» » Родной язык. Имеет ли ребенок право получить образование на родном языке? Образование на родном языке в рф

Родной язык. Имеет ли ребенок право получить образование на родном языке? Образование на родном языке в рф

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права РГПУ имени А.И. Герцена

Аннотация:

В статье рассматриваются вопросы законодательного оформления права на получение образования на родном языке в Российской Федерации.

Ключевые слова:

закон, родной язык, право на образование.

Вопрос о государственных гарантиях получения образования на родном языке для России, как многонационального государства, является весьма значимым. Школы, где преподавание велось на национальном (родном) языке, появились в России в XVIII веке . В 1918 году они стали называться национальными школами. После 40-х годов прошлого века весь начальный блок в таких школах преподавался на родном языке, средний - на двуязычной основе, старший - на русском языке. Постановлением Наркомпроса «О школах национальных меньшинств» (31 октября 1918г.) в качестве базового был определен принцип – право всех народов на организацию обучения на родном языке. Это распространялось как на единую трудовую школу всех ступеней, так и на высшие учебные заведения страны. В Советском Союзе русский язык рассматривался как язык межнационального общения и не имел статуса государственного.

Язык образования является важным элементом образовательной деятельности, а также элементом государственной политики с учетом многонационального состава населения страны. Кроме того, международно-правовые стандарты требуют реализации права пользования родным языком. В современном мире дискриминация по отношению к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам рассматривается как проявление нетерпимости наравне с актами насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации, дискриминацией по отношению к беженцам, рабочим-мигрантам, иммигрантам и социально наименее защищенным группам в обществах . Позитивный опыт реализации права на получение основного общего образования на родном языке в Российской Федерации имеет значение и для дальнейшего развития сотрудничества в этой области в рамках СНГ .

Образование – ключевая сфера, которая имеет непосредственное отношение к развитию и функционированию языка . Одной из гарантий права на пользование родным языком выступает возможность получения образования на родном языке , ибо без возможности изучить родной язык нет необходимости следующим поколениям пользоваться им вне сфер межличностного неофициального общения. Обучение на родном языке напрямую связано с формами реализации права на пользование родным языком. Хотя, естественно, реализация данного права не должна отрицательно влиять на изучение государственного языка. Как справедливо отмечает Д.А. Пашенцев, «ложное понимание прав человека, граничащее с возведением их в абсолют, неизбежно оборачивается нарушением этих самых прав» .

Государственная политика России в отношении малочисленных народов на протяжении веков носила патерналистский характер, и только с конца 80-х гг. начался поворот к вовлечению самих представителей указанных народов в процесс самоуправления и саморазвития и был провозглашен принцип диалога . В конце 80-х гг. прошлого столетия в СССР произошел мощный всплеск развития языкового законодательства, направленного на гарантию права на пользование родным языком. Своеобразной «кодификацией» этого блока законодательства стал закон СССР от 24 апреля 1990 г. «О языках народов СССР», в котором шла речь о создании дошкольных и средних общеобразовательных учреждений с воспитанием и обучением на языках народов СССР, организации в различных типах учебных заведений классов, групп, потоков обучения на родном языке.

В настоящее время, признавая и гарантируя своим гражданам право на сохранение и развитие их самобытной культуры и национального (родного) языка, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, Российская Федерация создает реальные предпосылки для построения правового государства .

1 марта 1998 г. вступила в силу Европейская Хартия региональных языков и языков меньшинств (принята в Страсбурге 5 ноября 1992 г.). Признавая региональные языки и языки меньшинств средством выражения культурного достояния народов, Хартия устанавливает ряд обязанностей государств по развитию региональных языков или языков меньшинств для сохранения этих языков. В первой статье Хартии изложены два определения понятий «региональные языки и языки меньшинств». Такими языками названы языки, которые традиционно используются на данной территории государства, представляющие собой группу, численно меньшую, чем остальное население государства. Региональные языки не включают в себя ни диалекты государственного языка (языков), ни языки мигрантов.

В статье 8 Хартии рассматриваются вопросы об обязательствах сторон в отношении образования. Стороны должны предусмотреть возможность дошкольного и начального образования или его значительной части на соответствующих региональных языках или языках меньшинств, а также обеспечить в рамках начального образования включение в расписание в качестве составной части программы изучение соответствующих региональных языков или языков меньшинств. Эти же обязанности выдвигаются Хартией и в отношении среднего, профессионально-технического, университетского образования. Меры по обеспечению этих возможностей должны применяться, по меньшей мере, к учащимся из тех семей, которые этого пожелают, и число которых будет сочтено достаточным. В статье также говорится о необходимости организации курсов по изучению региональных языков или языков меньшинств для взрослых, а также о необходимости обеспечить первоначальную и постоянную профессиональную подготовку преподавателей этих языков. Особо отмечено, что в области образования обязательства сторон осуществляются с учетом статуса каждого из этих языков, а также без ущерба для преподавания официального языка или языков государства.

Россия присоединилась к Хартии и взяла на себя определенные обязательства, но не ратифицировала ее. Проблемы с ратификацией Хартии для России связаны с необходимостью широкого общественного обсуждения этого вопроса; финансового обеспечения (в соответствии с Хартией должен быть задействован не только федеральный бюджет, но и бюджеты субъектов Российской Федерации и местных органов власти); необходимостью выделения не менее 160 региональных языков и языков национальных меньшинств. Это весьма трудновыполнимые обязательства. Такого разнообразия языковых групп нет ни в одной стране Европы (в России - более 230 языков). Ратификация Хартии Россией потребует от нее беспрецедентного уровня ответственности и, не в последнюю очередь, огромных экономических затрат .

В Рамочной Конвенции о защите национальных меньшинств (принята 01.02.1995 г.), ратифицированной Россией 21.08.1998 г., в статье 14 говорится о том, что стороны обязуются признавать за любым лицом, принадлежащим к национальному меньшинству, право изучать язык своего меньшинcтва. Это увязывается с районами традиционного проживания меньшинств, их численностью, выраженной потребностью, потенциалом образовательных систем и недопустимостью ущерба для изучения официального языка или преподавания на нем.

Положения о праве на родной язык, его использование закреплены в Конституции Российской Федерации (ч.2 ст.19, ч.2 ст.26, ч.2 ст. 29, ст. 68). Государственным языком Российской Федерации на всей её территории в соответствии со статьей 68 Конституции является русский язык. Республики в составе страны вправе устанавливать свои государственные языки. Так, в Дагестане проживают представители почти 40 национальностей, существует 14 государственных языков. Преподавание в школах ведется на 14 языках, начальная школа - на родном языке, дальше обучение идет на русском языке .

Закон Российской Федерации «О национально-культурной автономии» 1996 г. предоставляет целый ряд прав в образовательной сфере. В соответствии с этим законом могут образовываться негосударственные дошкольные, общеобразовательные, высшие учебные заведения с обучением на родном языке. Предложения о создании классов, учебных групп в государственных, муниципальных учебных заведениях с обучением на родном языке, либо с углубленным изучением родного языка, истории и культуры на основании этого закона можно вносить в федеральные органы власти и управления, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. К сожалению, в действительности практически отсутствуют механизмы, позволяющие лицам, принадлежавшим к особым этническим группам, получить образование на родном языке в рамках национально-культурной автономии.

Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. №1807-1 с изменениями от 2 июля 2013 г. гарантирует право на получение основного общего образования на родном языке и выбор языка обучения в пределах возможной системы образования, а также с учетом того, что право выбора образовательного учреждения с тем или иным языком воспитания и обучения принадлежит родителям или лицам, их заменяющим; язык, на котором ведется воспитание и обучение в образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. Но русский язык как государственный язык России изучается в обязательном порядке в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ в части 2 статьи 5; ч.1, 3, 4 статьи 14 как и прежде закрепляет гарантии получения образования на государственном языке Российской Федерации. Кроме того, сохраняется право граждан на выбор языка воспитания и обучения в той мере, в какой это допускает система образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом от 01.06. 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке РФ» государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Соответственно образовательные программы различного уровня и направленности осуществляются в соответствии с государственными стандартами. Федеративное устройство страны предоставляет автономию национальным республикам в части решения вопроса об изучении и преподавании на территории республики государственного языка республики, т.е. национального языка. При этом должен соблюдаться баланс федеральных и национальных интересов. Поэтому изучение национального языка должно осуществляться не в ущерб государственному языку Российской Федерации, т.е. русскому языку.

Как и ранее за гражданами сохраняется право выбора на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке, что соответствует положениям статьи 10 Федерального Закона от 17.07.1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии». Выбор воспитательно-образовательной организации с тем или иным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям и лицам, их заменяющим. Степень реализации данного права поставлена в зависимость от возможностей системы образования (в том числе, от наличия в населенном пункте образовательной организации, обучающей на родном языке). При отсутствии такой образовательной организации, она может быть создана при соблюдении организационных условий (наличие педагогов родного языка, учебной литературы на родном языке, числа желающих обучаться и др.)

В ч.5 статьи 18 закона «Об образовании в Российской Федерации» идет речь о том, что Федеральный перечень учебников, рекомендованный к использованию, включает, в том числе, учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке.

Язык (языки) реализации образовательных программ определяются непосредственно образовательной организацией и закрепляются в локальных нормативно-правовых актах с учетом требований действующего образовательного законодательства.

Право на родной язык по смыслу законодательства включает: право на сохранение своего языка (свободное устное и письменное использование); создание при содействии государства своей письменности на родном языке; право на изучение родного языка (учебные заведения на родном языке); право на развитие родного языка (издание книг, СМИ на родном языке и др.) На этом основании, как справедливо отмечает В.А. Кряжков , можно сделать вывод о том, что право народов на родной язык, его сохранение и развитие – это вопрос, который находится в зоне ответственности как самих этнических сообществ, так и государства. Выбор какого-либо языка в качестве родного не должен становиться поводом для дискриминации лица по указанному признаку (ч.2 статьи 19 Конституции Российской Федерации). Государство не вправе устанавливать запреты на пользование родным языком.

В современных российских школах из более чем 239 языков и диалектов изучается 89 языков. Из них на 39 ведется обучение. В России больше всего школ с родным языком в Татарстане, Башкортостане, Якутии, Тыве. Число школ, где идет преподавание на родном языке, постоянно растет, и в основном за счет роста таких школ в городах. Для разработки методик преподавания русского и родного (национального) языков в школах с обучением на родном языке в СССР в 1948 году был создан НИИ национальных школ, позднее реформированный в Центр национальных проблем образования в Федеральном институте развития образования (ФИРО). В этой связи заслуживает внимания исторический опыт педагогического университета имени А.И. Герцена, в котором на отделении национальных меньшинств в 20-30е годы ХХ века осуществлялась подготовка учителей для финских, эстонских, латышских школ. В настоящее время в университете осуществляется подготовка учителей для школ народов Севера. В Ленинградской области, наряду с изучением финского языка, в начальной школе изучается как предмет вепсский язык.

В настоящее время в реализации права на получение основного общего образования на родном языке существуют проблемы, связанные с тем, что социализация ребенка в городах идет, как правило, в сфере русского языка, потребность в родном языке уменьшается, появляется нежелание изучать родной язык (но это не означает, что со сменой языка происходит смена национальной идентичности). Сказывается нехватка современных учебников родного языка, педагогических кадров – учителей родного языка, недостаточное финансирование. Тем не менее, федеральное законодательство в сфере прав граждан на свободный выбор языка обучения в целом соответствует взятым Российской Федерацией международным обязательствам и создает надлежащую правовую основу для реализации этого права. Сохранение национальных языков, защита языковых прав личности и народов является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации как и любого иного демократического государства.

Литература:

Березко В.Э. Как представляют свои перспективы в сфере управленческой деятельности сегодняшние студенты... // Право и управление. XXI век. 2013. № 2 (27).
Галушкин А.А. Организационно-правовые основы регламентации правового статуса российских граждан в национальном законодательстве стран СНГ // Правовая инициатива. 2013. № 3.
Галушкин А.А. Организация нормативного регулирования вопросов гражданства в двусторонних договорах РФ и многосторонних договорах СНГ // Правовая инициатива. 2013. № 2.
Галушкин А.А. Получение образования в Российской Федерации как основание получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 4.
Дорская А.А. Международно-правовые аспекты формирования толерантности педагогов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 1.
Дорская А.А. «Международно-правовые стандарты и российское законодательство о праве на сохранение языка и культуры (на примере коренных народов Севера). Международно-правовые механизмы защиты прав человека». Сборник научных статей, посвященный 60-летию Всеобщей декларации прав человека // СПб., 2008.
Енгибарян Р.В. Качественное образование - главное условие динамичного развития общества и его конкурентности // Право и управление. XXI век. 2013. № 4 (29).
Кряжков В.А. Право на родной язык (на примере малочисленных народов Севера) // Российский юридический журнал. 2007. № 1.
Мустафина Д.Н. К вопросу подготовки ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств в Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. №14(229). Политические науки. Востоковедение. Вып. 10.
Пашенцев Д.А. Несколько тезисов о правах человека // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2011. № 1.
Пашенцев Д.А. Юридическое образование как фактор формирования правовой системы России // Образование и право. 2011. № 3.

Статья 14 . Язык образования

1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами , образовательными стандартами.

3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.

1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

4. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.

Статья 14. Язык образования

  • проверено сегодня
  • закон от 08.01.2020
  • вступила в силу 30.12.2012

Ст. 14 Закон об образовании в последней действующей редакции от 14 августа 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 30.12.2012

В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьёй не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.


В современной России последние 10 лет система образования строится на основе Закона «Об образовании» и включает в себя: а) дошкольное воспитание (2-7 лет); б) среднее общее образование (7-17 лет); в) начальное профессиональное образование; г) среднее специальное образование; д) высшее профессиональное образование.

Марат Лотфуллин

Образование на родном языке в России: право и реальность

В современной России последние 10 лет система образования строится на основе Закона «Об образовании» и включает в себя:

а) дошкольное воспитание (2-7 лет);

б) среднее общее образование (7-17 лет);

в) начальное профессиональное образование;

г) среднее специальное образование;

д) высшее профессиональное образование.

Среднее общее образование бесплатное и с 1 по 9 класс обязательное.

Начальное профессиональное образование, где в основном готовятся квалифицированные рабочие, тоже бесплатное и обучающимся выплачивается стипендия (примерно 4 $ в месяц).

Допускается организация частных учреждений образования. Государственная система образования дает светское образование. Язык обучения и воспитания детей, дошкольных и школьных возрастов, выбирают родители.

Высшие учебные заведения подчинены Федеральным органам власти, и обучение в них проводится на русском языке. В дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах язык обучения и воспитания определяется местными органами власти. При этом они же должны обеспечить учебниками, учебными пособиями на родном языке. Федеральные власти издают учебники только на русском языке. Государственные языки республик в составе Российской Федерации изучаются на основе законов самих республик.

Конкретную реализацию законодательства Российской Федерации в области образования рассмотрим на примере Республики Татарстан и татарского народа, во многом типичном для российских народов.

Татарстан – многонациональная республика РФ. 74% населения – горожане, примерно 50% – татары, 40% – русские. Границы республики определены весьма условно и 75% татар проживают в других регионах России. Наиболее крупный город республики – Казань в 2005 г. будет праздновать 1000-летие. В Казани 30 высших учебных заведений (14 – государственных). Общее число студентов 105 тыс., что составляет 87% от числа молодежи от 18 до 25 лет. 23 средних специальных заведений, число обучающихся – 21 тыс. Общеобразовательных учреждений 187 с общим числом обучающихся 130 тыс.; дошкольных учреждений 300, где воспитывается 40 тыс. детей (охват дошкольным воспитанием составляет 65%).

Общеобразовательные учреждения классифицируются на лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов и общеобразовательные школы. Все школьные и дошкольные учреждения – муниципальные, финансируются из бюджета города, образование в них бесплатное. Имеются три небольшие негосударственные школы. Все учреждения функционируют на основе Закона РФ «Об образовании». Во всех учреждениях выполняется российский минимум образования. В Татарстане обязательно преподаются два государственных языка: русский и татарский. Кроме того, изучается и иностранный (в основном английский). Школа отделена от религии и от идеологии. Образование до 9 класса включительно обязательное. Прием детей во все учреждения осуществляется вне зависимости от национальности. Язык обучения выбирают родители.

Все общеобразовательные учреждения оснащены современными компьютерами и подключены в образовательную сеть Internet.

Среди учащихся Казани 50% детей русских, 47% детей татар, остальные 3% составляют дети народов около 100 национальностей. Такой учет детей ведется только в Татарстане и Башкорстане. Центральная власть уклоняется от контроля и организации обучения детей на родном языке. Согласно Закону РФ «Об образовании» язык обучения определяется местными органами власти, преподавание государственных языков республик в составе РФ ведется согласно законодательству этих республик. В этой части рекомендации меморандума Кона выполняются, но особенность России заключается в том, что основная часть татар, исторически проживающих на своих землях, оказались формально в других регионах и республиках РФ. Для полного исполнения рекомендаций меморандума необходимо учесть интересы коренных народов через институты центральной власти и через центральные средства массовой информации, предоставив возможность изучения родного языка и культурного общения на родном языке. В настоящее время количество детей татар, обучающихся в школах России неизвестно, поэтому невозможно определить необходимое количество учителей и учебников даже для обучения родному языку. Также не поддается оценке количество детей татар, лишенных возможности изучать родной язык. Наши неоднократные обращения в Министерство образования РФ по учету детей татар, обучающихся в школах России, остались без внимания. Министерство образования РТ путем заключения отдельных договоров с регионами России пытается восстановить обучение на татарском языке и изучение татарского языка в местах компактного проживания татар. По данным Министерства образования РТ с 21 регионом России заключены договора о сотрудничестве, согласно которым в более 900 школ, 51 тыс. учащихся обучается на родном татарском языке и около 1000 школ, где 120 тыс. учащихся изучают татарский язык. При этом общее количество детей татар, обучающихся в школах – неизвестно.

Казань является городом с доминантным русским языком. До 1990 г. в течение 20 лет в городе не функционировала ни одна татарская школа.

Хотя в дореволюционной России в середине XIX в. только в казанском крае насчитывалось 430 мектебе и 57 медресе. В начале XX в. их число перевалило за тысячу. Кроме того, тысячи мектебе и медресе имелись в Уфимской, Оренбургской, Симбирской, Астраханской и других губерниях, то есть на этнической территории татарской нации. Инспектор Казанского учебного округа В.В. Радлов в 1872 г. отмечал: «Умственное развитие шакирдов довольно значительно и, несмотря на всю односторонность их знаний, шакирды стоят умственно гораздо выше наших учителей приходских городских школ». Условия развития народного образования у татар были таковы, что царизм всячески препятствовал созданию светской национальной школы. При этом правительство руководствовалось, очевидно, указаниями апологета миссионерства Н.И. Ильминского, который проповедовал, что «фанатик без русского образования и языка сравнительно лучше, чем по-русски цивилизованный татарин, а еще хуже аристократ, а еще хуже человек университетского образования». Татарское медресе, по строгому предписанию властей, могло иметь только конфессиональный, то есть религиозный характер.

Тем не менее татарская интеллигенция вопреки преследованиям светского направления в татарской школе, стремилась включать в программы конфессиональных школ так много дисциплин общеобразовательного характера, что они по существу превратились в светские учебные заведения. Естественно, в каждом медресе (в новометодном в том числе) в виде основных предметов преподавались: Коран, толкование Корана, хадис (изречения пророка Мухаммада), история ислама, сведения о жизни пророка и его сподвижников, гакаид (вера), фикх (основы шариата) и др. Однако светские предметы все больше превалировали над религиозными. Так в Казанском медресе «Мухаммадия» в начале XX в. преподавались: русский язык, арифметика, чистописание, рисование (черчение), счет, география, физика (природоведение), геометрия, история России, всеобщая история, история тюркских народов, психология, логика и так далее (здесь преподавал известный ученый и просветитель Ризаитдин Фахретдинов). Фактически это был национальный университет высшей категории, объединяющий в своих стенах 4 ступени образования: начальное, среднее, выше среднего, высшее. Аналогичные программы имели медресе «Хусаиния» (Оренбург), «Галия» (Уфа), «Расулия» (Троицк), сельское медресе «Буби» (Вятская губ.) и др. В последнем, в частности, преподавались немецкий и французский языки, а по русскому языку во многих классах давались по 12 уроков в неделю.

Широкое развитие, особенно после революции 1905-1907 гг. получило женское образование. Существовало множество курсов по подготовке учителей обоего пола. Учителей готовили и отдельные медресе. Татарская молодежь обучалась не только в своих национальных учебных заведениях, но и в государственных школах России, в частности в гимназиях, всевозможных специальных училищах, курсах, университетах. Сотни татар получали среднее и высшее образование в целом ряде западноевропейских стран, в Японии, Америке, Египте, Турции, Сирии и т. д. Выдающегося успеха добилась С. Шакулова, одна из первых татарских женщин с высшим математическим образованием. В 1913 г. она окончила знаменитый Сорбоннский университет в Париже, а в 1915 г. стала обладательницей диплома об окончании физико-математического факультета Московского университета.

Инспектор Казанского учебного округа Я.Д. Коблов в 1908 г. писал: «Среди народностей, населяющих восточную часть России, татары магометане занимают первое место». Он же в 1916 г. подтвердил, что «в России трудно указать народность, среди которой была бы так широко распространена грамотность, как у казанских татар». Отдельные источники оценивали степень грамотности татар в пределах 80%.

Татарская школа держалась на деревенских школах, так как татары, как и другие национальности, жили в основном в сельской местности на своих коренных землях. В настоящее время идет процесс урбанизации.

Количество учащихся в РТ в 2002 г.

Всего

уч-ся

Из них детей татар

% детей татар

в селах

195763

137328

в городах

354748

158532

Всего:

550551

295860

Из таблицы видно, что хотя в настоящее время большая часть детей татар проживает в городах, в селах, они составляют, как и прежде, основную часть. Из-за высоких темпов урбанизации, становление образования на родном языке в городах имеет решающее значение для сохранения татарского народа и других народов в составе РФ.

Внедрение национального компонента в систему образования Казани началось с 90-х гг. и происходит в рамках демократических преобразований всего Российского общества. Законодательную базу этого процесса составляют Закон «О языках народов РТ» и Законы «Об образовании» РТ и РФ. На региональном уровне работа по внедрению национального компонента в образование проводится на основе городской программы сохранения, изучения и развития языков народов, проживающих в Казани, принятой Казанским Советом народных депутатов в 1998 г.

Согласно городской программе в администрации города создан отдел по делам национальностей и городской Фонд развития языков и культур народов, проживающих в Казани. Отдел призван координировать работу всех городских структур по учету интересов этнических обществ города. Фонд обеспечивает целевое выделение средств на реализацию мероприятий по сохранению и развитию культур народов, проживающих в Казани в размере 1% бюджета.

В широком смысле внедрение национального компонента включает в себя создание условий для обучения и воспитания на родном языке в учреждениях дошкольного образования, общеобразовательных школ и дополнительного образования. Существенной частью национального компонента образования в нашей республике является организация обучения татарскому языку.

В настоящее время идет процесс накопления теоретической базы и практического опыта. В городе функционирует многонациональная воскресная школа, которая тесно взаимодействует с Ассоциацией национально-культурных обществ республики. В этой школе изучают родной язык и культуру дети народов, численность которых не позволяет открывать классы в школах. Также имеются еврейские этнокультурные классы в школах, где изучается иврит, история и культура еврейского народа. Все дети русских обучаются на родном языке.

За прошедшие 12 лет в городе воссоздана система образования на татарском языке. Функционируют 22 гимназии и лицея, 14 школ с углубленным изучением отдельных предметов и 11 школ с татарским языком обучения. Школы с углубленным изучением отдельных предметов находятся на этапе перехода с русского на татарский язык обучения. Всего 35 % детей татар в городе имеют возможность обучаться на родном языке. Возможность обучения на родном языке в основном связано с наличием квалифицированных кадров, владеющих двумя государственными языками РТ. С целью стимулирования перехода педагогов на татарский язык решением Городского Совета народных депутатов введена 15 % надбавка за работу на двух государственных языках РТ. Данная надбавка выплачивается только специалистам, подтвердившим свою квалификацию для работы на двух государственных языках РТ.

В учреждениях образования, где не созданы условия для обучения на татарском языке, формируются классы с воспитанием на родном языке с целью сохранения языка и традиций татарского народа через создание языковой и воспитательной среды. 1 662 класса с воспитанием на татарском языке функционирует в 129 школах города. Таким образом, для 90 % детей татар созданы условия для обучения и воспитания на родном языке.

Существенную роль в воспитании учащихся оказывает преподавание курса «Истории Татарстана и татарского народа». Этот предмет введен в учебные планы общеобразовательных учреждений параллельно курсу истории.

Татарский язык и литература как обязательный предмет в учреждениях образования города начал преподаваться с 1990 г. В настоящее время все учащиеся изучают татарский язык в предусмотренном учебным планом объеме. Преподавание татарского языка в школах обеспечивают 1800 учителей. Учителя татарского языка работают в тесной связи с учителями русского языка и литературы и иностранных языков. Широкие возможности открываются перед словесниками по воспитанию толерантности на основе взаимодействия национальных культур, взаимообогащения языков и взаимопроникновения традиций. Методы преподавания татарского языка на основе интенсивных технологий иностранных языков, по билингвизму и полилингвизму обобщены в городском и республиканском масштабах и широко внедряются в образовательный процесс.

Задачу реального двуязычия, как важной части национально-регионального компонента образования, наиболее эффективно можно решать начиная с дошкольного возраста. Обучение татарскому языку введено в детские сады с 1988 г. в соответствии с приказом Министерства образования РТ.

С целью обеспечения возможностей воспитания детей на родном языке с 1991-1992 учебного года развивается сеть детских садов и групп с татарским языком воспитания и обучения. Так, если в 1993 г. татарских детских садов в городе было 15, то сейчас их количество возросло до 70. Основным показателем эффективности работы по развитию сети татарских детских садов и групп является охват воспитанием и обучением на родном (татарском) языке. В настоящее время по городу этот показатель составляет 75 %.

Для обеспечения реального двуязычия с 1996 г. в дошкольных учреждениях города введено воспитание и обучение на 2-х государственных языках в равных объемах. Охват двуязычного воспитания составляет 36 %.

Наличие школ с различными языками обучения приводит к возрастанию роли воспитания толерантности. Это достигается проведением совместных мероприятий, изучением культур соседних народов и мировой культуры. Преподавание двух государственных языков всем учащимся также способствует воспитанию толерантности. Это особенно важно в школах с русским языком обучения, так как в учебниках истории России имеются материалы, возвышающие одни и унижающие другие народы друг перед другом. Министерством образования РФ эти замечания восприняты и будем надеяться на практические шаги по исправлению этих недостатков.

В общеобразовательных школах с татарским языком обучения с первого класса углубленно изучается английский язык. Воспитательный процесс в начальных классах строится на принципах татарской народной педагогики. В дальнейшем учащиеся интегрируются в русскую культурную среду, и в старших классах – в мировую культуру. В ряде школ отдельные предметы изучаются на английском языке. Так как английский язык стал языком международного общения, хорошее знание этого языка позволяет выпускникам школ продолжать свое обучение не только в вузах России, но и за рубежом. Организация преподавания предметов на английском языке требует наличие педагогических кадров, владеющих английским языком. В России подготовка таких кадров не ведется. Эта актуальная проблема остается открытой. В настоящее время на английском языке работают преподаватели из Турции, работу которых оплачивают просветительские фирмы. Мы призываем специалистов из других стран к разрешению данной проблемы. 85 % выпускников школ с татарским языком обучения продолжают учебу в вузах Казани, России и других государств. В общем, по Казани 82 % выпускников продолжают обучение в вузах. Этот показатель отражает примерно равный уровень образования в учреждениях с разными языками обучения.

Соотношение приема учащихся в первый класс школ и первый курс вузов таково, что примерно через 10 лет все учащиеся республики будут иметь документ о высшем образовании, но, к сожалению, с одной стороны это не гарантирует соответствующий уровень знаний и с другой – исключает подготовку квалифицированных рабочих в технологических отраслях хозяйства. Система образования России не обращает достаточного внимания преподаванию предметов технологического цикла и не учитывает различия интеллектуальных способностей людей. Без налаженной системы подготовки квалифицированных рабочих во всех отраслях хозяйства страна жить не может.

Имеющиеся недостатки в образовательной системе России в области национального образования создают для будущего татарского народа серьезную угрозу. Изучение родного языка в России не является обязательным атрибутом образования и образованности и многие татары не изучают свой родной язык и не умеют читать, писать и говорить. По этой причине они не могут внести свой вклад в развитие духовной культуры народа. Работа, которая ведется в Татарстане, может выполнять функцию резервации, но не может уберечь татарский народ от ассимиляции. Достаточно большое число татар (до 25 %) в России считают родным языком русский. Этот показатель свидетельствует о том, что в Российской Федерации у татарского народа нет возможности для сохранения этноса путем воспитания подрастающего поколения на языке и традициях татарского народа. Хотя резолюция № 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 г. «Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам» и Европейская хартия региональных языков или языковых меньшинств, принятая 5 ноября 1992 г. в Страсбурге обязывает государства обеспечить доступность дошкольного, начального, среднего, профессионально-технического, высшего образования и повышение квалификации на региональных языках и языках меньшинств, а также преподавание языков меньшинств в качестве составной части учебной программы государственных учреждений образования.

Статья 10 Европейской хартии региональных языков или языковых меньшинств обязывает государства обеспечить использование региональных языков в органах местной и региональных властей, ст. 11 этого же документа обязывает государства обеспечить создание, по крайней мере, одной радиостанции, одного телевизионного канала на региональном языке или языках меньшинств.

К сожалению, стремление Российской Федерации к включению в цивилизованное пространство мира остается на словах, и центральные власти России игнорируют данные международные документы.

Но недостатки Российской системы образования на этом не исчерпываются. Самый главный из них – оторванность среднего общего образования от жизненных потребностей. Выпускники школ не подготовлены к жизни. Не имеют элементарных экономических и юридических знаний. Школьные программы не учитывают природных способностей детей и потребностей общества, рассчитаны только на детей, обладающих способностью абстрактного мышления. Поэтому примерно 50 % детей не имеют конкурентоспособных знаний. С другой стороны, не ведется обучение профессиональным навыкам в области практической деятельности. Третьим, очень важным недостатком, является оценка работы учителя только по знаниям учащихся, точнее по числу отстающих учащихся. Этот критерий приводит к завышению оценок и в результате, выпускники школ получают документ о несуществующем образовании. Четвертый недостаток проистекает из первых трех и заключается в низкой оценке труда учителя обществом (например, в Казани средняя заработная плата учителя составляет примерно 70 $ в месяц). В результате, в школе нет мужчин и с каждым годом больше и больше людей со сравнительно низким интеллектуальным уровнем идут в педагоги.

Все это является долгосрочным тормозом экономического и духовного развития России.