» » ИС Контингент: дети, семья и персональные данные. В россии официально запускается система тотальной слежки за населением от рождения и до самой смерти Программа контингент дополнительное образование

ИС Контингент: дети, семья и персональные данные. В россии официально запускается система тотальной слежки за населением от рождения и до самой смерти Программа контингент дополнительное образование

Централизованные сведения обо всех детях России и их родителях через систему "Контингент" поступят в руки частного бизнеса и собирать их будут без согласия родителей.

Опыт пилотных регионов показал, что родители не узнают, какие данные собраны на их детей и на семью: доступ к информационной базе "Контингент" родители не получат.


В Правозащитный центр "Иван Чай" поступило письмо от одной мамы:

"Пожалуйста, помогите разобраться. Ребенок принес из художественной школы согласие на обработку персональных данных в межведомственной ИС "Контингент", которое мне надо подписать. В меру своих возможностей изучив информацию об этой системе, сделала для себя вывод, что предоставление такого согласия несет угрозу безопасности семьи.

Подскажите, имею ли я право не подписывать данное согласие и какие юридические последствия может повлечь за собой такой отказ?

Вчера в канцелярии художественной школы на мою реплику о нежелании подписывать согласие, сказали: "Понимаем...". В связи с этим я сделала вывод, что, похоже, я не одна такая, и отправили к директору. Директора на месте не было. Вопрос остается открытым."

Через два дня - еще одно письмо от нее же:

"Продолжение следует. Сегодня дочка принесла анкету уже из общеобразовательной школы. Там ничего не упоминается о "Контингенте", но сведения просят все - вплоть до места рождения родителей.

Мне непонятно, каким образом это может помочь в организации учебного процесса.

Я позвонила учителю, она уточнила - да, эти сведения для "Контингента". Сказала, как и Вы, что можно отказаться, но будут проблемы с участием в олимпиадах и сдачей ЕГЭ.

Дочка - ладно, она в 3 классе, надеюсь пока отказаться, а со временем, может, весь этот "Контингент" рухнет. А вот сын - в 11 классе. С трепетом жду и из его школы подобных бумаг. Хотя, возможно, я раньше уже подписала все, что собирателям нужно было, пока еще не задумывалась об этом.

Я не нашла наш город в списке пилотных регионов ИС Контингент, но вижу, что "Контингент" начали лихорадочно внедрять, начиная с сентября.

Сначала услышала об этом от мужа - он работает в спортшколе. А на прошлой неделе выдали дочке на подпись согласие в художественной школе, теперь вот в общеобразовательной. Спасибо огромное, что отзываетесь, чувствую себя просто в вакууме, единомышленников пока не вижу и в интернете очень мало информации об этом звере.

Я вообще хочу написать, что соглашаюсь только на неавтоматизированную обработку данных. Дальше уже действовать по ситуации."

Кстати, эта же мама написала, что ее дочке-третьекласнице без ее согласия в школе провел осмотр врач-гинеколог, после чего она была вынуждена написать отказ от медицинского вмешательства. Но это в качестве лирического отступления, вернемся к теме.

Поводов для того, чтобы вновь поднять тему создания единой межведомственной базы "Контингент" на всех детей России много. Главный - это то, что ИС "Контингент" из казавшегося фантастическим проекта Минобра и Минкомсвязи превратилась в реальность.

Это подтверждает и проект закона № 1048557-6 "О создании государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам", который с апреля 2016 года находится в Государственной Думе и уже принят в первом чтении 10 июня 2016 года, и проведенные в регионах тендеры, и письма из регионов, и единый сайт системы, и тревожные сведения от сотрудников сферы образования.

В распоряжении Редакции РИА "Иван Чай" поступила информация от одного из руководителей сферы образования одного из регионов России летом 2016 года:

"Высылаю вам письмо, на мой взгляд, с очень важной инсайдерской информацией, касающейся персональных данных всех детей до 18 лет на территории РФ.

Вчера в городе прошло межведомственное совещание для руководителей коррекционных школ-интернатов, учреждений спо, службы исполнения наказаний. Тема: внедрение базы "Контингент" для учёта детей до 18 лет.

Программа общефедеральная. На местах исполнитель разыгрывается по торгам. В нашей области за техническую сторону отвечает ГУ "....", за "начинку" - Институт усовершенствования.

Как сказал замминистра образования области В., проводивший совещание, база уже внедрена в дошкольном образовании.

На очереди - государственные образовательные организации и муниципальные школы (совещание сегодня). Замминистра ссылался на Постановление Правительства и распоряжение Президента РФ (номера не называл).

Ещё более странно: когда в конце совещания директор одного колледжа попросил прислать всем информационное письмо, то в этом ему было отказано...

Как всегда, всё очень спешно: в июле-августе сотрудник от каждого учреждения должен пройти обучение и к 01.09. забить персональные данные на всех обучающихся в систему.

Насколько я понял, по РФ сроки поставлены - до 30.11.2016 г.

Для начала речь идёт о персональных данных обучающихся, учебных планах/рабочих программах. Сама программа - очень ёмкая: в неё даже входят электронные дневники/электронные журналы. В перспективе - полный отказ от бумажных носителей.

Вот такие пироги..."

Так что очевидно, что системой "Контингент" озабочены далеко не только родители.

На федеральном уровне внедрение системы ИС "Контингент" проводит Министерство образования и науки РФ на основе утвержденной Правительством Концепции создания Единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся.

В МинОбре считают, что создание АИС «Контингент» позволит повысить «эффективность принятия управленческих решений, связанных с развитием детского образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также других областей, ориентированных на работу с детьми».

Внедрение АИС «Контингент» идет в три этапа:

На первом этапе в систему образовательной организацией должны быть внесены

1) персональные данные ребенка

(ФИО, дата и место рождения, пол, СНИЛС, гражданство, реквизиты свидетельства о рождении или другого документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации/фактический по месту жительства/пребывания)

2) персональные данные родителей/законных представителей

(ФИО, дата рождения, СНИЛС, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность).

На втором этапе будут внесены дополнительные специальные сведения

(Данные о здоровье: группа здоровья, медицинская группа, группа и причина инвалидности, наличие потребности в адаптивной программе обучения, наличие потребности в длительном лечении),

Примечательно, что создают ИС КОНТИНГЕНТ, содержащую все персональные данные на все 28 млн российских детей и их родителей, вовсе не государственные структуры.

Какая ответственность за безопасность хранения данных предусмотрена разношерстным региональным ООО, ОАО, ЗАО, которым, в рамках частно-государственного партнерства, передают огромные скопления персональных данных - никому неизвестно.

Какие гарантии безопасности могут предоставить эти фирмы и фирмочки - тоже неизвестно.

К примеру, для Томска ИС "Контингент" разработает и внедрит ОАО "Ростелеком".

В Перми в тендере на ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ПО СОЗДАНИЮ ПОДСИСТЕМЫ КОНТИНГЕНТ КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ преимущества отданы "субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным НКО".

Тендер выиграла пермская фирма ЗАО "БИОНТ", форма собственности - частная. За создание базы "Контингент" для Пермского края эта фирма, созданная в 2012 году, получит 8 млн 400 тыс бюджетных рублей.


Как сообщает сайт пермской школы №59 в Презентации для родителей, "родители и учителя доступа к базе "Контингент" не имеют".

Более того, на сайте Пермского лицея №9 в разъяснениях от 2015 года имеется информация о том, что в ближайшем будущем согласия родителей на предоставление персональных данных своих детей для "Контингента" уже и не понадобится. Их будут просто ОБЯЗЫВАТЬ предоставлять все сведения:

"На федеральном уровне готовится пакет нормативно-правовых документов и изменений в федеральное законодательство, которые будут приниматься весной 2016 года, ОБЯЗЫВАЮЩИЕ родителей/законных представителей предоставлять персональные данные по детям и по родителям в региональную образовательную систему."

Да и зачем согласие? Уже сейчас замруководителя Управления федеральной службы по надзору в сфере связи г. Пензы Секнин А.Л. уверяет в ответе на запрос о необходимости согласия на предоставление и обработку персональных данных, что согласия не требуется.

"Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных без согласия субъекта допускается в случае, если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Таким образом, если в образовательном учреждении обрабатываются персональные данные в объеме и случаях, предусмотренных требованиями законодательства Российской Федерации, получение оператором согласия на обработку персональных данных не требуется."

Во всех регионах России формированием базы ИС "Контингент" уже давно занимаются региональные министерства и департаменты образования.

Так, в Москве Приказом Департамента образования г. Москвы от 4 декабря 2015 г. № 3511 "О закреплении образовательных организаций за микрорайонами (территориями) города Москвы" все улицы города закреплены за конкретными школами по территориальному признаку. Эти школы "отвечают" за сбор данных о детях с прикрепленных к ним улиц для ИС "Контингент".

Вход в систему "Контингент" Москвы запаролен и возможности для регистрации посторонним не предоставляет: contingent.mos.ru

Мы видим, что аналогичная работа ведется одновременно во всех регионах.

Основанием для внедрения АИС "Контингент" в России считаются следующие нормативные документы:

1) Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 584 «Об использовании федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме",

2) Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» ,

5) Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2014 N 2125-р "Концепция создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам"

Информационную систему "Контингент" должны запустить к концу 2016 года по всей России. Гигантский цифровой маховик запущен, и остановить его уже невозможно. К чему он приведет в перспективе - пока предугадать трудно. Ведь на каждого будущего взрослого гражданина нашей страны уже сегодня начато полноценное цифровое досье.

В заключении вспомнились слова пресловутого Эдварда Сноудена с его знаменитой фразой о том, что "будущее поколение не будет иметь представления о тайне частной жизни".

«Они знают о вашей вере, кого вы любите, о ком заботитесь, – заявил Сноуден. - Недостаток вовлеченности граждан в вопросы своей конфиденциальности и слабый гражданский контроль над правительством являются серьезной проблемой"

Сноуден хочет создать для будущих поколений общество, свободное от слежки. Но методов разоблачитель "Большого Брата" пока не предлагает. Остается ждать... Или сразу привыкать?

Анна Кисличенко

Ранее на эту же тему: База всех детей России КОНТИНГЕНТ

На уровне регионов, муниципалитетов или отдельных учреждений образования существуют функциональные системы, где ведется учет детей, формируется отчетность для федерального уровня, функционируют различные сервисы: электронные очереди, дневники, журналы и т.д. АИС «Контингент» не забирает у них функции и не конкурирует с ними. Региональные сегменты АИС «Контингент» агрегируют информацию из функциональных систем в привязке к портфолио каждого учащегося и передают данные в федеральный сегмент в соответствии с унифицированными функционально-техническими требованиями (УФТТ), утвержденными министерством связи и массовых коммуникаций РФ и министерством образования и науки РФ.

А что Вы думаете об информационной базе данных на всех российских детей "Контингент"?

Приведенный контингент (в том числе общая численность) обучающихся образовательной организации, по сути, является индикатором ее устойчивости на рынке образовательных услуг. Следует также отметить, что показатели контингента (в том числе общей численности) являются основой для анализа эффективности использования материально-технических, финансовых и интеллектуальных ресурсов. Следовательно, в дальнейшем, основой для оптимизации ресурсов и развития образовательной организации в целом.

Структура показателей анализа контингента обучающихся в образовательной организации представлена в таблице 1.

Таблица-1. Структура показателей анализа контингента обучающихся в образовательной организации

Базовые показатели Показатели эффективности
1) Приведенный контингент обучающихся всего, (чел.) 2) Контингент обучающихся по очной форме обучения, (чел.) 3) Контингент обучающихся по очно-заочной форме обучения, (чел.) 4) Контингент обучающихся по заочной форме обучения, (чел.) 5) Подготовлено слушателей по краткосрочным программам профессионального обучения, (чел.) 6) Подготовлено слушателей по краткосрочным программам дополнительного образования, (чел.) 7) Контингент обучающихся на бюджетной основе (чел.) 1) Объем оборота образовательных услуг, (чел.) 2) Индекс устойчивого рыночного спроса 3) Показатели структуры оборота образовательных услуг 4) Соотношение контингента обучающихся на бюджетной основе, объема оборота образовательных услуг и минимально допустимого значения контингента, согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

1. Объем оборота образовательных услуг отражает общую численность обучающихся, включая численность обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения (Ч подг.кр/пр) и по краткосрочным программам дополнительного образования за определенный период времени. Объем оборота образовательных услуг позволяет оценить общую загруженность образовательной организации за определенный период времени.



Объем оборота образовательных услуг (Об (образ.услуг)) рассчитывается как сумма контингента обучающихся (т.е. количество обучающихся по очной, очно-заочной и заочной форме обучения), численность обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения (Ч подг.кр/пр) и численность обучающихся по краткосрочным программам дополнительного образования (Ч подг.доп./пр), (чел.):

Об (образ.услуг). = Контингент + Ч подг.кр/пр + Ч подг.доп./пр.

2. Индекс устойчивого рыночного спроса (I уст.рын./спр.) отражает степень устойчивости образовательной организации в социально-экономической системе региона. Индекс устойчивого рыночного спроса – это относительный показатель, характеризующий соотношение численности обучающихся на внебюджетной основе и объема оборота образовательных услуг, (%):

I (уст.рын./спр.) = (Ч на внебюджетной основе)) / Об (образ.услуг). ,

3. Для более детального анализа, целесообразно произвести анализ структуры оборота образовательных услуг с помощью расчета долей численности по формам и видам программ профессионального обучения:

a) Доля численности обучающихся по очной форме от объема оборота образовательных услуг:

b) Доля численности обучающихся по очно-заочной форме от объема оборота образовательных услуг:

c) Доля численности обучающихся по заочной форме от объема оборота образовательных услуг:

d) Доля численности обучающихся по краткосрочным программам профессионального обучения от объема оборота образовательных услуг:

e) Доля численности обучающихся по краткосрочным программам дополнительного образования от объема оборота образовательных услуг:

4. В контексте стратегических целей, анализ контингента обучающихся направлен на решение задачи по «… оптимизации региональных сетей государственных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, включая реструктуризацию сетей образовательных организаций в соответствии с приоритетами социально-экономического развития региона, их социальной инфраструктуры, укрупнение профессиональных образовательных организаций до средней численности 200-600 человек» . Вместе с тем, для более полной картины текущей ситуации целесообразно провести сравнительный анализ фактического значения контингента обучающихся, объема оборота образовательных услуг и минимально допустимого значения.

II.Материально-технические ресурсы

Материально-технические ресурсы, в первую очередь в виде производственных площадей непосредственно используемых в процессе оказания образовательных услуг создают инфраструктурную основу для деятельности образовательной организации, эффективное использование которых характеризуется:

Во-первых количественным соответствием площадей имеющихся в распоряжении образовательной организации объему оборота образовательных услуг и характеру образовательного процесса;

Во-вторых, качественным соответствием фактического объема выполненных работ, при эксплуатации производственных площадей непосредственно используемых в процессе оказания образовательных услуг практической направленности обучения, а также требованиям интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития при реализации сетевых образовательных программ.

Структура показателей для анализа материально технических ресурсов представлена в таблице 2.

Таблица-2. Структура показателей для анализа материально технических ресурсов

Базовые показатели Показатели эффективности
1) Площадь (всего), м 2 2) Площадь (в том числе) учебная, м 2 3) Площадь (кроме того), сданная в аренду, м 2 4) Количество кабинетов теоретического обучения 5) Количество часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, для реализации основных образовательных программ (СПО и профподготовки) 6) Количество часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования 7) Количество часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия 8) Количество мастерских, лабораторий 9) Количество часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации основных образовательных программ (СПО и профподготовки) 10) Количество часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования 11) Количество часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия 1) Показатели, отражающие количественное соответствие материально-технических ресурсов объему оборота образовательных услуг и характеру образовательного процесса: - общая площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации приходящаяся на 1-го обучающегося (м 2 /чел.); - общая учебная площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации приходящаяся на 1-го обучающегося, (м 2 /чел.); - общее количество часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты; - общее количество часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории; - загруженность учебных площадей (час./м 2). 2) Показатели качественного соответствия фактического объема выполненных работ, при эксплуатации производственных площадей непосредственно используемых в процессе оказания образовательных услуг практической направленности обучения, а также требованиям интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития при реализации сетевых образовательных программ: - индексы обеспеченности практикоориентированного обучения; - индексы сетевого взаимодействия

1. Показатели, отражающие количественное соответствие материально-технических ресурсов объему оборота образовательных услуг и характеру образовательного процесса.

a) Общая площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации приходящаяся на 1-го обучающегося (м 2 /чел.):

b) Общая учебная площадь, имеющаяся в распоряжении образовательной организации приходящаяся на 1-го обучающегося, (м 2 /чел.):

c) Общее количество часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, определяется как сумма:

Количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, для реализации основных образовательных программ (СПО и профессиональной подготовки),

Количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, под краткосрочные программы профессионального обучения и дополнительного образования,

Количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия.

d) Общее количество часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории, определяется как сумма:

Количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации основных образовательных программ (СПО и профподготовки),

Количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования,

Количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории (из них) под реализацию программ сетевого взаимодействия.

e) Загруженность учебных площадей, определяется как отношение суммы общего количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты и общего количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории к учебной площади, имеющейся в распоряжении образовательной организации, (час./м 2).

2. Показатели качественного соответствия фактического объема выполненных работ, при эксплуатации производственных площадей непосредственно используемых в процессе оказания образовательных услуг практической направленности обучения, а также требованиям интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития при реализации сетевых образовательных программ:

а) Индексы обеспеченности практиориентированного обучения:

Индекс обеспеченности практикоориентированного обучения при реализации основных образовательных программ (ООП) СПО и профподготовки (I практ.ООП), рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации ООП СПО и профподготовки, к сумме количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, для реализации ООП СПО и профподготовки и количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории для реализации ООП СПО и профподготовки;

Индекс обеспеченности практикоориентированного обучения при реализации краткосрочных программ профобучения и дополнительного образования (I практ.кр./пр.), рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования, к сумме количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты, под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования и количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под краткосрочные программы профобучения и дополнительного образования.

b) Индексы сетевого взаимодействия:

Индекс сетевого взаимодействия теоретического обучения, рассчитывается как отношение количества часов теоретического обучения, в течении которых задействованы кабинеты под реализацию программ сетевого взаимодействия, к общему количеству часов теоретического обучения;

Индекс сетевого взаимодействия практического обучения рассчитывается как отношение количества часов практического обучения, в течении которых задействованы мастерские и лаборатории под реализацию программ сетевого взаимодействия, к общему количеству часов практического обучения.


III. Финансовые ресурсы

Финансовые ресурсы образовательной организации, представляют собой совокупность государственных субсидий и привлеченного капитала, которые используются для формирования активов и осуществления образовательной деятельности. В свою очередь, анализ эффективности финансовых ресурсов образовательной организации следует рассматривать:

Во-первых, с точки зрения инвестиционной активности образовательной организации и тем самым создания условий для повышения финансово-хозяйственной самостоятельности;

Во-вторых, с точки зрения эффективности расходования денежных средств.

Структура показателей для анализа финансовых ресурсов представлена в таблице 3.


Таблица-3. Структура показателей для анализа финансовых ресурсов.

Базовые показатели Расчетные показатели эффективности
Показатели финансовых инвестиций в образовательную организацию
1) Финансовые средства (всего); 2) Субсидии: - на выполнение государственного задания; - на иные цели; - на иные цели, выделенные в рамках выполнения государственных программ 3) Финансовые средства от приносящей доход деятельности в том числе: - от образовательной деятельности; - от реализации продукции; - привлечены финансовые средства работодателей (исключая средства на подготовку кадров); 4) Инвестиции работодателей (в виде оборудования, материалов, техники и т.д.); 5) Финансовые средства, полученные при реализации программ в рамках сетевого взаимодействия (в т.ч. проведена оплата по договорам преподавателями и мастерами п/о) 1) Показатели структуры государственных инвестиций; 2) Показатели динамики инвестиционной активности: - индекс роста дохода от внебюджетной образовательной деятельности; - индекс роста дохода от реализации продукции; - индекс роста дохода от привлечения средств от работодателей - индекс роста дохода от денежных средств переданных работодателем в виде оборудования, материалов, техники и т.д. - индекс роста дохода от сетевого взаимодействия; 3) Целевой показатель доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования

Продолжение таблицы

Базовые показатели Показатели эффективности
Показатели расхода денежных средств
1) Расходы денежных средств от субсидирования на выполнение государственного задания, том числе: - заработная плата и начисления, меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан; - текущий ремонт; - приобретение оборудования, техники, инструментов, приспособлений, наглядных пособий; - повышение квалификации; 2) Расходы денежных средств от приносящей доход деятельности: - заработная плата и начисления, меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан; - текущий ремонт; - приобретение оборудования, техники, инструментов, приспособлений, наглядных пособий; - повышение квалификации; - другие цели: приобретение основных средств и материалов для хозяйственных нужд, нужд общежития, тех.обслуживание оборудования, приобретение программных продуктов, оплата командировочных расходов, канцелярские товары, материалы для производственного обучения, услуги по содержанию имущества, ремонт оборудования, информационные системы, оплата налога на прибыль и НДС, услуги охраны, юридические услуги, коммунальные платежи, услуги связи, интернета, ГСМ, продукты питания для столовой, библиотечный фонд, транспортные услуги, оплата услуг по договорам найма жилых помещений, оплата бланков свидетельств, оплата за аккредитацию колледжа, культурно-массовых мероприятий для студентов. 3) Показатели структуры расходования денежных средств от субсидирования на выполнение государственного задания; 4) Показатели структуры расходования денежных средств от приносящей доход деятельности.

1. Показатели структуры государственных инвестиций.

a) Доля субсидирования на выполнение государственного задания:

b) Доля субсидирования на иные цели:

c) Доля субсидирования на иные цели, выделенная в рамках выполнения государственных программ

2. Показатели динамики инвестиционной активности.

a) Индекс роста дохода от внебюджетной образовательной деятельности ( рассчитывается как отношение

где: Д(внеб.обр/д) – доход от внебюджетной образовательной деятельности;

b) Индекс роста дохода от реализации продукции (Iр.д.(реализ.прод.)):

где: Д(реализ.прод) – доход от реализации продукции;

c) Индекс роста дохода от привлечения средств от работодателей (Iр.д.(ср.работод.)):

где: Д(работод.) – доход от привлечения средств от работодателей;

d) Индекс роста дохода от привлечения денежных средств переданных работодателем в виде оборудования, материалов, техники и т.д. (Iр(дох.р.оборуд.техн.)):

где: Д(р.оборуд.техн.) – доход от привлечения денежных средств переданных работодателем в виде оборудования, материалов, техники и т.д.;

e) Индекс роста дохода от сетевого взаимодействия Iр(дох.сет.вз.);

где: Д(сет.вз.) – доход от привлечения средств в рамках сетевого взаимодействия;

3. В контексте стратегических целей показатель доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования, на конец 2014 года – должен составлять 5%, на конец 2020 года – 30% . Сравнительный анализ фактического значения доли внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования с его оптимально допустимым целевым значением, в совокупности с полученными результатами выше обозначенных показателей финансовых ресурсов, позволит определить потенциал финансовой устойчивости образовательной организации и сформировать соответствующую перспективную финансовую политику.

где: d(внеб.в общ.об.фин.) - доля внебюджетных средств в общем объеме средств финансирования (факт); Фср.прин.дох.деят. - финансовые средства от приносящей доход деятельности (всего).

Главный специалист ул. Половца, 2, 4 этаж (4012) 65-63-00 (106)

[email protected]

X Уровень образования: среднее профессиональное
Квалификация по диплому, специальность/направление подготовки: Калининградский технический колледж. Специализация - "Вычислительные машины, комплексы, системы и сети"
Последнее повышение квалификации: Балтийская Государственная Академия Рыбопромыслового Флота, факультет "Автоматизированные системы управления". Специализация - "Автоматизированные системы обработки информации и управления", 2018.
Стаж работы (общий): 20 лет
Стаж работы в Институте: с июня 2018 года

Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (ГИС «Контингент») разрабатывается в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой»), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2015 г. № 236-р .

Основополагающим документом для внедрения системы в регионах Российской Федерации является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. № 2125-р .

Обязательные данные, которые должен содержать региональный сегмент ЕФМС «Контингент», приводятся в документе Министерства информационных технологий и связи «Унифицированные функционально-технические требования к региональному сегменту единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам» .

Назначение системы:

  • автоматизация и сбор актуальной информации о фактическом и прогнозируемом количестве учащихся (контингенте) в ОО различного типа;
  • создание и ведение актуального единого реестра ОО различного типа;
  • мониторинг реестров уполномоченными представителями региональных и муниципальных органов управления образования;
  • сбор актуальной информации о текущей и итоговой успеваемости учащихся;
  • маршрутизация данных при реализации вывода на ЕПГУ государственной услуги об успеваемости в электронном виде;
  • мониторинг образовательной траектории (миграции) учащихся;
  • формирование необходимой статистической отчётности.




Информационные материалы

Презентация проекта
Единый информационный портал системы
Служба технической поддержки
Информационный блок на сайте министерства образов ания и науки РФ
Паспорт проекта
Презентация проекта на сайте минкомсвязи России

Средства защиты информации. Защищенный контур.

Техническое сопровождение производится сотрудниками Государственного автономного учреждения Калининградской области "Калининградский государственный научно-исследовательский центр информационной и технической безопасности "

Людмила Рябиченко о том, что в сборе персональных данных детей государство решило действовать "по понятиям"

25 октября 2014 г. Правительство РФ выпустило Распоряжение №2125-р "Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам".

После этого Минкомсвязи России, Минобрнауки России, федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды создали рабочую группу, прописали "дорожную карту" по реализации Концепции и в 3 этапа (до 30 декабря 2014г. - проектирование и подготовка изменений в законодательстве, до 30 декабря 2015г. - внесение изменений законодательство, до 30 декабря 2016г. - реализация пилотных проектов и ввод ИС в промышленную эксплуатацию) создали к 2016 г. единую федеральную межведомственную систему учета контингента обучающихся под названием Информационная система (ИС) "Контингент" .

Программа создана Минкомсвязи (технологические функции, создание и сопровождение межведомственной системы) по заказу Минобрнауки (оператор данных, методологическое и методическое обеспечение федеральной системы).

Официальные цели нововведения - облегчение труда чиновников, повышение качества и оперативности, электронное взаимодействие между ИС различных ведомств, улучшение информированности населения об образовательных организациях и оказываемых образовательных услугах.

ИС "Контингент" включает в себя федеральный и региональные сегменты.

Федеральный сегмент будет осуществлять сбор, централизованное хранение, обработку реестра персональных данных обучающихся и их законных представителей, реестра организаций, сведений, поступающих из региональных сегментов всех субъектов РФ, сегмента высшего образования, информационных систем федеральных органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов.

Региональные сегменты будут аккумулировать информацию о "персонах" (так сказано в документах) и организациях и осуществлять межведомственное объединение этих данных и передачу в федеральную систему.

На построение ИС выделены деньги в федеральном бюджете 35,76 млн. Генподрядчиком в проекте выступил "МегаФон", который привлек компанию "БАРС Груп"; а ФАС уже заявила о сговоре при получении тендера; также одним из подрядчиов выступает "Ростлеком", а в числе региональных операторов замечен "Дневник.ру", который совместно с компанией ООО "Реформа" осуществляет работы по внедрению регионального сегмента ИС "Контингент" в информационную инфраструктуру Московской области.

ИС "Контингент" - это электронная база данных на всех детей России, их родителей и всех, кто получает образовательные услуги любого рода - будь то детский сад, школа, дом творчества, ПТУ, ВУЗ, курсы повышения квалификации или танцевальный клуб; туда же вносят данные о трудоустройстве.

Файл на ребёнка открывается с момента его рождения и регистрации в ЗАГСе, а закрывается после его смерти; единым идентификатором обучающегося в межведомственной системе назван страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Персональные данные обучающегося (на любом уровне образования, от детского сада до вуза) включают в себя общие сведения (фамилия, имя и отчество, пол, место рождения, дата рождения, номер записи акта о рождении, дата государственной регистрации рождения и наименование органа, который произвел государственную регистрацию рождения, гражданство, серия и номер паспорта или реквизиты иного документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации, СНИЛС), а также данные об этапах обучения, о достижениях (портфолио).

Этим списком перечень не ограничивается: в категорию "иная информация, необходимая для решения задач межведомственной системы" входят сведения о "персоне" из недр Минздрава, ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Рособрнадзора и пр.

Минздрав будет курировать насыщение файла профильной информацией: группа здоровья, медицинская группа, группа и причина инвалидности, наличие потребности в адаптивной программе обучения, наличие потребности в длительном лечении, решения психолого-медико-педагогических комиссий и т.д.

Помимо указанных данных, в ИС указывается степень адаптированности обучающегося на всех этапах обучения, а также формируется "портфолио" для каждого ребёнка, данные которого будут анализироваться федеральной системой, в результате чего ребёнку, имеющему определенные достижения, будет присваиваться атрибут "одарённый ребенок".

Обязательным будет внесение в ИС сведений о родителях/законных представителях обучающегося: фамилия, имя, отчество, гражданство, адрес регистрации, адрес регистрации по месту жительства (по месту пребывания), серия и номер паспорта или реквизиты иного основного документа, удостоверяющего личность, СНИЛС.

Также в региональном сегменте предусмотрено внесение данных об "ассоциации родитель-обучающийся".

Для родителей, не согласных с подобными требованиями, на федеральном уровне готовится пакет нормативно-правовых документов и изменений в федеральное законодательство, которые будут приниматься весной 2016 года, и которые обяжут родителей/законных представителей предоставлять персональные данные по детям и по родителям в региональную образовательную систему.

В инструкции под названием "Унифицированные функционально-технические требования к региональному сегменту единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам" на 69 листах много внимания уделено описанию того, как именно передавать из ЗАГСа в числе прочего информацию об изменении фамилии и даты рождения ребёнка, что происходит только при его усыновлении, и всегда являлось информацией, не подлежащей разглашению.

На вебинаре департамента проектов по информатизации Минкомсвязи России при разъяснении вопросов создания и работы региональных сегментов ИС "Контингент" опасения представителей регионов были развеяны организаторами: "Указанные персональные данные ребенка могут передаваться органами ЗАГС в случае, если это указано в соответствующих соглашениях о взаимодействии".

В связи с созданием ИС "Контингент" планируется внести изменения в законы № 152-ФЗ "О персональных данных", № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", а также в программу "Информационное общество" на 2011-2020 гг.

В "пилотном" режиме проект реализуется в Иркутской, Московской, Ярославской, Саратовской областях, Республике Дагестан, Томске, Пермском крае, на Камчатке.

А теперь - о том, что нам всем это несёт.

Итак, в России создаётся единая информационная система, когда на каждого жителя по факту рождения сразу открывается электронный файл с индивидуальным пожизненным номером, и куда стекается абсолютно вся информация о нём. Очень удобно, и не нужно тратиться на выпуск электронных карт.

Показательно название программы ИС "Контингент" - применительно к огромным массам людей, а другими словами, к народу, к нации. В нашем смысловом поле - это что-то привычно неразвитое, со своими "тараканами", которое ни воспитать, ни исправить уже не удастся. Одним словом, контингент , что с него взять?

Первоочередной акцент в ИС ставится на состоянии здоровья, успешности (портфолио), отношениях ребёнка с родителями.

Что касается родителей - это лежит на поверхности: внести в файл сведения о недостаточной "ассоциации родителей и ребёнка" - и никакой закон о семейно-бытовом насилии, буксующий столько лет, уже не нужен.

Портфолио - базовый принцип деления детей на касты, обкатываемый в проекте Фонда Кудрина в Забайкалье, реализуемый в Проекте модернизации образования, рейтинговании школ и вузов, проекте высшей школы "Тюнинг" - для сегрегации "неразвитых" и вымывания талантов и интеллектуальных ресурсов за пределы России.

А что касается сведений о здоровье - по странному стечению обстоятельств, 1 января 2016 г. вступил в силу Приказ Минздрава всё от того же 25 декабря 2014 г. N 908н "О порядке установления диагноза смерти мозга", где в п.1 говорится, что посмертным донором теперь считается человек в возрасте от 1 года . И, значит, заказчику ИС весьма важно иметь информацию о состоянии здоровья потенциальных посмертных доноров.
Доступ к файлу "персоны" в ИС будет ограничен определённым кругом лиц, в который не входит сам субъект данных или его близкие - контролировать правильность и непредвзятость сведений о себе он не сможет, а в то же время лишь на основании этой информации некими операторами будет моделироваться его жизненная траектория.

А кто обеспечит охрану этому массиву информационного богатства, монопольное право распоряжаться которым оставлено за Минобром?

И, наконец, самое главное: а что такое у нас случилось с Конституцией? Отменили всю или по частям?

Например, статью 23: п.1: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени".

Или статью 24 п.1: "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются".

Или статью 24 п.2: "Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

Что, государство уже закончилось, и всё теперь творится "по понятиям"? Никого не спросили, ни с кем не обсудили, а просто распорядились - и пошло: чиновники вопрос изучают, IT-шники в очередь за грантами становятся, юристы законы строчат против несогласных с таким положением дел.

Подготовка проекта рассчитана на три года, а вице-премьер Ольга Голодец требует запустить ИС "Контингент" за два: срочно нужна система, берущая под контроль каждого - в любом уголке страны, в любом месте и в любом качестве, от рождения и до самой смерти.

Людмила Рябиченко, председатель Межрегионального общественного движения "Семья, любовь, Отечество", член Президиума ЦС движения "Народный собор"

Парламент предпринимает новые попытки внедрить "Контингент", закон о внедрении которого в начале года отклонил президент РФ Владимир Путин . Государственная информационная система (ГИС) "Контингент" должна была стать базой данных всех российских детей. Активисты отмечают: пока федеральный закон не принят, родители могут отказаться от сообщения этих данных. Подробности - в материале Накануне.RU .

На прошлой неделе судьбу очередного ювенального российского проекта обсудили на заседании комитета по образованию в Госдуме. Депутаты оказались не готовы снять отвергнутый законопроект с рассмотрения и решили созвать специальную комиссию, чтобы с участием родителей подготовить согласованный текст закона о "Контингенте".

Проект ГИС "Контингент обучающихся" обсуждается уже порядка трех лет, в настоящее время он проходит апробацию в Иркутской, Московской, Ярославской, Саратовской областях, Республике Дагестан, Томске, Пермском крае и на Камчатке. В этих регионах уже не первый год в "пилотном" режиме собирают с родителей данные о детях. Схема проста: при устройстве ребенка в детский сад или школу родители предоставляют основные персональные данные - ФИО, гражданство, адрес регистрации, СНИЛС. Позднее, когда ребенок начинает ходить в школу, в систему попадают данные о его успеваемости. Это происходит через "электронный дневник ", войти в который можно лишь по номеру СНИЛС. Также база пополняется сведениями о здоровье и увлечениях ребенка.

Общественность насторожило то, что доступ к систематизированным данным ребенка им запрещен. Он есть у администрации учебных заведений и чиновников Минобра. Но так как мнения родителей никто не спросил, законопроект был успешно принят в трех чтениях и Совете Федерации.

В обстоятельности принятого парламентом решения усомнился и президент. Он выразил уверенность, что данный закон должен установить перечень конкретных сведений, содержащихся в федеральной и региональной системах, а также определить лиц, которые получат доступ к таким сведениям, и их ответственность. В Кремле пояснили, что, отклоняя закон, Путин принял во внимание возникшую общественную озабоченность и посчитал необходимой доработку закона в целях защиты интересов родителей и детей.

Спикер Госдумы уверен, что такой закон необходим, потому что "существует большое количество баз данных в сфере образования, и они, к сожалению, сделаны все на разных платформах и не очень защищены , - сказал Володин. - Создание общей базы данных на единой защищенной платформе, на мой взгляд, это было бы правильно" .

То, что председатель парламента считает правильным, активисты общественных организаций называют прямым нарушением законов. Общественники выступают категорически против сбора персональных данных. Как стало известно Накануне.RU , эксперты в сфере семейных отношений выступают против того, чтобы такая система вообще существовала.

"Общественность не видит необходимости в существовании такой информационной системы. Каждое ведомство и без того имеет свою базу данных, которая позволяют им четко отслеживать, например, Минобру, нуждаемость в учреждениях образованиях; сколько будет в первом классе детей, также знают необходимую информацию поликлиники и ЗАГСы, руководители социальных ведомств. У нас очень много ведомств, которые собирают нужную им для работы информацию, но незачем ее делать массивной и обширной. Когда мы понимаем, что информация - это ключ доступа к человеку , а доступ к этой информации получают граждане иностранных государств, и нас при этом даже не спрашивают, хотим ли мы, чтобы иностранные граждане получили доступ к нашим детям, то, безусловно, реакция общества будет однозначно негативной", - поделилась своим мнением с Накануне.RU председатель межрегионального общественного движения "Семья, любовь, Отечество" Людмила Рябиченко .

Ранее тендер на разработку "Контингента" получил в том числе владелец сервиса "Дневник.ру", зарегистрированного на Кипре, Гавриил Леви , который уже имеет доступ к информации обо всех школьниках страны.

"Главный момент - информация, которая вносится в ИС, будет недоступна гражданам. Мы не можем контролировать то, что про нас там написано, и мы не можем никаким образом регулировать этот процесс. Создается система внешнего контроля над гражданином, система доступа к информации о нем, которая создается принудительно, без информирования и согласия гражданина, в результате он остается совершенно беззащитным в этой ситуации. Мы создаем систему, в которой о нас будет написано все. Но нас никто не будет спрашивать о том, что именно туда хотят внести, и никто не покажет, что туда внесено", - добавила Людмила Рябиченко.

Кроме того, "Контингент" противоречит 23 и 24 статьям Конституции.

Эксперт Родительского всероссийского сопротивления (РВС) Александр Коваленин отмечает, что отклонение президентом законопроекта о введении ГИС связано именно с этим.

"Указание президента, "что Федеральным законом должен быть установлен перечень конкретных сведений, содержащихся в государственных информационных системах", сделанное им при отклонении закона, - это не просто пожелание первого лица государства, а требование гаранта Конституции об устранении противоречия с основным законом. По Конституции у граждан есть право на личную семейную тайну (ст.23),сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия запрещен, а органы власти и местного самоуправления обязаны заниматься противоположным тому, что требовал этот закон - блюсти гарантии неприкосновенности частной жизни (ст.24). Фактически "Контингент" разрешает собирать данные о наших детях любому органу, которому этого хочется. В частности, органам опеки, которые сегодня не имеют законных оснований вести учет детей, кроме "оставшихся без попечения родителей", но очень этого хотят. Зачем - это отдельный вопрос, не о системе образования, а о рынке содержания детей, регулятором которого является опека" , - сообщил Накануне.RU Александр Коваленин.

Создание системы, как утверждают в Министерстве образования РФ, направлено во благо: для установления нужного количества мест в детских садах и школах, для выдачи грантов одаренным детям. Активист РВС в свою очередь полагает, что "Контингент" ущемляет права отстающих учеников.

"В систему будут собираться далеко не только школьные успехи, но и сведения о неблагополучии. Все "промежуточные" двойки. И те, кто переживая трудности, нахватал их и отстал в учебе, в такой системе вряд ли смогут догнать свои шансы устроиться в жизни. А с учетом сказанного выше, будут накапливаться и сведения о неблагополучии социальном, которые сейчас по закону не должны выходить за пределы отдела полиции по делам несовершеннолетних... Удобно, чтобы с ребенком ходил ярлык с его "ценностью" - так называемое портфолио. То есть его образовательная родословная, которую бы рассматривали без его согласия (!) все, кому для чего-либо нужны дети - и иностранные "охотники за головами", и дельцы шоу-бизнеса, и "потенциальные усыновители" , которые ждут в очереди к "банку сирот" , когда для них отберут ребеночка. Хотим ли мы, чтобы к детям присматривались без нашего ведома? В конце концов, кто хочет своего успешного ребенка отдать куда-то за гранты, мог бы и сам подавать заявки на грантовые конкурсы" , - добавил Коваленин.

Угрозу национальной безопасности страны в "Контингенте" видит русский писатель, эксперт в области кибернетики и систем управления Валерий Филимонов.

"Видно, не задумывались сенаторы, сколько нечистых рук сможет использовать эти данные в преступных целях!? Построение федеральной информационной системы "Контингент обучающихся" - это не только уничтожение основополагающих прав и свобод граждан, но удар по национальной безопасности страны, направленный на уничтожение нашего будущего! Мы уже знаем, как действуют "органы опеки и попечительства", разрушая семьи, отрывая детей от родителей. А кто застрахован от того, что данные "Контингента" не будут использованы торговцами "живым товаром" и "черными трансплантологами"? Ни в одной стране мира до такого не додумались - выставить на продажу конфиденциальные сведения о всех детях - от новорожденных до студентов, об их родителях и семьях в целом! Если говорить о мировой практике, то единых банков данных не должно быть даже в региональном масштабе. В США, Англии и других странах в учебных заведениях ведут только локальные базы. Тем не менее, злоумышленники постоянно крадут персональные данные, используя их затем в корыстных целях. В случае с системой "Контингент", в первую очередь, речь идет о колоссальных угрозах для национальной безопасности страны" , - выразил свое мнение Валерий Филимонов.

Перспектива оказаться "под колпаком" благодаря "Контингенту" пугает и родителей. О своих опасения они пишут в соцсетях.

"Принят закон об ИС "Контингент", теперь все данные о детях РФ (данные из садика, школ, успеваемость, здоровье, болезни, прививки, медосмотры, группа крови, адрес проживания, адрес учебы, награды, секции) и их родителях будут собираться и сливаться в единую базу с доступом в нее "кому надо", кроме вас самих конечно же. Если кто не врубается, нас всех "по-тихому" затаскивают в электроконцлагерь ", - высказалась на своей странице в соцсети "Вконтакте" Евгения из Чебоксар (еще до того, как проект был отклонен Путиным).

"Вы знаете, какой закон приняли? И он вступит в силу в 2017 г. Фактически будет отмена персональных данных ваших и ваших детей. Вы готовы делиться личной информацией о вас и ваших детях? Вы знаете кому будет доступна эта информация, и как ее будут использовать? За нас уже все решили " , - написала Ирина из Нижнего Новгорода.

Такие анкеты распространяют в некоторых школах

Ранее жители одного из "пилотных" регионов - Пермского края - рассказывали Накануне.RU о навязчивом интересе школ к их здоровью и финансовому состоянию.

"Обращения в РВС показывают, что по стране катится вал всевозможных сборов сведений, анкетирований - детей в школе спрашивают о том, что совсем не касается образовательного процесса, даже о зарплате и месте работы родителей. Это говорит о высоком спросе чиновников на подробное знание о наших детях , включая условия, которые мы своим детям можем предоставить. Сбор персональных данных не нужен - данные должны регистрироваться там, где он возникают и в строго определенных целях: школьные - в школе, медицинские - в больнице, полицейские - в полиции. Человек должен иметь возможность довериться каждой службе общества, для этого он должен быть уверен, что никакое "межведомственное взаимодействие" не будет посвящено в его тайны без его желания ", - заключил Александр Коваленин.

По его словам, пока федеральный закон не принят, родители могут отказаться от сообщения персональных данных. Образец заявления можно найти на сайте РВС.

Подпишитесь на нас