» » Психология семейных отношений. теоретические основы семейного консультирования. развитие практики семейного консультирования. подходы в работе с семьей. Психология семьи и семейное консультирование Социальная направленность и дееспособность семьи

Психология семейных отношений. теоретические основы семейного консультирования. развитие практики семейного консультирования. подходы в работе с семьей. Психология семьи и семейное консультирование Социальная направленность и дееспособность семьи

3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ психологии СЕМЬИ, НЕОБХОДИМЫЕ СПЕЦИАЛИСТУ ДЛЯ РАБОТЫ С ПРОЕКТИВНОЙ МЕТОДИКОЙ «СЕМЕЙНАЯ СОЦИОГРАММА»

Определение семьи.

Области ее психологического изучения

Семья - это ячейка общества (малая социальная группа) и важнейшая форма организации личного быта. Она основана на супружеском союзе и родственных связях - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и се­страми и другими родственниками, живущими вместе и веду­щими совместное хозяйство [Соловьев Н. Я., 1977].

В психологической науке семью изучают, прежде всего, в рамках социальной и клинической (медицинской) психологии.

Предмет социальной психологии семьи - это психологические закономерности, особенности поведения, взаимодействия и обще­ния людей, обусловленные их включенностью в семью как соци­альную группу, а также характеристики семьи как малой группы.

Предметом клинической психологии семьи являются осо­бенности семейного функционирования в их значении для диа­гностики, лечения и предупреждения болезней, а также сохранения и укрепления здоровья членов семьи [Никольская И. М., /1м)\ 2009].

Важнейшими характеристиками семьи принято считать ее функции, структуру и динамику [Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., Эйдемиллер Э. Г. с соавт., 2003]. Функции показывают, что семья повседневно «делает», структура - как семья устроена, динамика- как она изменяется в процессе своего развития.

Помимо этих характеристик, в этом разделе мы рассмотрим и ионные показатели семьи как системы: структуру семейных (шлей, внешние и внутренние границы, семейные подсисте­мы и др.

Семейные функции.

Понятия нормально функционирующей

И дисфункциональной семьи

Функция - это жизнедеятельность семьи, связанная с удо­влетворением определенных потребностей ее членов. Выпол­нение семьей ее функций имеет значение не только для членов семьи, но и для общества в целом.

Хозяйственно-бытовая функция предполагает удовлетво­рение материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.). Это способствует сохранению их физического здоровья, восстановлению затраченных в разных видах деятельности физических сил.

Сексуально-эротическая функция семьи заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей. С учетом общественных норм и требований важно, что семья при этом осу­ществляет регуляцию сексуально-эротического поведения и обе­спечивает биологическое воспроизводство членов общества.

Воспитательная функция семьи касается индивидуальных потребностей мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и в их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях. Для общества эта функция обеспе­чивает социализацию детей и подготовку новых членов общества.

Эмоциональная функция семьи предполагает удовлетворе­ние потребности членов семьи в симпатии, уважении, признании,эмоциональной поддержке, психологической защищенности. Это сохраняет психическое здоровье, способствует эмоциональной и личностной стабилизации.

Функция духовного (культурного) общения связана с потребностью в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и способствует духовному развитию членов семьи.

Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм. Особенно это касается тех, кто в силу возрастных или клинических особенностей не способен сам строить свое поведение в соответствии с нормами общества.

Невыполнение семьей своих основных функций ведет к нарушениям физического и психического здоровья членов семьи, расстройствам адаптации, распаду семьи. Например, нарушение сексуально-эротической функции не только приводит к супружеским конфликтам и разводам, но также провоцируетучленов семьи возникновение тяжелых нервно-психических расстройств. Невыполнение родителями функции первичного социального контроля по отношению к своим детям может явиться причиной отклоняющегося и делинквентного поведения

С учетом этого, основываясь на понятии семейных функ­ций, выделяют два основных типа семей: нормально функционирующие и дисфункциональные [Эйдемиллер Э. Г., Добря­ков И. В., Никольская И. М„ 2003].

Нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет все свои функ­ции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и из­менениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

Дисфункциональная семья - это семья, в которой выпол­нение одной или нескольких функций нарушено. В результате потребности членов семьи и семьи в целом не удовлетворяются. Это препятствует личностному росту членов семьи, блокирует потребность в самоактуализации, приводит к появлению у них симптомов нервно-психических расстройств, а семью может привести к распаду.

Выраженная семейная дисфункция способствует формиро­ванию семейной роли «носитель симптома», которую принимает на себя член семьи, имеющий в ней наименьший социальный статус вследствие разнообразных физических или психологических причин. В роли «носителя симптома» этот член семьивыступает в качестве важного звена в сложном механизме патоЛогической адаптации как индивида с нервно-психическими расстройствами, так и дисфункциональной семьи в целом.

Дисфункциональная семья - это ригидная семейная система. Вне зависимости от изменения внешних и внутренних условий она упорно старается сохранить привычные стандарты взаимодействия между элементами своих подсистем и другими системами. «Носитель симптома» позволяет семье удерживать старые сложившиеся отношения между ее членами. Его симптоматическое поведение является непроизвольным, неосознанным и не поддается контролю со стороны пациента. Оно оказывает сравнительно сильное влияние на других людей и может быть условно выгодно не только пациенту, но и членам по семьи. Носитель симптома выступает как «идентифици­рованный пациент» - член семьи, клинико-психологические и поведенческие проблемы которого заставляют семью объе­диниться и обратиться за психологической помощью. Однако если семья рассматривается как саморегулирующаяся система, асимптом - как механизм регуляции, то в случае ликвидации симптома вся система окажется временно нерегулируемой и будет вынуждена перейти на другой уровень функциониро­вания. Специфичная черта дисфункциональной семьи - ее ри­гидность, желание сохранить статус-кво, поэтому нередко она будет неосознанно сопротивляться изменениям и стараться со­хранить симптом, несмотря на свое обращение к специалисту за помощью.

Структура семьи

Структура - это состав членов семьи, а также совокуп­ность их взаимоотношений. В нашей стране наиболее распро­странена структура, при которой семья состоит из взрослых (мужа, жены и в ряде случаев бабушки, дедушки) и детей (обыч­но в российской семье бывает один или два ребенка).

В основе структуры семьи лежат два типа взаимоотноше­ний:

господства - подчинения (иерархии, или распределения v власти);

близости - отдаленности (связи, или эмоциональной дис­танции между членами семьи).

Иерархия, или распределение власти, показывает, кто в се­мье осуществляет руководство, кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точ­ки зрения структуры можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где выра­жено равное участие нескольких членов семьи в управлении.

По мнению В. Н. Дружинина , доминирующий член семьи обеспечивает.безопасность, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами семьи, определяет перспективы жизни и внушение веры в будущее. Доминирование одного из супругов - это необходимое усло­вие устойчивости семьи.

В патриархальной семье доминирует отец, а в матриар­хальной - мать. В детоцентрированной семье психологически доминируют ребенок, его потребности или капризы.

При определении доминирования важно не только кто до­минирует, но и сама иерархия власти-подчинения (в порядке доминирования), например, Отец - мать - ребенок; Отец - ребенок - мать; Мать - отец - ребенок; Мать - ребенок - отец; Ребенок - отец - мать; Ребенок - мать - отец.

С проблемой разделения власти и создания в семье иерар­хии сталкивается каждая супружеская пара. Понятие власти связано не только с доминированием, но и с заботой о других членах семьи, ответственностью за их изменение. Супруги де­лят власть между собой разными способами. Скажем, если в се­мье решения, связанные с домом и воспитанием, берет на себя один из супругов, то в сферу власти другого входят решения, связанные с деньгами и отношениями с друзьями.

При проживании в семье родителей мужа или жены до­минирование становится более сложным. Чаще власть в се­мье берет бабушка по материнской линии или дед с отцовскойстороны. Бабушка заменяет функции матери в семье, которая начинает выполнять некоторые функции отца. Отец, в свою очередь, вступает в конфликт с матерью и бабушкой за право активного участия в жизни семьи.

В случаях возникновения трудностей взаимоотношений между родителями ресурсом в борьбе супругов за власть часто становятся сын или дочь, которые уравнивают родителей и за­нимают высшую ступеньку в семейной иерархии. Перед лицом детского неблагополучия супружеские проблемы хотя бы на время отодвигаются, появляется возможность взглянуть на себя как на родителей, в которых нуждается их ребенок. Он превра­щается в источник особой заботы со стороны родителей, кото­рые все силы направляют на изменение поведения в лучшую сторону. Нарушения в поведении детей можно, таким образом, рассматривать как защитные, помогающие уберечь семью от надвигающейся беды. Другими словами, ребенок (идентифи­цированный пациент) «как бы» приходит на выручку обоим ро­дителям одновременно, не подозревая о своей значимой роли.

Семья, лишенная двойственности иерархической организа­ции, когда родителям возвращено положение высшей ступени по отношению к детям, становится гармоничной в том случае, если мать и отец совместно работают над изменением детско­го поведения. В семейной организации родителям необходимо занимать более высокое положение в иерархии, чем детям, по­скольку они находятся в позиции старшинства и безусловной ответственности за ребенка.

Предполагается, что в стабильной семье власть и ответ­ственность имеет один и тот же субъект, а члены семьи психо­логически ближе к нему, чем друг к другу.

Бывает так, когда один из супругов присваивает себе пра­во единолично решать главные вопросы, от которых зависит жизнь семьи, а другой становится бесправным и вступает в коа­лицию с ребенком, что подрывает могущество главы семьи.

Порой источником власти становится болезнь одного из членов семьи (депрессия, алкоголизм, страхи, психосоматиче­ские расстройства). Она выступает как средство, помогающее достичь относительного равновесия в обладании властью.

Гармонично семья будет существовать в тех случаях, когда установившееся в ней распределение власти не будет препят­ствовать выполнению ее основных функций, направленных на удовлетворение потребностей членов семьи.

Связь (cohesion) - это психологическое расстояние между членами семьи. На разных этапах жизненного цикла семьи оно бывает разным, отражая изменяющиеся потребности ее чле­нов. Общее правило состоит в том, что если психологическое расстояние очень близкое (симбиоз) или, напротив, очень да­лекое (разобщенность), это может привести к семейной дис­функции. Симбиотические отношения препятствуют форми­рованию Я - образов членов семьи и блокируют потребностьв росте и изменениях. Разобщенность как автономное существо­вание не позволяет семье выполнять свои основные функции: эмоциональную, духовного (культурного) общения, первично­го социального контроля и др.

Нарушения структуры семьи затрудняют выполнение семьей ее функций или препятствуют ему, что также ведет к появлению семейной дисфункции. Например, при измене­нии обычного состава семьи (смерти матери, отсутствии отца, бездетности) семья сразу определяется в группу «риска», по­скольку страдает выполнение воспитательной и других функ­ций. Не меньшие проблемы могут быть связаны с нарушением взаимоотношений. Так, слишком большая дистанция между родителями и детьми приводит их к одинокому автономному существованию, рождает чувство малоценности и незащищен­ности. Другой пример - борьба за власть между супругами, которая выступает первым толчком для ссор у двух из трех раз­водящихся пар. Еще один пример - неравномерное распреде­ление между членами семьи домашних обязанностей, которое ведет к перегрузке женщин, их непосильному нервно-психиче­скому напряжению.

Следует помнить, что с развитием семьи ее функции законо­мерно меняются: одни утрачиваются, другие появляются в соот­ветствии с новыми социальными условиями. В результате этого меняется и структура семьи. По мнению социологов, в настоя­щее время в нашей стране одновременно функционируют тримодели семьи, различающиеся по своей структуре: патриархаль­ная, детоцентристская и супружеская [Голод С. И., 1998]. В ре­альности они взаимно переплетаются, однако в практике семей­ного консультирования и психотерапии достаточно часто можно встретиться с крайними вариантами таких семей, оказывающих как саногенное, так и патогенное влияние на своих членов.

Патриархальная семья наиболее архаична. Для нее харак­терны отношения господства-подчинения: зависимость жены от мужа, детей от родителей, младшего ребенка от старшего. И этой связи происходит жесткое закрепление семейных ролей.

Брак внешне устойчив, семья состоит из нескольких поко­лений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется много­детность, поскольку хозяйственно-бытовая функция - одна из важнейших для этой семьи.

Главным в семье считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, он принимает все основные решения. Жена принимает фамилию мужа, ему подчиняется и уважительно к нему относится. Ее основные функции - рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Семью отличает родительская власть и авторитарная система воспитания.

Жесткая иерархическая структура патриархальной семьи может привести к тому, что подчиненные члены семьи, пре­жде всего жена и дети, будут не удовлетворены распределени­ем власти, препятствующим удовлетворению их потребностей. В результате данная семья может превратиться в дисфункцио­нальную со всеми вытекающими из этого последствиями. Так, например, актуальная для многих регионов нашей страны про­блема семейного насилия прямо связана с проживанием в семье с данной структурой.

Детоцентристская семья возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и же­ной более или менее равноправны, сексуальность, практикуемая в браке, не сводится только к деторождению. Супруг и регулиру­ют сроки и частоту зачатия и совместно принимают решение о количестве детей. Социализация приобретает иной смысл, по­скольку в семье может быть только один ребенок, который часто большую часть времени проводит с родителями, а не с детьми.

Он превращается в объект особой родительской заботы и стой­кой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Главная функция семьи - воспитательная. Стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающе­го. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как глав­ный смысл семьи. Когда дети вырастают, они могут отделиться от своих родителей, однако, отделившись, не утрачивают связь с родительской семьей. Родители оказывают материальную и мо­ральную поддержку детям, надеясь, что те при необходимости поступят по отношению к ним должным образом.

Центральное положение ребенка в детоцентристской се­мье может в ряде случаев привести к тому, что он получает боль­ше власти, чем его родители, и начинает ими управлять по свое­му усмотрению, диктуя свою волю. Еще одна проблема данной модели семьи состоит в том, что слишком близкая дистанция, часто симбиотические отношения между родителем (родителя­ми) и ребенком могут привести к их взаимной эмоциональной зависимости. В результате эгоцентричный взрослый ребенок из такой семьи часто не способен жить без поддержки своих родителей, а родители, в свою очередь, могут препятствовать его отделению, боясь утратить основной смысл своего суще­ствования и испытывая тревогу остаться вдвоем, сложив с себя родительские обязательства.

Изменившееся в XX в. социальное положение женщины, ее борьба за равные с мужчиной права привели к появлению супружеской модели семьи. Супружество - это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и присущими им внутренним ценностям. Для та­кого взаимодействия характерна симметричность прав и в то же время асимметричность ролей мужа и жены,

Сознательное поощрение мужем индивидуальности жены сопряжено с повышением значимости ее личностных характе­ристик для него самого. Особое значение для мужа стала иметь сексуальная экспрессивность жены, а не только ее хозяйствен­но-практические качества и здоровье, которые в прошлом име­ли решающее значение при выборе супруги.

Муж и жена перестали безоговорочно подчинять соб­ственные интересы интересам детей, сексуальность перестала сводиться к деторождению, для супружеских отношений все Польше стал характерен эротизм. Супружеская модель семьи открыла широкие возможности для автономии и самореализа­ции каждого члена семьи: интересы мужа и жены стали разно­образнее семейных, а их потребности и круг общения выхо­дить за рамки брака.

Частота регулярного общения супругов с их родителями, прародителями, братьями, сестрами и другими родственника­ми в этой семье бывает невысокой.

В ряде случаев супруги могут сознательно отказаться от рождения детей, считая, что появление ребенка может поме­шать их близким отношениям, успешной профессиональной карьере, личностному и духовному росту.

Снижение сексуальной привлекательности партнера и по­теря к нему интереса часто становится фактором, ведущим к распаду супружеской семьи. Если в ней растет ребенок, то достаточно часто близкие отношения между супругами и их приоритет приводят к его автономии и личностной неста­бильности.

Психология семьи - относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины. Изменение демографической ситуации - падение рождаемости и, как следствие, увеличение удельного веса однодетных семей - приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях. Следует констатировать неудовлетворительный уровень реализации отцом воспитательной функции в значительном числе российских семей. Наряду с благоприятной тенденцией активного включения отца в процесс воспитания еще на этапе раннего детства ребенка столь же ярко выступает тенденция дистанцирования отца от проблем воспитания, его низкой эмоциональной вовлеченности и ориентации на родительство - значимого фактора в достижении личностной идентичности и психологической зрелости. Миграция населения, связанная с трудоустройством и особенностями профессиональной деятельности, обусловила рост числа функционально неполных семей, в которых один из супругов не может постоянно выполнять свои роли.

Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии. Социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры семьи и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения. Психология развития и возрастная психология фокусом своего исследования сделали закономерности развития личности в семье на разных возрастных стадиях, содержание, условия и факторы социализации, проблемы воспитания ребенка в семье, психологические особенности детско-родительских отношений. Возрастно-психологическое консультирование, направленное на контроль за ходом психического развития ребенка, профилактику и коррекцию негативных тенденций развития, рассматривает семью и семейное воспитание как важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка. Семейное воспитание и педагогика всегда были важнейшей отраслью педагогической науки. Психология личности рассматривает общение и межличностные отношения в семье как основу личностного роста и самореализации, разрабатывает формы и методы оптимизации личностного развития человека с учетом ресурсов семьи. В рамках клинической психологии внутрисемейные отношения рассматриваются как важный фактор в контексте проблем этиологии, терапии и реабилитации после преодоления психических нарушений и отклонений. Итак, система научных знаний, добытая в различных сферах психологического исследования, опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования создали теоретическую основу современной семейной психологии, актуальной задачей которой является интеграция знаний о семье и практического опыта работы с семьей в целостную психологическую дисциплину - психологию семьи. Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

Задачи психологии семьи включают:

  • исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
  • изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера;
  • изучение психологических особенностей супружеских отношений;
  • изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;
  • изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях;
  • изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их преодоления.

Актуальность развития новой на­учной дисциплины - психологии семьи - связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональности и конфликтнос­ти в значительной части российских семей.

Предмет и задачи психологии семьи

С/р описать свою семью по критериям указанным в типологии семьи.

Лекция 1. Психология семейных отношений

  1. Предмет и задачи психологии семьи.
  2. Теоретические основы семейного консультирования
  • Подходы в работе с семьей
  • Основные принципы семейного консультирования
  • Основные этапы психологического консультирования семьи
  • Брак и семья
  • · Развитие брачно-семейных отношений в истории общества

    · Три исторических типа семьи

    · Семья как целостная система

    · Функции семьи

    · Типология семьи

    Югославский писатель Б.Нушичем приводит суждения представителей разных профессий о браке:

    Историк: «Брак-это одно из весьма редких исторических явлений, когда победитель подчиняется подчиненному».

    Литератор: «Брак – это интересная повесть, а иногда роман с очень красивым началом, но часто плохим содержанием и чаще всего с неожиданным концом».

    Физик: «Брак – это такое явление, когда два тела для приобретения большей устойчивости имеют общую, но воображаемую точку опоры и поэтому очень легко теряют равновесие».

    Химик: «Брак – это соединение двух элементов, каждый из которых все же сохраняет свои особенности. Капля посторонней кислоты, попавшей в это соединение, вызывает в нем реакцию и разлагает на составные части».

    Врач: «Брак – это яд, который в самом себе содержит противоядие. Больные лучше всего себя чувствуют при высокой температуре и очень плохо при нормальной. Диета в этом случае не помогает, так как только ухудшает состояние больного».

    Прокурор: «Брак – это временное примирение двух враждующих сторон».

    Психология семьи - относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей прак­тике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейно­го консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной осо­бенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой.

    Неблагоприятные тенденции:

    1. социально-экономическими условиями: нестабильностью соци­альной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профес­сиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией тра­диционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами.

    2. возрастает число неблагополучных семей, в кото­рых девиантное поведение супругов - алкоголизм, агрессия, - нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, наруше­ний личностного роста и формирования идентичности.



    3. изменение демографической ситуации - падение рождаемости и, как след­ствие, увеличение удельного веса однодетных семей - приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности де­тей, воспитывающихся в таких семьях. Следует констатировать неудовлетвори­тельный уровень реализации отцом воспитательной функции в значительном числе российских семей.

    4. сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей.

    5. одновременно можно констатировать тенденцию перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения (детские сады, школы), а также на специально при­глашенный персонал (няни, гувернантки) и, тем самым, самоустранения роди­телей от процесса воспитания ребенка.

    Теоретической основой психологии семьи стали исследования:

    1. Социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры семьи и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, пробле­мы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в се­мье и способы их разрешения.
    2. Психология развития и возрастная психология фокусом своего исследования сделали закономерности развития личности в семье на разных возрастных стадиях, содержание, условия и факторы социали­зации, проблемы воспитания ребенка в семье, психологические особенности детско-родительских отношений.
    3. Возрастно-психологическое консультирова­ние, направленное на контроль за ходом психического развития ребенка, про­филактику и коррекцию негативных тенденций развития, рассматривает се­мью и семейное воспитание как важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка.
    4. Семейное воспитание и педагогика всегда были важнейшей отраслью педагогической науки.
    5. Психология личности рассматривает общение и межличностные отношения в семье как основу личностного роста и самореа­лизации, разрабатывает формы и методы оптимизации личностного развития человека с учетом ресурсов семьи.
    6. В рамках клинической психологии внутри­семейные отношения рассматриваются как важный фактор в контексте про­блем этиологии, терапии и реабилитации после преодоления психических на­рушений и отклонений.

    Итак, система научных знаний, добытая в различных сферах психологического исследования, опыт практики оказания психологиче­ской помощи семье и семейного консультирования создали теоретическую ос­нову современной семейной психологии, актуальной задачей которой является интеграция знаний о семье и практического опыта работы с семьей в целостную психологическую дисциплину - психологию семьи.

    Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

    Задачи психологии семьи включают:

    • исследование закономерностей становления и развития функциональ­но-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
    • изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного
      партнера;
    • изучение психологических особенностей супружеских отношений;
    • изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;
      изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных
    • возрастных стадиях;
    • изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их пре­одоления.

    Подходы в работе с семьей:

    Психоаналитический подход . В центре внимания детско-родительские отношения, определяющие развитие личности и успешность ее семейной жизни в будущем. Единица анализа - личность в ее отношениях с партне­ром, основными паттернами этих отношений выступают Эдипов комплекс и комплекс Электры. Предполагается, что в брачно-супружеских отноше­ниях пациенты неосознанно стремятся к повторению базовых моделей от­ ношений с собственными родителями. Психологическая работа ориентирована на реконструкцию и воссоздание прошлого, осознание вытесненного и по­давленного.

    Бихевиоральный подход . В центре внимания здесь не глубинные причины, а ошибочное поведение и действия членов семьи, которые выступают помехой и препятствием на пути решения проблемных ситуаций. Широкое распространение в рамках по­веденческого подхода получили разнообразные формы тренинговой работы с родителями. Работа с супругами строится в рамках теории социального обме­на, согласно которой каждый индивид стремится к получению максимально­го вознаграждения при минимальных затратах. Особенностью поведенческой работы с семьей является предпочтение диадического взаимодействия как единицы психоло­гического анализа и воздействия. Выбор диады (для сравнения - в системной семейной психотерапии работа осуществляется с триадой, включающей су­пругов-родителей и ребенка) обоснован верховенством принципа социально­го обмена в анализе закономерностей семейного функционирования.

    Системный подход . Семья выступает как система, стремящая­ся к сохранению (закон гомеостаза) и развитию отношений. В своей исто­рии семья последовательно и закономерно проходит через ряд кризисов (вступление в брак, рождение ребенка, поступление ребенка в школу, окон­чание школы и самоопределение, сепарация от родителей и уход и пр.). Каждый из кризисов требует реорганизации и перестройки семейной сис­темы. Дисфункция семьи определяется как неспособность семьи удовлетво­рить потребности всех ее членов, что находит отражение в симптоматичес­ком поведении кого-либо из них. Нарушения поведения и эмоционально-личностные нарушения одного из членов семьи, согласно структурной семейной психотерапии, есть индикатор дисфункции семьи как единого це­лостного организма. Внимание терапевта центрируется на происходящих в семье процессах в настоящее время, без далеких экскурсов в прошлое. Путь преодоления проблем семьи - в изменении неадекватных паттернов транс­акций, расшатывании старой семейной системы и установлении новых гра­ниц, обеспечивающих равновесное ее функционирование.

    Несмотря на существенные различия перечисленных подходов во взглядах на причины и пути преодоления проблем, в теоретических объяс­нительных моделях, можно выделить общие цели семейной психотерапии:

    Повышение пластичности ролевой структуры семьи - гибкости рас­пределения ролей, взаимозаменяемости; установление разумного баланса в решении вопросов власти и главенства;

    Установление открытой и ясной коммуникации;

    Разрешение проблем семьи и снижение выраженности негативных симптомов;

    Создание условий для развития Я-концепции и личностного роста всех без исключения членов семьи.

    Основные принципы семейного консультирования:

    Принцип добровольности обращения клиента является важнейшим этическим принципом семейного консультирования. Исключением являются ситуации, когда психологическое обследова­ние и воздействие осуществляются по судебному предписанию. При прове­дении первичного приема консультанту важно установить, кто был иници­атором обращения в консультацию, как отнеслись к этому остальные члены семьи и какова мера их готовности присоединиться к общей работе.

    Принцип конфиденциальности гарантирует личностную и социальную безопасность обращения в консультацию клиента и сохранение тайн и сведений, полученных в ходе консультирования. Принцип конфиден­циальности обеспечивается специальными процедурами хранения полу­ченной информации, анонимностью обращения клиента, профессиональ­ным этическим кодексом и может быть нарушен лишь в тех случаях, когда возникает угроза жизни и безопасности самого клиента или третьих лиц.

    Принцип личной ответственности клиента означает признание права личностного выбора клиентом того или иного решения проблемы и одно временно ответственности за реализацию принятого решения, его последствия и риски. Обратной стороной медали указанного принципа является готовность клиента к саморазвитию, рефлексии своих семейных отноше­ний, действий и их причин, «сильных» и «слабых» сторон своей личности.

    Принцип профессиональной компетентности и ответственности кон­сультанта. Семейное консультирование является чрезвычайно ответст­венным видом практической деятельности психолога. Соответственно, требования к профессиональной подготовке и квалификации консультанта должны обеспечить необходимый уровень компетентности в решении проблем развития и функционирования семьи.

    Принцип стереоскопичности диагноза определяет требование исследо­вания психологических особенностей семьи с позиций всех ее членов, «гла­зами» всех участников семейного процесса. Образ семейных отношений и семейного взаимодействия у обоих супругов, родителей и детей выполняет ориентирующую функцию, определяет направленность и содержание ак­тивности каждого из участников такого взаимодействия. Стереоскопич­ность диагноза означает построение объемной картины семьи, в которой соотнесены образы семьи у каждого ее члена и объективная ситуация се­мейного взаимодействия.

    Принцип реконструкции истории семьи требует воссоздания генезиса семьи и развития истории семейных отношений. Как правило, реконструк­ция истории семьи сочетается в семейном консультировании с направлен­ностью на установление причинно-следственных зависимостей. Методиче­ским приемом, позволяющим воссоздать историю семьи, является построение «линии ее жизни» - всех наиболее значимых событий в их хро­нологической связи и преемственности начиная со знакомства будущих партнеров. Важно выявить не только сами события, но и особенности их восприятия и переживания каждым из членов семьи. Реализация указан­ного принципа стимулирует развитие рефлексивности партнеров, раскры­вает возможности для совместного анализа проблемной ситуации, ее ин­терпретации и принятия решений.

    Принцип совместной выработки решений является логическим продол­жением принципов личной ответственности клиента и профессиональной компетентности и ответственности консультанта. Решения и рекоменда­ции нельзя давать клиенту в готовом виде - это основной постулат психо­логического консультирования. Назовем причины необходимости отказа от готовых рекомендаций:

    Выработка рекомендаций и принятие решений должно осуществляться в совместной деятельности, где функция консультанта состоит в организации ориентировки клиента в про­блемной ситуации; выделении существенных для ее разрешения условий; выявлении их значения и личностного смысла; выборе решения из диапазо­на совместно выстраиваемых вариантов возможных действий и их послед­ствий; наконец, в разработке плана реализации принятого решения.

    Принцип привлечения широкого социального окружения предполагает опору на социальные, межличностные и внутрисемейные ресурсы помощи семье в решении возникающих проблем.

    Принцип комплексности в работе с семьей. Очевидно, что далеко не все­гда проблемы семьи замыкаются в кругу собственно психологических про­блем семейного контекста. В силу этого специалисты по семейной психо­логии и семейному консультированию, как правило, работают в тесном контакте с возрастными и детскими психологами, социальными работни­ками, педагогами и воспитателями, врачами, семейными психотерапевта­ми, юристами, сексологами.

    Принцип единства диагностики и коррекции означает, что любая диа­гностическая процедура имеет несомненное коррекционное значение, представляет собой вид психологического воздействия, обладающего опре­деленным эффектом для личности и семьи. Выполнение любого из предло­женных заданий, будь то проективное задание, заполнение опросников или диагностическое интервью, приводит к возрастанию уровня осознания клиентом семейных проблем, условий, их порождающих, их следствий для семейного функционирования. Коррекционное воздействие и его эффект, в свою очередь, предоставляет важную диагностическую информацию для проверки гипотез о причинах возникновения трудностей семейной жизни

    Принцип структурирования позиций в процессе консультирования. Можно выделить следующие варианты соотношения позиций: «на равных», «кон­сультант сверху», и «клиент сверху». Вариант «на равных» предполагает равноправное сотрудничество консультанта и клиента, в котором консуль­тант обладает необходимой компетентностью и предоставляет необходи­мую и достаточную информацию клиенту для организации процесса при­нятия обоснованного решения, а клиент является носителем проблемы, отражающей дисфункцию семьи. Вариант «консультант сверху» предпола­гает неравные отношения директивности-зависимости, когда консультант директивен, является носителем уникального знания, принимает на себя полноту принятия решения и ответственности, а клиент зависим и реали­зует установку на подчинение и делегирует консультанту право принятия решения. Вариант «клиент сверху» выражает прагматическую ориентацию клиента, предполагающего, что оплата услуг консультанта открывает для него возможность диктовать свои требования и пожелания в отношении воздействия и влияния на третьих лиц. Здесь клиент уже приходит с гото­вым решением проблемы, а консультанту делегируется обязанность обос­новать это решение и обеспечить условия его реализации.

    Принцип выявления подтекста обращения клиента. При определении подтекста жалобы следует обратить внимание на характер мотивационной направленности клиента и его отношения с консультантом. Выделяют три варианта ориентации клиента: деловая (адекватная или неадекватная - с преувеличением силы и возможностей консультанта), рентная (направлен­ная на получение выгоды и прибыли от консультирования), игровая (на­правленная на испытание консультанта и проверку его компетентности.

    Ольга Александровна Карабанова. Психология СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

    Серия PSYCHOLOGIA UNIVERSALIS

    Основана издательством «Гардарики» в 2000 году

    МОСКВА, ГАРДАРИКИ 2005

    Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

    В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.

    Адресовано студентам психологических и педагогических вузов, специалистам, работающим с семьями, практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

    ВВЕДЕНИЕ

    Предмет и задачи психологии семьи

    Психология семьи - относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.



    За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Актуальность развития новой научной дисциплины - психологии семьи - связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональночсти и конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов - алкоголизм, агрессия, - нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.

    Изменение демографической ситуации - падение рождаемости и, как следствие, увеличение удельного веса однодетных семей - приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях. Следует констатировать неудовлетворительный уровень реализации отцом воспитательной функции в значительном числе российских семей. Наряду с благоприятной тенденцией активного включения отца в процесс воспитания еще на этапе раннего детства ребенка столь же ярко выступает тенденция дистанцирования отца от проблем воспитания, его низкой эмоциональной вовлеченности и ориентации на родительство - значимого фактора в достижении личностной идентичности и психологической зрелости. Миграция населения, связанная с трудоустройством и особенностями профессиональной деятельности, обусловила рост числа функционально неполных семей, в которых один из супругов не может постоянно выполнять свои роли.

    Дисгармоничность системы семейного воспитания является достаточно распространенным симптомом дисфункции современной российской семьи, где актуальными показателями дисгармонии семейного стиля воспитания следует считать возрастание случаев жестокого обращения с детьми, гипопротекции и противоречивого воспитания.

    Увеличение числа разводов - не менее 1/3 семей, заключивших брак, распадается - стало одной из наиболее острых социальных проблем. Цена развода оказывается чрезвычайно велика. По стрессогенности развод занимает одно из первых мест среди трудных жизненных событий. Результатом развода и распада семьи становится формирование неполной семьи, преимущественно материнского типа. В значительном числе случаев в такой семье наблюдается ролевая перегрузка матери и, как следствие, снижение эффективности воспитания. Психологическими следствиями развода и воспитания детей в неполной семье оказываются нарушения развития Я-концепции, нарушения формирования полоролевой идентичности, аффективные нарушения, нарушения общения со сверстниками и в семье.

    Другой социальной проблемой является рост числа неофициальных (гражданских) браков. За период с 1980-го по 2000 г. количество гражданских браков возросло в шесть раз; 30% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет живут в гражданском браке, 85% в дальнейшем женятся, и лишь 40% заключенных браков сохраняется. Главной причиной предпочтения гражданских браков является неготовность супругов принять на себя всю полноту ответственности за семью, партнера и детей. В силу этого семья, проживающая в гражданском браке, достаточно часто характеризуется деструктогенностью, конфликтностью, низким уровнем безопасности.

    Еще одна социальная проблема связана с увеличением числа детей, оставшихся без попечения родителей, в частности резкое возрастание социального сиротства (при живых родителях). Сегодня таких детей-сирот свыше 500 тыс. Причины социального сиротства - рост случаев лишения родительских прав (ок. 25%), отказ родителей от ребенка и передача государству родительских прав (60%), временное помещение детей родителями в детские дома и дома ребенка вследствие тяжелого материально-экономического положения семьи (15%). В случае лишения родительских прав в подавляющем большинстве семей (более 90%) отец и мать страдают алкоголизмом. Добровольный отказ от родительства чаще всего обусловлен болезнью ребенка, тяжелыми материальными и бытовыми условиями, обычно в неполной семье. Возрастает число беспризорных детей. Так, недостаточно продуманная система приватизации жилья привела к резкому увеличению детей-бомжей. Расширение сети социально-реабилитационных центров и социальных приютов позволяет в определенной мере обеспечить необходимый уровень протекции и социальной адаптации таких детей, однако ни количество подобных учреждений, ни уровень психологической помощи, оказываемой воспитанникам в этих центрах, нельзя признать достаточными и удовлетворительными для обеспечения условий их полноценного психического развития.

    Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей. Одновременно можно констатировать тенденцию перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения (детские сады, школы), а также на специально приглашенный персонал (няни, гувернантки) и, тем самым, самоустранения родителей от процесса воспитания ребенка.

    Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии. Социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры семьи и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения. Психология развития и возрастная психология фокусом своего исследования сделали закономерности развития личности в семье на разных возрастных стадиях, содержание, условия и факторы социализации, проблемы воспитания ребенка в семье, психологические особенности детско-родительских отношений. Возрастно-психологическое консультирование, направленное на контроль за ходом психического развития ребенка, профилактику и коррекцию негативных тенденций развития, рассматривает семью и семейное воспитание как важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка. Семейное воспитание и педагогика всегда были важнейшей отраслью педагогической науки. Психология личности рассматривает общение и межличностные отношения в семье как основу личностного роста и самореализации, разрабатывает формы и методы оптимизации личностного развития человека с учетом ресурсов семьи. В рамках клинической психологии внутрисемейные отношения рассматриваются как важный фактор в контексте проблем этиологии, терапии и реабилитации после преодоления психических нарушений и отклонений. Итак, система научных знаний, добытая в различных сферах психологического исследования, опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования создали теоретическую основу современной семейной психологии , актуальной задачей которой является интеграция знаний о семье и практического опыта работы с семьей в целостную психологическую дисциплину - психологию семьи.

    Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

    Задачи психологии семьи включают:

    • исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла;
    • изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера;
    • изучение психологических особенностей супружеских отношений;
    • изучение психологических особенностей детско-родительских отношений;
    • изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях;
    • изучение ненормативных кризисов семьи и выработку стратегий их преодоления.

    Практическое приложение знаний в области психологии семьи предполагает следующие виды деятельности семейного психолога и семейного консультанта:

    • психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака;
    • консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);
    • психологическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах;
    • консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений;
    • психологическое консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и отклонений в развитии);
    • психологическое консультирование по проблемам воспитания детей «группы риска» и одаренных детей;
    • психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей;
    • психологическая профилактика отклонений и нарушений развития детей и подростков, воспитывающихся «без семьи» (в условиях депривации общения с близким взрослым);
    • психологическое консультирование и сопровождение беременности и родов;
    • психологическое сопровождение становления родительства.

    Вопросы и задания

    Продолжение. - Представьте себя другим ребенком или тем же самым, но который оказался в другой семье. Здесь совсем другая атмосфера. Вы ощущаете естественность, честность и любовь. Вы чувствуете, что ваша душа, сердце и разум находятся в полной гармонии. Люди окружающие вас, выражают свою любовь, уважение друг к другу. Здесь вас всегда выслушают, и вы с интересом выслушаете других. С вами считаются, вы можете открыто проявлять свою радость и боль, вам не нужно таится. Рассказывая о неудаче, вы не боитесь, что вас поднимут на смех, т.к. все в этой семье понимают, что вместе с риском, с попытками пробовать что-то новое в жизни можно совершить ошибку, которая лишь означает что вы растете и развиваетесь. Люди в этой семье выглядят по-особому. Их движения грациозны и свободны, выражение лица умиротворённое. Люди смотрят друг на друга, а не сквозь друг друга или в пол, они искренни и естественны в отношениях друг с другом. Члены этой семьи чувствуют себя настолько свободно друг с другом, что не стесняются говорить о своих чувствах. Может быть высказано всё - разочарование, страх, боль, гнев, критика, равно как шутка и похвала. Эта семья способна к продуктивному и согласованному планированию своей жизни, однако, при изменении жизненной ситуации, эти изменения спокойно оцениваются и план гибко преобразуется, соответствуя новым условиям. Члены этой семьи способны без паники реагировать на различные перемены в жизни. В этой семье хорошо видно, что человеческая жизнь и чувства людей - это самое важное, гораздо важнее, чем что-либо ещё. Родители чувствуют себя лидерами-вдохновителями, а не авторитетными руководителями. Их действия не расходятся со словами. Родители знают, что изначально дети не смогут быть плохими. Они никогда не реагируют на поведение ребёнка так, чтобы унизить его достоинство. Наоборот, спрашивают о том, что происходит, выслушивают, стараются получше понять и вникнуть в переживание ребенка, принимая во внимание естественное желание ребенка учится новому и быть хорошим. Вы чувствуете себя в этой семье полноценным человеком, любимым, самоценным, нужным в окружении людей, которые ждут от вас любви, признания и уважения.

    Теория. Существует два типа систем: закрытые и открытые. Основные различия между ними определяются характером реакции на внутренние и внешние изменения. В закрытой системе её части неподвижно соединены. В любом случае обмен информацией между элементами не происходит, независимо от того, откуда поступает информация - извне или изнутри. Открытая - та, в которой части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри неё или выйти за её пределы. В.Сатир считает, что закрытая система функционирует в неблагополучных семьях, а открытая - в гармоничных.

    Схемы функционирования систем:

    Закрытая система


    В закрытых системах чувство самооценки второстепенно по отношению к власти и исполнительности; поступки зависят от прихоти начальника/авторитета/ старшего; любые изменения должны вызывать сопротивление.

    Открытая система


    В открытых системах чувство собственной оценки первично, сила и исполнительность второстепенны; поступки отражают принципы человека; изменения приветствуются, считаются естественными и желательными.

    Тема: Основные теоретические положения о семье как психологической категории.

    Теория. Как уже говорилось ранее, семья в системной семейной терапии рассматривается как система. А каждая система, как известно, имеет свою динамику - способность меняться. Функции и структура семьи могут меняться в зависимости от этапов её жизнедеятельности. Изменения - это то, что свойственно каждой семье. Семья это единственная социальная группа, которая приспособилась к многочисленным событиям, которые сменяют друг друга в таком небольшом жизненном пространстве на протяжении такого короткого времени.

    На основании изучения структуры и динамики семьи, психологи и социологи выделяют такие понятия как типы и виды семей.

    Типология моделей семьи.

    По размеру семьи разделяют на:

    • Нуклеарные - состоят из взрослых и детей, которые зависят от них (два поколения). Могут быть полные (оба родителя) и неполные (нет одного из родителей). Неполные делятся на собственно неполные (в результате разводов/вдовства) и материнские (внебрачное рождение и воспитание детей).
    • Расширенные - включают нуклеарную семью и родственников (три поколения: бабушки, дедушки, внуки, сестры, братья и т.д.).
    • Бинуклеарные - когда после развода родители создают новые семьи, в результате этого у ребенка появляется, как бы две пары родителей, между которыми поддерживаются отношения. Ребенок периодически живет то с одними, то с другими, иногда две семьи вместе проводят свободное время.

    По согласованности ролевых позиций мужчины и женщины:

    • Патриархальная (доминаторная) семья - мужчина лидер, его власть над всеми членами семьи неограниченна. Называют ещё традиционной.
    • Матриархальная (матримониальная) - авторитаризм исходит от женского начала.
    • Эгалитарная (партнёрская или биархатная) - власть равномерно распределена между мужчиной и женщиной, построена на взаимозаменяемости ролевых позиций.
    • Детоцентрированная - психологически доминирует ребенок, его потребности капризы. Главная задача родителей - обеспечение «счастья ребенка». Симбиоз взрослого и ребенка. В результате воспитания в такой семье у ребёнка формируется завышенная самооценка, ощущение личной значимости, но растет вероятность конфликта с окружающей средой вне семьи. Поэтому дети из таких семей могут оценивать мир как враждебный.

    Сравнение нормативных установок полоролевого поведения в семьях:

    Доминаторная семья

    Партнерская семья

    1. Неравномерное распределение власти, злоупотребление нею.
    1. Руководство, основывающееся на силе.
    1. Ригидность половых ролей
    1. Полотипизованные семейные обязанности и половая сегрегац ия интересов
    2. Жесткие правила семейной жизни
    1. Деструктивный способ решения конфликтов
    1. Неудачи и ошибки скрываются, осуждаются, долго припоминаются, поддаются обструкции
    1. Отсутствие уважения к личным делам, личным тайнам, тотальная подконтрольность поведения
    1. Чувство незащищенности, подчиненности, одиночества, переживание чувства вины, тревожность, депрессии
    1. Закрытость семейной жизни, семейных отношений от социальной жизни
    1. Воспитание детей в условиях гиперконтроля, подчиненности, послушности.
      1. Авторитет каждого, совместное использование власти
      1. Руководство, которое базируется на авторитете
      2. Взаимозаменяемость половых ролей
      1. Гибкость распределения семейны х обязанностей и видов деятельности
      1. Лабильность правил семейной жизни
      1. Конструктивный способ решение споров, конфликтов
      1. Неудачи и ошибки не скрываются, обговариваются без укоров, прощаются и забываются
      1. Уважение к личным делам, личным тайным, невмешательство в интимный мир без приглашения
      1. Восприятие семьи как самого безопасного места, где получается уверенность в себе, исчезают сомнения, тревожность, повышается настроение
      2. Открытость семейной жизни для социума, активное участие пары в общественную жизнь
      1. Воспитание в условии расширени я автономии ребенка, его полноправного участия в пр инятии общих решений и самоопределени я

    По кровным связям:

    • Родная семья
    • Приёмная семья или фостеринговая.

    В.С.Торохтий различает семьи по следующим признакам:

    По количеству детей (бездетная/ интерфентильная, однодетная, малодетная, многодетная).

    По качеству и атмосфере в семье (благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная дезорганизованная).

    По характеру психологического здоровья (здоровая, невротическая, виктимогенная).

    По национальному составу (моноэтничная и полиэтничная).

    Теория. Наиболее распространенная классификация стилей взаимодействия в семье.

    Либеральный стиль (попустительский) - отсутствие в семье каких либо отношений между родителями и детьми: отчуждение родителей от детей, их полное безразличие к делам и чувствам детей. Такие родители склонны к одному из известных полярных типов отношений - к гипоопеке (недостаточная любовь, её отсутствие). Они почти не заботятся о своём ребенке. Оставляют все на самотек, не выявляя заинтересованности по отношению к ребенку. Основу отцовства составляют чувство долга, обязанности. В отношениях с ребенком почти нет эмоционального тепла. В родительском отношении преобладает игнорирование потребностей ребенка из-за углубленности в личные дела и переживания. Ребёнок предоставлен сам себе. Может иметь место скрытая гипоопека (то есть контроль и забота о ребенке имеют формальный характер), но и в этом случае родители не удовлетворяют одни из самых главных потребностей ребенка - потребности в любви и принятии. Детям свойственно: чувство «приобретенной незащищённости» (безнадежность и покорность, которая приобретается в случае, когда ребенок не чувствует возможности контроля над повторяющимися неприятностями), что при дальнейшем развитии приводит к появлению апатии и даже депрессии, к избеганию контактов с новыми людьми, к общему недоверию к людям. Этим детям свойственно асоциальное поведение. Отсутствие родительской заботы - очень травмирующий фактор. У детей может быть низкий уровень интеллекта, особенно невербального, эмоциональная незрелость, отсутствие разборчивости в контактах с окружающими (быстро привязываются и быстро отвыкают). Часто они бывают агрессивны по отношению к сверстникам, лишены социальной активности.

    Авторитарный стиль (контролирующий). Включает значительные ограничения поведения детей, четкое пояснение ребёнку содержания ограничений. Такие родители постоянно предъявляют разные (иногда, достаточно тяжёлые в исполнении) требования к ребенку. Имеет место гиперконтроль. При этом родители не замечают доминантности своего поведения, или воспринимают её как нормальную и естественную: «Я же желаю ей только добра» или «Я лучше знаю как нужно вести себя в таких ситуациях». Это можно назвать гиперопекой или симбиозом: навязчивое желание удержать, привязать к себе ребенка, лишить его самостоятельности в связи со страхом того, что в будущем с ребенком может случиться какое-то горе. В этом случае уменьшение возможностей и способностей ребенка приводит родителей к максимальному контролированию и ограничению. Такие родители отдают предпочтение такому виду влияния как приказ и насилие. Дети - боязливые, безынициативные, нерешительные, неуверенные в себе и в своих возможностях, с плохим самоконтролем поведения, бездейственные или наоборот с жестким саморуководством. Преобладает негативное настроение. Им тяжело устанавливать контакта со сверстниками. Во взаимоотношениях со своими родителями такие дети могут лицемерить, врать, иногда, проявлять откровенную ненависть. В авторитарной семье воспитывается уважение к авторитету старших. Основное требование - подчинение. Результатом социализации ребенка в такой семье является способность легко «вливаться» в вертикально-организованную общественную структуру. Дети легко усваивают традиционные нормы, но имеют трудности при формировании личных семей. Безынициативные, негибкие, действуют исходя из представлений про то, как должно быть.

    Демократический стиль (стиль согласия). Определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между родителями и детьми, вовлеченностью детей в обсуждение семейных проблем, вопросов (учитывается их мнение), готовностью родителей прийти на помощь, если это будет необходимо, одновременно с верой в успех самостоятельной деятельности ребенка, ограничением личной субъективности в видении ребенка. Такие родители воспитывают в детях: независимость, учат определять личные ценности, и думать самостоятельно. Взаимоотношения в таких семьях предполагают сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также настоящую и полную равноправность всех участников семейного союза. Дети отличаются социальной активностью, присутствием внутреннего локус-контроля, легко вступают в контакты со сверстниками. Преобладает у детей хорошее настроение, они уверены в себе, с развитым самоконтролем поведения, стремятся к исследованиям, поискам, а не избегают новых ситуаций. Цель - взаимное доверие, принятие и автономность её членов.

    Тема: Развитие семьи.

    Теория. Каждая группа имеет свою «точку зарождения», первичную причину объединения. Семья в этом случае не является исключением. В таком случае нас интересует что же свело супругов и как реализуются первоначальные ожидания, какие факторы их определяют и на каких принципах строятся супружеские отношения в настоящее время. Межличностная привлекательность поддерживается факторами, которые представляют для того или иного индивида особую ценность или вызывают у него определённые надежды на то что социальный контакт с данным партнёром будет благоприятным [Мikula, 1977].

    Одной из теорий объясняющих принципы выбора брачного партнёра является комплексная теория Mursteina (1976). В соответствии с этой теорией при выборе действуют три фактора, три силы притяжения: побуждения, достоинства и роль. Эти силы действуют последовательно в трех фазах, их значение в каждой фазе меняются. То, что проходит через фильтр, проходит в следующую фазу.

    В первой фазе (побуждение) существенную роль играют такие факторы, как внешняя привлекательность и манера поведения. Важное значение имеет и то, как данные характеристики оцениваются окружающими. Значение побуждения, таким образом, относительно в рамках конкретной ситуации.

    Во второй фазе (достоинства) центр тяжести смещается главным образом в область сходства интересов, точек зрения, шкалы ценностей. Партнёры при встрече узнают друг друга, получают информацию об интересах, шкале ценностей каждого из них. Если здесь выявляются существенные расхождения и обнаруженные недостатки не компенсируются какими-либо достоинствами, партнёры расходятся, считая что не подходят друг другу.