиков трансформировали жанр фельетона в некий симбиоз журналистского расследования, репортажа, сатирического рассказа и пародии. Однако эти произведения не утрачивают фельетонной направленности, так как не теряют жанровых признаков классического фельетона - основаны на строгой фактической основе, с авторским подтекстом, в них наличествует ассоциативная тема, образы, картинки, используются сатирическое заострение темы и лирикоюмористическая интонация, присутствуют конкретные выводы .
© Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru Убеждения. Метод предполагает использование внушения. Автор публикации убеждает аудиторию в собственной компетентности, входя в доверие к ней, становясь своего рода альтер-эго аудитории. С этой целью читатель или зритель вводится в так называемое суггестивное состояние (реактивное поведение – поведение озадаченной толпы), при котором читатель, слушатель, зритель принимает на веру все, что ему преподносится, не требуя доказательств. На основе внушения построены все религии: «Не надо думать, надо верить». В убеждающем тексте предупреждения звучат свыше, как мнение наставника.
Устрашения. Метод «страшилок», при котором аудитория оказывается перед выбором меньшего из двух зол. Живописный рассказ об ужасах большего зла заставляет воспринимать меньшее почти как добро. Скажем, апеллирование некоторых СМИ к истории Третьего рейха (хотя, естественно, никакого отношения та история к нынешней ситуации в России и в мире не имеет).
Метод фрагментации заключается в делении потока информации на не связанные друг с другом отдельные фрагменты, вследствие чего потребители информации становятся не в состоянии сформировать правильную и полноценную картину мира или хотя бы выделить основную мысль, сосредоточиться на чем-то одном.
Обсуждение результатов Представленные методы используются журналистами, исходя из собственных убеждений и настроения, темы публикации, ситуации, имеющихся фактов, выбранного жанра.
В результате исследования можно сделать следующие выводы:
Во-первых, посредством коммуникации с использованием специфических методов критического отражения действительности средствами массовой информации создается общественное мнение и формируется общественное сознание, то есть осуществляется манипуляция массовым сознанием как внутри © Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), Modern Research of Social Problems, №4(24), 2013 www.sisp.nkras.ru государства, так и за его пределами. Все зависит от того, кто фактически определяет информационный контент.
Во-вторых, существует целый ряд специфический методов отражения асоциальных явлений посредством СМИ, наиболее часто используемые среди которых – убеждения, воздействия, устрашения, замалчивания фактов, фрагментации, мистификации, критический, метод коллажа, индукции и дедукции. В рамках одной публикации может использоваться несколько методов.
В-третьих, индивидуум располагает определенным пространством для независимого формирования своего мнения относительно окружающей его действительности – собственной культурой.
Заключение В современных средствах массовой информации количество материалов асоциальной направленности резко увеличилось, при этом методы, применяемые для освещения асоциальных явлений, не способствуют объективной и адекватной оценке их в социуме. Большую роль в характере и способах отображения существующей объективной реальности играет специфика издания, состав авторского коллектива и его руководство.
–  –  –
5. Матвейчев И. О пресловутых «грязных» методах и не только // ПолитТех:сайт, 2011. URL: http://polittech.org/2011/04/07/о-пресловутыхгрязных»-методах-и-не-т/ (дата обращения: 14.02.2013).
6. Подлесова И. Журналистов поучили правильно писать // Известия.
2002. №169. URL: http://main.izvestia.ru/community/article24070/ (дата обращения: 10.12.2012).
7. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: КДУ. 2006.
8. Салемгареева Л.С. СМИ и общественное сознание: влияние, проблемы, технологии манипулирования // Вестник электронных и печатных СМИ.
2007. №2. URL:http://vestnik.ipk.ru/vip_2_salem.html/ (дата обращения:
9. Тертычный А.А. Для журналиста. Что такое реконструкция // Журналист. 2004. №4. С. 77-79
10. Фихтелиус Э. Десять заповедей журналистики. Мультипортал Юнпресс: Стокгольм, Швеция,. 1999. URL:
http://www.journ.bsu.by/index.php?option=com_remository&Itemid=108&func=do wnload&id=530&chk=c87bfe3ffc5dd611b1f8fd808115ba05&no_html=1&fname=Fi chtelius_10_zapovedej.pdf/ (дата обращения: 30.01.2013).
–  –  – оповiдi 3 2013 НАЦIОНАЛЬНОЇ АКАДЕМIЇ НАУК УКРАЇНИ МЕХАНIКА УДК 551.466.6:532.529.2 Я. В. Загуменный, Ю. Д. Чашечкин УДК 615.8 ББК 75.6 А83 Армстронг Линда А83 "Око возрождения" для современной женщины / Перев. с англ. - М.: ООО Издательство "София", 2013. - 160 с. ISBN 978-5-399-00483-9 Каждый, кто интересуется вопросами здоровья и долголетия, наверняка слышал о пяти чудесных упражнениях, при помощи которых ти...»
«УДК 378. 4 БАРЬЕРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВУЗОВ В.В. Фещенко В статье дается определение понятия "барьер инновационного развития вуза", рассматриваются причины его возникновения, выявляются основные виды инновационных барьеров. Успешное развитие инновационной деятельности вуза будет эффективнее, если своевреме...»
«nginx/1.2.1 Вариант № 32416 1. B 1. Мальчики играли в шпионов и закодировали сообщение придуманным шифром. В сообщении присут ст вуют т олько буквы из приведённого фрагмент а кодовой т аблицы: А Б В Г Д Е Ж Определит е, сколько букв содержит сообщ...»
2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - различные документы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.