Тема хиджабов в российских школах снова оказалась в центре общественной дискуссии. Поводом стал заочный спор между министром образования Ольгой Васильевой и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Формально любые религиозные атрибуты в одежде в наших школах запрещены, а фактически в ряде мусульманских регионов хиджабы давно уже легализованы. Это хорошо или плохо для России в целом?
На днях один из судов в очередной раз запретил учителям и ученикам ходить в школу в мусульманских платках – хиджабах. На сей раз дело касалось села Белозерье в Мордовии.
«Платочки могут и объединять нас – если мы сильная духом страна»
Это уже не первое подобное решение – за последние годы суды в разных субъектах Федерации выносили такие запреты, и их пытались опротестовать вплоть до Верховного суда. В этот раз ситуацию попросили прокомментировать министра образования Ольгу Васильеву, и она его поддержала, сказав, что не думает, «что истинно верующие люди атрибутикой стараются свое отношение к вере подчеркнуть». Министр, известная как православная христианка, отметила, что в России «светский характер образования», и напомнила о принятом несколько лет назад решении Верховного суда, подтвердившем, что хиджабу не место в школе.
Слова Васильевой раззадорили Рамзана Кадырова, который написал, что «платок – не атрибутика, а важная часть одежды мусульманки», а в России Конституцией «каждому гарантируется право выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». При этом Кадыров указал, что вопрос о ношении хиджабов в школе не рассматривался Конституционным судом (Васильева в интервью перепутала Верховный и Конституционный суды), а поэтому, дескать, министр «свое личное убеждение навязывает миллионам граждан»:
«Мои три дочери учатся в школе, носят хиджаб, имеют отличные оценки. Ольга Васильева требует, чтобы они сняли платки? Девочки этого никогда не сделают. Я должен их забрать из школы и вместе с ними искать место, где позволят девочкам быть мусульманками?
Убежден, что тема платков подбрасывается, чтобы отвлечь внимание общества от реальных проблем школы. Наркомания, пьянство, преступность, систематические посягательства преподавателей на половую неприкосновенность детей... Вот что должно беспокоить всех, кто воюет с хиджабами».
Спустя сутки спикер парламента Чечни Магомед Даудов заявил, что в республике незамедлительно инициируют разработку закона, «при котором наши дети разных национальностей, если того пожелают, будут носить в школах и хиджабы, и крестики, и кипы». Понятно, что речь идет о республиканском уровне. Но и тут есть проблема – сейчас на федеральном уровне регулируется то, как должны быть одеты учащиеся, и одним из признаков школьной одежды является ее светский характер.
Против хиджабов в школах и общественное мнение – как показывает опрос, проведенный полтора года назад «Левада-Центром», 74 процента считают хиджабы недопустимыми, а 18 процентов за – то есть расклад примерно соответствует конфессиональному.
Дискуссия о хиджабах идет уже не первый год, и в этот раз Кремль решил воздержаться от участия в ней. Дмитрий Песков лишь напомнил, что «существовали разные форматы подхода к этой теме»:
«Были и судебные варианты, в Ставропольском крае и Мордовии – тогда были советующие решения Верховного суда. Есть иные варианты, не судебные. Но сейчас мы бы не хотели становиться стороной этого вопроса».
Но при этом позиция Владимира Путина на эту тему хорошо известна – несколько лет назад он высказывался о хиджабах в школе. Последний раз это было весной 2013-го:
«Ничего хорошего в этом нет. Есть, конечно, особенности национальных республик, но то, о чем вы сказали, это не национальная особенность, это демонстрация известного отношения к религии... В нашей стране в мусульманских регионах никогда такой традиции не было».
Тогда же Путин напомнил, что даже в некоторых мусульманских государствах (например, республиках бывшего СССР) ношение хиджабов в школе запрещено законом.
В целом подход Путина характеризует еще одно его высказывание на эту тему:
«Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе – у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить...
У нас многоконфессиональное государство, но есть определенные правила общесветского государства, у нас церковь отделена от государства.... Если не будут все равны и не будут проявлять светскость нашего государства, все остальные, представители всех других традиционных религий, так или иначе в недалеком будущем будут чувствовать себя ущемленными».
То есть если мы позволим одной группе граждан выделяться по религиозному признаку, то другие вскоре возмутятся. И это так – если смотреть на европейский опыт, который у нас перед глазами. Там борьба за хиджабы давно уже приняла политический оттенок. Многие предрекают, что разрешение хиджабов в европейских школах станет первым шагом к переходу Старого Света к жизни по нормам шариата. Но как раз тут начинаются важнейшие отличия России от Европы.
В отличие от Европы, у нас традиционные ценности не в упадке – христианство не вымирает, а возрождается, да и другие религии не в кризисе. А мусульмане у нас являются не пришлыми иностранцами, а коренным населением части регионов страны. И это очень важное отличие – тем более в том случае, если мы идем не европейским путем, а своим. И поэтому то, что неприемлемо или опасно для Европы, вполне может работать у нас.
Мусульманское возрождение, проявляющееся в том числе и в ношении хиджабов – а это вовсе не накидка, закрывающая как фигуру, так и все лицо женщины, оставляя открытыми лишь глаза, это всего лишь платок на голове – совершенно не опасно для России в случае соблюдения трех условий.
Первое. Это допустимо в тех регионах, где исторически проживают мусульмане. И только в том случае, если они сами считают хиджаб соответствующим своей традиции, подходящим для своих детей – тогда местные парламенты вправе устанавливать вариант школьной формы, включающий головной платок для девочек. Весь страх перед платками вовсе не связан с неприятием ислама как такового. Такую же реакцию вызывают кое-где и бороды. Если в Дагестане борются с «бородатыми», то это не потому, что так сильно любят бриться, а потому, что привнесенный извне ваххабистский извод ислама на нашем Северном Кавказе действительно часто сопрягается с вооруженным террористическим и сепаратистским подпольем.
Второе. В русских и неисламских регионах России мусульманки тоже могут ходить в школу в хиджабе – но только в частную, негосударственную.
Третье. Россия движется в сторону все большего учета религиозных и национальных обычаев и уклада не просто всех населяющих ее народов, но и в первую очередь государствообразующего русского народа. Это не значит, что православие будет навязываться атеистам или язычникам – но наше государство и общество будет все больше и больше соответствовать представлениям русского народа о справедливости, порядке, достоинстве, труде, солидарности, общем деле. И это соответствие будет все больше замечаться везде – в школе, на улицах городов, на экранах телевизоров.
Вот что важно – если мы сильная, причем в первую очередь духом и верой, страна, то нам только на пользу пойдет наше внутреннее разнообразие. Наши буддистские Калмыкия и Тува, наши мусульманские Дагестан и Чечня будут укреплять нашу общую великую Россию. При полном, стопроцентном, признании всеми их жителями того простого факта, что наше светское и многонациональное государство создано русским народом, поголовно православным если не по форме, то по сути, по содержанию, по своим предкам и исторической памяти.
Так что платочки могут и объединять нас. Ведь еще несколько десятилетий тому назад абсолютное большинство русских женщин не выходило из дому с непокрытой головой, а в храм православные и сейчас заходят, только убрав волосы под платок или шляпку. Да и без платков – если у нас есть общие или близкие семейные, исторические и нравственные ценности, то вопрос с хиджабами мы точно сможем решить так, чтобы ни на своей малой родине, ни в России в целом никто не чувствовал себя ущемленным.
Внимание мусульманской общественности в эти дни приковано к ситуации, которая сложилась в Турции в связи с отменой закона, который запрещает хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. В настоящее время преподаватели турецких ВУЗов продолжают собирать подписи под заявлением в поддержку женщин, которые борются за право соблюдать предписания религии на учебе и на работе. По словам инициаторов акции - профессора Ихсана Даага и профессора Шабана Чалиса, к настоящему времени собраны почти 3 тысячи подписей.
Стоит особо отметить, что многие из тех, кто в эти дни участвует в митингах и акциях протеста против секуляристов, желающих во что бы то ни стало сохранить светский дресс-код для студенток и госслужащих, не являются соблюдающими каноны религии мусульманами. Люди выражают солидарность с верующими, потому что мечтают о дне, когда каждому турецкому гражданину, независимо от вероисповедания, пола и социального статуса, будут гарантированы все права и свободы.
Как сказал один из подписавшихся под заявлением в защиту хиджаба - атеист Атеш Несин: "Гражданам Турции должна быть гарантирована свобода вероисповедания, даже если мы не согласны с основными принципами религии, которую кто-то исповедует".
Активность турецкой интеллигенции и ее желание защитить права и свободы сограждан вызвали неподдельный интерес со стороны российских политиков и мусульманских общественных деятелей.
Мы поинтересовались мнением советника президента и член-корреспондента Академии геополитических проблем, руководителя Центра проблем этнополитики и ислама Деньги Халидова по этому актуальному вопросу.
"Я целиком поддерживаю инициативу турецких преподавателей, которые выступили за отмену закона, запрещающего хиджаб в учебных и государственных учреждениях страны. Этот закон, навязанный секуляристскими, безбожными и антиисламскими структурами, является нонсенсом для Турецкой Республики и должен быть обязательно изменен. Естественно, противодействие этому оказывает так называемая четвертая власть - СМИ, которая занимается подменой исламских ценностей и представляет норму как патологию", - заявил Д. Халидов.
Он также подчеркнул, что "Турция уже сейчас представляет собой расколотое общество в отношении к главным принципам ислама, и оппозиция пытается усугубить данное положение, но ей это плохо удается, так как устои ислама достаточно сильны и прочны".
В качестве положительного примера он привел жену нынешнего президента Турции Абдуллы Гюля, которая смело носит хиджаб и гордится этим.
"Слава Богу, в настоящее время во всем мире хиджаб становится символом умеренного и демократического исламского движения", - добавил он.
Деньга Халидов сказал: "Наступает время, когда людям приходится выбирать, когда уже нельзя отсидеться в стороне, как будто ничего не происходит. Если мы будем стоять в стороне, "глобалистская дубинка" ударит по нашим семьям и не оставит камня на камне".
На вопрос о возможных прогнозах данной ситуации, Деньга Халидов ответил, что расстановка сил в турецком парламенте пока неизвестна. Партия справедливости и прогресса имеет, по мнению Д. Халидова, большинство голосов и она может содействовать внесению поправки в основной закон, но мы не знаем, что происходит в генштабе, который тесно связан с американцами".
Советник президента и член-корреспондент Академии геополитических проблем считает, что все происходящее в исламском мире, в том числе решение вопроса, связанного с хиджабом, косвенно касается мусульман России.
"Пока у нас в стране ни один закон на федеральном уровне не регулирует ношение хиджаба, это личное дело каждой мусульманки. На Кавказе, в частности, нет запрета на ношение платка в ВУЗах и госучреждениях. Вместе с тем, на каком-то этапе российские власти могут инициировать этот закон, возможно только на региональном уровне. Вопрос в том, что определенные силы через парламенты в республиках могут продавить данное решение, - заявил он. - Сейчас у нас в России хороший пример подает Р. Кадыров, который выступает за возрождение религиозных и национальных традиций в умах и сердцах людей".
Наш второй собеседник, управляющий делами ДУМ Ингушетии, сотрудник Духовного центра мусульман республики Руслан Мериев высказал нейтральную позицию по вопросу разрешения или отмены хиджаба.
"В каждом государстве должны быть свои законы, свои правила и нормы, в соответствии с которыми люди живут и развиваются. При этом нормы должны соответствовать общечеловеческим и нравственным принципам. В деле о хиджабе, как и в любом другом деле, есть свои "за" и "против"… Что касается Турции, которая в свое время была одним из центров ислама, то она снова попала под влияние прозападных сил, и немалую роль в этом сыграло развитие туризма", - считает Р. Мериев.
"У нас в Ингушетии спокойно относятся к хиджабу, при этом нет массовой агитации за повсеместное ношение платка. В государственных учебных заведениях и организациях руководители требуют соответствующую женскую форму одежды, закрывающую волосы и тело", - заметил управляющий делами ДУМ Ингушетии.
Руководитель общественного объединения женщин-мусульманок "Муслимат" в Махачкале (Дагестан) Хадижат Шихалиева подчеркнула, что проблема для российских мусульман заключается не в запрете или разрешении ношения хиджаба в школах, ВУЗах и государственных учреждениях, а в сознании молодежи, которая пока не готова вернуться к исконным исламским ценностям, в частности, многие еще не готовы надеть мусульманскую одежду.
Хадижат Шихалиева: "По моему мнению, все зависит от самого человека, хочет он этого или нет, готов к этому или нет. В нашей республике процесс возрождения ислама происходит достаточно плавно, и нет противодействия со стороны властей, касающегося вопроса ношения традиционной мусульманской одежды. Особенно это касается осенне-зимнего сезона. Конечно, некоторые проблемы возникают у соблюдающих мусульманок школьного возраста в период весны-лета. Но мы решаем их путем работы с администрацией школ, где категорически не разрешают носить хиджаб, ведем беседы на исламские темы, организуем встречи с директорами школ. Интересно, что именно в школах, где категорически запрещают хиджаб, появляются соблюдающие мусульманки. А там, где нет запрета - склоняются к открытой форме одежды. Но как таковая, проблема запрета ношения хиджаба не стоит в Дагестане. Например, в госучреждениях в основном ходят без платков, хотя нет запрета на их ношение".
Руководитель пресс-службы Духовного управления мусульман Чечни Султан Хасимиков, описывая ситуацию в республике, заметил, что в Чечне не существует проблем, связанных с ношением платка.
"Как и каждого соблюдающего мусульманина, меня радует, когда я вижу хиджаб. По моему мнению, женщина в платке выглядит одухотвореннее и чище, при этом мужчина, конечно, должен относиться с уважением ко всем женщинам. У нас девушку, не закончившую школу, не упрекают в том, что она не одевает платок", - рассказал он корреспонденту ИА IslamNews.
По поводу выступления Кадырова С. Хасимиков сказал, что "некоторые СМИ за пределами республики неправильно его поняли. Он не призывал и не заставлял женщин носить платок, а обратился с призывом к соотечественникам возрождать забытые духовные ценности, связанные с религией и традициями чеченского народа".
Разрешить или запретить? Носить или не носить? Порой эти вопросы встают перед нами так же остро, как когда-то перед шекспировским Гамлетом - "быть или не быть?". Россия пока не спешит издавать законы, регламентирующие дресс-код студенток и чиновниц. Напротив, несколько лет назад наши соотечественницы добились разрешения фотографироваться в хиджабе на паспорт и другие документы, а сейчас в обществе наблюдается тенденция к формированию адекватного восприятия закрытой одежды, в том числе и традиционной мусульманской.
Тем не менее, проблема, которая актуальна сегодня для турецких мусульманок, не может не вызывать живого отклика у мусульман в других уголках мира. Ведь, как известно, наша умма - одно тело, и если болит одна его часть, то это непременно отзывается страданием в другой. Именно поэтому российские мусульмане, пристально наблюдающие за событиями, происходящими в Турции, с трепетом ожидают решения, которое на днях должен принять парламент. Чем закончится противостояние между верующими и секуляристами - покажет время.
Верховный суд России в среду признал законным запрет носить мусульманским девочкам платки в школах, отклонив жалобы семи родителей из Мордовии, передает РБК.
Это не первая подобная жалоба, которая заканчивается запретом. Россия — многоконфессиональная страна, при этом — светское государство. Как обеспечить равные права для всех граждан России, при этом не задев религиозных чувств представителей разных конфессий? У экспертов нет единого мнения на этот счет. Одни считают, что в светском государстве должна быть свобода выбора. Другие полагают, что необходимо уважать право на проявление религиозности.
Президент Института национальной стратегии, политолог и публицист Михаил Ремизов считает «абсолютно правильным» решение «об исключении хиджаба как символа религиозности в публичных школах».
«Могут быть школы религиозные, мусульманские, христианские, но в публичных государственных муниципальных школах, точно так же, как и в вузах, запрет абсолютно правомерен», — сказал Ремизов «Актуальным комментариям».
«Сегодня ситуация отношения к хиджабу в школах используется родителями учеников в некоторых случаях, по сути, для тестирования на прочность российской общественной системы, и является темой для вполне сознательных и намеренных провокаций», — полагает эксперт. «В этой ситуации государству нужно просто демонстрировать последовательную позицию и не поддаваться на давление. Не только государству, но и обществу», — отметил Ремизов.
«По большому счету, исламисты займут ровно столько места, сколько им оставит общество. Поэтому уступчивость в таких вопросах будет восприниматься как зеленый свет для дальнейшей экспансии», — констатировал эксперт.
Диаметрально противоположного мнения придерживается советник муфтия Ставропольского края, эксперт совета муфтиев России, инспектор по правам человека в гражданском комитете и комиссии по правам человека в Северо-кавказском федеральном округе Руслан Камбиев. По его словам, данное решение ущемляет религиозные права девочек, воспитанных в традициях ислама, и обязанных носить платок с 12 лет.
«Я только что разговаривал с муфтием Ставропольского края, это наше консолидированное решение о том, что мы не поддерживаем это», — сказал Камбиев «Актуальным комментариям».
Эксперт совета муфтиев отметил, что Духовное управление Ставропольского края и Совет муфтиев России подадут совместную просьбу президенту РФ Владимиру Путину.
«В общем, постараемся оспорить это решение», — подчеркнул Камбиев, напомнив, что суд пересмотрел решение отнести Коран к экстремистской литературе. «Мы надеемся, что и это решение (запрет на ношение хиджаба в школе — прим. ред.) будет пересмотрено», — сказал советник муфтия.
Исполнительный директор фонда имени Григория Богослова Леонид Севастьянов назвал проблему ношения хиджаба в школах надуманной: «В светском государстве государством не навязывается норма или мода на одежду. Человек сам имеет право на выбор — надеть ему джинсы или строгий костюм».
«Другое дело, если в школе есть общепринятый дресс-код, как то было в советское время, когда все школьники должны были быть в школьной форме. В таком случае приверженцы других культурно-религиозных традиций, желающие учиться в этой школе, должны придерживаться данного дресс-кода. Но в случае отсутствия строго регламентированной формы в школах любое ограничение девушек на ношение головного убора является ущемлением их прав именно с точки зрения светского государства», — отметил эксперт АК.
Павел Зарифуллин, директор «Центра Льва Гумилева» в интервью «Актуальным комментариям» подчеркнул, что проблема языкового и национального многообразия России сейчас особенно актуальна.
Впрочем с хиджабами он посоветовал решить просто: «Надо ввести косынки как обязательную форму для девочек — в школу — как в церковь».
По данным экспертов, в России насчитывается до 8 миллионов мусульман, большинство из которых проживает, в том числе, в Поволжье. Только в Мордовии существует 60 традиционных татарских сел, где девочек с малых лет приучают ходить в платках и косынках.
В мае прошлого года правительство Мордовии постановлением запретило посещать школы с покрытой головой. С жалобой на это постановление в Верховный суд осенью прошлого года обратились семь жителей Мордовии. Заявители рассказывали, что их дочерей стали унижать в школах, срывать хиджабы и не пускать на уроки. Некоторым из них пришлось перейти на домашнее образование, а некоторым — перейти в другие школы.
Против удовлетворения жалобы выступала представитель правительства Мордовии. Она отмечала, что Россия — это светское государство, а запрет на ношение платков в школах связан с тем, что не все дети адекватно относятся к проявлению религиозности у других.
Гумилев-центр
МОСКВА, 11 февраля. Верховный суд России признал законным запрет демонстрировать религиозную атрибутику и носить хиджаб в школах. Как сообщает РБК , таким образом, были отклонены жалобы семи родителей из Мордовии, которые требовали признать частично незаконным постановление правительства республики, запретившее в мае прошлого года посещать школы в головных уборах и демонстрировать религиозную атрибутику.
По словам заявтелей, это правило было введено, чтобы не допустить религиозную дискриминацию, на практике же получилось ровно наоборот. Их дочерей стали унижать в школах, срывать хиджабы и не пускать на уроки. Некоторым из них пришлось перейти на домашнее обучение, а лругим - перейти в другие школы. Осенью прошлого года все заявители обратились в Верховный суд Мордовии, где попросили отменить спорное постановление, но получили отказ. После этого они подали жалобу в Верховный суд страны.
На заседании Верховного суда адвокаты заявителей отметили, что правительство республики Мордовия не имело право выносить такое постановление, так как оно ограничивает конституционные права граждан на свободу вероисповедания и получение образования. Заявители напомнили, что в Мордовии существует более 60 традиционных татарских сел, которые очень болезненно восприняли введение этого запрета. "В 2003 году Верховный суд же разрешил женщинам-мусульманкам фотографироваться на паспорт в платках", - заметили адвокаты. Против удовлетворения жалобы выступала представитель правительства Мордовии. Она отмечала, что Россия - это светское государство. А запрет на ношение платков в школах связан с тем, что не все дети адекватно относятся к проявлению религиозности у других. "Норма установлена для всех, вне зависимости от их веры" - добавила она.
28 октября прошлого года Верховный суд Мордовии признал законным пункт о запрете религиозных атрибутов и головных уборов в типовых требованиях к школьной одежде обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях региона. Требования к единому облику одежды были утверждены постановлением правительства республики 12 мая.
В начале февраля 2015 года глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин попросил в открытом письме к президенту РФ Владимиру Путину защитить право мусульманок носить платки в образовательных учреждениях. Гайнутдин объясняет, что в современном трактовании потерялось истинное значение слова "хиджаб", которое на арабском означает "покрывало" и как предмет одежды несет в себе символ скромности и укрытости. В этой связи муфтий не видит причин для запрета традиционной одежды для девочек мусульманского вероисповедания при посещении ими общеобразовательных школ.
Позднее в Минобрнауки РФ заявили, что школьная одежда в России должна быть светской, а оснований для перемотра нормативной базы ведомство не видит.
С началом нового учебного года снова разразились скандалы из-за формы одежды учащихся.
Речь идет не о единой школьной форме, а о строгой одежде мусульманок - хиджабе. На днях не пустили на первый урок двух одноклассниц в . Директор потребовала у девочек, чтобы те сняли платки. На что отец школьниц отреагировал весьма агрессивно.
Корреспонденты Total.kz спросили у депутатов, какова же судьба хиджабов в казахстанских учебных заведениях и есть ли этот вопрос на повестке дня парламентариев в новой сессии.
Ахмед Мурадов, депутат мажилиса
В Казахстане 80% мусульман, и они выбирают носить то, что разрешено их верой. А хиджаб - это арабское одеяние, исконно казахи никогда не носили его. Появление в особенного регламента или закона, запрещающего носить их в общественных местах, неправильно. Каждая школа вправе принимать собственное решение в отношении внешнего вида школьников. Я думаю, что короткая юбка на школьницах – худший вариант, нежели хиджаб.
Каждая школа вправе принимать собственное решение в отношении внешнего вида школьников. Я думаю, что короткая юбка на школьницах – худший вариант, нежели хиджаб
Не нужно делать вокруг религии, и в особенности хиджабов, какие-то споры и проблемы. В первую очередь хиджаб закрывает голову девушки. Но все-таки главнее не внешний вид, а то, что в этой голове находится. У нас демократичная страна, если хочешь - носи, но не надо нарушать принятые нормы.
Жамбыл Ахметбеков, депутат мажилиса
Тема хиджабов в Казахстане поднималась уже не раз, и к ней нужно подходить с четким пониманием того, что Казахстан не страна с исламской направленностью. И мы не должны перенимать опыт тех стран, которые разрешают носить хиджабы в школах. У нас в стране действуют единая школьная форма, рассчитанная на всех – верующих, атеистов, черных и белых. Глубоко верующие родители должны понимать, что их дети не одни ходят в школу, помимо них там учатся много других ребят, которые в отличие от них соблюдают общепринятые нормы. В Казахстане нет письменного документа, запрещающего или разрешающего носить хиджабы. И я думаю, что он нам не понадобится, так как мы светское государство.
Светлана Романовская, член комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса
Я помню свое детство, не все жили в достатке, кто-то был богаче, кто-то беднее. Но была единая форма, которая настраивала на рабочий процесс. У меня самой младший сын в третьем классе учится. Я приложила немало усилий, чтобы найти ему форму. Сама я никак не отношусь к тому, нормально ли для школьников ходить на занятия в хиджабе. По-моему, должна быть свобода. И если говорится о детях первого класса, наверняка инициатива исходит не от детей, а от их родителей. Но мы пока такой вопрос не рассматривали, его никто не поднимал, и законодательно этот момент нигде не закреплен. А по закону все, что не запрещено, разрешено.
Галина Баймаханова, депутат мажилиса
Школа – это светское учреждение, и в ее стенах должны соблюдаться светские правила, в том числе и по одежде. Нельзя же ребенка, например, отправлять полуголым. Но есть религиозные учебные заведения – там, пожалуйста, можете демонстрировать свою религиозную принадлежность. Если родители такие глубоко верующие – пусть отдают ребенка в медресе. Кроме того, ношение хиджабов – это своеобразная реклама религиозной принадлежности среди детей, которые еще не разбираются в тонкостях религии. Ребенок должен сам по жизни определить свои взгляды на веру, но не подвергаться такому косвенному воздействию.
{also_read_block}
Хочу также отметить, что одежда – это внешняя сторона. И тот, кто упорствует в ношении определенных вещей, верит в эти символы – у него неглубокая вера. Это люди, как правило, не нашедшие своего места в этой жизни и сосредоточенные на деталях.