Качество - это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является. Количество определяет размеры, величину этого качества. Качество традиционно раскрывается через описание признаков, а количество отождествляется с мерой, числом. Анализируя качество, исследователь определяет, к какому классу уже известных явлений принадлежит данное и в чем его специфика, затем устанавливает причинно-следственные зависимости между явлениями. Задача количественного анализа сводится к измерению и счету выявленных свойств. Разрешая ее, ищут ответ на вопрос, какая мера качества входит в установленную меру. Дополняя качественные представления о своем предмете формализованными обобщениями, педагогическая теория приобретает необходимую строгость и устойчивость.
Необходимо различать два основных направления в использовании количественных методов в педагогике: первое - для обработки результатов наблюдений и экспериментов, второе - для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Методы первого направления:
- регистрация - выявление определенного качества у явлений данного класса и подсчет количества по наличию или отсутствию данного качества (например, количество успевающих и неуспевающих учеников);
- ранжирование - расположение собранных данных в определенной последовательности (убывания или нарастания зафиксированных показателей), определение места в этом ряду изучаемых объектов (например, составление списка учеников в зависимости от числа пропущенных занятий и т. п.);
- шкалирование - присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам, чем достигается большая определенность. Известны четыре основных градации измерительных шкал: шкалы наименований (или номинальные); шкалы порядка (или ранговые); интервальные шкалы; шкалы отношений.
Шкалы наименований - самые «слабые», числа и другие обозначения в них используются чисто символически. Их единственная математическая характеристика - принадлежность: принадлежит ли исследуемый объект к данному классу или нет. Примерами номинальных шкал можно считать классификации по различным признакам - список специальностей, перечисление характеристик обучаемых, наименования причин неуспеваемости и т. д.
В порядковых (ранговых) шкалах устанавливается порядок следования, отношения «больше» и «меньше», общая иерархия. Примерами их применения служит ранжирование типа «выше ростом», «больше пятерок», «меньше пропусков» и т. д.
«Сильные» шкалы - интервальная и шкала отношений - обладают всеми положительными качествами «слабых» шкал, но при этом интервальная шкала предусматривает определенные расстояния между отдельными (двумя любыми) числами на шкале, а в шкале отношений, кроме того, определена еще и нулевая точка (точка отсчета). Шкалы термометров, вольтметров, конечно, «сильные».
Все более мощным преобразующим средством педагогических исследований становится моделирование . Научная модель - это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об объекте. Моделирование успешно применяется для решения важных задач оптимизации структуры учебного материала, улучшения планирования учебного процесса, управления познавательной деятельностью и учебно-воспитательным процессом, диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.
Моделирование - сложный и противоречивый метод. По существу он служит трем полезным целям: эвристической - для классификации, обозначения, нахождения новых законов, построения новых теорий и интерпретации полученных данных; вычислительной - для решения вычислительных проблем с помощью моделей; экспериментальной - для решения проблемы эмпирической проверки (верификации) гипотезы с помощью оперирования с теми или иными моделями.
Обработка данных направлена на решение следующих задач:
1) упорядочивание исходного материала, преобразование множества данных в целостную систему сведений, на основе которой возможно дальнейшее описание и объяснение изучаемых объекта и предмета;
2) обнаружение и ликвидация ошибок, недочетов, пробелов в сведениях;
3) выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей;
4) обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса;
5) выяснение уровня достоверности, надежности и точности собранных данных и получение на их базе научно обоснованных результатов.
Обработка данных имеет количественный и качественный аспекты. Количественная обработка есть манипуляция с измеренными характеристиками изучаемого объекта (объектов), с его «объективизированными» во внешнем проявлении свойствами. Качественная обработка - это способ предварительного проникновения в сущность объекта путем выявления его неизмеряемых свойств на базе количественных данных.
Количественная обработка направлена в основном на формальное, внешнее изучение объекта, качественная - преимущественно на содержательное, внутреннее его изучение. В количественном исследовании доминирует аналитическая составляющая познания, что отражено и в названиях количественных методов обработки эмпирического материала, которые содержат категорию «анализ»: корреляционный анализ, факторный анализ и т. д. Основным итогом количественной обработки является упорядоченная совокупность «внешних» показателей объекта (объектов). Реализуется количественная обработка с помощью математико-статистических методов.
3. В чем смысл проведения оценки достоверности различия показателей испытуемых?
Литература
1. Куликов Л. В. Психологическое исследование. - СПб., 2001.2. Никандров В. В. Неэмпирические методы психологии. - СПб., 2003.
3. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных. - М., 1989.
4. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 1996.
5. Тютюнник В. И. Основы психологических исследований. - М., 2002.
6-й этап фокус-группы посвящен качественной обработке и интерпретации данных. Обработка данных фокус-группы (предварительно составленной стенограммы) проводится в соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования, которая нашла отражение в поставленных вопросах. Возможно использование следующих стратегий анализа.
Стратегия А
Сначала анализируются имеющиеся ответы по каждому из вопросов, а после сравниваются выводы по отдельным вопросам.
Стратегия Б
По результатам первого (возможно, неполного) знакомства со стенограммой формируются определенные предположения, затем во всем тексте стенограммы фиксируются высказывания, подтверждающие или опровергающие данное предположение.
Возможны и иные стратегии анализа, выбор которых зависит от поставленных задач, опытности и научной интуиции исследователя. Необходимо отметить, что при анализе данных фокус-группы возможно применение не только качественного, но и количественного подходов. При работе со значительным по объему материалом стенограммы имеется возможность использования качественноколичественного метода анализа документов - контент-анализа. Условия его проведения описаны в 3-й главе пособия.
Примером использования качественного контент-анализа или категоризации данных фокус-группы может послужить исследование, проведенное студентами факультета психологии весной 2005 г. Исследование было посвящено изучению представлений о нравственности среди студентов младших курсов факультета психологии. В качестве основной гипотезы выступало предположение о том, что нравственность - категория личная, индивидуально сформулированная.
Разработанный топик-гайд включал следующие вопросы.
- 1. Как вы понимаете нравственность? Что для вас нравственность?
- 2. Приведите, пожалуйста, какой-нибудь пример из жизни, где проявляегся нравственность?
- 3. Сравните понятия «нравственность» и «совесть»: чем отличаются, что общего?
- 4. Какую роль играют для вас родители при формировании представлений о нравственности?
- 5. Считаете ли вы себя нравственным человеком?
- 6. Как вы относитесь к аборту?
При контент-анализе данных стенограммы фокус-группы в качестве категории анализа выступало «определение нравственности». Анализ стенограммы позволил выявить такие подкатегории, как «индивидуальные факторы определения нравственности» (индикаторы категории: «сам сформулировал, составил, определил», «для меня», «я следую» т. п.) и «общественные факторы определения нравственности» (индикаторы: «общие», «общественные», «общепринятые», «для всех» и т. п.).
В результате выявлено, что хотя участники обсуждения уделяют большое значение мнению родителей при формировании представлений о нравственности, все же «нравственность» для них - это, прежде всего, индивидуальная категория. Правила поведения студенты определяют для себя самостоятельно, оценивая свою нравственность в соответствии с индивидуально сформулированными представлениями о нравственности. Полученные результаты имеют значение для анализа отношения современной молодежи к проблеме нравственности, а также для изучения динамики представлений о нравственном поведении.
Использование контент-анализа на заключительном этапе фокус-группового исследования позволяет формализовать полученные данные, облегчить процесс их обработки. Контент-анализ позволяет выявить степень выраженности той или иной позиции среди участников обсуждения. Однако следует помнить о том, что значительное количество высказываний в пользу одной из позиций не всегда отражает действительную представленность данного мнения в изучаемой группе. Рассматривая возможности применив контент-анализа при обработке данных фокус-группы С. А. Белановский приводит пример исследования Д. Моргана и М. Спениша, посвященного изучению факторов риска сердечных приступов . По данным авторов, наиболее часто упоминаемыми причинами приступов были стресс, курение, малоподвижный образ жизни. Правомерность вывода о значении данных факторов подвергается сомнению в силу того, что именно данные факторы упоминаются при разъяснительной работе врачей с пациентами. Поэтому при анализе данных обсуждения необходимо выявление не только наиболее распространенных выоказываний, но единичных. Анализ таких уникальных представлений может помочь при критической оценке изучаемых представлений.
Классификации – это распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков. Сведение в классы может производиться как по наличию обобщающего признака, так и по его отсутствию.
Типологизация – группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. В основе такой группировки лежит понимание типа как единицы расчленения изучаемой реальности и конкретной идеальной модели объектов действительности. В результате проведения типологизации получают типологию , т.е. совокупность типов . Существует два принципиальных подхода к пониманию и описанию типа: 1) тип как среднее (предельно обобщенное); 2) тип как крайнее (предельно своеобразное).
Систематизация – это упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов. Такое структурирование элементов внутри систем разных уровней (объектов в классах, классов в их множестве и т.д.) и сопряжение этих систем с другими одноуровневыми системами, что позволяет получать системы более высокого уровня организации и обобщенности. На практике это позволяет получить многоуровневые классификации.
Периодизация – хронологическое упорядочивание существования изучаемого объекта (явления). Заключается в разделении жизненного цикла объекта на существенное этапы (периоды).
Интерпретация данных.
Анализ и описание полученных результатов осуществляется в рамках таких подходов как генетический, структурный, функциональный, комплексный, системный.
Генетический метод – это способ исследования и объяснения явлений, основанный на анализе их развития, как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель метода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим.
Структурный метод – направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выявление внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними. В итоге получается система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.
Обычно при структурном подходе не акцентируется соотношение в объекте частей и целого, а также динамика выявленных структур.
Функциональный метод – ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений). Неоднозначность трактовки в науке понятия «функция» затрудняет определение данного подхода, а также идентификацию с ним тех или иных направлений психологических исследований. Вместе с тем функцию можно определить как проявление свойств объектов в определенной системе отношений, а свойства есть проявление качества объекта при его взаимодействии с другими объектами.
Таким образом, функциональный подход акцентирует внимание на связях изучаемого объекта со средой. Он исходит из принципа саморегуляции и поддержания равновесия объектов действительности (в том числе психики и ее носителей).
Комплексный метод представляет собой направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. компоненты могут быть относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, характеризующими изучаемый объект в разных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта с позиции разных наук, т.е. организацию междисциплинарного исследования.
Системный метод – это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему. Система представляет собой некоторую целостность, взаимодействующую с окружающей средой и состоящую из множества элементов, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях. Организация этих связей между элементами называется структурой. Элемент – это мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства в пределах данной системы.
Свойства элементов определяются их положением в структуре и, в свою очередь, определяют свойства системы. Но свойства системы не сводятся к сумме свойств элементов. Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более высокого уровня организации, которые во взаимодействии с другими системами могут представать как ее функции. Любая система может рассматриваться, с одной стороны, как объединение более простых (мелких) подсистем со своими свойствами и функциями, а с ругой стороны, как подсистема более сложной системы.
Системные исследования осуществляются с помощью системных анализа и синтеза. В процесса анализа система выделяется из среды, определяются ее состав, структура, функции, интегральные характеристики и свойства, системообразующие факторы, взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, определяется полнота ее состава и структур, закономерности ее развития и поведения.
Описание объектов как систем, т.е. системные описания, выполняют те же функции, что и любые другие научные описания: объяснительную и прогнозирующую, а кроме того, выполняют функцию интеграции знаний об объектах.
Классификация l l l это распределение множества объектов по группам (классам) в зависимости от их общих признаков Результат: совокупность классов, которую, как и сам процесс группировки, называют классификацией. Классификация бывает: А) естественная – на основе существенного признака (например, предметный каталог в библиотеке, интровертированность – экстравертированность) Б) искусственная – на основе несущественного для самих объектов признака (например, алфавитный каталог)
Психологические портреты работников с различным уровнем ПС Параметры сравнения Работник с высоким уровнем профессионального стресса Работник с низким уровнем профессионального стресса Уровень невротизации высокий низкий Уровень напряжения и переутомления высокий низкий Способность ориентации во времени ориентируется лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути живет настоящим, т. е. переживает настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни» ; ощущает неразрывность прошлого, настоящего и будущего, воспринимает мир целостно Зависимость от внешних обстоятельств высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности («извне направляемая» личность), внешний локус контроля относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами; свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность) Уровень самоактуализации низкий высокий Способность к установлению контактов Низкий уровень субъект-субъектного взаимодействия способен к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми
Типологизация l l l это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков. Результат: типология как совокупность типов (типы темперамента, типы личности и т. д.) В психологической науке известны четыре вида типологий: 1) конституциональные (типологии Э. Кречмера и У. Шелдона); 2) психологические (типологии К. Юнга, К. Леонгарда, А. Е. Личко, Г. Шмишека, Г. Айзенка); 3) социальные (типы руководства и лидерства); 4) астропсихологические (гороскопы).
Особенности характеристик ценностно смысловой сферы личности студентов с разным типом отношения к профессии II тип IV тип Более или менее адекватные представления, считается престижной Занижены (непрестижная, не способна удовлетворить важные жизненные потребности) I тип Представления о профессии Завышены (весьма престижна, способна удовлетворить важные жизненные потребности) Занижены Доминирующие ценности Компетентность, творчество, стабильность, служение, карьерный рост Уважение, признание, творчество, стабильность работы, менеджмент, польза для общества Высокая заработная плата, автономия, служение, интеграция всех стилей жизни Самостоятельность, менеджмент, независимость, предпринимательство, высокая заработная плата. Отношение к учебе в вузе Положительное, повышенный интерес к предметам специализации. Достаточно нейтральное Интерес ко всем вузовским предметам Неудовлетворенность процессом обучения, наименьший интерес представляют дисциплины специализации Степень включенности профессии в СЖ контекст Высокая Средняя Достаточно высокая Низкая Удовлетворенность некоторыми сторонами собственной жизни Неудовлетворенность различными сторонами собственной жизни Особенности самооценки Удовлетворенность различными сторонами собственной жизни Удовлетворенность некоторыми сторонами собственной жизни Профессиональные планы Связаны с получаемой профессией или близкие к ней, имеются намерения продолжить обучение в аспирантуре или магистратуре Отдаленно связаны с получаемой профессией, нацеленность на получение второго высшего образования, напрямую не связанного с первым Связаны с получаемой профессией или близкие к ней Не связаны с получаемой профессией Особенности жизненной перспективы Оптимистичная Менее оптимистична Достаточно оптимистическая Менее оптимистична
Отличие классификации от типологизации l l Класс- это некоторое множество сходных реальных объектов. Тип - это идеальный образец, на который в той или иной степени похожи реальные объекты.
Систематизация l это упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множества классов с другими множествами классов. Это структурирование элементов внутри систем разных уровней (объектов в классах, классов в их множестве и т. д.) и сопряжение этих систем с другими одноуровневыми системами, что позволяет получать системы более высокого уровня организации и обобщенности. l На практике систематизация выливается в многоуровневую классификацию. Примеры: систематики растительного и животного мира; систематика наук (в частности, наук о человеке); систематика психологических методов; систематика психических процессов; систематика свойств личности; систематика психических состояний.
Периодизация l l l это хронологическое упорядочивание существо вания изучаемого объекта (явления). Суть: разделение жизненного цикла объекта на существенные этапы (периоды). Каждый этап обычно соответствует значительным изменениям (количественным или качественным) в объекте, что можно соотнести с философской категорией «скачок» . Примеры периодизации в психологии: периодизация онтогенеза человека; этапы социализации личности; этапы и фазы развития группы (групповая динамика) и др.
Периодизация психического развития по В. И. Слободчикову Ступени развития субъектности Период становления событийности Период становления самобытности Кризисы рождения Стадии принятия Кризисы развития Младенчество 6 - 12 мес I. Оживление Родовой кризис -2 мес - +3 недели Новорожденность 0, 5 - 4, 0 мес Кризис новорожденности 3, 5 - 7 мес Младенчество 6 - 12 мес II. Одушевление Кризис младенчества 11 - 18 мес Раннее детство 1, 5 - 3, 0 года Кризис раннего детства 2, 5 - 3, 5 года Дошкольное детство 3 года - 6, 5 лет III. Персонализация Кризис детства 5, 5 - 7, 5 лет Отрочество 6, 5 - 11, 5 лет Кризис отрочества 11 - 14 лет Юность 13 - 18 лет IV. Индивидуализация Кризис юности 17 - 21 год Молодость 19 - 28 лет Кризис молодости 27 - 33 года Взрослость 32 - 42 года V. Универсализация Кризис взрослости 39 - 45 лет Зрелость 44 - 60 лет Кризис зрелости 55 - 65 лет Старость 62- Кризис индивидуальной жизни
Психологическая казуистика l l это описание и анализ как наиболее типичных, так и исключительных для исследуемой реальности случаев дифференциальной и практической психологии. Пример: метод инцидентов в профессиографии.