Практически все планируемые изменения в ЕГЭ 2018 года носят непринципиальный характер. Разработчики ЕГЭ в этом году проявили консервативность и кардинальных перемен ожидать не стоит.
При сравнении изменений в ЕГЭ по разным предметам в 2018 году можно выделить:
- внесение нового задания;
- усовершенствование инструкций по выполнению заданий;
- корректировку формулировок заданий;
- уточнение и переработку критериев оценивания.
Какие изменения вводятся в ЕГЭ по русскому языку в 2018 году?
После кардинального сокращения заданий в 2015 году это первое изменение, которое мы наблюдаем. Принципиально структуру, задания, содержание и форму экзамена это новшество не меняет. Вводится задание под номером 20 – это значит, что количество заданий становится не 25, а 26. При этом общая сумма первичных баллов увеличивается с 57 до 58.
Если мы обратим внимание на «Демонстрационный вариант» ЕГЭ 2018, то обнаружим там задание по лексическим нормам. Такое задание уже было в ЕГЭ по русскому языку даже тогда, когда ЕГЭ только-только задумывали и вводили экспериментально в 2000 г., так что в нем нет ничего нового.
Новое задание
Изменения ЕГЭ по литературе в 2018 году.
Весь прошлый год с подачи нового министра образования Ольги Васильевой шла дискуссия о ЕГЭ по литературе. Выдвигались предложения сделать этот экзамен исключительно творческим. Однако специалисты столкнулись с многими проблемами – как точно оценить творчество. Это очень сложно. Публиковалась даже новая модель ЕГЭ по литературе, опубликовано 2 статьи в журнале ФИПИ об изменениях в ЕГЭ, однако решили в этом году новую модель не вводить. Но, что радует, изменили критерия оценивания письменных работ. Теперь оценивать будут гораздо лучше, исключены субъективные и спорные формулировки – «обоснование выбора произведения для сравнения», «глубина раскрытия темы» и пр. При этом после совершенствования системы критериев первичный балл увеличился с 42 до 57.
«Разбалловка» 2017
«Разбалловка» 2018
Если сравнивать «Разбалловки», то можно отметить, что в 2017 году соотношение баллов базовых заданий к заданиям повышенной сложности и высокой сложности было практически равноценным 29 х 38 х 33.
А вот в 2018 году наблюдается резкий перекос в сторону заданий повышенной сложности – 21 х 53 х 26. Это значит, что более половины баллов будут обеспечивать 4 задания. Снизилось значение базовых заданий и снизилось значение основного большого сочинения.
Всем известно, что ежегодно ЕГЭ подвергается изменениям. Главный экзамен в жизни выпускников становится всё более и более сложным. Количество бюджетных мест уменьшается, также как и численность школьников, способных похвастаться высокими баллами. Публикация проекта ЕГЭ 2018 привела в шоковое состояние многих, ведь выпускники в надежде на получение 80 баллов и больше на ЕГЭ обзаводились подготовительной литературой, чтобы заранее начать осваивать материал! Однако эти сборники перестали быть актуальными.
Русский язык
Ранее ученики выпускного класса занимались решением 25 заданий на главном экзамене, но в 2018 их перечень дополнился 26-ым. Оно касается темы лексических норм, и призвано проверить ученика на предмет умения отыскать и исправить ошибку речи в предложении. Демонстрационная версия задания представляет собой пример с плеоназмом, в котором важно отыскать лишнее слово с целью его выписки. Ученикам предлагается пользоваться не отдельно взятыми правилами русского языка, а учиться придерживаться языковых норм.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Наблюдается устойчивая тенденция к усложнению экзамена по данному предмету. Средний балл по нему (68-69) считается более высоким, нежели по иным предметам. Не сложно определить, что с новым заданием у выпускников возникнут сложности по причине неглубокого изучения данной темы. Старые задания также подверглись коррекции, а именно: были дополнены доселе не изучаемыми терминами, правилами и словами.
Литература
Масштабные изменения ждали также экзамен по литературе. Еще недавно сочинения за 8, 9, 15, 16 оценивались в четыре балла, однако на сегодня за 8, 15 - они получат пять баллов, а работы за 9, 16 будут оценены - в десять. Таким образом, задания делятся на уровни сложности (9, 16 более сложные, в отличие от 8, 15). Произошло увеличение максимального балла до 15. Одной темой (четвертой по счету), дополнено 17 сочинение. Это произведение из новейшей литературы! Подверглись изменениям критерии оценивания сочинений: выпускнику грозит потеря внушительной сумы баллов за речевые ошибки, касающиеся знаний русского языка, которые ранее при проверке не учитывались. В связи с увеличением планки ученики обязаны будут максимально внимательно заниматься проработкой любого из критериев, чтобы набрать максимальный балл. Список требований стал более длинным, при этом изучение устаревшей информации чревато печальными последствиями для выпускников.
Обновлено: 2018-01-17
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
ЕГЭ – одна из самых животрепещущих тем в России. В начале появления подобной формы проверки знаний было много споров: вводить или не вводить? Сейчас такая форма проверки знаний уже не пугает учеников, однако обсуждения вокруг нее по-прежнему не утихают. Главный вопрос грядущего учебного года: введут ли устную часть на ЕГЭ по русскому языку?
Как известно, Министерство образования ежегодно дорабатывает экзаменационные КИМы единых госэкзаменов. Так как в 11 классе обязательными для сдачи являются только русский и математика, то особый интерес возникает именно вокруг этих предметов. Итак, давайте посмотрим изменения в ЕГЭ по русскому языку в 2018 году.
ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей: часть с краткими ответами и сочинение. По мнению большинства учителей, а также вузовских преподавателей, выпускники школ зачастую не умеют грамотно формулировать свои мысли, затрудняются в свободных рассуждениях и не умеют аргументировать собственную позицию. Эта проблема выявила слабые стороны школьного образования. Несмотря на то, что несколько лет назад убрали тестовые задания и уже ввели декабрьское сочинение, которое фиксирует допуск или не допуск учащихся к сдачи госэкзамена, этого оказалось не достаточно. Поэтому было решено ввести устный ответ.
Итак, по мнению специалистов, устная часть экзамена позволит ученикам научиться:
- Формулировать мысли литературным языком.
- Развить способность рассуждения.
- Сформировать навыки аргументированного общения.
- Расширить у выпускников школ знания в области ораторского искусства.
- Быть конкурентоспособными в профессиональной сфере.
На самом деле, это не является новшеством. Уже давно ученики освоили устную часть в ОГЭ по английскому языку. Она позволяет выявлять способность учащихся понимать текст, выделять основную мысль и формулировать грамотные ответы.
Как будет проходить устный экзамен?
В некоторых областях уже прошли тренировочные экзамены по русскому, где ученики сдавали устную часть компьютеру. Школьники апробировали новые задания и отметили один важный недостаток: ответы других экзаменуемых мешают сосредоточиться. Чиновники пообещали, что в будущем это исправят, и дети смогут сдавать разговорный экзамен по русскому языку в отдельных кабинетах. Как это реализуется на практике – пока неизвестно.
Как же будет в 2018 году?
В ЕГЭ по русскому языку в 2018 году не будет устной части , в отличие от , где школьникам многих регионов России в 2018 году всё-таки придётся разговаривать на экзамене.
На официальном сайте ФИПИ были опубликованы все новшества в ЕГЭ 2018 года. В ЕГЭ по русскому языку главное изменение в заданиях первой части – это №20 . Теперь данное задание направлено на проверку знаний лексических норм русского языка. Ученикам необходимо соотнести предложение с ошибками, которые там допущены. Так же максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен с 57 до 58 .
Опытные учителя уже советуют готовиться ученикам 10-х классов к проведению устной части экзамена по русскому языку, т.к. вероятно она появится уже в 2019 году. Что необходимо делать?
- Читать с выражением вслух тексты различных стилей.
- Учиться формулировать главную мысль текста.
- Аргументированно озвучивать свою позицию по прочитанному тексту.
- Грамотно изъяснять собственные мысли.
Демоверсия экзамена
- Скачать демоверсию: ege-2018-rus-demo.pdf
- Скачать архив со спецификацией и кодификатором: ege-2018-rus-demo.zip
Чего хотят чиновники?
Министр образования не одобряет резких изменений. Возможно, это и хорошо. Ведь Единый государственный экзамен до сих пор является стрессом для выпускников. По статистике, многие ученики не стремятся попасть в вузы только из-за пугающей процедуры ЕГЭ. На самом высоком уровне обсуждается введение дополнительно третьего обязательного предмета для сдачи в 11 классе. Предположительно, это будет история. Чиновники считают, что если увеличить число обязательных предметов для сдачи, то дети будут считать это «обычным делом» и перестанут бояться.
Пойдет ли это на пользу школьникам? Каждый ответит на этот вопрос сам. Ученикам можно пожелать только удачи на экзаменах.
Изменения в ЕГЭ происходят каждый год, однако большая их часть не имеет принципиального значения. Меняется порядок заданий, какие-то из них усложняются, какие-то упрощаются… Но вот новые критерии оценки задания №27 по русскому языку (сочинение по тексту) выдвигают и принципиально новые требования к подготовке выпускников. А сочинение - это, между прочим, 24 из 58 первичных баллов, или 41 из 100 тестовых!
Как изменились требования к сочинению? Сможете ли вы сами написать его с учетом новых критериев? Разбираемся!
Аргументы теперь не обязательны
Любая мама, чей ребенок окончил школу в последние несколько лет, знает, что как важен в сочинении «литературный аргумент». Если вы до сих пор не интересовались этой темой, перескажем суть проблемы вкратце: сочинение - самое сложное и «дорогое» задание ЕГЭ для 11-классников по русскому языку. Его пишут по небольшому отрывку текста, который приведен тут же, в тексте задания.
” Оценивалось сочинение по ряду критериев, среди которых одним из основных было умение подтвердить или опровергнуть точку зрения автора на проблему, используя так называемый «литературный аргумент» - пример из художественной, публицистической или даже научно-популярной литературы.
Хотя тексты, которые будут использованы в ЕГЭ, оставались секретом до самого последнего момента, основные темы известны заранее и не меняются уже несколько лет. Поэтому репетиторы и курсы подготовки к ЕГЭ (да и школы, чего уж там) предлагали школьникам зазубрить примеры из «банка аргументов»: любовь - «Евгений Онегин», человек и природа - «Прощание с Матёрой», роль искусства в жизни - «Письмах о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева… В результате сочинения выпускников, написанные самым честным образом, порой походили друг на друга, как две капли воды. Не вникая в тонкости проблематики обсуждаемого текста, они натягивали на него заученные «аргументы из банка», как сову на глобус. Получалось, мягко говоря, не очень.
Мы решили познакомиться с популярными в интернете «банками аргументов» и, честно говоря, ужаснулись их прямолинейной примитивности.
Проблема: поиск смысла жизни в современном мире. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» американский миллионер служил «золотому тельцу». Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.
Проблема: внутренняя красота человека. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.
Проблема: бережное отношение к природе. Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирает их в лодку, двух заболевших вылечивает. Лес для него - дом, и о тех, кто живет в нем, дед Мазай заботится, оберегает. Такое отношение - урок любви к природе, любви бережной и разумной.
В 2019 году принципиально меняется позиция в отношении сочинения. Акцент смещается на понимание обсуждаемого текста. В 2018 году нужно было в представленном тексте найти проблему; прокомментировать ее, приведя, как минимум, два примера из текста. Теперь же нужно пояснить, почему выбраны именно эти фрагменты, и показать взаимосвязь между ними.
” Если раньше за это действие полагалось три первичных балла, то теперь - целых пять.
В 2018 году свое отношение к проблеме нужно было подкрепить хотя бы двумя аргументами, причем один из них должен был взят из художественной, публицистической или научной литературы. Теперь неважно, как именно выпускник будет подтверждать свою точку зрения, главное - убедительность.
” Раньше за аргументацию своего мнения можно было получить три балла, теперь же - только 1.
Это не значит, что выпускник не может апеллировать к авторитету литературных классиков, просто теперь это не обязательно.
Без аргументов - хорошо или плохо?
Строго говоря, русский язык и литература - это разные предметы. Литературная аргументация, конечно, демонстрировала такое важное достоинство ученика, как начитанность. Но экзамен по русскому должен выявлять совсем другие качества: способность понять текст, вычленить его суть, сформулировать проблему и поддержать диалог.
” Если рассуждать здраво - именно эти навыки обязательны для любого гражданина, какую бы профессиональную стезю он не выбрал (ведь результаты экзамена по русскому, в отличие от математики, учитываются при поступлении в любой вуз, на любую специальность). А уж читал будущий стоматолог или теплотехник Лихачева, или не читал, это, по большому счету, вопрос не принципиальный.
Если бы экзамен по русскому имел, как экзамен по математике, два уровня - базовый и профильный, многие «технари» наверняка предпочли бы сдавать базу. Но, поскольку такого варианта предложено не было, а каждый балл за русский при поступлении на счету, появились на свет «банки аргументов» и каталоги сочинений.
И вот теперь ситуация развернулась не на 180 градусов, но, скажем так, на 90. В основе сочинения - не эрудиция, а точность понимания текста и убедительность рассуждений. Будет ли экзамен от этого проще? Отнюдь! Достаточно изучить методические рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года, чтобы понять: именно комментарий к основной проблеме текста стал камнем преткновения для многих выпускников:
Статистика выполнения работы в целом и отдельных заданий позволяет выявить основные проблемы в подготовке экзаменуемых по русскому языку. Как и в предыдущие годы, остаются недостаточно усвоенными разделы курса, связанные с формированием коммуникативной компетенции. Недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие необходимой практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве написания сочинения-рассуждения. Выполнение задания с развернутым ответом (26) продемонстрировало наиболее распространенные ошибки, связанные с информационной обработкой текста и изложением собственных мыслей по поводу прочитанного.
По критерию К2 (комментирование обозначенной проблемы исходного текста) получили 3 балла только 47,5% выпускников; 2 балла 32%; 1 балл 13,8%. Уровень сформированности у выпускников умения проводить текстовый анализ по-прежнему недостаточно высокий.
С одной стороны, в сочинениях выпускники обосновывают актуальность проблемы, раскрывают ее значимость для автора текста, заостряют внимание на текстовых деталях, иллюстрирующих проблему. С другой стороны, экзаменуемые часто углубляются в собственные размышления без опоры на исходный текст или используют просто его пересказ. Многие выпускники не считают необходимым включать в сочинения два обязательных примера-иллюстрации, важные для понимания проблемы исходного текста.
Что нам стоит… написать сочинение!
Наверное, многие из наших читателей сейчас несколько сбиты с толку. А трудно ли увидеть проблему в тексте? Вроде, это совсем несложно, правда? А найти два подтверждающих примера? А взаимосвязь между ними? Что ж, попробуйте свои силы на демоверсии ЕГЭ по русскому языку - 2019. В качестве текста для обсуждения там приведет отрывок рассказа «Пугало» писателя Николая Лескова. Текст мы помещаем под спойлер.
Текст из демонстрационного варианта ЕГЭ-2019
Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами...
Кстати, о деньгах. При упоминании о них тетушка сейчас же воскликнула:
Ах, боже мой! Да где же моя шкатулка?
В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? Ее, представьте себе, что ее не было! Да, да, ее-то одной только и не было ни в комнатах между внесенными вещами, ни в повозке - словом, нигде... Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь - в руках Селивана...
Я сейчас скачу, скачу туда... Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдет! - говорил исправник. - Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать...
Но только исправник опоясался своею саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошел Селиван с тетушкиной шкатулкой в руках.
Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.
Забыли, возьмите, - глухо произнес Селиван.
Более он ничего сказать не мог, потому что совсем задыхался от непомерной скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.
Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.
Шкатулка была в полной целости. Тетушка сняла с шеи ключик, отперла ее и воскликнула:
Все, все как было!
Сохранно... - тихо молвил Селиван. - Я все бёг за вами... хотел догнать... Простите, что сижу перед вами... задохнулся.
Отец первый подошел к нему, обнял его и поцеловал в голову.
Селиван не трогался.
Тетушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.
Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.
Возьми то, что тебе дают, - сказал исправник.
За что? Не надо!
За то, что ты честно сберег и принес забытые у тебя деньги.
А то как же? Разве надо нечестно?
Ну, ты... хороший человек... ты не подумал утаить чужое.
И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил: он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.
Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тетушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене теплую шубу. На обратном пути они опять заехали к нему и еще привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.
Он брал все вежливо, но неохотно и говорил:
На что? Ко мне теперь, вот уже три дня, все стали люди заезжать... Пошел доход... Щи варили... Нас не боятся, как прежде боялись.
Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка, и я пил у него чай и все смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»
Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое... Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?
В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он у всех сделался человеком любимым и почитаемым.
Если вы не смогли сформулировать проблему, вот вам подсказки, а вернее, правильные ответы от ФИПИ. Итак, в тексте ставятся следующие проблемы (под спойлером).
Проблемы текста из демонстрационного ЕГЭ-2019
- Проблема неприятия человека обществом.
- Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке.
- Проблема проявления внутренней красоты человека.
- Проблема доверительного отношения к человеку.
- Проблема проявления честности.
- Проблема благодарности.
Ну как, определили проблему? Теперь нужно найти к ней два примера-иллюстрации из текста, пояснить важность каждого примера и указать на взаимосвязь между ними. Теперь, когда вы продемонстрировали понимание проблемы, нужно сформулировать позицию автора (рассказчика) по отношению к ней. И теперь можно выразить свою позицию по отношению к позиции автора (вот так замысловато). Итак, вы все это сделали. Сколько первичных баллов вы получите?
- Определение и формулировка проблемы (одной из тех, что увидели в тексте специалисты ФИПИ) - 1 балл .
Немного, но без этого никуда. Если ошибетесь здесь, то и все последующее тоже будет неверно.
Привели два примера из текста, иллюстрирующие проблему, и показали взаимосвязь между ними - самая дорогая часть ответа, 5 баллов .
Вот и все, еще 16 баллов за сочинение можете получить за стилистику, пунктуацию и орфографию.
Удачной сдачи ЕГЭ всем выпускникам и… их мамам!
Подготовила Ирина Ильина