» » Особенности образования и развития древнегреческого государства. Государство и право античных афин. Государственный строй Афинской республики в V-IV вв. до н. э

Особенности образования и развития древнегреческого государства. Государство и право античных афин. Государственный строй Афинской республики в V-IV вв. до н. э

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В мировой истории Древняя Греция занимает выдающееся место. Здесь на сравнительно небольшой территории закладывается античный мир, возникает античная цивилизация, с такими яркими явлениями, как философия, изобразительные искусства, республика.

Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что этот процесс в силу постоянной миграции племен шел волнообразно, прерывисто. Особенности процесса становления государственности в античном мире также во многом определялись природно-географическими факторами.

Наиболее интересным и изученным является процесс образования государства в двух известных греческих полисах - древних Афинах и Спарте. Первая представляла собой образец рабовладельческой демократии, вторая - аристократии.

1. Этапы развития государственности

Первые государственные образования на территории Греции появились во II тыс. до н.э. полисный этап истории Древней Греции делится на четыре периода:

1. Гомеровский период (11-9 вв. до н.э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают разлагаться к концу данного периода.

2. Архаический период (8-6 вв. до н.э.), в рамках которого происходит формирование классового общества и государства в форме полисов.

3. Классический период (5-4 вв. до н.э.) характеризуется расцветом древнегреческого рабовладельческого общества, полисного строя.

Эллинистический период (4-2 вв. до н.э.). Греческий полис, исчерпав свои возможности, вступил в полосу кризиса, преодоление которого требовало создания новых государственных образований. Эллинистические государства образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским. Эллинистические государства, сочетая в себе начала греческого полисного строя и древневосточного общества, открыли новый этап древнегреческой истории.

2. Гомеровская Греция

В древнегреческом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы. В это время земля еще составляла племенную собственность и предоставлялась членам родов лишь в пользование на условиях периодического передела. Однако лучшие земли, большие стада находятся у представителей знатных и богатых, а басилевсу принадлежит еще особый надел - теменос. В то же время существовали и такие крестьяне, у которых земли не было совсем.

Население было объединено в сельские общины, обособленные друг от друга и занимавшие небольшую по размеру территорию. Экономическим и политическим центром общины был город, основное население которого - земледельцы, скотоводы, немногочисленные ремесленники и торговцы.

Постоянно действующим органом власти являлся совет старейшин - буле. Это был совет наиболее видных представителей родовой знати. Еще сохранялась первобытная демократия, и значительную роль играли народные собрания. Главой власти был басилевс, одновременно исполняющий обязанности военачальника племени, верховного судьи и верховного жреца. Должность басилевса была выборной, но со временем закрепилась наследственно в одной семье.

Таким образом, гомеровская Греция была раздроблена на мелкие самоуправляющиеся округи, из которых впоследствии образуются первые города-государства - полисы.

3. Рабовладельческое государство в Афинах

Образование Афинского государства связано с именем греческого героя Тезея, объединившего четыре племени. Город стал средоточием людей, принадлежащих к племенам, родам, фратриям. Вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. Для руководства общими делами был создан совет, управляющий частью дел, ранее находившихся в ведении отдельных племен.

Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии образует сословие евпатридов, которым было предоставлено исключительное право замещения всех важных должностей. Большую часть населения составляли земледельцы - геоморы, выделялась группа ремесленников - демиургов. Значительную часть населения составляли метеки - выходцы из других общин, бывшие свободными, но не имеющие политических прав и ограниченные в экономических.

Начиная с века до н.э. все более активно развивался новый социальный класс. Относительно высокий уровень производительных сил, благоприятные природные условия Аттики с ее небольшим земельным фондом и удобным местоположением для торговли способствовали появлению ремесленного и торгового населения. Его боевую часть составляли матросы многочисленного афинского флота. Все эти люди, а также крестьяне называли себя демосом - народом.

3.1 Реформы Солона

В 1594 году до н.э. всеобщее недовольство вылилось в большую смуту. Оказавшись в сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона, который выбрал политику "золотой середины".

Первой и самой крупной реформой была сисахфия - отмена долговой кабалы и всех поземельных долгов. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства.

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Одновременно с этим была провозглашена широкая завещательная свобода. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. Таким образом, вместо аристократического принципа был утвержден имущественный. От этого выигрывали купцы и ростовщики, и проигрывала родовая знать

Деление населения по имущественному признаку имело и политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав.

Первые два разряда служили в коннице. Эта служба требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд - тяжеловооруженные гоплиты - пехотинцы, стали истинной славой афинского войска. Четвертый разряд сначала был отстранен от службы, но затем составил легковооруженную пехоту.

Высшим органом власти было афинское народное собрание , обсуждавшее все важные государственные дела и принимающее законы. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и гелиэя . Совет четырехсот избирался старыми племенами ежегодно по сто человек от каждого племени из первых трех разрядов.

Значительную роль играл суд присяжных - гелиэя, которая была одновременно судебным и законодательным органом. Членами этого суда могли быть представители всех разрядов.

3.2 Тирания Писистрата

Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Один из представителей богатого и знатного рода Писистрат, опираясь на вооруженную силу, захватил государственную власть и стал тираном. В период правления Писистрата и его сыновей сохранялся и упрочился политический строй, созданный Солоном. Писистрат принял ряд мер, направленных на облегчение положения крестьянства. Им предоставили дешевые кредиты, были уменьшены некоторые налоги, введены разъездные судьи. Политика этого времени была направлена на поддержание государственного порядка, социального спокойствия, она стимулировала экономический и культурный прогресс и в целом положительно сказалась на развитии афинского общества. Но влиятельные рабовладельцы, недовольные таким режимом, в результате открытого выступления низвергли тиранию. Борьба за власть завершилась победой Клисфена, поддерживаемого народом.

3.3 Реформы Клисфена

Реформа 509 года до н.э. окончательно ликвидировала остатки родового строя. Вместо родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение. Целью реформы было смешение населения, разъединение родов и тем самым ослабление силы евпатридов. Аттика делилась на три территориальных округа: город Афины с пригородами, внутренняя центральная полоса и береговая полоса. Каждый округ состоял из десяти равных частей - триттий. Три триттии, по одной из каждого округа, объединялись в филу. Было создано десять территориальных фил. В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали избирать совет пятисот - по 50 человек от каждой филы. Клисфен создал новый орган - коллегию стратегов, в которую входили по одному человеку от каждой филы. Многим метекам были предоставлены гражданские права.

Клисфену принадлежит изобретение остракизма, который применялся в качестве политической меры. Каждый имеющий право голоса писал на черепке имя человека, казавшегося ему опасным для народа. Если имя повторялось до шести тыс.яч раз, то назначалось изгнание сроком на десять лет без лишения прав и конфискации имущества. Решение об остракизме принимало только Народное собрание.

4. Афинское государство в 5 веке до н.э .

В 5 веке до н.э. Греция вела войну с империей Ахеменидов. Победа стала возможной лишь благодаря объединению греческих полисов. Был создан Далосский военный союз, делами которого управлял совет из представителей всех городов - членов союза. В скором времени главенство в этом союзе перешло к Афинам, поэтому он получил название Первого Афинского морского союза.

В 494 году до н.э. отношения между Афинами и их союзниками ухудшились. Общая казна была перенесена в Афины и стала частью афинской казны. Союзнические деньги тратились на собственные нужды, не считаясь с мнением союзников. Некоторые члены союза выступали против Афин, но эти восстания были подавлены.

В 449 году до н.э. был заключен Каллиев мир, положивший конец Греко-персидским войнам. Но Союз не ограничивался военными задачами. Это было не только военно-политическое объединение, но и экономическое: в рамках союза успешно развивалась торговля. Поражение в Пелопоннесской войне прекратило существование Первого Афинского морского союза.

С целью противостояния Спарте в 378 году до н.э. был создан Второй Афинский морской союз. Его члены сохраняли свою независимость и на добровольных началах делали взносы в общую казну.

Уже в период войн в государственном строе Афин произошли существенные изменения. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от имущественного положения. избрание архонтов производилось посредством жребия.

Демократия, руководимая Эфиальтом, в 462 году до н.э. приняла закон о лишении ареопага всех политических функций. Право вето на постановления Народного собрания было передано гелиэе, право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к совету пятисот и Народному собранию, но главным образом к гелиэе.

Законодательная власть принадлежала Народному собранию, исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судебная - гелиэе.

Перикл провел гражданскую реформу, вызванную чрезмерным увеличением гражданской общины и необходимостью создания оптимального по численности гражданского коллектива, способного осуществлять управление государством.

Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Основную массу граждан составляли люди среднего достатка, небольшое число граждан обладало значительными состояниями, множество семей составляла беднота.

Переселенцы (метеки) не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными. Им запрещалось участвовать в Народном собрании и занимать должности. Каждый метек должен был выбрать себе простата - посредника между метеками и правительственными учреждениями. С метеков взимался особый налог, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе.

Женщина в Афинах занимала особое положение. Она не имела ни политических, ни гражданских прав. Брачный договор заключал отец невесты. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не запрещал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось просто выгнать из дома, а приданое присвоить. государственность греция афинский право

Дети находились во власти отца уже по тому, что завещание находилось в его воле. Для законного лишения наследства достаточно было непочтительного отношения к отцу.

5. Основные черты афинского права

Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Основным источником афинского права в период демократии был закон. Законы Драконта являются крупной победой демократии, так как по традиции толкование обычного права принадлежало аристократии, и приводило к частым злоупотреблениям.

Драконт включил в законы ряд существенных положений: отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Оформилось право частной собственности, за посягательство на частную собственность вводилось суровое наказание. Жестокость наказаний - характерная черта раннего права, объясняемая также и упрощенным пониманием средств борьбы с преступностью. В начале века до н.э. в Афинах большая законодательная работа была проведена Солоном. Поднимаясь от раннего к зрелому состоянию, афинское право достигло относительно высокого уровня развития. Но все же наряду с законами важное место сохраняло обычное право. Афинские юристы не выработали общего понятия права, оно еще не было систематизировано. В уголовном праве значительное место сохраняли религиозные преступления.

5 . 1 Семейное и наследственное право

Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, но безбрачие не влекло наказаний. Брачный договор заключался главой семьи. Для мужчин развод был свободен, для женщин, занимавших подчиненное положение, это было сложно. Первоначально обширная родительская власть с течением времени ослабляется. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего. Внебрачные дети наследниками не являлись. При отсутствии наследников наследовали боковые родственники. Наследование по завещанию начинается с реформы Солона. Завещание считалось действительным, если в момент его составления завещатель находился в здравом уме и не подвергался физическому или психическому воздействию. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.

5 . 2 Уголовное право

Были известны следующие виды преступлений: против семьи, против личности, против собственности, государственные. Различались умышленные и неосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления.

Среди государственных преступлений наиболее тяжкими считались государственная измена, покушение на демократический строй правления и безбожие. Виновные в этих преступлениях наказывались смертью. Очень разнообразны применяемые судами наказания: смертная казнь, продажа в рабство, штраф, конфискация. Из наиболее жестоких наказаний применялись четвертование, разрывание деревьями, осуждение на голодную смерть. Самым гуманным считалось отравление. Широко применялись бесчестящие наказания, лишение прав гражданств.

5 . 3 Судебный процесс

Рассмотрению дела в афинском суде предшествовало предварительное следствие. Основным элементом судебного следствия были речи сторон. Свои показания стороны давали под присягой.

Начинать судебное дело в суде могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека - его простат, за раба - его господин.

Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый и ответчик могли представить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. Присяжные могли принять любое решение по делу. Вначале решался вопрос о виновности лица, затем приступали к определению меры наказания. Решение принималось тайным голосованием. При равном счете голос председательствующего давал перевес. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.

Заключение

В Афинах впервые в истории наметились очертания некоторых глобальных факторов становления демократических государственно-правовых институтов. Благодаря высокой политической активности рядовых граждан - демоса знать не смогла сохранить государственные формы аристократического правления. Этот фактор по своей исторической значимости выходит далеко за рамки Античного мира.

Назидательной является и история падения афинской демократии в условиях, когда рабовладельческий строй даже не достиг пика своего существования. Труд свободных, создающих материальные ценности, утрачивает былой престиж. Возможность многих жить за счет рабов и неполноправных оказывала разрушающее влияние на общество.

Большинство афинских граждан утратило прежние гражданские добродетели. Наблюдается упадок морали, разложение нравов. Все это самым пагубным образом сказалось на общем состоянии страны, включая ее обороноспособность, тем более, что основой войска было ополчение граждан, значительно утративших былую веру в идеалы демократии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Истоки древнегреческого государства. Развитие Древней Греции и возникновение полисов. Реформы Тесея и законы Драконта. Реформы Солона и Клисфена. Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э. Афинское право.

    реферат , добавлен 23.10.2002

    Возникновение государственности в Спарте и Афинах. Этапы развития спартанского государства. Особенности афинской демократии. Криминальное, вещное, семейное и иные виды права в Афинах и Спарте: сравнительный анализ. Реформы государственного аппарата.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2014

    Распад родового строя, появление государства Греции. Реформы Тесея, Солонта и Клисфена, законы Драконта. Государство и право Древней Спарты (Лакедемон). Реформы Сервия Тулия, источники римского права. Государственный строй Рима в период республики.

    реферат , добавлен 10.06.2010

    Основные черты хозяйственной структуры государств- полисов. Возникновение государства в Афинах. Реформы Солона и Клисфена. Государственный аппарат Афин. Демократизация государства и права Афин. Значение роли народного собрания и суда при Солоне.

    реферат , добавлен 03.11.2008

    Изучение создания первых государств Греции: крито-микенская цивилизация, полисный и архаический этап. Отличительные черты греческого общества и правовых отношений в Гомеровский период. Реформы Солона, Клисфена по демократизации Афинского государства.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Государство и право Древних Афин до реформ Солона. Сущность понятия "синойкизм". Высшие органы власти в Афинах. Краткая биографическая справка из жизни Солона. Государство и право Древнего Рима до реформ Туллия. Социальное значение реформы Сервия Туллия.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2011

    Возникновение и развитие государства в античном мире. Причины падения полисной системы. Государственное устройство Древней Греции и Древнего Рима. Основные причины гибели древнегреческой государственности. Укрепление власти поздних римских императоров.

    доклад , добавлен 26.10.2009

    История демократии, возникновение, свойства. Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции. Государственный и общественный строй в Древних Афинах и Древней Спарте. Формирование афинского законодательста, брачно-семейное и наследственное право.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Особенности политического развития Афин в V в. до н.э. Структура сложившейся в Афинах системы политической демократии, механизма ее функционирования, предназначения институтов. Реформы Тезея, Солона, Клисфена. Законодательный процесс Древних Афин.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2016

    Государственный и общественный строй в Древних Афинах и Древней Спарте. Общая характеристика права Древней Греции. Становления демократических институтов: республика и монархия, республики, демократическая и аристократическая формы государства.

1) объединение 12 мелких поселений в единое целое с центром в г. Афины (синойкизм);

2) разделение населения на три группы по профессиональному признаку:

  • на эвпатридов («благородных», владельцев крупных земельных наделов, монополистов в политической сфере),
  • демиургов (ремесленников, торговцев),
  • геоморов-крестьян;

3) административно-территориальное деление на 48 округов — навкрарий, имевшее прежде всего военное (в случае войны каждый округ выставлял военный корабль с экипажем) и фискальное значение.

Тезеем были сделаны определенные уступки и простолюдинам — по преданию, именно афиняне первыми из греков превратились из народа-толпы (лаос) в народ граждан (демос).

После Троянской войны греческие аристократы повсеместно перестали выбирать царей-басилевсов, сосредоточив власть в своих руках (последний афинский царь Кодр в 1068 г. до н. э. пал в битве с дорийцами). В итоге в Афинах устанавливается олигархия. Высшая власть — Ареопаг (совет Аресова холма) и коллегия девяти архонтов (архонт — жрец, архонт — военачальник, архонт — глава гражданских дел, шесть архонтов — хранители судебных правил). Народное собрание хотя и созывалось, но большого значения не имело.

  1. право избирать и быть избранным (вовлечение граждан в управление было тотальным — на 35 тысяч граждан приходилось до 20 тысяч одновременно замещаемых и оплачиваемых государственных должностей в сферах законодательной, исполнительной, судебной власти);
  2. широкие права в имущественной сфере, особенно в приобретении недвижимости — только граждане могли быть земельными собственниками;
  3. право на помощь со стороны государства в случае нужды — неимущие граждане, имеющие трех и более сыновей, освобождались от государственных налогов и военной службы , им предоставлялись бесплатные продукты питания и билеты на разного рода увеселительные мероприятия.

Помимо прав у граждан были и следующие обязанности:

  • защита своего государства (все граждане с 18 до 60 лет считались военнообязанными, юноши с 18 до 20 лет даже в мирное время проходили обязательную военную подготовку в армии, на флоте, либо пограничной службе, только воины могли занимать государственные должности);
  • уважение законов и правителей;
  • уплата налогов (на особо богатых граждан возлагались почетные налоги — литургии, т.е. строительство кораблей, спонсирование театральных представлений и спортивных состязаний, бесплатные пиры для бедных);
  • вступление в брак, воспитание детей (право, одновременно являющееся и обязанностью, только женатые и имеющие детей граждане могли замещать государственные должности).

Следующей весьма многочисленной категорией афинского населения были метэки — иностранцы, долгое время проживавшие на территории Афин (на 35 тысяч граждан — до 10 тысяч метэков).

Метэки в Афинах были существенно ограничены в своих правах:

  1. им было запрещено приобретать в собственность землю и прочую недвижимость (что способствовало развитию договоров аренды);
  2. каждый иностранец обязан был иметь покровителя — простата — из числа граждан: этот покровитель представлял интересы метэка в суде (естественно, не бескорыстно);
  3. уплата особого налога — метэкиона (иностранец, не уплативший налог, мог быть продан в рабство вместе с семьей , и его имущество конфисковалось);
  4. обязанность служить в афинской армии (особенно во время войны) — народное собрание могло пожаловать гражданство иностранцу за заслуги, хотя такие случаи были крайне редки;
  5. полное отсутствие политических прав .

При всех этих многочисленных ограничениях метэки весьма охотно селились в Афинах. Стремление их, возможно, объяснялось следующими причинами:

  • Афины, будучи мировым центром ремесел, торговли и культуры, открывали для иностранцев широкие возможности в экономической сфере;
  • военная мощь Афин, сильный флот и городские укрепления делали проживание в этом государстве хотя бы относительно безопасным;
  • афиняне весьма терпимо относились к религиям метэков — свобода вероисповедания (немыслимая в тех государствах, выходцами из которых были метэки);
  • если иностранец исполнял все обязанности по отношению к Афинам — имел покровителя, платил налоги, служил в армии, он мог рассчитывать на защиту и покровительство со стороны приютившего его государства.

Пожалуй, самой многочисленной категорией афинского населения были рабы (до 100 тысяч). В Афинах существовало классическое, античное рабство, при котором большая часть продукта — ремесленного, сельскохозяйственного и даже интеллектуального производилась рабами,

Источниками пополнения рабства были:

  • военный плен;
  • покупка рабов на международных рынках ;
  • естественное воспроизводство (рождение от рабыни);
  • обращение в рабство за неуплату метэкиона (для иностранцев).

В Афинах были как частновладельческие, так и государственные

рабы, причем последние находились в более привилегированном положении (особенно рабы-полицейские — афиняне считали позором для себя исполнение полицейских функций и поручали это рабам). Отношение к рабам в Афинах было точно таким же, как и в Риме («Servi res sunt»): «рабы — это вещи », однако жестокое отношение к рабам, а особенно убийство чужих рабов наказывалось достаточно сурово (из-за боязни возникновения бунта).

Государственный строй Афинской республики в V-IV вв. до н. э.

В период наивысшего расцвета Афин существовала следующая форма государства :

  1. форма правления — республика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные);
  2. форма государственного устройства — полис (т.е. унитарное государство);
  3. политический режим — демократический (все граждане имеют хотя бы формально равные права на управление государством).

В Афинской республике стала складываться система разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга. Между тем в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание — экклесия, являвшаяся законодательным, судебным и контрольным органом). Тем не менее система органов власти в республике представляла собой следующую картину: высшая законодательная власть (и вообще верховная власть в государстве) передавалась экклесии, в деятельности которой могли принимать участие все граждане Афин, достигшие 20-летнего возраста.

Из 30-35 тысяч граждан обычно присутствовало 1—2 тысячи человек (лишь для решения вопроса об остракизме требовался кворум в 6 тысяч человек). Собрание проводилось примерно 4 раза в месяц, его повестка заранее доводилась до сведения граждан (как правило, на народное собрание ходила городская часть населения как наиболее богатая, образованная, политически активная и имеющая свободное время). Обычно голосовали путем поднятия рук (хайратония); иногда применялось тайное голосование с помощью цветных камешков, бобов, либо черепков (при остракизме имя потенциального противника демократии писалось на черепках). Вносить законопроекты и выступать в народном собрании формально мог любой, но чаще всего это делали должностные лица или так называемые демагоги — особая категория полупрофессиональных политиков.

Функции народного собрания были следующие:

  1. законодательная (проект предварительно рассматривался Советом 500, принимался народным собранием и утверждался гелиэей);
  2. избрание высших должностных лиц республики — стратегов;
  3. объявление войны и заключение мира;
  4. решение вопросов продовольственного снабжения (остро стоявших в торгово-ремесленных Афинах, зависимых от привозного хлеба);
  5. прием и отправление послов;
  6. дарование гражданства и многое другое.

В целом нужно отметить, что экклесия была органом с абсолютно неопределенной компетенцией и имела властные полномочия во всех жизненных сферах.

Гражданское право . Лфинское право подразделяло собственность следующим образом:

  • движимая (рабы, утварь, украшения) и недвижимая (земля, строения), владение которой было правом привилегии граждан, недоступной иностранцам — метэкам;
  • видимая и невидимая. Отнесение денег и драгоценностей к невидимой собственности объясняется тем, что в Афинах наиболее распространенными были штрафы и конфискация имущества и собственно деньги и украшения (в отличие от земли) было проще утаить, сделать «невидимыми». Отнесение денег к невидимой собственности связано также с тем, что деньги могут находиться в торговом ростовщическом обороте, функционировать в виде долговых расписок (хирографов).

Особенностью афинского права было раннее развитие частной собственности на землю с широкими возможностями владеть, распоряжаться, извлекать доход (в отличие от правовых систем Древнего Востока, где частная собственность на основные средства производства была развита слабо, носила подчиненный характер и доминировала государственная, храмовая, общинная собственность).

В Афинах раннее развитие частной собственности на землю может быть объяснено следующими факторами:обязательство считалась противоправной), афинское право (как и современное) на первое место ставит согласие сторон и отдает предпочтение письменной форме заключения договора , что в свою очередь может быть объяснено грамотностью большинства афинского населения.

Брак и семья — важнейшие институты гражданского права в Афинах регулировались в основном обычаями. Так же, как и на Древнем Востоке, женщина в Афинах находилась в приниженном, подчиненном положении. Ойкурема — «вещь для работы по хозяйству» — так называли афиняне своих жен. Затрудненность развода по инициативе жены, отсутствие прав на собственных детей , ограничения в имущественной сфере, возможность фактически безнаказанного убийства жены, которую муж застал с любовником — все это может быть объяснено тем, что труд женщины имел для экономики Афин очень небольшое значение (производили материальные блага в основном рабы). Отсюда и подобные ограничения, странные на первый взгляд для такого цивилизованного, культурного народа, каким были афиняне.

Существовало два типа наследования — по закону и по завещанию. Наследование по завещанию (не очень распространенное) возникало в тех случаях, когда законных наследников — детей не было. Нет сомнений в том, что позитивной чертой афинского наследственного права было уравнение в правах законных наследников — сыновей и дочерей, хотя последние получали не наследство, а приданое (наследство, обусловленное вступлением в брак).

Афиняне стремились к тому, чтобы наследственная масса не уходила за пределы семьи и рода, посему у них были весьма нередки браки между достаточно близкими родственниками — дядей и племянницей, двоюродными братом и сестрой. Такие кровосмесительные браки объясняются не какой-то особой извращенностью афинян, а весьма ограниченным кругом полноправных граждан, а также желанием сохранить нажитое имущество в рамках одной семьи или рода.

Уголовное право и процесс. В уголовно-правовой сфере Афин мы можем наблюдать определенный гуманизм, который проявляется в следующем:

  1. основными наказаниями для граждан были штрафы или конфискация имущества (в отличие от Древнего Востока, где основными наказаниями были смертная казнь , телесные и членовредительские наказания);
  2. смертная казнь для граждан могла быть назначена за незначительное число деяний (измена, безбожие, обман народа);
  3. приговоренный к смертной казни не только мог сам избрать способ ухода из жизни (меч, яд-цикута, веревка), но и самостоятельно привести приговор в исполнение:
  4. телесные и членовредительские наказания, публичные казни граждан вообще не практиковались;
  5. широко применялась атимия (бесчестие) — лишение политических прав (вид наказания, неизвестный древневосточному праву);

Подобный гуманизм, весьма необычный для тех суровых времен, видимо, был обусловлен следующими причинами:

  1. сравнительно невысокий уровень уголовной преступности среди граждан (большинство афинян относились к среднему классу общества — не богатые, но и не бедные);
  2. высокий уровень благосостояния граждан позволил заменить телесные и членовредительские наказания штрафами;
  3. граждан было немного, каждый был на счету как воин, налогоплательщик и собственник;
  4. граждане сами устанавливали для себя законы, в том числе и уголовные.

На ранних этапах афинской истории уголовное право было суровым, достаточно вспомнить печально знаменитые законы Драконта 621 г. до н. э. («драконовские меры»), карающие смертью за кражу овощей на рынке и праздность, допускающие возможность наказания не только людей, но и животных, даже неодушевленных предметов (например, упавшую статую, задавившую гражданина, афиняне приговорили к смерти и утопили). Однако в период расцвета афинской демократии и права жестокость сохранилась лишь по отношению к рабам и иностранцам.

Виды преступлений , известные уголовному праву Афин:

  • против государства (измена, обман народа);
  • против личности (убийство, оскорбление);
  • против собственности (кража, грабеж);
  • против семьи (похищение девушки, измена жены).

Основными типами наказаний были — штраф, конфискация имущества, бесчестие, изгнание, смертная казнь, телесные наказания (для рабов и метэков), продажа в рабство (для метэков).

В IV в. до н. э. Афины попадают под власть Македонии, а во II в. до н. э. становятся одной из провинций Римской империи.

Исторические условия возникновения и развития государства и права в древних Афинах и Спарте.

Общественный строй Афин и Спарты.

Государственный строй Афин и Спарты.

Право Афин и Спарты.

Вопрос 1-2.

Шёл процесс преобразования первобытнообщинного строя в государство. В рамках этого процесса шло образование различных структур в средиземноморском бассейне. Здесь община обладает некоторым отличием от восточной общины:

Завершается процесс общественного разделения труда, связанный с отделением ремесла от земледелия. Ремесло приобретает самостоятельный характер и ведёт к углублению обменных отношений и развитию торговли.

Торговля становится самостоятельным видом деятельности, новым источником богатства.

Развивается и утверждается частная собственность на основное средство производство – землю и орудия труда. Вследствие чего, начался постепенный переход от первобытнообщинного строя к государству.

В Азии государство как бы вырастает из предыдущей формации, начинает выполнять функции предыдущего – это эволюционный путь развития государства. В античной общине вышеуказанные черты ускорили переход, государство обладает новыми функциями – это революционный путь (+ деятельность легендарных личностей).

Также сильно повлиял географический фактор, природные богатства, но в Греции не было больших площадей, ждущих обработки, поэтому слабо развитое земледелие, что предопределило ускоренное формирование государства.

Социально-экономические факторы: различные виды деятельности (торговля, ремесло), быстро способствовали дифференциации общества, а следовательно образованию классов – это в античных мире произошло почти мгновенно.

Государство начинает образовываться в 8-ом в до н.э. и до 3-го в до н.э. (Спарта несколько позднее). В станах древнего Востока этот процесс занял несколько тысячелетий.

Кроме того, существенно повлияли на образование государства, перемещения на юге, в Европе, больших масс населения в 12-8-ом веке до н.э.

Мифы о образовании государства связаны с именем легендарного героя Тезея. Четыре племени, проживающих на территории Аттики были объединены в единый народ – этот процесс получил название синойкизма. Это привело к созданию совета 4-х племён, появлению Базилевса– племенного, военного вождя, совета старейшин – Буле, и народного собрания – Агора. Совет старейшин орган, который осуществлял работу по организации, когда не собиралось народное собрание. Народное собрание периодически собирающийся орган. Пошёл процесс преобразования племенных органов в государство, появляются дифференциация и противоречия между членами некогда единого общества. Тезей разделил общество на три группы: эвпатридов, геоморов, демиургов. Первые получили преимущество при зачислении на высокие должности, остальные могли участвовать в народном собрании.



Ускоренная дифференциация привела к замене функции управления общественными работами, функцией личного обогащения. В этих условиях возникает такой вид обогащения, как периодические набеги на соседей. Противоречия в обществе постепенно всё более обостряются. Поэтому возникает потребность в органе, который бы урегулировал бы эти противоречия, возникла должность архонтов, они избирались из числа эвпатридов (сначала пожизненно, потом на 10, 5, 1 год, первоначально в составе 5, затем 9 человек). Они пришли на смену базилевсу. Возникновение новых должностных лиц, привело к созданию нового органа вместо совета старейшин – Ареопагу, который избирал архонтов и контролировал их деятельность. Постепенно в состав ареопага входят бывшие архонты. Таким образом возникает орган родоплеменной знати и соответственно аристократии, они становятся наиболее зажиточной частью населения. Здесь мы опять сталкиваемся с мифологическими личностями, способствующими образованию государства. Солон – будучи избран архонтом в 594 г. до н.э.отменил все долги. С упразднением долговой головы, запретил продажу афинских жителей в рабство и выкупил уже проданных. Также Солон разделил всех афинян по имущественному признаку. Имеющих доход более 500 медимнов – получили название медимнов, до 300-т медимнов – всадники. Граждане от 200-т зевгиты, все остальные – феты, это обедневшие горожане и общинники. Солон ликвидировал совет старейшин и создал совет 400-т. Представительство в новом органе имели и бедные и богатые, также он выполнял функцию суда присяжных – гелиэя. Все высокопоставленные места принадлежали первым двум группам афинского населения, которые отстаивали свои интересы. Феты могли участвовать в народном собрании, а затем в гелиэя. Это привело к изменению характера взаимоотношения между различными общественными группами при образовании государственности.

Следующие легендарные личности это Крисфен, Перикл, Гариаль. Крисфен уничтожил совет 400-т, и заменил его советом 500-т. Он разбил территорию Афин на территориальные единицы – Филы, каждая из них посылала 50-т своих представителей в совет 500-т. Каждая фила состояла их трёх частей (прибрежная, городская, земледельческая). Также были Демы – тоже территориальная единицы, это подорвало все первобытнообщинные структуры. Гариаль изменил роль ареопага, доведя его до судебного органа. Каждый орган выражал интересы той или иной группы, на том или ином этапе своего развития.

В Спарте общественный строй формировался благодаря завоевательной деятельности. Архадет – вождь, совет старейшин – Герусия, народное собрание – Апелла. Коренное население – илоты, его поработили завоеватели спартанцы, другая группа, которая имела некоторые свободы – пэлиэты. Господствующий общественный слой – спартиаты. Противоречия между ними породили особый характер государственности. Характерным для спартанской общины было то, что она не была земледельческой, спартиаты имели землю, но не обрабатывали её, использовали труд илотов. Земля передавалась с илотами. Экономической основой являлась общинная собственность, можно было использовать чужое имущество, это обеспечивало равенство. Попытка сохранить главенствующее положение спартиатами была связана с именем Ликурга, был заключён договор, который предопределил равенство между спартиатами и неравенство между остальными.

По форме правления в Афинах сложилась рабовладельческая, демократическая республика. В Спарте рабовладельческая, аристократическая республика с элементами монархии. Система органов Афин:

Народное собрание, состоящее из свободных афинских граждан, без чужих и рабов. Созывалось четыре раза в год, затем до 40 раз в год. Это законодательный орган.

Совет 500-т, все афинские граждане по жребию.

Гелиэя, орган осуществляющий контроль за другими в составе полноправных афинян. Был также и судебным органом, все решения народного собрания требовали утверждения в гелиэя.

Коллегия 10-ти стратегов, этот орган окончательно устранил ареопаг.

Система органов Спарты:

2 царя, сначала выборные с 7-го века до н.э. наследственная должность.

Герусия, совет старейшин

Апелла, народное собрание. За деятельностью царей осуществлялся контроль эфорами – особым институтом должностных лиц, избиравшимися герусией.

Нормотворчеству как основе источников права отдаётся предпочтение в современной науке. Законы становятся во главе общества. Источники создания права, акты народного собрания. Также личности трактовали свои законы. Законы становятся преобладающей формой права Афин и Спарты. Среди важнейших институтов права – институт права собственности.

Литература:

1. История древней Греции (под ред. В.И. Авдиева, Н.Н. Пикуса, А.Г.Бокщанина). М.,1972.

2. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. М.,1976.

3. Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М.,1966.

4. Доватур А.И. Рабство в Аттике в V веке до н.э. М., 1979.

5. Кошеленко Г.А. Эллинистический полис на Востоке. М., 1979.

6. Маринович Л.П. Греческое наемничество IV века до н.э. и кризис полиса. М., 1975.

7. Фролов Э.Д. Греческие тираны. Л., 1972.

Государства в греческом мире образовывались и долгое время существовали в виде полисов - небольших по размеру городов- государств (Афины - один из самых мощных греческих полисов вдоль границ можно было обойти за день).

Отсутствие политического единства, небольшие размеры греческих полисов могут быть объяснены следующими факторами:

1) государства сложились как непосредственный результат крушения родоплеменных отношений в сравнительно небольших коллективах людей;

2) отсутствовали экономические предпосылки объединения - в отличие от древневосточных государств, огромные размеры которых зачастую были обусловлены единой ирригационной системой, в греческом мире не было крупных рек, пригодных для ирригации;

3) ориентация торговли греческих полисов на внешний рынок, что препятствовало созданию единого экономического пространства;

4) природа Греции (труднопроходимые горы) способствовала разобщению ее народов.

Греческие полисы (их было несколько сотен) были расположены не только на территории материковой Греции, но и на островах, а также в Италии, Крыму, Малой Азии. Пожалуй, наибольшую роль в греческой античной истории сыграли Афины, до сих пор являющиеся столицей Греции.

(Для более глубокого изучения материала данного параграфа следует обратиться к списку рекомендованной литературы).

Еще по теме §1. Особенности образования греческих государств:

  1. § 1. О некоторых взаимосвязях средневековой книжности, юридической образованности и правовой интеллектуальности вместо историографии
  2. § 11. Характер и формы образования в Московском государстве XVI в.
  3. Концепция «государственного крепостного права» и общинно-государственная модель правовой эволюции российского крестьянства

PAGE \* MERGEFORMAT 2

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

на тему: «Особенности образования государств в античном мире. Полисная система »

Выполнил:

Студент 1 курса

Юридичуского факультета

Группы ЗЮ-30-14

Езюкоа Юрий

Чебоксары

2015

Введение…………………………………………………………………………………….3

  1. Особенности образования государств в античном мире…………………………4
  2. Полисная система…………………..……………………………………………….6

Заключение…………………………………………………………………………………10

Список литературы………………………………………………………………………...11

Введение

Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по типу "закрытого общества". Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III—II тысячелетии до н.э., причем не без заметного влияния восточного мира.

В последующем, особенно в период "великой колонизации" (VIII—VII вв. до н.э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Греческие города в Малой Азии — Милет, Эфес и др. стали распахнутыми воротами, через которые осуществлялись торговые, культурные и иные связи тогдашних Востока и Запада.

Все возрастающие политические контакты греков, а позднее римлян с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.

Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III—II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев).

Завоевание привело к перемешиванию и к скрещиванию различных культур, языков и народов, что породило высокую крито-микенскую цивилизацию, представленную целым рядом возвышавшихся и приходивших в упадок государств (Кносского, Микенского царства и т.д.).

К VI—V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции.

В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится, как свидетельствует последующая история, огромной созидательной силой.

1. Особенности образования государств в античном мире

Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по типу "закрытого общества". Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III-II тысячелетии до н.э., причем не без заметного влияния восточного мира. В последующем, особенно в период "великой колонизации" (VIII-VII вв. до н.э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким. Греческие города в Малой Азии - Милет, Эфес и др. стали распахнутыми воротами, через которые осуществлялись торговые, культурные и иные связи тогдашних Востока и Запада. Все возрастающие политические контакты греков, а позднее римлян с восточными странами позволяли им использовать и переосмысливать чужой, заморский государственно-правовой опыт, искать свои более рационалистические подходы к законотворчеству и к политике.

Создание первых протогосударств, а затем и более крупных государственных образований на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря в III-II тысячелетии до н.э. было результатом завоевания греками-ахейцами автохтонного населения этого региона (пеласгов, минойцев). Завоевание привело к перемешиванию и к скрещиванию различных культур, языков и. наро дов, что породило высокую крито-микенскую цивилизацию, представленную целым рядом возвышавшихся и приходивших в упадок государств (Кносского, Микенского царства и т.д.).

Монархический характер этих государств, наличие крупного государственно-храмового хозяйства и земельной общины свидетельствовало об их сходстве с типичными восточными монархиями. Крито-микенские традиции еще долго сказывались на последующей государственности греков-ахейцев, для которой было характерно наличие общинного уклада, связанного с царским дворцом, выполнявшим функции верховного хозяйственного организатора.

Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад. Последовавшие за дорийским вторжением "темные века" (XII в. до н.э. - первая половина VIII в. до н.э.), а затем и архаический период вновь вернули эллинов к племенной государственности и протогосударствам.

Своеобразное сочетание внутреннего и внешнего факторов в процессе генезиса государства в Греции делает недостаточно убедительным распространенный в отечественной литературе тезис о том, что возникновение государства в Афинах происходит в "чистом виде", т.е. непосредственно из разложения родового строя и классообразования. Существенное влияние внешнего фактора, в частности этрусского, еще не в полной мере изученного, сказалось и пагенезисе римского государства.

Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, особенно таких, которые требовали бы, как на Востоке, проведения коллективных ирригационных работ. В античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Уже в III тысячелетии до н.э. греки широко использовали бронзу, а в I тысячелетии до н.э. орудия из железа, что способствовало повышению эффективности труда и его индивидуализации. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

2. Полисная система античного мира

Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств - полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

Географическая и политическая замкнутость полиса (в материковой части и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т.е. от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего - греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию.

С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т.д. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы - аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

Само развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В конце II тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.

Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т.д. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т.д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами, обычно выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности и ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени отражающей общие интересы гражданской и политической общины.

К VI-V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится, как свидетельствует последующая история, огромной созидательной силой.

В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является то, что конфронтация двух "полисных сверхдержав" втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.

Причиной гибели дневнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подводят окончательную черту под полисными порядками. Что же касается самой поздней Римской империи, то она окончательно порывает с республиканско-полисной демократией и все больше приобретает, особенно в восточной своей части черты средневековой государственности.

Заключение

Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно и с более значимыми социальными последствиями, чем это имело место в других странах древнего мира.

Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию.

Само развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств.

Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозной прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т.д. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев „ и плебеев в Риме и т.д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.

Причиной гибели древнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

К I в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.

Список литературы:

  1. Всеобщая история государства и права. / Под ред. К.И. Батыра. - М., 2011.
  2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М., 2000.
  3. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А.Жидкова и Н.А.Крашенниковой. Ч. 1. - М., 2007.
  4. Лурье И.М. История Греции. Курс лекций. - М., 2007.
  5. Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2003.