Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Проект по окружающему миру «Кто нас защищает» МОУ Серебряно-Прудская средняя школа №1 им. В.И. Чуйкова Проект выполнила: ученица 3 «В» класса Белякова Александра Руководитель: Колганова Елена Владимировна Консультант: Белякова Наталья Александровна
Цели и задачи проекта: Узнать, какие специальные службы защиты населения были созданы для обеспечения безопасности повседневной жизни Воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ Освоение навыков находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС.
Благодаря кому мы можем жить и спокойно работать? Какие службы защищают население? Для того, чтобы обеспечить безопасность в повседневной жизни, были созданы специальные службы защиты населения:
Наша армия родная На горах высоких, На степном просторе Охраняет нашу Родину солдат. Он взлетает в небо, Он уходит в море, Не страшны защитнику Дождь и снегопад. Шелестят берёзы, Распевают птицы, Подрастают дети У родной страны. Скоро я в дозоре Встану на границе, Чтобы только мирные Снились людям сны.
Пожарная охрана В огне пылает все вокруг, На лицах всех один испуг, Но вмиг пожарные пришли, Пожар потушили, людей всех спасли. Ловкость, скорость, сила Огонь вмиг победили. Будьте же всегда такими: Храбрыми, мужественными, А от нас вам «Спасибо!»
Полиция В зной и в холод, в дожди и в туманы, В час, когда Вам опасность грозит На почетном посту постоянно Полицейский России стоит. Он, порою, ценой своей жизни Защитит Вас от бед и невзгод. Полицейский свободной Отчизны, Непременно на помощь придёт
Скорая медицинская помощь В любую погоду, дорогой любой, Вы мчитесь спасать наши жизни. Вы скорая, и вам не ведом покой, Вы не совершите ошибки! Диагноз поставите верно всегда, Спасибо за это, родные! Мы верим, не будет страшна нам беда, Раз есть вы у нас, дорогие!
Аварийная газовая служба Огонь горит на нашей кухне, Из газа вспыхнет и не тухнет. Пусть ваша служба нелегка, Но труд ваш нужный, не напрасный!
Служба спасения (поисково – спасательная служба) Работает в городе Служба спасения, Работает в будни И в воскресенье. Если вдруг с кем-то Случится беда - Служба спасенья Поможет всегда.
Выводы: В жизни каждого человека случается немало радостных событий. Но, к сожалению, порой бывает и так, что нам необходима чья-то помощь и защита. Находясь дома или в школе, мы знаем, к кому обратиться в трудную минуту, - это наши родители, учителя, друзья. Но, оказавшись один на один с огромным городом, посёлком, никто не застрахован от различных опасностей. Угрозы могут подстерегать повсюду - в общественном транспорте, кино, театре, просто на улице. Преступники любыми способами пытаются нарушить покой в нашей жизни. Данный проект помог мне узнать, какие службы смогут мне в этом помочь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над проектом по окружающему миру в 4 классе "По местам боевой славы".
Работа над проектом происходила в мини - группах, каждая из которой имела своё индивидуальное задание. Презентация проектов состоялась накануне праздника Дня победы. Материал был связан с краеве...
Педагогический проект по окружающему миру в рамках развивающего обучения во 2-4 классах "Вторичное использование пластиковых бутылок как способ сохранения чистоты окружающей среды".
Проект-презентация о вторичном использовании пластиковых бутылок на призводстве и в быту....
Урок № 2. Проект «Богатства, отданные людям»
Цель: определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной литературе, Интернете; подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки); оформлять стенд, презентовать проект; оценивать результаты работы.
Планируемые результаты:
Личностные УУД : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
Определять место человека в мире;
Характеризовать семью, народ, государство как части общества;
Обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; Умение рассматривать, сравнивать, классифицировать, структурировать, анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; - соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. Умение высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.
Сопоставлять формы правления в государствах мира;
Работать в группе;
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Познавательные УУД : понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; использовать знаково-символические средства; строить рассуждения.
Регулятивные УУД : научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием Интернета.
Коммуникативные УУД : определение целей, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками.
Девиз: «Мир освещается солнцем, а человек знанием».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
– Что такое природа? (- Все, что нас окружает и не сделано руками человека .)
– Что такое организмы? (- Организмы – это любое живое существо, живое тело с его согласованно действующими органами.)
– Живую природу изучает особая наука – биология. Это слово произошло от двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – наука.
– Что такое царства? (- Царства – это большие группы живых организмов.)
– А какие царства бывают? (- Растений, животных, грибов, бактерий.)
– Кто такие бактерии? (- Бактерии – это крошечные организмы.)
– Что такое микроскоп? (- Микроскоп – это увеличительный прибор, который помогает увидеть бактерии.)
Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Докажите.
– Что общего у человека и животных?
– В чем существенное отличие человека от животного?
– Как разум помогает человеку устраивать свою жизнь?
– Где «помещается» разум человека?
– Есть ли головной мозг у животного? (– Головной мозг человека, в отличие от головного мозга животного, особенно развит. Благодаря головному мозгу в любую минуту, не выходя из комнаты, мы можем представить удивительные картины окружающего мира, звездное небо, густой туман, моросящий дождь.)
– Какая наука рассказывает о том, что происходит в душе человека во время общения с окружающим миром? (- Психология - (от греческих слов «психе» – душа, «логос» – наука).
– Какие органы чувств вы знаете? (- Глаза, нос, язык, уши.)
О каких познавательных процессах мы говорили на прошлом уроке? (- Восприятие, память, мышление, воображение.)
С. 8 задание 2. Кто готов выступить в роли царя с речью? (Оценивание детей.)
III. Изучение нового материала (мотивация к познавательной деятельности)
Многие люди, наделённые богатым внутренним миром, щедро делятся этими богатствами с другими. В чем это может проявляться? (- Это проявляется в их поступках в семье, в общении с друзьями и, в профессиональной деятельности, в подвигах, которые они совершают.)
Сегодня на уроке мы поговорим о таких людях. Люди создают удивительный мир, который их окружает: технику, постройки, произведения искусства. Один из известных людей прошлого века – Василий Александрович Сухомлинский. Он написал книгу, которая называется «Сердце отдаю детям». Как вы думаете, кем был Сухомлинский? И как вы понимаете название этой книги? (- Наличие разума. Человек может думать, размышлять, фантазировать. Слушать учителя. Высказывает предположения.)
Проверьте свои предположения на с. 16.
Дети, знаете ли вы людей, о которых можно сказать, что они свою жизнь посвящают другим людям?
Только ли об известных людях так можно сказать? ∙
Дети, как вы понимаете название текста «Богатства, отданные людям»?
Ребята, посмотрите на рубрику учебника «Наши проекты». Скажите, какие проекты вы уже делали в 1-м и во 2-м классе?
Зачем мы выполняем проекты?
Чему мы учимся, работая над проектом?
Что самое сложное при работе над проектом?
Что самое важное при работе над проектом?
Кто и что являются нашими помощниками при работе над проектом?
IV. Подготовка к проекту
Есть ли среди ваших знакомых, земляков такие люди? Расскажите о них.
Прочитайте текст учебника (с. 17) и составьте план работы над проектом.
Что мы можем определить на основании представленной в учебнике информации?
В какой форме можно представить свой проект? (- В форме презентации, газеты, книжки-раскладушки, устного журнала, альбома и т.д.)
Кто нам будет необходим при оценивании проектов? (- Журналист, художник, издатель, докладчик, музыкальный редактор.)
Чем можно пользоваться дополнительно для получения информации? (- Рисунки, книги из библиотеки, интернет.)
V. Итог урока.
Вам понравился урок? Чем?
Заинтересовала ли вас тема проекта?
Домашнее задание: с. 16-17 доделать проект (презентация, книжка-раскладушка, устный журнал, альбом).
КАРТОЧКА-ПОМОЩНИЦА
Окружающий мир
Создание проекта «Богатства, отданные людям»
(в 3 классе)
Для выполнения проекта, необходимо определить о каком человеке будет рассказ. Это может быть член семьи, кто-либо из родственников или знакомых, возможно, это человек, который вошел в историю, благодаря совершенному подвигу или благородному поступку. Многие люди, наделенные богатым внутренним миром, щедро отдают эти богатства людям, что проявляется в их поступках в семье, в профессиональной работе, в благородном служении Отечеству, в великих подвигах, которые они совершают.
2-й лист
ПЛАН ПРОЕКТА
:
1. Фамилия, имя, отчество человека, о котором пойдет речь в проекте.
2. Обоснование выбора, почему именно этого человека выбрали.
3. Непосредственный рассказ или история о герое проекта.
4. Свое отношение к данному человеку или его поступку.
5. Какими источниками пользовались при создании проекта.
6. Кого необходимо поблагодарить за помощь в работе.
3–й лист
(по желанию)
Фотографии, рисунки, которые помогли бы сделать работу более
яркой, интересной, красочной.
МКОУ Заволжский лицей
« Мы за чистый город Заволжск»
Кутовая Анастасия,Севастьянов Ярослав, Рябченкова Карина,
Федотычева Анастасия, Шмелёв Динила
учащиеся 3 –в класса
муниципального казённого
общеобразовательного учреждения Заволжский лицей
(название образовательного учреждения)
Руководитель Смирнова Надежда Александровна
Предметная область Окружающий мир
2017-2018 уч. год.
Содержание.
Введение. 3
Цели и задачи. 4
Влияние бытовых отходов на состояние окружающей среды. 5
Полигон бытовых отходов. 7
Проблема бытовых отходов в городе Заволжске 9
Этапы реализации проекта 11
Анализ выполненной работы, достигнутые результаты. 12
Литература. 14
Введение.
С развитием науки и техники количество поступающих в атмосферу вредных веществ увеличилось, их больше накапливается в водоёмах, в почве, что изменяет протекание круговорота веществ в природе. Ярким примером загрязнения, вызванного деятельностью человека, являются твёрдые бытовые отходы. Вопросы уборки территории города, сбора, вывоза мусора, утилизации отходов, на сегодняшний день стоят остро, являются значительной составляющей организации жизни в городе.
В России 2017 год объявлен годом экологии. На уроках окружающего мира мы рассматриваем вопрос о экологической ситуации в нашей стране и во всём мире. Учащиеся нашего класса решили рассмотреть эту ситуацию на примере нашего города.
Целью данной работы является:
выявление актуальности проблемы образования, сбора, хранения и переработки твердых бытовых отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности человека, поиск оптимальных путей решения данной проблемы.
Задачи:
Определение понятия, состава и количества образующихся твердых бытовых отходов, их влияния на состояние окружающей среды и здоровье населения;
Изучение возможных путей утилизации твердых бытовых отходов и их последствий;
Привлечение внимания общественности на данную проблему, воспитание экологической культуры у населения.
Влияние твердых бытовых отходов на состояние окружающей среды и здоровье населения
Влияние отходов на окружающую среду определятся, в первую очередь, их токсичностью: чем токсичнее отходы, тем значительнее последствия загрязнения окружающей среды и более жесткие требования по их размещению.
Все отходы подразделяются на пять классов опасности по воздействию на окружающую среду.
Типы отходов по классам опасности
I класс –Чрезвычайно опасные
Очень высокая
Экологическая система необратимо нарушена. Период восстановления отсутствует
II класс –
Высоко опасные
Высокая
Экологическая система сильно нарушена. Период восстановления не менее 30 лет после полного успешного устранения источника вредного воздействия
III класс –
Умеренно опасные
Средняя
Экологическая система нарушена. Период восстановления не менее 10 лет после снижения вредного воздействия от существующего источника
IV класс –
Малоопасные
Низкая
Экологическая система нарушена. Период самовосстановления не менее 3 лет.
V класс –
Практически неопасные
Очень низкая
Экологическая система практически не нарушена
Под размещением отходов понимают, прежде всего, операции, связанные с захоронением и складированием, а также использование, переработку и обезвреживание отходов. Будущее влияние процесса управления отходами будет зависеть от того, как изменятся указанные факторы. Окончательная обработка отходов, на сегодняшний день, означает либо их захоронение на свалке, либо сжигание. Два этих вида оказывают разное, но в обоих случаях негативное влияние на окружающую среду. Также хранение и захоронение отходов ведет к нерациональному использованию земельных ресурсов – для их размещения отчуждаются десятки гектаров пригодных к использованию земель.
Неиспользуемые отходы – это тысячи тонн безвозвратно потерянных материальных ресурсов, которые можно было бы вовлечь в хозяйственный оборот города. Утилизация отходов позволяет более бережно расходовать природные ресурсы.
Для предупреждения возможного неблагоприятного влияния отбросов на здоровье человека и условия его жизни в каждом городе организуется санитарная очистка территории, обеспечивающая сбор, удаление и обезвреживание отходов.
Полигоны твердых бытовых отходов
В настоящее время наиболее распространенными сооружениями по обезвреживанию удаляемых из городов твердых бытовых отходов являются полигоны, где отходы складируются на грунт с расчетом на их последующую минерализацию.
Полигоны – природоохранные сооружения, обеспечивающие защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующие распространению болезнетворных микроорганизмов, размещаемые за пределами городов и других населенных пунктов.
При выборе участка для устройства полигона твердых бытовых отходов учитывают климато-географческие и почвенные особенности. Выбирают ровную местность, исключающую возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей, открытых водоемов, почвы расположенных по близости населенных пунктов.
Допускается отвод земельного участка под полигон твердых бытовых отходов на территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод устройством перехватывающих нагорных канав, отводящих эти воды в открытые водоемы.
Площадь участка, отведенного под полигон, выбирают из расчета его эксплуатации в течение 15-20 лет. В уплотненном слое твердых бытовых отходов на полигонах происходят медленные процессы разложения, минерализации органических веществ и их обезвреживания. За счет проникновения атмосферного воздуха процессы аэробного и анаэробного разложения более интенсивны в слое твердых бытовых отходов толщиной 1-2 м. За счет аэробного биотермического процесса температура твердых бытовых отходов поднимается до 30 0 С, в течение 3-5 лет интенсивно забирается влага с поверхности. Часть атмосферных осадков, просачиваясь сквозь толщу измельченных отходов, может поступать в подземные воды. Не исключен вынос с фильтратом бактерий кишечных инфекционных заболеваний (брюшного тифа, паратифа, дизентерии), а также туберкулеза, столбняка, газовой гангрены, сибирской язвы. В связи с этим участки под полигоны выбирают на естественном водоупорном слое.
Наблюдения показали, что на полигонах твердых бытовых отходов с изолирующим слоем 15 см растут клевер и различные сорняки, которые способствуют почвообразовательным процессам. Большинство культивируемых растений, посаженных в условия недостаточного слоя изоляции твердых бытовых отходов, гибнет.
Проблема бытовых отходов в городе Заволжске
Человек, выбрасывая мусор, не задумывается о последствиях своих действий. А ведь этот мусор содержит весь букет тех веществ, которые являются токсичными для человека. Вместе с талыми водами потоки мусора, а вместе с ним и токсичными веществами попадают в реки, нанося колоссальный ущерб всему живому. Загрязняются токсичными отходами и грунтовые воды. Если не принимать кардинальных мер по переработке, утилизации мусора, то в скором будущем нас ждет огромная свалка.
В городе поставлено много урн, которые регулярно освобождаются. Обновлены контейнеры для сбора бытовых отходов. Регулярно производится вывоз мусора, но всё-таки ещё есть несанкционированные свалки в черте города. Полигон мусора за городом периодически загорается, и удушливый дым направляется ветром на город. Городская администрация старается откликаться на жалобы граждан, но этого бывает недостаточно.
Жители частных домовладений, не имея возможности воспользоваться услугой по вывозу отходов, вынуждены искать незаконные способы избавиться от своих отходов – сжигать их или сваливать в ближайший овраг.
Так появляются многочисленные стихийные свалки на окраинах городов и сёл, в окрестных лесах и оврагах. Расширение охвата жителей частного сектора услугой по обращению с отходами позволит значительно снизить количество стихийных свалок.
К наведению порядка на городских улицах активно подключилось подрастающее поколение, трудовые коллективы, местное население. Школьники выходят на субботники. Ребята из спортивно-трудового отряда при администрации Заволжского городского поселения успешно совмещают общественно полезный труд со спортом.
Ребята большие молодцы! Только представьте: силами подростков за летний сезон преобразятся городской парк, набережная и некоторые городские улицы.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
Задача этапа:
анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы.
Задачи этапа: создание экологической среды в группе, привлечение их к предстоящей творческой работе; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через уроки окружающего мира,проведения экологических акций, подбор литературы и информации по проекту.
3 этап – практическая деятельность
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведение экологической акции.
4 этап – итоговый
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности
Формы работы по реализации проекта:
Наблюдения и экологические экскурсии;
Создание презентации;
Познавательное чтение;
Конкурс рисунков,выбор лучших для создания листовки
Создание листовки. распространение
Формы и методы работы с родителями:
Участие родителей в субботнике.
Проведение совместных экологических экскурсий.
Анализ выполненной работы, достигнутые результаты.
Во время распространения листовок жители города заинтересовались нашим обращением. А окончательный итог работы по проекту мы будем наблюдать после новогодних и рождественских праздников.
Уважаемые жители города!
Одной из проблем российской экологии является повсеместное загрязнение бытовым мусором городов. Не нравится мусор на улицах твоего города? Прояви активную позицию и не упусти возможность сделать родной уголок культурнее! Своим личным примером покажи горожанам, как важно жить в красивом, ухоженном городе с чистыми улицами. В преддверии больших праздников мы, учащиеся МКОУ Заволжского лицея, призываем
вас
сохранять чистоту и порядок в городе! Мы верим в то, что когда-нибудь мусор совсем исчезнет с улиц нашего города!
Литература:
Заволжская общественно- политическая газета « Авангард»:
Учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан « Обитатели земли»
Фотографии учащихся.
Шаблон презентации: http://pedsovet.su/template/49968
Приложение
Проект по окружающему миру «Разнообразие природы родного края»
Подготовил ученик 3 класса
МБОУ «Ютановская СОШ»
Егор Темников
Руководитель: Темникова И.Н.
Цель проекта: познакомиться с разнообразием животного мира Белгородской области. Задачи проекта: расширение представлений о разнообразии животного мира Белгородской области Гипотеза: я предполагаю, что если мы будем больше знать о своём родном крае, то будем бережнее относится к его богатствам.
В разных частях земного шара природа отличается. В России, в разных местах, природа может быть разной, сильно отличаться от природы других мест. Поэтому родная природа для каждого человека - своя .
Есть родная природа - простой лесок, обычная зеленая лужайка, привычные птицы, простые знакомые цветы. Тому, кто здесь живет, такая природа покажется слишком незамысловатой. А тому, кто раньше такого не видел, наоборот, очень романтичной, необыкновенной.
А для меня такой родиной стала Белгородская область.
Животных в нашей области насчитывается более 15000 видов.
Животный мир
В настоящее время на территории Белгородской области насчитывается примерно 350 видов позвоночных животных .
Среди млекопитающих (около 60 видов ) самыми крупными являются копытные: лоси, кабаны, косули, пятнистые олени, которые занесены в Красную книгу
Грызуны: байбаки, сурки, суслики, слепыши, различные виды мышей, которые приносят определенный вред полям.
Заяц – русак является одним из самых многочисленных охотничьих зверей в области.
Белка в настоящее время обитает в основном на западе области.
- На территории области обитает много видов хищников мелких и средних размеров
Белка
лесной и степной хорьки
лиса
лесная и каменная куницы
барсук
ласка
горностай
Волк - самый крупный хищник в области
ежик
енотовидная собака
Млекопитающие, жизнь которых тесно связана с водоёмами встречаются редко.
европейская норка
выдра речная
бобр
ондатра
Птицы
Птицы
Птицы
- На территории области насчитывается 208 видов птиц , соловьи, и другие.
Зяблик
Пеночка
Синица
Славка
Соловей
Дрозд
Дятел
В населённых пунктах и около них обитают :
ворона
сизый голубь
воробей
грач
ласточка
кольчатая горлица
галка
В последние годы наблюдается увеличение численности белого аиста.
На полях и лугах встречаются:
трясогузка
жаворонок
чекан
каменка
коростели
перепела
Пресмыкающиеся
Из пресмыкающихся в области обитают не менее двух видов змей: ужи и гадюка обыкновенная
степная гадюка
медянка
Широко распространены прыткая и живородящая ящерицы.
Земноводные
- Земноводные представлены 3 видами:
гребенчатый тритон
серая жаба
озёрная остромордая лягушка
зелёная жаба
обыкновенный тритон
прудовая остромордая лягушка
Рыбы
В водоёмах обитает около 30 видов рыб, из которых 10 промысловые.
щука
плотва
окунь
карась
налим
карп
линь
По оценкам специалистов , на территории Белгородской области обитают:
- насекомых не менее 9000 видов,
- насекомых не менее 9000 видов,
- насекомых не менее 9000 видов,
- насекомых не менее 9000 видов,
- насекомых не менее 9000 видов,
- до 300 видов пауков , не менее 50 видов ракообразных, до 100 видов моллюсков .
- до 300 видов пауков , не менее 50 видов ракообразных, до 100 видов моллюсков .
- до 300 видов пауков , не менее 50 видов ракообразных, до 100 видов моллюсков .
- до 300 видов пауков , не менее 50 видов ракообразных, до 100 видов моллюсков .
- до 300 видов пауков ,
- не менее 50 видов ракообразных,
- до 100 видов моллюсков .
Насекомые
Ракообразные и черви
щитни
жаброноги
Моллюски .
Родная природа - это все водоемы, и недра земли, полезные ископаемые, все животные, которые водятся на нашей Белгородчине, все растения, которые здесь произрастают.
Наша природа очень богатая и заслуживает того, чтобы мы ее берегли !
Исследовательский проект по окружающему миру для 3 класса «Белка-летяга»
Минакова Екатерина, ученица 3 класса МКОУ «Кобыльская СОШ» Глушковского района Курской области.Руководитель: Скочек Елена Васильевна, учитель начальных классов МКОУ «Кобыльская СОШ» Глушковского района Курской области.
Описание материала: Данная работа будет полезна учителям начальной школы и их ученикам. Она поможет больше узнать о белках-летягах.
Цель: формировать бережное отношение к белкам-летягам.
Задачи:
1. Подобрать и изучить литературу о жизни белок-летяг, её внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
2. Узнать, какие бывают белки-летяги.
3. Собрать информацию о способах охраны белки-летяги.
4. Выяснить, почему белку-летягу так зовут? Летяга – значит летает?
Обычных рыжих белочек знают все, многие их видели. В том числе и я.
А вот какая белка-летяга, похожа ли она на обычную белку?
Летяга – значит летает?
Эти вопросы я задала ребятам нашей школы. В моем опросе приняли участие 20 учеников нашей школы. 10 учеников сказали, что это летающая белка, 7 человек сказали, что белка-летяга планирует с ветки на ветку, 3 человека сказали, что белка-летяга не летает. Я всегда думала, что белка-летяга летает. Но прочитав книги, статьи о белках-летягах, посмотрев фотографии, я изменила свое мнение.
Этот грызун по внешнему виду очень напоминает привычную нам белку, благодаря чему и является представителем этого семейства. Размеры этого зверька довольно скромные. Длина тела составляет 12-23 см, а длина хвоста -11-13 см. Вес грызуна до 170 г. Продолжительность жизни- до 5 лет. Голова имеет округлую форму, глаза большие и черные. У летяги маленькие пальцы с короткими, но острыми когтями на концах. Ушки у зверька округлые. Они не имеют кисточки на концах. Задние лапки летяги длиннее передних. Между передними и задними лапами у зверька есть широкая кожная складка, которая служит парашютом во время прыжков. Этим она отличается от обычной белочки. Также этого грызуна отличают большие глаза.
Хвост у нее такой же пушистый, как у обычной белки. Его белка-летяга использует для балансировки и направления своего прыжка. Одним прыжком летяга может преодолеть до 60 м. На самом деле белка-летяга не летает, а планирует в воздухе, перемещаясь с одного дерева на другое. Во время полёта её передние конечности широко расставлены, а задние прижаты к хвосту, образуя треугольный силуэт. Чтобы пролетать как можно дальше, белка-летяга обычно взбирается на верхушку дерева, с которого собирается планировать на другое дерево. Сбоку белки-летяги хорошо видно сложенную складку, которая выполняет роль крыла. Мех у летяги очень красивый и нежный, более гладкий и мягкий на ощупь, чем мех белки. Верхняя часть туловища окрашена в серебристый цвет с бурым или рыжеватым оттенком, а низ – белого цвета. Зимний мех более пушистый и теплый, имеет разные оттенки серого. Увидеть летягу в лесу очень трудно. Ее окраска помогает ей сливаться с серым цветом стволов осин.
Основу рациона белки-летяги составляет растительная пища(орехи, фрукты), но они могут есть насекомых и мышей. Все зависит от того, где обитает белка. Например, в северо-восточных краях им приходится питаться почками лиственницы. За один сезон летяга может собрать до 15 тысяч штук орехов.
Местом жительства этих милых грызунов являются смешанные и лиственные леса. Животное активно весь год. Днем их встретить практически нереально, так как белки-летяги – ночные и сумеречные животные. Но кормящие самки и молодняк иногда выходят и в дневное время суток. Летяги – очень трудолюбивые и запасливые животные, поэтому очень много времени посвящают поискам пищи и подготовке к зиме. В спячку летяга не впадает.
Гнезда предпочитают устраивать в дуплах деревьев на высоте от 3 до 12 м. Иногда их можно обнаружить в расщелинах скал. Материалом для их гнезда чаще всего служат мох, мягкие лишайники и трава. Ежегодно у самки летяги появляется от 2 до 4 детенышей. Интересный факт, что при рождении детеныши слепые, но уже к возрасту 1,5 месяцев начинают совершать первые прыжки и пытаются планировать в воздухе.
Это очень миролюбивые и добрые животные. Благодаря тому, что летяга очень проворно прыгает с ветки на ветку, большую часть жизни она предпочитает проводить на деревьях, а на землю спускается крайне редко и неохотно. Но, к сожалению, этих забавных зверьков становится все меньше и меньше. Почему это безобидное создание исчезает? По одной версии, белка-летяга исчезает из-за вырубки леса. Вместо высоких деревьев остаются пни, и белка не может преодолеть этот участок и остается в ограниченном пространстве. К тому же белки живут в дуплах больших осин, а дупла образуются только в старых деревьях. Сейчас старых деревьев становится все меньше. Эти животные исчезают с огромной скоростью, поэтому охотиться на них запрещено. В неволе летяга приживается плохо, так как ей нужно пространство для прыжков.
Я сочинила стихотворение о белочке - летяге:
У ёлки есть особый друг
Его белкой-летягой зовут.
С ветки на ветку перелетает,
Орешки и шишки в дупло собирает.
Итог проекта:
1.Выступить с данным проектом на уроке окружающего мира.
Литература:
Я познаю мир: Детская энциклопедия: животные М.: ТКО «АСТ», 1996.
Динец В. Л., Ротшильд Е. В. Звери. Энциклопедия природы России. М.: 1998.