» » Описание социально педагогической ситуации примеры. Педагогическая ситуация. Анализ педагогической ситуации. Примеры педагогических ситуаций. Правила педагогического общения

Описание социально педагогической ситуации примеры. Педагогическая ситуация. Анализ педагогической ситуации. Примеры педагогических ситуаций. Правила педагогического общения

Факультет иностранных языков

ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Студента 4 курса 3 группы,

специальность:

«английский - немецкий»

Саюнова И.О.

Место прохождения практики :

МОУ «Педагогический лицей»

Г. Великие Луки

Сроки прохождения практики:

с 9.02 по 19.03.2010 г.

Методист от кафедры педагогики:

Буренина Светлана Юрьевна

Псков, 2010г.

Педагогические ситуации

Ситуация 1: Конец учебного дня. Учитель сопровождает класс в раздевалку, ученики балуются и кричат. На сказанные в шутку слова учителя о возможном наказании, одна из девочек спрашивает:«Побьёте?» На вопрос учителя, почему она так думает, она отвечает: «Наказывают – значит бьют».Учитель в шоке, ведь девочка из благополучной семьи, её родители – порядочные люди, однако она даже не понимает, что сказала, воспринимая это как нечто обыденное.

Оценка:
Конечно, девочка могла и просто пошутить, однако пятый класс – ещё не возраст для подобных шуток. Учитывая характеристики её семьи варианта два – либо родители очень умело показывают себя добрыми и хорошими людьми, не являясь таковыми на самом деле, либо же это – влияние кого-то из подружек или телевидения и интернета.

Прогнозирование:
Правили заложившиеся в этом возрасте, сохраняются в подсознании человека на всю жизнь, поэтому тенденция складывается довольно тревожная. В будущем девочка может связаться с плохой компанией и вырасти жестокой и злой на весь мир.

Решение:
На месте учителя я бы тщательнее присмотрелся к её семье, провёл беседу с родителями и порекомендовал им получше следить за кругом общения дочери и тем, что она смотрит. С самой девочкой – провёл бы разговор на тему наказания и взаимоотношений, чтобы дать ей понять, что в жизни всё ещё есть много хорошего.

Ситуация 2:

Учитель вызывает не самого лучшего ученика к доске. Он долго пытается вспомнить то, что у него спрашивают. Ученики посмеиваются, глядя на него, он сначала краснеет, смущается, и вдруг не выдерживает и, крикнув, что материал чересчур сложный, ему с ним не справиться, и вообще он хочет, чтобы его оставили в покое, в слезах выбегает из класса.
Оценка
Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них разовьются такие негативные черты характера, как эгоизм и жестокость. Так же, учителю не стоило держать ученика у доски так долго. Увидев, что от него невозможно добиться результата, следовало сразу посадить его на место, а не продлять его конфуз перед сверстниками.
Прогнозирование


Учитывая истерическую реакцию в конце, можно предположить, что у мальчика либо расшатаны нервы, либо его довело до этого некое внутреннее состояние (например - стыд потому, что в классе находится объект его симпатии), в первом случае есть опасность, что он станет неврологическим больным. В дальнейшем такое отношение сверстников и учителя может привести к озлоблению самого мальчика и, как следствие, множественным неудачам в его личной жизни
Решение

Чтобы восстановить гармонию отношений в классе, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе. Для этого надо дать ученику специальное задание, например творческое, знакомство с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. К тому же, стоит дать ученикам понять, что они не имеют права издеваться над более слабыми людьми, а самому учителю пересмотреть свои методы контроля знаний.

Ситуация 3:

В классе учится дочь одной из учительниц школы. Дети считают её «генеральским ребёнком» и по поводу каждого его успеха перешёптываются об «особом отношении» к ней со стороны преподавателей. Каждую её неудачу, напротив, встречают злорадством. Разумеется, девочка из-за этого сильно переживает, но не может ничего доказать, потому что её попросту не слушают.

Оценка

Учитывая самостоятельность и усердие ученицы, можно заключить, что ученики всего-навсего завидуют её успехам, списывая их на её маму. Девочка пытается восстановить контакт со сверстниками, но её несправедливо отвергают. Прогнозирование

Данная ситуация может развиться двояко. С одной стороны, девочка может добиться неплохих результатов, чтобы доказать, что она что-либо может, но цена этого будет слишком высокой. С другой – такое отношение может вовсе подорвать её интерес к любого рода успеху (какой толк добиваться чего-то, если это всё равно никто не оценит). Решение

Трудно дать общее решения по данной ситуации, так как её развитие и исход зависят от множества переменных. Маме девочки лучше не вмешиваться в неё – это может ещё сильнее убедить учеников в своём мнении. Наверное, лучшим решением будет классическое: дать девочке поручение, выполнение которого оценят сами ребята, позволить ей раскрыться. Возможно, после этого они поймут, что она и сама по себе многого стоит.

Конфликтные ситуации - неотъемлемая часть жизни любого человека, и детский сад не становится исключением. Большинство людей не любят конфликты и стараются избегать их, однако когда речь идет о детях, это не всегда возможно. Правильно выстроив поведение при возникновении неприятных ситуаций, можно сохранить здоровые отношения между детьми, воспитанниками и педагогами, воспитателями и родителями.

Типы конфликтных ситуаций в ДОУ

Конфликтные ситуации в ДОУ можно разделить на несколько типов: конфликты между членами педколлектива, воспитателей и родителей, между родителями, между детьми. Рассмотрим основные причины их возникновения.

Когда речь идет о возникновении конфликтов между педагогами , то наиболее распространенными причинами являются отсутствие материального и морального удовлетворения от труда.

К таким причинами можно отнести следующие:
Взаимное влияние воспитателей и вспомогательного персонала, когда результаты работы одних обуславливают эффективность работы других. Например, несвоевременное выполнение обязанностей помощника воспитателя может отрицательно сказаться на режимных моментах в ДОУ.
Перенесение проблем, которые должны решаться с руководством на горизонтальный уровень отношений, например, нехватка какого-либо оборудования.
Неверное или нечеткое определение обязанностей в коллективе.

Нередко возникают конфликтные ситуации между воспитателем и родителями. Например, ребенок сложно адаптируется к новым условиям при поступлении в детский сад, капризничает, а родители требуют от педагога повышенного внимания к малышу. В некоторых случаях коммуникация между воспитателем и родителем усложняется по личным причинам.

Такие конфликтные ситуации условно можно разделить на две группы: воспитатель ведет себя некорректно или родители предъявляют повышенные требования к его работе. В первом случае следует проанализировать положение и попытаться найти общий язык с педагогом. Возможно, стоит обратиться к членам семьи, чтобы они попытались сгладить конфликт. Также следует узнать, сталкиваются ли другие родители с такими же проблемами. Если решение найти не удается, то следует обращаться к руководству детского сада.

Случается, что родители требуют особенного отношения к своему ребенку или внимания, который педагог государственного детсада просто не может дать. Не стоит забывать, что в группе находится около 30 детей, и каждый нуждается в индивидуальном подходе. В этом случае стоит подумать, как получить желаемое, отдав ребенка в частные детские сады или студии.

Одной из часто встречающихся причин возникновения конфликтов в ДОУ служит недопонимание между родителями. Оно может возникать из-за организационных моментов или когда в конфликт вступают дети. Очень важно не переносить собственные размолвки на детей, не поощрять их ссоры друг с другом. Всегда нужно стараться услышать другую сторону и максимально корректно и понятно донести свою точку зрения на ситуацию.

Обе стороны конфликта должны понимать, что скорее всего его решение требует компромисса. Если произошел конфликт между детьми, то следует выслушать их, желательно в присутствии воспитателя, и разобраться в проблеме. Не всегда то, что рассказывает ребенок оказывается правдой. Если же с родителями не удается достичь мира, то стоит обозначить рамки общения, при которых дети не будут страдать.

Обязательного решения требует конфликтная ситуация в детском саду между детьми. Конечно, речь идет о конфликте, который затянулся или часто повторяется. Дети ссорятся и мирятся много раз на день, забывая об этом. Поэтому несвоевременное вмешательство взрослых может создать настоящий длительный конфликт.

Если же дети постоянно попадают в одни и те же ситуации, то им стоит показать, как можно выходить из конфликта. Это служит хорошей тренировкой умения слушать оппонента, учитывать интересы других, уступать и искать компромиссы. Конфликты и их решения является обязательным атрибутом социализации детей, и родителям следует помогать в этом своему ребенку. Также важно понимать и поддерживать своего малыша, которому очень важна любовь и забота родителей.

Как вести себя воспитателю в конфликтных ситуациях (примеры)

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации в детском саду на примерах, а также разберем, как правильно выходить из них.

Ситуация 1
Ребенок приносит свою игрушку в детский сад и остро реагирует, если ее берут без разрешения. Он может плакать, злиться и даже драться. Так он показывает свое исключительное право на владение игрушкой.
Как вести себя педагогу?
Воспитатель рассказывает, как пользоваться чужими игрушками и настаивает, что всегда нужно просить разрешения, прежде чем что-то взять. Нельзя отнимать силой, если ребенок не хочет делиться. Можно предложить игру «Давай договоримся», когда педагог отслеживает заранее оговоренное количество времени.
Детей нужно поддержать, если они переживают отказ, стимулировать их находить другие игрушки и не капризничать. Также нужно поощрять детей делиться или меняться игрушками, следить, чтобы никто не был обижен. Можно соорудить «Волшебный короб», придумать про него сказку. В коробе, который стоит на видном месте, будут храниться игрушки, которые принесены из дома и которыми сейчас никто не играет.

Ситуация 2
Нередко педагогам также бывает сложно быстро и правильно отреагировать при возникновении конфликтной ситуации. Рассмотрим высказывания воспитателей, если появляется конфликт из-за домашних игрушек.
«Не приноси игрушки, если не следишь за ними». Дети могут потерять свою игрушку во время прогулки или в группе, начать капризничать перед уходом домой, от того что не находят ее. Воспитателю же нужно обеспечить соблюдение режима дня.
«Ты плохо себя ведешь - отнеси игрушки в шкаф». Так воспитатель может изменить поведение ребенка.
«Отдай игрушку, Дима - твой друг», «Не жадничай, это плохо». Воспитатель апеллирует к моральным принципам, чтобы предотвратить конфликт.
Во всех приведенных ситуациях воспитатель остро реагирует на нежелательное поведение ребенка. Однако такая реакция не всегда приводит к положительным последствиям.
Как вести себя педагогу?
Нужно акцентировать внимание детей на необходимости следить за своими игрушками, не терять их, находить перед уходом домой. Отмечать, у кого из детей получается это делать. Также следует проанализировать, какова причина частого обращения ребенка к воспитателю при потере игрушки.
Следует задать детям вопросы о дружбе, друзьях, узнать, что они вкладывают в эти понятия.
При появлении нежелательных реакций нужно разобраться в их причинах. Если недостаточно профессиональных знаний или опыта, то можно обратиться к другому педагогу, педагогу-психологу, пройти курсы повышения квалификации.

Ситуация 3
Примером конфликтов в ДОУ могут быть ситуации, когда потеря игрушки означает утрату маленькой ценности, памятного предмета или подарка. Расстраиваются не только дети, но и родители. Часто они требуют найти игрушку, а это нарушает распорядок дня, например, когда дети должны собираться на прогулку.
Как вести себя педагогу?
Чтобы предотвратить подобные ситуации, лучше обсудить их возможность на первом родительском собрании. Следует спросить у родителей, как они организовывают обхождение с домашней игрушкой на прогулке. Возможно, стоит рекомендовать родителям не отдавать в детский сад игрушку, если она особенно ценна или дорога. Также стоит отметить, что педагог не может отвечать за сохранность игрушки. Важно сохранять доброжелательность и корректно объяснить пределы ответственности воспитателя.

Ситуация 4
Ребенок сломал чужую игрушку, и родители требуют возмещения. Нужно ли в этой ситуации воспитателю включаться в разговор? Мы рекомендуем при возникновении споров попросить родителей выяснить это вне садика. Если воспитатель становится на сторону одного из родителей, он может быть втянут в конфликт, а это всегда нежелательно.

Конфликты воспитатель-родитель и конфликты в коллективе

Конфликт, как обязательный компоненты общественной жизни, присутствует и в отношениях педагога и родителей. Для воспитателя крайне важно грамотно выстроить стратегию поведения в конфликтной ситуации, найти правильные механизмы урегулирования конфликтов в ДОУ.

Прежде всего, нужно проанализировать причины возникновения конфликтов. Родители чаще всего недовольны таким:
с ребенком мало проводят времени;
условия недостаточны для укрепления его здоровья;
к ребенку не находят подхода;
используются наказания;
плохо следят за внешним видом ребенка;
ребенка заставляют или не заставляют есть;
ребенок не получает полной свободы действий;
он создает проблемы для воспитателей;
ребенка могут обидеть агрессивные или гиперактивные дети.

Воспитатели также имеют претензии к родителям. Самыми распространенными бывают:
неуважительное отношение к персоналу детского сада;
неаккуратность оплаты услуг;
у детей нет сменной одежды, они не подготовлены к садику;
нарушается режим дня, когда детей забирают поздно;
предъявляются слишком высокие требования.

Анализ конфликтных ситуаций в ДОУ показывает, что к ним применимы общие правила классификации конфликтов:
возникновение противоречий;
осознание конфликта хотя бы одной стороной;
конфликтное поведение;
исход конфликта.

Существует 5 способов разрешения конфликтов в ДОУ, согласно общей классификации путей выхода из конфликта:
1. Конкуренция - каждый сосредотачивает внимание только на своих интересах.
2. Уклонение - не уделяется внимание своим интересам и интересам партнера.
3. Компромисс - обе стороны идут на уступки.
4. Приспособление - учет интересов другого человека в ущерб собственным.
5. Сотрудничество - позволяет учесть интересы обеих сторон.

Наиболее эффективными способами выхода из конфликта выступают сотрудничество и компромисс.

В коллективе возможно появление конфликтов между двумя людьми, личностью и группой или двумя группами. Как правило, протекание и разрешение конфликтных ситуаций в ДОУ не отличается от решения конфликтных ситуаций между родителями и воспитателями.

Однако педагогам следует приложить усилия, чтобы конфликт не отражался на их профессиональной деятельности, а также атмосфере в детском саду. Для этого следует проанализировать конфликтную ситуацию, возможно, привлечь для этого руководство и найти пути выхода из него.

Конфликты в детском саду неизбежны, однако успешность функционирования образовательного учреждения зависит от того, насколько своевременно и корректно они будут решены. Воспитателям и руководству ДОУ следует обращать внимание на причины возникновения конфликтов, устранять их, а также формировать правильную стратегию выхода из подобных ситуаций.

Анжела Иванова
Педагогические ситуации и их решение

1. Накануне 1 сентября Мише исполнилось 6 лет 11 месяцев. Он в школу не пошел и остался в детском саду. Вите и Васе исполнилось 7 лет, и они пошли в школу. Все мальчики одинаково развивались. Через 1 год было проведено повторное обследование этих детей, оно выявило, что развитие Вити и Васи, обучающихся в школе, было значительно выше, чем Миши, который продолжал посещать детский сад. При сравнении психического развития мальчиков, посещавших школу, более высокие показатели развития, были обнаружены у Вити. Назовите возможные причины разного психического развития мальчиков при условии, что они не болели, и их физическое развитие было примерно одинаковым.

Решение

Более высокое психическое развитие Вити и Васи связано с тем, что они поднялись на новую социальную ступень – стали школьниками. У них появились новые интересы, заботы, отношения, изменилась форма основной их деятельности : она стала учебной. А Миша, находясь по-прежнему в детском саду, задержался в периоде дошкольного детства. Он, конечно, тоже развивался, но не так, как школьники Витя и Вася.

Что касается Вити и Васи, то к концу учебного года стала заметна разница в их развитии. Более активный Витя, который много читал, наблюдал, решал, к концу года самостоятельно осваивал учебный материал : он оказался более развитым.

2. Дети играли в игру «Не замочи ноги» . Надо было перейти болото, используя специальные дощечки, перепрыгивая с одной на другую. Не у всех ребят получалось хорошо. Особенно не получалось у Вити. Он всегда был последним, что его огорчало. Воспитатель сказал, что этому можно научиться, если очень постараться. Витя дома попросил папу научить его хорошо прыгать. Проанализируйте действия воспитателя. Правильно ли он поступил? Почему?

Решение

Воспитатель поступил не правильно, потому что он не учёл темперамент и возрастные особенности ребёнка, ограничив мальчика рамкой «если очень постараться» . Воспитателю следовало сказать ребёнку, чтобы он не огорчался и пробовал снова, тогда потом он смог бы прыгнуть лучше.

3. Антону (7 лет) подарили на день рождения дорогую машину с дистанционным управлением. Он принес машину в детский сад/школу, но предупредил, что никому не даст с ней играть, так как имел наставление от мамы никому машину не давать. Антон отказывал детям в игрушке, давая самые разные объяснения : «Ты девочка - шофером быть не можешь» , «А ты, Илья (его лучший друг, не умеешь управлять ею».

Воспитатель/учитель предложила показать, как можно управлять машиной, а потом передать ее Илье. Антон с предложением воспитателя/ учителя не согласился, объяснив, что Илья непонятливый и не справится с управлением.

Дети не теряли надежды, но Антон был неумолим. Им надоело просить, и они оставили Антона одного. Сначала Антон успокоился, но затем стал поглядывать в сторону играющих детей. Он отнес машину в шкафчик. Потом не выдержал и попытался вступить в контакт с детьми : «Можно, я с вами?» . «Нетушки! Иди, жадничай, без тебя будем играть» ,- ответил ему Илья.

Покрасневший Антон со слезами на глазах закричал : «Я не жадина - тебе дам!» Но Илья стал перечислять других детей, интересуясь, достанется ли им машина. Антон убежал в раздевалку, схватил машину и разбил вдребезги. Мама Антона, узнав о случившемся, так определила свое отношение : «Я так и знала, говорила : не бери машину в детский сад/школу» . Она во всем обвинила Илью.

Решение

Проанализируйте характер отношений мамы с сыном, на чём они основаны. Какую психолого-педагогическую помощь может оказать воспитатель данной семье? Представьте индивидуальную консультацию с мамой Антона.

Мальчик оказался в противоречивых чувствах : с одной стороны он стремился выполнить наказ матери, а с другой – остаться в дружеских отношениях с детьми. Ребёнок боится не выполнить наказ матери и запрещает детям играть с машинкой, тем самым отталкивая от себя детей. В итоге, наказ матери он выполнил, но своё желание (играть с детьми) осуществить не смог. Мальчик находился в психологическом напряжении, он попытался его снять предложив игрушку своему другу, но тот отказался и тем самым лишил Антона возможности снять возникшее напряжение. И ребёнок нашёл выход – он разбил машинку, что, скорее всего, приведёт к конфликту с мамой. Между мамой и ребёнком авторитарный стиль взаимоотношений. Мать подавляет мальчика, навязывая ему своё мнение и поставив себя в позицию «Я права, а ты нет!» . Воспитателю необходимо провести с мамой беседу по поводу случившегося. Мать должна пытаться прислушиваться к мнению сына, больше позволять самостоятельности при принятии ребёнком решений , идти на компромисс в отношениях со своим сыном. На индивидуальной консультации с мамой воспитатель должен рассказать о психологических особенностях детей дошкольного возраста, о стилях взаимоотношений родителей с детьми, также можно рекомендовать маме литературу по проблемам взаимоотношений внутри семьи, предложить памятки по стилям взаимоотношений для их сравнения (сравнить между собой авторитарный, демократический и попустительский стили). Задача воспитателя в данной ситуации будет заключаться в том, чтобы поправить отношения Антона с детьми.

4. Мальчик, 7 лет. С младшей группы проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия.

Решение

Вариант 1.

Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

Вариант 2.

Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.

Вариант 3.

Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала» . А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

5. Когда семилетнего Сережу привели в школу, родители с гордостью сказали, что ребенок готов к школе. Он умеет петь, танцевать, а еще хорошо читает стихи. Детский сад мальчик не посещал. Родители работают, часто их не бывает дома. В это время ребенок находился у бабушки. Когда же папа учил с мальчиком стихи, он нередко говорил : «Учи давай, а то пойдешь в школу, учительница будет тебя ругать, что ты ничего не знаешь». В первые же дни Сережа на занятиях заскучал, а потом и вовсе сказал, что в школу он не пойдет, ему там не нравится.

1. Что послужило причиной неуспехов в школе?

Решение

Волевая готовность предполагает, что ребенок способен поставить цель, принять решение , наметить план действий, исполнить его, проявить определенное усилие, оценить результат своего волевого усилия.

6. Дима (6 лет) привык, чтобы его хвалили. Нарисует рисунок и бежит к соседям показывать; угостит бабушку конфетой и тут же заключает : «Я добрый!» ; после прогулки положит свои вещи на место и ходит сзади мамы : «Правда, я молодец?» ; сделает сооружение из строителя и снова : «Я настоящий мастер, верно?» - Молодец! Ты ведь у нас самый-самый, - подтверждают родители. Часто хвалят сына в его присутствии : и рисует он хорошо, лучше, чем другие, и песен знает много, и стихи читает выразительно, и ростом-то выше своих сверстников. При случае награждают игрушкой, лакомством за то, что не капризничал, за то что сегодня хорошо себя вёл с бабушкой… И так изо дня в день.

Хорошо или плохо, что Диму часто хвалят? Как это отражается на воспитании ребенка? В каких случаях следует поощрять ребенка?

Решение

Поощрение – один из методов воспитания детей. Поощрение оправдано, если оно содействует моральному росту ребенка. Однако, применяемое часто и непродуманно, оно не только утрачивает свою ценность, но и развивает в ребенке отрицательные качества : исключительность, превосходство, стремление поступать хорошо напоказ. Нет ничего аморальнее «примерного» поведения, хороших поступков напоказ, за награду.

Понятие о нравственных конфликтах.

План

Лекция 6. Нравственные конфликты и пути их разрешения.

1.Понятие о нравственных конфликтах.

2.Виды конфликтов (привести примеры пед. ситуаций и пед. задач)

3.Особенности педагогических конфликтов и пути их разрешения

Конфликты взрослых и детей, учителей и учеников – реальность педагогической практики. Конфликт – это противодействие людей, обусловленное возникшими между ними противоречиями и сопровождаемый высоким напряжением и дисгармонией эмоциональных состояний. В связи с тем, что его последствиями являются стрессовые состояния учителя, детей, конфликт должен быть рассмотрен как нарушение нравственных педагогических норм взаимодействия.

В. А. Сухомлинский так пишет о конфликтах в школе: «Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребёнке несправедливо. Думайте о ребёнке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости, педагогического мастерства учителя.

Вообще изучению педагогических конфликтов посвящён новый раздел педагогической науки – педагогическая конфликтология , автором которой является В. И. Журавлёв . В работе «Основы педагогической конфликтологии» конфликт рассматривается как в общенаучном, так и в педагогическом аспекте. В педагогическом плане конфликт понимается как фактор стрессового состояния.

Выделяются следующие группы педагогических конфликтов : конфликты дидактического характера; конфликты этики; запредельно-этические конфликты (педагогические правонарушения); конфликты дисциплины; конфликты в методике обучения; конфликты в тактике взаимодействия; конфликты, вызываемые бестактностью учителей. Их следует объединить в следующие виды:

1. Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности.

2. Конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы.

3. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

В своём развитии конфликт проходит определённые этапы :

Ø возникновение конфликтной ситуации;

Ø усиление взаимной эмоциональной напряжённости между сторонами-участниками;

Ø возникновение повода;

Ø наступление самого конфликта;

Ø положительное или отрицательное разрешение конфликта.



Рассмотрим каждый вид конфликтов.

Конфликты деятельности:

Они возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

Педагогическая ситуация:

«Идёт урок математики в 6 классе. К доске вызваны два мальчика, они работают по индивидуальным карточкам. Другие ребята выполняют задание под руководством учителя. Один из мальчиков (Саша), видимо, в чём-то затрудняется при выполнении здания: часто стирает написанное, оглядывается на ребят; второй ученик уверенно выполняет задание. Ребята выполнили задание, прокомментировали его. Учительница проверяет выполнение заданий мальчиками у доски. Подходит к Саше и заявляет: « Ну вот, всегда он так, этот Саша! Посмотрите, ничего-то он не знает!» Саша вспыхнул, зло крикнул: «Ну и учись сама!» - и выбежал из класса.

Классному руководителю мальчик объяснил, что ему нечего делать на уроке. Учительница была возмущена такой реакцией ученика: раньше, по её словам, он был скромный, тихий и не возмущался на такие замечания».

Подобные ситуации на уроках по поводу учебной работы могут привести к полному неподчинению учителю, приобрести характер конфликта.

Тогда конфликт деятельности становится конфликтом поведения и отношения, разрешить который значительно труднее, потому что он может принимать групповой характер и учитель останется без поддержки учеников.

Конфликты поступков:

Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок может вызываться совершенно различными мотивами.

Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников.

Педагогическая ситуация:

«Три года назад я пошёл в однодневный поход с учащимися 4 класса. Всё проверил как положено, но, пройдя 500 м, решил ещё раз проверить: у Оли М. оказался тяжёлый рюкзак (она взяла 4 кг картофеля), он «резал» плечи. Посоветовавшись, ребята решили отдать картофель мальчику, у которого был самый лёгкий рюкзак. Но этот мальчик – Вова Т. сразу и резко отказался. Ребята дружно возмутились его отказом, тогда Вова побежал куда глаза глядят, два мальчика побежали за ним, но не догнали, а он вернулся домой. Мы взяли его рюкзак и пошли дальше. Отдыхали, веселились… Вечером к Вове зашли две девочки, отдали рюкзак и вручили букет полевых цветов.

Мальчик был испуган таким отношением, он ожидал другого, долго переживал случившееся.

1 сентября по дороге в школу меня догнал Вова с букетом цветов, извинился и сказал, что был не прав. Мы разговорились, и я узнал, почему он отказался нести картофель. Оказывается, когда он собирался в поход, то всё думал, как облегчить свой груз, даже не взял необходимые вещи – на тебе, вдруг картофель! Ему это показалось обидным, отсюда и реакция.

Перед ребятами я его похвалил, раскрыл причину отказа и увидел радость за товарища в глазах ребят».

Исходя из внешнего восприятия поступка и упрощённой трактовки его мотивов, учитель часто даёт оценку не только поступку, но и личности ученика, чем вызывает обоснованное возмущение и протест у учеников, а иногда стремление вести себя так, как нравится учителю, чтобы оправдать его ожидания.

Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией и самооценкой поступка, в результате ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт.

Конфликты отношений:

Часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуаций и имеют, как правило, длительный характер.

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго разрушают взаимодействие ученика с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых.

Учителю трудно судить о характере взаимоотношений с учениками класса: среди них есть согласные с учителем, нейтральные, следующие за большинством, и противоборствующие, несогласные с учителем.

Тяжело переживается учителями конфликт отношений, когда он происходит не с одним учеником, а с группой, поддержанной учениками всего класса. Это бывает в том случае, если учитель навязывает ребятам свой характер взаимоотношений, ожидая от них ответной любви и уважения.

Педагогическая ситуация:

«Молодая учительница по математике работала классным руководителем в 6 классе. С ребятами было, как ей казалось, полное взаимопонимание, она много проводила с ними времени и часть девочек буквально ходили за ней, но в классе было больше мальчиков. На вопрос: «Как она привыкает к классу?» - всегда отвечала, что у неё всё в порядке, с ребятами полное взаимопонимание. В декабре учительница пришла в школу в приподнятом настроении, в учительской сказала, что у неё День рождения. В таком эмоционально приподнятом настроении она пошла на урок в свой класс, ожидая, что ребята заметят её настроение, поздравят её. Но ожидание не оправдалось, ребята молчали. Учительница начала урок, но, когда попыталась писать на доске, мел заскользил – доска была чем-то натёрта. У учительницы резко сменилось настроение, и она, рассерженная, обратилась к классу: «Кто это сделал?» В ответ молчание. «Неблагодарные! Я всё делала для вас, не жалела времени, а вы…» В класс были приглашены администрация школы, родители, и началось выяснение, кто это сделал. Но ребята упорно молчали. Тогда учительница сказала, что в поход они не поедут. Ребята упорно молчали. После каникул класс стал неуправляемым, и учительница ушла из школы».

Конфликт раскрыл подлинное отношение ребят к учителю: они поняли её неискренность в отношениях с ними и жестоко продемонстрировали несогласие с ней.

Отношение между учителем и учениками становятся разнообразными и содержательными, выходят за рамки ролевых, если учитель интересуется учениками, условиями их жизни, занятиями вне школы. Это даёт возможность реализовать воспитательную ценность ситуации или конфликта.

Ситуация 1. Надя, 7 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к вожатому.

Мои действия: Провожу беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объясняю, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предлагаю сыграть по очереди.

Ситуация 2. Никита, 7 лет. Стеснительный мальчик, очень замкнут, медлителен. В лагере он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми.

Мои действия: Оказалось, что мальчик с раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. Чтобы повысить самооценку ребенка, стала предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили сверстники. Дала этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, тем самым повысив его авторитет в группе

Ситуация 3. Максим 8 лет. Мальчик играл в лагере в игрушки, и потом оказалось, что пропала одна машинка.

Мои действия: Предварительно, поговорив с мамой мальчика, чтобы та побеседовала с сыном, что нехорошо брать чужие вещи и убедила его вернуть игрушку.

Ситуация 4. Катя 7 лет и Борис 8 лет. Дети постоянно конфликтовали по поводу места за столом.

Мои действия: Предложила Борису, как настоящему джентльмену, уступить место даме. Сказала, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Ситуация 5. Олег и Вика 8 лет. Дети играли в «Догонялки», во время бега постоянно сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Мои действия: Останавливаю игру, успокаиваю детей. Объясняю, что если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Объясняю правила, обговариваю с детьми правила безопасности.

Ситуация 6. Денис 8 лет. Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Мои действия: Даю ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, только тогда ты ему подсказываешь, тихонько, чтобы больше никто не слышал».

Ситуация 7. После спортивных состязаний дети из проигравшей команды остро реагировали на поражение, возмущались.

Мои действия: Объясняю детям, что проигрыш - это всего лишь одна из ступенек к победе, если концентрироваться не на том, что сделали не так, а на том, что надо было сделать, чтобы выиграть, или что позволило соперникам выиграть, объясняю, что следует делать, чтобы выиграть.

Ситуация 8. Данила 8 лет. Мальчик часто показывает демонстративное поведение, чем мешает вожатому.

Мои действия: Наедине говорю ребенку свои чувства, которые я испытываю, когда сталкиваюсь с такими формами поведения. Затем пытаюсь узнать, чего он хотел добиться таким поведением. Оказывается, мальчик считает, что я не обращаю на него внимания. Предлагаю ему в следующий раз, в подобных ситуациях, просто подходить ко мне и говорить об этом. Так же предлагаю ему важную должность помощника вожатого.

Ситуация 9. Рома 8 лет. Отказывается мыть руки перед едой.

Мои действия: Провожу разговор о вреде микробов и важности личной гигиены. Затем предлагаю мальчику следить, чтобы все дети мыли руки перед едой.

Ситуация 10. Ксюша 8 лет. Девочка подошла с жалобой, что её подружки Катя и Лиза с ней не играют.

Мои действия: Интересуюсь у девочек, почему они не играют с Ксюшей. Оказывается, что девочка хочет играть по своим правилам. Предлагаю девочкам сначала поиграть по правилам Кати и Лизы, а потом по правилам Ксюши. Объясняю, что в дружбе важно прислушиваться к мнению других.

Заключение

Прохождение психолого-педагогической практики является важным элементом учебного процесса по подготовке специалиста.

В это время будущий педагог применяет полученные в процессе обучения знания, умения и навыки на практике.

Основными задачами в этот момент являются:

· ознакомление со спецификой работы учреждения образования;

· получение практического опыта работы;

· улучшение качества профессиональной подготовки.

Практика помогла мне научиться самостоятельно решать определенный круг задач, возникающих в ходе работы педагога. Я поняла, что на практике будет востребована основная часть знаний, полученных мной в университете.

Выводы

Педагогическая практика в летнем лагере, безусловно, помогла формированию моих профессиональных компетенций.

Психолого-педагогическая практика доставляет большое удовлетворение, прежде всего от ощущения реальной эффективности помощи детям.

На успешность моей работы с детьми положительное влияние оказала, прежде всего, способность находить простой человеческий контакт. А всё, что для этого необходимо – такт и стремление к взаимопониманию.

Дополнительная литература:

1.Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. М. Просвещение, 2002. 239 с.

2. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. В.Н. Пунчик. Минск: Красико-Принт, 2009. 176 с.

3.Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю.Б., М. Астрель ВКТ АСТ, 2008.

4.Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2004. 304 с.

5.Учимся дома: дистанционное обучение / авт.-сост. В.Н. Пунчик, С.В. Вабищевич, М.В. Короткевич. Минск: Красико-Принт, 2010. 176 с.