Гость «КП» заместитель директора Департамента стратегии, анализа и прогноза Министерства образования и науки Анна Владимировна Хамардюк
"Дорожная карта" образования позволит улучшить школьную систему.Фото: Анатолий ЖДАНОВ
Изменить размер текста: A A
Она рассказала о том, как планы министерства будут синхронизировать с планами региональных и муниципальных властей.
Анна Владимировна, давайте сначала разберемся в терминах. Мы будем говорить про «дорожные карты» в образовании. Я привык к термину «дорожная карта» в политике, я представляю, что такое дорожная карта в навигаторе. Давно ли Минобрнауки перешел на «дорожные карты»?
У Высоцкого есть отличный мюзикл про «Алису в стране чудес». Там есть замечательная песенка: «Чтобы не попасть в капкан, чтобы в темноте на заблудиться… нужен очень четкий план». Только у пеночки, которая летает в Африку с наших широт, есть встроенный ГЛОНАСС в голове . А у людей, которые занимаются какой-то конкретной практикой, в данном случае – изменениями в сфере образования, - таких встроенных механизмов нет. Поэтому нужны инструменты. Инструменты – это планирование.
Привычные схемы планирования в последнее время часто дают сбой, поэтому планов получается большое количество. Чтобы их соединить, скоординировать и понять, не выпало ли из них дело и не остались ли просто только строчки, привязанные к конкретным срокам. Поэтому «дорожные карты» – это определенная метка, обозначающая определенную структуру плана.
Да, «дорожные карты» - термин больше из сферы политики, экономики, бизнеса. Перенос этого инструмента на социальную сферу, в данном случае на образование, имеет свои преимущества. У нас много уровней ответственности. Федеральный уровень. Есть уровень субъектов Российской Федерации, региональный уровень - это все, что касается школ, детских садов, учреждений дополнительного образования детей, среднего профессионального образования. И уровень ответственности самих образовательных организаций, в которых все эти изменения и должны осуществиться.
Словосочетание – «дорожные карты» стали использовать, чтобы на уровне узнавания все сразу понимали, о чем идет речь, включали свои уровни ответственности. Что я сделал конкретно для того, чтобы были достигнуты целевые показатели, зафиксированные в указах президента Российской Федерации? Показатели сформулированы очень серьезные, требующие серьезного вклада.
- Мы говорим о майских указах Владимира Путина?
Да. Это сформулированы ожидания общества от определенной отрасли, которые должны осуществиться, чтобы люди почувствовали качественные изменения и это повлияло на качество жизни в целом.
- Дорожные карты министерства образования касаются каких структур?
Всех уровней образования. В том числе изменения в сфере науки.
По дошколятам я понимаю - пункт «Б» куда надо прийти -это отсутствие очередей в детские сады. Так? А по другим уровням образования какие конечные точки?
По детским садам не все так однозначно. Помимо того, что механически мы решаем проблему с очередью в детский сад, все дети с 3 до 7 лет получают равный доступ к образованию, к подготовке к школе. В связи с этим важно понимать, что у нас в декабре принимается стандарт дошкольного образования, которого до сих пор в принципе не было в природе. Были минимальные требования к программам дошкольного образования, а стандарта не было. Это требования к условиям и программам, которые реализуются в детских садах.
Да. Но контрольная отчетная точка – декабрь 2013 года. Мы стартуем уже сейчас. В регионах приняты свои планы, в соответствии с которыми они приводят условия в детских садах.
- Будет меняться и обучение детей, подход воспитателей к детям, к обучающим программам?
Конечно.
- И это входит в дорожную карту по дошкольному образованию?
Да. Всем педагогическим работникам поэтапно повышается заработная плата. В том числе и работникам организаций дошкольного образования. Воспитатели в детских садах должны получать не меньше, чем в среднем по общему образованию региона.
Я начал понимать - «дорожная карта» - это когда обязанности разных структур как бы цепляются друг за друга, увязываются...
- … и работают на общий эффект.
- К какому сроку должно быть так замечательно в детсадах?
К 2016 году у нас не должно быть очереди для детей с 3 до 7 лет. К 2018 году нужно поэтапно ввести новые стандарты дошкольного образования. Там меняются и условия для детей, и программа, содержание работы педагогов с детьми в детском саду. Акцент – игровая деятельность.
Стандарты младшей, средней, старшей школы уже приняты.
- Да, последний стандарт должен вступить в действие в 2020 году...
Хотя в пилотном режиме у нас школы могут переходить на принятый стандарт и разрабатывать в соответствии с ним образовательные программы. Программы, которые реализуются в школе, разрабатываются самой образовательной организацией. По согласованию с органами государственно-общественного управления, но самостоятельно. Это компетенция самой образовательной организации, которая учитывает контингент, особенности районирования.
- Со стандартами для средней школы понятно. Какие еще элементы входят в дорожную карту по школе?
Та же линия, что и в дошкольном образовании – заработная плата. Повышение качества жизни самих работников образования. С другой стороны, линия, которая включается внутри по оценке качества образовательных услуг. У нас многие в педагогической среде не любят эту формулировку. В последнее время повышаются требования со стороны родителей к тому, что в школе происходит с их детьми. Школы постепенно перестают быть черным ящиком, в который ты сдал ребенка и получил его после шести уроков.
Прежний министр образования Андрей Фурсенко использовал термин – «камера хранения»... Главное, что в школах нет проблем с местами.
Не везде! Здесь ситуации различаются в зависимости от региона. Где-то нет проблем с местами в школах, дети не обучаются в две смены. А где-то есть такая проблема. Дети в условиях Крайнего Севера обучаются в две смены. Они приходят в школу, когда еще темно, уходят, когда уже темно. Эти особенности учитываются в региональных дорожных картах. Есть федеральная дорожная карта, которая рамочно определяет все позиции, о которых мы говорили, а есть региональная, которая учитывает, условно говоря, конкретный ландшафт.
Я знаю много регионов, где есть двухсменные школы. Это обязательное условие, чтобы в региональных картах было решение этой проблемы?
Если эта проблема зафиксирована, то это включается в состав мероприятий дорожной карты. Это строительство школ, укрепление фонда, которым обладает региональная система общего образования, перевод всех на односменный режим. Хотя это ресурсозатратное мероприятие. Дорожная карта – инструмент планирования финансовых средств. Здесь выделены приоритеты. Они распределяются со срокам. Есть возможность планировать ресурсы.
- Перейдем к высшему образованию.
Это ответственность прежде всего министерства.
Что здесь должно быть? Входят ли в эту дорожную карту поручения президента, чтобы к 2020 году пять вузов попали в международный рейтинг?
Конечно. С одной стороны, это очень глубокий внутренний аудит системы, при котором выявляются болезненные точки в части неэффективных вузов и программы их реорганизации. С другой стороны, это программа, которая позволяет обеспечить поддержку тем вузам, у которых есть уже сегодня серьезные ресурсы и шансы на то, чтобы лидировать в мировом контексте предоставления услуг высшего образования.
Такие программы включаются в дорожную карту. Поддержка 15 вузам сейчас будет оказана из федерального бюджета на то, чтобы были реализованы их программы и мы увидели наши университеты в топовых строчках мировых рейтингов.
- Зарплаты профессорско-преподавательского состава тоже включаются?
Конечно. Россия – страна регионов. Огромная территория, у регионов свои особенности и своя экономика. То, что наши целевые показатели по зарплате привязаны к средней заработной плане по региону, это очень значимо. По всем уровням образования целевой показатель зарплаты педагогических работников привязан к средней заработной плате по региону. По вузовским работникам она должна превысить показатель почти вдвое.
- А сроки?
Средства выделяются на вузы, которые подведомственны Министерству образования и науки, и на вузы, учредителями которых являются другие федеральные органы власти. У Минсельхоза есть свои вузы, у Речморфлота, у Минкультуры , Минздрава . Зарплата повышается поэтапно, это отслеживается, даются сводки о том, как выстраивается этот график повышения.
Зарплаты сотрудников детских дошкольных образовательных учреждений к какому времени до какого порога должны дорасти?
100 процентов должно быть обеспечено соответствие к заработной плате по общему образованию.
- В этом году?
- На это уже выделяются деньги?
Значительные средства из федерального бюджета. Где полномочия федерации, там одна схема финансирования. Где полномочия регионов, это соответствующая система дотаций. Минфин выделяет регионам дотации на то, чтобы были обеспечены эти показатели.
- 50 млрд. уже выделено на решение проблем с очередьми в детский сад.
Дорожные карты подкрепляются не только нормативными документами, но и определенным финансированием. Повышение зарплаты агрегировано. Масштабно на уровне федерации оно считывается и фиксируется на крупных метках. Многие возмущаются: что это за средняя температура по больнице? На уровне федерации и на уровне такого объема данных такими цифрами как раз и можно регулировать и оперировать. Внутри это выстраивается на гораздо более тонких инструментах взаимодействия.
Поскольку повышение зарплаты осуществляется не всем и каждому - у кого-то будет больше, у кого-то меньше, в зависимости от того, как складывается система оплаты труда на уровне образовательной организации. Есть обязательная часть зарплаты – базовая, а есть стимулирующая. И вот этот стимулирующий фонд распределяется внутри образовательной организации в зависимости от конкретного вклада каждого сотрудника. Разработка этих показателей – дело самой образовательной организации. Так же как и образовательные программы. Мы разрабатываем образовательную программу и понимаем, что школа для того, чтобы ученик достиг вот этого, должна сделать.
- Маленькая дорожная карта школы.
А что я сделаю как учитель этой школы. И это фиксируется в таких показателях. Об этих показателях должна быть определенная договоренность. В соответствии с этим мы будем распределять стимулирующий фонд. У кого-то зарплата может быть существенно выше, у кого-то ниже средней. Поэтому общий уровень складывается в зависимости от того, как работает человек и как оценивают его работы те, кто призван оценить.
- К какому сроку должна быть поднята зарплата работникам школ до уровня средней по экономике региона?
Вот уже.
- Этот год рубежный.
Мы достигаем и удерживаем.
- По профессорско-преподавательскому составу вузов?
У нас поэтапно повышается заработная плата в соответствии с региональными показателями к 2018 году. Дорожная карта – это своеобразный пятилетний план с 2013 по 2018 год.
- Какие результаты должны быть к 2018 году по среднему образованию, высшему и профессиональному?
Основной сухой остаток – решение проблемы с очередью в детские сады. Существенное изменение практики в самих детских садах, связанное с переходом на стандарты. Это отработка содержания работы в школах. Работа на достижение таких показателей, которые позволят нашим школьникам конкурировать с школьниками ведущих стран по результатам. И решение проблемы с условиями в школе.
В среднем профессиональном образовании важным является создание на уровне регионов многофункциональных центров прикладных квалификаций. Не просто колледжей, образовательных организаций, которые дают специальность один раз, а могут давать многократно и тем людям, которые получили образование давно, предоставлять возможность прийти и получить новую специальность, стать востребованным на рынке труда. Это тоже ресурсозатратное направление, поскольку предъявляет большие требования к базе таких организаций.
Высшее профессиональное образование – здесь определенные претензии предъявляются обществом и ожидания, связанные с тем, чтобы наше высшее образование было конкурентоспособным на мировом рынке образовательных услуг.
К 2018 году должны остаться конкурентоспособные вузы, остальные должны либо закрыться, либо их должны слить, реорганизовать, реформировать, подтянуть до современного уровня.
Да. К 2018 году стоят такие амбициозные задачи.
October 24, 2018Минобрнауки и вузы Проекта 5-100 «сверят часы».
Напомним, что этот постоянно действующий совещательный орган создан для рассмотрения вопросов развития ведущих российских университетов (образован в 2013 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 211). В состав Совета входят иностранные и российские представители научно-академического сообщества, государственные деятели, ответственные за реформы в образовании, а также признанные мировые эксперты и исследователи проблем высшего образования. Начиная с 2013 года было проведено 10 заседаний Совета.
На одиннадцатом заседании будут рассмотрены отчеты вузов – участников Проекта 5-100 о реализации программ повышения конкурентоспособности. Кроме того, Совет подготовит для Министерства науки и высшего образования Российской Федерации рекомендации о продолжении государственной поддержки университетов Проекта 5-100 и предложения для вузов Проекта 5-100 по актуализации программ повышения конкурентоспособности.
Накануне заседания Министр науки и высшего образования Российской Федерации, заместитель председателя Совета, Михаил Котюков напомнил, что к 2020 году должно быть обеспечено вхождение не менее пяти российских университетов в топ-100 ведущих мировых рейтингов. «Здесь важно понимать, что Проект 5-100 нацелен не просто на продвижение российских университетов в рейтингах, а предполагает повышение конкурентоспособности всей российской системы высшего образования, ее интеграцию в международное научно-образовательное пространство через формирование группы университетов-лидеров», ‒ подчеркнул министр. При этом он добавил, что опыт университетов Проекта 5-100, их лучшие практики трансформации в ведущие мировые научно-образовательные центры распространяются среди всех российских университетов.
По словам Михаила Котюкова, вузы должны выстраивать эффективную политику по повышению своей конкурентоспособности, наращивать кадровый потенциал, развивать науку, внедрять совместные образовательные программы с российскими и зарубежными партнерами. «Мы ждем от вузов продуктивной работы по всем этим направлениям», ‒ подытожил Михаил Котюков, подчеркнув, что если такая работа будет осуществляться качественно, российское образование будет признано на мировой арене, и многие наши вузы займут достойные места в международных рейтингах.
На Совете в Калининграде с докладами выступят представители университетских команд , в частности БФУ им. И. Канта, КФУ, МФТИ, НИТУ «МИСиС», ТГУ, НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ, РУДН, СПбПУ, ДВФУ и других ведущих российских вузов.
Как отметил губернатор Калининградской области Антон Алиханов, Калининградская область ‒ один из наиболее интенсивно развивающихся российских регионов, который проводит работу по усилению глобальной конкурентоспособности в разных сферах. «На протяжении многих лет БФУ им. И. Канта является одним из ключевых партнеров региона. Благодаря университету регион известен в академической и исследовательской среде, обеспечивается узнаваемость и продвижение бренда Калининградской области как передового и высокотехнологичного региона», ‒ подчеркнул он, добавив, что администрация рассчитывает на продолжение сотрудничества с вузом и поддержит университет.
По итогам заседания члены Совета сформируют предложения и рекомендации как для Минобрнауки России, так и для самих университетов. Минобрнауки России принимает решение о продолжении оказания государственной поддержки вузам – участникам Проекта 5-100 в очередном финансовом году при наличии бюджетных ассигнований на указанные цели.